Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Байбурин А, Топорков А. У истоков этикетаОГЛАВЛЕНИЕЗАКЛЮЧЕНИЕЭтикетное поведение у самых разных народов мира, несмотря на внешние, бросающиеся в глаза различия, имеет многие сходные черты. Своего рода универсалиями являются некоторые жесты приветствия, позы высокой и низкой престижности, определенные способы ритуа- лизованного выражения эмоций, ценностной акцентировки пространства, а также такие явления, как гостеприимство и обмен дарами. Думается, что этот список мог бы быть расширен. Одной из наиболее важных характеристик универсалий в этикете является то, что они не только передаются в пространстве и времени, но и воспроиз водятся заново независимо друг от друга в разных культурах. Этнические универсалии составляют весьма значительный, можно даже сказать, базисный пласт в этикете разных народов, а в преобразованном виде продолжают существовать и в современном индустриальном обществе. Многие черты бытового поведения, особенности повседневного общения, как мы видели, имеют мифо-ритуальные истоки. Можно сказать, что этикет — это ри туал, лишенный жесткости и обязательности и опрокину тый в повседневность, но сохранивший при этом некоторые из своих содержательных характеристик. Этикет, как и ри туал, организует поведение человека и межличностное общение, причем таким образом, что партнеры, подчас неосознанно, принимают участие в разыгрывании мифо- поэтических сценариев. Ключ к проблеме происхождения этикета дает изучение исторических связей этикета и ритуала. Традиционно их соотношение рассматривается в сугубо эволюционном плане: предполагается, что ритуал предшествует этикету, а этикет, в свою очередь, формируется на основе ритуала. Как мы пытались показать, такая последовательность действительно наблюдается во многих случаях,
Наиболее архаическим было, по-видимому, такое состояние, когда еще не произошло институализации ни ритуала, ни этикета, ни других специализированных форм поведения. Для такого нерасчлененного состояния, по всей вероятности, не было принципиальной разницы между общением с человеком, природным объектом и сверхъестественным существом. Одни и те же стереотипы и схемы поведения реализовывались в самых разных сферах жизни. Впоследствии этикет, ритуал и религиоз ная церемония существовали параллельно друг с другом, однако многочисленные частные схождения выдают их исконное родство. Для поздней стадии этикета характерны процессы, существенным образом затемняющие его исторические связи с ритуалом. С одной стороны, в культуре происходят деритуализация быта и демифологизация ритуала, что меняет весь контекст бытования этикета. Теряют свою обязательность социально-бытовые институты, регулиро вавшие межличностное общение в архаическом и традици онном обществе. Они отчасти превращаются в этикет, а отчасти заменяются им. Таким образом, этикетная регламентация распространяется вширь и начинает обслу живать ситуации, которые ранее регулировались иными культурными механизмами, прежде всего ритуалом. С другой стороны, из множества традиционных средств этикетного общения остается лишь ограниченный на бор, причем отдельные знаки десемантизируются, упро щаются и приобретают характер своего рода бирок, эти кеток, маркирующих ту или иную ситуацию. Сужается и сам набор этикетных ситуаций, которые также унифицируются. Тем не менее мифо-ритуальная семантика отдельных жестов, поз, атрибутов внешности, этикетных ситуаций, которую мы попытались реконструировать, не является чем-то абсолютно чуждым современности. В той или иной 162 мере она сказывается и в нашем поведении и его осмыслении, а больше — в неких смутныхъ неосознанных установок, которые, впрочем, могут быть и осознаны, если обратиться к истории и этнографии. В этом смысле познание истоков этикета позволяет нам понять многое в своем собственном поведении и в отношениях с окружающими.
Ваш комментарий о книге |
|