Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Макарова Г.А. Мужские и женские сценарии

 

Каждый из нас вовлечен в колоссальное театральное действие, именуемое жизнью. У каждого из нас в этом драматическом действии, свои сценарии и роли, которые мы заучиваем, репетируем и исполняем. Переплетаясь и взаимодействуя между собой сценарии, образуют сложный узор, который развертывается в историю народа, страны, мира.
Темы сценариев меняются от одной эпохи к другой. Они могут содержать темы, например, создания империй и завоеваний, как Российской империи или позже Советской империи - Социалистического лагеря.
Сценарии отражают то, что обычно принято понимать под национальным характером. Например, «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить», загадочность русской души, народ избранник, Победитель.
Времена меняются, меняются декорации, совершенствуются технологии, меняются темы сценариев, вкусы и мода, но спектакль продолжается и в нем всегда неизменны два персонажа: мужчина и женщина.
Мужчины и женщины в ходе социализации развиваются, ориентируясь на половую принадлежность. Сексуальная идентификация начинается с раннего детства и подкрепляется на протяжении всей жизни. Мужчина «должен быть» рациональным, продуктивным, усердно работающим и зарабатывающим. Ему «не следует быть» эмоциональным в проявлении чувств, сентиментальным, неуверенным и слабым. Женщина «не должна быть» рациональной и сильной. Ей «следует» поддерживать мужчину эмоционально, за что он оказывает ей материальную поддержку. Конечно, это крайние варианты характеристик мужских и женских ролей. Однако, в обществе существует тенденции следовать таким стереотипам. Побочным эффектом усвоения мужских и женских сексуальных ролей является ограничение потенциальных возможностей каждого индивидуума не зависимо от пола и целостности. Мы часто встречаем у клиентов мужчин и женщин ощущение неполноценности существования, когда в жизни отсутствует партнер противоположного пола. Они чувствуют себя не благополучными людьми, неудачниками во взаимоотношениях с другими и испытывают страх одиночества. Социальное окружение стимулирует этот страх, подчеркивая неполноценность одиночек и необходимость союза мужчины и женщины. Мужчины и женщины направляют свои усилия на, то чтобы подобрать себе пару и стремятся к взаимозависимым отношениям. Образовав пары, мужчины и женщины получают внешние и внутренние психологические награды в виде одобрения социума, льгот и ощущения внутренней целостности и полноценности. ……………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………
Перейдем к описанию простых или банальных сценариев. Мы будем использовать список элементов сценария, приведенный в предыдущей главе. Мы опишем сценарии, которые часто встречаются в нашей практике. В основе каждого сценария лежит социальный миф - ловушка, который женщина или мужчина принимают за истину. Попавшись в ловушку, человек вынужден следовать жестким правилам, которые делают его несамостоятельным, зависимым и неадекватным. Сценарий уничтожает интимность, спонтанность и сознательность.
Рассмотрим распространенный в нашей культуре женский сценарий. На наших тренингах мы предлагаем участникам придумывать названия сценариям. Этот имел следующие варианты названий: «Наседка», «Кормящая мать», «Домработница», «Мамаша». Жизненный курс: Она проводит жизнь, заботясь о других, а не о себе. Она отдает значительно больше, чем получает обратно. Её устраивает этот дисбаланс, так как считает, что является не самым важным членом семьи. Она уверена, что её ценность в семье зависит от её способности к самопожертвованию, самоотречению во имя других. Её жизнь не ценна сама по себе, а принадлежит семье, мужу, детям. Дом её мир. Её место и роль в обществе и в семье узаконены, о чем свидетельствуют средства массовой информации, предлагая замужней женщине стиральные порошки, средства для чистки плит, кафеля и унитазов. Она читает женские журналы, сравнивает себя с моделями и испытывает чувство неполноценности.
Женщина выбирает этот сценарий. Теперь ей не надо стремиться к самостоятельности, независимости, ей не надо рисковать и что-либо добиваться вне стен собственного дома. Семья очень внимательно следит за выполнением сценария. Любые попытки выйти за пределы сценария, вызывают у мужа и детей негодование.
«Наседка» играет все роли в Драматическом треугольнике. Она постоянно пытается получить от членов семьи хоть немного заботы и внимания. Однако, её пути манипулятивны. Она открыто не говорит о своих потребностях. Она надеется пробудить чувство вины в муже и детях за то, что они мало её любят. Она отказывает в близости мужу, мотивируя это усталостью в надежде, что он проявит заботу и добьется своего. Но муж «не понимает» её уловок. Впоследствии она испытывает чувство одиночества. Дети ей не нравятся, муж больше не интересен. Депрессия и одиночество – ожидаемый результат.
Раннее решения: Когда она была юной девушкой, то решила, что посвятит себя семье. Будет иметь большую дружную семью и это важнее, чем карьера.
Мифический герой Гера
Экзистенциальная позиция – Я неблагополучна, Вы благополучны
Телесный, соматический компонент: у неё обнаруживается тенденция к ожирению. Она не имеет возможностей для удовлетворения реальных потребностей своего тела. Она перестаёт следить за своим телом, не интересуется внешним видом и здоровьем.
Родительские предписания, атрибуции, драйверы: «Будь доброй матерью», «Жертвуй собой ради других», «Будь чистоплотной, опрятной», «Будь совершенной».
Программа: Её мать и бабушка никогда не работали и имели большое количество детей. Её муж также из многодетной семьи и разделяет мнение, что место женщины – дом, а дети её основная обязанность.
Игры: Её излюбленные игры «Загнанная домохозяйка», «Фригидная женщина», «Посмотрите, до чего вы меня довели», «Если бы не Вы, то я бы сейчас…».
Развлечения: Она смотрит все телесериалы и читает любовные романы, смотрит ток-шоу, где можно сидя на диване заглянуть в чужие окна или выиграть миллион. Она вращается в порочном круге диет и кулинарных рецептов.
Сценарная расплата: Одиночество, депрессия, обычно это совпадает с климактерическим периодом, что усиливает соматический компонент расплаты.
Терапевтическая роль: Врач призывает её не сердиться, адаптироваться, рекомендует ей транквилизаторы для поддержания собственного комфорта и сохранения своего места. Он прописывает ей очередные пилюли для счастья и успокоения и в конечном итоге направляет в отделение неврозов.
Контрсценарий Обычно в жизни такой женщины всегда есть попытки завоевания независимости, опыт активной социальной деятельности вне дома. Например, она устраивается на работу, но к сожалению эффект краткосрочный. Увеличивается её нагрузка, она не выполняет свои обязанности в прежнем виде, члены семьи недовольны и требуют возвращения домой. И она подчиняется.
Психотерапия: начинается с обучения женщины прислушиваться к своим желаниям, принимать и уважать их. Она формирует банк поглаживаний. Меняет механизмы получения поглаживаний, если раньше она трудилась в надежде на вознаграждение, то теперь награда и вознаграждение адекватны. Она начинает отдавать предпочтение безусловным поглаживаниям (за то, что она есть, а не за то, что она сделала). Следующий этап в терапии – работа с Драматическим треугольником. Женщина полностью отказывается от ролей в Треугольники. Она учится прямым, открытым взаимодействиям, например, спрашивает членов семьи, что они хотят от неё «здесь и сейчас», и не требует больше того, что она получает от них. Она учится определять свои потребности вне зависимости от мнения других. Она становится внимательной к своему здоровью, телу, внешности. Делает это потому, что начинает любить себя, своё тело. Она хочет себя чувствовать хорошо, она отдает предпочтение физическому и психологическому здоровью. Мы рекомендуем нашим клиенткам после индивидуальной терапии работу в терапевтической или тренинговой группе. Наш десятилетний опыт работы с женскими группами показал, что женщины, которые хотят измениться и управлять своей жизнью, должны уметь сотрудничать. Группа прекрасный «тренажер» для стимуляции социальной активности и создания сообщества - «группы поддержки», которая продолжает существовать и оказывать своё позитивное влияние уже после терапии.
Мужчины также выбирают для себя стереотипные сценарии. Часто сценарии мужчины и женщины носят дополняющий характер. Бывает, что мужчина и женщина встретившись, чувствуют, что созданы друг для друга и идеально подходят. Иногда, эти убеждения основаны на усвоении культурных стандартов межполового соответствия, и сценарий их семейной жизни произведен «на фабрике банальных сценариев».
Рассмотрим мужской сценарий «Отец семейства». Мужчина с таким сценарием будет жить «счастливо» с женщиной со сценарием «Наседка».
Жизненный курс: Жизнь у человека с таким сценарием полна ответственности. Он не только обеспечивает семью материально, зарабатывая деньги, но и беспокоится о благополучии своих домочадцев сверх меры, он стремится участвовать в их жизни. Он является абсолютным лидером в семье, он всегда прав, во всех случаях. Он знает все лучше других и не терпит, когда сомневаются в его правоте. Если он и разрешает близким выдвигать свои аргументы, то только для того, чтобы они убедились в их ошибочности. Он абсолютно уверен в беспомощности членов семьи, уверен, что они не смогут обойтись без его поддержки. Так как он обременен ответственностью, он должен все контролировать. Он утрачивает способность к получению удовольствия, к расслаблению и покою. Поглаживания, которые он получает от семьи условны и искусственны, так как он требует уважения, и почтения от тех, кого он подавляет и унижает. Когда он позволяет себе не быть столь усердным в контроле, он начинает испытывать чувство вины, что недостаточно заботлив. С возрастом он становится домашним тираном и деспотом. Он требует все большего почтения, но получает взамен скудные поглаживания. Он может прийти к мысли, что жизнь прожита зря.
Его роль в Драматическом треугольники – роль Спасителя. Он спасает, заботится и патронирует. Часто люди, имеющие сценарий «Отец семейства», выбирают себе помогающие профессии, например, врача, психолога или целителя.
Раннее решение: Еще в детстве он решил, что будет спасать людей. В юношеские годы он мог увлечься идеями преобразования общества с целью спасения людей, например, от нищеты или СПИДа.
Мифический герой: Вожди. Ему нравились образы врачей, прививающих себе смертельный вирус. …………?
Экзистенциальная позиция - Я благополучен, Вы не благополучны.
Телесный, соматический компонент: ? Повышенное артериальное давление, пренебрежение к собственному здоровью во имя материального благополучия и контроля, раздражительность …….
Родительские предписания, атрибуции и драйверы: «Не доверяй», «Не теряй контроля над собой», «Не чувствуй», «Будь сильным», «Мужчина всегда прав», «Доминируй над женщиной», «Будь всегда правым», «Заботься о людях».
Программа: Его дед по матери был главой большой семьи, семейного клана, пользовался уважением. Он контролировал не только ближайшую родню, но и дальних родственников, помогая финансово и участвуя в устройстве их жизни. Отец был беспечным и рано умер, оставив жену с маленьким ребенком.
Игры: «Да, но», «Я только пытался Вам помочь», «Психотерапия».
Развлечения: Он практически не имеет свободного времени, так как занят работой, и контролем над домочадцами. Он позволяет себе просмотр новостей по телевиденью, чтобы контролировать ситуацию.
Сценарная расплата: С возрастом он становится деспотичным, преследует жену и детей. Дети рано покидают дом, жена отчуждается. Его расплатой является одиночество, отчужденность близких, и не способность из за возраста сохранять контроль над семьей. Расплатой является и осознание бессмысленности прожитой жизни.
Терапевтическая роль: Врач ему сочувствует, дает транквилизаторы, снотворные таблетки. Он поощряет пациента оставаться «заботливым» и контролировать дальше, так как сам хорошо понимает и принимает ценности клиента.
Контрсценарий: В опыте таких клиентов есть периоды, когда они не испытывают сверх ответственности. Например, смена работы, переход на новую должность. Мужчина с аналогичным сценарием может даже развестись и попытаться вновь создать семью или остаться холостяком, избегая новой ответственности. Но он Спаситель и так он ощущает свою миссию, и он снова будет втянут в круговорот своих обязанностей.
Терапия: направлена в первую очередь на работу с ролью Спасителя. Клиент осознает , что является для всех Спасителем, Избавителем, а награда всегда одна и та же – его начинают преследовать, ругать и наказывать неповиновением, отчуждением и одиночеством. И из Спасителя он неизбежно становится Жертвой. В терапии клиент учится иметь равную ответственность с партнером. Он прекращает играть роль Спасителя и начинает отдавать предпочтение собственной жизни. Он учится делегировать ответственность другому не испытывая при этом вины или страха. Он учится доверять людям. Он осознает, что позиция «Я – благополучен» не подразумевает абсолютной правоты. Мужчины в меньшей степени, чем женщины склоны получать групповую терапию. Они предпочитают после индивидуальной терапии тренинговые, учебные программы. Мы поощряем любые формы.
…………………………..
Когда мы уже независимы от наших родителей и самостоятельно устанавливаем взаимоотношения, то почти неизбежен выбор между позициями равенства, доминирования и подчинения. Зачастую люди включены в бесконечную цепь подобных взаимодействий. Люди, которые предпочитают отношения равенства, партнерства, сотрудничества, обычно характеризуются зрелостью личности. Их выбор осознанный и позиция «Я благополучен - Вы благополучны» предпочтительней других позиций. Их отношение к миру строится на постулате, что мир обладает бесконечными ресурсами и возможностями и места под солнцем хватит всем. На наш взгляд здесь имеет место автономия и независимость от сценария.
Неравные отношения, которые строятся на борьбе за власть, подразумевают существование подчиненной и доминирующей позиций. Это основа банальных сценариев, основанных на неравенстве. Они стары, как мир. Например, подчиненная роль отводится женщине, а доминирующая мужчине. В результате этого, наделенный властью человек готов ею злоупотреблять и не в состоянии добровольно от неё отказаться в пользу других. Атрибутами сценариев неравенства являются: конкуренция, индивидуализм, дефицит и силовые игры.
Конкуренцию можно заменить, на привычное с советских времен слово соревнование. Мы с ранних лет соревнуемся с соседским ребенком за то, кто раньше встал на ноги, кто первым пошёл, со своей сестрой или братом, кто первым сказал слово «мама». Мы соревнуемся в школе, дома, на работе, на улице. Мы догоняем и перегоняем друг друга в личных достижениях. Страны соревнуются, кто больше нефти добывает и у кого больше внешний долг. Мы взбираемся по лестнице успеха и благополучия, порой идя по головам. В советские времена это было очевидно по построению комсомольской, а затем партийной карьеры. Нам говорят, что если мы будем усердно следовать этим правилам, то достигнем счастья и успеха в жизни, и эти качества становятся интегральной частью наших сценариев. Одни, согласно своим сценариям, достигают вершины, другие опускаются «на дно», но большинство застревают на середине. Но все теряют чувствительность к равенству, сотрудничеству, к единению друг с другом. Хотя декларировать по ходу продвижения по «лестнице успеха» можно, что угодно.
Индивидуализм создает у людей впечатление, что их успехи, равно как и не удачи, зависят только от них самих. Индивидуализм приводит к изоляции, к неспособности сотрудничать, принимать и тем более просить поддержки, поглаживаний от других людей. Отношения равенство и сотрудничества индивидуальностей с равными позициями, без унижения и подавления строятся осознанно. На наш взгляд терпимости к другому, к его мыслям, ценностям, культуре, религии, расе, полу необходимо учить с раннего детства. Если такого подарка человек не получил в детстве то его ответственность этому научиться во взрослой жизни. Конечно, это сложно, ведь конкуренция, соревнование основываются на допущении, что вокруг нас существует дефицит жизненных благ, дефицит поглаживаний и их надо заслужить или, даже отвоевать.
Основой межличностных отношений, в которых соперничество постоянно практикуется, являются силовые игры. Первые силовые игры – это игры в песочнице под девизами: «Моя игрушка лучше, чем твоя!», тогда «Я хочу твою игрушку!». Это примитивная, грубая форма – один ребенок отбирает игрушку у другого, и затем они борются, чтобы вернуть или оставить игрушку себе. Эффектом силовой игры является отнятие того, что по праву принадлежит другому. Силовые игры ежедневно происходят в жизни людей, они часть банальных сценариев, основанных на неравенстве. Силовые игры могут быть жесткими с физическим насилием (грабёж, военные действия), а могут быть и завуалированными, скрытыми. Силовая игра подразумевает, что один из участников игры обладает силой. Сила – это способность, заставляющая людей совершать определенные действия. Можно применить физическую силу, а можно и психологическую. Например, человека можно ударить, а можно и психологически заставить его сделать что-либо без использования угрозы, а, например, уговорами, внушениями. Силовая игра это трансакция, в которой одна личность скрывает от другой своё желание повредить ей или поступить против её воли.
Рассмотрим силовые игры между мужчиной и женщиной. Так как за образцы мы берем простые банальные сценарии и роли, то для них очевидно, превосходство мужского над женским. Итак, существует два типа силовых игр: между неравными партнерами и между равными. Силовые игры между равными это, например, спортивные соревнования с передачей награды победителю. Нас же интересуют игры между неравными партнерами. Здесь отношения, базируются на убеждении, что один «господин», а другой «раб». Для «господина» характерны игры с призывами: «Вперед! На абордаж!», «Я в доме хозяин, будет, как я сказал!». Игры из позиции превосходства могут усиливать свою интенсивность и перейти даже к стадии применения физической силы. Они всегда разыгрываются с позиции «Я + Ты-» и построены на быстром получении результата с использованием привилегий силы. Например, муж требует денег на покупку бутылки. Жена не дает. Муж силой забирает деньги, избивая жену. По ходу он может кричать, что это его деньги, так как он добытчик в доме. Что ему решать, на что деньги тратить, а ты кто здесь такая?
Для «раба» характерны игры, которые мы назвали «партизанской войной». Это силовые игры, где игрок с позицией «Я-, Ты +» добивается своего не открытым путем, не говоря и не демонстрируя партнеру истинные мотивы своего поведения. Их стратегия не нападение , а оборона. Однако целью игры является отнятие части привилегий у «господствующего» игрока. Это игра не требующая немедленного результата. Она может быть растянутой во времени. Рассмотрим тактики, которые, используются в играх с подчиненной позицией. Тактика вызывания чувства вины. Например, жена открыто не говорит о несогласии с мужем. Она покорно молчит и соглашается. Но, слезы, надутое выражение лица, головные боли, бессонница – это атрибуты силовой игры, которые вызывают у партнера чувство вины.
Вернемся к паре Оле и Жени. Обычно, каждое воскресенье они ездят в гости к родителям Жени и возят внучек. Для Оли это испорченный день, отношения со свекровью не сложились с самого начала. Женя с дочерьми мог бы поехать и один, однако, он требует, чтобы семья была в полном составе. Он понимает, что если Оля не приедет, то он будет долго выслушивать разговоры своей матери о том, что Оля плохая жена и мать. При Оле она себе такого не позволяет. Женя настаивает на поездки, Оля ехать не хочет. Откровенный разговор с мужем за день до поездки не имел результата, и Оля переходит к «партизанской войне». Она не может ехать потому, что заболела. Утром Женя слышит стоны жены и видит Олю, которая с трагическим лицом, еле передвигаясь по квартире, собирает детей, боясь тряхнуть головой. Мигрень! Женя испытывает чувство вины. «В чем я виноват? Могут мои родители пообщаться с внучками?» - спрашивает он жену. «Могут. Ты ни в чем не виноват» - говорит Оля тихим голосом. Этот ответ приводит его в раздражение. Он кричит, она плачет. Он хватает детей и уезжает один. Она добивается своего. Весь день в её распоряжении. Муж будет ещё долго испытывать чувство вины, что накричал на больную жену.
Тактика с использованием лести. «Ты такой большой, сильный и смелый. А какой ты умный. Мне так повезло с мужем» - говорит Оля, зная, что после таких слов Женя готов сделать для неё всё, что она пожелает.
Тактика с нагнетанием чувства тревоги, беспокойства. Здесь человек с униженной позицией использует «чары или знания», которые носят магический, таинственный характер. Для многих мужчин образ женщины мистифицирован. Они доверяют женскому чутью, интуиции. Например, Володя талантливый ученый, однако, непризнан. В ученых кругах его считают странным и не обязательным. Его жена Лада очень ревнива. Она ревнует Володю к другим людям и даже к его успеху. Как только Володя делает очередное открытие и получает со стороны окружения одобрение и интерес. Лада, закатывая глаза начинает говорить, что она «чувствует» от этого «плохое био поле», от этого «черную зависть и смерть». Таким образом, она порождает в нем паранояльные мысли и возбуждает его беспокойство. Володя остается дома, верит Ладе и нарушает все обязательства и контракты.
Тактика с использованием лжи и сплетен. Когда человек в униженной позиции не получает от партнера то, чего хочет, то мстит распуская сплетни, косвенно намекая, плохо отзываясь о партнере в присутствии других людей.
Любые формы косвенной агрессии могут быть тактиками «партизанской войны». Например, забывание, опоздание, невыполнение обязательств, неспособность к обучению. Это средства и приемы, с помощью которых обычно ведут «партизанскую войну» игроки, которые имеют униженную позицию, но ещё и не имеют возможности или не хотят, открыто заявить о своём несогласии. Например, Олина свекровь предпочитает давать советы невестке по воспитанию детей. Последнее увлечение свекрови это профилактика детских инфекций. Например, она требует, чтобы Оля давала чеснок детям, открывала форточку на ночь и ещё целый перечень требований. Оля не выполняет, забывает, игнорирует. Возможно, Оля бы делала всё это сама без принуждения. Но доминирующая, безапелляционная манера свекрови и умоляющие взгляды супруга («Не спорь, молчи») заставляют Олю переходить к тактикам силовой борьбы, даже, если выигрышем является болезнь детей. «Я всё делала, как Вы, мама, сказали. Но не помогло!» - торжествует Оля.
Альтернативой силовым играм являются отношения построенные на открытости, уважении и любви.
Мы часто слышим, как клиенты на терапевтический сессиях требуют стратегий и тактик взаимодействия, технологий и объяснений. Они обесценивают чувства и цинично относятся к любви. "Любовь! Что такое любовь? Люди все время влюбляются и охладевают. То они преданы друг другу, то не могут друг друга выносить. Любовь незаслуженно ценят так высоко, она вызывает только боль и страдания".
Любовь это величайший дар в жизни. Она придаёт жизни смысл. Именно благодаря ей стоит жить! Когда человек достигает конца жизни, единственное что имеет какое-то значение, - это та любовь, которую он отдал и получил в своей жизни. Однако, человек сам делает выбор быть одиноким или нет, счастливым или несчастным. Парадокс в том, что мы всю жизнь ищем любви и одновременно, мы боимся таких отношений. Мы не проявляем своих чувств из боязни, быть отвергнутыми, из-за страха быть осмеянными, мы не вверяем себя другому человеку из-за страха потери. Мы боимся кратковременности любви и предаем её, не приобретя. Потребность в любви – это биологическая потребность ( ссылка на анг об любви). Любовь - это самое естественное в мире состояние - любить себя, любить других и любить жизнь. "Без любви в жизни мир был бы очень холодным и унылым местом, но, когда есть любовь, мир, становится раем" (Адам Джексон). Каждый из нас может представить себе этот рай, это пространство любви. Когда вы заходите в пространство любви, то краски оживают, чувства обостряются. Вы видите всё в розовом свете, только приятное, нет никаких препятствий, реакции на всё только положительные наполняющие энергией, светом.
В своих тренингах мы проводим упражнение "Пространство любви" с наведением транса с осознанием и визуализацией собственного пространства любви. Мы задаем вопросы участникам: «Какое оно пространство Вашей любви? Кто в нём? Какие отношения? Что говорите Вы, что говорят Вам? Кто эти люди, заполняющие Ваше пространство любви? Какие мысли возникают у Вас? Что Вы видите, слышите, чувствуете?».
Итак, мужчина и женщина могут самостоятельно выбирать план своей жизни. Человеческие потребности могут быть реализованы многочисленными способами, и они не обязательно ограничиваются банальными сценариями. Существует множество альтернатив угнетающим стилям жизни. Это равенство, когда основной жизненной позицией является позиция «Я благополучен – Ты благополучен». Это – автономия, когда существует возможность выбора следовать или нет сценарию. Доверие, искренность , отсутствие скрытых психологических игр. Сотрудничество – без конкуренции и силовых игр. И, конечно, интимность и любовь – пространство любви вокруг нас.

 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология
См. также
Каминская Н. История костюма электронная библиотека истории моды
Кон И. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология - Электронная Библиотека истории культуры
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) библиотека Гумер
Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии Одежда цвета эмблемы гербы мода
Психология моды Факторы модности Мода как массовое подражание Конформизм как фактор моды сущность моды










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.