Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Игнатова В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.2 НАУКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Цели и задачи раздела:

  1.  Показать принципиальное отличие науки от других способов постижения окружающего мира.
  2.  Раскрыть сущность научного метода познания и его структуру.
  3.  Сформировать представление о науке как динамичной развивающейся системе.
  4.  Показать, что смена научных парадигм и мировоззренческих представлений - объективный процесс.
  5.  Отработать понятия: наука, закономерность, закон, детерминизм, метод, теория, модель, дедукция, принцип соответствия, парадигма.

План

  1.  Наука как компонент культуры
  2.  Наука как способ объективного познания
  3.  Научный метод познания
  4.  Динамика научного познания и смена парадигм науки
  5.  Научная картина мира, ее структура и содержание

1.2.1 НАУКА КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ

В исторической ретроспективе (лат. retro назад, specio- смотрю) просматривается глубинная взаимосвязь между общественным развитием, уровнем культуры, образования, экономики, техники и технологии, с одной стороны, и мировоззрением и наукой - с другой. Эта взаимосвязь объективна, неизбежна и постоянна. Культура и наука идут рука об руку, взаимодействуя, взаимно обуславливая, дополняя друг друга, проявляясь одна в другой и одна через другую. Их взаимодействие обуславливает появление новых образцов культуры и стереотипов взаимодействия человека, общества и природы. Достижения науки являются причиной изменения мировоззренческих ориентиров общества и способов деятельности, развития техносферы и повышения благосостояния человечества. Обновленная культура становится колыбелью новых научных идей. Культура, наука, мировоззрение и деятельность неотделимы друг от друга и прочно вплетены в единую ткань человеческого бытия. Смена социокультурных эпох влечет за собой смену научных представлений и мировоззренческих позиций. Цивилизационные волны и волны развития науки следуют одна за другой. И подтверждением этому служит вся история развития человечества.
Наука выступает как отрасль духовного производства, продукцией которого являются системы знаний, научные достижения и открытия, которые накапливаются, передаются из поколения в поколение и широко используются для преобразования действительности. Срастаясь со всеми сферами материальной и духовной культуры, она превращается в непосредственную производительную силу общества. Осознание этого факта заставляет государства и правительства выделять все большие средства на образование и науку. Все большее количество людей ввергается в сферу научного производства. Например, если в начале XIX века профессионально наукой занималось всего около тысячи человек, сегодня в мире насчитывается около десяти миллионов ученых. Этот процесс сопровождается интенсификацией научных исследований, расширением предметного поля науки и появлением новых научных направлений. Современная наука превращается в мощный социальный институт, включающий в себя тысячи научных учреждений и учебных заведений.
В процессе развития цивилизации наука становится важнейшей формой общественного сознания и превращается в ведущий компонент культуры. Вместе с философией, религией, искусством и мифологией она образует целостную познавательную систему, все компоненты которой увязаны воедино. Именно в науке наиболее ярко просматривается их глубинная взаимосвязь, их общий исток, уходящий в необозримую даль веков.

1.2.2 НАУКА КАК СПОСОБ ОБЪЕКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ

Наука включает как процесс получения объективного знания, так и результат этого процесса - систему знаний, адекватно отражающих реальность. Она имеет ряд существенных признаков, принципиально отличающих ее от других способов постижения мира. В отличие от мифологии и религии она объективна, имеет аппарат исследования и определенные схемы доказательств, умеет отделять истинное знание от заблуждения или личного мнения. В отличие от объективного эмпирического знания, полученного на основе практического опыта, но описывающего лишь внешнюю сторону явления, процесса или объекта, наука стремится к познанию их внутренней сущности и построению логической системы знаний.
Наука - это сфера деятельности человека по выработке и систематизации объективных знаний, вскрывающих внутреннюю сущность объектов, явлений и процессов окружающей действительности.
Система научных знаний складывается из выявленных фактов, их понятийного, качественного и количественного описания, а также найденных на их базе эмпирических закономерностей. Но этого недостаточно. Для полного научного представления о действительности необходимо найти нечто всеобщее или общее, касающееся всего Мироздания или отдельных его частей - законили группу законов как необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между отдельными явлениями. Среди множества законов, установленных наукой, выделяют всеобщие (фундаментальные), общие и частные. Всеобщие или фундаментальные (лат. fundamentum - основание) законы проявляются во всех сферах бытия, например, законы и принципы самоорганизации и эволюции. Общие законы затрагивают несколько смежных научных областей, например, законы сохранения, направленности процессов, периодичности непосредственно проявляются во всех естественных науках и опосредовано - в гуманитарных. Частные законы проявляются в ограниченной области, например, закон вектора исторического развития - в истории, законы генетики - в биологии, законы Ньютона - в физике. Но и это еще не все. Необходимо сформулировать основополагающие идеи, позволяющие разработать теорию или группу теорий, дающих возможность адекватно отобразить в нашем мышлении состояние природы и человеческого бытия и построить научную картину мира как некий обобщенный объективный образ реальности, суть которого составляет совокупность объективных знаний, принципов и законов, заложенных в различных областях познания и объединенных общими идеями.
Раскрытие законов связано с поиском и установлением причинно-следственных отношениймежду отдельными явлениями. В процессе становления «зрелой» науки и философского осмысления ее результатов сложилось учение о всеобщей объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений социоприродной среды, которое получило название - детерминизм(лат. determino - определяю). Во всей совокупности существующих причинно-следственных отношений, законов и закономерностей выделяют два уровня - динамические и статистические (вероятностные).
Динамические законы отражают объективную закономерность в виде однозначной связи между средними значениями параметров, характеризующих состояние системы. Например законы классической механики устанавливают взаимосвязь между параметрами движения отдельных макротел. Зная закон (уравнение), всегда можно достоверно и однозначно предсказать, каковы будут параметры состояния (движения) тела в любой момент времени. Однако абсолютно однозначных взаимосвязей просто не существует. В реальности всегдаимеют место случайные малые отклонения от среднего значения - флуктуации (лат. fluctuatio - колебание). Случайность является фундаментальным свойством природы, лежит в основе всех явлений и управляет их развитием. Но при классическом описании движения отдельных макротел она в большинстве случаев не играет существенной роли, принимается как досадное недоразумение и не учитывается.
Статистические законы описывают поведение сложных систем, состоящих из огромного числа частиц, например закон распределения молекул газа по скоростям. В этом случае предсказать поведение системы в целом можно лишь с определенной долей вероятности. В микромире вероятностные представления становятся применимыми к описанию состояния даже одной, отдельно взятой элементарной частицы, а законы микромира представляются принципиально статистическими. В описании состояния таких систем флуктуации будут играть определяющую роль. При одновременном существовании множества флуктуаций будет существовать и множество возможных путей развития системы. Всякое случайное воздействие извне или случайные внутренние причины могут инициировать какой-либо из путей, но для этого необходимо определенное стечение обстоятельств. В этих условиях причинно следственные связи нелинейны и многозначны, а детерминизм приобретает вероятностный характер.
В современной науке сложилось представление, что динамические законы не являются абсолютно точным отражением действительности. Так как случайность носит фундаментальный характер, то статистические законы являются наиболее глубокой и общей формой описания процессов социоприродной среды, и более объективно, чем динамические, отражают взаимосвязи в природе. Наблюдаемая в опытах детерминированность событий появляется при переходе от микроописания поведения систем к макроописанию, когда приходится усреднять измеряемые величины.
Важнейшим отличительным признаком науки является наличие метода исследования
Научный метод исследования - это совокупность приемов и операций, способов обоснования системы знаний, контроля объективности полученных результатов, построения моделей, адекватно отражающих действительность.
Выделяют общие и особенные методы. Общие методы - общефилософские, общенаучные, математические - дают возможность с единых позиций описать разнородные объекты, явления и процессы. Особенные методы, как правило, отражают специфику узких областей познания или же используют только отдельные стороны процесса познания. Например, методы познания естественных и гуманитарных наук существенно различаются, ибо объекты их исследования имеют разную природу и к их изучению нельзя подходить с одними мерками.
В научном методе можно выделить несколько последовательных ступеней:
- Наблюдение объектов, явлений или процессов, находящихся в естественных условиях, получение о них первичных сведений с помощью органов чувств, приборов и приспособлений.
- Качественное и количественное описание - фиксация в той или иной форме результатов наблюдения с использованием научных понятий, схем, графиков, численное представление исследуемых качеств, их систематизация и классификация.
- Устанавливаемые в результате наблюдения факты не просто фиксируются, но и осмысливаются через имеющиеся представления и понятия. В ходе научного анализа осуществляется сравнение и обобщение фактов, которые получают самостоятельное существование благодаря абстрагированию от частностей и выделению общих свойств. Выводы, полученные таким путем, носят вероятностный, проблематичный характер, поэтому большинство общих положений, сформулированных на этом этапе познания носят характер предположения - гипотезы. Что касается мифологии и религии, то они как бы застывают, останавливаются на уровне гипотезы, в которую предлагают неукоснительно верить. Наука же ищет доказательства.
Научная гипотеза должна удовлетворять ряду требований: опираться на все касающиеся исследуемой области факты; учитывать установленные наукой и подтвержденные практикой положения; объяснять известные факты; быть способной предсказывать новые факты; допускать возможность экспериментальной проверки. При построении гипотезы широко используются методы сходства, различия, остатка и сопутствующих изменений.
- Поиски доказательства или опровержения высказанной гипотезы.
- Критерием перехода гипотезы в истинное знание является практика, доказывающая правомерность высказанной гипотезы. Одним из видов практики является эксперимент - воспроизведение явления или объекта в искусственных условиях подтверждающее или опровергающее выдвинутую гипотезу. Кроме этого эксперимент служит источником новых дополнительных сведений об объектах исследования, их свойствах или связях.
- В том случае, когда непосредственное наблюдение объекта затруднено (например, процессы, происходящие в недрах звезд, прогнозирование развития событий, модели будущего) или, когда для понимания сути непосредственно исследуемого процесса, необходимо выяснить влияние определенных факторов, осуществляют моделирование.
- По мере накопления знаний, подтверждающих выдвинутую гипотезу, выявления причинно-следственных связей, свойств и отношений, касающихся одной и той же области действительности, возникает потребность обобщения и объединения их в логически стройную систему. Эта познавательная задача решается построением теории, которая является наиболее сложной и развитой формой научного знания. Ей, как правило, предшествуют определенные предпосылки - научные программы или частные теории.
Теория как система включает множество подсистем, важнейшими из которых являются: эмпирический базис, основополагающие идеи и принципы, язык теории, правила ее построения, методы исследования, ранее известные теории, категории и законы философии. При построении любой теории, прежде всего, устанавливается набор исходных положений (аксиом, постулатов) (лат. postulatum - требование, утверждение, принимаемое без доказательства), затем по строго определенным правилам из них выводятся следующие положения, из этих - третьи - и так вплоть до полного построения целостной, логически связанной системы знаний. В теории каждое понятие или положение занимает строго определенное место и необходимым образом связано с другими понятиями и положениями. По мере развития математики и логики содержательная сторона аксиоматического метода начинает вытесняться чисто формальными построениями, а построение самой научной теории осуществляется дедуктивным(лат. deductio- выведение, вывод по правилам логики, следование от общего к частному)методом. Наряду с логикой при этом огромную роль в научном познании играет интуиция, фантазия, творческое воображение и предвидение.
Теория представляет собой систему идеальных образов - упрощенных схем или моделей, отражающих ту совокупность свойств и связейобъектов и явлений, взятых в их естественной взаимозависимости. Мир наук, в особенности естественных и технических, - это мир моделей. Например, модель материальная точка, точечный заряд, точечный источник света, математический маятник и другие. Таких объектов в природе нет. Мы конструируем их, когда абстрагируемся от несущественных признаков объекта, в данном случае - от его размеров. Но это позволяет выявить в исследуемых явлениях, процессах или объектах их суть, отделить существенные черты от несущественных на данном уровне познания. При переходе на более высокий уровень некоторые второстепенные связи переходят в разряд главных, поэтому приходится усложнять модели и строить новые теории, охватывающие более широкие области или вскрывающие более глубокие взаимосвязи.
Конечно, построенная таким образом модель оказывается ограниченной и хотим мы этого или не хотим, но отдельные эмпирические факты оказываются за ее рамками. Любое явление или процесс неповторимы и уникальны, а построенные наукой модели есть лишь некоторые приближения, которые более или менее адекватно отражают реальность в нашем мышлении. В процессе развития науки принятые ею на определенном этапе модели сменяются более точными. И процесс этот бесконечен как бесконечна сама природа и наше познание. Предлагаемые наукой для описания реальных процессов модели приемлемы лишь в определенных границах, за пределами которых их применение бессмысленно, так как приводит к противоречивым результатам. Например, классическая механика, как модель макромира, соответствует реальности, она описывает законы движения макротел при скоростях, много меньших скорости света. Для описания движения тел со скоростями, близкими к скорости света, используют другую модель - специальную теорию относительности (СТО). Используя принцип соответствия и границы применимости теории, можно из более сложной теории получить более простую, как частный случай.
Принцип соответствия гласит: новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай.
Среди множества существующих теорий можно выделить три группы:
- описательные (теория этногенеза Л.Н.Гумилева, эволюционная теория Ч.Дарвина, теории происхождения и развития естественных языков);
- математизированные (большинство космологических, физических, химических теорий);
- дедуктивные (все математические теории).
Модели широко используются и в мире гуманитарных наук - модели языка, исторического процесса, этногенеза, экономики и т.д. Однако есть области науки, в которых до сих пор отсутствуют приемлемые модели, способные непротиворечиво описать явления или процессы. Это физика элементарных частиц, генетика и другие. В истории науки были и ошибочные модели, например, модель теплорода (флогистона) или геоцентрическая система мира.
Поле науки, как и поле культуры, неоднородно, одновременно в нем существует множество научных программ и множество теорий, отражающих ту или иную сторону реальности. И лишь благодаря их взаимодействию удается более или менее полно описать единство мира и построить его научную картину.
Новые понятия и термины: объективное знание, эмпирическая закономерность, закон, детерминизм, флуктуация, динамический, статистический, теория, модель, дедукция, принцип соответствия.
Ведущие идеи:
- наука как один из способов познания мира;
- объективность рассмотрения и наличие метода познания - важнейшие отличительные признаки науки;
- важнейшая функция науки - установление причинно-следственных отношений и построение системы объективных знаний о мире.

1.2.3 ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

В начальный период становления науки происходило медленное увеличение объема накапливаемых ею знаний. Но уже к середине XIX наблюдается его удвоение через каждые пятьдесят лет. Сегодня, в эпоху научно-технической революции (НТР), удвоение происходит каждые полтора года. Свыше 90% всех научно-технических открытий и изобретений приходится на ХХ век. Увеличение количества информации (лат. informatio - разъяснение, изложение; совокупность сведений) неизменно сопровождается и изменением ее качества, накоплением новой информации и появлением у человека новых способностей и возможностей ее эмпирического и теоретического обобщения. Это определяет горизонт познания, присущий той или иной культурно-исторической эпохе. Он изменчив и подвижен, его передний край непрерывно входит в те сферы, где накапливаются факты, объяснение которых лежит за пределами возможностей существующих теорий и выше общепринятого понимания. Их интерпретация требует разработки новых инструментов познания (более тонкой аппаратуры, новых методов исследования, форм и способов обобщения), что неизбежно ведет к расширению горизонта познания, смене научных представлений, замене простых теорий более сложными.
Есть ли предел познанию, существует ли окончательная теория и то универсальное знание, которое способно объяснить все - эти вопросы постоянно находятся в поле зрения методологии и теории познания. Ответы на них перекрываются с проблемой поиска объективной научной истины и возможности существования абсолютной научной истины.
Объективная истина- это знание, которое адекватно отражает свойства объекта познания и закономерности его развития. Раскрыть ее - значит отделить знание от заблуждения, установить закономерности развития объекта и его взаимосвязи, отражающие действительное положение вещей. Она не зависит от познающего субъекта и его субъективного мнения. Ее достоверность доказывается практическим опытом человечества.
Абсолютная научная истина, как точное и полное отражение действительности, есть некий недостижимый идеал, ибо сама действительность бесконечно сложна, многомерна, находится в постоянном движении и изменении, а то, что доступно нам для наблюдения, и мы сами, всего лишь ее небольшая часть. Подвижность и изменчивость мира объективно обуславливают подвижность и изменчивость наших представлений о нем. Но динамика развития наших представлений отстает от динамики развития мира. Ибо развитие мира носит опережающий характер. Это и обуславливает принципиальную незавершенность науки и научной картины мира. И даже установленные наукой фундаментальные законы и принципы природы или построенные ею модели справедливы лишь в определенных границах. Чем глубже человек проникает в бездны природы, тем больше ощущает свою беспомощность перед необозримостью ее границ и пониманием ограниченности своих познавательных возможностей. Очевидно, необходимо идти не в направлении бесконечного расширения границ познания, к чему стремится современная наука, следуя античной натурфилософии в поисках первокирпичиков Мироздания. Скорее всего, нужно искать некое внутреннее равновесие, «вещей связующую нить», к которым так стремится восточная философия. Попытки установить абсолютную истину в познании природы крупный ученый, лауреат Нобелевской премии по физике, наш современник Стивен Вайнберг образно назвал мечтой об окончательной теории.
В общем случае объективная истина относительна, ее абсолютность справедлива лишь в определенных граничных условиях. Но это не значит, что мир непознаваем. Это означает лишь то, что в процессе освоения действительности происходит углубление познания, расширяются его границы, и этот процесс бесконечен, ибо бесконечна сама Природа. И правильнее было бы говорить не об истине, а об уровне понимания мира, который складывается на том или ином этапе развития науки.
Как совершаются научные открытия, есть ли какие-то закономерности их появления и можно ли их спланировать? В истории познания предпринимались неоднократные попытки ответить на эти вопросы и выявить законы и механизмы развития науки. На этот счет существует несколько точек зрения. Одной из наиболее распространенных сегодня является точка зрения, представленная в работе американского историка науки, профессора Т.Куна «Структура научных революций». В ней он утверждает, что развитие науки во многом случайный процесс, в котором периоды эволюционного развития сменяются революционными скачками. Революционный скачок заключается в смене научных парадигм(греч. paradeigma- пример, образец). Парадигма по Куну - это модель постановки проблемы и ее решения, исходная концептуальная схема, лежащая в ее основе, совокупность фундаментальных научных теорий и стиль мышления, разработанные в рамках этой схемы, которые разделяют члены какого-либо научного сообщества.
В период подъема и спокойного развития идет накопление научных данных и их осмысление. Но вдруг появляются такие факты, которые оказываются необъяснимыми в рамках уже существующей теории. Их количество накапливается, они вступают в противоречие с ее исходными положениями. Итогом разрешения противоречия, как правило, является научная революция, проявляющаяся в смене концептуальных моделей и сопровождающаяся качественным скачком в научном мышлении. При этом происходит смена аксиоматического аппарата, низвергаются старые принципы, понятия, методы исследования, выдвигаются новые концептуальные идеи, изменяются представления о мире. Когда теоретические выводы складываются в целостную непротиворечивую систему знаний, говорят о рождении новой научной парадигмы.
Вся история науки - это череда научных революций, непрерывная смена научных представлений, парадигм и научных картин. Например, появление книги Н.Коперника «Обращение небесных сфер» (1543г.) послужило началом революции (переход от геоцентрической к гелиоцентрической системе). Или: работы Казанской лингвистической школы (И.А.Бодуэн де Куртене, Н.В.Крушевский и др.) о языке как динамической развивающейся системе, единстве синхронии и диахронии послужили основанием для новой парадигмы в гуманитарных науках - формированию структурализма (использование структурного метода, моделирование, формализация и математизация). Или сегодня, на рубеже II и III тысячелетий, когда человечество в своем развитии подошло к пределу возможностей биосферы, формируется новая парадигма выживания, которая отражается в концепциях (лат. conteptio - понимание; определенный способ трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, совокупность основополагающих идей) и моделях устойчивого развития.
Смена парадигм, научных теорий, познавательных моделей или картин мира - объективный процесс. Еще в 1931 году американский математик и логик К.Гедель доказал теорему о том, что в любой теории, какой бы стройной и самостоятельной она ни была, обязательно есть внутренние противоречия и вопросы, на которые она не имеет однозначного ответа. В процессе разрешения этих противоречий и рождается новое. При этом более совершенные теории и модели, как правило, в качестве частного случая включают предшествующие, а взаимосвязь между ними осуществляется посредством одного из фундаментальных принципов познания, о котором мы уже говорили - принципа соответствия.
Как правило, накануне научно-технических революций наблюдается взрыв в развитии гуманитарной культуры. Подтверждением этому является весь культурно-исторический процесс. Становлению механистической парадигмы предшествовала эпохи Возрождения и Реформации, промышленной революции начала XIX века - эпоха Просвещения, революции в естествознании начала XX века - взрыв гуманитарной культуры конца XIX века. Создается впечатление, что логичная наука, накапливая противоречивые данные, еще и не обращает на них серьезного внимания, а интуиция философа, художника, поэта как будто загодя, улавливает незримые флюиды грядущих перемен в мировоззрении.
Новые понятия и термины: горизонт познания, объективная истина, динамика, парадигма, концепция, научная революция.
Ведущие идеи:
- динамизм научного познания;
- смена научных парадигм как объективный процесс;
- объективность и относительность научной истины;
- принципиальная недостижимость абсолютной истины и незавершенность научной картины мира.

1.2.4. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Научная картина мира является формой систематизации объективных знаний об окружающем мире и включает в себя частнонаучные картины, те модели понимания окружающей действительности, которые построили гуманитарные, естественные и технические науки (Рис.1). В основании научной картины лежат наблюдаемые факты. Для их описания каждая из наук вырабатывает свои специфические понятия.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

Научная картина мира
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 


КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯгуманитарная  естественнонаучная техническая  технологическая  социальная
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

                                             Фундаментальные законы и
                                                       принципы науки
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

                                                Частные законы и
                                                закономерности
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ                                            
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ                                                    Эмпирические
                                                   закономерности
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

 Понятия и факты

Рис.1 Структура научной картины мира
Например, в обществознании основополагающими являются понятия цивилизация и культура, в естествознании - материя, вещество, поле и т.д. С помощью понятий наука описывает наблюдаемые в окружающем мире закономерности, а математика помогает выразить их в аналитическом виде, часто в форме закона. Как уже говорилось ранее, среди огромного разнообразия законов, царящих в окружающем нас мире можно выделить частные, общие и всеобщие или фундаментальные.

Фундаментальные законы и составляют базис научной картины мира. К таким законам можно отнести законы философии, которые проявляются во всех сферах бытия и являются основой для описания процессов развития систем разной природы, такие законы физики как: закон всемирного тяготения, закон Кулона, закон электромагнитной индукции, законы сохранения и др., которые проявляются в химических, биологических, космических или других явлениях.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука


См. также
ЗАКОНЫ НАУКИ СПЕЦИФИКА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Изменение концепций образования: влияние науки и эмпиризма От научной революции к Просвещению библиотека психологии и педагогики
Методы естествознания, всеобщность его законов научно-техническая революция: достижения и проблемы
ФИЛОСОФСКАЯ ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ Гносеологический скептицизм Становление историзма НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Структура научного познания










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.