Ваш комментарий о книге
Мечковская Н. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация
Предисловие
I. ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ КАК ПЕРВЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ: НАРОДЫ, ЯЗЫКИ И РЕЛИГИИ НА КАРТЕ МИРА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
- Язык, религия и смежные "измерения" человечества
- Первобытная эпоха
- В каждом селении свой язык
- Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, (моно)теизм
- Первобытный фидеизм и язык: некоторые аналогии в структуре содержания
- Время ранних государств и средние века
- Надэтнические религии
- Пророческие и апостольские языки
- Новое время
- Секуляризация и расцвет этнических литературных языков
- Является ли язык обязательным признаком этноса?
- Этносы и религиозная принадлежность
- Конфессиональный признак в самоидентификации государств
ДВЕ КАРТИНЫ МИРА: ЯЗЫКОВАЯ СЕМАНТИКА И МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ
- Психологическая структура языкового и религиозного сознания
- Методологический экскурс о пользе семиотики
- Языковое значение: между представлением и понятием
- Многообразие форм религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика)
- Что "знают" о мире языки?
- Содержание мифолого-религиозной картины мира
- Терминологический экскурс: о границах терминов мифологическое и религиозное сознание
- Язык и религия в структуре общественного сознания
ЯЗЫК, РЕЛИГИЯ И НАРОДНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
- Воздействует ли язык на культуру? Идеи В. Гумбольдта и А.А. Потебни
- Надэтнический характер вероисповеданий
- Религия как фактор культурно-психологического своеобразия народов
II. ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ
БЕЗУСЛОВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗНАКА КАК ПРЕДПОСЫЛКА И ПЕРВОЭЛЕМЕНТ СЛОВЕСНОЙ МАГИИ
- Магическая ("заклинательная") функция языка и неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку
- Магия, святость и красота слова (о близости фидеистического и эстетического)
СЛОВО В РИТУАЛЕ
- Ритуал как единство фидеистического действия и слова
- Что древнее: ритуал, миф или язык?
- Почему язык долговечнее ритуала?
МИФОЛОГИЯ РЕЧИ
- Река – древнейший образ речи
- Мифология имени
- От слова – станется? (Фольклорные представления о магии имени)
- Лексико-фразеологические свидетельства словесной магии
- Табу и эвфемизмы
МИФЫ О БУКВЕ И МАГИЯ ПИСЬМА
- Создатели письма: боги, герои, святые
- Сакрализация письма в религиях Писания
- Мистика и магия букв
- Некоторые следствия поклонения письму: орфографические распри
- Еще одно следствие культа письма: алфавит как элемент геральдики
КОММУНИКАЦИЯ В МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ
- Особенности фидеистического общения
- Жанры "вещего" слова
III. ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
МИФЫ И ФОЛЬКЛОР
- Различие между мифологией и фольклором
- "Предмифы": архетипические доязыковые структуры сознания
- Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре
- От мифологического эпоса к народным сказаниям о героях
- От священного знания к бабушкиным сказкам
ЗАГОВОР: ШАГ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР
- Как начинают колдовать? (Психологические механизмы фасцинации)
- Кто колдует и к кому обращен заговор?
- Лучшее время для колдовства
- Словесные ключи и отмычки, припарки и снадобья
- Народная этимология как инструмент магии
- Считалки и другие фольклорные потомки заговоров
ЭВОЛЮЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗАГАДКИ
- Древнейшие загадки как мифологический катехизис
- О дидактической ценности вопросно-ответного изложения
- Азбука образного мышления
- "Диалогические" картины мира в апокрифах и духовных стихах
- Состязания умов: загадки вместо палиц
- Загадки-насмешки
IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ КНИГИ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ "ПЕРВОТОЛЧОК": ОТКРОВЕНИЕ КАК "ГЛАВНОЕ ЗНАНИЕ" О МИРЕ И СМЫСЛОВОЙ ЦЕНТР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
- Харизма религиозного гения
- Призвание Моисея и "Тора"
- У истоков зороастризма. "Авеста"
- Проповедь Будды: дхарма, дорога к нирване
- Структура Откровения в Священном Писании христиан
- Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба
- Откровение, вероисповедная ось Писания
КОДИФИКАЦИЯ ПИСАНИЯ И СЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО КАНОНА
- Два аспекта кодификации Священного Писания: правильность текста и правильность корпуса текстов
- Канонический текст произведения. "Собиратель Корана" Осман (856 г.). Ориген (185-254), его "Гекзапла" и зарождение текстологии
- Какие вероисповедные книги, кем и почему признаются священными? Коммуникативный смысл принципа ipse dixit в истории культуры
- Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, буддизме и даосизме?
- Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий. Сводная хронологическая таблица
КНИЖНОЕ МОРЕ ЗА ГРАНИЦАМИ КАНОНА: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Экспансия смыслов и текстов Писания в коммуникативное пространство социума
- Общая типология книжных жанров в религиях Писания
ВНЕКАНОНИЧЕСКИЕ СОВРЕМЕННИКИ ТАНАХА И НОВОГО ЗАВЕТА
- Иудейские апокрифы: иноязычные истории о евреях до и после Вавилонского плена; иноязычные "книги Премудрости"" рукописи Мертвого моря
- Ранние христианские апокрифы: новозаветные парафразы и "гностическая ересь"
ПОЧЕМУ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ДОПОЛНЯЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ ПРЕДАНИЕМ?
- "Талмуд", Священное Предание иудаизма
- Святые отцы церкви и Патристика. Что важнее: Писание или Предание?
- "Сунна" пророка Мухаммада и хадисы. Иснад , связующая нить традиции
БОГОСЛОВИЕ И ДОГМАТИКА
- "Ограда Закону" в теологии раввинов. Апофатические тенденции в "Талмуде"
- Христианская богословская мысль и догматическое богословие
- "Духовная броня" исламской теологии
СИМВОЛЫ ВЕРЫ И КАТЕХИЗИСЫ
- Что каждый христианин должен знать
- Квинтэссенция иудаизма: "Слушай, Израиль!.."
- Как принимают ислам. "Шахада"
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ И МОЛИТВЕННИКИ
- Слово в храме
- Какую "Тору" читают в синагоге
- Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник
- Молитвенный канон ислама. Кульминация молитвы – в молчанье
КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
- Мистический выход за пределы слова: "мрак, который выше ума"
- Мистика или назидание? Выбор апостола Павла и "Откровение" Иоанна Богослова. Христианская мистика за церковной оградой
- Каббала, "душа души Закона" Израиля. Алфавитная мистика каббалы: буквы как первовещество мира
- Исламский мистицизм: ересь, ставшая ортодоксией
ПРОПОВЕДЬ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
- Коммуникативные функции проповеди. Первые иудейские проповедники
- "Нагорная проповедь" и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия
- Комментаторская культура иудаизма
- Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири
- Пятничная проповедь у мусульман. Коран не толкуется в мечети
ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕМЫ И ЖАНРЫ В КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КНИЖНОСТИ
- Мишна, "душа Закона Израиля", и Талмуд
- Судьбы канонического права в христианстве
- "Арабский судебник" Коран и хадисы
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
- Логика и антиномии религиозной коммуникации
- Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру
V. ЯЗЫКОВЫЕ КОЛЛИЗИИ В ИСТОРИИ СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТОВ
СПОРЫ О ПЕРЕВОДАХ ПИСАНИЯ
- Герменевтические коллизии в церковных конфликтах
- Почему опасались переводить Св. Писание?
- "Септуагинта" (285-II в. до н.э.), греческий "Ветхий Завет" в переводе семидесяти
- Знаменитые библейские переводы: "Вульгата" (384-405 гг.), перевод Мартина Лютера (1522-1534)
- Долгий путь к церковнославянской Библии (863-1499)
- Почему русская Библия (1876) появляется позже болгарской (1840) и сербской (1868)?
- Будет ли православное богослужение на русском языке?
СПОРЫ О ТОЛКОВАНИИ СЛОВА КАК ФАКТОР ЦЕРКОВНЫХ РАСПРЕЙ
- Догмат о Святой Троице и "арианская ересь"
- Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве
- Бердяев об Откровении историческом и духовном
"ИСПРАВЛЕНИЕ КНИЖНОЕ" В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ
- Тырновская литературная школа (вторая половина XIV – начало XV в.). "Книга о писменах" Константина Костенечского (после 1410 г.)
- "Книжная справа" в Московской Руси. Реформа патриарха Никона и раскол Русской Православной церкви (вторая половина XVII в.)
БИБЛЕЙСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА И КНИГОПЕЧАТАНИЕ
- Гуманисты, "Гутенбергов пресс" и Библия
- Эразм Роттердамский (1469-1536) как филолог
- Восточнославянские первопечатники Франтишек Скорина (до 1490 – ок. 1541) и Иван Федоров (ок. 1510-1583) в конфессиональных и языковых ситуациях своего времени
- Вечные смыслы и герменевтический поиск
VI. СУДЬБЫ ЯЗЫКОВ
В РЕЛИГИОЗНОЙ ИСТОРИИ НАРОДОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДВУЯЗЫЧИЕ СВЯЩЕННОГО (КУЛЬТОВОГО) И НАРОДНОГО ЯЗЫКОВ
- Конфессиональный статус языка в качестве его социолингвистического параметра
- Культурно-религиозные двуязычные миры
- Две модели двуязычия у славян: мир Slavia Orthodoxa и мир Slavia Latina
- "О пользе книг церковных в российском языке"
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОВ
- Создание алфавитов. Реформы письменности
- Переводы Писания и национальные литературные языки
- Обогащение лексики и фразеологии
- Начало стилистики
VII. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
КАК ПЕРВОИСТОЧНИК ФИЛОЛОГИИ
МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ПЕРВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЯЗЫКА
- Дар речи в картине мира древних индоевропейцев
- Мифопоэтическое сознание о происхождении языка. Почему на свете языков много?
- Почему одно из имен Иисуса Христа – Логос (Слово)?
ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ. ГРАММАТИКА
- Грамматик-жрец в ведической религии. Древнеиндийская грамматика Панини (V в. до н.э.)
- Фонетические открытия арабов-мусульман в VIII в.
- Славянские орфографические трактаты
- Европейские грамматики XV – начала XVII вв. в их связи с гуманизмом и Реформацией
ОТ ГЛОССЫ К СЕМАСИОЛОГИИ И ИСКУССТВУ ЛЕКСИКОГРАФИИ
- Истоки семасиологии. Пифагор, Конфуций, Филон Александрийский
- Сложение основных лексикографических жанров в славянских культурах (XI-XVII вв.)
VIII. ТРАДИЦИИ ФИДЕИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛОВУ
В ФИЛОСОФИИ И ЯЗЫКОЗНАНИИ
ФИДЕИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СПОРАХ О ПРИРОДЕ ИМЕНИ
- Об органичности веры в слово
- Конфуцианская идея "исправления имен" в Китае
- Теория фюсей в древнегреческой философии
- Исихазм в Византии и у православных славян: мысленная молитва и имяславцы
- Имяславие отца Павла Флоренского и философия имени в трудах А.Ф. Лосева
ФИДЕИСТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ В ОЦЕНКЕ РОЛИ ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ
- Отрицательное богословие Псевдо-Дионисия Ареопагита
- Теория "лингвистической относительности" Эдварда Сепира и Бенджамина Ли Уорфа
- Лингвистическая философия Людвига Витгенштейна и Джорджа Мура
- Философско-поэтическая герменевтика Мартина Хайдеггера
- "Диалогические мыслители" XX века
IX. РЕЗЮМЕ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЯЗЫКА И РЕЛИГИИ
Литература
Указатель терминов
Именной указатель
Указатель слов
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел языкознание
|