Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема  16. Философия гуманитарных наук

1.Естественные и гуманитарные науки. Споры об особых методах гуманитарных наук:
а) Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г.Риккерт). Противопоставление наук о природе как «генерализирующих» наукам о культуре как «индивидуализирующим»;
б) герменевтическая теория наук о духе (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер). Объяснение и понимание. Познание и понимание;
в) Ю. Хабермас: коммуникативная природа понимания в социальных науках;
г)  М. Фуко: исследование роли отношений власти и знания в формировании наук о человеке.

1. Выделив науку, как отдельный центральный компонент человеческой деятельности, представляется целесообразным разделить ее на две группы:
- естественные науки — науки, в которых человек изучают природу. Основная особенность этих наук заключается в том, что феноменальные «объекты» природы достаточно просты и стабильны, существуют реально, а их свойства совершенно не зависят от желания и действия человека;
- гуманитарные науки — науки, изучающие  человека, сообщества людей, их деятельность и качества.
Гуманитарные науки наиболее сложны с точки зрения методологии (многие принципиальные вещи не могут быть проверены на практике и, кроме того, не поддаются проверке вообще, являясь предметом, как околонаучных, так и политических спекуляций; многие вещи «существуют» только в воображении представителей этих наук; то есть гуманитарные науки исследуют не только феноменальные, но и ноуменальные вещи).

а) Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) [36; 173], существовавшая в первой половине XX в., выступает  против традиционного разделения научных дисциплин на науки о природе и науки о духе, которое было основано на различении их предметных областей. Предлагается иное деление наук:
- номотетические науки, отыскивающие общие законы;
- идеографические науки, описывающие  специфические и неповторимые события.
Но дело в том, что гуманитарные науки имеют дело в основном с неповторимыми событиями, следовательно,  по-прежнему сохранялось  деление наук на естественные и гуманитарные. Впоследствии неокантианцы предложили такое деление наук:
- науки генерализирующие, но не оценивающие (классическое естествознание);
- индивидуализирующие и не оценивающие (эволюционная биология, геология и т.п.);
- генерализирующие и оценивающие (социология, экономика);
- индивидуализирующие и оценивающие (история).
Таким образом, основным  методом естественных наук является генерализация (лат. generalis  - общий, главный) - 1) логический прием, предусматривающий обобщение, переход от частного к общему, подчинение частных явлений общему принципу; 2) метод познания, позволяющий на основании выделения множества элементов, имеющих однотипную характеристику (генеральной совокупности) и выбора единицы анализа изучать массивы (системы) этих элементов. А методом гуманитарных наук является индивидуализация - процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений.
б) Герменевтическая теория наук о духе (Ф. Шлейермахер, Э.Бетти, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер) была предложена её основателями как специфический метод гуманитарных наук. Герменевтика - (от греч. hermeneuo  - разъясняю)  - 1) искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков; 2) теория и общие правила интерпретации текстов; 3) филос. учение о понимания и интерпретации. Герменевтика мыслится прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», предметом герменевтики выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности.  Понимание человека возможно на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком, образованием [34; 61-67; 226-227; 242].
Важнейшей особенностью понимания представители герменевтики  считают так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого [34; 61-67; 226-227; 242].Так, слово, предложение и текст образуют целое, которое можно понять, если понятно, что есть соответственно слово, предложение, текст, причем в духе творческого наследия автора. В науке герменевтический круг образуют факты и теория: факты отбираются на основе теории, но и она сама интерпретируется на основе фактов. Согласно герменевтике, человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится [34; 61-67; 226-227; 242]. Выпадая из герменевтического круга, человек перестает быть человеком; как человек он всегда находится в герменевтическом круге, в круге понимания [34; 61-67; 226-227; 242]..
Таким образом, герменевтика выступает как своеобразный способ философствования — «от понимающего бытия». Такой подход весьма продуктивен в анализе различных сторон человеческой жизни.
в) Немецкий философ и социолог Ю. Хабермас в качестве метода  социальных наук предложил теорию коммуникативного действия [222-224], которая заключается в следующем. С момента возникновения человеческого общества процесс труда, понимаемый как инструментальное действие, и межличностные отношения (интеракция, процесс общения и др.) как коммуникативные действия тесно связаны. Это два решающих социокультурных фактора, которые определяют специфику человеческого общества и уровень его развития. Они универсальны и непреходящи. Однако если первому уделялось достаточно внимания как в философских, так и в экономических учениях, то второй практически не рассматривался в своем основном значении – как социальное действие – и не выделялся из категорий производительных сил и производственных отношений. Кроме того, следует иметь в виду, что интеракция основывается на языке и осуществляется благодаря ему, а язык требует истолкования, следовательно, и эти составляющие (второго фактора) должны быть рассмотрены и в новых структурных связях, и в плане социального действия.
Этот тезис и доказывает Хабермас в своей теории, ставя главной своей целью обоснование т.н. «коммуникативного разума», или «коммуникативной рациональности» и «коммуникативного действия», направленных на разрешение противоречий существующей социальной реальности и на выработку новых культурных смыслов, которые могут послужить ориентирами как для развития общества, так и самого человека [222-224].
г) Центральной темой исследования французского философа, теоретика культуры и историк М.Фуко становятся отношения власти и знания, социального и научного, определяющие, с его точки зрения, всю совокупность специфических возможностей культуры в каждый конкретный исторический период. Знание – это и зло, и сила, оно одушевлено переживаниями, страстями, инстинктами. Власть и знание неразделимы, власть порождает знание, а знание есть власть [218-220]. 
Таким образом, гуманитарные знания стремятся найти истину, познать объективные законы человеческой деятельности и культуры. Гуманитарные науки тоже изучают природу, но совсем другую – духовную, или разумную.

Контрольные вопросы

1.В чём различие естественных и гуманитарных наук?
2. Каковы основания противопоставления наук о природе как наукам о культуре в неокантианстве?
3. Что такое герменевтический круг? Как он влияет на процесс научного познания?
4. Почему Ю. Хабермас придавал большое значение соцциалным коммуникациям?
5. Как взаимодействуют власть и знание в разные исторические периоды?

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия
Список тегов:
наука о человеке 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.