Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Все книги автора: Чернявская Ю. (2) Чернявская Ю. Психология национальной нетерпимости. ХрестоматияОГЛАВЛЕНИЕПРЕДИСЛОВИЕЧАСТЬ IИ. КОН. Психология предрассудкаГ. ПОМЕРАНЦ. Кто такие «чужаки»?А. ЦЮРУПА. Ксенофобия как проявление инстинкта этнической изоляцииЛ. ГУМИЛЕВ. Психологическое несходство этносовГ. ЛЕБОН. Психологическая иерархия расП. ГУРЕВИЧ. Старые и новые расовые мифыЛ. ИОНИН. Культурный шок конфликт этнических стереотиповМ. ХОРКХАЙМЕР, Т. АДОРНО. Психоанализ антисемитизмаВ. ГРОССМАН. Антисемитизм и национал-социализмИ. ГАСАНОВ. Национальные стереотипы и «образ врага»Ю. БРОМЛЕЙ, Р. ПОЛОЛЬНЫЙ. Возможна ли дружба народов?ЧАСТЬ 2П. СОРОКИН. Национальный вопрос как проблема социального равенстваИ. КРУПНИК. Причины «взрыва» национализма в нашей странеГ. ГУСЕЙНОВ. Социально-психологические аспекты строительства национального государстваД. ФУРМАН. Карабахский конфликт: национальная драма и коммунальная склокаС. ЧЕРВОННАЯ. Абхазия: посткоммунистическая ВандеяР. ВЕБЕР. Немец или русский?В. ШУБАРТ. Ненависть к немцамИ. ИЛЬИН. О национальном призвании РоссииИ. ШАФАРЕВИЧ. Теория «малого народа»Ю. КАРАБЧИЕВСКИЙ. Народный аттракцион «Борьба с евреем»А. ВОРОНЕЛЬ. Евреи среди арабовН. ИВАНОВА. Интеллигенты: подстрекатели или миротворцы?- - - - - - - - - - - - - - Составитель Ю.В. Чернявская (Библиотека практической психологии) Хрестоматия Минск, Изд-во «Харвест», 1998. Страны СНГ и Балтии изнемогают от конфликтов этнического характера Абхазия и Приднестровье, Карабах и Чечня, Таджикистан и Фергана, Латвия и Тува «Армянский вопрос», «еврейский вопрос», «немецкий вопрос» «Пришлые» и «коренные», «граждане» и «неграждане». Проблема национальной нетерпимости существовала и в годы коммунистического режима, однако всячески замалчивалась и скрывалась. Отечественная наука эту проблему не изучала. В те годы дозволялось писать только о дружбе народов и пролетарском интернационализме. Поэтому предлагаемая хрестоматия более чем актуальна. Представленные в ней фрагменты работ известных психологов, этнологов, публицистов позволяют читателям выработать ясное, всестороннее, научно обоснованное представление о сути и причинах межнациональной вражды. - - - - - - - - - - - - - - ПРЕДИСЛОВИЕВ одной древней притче рассказывается о двух враждовавших племенах, которые жили на противоположных берегах реки. Как-то раз представитель одного из них повстречал волшебника, сказавшего ему: «Я дам тебе все, чего ты пожелаешь при условии, что человек из племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И туземец ответил: «Ослепи меня на один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, ослеп совсем. Эта притча свидетельствует, что вражда между нациями существует испокон веков. В течение многих десятилетий существования СССР межнациональные конфликты на его территории либо замалчивались, либо объяснялись происками религиозных фанатиков, политических экстремистов, вражеских агентов, словом, «врагов народа». Что касается «простого человека», то его считали беззаветным интернационалистом. Но сейчас стало уже очевидным, что объяснять межнациональную вражду кознями неких «агентов» или фанатиков просто наивно. Причина национализма – не в конкретных одиозных личностях, а в самом факте существования и взаимного противопоставления наций. Кровавые столкновения на почве национальной розни, с участием десятков тысяч людей, невозможно объяснить одним лишь подстрекательством оголтелых вожаков. В конфликтах на национальной почве нет ни правых, ни виноватых, в них нет, и не может быть победителей – есть только жертвы. Тем не менее, сегодня даже самый большой оптимист не посмеет утверждать, что национальный вопрос будет окончательно разрешен в ближайшие десятилетия. «Постсоветский национализм», в общем, имеет те же причины, что и в других странах. Его отличие лишь в том, что в стране, где была упразднена частная собственность на средства производства, постепенно возник иной вид собственности – этническая территория. В местах компактного проживания тех или иных наций (тем более – в новых национальных государствах) оказалось очень удобным разделять одинаково нищих, одинаково бесправных жителей на «пришлых» и «коренных», обвиняя первых в большинстве несчастий последних. Яркий пример – Латвия, с ее режимом апартеида для так называемых «неграждан». Но только ли в этом корни нынешних сложностей, трений, конфликтов в области национальных отношений? Можно ли полностью объяснить подобные явления исключительно нашим прошлым? Может быть, неприязнь к «чужакам» одно из врожденных психических свойств человека? Может быть, национализм и расизм обусловлены в основном психологическими и биологическими факторами? Да и вообще, совместимы ли между собой духовные ценности, обычаи, вкусы разных этносов? Данная хрестоматия представляет читателям обширный спектр ответов па эти и другие вопросы, связанные с проблемой национальных предрассудков. В ней раскрывается ущербность теорий национальной исключительности, национального превосходства и объясняется социально-психологическая подоплека геноцида. Работы, цитируемые в хрестоматии полемичны, зачастую противоречат друг другу, поскольку отражают принципиально различные подходы авторов – известных психологов, этнологов, философов, писателей. Составитель Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел психология |
|