Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Израиль. Статистика и фрагменты жизни

ОГЛАВЛЕНИЕ

<1> <2> <3> <4> <5> <6> <7> <8> <9> <10>

ИЕРУСАЛИМ
Иерусалим - город неповторимый. В мире есть города красивее, больше,
богаче, но ни один из них не обладает таким притягивающим очарованием.
Иерусалим, возраст которого приближается к 4000 годам, - духовная
столица половины населения всей земли. Святыни разных религий влекут к ней
верующих уже много веков.
До шестидневной войны Иерусалим был разделен на два города, часть
которого принадлежала Иордании, а часть - Израилю.
7 июля 1967 года в ходе войны солдаты Армии Обороны Израиля
воссоединили город.
Иерусалим вновь стал столицей государства Израиль. Через 19 веков
после разрушения Храма.
Он стал святым не только для евреев, но и для христиан и арабов. Все
молитвы евреев связаны с Иерусалимом.
В одной из них сказано: "Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть я
потеряю свою правую руку" или "...в следующем году будем в Иерусалиме".
Для христиан он дорог тем, что в нем провел свои последние годы
Христос. Здесь он проповедовал и молился, был схвачен и распят, воскрес из
мертвых и вознесся на небеса. Он также является третьим по значимости
городом для мусульман после Мекки и Медины в Саудовской Аравии, так как в
нем находится мечеть Эль-Акса, стоящая в том месте, откуда пророк Мухаммед
вознесся на небо на белом коне.
* * *
Город полон контрастов, которые придают ему неповторимый облик.
Чередование старых домов и современных многоэтажных зданий, восточные
базары и современные торговые центры, разнообразие одежды: черные капоты
хасидов, монашеские рясы и сутаны, белые халаты мусульман, джинсы и
элегантные костюмы. Такое разнообразие нельзя встретить ни в одном городе
мира.
К этому надо добавить звон колоколов, молитвы муэдзинов с минаретов,
зазывающие крики торговцев и галдеж детей.
Город по праву называют "Золотым Иерусалимом". О нем пишут стихи,
сочиняют песни. О нем, как и о Риме, говорят: "Увидеть Иерусалим и
умереть".
Им никогда нельзя насладиться вволю и пребывание в нем всегда кажется
коротким и хочется вернуться и познать его лучше и глубже.
* * *
Старый город занимает территорию около трети той, которую занимал
Второй храм во время Христа. Он обнесен городскими стенами толщиной в 2,5
метра, высотой в 12 метров и длиной 4000 метров. Первый Иерусалимский храм
был построен царем Соломоном в 960 году до новой эры. Он был духовным и
религиозным центром. В 568 году храм был разрушен царем Вавилона.
Затем Иерусалим попал под владычество персов и в 527 году до нашей
эры персидский царь Кир разрешает иудеям вернуться в Иерусалим. В 515 году
до нашей эры и во времена Ирода завершается строительство Второго Храма,
еще более величественного, чем Первый. Описания величия Второго Храма
можно найти в работах Иосифа Флавия. Точная модель Второго Храма,
выполненная израильскими мастерами в масштабе 1:50, находится на
территории отеля "Холилэнд" к юго-востоку от горы Герцля. Модель была
построена в период между 1964 и 1970 годами и полностью воспроизводит
Иерусалимский храм в соответствии с описаниями и документами, дошедшими до
нашего времени. Даже материал был использован аналогичный оригиналу.
Руководил проектом профессор Ави-Иона. Музей открыт все дни недели с 8 до
18 часов, а в пятницу с 8 до 13 часов. Второй Храм был разрушен римлянами
во время иудейской войны в 70 году нашей эры и произошло это в тот же
день, что и разрушение Первого Храма - "девятого числа месяца аба".
Менора - семисвечник, являющийся гербом Израиля был вывезен в Рим.
Фрагменты можно увидеть на воротах Тита, которые находятся недалеко от
Колизея в Риме. До наших дней сохранилась только часть западной стены
Храма длиной 156 метров, называемая "Стеной плача". Она является
национальной святыней еврейского народа. Каждый человек, посещающий это
место, обычно вкладывает в стену записку с пожеланием. Это очень
трогательная процедура. Кстати, записки вкладывают не только евреи, но и
люди разных вероисповеданий. К "Стене плача" можно пройти через Яффские
ворота, арабский базар и еврейский квартал Старого города. Интересно
отметить, что во время Иорданской администрации в старом городе евреям не
разрешалось посещение "Стены плача".
Нынешние стены были возведены в середине XVI века султаном Сулейманом
Великим. Сохранились все восемь ворот, ведущих в город. Впоследствии мы
еще вернемся к описанию ворот старого города.
Посещение Иерусалима лучше начинать с обзорной поездки. Самый
красивый вид на город открывается со смотровой площадки на Маслиничной
горе. Это самая высокая из окружающих Иерусалим гор. Ее высота 793 м. На
севере от нее гора Скопус (Гар а'Цофим - гора наблюдателей), на
юго-востоке - гора Поругания (Гар Ашпала). Попасть на нее можно, если
ехать вдоль стены по улице Сулеймана, затем свернуть направо по улице
Ерихо и перед Церковью Всех Наций свернуть налево по узкой, очень крутой
улочке и проехать еще 500 метров. Здесь открывается незабываемый ландшафт
города. Можно сфотографироваться на фоне города, сидя на верблюде. Прямо
перед обзорной площадкой старое еврейское кладбище. Склоны горы покрыты
старыми и молодыми оливковыми деревьями. Они и дали горе имя,
сохранившееся на протяжении 30 веков. Как сказал первый русский паломник
Даниил Заточник: "Есть же святой тот град Иерусалим, и около него горы
каменны, велики и высоки..., никто не может не прослезиться". С вершины
этой горы передавались знаки и сигналы горящими факелами по вершинам гряды
гор в Вавилон.
Насладившись общим видом города, продолжим нашу экскурсию.
Спустившись с горы, мы можем посетить Церковь Всех Наций (Базилика мук
Христовых). Она находится в Кедронской долине. Долина носит название
Иосафатовой. Она, как и ее склоны - это тысячелетнее кладбище с
многочисленными гробницами. Базилика, построенная в 1925 году на средства
12 католических стран на месте, где, согласно библейскому преданию, Иуда
предал Христа, поражает своей грандиозностью. В Храме отсутствует дневной
свет. Нет статуй. Картины на стенах изображают "Гефсиманское моление",
"Предание Спасителя" и "Взятие Христа под стражу". Перед главным престолом
лежит большой природный камень - олицетворение лобзания Иуды. Двенадцать
куполов украшены гербами государств, участвовавших в постройке Базилики.
Сама Базилика расположена в Гефсиманском саду, где когда-то Христос
находил приют и отдых. Здесь же его предал Иуда. В саду находится также
Гефсиманский грот, в котором молился Христос, когда он удалился от
апостолов. Можно увидеть место на полу, где капли кровавого пота Христа
растопили холодный камень и прошли насквозь. Изображения спасителя
напоминают о страданиях Христа. В саду восемь древних оливковых деревьев.
Считают, что им около 2000 лет. Название сада происходит от "Гефсиман -
сад оливковой давильни". Во времена Христа здесь стояли прессы, на которых
давили оливки.
Недалеко от Церкви Всех Наций стоит русская Церковь св. Марии
Магдалены, построенная в 1888 году на личные средства императора
Александра Третьего в память его матери Марии Александровны. Ее
обслуживают монахи Белой русской церкви. Церковь построена в стиле
московской архитектуры, увенчана семью куполами-луковицами с православными
крестами. Церковь отделана белоснежным мрамором, а иконостас украшен
иконами кисти Верещагина.
Вблизи от церкви св. Марии Магдалены находится церковь "Плача
Господня". Она построена в 1954 году итальянским архитектором Барлуччи и
называется "Доминус Флевий". По преданию, Христос на этом месте оплакивал
неизбежное разорение Иерусалима. В память об этом купол церкви имеет форму
слезы. И совсем рядом еще одна церковь "Патер Ностер" ("Отче наш"). Она
построена в 1874 году над пещерой, где был найден камень с высеченными на
нем словами молитвы "Отче наш". Стены церкви увешаны табличками со словами
этой молитвы на многих языках. Полагают, что молитва "Отче наш" была
первой молитвой, произнесенной Христом перед учениками именно в этом
месте. Рядом восьмиугольная часовня, принадлежащая мусульманам, но по
преданию Христос вознесся на небеса именно в этом месте. В часовне есть
камень, на котором якобы запечатлен след стопы Христа. Тут же высится
64-метровая колокольня. На Оливковой горе находится также Церковь Успения
- "Дормитон" - Гробница Марии. Считают, что именно на этом месте Мария
уснула вечным сном. Она была похоронена в Кедронской долине. Фасад церкви
типичен архитектуре времен крестоносцев. Она построена в 1910 году на
земле, подаренной императору Вильгельму II во время его визита в Иерусалим
в 1898 году. Внутри церкви находятся могилы родителей Марии, Анны и
Иоахима, а также ее мужа Иосифа. Существует и другая могила Девы - в
Гефесе, в Турции. По этой версии апостол Иоанн увел с собой мать Иисуса,
где она и умерла. Интересна мозаика пола, изображающая символы Святой
троицы, а также изображения пророков и знаков зодиака. В крипте находится
статуя Марии, сделанная из вишневого дерева.
В Кедронской долине много гробниц с названиями, связанными с
историей. Например: гробница Лазаря на месте, где, по преданию, Христос
совершил чудо, воскресив Лазаря через четыре дня после его смерти. Или так
называемый "Столп Авессалома". По преданию, его воздвиг сын Давида для
собственного увековечивания. Или гробница Иосафата, в которой в 1842 году
нашли очень древний текст Моисеева Пятикнижья.
Источник Гихон известен под названием "Фонтан Марии". По преданию,
она приходила сюда стирать. Он находится в долине Кедрон и скрыт в пещере,
разделенной на два грота. Это единственный водный источник Иерусалима.
Доступ к нему был жизненно важным во время осад города. Этим
воспользовался Давид, завоевывая город. Иудейский царь Хезкия в 8 веке до
н.э. замаскировал источник и отвел его воды по подземному туннелю в город.
Табличка, найденная в туннеле, описывает встречу землекопов, которые рыли
его с двух сторон. Туннель имеет форму "S", длиной 533 м и высотой 1,8 м.
К источнику ведут последовательно 15, а потом еще 17 ступеней. Силоамская
купель почитается и христианами. В этом месте Христос, по преданиям,
исцелил человека, слепого от рождения, о чем упоминается в Новом Завете.
Южнее Силоамской купели находится "хасел-дама" или "поле крови". По
преданию, здесь состоялась передача Иуде тридцати сребренников - цена
крови Христовой.
Источник Гихон и Силоамская купель находятся на территории Города
Давида. В настоящее время на холме библейской горы Офель находится деревня
Сильван. Это древнейшая часть Иерусалима. Здесь пять тысяч лет назад
родился Иерусалим. Во время раскопок были обнаружены различные уровни
древнего города. Остатки стен толщиной в 2,5 метра найдены на восточном
склоне холма. Удалось раскопать остатки сооружений, относящихся к эпохам
ханаанцев и асмоников, эпохи иудейских царей (VIII - VII вв. до н.э.).

Теперь наша цель - Старый город. В него можно попасть через семь
действующих ворот. Дамасские или Шхемские ворота - самые красивые, богато
украшены орнаментом. Они были построены в 1537 году во времена Сулеймана
Великого. От них начиналась дорога на Дамаск и Шхем (Наблус). Раскопки
вблизи ворот привели к открытию римской площади, в центре которой стояла
колонна со статуей Императора Адриана. От колонны отсчитывали расстояния
до других городов. Под Шхемскими воротами раскопаны ворота времен II века
до нашей эры и возле них лестничная площадка. Сюда можно подняться по
винтовой лестнице к самой высокой точке, полюбоваться панорамой и
совершить прогулку по городской стене до Яффских ворот в одну сторону или
до ворот Ирода в другую. В 1979 году вошел в строй пешеходный туннель,
сокращающий путь от Шхемских ворот до Стены плача. Новые ворота были
пробиты в 19 веке, а точнее в 1887 году и сократили путь между
христианским кварталом и учреждениями церкви за пределами города. Они были
заперты с 1948 года и до 1967 года. Недалеко от Новых ворот по улице
Шивтэй Исраэль находится монастырь "Нотр-Дам де Франс", основанный в 1887
году. Он был пристанищем для пилигримов, совершающих паломничество на
Святую Землю. Сегодня монастырь принадлежит Ватикану. Ворота Сиона
соединяют Армянский квартал с горой Сион. Отсюда и название. Иногда их
называют еще "Ворота Еврейского квартала". Через них в квартал ворвались
бойцы Пальмаха (военные соединения, предшествующие Армии Обороны Израиля)
во время войны за независимость в 1948 году.

Навозные ворота, расположенные на юге вблизи Стены плача, получили
свое название в давние времена. Через эти ворота вывозили мусор на
городскую свалку, которая находилась в Кедровской долине. Они очень узкие
и низкие. Их ширина с трудом позволяет пройти человеку с ослом. У этих
ворот находится экскурсионное бюро, которое организует экскурсии по
Старому городу. Золоченные ворота относятся к памятникам новой эры. Их
называют еще и "Ворота Милосердия". Существует легенда, по которой во
времена турецкого владычества мусульмане заложили ворота кирпичной
кладкой, так как по еврейской традиции Мессия должен пройти через эти
ворота и освободить город Давида от иноверных. Считается, что Христос,
после воскрешения, через эти ворота вошел в Иерусалим. Львиные ворота
построены в 1538-1539 гг. Свое название они получили по барельефам с
изображением льва - символа вождя мамлюков. Интересно, что и в гербе
города изображен лев. Их называют также "Ворота святого Стефана". Согласно
легенде, он был замучен поблизости от них. Через эти ворота израильские
парашютисты вошли в Старый город по направлению Храмовой горы во время
шестидневной войны. Ворота Ирода, находящиеся в северо-восточной части
городской стены, называют так, потому что находящаяся недалеко от них
церковь ошибочно принималась за дом Ирода Антипы (сына Ирода Великого), к
которому был послан Христос. Иногда эти ворота называют "Цветочные",
возможно, из-за укращающих их цветочных гирлянд. Арабы называют их "Ворота
лунатиков" по названию соседнего кладбища. Напротив ворот Ирода находится
музей Рокфеллера. Это крупный археологический музей и
научно-исследовательский центр. Музей открыт в 1930 году. Ранее назывался
Палестинским археологическим музеем. Он открыт с 10 до 16 часов ежедневно,
кроме вторника. И наконец - Яффские ворота. Они пользуются наибольшей
популярностью у туристов. Это связано с тем, что от них удобнее всего
совершать прогулки по Старому городу. Вблизи ворот находится
информационно-туристическое бюро. Они же и наиболее приближены к
городскому транспорту. От Яффских ворот начиналась дорога, ведущая в Яффо
- главный порт на Средиземном море того времени. И сегодня улица, ведущая
к воротам, называется улицей Яффо. Ворота построены в 1537 году. В 1898
году их расширили для проезда кареты германского императора Вильгельма.
Через Яффские ворота вошел в Старый город английский генерал Алленби после
разгрома турецких войск в 1917 году.
Цитадель Давида находится рядом с Яффскими воротами. Название "башня
Давида" неверно и называется так в духе народных традиций. Первое
укрепление было построено хасмонеями для защиты городских ворот. Ирод
Великий построил на фундаменте укрепления цитадель, которая являлась
мощным опорным пунктом и одновременно служила защитой царского дворца.
Цитадель имела три башни имени Гиппикус, Фасаэль и Мариамна. Так звали
друга, брата и жену Ирода. Крестоносцы не смогли овладеть цитаделью
приступом и его гарнизон сдался только после падения города. Цитадель
восстановили крестоносцы и обновили мамлюки в период Оттоманской империи.
До наших дней сохранилась только нижняя часть башни Фасаэля. Над цитаделью
возвышается минарет, относящийся к XII веку. Сегодня цитадель служит
этнографическим музеем. Один из экспонатов музея - замечательный макет
Иерусалима работы Стефана Илльса (19 век). Два главных рынка начинаются от
Яффских и Дамасских ворот. Они тянутся по двум историческим улицам
Иерусалима - Декаминиус и Кардо Максимум - со времен Рима и Византии и
отличаются разнообразием и пестротой. Стоит побродить, поглазеть, а может
и купить приглянувшийся товар.
Теперь, на выбор, три экскурсии по трем кварталам Старого города.

 

ЕВРЕЙСКИЙ КВАРТАЛ

Территориально он примыкает к Армянскому кварталу, а на севере, в
районе Стены плача, граничит с Мусульманским кварталом.
Еврейский квартал расположен в том месте, где во времена Второго
храма была территория Верхнего города, заселенного в те времена знатью.
В течение веков еврейская община ютилась по восточному склону
Сионской горы. К концу XIX века, с началом строительства новых кварталов
за пределами стен Старого города, число жителей еврейского квартала начало
быстро убывать. В тридцатых годах нашего столетия, когда возникает
напряженность в отношениях с арабами, процесс исхода нарастает. К моменту
образования государства Израиль численность сократилась до 1700 человек.
Сегодня здесь живет свыше 6000 евреев.
После воссоединения Иерусалима началось интенсивное восстановление
квартала. Построено множество жилых домов, реконструируются знаменитые
синагоги. Сейчас территория Еврейского квартала представляет собой
настоящий лабиринт переплетающихся между собой средневекового типа улочек
и переулков, застроенных домами своеобразной архитектуры.
В ансамбль квартала органично вписываются здания синагог, йешив, кафе
и магазинов.
Знакомство с историко-археологическими местами квартала начнем с
комплекса "Четырех синагог", находящегося на площади Тиферет Иерушалаим.
Войдя в Старый город через Сионские ворота, видим автомобильную
стоянку, устроенную на площади Тиферет Иерушалаим для жителей Еврейского
квартала. По левую сторону площадь ограничена улицей Хабадников. Идем по
ней до невысокого минарета мечети, вклинившейся между двумя жилыми домами.
От мечети сворачиваем на площадь и идем вдоль автомобильной стоянки.
Справа, вдоль крепостной стены, тянется территория археологических
раскопок.
Здесь можно увидеть остатки сооружений времен крестоносцев и
византийского периода, а также руины башни времен мамелюков.
С этой же площади, от угла городской стены, у бетонного остова
современного недостроенного амфитеатра, можно спуститься к раскопкам
грандиозной византийской церкви "Нея", построенной во времена правления
императора Юстиниана (VI век н.э.). В ходе работ откопана стена, толщиной
семь метров, основанием которой служит естественная скала. В стене
выдолблена выемка диаметром 5 м. Видимо, это был боковой придел церкви.
Территория церкви продолжается под примыкающими к площади новостройками.
В этом районе обнаружено 6 огромных подземных сводчатых помещений. В
одном из них найдена надпись времен Юстиниана. Камень с этой надписью
хранится в Музее Израиля.
Дойдя до конца площади, поворачиваем влево. В этом месте от площади
уходит вниз улица Батей Махасэ. Если продолжить по ней движение, то через
две-три минуты мы окажемся у Стены плача.
Проходим мимо сложенного из розоватого камня трехэтажного здания. Это
"Метивта йешива". От этого здания по деревянному лестничному маршу
спускаемся ко вновь отстроенному комплексу из четырех действующих синагог.
Первоначально они были построены в XVI веке сефардскими евреями и были
центром еврейской общины. По преданию, рабби Иоханан Бен-Заккай,
величайший знаток талмудического учения своего времени, именно здесь в
последний раз молился перед уходом из Святого города, осажденного
римлянами. Здесь же на протяжении веков посвящался в сан главный раввин
сефардов, носивший титул "Ришон Лецон" (Первый в Сионе). В этом месте
капитулировали последние еврейские защитники Старого города в мае 1948
года.
Все синагоги комплекса находятся в одном здании и представляют собой
скромных размеров молельни. Войдя в здание, мы попадаем сразу в самую
большую из синагог, которая носит имя рабби Бен-Заккая. Стена у амвона
украшена росписью в голубых и золотых тонах по иерусалимским мотивам. Из
этой синагоги три двери ведут в помещения других синагог. Слева синагога
Илияу (св.Илии). По преданиям, в библейские времена, на этом месте также
стояла синагога, в которой пророк Илияу собрал людей для службы Судного
дня. В синагоге Илияу и сейчас демонстрируют кресло, на котором, как
утверждают, восседал пророк. Интерьер синагоги украшает резная деревянная
арка XVI века, доставленная из Италии. Направо вход в Истамбульскую
синагогу, названную так потому, что до 1948 года в ней молились, в
основном, выходцы из Турции. Синагогу украшает арка XVIII века из Анконы
(Италия). Средняя дверь ведет в синагогу, которая так и называется "Эмцаи"
(средняя). Это самая маленькая из четырех синагог.
Побывав в этих синагогах, поднимаемся наверх и сразу же сворачиваем
направо на улицу Мишмарот а'Шхуна. Эта улица приводит нас к самым
знаменитым синагогам Иерусалима. Мы стоим у синагоги Рамбам, которая была
основана в 1267 году и названа в честь знаменитого еврейского мыслителя
рабби Моше Бен-Нахмана (Маймонид), выходца из Испании. (Рамбам -
аббревиатура имени рабби).
Наше внимание сразу же привлекает величественная арка над
реконструируемым зданием - это синагога Хурва (дословно - руина). "Хурва",
построенная в XIX веке, была большим, богато украшенным сооружением и
стояла на руинах синагоги, воздвигнутой в 1700 году и спустя 20 лет
разрушенной. К ней можно подняться по ступенькам от синагоги Рамбам.
Пересекаем площадь, лежащую справа от синагоги Рамбам. От площади
прямо уходит улица Тиферет Исраэль. Примерно в 10 метрах от угла этой
улицы, у входа в сувенирный магазин "Мансур", вверх, вдоль стены, ведет
каменная лестница. Поднявшись по ней, увидим фасад с арками. Это все, что
осталось от четырехэтажной синагоги Тиферет Исраэль, которая более
известна как синагога Нисана Бека. Синагога была возведена в середине XIX
века. В этот период руководителем еврейской общины Иерусалима был Нисан
Бек, который сделал много для успешного завершения строительства этой
синагоги.
Пройдя сквозь арку, которой оканчивается улица Тиферет Исраэль,
окажемся у "Археологического сада". Здесь можно осмотреть впечатляющие
руины церкви времен крестоносцев.
Справа от стены, ограждающей сад, лестница в несколько маршей ведет
вниз к Стене плача. По другую сторону от лестницы возвышается
недостроенное монументальное здание йешивы "а'Котэль" и примыкающее к нему
здание современной архитектуры, в котором находится йешива "Порат Йосеф".
С площадки лестницы перед последним маршем открывается вид на
раскопки у стены, ограждающей Храмовую гору. Прямо перед нами, на
восточном склоне Масличной горы хорошо просматриваются застекленные
арочные проемы фасада отеля "Интерконтиненталь". Справа от Масличной горы,
на вершине горы Поругания (гар Ашпала), сквозь густую листву проглядывает
здание францисканского монастыря.
Внизу, на площади у Стены плача, остановка автобуса N 1, который
следует в центр города и к Центральной автобусной станции (тахана
мерказит).
Но продолжим свою прогулку от синагоги Нисан Бек. Вправо от нее
уходит узкая и короткая Караимская улица. Проходим по ней примерно 10
метров и справа видим вход в небольшой Караимский музей. Из помещения
музея можно пройти в реконструированную караимскую синагогу XI века.
Синагога находится ниже уровня земли. Пол синагоги устлан прекрасным
ковром. При входе в синагогу надо снять обувь.
Побывав в караимской синагоге, продолжаем идти по Караимской улице и
снова выходим на площадь перед синагогой Рамбам. Сворачиваем влево и идем
по узкой извилистой улице а'Мекбалим до улицы Бейт Эль. По ней выходим на
Еврейскую улицу к месту археологических раскопок "Кардо". Такое название
носила главная улица римского города Элиа Капитолина, построенного на
месте разрушенного Иерусалима. Раскопки дают возможность воссоздать облик
улицы, который она имела в те далекие времена. Ширина улицы составляла,
примерно, 22 м. Она разделялась двумя рядами колонн на три полосы,
вымощенные каменными плитами. Боковые полосы, шириной в 5,5 м, были
защищены от дождя и зноя навесами, которые опирались с одной стороны на
колонны, а с другой - на крыши стоявших вдоль улицы домов. Центральная
часть улицы была проезжей. При раскопках обнаружены наслоения, относящиеся
к византийскому периоду.
Осмотрев раскопки, идем по Еврейской улице налево и вскоре выходим на
площадь Тиферет Иерушалаим, и вдоль нее к знакомому зданию "Метивта
йешива". Под аркой этого здания начинается улица а'Хацоцрот. По ней
выходим на улицу Галеед. Сразу же, на противоположной стороне улицы, слева
от жилого дома, видим проход, по которому попадаем на площадь Батей
Махасэ. Табличка с названием площади укреплена на боковой стене здания,
"Бейт Ротшильд" (дом Ротшильда). Постройка этого здания закончена в 1871
году. Оно было построено в рамках программы решения острейшей жилищной
проблемы Еврейского квартала и финансировалось немецкой ветвью семьи
Ротшильдов.
Перед "Бейт Ротшильд" установлены остатки колонн и капителей,
датируемых II-III веками до н.э. Это трофеи археологических раскопок на
территории Еврейского квартала.
Пройдя вдоль фасада "Бейт Ротшильд", сворачиваем у угла здания налево
и попадаем на небольшую площадку, где установлен чрезвычайно скромный
памятник защитникам Еврейского квартала, павшим в боях во время войны за
Независимость.
Проходим от памятника чуть вперед и опять попадем на улицу Галеед.
Идем по ней направо до развилки. Далее следуем по улице Бейт Эль и
пересекаем площадь, а далее по улице Тиферет Исраэль в направлении
противоположном тому, которым следовали к синагоге "Нисан Бек". По правую
руку - раскопки стены периода Первого храма. У этих раскопок поворачиваем
налево и почти сразу снова попадаем на Еврейскую улицу (рхов а'Егуди).
Следуя по ней в правом направлении, очень скоро попадаем в лабиринт
Восточного базара.
На этом мы заканчиваем прогулку по Еврейскому кварталу Старого
города. Правда, можно еще долго бродить по очень своеобразным улочкам и
переулкам квартала, наблюдая жизнь в возрожденном духовном и историческом
центре еврейского народа.

МУСУЛЬМАНСКИЙ КВАРТАЛ

В северо-восточной части Старого города находится Муcульманский
квартал, где расположен "Харам-эш-Шериф" (священный двор) со знаменитыми
мечетями Омара и Аль-Акса.
Площадь Харам-эш-Шериф имеет форму неправильного четырехугольника.
Западная стена "Харама" протянулась на 490 м, северная - на 321 м,
восточная - на 497 м и южная - на 238 м. Площадь "Харама" представляет
собой ухоженный сад. Почти в центре сада вознесся купол мечети Омара.
Напротив, на южной стороне - громоздкое здание мечети Аль-Акса.
Территория "Харам-эш-Шериф" окружена каменной оградой, которую
прорезают 12 ворот: 8 - на западе, 3 - на севере и Золотые ворота - на
востоке, где стена "Харама" смыкается со стеной Старого города.
Вход туристов на территорию "Харама" разрешен только с 8 до 11 часов.
Выйдя через одни из ворот "Харама", попадаем в заповедный мир
Востока, в улочки, сохранившие свой облик и атмосферу на протяжении веков.

МЕЧЕТЬ СКАЛЫ (МЕЧЕТЬ ОМАРА)

В 691 году на Храмовой горе (гора Мориа), на месте, где некогда
находился Второй храм, было завершено строительство мечети Омара, как ее
ошибочно называют, т.к. она была построена по приказу халифа Омара.
Правильное название - мечеть Скалы. На иврите "Кипат а'Села" (купол
скалы). И действительно, мечеть, воздвигнутая над скалой - святилищем
Соломонова храма, - является как бы куполом, прикрывающим священную скалу.
Мечеть Скалы является не только третьей по значимости святыней
ислама, но и самым величественным архитектурным памятником Ближнего
Востока. Она имеет форму восьмиугольника. Наружные стены выложены голубыми
изразцами. Мечеть увенчана куполом, который хорошо виден со многих точек
Иерусалима. Он был, в свое время, покрыт свинцовой крышей, а наружная
поверхность - листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась
вплоть до 1964 года. В ходе ремонта мечети покрытие купола сделали из
алюминиевых листов, которым химическим путем был придан цвет золота.
Внутри мечеть колоннами делится как бы на три круга. В среднем круге за
металлической решеткой находится огромная бесформенная глыба из белого
известняка - святыня Соломонова храма. Под камнем расположена пещера, куда
ведут 11 ступеней. В потолке пещеры имеется отверстие, через которое
стекала кровь жертвенных животных.

 

МЕЧЕТЬ АЛЬ-АКСА

Выйдя из южной двери мечети Омара и спустившись мимо фонтана для
омовения, мы попадем в мечеть Аль-Акса. Она воздвигнута в 693 году на
руинах христианской базилики, построенной византийским императором
Юстианианом в VI веке в честь Пресвятой Девы. Зал мечети двумя рядами
колонн разделен на три равные части. В северном крыле мечети обозначено
место, откуда согласно мусульманскому вероучению, вознесся на небо пророк
Мухаммед. Это место называется "Маком Азиз".
В северной стене мечети находится семь входов. Мечеть имеет огромное
подвальное помещение более древней кладки, известное под названием
Соломоновых конюшен. Во времена крестоносцев, захвативших Иерусалим в 1099
году, в мечети располагались рыцари-тамплиеры (храмовники), использовавшие
подземные помещения, действительно, в качестве конюшен.
Кроме этих мечетей, в Иерусалиме имеется еще 34 мусульманских храма,
в том числе 27 - в стенах Старого города (6 из них находится на территории
Харам-эш-Шериф).

ХРИСТИАНСКИЙ КВАРТАЛ

Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом.
Заселение этого квартала началось в IV веке, когда над развалинами
римского языческого храма византийский император Константин воздвиг Храм
Гроба Господня.
ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ. Войдя в Старый город через Яффские ворота,
спустившись вниз по улице Давида в направлении к базару, мы попадаем на
территорию Христианского квартала, где находится святая святых
христианского мира - Храм Гроба Господня. Он воздвигнут на месте, где,
согласно преданиям, был распят, погребен и затем воскрешен Христос.
Путь к Храму Гроба Господня лежит по ул. а'Ноцрим (Христианская
улица), первый поворот налево от улицы Давид а'Мелех. Идем по правой
стороне улицы а'Ноцрим до улицы св.Елены (рхов сант а'Лена) и спускаемся к
скромной калитке, ведущей во двор, где стоит Храм Гроба Господня.
Сейчас Храм даже отдаленно не напоминает первоначальную постройку,
которая была основательно разрушена еще в VII веке, во время нашествия
персов. Только в 1130-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей
христианского государства крестоносцев, храм был вновь отстроен. В 1927
году он сильно пострадал при землетрясении, но был быстро восстановлен.
Храм Гроба Господня является как бы мемориалом Христа. Здесь все
связано с его именем. При входе в храм мы видим камень Помазания,
представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, на
этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа,
снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением.
Войдя внутрь храма и спустившись по лестнице, мы попадаем в темный,
мрачный зал. Своды его поддерживаются многочисленными колоннами и
строительными лесами, поставленными после землетрясения 1927 года.
Слева от лестницы, - небольшая часовня, где находятся каменные
надгробия над могилами христианских королей Иерусалима: Годфруа и Бодуэна
I.
В центре зала стоит небольшая купольная часовня из розового мрамора,
поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня (Кувуклия) Часовня
имеет два придела: придел Ангела (здесь мы видим фигуру сидящего на
гробовом камне ангела. Часть камня вделана в мраморную чашу) и собственно
гробница, куда ведет низкий проход, поэтому проходя по нему, невольно
склоняешься в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами, имеет
два метра в длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в
стену мраморное надгробие.
Позади часовни находится притвор греческой церкви, где привлекает
внимание большая каменная ваза, символизирующая "центр земли", находящийся
в святом Иерусалиме, и трон патриарха. Против часовни расположен притвор
русской православной церкви. Здесь на богато отделанном золотом алтаре
видим четыре большие иконы московских мастеров с необычайно тонкой работы
серебряными cкладами.

ГОЛГОФА. Сразу у входа в храм, направо от камня Помазания, две
лестницы ведут наверх. Они приводят к месту, где, по преданию, стоял
крест, на котором был распят Христос. Это место разделено массивной
колоннадой на две части. Одна часть принадлежит греко-ортодоксальной,
другая - римско-католической церквям. В глубине греческого притвора
высится Распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен
серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был
вставлен крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на
которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. В католическом
притворе, украшенном мозаичными картинами на библейские темы, находится
алтарь "Пригвождения ко кресту".
В одной из колонн, разделяющих два притвора, есть скульптурное
изображение святой Девы Марии, украшенное драгоценными камнями.
Из галереи, идущей вдоль стены храма, справа от лестницы, ведущей на
Голгофу, спустившись вниз на 30 ступеней, попадаем в греческую церковь св.
Елены. В правом углу этой церкви имеется лестница, которая приводит в
пещеру Обретения Креста. Мраморная плита в ней обозначает место, где, по
преданию, нашли крест, на котором был распят Христос.
Под Голгофой, справа от камня Помазания, находится вход в часовню
праотца Адама, который, по преданию, после своего грехопадения жил в
Иерусалиме. Согласно преданиям, Адам предсказал, что если распятие Христа
свершится, то каменное основание Голгофы расколется. В глубине часовни
имеется стеклянное окно. Сквозь него показывают расщелину, якобы
образовавшуюся во время землетрясения при распятии Христа.
Весь Храм Гроба Господня разделен на небольшие притворы, которыми
владеют церкви самых различных религиозных направлений.
Участок земли, занятый храмом, со времен Саладина принадлежит двум
мусульманским семьям. У них же хранятся и ключи от храма. Ежедневно
кто-нибудь из членов этих семей открывает двери по просьбе представителя
христианских вероисповеданий для отправления церковных служб.
ВИА ДОЛОРОЗА (СКОРБНЫЙ ПУТЬ). Попав в Иерусалим, как не пройти
последовательно весь путь страданий Христа от Гефсиманского сада, где он
был схвачен стражей, до места его распятия - Голгофы.
От ворот Гефсиманского сада наш путь лежит через пересохшее русло
ручья Кедрон к Львиным воротам Старого города. Почти сразу привлекает
внимание часовенка на четырех хрупких, изящных колонках (справа по ходу
движения). За ней широкая арка входа в подземный храм Успения Божьей
Матери. В нем помещается гробница, воздвигнутая императрицей Еленой
(византийский период). По преданию, в гробнице пребывало до вознесения на
небо тело Святой Девы.
В храм спускаемся по широкой мраморной лестнице в 50 ступеней. В нем
можно увидеть алтари всех христианских вероисповеданий. Здесь же, в
каменном киоте, большая икона Божьей Матери, почитаемая чудотворной.
Посреди храма в небольшой купольной часовне находится мраморная плита
поверх скалы, в виде ложа.
Напротив гробницы Божьей Матери стоит небольшой храм, воздвигнутый
над местом убиения первомученика Стефана. По преданию, на этом месте он
был побит камнями за проповедь учения Христа.
Следуя дальше по скорбному пути (иначе - Крестному), входим через
Львиные ворота в пределы Старого города. Сразу за воротами видим здание
католического монастыря святой Анны (матери Девы Марии), основанного во
времена крестоносцев на месте предполагаемого рождения Святой Девы.
Подземные помещения монастыря сохранились с более древних времен. В одном
из этих помещений можно увидеть вделанную в стену каменную плиту,
украшенную иконами. По преданию, на этом месте Анна произвела на свет
Святую Деву. Во дворе монастыря - готическая церковь постройки середины
XIX века.
За непримечательным фасадом монастырского здания, во дворе рядом с
церковью, находится настоящий археологический заповедник. Здесь раскопаны
остатки водоема - так называемая "Овечья купель" (Вифезда). Во времена
Второго храма левиты мыли в нем приносимых в жертву овец, а во времена
Христа здесь исцеляли больных. Купель, расположенная глубоко под землей,
выложена огромными каменными монолитами. К ней можно спуститься по грубым
каменным ступеням и увидеть, как отражаются в неподвижной воде арки
древних сводов.

Императрицей Еленой был воздвигнут над купелью храм, на развалинах
которого крестоносцы воздвигли церковь. Ее впечатляющий фасад сохранился
до сих пор. Чуть в стороне от центральных развалин, под навесом, можно
осмотреть участок фундамента с сохранившейся мозаикой пола византийского
храма.
На территории этих раскопок находятся развалины ритуальной купальни
времен римского владычества, руины гробниц периода хасмонеев и другие
остатки сооружений разных периодов.
Доступ к раскопкам открыт ежедневно, кроме воскресенья, с 8 до 12
часов и с 16 до 18 часов.
Продолжаем путь по ул. Аль-Муджахеддин до ул. короля Фейсала (второй
поворот налево). Здесь рекомендуется отклониться от маршрута, так как на
ул. короля Фейсала есть два примечательных образца архитектуры XIII века.
Это два мамелюкских медрессе. Медрессе Эль-Давадария примечетельно
двустворчатыми воротами (сейчас это частный дом). Медрессе Эль-Бахария
привлекает внимание цветной росписью фасада (во дворе). В конце улицы
видим ворота, ведущие на территорию Храма.
Осмотрев эти два архитектурных памятника, продолжим свой путь.
На протяжении всего Крестного пути, по библейским преданиям,
происходили различные события, непосредственно связанные с именем Христа.
При каждом таком событии шествие прерывалось. Канонизировано 14 таких
остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями,
мемориальными досками.
Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария. Здесь первая
остановка на Скорбном пути Христа. Собственно, отсюда начинается Виа
Долороза. Именно от первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня
отцы-францисканцы устраивают шествие.
Именно здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном
углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский
прокуратор Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на территории бывшего
римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона.
Нижняя ступень мраморного крыльца, ведущего в монастырские ворота,
сохранилась со времен римлян. Своды монастырских помещений органично
включают в себя остатки скульптурных украшений и колонн времен первых
веков нашей эры. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами
современной работы. Темой этих картин является библейская легенда о суде
над Иисусом. В глубине церкви в нише над алтарем стоит беломраморная
статуя Христа в терновом венце и со связанными руками. Внизу надпись:
"Экце хомо" (вот человек).
От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой
галлереей. Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного
Христа, воскликнув при этом: "Вот человек!". В память этого события арка
носит название "Экце хомо".
Однако согласно данным новейших археологических изысканий
установлено, что это триумфальные ворота, воздвигнутые императором
Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Часть этих трехарочных
ворот мы видим за алтарем церкви монастыря Сестер Сиона.
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода.
Слева - часовня Осуждения, воздвигнута непосредственно над предполагаемым
местом осуждения Христа. Плиты, устилающие пол, и четыре колонны
сохранились со времен римского владычества. Внутренние стены часовни
покрыты росписью на темы осуждения Христа и его встречи с Девой Марией на
Крестном пути.
Справа - часовня "Бичевания" (2 остановка) отмечает место, где
Христос был подвергнут бичеванию. Часовня примечательна искусно
выполненным витражем, расположенным за алтарем. В подвале монастыря
находится "Лифастон" ("Литостратос", что с греческого переводится как
"мощеное место"). Это был внешний двор претории. Здесь Христос был
публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты
преторианской гвардии грубо издевались над Христом, называя его
лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения
оскальзывания лошадей и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры
в кости.
Будучи на Лифастроне, стоит обратить внимание на люки в мостовой. Это
люки огромных водных резервуаров, которые и сейчас полны водой, как и в
библейские времена.
К монастырю Сестер Сиона примыкает здание греческой православной
церкви. Над ее входом высечена надпись: "Заточение Христа". Церковь
построена на месте тюрьмы римской претории, в которой, по преданию,
содержались Христос и разбойник Варавва "сотоварищи". В церкви показывают
углубление в скале с каменной скамьей. Утверждают, что это и есть темница
Христа. Показывают и темницу Вараввы, представляющую собой пещеру с
каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывались
заключенные. Эта пещера расположена ниже темницы Христа.
Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского
патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в
первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней,
построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню - рельеф
известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает
Христа, изнемогающего под тяжестью креста.

Проходим еще немного по Виа Долороза и видим в стене дверь часовни.
Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над
входом видим картину, изображающую их встречу. Здесь четвертая станция.
На углу Эль-Вад и Виа Долороза (почти напротив 4 станции) стоит
францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути
(пятая станция). По преданию, здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи
и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене
около входа в часовню (справа) видим глубокую впадину - якобы, отпечаток
руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
Идем по Виа Долороза в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем
ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у 6
станции, где стоит часовня св. Вероники. (Дверь в стене по левой стороне
улицы с надписью на латыни: "VI станция"). Согласно библейскому преданию,
блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с
этим церковь причислила ее к лику святых.
Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сук-хан эз-Зайн и
выходим к 7 станции. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа
слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во
второй раз.
Вскоре по левой стороне улицы Виа Долороза над входом в греческий
ортодоксальный монастырь, увидим изображение креста. Это отметка 8
станции, где Христос, как гласят предания, проповедовал иерусалимским
женщинам.
Возвращаемся на улицу Сук-хан зэ-Зайн и идем по ней направо. Многие
из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать
далеких римских времен. Это сохранившиеся остатки декоративных украшений,
каменные монолиты в стенах и т.п.
По этой улице выходим к довольно широкой лестнице (с правой стороны).
Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам
коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише - покосившаяся
колонна. Она отмечает 9 станцию - место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня, куда можно
пройти через эфиопскую церковь, церковь, находящуюся во дворе,
соседствующем с коптским монастырем.
Наконец, мы в Храме Гроба Господня. Поднявшись у камня "Помазания" по
крутой лестнице, попадаем на вершину Голгофы, где находится часовня,
отмечающая 10, 11, 12, 13 станции. Часовня делится на два притвора
(подробнее о ней рассказано в разделе "Голгофа"). В левом притворе престол
и распятие отмечают 10 и 11 станции. В этом месте, согласно Библии,
Христос был оголен и пригвожден к кресту. В полу под престолом виден
серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был
вставлен крест, на котором был распят Христос. Это отметка 12 станции.
В правом притворе обозначена небольшим католическим алтарем 13
станция. На этом месте, как рассказывают предания, лежало тело Христа
после того, как его сняли с креста.
Последняя 14 станция - "Кувуклия" (Гроб Господень) представляет собой
небольшую купольную часовню, стоящую посреди храма. Она воздвигнута в 1810
году над пещерой, в которой находится библейское место захоронения Христа.
Выходим из храма Гроба Господня через центральные ворота во двор и
проходим через калитку (слева в углу двора) к большой нарядной, с
внушительной колокольней церкви Спасителя (Редимер). Минуя поворот на
улицу Муристан, идем вдоль фасада церкви до конца и оказываемся у входа на
территорию Александрийского подворья, примыкающего к храму Гроба Господня.
Здесь находится последний заметный предел Крестного пути - "Судные
ворота", камни которых сохранились до наших дней. (Через эти ворота
выводили за пределы города осужденных на казнь).
На территории подворья находится церковь Александра Невского,
воздвигнутая над порогом "Судных ворот". Кусок каменной плиты, закрытый
стеклом, считается порогом городских ворот. Через этот порог, согласно
библейской легенде, переступил Христос на пути к месту казни. Над ним
возвышается распятие, водруженное на природную скалу. Стены церкви
покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное
основание. Кладка этих блоков относится в периоду царя Ирода.
В церкви обращает на себя внимание арка византийского происхождения,
две колонны с капителями римского периода (в углу за распятием) и стенная
роспись, изображающая страдания Христа. На колонне перед "Порогом" -
картина Репина, подаренная им монастырю.
В александрийском подворье есть маленький музей, где экспонируются
реликвии, оставшиеся со времен массового паломничества русских людей в
Святую землю.
Здесь же размещена Русская миссия в Палестине.
Продолжаем прогулку по Христианскому кварталу Старого города. Побывав
в Александрийском подворье, возвращаемся назад к улице Муристан. На углу
арка с надписью "Шук Афтимос". Это вход на один из рынков Старого города.
Во II веке н.э. здесь находился римский Форум. Проходим под аркой и видим
пышно декорированный фонтан. Слева от него остатки "Муристана", что
по-персидски означает больницу. Во времена крестоносцев в этом месте
размещалась штаб-квартира ордена Госпитальеров. В настоящее время здесь
стоит одна из самых примечательных церквей Старого города - церковь
Искупления. Она построена в 1898 году на фундаменте церкви времен
крестоносцев. С северной стороны церкви можно видеть сохранившиеся с тех
времен ворота. Церковь имеет очень уютный внутренний двор, окруженный
галереями. В церкви есть орган и периодически устраиваются концерты.
Незадолго до своей трагической гибели выступал в церкви и замечательный
органист Валерий Майский.
От фонтана хорощо просматривается оцинкованный купол невысокой
церкви, затерявшейся среди окружающих построек. Вход в нее с улицы
а'Ноцрим, куда выходим по проходу справа от церкви и сворачиваем налево.
Перед нами вход с надписью по-гречески и иконой с изображением Иоанна
Крестителя. За калиткой во двор выходит фасад церкви Иоанна Крестителя,
постройка которой датируется VIII веком н.э. Это одна из древнейших
церквей Иерусалима. Западная ее часть стоит на остатках византийской
церкви V века.
После посещения церкви Иоанна Крестителя продолжаем двигаться влево
по улице а'Ноцрим, пока не выйдем на улицу Давид а'Мелех, по которой идем
вправо в направлении Яффских ворот. Вскоре улица вырывается из базарного
чрева. В этом месте справа вход в отель Петра. Во дворе отеля находится
бассейн Хизкии (брихат Хизкия), который давал воду для орошения садов,
окружавших дворец Ирода.
На пути к Яффским воротам минуем поворот направо на улицу Греческой
патриархии, где расположен Большой греческий ортодоксальный монастырь. На
его территории находится несколько церквей и часовен. Важнейшая из них -
церковь Константина и Елены (VI в.н.э.). Монастырь соединен с Греческим
патриархатом, находящимся напротив. При монастыре функционирует небольшой
музей. В нем можно осмотреть коллекцию предметов религиозного культа
разных периодов. Кроме того, демонстрируется несколько каменных саркофагов
времен правления Ирода.
Недалеко от Греческой патриархии, на улице св. Франциска, находится
еще один греческий монастырь святых Михаила и Гавриила, основанный в XIV
веке. Сначала монастырь принадлежал сербской церкви. В 1623 г. приобретен
греками. В середине XIX века здесь размещалась "Русская миссия в
Палестине". Сейчас это жилое здание.
Близко к этому зданию, у Новых ворот, высится колокольня церкви
монастыря Спасителя (св. Савиор). Постройка середины XVI века. Этот
монастырь - центр ордена францисканцев.
При монастыре созданна органная школа.
Недалеко от монастыря, у западной стены, окружающей Старый город,
между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической
патриархии, в котором размещена и духовная семинария.
Завершив, таким образом, осмотр Старого города, выходим за его стены.


Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.