Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге
Все книги автора: Делез Ж. (14)

Делез Ж. Критика и клиника

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 2
ГЛАВА I. литература и жизнь 3
ГЛАВА II. луис вольфсон, или прием 5
ГЛАВА III. льюис Кэрролл 11
ГЛАВА IV. самый великий ирландский фильм ("фильм" беккета) 12
ГЛАВА V. о четырех поэтических формулах, которые могли бы резюмировать философию канта 13
ГЛАВА VI. ницше и святой павел, лоуренс и иоанн патмосский
17
ГЛАВА VII. пере-представление мазоха 24
ГЛАВА VIII. уитмен 26
ГЛАВА IX. что говорят дети 28
ГЛАВА X. бартлби, или формула 31
ГЛАВА XI. один неведомый предшественник хайдеггера: альфред жарри
40
ГЛАВА XII. в чем, по ницше, тайна ариадны 44
ГЛАВА XIII. сказал он, заикаясь 47
ГЛАВА XIV. стыд и слава: т. э. лоуренс 50
ГЛАВА XV. поставить крест на суждении 56
ГЛАВА XVI. платон, греки 60
ГЛАВА XVII. спиноза и три "этики"
61

примечания 67
жиль делёз и его "метафизические фантазии" на тему "что такое литература?" 71
послесловие
71


Прекрасные книги написаны на своего рода иностранном языке

Пруст, Против Сент-Бёва

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этот сборник текстов, одни из которых оставались неизданными, другие были опубликованы, организован вокруг ряда проблем. Проблема писать: писатель, как говорит Пруст, изобретает в языке новый язык — язык своего рода иностранный. Обнаруживает новые грамматические или синтаксические силы. Вытаскивает язык из привычной колеи, заставляет его бредить. Но проблема письма неотделима и от проблемы видеть и слушать: в самом деле, когда в языке создается другой язык, весь язык устремляется к "асинтаксическому", "аграмматическому" пределу, или сообщается с собственной внеположностью.
Предел не вовне языка, он — его внеположность: предел образован внеязыковыми видениями и слушаниями, возможность которых, однако, определяется исключительно языком. Вот почему существуют свойственные письму живопись и музыка, что-то вроде оттенков цветов и звучаний, витающих над словами. Именно сквозь, через слова мы видим и слышим. Беккет говорил, что надо "сверлить дыры" в языке, дабы увидеть или услышать "то, что притаилось с обратной стороны". О всяком писателе и следует говорить — он видящий, он слышащий, "не так увидел, не то сказал", он колорист, музыкант.
Видения эти, слушания не являются частным делом, они образуют непрестанно переизобретаемые фигуры некоей Истории и некоей географии. А изобретает их бред как процесс, перетаскивающий слова с одного конца вселенной на другой. Это события, которые происходят на границе языка.
10
Но когда бред вновь впадает в клиническое состояние, слова уже ни на что не выходят, через них ничего не видно и не слышно, кроме ночи, утратившей свою историю, свои цвета и песни. Литература — это здоровье.
Проблемы эти обрисовывают ряд путей. Представленные здесь тексты и рассмотренные авторы и есть эти пути. Одни тексты короткие, другие подлиннее, но они пересекаются, проходят по одним и тем же местам, сходятся или расходятся, каждый из них открывает какой-то вид на другие. Некоторые ведут в тупик, замкнутый болезнью. Всякое творчество — это путешествие, маршрут, который проходит по тому или иному внешнему пути лишь на основании внутренних путей и траекторий, составляющих его композицию, образующих его пейзаж или звучание.


Делёз, Жиль
Критика и клиника / Пер. с франц. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина. Послесл. и примеч. С. Л. Фокина. — СПб.: Machina, 2002. — 240 с. (XX век. Критическая библиотека)
Последняя прижизненная книга Жиля Делёза — сборник эссе, посвященных любимым писателям философа, среди которых Кафка, Мелвилл, Захер-Мазох, Лоуренс, Ницше и др. Развивая идеи своих классических работ, Делёз выступает против сведения лите­ратуры к психоанализу, к комплексам, к вечным "папа-мама-пи-пи" секретам. Перспективная задача писателя — поиск собственного языка. Именно в решении этой задачи писатель может соприкоснуться с клиническим опытом или втянуться в еще более опасные становления-другим — животным, звездой, женщиной, ребенком. Литература в этом смысле говорит на иностранном языке — каждый писатель вырабатывает внутри, точнее на границах, своего родного языка новый язык, который только и делает его писателем. Анализу этих языков и посвящена эта книга.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел философия












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.