Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
ГОДФРИ (Godfrey), Томас (1736-63) - американский драматург и поэт.
Автор трагедии "Парфянский принц" (1767, "Саутуорк тиэтр",
Филадельфия)первой пьесы, сыгранной на амер. сцене проф. актерами. В
пьесе описываются кровавые события, происходившие при дворе короля
Парфянского гос-ва в начале нашей эры. В трагедии Г. содержатся
просветительские мотивы, получившие дальнейшее развитие в драматургии
Тайлера и Данлепа. В годы идейной подготовки войны за независимость эта
единств, трагедия Г. получила большое обществ, значение. В ней воплощены
тираноборч. идеи, навеянные борьбой с монархич. гнетом англ. метрополии.
Лит.: С о a d О. S. and M i m s E., The American stage, New Haven,
1929; 0 d e 1 I G., Annals of the New York stage, v. 1, N. Y.. 1927. К.
Б.
' ГОДИНУ (Godeanu), Эльвира (р. 12.V.1904)- pyMbiL-кая актриса.
Заслуженная арт. РНР (1957). В 1925 окончила Бухарестскую консерваторию.
В 1926 начала выступать в Нац. т-ре (Бухарест), затем играла в Т-ре
комедии и др. т-рах. С 1947 - вновь в Нац. т-ре. Роли: Зое ("Потерянное
письмо" Карад-жале, Гос. пр. РНР в 1948), Мария ("Закат солнца"
Делавранчи), Маша ("Три сестры", Гос. пр. РНР в 1949), Полина ("Враги"),
Полежаева ("Беспокойная старость"), Мария Сергеевна ("Золотая карета"
Леонова) и др. Играла в пьесах Мольера, Шекспира и др. Я. Р.
ГОЗЕНПУД (псевд.- Акимов), Абрам Акимович [р. 10(23). VI. 1908] -
русский советский музыковед, театровед, критик. В 1930 окончил лит. ф-т
Ин-та нар. образования в Киеве. В том же году впервые выступил в печати.
В 1934-46 вел педагогич. работу в учебных заведениях Киева и
Свердловска. С 1953 - ст. научный сотрудник Ленингр. гос. ин-та т-ра,
музыки и кинематографии. Г. принадлежат либретто комич. оперы Шебалина
"Укрощение строптивой" по Шекспиру (1957), а также переводы на рус. и
укр. яз. произв. Шекспира, Шиллера, Гауптмана, Хольберга и др. Кандидат
искусствоведения (1939) и филологич. наук (1941).
С о ч.: Оперна драматурпя Чайковського. Нариси, Кшв, 1940; Н. M.
Ужвий, М.-Л., 1948; Лудвиг Хольберг, вступ. статья, в кн.: Хольберг Л.,
Комедии, Л.-M., 1957;
Датский театр. в кн.: История западноевропейского театра, под общей
ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957, с. 669-714;
Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества, M.,
1957; Ленинградские оперные театры за сорок лет, "Ученые записки Гос.
научно-исслед. ин-та театра, музыки и кинематографии", Л., 1958, т. 2;
Музыкальный театр в России, Л., 1959; А. А. Шаховской. Вступительная
статья, в кн.: Шаховской А., Комедии. Стихотворения, Л., 1961. АН. А.
ГОЗОН (Gozon), Дьюла (р. 19.IV.1885) - венгерский актер. Нар. арт.
Венг. Нар. Республики (1955). По окончании актерской школы в 1902 начал
сценич. деятельность; с 1910 выступал на провинц. сцене, а также в
известном будапештском кабаре, в т-рах "Кираль", "Белвароши", в "Новом
т-ре". С 1935 работает в Нац. т-ре (Будапешт). Его творчество
характеризуется жизнерадостностью, естественностью, непосредственностью
и юмором.
Роли: Баго ("Витязь Янош" Качо), Билицки ("Дочь доловайского набоба"
Херцега), Йошка ("Медовый пряник" Сирмаи), Шолмаи ("Пузыри" Чики),
Миллер ("Коварство и любовь"); выступал в оперетте. Снимается в кино.
Пр. им. Кошута (1954).
ГОКИЕЛИ, Иван (Вано) Рафаилович [р. 9(21).X. 1899] - грузинский
советский композитор и педагог.
Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1946.
Музыке обучался первоначально в Тбилисской консерватории по кл. Н. Н.
Черепнина; в 1931 окончил Ленингр. консерваторию (ученик проф. В. В.
Щербачева и проф. X. С. Кушнарева). В 1928-1931 Г.- дирижер и зав. муз.
частью Т-ра им. Руставели. Автор оперы "Патара Кахи" (по пьесе А.
Церетели, 1943, Т-р им. Палиашвили), детской оперы "Красная шапочка"
(Тбилиси, 1958), хореографич. поэмы "Витязь в тигровой шкуре" (соч.
1938), танц. сюит, музыки к спектаклям "Анзор" Шаншиашвили, "Разбойники"
Шиллера (Т-р им. Руставели), фильмам и др. В своем творчестве Г.
опирается на груз. муз. фольклор, использует также нац. мелодии др.
народов. С 1923 занимается педагогич. деятельностью (с 1946 - доцент
Тбилисской консерватории).
Лит.: Чхиквадзе Гр., Советские композиторы Грузии, Тбилиси, 1956 (на
груз. яз.). Ц, .9.
ГО ЛАНЬ-ИН(р. 1. XII. 1930) - китайская актриса и певица. Депутат
Всекитайского собрания нар. представителей 1-го созыва (1954). Сценич.
деятельность начала в 40-х гг. как актриса т-ра банцзы в провинции
Шаньси. С 1946 принимала участие в революц. движении. Творчество Г.
Л.-и. способствует развитию новой муз.драмы (синьгэцзюй). Играла
характерные роли в совр. драмах: Юй Чи ("Матушка Ван едет на ярмарку"),
Си эр ("Седая девушка"), Сяо-цинь ("Женитьба маленького Эр-хая", по
одноим. рассказу Чжао Шу-ли). Выступает и как певица ("Песня о свободе
женщины", "Тетушка Ван хочет мира" и др.). Б. Р. ГОЛДСМИТ (Goldsmith),
Оливер [10.XI.1728, дер. Паллас, или Палласмор (Ирландия),- 4. IV. 1774,
Лондон] - английский драматург, романист и поэт. Род. в семье
англиканского священника. Окончил на казенный счет Тринити-колледж в
Дублине. Готовясь стать врачом, учился в Эдинбурге и Лейдене, но
образования, по-видимому, не закончил и работал аптекарем, врачом,
типографским корректором. Выступал в бродячей труппе. Лит. известность
завоевал серией памфлетов, поэмами и романом "Векфильдский священник"
(1766), инсценировка к-рого была пост. в 1878 в лондонском т-ре
"Ли-цеум" с участием Э. Терри.
Теоретич. высказывания Г. о т-ре содержатся гл. обр. в его романе и в
трактате "Опыт о театре, или Сравнение веселой и сентиментальной
комедии" (1772). Будучи писателем сентиментального направления, Г.
вместе с тем не принимал сотзр. ему сентиментальную комедию, осуждал ее
за утрату специфики жанра, не оправданное характерами морализирование,
защищая "веселую просветительскую комедию нравов". Образцы комедии Г.
предлагал искать в творчестве Мольера и у комедиографов Реставрации
(к-рых он, однако, порицал за "непристойность"). На взглядах Г.
сказалось и влияние классицизма. Он не принимал творчества Шекспира,
выступал против Гаррика, стремившегося ставить подлинные шекспировские
тексты.
В первой комедии Г. "Добрячок" (1768, "Ковент-Гарден") ставится
вопрос о несовместимости этич. идеалов просветителей с нравами бурж.
общества. Герой пьесы попадает в нелепые положения из-за того, что
оценивает людей "по книгам", а не по тому, каковы они в
действительности. Широкую известность получила комедия Г. "Унижение паче
гордости, или Ночь ошибок" (1773, "Ковент-Гарден"). Оригинальность и
острота положений сочетаются в ней с превосходно разработанными
комедийными характерами; молодой сельский сквайр, увалень, невежда и
проказник Тони Люмкин вошел в сокровищницу мировых комедийных образов.
"Ночь ошибок" прочно утвердилась в репертуаре англ. и др. т-ров. В СССР
"Ночь ошибок" ставили: Ленинградский т-р драмы и комедии (1939), Моск.
драм. т-р (1941), Моск. т-р им. Ермоловой (1943), Центр, т-р Советской
Армии (1941), обл. т-р Комедии, Горький (1951), Ленингр. т-р им.
Ленинского комсомола (1953), Новосибирский т-р "Красный факел" (1954),
Магнитогорский т-р, Рижский т-р (1955), Тбилисский рус. ТЮЗ (1956) и др.
Соч.: Plays, L., 1936: Добрячок, пер. Е. Голышевой и Б. Изакова, М.,
1955; Ночь ошибок, пер. Д'Актиля, М., 1939; Ночь ошибок, пер. Н. С.
Надеждиной, М., 1954.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского,
т'. 2, М., 1957; W а г d I e R. М., Oliver Goldsmith, Lawrence, 1957.
f(). К.
ГОЛЕЙЗОВСКИЙ, Касьян Ярославович [р. 22.11 (5. III). 1892] - русский
советский артист балета и балетмейстер. Засл. арт. БССР (1940), засл.
деят. иск-в Лит. ССР (1954). В 1909 окончил Петерб. балетное уч-ще.
Ученик Н. Домашева, М. Обухова, М. Фокина. Сразу же после окончания
уч-ща был принят в Большой т-р. Творческую деятельность начал как
танцовщик. Исполнял партии: Голубая птица ("Спящая красавица"), Мотылек
("Золотая рыбка" Минкуса), Шут ("Лебединое озеро") и др. С первых лет
артистич. деятельности Г. изучал балетмейстерское иск-во и занимался
педагогич. деятельностью под рук. балетм. А. А. Горского. В 1916
Г.балетмейстер Мамоновского т-ра миниатюр и т-ра "Летучая мышь"; в
1918-19 руководил Студией танца, где пост. хореографич. миниатюры для
детей: "Макс и Мориц", "Белоснежка" и др.; в 1920-22 руководил Моск.
Камерным балетом (одноактные балеты "Саломея" на муз. Штрауса, "Фавн" на
муз. Дебюсси). В 20-30-е гг. творчество Г. характеризуется увлеченностью
импрессионизмом, ведущим к отрицанию сюжетности, склонностью к поискам
чисто внешней сценич. формы танца ("Арлекинада" на муз. Шаминад, 1920;
"Трагедия масок" на муз. Бера, 1923). В 1925 Г. ставит балет "Иосиф
Прекрасный" Василенко, для к-рого находит своеобразное решение. На
спектакле сказалось влияние импрессионизма, однако в нем Г. уже
выступает как балетмейстер, имеющий сложившуюся творч. индивидуальность:
умение найти своеобразную пластич. выразительность человеческого тела,
необычность поддержек, переливы полудвижений, переходящие в строгие
формы классич. построений. В 30-40-е гг. Г. ставит свои лучшие балеты:
"Спящая красавица" (1935, Харьков); "Дугуль" Ленского (1941, Душанбе)
- первый таджикский балет, "Бахчисарайский фонтан" (1939, Минск, 1945,
Львов). Г. ставил нар. танцы и танцевальные сюиты: "Испанские танцы" на
муз. Грандоса и Альбениса (1928), "Эксцентрич. танцы" на муз.
Дунаевского (1928),
"Славянские танцы" ("Чарда", 1930), сюита "Жаворонок" на муз.
Шебалина (1944) и др., в композициях к-рых было много выдумки и
изобретательности. В 1960-61 Г. пост. концертные программы
"Хореогра-фич. композиции" на муз. рус., сов. и зарубежных композиторов
(Москва). В этих работах Г. остается верен своим творч. принципам.
Творчество Г. было сложным и противоречивым. Его иск-во находило
подражателей и не всегда верно истолковывалось (особенно за рубежом). Г.
выступает и как теоретик танца, работает над 2-томным трудом об истории
слав. танца.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского
балетного театра, М.-Л., 1950, с. 48-52; "Театр", M., 1960, ј 8, o. 174;
"Культура и жизнь", M., 1960, ј 9, с. 50-51. M. P.
ГОЛЕМБА, Софья Михайловна [р. 29. VI II (11. I X). 1904] - русская
советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1940). В
1920 училась в консерватории в Нижнем Новгороде; одновременно выступала
в концертах, на драм. сцене и в оперетте. В 1923-30 училась в Москве. С
1929 Г.- солистка Муз. т-ра им. Немировича-Данченко. В 1932 под рук.
Немировича-Данченко разучила и исполнила партию Кармен в опере
"Карменсита и солдат" по Визе. Исполняла с успехом характерные партии
(Солоха в муз. фильме "Черевички" по опере Чайковского, 1945).
Партии: Любаша; Аксинья ("Тихий Дон"), Ульрика ("Бал-маскарад"
Верди), Перикола, Орест ("Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха),
Лан/к ("Дочь мадам Анго" Лекока) и др. Н. Каз.
ГОЛЕМИНОВ, Марин (р. 28.IX.1908) - болгарский композитор. Обучался в
Софийской муз. академии (1927-30) у Д. Христова, Н. Атанасова, А.
Стоянова. Совершенствовался как композитор и дирижер в Париже (1931-34)
в "Схола кан-торум" у В. д'Энди, А. Бер-телена и др., а также в Мюнхене
у К. Эренберга (1938). В 1940 Г. создал танц. драму "Нестинарка" (1942,
Софийская нар. опера) - крупнейший болгарский нац. балет (на сюжет
старинной болг. легенды). В основе "Нести-нарки" лежит идея протеста
против мрака и суеверия, вера в силы человека. Произв. Г. отличаются
реалистич. обрисовкой быта народа, широким использованием нар. мелодий и
ритмов. Г. написал оперу "Ивайло" (либр. М. Петкановой на сюжет одноим.
драмы И. Вазова, 1959, Софийская нар. опера), раскрывающую один из
эпизодов героич. прошлого болг. народа, и ряд произв. в др. жанрах,
опирающихся на болг. муз. фольклор. С 1939 Г.- преподаватель, с 1941 -
проф. Софийской гос. консерватории.
Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, С., 1958. Д. М.
ГОЛИНЕТТИ (Golinetti) (наст. имя и фам.- Фран-ческо Вруна) (ок.
1710-67) - итальянский актер. Один из лучших исполнителей комич. роли
старика Панталоне в комедии делъ арте в 18 в. Впервые выдвинулся в
труппе Д ж. Имера, работавшей в Венеции в т-ре "Сан-Самуэле". Здесь Г.
встретился с К. Гольдо-ни и принял участие в его реформе (переход от
импровизированной комедии масок к лит. комедии характеров). В комедии
Гольдони "Светский человек" Г. впервые без маски исполнил роль юноши
Момоло (эта роль имела фиксированный текст, тогда как остальные роли
исполнялись в масках и импровизировались). В следующей комедии Гольдони
"Мот" (1739), где Г. не пользовался написанным текстом, он не имел
успеха. Так Гольдони доказал превосходство лит. текста над
импровизируемым. Сотрудничество Г. с Гольдони прекратилось вследствие
неуживчивого характера Г., его частых переходов из одного театра в
другой. В 1748 Г. переехал в Варшаву, в 1750 - в Штутгарт.
Лит.' Гольдони К., Мемуары..., Пер., введ. и прим. С. С. Мокульского,
т. 1, 1Л.], 1930 и 1933; R a s i L., I comici italiani: biografia,
bibliografia, iconographia, v. 1, Firenze. 1894. С. Мок.
ГОЛИЯ (Golia), Павел (р. 10.IV.1887) - словенский поэт, драматург. В
1919-46 (кроме 1920-25) - один из руководителей Драмы в г. Любляна.
Написал пьесы для детей и юношества: "Последние мечты Петрчка" (1921),
"Триглавская сказка" (1926), "Принцесса и пастушок" (1931), "Юрчек",
"Сердце игрушек" (обе в 1932), "Убогая Анчка" (1935), "Снегурочка"
(1938). В своих статьях и высказываниях пропагандирует метод МХАТа. Чл.
Словенской академии наук и искусств в Любляне (с 1952).
ГОЛЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. В конце 12 в. в Голландии получила
развитие церковная драма. Среди драм, написанных на нар. яз.,- мистерия
"Первая радость девы Марии" (1448). Из рыцарского романа возникли т. н.
"абеле" - светские драм. произв. в куртуазном духе ("Ланселот Датский" и
др.). По окончании представления "абеле" обычно следовал фарс
(называвшийся с 16 в. "эсбатемент", esba-teraent). Во 2-й пол. 15 в.
возникли "камеры риторов", ставившие мистерии, миракли, моралите
(миракль "Марикен из Неймегена"). Аллегорич. моралите часто имели в
период исп. владычества политич. звучание. Моралите "Каждый" П. ван
Диета было переведено на европ. языки и идет на совр. голл. сцене. В 16
в., когда представления приобрели более светский характер и стали
разыгрываться на улицах и площадях, появились сценич. подмостки,
спектакли разыгрывались и на повозках, использовалась естественная
обстановка (деревья, фонтаны) и писаные декорации, применялись сценич.
эффекты.
В ср.-век. Голландии, где города имели большое значение, развитие
т-ра определялось гор. бюргерской верхушкой. На т. н. "ланд-ювелах"
(landjuwelen, букв. "сокровища страны") - публичных турнирах- бюргеры
устраивали лит. и театр. состязания между разл. камерами риторов. Такие
турниры проводились под открытым небом для зрителей всех сословий. Цвета
и костюмы имели символич. значение. Эти представления, часто носившие
антиклерикальный характер, прекратились после Реформации.
В 17 в. в Голландии получает распространение клас-сицистич.
драматургия (преим. французская). Эта драматургия сохранялась на голл.
сцене в течение двух веков. Традиции голл. Возрождения развивал И.
Вондел ("Мария Стюарт", 1646, "Люцифер", 1654, "Иевфай", 1659, и др.).
Творчество Вондела отличалось антибуржуазной обличит, направленностью,
он стремился утвердить самобытное нац. иск-во, свободное от подражания
франц. образцам. После победы Голландии над Испанией в войне за
независимость (1609) крупнейшие голл. драматурги создают ряд батальных
пьес, усиливается антиклерикальная направленность драматургии. В жанре
комедии выступают П. К. Хофт и Г. Бредеро, драматургия к-рых имела
реалистич. тенденции.
В нач. 17 в. появляются первые постоянные т-ры. В 1617 актер и
режиссер С. Костер создает т. н. Академию. В результате объединения
Академии с камерой лЭглантье возник "Амстердамский городской т-р", для
к-рого архитектор Я. ван Кампен построил в 1638 здание на 1450 мест
(после пожара вновь отстроено в 1774). В этом т-ре были пост. трагедии
Вондела. В то же время получили распространение бродячие труппы (в к-рых
играли голландцы и англичане), разъезжавшие по Голландии, Германии,
Дании, Швеции. Среди первых голл. актеров -Л. Карлсзон, Я. Вое, А. К.
ван Жермез, Я. Питерсзон (Ян Тамбур), первая голл. актриса А. Ноземан
(до 1655 женские роли по требованию духовенства исполнялись мужчинами).
В 1680 в Амстердаме открылся первый в Голландии оперный т-р. Здесь были
пост. оперы голл. или живущих в Голландии композиторов: "Торжествующая
любовь" К. Хакарта (1681), "Опера о Вакхе" и "Церера и Венера" И. Схенка
(1687), "Хлорис и Розочка" С. де Конинка (1688), "Венера и Адонис"
(1696) и "Аполлон и Дафна" (1697) X. Андерса.
В 18 в. значение Голландии как мировой державы упало. Развитие театр.
иск-ва затормозилось. Среди драматургов выделяется П. Лангендейк, автор
комедий о нуворишах, мещанах, мечтающих о дворянстве. Во 2-й пол. 18 в.
под влиянием идей франц. энциклопедистов появляются памфлеты и театр.
пародии, направленные против отдельных знатных особ и политики
правительства ("Колбасник Фриц - любимец мастера", "Отчаяние
властолюбия"). Первые образцы мещанской драмы эпохи Просвещения:
"Дружба" М. ван ден Виндена (1760), "Смерть Каласа" (1767) и "Фанни, или
Счастливое раскаяние" К. ван Хогевена. Драма Р. Фейта "Инее де Кастро"
(1793) по мотивам Камоэнса отстаивает свободу человеческих чувств,
насыщена высоким гуманистич. пафосом. Под влиянием революц. событий во
Франции Фейт написал драму "Муций Кордус, или Освобождение Рима"
(1794),' провозглашавшую идею борьбы против королевского деспотизма.
Традициям франц. классицизма следует Ю. К. де Ланнуа (1738-82), автор
историч. трагедий "Лев Великий, император Византии" (1767), "Клеопатра,
царица Сирии" (1776), "Осада Гарлема" (1770);
Я. Номе (1738-1803), автор трагедий "Заратустра" (1768), "Мария ван
Лаленг" (1778) и др. В период франц. экспансии в нач. 19 в. появляются
эпигонские классицистич. драмы откровенно монархич. содержания В.
Билдердейка (1756-1831), представителя реакц. романтизма в Голландии. /
В конце 18 - нач. 19 вв. на голл. сцене идут пьесы А. Коцебу, А.
Иффланда; в это время наблюдается оживление театр. жизни, известность
получают актеры В. вандерХувен, бывший также автором популярных пьес
("Смертоносная ревность", 1714, и др.), И. Дейм (1696-1782), Я. Пюнт
(1711-79), А. Мае (ум. в 1746), И. Зисенис-Ваттир (1762-1827), Э. Снук
(1764- 1807), Г. И. Хилфердинк-Гревелинк и др. Игра голл. актеров
отличалась преувеличенной патетикой, напыщенной жестикуляцией,
декламационностью. Реформу в области сценич. иск-ва осуществил режиссер
и актер М. Корвер, основавший в 1768 собственную труппу. Благородством,
богатством мимики и интонаций отличалось исполнение героич. ролей А.
Сну-ком (1766-1829).
На оперной сцене, где выступали иностр. исполнители, в конце 18 в.
появляются произведения нац. композиторов: "Земира и Азор" (1783),
"Ричард Львиное Сердце" (1792), "Две статуи" (1798) Б. Рулофса.
Укрепление абсолютистской власти, ослабление промышленной буржуазии,
тяжелое положение низших слоев голл. общества находят отражение в 1-й
пол. 19 в. в общем упадке иск-ва и лит-ры. Широкое влияние на иск-во
оказывали идеи реакц. нем. романтизма. В это время ставятся романтич.
драмы А. Л. Бар-база, "трагедии рока" А. ван дер Хопа (1802-41). К 40-м
гг. с развитием капитализма в Голландии и обострением его противоречий в
драматургию проникают тенденции критич. реализма. X. ван ден Берг
(1799-1873) пишет первую голл. реалистич. комедию в прозе "Племянники"
(1837). Написанная в традициях Гольдони и Шеридана, комедия дает
разнообразные социальные характеристики персонажей. В сер. 19 в.
возобновляют свою деятельность камеры риторов (в 1850-80 возникло более
200 об-в). В жанре историч. ("Двое Тюдоров", 1847, "Наполеон Бонапарт",
1851) и мещанской ("Вина и Искупление", 1852) драмы писал X. Схиммел. В
своей драме "Струензе" (1868) он впервые в голл. лит-ре выдвинул идеал
гармонич. обществ, устройства.
Во 2-й пол. 19 в. на развитие драматургии влияет радикальное крыло
"Молодой Голландии" (лит. движение, развивавшееся в Голландии в период
капитали-стич. подъема); к этой группе примыкали: Ф. ван Эден - автор
комедий "Сонет" (1883), "Студент дома" (1886), драм "Лиоба, драма
верности" (1897), "Земля обетованная" (1909), "Гарлемская ведьма" (1915)
и В. Клос (1859-1938), в произв. к-рого сказались декадентские
тенденции. Особое место в голл. лит-ре 2-й пол. 19 в. занимает
творчество Э. Д. Дек-кера - одного из выдающихся представителей критич.
реализма. Его драма "Школа князей" (1872) разоблачает пороки монархии,
показывает жизнь простого народа. Выдающимися актерами конца 19 в. были:
Л. Петере, трагич. актриса М. И. Клейне-Гартман, Л. и Т. Бауместер, С.
де Фрис. Все они (кроме Петерса) играли с 1876 во вновь открывшемся в
Амстердаме Королевском т-ре. В 1894 там же открывается новое здание
"Гор. т-ра". В 19 в. Амстердам по-прежнему сохраняет значение центра
голл. театр. жизни. В муз. т-ре вплоть до 80-х гг. 19 в. господствует
иностр. влияние. В 1830-1919 в Гааге существовал "Т-р франсе", ставивший
франц. и итал. оперный репертуар. В 1860 в Роттердаме была организована
"Северонемецкая опер"", ставившая нем. оперы, б. ч. Вагнера.
В конце 19 - нач. 20 вв. в голл. драматургии получает распространение
натуралистич. направление. Оно находит отражение в драмах М. Эмантса
("Юные сердца", 1872, "Юлиан-отступник", 1874, и др.), отмеченных
глубоким пессимизмом. Мелкобурж. идеи оппозиции усиливающемуся
империализму выражал Г. Хейерманс. В его пьесах "Гетто" (1898), "Гибель
"Надежды"" (1900), "На восходе солнца" (1909) показано тяжелое положение
рабочих, крестьян, солдат, рыбаков. В дальнейшем Хейерманс перешел на
позиции бурж. либерализма, его поздние пьесы ("Счастье Евы", 1917,
"Мудрый кот", 1918) теряют социальную заостренность. В жанре психодогич.
драмы писали Ф. Мейсен (р. 1872), И. Будье-Баккер (р. 1875), К. ван
Брюгген (1881-1932) и др. Актуальным проблемам современности посв. свои
стихотворные драмы поэтесса X. Роланд-Холст - "Повстанцы" (1910) - о
революции 1905 в России, "Томас Мор" (1912) - об авторе знаменитой
"Утопии", "Дети" (1922), "Труд" (1923)- о революц. рус. пролетариате. Но
идеи "христианского социализма" обусловили религиозно-мистич. окраску ее
последующего творчества. С сочувствием изображал жизнь простого народа
Г. Баубер - "Жены моряков" (1927) и др.
В 20-е гг. режиссеры Э. Феркаде и В. Ройярдс предпринимают реформу
т-ра, насаждая экспрессионистские тенденции. В эти годы значит, место в
театр. жизни страны занимают любительские труппы (студенческие и пр.),
выступающие б. ч. на открытом воздухе. Революц. крыло этого самодеят.
т-ра представляла объединенная труппа "Семь провинций". Среди событий в
жизни проф. т-ра тех лет было открытие Хейермансом "Карре т-ра" в
Амстердаме (1920). Развитию нац. драматургии в 30-е гг. способствуют
спектакли труппы "Амстердамское сценич. объединение". В 20-30-е гг.
ставились пьесы голл. авторов: "Летучий голландец" М. Нейхофа (1930),
"Портовый город" В. де Фрисланда (1933), "Турандот" Я. Энгелмана (1936),
"Эразм" Г. Стейвелинга (1936), "Жилая барка" (1925) и "Необитаемый
остров" (1941) А. Дефресне, "Карусель" (1936) М. Деккера.
Оперные спектакли ставило об-во "Вагнер-Вере-нигинг", организованное
в 1884 композитором А. Виот-та. В это время выдвигаются первые голл.
оперные артисты Я. Урлк'с, И. Орелио, А. ван Рой, И. Тейсен, К.
Энгелен-Севинг. В 1886 И. Г. Гротом был организован оперный т-р
"Холландсе опера". Здесь впервые осуществлена пост. опер на голл. яз.
(С. ванМиллигена, Я. Брандтс-Бейса, В.Ландре и др.). Затем возникли "Де
Недерландсе опера" (1894-1901), организованная дирижером К. ван дер
Линденом, "Насионале опера" (1916-23) под рук. Г. X. Коп-мана и
"Коопераси" (1924-29) под рук. дирижера А. ван Ралте и А. Полмана. В
нач. 20 в. были написаны оперы "Беатриса" (1928) и "Катерина Великая" '
(1933) Лилиена, "Халевейн" Пейпера (1933). В это же время пост. первые
оперетты, в к-рых участвовали голл. певицы М. Бюдерман, А. Зоне, К.
Пинусенидр. В 1915 дирижер М. Габриел основал первую голл. опереточную
компанию с участием А. Баккер, Э. Грас-сау, Л. де Бре, П. Колера. С 1920
частные опереточные труппы выступали регулярно в т-рах
"Принсес-сенсхаубург" (Гаага), "Карре т-р" и др., в осн. с иностр.
репертуаром. Попытки создания нац. оперетты делают Д. Миллер и Л. Норе.
С 1949 пост. оперетт осуществляло вновь организованное об-во "Бонд ван
аматер опера". В 1945 муниципалитеты Гааги и Амстердама организовали
компанию "Де Недерландсе опера", получающую гос. субсидию и дающую
спектакли в Амстердаме, Гааге, Роттердаме, Утрехте. Здесь ставились
оперы голл. композиторов -"Фило-мела" Андриссена (1949), "Орест"
Бадингса (1954), "Франсуа Вийон" Дресдена (1958). Среди голл. оперных
компаний - "Де Зейд-Недерландсе опера" (осн. в Маастрихте в 1948) и
"Форум" (осн. в 1955), выступающая гл. обр. на сцене т-ра "Твенте
Схаубург" в Энсхеде.
В 50-е гг. было организовано неск. балетных трупп, положивших начало
созданию нац. балета: "Недерландсе баллет" (1951), "Амстердамсе баллет"
(1959), "Недерландсе данстеатр" (1959) и др. Они ставят преим. иностр.
репертуар. В конце 50-х гг. в Голландии работало 7 проф. драм. т-ров,
получающих гос. субсидии: "Недерландсе комеди" (Амстердам), "Хет
Роттердамсе тонел" и "Де Хагсе комеди" (Гаага), "Театер" (Арнем),
"Ансамбле" (Эйндховен), гастрольная труппа "Пюк", молодежный гастрольный
театр "Арена".*
Усиление реалистич. тенденций в голл. т-ре послевоенных лет связано с
интересом передовых деятелей театр. Голландии к рус. классич.
драматургии. В т-рах Амстердама, Роттердама, Гааги с успехом ставятся
пьесы Островского ("Гроза", "Лес"), Чехова ("Чайка"), Горького ("На
дне"), инсценировки по романам Л. Толстого ("Анна Каренина"), Гончарова
("Обрыв"). В этих спектаклях яркие образы создали актеры Ф. Кател-сен,
К. Келлинг, Э. де Бур, Г. ван дер Берг и др. Среди совр. прогрессивных
голл. драматургов выделяются М. Деккер ("У мира нет прихожей",
1946,против атомной войны), Я. де Хартог ("Цирк Европы" - против идеи
"объединенной Европы" и военной истерии). Ставятся пьесы "Эфиальт из
Афин" П. Хей-дендала(1949), "Эдип и его мать" (1951) и "Амфитрион"
(1958) М. Круазе, "Ирод" (1955) и "Смерть Саула" (1958) Херцберга, а
также пьесы Б. Брехта, Б. Шоу, Г. Грина, Н. Коуарда, Э. Ионеско, А.
Адамова, Р. Роза и др. совр. зарубежных авторов. Среди голл. актеров
известны имена Я. Муса, успешно играющего трагич. и комич. роли, тонкой
актрисы Э. Маус, Ко ван Эйка, комедийных актеров А. К. Крефта и О.
Турнира, К. Лазера, X. Лароша, А. ван Дал-сюма. Широко развит
любительский т-р.
Лит.: Hellwald F.von, Geschichte des hollandi-schen Theaters,
Rotterdam, 1874; Worp J. A., Geschiedenis van het drama en van het
tooneel in Nederland, dl l-2, [Amst.], 1904-08; Franssen J., Les
comediens francais en Hollande en XVII et XVIII siecle. P., 1925;
"Интернациональный театр", 1933, .ј 3; "Das internationale Theater", 193
4, Ло 1; B o t t e n h e i m S. A. M., De opera in Nederland, Amst.,
1946; Loewenberg A., Early Dutch librettos and plays with music, in the
British museum. L., 1947; B o s s a n G. S. de, Nederlandsche
zangeressen, Amst., [1941]; R e e-ser E., Een eeuw Nederlandse muziek,
Amst., 1950; Music in Holland, Amst., [1959]. Д. Вис., Вл. О.
ГОЛОВАНИВСЕИЙ, Савва Евсеевич [р. 16(29).V. 1910] - украинский поэт и
драматург. Чл. Комму нистич. партии с 1942. Лит. деятельность начал в
1927. Написал пьесы: "Смерть леди Трет (1934, т-р "Берез иль", Харьков)
- о гражд. войне в Китае; "Мария" (1936) - о сов. женщине в годы
социалистич. строительства; "Доля поэта" (1939, Т-р им. Франко), посв.
Т. Шевченко (по этой драме композитор Йориш написал оперу); "Солнечная
сторона" (1951, Моск. т-р Ленинского комсомола) - об оптимизме сов.
людей, о медиках-новаторах; "Первый гром" (1956, Черновицкий т-р) - о
революционерах-народовольцах; "Катерина" (1957, Днепропетровский т-р) -
о жизни укр. села в 1929-30-х гг.;
"Дальнее эхо" (1959, Т-р им. Шевченко) - о последствиях Отечеств,
войны, жизни сов. людей. В пьесах Г. созданы цельные образы сов. женщин,
исполненные эмоциональности и драматизма. Пьесы Г. ставились в т-рах
Украины и др. республик, за рубежом (Румыния, Чехословакия, США).
Соч.: Избранное, М., 1956; Драми, Кив, 1958. H. Д. ГОЛОВАНОВ, Лев
Викторович (р. 24.IX.1926) - русский советский танцовщик. Нар. арт.
РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1947 окончил
хореографич. уч-ще Большого т-ра СССР. С 1943- солист Гос. ансамбля нар.
танца СССР. Иск-во Г. отличается высокой техникой, красочностью, тонкой
артистичностью. Гос. пр. СССР (1952). С. Г.
ГОЛОВАНОВ, Николай Семенович [9(21). 1.1891, Москва,-28.VIII.1953,
там же] - русский советский дирижер, пианист, композитор и педагог. Нар.
арт. СССР (1948). Муз. образование получил в Моск. синодальном училище
(1900- 1909) и в Моск. консерватории (окончил в 1914 по классу проф. С.
Н. Василенко). С 1909 выступал как дирижер и композитор, с 1915 -
хормейстер Большого т-ра. В 1919 принял участие в организации оперной
студии при Большом т-ре (впоследствии оперный т-р им. K.C.
Станиславского). В 1919-28 и 1930-36 - дирижер Большого т-ра
(дебютировал в опере "Сказка о царе Салтане"). С 1937 - гл. дирижер
Большого симф. оркестра Всесоюзного радиокомитета; в 1948-53 - гл.
дирижер Большого т-ра. Деятельность Г. как дирижера в Большом т-ре
сыграла важную роль в развитии этого выдающегося муз. коллектива страны.
Развивая традиции крупнейших рус. оперных дирижеров С. В. Рахманинова,
В. И. Сука и др., Г. стремился к созданию оперного спектакля как единого
художеств. целого. Исполнительский стиль Г. характеризуется волевой
напряженностью и энергией, богатыми контрастами оркестровой звучности;
высокой слаженностью оперно-симф. ансамбля, красочностью и
эмоциональностью художеств. образов. Особенно удавались Г. произв. рус.
нац. классики:
"Руслан и Людмила", "Садко" (Гос. пр. 1950), "Борис Годунов" (Гос.
пр. 1949), "Хованщина" (Гос. пр. 1951), "Пиковая дама", "Князь Игорь",
"Майская ночь", "Золотой петушок"; "Любовь к трем апельсинам"
Прокофьева, "Тихий Дон" и др. Г. принадлежат опера-кантата "Принцесса
Юрата" (1914), опера "Богатырский курган" по Ибсену. Гос. премия СССР
1946 за концертно-исполнит. деятельность. Педагогич. работой Г. начал
заниматься в 1907 (в 1925-29 - профессор Моск. консерватории).
Лит.: Аносов Н., Николай Семенович Голованов, "Советская музыка",
1951, ј 5.
ГОЛОВАШЕНКО, Юрий Александрович [р. 15(28). XI. 1910] - русский
советский театровед, кандидат искусствоведения. Окончил ГИТИС (1937). С
1938 выступает как театр. критик. С 1949 - ст. научный сотрудник
Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографии. В 1949-56
преподавал в Ленингр. театр. ин-те.
Соч.: Образ героя в драме и театре, в сб.: Театральный альманах.
1946, кн. 1 (3), М., 1946, с.3-14; Героическое начало в советской драме,
М., 1947; Героика гражданской войны в советской драматургии. Л., 1957;
Проблема героической драмы, "Театр", 1958, .ј 2; Советская героическая
драма, Л. 1959; Проблема типического конфликта, "Звезда", 1960 Ne 10;
Образ, В. И. Ленина на сцене, "Звезда", 1960, ј l:
О многообразии реализма, газ. "Литература и искусство" 1944, 6 мая,
.ј 19; О специфике видов искусства, там же 1961, .ј 4; Черты советского
балета, "Советская музыка" 1960, ј 8.
ГОЛОВИН, Александр Яковлевич [17.11 (1.III). 1863,
Москва,-17.IV.1930, г. Пушкин] - русский советский театральный художник,
живописец. Нар. арт. РСФСР (1928). Академик живописи. В 1881-89 учился в
Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (сначала на архитектурном,
затем на живописном отделении) у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова, В.
Е. Маковского. Во время поездок в Париж (1889, 1897) брал уроки у франц.
импрессионистов - Бланша, Колена и Мерсона. Много путешествовал по
Испании, Италии, Голландии, Норвегии и др. странам. С 1898 - участник
выставок "Мир искусства". Уже. в ранних станковых работах и произв.
прикладного и монументального иск-ва проявилось стремление Г. к
декоративности, яркой выразительности цвета. Большое значение для Г.
имело знакомство с художниками Мамонтовской оперы. Влиянием творчества
этих художников отмечены уже первые театр. работы Г.: "Ледяной дом"
Корещенко (1900) и особенно "Псковитянка" (1901) в Большом т-ре
(Москва). Скупыми средствами реалистич. живописи Г. передал в своих
декорациях напряженный драматизм этих опер. С 1901 Г.- декоратор Петерб.
императорских т-ров; оформил спектакли: "Волшебное зеркало" Корещенко
(1903), "Золото Рейна" Вагнера (1905) и др. в Мариинском т-ре;
"Антигона" Софокла (1906), "Дочь моря" (1905), "Маленький Эйольф" (1907)
Ибсена и.др. в Александрийском т-ре. Этапной работой Г. были декорации к
"Кармен" (1908, Мариинский т-р), в к-рых Г., опираясь на собственные
впечатления от поездок в Испанию, впервые на рус. сцене создал образ
подлинной Испании - суровый и вместе с тем романтически красочный.
Однако в ряде спектаклей, оформленных Г. в эти годы ("Волшебное зеркало"
и др.), обнаруживается отступление художника от реалистических
принципов. В последующее время выразит. средствами Г. становятся
праздничная орнаментальность, условная декоративность, виртуозная
живописность. В этот период Г. много работал с В. Э. Мейерхольдом.
Оформил пост. им спектакли: "У врат царства" Гамсуна (1908), "Дон Жуаш
Мольера (1910), "Маскарад" (1917) в Александрийском т-ре; "Орфей и
Эвридика" Глюка (1911), "Каменный гость" Даргомыжского (1917) в
Мариинском т-ре. Стремясь максимально приблизить актеров к зрителям, Г.
и Мейерхольд выносили действие на просцениум, располагая на заднем плане
свободные живописные задники. Г. добивался органич. единства художеств.
оформления сцены и зрит. зала, уничтожая границу между ними с помощью
специальных лепных архитектурных порталов и тем самым вовлекая зрителей
в атмосферу спектакля. В работах Г. обнаженная условная театральность
(слуги просцениума, свет в зрит. зале и т. д.) сочеталась с
эмоциональной образностью оформления. Так, напр., в "Маскараде" Г.
достигал этой образности с помощью системы занавесей, цветовых и
световых контрастов задников, кулис, арлекинов, ритма причудливых линий
рисунков орнаментов и, наконец, искусно вписанных в декорацию
динамических живописных пятен костюмов. Высокие художеств. достижения в
декорациях к спектаклям периода 1908-17 сочетались, однако, с известной
односторонностью, восприятием Г. спектакля как праздничного,
романтически приподнятого зрелища. После Октябрьской революции Г.
оформил спектакли: "Королева Мая" Глюка (1919), "Соловей" Стравинского
(1919), "Сольвейг" Грига (1922), "Севильский цирюльник" (1924) в
Академич. т-ре оперы и балета, Петроград, и др. Наиболее значит, работа
Г. в сов. т-ре - оформление спектакля МХАТа "Безумный день, или Женитьба
Фигаро" (1927). В этом спектакле, пост. К. С. Станиславским, Г. создал
праздничные, подлинно театральные по форме реалистич. декорации, глубоко
раскрыв в этих декорациях идею комедии. Последняя работа Г.- эскизы
декораций к спектаклю МХАТа "Отелло" (1930). Г. принадлежит серия
портретов Шаляпина (в ролях Олоферна, Бориса Годунова, Демона и др.),
Далматова, Варламова, Мейерхольда и др. Яркий живописец, тонкий
колорист, замечат. мастер театр. костюма, Г. был первым театральным
художником, достигшим полной гармонии декораций, костюмов, бутафории,
реквизита. Спектакли с декорациями Г., показанные в Париже во время
Дягилевских сезонов (1908, 1910), оказали сильное воздействие на
развитие мирового театр.-декорационного иск-ва.
Соч.: Роль художника в театре, в сб.: Театрально-декорационное
искусство в СССР 1917-X-1927, Л., 1927.
Лит.: А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о
Головине, Л.-М., 1960 (есть библиография);
Маковский С. К., А. Я. Головин, "Аполлон", 1913, ј4; Соловьев В.,
Головин как театральный мастер, "Аполлон", 1917, ј 1; Г о л л е р б а х
Э., А. Я. Головин. Жизнь и творчество. Л., 1928; Волков Н., Мейерхольд,
т. 1-2, Л., 1929; его же, Головин на театре, "Рабис", 1930, ј 20;
"Маскарад" Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина, М.-Л.,
1941-1946; Каталог выставки произведений А. Я. Головина, М.-Л., 1956;
Коган Д., Головин, М., 1960. В. Бер.
ГОЛОВИН, Сергей Аркадьевич (1879-9.X.1941)- русский советский актер.
Засл. арт. Республики (1927). В 1902 окончил муз.-драматич. уч-ще Моск.
филармо-нич. общества. В том же году был принят в труппу Малого театра.
Г. играл гл. обр. характерные роли. Созданные им образы отличались
точной социальной характеристикой, широтой обобщения, типичностью,
ясностью и выразительностью внешнего рисунка.
Роли: Большое ("Свои люди-сочтемся"), Мамаев ("На всякого мудреца
довольно простоты"). Бессудный ("На бойком месте"). Скалозуб, Фамусов,
Городничий; Редозубов, Старик ("Варвары", "Старик" Горького), Малинин
("Любовь Яровая"), Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), и лр.В.
Мае.
ГОЛОВИНА, Ольга Николаевна [р. 7 (20). V. 1904] - русская советская
артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1940). В 1928 окончила
муз. техникум им. А. и Н. Рубинштейна по классу пения Л. Г. Звягиной.
Пела в оперных театрах Самары (1930 - 37), Свердловска (1936-37). В
1933-36 и после 1937- солистка Ленингр. Малого оперного т-ра.
Одновременно с 1948-преподаватель Ленингр. консерватории. Обладая сочным
голосом и драматическим темпераментом, Г. с особым успехом выступала в
партиях Аксиньи ("Тихий Дон"), Солохи ("Черевички" Чайковского), Марины
Мнишек ("Борис Годунов"). Гос. пр. СССР (1951).
Др. партии: Любава ("Садко"), Любаша, Лель; Далила ("Самсон и Далила"
Сен-Санса), Кармен, Аида.
ГОЛОВИНСКИЙ ОПЕРНЫЙ ДОМ - театральное здание в Москве. Построено в
1742 (в связи с приездом в Москву императрицы Елизаветы Петровны с
двором на коронацию) на берегу реки Яузы при Головинском дворце. В дни
пребывания двора в Москве в этом здании давались торжественные оперные и
балетные спектакли. В 1763 в Г. о. д. разыгрывалась заключит. часть
маскарада "Торжествующая Минерва", сочиненного и пост. основоположником
рус. т-ра Ф. Волковым. В 1766 при антрепренере Н. Титове в Г. о. д.
давались спектакли основанного ун-том т-ра. В 1776 здание т-ра, сильно
разрушившееся от времени, было снесено. В. В.-Г.
ГОЛОВКИНА, Софья Николаевна [р.ЗО.?Х(?З.Х). 1915] - русская советская
артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1942.
Окончила Моск. хореографич. уч-ще (класс А. И. Чекрыги-на) и принята в
1933 в балетную труппу Большого т-ра. Партии: Лиза ("Тщетная
предосторожность"), Светлана (о. п. Клебанова), Баядерка (о. п.
Минкуса), Диана Мирель ("Пламя Парижа", Гос. пр. СССР, 1947), Сванильда
("Коппелия"), Царица бала ("Медный всадник"), Зарема и др. С
1960-директор Моск. хореографич. уч-ща.
Лит.: Софьч Николаевна Головкина, М., 1953. Л. П.
ГОЛОВКИНСКИЙ ДОМ - театральное здание на Васильевском острове в
Петербурге. Сооружено в нач. 20-х гг. 18 в. как частный дом князя
Долгорукого. Затем перешло к графу М. Головкину; после его ссылки было
конфисковано казной. При Г. д. имелся т-р, в к-ром в 1752, в связи с
приездом в Петербург Ф. Г. Волкова и ярославских актеров, был
организован публичный т-р, получивший назв. "Комедиантского дома". В
1756 здесь был помещен (учрежденный в том же году) первый рус.
постоянный государственный проф. драм. т-р. Спектакли давались до нач.
1757, после чего были перенесены в центральные районы Петербурга (чаще
всего проходили в помещении Большого каменного т-ра), а Г. д. перешел в
ведение Академии наук. В 1764-88 на месте Г. д. выстроено здание
Академии художеств (существует до сих пор). В. В.-Г.
ГОЛОВКО, Андрей Васильевич [р. 22.Х1(4.ХП). 1897] - украинский
советский писатель, драматург. Род. в семье крестьянина. Был учителем.
Лит. деятельность начал в 1918 (Сб. стихов). Автор романов, повестей и
первых сов. пьес: "В красных шумах" (1924) - о борьбе сельской бедноты с
деникинцами, "Поглитаивщина" (по роману "Бурьян", 1929), "Райское
яблоко" (1946).
Лит.: Килимник О." Андрей Головко, М., 1956;
Коваленко Л., Андр?й Головко, Кив, 1958. Р. Б.
ГОЛОВКО (Иванова-Головко), Кира Николаевна (р. 11. III. 1918) -
русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич.
партии с 1958. Сценич. деятельность начала в 1938 во МХАТе. Первая
роль-Молоко ("Синяя птица" Метерлинка). Затем играла Наташу ("На дне").
В 1954-56 была актрисой Калининградского т-ра. Роли: Мария Стюарт;
Елена ("Накануне" по Тургеневу), Александра ("Деньги" Софронова),
Линда ("Смерть коммивояжера" Миллера), Мария Александровна Ульянова
("Семья" Попова), Тугина ("Последняя жертва") и др. С 1957-снова в
труппе МХАТ. Сценич. образы отмечены лиричностью, мягкой женственностью.
Играет преимущественно роли чистых, благородных женщин, доверчивых,
искренних. С 1959 преподает в Школе-студии им. В. И.
Немировича-Данченко. Снимается в кино (Гос. пр. СССР, 1947).
Роли: Параша ("Горячее сердце"), Аксюша ("Лес"), Натали ["Последние
дни" ("Пушкин") Булгакова], княгиня Вяземская ("Трудные годы", А. Н.
Толстого), Ольга ("Три сестры"), Ася Давыдовна ("Все остается людям"
Алешина) и др. С. Г'.
ГОЛОВНЯ, Валентин Владимирович [р. 28.У?? (9. VIII). 1895J - русский
советский историк театра. Член Коммунистич. партии с 1945. Кандидат
искусствоведения (1940). Окончил Моск. ун-т (1924). Специалист по
истории античного т-ра. В 1948-60- ст. научный сотрудник Ин-та истории
искусств АН СССР. Ведет преподават. работу в ГИТИСе им. Луначарского в
Москве (1936-48 и с 1961).
Соч.: Аристофан, М., 1955; "Умоляющие" Эврипида, в кн.: Сообщения
Института истории искусств АН СССР, М] 10-11. театр. М., 1957; "Поэтика"
Аристотеля. О сценической стороне трагедии, в кн.: Ежегодник Института
истории искусств. 1958. театр. М., 1958; Античная драма на сцене
советского театра, "Театр", 1947, ј 8, с. 33-39; "Древняя Греция"
(театр) и "Древний Рим" (театр), статьи в Большой советской
энциклопедии, 2 издание; [Перевод с др.-греч., ред. и комментарии] в
кн.- Е в р и п и д, Пьесы, М., 1960.
ГОЛОВЧЙНЕР, Виктор Яковлевич [15(28). VI. 1905-15.VII.1961]-советский
режиссер и драматург. Нар. арт. БССР (1944) и Лит. ССР (1959). Чл.
Коммунистич. партии с 1944. В 1921 поступил в Белорус. оперно-драматич.
студию в Москве, к-рую окончил в 1926. Творч. деятельность начал в 1926
в Минске в Гос. евр. т-ре (ГОСЕТ) как актер, с 1928 - как режиссер.
Работал в Белоруссии до 1949:
ГОСЕТ (1926-30, 1932-38, 1942-46), Рабочий театр. Т-р им. Я. Купалы
(1939 - 42), Гос. рус. театр БССР. Был гл. режиссером Иркутского т-ра
(1949-51), Т-ра им. Мукими (1951 - 53) и Рус. драм. т-ра им. Горького
(1953-54) в Ташкенте. С 1955 - гл. режиссер Рус. т-ра в Вильнюсе. Пост.:
в ГОСЕТе - "Выстрел" Безыменского (1930), "Вольпо-не" Бена Джонсона
(1934), "Фальшивая монета" Горького (1937), "Колдунья" Гольдфадена
(1941), в Вильнюсском т-ре - "Крылья" Корнейчука и "Варвары" (1955);
"Крепость над Бугом" Смирнова (1956), "Тайфун" Цао Юя (1958), "Битва в
пути" по Николаевой (1960, Гос. пр. Лит. ССР) и др. Г. написал драму
"Великодушие" - о Парижской Коммуне, антифашистскую пьесу "Урок жизни"
(1935, 1942, Т-р им. Я. Купалы). Г. с 1938 вел педагогич. работу
(Белорус. театр. уч-ще, Ташкентский театр. ин-т, Вильнюсская
консерватория). Е. X.
ГОЛОС - звучание голосовых связок гортани, возникающее при их
смыкании и периодич. колебаниях под воздействием воздуха. Издаваемые
связками гортани звуки усиливаются и окрашиваются в т. н. надставной
трубе (глотка, полость рта и носа), пре-образуясь у человека в речь и
пение. Г. характеризуется объемом (диапазоном), высотой, силой и
тембром, или окраской. Высота Г. зависит от числа колебаний голосовых
связок в секунду: чем больше число колебаний, тем выше Г., и наоборот.
Сила голоса определяется размахом, или амплитудой, колебаний голосовых
связок. Чем больше амплитуда, тем Г. сильнее. Человек может произвольно
изменять как высоту, так и силу Г. Тембр Г. зависит от присоединения
обертонов к осн. тону. Они могут быть гармоническими и негармоническими.
Свойства Г. находятся в зависимости от возраста, пола, состояния
здоровья и психики исполнителя. Диапазон детских голосов до периода
полового созревания (12-14 лет) возрастает постепенно до l1 -l1 октав
(см. Мутация}.
Различают Г. разговорный и певческий, "непоставленный" (бытовая речь,
пение необученного певца) и "поставленный" (сценич. речь, пение проф.
певца). В певческом Г. различают регистры - грудной, средний и головной
(фальцет). В пении необученных певцов регистры ясно различимы. У проф.
певцов Г. выравнивается в процессе обучения на всем диапазоне и
становится однородным по тембру. Диапазоны человеческих голосов в
совокупности обнимают ряд звуков от ре большой октавы до ф а3.
Мужские голоса
Женские голоса
Голос
Число колебаний в 1 сек.
Голос
Число колебаний в 1 сек.
Бас ......
81-325
Контральто . . .
145- 690
Баритон . . .
96-426
Меццо-сопрано .
217-1034
Тенор ....
122-580
Сопрано .....
258-1304
Самый высокий по диапазону Г. взрослых - сопрано, самый низкий - бас.
По характеру Г. (за исключением басов) делятся на лирич.,
лирико-драматич. и драматич. Кроме того, выделяют сопрано колоратурное и
лирико-колоратурное (см. Колоратура) и тенор-ал ьтино. Басы делятся на
высокие - кантанте, и низкие - профундо. В практике хорового пения особо
низкие басы (до ф а контроктавы) называются окта-вистами. В оперной
практике встречается понятие характерных голосов (напр., тенор ди
грациа, бас-буфф). В группе меццо-сопрано и басов иногда различают т. н.
центральные Г., более низкие по характеру звучания, чем осн. голоса
данных групп (напр., меццо-сопрано, тяготеющее к контральто). См. также
Постановка голоса.
Лит.: Р ж е в к и н С. Н.,Слух и речь в свете современных физических
исследований, 2 изд., М.-Л.,1936; М у з е-х о л ь д А." Акустика и
механика человеческого голосового органа, М., 1925; Егоров А. М.,
Гигиена певца, М., 1955; Канторович В., Что надо знать артисту о своем
голосе, М., 1937.
ГОЛСУОРСИ (Galsworthy), Джон (14.VIII.1867, Кингстон-Хилл,-31.1.1933,
Хэмпстед) - английский писатель и драматург. Юрист по образованию. Лит.
деятельность начал в 1897. Г.- крупнейший представитель критич. реализма
в англ. лит-ре 20 в., автор серии романов, рисующих жизнь бурж. Англии
конца 19 - нач. 20 вв. ("Сага о Форсайтах" и др.) и 27 пьес, б. ч.
посвященных той же теме. Значит, влияние на драматургию, как и на все
творчество Г., оказала рус. реалистич. лит-ра (Тургенев, Толстой,
Чехов). В 1932 Г. была присуждена Нобелевская пр. Пьесы Г., так же как и
романы, написаны в неторопливой, по-вествоват. манере. Г., умный,
объективный наблюдатель жизни, стремится улучшить, но не изменить мир.
Гл. опасность своего века он видел не в капиталистич. строе, а в
духовном вырождении англ. буржуазии. Уже ранние драматич. произв. Г.
посв. острым социальным вопросам. Так, в пьесах "Серебряная коробка"
(1906, "Корт тиэтр" Лондон),
"Беглец" (1908), "Правосудие" (1910, т-р герцога Йорк-ского, Лондон)
писатель обличает несправедливость бурж. правосудия. В драме "Борьба"
(1909, т-р герцога Йоркского, Лондон), созданной, под воздействием
творчества Горького, Г. впервые в англ. драматургии показывает стачечное
движение, но финал пьесы проникнут пессимистич. мотивами. Герой драмы
"Толпа" (1914, "Гейети тиэтр", Манчестер) пытается бороться против англ.
колониализма и погибает от самосуда. В пьесе "Беглянка" (1913) Г. рисует
трагич. судьбу женщины, пытавшейся пренебречь бурж. предрассудками и
доведенной до самоубийства. В пьесе "Мертвая хватка" ("Без перчаток",
1920, т-р "Сент-Мартин", Лондон), построенной на остром конфликте между
представителями англ. аристократии и крупной буржуазии, Г. отходит от
присущего ему эпич. стиля, сатирически разоблачает грязное делячество и
корыстолюбие. Одна из лучших драм Г.- "Джунгли" (1924) - посвящена
разоблачению англ. колониализма. В последних пьесах Г. ощущается отход
драматурга от острых социальных проблем, примиренческие мотивы (драма
"Верность", 1922, т-р "Сент-Мартин") и др.
Пьесы Г. впервые были пост. т. н. "репертуарными т-рами" Лондона,
Бирмингема и Манчестера. На них воспитывались лучшие англ.
актеры-реалисты. Драма Г. "Серебряная коробка" шла в Малом т-ре (1925) и
в др. рус. т-рах. На сов. сцене наиболее популярна пьеса "Мертвая
хватка".
Соч.: Plays, L., 1929; в рус. пер.-Драмы и комедии. Ред.-сост. Л. В.
Хвостенко, вступ. ст. Ю. В. Ковалева, М., 1956.
Лит.: Дьяконова Н., Голсуорси, М., 1960;
S k e m p A. R.. The plays of Galsworthy, в кн.: Essays and studies,
IV, Oxf., 1913; Marrot Н. V., Bibliography of works of Galsworthy, L.,
1928; его же, Life and letters of Galsworthy, L., 1935; Mottram R. Н.,
For some we loved., L., 1956. Э. Г.
ГОЛУБЕВА, Ольга Александровна (1868-24.VI. 1942) - русская актриса.
Училась в Петерб. (у Н. С. Васильевой и В. Н. Давыдова) и Моск. (у А. П.
Ленского) театр. уч-щах. Играла в Ярославле (1895), в
Казанско-Саратовской антрепризе Бородая (1896-99), в Т-ре Корша
(1899-1904), покинула этот т-р вследствие отказа участвовать в реакц.
пьесе "Возвращение из Иерусалима" Батая. В 1905 работала в Т-ре В. Ф.
Комиссаржевской (Петербург). С 1908 работала в Одессе, Москве (Свободный
т-р под рук. К. А. Марджанишвили, 1913), Ростове и Харькове. Г. особенно
удавались драматич. роли: Акулина ("Власть тьмы"), Катерина ("Гроза"),
Ганна ("Возчик Геншель" Гауптмана), Ребекка ("Росмерсхольм" Ибсена).
После Октябрьской революции нек-рое время играла в разл. периферийных
т-рах. Написала воспоминания, опубликованные в сб. "Русский
провинциальный театр" (1937).
Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, [Харьков], 1935;
Смирнова Н., Воспоминания, М., 17. Д. Кл.
ГОЛУБЕНЦЕВ, Александр Александрович [р. 20.1 (1.11). 1899] - русский
советский композитор. В 1916-20 учился на физико-математич. ф-те
Петрогр. ун-та, в 1919-21 - на Курсах мастерства сценич. постановок
(Курмасцеп) под рук. В. Э. Мейерхольда. В 1922 окончил Петрогр.
консерваторию (по композиции учился у В. П. Калафати, по
инструментовке-у А. К. Глазунова). В 1921-49 был композитором и зав.
муз. частью разл. драм. т-ров Ленинграда и Москвы.
Написал музыку ко многим спектаклям, в т. ч. "Взятие Бастилии"
Роллана (1921),"Восстание ангелов" Франса (1922, Т-р новой драмы,
Ленинград), "На всякого мудреца довольно простоты" (1924, Т-р
Пролеткульта, Москва, реж. С. М. Эйзенштейн), "Матросы из Каттаро"
Вольфа (1932, Т-р ВЦСПС реж. А. Д. Дикий), "Аристократы" (1935,
Реалистич. т-р' реж: Н. П. Охлопков), "Далекое" Афиногенова (1935, Т-р
им. Вахтангова), "Слава" Гусева (1936, Малый т-р), "Укрощение
строптивой" Шекспира (1937, Т-р Красной Армии, реж. А Д Попов),
"Фельдмаршал Кутузов" Соловьева (1940), "Сирано де Бержерак" Ростана
(1942), "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (1942), "Фронт" Корнейчука
(1942, реж. Р. Н. Симонов), "Электра" Софокла- (1947) в Т-ре им.
Вахтангова. Г. принадлежат опера "Бабье лето" по одноим. пьесе Овечкина
(1951, концертное исполнение, Москва), оперетта "Любовь мушкетера" по
роману А. Дюма (1959, Ивановский т-р муз. комедии) и др. соч.
С 1932 ведет педагогич. работу в художеств. самодеятельности (с 1954
- в студиях при Домах культуры).
ГОЛУБИНСКИЙ (наст. фам.- Тростянский), Дмитрий Михайлович
(29.XI.1880-29.1.1958)- русский советский актер. Нар. арт. УССР (1947).
Сце-нич. деятельность начал в 1905 в Астраханском т-ре. Играл в т-рах
Елизаветграда, Ростова, Самары, Ленинграда. С 1928 работал на Украине в
т-рах Днепропетровска (1928-31), Киева (1931-33) и в т-ре Сов. Армии
(Киев, Одесса, Львов) (1933-54).
Роли: Лопахин ("Вишневый сад"). Бессеменов ("Мещане"), Глостер
("Король Лир"), Пешек Г"Прага остается моей" Буряковского, Гос. пр.
СССР, 1952), Костюкович ("Константин Заслонов" Мовзона). Снимался в
кино. С, 3.
ГОЛУБОВ (псевд. - Н. П. П о т а п о в, В. Глинский), Владимир Ильич
[25.Х(7.XI).1908-12.1. 1948]-русский советский театровед, критик,
сценарист балета. Окончил Ленингр. ин-т инженеров путей сообщения
(1931). Лит. деятельность начал в 1924. Кандидат искусствоведения
(1947). Работы Г. посв. гл. обр. сов. балету.
Соч.: Танец Галины Улановой, Л., 1948; Современность н фантазия.
Размышления о балете, "Театр", 1938, М 12;
1939, ј 7; 1940, ј 10; Арабески, там же, 1940, .јј 8,9;
На линии фронта (Искусство Ленинграда в дни блокады), в сб.: театр.
М., 1944; [Потапов В.], Голос времени, "Театр", 1945, ј 2. С. Г.
ГОЛУБОВИЧ, Василий Васильевич [р.27.XII. 1909 (9.1.1910)] - советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1954). В 1927-32
учился в Киевском художеств. ин-те. Как театр. художник начал работать в
т-рах Днепропетровска (ТЮЗ, т-р оперы, 1933-41). Затем (1943-46)- в
саратовских т-рах (ТЮЗ, Т-р им. К. Маркса). В 1946-58 - гл. художник в
Казах, т-ре драмы (Алма-Ата). С 1958 - гл. художник Т-ра им. Я. Купалы.
Среди спектаклей, оформленных Г., - "Ромео и Джульетта" (1937),
"Раймонда" (1940),"Осада Лейдена" Штока (1933), "Хождение по мукам" по
Толстому (1946), "Русский вопрос" (1947), "Гроза" (1950); "Абай" (по
Ауэзову) Айманова и Штейна (Гос. премия СССР, 1952), "Отелло" (1939);
"Амангельды" Мусрепова (1952), "Дни нашего рождения" Мележа (1958),
"Смерть воеводы" Словацкого (1959), "Воскресение" по Толстому (1960).
С 1947 ведет педагогич. работу (Алма-Атинское художеств. уч-ще,
Белорус. театрально-художеств. институт ).
Лит.: Джанысбаева Т., Рыбакова И., В. В. Голубович, Алма-Ата, 1958.
Я. Л.
ГОЛУБОВСКИЙ, Борис Гаврилович (р.30. III. 1919) - русский советский
режиссер .Чл. Комму-нистич. партии с 1951. По окончании ГИТИСа (1941,
педагоги - Н. М. Горчаков и Ф. Н. Каверин) работал в Саратовском т-ре
им. К. Маркса; был режиссером Моск. комсомольского фронтового т-ра
(пост. "Парень из нашего города" Симонова, "Ночь ошибок" Голдсмита,
1942), режиссером на радио. В 1950-54 - гл. реж. Моск. обл. т-ра драмы.
С 1957 - гл. режиссер Моск. т-ра юного зрителя; пост.: "О чем рассказали
волшебники" Коростылева (1957, совм. с Р. А. Быковым, Е. Н. Васильевым и
В. К. Гореловым), "Пароход зовут Орленок" Галича (1958), "Король
Пиф-Паф, но не в этом дело" Коростылева (1959), "Загорается маяк"
Гребенникова и Добронравова (1961). Стремление Г. к героике, ро-мантич.
приподнятости полно проявились в спектакле "Именем революции" Шатрова
(1957).
Соч.: Замыслы режиссера - будущее спектакля, в сб.:
Подготовка спектакля, М., 1961. С. Г
"ГОЛУБОЕ И РОЗОВОЕ" - пьеса в 4 д. А Я. Бруштейн (о жизни учащихся
дореволюц. гимназии в России в канун первой рус. революции). Соч. 1935.
Пост. в окт. 1936 в 3-м Моск. т-ре для детей (реж. Лобанов, худ.
Федотов; Женя - Нестерова, Блюма - Викторова, Гри-щук - Вагнер, Маруся -
Драновская, Начальница гимназии - Гальперина, "Мопся" - Казакова). В
декабре того же года "Г. и р." пост. ленингр. Новый ТЮЗ (реж. Зон и
Сойникова; худ. Якунина, Женя - Волкова, Блюма - Тимофеева, Грищук -
Любашевский, Маруся - Красинь-кова, Начальница, гимназии - Беюл, "Мопся"
- Уварова). Пьеса была пост. в большинстве ТЮЗов СССР: в 1937 - в
Тбилисском (реж. Маршак и Товстоногов, худ. Гоциридзе), Харьковском
(реж. Скляренко, Блюма - Бурштейн, Женя - Борисенко, Маруся - Вольф,
Грищук - Пагаев); в Горьковском, Ивановском, Архангельском, Уфимском,
Тульском, Орехово-Зуевском ТЮЗах; в 1938 - в Астраханском ТЮЗе,
Барнаульском т-ре; в 1939 - в Куйбышевском ТЮЗе; в 1940- в Воронежском
ТЮЗе; в 1941 - в Тамбовском, Ворошиловградском, Рижском (Латвийском),
Ташкентском русском и др. ТЮЗах.
Издания: Первое изд. "Г. и р.", М.. 1939; из последующих изд.
-Бруштейн А., Пьесы, М., 1956. А. Шн.
ГОЛУБОК, Владислав Иосифович [3 (15). V. 1882- 1937] - белорусский
советский драматург, режиссер, актер, театральный художник. Нар. арт.
БССР (1925). Род. в семье минского железнодорожника. С 1906 начал
заниматься лит. деятельностью. В 1917- 1920 работал в "Первом
товариществе белорусской драмы и комедии" (см. Белорусское товарищество
драмы и комедии) как актер и режиссер. Здесь же были пост. его первые
пьесы "Суд", "Писаревы именины" (1917), "Последняя встреча" (1917). В
1920 создал т-р, называвшийся сначала "Труппой Голубка", затем Белорус.
передвижным т-ром (1926-32), 3-м Белорус. драм. т-ром (1932-37). Г.
написал более 30 пьес (мелодрамы и комедии) на историч.,
историко-революц. и бытовые темы. Среди них: "Ганка", "Пан Сурынта",
"Пинская мадонна" (1927), "Плотогоны", "Невинная кровь" (1918). Все
пьесы Г. посв. жизни белорус. народа. Как актер Г. был ярким
исполнителем характерных ролей. В режиссерской практике он следовал
традициям театра И. Буйницкого и укр. муз.-драм. т-ров. Воспитал большую
группу белорус. актеров: В. Дедюшко, А. Згировский, К. Былич и др.
Лит.: Касьппров?ч М., Уладыслау Галубок, журн. "Полымя", Менск,1929,
Л?пень; 3 в о н а к А." Самаадданае служэние народу, газ. "Л?таратура ?
мастацтва", М?нск, 1958, ,ј.ј 8, 9, 10; Няфед Ул., Беларуск? тэатр.
Нарыс г?с-торы?, М?нск, 1959. В. Я.
ГОЛЬБЕРГ, Людвиг - см. Холъберг, Людвиг. ГбЛЬДБЛАТ, Моисей Исаакович
[р. 4(16).XII. 1896]-советский режиссер. Засл. арт. РСФСР (1935), нар.
арт. Казах. ССР (1943), засл. деят. иск-в УССР (1945). Чл. Коммунистич.
партии с 1941.Сценич. деятельность начал в 1918 как актер передвижного
т-ра. В 1924 окончил студию при Моск. евр. т-ре, до 1939 работал актером
этого т-ра, одновременно (1931-36) был художеств. руководителем
цыганского т-ра "Ромэн" (спектакли "Кармен" по Мериме, 1934, "Цыганы" по
Пушкину, 1935). В 1940-41 и 1944-51 работал в т-рах Украины (Евр. т-р в
Киеве, Харьковский рус. т-р). В 1941-44 и 1951-59 - худ. рук. Казах,
т-ра драмы (Алма-Ата); пост. в этом т-ре спектакли: "Профессор Мамлок"
Вольфа (1941), "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942), "Цвети, степь!"
Тажибаева (1952, в 1958 перераб. "Одно дерево не лес"), "Зависть"
Абишева (1955). Творч. манеру Г. наиболее полно выражают героич. и
лирико-роман-тич. спектакли, отличающиеся яркой театральностью,
красочностью, живописностью мизансцен. Таковы спектакли: "Ахан-серэ и
Актокты" (1942), "Амангельды" (1952), "Козы Корпеш и Баян Слу" (1953)
Мусрепова, "Скупой" (1952); "Фархад и Ширин" Хикмета (1955), "Чокан
Валиханов" Муканова (1956), "Енлик и Кебек" Ауэзова (1957) -в казах,
т-ре, "Блуждающие звезды" Ш. Алейхема (1946), "Горе от ума", "Отелло"
(1950) - в т-рах г. Черновцы. Н. Л.
ГОЛЬДЕНБЛЮМ, Мориц Арнольдович [11(23). VII.1862-1.XII.1919] -
русский дирижер, музыкальный критик и музыкально-общественный деятель.
Окончил медицинский ф-т Дерптского ун-та. Изучал теорию композиции в
Петерб. консерватории. В 1890-х гг. начал дирижерскую и муз.-обществ.
деятельность. В 1896 дирижировал оперой "Ге-новева" Шумана, пост. в
Об-ве муз. собраний на сцене Михайловского т-ра, первой пост. "Бориса
Годунова" Мусоргского в новой ред. Римского-Кор-сакова; в 1909-11 - в
концертах Рус. муз. об-ва. В 1912-13 дирижировал концертами и оперными
спектаклями Об-ва друзей музыки. С 1887 Г. занимался муз.-критич.
деятельностью в разл. газетах, в журн. ("Театр и искусство" и др.). В
своих статьях Г. пропагандировал лучшие образцы рус. и зап.-европ. муз.
классики. Г. участвовал в организации Нар. консерватории в Петербурге
(1907). Б. Л/., О. В.
Обратно в раздел культурология
|
|