Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лалетин Д. Культурология

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ II ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 4. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

4.1. Понятие средних веков

«Средние века» — эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением Нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики. Продолжительность Средних веков около десяти столетий. Название дано мыслителями итальянского Возрождения, которые верили, что возрождают культуру античной Греции и Древнего Рима. Концом средневековья и одновременно началом Нового времени является серия буржуазных революций, начавшаяся восстанием в Нидерландах в конце XVI века и продолженная революциями в Англии (XVII век) и во Франции (XVIII век).
В последние века рассматриваемого периода в Западной Европе в сфере духовной жизни прошли важнейшие процессы: Возрождение (Ренессанс), результатами которого стали возникновение и становление европейского гуманизма и революционные преобразования художественной культуры; религиозная реформация, создавшая «дух капитализма»; в самом последнем, XVIII столетии, Просвещение, в значительной степени сформировавшее рационализм и подготовившее позитивизм. Все эти процессы происходят в Средние века, завершают эту эпоху; они готовят буржуазные революции. Однако, из-за их громадной значимости они будут рассмотрены отдельно.
Внутри Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:
- раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X — XI веков);
- Высокое (Классическое) Средневековье, от X-XI веков до примерно XIV века;
- Позднее Средневековье, XIV и XVI века.
Раннее Средневековье — время, когда в Европе тоже происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых врваров (от латинского barba — борода), которые уже со второго века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях её провинций. Это закончилось, как уже сказано, падением Рима.
При этом варвары принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и религии на всей территории Римской империи; после падения империи распространение христианства продолжалось. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского Запада. Возникла Священная Римская Империя. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Однако  процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались поселения европейцев. С севера постоянно совершали пиратские набеги скандинавские викинги. С юга совершали набеги и захваты мусульмане. С востока налетали мадьяры — венгры, которые сравнительно недавно поселились в Восточной Европе, на Дунае, и тоже начинали медленно строить свое государство. Раздробленная на мелкие уделы Европа жила в постоянном напряжении и страхе, угроза грабежей и разбоев существенно замедляла экономическое развитие.
В период классического, или высокого, Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С X века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государство вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе».
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Так, крестьяне Западной Европы добились для себя большей свободы и более высокого уровня жизни. Прежняя феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Это неизбежно привело к так называемому Возрождению, или Ренессансу. Наряду с этим специфическое положение христианской церкви в средневековом обществе сделало неминуемыми и перемены в самой христианской религии и церкви. Все это готовило конец Средних веков, переход к Новому времени в Европе как неизбежному итогу развития средневековой культуры.

4.2. Общественное устройство

Средневековое европейское общество было сословным, корпоративным. Высшим сословием считалось духовенство. Земля принадлежала феодалам — сравнительно немногочисленному классу людей, которые получили от королей или императоров поместья, фьефы или феоды, в награду за воинскую службу. Феодалы, или рыцари, считали себя благородным сословием, аристократией. Они назывались лордами, сеньорами, лендлордами.
Основную массу населения составляли крестьяне, которые находились в сильной зависимости от владельцев земли. Во многих регионах существовало поначалу настоящее крепостное право, однако со временем крестьяне добивались формальной свободы, оставаясь по-прежнему в очень сильной экономической зависимости от землевладельцев.
Крестьяне жили в нищенских домах, а феодалы строили себе замки и просторные дворцы, обнесенные крепостными стенами. Это были центры власти, отсюда осуществлялось управление. Феодалы долго выполняли и судебные функции. Все феодалы (рыцари) подчинялись сеньорам более высокого ранга, самым высоким статусом обладал король или император. В этих замках и дворцах при каждом крупном сеньоре собирался двор — друзья, гости-аристократы, вассалы хозяина, придворные звездочеты, алхимики, поэты, шуты, артисты, художники и музыканты. Здесь люди собирались для судебных разбирательств собственных тяжб или дел своих сеньоров.

4.3. Город и деревня в средневековой Европе

Город часто определяют как высшее достижение рода человеческого. Город —  средоточие и развитие экономического и политического развития и процветания, пространство роста культуры. Большое количества городов в Европе появилось в период расцвета древней Римской империи. Падение Рима повлекло за собой резкое сокращение городской жизни, уменьшение численности городского населения, упадок и даже исчезновение многих городов. В классическом средневековье началось возрождение городской жизни. Стали возникать новые города вокруг мест проживания королей, принцев и епископов; вокруг цитаделей феодальных властителей; вокруг рынков; возрождались к новой жизни также старые римские города. Все они, как давно существовавшие, так и вновь возникшие, стали прежде всего коммерческими и торговыми центрами. Самые известные из них выросли на основе знаменитых ярмарок, международных рынков, перевалочных пунктов в торговле между континентами и регионами. В их числе — Венеция, Флоренция, Милан, Брюгге, Антверпен, многочисленные города Ганзейского союза в Северной Европе.
Основную массу населения средневековых городов составляли, наряду с торговым людом и духовенством, ремесленники. Внутри города возникали целые кварталы и слободы, жители которых делали одно и то же дело: ткали, выделывали кожи, тачали сапоги, красили ткани, выпекали хлеб, снаряжали торговые экспедиции, давали деньги в долг и занимались финансовыми операциями, ковали железо, лепили и обжигали горшки  и т.д. В каждом таком районе возникали своеобразные средневековые «профсоюзы» — гильдии и цехи. Каждый цех имел достаточно четкую структуру, избирал свой совет и старосту, вырабатывал устав. Устав жестко регламентировал распорядок труда и жизни членов цеха (гильдии), оговаривал права мастеров, учеников и подмастерьев, рядовых и руководящих членов гильдии (цеха). В уставе предусматривался контроль над качеством продукции ремесленников. Контролировались и цены, никто не имел права самовольно, без решения руководства цеха (гильдии), ни завышать цены на свои изделия, ни понижать ее. Уставы чаще всего формулировались так, что совпадали с интересами самых богатых членов цеха. Некоторые горожане становились не менее богатыми, чем крупные дворяне-землевладельцы.
Со временем в самых богатых городах стали выбирать городские органы управления — муниципалитеты, советы, вырабатывать городские уставы. В этих уставах было записано, что любой человек, прожив в городе определенное время (обычно «год и один день»), освобождался от какой бы то ни было личной зависимости — ни один сеньор не имел на него больше никаких прав. Это было одним из важных притягательных моментов города. Горожане имели большую юридическую свободу, чем сельские жители.
Самые богатые и сильные города  получали из рук королей и императоров статус независимых коммун, «вольных городов». Наиболее известны и самостоятельны были города-государства Венеция, Милан, Флоренция, добившиеся наиболее прочного положения и начавшие завоевывать своих соседей.
Город становился прежде всего мастерской, ремесленники там становились профессионалами в полном смысле слова. Горожанин обладал иным социальным статусом, чем крестьянин, и ощущал себя совершенно иначе. Жизнь в городе вырабатывала у людей новый менталитет: горожанин поневоле должен был вести активную жизнь, быть деятельным. У жителей городов появлялся свой, городской патриотизм.
Жизнь простых крестьян была куда тяжелее, чем горожан, вследствие постоянной вражды с сеньорами и угнетения со стороны последних. Сеньоры испытывали к крестьянам («мужланам», как они их именовали) величайшее презрение. Крестьянин в их глазах был средоточием всех пороков. Поэтому в сознании крестьян преобладало вечное недовольство, регулярно пробивавшееся в восстаниях. Нормой было воровство с господских полей, браконьерство в лесах сеньора, поджоги его урожаев, саботаж на барщине, отказы платить оброки и денежные сборы. Потому же крестьяне решались и на бегство, прежде всего — в город.
В общем плане развитие средневековой культуры представляет собою в значительной мере именно прогресс городов, городского образа жизни и всего, что связано с ним, включая ремесло, духовную культуру, образование, государственность и т.п. Самым тесным образом проявляется это и в развитии общества, в развертывании государственности, власти, политической культуры.

4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета

Важнейшей особенностью  средневековой  культуры  является  особая роль христианской  церкви и догм христианства в формировании мировоззрения и менталитета европейцев. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве,  наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в  самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно представить воздействие христианства на культуру в Средние века.
Это влияние начиналось с формирования картины мира, целиком определявшей менталитет верующих селян и горожан. Она основывалась на образах и толкованиях Библии. Церковь предлагала трактовать всю земную жизнь как подготовку к будущей вечной жизни в ином измерении, в просторечии — на небесах. Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. В его сознании мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим, все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали всё, о чем сообщала Библия, буквально. По удачному выражению С.С. Аверинцева, Библию читали и слушали в Средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.
Магическое мышление  вносило убежденность, что мир населен,  наряду с людьми и всем видимыми животными, целыми сонмами и полчищами сверхъестественных существ, посланников неба и ада. Эти особенности средневекового  менталитета  усугубляются неграмотностью основной массы носителей средневековой культуры. Средневековый европеец, включая и рыцарство вплоть до королей и императоров, был неграмотен. Средневековая культура — это культура бескнижная, догутенбергова. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания, она существовала через сознание безграмотного, неписьменного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы

Основой этой  культуры  было,  конечно,  сельское хозяйство. Товарное производство было развито очень слабо, то есть селяне сами делали почти все необходимое для жизни, очень малую часть выращенного продавая и мало что покупая на стороне.
В городах производство было ремесленным. Главная особенность такой организации в том,  что каждое изделие с начала и до конца  делает один человек. Иначе говоря, ремесленное производство не знало глубокого операционного разделения труда, хотя в нем вполне оформилось разделение по видам продукции, по технологии.
Труд ремесленников и крестьян осуществлялся вручную, хотя орудия труда постепенно становились все более совершенными и разнообразными. Использовались и некоторые механизмы,  приспособления, правда, известные еще с античности. Наиболее важные из них — мельницы, водяные и ветряные. Если в античности они применялись далеко не повсеместно, то  в Средние века в Европе они получают широкое распространение начиная с ХI -ХIV веков (Ле Гофф,  с.  184-212). То же можно сказать о плуге и некоторых мелких орудиях труда,  таких,  как рубанок.
В целом техническая оснащенность хозяйства в Средние века была  крайне низкой. Ручные орудия труда преобладали над механизмами, сельскохозяйственный инвентарь был попросту убогим, вследствие чего была низка производительность труда в городах и очень невысокой была урожайность полей. Поэтому было невысоким и качество производимых изделий.  И строили в Средние века плохо: здания, прежде всего церкви, часто рушились. Постоянно нужно было что-то ремонтировать, переделывать, перестраивать.  Большинство  шедевров  средневековой  архитектуры стоит ныне только благодаря ремонтам и реставрациям последующих столетий (Ле Гофф,  с. 206-207). Тем не менее, техника в это время пусть и медленно, но развивалась, прежде всего за счет распространения приспособлений и механизмов.

4.6. Политическая культура средневековой Европы

Одной из ведущих идей средневекового сознания была имперская идея. Память о Римской империи наложила стойкий отпечаток на менталитет средневекового европейца, и попытки создать империю на европейской земле в Средние века периодически повторялись. Император в средневековой Европе был правителем наиболее высокопоставленным, но не располагавшим самой большой властью. При этом императоры и короли до 10-го века повсюду в Европе были избираемыми. Постепенно устанавливались наследственные династии.
Авторитет и власть императора и королей считались происходящими от Бога, что символизировалось коронацией — её осуществлял папа или иной высокопоставленный прелат католической церкви. Тем не менее власть часто ускользала из рук коронованных правителей, переходя к менее высокопоставленным властителям, её можно было просто захватить и удерживать силой. При этом феодальный контракт устанавливал систему политических отношений, фундаментально отличавшуюся от имперской. Рыцари-вассалы, получившие фьефы (земельные владения вместе с населением) от императора или короля, могли требовать, чтобы этот их сеньор, связанный феодальным договором, не нарушал их прав в их фьефах. На этой основе английские бароны в 1215 году добились от короля Джона (Иоанна) Великой хартии (Грамоты, Magna Carta), гарантировавшей сохранение их прав и свобод. И хотя конфликт между имперской идеей и феодальным договором существовал, оба этих принципа действовали в политической культуре средневековой Европы.
Наряду с идеей монархической власти в политической культуре Европы в Средние века продолжала существовать идея власти представительной, выборной — некое продолжение опыта античной демократии. И города, и религиозные ордена в течение XII и XIII веков развивали представительные институты. Феодалы начиная с 1300-х годов широко использовали в своих феодальных советах представителей городов и церкви. В Англии король своей властью собирал в парламент представителей каждого графства и города. Точно так же он организовывал собор из поверенных духовенства каждой епархии. Во Франции Генеральные Штаты, в Испании кортесы, в Германии рейхстаг — все это были представительные органы. Их основная власть распространялась на сферу налогообложения. Однако когда в позднем Средневековье представительные органы попытались расширить свою власть, короли утратили заинтересованность в созыве представительных органов. Стал развиваться абсолютизм.

4.7. Правовая культ ура в Средние века

     Закат Римской  империи  в  Западной  Европе в V столетии и подъем германских племен прекратили развитие правовой культуры почти во  всей Европе. Завоеванные германские племена взамен римского права добавили весьма немного. Германское право начиналось как неписаные обычаи племен,  а  не  как указы или высший авторитет в государстве.  Салическая правда,  составленная около 500 года н.э., была наиболее важной из записанных  германских племенных кодексов;  тем не менее,  в сравнении с Кодексом Юстиниана она выглядит крайне сырой и  рудиментарной.  Каждое германское племя управлялось по своим обычаям и правилам. Единообразие и системность римской юриспруденции резко контрастировала с многообразием племенных законов.
Система юстиции была разрушена.  Каждый регион управлялся  административно и развивался в собственных границах и писал свои локальные законы. Раннее Средневековье принесло некоторый прогресс в развитие  правовой культуры. Возникли правовые школы. Преподавали в них монахи и священники. Усиливающееся влияние приобрела Римская католическая церковь и её каноническое право. Каноническое  право  было позаимствовано  из  римского права, и поэтому оно сохраняло систему римского права вплоть до её возрождения в конце XI века.
В Болонье  (Италия) около 1100 года снова возродилось образование в области права. Под руководством Ирнериуса и его студентов были воскрешены  и стали изучаться работы Юстиниана.  Спустя столетие в Болонье учились уже сотни студентов-правоведов.  Эти студенты разъезжались  по Европе. Принципы римского права применялись к германским и феодальным обычаям, трансформировались в итальянское право. В течение XII, XIV и XV столетий юридические факультеты были открыты  в Испании,  Франции,  Германии и Нидерландах.  Проводившиеся там исследования формировали основы систем современного гражданского права этих стран. В XVII и XVIII веках юридические школы, такие, как школа Гуго Гроциуса и Самуэля Пуфендорфа,  продвинули теорию естественного права и отстаивали опору на разум совместно с принципами римского права.

4.8. Философская и научная культура

В период классического средневековья западноевропейские философы (все они были профессиональными теологами, или богословами) и ученые получили возможность читать, поначалу в арабских переводах, сочинения античных греческих и эллинистических философов. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика («школьная» философия, от греч. «схоластикос» — школьный). Схоласты исходили из тезиса, что «вечная истина» содержится в Библии и комментариях к ней, написанных отцами церкви (сверхъестественное знание, «откровение»), а также в работах Платона и особенно Аристотеля (естественное знание) и комментариях к ним позднеантичных и арабских философов. Эту истину схоласты и пытались «извлечь», сделать доступной, анализируя и толкуя древние тексты. При этом они широко применяли логику, рациональные рассуждения, используя при анализе противоречащих тезисов и значений опыт римского права.
Самые известные представители схоластики — Ансельм Кентерберийский, Абеляр (ранняя схоластика, XI-XII вв.), Альберт Великий и Фома Аквинский (зрелая схоластика, XII-XIII вв.), Дунс Скотт, Оккам и Роджер Бэкон (поздняя схоластика, XIII-XIV вв.). В конце концов схоластика выродилась в бессодержательные формальные рассуждения, оторванные от реальности.
Схоласты, настаивая на главенстве религиозных дгматов («философия есть служанка богословия»), разработали виртуозную технику анализа текстов, выявления смыслов и различий между ними. Поздняя схоластика указывала на важность человеческой воли, предлагала применять для постижения истины математику, эксперименты (Р. Бэкон). Было сформулировано требование гармонии разума и веры. Всё это подготовило дальнейшее развитие науки.
В собственно научной культуре наиболее заметна в средние века была алхимия, древнее искусство, посвященное преимущественно поискам субстанции,  которая могла бы превращать  обычные  металлы  в золото или серебро и служить средством бесконечного продления человеческой жизни. Поначалу попытки достичь этой цели были сугубо эмпирическими,  но начиная с IV века н.э.  начинают решительно преобладать астрология,  магия и колдовские ритуалы. Алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии.
Итальянский философ-схоласт Фома Аквинский, каталанский священник Раймонд Луллий,  бенедиктинский монах Бэзил Валентин (работавшие в  XV веке) также много сделали для будущего прогресса химии, хотя и оставаясь в рамках алхимических подходов,  своими  открытиями  использования мышьяка,  получения амальгам,  возгонки винного спирта,  или этилового алкоголя. Наиболее знаменит был швейцарский алхимик XVI века Филиппус  Парацельс.
Вместе с тем в средние века некоторые увлеченные люди продолжали астрономические наблюдения, занятия математикой, медициной, систематизацию знаний о Земле, растениях, животных, хотя уровень этих занятий был весьма невысок.
В Средние века имели место впечатляющие изменения в технологии. Особенно сильными, буквально поразительными, они были в эпоху Возрождения. Усилия повысить продуктивность сельского хозяйства; развитие оружия, возрастающее умение использовать порох; интенсивное использование морских судов и совершенствование искусства навигации, включая использование телескопов; весь ряд механических искусств Средних веков и Ренессанса, таких, как архитектура, инженерное дело, оптика, конструирование ручных и башенных часов — все это заслуживает самой высокой оценки.
Ко времени Коперника и Галилея в XVI веке существовал достаточно широкий фундамент физических наук, в значительной степени эмпирический, но без тех теоретических усложнений, с помощью которых может быть построено здание современной физической науки.
В средневековой медицинской школе и в среде художников Ренессанса велись эмпирические исследования человеческого тела, которые установили основания физиологии.
Самым, пожалуй,  парадоксальным результатом средневековой научной культуры является возникновение на базе схоластических методов и иррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения. Пытаясь найти гармонию веры и разума, соединить иррациональные догмы и экспериментальные методы,  мыслители  в  монастырях  и духовных школах постепенно создавали принципиально новый способ организации мышления — дисциплинарный. Наиболее развитая наука той поры,  теология,  приобрела впервые в духовной практике все характерные черты научной  дисциплины.
Именно теологи,  обсуждая проблемы синтеза языческой рациональной философии и христианских библейских принципов,  нащупали те формы деятельности  и передачи знаний,  которые оказались наиболее эффективны и необходимы для возникновения и становления современной науки: принципы обучения, оценки, признания истины, которые используются в науке и сегодня. «Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат,  объяснение с современниками с помощью опор - ссылок на предшественников, приоритет, запрет на повтор-плагиат, - все это появилось в процессе воспроизводства духовных кадров,  где обет безбрачия вынуждал использовать «инородные» для духовной профессии подрастающие поколения» (Петров М.К., 1978, с. 115).

4.9. Художественная культура

После падения Рима в 476 году развитие раннефеодальных обществ обусловило возникновение ряда довольно простых  стилей в искусстве, которые в целом принято называть «варварскими»; они составляют пра-романский стиль.  Эти стили,  характеризуемые использованием «звериных» форм  и комплексом характерных декоративных приемов,  различны в каждом регионе.  В Ирландии этот стиль называется «кельтским»,  в Англии «саксонским»,  во Франции Меровингским,  в Испании Вестготским.
По имени франкского императора Карла Великого франкское искусство VIII и начала IX веков называют каролингским (от Каролюс, латинской формы имени Карла). Для  обозначения возрождения искусства и классического образования при Карле Великом многие историки используют термин Каролингский Ренессанс.
В конце пра-романского периода наследие римского стиля смешивалось с византийскими;  с ближневосточными,  особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими; с кельтскими; с чертами стилей других северных племен.  Различные комбинации этих влияний привели к возникновению в Западной Европе множества локальных  стилей,  которые, тем не менее, имеют сходные черты. Их часто объединяют под именем романского стиля.

4.9.1. Романский стиль

 Название происходит от латинского слова romanus — римский и обозначает совокупность стилей в западноевропейском искусстве Х-ХII веков. Сходство локальных стилей в различных странах Западной Европы возникло как результат религиозного единства: мировоззрение и менталитет жителей этих стран определялись христианством. Христианство модифицировало национальные культуры; его решающее влияние (через церковь) наиболее очевидно в архитектуре, скульптуре и живописи. Кроме того,  художественный стиль раннего Средневековья отличается духом воинственности, включая необходимость самозащиты от постоянно ожидавшихся нападений.
Основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями. Это объясняется, в частности, и тем, что в 1000 году христианская церковь ожидала конец света, почему особенно усилилось церковное строительство. Наряду с этим активно возводились рыцарские замки. Собственно, как раз храмы и замки и стали наиболее типичными памятниками романского стиля.
Выдающимся достижением  архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами  (арочными  поддерживающими  конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся  деревянных  перекрытий  пра-романских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов. Здания романского стиля имеют простые, лаконичные геометрические формы и напоминают крепости (мощные стены, небольшое количество маленьких окон). Для украшения частое применялись колоннады античного ордера, остроконечные башенки — пинакли, скульптура. Скульптура романского стиля производит впечатление несовершенной, созданной неумелыми мастерами, так как она принципиально нереалистична.
Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников: колонны с абстрактными орнаментами,  украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции,  как правило, сцены по библейским сюжетам и из жизни святых,  также изображались на широких поверхностях стен. В них не соблюдалась перспектива, фигуры были плоскими.  Лица рисовались с преувеличенно большими глазами, как на византийских иконах. Позы искусственны, портретное сходство отсутствует. Короли и императоры изображались более крупными по размеру, чем более крупным, чем его вассалы и слуги, а самыми крупными — святые.
Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. Иллюстрированные рукописи этой эпохи следуют образцам Византии и раннего христианства.  К византийским и раннехристианским источникам добавились германские звериные мотивы и происходящие из Ирландии узоры сложного плетения, на основе которых были разработаны орнаменты высочайшего  уровня.

4.9.2. Готический стиль

Готика, готический стиль возник и господствовал в западноевропейской художественной культуре непосредственно после романского. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия.  Термин «готика» сегодня применяют к позднему, высокому или классическому средневековью. Готический стиль обслуживал прежде всего церковь. Период готики считается одним из выдающихся в истории  европейской художественной культуры.
Готический стиль наиболее ярко представлен в архитектуре.
Характерным признаком готического стиля стали ребристые своды.  Средневековые церкви романского стиля имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми.  Они стремились распереть, вытолкнуть стены наружу,  что могло обрушить здание.  Чтобы держать такие своды, стены романских строений должны были быть толстыми и тяжелыми. В начале 12-го века каменщики разработали ребристые своды: стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Эти арки могли опираться просто на колонны, стены перестали быть несущими конструкциями. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. Новый свод, который был тоньше и легче, позволил решить многие архитектурные проблемы. Толстые стены романской архитектуры сменились более тонкими; в них стало возможным устраивать обширные оконные проемы, так что нефы храмов стали освещаться очень ярко. В гигантские окна стали монтировать витражи из цветного стекла, усиливавшие впечатление праздничности, отличности от обыденной жизни.
Готический свод сообщил соборам общий характер легкости, устремленности ввысь. Храмы стали намного более динамичными и экспрессивными.  Первым из больших соборов был собор Парижской Богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики.  Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Влияние французской готики быстро распространилось на Испанию,  Германию,  Англию.  В Италии оно было не  столь сильным.
Следуя романским традициям,  в многочисленных  нишах  на  фасадах французских  готических  соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур,  олицетворявших догматы и верования  католической церкви.  Готическая скульптура в 12-м и начале 13-го века была по своему характеру преимущественно архитектурной. С XIV в. к украшениям готических соборов добавилась тончайшая резьба по камню, каменное кружево. Такой стиль иногда называют «пламенеющей готикой».
Готические соборы в средневековых европейских городах были самыми заметными, самыми красивыми сооружениями, что подчёркивало роль церкви в жизни и в культуре. Собор был украшением города, а значит, и символом его богатства. В дни религиозных праздников (а их в средние века было множество, и длились они часто не по одному дню) собор становился главным центром общественной жизни, куда горожане приходили на театрализованные представления.
Готическая эпоха закончилась в Италии в начале ХV века с приходом Ренессанса. В остальной части Европы готическое искусство и архитектура продолжали существовать в течение почти всего XV века,  а в некоторых регионах Европы и в XVI веке.

4.9.3. Музыка и театр в Средние века

Влияние церкви на музыку в Средние века трудно  переоценить.  Рукописи  обычно  переписывались духовными лицами,  и поэтому немногочисленная светская музыка сохранялась отдельно от песен на  латыни, которых тоже было крайне мало.
Первой важной светской музыкой на местном языке были песни трубадуров  на  провансальском языке.  Начиная со своего возникновения в XI веке,  песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах,  особенно на севере Франции,  где труверы создали большой музыкальный репертуар. Их монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте.
В XIV столетии светская музыка стала полностью полифонической. Священная музыка записывается в двух или четырех голосах с IX века. Ведущими  композиторами  были  Леонин и Перотин. В XIV веке, часто называемом периодом Арс Нуова,  в противоположность XIII веку Арс Антиква, полифония расцветает в национальной песне. Самым большим достижением Арс Нуова был переход от первоначального троичного ритма к современному многообразию размеров, преимущественно 3/4,  6/8, 2/4, 9/8. В Италии XIV век начался культивированием  двухголосного  мадригала. Широко использовались инструменты струнные, портативные органы, малые арфы, шомы (прототип гобоя).
Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в Вербное Воскресенье. Антифонные, или вопросно-ответные,  песнопения  Мессы  и канонические хоралы представляют собою диалоги. В XIV веке театральные постановки связывались  с  праздником  Тела Христова и развивались в циклы,  включавшие до 40 пьес.
В тот же самый период появились народные пьесы,  светские фарсы и пасторали. Это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского  богословия  с соответствующими персонажами,  моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами, и исполняли их профессионалы,  такие,  как менестрели или жонглеры.  Пьесы, такие, как «Человек» ("Everyman"), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры

Итак, Средние века в Западной Европе — время напряженной духовной жизни, серьезных изменений культуры. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную,  чем  знали прежние времена.  Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура Средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание  людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского  Возрождения, Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры,  в том числе институты научного познания и образования.  В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления,  без которой была бы невозможна  современная  наука, люди  получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде:  дисциплинарная структура познания.  Даже фантастические  рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.
Поэтому как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Как показал М.К. Петров, средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникла бы,  хотя сама средневековая культура была на нее в основном совсем не похожа.

Вопросы для самопроверки

  • Какие  основные периоды принято выделять в европейском Средневековье?
  • Какие социальные группы составляли общество средневековой Европы?
  • Какие два художественных стиля в Средние века наиболее известны? Чем они характеризуются?
  • Назовите основные памятники этих стилей.
  • Каковы главные особенности хозяйственной и физической культуры в средневековой Европе?
  • Что такое средневековый европейский феодализм и рыцарство?
  • Как развивалась в Средние века научная культура?
  • Что такое схоластика? Каков её вклад в развитие культуры?
  • Каков основной вклад средневекового рыцарства в европейскую культуру?
  • Были ли Средние века временем культурного застоя  и темноты?

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология


См. также
Большаков В., Новицкая Л. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения)
Религиозность — основополагающая черта средневековой культуры Человек и мир в эпоху Средневековья: синкретическое единство
библиотека истории культуры - Гуревич А. Категории средневековой культуры. Картина мира средневекового человека
История средних веков СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ скачать бесплатно книги истории России
Аверинцев С. Символика раннего средневековья - электронная библиотека культуры средневековья










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.