Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Ла Сор У., Хаббард Д., Буш Ф. Обзор Ветхого Завета
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо предисловия V
Список сокращений VIII
Перечень карт X
1 АВТОРИТЕТ ВЕТХОГО ЗАВЕТА 1
2 ОТКРОВЕНИЕ И БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ 7
3 КАНОН 16
4 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА 25
5 ГЕОГРАФИЯ 38
6 ПЯТИКНИЖИЕ 50
7 БЫТИЕ: ПЕРВОБЫТНЫЙ ПРОЛОГ 63
8 БЫТИЕ: ИСТОРИЯ ПАТРИАРХОВ 80
9 ИСХОД: ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН 109
10 ИСХОД: СОДЕРЖАНИЕ И БОГОСЛОВИЕ 123
11 ЛЕВИТ 140
12 ЧИСЛА 153
13 ВТОРОЗАКОНИЕ 165
14 РАННИЕ ПРОРОКИ 178
15 ИИСУС НАВИН 185
16 СУДЬИ 200
17 РОЖДЕНИЕ МОНАРХИИ (1 ЦАР.1-31) 212
18 ЗОЛОТОЙ ВЕК ИЗРАИЛЯ: ДАВИД И СОЛОМОН
(2ЦАР.1 -ЗЦАР.11) 228
19 РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (3 ЦАР. ] 2.1 - 4 ЦАР. 18.12) 241
20 ИУДЕЯ ОДНА (4 ЦАР. 18-25) 260
21 ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 270
22 ПРОРОКИ И ПРОРОЧЕСТВО 279
23 ЕВРЕЙСКАЯ ПОЭЗИЯ 288
24 АМОС 299
25 ОСИЯ 309
26 ИОНА 322
27 МИХЕЙ 330
28 ИСАИЯ:ФОН 339
29 ИСАИЯ: ПОСЛАНИЕ 352
30 МЕССИАНСКОЕ ПРОРОЧЕСТВО 367
31 ИЕРЕМИЯ 374
32 СОФОНЙЯ И ИОИЛЬ 394
33 НАУМ И АВВАКУМ 406
34 АВДИЙ 415
35 ИЕЗЕКИИЛЬ 420
36 АГГЕЙ 438
37 ЗАХАРИЯ 446
38 МАЛАХИЯ 457
39 ПИСАНИЯ 463
40 ПСАЛТИРЬ 466
41 УЧИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 485
42 ПРИТЧИ 498
43 ИОВ 510
44 ЕККЛЕСИАСТ 530
45 ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ 544
46 РУФЬ 554
47 ПЛАЧ ИЕРЕМИИ 560
48 СВИТОК ЕСФИРИ 566
49 ВЗГЛЯД ЛЕТОПИСЦА 572
50 КНИГИ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ 579
51 ДАНИИЛ 598
Общая библиография 613
СКАЧАТЬ КНИГУ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Русский читатель впервые берет в руки один из фундаментальных учебников по Ветхому Завету, написанный с целью синтезировать богословские проблемы с историко-археологическими, культуральными изысканиями, а также с позициями библейской критики последнего столетия.
Учебник написан тремя профессорами Вильямом С. Ла Сором, Дэвидом А. Хуббардом и Фредериком У. Бушем, преподававшими Ветхий Завет в Фуллеровской Богословской Семинарии и был предназначен ими как для колледжей, так и для семинарий. Он является, по словам авторов, плодом пятнадцатилетних усилий. Текст учебника широко обсуждался со студентами, "оставившими свои отпечатки пальцев буквально на каждой его странице".
Учебник написан американцами, в основном, для американцев. Он насыщен ссылками на труды известных библеистов, которые чаще принадлежат к традициям Нового Света, и на русский язык не переведены. Мы сохраняем все же все ссылки на литературные источники, ибо сегодня значительная часть богословской литературы, изданной за рубежом становится доступной для русскоязычного читателя. По этим же причинам фамилии большинства упоминаемых в книге авторов, если не существует устойчивой русской их транскрипции, даются на языке оригинала. Студенты богословских семинарий активно изучают английский язык и смогут при желании прочесть книги, на которые ссылаются авторы учебника. И все же читателю, живущему в постсоветском, не только геополитическом, но и духовном пространстве, же будет непросто вжиться в общий "богословский контекст" учебника. И вот почему. Хотя учебник и написан верующими людьми для верующих людей, в то же время он создавался в атмосфере широкого вторжения в библейские изыскания светской "позитивной науки", вооруженной современной методологией в большей степени, чем просвещенной Духом Святым.
О подобном подходе к Библии писал замечательный русский философ Владимир Соловьев. "Для немецкого протестантского учительства Библия скоро сделалась не столько нормой жизни, сколько предметом теоретического изучения. Менее всего заботясь о практической ограде преданий, они, напротив, усиленно стараются исключить из разумения Слова Божия всякий традиционный элемент. Протестансткое изучение Библии перешло в критику, а критика перешла в отрицание. В наши дни (статья опубликована в 1884 году) для передовых учителей протестантизма Библия уже не есть опора веры, а только предмет отрицательной критики и, если они все-таки склонны придавать ей исключительное значение и более всего ею занимаются, то это есть лишь дело привычки.... Религиозное учительство, в свою очередь уступает место школьной учености, преимущественно антихристианского направления... Теперешним разрушителям библейских текстов нечего сказать миру и некуда вести его" В.С.Соловьев. Еврейство и христианский вопрос. В кн.: "Русская идея и евреи. Роковой спор." Москва, "Наука", '994, с. 16-61 . Более века спустя после того, как эти
жесткие слова были сказаны, в протестантской библеистике произошли серьезные изменения. Теории, родившиеся в эпоху "высокого критицизма", сегодня в значительной степени не выдержали испытания методами позитивной науки, на которые так уповали ученые (и отнюдь не только и не столько библеисты) в прошлом
столетии. И издаваемый ныне учебник прекрасно иллюстрирует как само преодоление разрушительных тенденций в библеистике, так и неполноту этого преодоления. Авторы явно принадлежат к умеренно-консервативному крылу протестансткой теологии и весьма далеки от расплывчатых позиций либерального богословия, не видящего разницы между Писанием и текстом, Богодухновенностью и вдохновением, Откровением и открытием. И тем не менее, отрицая либеральное богословие и критикуя "минималистские" установки в отношении Библии, авторы все же редко выходят из круга проблем и вопросов, поставленных в эпоху библейского гиперкритицизма. "Бой" библейскому либерализму дается "на его поле". А здесь созданы условия, не слишком благоприятные для библейской веры... Чего только стоит требование критиков найти внебиблейские подтверждения исторического существования патриархов! Авторы учебника справедливо ссылаются на данные раскопок, которые показывают, что описания повествований о патриархах в книгах Бытия НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ историческому контексту и, вероятнее всего восходят именно к той эпохе, с которой жизнь Авраама, Исаака и Иакова соотносится в Библии. Но для веры не довольно ли слов Самого Иисуса Христа, сказавшего, что Бог Авраама, Исаака и Иакова - "не есть Бог мертвых, но живых"(Мф. 22.32), и тем самым засвидетельствовал существование родоначальников Богоизбранного народа. И в рамках традиционного христианского сознания подвергнуть сомнению историчность патриархов автоматически означает усомниться в словах Того, кто Сам был воплощенное Слово и "свидетель верный" (Отк. 1.5)
Тем же стремлением сопоставлять тексты Библии и, быть может, неосознаваемой недооценкой Божественности Иисуса, следует объяснить рассуждения о том, какая из книг Ветхого Завета оказала "наибольшее влияние на Спасителя".
В журнале "Time" за январь 1996 года была опубликована статья "Являются ли Библейские сказания истиной?" Один из тезисов статьи - в любой момент археологическая находка в Святой Земле может ЛИБО ПОДТВЕРДИТЬ ЛИБО ОПРОВЕРГНУТЬ слово Библии. Автору этих строк приходилось часто слышать о якобы вновь найденных свитках и документах, которые вот-вот "прольют истинный свет" на содержание Библии... При этом ожидается, что в результате библейской археологии вот-вот утвердится окончательный взгляд на Книгу Книг как на величайший памятник мировой культуры. И только. Авторы уделяют максимальное внимание параллелям Библии и внебиблейских источников, как бы поддаваясь общей тенденции века - испытывать все разумом. Вместе с тем в значительной мере уходит на задний план внутренняя гармония Священного Писания, то "всепокрывающее единство" (термин авторов учебника), которое характерно для библейских текстов -вне зависимости от авторства и времени написания.
Мы верим, что Слово Библии непогрешимо и обычно уделяем внимание верному истолкованию текста, в истинности которого не сомневаемся... При прочтении Ветхого Завета христиане традиционно ищут в нем последовательность Божьего плана спасения сынов Адама, ищут "прототипы", то есть те сюжеты, которые прообразуют события Нового Завета. Тысячелетия христианского богословия породили особую библейскую науку - типологию, которую проще всего было бы определить как "присутствие Нового Завета в Ветхом". Авторы с одной стороны
подчеркивают преемственность двух Заветов, а с другой критикуют типологический подход к Ветхому Завету, отдавая явное предпочтение не метафорическому, но буквальному, рассматриваемому в определенном историческом контексте, пониманию Библии. Им остаются чуждыми даже изыскания Мартина Лютера в области типологии. Что касается опыта толкования Библии, сложившегося в первые четыре века христианства, то этот опыт остается "за кадром" учебника, хотя в предисловии авторы и отдают должное радикальной интерпретации Ветхого Завета Спасителем и Его Апостолами. Не анализируются даже такие общепринятые в мировом христианстве "прообразующие" сюжеты Библии как жертвоприношение Авраама и исцеления от укусов змей в пустыне посредством вознесенного на древо медного змия.
Что поделать: научное исследование текста всегда обращено в прошлое, в историю, оно всегда ищет параллели и подтверждения событий вне самого текста. Этим исследование Писания и отличается от проповеди, которая привносит Слово в контекст сегодняшней жизни и рассматривает современную историю сквозь призму библейских событий. Как рядовой верующий читатель Библии так и священник или пастор ищет в Слове Божием опору и смысл своего существования "здесь и теперь". Ученые более заботятся о том, чтобы реконструировать значение Слова для тех людей, к которым оно было НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЩЕНО, не всегда помня о том, что Слово обращено ко всем и - на все времена.
И тем не менее - заинтересованный читатель найдет в учебнике не только обзор богословской полемики и теорий, но и сложную, полную драматизма картину Ветхозаветной истории в том виде, в котором она восстает из руин и документов, найденных на Ближнем Востоке, он лучше поймет жизнь и быт Народа Завета, а многие сложнейшие проблемы, с которыми обычно сталкивается читатель Библии, возможно, уже не покажутся столь неразрешимыми.
Борис ХЕРСОНСКИЙ
ББК 87.36
Dewey 221.61 Las.
Уилльям Сэнфорд Ла Сор, Давид Аллан Хаббард, Фредерик Уилльям Буш.
ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА: Откровение, литературная форма и исторический контекст Ветхого Завета. [Пер. с англ.] - Одесская Богословская Семинария ЕХБ, изд-во "Богомыслие", 1998.- 615 с. ("Библейская кафедра").
ISBN 5-7707-4437-5 1. Библия, Ветхий Завет -- Обзор
Это одна из лучших книг в своем роде.
Авторы - высокоавторитетные представители консервативного направления в христианском богословии. Однако в своем изложении они не навязывают своего решения спорных вопросов, сохраняя объективность и глубину рассуждений.
Преподаватели и студенты богословия найдут здесь массу информации, неоценимой как в научных исследованиях, так и в процессе обучения.
Пер. с англ. Б.Г.Херсонский, А.Ф.Тихомиров.
Редакторы Б.Г.Херсонский, А. Ф. Тихомиров.
Технический редактор Л. А.Зотова. Корректор В.А.Сологуб.
Old Testament Survey: The Message, Form, and Background
of the Old Testament
Copyright О 1982 by Wm. B. Eerdmans Publishing Co. All rights reserved. ISBN 0-8028-3556-2
ISBN 5-7707-4437-5 © 1998, Одесская Богословская Семинария,
"Богомыслие"
ОДЕССКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ ЕХБ
Уилльям Сэнфорд С. Ла Сор
Давид Аллан Хаббард
Фредерик Уилльям Буш
ОБЗОР
ВЕТХОГО ЗАВЕТА
«БОГОМЫСЛИЕ»
«БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ»
1998
Откровение, литературная форма и исторический контекст Ветхого Завета
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел библиология
|
|