Ваш комментарий о книге
Черноиваненко Е. Литературный процесс в историко-культурном контексте. Развитие и смена типов литературы и типов литературно-художественного сознания в русской словесности ХІ-ХХ вв.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора (3)
ББК 83.3Р
Ч49
УДК 882.09
Настоящее пособие является первым в Украине и странах СНГ опытом создания теоретической истории литературы. В книге рассматриваются методологические и теоретические проблемы литературного процесса, история русской словесности XI-XX веков как развитие и смена религиозно-риторического, светско-риторического и эстетического типов литературы и художественно-литературного сознания. Эволюция русской литературы прослеживается автором в широком историко-культурном контексте.
Книга адресована студентам-филологам, аспирантам, преподавателям литературы, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей русской литературы, художественной культуры.
Посібник є першою в Україні і країнах СНД спробою створення теоретичної історії літератури. В книзі розглядаються методологічні і теоретичні проблеми літературного процесу, історія російської словесності XI-XX століть як розвиток і зміна релігійно-риторичного, світсько-риторичного і естетичного типів літератури і художньо-літературної свідомості. Еволюція російської літератури простежується автором в широкому історико-культурному контексті.
Книга адресована студентам-філологам, аспірантам, викладачам літератури, а також широкому колу читачів, що цікавляться історією російської літератури, художньої культури.
Рецензенти: О. В. Шпильова, доктор філологічних наук (Інститут
літератури ім. Т. Г. Шевченка НАН України)
Г. Д. Клочек, доктор філологічних наук (Кіровоград-
ський педагогічний інститут ім. В. К. Винниченка)
Друкується за постановою Вченої Ради
Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова
Книга створювалась при фінансовій підтримці фонду “Відродження”
Ч 4603020101 — 001 Без оголош. © Є. М. Чорноіваненко, 1997.
217 — 97 © Р. М. Кучинська, комп?ютерне оформлення обкладинки, 1997.
ISBN 966-587-000-9
От автора
Эта книга создавалась как учебное пособие к курсу теории литературы для студентов филологических факультетов университетов. Получилась она не совсем обычной, т. к. представляет собой экспериментальное пособие к экспериментальному курсу теории литературы. В чем же заключается ее необычность, ее экспериментальный характер?
Во-первых, эта книга является опытом создания учебника не традиционной нормативной (общей), а исторической теории литературы.
Написанный на материале истории русской словесности, этот учебник одновременно является опытом создания “теоретической истории русской литературы”, необходимость разработки которой акад. Д. С. Лихачев отмечал еще четверть века назад.
Создание такого учебного пособия стало возможным лишь с освобождением нашей науки от засилия вульгарно-социологической методологии. Но отказ от старой методологии обязывает к настойчивым поискам новой. Разделяя убежденность ряда известных современных ученых (С. С. Аверинцев, Л. М. Баткин, М. М. Бахтин, П. А. Гринцер, А. Я. Гуревич, Д. С. Наливайко, А. М. Панченко, др.) в том, что методологическим базисом литературоведения должна стать история культуры, я попытался рассмотреть здесь русский литературный процесс в историко-культурном контексте. Думаю, именно такой подход позволяет нам не только констатировать и описывать те или иные явления и закономерности в литературном процессе, но и увидеть, понять их как отражения неких общекультурных явлений и закономерностей, значит — объяснить и их природу, и их генезис. А ведь еще древним было известно: настоящее знание — знание причин. Правда, реализовать такой подход куда труднее, чем заявить, ибо методология и методика культурологического анализа литературного процесса разработаны еще недостаточно. Посему и в методологическом отношении данный учебник оказался экспериментальным.
В своем анализе литературного процесса я руководствовался идеей историзма, который также понимается здесь не вполне традиционно. Историзм видится мне в ясном осознании того, что развитие литературы — это переход литературы (следова-тельно — и всех составляющих ее феноменов: слова, текста, произведения, жанра, стиля, авторства и т. д.) из одного качественного состояния в другое. Но для обозначения качест-венного состояния литературы необходимо предложить соответствующие понятия, которыми здесь являются “тип литературы” и “тип художественно-литературного сознания”. История русской словесности рассматривается в данном пособии именно и прежде всего как последовательное развитие и смена религиозно-риторического, светско-риторического и эстетического типов литературы и художественно-литературного сознания, каждому из которых дается характеристика. Насколько мне известно, так история литературы еще не рассматривалась, по крайней мере — в учебниках.
Наконец, отмечу и то, что контекстом, в котором рассматривался литературный процесс, нередко была не только история русской культуры, но и история общества и государства. В силу необходимости мне пришлось коснуться здесь и ряда сложных и дискуссионных вопросов русской истории. Моя трактовка нередко расходится с теми интерпретациями, которые давно стали привычными для многих. Кому-то предлагаемая здесь концепция исторического развития России и ее культуры может показаться необычной, но необычность — еще не свидетельство ошибочности.
Надеюсь, что читатель, ознакомившись с этой книгой, поймет: ее необычность порождена не стремлением к самоцельной оригинальности, а настоятельной необходимостью по-новому осмыслить проблемы теории литературного процесса и истории русского литературного развития.
В заключение хочу поблагодарить коллег по кафедре теории литературы Одесского университета, чья поддержка сделала возможными и создание этой книги, и апробацию мной воплощенной в ней концепции при чтении лекционных курсов. Более всего я благодарен за понимание и помощь много лет руководившему кафедрой профессору Григорию Андреевичу Вязовскому. Пусть эта работа послужит данью его светлой памяти.
Ноябрь 1996 г. Е. ЧЕРНОИВАНЕНКО
ОБ АВТОРЕ
Черноиваненко Евгений Михайлович, 1952 г.р.
Доктор филологических наук (специальности "русская литература" и "теория литературы"), профессор кафедры теории литературы и компаративистики Одесского национального университета имени И.И.Мечникова, декан филологического факультета.
Окончил филологический факультет Одесского государственного университета имени И.И.Мечникова в 1975 г. по специальности «русский язык и литература».
Кандидатскую диссертацию «Автор и герой. Проблема автобиографизма в прозаическом произведении» по специальности «теория литературы» защитил в 1983 г. в докторском специализированном учёном совете при Институте литературы им. Т.Г.Шевченко АН УССР.
Докторскую диссертацию «Тип литературы и тип художественно-литературного сознания в литературном процессе» по специальностям «теория литературы» и «русская литература» защитил в 2002 г. в специализированном совете при Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко.
Работал старшим лаборантом, ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры теории литературы и компаративистики, заместителем декана факультета. С 2002 г. – профессор названной кафедры, с 2003 г. - декан филологического факультета.
Научные интересы: вопросы теории литературного процесса, литература в контексте культуры, специфика развития русской литературы.
Автор книги «Литературный процесс в историко-культурном контексте. Развитие и смена типов литературы и типов литературно-художественного сознания в русской словесности ХІ-ХХ вв.» (Одесса: Маяк, 1997. – 712 с.) и 60 статей.
Читает курсы теории литературы, введения в литературоведение, истории русского литературоведения.
В 2002-2006 гг. – член экспертного совета по литературоведению ВАК Украины.
Награды: «Відмінник освіти України»; Почётная грамота Министерства образования и науки Украины;Почётная грамота Министерства образования и науки Республики Болгария; медаль «Иван Вазов» от правительства Республики Болгария; почётный знак сената Республики Польша; медаль «Bene merito» Министерства иностранных дел Республики Польша; грамота Верховной Рады Украины.
Любезно прислано правообладателем
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|