Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Егишянц С. Тупики глобализации: торжество прогресса или игры сатанистов?ОГЛАВЛЕНИЕПРЕДИСЛОВИЕЗамысел этой книги рождался довольно-таки извилистым путем. Началось все с того, что однажды в телефонном разговоре приятель рассказал мне о книге двух редакторов «Шпигеля» 1 , из которой вытекает очевидность возврата «асоциального» капитализма и превращение мира в вотчину транснациональных корпораций. Признаться, я не придал этому разговору слишком большого значения — просто потому, что давно питаю стойкое отвращение ко всяческим теориям заговоров. Поэтому встречая в разных трудах пространные описания то леденящих душу масонских изуверств, то изощренно коварных заговоров западных политиков, я обычно с раздражением закрывал книгу. В самом деле, ну откуда могут досужие комментаторы знать такие невероятные подробности из жизни тайных обществ, если сами же эти комментаторы подчеркивают их беспрецедентную законспирированность? И тем более откуда может взяться заговорщицкая мудрость у людей, с лица которых не сходит выражение жизнерадостного идиотизма? Мое личное знакомство с проблематикой глобализации до поры ограничивалось простейшим уровнем. Математик по образованию, я в ней более-менее ясно понимал лишь две вещи. Во-первых, что сколько-нибудь серьезная конкуренция между субъектами с капиталами, различающимися на порядок, невозможна: так называемая «теория безопасных игр» ясно утверждает, что за конечное время более слабый с вероятностью 100% разорится. А во-вторых, меня не трогали рассуждения о «честной игре» и «равных возможностях», 5 якобы предоставляемых свободным рынком: это тот самый случай, когда начальные условия доминирующим образом определяют решение задачи — так что «равноправие» на деле означает все растущее преимущество исходно более сильных. Но однажды мне все-таки попалась на глаза означенная книжка германских авторов — прочитал ее с большим интересом. Особенно важно было то, что книга написана в 1996 году, после которого в мире произошло много разных вещей, и любопытно было в некоторых местах видеть, как развивались подмеченные авторами тенденции. Это сподвигло меня на более подробное знакомство с соответствующей литературой российских авторов — но первым результатом стало разочарование. Дело в том, что почти во всех антиглобалистских работах содержались россыпи ценнейших фактов, наблюдений или даже умозаключений — но почему-то авторы этих трудов нечасто пытались складывать их в сколько-нибудь стройные и обоснованные гипотезы. Вместо этого они обычно рано или поздно сворачивали в сторону от здравого пути и впадали в весьма экзотичные теории. Впрочем, в трудах противоположного направления не было даже этого — из них невозможно было извлечь решительно ничего, кроме банальных пошлостей, рожденных экстазом от «приобщения к мировой цивилизации». Весьма способствовал укреплению интереса к теме эффект «дежа-вю», возникавший у меня при изучении экономики США накануне великой депрессии. Количество полезных материалов множилось быстро, а вскоре вся масса основных фактов начала постепенно складываться в достаточно стройную мозаику. Кое-каких важных моментов, правда, недоставало — но они отыскались на бездонных пространствах интернета, которые задали направление заключительных поисков. Так окончательно сложилась общая картина, которую я и представляю теперь читателям. Кстати, ощущение «дежа-вю» появилось у меня не только в контексте чистой экономики. В процессе работы над кни- 6 гой складывалась стойкая ассоциация с тютчевской картиной грандиозной и неотвратимой гибели великой империи: «...прощаясь с Римской славой, с Капитолийской высоты во всем величье видел ты закат звезды ее кровавый». При изучении документов частенько возникал и другой знаменитый образ — «Сумерки богов». Стоит вспомнить, что именно так германские историки назвали агонию Третьего Рейха, то есть тот период, когда все его руководство забралось в берлинский фюрербункер. Назвали не случайно: любимая Гитлером тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов» заканчивается «Гибелью богов», финал которой представляет собой картину тотального краха. Вы спросите — «при чем тут Гитлер?», но во время работы над этой книгой меня не покидало ощущение стремительной материализации самых смелых чаяний вождей «тысячелетнего рейха» уже в наше время. Время «быков», рвущихся в боги — яростно, но тщетно:
Ибо вечность — богам. Бренность — удел быков... Богово станет нам Сумерками богов 2 .
Адриенн Биан «Сумерки богов» 7 Книга состоит из пяти частей. В первой части проанализировано состояние экономики крупнейшей державы мира — США. Сделан популярный экскурс как в недавнюю историю Америки, так и в некоторые разделы экономической теории. Читателям предлагается вероятный в самое ближайшее время сценарий развития событий. Во второй части исследованы наиболее популярные ныне разновидности псевдоэкономических теорий, взятых на вооружение властями предержащими в большинстве экономически развитых стран мира. Рассмотрены экономические проблемы глобализации, приведены факты, демонстрирующие ее реальные последствия для мировой экономики. Описан также исторический процесс постепенного распространения глобализма по всему миру, начиная с XVII века и до наших дней. В третьей части подробно рассказано о развитии основных институтов глобализма в самый последний период времени — начиная с 1990-х годов. Описаны главные инструменты распространения глобализама, поведение его реальных руководителей и результаты их деятельности. Исследованы учения наиболее видных в XX веке философов — апологетов глобализма. Особое внимание уделено различным аспектам так называемого «технотронного общества», вокруг которого существует множество мифов. В четвертой части изучены весьма популярные в среде антиглобалистов «теории масонских заговоров» и показано, что эти эффектные мифы в действительности лишь затушевывают некоторые шокирующие черты реальной идейной основы адептов глобализма. Приведены многочисленные примеры, демонстрирующие подлинные духовные корни глобалистов прошлого и настоящего — как «правых», так и «левых». Значительное место в этой части занимают цитаты из серьезных исследований деятельности известных и влиятельных организаций нашего времени. 8 Наконец, в пятой части рассмотрены последствия включения России в глобализационный процесс. Исследованы исходные замыслы, средства их воплощения и реальные плоды основных экономических и идеологических реформ, начавшихся с середины 1980-х годов и продолжающихся по сей день. Приведены примеры деятельности в России рассмотренных в четвертой части международных организаций. Процитированы разнообразные документы, касающиеся хорошо известных (в том числе высокопоставленных) персон нашей страны, описаны их любопытные заявления и некоторые действия. Показаны практические плоды глобализации для России — от общегражданского паспорта до школьного учебника. Предложен пример возможного направления государственных мер, потребных для изменения ситуации, которая представляется местами весьма печальной. Автор готов с благодарностью принять мнения, оценки, возражения и дополнения читателей. 9
Ваш комментарий о книге
См. также
Сорос Д. Тезисы о глобализации - электронная библиотека современной политологии Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии Модернизация и глобализация Толерантность ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ - электронная библиотека социологии Деррида Ж. Глобализация, мир, космополитизм - Электронная Библиотека философии |
|