Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования
Часть первая. АЗБУКА ПРАВА
Глава вторая. ОТ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ К ПОНЯТИЯМ О ПРАВЕ
4. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
1. Правовая действительность и правовая система.
Теперь об одной из центральных правовых категорий - "правовая система".
Здесь прежде всего нужно иметь ввиду, что самое широкое правовое понятие, охватывающее все, без исключения, правовые явления, - это "правовая действительность". Это - в с е в мире правовых явлений. А вот в нем, в этом предельно широком понятии, выделяются активные элементы, так или иначе относящиеся к позитивному праву и тесно связанные между собой. Это и есть правовая система (понятие, которое, при всем совпадении слов, - надо сразу заметить - нужно отличать от ранее рассмотренного понятия "система права"). Правовая система, следовательно, - это все позитивное право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности - правовой идеологией и судебной (юридической) практикой.
Таким образом частями (элементами) правовой системы являются:
собственно объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права;
правовая идеология - активная сторона правосознания;
судебная (юридическая) практика.
И - здесь вот еще какой момент, на который хотелось бы обратить внимание. Именно через правовую систему, ее элементы происходит как бы "увязка" позитивного права с государством, его органами, со всей политической структурой данного общества. Именно через правовую систему при рассмотрении позитивного права включаются правотворческие, законодательные учреждения, а также - правоисполнительные органы, органы правосудия, другие правоохранительные учреждения, вся политическая система страны.
Широкое понятие "правовая система" ( скажу еще раз - его нужно четко отличать от понятия "система права", которое - как мы видели - выражает только внутреннюю дифференциации позитивного права, его деление на отрасли и институты) имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны.
Обычно в этом случае говорится о национальной правовой системе, например, о национальных правовых системах Великобритании, Финляндии, Китая.
В отношении той или иной страны использование понятия "национальная правовая система" очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, "весь мир" правовых явлений.
Именно по этому признаку выделяются семьи правовых систем, о которых ранее уже упоминалось:
семья права континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон);
семья англосаксонского общего права - прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент);
семья религиозно-традиционных систем - таких, как мусульманское право (в этих системах определяющую роль играют религия);
семья заидеологизированных систем - таких, как советское право, право других социалистических стран до 1990-х гг. (в этих системах определяющую роль играет партийная идеология).
Вкратце - о некоторых юридических тонкостях, характеризующих эти четыре "семьи". Их своеобразие во многом выражено в центральном звене юридического регулирования - в особенностях решения, которое разрешает данную жизненную ситуацию и властно утверждает правопорядок в обществе.
В романо-германском праве такое решение запрограммировано в общеобязательных нормах, а практически воплощаются путем реализации норм права, их применения.
В англосаксонском общем праве подобные нормы в виде прецедентов вырастают непосредственно из судебных решений, причем судьи ориентируются не только на существующий прецедент (тем более, что он в данном случае может и отсутствовать), но и непосредственно на неправовые критерии - разумность, справедливость и др.
Что же касается двух последних из упомянутых "семей (религиозно-традиционных, заидеологизированных)", то основы программируемых ими решений жизненных ситуаций коренятся вообще "вне права" - в исторических традициях, канонах религии, постулатах ортодоксальной идеологии.
В последующем мы еще вернемся к указанным особенностям. Но и сейчас, при рассмотрении юридических вопросов, относящихся к "азбуке права", целесообразно иметь их в виду. В частности, нужно иметь в виду, что современной право России (Российской Федерации) принадлежит к романо-германскому праву, хотя в нем еще ныне сохранились какие-то элементы или следы заидеологизированного советского права
При рассмотрении правовой системы представляется особо важным особо остановиться на вопросах демократии, правосудия и правосознания (правовой культуры).
2. Правовая система и демократия.
Именно в условиях демократии получает необходимое развитие ведущую часть правовой системы - собственно право.
Чем же характеризуется правовая система в условиях демократии?
Вот некоторые, высказываемые в предварительном порядке, существенные штрихи, характеризующие право в условиях демократии.
Главное заключается в том, что объективное (позитивное) право перестает быть своего рода придатком государственной власти. В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством: утверждается верховенство права, и оно возвышается над государственной властью, и это есть как раз то, что понимается под правовым государством.
Наиболее важные изменения, происходящие в правовой системе демократического общества, состоят в том, что право:
связывает и подчиняет себе государственную власть ("правовое государство");
все более обретает свое "собственное" основание в естественном праве, в неотъемлемых правах и свободах человека;
получает все более совершенное, отработанное в законах, в иных источниках содержание; его основы закрепляются в конституции;
становится нераздельно единым с независимым и сильным правосудием.
3. Правовая система и правосудие.
Существенный элемент правовой системы каждой страны - судебная (юридическая практика), а значит - правосудие.
Правосудие неотделимо от позитивного права. И это касается не только англосаксонского общего, прецедентного права, где судебные решения реально являются фокусом правовой жизни. Ведь и романо-германское право с фактических своих предпосылок исторически корениться преимущественно в богатейшей юридической культуре древнеримского права, основанной на обобщении практики решения конкретных жизненных ситуаций, судебной практике.
И в настоящее время при развитости правовой культуры и особенностях различных юридических систем правосудие - особая государственная деятельность, призванная постоянно, в нашем реальном жизненном бытии решать жизненные вопросы с позиций права. Правосудие потому и выделилось в ходе исторического развития из других видов государственной деятельности, что оно (по своему строению, составу, организации, процессу и т.д.) специально "приспособлено" для того, чтобы во всех случаях торжествовало право, его. ценность, чтобы достигались справедливость и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих в юридических делах, - обвиняемых, потерпевших, защитников, заинтересованных ("третьих") лиц и др.
Правосудие есть как бы само право в действии, в процессе реализации (известно такое юридическое изречение: "суд - это говорящий закон, а закон - это немой судья").
Вот почему и при наличии законов и правовых обычаев в процессе и в результате судебной деятельности обогащается действующее право, вырабатываются конкретизирующие закон правоположения, т.е. образцы применения юридических норм к тем или иным своеобразным случаям жизни, ситуациям (например, такие, как конкретизирующие положения, содержащиеся в постановлении Верховного Суда о применении жилищных законов).
Все эти особенности правосудия в его взаимосвязи с правом в полной мере как раз раскрываются в демократическом государстве, они позволяют "связать" государственную власть, играют существенную роль в формирований и развитии правового государства
4. Правосознание и правовая культура.
Правовая идеология, охватываемая понятием "правовая система", представляет собой активную часть правосознания.
Правосознание - это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определенной среде - экономической, политической, нравственной. Существенное значение имеет здесь субъективно-психическая среда, выражающая отношение людей к праву (действующему, предполагаемому и желаемому). Такие отношения людей к праву и представляют собой правосознание.
Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.
Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.
Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны. Несколько подробнее о правосознании, в том числе и о правовой идеологии, в связи с характеристикой права как объективной реальности будет рассказано во второй части книги [2.3.5.].
В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре.
Правовая культура - это общее состояние "юридических дел" в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.
Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.
"Правовая культура" - явление более широкое и емкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).
5. Закономерности развития.
Закономерности развития права в полной мере могут быть обрисованы только после рассмотрения всего комплекса юридических проблем, в том числе логики и смысла права (которым в основном посвящены вторая и третья части книги). Но и сейчас представляется необходимым на основе общенаучных данных и связи права с демократией вкратце, отчасти а предварительном порядке, отметить некоторые линии и тенденции в правовом развитии.
Общенаучные исторические данные свидетельствуют о том, что определяющая закономерность развития правовых систем на нашей планете заключается в том, что в ходе исторического прогресса право из инструмента государственной власти все более превращается в самостоятельную, высокозначимую силу, в самостоятельный мощный регулятивно-охранительный фактор.
На первых, исходных ступенях своего развития позитивное право, формируясь и развиваясь вместе со всей человеческой цивилизацией, являлось составной частью теократически-азиатских, рабовладельческих, феодальных обществ, выступая в качестве своеобразного продолжения государства. Его публично-правовые институты были неразвиты, примитивны; в нем сильны были элементы, устанавливающие право личной зависимости (рабовладельческой, феодально-крепостнической, феодально-сословной, иерархической), произвол и бесконтрольность институтов и учреждений публичной власти, "кулачное право" - право сильного; доминировало обычное право, нередко партикулярное, раздробленное, привязанное к той или иной местности.
Вместе с тем для права характерен правовой прогресс, шедший со времен Древнего Мира и в полной мере развернувшийся в условиях демократии, после победы буржуазно-демократических революций.
Этот правовой прогресс во многом, как мы видели, связан со всемирно-историческим феноменом - римским частным правом.
Вместе с тем, наряду с могучим влиянием на ход правового развития культуры римского частного права существенную роль в этой области спустя столетия, в канун Нового времени сыграли весь дух эпохи Возрождения, Просвещения, представления и разработки великих философов-классиков - Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга, мыслителей-просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, многих других, возвысивших идеи общественного договора, естественного права, прав и свобод человека.
Отсюда и вытекают те основные направления правового прогресса, которые связаны с буржуазно-демократическими революциями. Это:
обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями. В условиях демократии позитивное право становится во многом носителем и выразителем естественных, прирожденных прав человека (право на жизнь, на свободу, на свободный выбор общественного и государственного строя и т.д.); получает признание и реализацию идея общественного договора, в соответствии с которой государственные и правовые институты не "навязываются сверху", а устанавливаются на основе общественного согласия;
утверждение начал правового государства. Это означает, что политическая власть ставится под эгиду права, под его контроль и, следовательно, должна функционировать в качестве государственной власти в рамках всех институтов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В содержание права, его норм и принципов, наряду с категорией прав и свобод человека все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно - общедозволительное ("дозволено все, кроме прямо запрещенного законом"), действующее в отношении граждан, их объединений. Другое - разрешительное ("дозволено только то, что прямо предусмотрено законом", или в иной формулировке - "запрещено все, кроме того, что прямо разрешено зконом"), действующее в отношении властных государственных органов и должностных лиц;
возвышение частного права. В новых экономических условиях демократического общества гражданское законодательство, охватывающее собственность, договорные обязательства, иные имущественные отношения, стало выражением всеобщности рынка, экономической свободы, гарантом автономии личности, юридического приоритета ее воли. Поэтому частное право резко выдвинулось вперед по ряду направлений в правовой системе, оттеснив публичное право и даже проникая в него. Уже в XIX веке были приняты важнейшие законодательные акты в сфере частного права, такие, например, как Французский гражданский кодекс - Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение, и др.;
возвышение и развитие правосудия. Правосудие не только исторически сыграло выдающуюся роль в формировании права, но и практически из "просто" разновидности государственной деятельности приобретает в демократическом обществе, самостоятельное и высокое значение. Одним из свидетельств тому стало формирование конституционного правосудия - конституционного суда, в предмет ведения которого вошли "сами" законы, акты высших государственных органов, высших должностных лиц.
Понятно, все эти направления правового прогресса (как и развитие государства в условиях демократии) - не более чем тенденции. Далеко не во всех странах они имели и имеют сейчас последовательный характер; нередко, особенно при установлении в той или иной стране авторитарного режима, возникали и иные тенденции, связанные с "опубличиванием", огосударствлением права, усилением в нем репрессивных начал, упрощением процессуальных гарантий и т.д.
Тем не менее отмеченные закономерности, связанные с возвышением права, с превращением его в могучий регулятивно-охранительный фактор, утверждающий ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества.
И особо значимы они сейчас, на современном этапе развития цивилизации. Право в современном гражданском обществе выдвигается в самый центр общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. Это предопределяет такой качественный поворот в развитии общества, когда оно становится не только гражданским, но и правовым. Причем правовой характер общества - всего общества, а не только одной государственной власти - выступает, по ряду данных, в качестве его преобладающей, наиболее существенной черты.
6. Развитие правовой системы России.
Судьба права в России сложна и противоречива. До октябрьского переворота 1917 года в российском обществе еще не сложилась развитая правовая система, она была противоречивой, в ней уживались архаичные, реакционные черты и черты передовые, прогрессивные.
Еще более сложным и, пожалуй, даже трагичным является развитие российского права в послеоктябрьский период.
Важно отметить, что в отличие от государства, которое в России имело в основном восточно-феодальную деспотическую ориентацию, российское право не только не восприняло подобную ориентацию, но, напротив, имело ряд прогрессивных направлений в своем развитии. Это; использование 'передовых греко-византийских традиций (заложенных в договорах русских князей Олега, Игоря, Святослава с греками 907, 911, 945, 971 годов), влияние на правовые порядки моральных постулатов доимперского православия (что нашло выражение в одном из крупных российских правовых памятников - Русской Правде), формирование ряда передовых, прогрессивных правовых положений, таких, как состязательный процесс, дифференциация ответственности (например, в Судебнике 1550 года. Псковской и Новгородской судных грамотах), отчетливая линия на "закон", на кодификацию законодательства, в том числе в виде уложений, скажем, в Соборном уложении 1649 года Алексея Михайловича - весьма отработанном для своего времени сводном юридическом документе.
В годы царствования Петра 1, Екатерины II, в последующие периоды (в XVIII - XIX вв.) на духовную жизнь России, на правосознание дворянства и третьего сословия существенное воздействие стали оказывать прогрессивные политические и правовые идеи эпохи Возрождения, юридическое мировоззрение. Они развивались и передовыми русскими мыслителями, приверженцами естественного права, такими, например, как А.Н. Радищев. В середине XIX века усилиями М.М. Сперанского, ряда других передовых деятелей предпринимались попытки создания в России стройной юридической системы с использованием лучших западноевропейских моделей.
К концу XIX - началу XX века в России, во всех частях обширной Российской империи, было немало отсталых юридических форм и институтов (относящихся к монархической форме государства, имперско-колониальным отношениям, общинным порядкам, фабричному законодательству). И все же как раз к кануну октябрьского переворота 1917 года Россия подошла с юридической системой, в которой наметилось довольно интенсивное развитие прогрессивных правовых форм и институтов. Это не только начальные формы парламентаризма (в виде Государственной Думы) и муниципального самоуправления (в виде земств), но и прежде всего частное право, "столыпинское" земельное законодательство и еще более - суд присяжных, связанное с ним процессуальное законодательство, адвокатура, свидетельствующие о процессе глубокого проникновения правовых начал в российскую жизнь. Право в России все более и более стало обретать самостоятельный статус, значение особой силы в обществе.
Этот процесс был прерван в октябре 1917 года и, в особенности, после разгона Учредительного Собрания в январе 1918 года, когда на долгие десятилетия на территории Российской империи установилась тоталитарная власть партократии, действовавшей под прикрытием "власти Советов" и подчинившей жизнь страны осуществлению утопической задачи "строительства социализма и коммунизма".
За годы советской власти было принято много законов, декретов, иных юридических документов, четыре конституции (1918, 1924, 1936, 1977 гг.), функционировали суды, другие юридические учреждения, получили известное развитие юридическая наука и юридическое образование. И все же в целом юридическая система советской России, всего Советского Союза была отброшена назад, деформирована, ушла в сторону от основных направлений развития права, характерных для мировой цивилизации.
Советское право не только не обрело особого, самостоятельного, высокозначимого статуса, но и всецело "вернулось" на положение одного лишь придатка государственной власти (точнее даже, партократической власти). "Закон", "законность", "правопорядок" понимались в основном в смысле строгой дисциплины и революционного порядка. Советское право оказалось огосударствленным. Даже принятый в 1922 году Гражданский кодекс не стал кодексом частного права; он (по прямому указанию Ленина) открывал возможность вмешательства государства в частноправовые отношения.
Право в годы советской власти несло на себе печать тоталитарного строя, коммунистической идеологии, стало выражением коммунистической философии права (об этом пойдет речь в третей части книги). Оно официально трактовалось как право "отмирающее", обреченное на то, чтобы в конце концов, при коммунизме, вообще сойти со сцены общественной жизни. Отсюда правовой нигилизм, непоколебимый коммунистический постулат -- пренебрежение "правовыми формами" во имя высших коммунистических интересов.
В целом советское право строилось так, чтобы не только не препятствовать осуществлению бесконтрольной власти партократии, но и легализовать это господство, создать для него "правовые основания". Более того, в административное, уголовное, процессуальное и некоторые иные отрасли законодательства были включены нормы и положения, легализующие жестокие карательно-репрессивные меры, внесудебную ответственность, административный произвол, процессуальные упрощения. Отсюда действие таких институтов, как особое совещание, уголовная ответственность детей, карательные меры без вины по "контрреволюционным преступлениям" и т.д.
В то же время советское право было охвачено системой гигантских фальсификаций коммунистического тоталитарного режима. Законы, иные юридические документы не только были разукрашены идеологическими формулами и лозунгами типа "воля народа", "в интересах трудящихся", но и во многих случаях включали в качестве общих деклараций действительно прогрессивные юридические конструкции и термины, например, "правовые гарантии", "права личности". В весьма большой степени это коснулось текстов конституций 1936 и, в особенности, 1977 годов.
И вот тут, в противовес реакционным чертам советского права, с помощью юридической науки начинала работать сама юридическая логика. В 1950-е и последующие годы, особенно после смерти Сталина, и в законодательстве, и в юридической практике, и в правовой науке стали постепенно утверждаться некоторые прогрессивные правовые принципы и положения (например, презумпция невиновности).
Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов, во время перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (конституционный суд, арбитражный суд).
Вместе с тем право в России до настоящего времени во многом еще сохраняет публичный, огосударствленный характер; оно еще мало соответствует требованиям демократии и цивилизованного рынка, правового гражданского общества. Можно лишь надеяться, что реализация прогрессивных положений новой Конституции, нового российского Гражданского кодекса, ряда других передовых институтов российской правовой системы существенным образом изменит сами основы, инфраструктуру российского права, позволит вывести его на уровень, соответствующий современным требованиям цивилизации.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей, их материальном, нравственном и психологическом состоянии и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства, а затем - ошибки и недостатки проводимых реформ.. Уничтожение частной собственности, агрессивное иждивенчество, стремление во имя "социальной справедливости" к дележу "на равных" и многое другое препятствуют возвращению общества к нормальному, цивилизованному развитию.
Определение путей развития правовой системы, ее перспективы в ближайшем и более отдаленном будущем - как и конкретизация ряда обозначенных выше общих положений - требует рассмотрения ряда сложных проблем общетеоретического и философского порядка. Речь о этом - в следующих частях книги.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Право и Юриспруденция
|
|