ГОД |
ИМЯ |
Нобелевская премия присуждалась |
1901 |
Сюлли-Прюдом |
«За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта» |
1902 |
Теодор Моммзен |
«За монументальный труд „Римская история“» |
1903 |
Бьёрнстьерне Бьёрнсон |
«За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант» |
1904 |
Фредерик Мистраль |
«За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа» |
|
Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре |
«За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы» |
1905 |
Генрик Сенкевич |
«За выдающиеся заслуги в области эпоса» |
1906 |
Джозуэ Кардуччи |
«За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров» |
1907 |
Джозеф Редьярд Киплинг |
«За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя» |
1908 |
Рудольф Кристоф Эйкен |
«За серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию» |
1909 |
Сельма Отилиана Ловиза Лагерлёф |
«Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения» |
1910 |
Пауль Йохан Людвиг фон Хейзе |
«За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл» |
1911 |
Морис Метерлинк |
«За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией» |
1912 |
Герхарт Иоханн Роберт Гауптман |
«В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства» |
1913 |
Рабиндранат Тагор |
«За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление» |
1914 |
Премия не присуждалась. |
|
1915 |
Ромен Роллан |
«За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине» |
1916 |
Карл Густав Вернер фон Хейденстам |
«Как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе» |
1917 |
Карл Адольф Гьеллеруп |
«За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы» |
|
Хенрик Понтоппидан |
«За правдивое описание современной жизни Дании» |
1918 |
Премия не присуждалась. |
|
1919 |
Карл Шпиттелер |
«За несравненный эпос „Олимпийская весна“» |
1920 |
Кнут Гамсун |
«За монументальное произведение „Соки земли“ о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям» |
1921 |
Анатоль Франс |
«За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом» |
1922 |
Хасинто Бенавенте-и-Мартинес |
«За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы» |
1923 |
Уильям Батлер Йейтс |
«За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух» |
1924 |
Владислав Станислав Реймонт |
«За выдающийся национальный эпос — роман „Мужики“» |
1925 |
Джордж Бернард Шоу |
«За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой» |
1926 |
Грация Деледда |
«Премии за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом» |
1927 |
Анри Бергсон |
«В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены». |
1928 |
Сигрид Унсет |
«За запоминающееся описание скандинавского средневековья» |
1929 |
Томас Манн |
«За великий роман „Будденброки“, который стал классикой современной литературы» |
1930 |
Синклер Льюис |
«За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры» |
1931 |
Эрик Аксель Карлфельдт |
«За его поэзию (посмертно)» |
1932 |
Джон Голсуорси |
«За высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“» |
1933 |
Иван Алексеевич Бунин |
«За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» |
1934 |
Луиджи Пиранделло |
«За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства» |
1935 |
Премия не присуждалась |
|
1936 |
Юджин О’Нил |
«За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии» |
1937 |
Роже Мартен дю Гар |
«За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни» |
1938 |
Перл Бак |
«За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры» |
1939 |
Франс Эмиль Силланпяя |
«За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой» |
1940 |
Премия не присуждалась |
|
1941 |
Премия не присуждалась |
|
1942 |
Премия не присуждалась |
|
1943 |
Премия не присуждалась. |
|
1944 |
Йоханнес Вильхельм Йенсен |
«За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля» |
1945 |
Габриэла Мистраль |
«За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки» |
1946 |
Герман Гессе |
«За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль» |
1947 |
Андре Жид |
«За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью» |
1948 |
Томас Стернз Элиот |
«За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию» |
1949 |
Уильям Фолкнер |
«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа» |
1950 |
Бертран Артур Уильям Рассел |
«Как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе» |
1951 |
Пер Лагерквист |
«За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством» |
1952 |
Франсуа Мориак |
«За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни» |
1953 |
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль |
«За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности» |
1954 |
Эрнест Миллер Хемингуэй |
«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“» |
1955 |
Халлдор Кильян Лакснесс |
«За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии» |
1956 |
Хуан Рамон Хименес |
«За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии» |
1957 |
Альбер Камю |
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести» |
1958 |
Борис Леонидович Пастернак |
«За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» |
1959 |
Сальваторе Квазимодо |
«За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени» |
1960 |
Сен-Жон Перс |
«За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени» |
1961 |
Иво Андрич |
«За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны» |
1962 |
Джон Стейнбек |
«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением» |
1963 |
Йоргос Сеферис |
«За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов». |
1964 |
Жан-Поль Сартр |
«За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время» |
1965 |
Михаил Александрович Шолохов |
«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» |
1966 |
Шмуэль Йосеф Агнон |
«За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами» |
|
Нелли Закс |
«За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа» |
1967 |
Мигель Анхель Астуриас |
«За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки» |
1968 |
Ясунари Кавабата |
«За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания» |
1969 |
Сэмюэль Беккет |
«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом» |
1970 |
Александр Исаевич Солженицын |
«За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» |
1971 |
Пабло Неруда |
«За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента» |
1972 |
Генрих Бёлль |
«За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы» |
1973 |
Патрик Уайт |
«За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк» |
1974 |
Эйвинд Юнсон |
«За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе» |
|
Харри Мартинсон |
«За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса» |
1975 |
Эудженио Монтале |
«За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий» |
1976 |
Сол Беллоу |
«За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве» |
1977 |
Висенте Алейксандре |
«За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами» |
1978 |
Исаак Башевис Зингер |
«За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы» |
1979 |
Одисеас Элитис |
«За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость» |
1980 |
Чеслав Милош |
«Который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами» |
1981 |
Элиас Канетти |
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести» |
1982 |
Габриэль Гарсиа Маркес |
«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента» |
1983 |
Уильям Голдинг |
«За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание» |
1984 |
Ярослав Сейферт |
«За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека» |
1985 |
Клод Симон |
«За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал» |
1986 |
Воле Шойинка |
«За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии» |
1987 |
Иосиф Александрович Бродский |
«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии» |
1988 |
Нагиб Махфуз |
«За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества» |
1989 |
Камило Хосе Села |
«За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости» |
1990 |
Октавио Пас |
«За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью» |
1991 |
Надин Гордимер |
«Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству» |
1992 |
Дерек Уолкотт |
«За блестящий образец карибского эпоса в 64 разделах» |
1993 |
Тони Моррисон |
«Которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности» |
1994 |
Кэндзабуро Оэ |
«За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод» |
1995 |
Шеймас Хини |
«За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое» |
1996 |
Вислава Шимборска |
«За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности» |
1997 |
Дарио Фо |
«За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных» |
1998 |
Жозе Сарамагу |
«За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность» |
1999 |
Гюнтер Грасс |
«За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории» |
2000 |
Гао Синцянь |
«Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире» |
2001 |
Видиадхар Сурайпрасад Найпол |
«За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято» |
2002 |
Имре Кертес |
«В своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность» |
2003 |
Джон Максвелл Кутзее |
«Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия» |
2004 |
Эльфрида Елинек |
«За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы» |
2005 |
Гарольд Пинтер |
«В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения» |
2006 |
Орхан Памук |
«В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур» |
2007 |
Дорис Лессинг |
«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин» |