Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

История средних веков под ред. Колесницкого Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 6 АРАБЫ В VI—XI вв.

Образование арабо-мусульманского государства

Домусульманская Аравия. Огромный полуостров Аравия, площадь которого равна 3 млн. кв. км, т.е. примерно четвертой части Европы, и примыкающие к нему районы Сирийской пустыни с древнейших времен были заселены арабами. Социально-экономический и культурный уровень развития различных областей этого региона был неодинаковым.
Основная территория Аравии — сухие степи, пустыни и полупустыни. Лишь незначительная часть ее была пригодна для земледелия. Природные условия Аравии определили деление ее населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов.
На юге, в Йемене, где были значительные водные ресурсы, еще в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая культура, опирающаяся на сложную систему ирригации. Арабы-земледельцы выращивали здесь ячмень, финиковую пальму, виноград, плодовые деревья. В земледелии применяли довольно разнообразный металлический инвентарь, в том числе плуг с железным лемехом. Вплоть до VI в. здесь существовало Химьяритское государство. Наряду с земледелием получили развитие ремесло и торговля. Йемен славился производством оружия, обработкой кож. В Южной Аравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы. Более раннее, по сравнению с остальной Аравией, развитие Йемена стимулировалось отчасти посреднической торговлей Средиземноморья с Индией и Эфиопией, в которой Йемен играл значительную роль. Еще в древности сложились также отношения обмена с кочевыми племенами Аравии.
Кочевники-скотоводы составляли большинство населения полуострова. Их называли бедуины (степняки). Бедуины занимались преимущественно разведением верблюдов, разводили также коней, овец, коз, крупный рогатый скот. Племена бедуинов в VI—VII вв. переживали процесс разложения первобытнообщинного строя. У них выделилась племенная знать, владевшая крупными стадами и пытавшаяся присвоить общинные пастбища. Появились также и зависимые люди, считавшиеся юридически свободными, но вынужденные работать на своих богатых сородичей. Хотя связь с родом и племенем оставалась еще достаточно крепкой, социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. Уровень развития и имущественное положение отдельных племен также были различными.
Значительное распространение у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из Африки. Рабы использовались и в скотоводческом хозяйстве, и у оседлого населения. Однако рабский труд не был в этот период основой экономического строя. Даже на юге, в государстве Химьяритов, где рабовладельческие отношения имели длительную историю, существовали значительные пережитки первобытнообщинного строя.
Кризис рабовладельческого общества Йемена и разложение первобытнообщинного строя у бедуинов происходили в период, когда Аравия стала объектом внешних завоеваний.
В VI в. Византия и Иран вели борьбу за торговые пути, которые шли через Йемен и Западную Аравию. Византийские императоры использовали в этой борьбе христианское государство Аксум (Эфиопия) и содействовали проникновению в Йемен христианства. В это время в государстве Химьяритов обострились внутренние политические противоречия, вылившиеся в форму религиозной борьбы христианства с иудаизмом (имевшим в Йемене значительное распространение) и старыми языческими верованиями. Воспользовавшись внутренней смутой, аксумские правители превратили Йемен в наместничество Эфиопии (525 г.). Продвинуться дальше в Западную Аравию им, однако, не удалось. В дальнейшем эфиопов изгнали персы, сделавшие Йемен сатрапией Сасанидского Ирана (572—628). Иранские власти стремились подорвать позиции Йемена в транзитной торговле между Индией и Средиземноморьем, направив торговлю через Персидский залив и далее по территории Ирана. Йемен переживал экономический упадок. Ряд южноарабских племен переселилась на Север. Значительный ущерб был нанесен и другим районам Аравии, в частности Хид-жазу, через который из Йемена шел караванный путь в Сирию.
Возникновение ислама и объединение Аравии. Разложение первобытнообщинных отношений, стремление племенной верхушки закрепить за собой право на земельную собственность, скот и значительные доходы, поступавшие от караванной торговли, являлись основной предпосылкой политического объединения Аравии. Этому же способствовали упадок рабовладельческих государств на юге Аравии и необходимость противостоять внешним завоеваниям. Центром объединения стал Хиджаз, район сравнительно развитого земледелия, ремесла и торговли. Такие города Хиджаза, как Мекка, Ясриб (Медина) и Таиф, имели прочные связи с кочевыми племенами. Мекка находилась в засушливой местности, на перекрестке караванных путей из Йемена в Сирию, Палестину, Ирак и Египет. Земледелие здесь было невозможно. Население занималось ремеслом и оседлым скотоводством. Помимо обслуживания транзитной торговли, жители Мекки сами торговали и снаряжали караваны, вывозившие сырые и обработанные кожи, серебро в слитках из рудников Аравии, изюм из соседнего оазиса Таиф. Многие богатые мекканцы владели в Таифе и других оазисах участками обрабатываемой земли.
Большая часть населения Мекки принадлежала к племени Курейш. Город состоял из кварталов, заселенных отдельными ку-рейшитскими родами. В результате оживленной торговли в городе накопились огромные богатства, но существовало и значительное имущественное неравенство. Правил городом род Омейядов.
Постоянные торгово-экономические связи мекканцев с другими аравийскими племенами способствовали распространению их влияния на эти племена. Мекканский храм — Кааба (и его святыня — «Черный Камень» (метеорит), который был вделан в стену храма) стал местом паломничества и почитания для многих, в том числе и кочевых племен.
Стремление преодолеть племенную разобщенность и создать единое арабское государство идеологически выражалось в тот период в проповеди поклонения единому богу, в преодолении староарабского политеизма. В различных районах Аравии начали появляться проповедники единобожия. В Мекке таким проповедником был Мухаммед (570—632), происходивший из бедного рода Хашимитов племени Курейш. Новая религия — ислам, или мусульманство, возникла, по преданию, около 610 г. Однако в Мекке она не встретила широкой поддержки. Мекканская знать опасалась, что новая религия приведет к падению культа святилищ Каабы, а это могло бы повредить политическому влиянию Мекки и ее торговым связям с арабскими племенами. Последователи Мухаммеда подвергались преследованиям, что вынудило их переселиться в оазис Ясриб (Медину). Переселение, по преданию, произошло в 622 г. Год переселения (по-арабски «хиджра») был принят впоследствии за начальную дату мусульманского летосчисления. В Медине Мухаммед нашел благоприятную почву для распространения новой религии и своего политического влияния. Арабские племена Медины были враждебно настроены по отношению к верхушке мекканских курейшитов, у которых многие мединцы были в долгу. Поэтому мединские арабы были готовы поддержать проповедника единобожия, который враждовал с правителями Мекки. (Во главе с Мухаммедом они начали вооруженную борьбу с Меккой, нападая на ее торговые караваны. В ходе этой борьбы многие племена Аравии, враждебно настроенные по отношению к мек-канским ростовщикам и купцам, стали действовать совместно с мусульманами.
Борьба продолжалась до 630 г., когда после долгих переговоров Мухаммед заключил с мекканской верхушкой соглашение, по которому мекканцы обязались признать религиозную и политическую власть Мухаммеда и принять его учение — ислам; для себя [они добились признания Мекки религиозным центром, а Каабы главным святилищем ислама. Причина подобного отношения ку — рейшитов Мекки к новой религии и ее пророку заключалась в том, что ислам к этому времени стал политической силой, способной объединить Аравию. Мекканская купеческая верхушка решила использовать эту силу в своих интересах и возглавить объединение Аравии под лозунгом обращения всех арабов в ислам.
Полное объединение Аравии и обращение (во многих случаях чисто внешнее) ее населения в ислам произошло уже после смерти Мухаммеда, в правление его ближайших преемников — первых двух халифов.
Мухаммед и его учение. Основы идеологии раннего ислама.
Объединение Аравии и создание общеарабского государства было Г обусловлено складыванием классового общества. Фактором, уско—1 рившим это объединение, явился ислам.
Древнее многобожие (политеизм) с его культами племенных и местных богов соотвествовало первобытнообщинному строю, при котором не было общепризнанной верховной власти. С развитием классовых отношений появились стремления к политическому ^объединению и начали распространяться различные монотеистические учения, наиболее популярным из которых в доисламской | Аравии был ханифизм. Были там известны, особенно в Южной |Аравии, и проникавшие извне монотеистические христианская и ^иудейская религии. Возникла необходимость в собственной [последовательно монотеистической религии.
Ислам возник на арабской почве из соединения элементов t-иудейства, христианства, ханифизма и некоторых обрядовых | традиций староарабских домусульманских культов природы. He—127
смотря на свой синкретизм, ислам представлял собой принципиально новую религию, отражавшую потребности местного общества. Основатель ислама Мухаммед считался пророком, призванным передать волю Аллаха людям. Таких пророков в истории человечества, по учению ислама, было шесть: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос и Мухаммед.
После переселения Мухаммеда и его сторонников в Медину там сложилась мусульманская община, которая принципиально отличалась от родо-племенных объединений. Члены ее (кочевники, земледельцы, горожане) объединялись по признаку принадлежности к исламу, а их кровнородственные и иные связи имели второстепенное значение. Создание такой организации способствовало начавшемуся разложению родо-племенного строя. Ислам дал этому идеологическое обоснование, а мусульманская община стала организационной основой арабского государства.
Мухаммед, считавшийся пророком, «посланцем бога» на земле, высказывал свои суждения как «откровения», полученные им от бога. Речи его записывались учениками на пальмовых листьях, камнях, плоских костях и т. п., заучивались наизусть и затем декламировались речитативом, наподобие старой арабской фольклорной поэзии. Впоследствии, уже после смерти пророка, эти записи были отредактированы и составили священную книгу мусульман — Коран.
Основой вероучения была идея единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда. Верующим предписывалось совершать ежедневно пятикратную молитву, платить очистительный налог — закат, в размере 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества, стад, торговых прибылей, ремесла и др. (формально считалось, что налог шел в пользу бедных, фактически же — в распоряжение государства); соблюдать пост в месяце рамадане и совершить паломничество в Мекку, хотя бы раз в жизни.
Мухаммед располагал как религиозной, так и светской властью. Поэтому для начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и мирянами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между религией и правом. Коран давал предписания, касающиеся различных областей жизни. Незыблемой и священной объявлялась частная собственность, детально было разработано право наследования, заключения браков и разводов, опекунства. Существовали различные запрещения — пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством, колдовством и т. п. Мусульманам предписывалось участвовать в «священной» войне (джихад) с «неверными». Это предписание, родившееся в период войн Медины и Мекки, стало позднее идеологическим обоснованием арабских завоеваний.
Мусульманская религия и новое мусульманское государство придавали большое значение собственности на землю. Закрепляя ее за представителями родо-племенной верхушки, государство вводило поземельный налог — ушр (1/ю часть урожая). От этого налога первоначально не освобождался никто, даже вновь складывавшаяся мусульманская знать. Однако неосвоенные и вновь завоеванные земли не подлежали разделу и должны были поступать во владение мусульманской общины. Складывалась официальная догма ислама о государственной собственности на землю. Никто без ведома государства не имел права занять эти земли. Мухаммед широко практиковал наделение своих приближенных земельными участками. Владелец участка был обязан платить государству налог, но он мог передать его по наследству, продать и т. д. В арабском государстве уже на первом этапе его существования сложилось четыре категории земель: 1) земли племен, находящиеся в их общей собственности; 2 частнособственнические земли — мюльк; 3) земли государства; 4) земли, пожалованные государством мусульманской знати.
Арабские завоевания при первых халифах. После смерти Мухаммеда правители государства выбирались из его сподвижников и родственников, которые получали титул халифов («заместителей» пророка). Таких выборных правителей-халифов-было четыре: Абу Бекр (632—634), Омар (634—644), Осман (644- 656), Али (656—661).
Первым халифам пришлось подавлять вооруженным путем вспыхнувшие во многих районах Аравии сепаратистские мятежи, возглавлявшиеся лжепророками. Эти восстания отражали социальные противоречия в арабском обществе между рядовыми членами племен и феодализирующей знатью. Восстания были подавлены, но острые социальные противоречия оставались. Наилучшим средством примирить массы арабов, особенно бедуинов, с новым государством и исламом была политика широких завоеваний, сулившая новые земли к богатую военную добычу. Международная обстановка благоприятствовала арабским завоеваниям. Длительная война между Византией и Ираном (602- 628) истощила силы этих двух крупнейших держав того времени.
Собрав огромное войско, арабы сумели начать войну одновременно с Ираном и Византией. К 640 г. они завоевали Палестину и Сирию, затем Египет (640—642) и, продолжая наступление далее на запад по Северной Африке, к 649 г. дошли до Карфагена. В 634—651 гг. был полностью подчинен Иран, некогда могучая Сасанидская держава перестала существовать. В результате неоднократных военных вторжений в середине VII в. в вассальную зависимость от арабов были поставлены Армения и часть Грузии. За Кавказом арабские войска доходили до земель хазар.
До начала VIII в. арабские завоеватели оставляли в покоренных странах местные порядки. В халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям, зороастрий-Цам. Арабы, еще только переходившие к классовому обществу, не могли сразу овладеть сравнительно сложным феодальным аппаратом управления и на первых порах сравнительно умеренно эксплуатировали покоренное население бывших иранских и византийских владений. Поэтому местное население смотрело на арабов как на своих избавителей. Именно этим, а также сепаратистскими тенденциями владетельных феодалов Ирана и недовольством восточных провинций экономической и религиозной политикой Византии объясняются быстрые успехи арабских завоеваний.
В ходе завоеваний значительная масса арабов переселилась на новые места. Часть из них переходила к оседлости, другие оставались кочевниками. В ряде мест активно шла арабизация местного населения. Так было, например, в Ираке и Сирии, где еще до завоеваний жило много арабов и местное население говорило на языке семитской группы, близком к арабскому. Сложнее и медленнее шел подобный процесс в Египте и Северной Африке. В Закавказье, Иране и Средней Азии, напротив, поселившиеся здесь арабы позже были ассимилированы местным населением и восприняли их культуру.
Кризис в халифате и гражданская война VII в. Огромные завоевания и богатая военная добыча способствовали еще большей имущественной дифференциации и росту социальных противоречий в арабском обществе. Особенно это стало ощущаться при третьем халифе — Османе, который вместе со своим окружением, принадлежащим к мекканскому роду Омейядов, порвал с прежними военно-демократическими порядками и стал проводить политику в интересах арабской аристократии. При Османе поощрялись захваты земель и накопление богатств в руках знати. Это вызывало недовольство низов арабского общества. В оппозицию к Омейядам встали также многие враждебные им феодальные семейства. Недовольные группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Сторон-' ников Али стали называть шиитами (шиа — по-арабски группа, партия). Первоначально шииты были лишь политической группировкой и только позднее превратились в особое религиозное течение в исламе. Главное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к зятю пророка Али и затем наследоваться его потомками Алидами. К шиитам примкнули арабские крестьяне, бедуины, надеявшиеся на освобождение от феодального гнета по милости «справедливого халифа». Приверженцы Али были и в завоеванных областях. В 656 г. восставшими шиитами был убит халиф Осман. Четвертым халифом по их требованию был избран Али. Аристократическая верхушка, в том числе род Омейядов, отказалась признать Али. Началась гражданская война (656—661). Али поддерживали низы арабского народа. Однако сам он действовал очень нерешительно, и, разочаровавшись в своем вожде, часть его бывших сторонников покинула его. Отошедшая от Али группировка получила название хариджиты («ушедшие»). Хариджиты выступали за возвращение к «первоначальному исламу», под которым понимали строй социального равенства, общее владение землей, равный раздел военной добычи. Они требовали, чтобы халиф выбирался всеми мусульманами. Хариджи-ты представляли демократическое течение в исламе. Впоследствии они тоже составили особую секту.
В середине VII в. оформилось три течения в исламе: сторонники официального «правоверного» ислама-сунниты, которых представляли Омейяды во главе с Муавией, шииты и хариджиты. Шиитские и хариджитские лозунги впоследствии были восприняты многими народными движениями.
В 661 г. Али был убит одним из хариджитов. Арабская знать Сирии и Египта провозгласила халифом Муавию. Это означало, что победу в гражданской войне одержала арабская феодальная знать. С этого времени и до 750 г. арабским государством управляли халифы из рода Омейядов. Столицей халифата стал Дамаск.
Халифат Омейядов (661—750)
При Омейядах центральной областью халифата стала Сирия. В ней расселились те арабские племена, на которые опирались омейядские халифы. Сирия стала опорной базой для возобновления завоеваний, прерванных гражданской войной. В конце VII- первом десятилетии VIII в. арабы прочно обосновались в Северной Африке. В 711 г. они вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию.
Войска дамасских халифов совершали постоянные вторжения в византийскую Малую Азию. Они доходили до Босфора и Мраморного моря, дважды блокировали Константинополь. Однако закрепиться в этом районе они не смогли. К первой четверти VIII в. арабо-византийская граница установилась по горам Киликийского Тавра и верховьям Евфрата.
В начале VIII в. были окончательно покорены Армения, Картли и Албания. Граница халифата проходила в этом районе по Главному Кавказскому хребту до города Дербент. Арабские наместники этих двух районов совершали периодические набеги на земли хазар. В Средней Азии в 705—715 гг. были завоеваны Хорезм и области за Амударьей (по-арабски Мавераннахр — «то, что за рекой»). За обладание среднеазиатскими областями арабам пришлось вести борьбу с тюрками-кочевниками и Китаем, пытавшимися установить свою власть над этими районами. Победа арабов над китайскими войсками в 751 г. закрепила позиции халифата в Средней Азии. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд.
Социально-экономические отношения в халифате. Африканские и азиатские провинции Византии, Иран, страны Закавказья, Средняя Азия и Испания ко времени арабского завоевания находились на стадии раннего феодализма. Шел процесс феодализации и у самих арабов. В халифате утверждались феодальные отношения, но сохранялись еще патриархальный и рабовладельческий уклады, особенно среди арабов бедуинов и других скотоводческих племен.
Верховным собственником всех земель по-прежнему считалось государство, которое облагало население налогами и имело право наделять земельными участками отдельных лиц.
Основной формой земельной собственности при Омейядах оставался мюльк — частновладельческие земли, соответствующие западноевропейскому аллоду. Ими владела арабская знать, а также многие прежние византийские, армянские, иранские феодалы, признавшие власть арабов и сохранившие свои владения. Земли феодалов обрабатывались трудом зависимых крестьян-издольщиков.
Огромный фонд составляли земли, принадлежащие непосредственно халифу (земли савафи). Эти земли также обрабатывались издольщиками, а весь доход шел в казну. Налоги собирали государственные чиновники. Из халифских земель производились пожалования частным лицам — икта. Они были наследственными, могли быть предметом купли, продажи. Условием владения была уплата соответствующего налога в пользу государства.
В халифате существовала четко разработанная налоговая система, которая складывалась из следующих видов обложения: налог закат, который платили мусульмане с ремесла, торговли и скотоводства; подушная подать — джизья, взимаемая с немусульман; поземельный налог (мусульмане платили ушр, немусульмане — харадж).
Сначала сумма обложения была ниже, чем в Византии, Иране и других завоеванных странах. Налог был заранее фиксирован, что ставило пределы в эксплуатации покоренного населения. Однако при Омейядах были пересмотрены нормы налогообложения, проведена перепись земель и налогоплательщиков. Крестьянам запрещалось покидать свои земли. При налогообложении стали учитывать не только площадь земли, но и выращиваемые культуры, близость к городу и т. п.
Поземельную подать харадж первоначально взимали только с немусульман либо натурой в виде доли урожая, либо в деньгах по твердым ставкам с площади земли независимо от урожая. Поземельное обложение мусульман было ниже. После 700 г. произошли изменения в практике поземельного обложения. Теперь принятие ислама не освобождало земледельцев от уплаты харад-жа; земли, ранее обложенные хараджем, оставались хараджными навсегда независимо от того, владели ли ими немусульмане или мусульмане.
Мусульман-неарабов власти нередко обязывали платить и джизью, что вызывало массовое возмущение и даже мятежи.
Подобная практика отменялась, но через какой-то срок восстанавливалась снова. Налоговый гнет особенно усилился при последних Омейядах.
Политическое устройство. Система государственного аппарата была унаследована арабо-мусульманскими завоевателями от са-санидского Ирана и отчасти от Византии. До Омейядов главную роль в государственном аппарате играли чиновники неарабского происхождения — греки, персы. Омейяды стали брать на службу главным образом арабов. Все делопроизводство теперь велось на арабском языке. Арабский язык стал международным языком для всего огромного региона Западной Азии, Северной Африки и арабской Испании.
Омейяды начали чеканить собственную монету. Для наилучшей организации управления государством на всех главных дорогах создавались почтовые станции, налаживалась постоянная почтовая связь.
Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Власть халифа передавалась по наследству. Для управления огромным государством были учреждены наместничества. Их главы — эмиры — осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Они имели двух заместителей:
один отвечал за финансы, другой — кади — был главным судьей и представителем духовной власти халифа. Таких наместничеств при Омейядах было пять. Произошли изменения в системе комплектования армии. Наряду с племенными ополчениями были созданы военные округа. Войска формировались из арабского населения городов, специально определенных для этого. Наибольшими привилегиями пользовалась сирийская армия.
Важным последствием арабского завоевания было распространение ислама на территории халифата. В течение первых двух веков после хиджры завоеватели проводили политику веротерпимости, которая опиралась на зафиксированное в Коране отношение к иудеям и христианам как к «людям писания», получившим «откровение» от пророков — Моисея и Иисуса, а также на экономическую и политическую целесообразность. За немусульманским населением сохранялось самоуправление в рамках их религиозных общин. Ислам распространялся постепенно, но в Х в. мусульмане уже стали составлять большинство населения халифата.
Вторая гражданская война и падение халифата Омейядов. Омейяды опирались лишь на ту часть арабской знати, которая была связана с Сирией и Египтом. В оппозиции к ним находились отстраненные от власти Алиды и Аббасиды (потомки дяди «пророка» — Аббаса) и многие сподвижники пророка в Мекке и Медине. Недовольство проявляли также неарабские феодалы и мусульмане-неарабы. Усиление налогового гнета в связи с огромными расходами на содержание армии и двора вызывало широкое недовольство народных масс. Это недовольство, как правило, выражалось в форме различных религиозных движений.
Еще в 680 г., после смерти первого омейядского халифа Муа-вийи, шииты во главе с Хусейном, сыном Али и дочери пророка Фатимы, подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Было также несколько выступлений хариджитов. Во второй четверти VIII в. отдельные разрозненные восстания прокатились по всему халифату. В 728—737 гг. восстали согдийцы в Мавераннах-ре, в 734—743 гг. — берберы в Магрибе и Испании, в 740 г. — шииты в Куфе, в 744—747 гг. — хариджиты в Двуречье, Западном Иране и Южной Аравии. Все эти восстания имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку. Кульминацией всех выступлений явилось восстание в Харасане, ^возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, которое началось в;, 747 г. и вылилось в настоящую гражданскую войну, охватившую Цвесь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские землевладельцы-дикхане, осевшие в Харасане арабские племена, много | беглых рабов. Столь же пестрым был состав участников восстания Ии в религиозном отношении: мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. Войска | Омейядов были разбиты восставшими. В результате гражданской войны к власти пришла новая династия — Аббасиды (потомки дяди «пророка»). В 749 г. Аббасид Абу-ль-Аббас-ас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.
Халифат Аббасидов (750—1258)
Халифы из рода Аббасидов пришли к власти при поддержке иранской землевладельческой знати дикхан, которой они предоставили ряд важных постов в государстве. С этого времени правящая верхушка халифата приобрела полуиранский облик. Столи-цей-Аббасидов стал новый город — Багдад (762 г), построенный недалеко от бывшей сасанидской столицы Ктесифона.
В отличие от Омейядов Аббасиды не проводили активной завоевательной политики. Более того, при них были потеряны некоторые территории, ранее входившие в состав халифата: Испания, где утвердилась собственная династия, созданная последним представителем Омейядов Абдар-Рахманом, и ряд областей Магриба, но войны с Византией продолжались почти непрерывно. На рубеже VIII и IX вв. Византия была даже вынуждена платить дань халифату. Продолжались военные действия на Кавказе и в Средней Азии.
Развитие феодальных отношений. В халифате Аббасидов получили дальнейшее развитие феодальные отношения. Верховная собственность на землю, как и раньше, принадлежала государству. В то же время сохранялось частное (мюльк) и условное (икта) землевладение, часть земли была в собственности племен и общин. Государственное землевладение было особенно широко распространено в тех областях халифата, где имелись крупные оросительные системы, прежде всего в Ираке и Египте. Крупными землевладельцами были халиф и его родственники. При Аббасидах произошли изменения в формах пожалований земли. Земли икта ранее жаловались на условиях уплаты налога государству. Теперь владелец икта должен был нести военную или гражданскую службу, за что получал право собирать в свою пользу государственные налоги с предоставленного ему икта.
В IX в. появился новый вид феодального владения — вакф — земли, пожалованные государством или частным собственником различным мусульманским учреждениям — мечетям, школам, богадельням, больницам, отдельным духовным лицам. Вакуфные земли не облагались государственными налогами. Поэтому многие земельные собственники начали жертвовать в вакф свои земли, чтобы избавиться от уплаты налогов государству. Для себя и своих наследников они оговаривали право получать определенные отчисления от доходов с земли, передаваемой в вакф.
Рост вакуфного и условного (икта) землевладения привел к сокращению доходов казны. Постоянно нуждаясь в средствах, халифы отдавали сбор налогов на откуп. Это привело к неограниченному грабежу налогоплательщиков откупщиками.
Крестьяне, сидевшие на государственных, частновладельческих или вакуфных землях, юридически считались свободными, но фактически были феодально зависимыми. Однако в правление Аббасидов оставалась еще и прослойка свободных крестьян — собственников земли. Феодалы, особенно владельцы икта, часто незаконно захватывали земли крестьян и присоединяли их к своим владениям.
Крестьянская община в ряде районов быстро разлагалась, превращаясь в тяглую. Так, в Египте, Сирии, Палестине, Южном Иране община стала чисто административным объединением крестьян, отвечавшим перед государством за поступление налогов.
В VII—IX вв. в халифате все еще было много рабов, которых использовали не только в услужении, но и в производстве, главным образом, на оросительных работах, в садоводстве, в ремесле, на рудниках, в качестве пастухов и т. п. Широко была распространена работорговля, множество рабов привозили из-за границ халифата, особенно из Африки.
В странах халифата была значительно развита торговля. Через его территорию проходили важнейшие караванные пути, соединявшие Средиземноморье с Дальним Востоком. Развивалась морская торговля с Индией, Индонезией, Китаем, поддерживались традиционные торговые связи с Африкой. Арабы торговали также с хазарами, тюркскими кочевниками, Русью. Огромное централизованное государство с единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов обеспечивало безопасность для перевозки товаров по своей территории.
В халифате было много крупных городов, в Которых сосредоточивались ремесла и торговля. Наиболее развито было текстильное производство, вырабатывались шелковые, льняные, хлопчатобумажные, шерстяные ткани. Повсеместно славились иранские ковры. Большого мастерства достигло ювелирное ремесло. Производство писчей бумаги, известное в Самарканде уже в начале VIII в., к концу VIII в. существовало в Багдаде, затем Триполи сирийском, а к концу IX в. в Египте. Увеличилась добыча золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Особым спросом пользовалось оружие из знаменитой дамасской стали. Многие города халифата насчитывали сотни тысяч жителей. Крупнейшим городом была столица государства Багдад. Города в халифате не имели самоуправления. Управляли ими хакимы-чиновники, назначаемые центральной властью из представителей феодальной аристократии. Большинство ремесленников зависело от светских или духовных феодалов. К XI в. наметилось некоторое ослабление личной зависимости от феодалов. Укрепились корпорации ремесленников.
Государственное устройство халифата Аббасидов. Халифат Аббасидов представлял централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом. Верховным правителем был халиф, располагавший светской и духовной властью. Его главным помощником в светских делах был великий везир. Значение везиров возросло. Они решали многие государственные дела, командовали войсками. По духовным делам помощником халифата был главный кадий (судья), в ведении которого находились также суд и просвещение. Судопроизводство в халифате вершилось на основе мусульманского религиозного права — шариата. Немусульманское население находилось под юрисдикцией своих религиозных глав — епископов, раввинов и т. п. Отдельные области страны управлялись наместниками-эмирами, власть которых стала наследственной. К IX в. в некоторых наместничествах сложились самостоятельные эмирские династии.
Армия халифата состояла из нескольких категорий войск: ополчения арабских племен, наемников и так называемых гу-лямов. Гулямы были рабами из тюрков, славян, африканцев, которых с юношеского возраста воспитывали и соответствующим образом обучали вдали от родной среды, чтобы сделать из них безропотных преданных слуг халифа. Однако очень скоро гулямы превратились в силу, которая стала диктовать свою волю халифам.
Народные движения в халифате Аббасидов. Аббасиды пришли к власти, использовав победоносное народное восстание, но они не оправдали народных надежд. Выступления народных масс продолжались. В 751 г. вспыхнуло восстание в Бухаре, в 755 г. — в районе Нишапура и Рейа, в 776—778 гг. — грандиозное восстание под руководством Муканны в Мавераннахре, в 778—779 гг. — в Гургане (юго-восточное побережье Каспийского моря). Особенно грандиозной была крестьянская война 815—837 гг. под предводительством Бабека, которая началась в Южном Азербайджане и распространилась затем на Западный Иран вплоть до Исфахана и Кермана. Борьба шла под лозунгами секты хуррамитов, проповедовавшей социальное равенство, равное право всех людей на землю и другое имущество. Их идеалом была свободная сельская община с коллективным землевладением. Восставшие несколько раз одерживали победу над войсками халифата. Лишь в 837 г., мобилизовав огромные военные силы и средства, а также использовав предательство примкнувших к восстанию феодалов, халифату удалось подавить это движение.
Крупным потрясением для страны было восстание зинджей. Зинджи — чернокожие рабы, труд которых широко применялся в халифате. Восставшие в течение четырнадцати лет (869—883) удерживали в своих руках большой район Южного Ирана и Хузис-тана. Они взяли приступом крупнейший город и порт Басру. К восстанию рабов присоединились крестьяне и бедуины, на сторону восставших перешло наемное войско халифата, набранное из тюркских племен. В 879 г. предводитель зинджей Али ибн-Му-хаммед объявил себя халифом и стал чеканить монету со своим именем. Созданное рабами государство копировало халифат Абба-сидов. Вожди зинджей стали превращаться в феодальных правителей. Не было даже отменено рабство. Значительная часть восставших начала отходить от восстания. Воспользовавшись этим, правительственные войска разгромили зинджей. Восстание зинджей имело значительные последствия для социальной истории халифата. Главное из них — отмирание рабовладельческого уклада. Значительно сократился импорт рабов из Африки. Начиная с IX-Х вв. землевладельцы предоставляли рабам земельные участки, превращали их в феодально зависимых крестьян.
Другим крупным потрясением для халифата явилось движение карматов. В конце IX-Х в. оно охватило бедуинов, ремесленников и крестьян Сирии, Ирака, Бахрейна, Йемена и Хорасана. В начале Х в. на Бахрейне карматам удалось даже создать свое государство, которое просуществовало более полутора столетий. Многие области халифата, например Сирия, Египет, платили им дань.
Карматы представляли собой одно из ответвлений шиитской секты исмаилитов. Они выступали за социальное равенство всех людей (кроме рабов). В своем государстве карматы попытались восстановить общинное рабство. На Бахрейне было ликвидировано крупное землевладение и феодальная эксплуатация, но сохранялось рабство как база благосостояния всей общины.
Государство карматов насчитывало около 30 тыс. негритянских и эфиопских рабов, которых они предоставляли земледельцам для работы в поле и садах. Нуждающимся земледельцам и ремесленникам выдавались ссуды из общественной казны, которая составлялась из военной добычи.
Как и государство зинджей, государство карматов со временем переродилось в обыкновенное феодальное государство.
Крестьянские восстания не проходили бесследно. Они расшатывали устои Аббасидского государства, способствовали временному ограничению феодальной эксплуатации.
Распад халифата Аббасидов. В течение IX — первой половине X в. Аббасидский халифат распался на отдельные эмираты. Это было обусловлено рядом причин: различным уровнем экономического развития отдельных областей халифата, отличавшихся также по этническому составу населения, культуре, языку, религии, степени исламизации; ростом крупной земельной собственности за счет государственного землевладения, что привело к усилению сепаратизма крупных феодалов и созданию наследственных эмиратов; подъемом освободительной борьбы покоренных народов. Бывшие халифские наместники превращались в самостоятельных правителей. Так было с Тахиридами в Хорасане, Саманидами в Мавераннахре, Тулунидами в Египте, Багратидами в Армении. Первоначально они посылали часть собираемых ими налоговых сумм центральному правительству, а затем отказались и от этого. В некоторых провинциях власть захватили крупные местные феодалы. Возросла роль предводителей гулямов, которые неоднократно устраивали дворцовые перевороты, свергали халифов и ставили новых по собственному усмотрению. Начиная с 60-х гг. IX в. халифы стали марионетками в руках собственной гвардии. К началу Х в. в руках Аббасидов оставался только Арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. эти области были захвачены Иранской династией Буидов. Аббасидские халифы потеряли политическую власть. За ними сохранялось лишь духовное руководство.
Культура в странах халифата. В VII-Х вв. для всего огромного региона от Мавераннахра до Испании языком международного общения стал арабский язык.
Культуру этого региона условно называют арабской или мусульманской. Однако следует иметь в виду, что в странах с неарабским населением, вошедших в состав халифата, продолжали развиваться местные культуры, лишь вступавшие во взаимодействие с культурами других стран и народов, включенных в халифат. Помимо арабского элемента, арабо-мусульманская культура впитала в себя многое от культурного наследства персов, сирийцев (арамейев), коптов, иудеев, народов Средней Азии и др. Усвоено и переработано было наследие эллинистическо-римской культуры.
Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв. В VIII—IX вв. были записаны многие произведения доислам-ской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический арабский язык средневековья. Поэзия VII—VIII вв. во многом продолжила старые традиции, сохраняя свой жизнерадостный тон и воспевая воинские подвиги, любовь, веселье, вино. В прозе был популярен жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В Х-XV вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и иных сказок. Наиболее известны в это время были поэт Абу Нувас (756- 810), обличитель распущенности, царившей при дворе халифа Ха-руна ар-Рашида, Абу-ль-Атахия (конец VIII-начало IX в.), и великий сирийский поэт-философ Абу-ль-Ала аль-Маарри, живший во второй половине XI в., и др.
Начиная с середины VIII в. было сделано много переводов с греческого и сирийского языков на арабский. Прежде всего, переводились труды по философии, математике, медицине, астрономии. Многое было переведено также с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийцев в области математики и астрономии. От индийцев они заимствовали цифры, которые европейцы назвали арабскими.
Архитектура в странах халифата развивалась на основе переработки арабами эллинистическо-римских и иранских художественных традиций. Наибольшей известностью пользуются культовые и дворцовые здания. Это мечеть Амра в Фустате (VII в.), соборная мечеть в Куфе (VII в.), знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске. Уже при Омейядах начали возводить купола и минареты. С Х в. здания стали украшать арабесками — тончайшим растительным или геометрическим орнаментом с включением стилизованных надписей. Из-за враждебности ислама к изображению живых существ, якобы ведущему к идолопоклонству, живопись в странах ислама не получила значительного развития и ограничивалась орнаментами. Высоко ценилось искусство каллиграфии. С XII в. начало развиваться искусство миниатюры.
Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В Багдаде был создан «Дом науки», представляющий собой соединение своего рода академии, библиотеки, обсерватории с коллегией переводчиков.
Больших успехов достигла медицина. Наиболее известными в этой области были: в Сирии семья Бахтишо, давшая семь поколений знаменитых врачей, известный багдадский хирург IX-Х вв. Абу Бекр Мухаммед ар-Рази, а также знаменитый Ибн Сина (Авиценна, 980—1037 гг.), прославившийся своими трудами «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки», где были обобщены достижения медицины того времени.
Математика, география и астрономия у арабов развивались на базе эллинистического и индийского наследия.
В IX в. во многих городах халифата появились публичные библиотеки и обсерватории. В Х в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы-Мадраса (медресе).
В IX в. начала развиваться светская историография. Крупнейшими ее представителями были историк арабских завоеваний ал-Белазури (IX в.), историк Багдада Ибн Абу Тахар Тейфур (IX в.), авторы всеобщих историй ал-Иакуби (IX в.), ат-Табари (IX в.), ал-Масуди (X в.).
Значительных успехов достигла философия, воспринявшая эллинистическое наследство, в частности идеи Платона, Аристотеля, неопифагорийцев. Наиболее известными философами являлись ал-Кинди (IX в.), ал-Фараби (X в.), Ибн Сина. Близкий к карматам философский кружок в Басре («Братья чистоты») составил энциклопедию философских научных достижений своего времени (конец IX в.). Многие из философов и ученых были энциклопедистами. Так, Ибн Сина известен как философ, медик и поэт, ал-Бируни — филолог, историк, математик, астроном.
К XI—XII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, появился культ святых.
На рубеже VII—VIII вв. сложилось аскетически-мистическое течение в исламе — суфизм. Аскеты-суфии, иначе называемые факирами или дервишами, стали играть в исламском мире роль, подобную нищенствующим монахам в христианстве. Суфии осуждали богатство, призывали отказаться от всех благ мира, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом. В этом учении отразился протест социальных низов против феодального гнета, хотя и в пассивной форме.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.