Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Израиль. Статистика и фрагменты жизни

ОГЛАВЛЕНИЕ

<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10>

КВАРТАЛЫ НОВОГО ГОРОДА

Посетив святые места, обратимся к истории нового Иерусалима. Она
начинается с середины XIX века. До этого, в течение веков еврейская община
Иерусалима ютилась в полуразвалившихся лачугах Старого города.
В 1860 г. началось строительство Нового города за пределами городских
стен.
В 1868 году был основан квартал "Маханэ Исраэль" (пристанище
Израиля). В 1869 г. заложен квартал "Нахлат Шива" (надел семи), дома
которого расположились вдоль мощеной камнем дороги. Впоследствии эта
дорога трансформировалась в главную магистраль Иерусалима. Это улица Яффо.
История основания этого квартала очень интересна. Каменистая,
бесплодная земля, на которой должен был быть построен квартал, не
представляла в те времена никакой ценности. Тем не менее турецкий
наместник не разрешал иностранцам покупать ее, тем более строить дома. К
счастью, жена одного из основателей квартала имела турецкое подданство. На
нее и была возложена задача оформления сделки по покупке земли. Чтобы не
вызывать подозрений, эта женщина, посещая канцелярии, надевала арабскую
одежду. Когда она успешно завершила сделку по покупке земли, местные
шутники перефразировали слова пророка: "В день сей семеро мужчин будут
держаться за одну женщину".
Со временем за пределами Старого города возникли другие жилые
кварталы, попасть в которые можно было только через железные ворота,
запиравшиеся на ночь.
Таким характерным кварталом является "Меа Шеарим", общий облик
которого сохранился и в наши дни. Этот квартал был основан в 1874 г.,
когда еще одна группа евреев решила построить себе жилища вне пределов
Старого города. Строительство было начато в ту неделю, когда в синагогах
читали раздел Торы, где сказано: "И сеял Ицхак в земле той и получил в тот
год ячменя во сто крат: так благословил его Господь". Поэтому и новый
квартал назвали "Меа Шеарим". (Сто крат).
Дома в "Меа Шеарим" строились в виде каре, а обращенные внутрь двери
квартир выходили на длинные террасы. Внешние окна с крепкими решетками
были подняты над землей выше человеческого роста. Вход в квартал был через
железные ворота, запиравшиеся с наступлением темноты.
Сохранился не только внешний облик квартала. Сохранился образ жизни и
дух его обитателей. Даже одеждой и внешностью жители квартала резко
отличаются от большинства населения Израиля. Дело в том, что квартал
заселен ортодоксальными ревнителями иудаизма, включая представителей самых
крайних его течений.
Со дня основания квартала прошло свыше ста лет, но все так же его
улицы заполнены мужчинами в длиннополых черных сюртуках и круглых шляпах.
Их лица обрамлены бородами и длинными пейсами. Женщины носят закрытые
платья, парики и надевают чулки в любую жару. В пятницу, в канун субботы,
с наступлением темноты жизнь в квартале замирает. Все въезды в улицы и
переулки квартала перекрываются барьерами. Горе тому автомобилисту,
который посмеет нарушить субботний отдых жителей квартала. На его
территории масса синагог и йешив.
Совокупность всех этих факторов превратили квартал в своего рода
заповедник иудаизма.
Чрезвычайно интересно потолкаться в узких переулках и улочках
квартала в дни еврейских праздников.
Все годы конца XIX века приток иммигрантов был небольшим, но
постоянным. Евреи строили свои дома так, как они привыкли это делать в
странах своего исхода. Так возник Бухарский квартал. Большой интерес для
туристов представляет синагога квартала (середина XIX века) "Баба Тама",
находящаяся на ул. а'Бухарим, рядом с турецкими банями.
Сефарды построили квартал Махане Иегуда (пристанище Иуды). Курдские
евреи построили квартал "Шаарей Рахамим" (врата Милосердия) и т.д.
В конце XIX века за пределами Старого города начали возникать
многочисленные церкви и монастыри различных христианских организаций.
Но поистине массовая застройка города началась после воссоединения
Иерусалима.
В семидесятые годы нашего столетия интенсивно начали застраиваться
окраины Иерусалима. На юге, в направлении Бейт Лехема - район Гило, на
севере - Неве Яаков, на востоке - Тальпиот Мизрах, на западе - Рамот.
Строительство в этих районах не прекращается и по сей день.
Несмотря на относительную молодость новых районов Иерусалима, в них
немало примечательных мест, культурных и исторических памятников. Уж очень
древняя земля, на которой стоит Иерусалим. Так в районе Неве-Яаков на
вершине одного из холмов археологи обнаружили в конце семидесятых годов
этого столетия остатки еврейского поселения времен Бар-Кахбы. В руинах
синагоги, найденной на месте раскопок, частично сохранилось мозаичное
покрытие пола.
Дальше мы познакомимся с основными достопримечательностями городских
районов, расположенных вне стен Старого города.
Главной и старейшей городской магистралью нового Иерусалима является
ул. Яффо, пересекающая весь город с юго-востока на северо-запад. Яффо
начинается неподалеку от стен Старого города и заканчивается почти у самой
городской черты в районе Центральной автобусной станции. Продолжением
улицы Яффо служит бульвар Вейцмана (шдерот Вейцман), который переходит в
прекрасное многорядное шоссе Иерусалим - Тель-Авив.
Застройка улицы Яффо относится к 1870 году. Со временем Яффо и
прилегающие к ней улицы Бен-Иегуда (названа в честь создателя современного
иврита - Элиэзера Бен-Иегуды) и Кинг-Джордж (названа в честь вороля Георга
V), образовали торговый и деловой центр Иерусалима.
От Центральной автобусной станции можно совершить прогулку по
следующему маршруту:

 

БИНЬЯНЭЙ А'УМА - МЕМОРИАЛ
АЛЛЕНБИ - КНЕССЕТ - КИРИЯ -
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС ГИВАТ РАМ -
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИЗРАИЛЯ -
МОНАСТЫРЬ КРЕСТА

БИНЬЯНЭЙ А'УМА. Напротив Центральной автобусной станции одиноко
возвышается серое, решенное в сугубо конструктивистском стиле здание
крупнейшего концертного зала Иерусалима - Биньянэй а'Ума (Дворец Нации).
Его зрительный зал вмещает более 3000 человек. Из года в год дает в этом
зале абонементные концерты Израильский симфонический оркестр, выступают
зарубежные звезды, проводятся музыкальные фестивали, конгрессы,
устраиваются ярмарки.
МЕМОРИАЛ АЛЛЕНБИ. Позади Центральной автобусной станции, недалеко от
городской водонапорной башни, находится мемориал Алленби, представляющий
собой невысокий, довольно широкий обелиск, на вершине которого
стилизованное изображение Иерусалимского храма. Монумент воздвигнут в
честь освобождения Иерусалима и в память погибших в боях английских
офицеров.

От Центральной автобусной станции автобус ј9 доставит Вас к зданию
израильского парламента - кнессету.
КНЕССЕТ. Здание кнессета, находящееся на возвышенности Гиват Рам,
вступило в строй в 1966 г.
Архитектура здания - это смесь классицизма и модернизма (архитектор
Кларвин). Здание поражает своей простотой, стройностью и легкостью
архитектурных форм. Интерьер выдержан в деловом стиле. Большой холл,
примыкающий к залу заседаний, украшен грандиозным красочным гобеленом,
выполненным по рисункам Марка Шагала.
У здания кнессета высится гигантская пятиметровой высоты бронзовая
менора - символ еврейского государства, исполненная скульптором Венно
Элькама и подаренная английской парламентской делегацией государству
Израиль в начале 50-х годов. На меноре 29 барельефов на темы еврейской
истории.
Два дня в неделю (воскресенье и четверг с 8.30 до 14.30) в кнессет
открыт доступ посетителям.
КИРИЯ. До постройки здания кнессета депутаты заседали на территории
"Кирии". Кирия - комплекс зданий, расположенный недалеко от кнессета,
напротив университетского кампуса Гиват Рам. В зданиях Кирии, примерно в
10 минутах ходьбы от кнессета, раскинулась территория нового
университетского городка.
КАМПУС ГИВАТ РАМ. От здания планетария на одном конце кампуса до
модернистского здания университетской синагоги на другом, почти на два
километра тянутся корпуса.
Строительство этого комплекса, начатое в 1954 году, было вызвано тем,
что после окончания войны за Независимость, университет, находящийся на
горе Скопус, оказался отрезанным от остальной части города. До июня 1954
года факультеты университета ютились в 50 зданиях, разбросанных по всему
городу.
Сейчас в Иерусалимском университете учатся более 16000 студентов как
израильтян, так и молодежи из других стран, решивших получить образование
в Израиле.
На территории кампуса находится, оборудованная по последнему слову
техники, Национальная библиотека.
У центрального въезда на территорию кампуса, напротив шестиэтажного
административного здания, в обрамлении зелени и цветов, лежит мозаичный
прямоугольник пола, датируемый пятым столетием н.э., найденный во время
раскопок в древнем городе Бейт-Шеан. Мозаика для лучшей сохранности залита
водой.
Рядом с университетским городком Гиват Рам находится
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИЗРАИЛЯ. 11 мая 1965 года в присутствии президента
Израиля состоялась торжественная церемония открытия Национального Музея.
Музей представляет собой сложный комплекс зданий современной
архитектуры. Здания музея расположены на разных уровнях и соединены
стеклянными галереями. Архитектор Альфред Мансфель, еврей, выходец из
России.
Музейные здания органично вписываются в ландшафт. Они окружены
прекрасным парком, спускающимся террасами по склонам холма. Планировка и
разбивка парка произведены японским мастером парковой архитектуры Исами
Нагуши. Парк, созданный им, является естественным продолжением музея, тем
более, что по всей территории парка стоят скульптуры Родена, Майоля, Дега,
Анри Матисса, Архипенко, Жака Липшица, Генри Мура.
Основу коллекции музея составляет художественное собрание
иерусалимской Академии живописи, основанное в начале этого века
скульптором Борисом Шацем.
Музей очень молод, но все же и сейчас в нем есть вещи, которые нельзя
увидеть ни в одном музее мира. Например, камень из памятника,
воздвигнутого в Кесарии в честь императора Тиберия. На камне высечено имя
Понтия Пилата.
Привлекает внимание часть подлинного интерьера синагоги XVII века из
итальянского города Виторио Винето с деревянной скульптурой, украшенной
великолепной орнаментовкой и позолотой.
В картинной галерее можно увидеть неплохую коллекцию картин Ван Гога,
Шагала, Пикассо, Ренуара. Есть два небольших пейзажа Левитана, работа
Рембрандта, портрет кисти Модильяни.
В музее периодически проводятся выставки крупных художников.
Функционирует постоянный лекторий. Регулярно демонстрируются фильмы,
устраиваются концерты.
Есть в музее совершенно уникальный раздел, экспозиция которого
размещена в специально выстроенном для этого здании. При входе в него
невольно напрашивается ассоциация с храмом Книги.
ХРАМ КНИГИ. В этой совершенно отдельной части музея хранится
величайшее сокровище общечеловеческой культуры: подлинный свиток книги
пророка Исайи. Кроме того, в этом же хранилище находятся древние рукописи,
известные всему миру как "Свитки Мертвого моря". Хранятся здесь и
оригинальные документы эпохи восстания Бар-Кохбы.
Здание хранилища чрезвычайно интересно само по себе. Собственно, оно
почти все находится под землей. Наверху только ослепительно белый купол
своеобразной формы. Форма купола в точности воспроизводит крышку глиняного
сосуда, в котором хранились в пещерах Кумрана "Свитки Мертвого моря". В
нескольких шагах от купола разительным контрастом возвышается квадрат
черной базальтовой стены. Эта стена - символ вечной борьбы между сынами
Света и сынами Тьмы.
Внутри храм Книги, выложенный местным, грубым камнем, своей необычной
конструкцией напоминает Кумранскую пещеру. В центре зала, в особом
цилиндре из прозрачной пластмассы, развернут свиток книги пророка Исайи -
8 метров драгоценной рукописи. В витринах вдоль стен хранятся другие
исторические документы: оригиналы писем Бар-Кохбы, найденные в Масаде. Они
датируются "Первым годом освобождения Израиля".
В храме Книги приняты особые меры предосторожности, чтобы защитить
бесценные рукописи от разрушающего действия света, влажности и
температурных колебаний. Предусмотрена даже возможность бомбардировки. В
этом случае цилиндр со свитком Исайи опустится под землю в стальное и
герметически закрывающееся бомбоубежище.
МОНАСТЫРЬ КРЕСТА. В лощине, недалеко от Иерусалимского музея и
кнессета, находится древний православный монастырь, внешне похожий на
небольшую, с мощными стенами, крепость. Монастырь превосходно вписался в
пейзаж, став неотъемлемой его частью. Основанный в IV веке до н.э.,
монастырь неоднократно разрушался и опять восстанавливался. До XVII века
он принадлежал грузинской православной церкви, а потом был продан
греческому патриарху.
В храме монастыря сохранились интересные фрески, на которых
изображены цари и мудрецы. Среди них есть и изображение великого
грузинского поэта Шота Руставели, который, паломничая по святым местам,
прожил в монастыре несколько лет.
Название монастыря связано с легендой о дереве, из которого был
сделан крест, на котором распяли Христа. По преданию, праведный Лот
получил от Авраама три отростка деревьев: кедра, сосны и кипариса. Лот
посадил их в этой долине. Деревца срослись в одно. В результате выросло
большое дерево. При постройке Первого храма срубили и это дерево, но оно
по каким-то причинам не пошло в дело и сохранилось до времени осуждения
Христа. Из этого дерева и был сделан крест, на котором распяли Христа. До
сего времени показывают позади главного алтаря место, где произрастало это
дерево.
* * *
Далее предлагаются следующие маршруты:

ГОРА ГЕРЦЛЯ - ЯД ВА-ШЕМ - ЭЙН КЕРЕМ -ХАДАСА - МЕМОРИАЛ КЕННЕДИ

ГОРА ГЕРЦЛЯ. В западной части Иерусалима, недалеко от
университетского кампуса Гиват Рам, находится гора Герцля (Гар Герцель).
Она возвышается на 831 м над уровнем моря. На этой горе находится могила
Герцля и музей, посвященный его памяти. Основан музей в 1960 г. Здесь же
похоронены президенты государства Ицхак бен-Цви и Залман Шазар,
премьер-министры Леви Эшколь и Голда Меир. На склонах холма раскинулось
военное кладбище.
ЯД ВА-ШЕМ. У подножия горы Герцля находится монументальное здание
института и музея, посвященных катастрофе, постигшей еврейство в годы
Второй мировой войны.
Яд ва-Шем был создан в 1957 г. по специальному решению правительства
Израиля, принятому в 1953 г.
Это единственное в своем роде учреждение объединяет институт, занятый
изучением всего круга вопросов, связанных с Катастрофой европейского
еврейства, и музей, посвященный памяти ее жертв.
Выставочная экспозиция подробно освещает в хронологическом порядке
все этапы Катастрофы. Особенно впечатляет Зал имен, в котором на большом
экране, сменяя одна другую, проецируются фамилии евреев, погибших в
результате Катастрофы. В Яд ва-Шем зарегистрировано более двух миллионов
имен погибших.
На территории музея зеленеет аллея "Праведников народов мира",
насаженная в честь людей различных национальностей, спасавших евреев от
уничтожения.
Недалеко высится обелиск высотой в 21 метр в память героизма евреев,
павших в борьбе с фашизмом.
ЭЙН КЕРЕМ. Южнее горы Герцля в долине лежит территория бывшей
арабской деревушки Эйн Керем (в переводе с иврита - "источник в
винограднике"). Действительно, здесь у разрушенной мечети бьет источник.
Это место связано с рождением Иоанна Крестителя. Сюда поспешила Дева Мария
к Елисавете и Захарию, будущим родителям Иоанна, после получения ею
благовещения. По-славянски это место именуется "Горняя" (Город Иудин).
В южной части Эйн Керем стоит красивое, украшенное аркадами здание
церкви "Посещения", принадлежащее францисканскому ордену. Церковь
расположена высоко на склоне горы и построена на остатках византийского
храма в месте, на котором, по преданиям, находилось жилище праведника
Захарии, отца Иоанна.
Остатки первоначальной византийской церкви были использованы при
строительстве церкви Посещения, законченном в 1955 г. Церковь строилась по
проекту итальянского архитектора Берлацы. Древняя кладка стены сохранена
до высоты 5 с лишним метров возле апсиды алтаря.
Церковь имеет две части, одна над другой, причем эти части не
сообщаются друг с другом. Верхняя часть, предназначенная для служб,
представляет собой современное культовое сооружение, внутренние стены
которого выложены дорогим мрамором и расписаны фресками. Ниже уровня земли
находится древняя часть храма. Против входа - алтарь, а слева от него -
проход в пещеру библейских времен, которая, согласно преданиям, служила
жилищем Захарии. В пещере есть мраморная ваза, содержащая воду чудесного
подземного источника, забившего, согласно преданиям, в момент свидания
Марии с Елисаветой. В левой стене - ниша, в которой лежит известковая
плита с углублением в ней, напоминающим форму детского тельца. Плита
принесена из пустыни, в которой укрывалась Елисавета с сыном во время
легендарного избиения младенцев.
Недалеко от церкви Посещения находится католический монастырь сестер
Розарии, основанный в 1910 г. В настоящее время помещения монастыря
используются для сиротского приюта.
В центре Эйн Керем находится большой монастырь св. Иоанна,
принадлежащий францисканцам. Он построен в 1885 г. и стоит над развалинами
византийской церкви V века. Интерьер храма украшен большими картинами,
копиями с произведений крупных испанских художников. Стены храма до
половины высоты выложены толедской керамикой.
Правый придел храма посвящен св. Елисавете, левый углублен в
небольшую пещеру, потолком которой является натуральная скала. Под
престолом, находящимся у стены пещеры, виден выложенный мрамором круг с
латинской надписью на серебре: "Здесь Предтеча Господень родился".
Несколько ниже церкви Посещения, на склоне горы, раскинулась
территория русского православного женского монастыря, основанного в
восьмидесятые годы XIX столетия. Монастырь находится в ведении Московской
патриархии. От обычных монастырей он отличается отсутствием корпусов с
монашескими кельями. Вместо них в саду разбросаны маленькие домики, в
которых и живут монахини. Монастырь имеет небольшую церковь с высокой
колокольней - церковь "Иконы Казанской Богоматери". Икона находится у
входа в церковь. Ближе к вершине горы стоит остов большого здания новой
русской церкви. Ее строительство было начато до революции, но так и не
было завершено.
В западной части Эйн Керем находится монастырь "Сестер Сиона",
основанный в 1860 г. Альфонсом Ратисбоном. Его могила находится в
монастырском саду.
На территории Эйн Керем находится еще небольшая греческая церковь
Иоанна Крестителя. Церковь была капитально перестроена в 1975 г.
ХАДАСА. Южнее Эйн Керем, в районе Кирьят Ювель, находится крупнейший
израильский медицинский центр - госпиталь "Хадаса", созданный в 1961 году
при непосредственной поддержке и денежной помощи женской сионистской
международной организации "Хадаса". Эта организация основана в 1912 г. в
США и насчитывает в наше время свыше 370 тыс. человек.
В синагоге госпиталя находятся великолепные витражи, выполненные по
рисункам Марка Шагала на библейские сюжеты.
МЕМОРИАЛ КЕННЕДИ. Продолжая двигаться на юго-запад, вскоре достигнем
монумента оригинальной конструкции. Это мемориал, воздвигнутый в 1966 году
в память Джона Кеннеди на средства американских евреев.
Сооружение, изображающее срубленное дерево, символизирует трагически
оборвавшуюся жизнь американского президента. Вокруг "древа жизни" 51
полоса из железобетона, по числу американских штатов.

БАССЕЙН СУЛТАНА - ИЕМИН МОШЕ

БАССЕЙН СУЛТАНА. Расположен в долине напротив Яффских ворот, в так
называемой "Долине ада" (Геином).
Бассейн использовался для сбора воды ручьев и источников долины
Гихона. Этот бассейн отождествляется со "Змеиным бассейном", как таковой,
он упоминается Иосифом Флавием.
Бассейн, в современном его виде, существует со времен правления
султана Сулеймана Великолепного, отсюда и название бассейна. Известна
запись, рассказывающая о постройке бассейна. Приведена даже дата окончания
постройки - июнь 1536 года.
При строительстве были использованы водоустройства, оставшиеся со
времен Ирода, о чем свидетельствует характерная каменная кладка западной и
восточной части бассейна.
С восточной стороны на верхнем склоне обнаружены скальные захоронения
времен Второго храма.
В настоящее время бассейн используется как огромный концертный зал
под открытым небом. В дни концертов естественный амфитеатр заполняется
тысячами зрителей. В нем нет скамеек и кресел, и публика размещается прямо
на древних камнях.
ИЕМИН МОШЕ. Непосредственно к бассейну Султана примыкает территория
городского района Иемин Моше. Основанный в середине XIX века Мозесом
(Моше) Монтефиоре для жителей еврейского гетто Старого города, Иемин Моше
в наше время заселен людьми свободных профессий. Их жилые дома, ателье и
мастерские, утопающие в зелени и построенные с большой изобретательностью,
выдумкой и вкусом, прекрасный вид на Старый город - все это сделало район
поистине очаровательным. Это место привлекает не только туристов.
Частенько прогуливаются по его узеньким улочкам и коренные иерусалимцы.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ -
ТЕАТР "ХАН" - ЦЕРКОВЬ
СВ. АНДРЕЯ - АБУ ТОР

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ. От района Иемин Моше городская магистраль
дерех Хеврон (дорога на Хеврон) приводит к иерусалимскому железнодорожному
вокзалу. Отсюда поездом можно добраться до Тель-Авива, Хайфы.
Железнодорожная ветка, связывающая Иерусалим с Яффо, построена в 1892
г. и была одной из первых железных дорог в Палестине.
Напротив вокзала помещается один из самых популярных и интересных в
Израиле театров:
ТЕАТР "ХАН". Театр помещается в старинном здании. По арабски "хан" -
караван-сарай. В начале прошлого века это здание, действительно, служило
караван-сараем. Еще раньше, во времена крестоносцев, здесь также был
постоялый двор, где останавливались путники, не успевшие пройти через
запирающиеся на ночь городские ворота. В течение последнего десятилетия
внутренние помещения реконструировали. В результате был создан небольшой,
очень оригинальный и уютный зрительный зал, архитектурно включивший
элементы древних конструкций и стен. К залу примыкает прелестный дворик,
заменяющий фойе.
В помещении театра работает единственная в Иерусалиме постоянная
театральная труппа, ставящая интересные и пользующиеся успехом спектакли.
В частности, с успехом шла пьеса, поставленная по повести Войновича
"Приключения Ивана Чонкина".
Кроме театра, в помещениях "Хана" функционируют ресторан, бар и
художественная галерея.
ЦЕРКОВЬ СВ. АНДРЕЯ. Она находится рядом с железнодорожным вокзалом.
Церковь построена в 1927 году на возвышенности, господствующей над Долиной
ада.
Она воздвигнута в честь освобождения Иерусалима и Святой земли в
результате первой мировой войны, принадлежит шотландской протестантской
церкви.
Церковь св. Андрея именуют еще и церковью Брюса, т. к. в полу церкви
выложена надпись, прославляющая шотландского короля Брюса.
Со стороны шоссе, ведущего к церкви, можно осмотреть остатки большой
церкви византийского периода, обнаруженные в ходе археологических
раскопок, ведущихся здесь с 1975 года. Руины церкви покоятся на сплошном
скальном основании. В этой скале обнаружено множество древних пещерных
захоронений времен Первого храма.
Рядом с церковью св. Андрея стоит здание, занятое британским
консульством. Это здание включает остатки сторожевой башни времен
Оттоманской империи. Недалеко отсюда находятся скалы, на которых проводят
регулярные тренировки местные любители скалолазанья.
АБУ ТОР (ГИВАТ ХАНАНИЯ). К востоку от железнодорожного вокзала
находится возвышенность, откуда открывается великолепный вид на Старый
город, долину Ада и долину Кедрон.
Абу Тор - это арабское название, переводимое как "отец быка". Таким
было прозвище одного из полководцев Саладина.
Христиане называют эту возвышенность "горой Злого совещания".
Согласно их преданиям, здесь происходило совещание, на котором
председательствовал первосвященник Каиафа. На совещании обсуждался вопрос
о поимке Христа.
На вершине горы - развалины монастыря св. Модеста, который стоял на
месте, где некогда разбил свой лагерь Помпей.

ТАЛЬПИОТ - МУЗЕЙ БЕДУИНСКОГО БЫТА - РАМАТ РАХЕЛЬ -ЭМЕК РЕФАИМ -
КАТАМОН - МУЗЕЙ ИСЛАМСКОГО
ИСКУССТВА - "ТИАТРОН"

От Абу Тор продолжаем следовать по дерех Хеврон до района,
называемого Тальпиот.
ТАЛЬПИОТ. Название "Тальпиот" заимствовано из "Песни песней"
Соломона.
В Тальпиоте находится здание Дворца губернатора (Армон а'Нецив). В
годы Британского мандата в этом здании находилась резиденция английского
губернатора.
14 мая 1948 г. со шпиля губернаторского дворца был спущен английский
флаг, и последний губернатор - генерал Кенингхем покинул дворец.
Сейчас в этом здании располагаются учреждения Миссии ООН на Ближнем
Востоке.
В сороковые годы нашего столетия в районе Тальпиота была небольшая
арабская деревушка да одинокая еврейская ферма. В дальнейшем район
Тальпиота интенсивно застраивался. Сейчас особенно усиленно застраивается
его восточная часть. Уже в последние годы здесь вырос новый микрорайон -
Тальпиот Мизрах (Восточный Тальпиот), заселенный в основном новыми
репатриантами. В последнее время, главным образом, здесь и в районе Гило
получают жилье выходцы из Советского Союза.
На территории Тальпиот Мизрах, на возвышенности, откуда открывается
прекрасный вид на окрестности Иерусалима, находится МУЗЕЙ БЕДУИНСКОГО
БЫТА. Он расположен за Дворцом губернатора. Музей "Мишканот а'розим"
воспроизводит большинство элементов традиционной бедуинской стоянки. Здесь
навесы из козьей шерсти, верблюды, и, конечно, бедуины, обслуживающие за
определенную плату все это хозяйство. Можно воочию наблюдать их
повседневный быт. Тут же можно отведать и традиционные бедуинские блюда,
приготовленные в вашем присутствии, и запить их чашечкой крепчайшего
арабского кофе. Можно прослушать и небольшую квалифицированную лекцию о
бедуинах.
Основатели музея сумели сохранить подлинность атмосферы повседневной
жизни кочевников, чей образ жизни и мировоззрение не так уж сильно
изменились со времен праотца Авраама.
Нашему восприятию виденного очень способствует окружающий библейский
пейзаж.
Из Тальпиота путь лежит на юг, к раскопкам "Рамат Рахель". Движемся
по дерех Хеврон. Там, где дерех Хеврон пересекается с ул. Леви Ицхак,
стоит францисканский монастырь "Св. Клары".
РАСКОПКИ РАМАТ РАХЕЛЬ И ЭМЕК РЕФАИМ. Эти раскопки велись археологами
у киббуца Рамат Рахель, основанного в 1926 году. С вершины холма, по
склонам которого раскинулись строения киббуца, просматривается могила
Рахели (отсюда название киббуца Рамат Рахель - холм Рахели). На месте
археологических раскопок можно осмотреть развалины иудейской крепости
времен Первого храма, остатки монастыря византийского периода и следы
поселения бронзового века. Заодно можно искупаться в бассейне киббуца.
Из Рамат Рахель по городской магистрали дерех Бейт-Лехем через район
Бака попадаем в долину Эфраима (Эмек Рефаим). В этой долине осели люди
колена Эфраимова после долгих скитаний.
Эта долина известна с библейских времен как место жестокой битвы, во
время которой царь Давид одержал великую победу над филистимлянами. Об
этой битве повествуется в "Книге пророка Самуила". Через долину Эфраима
путь лежит в Катамон.
КАТАМОН. В этом районе находится красивый монастырь "Сант Симон" (св.
Симеон). Это ортодоксальный греческий монастырь, строительство которого
было закончено в 1879 г. Он стоит на остатках грузинского монастыря XIII
века, разрушенного в XVI веке. В стенах храма можно видеть кладку того
времени.
В боковом приделе храма, глубоко под землей, - могила самого
праведника Симеона. О житии св. Симеона рассказывается в "Евангелии от
Луки".
В 1885 году к храму пристроили здание летней резиденции греческого
патриарха.
Сегодня часть монастырских зданий используется под больницу.
В районе Катамон жил известный еврейский поэт Шауль Черняховский.
Одна из улиц района носит его имя.
Отсюда по улице Пальмах выходим к музею Исламского искусства, который
находится в доме номер 2.
МУЗЕЙ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА. Экспозиция музея включает в себя образцы
арабского искусства. Кроме того, в нем экспонируется большая и очень
интересная коллекция часов разных времен и народов.
Музей открыт ежедневно, кроме пятницы, с 8 до 11 часов и с 13 до 18
часов. В субботу с 8 до 13 часов.
Недалеко от музея, на перекрестке улиц Пальмах и Давида Маркуса,
находится здание Иерусалимского городского театра ("Тиатрон Иерушалаим").
"ТИАТРОН". Здание "Тиатрона" построено по проекту архитекторов И.
Надлер и Ш. Биксон. Оно является прекрасным образцом современной
архитектуры. Интересно и с большим вкусом оформлен интерьер. В "Тиатроне",
помимо спектаклей и концертов, проводятся международные конгрессы,
художественные выставки. Здесь функционируют различные детские студии и
кружки.
Открытие "Тиатрона" состоялось в 1972 году.
ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДСКОМУ ЦЕНТРУ

ПАРК НЕЗАВИСИМОСТИ (ГАН АЦМАУТ). Это большой зеленый массив, один из
крупнейших городских парков. Он ограничен улицами Кинг Джордж, Гилель и
Агрон. От Яффских ворот к парку ведет ул. Мамилла. В парке находится
древний бассейн Мамилла, являвшийся частью системы водоснабжения
Иерусалима времен Второго храма. Географически это место является верхней
частью долины Ада.
Бассейн соединен водоводом длиной 750 м с бассейном Хизкии, который
находится в Старом городе.
Бассейн Мамилла расположен в центре средневекового кладбища. Часть
надгробных памятников сохранилась до наших дней. Среди них мавзолей, на
котором можно увидеть дату его постройки: 1289 год.
По поводу происхождения названия "Мамилла" существуют разноречивые
мнения. Склоняются к тому, что бассейн носит имя какой-то святой
византийского периода.
МОНАСТЫРЬ СВ. ВИНСЕНТ ДЕ ПОЛЬ. Находится на ул. Мамилла, рядом с
парком Независимости. Это женский монастырь, основанный в 1865 году.
Церковь, украшенная витражами, построена в 1911 году.
При монастыре действует широкая сеть богоугодных заведений: дом
престарелых, больница и т. д., обслуживаемые монахинями.
Свернув от монастыря на ул. Царя Давида (Давид а'Мелех), дойдем до
представляющего большой интерес П-образного здания.
У. М. С. А. (И. М. К. А.). Это аббревиатура названия молодежной
христианской организации, израильский центр которой находится в этом
здании.
Комплекс построен в 1933 г. В центральной части здания помещается
клуб, библиотека, неплохой археологический музей. Над вестибюлем высится
стилизованная башня высотой в 46 м. В правом и левом крыле здания -
бассейн и спортивные залы. В концертном зале ИМКА еженедельно устраиваются
концерты классической музыки.
В ходе строительства комплекса были обнаружены остатки монастыря и
захоронения византийского периода.
После войны за Независимость построено здание И. М. К. А. и в
восточной части Иерусалима. Оно находится на Шхемской улице.
ОТЕЛЬ "ЦАРЬ ДАВИД". Он находится на ул. Царя Давида, напротив
комплекса И. М. К. А. Пышное здание отеля построено в 1931 г. "Царь Давид"
был задуман как лучший отель в Палестине.
После второй мировой войны южная часть отеля использовалась как
резиденция британских мандатных властей. В июле 1946 г. члены еврейской
подпольной организации "ЭЦЕЛЬ", руководимой Менахемом Бегином, взорвали
это крыло отеля.
В конце пятидесятых годов гостиница была полностью восстановлена. К
зданию пристроили еще два этажа.
Отель "Царь Давид" считается самым фешенебельным отелем Иерусалима. В
нем останавливаются высокопоставленные гости правительства Израиля.

ГРОБНИЦА СЕМЬИ ИРОДА. "Терра Санта". Огибаем фасад отеля "Царь Давид"
справа и входим в сад, где находится гробница семьи Ирода. Когда-то вход в
гробницу закрывался небольшим поворотным камнем, а высеченные в скале
камеры были облицованы тесаным камнем. В склепе было обнаружено несколько
саркофагов. Предания утверждают, что это место погребения семьи Ирода.
Предполагается, что ряд тяжелых блоков перед фасадом гробницы
является остатком мемориального сооружения. Если вы хотите пройти по
тоннелю внутрь гробницы, захватите с собой фонарик.
Осмотрев гробницу семьи Ирода, по улице Джорджа Вашингтона выходим на
ул. Керен а'Йесод и сворачиваем направо. Здесь, на развилке улиц Керен
а'Йесод и Бен-Маймон, находится большое светлых тонов здание с башенкой
над фасадом. Это францисканский колледж "Терра Санта" (Святая земля).
Здание построено в 1927 г. После войны за Независимость здесь размещался
один из факультетов Иерусалимского университета.
АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ. РЕХАВИЯ. Слева от колледжа, на улице Смоленски
находится Академия музыки имени Рубина (Рубин - меценат, пожертвовавший
деньги на строительство музыкальной академии в Иерусалиме и Тель-Авиве).
Это одно из двух высших музыкальных учебных заведений Израиля. При
Академии существует школа балета, функционирует небольшой, но очень
интересный Музей музыкальных инструментов. К Академии примыкает территория
резиденции премьер-министра.
Сейчас мы находимся в районе Рехавия. Пожалуй, это самый уютный,
зеленый и престижный район столицы.
Район начали заселять в 20-е годы нашего столетия выходцы из
Германии. Улицы Рехавии носят имена знаменитых деятелей, оставивших след в
истории еврейского народа.
ГРОБНИЦА ЯСОНА. Вернемся на улицу Бен-Маймон и пройдем до улицы
Альфаси. Здесь около дома номер 10 в 1956 г. обнаружили высеченное в скале
захоронение периода Хасмонеев (II в. до н. э.). На стенах пещеры можно
увидеть достаточно хорошо сохранившиеся рисунки, изображающие весельные
суда. Гробница увенчана пирамидальным куполом с надписью на арамейском
языке, в которой оплакивается покойный по имени Ясон.
ГЕХАЛ ШЛОМО. Большая синагога. "Ешурун". Осмотрев гробницу Ясона,
возвращаемся по ул. Бен-Маймон к ул. Кинг Джордж. Здесь находится "Гехал
Шломо" (дворец Соломона) - по ул. Кинг Джордж, дом номер 58. В этом
массивном, увенчанном куполом здании помещается Главный раввинат Израиля и
Верховный Суд раввината. Рядом с ним находится внушительное здание новой
Большой синагоги, постройка которой закончена в июле 1982 г. Синагога
является крупнейшей в Иерусалиме и отличается пышностью интерьера.
Сразу за Большой синагогой, также по Кинг Джордж, находится комплекс
зданий, в которых размещены учреждения Еврейского Агентства (Сохнут). Тут
же размещены учреждения "Керен а'Йесод" и "Керен а'Каемет" - фонды
развития и реконструкции, сыгравшие колоссальную роль в становлении
еврейского общества в Палестине.
Далее находится одна из крупнейших синагог Иерусалима - синагога
"Ешурун", название которой связано с одним из высказываний Моисея.
МОНАСТЫРЬ "РАТИСБОН". Недалеко от синагоги Ешурун, на ул. Шмуэль
а'Нагид, находится монастырь "Ратисбон", основанный в 1874 г. Альфонсом
Ратисбоном. Монастырь принадлежит католическому ордену "Отцы Сиона". В
настоящее время большая часть монастырских построек продана Израилю и в
них размещены различные государственные учреждения.
От монастыря Ратисбон можно подняться по улице Шмуэль а'Нагид к
Академии художеств.
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ "БЕЦАЛЕЛЬ". Первоначально была школой искусств,
основанной в 1906 году скульптором Борисом Шацом.
Здание, в котором разместилась школа, построено в конце XIX века и
приобретено Шацом в 1905 году.
Большинство первых учеников школы составляли халуцим - выходцы из
России.
Школа носит имя Бецалеля. Согласно библейскому преданию, Бецалелю,
сыну Ури из колена Иудина, повелел Господь через Моисея соорудить Скинию и
Ковчег Завета.
По улице Шмуэль а'Нагид в доме номер 12 находится выставочный зал
художников и скульпторов Иерусалима.
МИГДАЛ А'ИР. "ТАЛИТА КУМИ". Возвращаемся на Кинг Джордж и продолжаем
прогулку по этой улице. На пересечении улиц Кинг Джордж и Бен-Иегуда
высится высотное общественное здание, называемое "Мигдал а'Ир" (Городская
башня), постройка которого была закончена в 1981 г. В цокольном этаже
этого здания находится центральное отделение одного из трех крупнейших
банков Израиля - банка Леуми (Национальный банк).
Почти вплотную к нему стоит здание "Машбира" - самого крупного в
Иерусалиме универсального торгового центра. Перед фасадом "Машбира" в
конце 1981 года разбили небольшой сквер, в котором построили невысокую
башенку с часами с надписью на фронтоне "Талита Куми". Это сооружение
смотрится как часовенка. В действительности здесь воспроизвели фрагмент
существовавшей на этом месте школы для девочек. Школа была основана
монашеским орденом и носила название "Талита Куми" ("И восстала девица"
-слова Христа). Здание школы было построено в 1890 году и имело над
фасадом характерную башенку с часами. Благодаря ей здание было очень
популярно у иерусалимцев. Но оно сильно обветшало и его пришлось снести, а
часовую башенку на радость старожилам воспроизвели в память об одной из
первых построек вне стен Старого города.
ПЛОЩАДЬ ДАВИДКА. Продолжаем следовать от Машбира вниз по Кинг Джордж
до пересечения с ул. Яффо. Дойдя до перекрестка, сворачиваем влево на ул.
Яффо. Несколько минут ходьбы, и мы на площади Давидки (Кикар Давидка).
В центре площади - памятник в честь легендарного "Давидки".
Во время войны за Независимость страх и ужас на арабов наводил
самодельный миномет, производивший при стрельбе страшный грохот. Это
оружие успешно использовали и защитники Иерусалима. Назвали его Давидкой.
Один из таких минометов установлен на гранитном постаменте на фоне
стилизованного изображения мины, которая как бы вырастает из высокого
каменного пьедестала. Сооружение символизирует камень, которым поразил
Голиафа из своей пращи Давид. На пьедестале высечены слова Всемогущего,
обращенные к жителям Иерусалима и записанные в Книге Царств: "И буду
всегда оберегать и защищать этот город".
МАХАНЕ ИЕГУДА. Синагога "Часовой башни". Если следовать по Яффо
дальше, выходим к рынку "Махане Иегуда", главному рынку Иерусалима. Это
типичный восточный базар, в меру грязный и шумный, прилавки которого
круглый год завалены овощами и фруктами, мясом и живой рыбой.
Почти напротив рынка, по другой стороне Яффо, находится ашкеназийская
синагога "Часовой башни". Это довольно большое четырехэтажное здание с так
называемой "Часовой башней". На ней большие солнечные часы и еще двое
электрических. Одни показывают среднеевропейское время, другие -
израильское. Здание построено в 1906 году.
Еще примерно минут 15-20 ходьбы, и мы у Центральной автобусной
станции.
БИНЬЯН ДЖЕНЕРАЛЕ. Если свернуть от перекрестка Яффо и Кинг Джордж
вправо на Яффо и пройти по ней до пересечения с ул. Шломцион а'Малка, то в
развилке этих улиц увидим четырехэтажное, треугольное в плане здание,
сложенное из светло-кремового камня, именуемое "Биньян Дженерале". Это
характерное здание, украшенное статуей крылатого льва св. Марка, служит
иерусалимцам ориентиром на местности. Построено здание в 1935 году
итальянской страховой компанией "Дженерале", о чем свидетельствует надпись
по фронтону здания. Статуя крылатого льва - элемент венецианского герба,
взятого этой компанией как эмблема. Сейчас в этом здании размещены
различные учреждения.
От здания "Дженерале" пройдем по улице Хешим, ведущей вверх, налево.
Эта улица выводит на площадь Миграш а'Руси.
МИГРАШ А'РУСИ. В центре площади розовато-кремовое, увенчанное
куполами салатного цвета здание православного собора св. Троицы,
законченного постройкой в 1863 г. К собору примыкают двухэтажные каменные
постройки, ранее принадлежащие Русской миссии в Палестине.
После образования государства Израиль Русское подворье перешло в
ведение Московской патриархии. Большая часть построек Подворья была
продана Израилю за пять миллионов долларов. Сейчас в них помещаются
различные учреждения, в том числе "Общество по охране природы", которое
осуществляет огромную работу в области туризма по нашей стране. Вход с
улицы Элени а'Малка, дом ј13.
ЦЕРКОВЬ СВ. ПАВЛА. Министерство культуры. За собором св. Троицы
проходит ул. Шивтэй Исраэль (колен Израилевых). На этой улице находится
англиканская церковь св. Павла, построенная в 1874 году. Напротив -
комплекс зданий министерства культуры, размещенных на территории бывшего
итальянского монастыря, построенного в начале XX века по проекту
архитектора Берлуччи. Пройдем по улице Шивтэй Исраэль до ул. а'Невиим (ул.
Пророков), пересечем ее и по правой стороне увидим здание Римского
патриархата.
ВОРОТА МАНДЕЛЬБАУМА. Пройдем немного дальше до пересечения улиц
Шивтэй Исраэль и Шмуэль а'Нави, свернем направо. Здесь, у большого здания,
принадлежавшего доктору Мандельбауму, до Шестидневной войны помещался
израильский контрольно-пропускной пункт, который именовался "Воротами
Мандельбаума". У этого пункта проходила линия раздела еврейской и арабской
части Иерусалима. Через так называемые "Ворота Мандельбаума" каждые две
недели проходил израильский конвой на гору Скопус к зданию Еврейского
университета, оказавшегося на территории, занятой Арабским легионом. Через
него проходили также иностранные туристы, совершавшие экскурсии по
Иордании. Дом Мандельбаума не сохранился. Сейчас во втором от угла здании
находится музей Мандельбаума.
Возвращаемся по улице Шивтэй Исраэль до пересечения с улицей а'Невиим
и идем по ней направо до Эфиопской улицы.
ЭФИОПСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Находится на Эфиопской улице, д. 10.
Построена в 1893 г. Здание выделяется оригинальностью закругленных
архитектурных форм. Церковь увенчана большим черным куполом с характерным
эфиопским крестом. На воротах церковной ограды изображение эфиопского
герба. Проходим отсюда на улицу Штраус и по ней направо до улицы Малкей
Исраэль (Царей Израилевых), где находится комплекс зданий под названием
"Шнеллер".
ШНЕЛЛЕР. В зданиях комплекса помещался сиротский приют для сирийских
детей, спасшихся во время резни христиан в Сирии. Основателем приюта был
Людвиг Шнеллер, имя которого и носит это место. Комплекс был сдан в
эксплуатацию в 1900 году. Деньги на строительство пожертвовали немецкие
протестанты.
В общем довольно мрачный облик комплекса, состоящего из фабричного
вида корпусов, оживляет высокая часовая башня над главным корпусом.
Сегодня территория бывшего сиротского приюта принадлежит Армии
Обороны Израиля.

БИБЛЕЙСКИЙ ЗООПАРК -САНХЕДРИЯ -
ГИВАТ А'ТАХМОШЕТ - ГОРА СКОПУС -
ИЕРУСАЛИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -
"АВГУСТА ВИКТОРИЯ"

ЗООПАРК. От Шнеллера по улице Малкей Исраэль можно дойти до уходящей
на север улицы Брандес. В конце этой улицы находится довольно богатый
иерусалимский зоопарк с детской железной дорогой и лодочной станцией на
небольшом пруду.
САНХЕДРИЯ. Неподалеку расположен квартал Санхедрия, населенный
преимущественно религиозным населением. В этом квартале находится гробница
Синедриона. Она представляет собой ряд камер (около 70), предназначенных
для захоронения. Над входом в гробницу высечен фронтон, украшенный пышным
растительным орнаментом, что является характерным примером еврейского
декоративного искусства периода Второго храма.
Дальше наш путь пролегает на север и северо-восток столицы, где
расположены районы новостроек Гив'а Царфатит, Рамат Эшколь, гора Скопус.
ГИВАТ А'ТАХМОШЕТ. В районе Рамат Эшколь, на перекрестке Шхемского
шоссе и бульвара Эшколя находится "Гиват а'Тахмошет (Оружейная горка). Во
время Шестидневной войны это место, находившееся в руках иорданской армии,
являлось важным стратегическим пунктом, лежащим на пути в восточную часть
Иерусалима. В 1967 году здесь происходили ожесточенные бои.
В память воинов, павших в этих боях, на возвышенности создан
мемориал, в комплекс которого входят иорданские бункера и траншеи.
От перекрестка бульвара Эшколь и Шхемского шоссе дорога ведет на гору
Скопус.
ГОРА СКОПУС (ГАР А'ЦОФИМ). Гора Скопус высотой 826 м над уровнем
моря. Название горы произошло от греческого "скопео" - смотреть. Когда-то
здесь был наблюдательный пункт римских легионов. На иврите название горы -
"Гар а'Цофим", то есть "гора наблюдателей".
На северном склоне горы Скопус находится английское военное кладбище
- мемориал, на котором похоронены английские солдаты, погибшие в Палестине
в годы первой мировой войны.
Выше кладбища - корпуса больницы "Хадаса гар а'Цофим", а на самой
вершине горы широко раскинулась территория Иерусалимского университета.
УНИВЕРСИТЕТ "ГАР А'ЦОФИМ". Торжественная церемония открытия
Еврейского университета состоялась 1 апреля 1925 года. На церемонии
присутствовали лидеры мирового сионистского движения, тысячи гостей. В
первый попечительский совет университета вошли Альберт Эйнштейн, Х. Н.
Бялик, писатель Ахад Гаам, Зигмунд Фрейд и другие широко известные лица.
В годы войны за Независимость Еврейский университет на горе Скопус
оказался отрезанным от города. 13 апреля 1948 года арабы напали на
работников университета и убили 78 человек.
По соглашению с Иорданией, достигнутому при посредничестве ООН, гора
Скопус осталась израильской территорией, но нормально функционировать
университет, естественно, не мог.
После Шестидневной войны сразу же начались работы по строительству
университетских зданий. Для возрождения университета на прежнем месте было
достаточно причин как исторического, так и практического характера. К
этому времени помещения университета в Гиват Раме уже не могли
удовлетворять растущие потребности молодого государства в дипломированных
специалистах.
Уже сейчас университет занимает площадь 83 гектара, а строительство
новых корпусов и благоустройство территории не прекращаются и по сей день.
У комфортабельного, современной архитектуры здания Института
международных отношений им. Трумэна построен прекрасный театр на открытом
воздухе - "Амфитеатрон", откуда открывается изумительный вид на Иудейскую
пустыню.
В вестибюле здания, носящего имя Мартина Бубера, привлекает внимание
скульптурная композиция, состоящая из трех фигур, выполненных из дерева.
Фигуры символизируют три основные монотеистические религии. Скульптор
Вальтер Зигфрид (1878-1952 гг).
С террасы кафетерия университетской гостиницы, размещенной в здании
Меирсдорф, открывается один из лучших видов на Иерусалим.
На территории университета можно осмотреть гробницу Никанора,
находящуюся недалеко от административного корпуса, в саду, на
противоположной от здания стороне. Гробница представляет собой обширную
пещеру с нишами в стенах. В пещере был найден оссуарий с греческой
надписью "Прах сыновей Никанора из Александрии, который построил ворота".
Под надписью два имени, высеченные еврейскими письменами : "Никанор,
Алекса". Из Талмуда известно, что одни из ворот иродианского храма
назывались воротами Никанора, по имени жертвователя - жителя Александрии.
Очевидно, гробница принадлежала семье Никанора.
"АВГУСТА ВИКТОРИЯ". Напротив университетского "Амфитеатрона", на
склоне Оливковой горы, среди пышной зелени высится башня лютеранского
госпиталя, который носит имя императрицы Августы Виктории. Здание
госпиталя построено в 1910 году.
* * *
Мы покидаем столицу еврейского государства - Иерусалим, чтобы
продолжить путешествие по дорогам древней, обильно политой еврейской
кровью, земли. Покидаем древний и вечно молодой город, о котором в
старинных хрониках записано: "Римский легат прошел несколько шагов за
плугом, запряженным волами, и этим символическим жестом "закопал" город.
Иерусалим перестал существовать. На его развалинах возник город Элия
Капитолина".
На север от Иерусалима уходит Шхемское шоссе. Движемся по нему в
направлении города Шхем (арабское название "Наблус"). Дорога ведет в Иудею
и Самарию к библейским местам.

НЕБИ САМУИЛ - РАМАЛЛА - ШИЛО

От иерусалимского района Гив'а Царфатит шоссе проходит через арабское
селение Шуафат, лежащее в городской черте. (Справа, перед въездом в
деревню, поворот на университет "Гар а'Цофим"). Шуафат тянется вдоль шоссе
примерно на 8 км. Где-то посередине пути, справа на холме, видим небольшое
прямоугольное сооружение с развевающимся над ним израильским флагом. Это
недостроенное здание летней резиденции короля Иордании Хусейна. Сейчас там
клуб с бассейном, открытым для посещения широкой публики. Немного дальше
от шоссе отходит дорога влево, едем по ней до поворота на Гивон. Несколько
минут езды, и сворачиваем вправо к высокому холму, на котором стоит
мечеть. Это Неби Самуил. (К Неби Самуил из центра города можно проехать по
дороге на Рамот или по Шхемскому шоссе, свернув налево сначала у указателя
на Латрун, а затем на Гивон).
НЕБИ САМУИЛ. Это место традиционно считается местом погребения
пророка Самуила. Могила находится на вершине самого высокого в округе
холма, с которого хорошо просматривается Иерусалим. Крестоносцы впервые
увидели Вечный город с этого холма и назвали холм "Горой ликования".
В 1730 г. турки построили над пещерой, в которой находится могила,
мечеть и закрыли евреям доступ к могиле. Эта мечеть была разрушена во
время первой мировой войны. Нынешняя мечеть построена в 1920 году.
В пещере с высоким потолком - только надгробие, покрытое ковром.
Пещера открыта для посетителей ежедневно. С крыши мечети, куда можно
подняться по лестнице, открывается впечатляющая панорама.
От Неби Самуил проезжаем к одному из крупнейших еврейских поселений в
Иудее - Гивон и, свернув от него направо, возвращаемся на Шхемское шоссе.
Едем дальше. Слева остается промышленный район Иерусалима "Атарот" и
иерусалимский аэропорт.
РАМАЛЛА. Проезжаем Рамаллу, до которой от Иерусалима 13 км. Благодаря
своему здоровому климату, Рамалла служила курортом для богатых иорданцев и
арабов из других стран. Чистые, сравнительно широкие улицы, нарядные виллы
сделали Рамаллу одним из самых привлекательных городов Западного берега
реки Иордан.
Рядом с Рамаллой городок Эль-Бира с арабским колледжем. Рамаллу и
Эль-Биру населяет смешанное мусульманско-христианское население в
количестве около 30 тыс. человек.
Продолжаем путь дальше. В восьми километрах от Рамаллы, около шоссе,
деревня Джифна, где укрывались Маккавеи во время восстания против греков.
Перед деревней Турмус Айя от шоссе ответвляется старинная, грубо
мощеная камнем дорога длиною около двух километров. Она ведет к холму, где
расположено то, что осталось от города который был духовным центром
еврейства до завоевания Давидом Иерусалима. Это Шило.
ШИЛО. Именно здесь собрались еврейские племена, получив в свое
владение Землю обетованную. Здесь была столица Израиля в эпоху судей,
здесь находился и Ковчег Завета. С тех времен сохранилось только несколько
древних камней.
На холме можно осмотреть остатки трех византийских церквей,
датируемых V веком. Соседняя мечеть выстроена на руинах сооружения
римского периода. Примерно в шести километрах от Шило находится маленькая
деревенька, расположенная слева от дороги. Это Лебана - место, где Иуда
Маккавей разбил войска селевкидского полководца Апполония в 167 г. до н.
э. Эта победа обеспечила Маккавею контроль над дорогой, ведущей из Самарии
в Иерусалим.


Обратно в раздел история
Список тегов:
израиль туризм 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.