Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ДЕВТЕРАГОНИСТ - в древнегреческом театре 2-й актер из
трех актеров, участников драмы. Введен, по свидетельству Аристотеля
("Поэтика", гл. 4), Эсхилом. Д. занимал подчиненное место по отношению к
протагонисту (1-му актеру); протагонист подбирал Д., а иногда и
оплачивал его. С течением времени Д., совершенствуясь в своем
мастерстве, мог стать протагонистом. Введение Д. создало условия для
раскрытия дра-матич. конфликта, имело решающее значение для становления
драматического искусства. См. также Тритагонист. С. А.
ДЕВЯТОЕ, Дмитрий Прокофьевич (р. 23.??.1919) - русский советский
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил Ленингр.
политико-просветит. ин-т им. Крупской (1941) и Высшие лит. курсы Союза
Сов. писателей (1956). Автор пьес: "В Лебяжьем" (1951, Тамбовский т-р,
спектакль удостоен Гос. пр. СССР, 1952), "Родник в степи" (1954, там
же), "Измена" (1956, там же).
Соч.: Сборник пьес, М., 1958. ? ?
ДЕДИНАЦ (Dedinac), Милан (р.27.IX.1902) - юго-славский писатель и
театральный критик. В 1948- 1953-худ. рук. Югославского драм. т-ра
(Белград), с 1959 -директор этого т-ра. Автор книги "Театральные
хроники" (1952) о театр. жизни в Югославии в 1944- 1950. Перевел "Федру"
Расина (изд. 1954).
ДЕД-РАЕШНИК - один из основных участников балаганного представления в
России (19 в.). Д.-р. зазывали публику на представление с балкона (т. н.
payed) перед балаганом. Д.-р. продолжали традиции иск-ва рус.
скоморохов. В рифмованных монологах они высмеивали знатных господ, их
кичливость, тупость, преклонение перед всем иностранным, взяточничество
полиции и т. д. Обычно Д.-р. были одеты летом в домотканный армяк и
лапти, зимой в тулуп и валенки; на голове носили войлочную шапку. Помимо
выступлений в балаганах, Д.-р. показывали картинки в т. н. райках. Д.-р.
выходили чаще всего из среды гор. ремесленников и отставных солдат -
остроумных, бывалых людей, знающих цену шутке. Мн. из них выступали
только во время гуляний. В сер. 19 в. среди Д.-р. особенно известен был
отставной егерь Бомбов. В 70-80-х гг. 19 в. в Нижнем Новгороде с успехом
выступали Я. Мамонтов (отмеченный Горьким и Шаляпиным), в Москве - А.
Бутягин (из б. оперных певцов), в Петербурге - Брусенцев и дед Серый,.
ДЕДЮШКО, Владимир Иосифович (р 17. ??/?905)- белорусский советский
актер. Нар. арт. Т?ССр (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Сценич.
деятельность начал в 1923 в 3-м Белорусском т-ре. С 1937 - в Т-ре им. Я.
Купалы (Минск). Характерно-комедийный актер, Д. с особым успехом играет
ролу людей из народа, выразительно передает нац. характер белорусов.
Творчество Д. отличается простотой, близостью к жизненной правде, нар.
юмором. Роли:
Крушина ("Константин Заслонов" Мовзона), Пытлева-ный ("Поют
жаворонки" Крапивы; toc. пр. СССР, 1952), Моцкин ("Извините,
пожалуйстаТ"' МакаеЯка),' Местный, Вакуленко ("Фронт", "Калиновая роща"
Корнейчука). Снимался в кино ("Константин Заслонов"), "Павлинка" и др.).
Лит.: Мастацтва совецкай Беларуси Зборшк артыкулау, MincK, 1955, с.
355-60; Няфед Ул., Benapycki тэатр. Нарис псторьи; MJHCK, 1959. ? f]
ДЕЕВА, Ирина Савельевна (р.31.XII.1886) -советский режиссер, театр.
деятель, актриса. Чл. Коммунистич. партии с 1946. Сценич. деятельность
начала в 1912 в Киевском рус. т-ре "Соловцов" как актриса. В 1919
работала как режиссер под рук. К. А. Мард-жанова. Была одним из
организаторов (1924) и художеств. руководителем Киевского ТЮЗа, пост.
там спектакли "Дон-Кихот" Бруштейн и Зона (1928), "Так было" Бруштейн
(1929), "Женитьба" (1930); "Гибель эскадры" (1931), "На штурм" (1931)
Корнейчука и др. В 1938-41 - художеств. руководитель Архангельского
ТЮЗа. В 1941-48 - режиссер Новосибирского ТЮЗа, в 1948 - режиссер т-ра в
Новокузнецке (Кемеровская обл.). Была активным деятелем сов. т-ра для
детей. В своих спектаклях уделяла большое внимание работе с актером. С
1919 вела педагогич. работу в театр. студиях.
ДЕЖАЗЕ (Dejazet), Виржини (30.VIII.1798-1.XII. 1875) - французская
актриса. Род. в артистич. семье. Играла в парижских т-рах - "Водевиль"
(1807-17), "Варьете" (1817-20), "Жимназ" (1821-27), "Нуво-те" (1828-30).
Расцвет творчества Д. связан с т-ром "Пале-Рояль" (1831-43). Д.
выступала до 18,75. Много работала в провинции. Блестяще владея иск-вом
трансформации, Д. исполнила сотни ролей "травести" (мальчишек-повес,
жеманных маркизов и т. д.), юных девушек, старух и пр. в водевилях и
фарсах Скриба, Баяра, Дю-мануара, Сарду и др. Грация легкость, тонкость
фразировки, мастерство ведения комедийного диалога и исполнения
водевильного куплета сделали Д. любимицей массового зрителя. Однако
выступая в бурж. водевиле, Д. нередко способствовала утверждению на
франц. сцене репертуара, по своей идеологии чуждого народу. Но в то же
время в ее жизнерадостном, остроумном, изящном иск-ве ожили традиции
франц. нар. песенников и нар. т-ра. Глубоко нац. характер дарования Д.,
вольнолюбивый дух ее творчества и песенное мастерство ярко раскрывались
при исполнении песен Беранже (монолог "Лизетта Беранже" Бера, водевиль
"Песни Беранже" Клервиля и Лам-бера-Тибу и др.).
Лит.: L у о n n e t H., Dictionnaire des comediens francais, (ceux
d'hier), P., 1912- 1913; Le с о m t e L.-H., Une comedienne au XIX
siecle: Virginie Dejazet, P., 1892; Du val G., Virginie Dejazet, P.,
1876; L e с о m t e L.-H., Virginie Dejazet (d'apres se spapiers et sa
correspondance. Vie d'artiste), P., [1902]. E. Ф.
ДЕЖУРНЫЕ ДЕКОРАЦИИ - комплект деталей декораций, применяемых в разных
спектаклях. Д. д. являлись обязательной принадлежностью каждого т-ра.
Кроме набора станков и нейтральных фоновых завес сцены, имелись
комплекты пейзажных и интерьерных декорации ("лес", "сад", "богатая
комната", "бедная комната", "готический зал" и т. п.), к-рые применялись
почти во всех спектаклях. Д. д. сокращали время на оформление спектакля,
уменьшали его стоимость, но снижали художеств. уровень спектакля. В
совр. т-ре в связи с повышением требований к художеств. качеству
оформления в качестве Д. д. употребляют лишь нейтральные детали
(лестницы, ступеньки, станковый фундус, заспинники, фурки, горизонт; см.
также Одежда сцены). Д. д. применяются для репетиций, в л Б
ДЕЗЕД (Dezede, Dezedes, Desaides), Никола (ок.' 1740-11.XI.1792) -
французский композитор. В содружестве с актером Ж. М. Монвелем написал
для т-ра "Комеди Итальенн" (Париж) оперы "Жюли" (1772), "Три фермера"
(1777), "Зулима" (1778), "Цецилия" (1780), "Блез и Бабетта" (1783),
"Алексис и Жюстина" (1785) и др. Среди др. опер Д.- "Альсиндор" (1787,
т-р "Гранд-Опера"), "Огюст и Теодора" (1789, т-р "Комеди Франсез"), "Три
свадьбы" (1790, там же), "Полэн и Клеретта" (1792, там же) и др. Д.один
из основоположников пасторального жанра. Его оперы, отличавшиеся
свежестью красок, наивностью и в то же время верностью характеров,
прозрачностью гармонии и оркестровки, мелодичностью, пользовались
популярностью у современников. На темы опер Д. Моцарт написал фп.
вариации.
ДЕЗОРМЬЕР (Desormiere), Роже (p. 13.IX.1898)- французский дирижер и
композитор. Музыке обучался в Парижской консерватории у В. дЭнди, Ш М.
Видора и др.; брал уроки у Ш. Кехлина. В 1924-25 дирижировал спектаклями
шведской балетной труппы, руководимой Р. де Маре и Ж. Берлином. Выступал
как дирижер в 1925-30 с труппой С. П. Дягилева в Париже, Лондоне,
Милане, Вене, Праге, Брюсселе, затем самостоятельно в оперных т-рах
Будапешта, Мюнхена, Ленинграда, Москвы и др городов. В 1936-44 Д.дирижер
(в 1944 - дирек тор) т-ра "Опера комик", в 1945-46 - дирижер балета т-ра
"Гранд-Опера". В 1946-52 периодически выступал в т-рах, концертах.
Дирижировал балетами И. Стравинского, М. Деланнуа, Д. Мийо, Э. Шабрие Л.
Даллапикколы, Э. Сати, А. Казеллы и др совр I композиторов; из оперных
пост. наиболее выдающейся работой Д. было исполнение "Пеллеаса и
Мелизанды" Дебюсси (1924, т-р "Ковент-Гарден"). Д. написал музыку к мн.
фильмам, пьесе "Ромео и Джульетта" Кок-то, инструментовал оперетту Э.
Сати "Женевьева Брабантская" и др. Вл. О.
ДЕЙВИС (Da vis), Мэри (даты рожд. и смерти неизв.) - английская
актриса. Одна из первых женщин, выступавших на англ. сцене. В период
1663-68 состояла в труппе У. Давенанта и играла в т-ре "Линкольне Инн
Филдс". А А
ДЕЙДЕ (Dayde), Лиан (р. 27.II.1934) - француз екая артистка балета. В
1948 окончила балетную школу при т-ре "Гранд-Опера" и в том же году была
принята в труппу этого т-ра. В 1951 Д. получила звание танцовщицы
"этуаль" (прима-балерина) и исполнила первую ведущую партию Белоснежки
(о. п. Ивена). После начала артистич. деятельности в течение 6 лет
занималась у рус. педагога А. E. Волинина. Занятия по методу рус. школы
классич. танца сделали исполнение Д. значительно мягче, пластичнее.
Обаяние танца Д. усиливается исключит. пропорциональностью и хрупкостью
ее пластичной фигуры. В ее танце техника не служит самоцелью, а
подчинена созданию сценич. образа. Партии: Жизель; ведущая партия
("Этюды" на муз. Черни), Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз.
Чайковского) и др. В 1957, 1958 гастролировала в Р Ham. P.
ДЕЙК (Dijk), Ко ван, младший (р. 1916) - голландский актер. Начал
выступать на сцене в 1932 по окончании театр. школы. Играл в различных
голл. труппах. С 1954-актер т-ра "Голландская комедия". Лучшие роли:
Бенедикт ("Много шума из ничего"), Отелло; Генрих IV (о. п. Пиранделло),
Эдди Карбон ("Вид с моста" Миллера), Войницкий ("Дядя Ваня"). А Вис
ДЕЙК (Dijk), Ко ван, старший (1881-1937) - голландский актер. После
окончания театр. школы в 1898 начал сценич. деятельность в
"Нидерландском т-ре" в Амстердаме. С 1915 играл в труппе В. Ройярдса, в
1918-32-в т-ре "Схаутонел". Лучшие роли: Гей-сбрехт ("Гейсбрехт ван
Амстель" Вондела), Эйсбранд (в пьесе ван Эйдена), Отелло; Сирано де
Бержерак (о. п. Ростана). В 1932 организовал т-р "Новый Схаутонел". А
Вис
ДЕЙК (Dyck), Эрнест ван (2.IV.1861 - 31. VIII.' 1923) - бельгийский
артист оперы (тенор). Пению учился у С. И. Бакса. Как оперный певец
дебютировал в 1887 на сцене Эден-театра в Париже. В 1888-92 - солист
Венской придворной оперы, в 1898-1902 - т-ра "Метрополитен-опера"
(Нью-Йорк). Выступал на Байрейтских фестивалях (1911), в Лондоне (т-р
"Ковент-Гарден", впервые в 1891) Париже ("Гранд-Опера", 1892, 1908,
1914), Брюсселе, Вене и городах США. Один из выдающихся исполнителей
вагнеровского репертуара: Тангейзер, Лоэн-грин, Парсифаль (в одноименных
операх); Логе, Зигмунд, Зигфрид ("Кольцо Нибелунга"), Тристан ("Тристан
и Изольда"), Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Выступал также в
ведущих партиях франц. опер: Де Грие, Вертер ("Манон", "Вертер" Массне)
и др. Пользовался известностью и как концертный певец. Был антрепренером
немецкой труппы, которая поставила оперы Вагнера, "Фиделио" Бетховена,
"Вольный стрелок" Вебера, "Виндзорские проказницы" Николаи, "Проданная
невеста" и др. С 1906 Д.- профессор пения в консерваториях Брюсселя,
Антверпена. f} о Г[ М
ДЕЙКУН (наст. фам. -Дейкун-Благонравова), Лидия Ивановна [р.
15(27).1.18в9]- русская советская актриса, режиссер и педагог Заел арт.
РСФСР (1933). По окончании Курсов драмы А. И. Адашева (1910) была
принята в МХТ. В 1913 перешла в 1-ю Студию этого т-ра, продолжая играть
на сцене МХТ. В 1924-36 - актриса и режиссер МХАТа 2-го, созданного на
основе 1-й Студии. Роли в Студии - Книртье ("Гибель "Надежды""
Хейерман-са), Мать ("Праздник мира" Гауптмана), Екатерина II ("Любовь -
книга золотая" А. Н. Толстого), Королева ("Гамлет"); в МХТ - Ингеборг
("У врат царства" Гамсуна), Бабушка ("Синяя птица" Метерлинка) и др.
Образы, созданные Д., отличались мягкостью, женственностью, лиричностью.
В 1918 Д. впервые выступила как режиссер ("Дочь Йорио" Д'Аннунцио, 1-я
Студия, совм. с С. Г. Бирман). Пост. в МХАТе 2-м: "Бабы" по Гольд они
(1929, совм. с Бирман и С. В. Гиацинтовой), "Не все коту масленица"
Островского (1932), "В овраге" по Чехову (1934). В последующие годы Д.
выступала как режиссер и актриса в разл.т-рах. Пост.:
"Бешеные деньги" (1934, Моск. т-р Транспорта), "Нахлебник" Тургенева
(1937, Моск. обл. т-р) и др. Исполнила роли Ниловны ("Мать" по Горькому,
Моск. обл. т-р), Эммы Онзен ("Сын из Конго" Мирбо, Моск. т-р Комедии,
1940). Занимается педагогической работой; в 1932-49 преподавала в
ГИТИСе, с 1944 - в Театральном училище им. Щепкина: вела национальные
студии в ГИТИСе (калмыцкая, мордовская) и Училище им. Щепкина (якутская,
таджикская). Профессор (1946). С. Г.
ДЕЙЛИ, Огастин (20.VII. 1838-7.VI.1899)-? американский
драматург, режиссер и антрепренер. Специального театр. образования не
получил. С детства увлекался сценой, участвовал в любительских
спектаклях в качестве режиссера. В 1856 Д. арендовал в Бруклине зал и
открыл в нем свой первый т-р. Последующие годы (1859-69) работал театр.
критиком в нью-йоркских газетах и занимался переводами и переработкой
нем. и франц. пьес (преим. Дюма и Сарду), чем завоевал себе большую
известность. В 1867 Д. написал первую оригинальную пьесу "При свете
газа", сентиментальную мелодраму из городской жизни. В своих лучших
пьесах - "Развод", "Пик" (1875), "Темный город" (1877)-Д. пытался
отразить реальные противоречия жизни. Другие многочисл. пьесы Д. были
несамостоятельными и успехом не пользовались. В 1869-73, 1879 Д.
последовательно открывает в Нью-Йорке и возглавляет "Т-р Пятой улицы",
"Т-р Двадцать восьмой улицы" и бродвейский "Дейли т-р". Под рук. Д.
здесь играли и совершенствовали свое мастерство крупнейшие амер. актеры
Э. Бутс, Дж. Дру, М. Барримор, К. Моррис, Ф. Давенпорт, М. Адаме и др.
Упорным трудом Д. добивался слаженности актерского ансамбля и художеств.
культуры и выразительности спектаклей. Между-нар. известность приобрели
постановки Д. пьес Шекспира, к-рого он интерпретировал применительно к
вкусам амер. зрителя ("Двенадцатая ночь", "Укрощение строптивой",
"Буря"). Большое место в репертуаре т-ра Д. занимали пьесы совр. амер.
драматургов и классич. франц. и англ. комедии. Т-р Д. неоднократно
гастролировал по странам Европы. В 1893 Д. открыл свой т-р в Лондоне,
где ставил комедии Шекспира и "Школу злословия" Шеридана.
Лит.: F е 1 h e i m М., The theater of Augustin Daly, Cambr., 1956;
Quinn A. H., A history of the American drama from the civil war to the
present day,L., 1937; Literary history of the U. S., N. Y., 1953. Я. К.
Д‚ЙМЕК (Dejmek), Казимеж (р.17.V.1924)- польский режиссер и актер. В
1947 дебютировал как актер в "Т-ре Земи Жешовской". С 1947 был актером
"Т-ра Войска Польского" (Лодзь). Создал в 1949 "Т-р Новы" в Лодзи.
Наиболее значит, пост. Д. в этом т-ре: "Бригада шлифовальщика Каргана"
Кани (1949), "Педагогическая поэма" по Макаренко (1951), "Гроза" (1952);
"Незабываемый 1919-й" Вишневского (1952)apIOЗнft"дамiнw Згадловича
(1954) "Баня"
(454); "Праздник Винкельрида" Анджеевского и За-гурского (1956),
јь"гаг покрывает землю" по Атедже-еаекому (1957), "Визит пожилой дамы"
Дюрренматта (1958). Д. ставил также произв. польской и мировой классич.
драматургии: "Генрих VI на охоте" Бргуслав-ского (1954), "Жизнь Иосифа"
Рея (1958), "Ворон" Гоцци (1960), "Юлий Цезарь" (1960); "В защиту
Сок-датаА Платона (1960), "Лягушки" Аристофана (1961), "Три сестры"
(1961); мистерия "История о преславном воскресении" Мпколая из
Вильковецка (1961). Среди реж. работ Д. в варшавском "Т-ре Польски"-"
Ноябрьская ночь" Выспянского и "Смерть губернатора" Кручковского. С 1962
Д.- директор Нац. т-ра (Варшава). Являясь учеником Л. Шиллера, Д.
развивает традиции монументально-зрелищного театр. иск-ва, политически
целеустремленного, актуального, современного по идейному содержанию и
сценической форме. Еж. К.
ДЕЙНЕКА, Борис Степанович (р. 1902) - русский советский певец (бас).
Нар. арт. Коми АССР (1961). Окончил Моск. ун-т (1925) и ГИТИС (1929). В
1929- 1940 - солист Всесоюзного радиокомитета, выступал в
радиопостановках опер. В 1958-61 - актер оперной труппы Коми муз.-драм.
т-ра (Сыктывкар).
Партии: Борис Годунов; Кочубей ("Мазепа"), Рене ("Иоланта"), Додон,
Сальери ("Сказка о царе Салтане", "Моцарт и Сальери"
Римского-Корсакова), Гремин ("Евгений Онегин"), Карась ("Запорожец за
Дунаем"), Мамонтов ("Гроза над Усть-Куломом" Дехтярева), Рокко
("Фиделио" Бетховена), Дон Базилио. J/
ДЕЙСТВИЕ - 1) средство выражения в актерском искусстве (подобно тому
как звук - средство выражения в музыке, цвет - в живописи, слово - в
художественной литературе и т. д.). В актерском иск-ве образ воплощается
в Д., совершаемых актером на спектакле, репетиции, концерте.
Специфичность актерского иск-ва определяется природой Д., как средства
воплощения художественного образа. Переживания актера, исполняющего
роль, передаются через его Д. Каждое Д. определяется его целью, оно
выражает процесс внутренней психич. жизни человека, но осуществляется
телесно, физически, при помощи тех или иных мускульных движений. Поэтому
в Д. обнаруживаются цели человека, а вслед за тем раскрывается и его
внутр. мир (мировоззрение, мысли, воля, чувства и т. д.).
Человек всегда связан с окружающей средой; действуя, он изменяет или
пытается изменить какой-то из ее объектов согласно своим интересам.
"Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной
деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет
перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою
деятельность" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 178-79). Цели, возникающие в
сознании человека, с одной стороны,- субъективны, идеальны, с другой -
предметны, материальны. Та или иная конкретная цель возникает у человека
в данной объективной среде в зависимости от его общих интересов,
прошлого жизненного опыта, мировоззрения, индивидуального характера,
воспитания, вкусов, привычек и т. д. Субъективная целеустремленность
сознания человека - внутренняя, психич. сторона Д. Сама
целеустремленность еще не есть Д., пока она не реализуется в тех или
иных мышечных движениях. Но Д. нельзя отождествлять с движением: тот же
человек в разных условиях и разные люди в одних и тех же условиях будут
совершать при помощи разных, а иногда и противоположных, движений Одно и
то же Д. Важное для человека Д. может требовать от него самых скупых
движений и малозначительное Д.- многих, широких движений; разные и
противоположные друг другу субъективные цели (а следовательно, и Д.)
могут требовать сходных, близких друг другу движений.
Подмена Д. движением приводит актера к иск-ву представления, к
изображению отсутствующих у него переживаний. В этом случае движения
часто раскрывают цели играющего актера (понравиться публике, рассмешить
ее, растрогать и т. п.), а не внутр. мир героя. В результате образ
лишается реального психич. содержания и тогда он не может быть отнесен к
иск-ву переживания. Если актер стремится переживать роль не действуя, то
он отказывается от присущих актерскому искусству конкретных средств
воплощения и его стремление передать субъективные переживания героя
могут остаться только намерениями, практически неосуществляемыми
желаниями. Обычно в таких случаях актер пытается вызвать в себе то или
иное чувство, усилить, сохранить, зафиксировать те или иные психич.
состояния; внимание его оказывается занято самовнушением, самоанализом,
он изолирует себя от окружающей среды, и, следовательно, не может
воздействовать на какой-либо из ее объектов. В результате он может
оказаться во власти штампов.
Реалистич. актерское иск-во требует умения пользоваться Д. как единым
процессом, психологически содержательным, целеустремленным, доступным
физич. восприятию. Поэтому Д. называют процессом "психофизическим". При
этом условии переживания актера в роли выступают как его Д.
В иск-ве.драм. актера большое место занимают словесные Д. Цель их -
воздействие на партнера путем внедрения в его сознание тех или иных
представлений (видений). Представления эти - мысли героя, образы,
картины, возникающие в его воображении,- воплощены в словесном Д., в
звучащей речи. В зависимости от того, какова цель актера, совершающего
словесное Д., какие видения вызываются его речью, в каких
обстоятельствах находится и какие слова произносит - речь его будет
звучать так или иначе и будет сопровождаться теми или другими
мускульными движениями. Физич. сторона словесного Д. заключается в
звуках речи, в движениях тела, помогающих воздействовать на партнера
словом. Словесные Д. обычно подготавливаются бессловесными; те и другие,
дополняя и развивая друг друга, образуют единую линию Д., устремленную к
цели данного этапа жизни человека, и, следовательно, созданию реалистич.
сценич. образа.
Конкретный процесс сосредоточенного мышления в актерском иск-ве также
рассматривается как Д. Думая, человек пользуется своими представлениями
о тех или иных явлениях. Сопоставляя, противопоставляя и связывая друг с
другом эти представления, он ищет решения того или иного вопроса, т. е.
целеустремленно подготавливает себя, свое сознание для воздействия на
объекты внешнего мира. Думают люди при помощи слов, но если в реальной
жизни эти слова не произносятся вслух, на сцене в монологе они
произносятся. Физическая сторона Д. в монологе определяется теми же
факторами, что и при сосредоточенном мышлении.
Среди Д. различают относительно "простые" и относительно "сложные" Д.
Простые Д. условно называют иногда "физическими" потому, что простота их
психич. содержания делает очевидной их физическую, мышечную природу.
Сложные Д. условно называют "психологическими". Осложнение психического
содержания Д. (осложнение его цели) влечет за собой расширение круга
способов его физич. осуществления. Поэтому физич. сторона "сложного
психологического" Д. менее ясна и менее определенна, чем физич. сторона
простого Д. Психофизич. природа Д. обнаруживается в том, что всякое
простое Д. входит в состав сложного; всякое сложное состоит из
относительно простых и входит в состав еще более сложного Д.
Для того чтобы определить, из каких простых состоит данное сложное
Д., ставится вопрос: что нужно сделать, какие Д. совершить в данных
конкретных обстоятельствах данному человеку для того, чтобы достичь цели
данного сложного Д. Чтобы определить, в состав какого именно сложного Д.
входит простое Д., ставится вопрос: для чего, зачем этому человеку в
данном случае нужно достижение цели простого Д. Отнесение тех или других
Д. к простым или сложным имеет чисто практич. смысл в творческой работе
актера. Разлагая, дробя сложные Д. на простые, объединяя простые Д. в
сложные и отбирая таким путем нужные ему для создания образа Д., актер в
соответствии со сверхзадачей и сквозным действием строит и уточняет
логику Д. в роли и создает сценический образ.
То, что Д. является важнейшим элементом театрального иск-ва,
утверждалось мн. теоретиками и практиками т-ра в течение многих веков.
Станиславский писал:
"Само слово "драма" на древнегреческом языке означает "совершающееся
действие"" (Собр.соч., т. 2,1954, с. 48). Ж. Ж. Руссо писал: "Всякое
свободное действие возникает из двух оснований, которые совместно
производят его. Одно из этих оснований - моральное, а именно - воля,
которая определяет акт; другое - физическое, а именно - сила, которая
выполняет его. Когда я собираюсь двигаться по направлению к
какому-нибудь предмету, то нужно, во-первых, чтобы я хотел пойти, а
во-вторых, чтобы мои ноги двигали меня по направлению к нему" ("Об
общественном договоре",М., 1938, с. 48). В. Г. Белинский считал, что
"чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит,
чувствует,- надо видеть и слышать, как оно действует, говорит,
чувствует" (Полн. собр. соч., т. 2, 1953, с. 305). К. С. Станиславский
на основе своего актерского и режиссерского опыта, опыта МХАТ,
достижений рус. ма-териалистич. науки (И. М. Сеченова, И. П. Павлова)
дал полное и точное толкование природы Д. и определил его истинное
значение в иск-ве театра. Он утверждал, что Д. актера в реалистическом
т-ре должны быть "подлинными, продуктивными и целесообразными", в
отличие от Д. условных, "изображаемых".
2) В драматургии под Д. понимается развитие событий. В этом смысле
понятие Д. связано с фабулой и сюжетом. Насыщенность пьесы Д.
определяется бурным развитием событий, многократными и резкими
изменениями в положении действующих лиц; статичность, бездейственность
пьесы - отсутствием таких изменений. Различают внешнее и внутреннее Д.:
пьеса может быть богата внешним Д. и бедна внутренним, и наоборот. Если
стремительное, сложное, а иногда 'запутанное развитие событий не связано
с раскрытием характеров действующих лиц, их сложного духовного мира и не
служит созданию значительных по содержанию образов (напр., в водевилях,
в "комедиях положений"), то Д. пьесы называется внешним. Если же в
относительно простых событиях (распространенных, обыденных) участвуют
сложные и глубокие люди, характеры к-рых раскрываются в этих событиях,
если изменения происходят не столько в положении героев, сколько в их
внутреннем мире- в их мировоззрении, убеждениях (напр., в психологич.
драмах, в "комедиях характеров"), то Д. пьесы называется внутренним.
Внешнее Д. связано с внутренним Д., одно без другого невозможно. Поэтому
при сопоставлении их имеется в виду преимущественное наличие того или
другого. Д.-основа реалистич. пьесы. "Драма должна быть строго и
насквозь действенна, только при этом условии она может служить
возбудителем актуальных эмоций..." (Горький М., О пьесах, в кн.: Собр.
соч., т. 26, 1953, с. 423). См. Драма.
3) Законченная часть пьесы и спектакля (дра-матич., оперного,
балетного). В зависимости от сложности и длительности воплощаемых
событий пьеса и спектакль делятся на то или иное число актов, или Д. В
каждом из них начинается и завершается определенное звено событий пьесы.
В первом Д. обычно дана экспозиция и происходит завязка, в
последнемразвязка. В завязке начинается та борьба между действующими
лицами, к-рая так или иначе завершается в развязке. Каждое из
промежуточных Д. (между первым и последним) заключает в себе целостный
этап этой борьбы: включение в борьбу новых сил, переход инициативы от
одних к другим, смену условий, в к-рых находятся гл. персонажи
(действующие лица), возникновение и преодоление препятствий на пути
героя к его цели и т. д. Деление пьесы на акты, или Д., связано с
композицией драмы, ее стилем и жанром. В одноактной пьесе ясность,
простота исходного положения действующих лиц (экспозиция), простота
конфликта делают возможным такой разворот борьбы, при к-ром все события
пьесы укладываются в одно Д.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 385-88;
Аристотель, Об искусстве поэзии, пер. [с греч.], М., 1957; Леонардо
да Винчи, Избранное, М., 1952, с. 100, 231; Гегель Г. В. Ф., Соч., т.
12, М., 1938, с. 223; Белинский В. Г., Избр. соч., М., 1948, с. 553;
Сеченов И. М., Избр. философские и психологические произведения, [М.],
1947, с. 70-71, 98, 114; Павловские среды, т. 1, М. -Л., 1949, с. 345;
Холодов Е., Композиция драмы, М., 1957; С т а н и с л а в с к и и К. С.,
Собр. соч., т. 1-4, М., 1954-57; его же, Режиссерский план "Отелло",
М.-Л., 1945; То п о р к о в В." К. С. Станиславский на репетиции, М.,
1950; Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922
гг., М., 1952; Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, 3
изд., М., 1952; Кристи Г., Работа'К. С. Станиславского в оперном театре,
М., 1952; Ершов ТТ., Технология актерского искусства, М., 1959. /7. Е.
ДЕЙСТВО - древние культовые обряды (празднества, торжества),
заключавшие в себе элементы театр. действия. При первобытнообщинном
строе обряды сопровождались простейшими формами пляски, пения, музыки. К
Д. относятся др.-греч. обряды в честь бога Диониса - Дионисовы действа,
от к-рых берет свое начало антич. т-р. В Индии, еще за тысячелетие до н.
э., были широко известны обряды Вишну-Кришны; от них произошли индийские
драмы-мистерии "джатра". В ср. века Д. являлись церк.-религ. обряды,
процессии, в к-рые, в целях большего воздействия на верующих, вводились
элементы театрализации. На Западе такие Д. появились в 9 в. в
богослужениях ка-толич. церкви: сначала представляли собой
диалоги-зированное чтение избранных священных текстов, затем изображение
в лицах отдельных евангельских эпизодов (см. Литургическая драма}. В
России Д. появились в нач. 16 в. и бытовали до конца 17 в. Таковы,
напр., "Пещное действо" - инсценировка библейского рассказа о трех
отроках, "Умовение ног - инсценировка евангельского рассказа о тайной
вечере, "Действо цветоносия, или Хождения на осляти"- о въезде Иисуса
Христа в Иерусалим, и пр.
Д. называли массовые представления на революц. и др. темы.
Устраивались обычно под открытым небом. Были распространены также во
Франции в эпоху франц. бурж. революции конца 18 в., в СССР- в первые
послеоктябрьские годы (см. Массовое действо). А. Шн.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО - персонаж (лицо), участвующий в пьесе.
ДЕЙЧ, Александр Иосифович [р. 1(13).V.1893]- русский советский
литературовед и театровед. В 1917 окончил историко-филологич. ф-т
Киевского ун-та. Лит. деятельность начал в 1911. Педагогическую- с 1918.
Доктор филологич. наук (1945), профессор (1922). Осн. работы Д. посв.
зап.-европ. литературе и т-ру. Выступает как переводчик: "Пигмалион" и
"Ученик дьявола" Шоу, "Нашествие Наполеона" Газен-клевера (перевод и
переработка; совм. с А. В. Луначарским), франц. нар. фарс "Адвокат
Патлен".
Соч.: Тальма, М., 1934; Красные и черные. Актеры в эпоху Французской
революции, М.-Л., 1939; С. Л. Кузнецов, М.-Л.. 1947; Абрар Хидоятов,
М.-Л., 1948; Леся Украинка. Критико-биографич. очерк, М., 1953, 2 изд.,
1954; Г. Гейне и театр. М., 1956 (вступ. статья, составление, ред. и
комментарии), Луначарский и театр. в кн.: Луначарский А. В., О театре и
драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 7-46; Мы любим театр. М.,
I960. С. Г.
ДЕИША-СИОНИЦКАЯ (урожд.-Сионицкая,по мужу - Дейша), Мария
Адриановна [22.Х(З.Х1). 1859, Чернигов,-25.VlIl.l932, Коктебель, близ
Феодосии] - русская артистка оперы (драматическое сопрано) и педагог.
Окончила в 1881 Петерб. консерваторию по кл. Е. Ф. Цванцигер и К.
Эверарди; совершенствовалась у М. Маркези в Вене и Париже. В 1883-91
пела в Мариинском.в 1891-1908- в Большом т-ре. Была первой
исполнительницей партии Ярославны в Москве; впервые на моек. сцене
исполнила также партии Лизы и Купавы. Среди др. партий: Антонида ("Иван
Сусанин"), Наташа ("Русалка"), Татьяна; Мария, Иоланта, Кума ("Мазепа",
"Иоланта", "Чародейка" Чайковского), Вера Ше-лога ("Боярыня Вера Шелога"
Римского-Корсакова), Земфира ("Алеко" Рахманинова), Агата ("Вольный
стрелок" Вебера), Валентина ("Гугеноты"), Елизавета ("Тангейзер"), Аида.
Д.-С. обладала сильным голосом красивого тембра, ровным во всех
регистрах. Высокий интеллект, глубокое понимание роли сочетались в ее
исполнении с задушевностью и большим артистич. темпераментом. Выступала
с Шаляпиным (в "Русалке") и др. выдающимися певцами. Талант артистки
блестяще проявился и в ее концертных выступлениях.
Д.-С. участвовала в создании Моск. нар. консерватории (осн. в 1906) и
совм. с Б. Л. Яворским в организации Моск. "Муз. выставок"
(1907-13)-концертов из новых произведений, преим. рус. композиторов. В
1907- 1913 Д.-С. преподавала в Моск. нар. консерватории, в 1921-32
-профессор Моск. консерватории. Свои педагогич. принципы изложила в
книге "Пение в ощущениях".
Соч.: Пение в ощущениях, М., 1926. Лит.: Ф[и н д е и з е н] Н., М. А.
Дейша-Сионицкая, "РМГ", 1902, ј 49; А л е к с е е в а Е., М.
Дейша-Сионицкая, "Советская музыка", 1962, ј 8. , .
"ДЕКАБРИСТЫ" - 1) Опера В. Золотарева, либр. В. Ясиновского. Пост. 27
дек. 1925 в Большом т-ре (дирижер Ипполитов-Иванов, художники
Петровский, Са-пегин, Меныпутин, балетм. Лащилин; генерал
РаевскийАр-сеньев, Волконский - Политковский, Маша Волконская-
Глухоедова, Саша Раевский - Наумов, Рылеев - Юдин, Наташа Рылеева -
Зорич, Николай I - Садомов, Бенкендорф - Люминарский, Одоевский -
Исаков, князь Трубецкой-Бурлак, Каховский - Пеньковой); Свердловский т-р
оперы и балета (1930). Новая ред. оперы - "Кондратий Рылеев", исполнена
Оперным ансамблем ВТО, Москва, 1957.
2) Опера Ю. Шапорина, либр. А. Толстого и Вс. Рождественского. Пост.
23 июня 1953, Большой т-р (дирижер Мелик-Пашаев, р еж.-постановщик
Охлопков, художники Петрицкий, Старженецкая, гл. хормейстер Шорин,
хормейстеры Рыбнов, Хазанов, балетм. Лавровский; Рылеев - Ал. Иванов,
Пестель-А. Пирогов, Бестужев - И. Петров, Каховский - Нэлеип, князь
Трубецкой - Селиванов, Якубович - Во-ловов, князь Щепин-Ростовский -
Большаков, княгиня Щепина-РостоЕСкая - Вербицкая, Елена - Покровская,
Мария Тимофеевна - Косицина, Стеша - Давыдова, Ростовцев - Чекин,
Николай I - Огнивцев). Т-р оперы и балета им. Кирова пост. "Д." в 1953
(дирижер Хайкин, пост. Соковнина, худ. Константиновский, хормейстер
Михайлов, балетм. Мустаев; Рылеев - Алексеев, Пестель - Яшугин,
Каховский - Ульянов, Бестужев - Ярошенко, Якубович - Шашков, князь
Трубецкой - Мелентьев, Муравьев-Апостол-Пронин, Бестужев-Рюмин -
Калужский, князь ТЦепин-Ростовский - Бугаев, княгиня Щепина-Ростов-ская
- Вольтер, Елена - Кашеварова, Стеша - Сыроватко, Ростовцев - Нечаев,
Николай I - Константинов). Пост. за рубежом: Прага (1957), Острава
(1958). Я ГУ
Издания: "Д."., клавир, М., 1953; М., 1956. ' ' "ДЕКАДА МОСКОВСКИХ
ЗРЕЛИЩ" - русский советский журнал, издававшийся в Москве в 1938-40.
Выходил один раз в 10 дней. Ответств. редактор- М. Имас. В журнале
печатались рецензии, статьи об актерах, режиссерах, помещались указы о
награждении, публиковался репертуар моек. театров на декаду (с составом
исполнителей к каждому спектаклю).
ДЕКАДЫ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В МОСКВЕ - показы в Москве достижений
искусства союзных и автономных республик СССР. 1-я декада - Украинская -
состоялась в 1936.
Декады представляют собой систему разл. мероприятий (спектакли,
концерты, эстрадные программы, цирковые представления, самодеятельные
выступления, вечера писателей, композиторов, художников, выставки
живописи, графики и скульптуры, книжные выставки и т. д.), в к-рых
участвуют проф. и само-деят. театральные, муз.-вок. и хореографич.
коллективы. Декада завершается торжеств, заключит. концертом. Всего (с
1936) было проведено 25 декад иск-ва и лит-ры союзных и 9 авт.
республик.
Азербайджанские декады: 5-15 апр. 1938. Участники: Т-р оперы и балета
им. М. Ф. Ахундова (оперы "Кер-Оглы" У. Гаджибекова, "Шахсенем" Глиэра и
"Нергиз" Магомаева, муз. комедия "Аршин мал алан" Уз. Гаджибекова);
ансамбль, солисты азербайджанской филармонии. 22-31 мая 1959. Т-р оперы
и балета им. Ахундова (оперы "Севиль" Амирова и "Кер-Оглы" Гаджибекова,
балеты "Семь красавиц" Караева, "Девичья башня" Бадалбейли и "Гюльшен"
С. Гаджибекова), Т-р им. Азизбекова ("Бухта Ильича" Меджнунбекова,
"Алмас" Джабарлы, "Фархад и Ширин" Вургуна, "Отелло"), Рус. драм. т-р
им. С. Вур-гуна ("Кремлевские куранты"; "Вагиф" Вургуна, "Утро Востока"
Мамедханлы, "Маскарад" Лермонтова), ансамбли, коллективы и солисты
Азерб. гос. филармонии.
Армянские декады: 20-29 окт. 1939. Участники: Т-р оперы и балета им.
Спендиарова (оперы "Алмаст" Спендиарова, "Ануш" Тиграняна, "Луса-бацин"
Степаняна, балет "Счастье" Хачатуряна); ансамбль песни и танца Арм. ССР;
ашугский ансамбль, оркестры, хоры. 1-13 июня 1956. Т-р оперы и балета
им. Спендиарова (оперы "Давид-Век" и "Ануш" Тиграняна, "Аршак II"
Чухаджяна, "Пиковая дама"; балет "Севан" Егиазаряна); Т-р им. Г.
Сундукяна ("Утес" Папазяна, "Намус" Ширванзаде, "Дядя Багда-сар"
Пароняна, "Еще одна жертва" Сундукяна, "Егор Булычев и другие",
"Отелло"); Ереванский рус. драм. т-р им. К. С. Станиславского ("Из-за
чести" Ширванзаде, "Поворот" Овчинникова, "Кремлевские куранты",
"Мещане"); Ленинаканский арм. драм. т-р им. Мра-вяна ("Опытное поле"
Заряна, "В кольце" Вагаршяна);
Ансамбль арм. нар. песни и танца; Ансамбль гусанской песни им.
Саят-нова; Гос. эстрадный оркестр, цирковые коллективы, коллективы
самодеятельности.
Белорусские декады: 5-15 июня 1940. Участники: Белорусский т-р .оперы
и балета - оперы ("Михась Подгорный" Тикоцкого, "В пущах Полесья"
Богатырева, "Цветок счастья" Туренкова, балет "Соловей" Крошнера); Т-р
им. Я. Купалы ("Партизаны" и "Кто смеется последним" Крапивы, "Гибель
волка" Самуйленка, "Последние"); коллективы и солисты белорусской
филармонии, коллективы самодеятельности. 11-21 февр. 1955. Участники:
Белорусский т-р оперы и балета (оперы: "Девушка из Полесья" Тикоцкого,
"Евгений Онегин"; "Страшный двор" Монюшко, балет "Пламенные сердца"
Золотарева); Т-р им. Я. Купалы ("Константин Заслонов" Мовзона, "Поют
жаворонки" Крапивы, "Павлинка" Купалы, "Извините, пожалуйста" Макаенка,
"Доходное место"); Т-р им. Я. Коласа ("Разоренное гнездо" Купалы,
"Нестерка" Вольского, "Враги"); Минский русский драм. т-р ("Брестская
крепость" Губаревича, "Король Лир"); коллективы и солисты белорусской
филармонии, самодеятельности.
Грузинские декады: 5-15 янв. 1937. Участники: Т-р оперы и балета им.
Палиашвили (оперы "Абесалом и Этери", "Даиси" 3. Палиашвили, "Дареджан
Цбиери" Баланчивадзе, "Кето и Котэ" Долидзе); ансамбли; 21 марта - 1
апр. 1958. Т-р оперы и балета им. Палиашвили (оперы "Даиси" Палиашвили,
"Невеста Севера" Торадзе, "Орлеанская дева" Чайковского, балеты "Горда"
Торадзе, "Отелло" Мачавариани); Т-р им. Ш. Руставели ("Тариэл Го-луа"
Киачели, "Молодая учительница" Келбакиани, "Оптимистическая трагедия";
"Царь Эдип" Софокла, "Испанский священник" Флетчера); Т-р им.
Марджанишвили ("На перепутье" Готуа, "Изгнанник" Важа Пшавела, "Марине"
Бараташвили, "Гибель эскадры", "Ричард III"); Тбилисский рус. т-р им.
Грибоедова ("Киквидзе" Дарасели, "Хевисбери Гоча" Шаншиашвили, "Грозовой
год" Каплера, "Расточитель" Лескова); ансамбли, хоры, оркестры,
исполнители-солисты .
Казахские декады: 17-23 мая 1936. Участники: Казахский муз. т-р (муз.
драмы Бруси-ловского "Кыз Жибек" и "Жалбыр"); коллективы и солисты
казахской филармонии. 12-21 дек. 1958. Участники: Т-р оперы и балета им.
Абая (оперы "Бир-жан и Сара" Тулебаева, "Абай" Жубанова и Хамнди, балеты
"Дорогой цветов" Тлндеева, Степанова и Ма-наева, "Бахчисарайский
фонтан"); Казахский т-р драмы ("Енлик-Кебек" Ауэзова, "Трагедия поэта"
Мусрепова, "Чокан Валиханов" Муканова, "Одно дерева - не лес" Тажибаева,
"Укрощение строптивой"); Алма-Атинский рус. т-р ("Наследники" Аыова,
"Джордано Бруно" Окулевича, "Битва в пути" по роману Николаевой);
ансамбли, оркестры, солисты казахской филармонии.
Киргизские декады: 26 мая - 4 июня 1939. Участники: Киргизский муз.
т-р (муз. драмы "Аджал Ордуна", "Алтын Кыз" и опера "Айчурек" Власова,
Малдыбаева и Фере). 14-23 окт. 1958. Киргизский т-р оперы и балета
(оперы "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере, "Опричник" Чайковского,
балеты "Анар" Власова и Фере, "Чолпон" Раух-вергера); Киргизский драм.
т-р ("Курманбек" Джан-тошева, "Тар Капчигай" Абдумомунова, "Гроза";
"Тайфун" Цао Юя); Фрунзенский рус. т-р им. Крупской ("Кремлевские
куранты", "Мещане"; "Сырынжи" Эшмамбетова, "Свет в долине" Шукурбекова);
ансамбли, оркестры, солисты киргизской филармонии.
Латышские декады: 14-26 дек. 1955. Участники: Т-р оперы и балета
Латв. ССР (оперы "Банюта" Калныня, "К новому берегу" Зариня,
Сказание о граде Китеже" Римского-Корсакова, балеты "Сакта свободы"
Скулте, "Лайма" Лиепиня);
Т-р драмы Латв. ССР ("Земля зеленая" Упита, "Дни портных в Силмачах"
Блаумана, "Цеплис" по роману Розита, "Кремлевские куранты", "На дне");
Художеств. т-р Латв. ССР им. Райниса ("Вей, ветерок!" Райниса, "Корабль
выходит в море" Ванага, "Тени" Салтыкова-Щедрина, "Ромео и Джульетта");
Республиканский т-р кукол ("Золотой конь" Райниса); ансамбли, хоры,
оркестры, солисты Латвийской филармонии, коллективы самодеятельности.
Литовские декады: 4-15 марта 1954. Участники: Т-р оперы и балета Лит.
ССР (оперы "Марите" Рачюнаса, "На берегу моря" Юзелюнаса, "Князь Игорь",
"Травиата"); Т-р драмы Лит. ССР ("Правда кузнеца Игнотаса" Гузявичюса,
"Невестка" Милюнаса по Жемайте, "Враги"); Каунасский муз. т-р
("Накануне" Грицюса, "Женитьба Фигаро"); ансамбли, хоры, солисты
литовской филармонии.
Молдавские декады: 28 дек. 1949. Декада нац. музыки и танца Молд.
ССР. Участники: Молдавская хоровая капелла "Дойна", ансамбль нар. танца,
оркестр нар. инструментов. Солисты Молд. гос. филармонии (Т. Чебанидр.).
27 мая- 5 июня 1960- декада Молд. иск-ва и лит-ры. Молд. т-р оперы и
балета (опера "Грозован" Гершфельда, "Сердце Домни-' ка" Стырчи, балеты
"Рассвет" Загорского и "Сломанный меч" Лазарева), Молд. муз.-драм. т-р
им. Пушкина (муз. комедия "Счастье мое" Корняну и Геркена, драма
"Овидий" Александри и др.), Кишиневский Рус. т-р им. Чехова("Семья"
Попова, "Когда зреет виноград" Дариенко и др.), ансамбли, коллективы и
солисты молд. гос. филармонии.
Таджикские декады: 12-20 апр. 1941. Участники: Таджикский т-р оперы и
балета (оперы "Восстание Восэ" Баласаняна, "Кузнец Кова" Бала-саняна и
Бобокалонова, муз. представление "Лола" Баласаняна; балет "Две розы"
Ленского); Т-р им. Лахути ("Краснопалочники" Улуг-заде, "Отелло"). 9-20
апр. 1957. Таджикский т-р оперы и балета им. Айни (оперы "Пулат и
Гульру" Сайфиддинова, "Мазепа"; балеты "Дильбар" Ленского, "Лейли и
Меджнун" Баласаняна); Т-р им. Лахути ("Дохунда" Икрами, "Саодат"
Саидмурадова и Рабиева, "Дил Дили Зай-наб" Киямова и Мороз, "Король
Лир"); Душамбин-ский т-р им. Маяковского ("Трагедия Усманова" Миршакара,
"Добрая слава" Рабиева, "Баня", "Дети солнца"); Памирский ансамбль нар.
песни и танца, коллективы и солисты таджикской филармонии, коллективы
самодеятельности.
Туркменская декада: 14-24 окт. 1955. Участники: Туркменский т-р оперы
и балета (оперы ("Шахсенем и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Евгений
Онегин"; балет "Алдар Косе" Корчмарева);
Туркменский драм. т-р ("Семья Аллана" Мухтарова, "Ревизор",
"Отелло"); Ашхабадским рус. т-р им. Пушкина ("Веселый гость" Мухтарова,
"Д жахан" Сейтлиева, "Три сестры"); ансамбли, хоры, солисты туркменской
филармонии, коллективы самодеятельности.
Узбекские декады: 21-30 мая 1937. Участники: Узбекский муз. т-р (муз.
драмы "Фархад и Ширин" Успенского, "Гюльсара" Глиэра и Джали-лова);
ансамбль под рук. Тамары Ханум. 14-23 февр. 1959. Т-р оперы и балета им.
Навои (оперы "Дилером" Ашрафи, "Зейнат и Оман" Садыкова, Раджаби,
За-хирова и Зейдмана, "Проделки Майсары" Юдакова; балеты "Мечта"
Акбарова, "Маскарад" по Лермонтову Лапутина); Т-р им. Хамзы ("Бай и
батрак" Хамзы, "Хурият" Уйгуна, "Путеводная звезда" Яшена, "Дядя Ваня";
"Юлий Цезарь" Шекспира); Т-р им. Мукими (муз. драмы "Нурхон" Джалилова и
Сабитова, "Рав-шан и Зульхумор" Джалилова и Мушеля, "Алтын Куль"
Левиева, "Ватан Ишки" Бабаева); Ташкентский рус. т-р им. Горького
("Тайна паранджи" Хамзы, "История пустой души" по роману Горького "Жизнь
Клима Самгина", "Дракон и солнце" Гинзбурга, "Дали неоглядные" Вирты);
ансамбль узб. нар. танца "Бахор", Хорезмский и Каракалпакский ансамбли
песни и танца, ансамбль под рук. Тамары Ханум, оркестры, хоры,
коллективы самодеятельности.
Украинские декады: 11-21 марта 1936. Участники: Т-р оперы и балета
им. Шевченко (оперы "Наталка-Полтавка", "Запорожец за Дунаем",
"Снегурочка"); Ансамбль укр. нар. танца, хоровая капелла "Думка",
Украинская капелла бандуристов, женский хоровой ансамбль. 15-26 июня
1951. Т-р оперы и балета им. Шевченко (оперы "Богдан Хмельницкий"
Данькевича, "Запорожец за Дунаем", "Царская невеста"; балет "Маруся
Богуславка" Свечникова); Т-р им. Франко ("Назар Стодоля" Шевченко,
"Мартын Боруля" Карпенко-Карого, "Макар Дубравам и "Калиновая роща"
Корнейчука, "На грани ночи и дня" Якобсона); Киевский т-р им. Леси
Украинки ("Жизнь начинается снова" Собко, "Рассвет над Москвой" Сурова,
"Живой труп", "На всякого мудреца довольно простоты"); харьковский Т-р
им. Шевченко ("Дай сердцу волю, заведет в неволю" Кропивницкого, "Гибель
эскадры"; "Ярослав Мудрый" Кочерги, "Егор Булычев и другие"); львовский
Т-р им. Заньковец-кой ("Пока солнце взойдет, роса очи выест"
Кропивницкого, "Борислав смеется" по роману Франко, "Весенний поток"
Прокопенко, "Вей, ветерок!" Райниса);
Ансамбль песни и танца Укр. ССР, Ансамбль нар. танца УССР, хоровая
капелла "Думка", львовская хоровая капелла "Трембита", Закарпатский
народный хор, Гос. капелла бандуристов УССР и др. 12-21 ноября 1960; Т-р
оперы и балета им. Шевченко (оперы "Арсенал" Майбороды, "Первая весна"
Жуковского, "Тарас Бульба" Лысенко; балеты "Лесная песня" Скорульского,
"Черное золото" Гомоляки), Т-р им. Франко ("Над Днепром" Корнейчука,
"Свадьба Свечки" Кочерги, "Не суждено" Старицкого, "Король Лир");
Т-р им. Леси Украинки ("Песня под звездами" Собко, "Юность Поли
Вихровой" по Леонову, "Дядя Ваня"); харьковский Т-р им. Шевченко
("Почему улыбаются звезды" Корнейчука, "День рождения" Печенежского,
"Загубленная жизнь" по роману "Гулящая" Мирного), коллективы, ансамбли,
солисты Укр. гос. филармонии.
Эстонская декада: 14-25 дек. 1956. Участники: Т-р оперы и балета
"Эстония" (оперы "Огни мщения" Э. Каппа, "Рука об руку" Эрнесакса,
"Борис Годунов"; балеты "Тийна" Аустер, "Золотопряхи" Э. Каппа); Т-р им.
Кингисеппа ("Совесть" Раннета, "Утеряный рай" Якобсона, "Весна" Лутса,
"Маскарад";
"Антоний и Клеопатра" Шекспира); Т-р "Ванемуйне" ("Железный дом"
Таммлаана, "Неуловимое чудо" Вильде, "Песня обольщения" Хинт, муз.
комедия "Румму Юри" Арро и Нормета, оперетта "Только мечты" Кырвера);
Мужской хор Эстонской ССР и др.
Показ лит-ры и иск-ва Адыгейской и Карачаево-Черкесской автономных
областей: 7-11 окт. 1957. Адыгейский ансамбль песни и пляски,
Карачаево-Черкесский ансамбль песни и пляски, самодеятельность.
Башкирская декада: 27 мая - 5 июня 1955. Башкирский т-р оперы и
балета (оперы "Сала-ват Юлаев" Исмагилова, "Царская невеста"; балеты
"Журавлиная песня" Степанова, "Лауренсия" Крейна);
Башкирский т-р драмы ("Одинокая береза" Карима, "Черноликие" Амири и
Галимова, "Дядя Ваня", "Отелло"); Ансамбль нар. танца Башк. ССР, хоры,
оркестры, коллективы самодеятельности.
Бурятские декады: 20-27 окт. 1940. Участники: Муз.- драм. т-р
Бурят-Монгольской АССР (оперы "Энхэ-Булат батор" Фролова, "Баир"
Цыдын-жапова и Шадаева); ансамбли, солисты, коллективы самодеятельности.
27 нояб.-8 дек. 1959. Бурятский т-р драмы ("Барометр показывает бурю"
Батожбая, "Хитрый Будамшу" Шагжина, "Горе от ума";
"Тайфун" Цао Юя); Т-р оперы и балета (оперы "Побратимы" Аюшеева,
"Князь Игорь", балеты "Красавица Ангара" Книппера, "Во имя любви"
Батуева и Майзеля); Т-р русской драмы, Улан-Удэ ("Сквозь грозы"
Кычакова, "Василиса Мелентьева" Островского), ансамбли, коллективы и
солисты бурятской гос. филармонии.
Показ лит-ры и иск-ва Кабардино- Балкарской АССР. 20 июня - 1 июля
1957. Объединенный драм. т-р ("Песнь о Даханаго" Аксирова, "Семья
Тамаши" Шхагапсоева, "Навечно" Шортанова, "Ревизор"); кабардинская
студия ГИТИСа (4-й курс) ("В добрый час!" Розова, "Жорж Данден"
Мольера).
Дагестанская декада: 8-19 апр. 1960. Участники: Кумыкский муз.-драм.
т-р им. Салавато-ва (муз. комедия "Под деревом" Рустамова, "Каменный
гость" Пушкина); Аварский т-р им. Г. Цадасы (трагедия "Горянка"
Гамзатова, водевиль "По горным дорогам" Закорьяева и Даудова);
Лезгинский т-р им. Стальского (муз. драма "Ашуг-Саид" Хурюгского и
Меджидова, историко-революц. драма "Судак-свидетель" Хуршилова и
Чистякова); Лакский т-р им. Капиева ("В родном ауле" Алиева); Русский
т-р им. Горького, Махач-Кала ("Сердца друзей" М. и 3. Зуль-фухаровых),
ансамбли, коллективы, солисты Даг. гос. филармонии.
Карельская декад а": 21 авг.-l сент. 1959. Финский драм. т-р
("Сельские сапожники" Киви, "Хозяйка леса" по Бабичу, "Люди с Дангора"
Андер-сена-Нексе, "Бессмертные звезды" Гракова и Иванова, "Егор Булычев
и другие"); Муз.-драм. т-р, Петрозаводск ("Трасса" Дворецкого, "В
огненном кольце" Борисова, "Снегурочка"; муз. комедия "Кумоха"
Пергамента, балет "Сампо" Синисало), ансамбли, коллективы, солисты
Карельской гос. филармонии.
Северо-Осетинская декад а: 26 авг.- 4 сент. 1960. Участники:
Осетинский Муз.-драм. т-р (опера "Коста" и муз. комедия "Весенняя песня"
Плие-ва, пьесы "Чермен" Плиева, "В родных горах" Хубецо-вой, "Крылатые"
Токаева, "Гибель эскадры" Корнейчука, "Король Лир"); Рус. т-р,
Орджоникидзе ("Я и мои друзья" Алексеева, "Старик" Горького, "Фатима" по
Хетагурову, "Лиса и виноград" Фигейреду), ансамбли, коллективы, солисты
Сев.-Осет. гос. филармонии.
Татарская декад а: 24 мая - 2 июня 1957. Участники: Татарский т-р
оперы и балета им. Мусы Джалиля (оперы "Алтын-Чеч", "Джалиль" Жиганова,
"Саматх" Валиуллина, "Евгений Онегин", балет "Шу-рале"); Т-р им. Камала
("Зангер Шэль" Тинчурина, "Хужа Насредин" и "Зифа" Исанбета,
"Минникамал" Амирова, "Ташкыннар" Гиззата, "Король Лир"); Казанский
Большой драм. т-р им. Качалова ["Бессмертная песнь" ("Муса Джалиль")
Ишмуратова, "Мать своих детей" Афиногенова, "Юность буревестника"
Елизаровой, "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, "Старик" Горького];
Мензелинский колхозно-совхозный т-р ("Неписанные законы" Аминова,
"Галиябану" Файзи); коллективы и солисты татарской филармонии,
самодеятельность.
Якутская декада: 10-17 дек. 1957. Участники: Якутский муз.-драм. т-р
им. Ойунского (опера "Ньюргун Боотур" Жаркова и Литинского,
театрализованная оратория "Якутская праздничная" Григоряна, сцены нар.
праздника "Ысыах"); ансамбли, солисты, коллективы самодеятельности.
Кроме перечисленных декад, аналогичные мероприятия (недели, показы и
др.) проводились в столицах союзных и автономных республик. А. Шн.
ДЕ КИРИКО (De Chirico), Джордже (р. 10.VII. 1888) - итальянский
художник и театральный декоратор. Род. в Греции. Художеств. образование
получил в Афинах, Флоренции, Мюнхене. Творчество Де К. сформировалось
под влиянием швейц. художника-символиста А. Беклина. С 1924 Де К.
работает как художник в т-ре; принимает участие в пост. оперно-ба-летных
спектаклей (в т. ч.' мн. опер, показываемых на итал. фестивале
"Флорентийский музыкальный май"). Художпик-сюрреалист, Де К. в своих
театральных работах использует принципы реалистического искусства.
Среди работ Де. К. - оперы: "Пуритане" Беллини (1933), "Орфей"
Монтевсрди (1945). "Ифигения" Пиццетти (1951); балеты "Протей" на муз.
Дебюсси (1938, "Балле рюсс"" Лондон), "Аполлон Мусагет" на муз.
Стравинского (1956, "Пик-кола Скала", Милан) и др.
ДЕККЕР (Dekker), Мауриц (р. 16.VII. 1896)-голландский писатель. Автор
мн. романов и пьес, Д. в своем творчестве обличает социальную
несправедливость, выступает страстным противником фашизма и
антисемитизма, сторонником идей социализма, создает психологически
углубленные образы. В драме "У мира нет прихожей" (1951) Д. говорит о
борьбе человечества против угрозы атомной войны, об ответственности
ученых за будущее человечества. Др. пьесы:
"Карусель" (1938), "Жизнь может быть лучше", "Последняя минута" о
Сакко и Ванцетти (1933. Народный т-р Груневелда).
Лит.: Jong D. de, M. Dekker, zijn persoon en zijn werk. Leiden, 1946.
Л. Вис.
ДЕККЕР (Dekker), Томас (ок. 1572 - 1632) - английский писатель и
драматург. Написал ок. 40 пьес, в т. ч.: "Приятная комедия о старике
Фортунате" (ок. 1594), "Праздник башмачника" (1600), написанные по
мотивам нар. легенд. Пьеса "Добродетельная распутница" (совм. с Г.
Мидлтоном; 2 ч., 1604-05) направлена против дворянской распущенности,
пуританского ханжества. Свои пьесы Д. писал для труппы лорда-адмирала,
т-ров "Роза", "Фортуна" и др. Обращение к бытовым темам и пристрастие к
чувствительности делают Д. предшественником "мещанской драмы" 18 в.
Соч.: The dramatic works, v. 1-4, L., 1873; Shoemaker's holiday. L.,
tl932]; The honest whore..., Oxf., 1931; в рус. пер.- Добродетельная
шлюха, в кн.: Аксенов И. А., Елизаветинцы,. Статьи и переводы, М., 1938.
ДЕКЛАМАЦИЯ (от лат. declamatie - упражнение в красноречии) -
искусство произнесения стихов или прозы. В Др. Риме Д.- упражнение в
красноречии, составлявшем один из важных элементов ораторского иск-ва;
во Франции - иск-во произнесения речей, а также стихов на сцене. В
классицистич. т-ре 17-18 вв. понятие Д. объединяло всю совокупность
средств актерской игры, включая жест и мимику. Классицизм канонизировал
торжественно-приподнятую, напевную, условную манеру сценич. речи,
отвечавшую нормам придворного вкуса. Развитие реалистич. и романтич.
тенденций в т-ре конца 18 - нач. 19 вв. вело к разрушению канона
классицистич. Д. Романтизм и реализм отвергли понятие Д., т. к.
романтизм провозгласил свободу актерского вдохновения и чувства; а
реализм поставил речь и все поведение актера на сцене в зависимость от
изображаемого им характера со всеми его индивидуальными и типич.
особенностями.
Со временем словом "Д." стала обозначаться ложная ходульная манера
речи. K.C. Станиславский считал Д. (или декламационность) одним из
грубейших проявлений пустоты и фальши в актерском иск-ве. Он применял
этот термин для обозначения речи, произносимой актером бойко и уверенно,
с формальными ухищрениями и претензией на выразительность, но на самом
деле без глубокого содержания, без мысли и внутр. цели, вне логики
развивающегося на сцене действия. Борьба с декламационностью понималась
Станиславским как необходимое условие создания образа, основанного на
началах жизненной правды (см. Станиславского система}.
Д. долгое время называли концертное исполнение стихов с эстрады, не
вкладывая в этот термин (позднее вытесненный понятием художественного
чтения) отрицательного смысла. Разновидность эстрадной Д.мелодекламация
- чтение стихов или прозы под музыку. В 20-е гг. была распространена т.
н. коллективная Д.- ритмизированное произнесение стихов хором, с
выделением отдельных голосов.
Лит.: Блинов И. Я., Выразительное чтение и культура устной речи, М.,
1946; Верховский Н. Ю., Книга о чтецах. Очерки развития советского
искусства художественного чтения, М.-Л., 1950. Т. Р., П. Е.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.