Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные мусульманские династии

Испания и Северная Африка
Испания - Омейяды (756-1031)

В 711 году берберские отряды переправились через Гибралтар из Марокко и
разбили в Испании вестготов и германцев. Большинство населения страны
приняло ислам (мувалладун), но много осталось и христиан (мосараб). Затем
арабы двинулись на север и вторглись в Южную Францию. В 732 году король
Карл Мартелл остановил их, нанеся тяжелое поражение при Пуатье. Самым
выдающимся правителем Испании был Абдаррахман III ан-Насир, который
находился у власти 50 лет (912-961). Его первым министром был Ибн Абу Амир
ал-Мансур, известный христианской Европе под именем Альманзор. В начале XI
века Испанский эмират распался на множество удельных правлений (мулук
ат-таваиф).

Раздробленность (1031-1090)

Период примерно в полстолетия между окончательным падением Омейядского
правления в Испании и приходом к власти Альморавидов был временем
политической раздробленности. Местных династий насчитывалось около
двадцати трех, они принадлежали к разным расам и были разного
происхождения. Из них можно упомянуть таких "удельных правителей", которые
выдвинулись в результате интенсивного наплыва отрядов из Африки при халифе
ал-Мансуре в конце X века. Это берберы Зириды из племени сан-хаджа в
Эльвире, мавали Амиридов, потомки ал-Мансура в Валенсии; военачальники из
бывших невольников (саклаби) в Тортосе, Дении и первоначально в Валенсии;
был даже человек, заявивший, что он не кто иной, как последний Омейядский
халиф Хишам III. Политическая борьба не мешала блестящему расцвету
культуры Испании. После взятия христианами Толедо в 1085 году Аббадид
ал-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, которые и объединили вновь
мусульманскую Испанию в 1090 году.

Гранада - Насриды (1230-1492)

Эта династия дольше всего сдерживала натиск европейских королей,
стремящихся вернуть Испанию под власть ее феодалов. После того как
Альмохады покинули страну, в 1236 году пала Кордова, а затем - в 1248-м -
и Севилья. Но Мухаммед ал-Галиб удержался в Гранаде. Его столицей и
цитаделью была Альгамбра. Насриды платили дань Фердинанду I Кастильскому,
а затем Альфонсу X. Еще 250 лет Гранада оставалась мусульманской,
привлекая ученых, поэтов и музыкантов со всей Западной Европы. Историк и
социолог Ибн Халдун служил дипломатом при дворе Мухаммеда V в то же самое
время, когда визирем был Лисан ад-дин Ибн Хатиб, составивший историю
Гранады. Ибн Хатиб был выдающимся писателем и поэтом. Но Реконкиста
вступила в завершающую стадию после брака между Фердинандом II Арагонским
и Изабеллой Кастильской в 1469 году. Гранада была взята христианами, и
Насриды ушли в Марокко.

Магриб - Идрисиды в Марокко (789-926)

Идрис I (789-873) был правнуком Хасана ибн Али ибн Абу Талиба. Он принял
участие в восстании против Аббасидов в Хиджазе в 786 году и после
поражения мятежников бежал в Египет, а затем перебрался в Северную Африку.
При нем началось строительство города Феса на месте старого римского
города Волубилиса. Феc стал столицей Идрисидов и священным городом -
местом пребывания шорфа - потомков Хасана и Хусейна, внуков Пророка.
Идрисиды не удержались у власти после того, как Мухаммед ал-Мунтасир
(828-836) раздал территории Магриба во владение своим многочисленным
братьям. В результате междоусобиц Фатимиды заняли Феc в 921 году.
Западный Алжир - Рустамиды (777-909)
Правление Рустамидов в Северной Африке отразило всю сложность
взаимоотношений арабов и берберов, которых часто склоняли на свою сторону
разного рода проповедники и псевдошииты. В VIII веке берберы примкнули к
хариджитам-ибадитам, последователям Абдаллаха ибн Ибада, имевшим центр в
Джебель Нефусе (совр. Триполитания). Ибадидам даже удалось овладеть
Кайруаном, но потом они его сдали и бежали в Западный Алжир, где в 761
году захватили Тахарт (совр. Тиарет). Эту группу возглавлял Абдаррахман
ибн Рустам, имя которого выдает его персидское происхождение. В 777 году
он стал главой всех ибадитов. Это объединение вокруг Тахарта было связано
с такими же общинами в Аурасе, Южном Тунисе и Триполитании, а также на юге
вплоть до оазиса Феззан. Будучи в окружении шиитов (Идрисиды на западе) и
суннитов (Аглзбиды на востоке), Рустамиды заключили союз с испанскими
Омейядами и получали от них денежную помощь. После того как Фатимиды
пришли к власти в Марокко, берберы племени кетам (или кутам) под
предводительством дай Абу Абдаллаха захватили Тахарт в 909 году. Многие
Рустамиды были убиты, а оставшиеся в живых бежали на юг, в Варглу.
Ифрикийя, Алжир, Сицилия - Аглабиды (800-909)
Отец первого Аглабида был военачальником в хорасанском ополчении армии
Аббасидов. В 800 году халиф ар-Рашид I пожаловал Ибрахиму право на
управление провинцией Ифрикийей (совр. Тунис) с обязательством выплачивать
в казну ежегодную подать. Аглабидам было поручено подавить выступления
берберов-хариджитов. В 827 году Зиайа-даллах I во главе своего флота
предпринял наступление на Южную Италию с целью завоевания Сицилии. В 868
году Аглабиды захватили Мальту, и в 878 году Сицилия сдалась. При
Аглабидах с большим размахом велось городское и сельскохозяйственное
строительство. Внутренние мятежи, спровоцированные деятельностью Фатимида
Абу Абдаллаха, подвиг-нули берберов племени кетама выступить против
Аглабидов и свергнуть их.

Ифрикийя и Восточный Алжир - Зириды и Хаммадиды (972-1152)

Зириды примкнули к Фатимидам, оказав военную помощь столице Фатимидов
ал-Махдии, когда в 945 году ее осадил мятежник-хариджит Абу Йазид. Фатимид
ал-Муизз назначил Булуггина ибн Зири наместником Ифрикийи, и тот начал
свою деятельность с того, что очистил весь Магриб вплоть до Сеуты от
кочевого племени зената, враждовавшего с племенем санхаджа. После раздела
этих обширных владений между Хаммадидской и Зиридской ветвями династии,
столицей Хаммадидов стал город Калат, а Зириды остались в Кайруане. Но в
1041 году Шараф ад-даула ал-Муизз вернулся под власть Аббасидов, на что
Фатимиды ответили союзом с бедуинами племен хилал и сулайм,
переселившимися в Магриб из Нижнего Египта, и натравили их на Зиридов.
Бедуины вытеснили Зиридов из Кайруана, и те ушли в ал-Махдию, а ветвь
Хаммадидов оттеснили в порт Буджаю. Там Зириды построили флот и установили
мирные торговые отношения с норманнами, В XII веке Роджер II Сицилийский
захватил ал-Махдию и заставил ал-Хасана платить ему дань. А вскоре
владения Зиридов и Хаммадидов перешли к Альмохадам.

Северная Африка и Испания - Альморавиды (1056-1147)

В 1036 году Йахйа, глава кочевавшего в Сахаре племени санхаджа, приняв
ислам, совершил паломничество в Мекку. Вернувшись, он пригласил известного
марокканского законоведа Абдаллаха ибн Йасина проповедовать соплеменникам.
В устье реки Сенегал Абдаллах ибн Йасин построил крепость (рибат), откуда
ислам распространился по всему Западному Судану. Газиев, жителей рибата,
прозвали ал-мурабитун - "находящиеся в крепости". От этого арабского слова
ведут свое происхождение название династии Альморавидов (в испанской
огласовке), а также испанское слово "альморавидес" и французское "марабу"
с близкими значениями: "праведник, местный святой". Альморавиды завоевали
Марокко и Северную Африку вплоть до Алжира, В 1062 году Юсуф ибн Ташуфин
основал город Марракеш и сделал его своей столицей. Альморавиды
придерживались маликитской правовой школы. В 1086 году Юсуф ибн Ташуфин
отправился на помощь правителям Испании и одержал блестящую победу над
королем Леона и Кастилии Альфонсом VI в сражении при Заллаке близ
Бадахоса. Но ему не удалось закрепить свой успех, и Толедо остался в руках
короля. Зато он объединил под своей властью почти все "удельные княжества"
Испании. В начале XII века правлению Альморавидов стали угрожать
усиливающиеся Альмохады, появившиеся в Магрибе. Из-за этой борьбы на два
фронта династия не удержала Сарагосу в 1118 году, а в 1147-м был убит
Исхак, один из последних Альморавидов в Марракеше. После этого Альмохады
предприняли поход в Испанию. В 1148 году умер последний Альморавид - Йахйа
ибн Ганийа, однако ветвь его потомков продолжала править на Мальорке со
времени завоевания ее в 1115 году до занятия ее арагонцами в 1228-м, а на
Минорке в качестве вассалов Арагона - они просуществовали до 1286 года.

Северная Африка и Испания - Альмохады (1130-1269)

Название династии происходит от арабского слова ал-мувахиддун -
"исповедующие единобожие". Основателю династии, берберу из племени
массмуда Ибн Тумарту, присягнули вожди берберских племен в Марокко, а
через некоторое время он провозгласил себя Махди. На этом основании его
преемник, Абд ал-Мумин, стал именовать себя халифом. Альмохады, вытеснив
Альморавидов из Северной Африки, превратили Марракеш в свою столицу. В
1145 году ал-Мумин и его сын, Абу Йакуб Юсуф, начали завоевание Испании,
которое завершилось при Альманзоре созданием могущественного Альмохадского
эмирата со столицей в Севилье. Блестящий двор Альмохадов прославился как
центр искусства и науки, знаменитый прежде всего тем, что при нем
находились такие ученые, как великий Ибн Рушд (Аверроэс) и Ибн Туфайл. Но
европейские монархи наступали. Победа Альманзора при Аларконе в 1195 году
лишь ненадолго укрепила, положение мусульман. В период правления его сына
Мухаммеда ал-Насира соединенные силы королей Кастилии, Арагона и Наварры
нанесли Альмохадам тяжелое поражение в битве при Лас Навас де Толоса в
1212 году. В 1257 году Альмохады навсегда покинули Испанию.
Марокко - Мариниды и Ваттасиды (1196-1549)
Мариниды наследовали Альмохадам в Марокко и Центральном Магрибе, поделив
их владения с Тунисскими Хафсидами. Племя марин входило в состав
берберского племенного союза зенаты. Их культурный уровень был низким, так
же как и твердость в вере. Поначалу они прельстились богатствами
Альмохадов и Альморавидов. Впервые они вторглись в Марокко из Сахары в
1216 году, но были остановлены Альмохадом Абу Саидом. Взять Марракеш им
удалось только в 1269 году, а Сиджильмасу они завоевали через четыре года.
Обосновавшись в Марракеше и сделав своей столицей Фес, Мариниды попытались
подчинить себе весь Магриб. Одновременно с этим они предпринимали вылазки
против Испании и даже выиграли сражение под Эсихой в 1275 году. Но,
потерпев сокрушительное поражение при Рио-Саладо в 1340 году от
соединенных войск Альфонса XI Кастильского и Альфонса IV Португальского,
Мариниды оставили попытки завоевать Испанию. В Северной Африке Мариниды
воевали с соседями, но вытеснить их из Туниса им не удалось. К концу XIV
века династия Маринидов стала клониться к упадку. В 1401 году король
Генрих III Кастильский напал на Тетуан, а в 1415-м португальцы захватили
Сеуту, что вызвало в Марракеше мощную волну протеста против правителей.
Это позволило представителям племени ваттас, боковой ветви Маринидов,
захватить власть де-факто. Сначала Ваттасиды были регентами при юном
Мариниде Абд ал-Хакке II, а когда он попытался править самостоятельно, то
был убит. Ваттасид Мухаммед I аш-Шейх в 1472 году был провозглашен
султаном в Фесе, который он отвоевал у Идрисидов, но его преемники не
удержались у власти. Обращение за помощью к Османам в 1549 году осталось
без ответа.

Тунис и Восточный Алжир - Хафсиды (1228-1574)

Хафсиды, самая значительная династия в истории Ифрикийи, получила свое
название от имени шейха Абу Хаф-са Умара (ум. в 1176 г.), ученика Ибн
Тумарта и одного из военачальников Абд ал-Мумина. Его потомки занимали при
Альмохадах разные важные должности, в том числе и наместников в Ифрикийе.
Один из таких наместников, Абу Закарийа Йахйа I, в 1237 году отказался
признать власть Альмохада Абд ал-Вахида и двинулся на запад. Он захватил
Константину, Буджаю и Алжир, сделал своими данниками Абд ал-Вадитов
Тлемсена и подчинил себе Маринидов. Его наследник в 1270 году сумел
отразить нападение Людовика IX Французского и Карла Анжуйского, после чего
взял себе титулы халифа и повелителя правоверных, поскольку считал себя
наследником Аббасидов. При этой династии в Тунисе бурно развивались
торговля, искусства и ремесла. В XIII веке Хафсиды ввели у себя систему
обучения в медресе, уже известную на востоке.

Марокко - Саадиты и Филалиды (1511- )

Большое влияние марабутов и значительный социальный авторитет шорфа
особенно характерны для Марокко. Шерифы (классическая форма - шурафа,
шариф - ед. ч.) в широком смысле - это потомки Пророка, но большинство
родов шорфа в Марокко вели свои родословные от внука Пророка Хасана ибн
Али. Что же касается шерифов из рода Сзади (их называли также Хасани) и из
рода Филали, то они происходили от внука Хасана, Мухаммеда ан-Нафса
аз-За-кийи (ум. в 7б2 г.). Первыми из шерифов, пришедших к власти в
Марокко, были Идрисиды, но потом там правили различные берберские
династии. Время правления шерифов настало в XVI веке, когда власть
Ваттасидов в Фесе пошла на убыль. При шерифе Мухаммеде ал-Махди ал-Каим
би-амр-аллах алжирские турки и португальцы были вынуждены уйти из Марокко.
Затем Ахмад ибн ал-Мансур занял Тимбукту и расширил свои владения от
Сенегала до Варну. В XVII веке внутренние мятежи поколебали власть
Саадитов, но верховную власть в Марокко укрепили шерифы из рода Филали (их
именуют также Алавитской династией). В XVIII веке был уничтожен последний
опорный пункт португальцев. Две войны - с Францией в 1844-м и Испанией в
1859-1860 годах были очень тяжелыми и опустошили страну. В 1912 году
Франция объявила протекторат над Марокко, но утверждать его на деле ей
пришлось на протяжении двадцати лет. В 1956 году Марокко снова стало
независимым государством.

Ливия - Сануситы (1837- )

Основатель династии Великий Сануси родился в Алжире в конце XVIII века.
Учился в Фесе, испытал сильное влияние дервишей и суфиев Марокко. Потом он
учился в Хиджазе, а в 1837 году основал в Мекке собственный суфийский
орден (тарика) Санусита. Сануситы отличались строгой организацией, они
уповали на воссоединение и духовное возрождение всех мусульман, на
пришествие Махди, который должен будет восстановить главенство
первоначального ислама. Сануситы находились в первых рядах сопротивления
французам в Центральном Судане. Почти тридцать лет они были центром
сопротивления итальянцам в Ливане. Вступление Италии в 1915 году в первую
мировую войну на стороне союзников вынудило сануситов искать поддержки у
Турции. Путь, пройденный родом Сануси, отражает духовные искания мусульман
в современном мире. Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел ислам












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.