Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Философия. Конспект лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 54. Познание (гносеология)
1. Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности
в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия,
исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также
субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть
самого себя.
174
Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо
познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом,
с помощью матери­альных носителей информации — книг, рисунков, объектов
ма­териальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг
Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и
всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо
для себя, либо для человечества);
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других
поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам
материальной или духовной культуры).
2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:
• гностицизм;
• агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на
настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает
потенциально без­граничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать
мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность
познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была
выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря
ограниченным познавательным воз­можностям разума);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю
сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных
предметов и явлений — "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию
материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:
• идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;
• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через
свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.
175
3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и
базируется на следующих принципах:
• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки
зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории,
принципы диалектики;
• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического
возникновения и становления;
• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность
человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;
• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений
независимо от воли и сознания;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в
конкретных условиях.
4. Познающим субъектом является человек — существо, наде­ленное разумом и
освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной
и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является
познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках
общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а
именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес
субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей
действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат
познания называется заблуждением.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности,
опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.
Практика — конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и
самого человека.
Главные виды практики:
• материальное производство;
176
• управленческая деятельность;
• научный эксперимент.
Функции практики — то, что она является:
• критерием истины;
• основой познания;
• целью познания;
• результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание,
логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих
действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятель­ной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина
самостоятельно приходит к человеку на бессоз­нательном уровне.
Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный
логики, закономерностей, направленно­сти (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая исто­рию целенаправленным,
закономерным процессом, — к дан­ной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу
особо выделяются (наиболее распро­странены, обоснованы, популярны):
• формационный подход;
• цивилизационный подход;
• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и
Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де -
общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность
производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных
связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
177
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены
общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах
предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией.
Каждая формация яв­ляется более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и
надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются
производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство,
поли­тические, общественные институты. К переходу от одной
обще­ственно-экономической формации к другой приводят измене­ния в экономическом
базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершен­ствуются, а
производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие
между новым уровнем про­изводительных сил и устаревшими производственными
отноше­ниями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят
изменения в экономическом базисе — производствен­ные отношения либо постепенно,
либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым
уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению по­литической надстройки
(либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами
истории) — возника­ет новая, находящаяся на более высоком качественном уровне
общественно-экономическая формация.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-эко­номических формаций:
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически
— шестую формацию) — "азиатский способ производства".
Первобытнообщинная формация характеризуется:
• примитивными формами организации труда (редкое приме­нение механизмов, в
основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота,
земледелие);
• отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и
результаты труда;
178
• равенством и личной свободой;
• отсутствием оторванной от общества принудительной пуб­личной власти;
• слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в
племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.
"Азиатский способ производства" был распространен в древ­них обществах Востока
(Египте, Китае, Месопотамии), распо­ложенных в долинах крупных рек. Азиатский
способ производ­ства включал в себя:
• ирригационное земледелие как основу экономики;
• отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю,
ирригационные сооружения);
• государственную собственность на землю и средства произ­водства;
• массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем
государства (бюрократии);
• наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом
отличается от них рабовладельческая об­щественно-экономическая формация:
• возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые",
"говорящие" — рабов;
• социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
• государство и публичная власть.
Феодальная общественно-экономическая формация основы­валась на:
• крупной земельной собственности особого класса землевла­дельцев — феодалов;
• труде свободных, но зависимых экономически (редко — по­литически) от феодалов
крестьян;
• особых производственных отношений в свободных ремес­ленных центрах — городах.
При капиталистической общественно-экономической формации:
• основную роль в экономике начинает играть промышленность;
• усложняются средства производства — механизация, объеди­нение труда;
• промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
• основной объем труда выполняют свободные наемные рабо­чие, экономически
зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу,
Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
• отсутствием частной собственности на средства производства;
179
• государственной (общественной) собственностью на средства производства;
• трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны
частных собственников;
• справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта
между всеми членами общества;
• высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в
социалистических и постсоциалистиче­ских странах. Он имеет как свои достоинства,
так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного
объек­тивного процесса, глубокая разработка экономических механиз­мов развития,
реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет
других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность,
ото­рванность от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение
практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической
формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический
крах коммунистической (социалистической) формации). 3. Цивилизационный подход
был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).
Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объ­единенных духовными
традициями, сходным образом жизни, гео­графическими, историческими рамками.
История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных
друг с другом цивилизаций в раз­личных уголках Земли.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и ло­кальными. Основные
цивилизации оставляют яркий след в исто­рии человечества, косвенно влияют
(особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило,
замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились):
• шумерская;
• вавилонская;
• минойская;
• эллинская (греческая);
• китайская;
180
• индусская;
• исламская;
• христианская;
• некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих
внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30
(американская, германская, русская и т. д.).
Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное геогра­фическое положение,
отставание от других цивилизаций, во­енная агрессия);
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (вели­ких людей).
Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней
структуре цивилизация состоит из:
• творческого меньшинства;
• инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большин­ство, чтобы дать ответ на
вызовы, брошенные цивилизации.
Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство
склонно "тушить" энергию мень­шинства, поглощать его. В этом случае развитие
прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно лю­дям, они рождаются,
растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезно­вением цивилизации.
4. Культурологический подход был предложен немецким фило­софом Освальдом
Шпенглером (1880 — 1936).
Центральное понятие данного подхода — культура.
Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни.
Культура — автономная, самодовлеющая, замкну­тая, обособленная реальность.
Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако
"цивилизация" у Шпенглера имеет иные значе­ния, чем у Тойнби. Цивилизация в
рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры,
завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
181
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
• индийская;
• китайская;
• вавилонская;
• египетская;
• античная;
• арабская;
• русская;
• западноевропейская.
Культурологический подход был особенно популярен в Ев­ропе в первой половине XX
в.
5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологиче­ского, существуют и
иные философские подходы, рассматриваю­щие историю как объективный и
закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский
подход.
Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком са­мого себя, свободу,
рассматривал историю как целенаправлен­ный и закономерный процесс освобождения
человека и выделил в нем три этапа:
• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек
— правитель, все остальные — его рабы;
• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и
свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка";
все остальные служат ей и зависят от нее;
• германский — осознают себя и свободны все.
Позитивистский подход в несколько измененном виде полу­чил в настоящее время
широкое распространение.
Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:
• традиционную;
• доиндустриальную;
• индустриальную.
На базе данной классификации получила широкое распро­странение среди современных
западных философов точка зре­ния о том, что человечество в своем историческом
развитии про­шло стадии:
• традиционного;
• доиндустриального (аграрного);
• индустриального;
• постиндустриального общества.
182
Вопрос 56. Будущее
1. Одной из ключевых функций философии является прогно­стическая функция, смысл
и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно
будущего.
2. На протяжении истории в философии активно дискутиро­вался вопрос: возможно ли
вообще какое-либо достоверное про­гнозирование, видение будущего.
Современная философия на данный вопрос дает утверди­тельный ответ: возможно. В
обосновании возможности предска­зания будущего выделяются такие аспекты:
• антологический;
• гносеологический;
• логический;
• нейрофизиологический;
• социальный.
Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно из самой
сущности бытия — его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя
из диалектики, меха­низм развития до каждого качественного скачка остается
неиз­менным, и поэтому можно "проследить" будущее.
Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания
безграничны (согласно отечественной философской традиции), а прогнозирование —
также вид позна­ния, то само прогнозирование возможно.
Логический аспект — на том, что законы логики всегда оста­ются неизменны, как в
настоящем, так и в будущем.
Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к
опережающему отражению действительности.
Социальный аспект заключается в том, что человечество стремит­ся исходя из
собственного опыта развития моделировать будущее.
В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование
невозможно, однако они не пользуются широ­кой популярностью.
3. В современной западной науке выделяется особая дисцип­лина — футурология. Ее
создателем считается немецкий ученый Флехтхайм (40-е годы XX в.), который и
предложил термин.
К всемирно известным современным ученым и философам, которые занимаются
проблемами прогнозирования будущего, относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И.
Бестужев-Лада, Г. Шахназа­ров и другие.
4. В 1968 г. была создана специальная организация "Римский клуб", одним из
направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития
человечества.
183
Особым видом прогнозирования является социальное прогно­зирование, которое
занимается предвидением процессов, происхо­дящих в обществе.
Среди них процессы в области:
• производственных отношений;
• науки и техники;
• образования;
• здравоохранения;
• литературы, искусства, моды;
• строительства;
• освоения космоса;
• международных отношений.
Данное направление получило название прогностики и отли­чается от футурологии
большей конкретностью (изучает соци­альные процессы, их будущее, а не будущее
вообще).
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
1. Русская философия — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность
заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно,
самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась
под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма,
рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина,
всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой
непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество,
литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется
политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной
проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• конкретность;
• широкое распространение в массах, понятность простому народу.
184
Основы предмета русской философии составляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом
(сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти;
• проблема государства;
• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный
пласт русской философии);
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
• период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;
• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития
централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);
• философия XVIII в.;
• философия XIX в.;
• русская и советская философия XX в.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси
относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского
государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и
монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
• моральные и нравственные ценности;
• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
• государство;
• право;
• природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла­годати", в котором
популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем
Руси);
• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский
морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются
проблемы
185
добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие
морально-нравственные вопросы);
• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная
тема философии — проблемы ра­зума, познания);
• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", за­трагивающее проблемы
взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и
развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории,
так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись:
• сохранение русской духовности;
• христианство;
• борьба за освобождение;
• устройство государства;
• познание.
Среди видных философов данного периода:
• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого
были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства;
консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия,
отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии
Рим - Кон­стантинополь — Москва;
• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности,
выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти,
главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;
• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной
социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской
власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную
полемику с Иваном Грозным;
• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение
церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами
так назы­ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф­лян" —
сторонников сохранения прежних церковных устоев);
• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом
смысле; Никон — за реформу обрядов и
186
возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной,
Аввакум — за сохранение старых обрядов;
• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в
русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания);
во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве
первопричины всего сущего видел Бога.
4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
• философию эпохи петровских реформ;
• материалистическую философию середины и второй полови­ны XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана
Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
• вопросы устройства монархии;
• императорской власти, ее божественности и нерушимости;
• прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других);
• войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания,
нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направле­ния были М.В. Ломоносов,
АН. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического
материализма. Им была заложена мате­риалистическая традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпус­кулярная") теория строения
вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из
мельчайших час­тиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал
наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной
силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали,
нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802).
Помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев
уделил со­циально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия,
за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
187
5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
• декабристское;
• монархическое;
• западническое и славянофильское;
• революционно-демократическое;
• атеистическое;
• теологическое;
• философию космизма.
Более подробно данные направления рассматриваются в во­просе 58.
6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:
• философией марксизма-ленинизма;
• философией космизма;
• естественно-научной философией;
• философией "русского зарубежья".
Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 59.
Вопрос 58. Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• философия Чаадаева;
• консервативная религиозная и монархическая философия;
• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого;
• революционно-демократическая философия;
• либеральная философия.
2. Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н.
Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Кире­евского, В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность философии декабристов — соци­ально-политическая. Ее
опорными идеями были:
• приоритет естественного права;
• необходимость для России правового строя;
• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
• личная свобода человека;
• ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его
республикой.
188
3. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 -
1856).
Основными направлениями его философий были:
• философия человека;
• философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и ду­ховной субстанций. Жизнь
человека возможна только в коллек­тиве. Находясь с рождения и до самой смерти в
коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как лич­ность.
Коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное,
субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от
животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления
частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Бо­жественное
Провидение. Воплощение Божественной юли - хри­стианство.
Христианство - стержень, двигатель истории.
Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Рос­сия "выпала" из
мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в
мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей
сложившейся сто­летиями уникальности выполнить историческую миссию в рам­ках
общечеловеческой цивилизации.
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу го­сударств и народов, по
мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими
деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев
считал не­объятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
4. Проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались
представители философских направлений "запад­ников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д.
Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции совре­менной им западной философии
(материализм, эмпиризм) и пыта­лись привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального"
исторического пути России нет. Россия просто от­стала от мировой цивилизации и
законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нор­мальной цивилизованной
страной.
189
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лиде­рами были А.С. Хомяков,
И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и
общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему
менталитету от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм,
взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные
традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
5. В противовес философии декабристов и другим направлени­ям философии, не
согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая
ортодоксально-монархическая философия. Ее цели — отстоять существующий
общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную
фило­софию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: "Право­славие,
самодержавие, народность". Важную роль в ортодоксаль­но-монархической философии
играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров,
К.Н. Леонтьев.
Н.В. Федоров (1828 — 1903) сделал основными темами своей философии:
• единство мира;
• проблему жизни и смерти;
• проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир
един. Природа (окружающий мир),
Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном
между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на
друга, взаимодо­полняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе
единый мировой разум.
"Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым
большим злом — смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться
для решения са­мой главной задачи — победы над смертью.
Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью
возможна в будущем, по мере развития нау­ки и техники, но она произойдет не
путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем
нахождения спо­собов воспроизводства жизни, оживления.
По Федорову, надежду на возможность оживления дал Ии­сус Христос.
Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между
людьми и к признанию всеми высших
190
образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, — путь к
решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении
человека недопусти­мы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить "с
каждым и для каждого".
Другим представителем религиозного направления русской фи­лософии был К.Н.
Леонтьев (1831 - 1891).
Одно из основных направлений философии Леонтьева — кри­тика негативных явлений
русской жизни. В центре данной крити­ки был развивающийся капитализм. По мнению
Леонтьева, капи­тализм — царство "хамства и подлости", путь к вырождению
наро­да, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от
Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по
образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо
право­славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.
Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью чело­века. Как и жизнь
человека, история каждого народа, государст­ва зарождается, достигает зрелости и
затухает.
Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог
сохранения государства — внутренне деспотическое единство. Цель сохранения
государства оправдывает насилие, не­справедливость, рабство.
Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно
естественно и оправдано. 6. Представителями философского религиозного
направления также были известные русские писатели — Ф.М. Достоевский и Л.Н.
Толстой, оставившие, кроме литературного, большое фило­софское наследие.
Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в
социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" — обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека,
должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она
есть "панцирь", обере­гающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (кото­рыми пропитано все его
литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено
два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
• путь человекобожества;
• путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы челове­ка. Человек отвергает
всякие авторитеты, в том числе Бога, счи-
191
тает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается
стать Богом, вместо Бога. По Достоевско­му, данный путь губителен и опасен как
для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех
своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным,
праведным и спаситель­ным для человека.
7. Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую
религиозно-философскую доктрину - толстовст­во. Суть толстовства в следующем:
• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и
пышный церемониал, культы, иерархия;
• религия должна стать простой и доступной для народа;
• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
• смысл жизни — самосовершенствование;
• главное зло на Земле - смерть и насилие;
• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
• в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не
имеет права на существование;
• всем необходимо возможными способами подрывать государст­во, игнорировать его
— не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Тол­стой был подвергнут
анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
8. Представителями революционно-демократического направле­ния русской философии
XIX в. были:
• Н.Г. Чернышевский;
• народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лав­ров, ПН. Ткачев;
• анархист П. Кропоткин;
• марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все
представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический
и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в
"возвращении к земле" (к идее аграрно­сти России), личной свободе и общинном
укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм и
опираясь на самобытность русского
192
народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму
возможны все средства, наиболее эффек­тивным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении
государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса
социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
9. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направ­ление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский фило­соф B.C. Соловьев (1853 -
1900).
Основными идеалами его философии были:
• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной,
духовной и др.);
• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень
нравственности — право, высший — любовь);
• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых
(телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество;
• идея Бога как выражения добра;
• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании
Богу, добре, нравственности;
• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва —
Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух
декабристов и Пушкина).
Вопрос 59. Русская философия ХХ в.
1. Основными направлениями русской философии конца XIX — ХХ вв. были:
• философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
• естественно-научная философия;
• советская философия;
• философия русского зарубежья.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее
основополагающие черты:
• сильное влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный
подход к истории);
193
• обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и
др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии.
2. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. —
10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской
литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того пе­риода были CH.
Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.
CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в
единую христианскую "экумениче­скую" Церковь.
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это
разделение на экономическую, политиче­скую, духовную сферы и разобщенность
внутри них.
В религии — разобщенность христианских церквей (право­славие, католичество,
протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении
всех в едином, абсо­лютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предо­пределения судьбы
человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник
П.А. Флоренский (1882 — дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в
заключении).
Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому,
целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и
логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).
Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в
будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое
пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство
времени и пространства.
Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об­ласти квантовой
механики, теории относительности Эйнштей­на и др. физико-математическим
открытиям.
Философское творчество П. Флоренского многогранно. По­мимо указанных направлений
его изыскания затрагивают все сферы философии.
3. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий
мир (природу), человека как единое взаи-
194
мосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были
Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и
философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.
По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей
природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и
духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области
бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере­ходит в ноосферу.
По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в
космос.
К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи веч­ности, несотворимости,
неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы -
атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разно­образие
материальных тел.
Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распа­дается на атомы, из
которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот
атомов, а материя сохра­няется, периодически меняя форму.
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни
во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая
черта кос­мического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры,
разумные цивилизации.
Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в
общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем.
Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад.
Согласно данной теории, весь космос состо­ит из бесчисленного множества духовных
единиц — монад. Мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания
прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как
земная, так и вселенская цивилизация.
А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и ориги­нальную философскую
систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле
(биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится
под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на
Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Вспле­ски активности
Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы —
войны, революции.
195
Свои идеи Чижевский старался выразить не научными поня­тиями с помощью языка
науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе
была при­знана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его
"солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ
подвергался гонениям. 4. Естественно-научная философия была представлена в
твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Мен­делеева, М.М.
Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
• материалистическое;
• социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев)
рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики,
медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и
различие веществ в зависимости от внутреннего строе­ния атома и конфигурации
атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали
возможность позна­ния, изучали его механизм, были сторонниками
материалисти­ческого понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, глав­ным образом,
творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные уче­ные рассматривали общество как
единое целое, имеющее много­факторную природу, изучали факторы, воздействующие
на общест­во (географические, климатические, экономические и т. д.). Разви­тие
общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг.
ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и
философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская
философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный ма­териалистический характер и
развивалась в жестких рамках мар­ксистской философии (диалектического и
исторического мате­риализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И.
Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и
приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении
официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в
служанку официальной власти; сильное,
196
определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских
вопросов;
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х
гг., можно отнести следующие:
• проблема ценностей;
• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвра­щения к "истинному
Марксу", "истинному Ленину";
• проблема гносеологии;
• проблема сознания;
• проблема идеальности;
• проблема культуры;
• проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи­лософии:
• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
• А. Богданов (теория систем — "тектология");
• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
• В. Асмус (широкий круг исследований);
• Ю. Лотман (общество, философия, история).
6. Далеко не все философы нашли возможность для продолже­ния своей жизни и
философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло
особое философское направление, полу­чившее название "философия русского
зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А.
Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека
и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
• языческий;
• приобщения к христианству;
• полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри­стианством.
197
Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар­моничная и
добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном
безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной
темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека
независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться
реализации своих прав и интересов, "ге­рой" же имеет право открыто
противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспект­ный характер, однако в
ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить
следующие ос­новные положения философии Бердяева:
• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют осно­ву существования
человека;
• свобода человека подвергается угрозе извне;
• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и госу­дарство, которые
являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления;
общество и госу­дарство стремятся подчинить человека, подавить его
инди­видуальность; задача человека — сохранить свою самобыт­ность, не дать
обществу и государству ассимилировать себя;
• ключевую роль в жизни человека играет также религия;
• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
• отношения между Богом и человеком должны быть "на рав­ных"; Бог не должен
выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль
проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в
СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере
(общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли­вости,
коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она
должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию.
Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество,
осно­ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направлен­ность (обосновывает "конец
света" в будущем).
198
Она также оказала большое влияние на развитие европей­ского экзистенционализма —
учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, жив­ший и работавший в США,
сделал главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
• стратификации;
• социальной мобильности.
Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по
уровню дохода, профессии, националь­ности, влиянию) — страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная
мобильность населения — возможность пере­хода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Со­гласно мнению философа
большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост
бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.


Обратно в раздел философия










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.