Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Экономическая история капиталистических стран

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 7 ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

1. Зарождение феодализма. В III—VII вв. в Японии шел процесс разложения первобытнообщинного строя   и   формирования антагонистических отношений. Лишь в VI—VII вв. родовая община превратилась в сельскую, основой которой были территориально-хозяйственные связи. Внутри общины периодически производился передел земли по душевому принципу. Появились так называемые «царские поля», которые фактически были владением вождя племени. Царские земли обрабатывались обедневшими общинниками, полусвободными  (бэмин)  и рабами.
С 645 г. вслед за переворотом Тайка была проведена целая серия реформ, сущность которых сводилась к установлению феодального режима. Закон 646 г. содержал лишь основные принципы реформ, которые осуществлялись в течение более 50 лет и получили окончательное оформление в кодексе Тайхорё (701 г.). Все земли были конфискованы и объявлены государственной собственностью, а крестьяне превращались в держателей государственных наделов. Каждые 6 лет проводилось перераспределение земельных участков между семьями. Но душевые наделы были неодинаковы. Надел мужчин (старше 5 лет) равнялся двум танам (0,24 га), женский надел составлял 2/з от этой площади. В результате реформы бэмин стали свободными и были уравнены в правах с крестьянами. Но рабство сохранялось. На долю раба приходилось 1/3 надела свободного. За пользование землей все крестьяне должны были платить государству натуральные подати продуктами сельского хозяйства (рисом) и домашней промышленности (шелком и пеньковой одеждой). В число крестьянских повинностей входили ежегодные отработки в пользу государства (до 100 и более дней), а также военная повинность, обозначающая, что 50 дворов должны выставлять одного рекрута.
Закон предусматривал выделение привилегированных наделов: ранговых, должностных, дарственных, за заслуги, кормовых и др. Феодальное государство раздавало их родственникам, 'фаворитам и приближенным императора, знати и крупным чиновникам. Крупные земельные угодья перешли во владения императорского дома и монастырей. Эти земли обладали налоговым иммунитетом.
2. Развитие феодализма в VII—XII вв. Япония совершила переход к феодализму, минуя рабовладельческую стадию развития, но рабство все-таки существовало. В VIII в. рабы составляли 10—15% населения, насчитывающего 5—6 млн. человек. Рабы принадлежали в основном государству и монастырям и были заняты на строительстве столицы и культовых сооружений. Домашних рабов было немного. Их . использовали как челядь или на подсобной работе в богатых крестьянских семьях. Земледелие — главная отрасль хозяйства — было делом крестьян-общинников, которые находились в поземельной зависимости от государства. Правительство поощряло захват новых земель, а также освоение пустошей. Специальный указ (743 г.) закреплял в частное владение целинные земли за теми, кто первый стал их обрабатывать. Поднятая целина освобождалась от налогов и постепенно становилась частной собственностью.
Одним из средств эксплуатации крестьян были рисовые ссуды государства, которые выдавались из специальных амбаров. После сбора урожая чиновники требовали погашения ссуды с 30—50-, а иногда и 100%-ной надбавкой. Поэтому широкое распространение получили самовольные уходы крестьян с государственных земель. Этому способствовало наличие невозделанных земель, а также зарождение в VIII в. частновладельческих поместий — сёэн.
С VIII в. начинается распад системы периодических переделов земли, существовавшей в японской общине, и ко второй четверти X в. переделы были прекращены. Распространение культуры риса, требовавшей больших и долговременных затрат труда на определенном участке, исключало использование системы периодического передела земли.
С IХ в. надельная система постепенно вытеснялась поместной системой. Со второй четверти X в. сёэн — среднее частновладельческое поместье — становится преобладающей формой землевладения. Основой сёэн были «именные поля» — наследственные владения, размер которых колебался от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Владельцы сёэн присваивали себе право иммунитета, отказывались платить государству поземельный налог и запрещали представителям власти появляться в своих владениях. Крестьяне, нещадно эксплуатируемые чиновниками, пере-' бегали в частновладельческие поместья. Они получали от владельца сёэн земельные участки и вместо подати государству стали платить оброк феодалу. В поместьях началось превращение рабов в феодально-зависимых крестьян. Изменения в структуре земельной собственности привели в X—XII вв. к междоусобным войнам.
3. Период развитого феодализма. Конец XII в.—важная веха в истории японского феодализма. Приход к власти дома Минамото и его реформы привели к углублению процесса феодализации. Конфисковав поместья своих противников, Минамото раздал их своим сторонникам. Произошел переход от частновладельческих поместий — сёэн к мелкопоместным денным формам землевладения.
В 1192 г. Иоритомо Минамото был провозглашен военным диктатором — сегуном. Начался так называемый период первого сёгуната.
В 1232 г. при господстве дома Ходзе было издано уложение, которое укрепило роль мелкого военного дворянства — буси, самураев. В конце XII и XIII вв. происходит заметное усиление роли самураев. Это связано не только с феодальными междоусобицами, но и с нашествием монголов (1274 и 1281 гг.). Поскольку самураи обязаны были воевать за свой счет, то они стали закладывать земли и даже продавать их. В 1297 г. появился специальный указ, запрещающий самураям эти операции с землей.
В конце XIII — начале XIV- в. усилились позиции феодалов юго-западных провинций. Феодальная смута 30-х гг. XIV в. закончилась падением первого сёгуната (1333 г.). Провозглашение второго сёгуната (1338 г.) не прекратило борьбы между феодальными группировками. Большая междоусобная война (1336— 1392 гг.) привела к серьезным изменениям в феодальном обществе. В стране произошло утверждение крупных феодальных владений — княжеств, владельцы которых (даймё) лишь номинально признавали власть сегуна. Кроме того, крупные феодалы встали на путь ликвидации мелких самурайских поместий. Самураи переселялись в города или замки даймё и получали от своего патрона рисовые пайки. Частично самураи были превращены в земледельцев.
Уже в конце XII — начале XIII в. в структуре феодальной ренты господствуют натуральные оброки, составляющие 40— 60% урожая риса. Происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, и появляются объединения ремесленников. Корпорации ремесленников, состоящие из 10—50 членов, находились под покровительством государства, получали монопольное право производства и продажи своих владений на определенной территории при условии уплаты властям специального налога. Возникали купеческие гильдии. Начинается постепенный подъем городской экономики.
Развитие экономики продолжалось и в XIV—XV вв. Благодаря прогрессу агрикультуры в Японии стали собирать 2 урожая в год. Сразу же после уборки риса крестьяне сеяли ячмень или пшеницу. Совершенствовалась система орошения. Земледельцы стали шире использовать для разных работ быков и лошадей. В XV в. началось культивирование хлопка и сахарного тростника. Подъем сельскохозяйственного производства сопровождался дифференциацией крестьянства и усилением феодальной эксплуатации. С малоплодородных земель крестьяне отдавали феодалу 10—30% урожая риса, со среднеурожайных — 40—50, а с высокоурожайных поливных — 60 и даже 80%. Особенно тяжело было крестьянам в неурожайные годы.
Успехи сельского хозяйства привели к дальнейшему подъему городов. С XV в. стало развиваться производство хлопчатобумажных и шелковых тканей. В начале XV в. развивается активная торговля с Китаем, а затем с Кореей. Многие даймё начинают интересоваться промышленностью. Эта тенденция усилилась в XVI в., когда появились «новые даймё», которые стремились увеличить свои доходы не только за счет сельского хозяйства, но и за счет ремесла и торговли. «Новые даймё» прокладывали дороги, налаживали транспорт, строили торговые склады, создавали торговые кварталы в городах. В Японию проникли португальцы (1542—1543 гг.) и испанцы (1584 г.), которые принесли .на острова огнестрельное оружие и католицизм.
Борьба за политическое единство в XVI в. сильно активизировалась. Ее возглавил Ода Нобунага (1534—1582 гг.). К 1582 г. ему удалось подчинить 30 провинций из 66. С 70-х гг. он начал свою реформаторскую деятельность: ликвидировал таможенные заставы и местные налоги, упразднил налогообложение торговых операций, поощрял строительство мостов и дорог, снял налоги с городских строений, запретил товарообмен, в котором всеобщим эквивалентом выступал рис, ввел в обращение золотые и серебряные деньги.
В 1582 г. Ода Набунага был убит. Однако его убийство не остановило процесса объединения страны. Его продолжил Тоётоми Хидэёси (1536—1598 гг.). Стремясь к консолидации феодального режима, Хидэёси провел в 1589—1596 гг.- земельную реформу: в Масштабе страны был введен земельный кадастр; урожайность определялась в зависимости от плодородия почвы; натуральная рента с крестьян была повышена до 2/з урожая, в деревне узаконена система «пятидворок», члены которых связывались круговой порукой. По указу 1591 г. крестьянам запрещалось покидать земельные наделы и оставлять занятие сельским хозяйством. К 1590 г. Хидэёси овладел всей Японией.
4. Экономическая политика сёгуната Токугава. Борьба за власть привела к победе Иэясу Токугава, который в 1603 г. был провозглашен сегуном Японии. Создание сёгуната Токугава ознаменовало начало нового периода в истории японского феодализма, который первоначально характеризовался консервацией режима. Объединение страны носило относительный характер, основой административно-политического устройства были княжества. Это компенсировалось введением военно-полицейской диктатуры сегуна, которая опиралась на экономическую мощь Токугава.
Военной опорой токугавского режима было  сословие   саму раев, которое получало за службу рисовый паек.   В 1653 г. был ' издан указ о переводе всех самураев на жалование.
Закон 1614 г. запретил христианство. Вскоре борьба с христианством переросла в антииностранную политику. В результате этого в 1623—1624 гг. Японию покинули англичане и испанцы, а серия законов 1633—1639 гг. привела к изгнанию португальцев. Японцам было запрещено самовольно покидать пределы государства и строить суда водоизмещением более 500 коку (80 т). Из всех европейских стран только Голландия смогла продолжать торговлю с Японией, но она велась в крайне незначительных масштабах. В территориальные воды страны допускались и китайские джонки. В XVIII в. произошло усиление внешнеторговых ограничений. Япония встала на путь внешней изоляции.
Полицейские мероприятия сёгуната коснулись и феодальных сословий, самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Поведение каждого сословия было жестко регламентировано. Так, указы 1643 и 1649 гг. запрещали крестьянам потреблять рис и рисовую водку, курить, носить шелковую одежду, устраивать театральные представления и пышные свадьбы, ходить в гости, справлять поминки и т. п. Согласно указу 1649 г. крестьяне должны были утром косить траву, затем работать в поле, а вечером плести мешки. Хотя крестьяне обязаны были платить оброк в размере 40% валового урожая по принципу «четыре части — князю, шесть — народу», реальные размеры податей  достигали  70%.
Для большей устойчивости крестьянского держания был издан указ (1673 г.), устанавливающий размер неделимого участка в 1 те (0,9 га).
Политика жесткой сословной регламентации привела только к временной стабилизации феодального строя. Рост феодальной эксплуатации, произвол чиновничества разоряли крестьян. Кроме поземельного налога чиновники собирали подати с окон и дверей, тканей, рисовой водки, бобов, конопли, ореховых деревьев и т. д. Крестьяне несли почтовую службу и гужевую повинность, строили и ремонтировали оросительные системы, дороги и мосты. В японской деревне появилась значительная прослойка бедных, «пьющих воду» крестьян. Многие крестьяне бросали землю, уходили в города. В 1721 г. появился указ, аннулирующий права купцов и ростовщиков на наделы, заложенные крестьянами, а указ 1742 г. вообще запретил куплю-продажу земли. Правда, он не распространялся на целинные и самурайские земли. Классовая борьба обострялась. Только за первое столетие диктатуры Токугава (1603—1702 гг.) было 165 антифеодальных выступлений.
Князья уменьшили рисовые подачки, и началось массовое обнищание самураев. Среди них увеличилась прослойка ронинов, которые превращались в мелких арендаторов, занимались ремеслом и торговлей, создавали разбойничьи шайки.
В начале XVIII в. в Японии насчитывалось более 130 самостоятельных видов ремесла. Рост домашней крестьянской промышленности стал основой для появления «раздаточной системы» капиталистического типа. Однако наибольшее распространение получили феодализированные мануфактуры, казенные и княжеские. На казенных мануфактурах применялся труд беглых крестьян. Затем государство развернуло строительство горнорудных, сахарных, металлообрабатывающих, фарфорово-фаянсовых и гончарных мануфактур. Господство феодализма сдерживало развитие частнокапиталистических мануфактур, которые занимали незначительное место в промышленном развитии страны.
Внутренняя торговля обслуживала феодальный режим. Деятельность купечества была регламентирована, но часто формально. Особенно много богатых купцов было в Осаке — всеяпонском центре торговли. Осакские купцы занимались оптовой торговлей. В городе была «рисовая биржа».

В целом Япония продолжала отставать от европейских стран, и даже в середине XIX в. феодальный режим, был относительно устойчивым. Не случайно К. Маркс отмечал, что «Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками».

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 729.

.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Экономика и менеджмент

Список тегов:
внутренняя торговля 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.