Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов
Тема 17. Философия техники и методология технических наук
1. Предмет, содержание и задачи философии техники
2. Концепции возникновения техники
3. Исторические этапы и социальные последствия развития техники
4. Основные направления формирования философии техники
1. Понятие «техника» (от греч. techne – умение, мастерство, искусство) определяют, во-первых, как совокупность специально выработанных способов деятельности; во-вторых, как совокупность искусственных материально-вещевых средств деятельности; в-третьих, как знание о способах и средствах деятельности; в-четвертых, как специфический, культурно обусловленный процесс волеизъявления. Философия техники – это наиболее поздний раздел философской науки, основное содержание которого составляет рефлексия по поводу феномена техники.
Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХIХ – начале ХХ в. Термин «философия техники» в научный обиход ввел немецкий ученый Э. Капп, в 1877 г. выпустивший книгу «Основные линии философии техники» [82]. В России основы философского осмысления техники были заложены Н. А. Бердяевым, А. А. Богдановым, П. К. Энгельмейером [23-24; 27;250 ].
2. В философии сложились две концепции возникновения техники: «орудийная» концепция Л. Нуаре и «трудовая» концепция Ф. Энгельса. Рассмотрим их несколько подробнее.
Л. Нуаре рассматривает способность человека делать орудие как существенное его отличие от животного. В своих работах («Происхождение языка», 1877; «Орудие и его значение в историческом развитии человечества», 1880) он обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества, так создание и применение орудий явились источником развития человеческого сознания. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, которые еще недавно действовали инстинктивно. Руки выступают в качестве особого орудия («орудия орудий»), или, по выражению Нуаре, «органа внешнего мозга», и становятся фактором развития разума. Синхронно им развиваются глаза, зрение, функционирование всего человеческого организма, и в первую очередь мозга. Сначала было дело, а не слово [82].
Известный теоретик марксизма, сподвижник создателя этого учения Ф. Энгельс в 1876 г. опубликовал работу под названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» [253], в которой он значительно расширил представления о роли труда в жизни человека. Труд, по его мнению, – это не только источник богатства. Его роль значительно шире: труд явился главной и основной причиной возникновения человека (т.е. превращения обезьяны в человека), источником всякого богатства, основным условием всей человеческой жизни. Революционным моментом в этом процессе явилось внезапное обретение прямохождения: в жизни обезьяны это приобретение стало судьбоносным. Освобождение передних лап изменило их прежние функции (хватания при лазании по деревьям, хождения по земле) и подготовило их к выполнению иных функций. Так появилась рука. Одним из наиболее значимых последствий этого явилось приобретение навыков изготовления орудий труда и их применения. Человеческая рука оказывается не просто органом осязания, но и органом труда, орудием всех орудий. Однако было еще одно обстоятельство, которое существенным образом способствовало «шествию» человека к ожидаемым трансформациям. У него был высокоразвитый стадный, т.е. общественный, инстинкт. А с этим связано пробуждение и развитие потребности что-то сказать друг другу. Но сказать человек мог лишь при постепенном совершенствовании своей гортани, что так необходимо для произнесения членораздельных звуков.
Таким образом, три великих приобретения: прямая походка, открывшая человеку больший простор для обозрения; передние конечности, которые можно было использовать совершенно по другому назначению; эволюция гортани, столь важного органа для произнесения звуков и сообщения сигналов сородичам, привели к качественным преобразованиям органа мышления – мозга, органов чувств. Социальные последствия этой биологической эволюции, превращения обезьяны в человека выразились в трансформации собирательства в земледелие, обретении оседлости, навыков в преобразовании природы, среды обитания, металлообработке и т.п. Далее возникают наука, культура, цивилизация. Человек, таким образом, не ограничивается пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая ее к своим нуждам. И этим он обязан труду. Человек уподобляется, следовательно, техническому животному [253].
3. В различные исторические периоды техника играла специфическую роль.
Для первобытнообщинного этапа характерна случайность возникновения технических средств: орудия труда специально не изобретались, находки были непреднамеренными. Так, например, осколок яичной скорлупы мог заменить ладони для утоления жажды; камень, привязанный к палке, мог увеличить силу удара и т.п. Подражая этим случайным «рационализациям», человек создавал орудия труда теперь уже преднамеренно.
В античное время и в эпоху Средневековья техника усложняется. Для производства орудий труда теперь требуются достаточно большие навыки, в связи с чем происходит выделение из общей популяции мастеров – знатоков «тайн» изготовления орудий. Возникает социальная прослойка в обществе, по Марксу – движущие силы технического прогресса. При этом сам технический прогресс был основан не на науке, не на теоретических расчетах, а на умении, часто передаваемом по наследству (от отца к сыну) эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Двигателем технического прогресса были гениальные умельцы типа Архимеда, идеальным образом сочетавшие технические дарования с практическими. Этот этап развития техники заканчивается с наступлением Нового времени и соответственно с началом так называемой эры машинной техники.
Характерной чертой Ренессанса (Возрождение) стала реабилитация роли опытного знания, символом которого стало творчество великого Л. да Винчи. Его изречение «Наука – капитан, а практика – солдаты» стало своеобразным лозунгом новой эпохи. В те времена церковь все еще властвовала над душами и умами людей, и учёному приходилось защищаться. Внедрение в практику его технических идей (пулемет, акваланг, танк, дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют) было затруднено [210].
Основоположник философии Нового времени Ф. Бэкон считал, что три великих открытия - книгопечатание, применение пороха и мореходная игла (т.е. компас) - изменили облик и состояние всего мира. Они способствовали делу просвещения, военному делу и мореплаванию. Научные знания и технические изобретения должны дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить жизнь [195].
Другой основатель философии и науки Нового времени Р. Декарт разработал в механике принципы относительности движения и покоя, действия и противодействия; в оптике обосновал закон постоянного отношения синусов при преломлении света, развил математическую теорию радуги и разгадал причину ее возникновения; разработал идею естественного развития солнечной системы [11; 14-15] .
И. Ньютон стал основоположником классической и небесной механики, создателем системы дифференциальных и интегральных исчислений. Он сформулировал законы и понятия классической механики, закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера, научную теорию дедуктивного типа [146]. Своими трудами Ньютон заложил основы механистической картины мира и механистического мировоззрения.
Широко известны в этот период были труды по механике старшего современника Ньютона Х. Гюйгенса, изобретателя маятниковых часов с пусковым механизмом. В переходе к машинной технике значительную роль сыграло изобретение Дж. Уаттом первой в мире паровой машины. Европа вступала в эпоху машинного производства [43]. Этот период ознаменовался, как писал К.Маркс, превращением средств производства из орудия в машину [131]. Негативный аспект этого процесса Маркс видел в том, что машина вступала в конкуренцию с рабочими, которые подлежали сокращениям и увольнениям как не выдержавшие соперничества с ней [131]. Тем самым была порождена тенденция разрушения машин (луддизм). В конце XVIII – начале XIX в. были зафиксированы первые стихийные выступления против применения машин в ходе промышленного переворота в Великобритании.
Повысился спрос на инженерную деятельность, которая раньше еще могла удовлетворяться случайными предложениями. Теперь же эпоха требовала массовой подготовки инженерно-технических специалистов. В 1746 г. в Париже открывается политехническая школа с новой организацией учебного процесса, сочетающего теоретическую подготовку с технической. Позже такие вузы, действующие на новой основе обучения – на базе теоретического и прикладного естествознания, открываются в США и во многих странах Европы.
4. Впервые мысль о создании философии техники, точнее – философии механики, была высказана английским химиком и физиком Р. Бойлем. В своей книге «Механические качества» (1675) он попытался сформулировать механистическую философскую концепцию, превратив механику в основу всего сущего. Имела хождение и другая идея: мысль создать философию промышленности принадлежала немецкому экономисту И. Бекманну. В Шотландии вышла книга экономиста и инженера Э. Юра «Философия мануфактур» (1835), в которой автор рассматривал некоторые философские аспекты мануфактурного производства. Как видим, европейская философская мысль подошла весьма близко к созданию подлинно научной философии техники [105]. И все же на Западе подлинным основоположником этой научной дисциплины считается немецкий философ Э. Капп, создавший концепцию органопроекции [82].
Вдохновленный идей древнего грека Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, Капп увлекся тайной связи человеческого тела, рук с деятельностью мозга. Человек не удовлетворён тем, что ему предоставила природа. Ему свойственно творчество. Он изменяет окружение, проецируя на него свойства своего тела. Внешнее – это продолжение человеческого тела, точнее – механическое подражание его различным органам. Именно в этом и состоит его концепция, называемая органопроекцией [82].
Он развернуто обосновывает и формулирует эту концепцию в качестве основного принципа технической деятельности человека и всего его культурного творчества в целом. Среди человеческих органов Капп особое место отводит руке. Она имеет тройное назначение: во-первых, является природным орудием; во-вторых, служит образцом для механических орудий и, в-третьих, играет главную роль при изготовлении вещественных подражателей, т.е. является «орудием орудий». Именно из этого естественного орудия возникают орудия искусственные: молот как продолжение кулака, чаша для питья вместо ладони и т.д. В концепции органопроекции нашлось место и для подобия человеческих глаз, начиная с увеличительного стекла, оптических приборов; акустическая техника стала подобием органа слуха, например эхолот, улавливающий шум винтов приближающейся подводной лодки, и т.д. Но человеческая рука выделяется среди всех этих органов: она, как считает Капп, – «орган всех органов» [82].
Человек делает свое тело «масштабом» для природы и с юности привыкает пользоваться этим мерилом. Например, пять пальцев руки, десять пальцев обеих рук дают соответственно пятеричную и десятичную системы исчисления. Наблюдения и выводы Э. Каппа подтверждаются исследованиями других авторов. В частности, Ю. Р. Майер, Г. Л. Ф. Гельмгольц приводили сравнения между машиной и человеком, указывая на их сходства [130; 214].
Французский социолог, автор книги «Происхождение технологии» (1890) А. Эспинас вводит понятия праксиологии (от греч. praktikos – деятельный) и технологии (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение). Первая, по его мнению, отражает коллективные проявления воли, продуманные и произвольные, самые общие формы действий. Что касается технологии, то она возникла в результате изучения человеком явлений в их изменении, в динамике [82].
Сын русского дворянина немецкого происхождения П. К. Энгельмейер с учетом достижений европейской научной мысли последовательно изложил свои взгляды на философию техники и ее предмет [250]. Обобщенно их можно свести к следующему:
- опыт и наблюдение являются источником знаний человека о природе, и поэтому именно они служат свидетельством истинности законов науки;
- опыт и наблюдения использования техники для борьбы с природой показывают, что природу надо побеждать природой;
- без науки нет техники;
- ум человека развивался параллельно с развитием языка и орудий труда;
- способность человека к созданию орудий заложена в самой его природе, в его творческой натуре;
- наука рождается из практических, т.е. технических, нужд обыденной жизни [250].
Последнее положение многократно подтверждалось практикой. Так, например, египтяне пришли к изобретению геометрии из необходимости землемерного межевания после каждого разлива Нила, алхимия превратилась в химию, из астрологии сформировалась астрономия и т.д.
Энгельмейер положительно оценивал прагматическую теорию австрийского физика и философа Э. Маха, ограничивающего антропоморфизм техники. По мнению Маха, человек иной раз выстраивает мышление, исходя не из принципа антропомофности, а из технической аналогии, по принципу экономии мышления, сформулированный Махом, существует, и об этом необходимо помнить, чтобы не изобретать лишний раз велосипед. Для жизни ценно лишь то знание, которое ведет к практическим результатам [133].
Энегельмейер, рассматривая вопрос о сущности техники, выстраивает демаркационную линию между наукой и техникой. На вопрос, в чем между ними разница, он отвечает так: наука преследует истину, техника – стремится к пользе. Техник приходит тогда, когда ученый уже сказал, в чем истина: наука знает, а техника – делает. Хотя, разумеется, это не означает прекращение их взаимосвязи. Энгельмейер выстраивает свод требований к технике, которые она обязана соблюдать, будучи фундаментом культуры. По его мнению, техника должна иметь чувство ответственности, основанное на «формуле воли», составляющими которой являются «Истина, Красота, Добро, Польза».
Весь жизненный путь Энгельмейера был связан с Россией. После Октябрьской революции он не принял предложения эмигрировать на Запад и до начала 1930-х гг. прилагал большие усилия для распространения технических знаний, сыграл решающую роль в создании Политехнического музея в Москве. Был инициатором многих печатных изданий и активно публиковался сам. Однако по мере ужесточения советского режима и нарастания репрессий надо было думать о выживании. Занятия по разработке философских проблем техники Энгельмейер прекратил. Некоторое время где-то под Москвой он занимался разведением лошадей. В 1941 г. он, мало кем замеченный, тихо скончался в своей московской квартире [250].
Как уже отмечалось ранее, в самостоятельное направление философия техники оформилась под влиянием работ немецкого философа М. Хайдеггера. Он обращает внимание на то, что техника трактуется как «средство достижения целей», или, по другому, как «известная человеческая деятельность» [225].
Хайдеггер слово «techne» (искусство, мастерство, умение) ставит рядом со словом «episteme» (знание): оба они служат раскрытию потаенности. Оба эти понятия синонимы знания, они помогают человеку ориентироваться в лабиринте понятий, разбираться, раскрывать потаенное, то, что еще не замечено. Потаенность побуждает человека обратить внимание, нацелиться, поставить задачу. Благодаря знанию и технике человек выводит потаённое, скрытое в наличное состояние. Тайна сущности становится условием жизни человека.
Контрольные вопросы
1. Каково содержание термина «техника»?
2. Каков предмет, содержание и задачи философии техники?
3. Кто впервые ввел термин «философия техники» в научный оборот?
4. Чем отличаются «орудийная» концепция Л. Нуаре и «трудовая» концепция Ф. Энгельса?
5. Какое влияние на развитие техники оказывали наука и социально-экономические изменения?
7. Какие этапы в развитии техники выделяются исследователями?
8. Назовите основоположников направлений философии техники. Какие идеи развития техники они высказывали
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел философия
|
|