Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ВООБРАЖЕНИЕ - способность человека воссоздавать в памяти образы
прежнего (пережитого) опыта и сочетать или претворять их в новые образы.
В психологии под термином "образ" подразумевают не только зрительные
представления, но и слуховые, осязательные восприятия и ощущения - все
богатство впечатлений бытия. Существует огромное различие между
непроизвольным (непреднамеренным) В., проявляющимся в сновидениях, в
бреду, в грезах, и произвольным (преднамеренным), неразрывно связанным с
общественно полезной, трудовой деятельностью людей. "В конце процесса
труда,- писал Маркс,- получается результат, который уже в начале этого
процесса имелся в представлении работника..." ("Капитал", т. 1, 1955, с.
185). Возможность предвидеть желанную цель, представить себе результат
своей деятельности обостряет и усиливает способность человека отбирать
из множества случайных связей и впечатлений именно те, к-рые необходимы
для решения поставленной им задачи. Различают пассивное (репродуктивное)
В., понимаемое как более или менее отчетливое воспроизведение в памяти
или в сновидениях образов прошлого, и активное (продуктивное) В.,
комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые.
Высшей формой такого активного В. является творческое В., играющее
огромную роль в иск-ве. Существенной особенностью творч. художеств. В.
является способность создать на основе переработки прежних представлений
новый, целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не
изведанные, связи вещей и явлений. Большое значение для развития
творческого В. имеет эмоциональная память, яркое восприятие и
воспроизведение чувств художником, его мироощущение, неразрывно
связанное с его мировоззрением. В процессе художеств. творчества
существуют 3 осн. этапа: 1) познание и творческая переработка
впечатлений действительности, 2) возникновение художеств. замысла и 3)
реализация его, воплощение в произведение иск-ва. Живость и сила
творческого В. помогает художнику на всех этапах, являясь необходимым
условием его деятельности. Богатство и сила В. зависят не только от
природных данных. Образы, складывающиеся в В., проверяются и
контролируются разумом, сознанием. Поскольку В. возникает из опыта,
питается богатством мыслей и знаний, его можно тренировать, направлять и
воспитывать. Глубина познания реальной действительности, широта
наблюдений, увлеченность художника большой идеей, сосредоточенность,
упорство в работе над замыслом (то, что Павлов называл "неотступным
думанием") стимулируют, обогащают и развивают В. Спектакль, как
произведение иск-ва, по самой природе своей связан с творческим В.
драматурга, режиссера, актеров и зрителей. При помощи В. театр. зрелище,
во многом условное, ограниченное во времени, воспринимается как реальная
действительность и может за 2-3 часа охватить мн. события, показать
жизненные судьбы людей, государств или народов.
Активная деятельность В. имеет большое значение в работе актера над
ролью. Однако участие В. в процессе создания сценич. образа по-разному
расценивалось и проявлялось в творчестве актеров разных школ и
направлений. В итал. комедии дель арте большое значение придавалось
легкости, быстроте и живости В.; принцип импровизации требовал от
актеров мгновенного перевоплощения, способности быстро угадать и развить
намек партнера, по неск. деталям воссоздать в В. обстановку, место
действия, искусно обращаться с бутафорскими вещами, как с подлинными
реальными предметами. В. давало возможность увидеть в условных масках
олицетворение человеческих характеров.
Существуют актеры, ограничивающие весь процесс создания сценич.
образа В. Так, напр., франц. актер Коклен и др. последователи его
направления считали, что портрет роли возникает и закрепляется в В. как
законченная, во всех деталях продуманная и разработанная модель, а затем
созданный В. образ со всем возможным совершенством копируется,
изображается актером, к-рый как сторонний наблюдатель искусно
"представляет" его зрительному залу. Эти традиции нашли отражение в
первые годы развития сов. т-ра и в художеств. практике Т-ра им.
Мейерхольда и в попытках нек-рых актеров играть не образ, а свое
отношение к образу.
Актеры, развивающие реалистич. традиции, стремятся увидеть образ не
только вне себя, но ощутить его в себе, сродниться с ним, зажить
чувствами и мыслями изображаемого ими героя, проникнуться его духовным
миром, раскрыть характер, понять при помощи В. мотивы и побуждения его
поступков. В их творчестве В. связано не только с процессом создания
роли на репетициях, но продолжает помогать актеру правдиво, ярко жить и
чувствовать, убедительно действовать на спектакле. В. И.
Немирович-Данченко объяснял, что роль может возбудить такие эффективные
воспоминания, которые покоятся в самых глубоких тайниках человеческой
души, и видел чудо иск-ва в том, что самые интимные скрытые свои
переживания, в которых актер не признается никому из близких, он
открывает на сцене перед тысячной толпой. Способность с помощью В. на
основе пережитого представлять себе возможное будущее или угадывать
скрытую суть явлений называют художеств. творческой интуицией.
Материал пьесы дает толчок В. актера, питает его и помогает подойти к
созданию сценич. образа. Однако роль складывается не только из овладения
замыслом драматурга. Актер ищет и находит свое сценич. решение на основе
глубокого знания жизни, постижения общественно-историч. и своего личного
опыта. Так, напр., В. Н.Давыдов утверждал, что актер должен постоянно
наблюдать и, как губка, впитывать впечатления действительности и что
актерские наблюдения внезапно заявляют о себе, когда приходится
создавать тот или другой тип или характер. Прежде чем добиться полного
слияния с образом, зажить жизнью действующего лица, необходимо отчетливо
и ярко представить и "выносить" его в своем В. Вся система
Станиславского (см. Станиславского система) основана на мобилизации и
тренировке творч. В., направлена на изучение и создание условий,
способствующих его расцвету. Только сила В. дает возможность актеру
непоколебимо поверить в предлагаемые драматургом обстоятельства,
проникнуться страстями и чувствами героя, как будто они его собственные,
ежеминутно, органически, правдиво действовать в образе, представляя себе
в то же время "сверхзадачу", основной идейный замысел, зерно роли.
Теоретически обобщив опыт развития мирового и рус. реалистич. т-ра,
Станиславский учит сознательно развивать и воспитывать В., к-рое
обостряет и усиливает "внутреннее зрение" актера, помогает ему овладеть
магическим "если бы" и превратить замысел пьесы в "художественную
сценическую быль". Станиславский разработал приемы развития и
возбуждения В. актера на всех этапах его работы над собой и над ролью.
Активное и сильное В. имеет большое значение для режиссера, к-рый,
работая с каждым исполнителем над отдельным эпизодом, все время мысленно
"видит" будущий спектакль в единстве и гармонии всех его частей. В.
необходимо и художнику, создающему в эскизах и макетах зрительный,
живописный образ спектакля. В В. артистов балета и цирка с особенной
силой запечатлеваются обычно пластич. образы. Работа В. всегда в
конечном счете проверяется практикой, трудовой деятельностью людей.
В. является одной из форм отражения реальной жизни, однако образы,
возникающие в сознании человека, нельзя считать простой копией, механич.
слепком впечатлений бытия. Они могут значительно отличаться от
первоначальных восприятий, слагаться в причудливые, оригинальные видения
(напр., сказочные или мифологич. образы - демоны, лешие, русалки); такой
"полет" В. называют фантазией, а подобные представления -
фантастическими. Стремление человека в своем В. заглянуть в будущее,
представить себе образ желанной, далекой цели называют мечтой. Оба эти
вида В. чрезвычайно важны для художеств. творчества. Однако они могут
иметь двоякое значение в зависимости от отношения художника к
действительности. Если В. создает образы не только внешне, но и по
существу чуждые реальности, основанные на субъективных восприятиях
художника, далеких от общественно-историч. опыта народа, тогда говорят о
беспочвенной фантазии, о субъективном вымысле, извращающем или
искажающем действительность. Если мечты художника пассивны и
созерцательны, если он не стремится к их осуществлению, противопоставляя
их реальной жизни, это приводит к пустой мечтательности. В то же время
творч. фантазия, помогающая расширить и обогатить наши представления о
действительности, опирающаяся на знания, обладает даром научного
предвидения и дает возможность создать истинно художественные, правдивые
произведения иск-ва, поражающие В. читателя или зрителя как откровение.
В этом смысле В. И. Ленин говорил о том, что "фантазия есть качество
величайшей ценности...", необходимое "даже в математике..." (Соч., 4
изд., т. 33 с. 284). Мечты, правильно отражающие пути и закономерности
историч. развития, связанные с чаяниями и надеждами народа, с обществ,
задачами и стремлениями, возбуждают и стимулируют энергию человека,
помогают трудиться и жить. Поэтому необходимыми условиями подлинного
расцвета В. художника являются высокая идейность, передовое
мировоззрение, глубокая связь с жизнью своего народа.
Лит.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960;
Станиславский К. С., Работа актера над собой. ч.1- 2, М., 1948;
Вахтангов Е., Записки. Письма. Статьи, Л.-М., 1939; Д илр о Д., Парадокс
об актере, пер. с франц., М., 1938; К о к л е н-С т а р ш и и Б. К.,
Искусство актера, пер.сфраны., Л.-М., 1937; Вопросы психологии труда и
искусства. Труды Ин-та психологии. Отв. ред. Б. М. Теплов и Н. Н.
Волков, М., 1950; Теплов Б. М., Психологич. вопросы худож. воспитания,
"Изв. Акад. Педагогич. наук РСФСР", 1947, вып, 11; Смирнов С. [и др.],
Психология, М., 1956. А. Д.
ВОПЛОЩЕНИЕ, в эстетике,- осуществление творческого замысла художника,
когда сложившиеся в его воображении образы реализуются в произведение
искусства. В мастерстве актера В.- умение преобразиться и создать
сценич. образ подчас весьма далекий от физич. облика и характера
исполнителя - см. Перевоплощение. А. Д..
ВОРВУЛЕВ, Николай Дмитриевич [р. 9(22). I. 1917] - советский артист
оперы (баритон). По нац. украинец. Нар. арт. СССР (1956), деп. Верх.
Совета БССР 4-5-го созывов и Верх. Совета УССР 5-го созыва. В 1954
окончил Минскую консерваторию по кл. проф. Е. Э. Витинга; брал уроки
пения у В. Ф. Карина. Творческую деятельность начал в 1939 в Ансамбле
красноармейской песни и пляски Б В О. Впервые выступил на оперной сцене
в Минске в 1946; с этого же года В.- солист Белорус. т-ра оперы и балета
(Минск). С 1957
В.- солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Партии: Кастусь
Калиновский (о. п. Лукаса)" Опанас ("Девушка из Полесья" Тикоц-кого),
Митька ("Тихий Дон" Дзержинского), Максим ("Арсенал" Г. Май-бороды),
Петручио ("Ук-рощение строптивой" Шебалина), Онегин, Демон,Риго-летто,
Амонасро, Эс-камильо и др. Пользуется широкой известностью как
исполнитель нар. песен. В. Б.
ВОРОБКЕВИЧ, Исидор Иванович (псевд. - Д а н и л о Млака) [23. IV (5.
V). 1836 -6(19). 1903] - украинский композитор, писатель, поэт и
драматург. Муз. образование получил в Вене. Автор муз. комедий
"Три грации" ("Каспар Румпельмаер", 1873), "Янош Иштенгази" (1885),
"Золотой мопс", мелодрам "олодая пани из Боснии" (1880), "Гнат Приблуда"
(1875), "Убогая Марта" (1878), музыки к спектаклям и др. соч. В своих
муз.-драм. произв. В. выступал одновременно как композитор и драматург.
Написал ряд историч. драм из жизни укр. народа. Сборник стихов В. "Над
Прутом" издан в 1900 с предисловием И. Франко.
Соч.: Твори, т. 1-2, Льв?в, 1909-11. Лит.: Б?линська М., ?. ?.
Воробкевич..., Кив, 1958' М. Заг.
ВОРОБЬЕВ, Яков Степанович [1766-7(19). VI. 1809] - русский артист
оперы (бас). Окончил театр. уч-ще в Петербурге по классам Марокетти
(пение) и Дмитревского (сценич. подготовка). Выступал в оперных
спектаклях в Петербурге (с 1787). Обладал ярким актерским дарованием,
славился как выдающийся комик-буфф. Партии: Личарда и Тороп
("Князь-невидимка" и "Илья-богатырь" Кавоса), Та-рабар ("Леста,
днепровская русалка" Кауэра и Давыдова), Бартоло ("Севильский цирюльник"
Паизиел-ло) и др. В. выступал также в концертах (в Петербурге и Москве).
С 1803 В. был инспектором оперной труппы в Петербурге.
ВОРОБЬ‚ВА-ПЕТРОВА, Анна Яковлевна - см. Петрова А. Я.
БОРОВСКИЙ, Вацлав Вацлавович (лит. псевдонимы - П. Орловский, Ю.
Адамович, М. Шварц, Фавн, Профан, Мухомор и др.) [15(27). X. 1871,
Москва,- 10. V. 1923, Лозанна] - деятель Коммунистической партии и
Советского государства, дипломат, литературный и театральный критик.
Род. в семье польского инженера. Учился на физико-математич. ф-те Моск.
ун-та, потом в Моск. высшем технич. уч-ще. Принимал активное участие в
революц. кружках, в 1897 был аресто-ван.В 1903 вступил в РСДРП. Работал
в большевистских газетах и журналах. Был корреспондентом "Искры",
помогал В. И. Ленину, считавшему В. одним из талантливых литераторов
партии, редактировать газеты "Вперед", "Пролетарий", Новая жизнь". Автор
ряда работ по истории и теории марксизма.
Литературно-критич. деятельность начал в 90-х гг., но ранние статьи
В. (о Горьком и Чехове), к-рые создавались в годы вятской ссылки
(1899-1901), не сохранились. Особенно много работал В. в области лит. и
театр. критики в период, когда руководил деятельностью одесской
большевистской организации (1907-12).
В. последовательно отстаивал лучшие традиции реализма, используя для
этого богатейшее наследие русского классич. иск-ва и
революционно-демокра-тич. критики, широко освещал творчество современных
ему передовых художников-реалистов.
Считая свои выступления по вопросам драматургии и т-ра частью
партийно-революц. р-аботы, В. обращался к наиболее характерным явлениям
действительности. Одной из главных тем для В. "была история
возникновения, развития и падения интеллигенции" (Луначарский). Отсюда
особое внимание его к творчеству буржуазно-демократич. писателей. Тонкий
анализ позволял критику убедительно показать, что идейно-худ ожеств.
достижения этих писателей возможны лишь на почве освободительного
движения, а отрыв от истинных интересов народа неизбежно приводит их к
кризису. Исполненные гневного сарказма, едкой иронии статьи, рецензии,
фельетоны и пародии В. уничтожающе критиковали упадочнические тенденции,
в частности пьесы Л. Н. Андреева и Е. Н. Чирикова ("Легенда старого
замка", 1907, "В ночь после битвы", 1908, "О буржуазности модернистов",
1908, ""Правда" или "ложь"", 1908, "Леонид Андреев", 1910), остроумно
высмеивали пошлость и ограниченность бурж. т-ра и обывательских вкусов
посетителей партера ("Марья Ивановна. Пьеса в 4-х действиях Е. Чирикова"
- пародия на пьесу Чирикова, 1908, "Несколько слов о "Кривом зеркале"",
1909). Ряд рецензий В. посвящен творчеству зарубежных драматургов.
Значительное место в лит. наследии В. занимают статьи о драматургии
М.Горького: "Раскол в "темном царстве"" (1902-03), "Максим Горький"
(1910), "Еще раз о Горьком" (1911), "Две матери" (1911). В. высоко
оценивал творчество Горького, хотя и допускал при анализе его
произведений отдельные противоречивые и ошибочные суждения. В статьях и
рецензиях В., отмеченных глубокой взаимосвязью формы и содержания,
идейного и эстетич. начал, определяются задачи художеств. творчества,
его своеобразие.
В. был убит белогвардейцем Конради в Лозанне, где был представителем
Сов. гос-ва на Лозаннской конференции.
Соч.: Сочинения, т. 1-2, М., 1931-33; Литературно-критические статьи,
М., 1948; Литературно-критические статьи. М., 1956.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7 (с. 487, 489), т. 8 (с. 22, 75,
109, 199, 281, 302, 334), т. 12 (с. 137), т. 18 (с. 455), т. 34 (с. 195,
231, 245, 277, 281, 292, 297, 300, 302. 314, 345), т. 35 (с. 102,
299-300, 363-364); Ленинский сборник XXVI, М., 1934 (с. 24); Мясников
А., В. В. Во-ровский в борьбе за большевистскую литературную критику,
"Большевик", 1948, ј 13; Э в е н т о в И. С., Боровский, в кн.:
История русской литературы, т. 10, М.-Л., 1954;Черно-у ц а н И. С.,
Боровский, в кн.: История русской критики в двух томах, т. 2, М.-Л.,
1958 (гл. IV). А. Ю.
ВОРОНЕЖ -город, обл. центр РСФСР, 448 тыс. жит. на 1959. Театр.
представления начались в В. в 1787, когда воронежский наместник В. А.
Чертков открыл в своем доме "Благородный любительский т-р". В 1793 после
смерти Черткова т-р закрылся. В 1802 в этом помещении оперой
"Мельник-колдун, обманщик и сват" Аблесимова и Соколовского открылся
проф. "Воронежский пуб-личный т-р". Его первым антрепренером был актер
Петров, ведущими актерами братья В. и Г. Бобровские. Т-р выдвинул своего
драматурга - A.M. Эллина, поставив четыре его пьесы ("И ошибка кстати" и
др.). В 1821 было построено новое здание т-ра (перестроено в 1886, в
1937 произведена капитальная реконструкция). До революции в В. играли
труппы, возглавляемые различными антрепренерами. Первые значительные
антрепризы - О. И. Ка-линовского и П. А. Соколова. Значительный подъем
т-р переживал с 1839, когда антреприза перешла к Л. Ю. Млотковскому, с
к-рым пришла часть харьковской труппы. Затем т-р возглавлял антрепренер
П. П. Микульский; он привлек в Воронежский т-р актеров: И. И. Лаврова,
А. А. Вышеславцеву, И. Л. Мочалова, Н. Н. Мочалову (Данилову), М. С.
Мочалову-Францневу (сестра П. С. Мочалова) и др. Многие из них служили в
В. долгое время. Во 2-й пол. 19 в. в В. держали антрепризу В. И.
Никулин, 3. А. Малиновская, П. П. Струйский. В 1886 работало
Товарищество под рук. Н. Н. Синельникова. В нач. своей артистич.
деятельности в В. играл В. Н. Давыдов (1873-1876 и 1877), на сцене т-ра
в В. гастролировали - М. С. Щепкин (1837, 1846, 1850, 1863), П. С.
Мочалов (1840, 1846, 1848), Н. X. Рыбаков (1840, 1851) и др. В 60-е гг.
19 в. в репертуаре т-ра в В. значительное место начинают занимать пьесы
Островского. В труппе преобладают актеры реалистич. направления. В
Воронеже гастролировали А. Е. Мартынов (1860) и С. В. Шумский (1862). В
1863 играл негритянский актер А. Олдридж, в 1878 - Г. Н. Федотова, в
1879, 1890- М. Н. Ермолова, в 1895 - А. И. Южин и др. В начале 20 в. в
Воронеже гастролировали П. Н. Орленев и В. Ф. Комиссаржевская, П. П.
Гайдебуров и Н. Ф. С карская. В В. начал свою артистич. жизнь А. А.
Остужев.
После Октябрьской революции в В. были открыты новые т-ры и студии
(Свободный т-р. Общедоступный т-р драмы и комедии, "Т-р Вольных
мастеров" и др.), цирк. В 1960 в В. работают:
Воронежский театр им. Алексея Кольцова, Театр юного зрителя (осн. в
1932 под назв. "Молодой т-р"), Т-р муз. комедии (осн. 1934), Т-р кукол
(осн. 1937), муз. и хореографич. уч-ща.
Лит.: Е л - и н А., Воронежский театр. "Пантеон русского и всех
европейских театров", СПБ, 1840, ч. 3, кн. 7, с. 102-103; Средин В.,
Театр в Воронеже. Его история и современное состояние, "Пантеон", 1852,
кн. 7, с. 1-23;
ДаниловН., 150 лет Воронежского гос. драматического театра
(1802-1952), Воронеж, 1953; Очерки истории русского советского
драматического театра, т. 1, М., 1954 (Кузьмина В. Д., Местные театры
(1917-1934)]; т. 2, М., 1960 [Левин М. Б., Местные театры (1935-1941);
по материалам В. Д. Кузьминой и О.Н. Олидор "Местные театры"
1941-1945)j. Л. Кл.
ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕАТР (Воронежский государственный драматический театр
имени Алексея Кольцова) - один из старейших русских театров. История
возникновения проф. В. т. восходит к 1802 (см. ст. Воронеж). С 1919 наз.
Воронежским Большим советским т-ром, с 1937 - Воронежским гос. драм.
т-ром, в 1959 т-ру присвоено имя Алексея Кольцова.
После Октябрьской революции В. т. выдвинулся в ряды ведущих
художеств. коллективов РСФСР. С 1929 в В. т. функционирует постоянная
труппа. Среди лучших спектаклей т-ра - пост. пьес сов. драматургов:
"Любовь Яровая" (1927), "Бронепоезд 14-69" (1933); "Мой друг" Погодина
(1933), "Бойцы" Ромашова (1934), "Полководец Суворов" Бахтерева и
Разумовского (1941). В 1937 в театре была осуществлена постановка пьесы
"Человек с ружьем" (Ленин - В. И. Флоринский), в 1941 поставлен "Гамлет"
(в главной роли-А. В. Поляков). В годы Великой Отечественной войны В. т.
работал в Стерлитамаке (Башкирия) и Копейске (Урал); были поставлены
спектакли: "Фронт", "Нашествие", "Русские люди", "Фельдмаршал Кутузов"
Соловьева (в 1942 здание т-ра было разрушено немецко-фашистской
авиацией; восстановлено в 1944). В конце 40-х и в 50-е гг. в В. т.
пост.: "Молодая гвардия" (1947), "Разлом" (1951), "Кремлевские куранты"
(1940) и "Третья патетическая" (1958) Погодина, "Семья" Попова (1951) и
др. Большое место в репертуаре т-ра занимают пьесы Горького: "Егор
Булычев и другие" (1935), "Доститаев и другие" (1938), "Дети солнца"
(1946), "Последние" (1936), "Варвары" (1937), "Враги" (несколько сценич.
вариантов) и др. Активно работая с драматургами, т-р создал спектакли:
"Твое богатство" Локоткова (1954), "Алексей Кольцов" Кораблинова (1958);
в В. т. были осуществлены первые пост. пьес: "Сильные духом" Медведева и
Греб-нова (1949), "Девицы-красавицы" Симукова (1952), "От Полтавы до
Гангута" Сельвинского (1956). Т-р неоднократно гастролировал в Москве -
в 1935 ("Дети солнца" Горького, "Вишневый сад"; "Уриэль Акоста" Гуцкова
и др.), в 1938 ("Человек с ружьем", "Варвары"; "Сирано де Бержерак"
Ростана и др.), в 1952 ("Девицы-красавицы", "Разлом", "Дядя Ваня" и
др.), в 1958 ("Алексей Кольцов" Кораблинова, "Иван Буданцев"
Лаврентьева, "Виринея" Сейфулли-ной и Правдухина, "Горе от ума"); в 1956
В. т. в связи с 50-летием со дня смерти Ибсена показывал в Москве
спектакль "Привидения". В театре работали: режиссеры - Я.А. Варшавский
(1936-38), М. А. Гершт (1953-56), С. Н. Воронов (1935-38); актеры- Г. М.
Васильев, В. И. Флоринский, Р. Г. Данилевская; художники - Н. И.
Данилов, В. Я. Гераси-менко, В. Л. Цибин, Н. Л. Стернин, В. В.
Тележин-ский. художеств. руководителем и гл. режиссером театра в течение
ряда, лет (1930-35, 1939-53) был В. М. Энгелъкрон, затем (до 1960) Ф. Е.
Шишигин. В труппе т-ра (I960): нар. арт. СССР С. И. Попов, нар. артисты
РСФСР-А. В. Поляков, А. П. Чернов, С. П. Ожигин, М. А. Зимбовский; засл.
артисты РСФСР - Н. А. Ефимов, Б. А. Крачковский, О. П. Ма-риуц, Л. Я.
Макарова, В. Г. Рощина, В. А. Салопов, О. Г. Супротивная, В. И.
Шкурский, М. И. Харчева; артисты - Л. С. Броневой, В. И. Корзун, Б. А.
Левицкий, Р. А. Мануковский, М. С. Муккарская и др.
Лит.: Воронежский областной театр драмы. Сборник, Воронеж, 1938,
Данилов Н., 150 лет Воронежского государственного драматического театра
(1802-1952), Воронеж, 1953. Д. Шн.
ВОРОНОВ, Борис Дмитриевич (р. 1908) - русский советский актер и
режиссер. Засл. деят. иск. РСФСР (1956). Сценич. деятельность начал в
1927. Работал в Госцентюзе, Новом т-ре и др. С 1953 - гл. режиссер т-ра
в Южно-Сахалинске. Роли: Буланов, Миловзоров ("Лес", "Без вины
виноватые"), Окаемов ("Машенька") и др. Пост.: "Новые люди" по роману
Чернышевского "Что делать?" (1953), "Порт-Артур" Степанова и Попова
(1955), "Грач - птица весенняя" Мстиславского (1955), "Мария Стюарт"
(1958).
ВОРОНОВ, Евгений Иванович [г. рожд. неизв. - ум. 13 (или 12). IV.
1868] -русский режиссер, педагог и актер. По окончании Петерб. театр.
уч-ща (1838, был учеником П. Каратыгина) поступил в Александрийский т-р;
играл с "Молодой труппой" этого т-ра в петерб. "Театре-цирке". Выступал
в ролях резонеров, играл в водевилях. С 1852 до конца жизни В. был гл.
режиссером Александрийского т-ра. В период руководства В. в т-ре
усилилась творческая дисциплина, упорядочилась система распределения
ролей. В своих режиссерских работах ("Дмитрий Самозванец" Чаева, "Борис
Годунов") В. проявил себя как выдающийся мастер постановки массовых
нар.сцен. В. перевел неск. пьес, шедших на петерб. сцене (в т. ч. итал.
трагедию "Филипп II, король испанский" Альфьери, пост. 1840), написал
комедию "Молодцы-казаки" (1851) и драму "Наташа, купеческая дочь, или
Жених-разбойник" (1868). Ему принадлежит перевод с англ. (частично при
участии В. Ф. Одоевского) книги Г. Штаффорда (Стаффорда) "История
музыки" - первый труд по истории музыки, вышедший в России в 1838. В.
вел преподавательскую работу в петерб. театр. уч-ще; составленный им в
1867 "Проэкт драматического класса при С. Петербургском театральном
училище" (изд. в 1868) явился значит, вкладом в развитие театр.
образования в России.
Лит.: Максимов Г.М., Свет и тени Петербургской драматической труппы
за прошедшие тридцать лет (1846- 1876), СПБ, 1878, с. 199-212, 263-264;
Нильский А. А.. Закулисная хроника, СПБ, 1897, с. 162-167; Сто лет.
Александрийский театр - театр госдрамы, Л., 1932. с. 123. А. Шн.
ВОРОНОВ, Иван Дмитриевич [р. 6(19). I. 1915]- русский советский
актер. Заслуженный артист РСФСР (1952). Окончил Театральное училище им.
Мейерхольда (1938). Сценич. деятельность начал в 1935 в Т-ре им.
Мейерхольда. В 1938-41 работал в Госцентюзе, в 1942-44 - во Фронтовом
театре при ВТО. С 1944 - в труппе Центрального детского театра. Образы,
созданные В., отличаются сочностью, яркостью красок. Среди его ролей -
Фамусов; Ноздрев ("Мертвые души" по Гоголю);
Борис Годунов; Кара-коль ("Город мастеров" Габбе, Ст. пр. 1946),
Умпанис ("Я хочу домой" Михалкова, Ст. пр. 1950), Роман ("Неравный бой"
Розова) и др. В. снимается в кино. Ал. Г.
ВОРОНОВ, Сергей Николаевич (1882- 31. VIII. 1938) - русский советский
режиссер и актер. В 1909 был принят сотрудником в МХТ. В этом т-ре в
1910 В. сыграл свою лучшую роль - Смер-дякова ("Братья Карамазовы" по
Достоевскому). В 1915, оставив МХТ, В. начал работать как режиссер в
провинции (Ростов-на-Дону, Баку, Батуми, Тбилиси, Иркутск, Томск,
Казань*, Воронеж и др.), последовательно пропагандируя реалистич. метод
художеств. т-ра. Свои наиболее значительные постановки В. осуществил в
Воронежском т-ре, где работал в 1935-38: "Платон Кречет" (1935),
"Последние" (1936), "Варвары" (1937), "Человек с ружьем" (1937, совм. с
Я. А. Варшавским), "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого (1938) и др.
Лит.: Дурылин С., Русские классики на советской сцене, в сб.:
Советский театр. М., 1947, с. 290-293.4 Шн,
ВОРОЯОВИЧ (наст. фам.- Крамова), Александра Петровна (р.
20.VII.1898) - русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1954). В 1918
окончила театр. студию при Моск. драм. т-ре Суходольского (педагоги И.
Н. Певцов и А. Г. Крамов) и была принята в труппу этого т-ра. До 1933
работала в т-рах б. Незло-бина, б. Корша (1922-25), с 1933 - актриса
Харьковского театра русской драмы. Творчество В. характеризуется сильным
драматизмом, склонностью к тонкому пси-хологич. анализу. Создательница
глубоких, вдохновенных образов, В. с особой проникновенностью и
поэтичностью играла Лизу Калитину ("Дворянское гнездо" по Тургеневу) и
Анну Каренину. Среди лучших ролей В. также: Негина ("Таланты и
поклонники"), Нина ("Мае карад"), Катюша Маслова ("Воскресение" по
Толстому), Мария Александровна ("Семья" Попова); играла Лизу ("Жди меня"
Симонова и др. роли.
ВбРПСИ (Vorpsi), Петрит (р. 1932) - албанский артист балета. Творч.
деятельность начал в 1946 в коллективах художественной самодеятельности.
В 1950-56 учился в СССР в хореографическом училище при Большом .т-ре. По
окончании работает в балетной труппе Т-ра оперы и балета в Тиране.
Партии: Колен ("Тщетная предосторожность"), Ти-бадьд ("Ромео и
Джульетта"), Пабло и Менго ("Лола" Василенко), Вацлав ("Бахчисарайский
фонтан"), Батыр ("Шурале") и др. Д. Аг.
ВОСИЛЮТЕ-ДАУГУВЕТЕНЕ, П. И. - см. Васи-люте-Даугуветене П. И.
ВОСКАНЯН, Арус Тигра-новна [28.IV(10.V). 1889,Константинополь,-20.
VII. 1943, Ереван] - армянская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР
(1935). Сценич. деятельность начала в Константинополе (Стамбул) в 1908 В
1910 переехала в Закавказье и вступила в бакинскую арм. труппу.
Исполняла роли Офелии (1912), Дездемоны (1913), Соны, Сусан ("Злой дух",
1914, "Намус", 1913, Ширванзаде). С 1917 играла в Тифлисе. В 1921
вступила в труппу 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им.
Сундукяна) и стала одной из ведущих актрис этого театра. В сов. время
новую трактовку получили в исполнении В. роли Антигоны (о. п. Софокла,
1922), Норы (1937). В. принимала активное участие в воплощении сов.
драматургии на национальной сцене, играла роли Римы ("Яд" Луначарского,
1926), Ксении ("Разлом", 1928), Пановой ("Любовь Яровая", 1927). Создала
значительные образы в классической драматургии - Маргарит ("Из-за чести"
Ширванзаде, 1923), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна, 1927), Катарина
("Укрощение строптивой", 1У23). Реалистич. искусство В. противостояло
формалистической и натуралистич. тенденциям, она создала высоко
драматич. образы, одухотворенные и поэтичные. Для творчества В.
характерны большая сценйч. культура, тонкая разработка деталей, смена
контрастов, четкая сценйч. форма, мастерство речи. Героини В. были
овеяны задушевным лиризмом, исполнены жизнеутверждения, какие бы трагич.
конфликты они ни переживали. Подлинно трагедийное звучание приобрело
исполнение В. ролей Катерины, Кручининой ("Гроза", 1935, "Без вины
виноватые", 1939), леди Макбет (1933). В. создала героич. образы (Зейнаб
- "Измена" Сумбатова, 1941, Царица-"Страна родная" Демирчяна, 1940); в
то же время с блестящим комедийным мастерством играла Сюзанну ("Женитьба
Фигаро". 1933), Маню ("Чужой ребенок" Шкваркина, 1934). Значительным
этапом в творчестве В. была ее работа над драматургией Горького (Настя-
"На дне", 1932, Ращель - "Васса Железнова", 1937). В годы Великой
Отечеств, войны В. создала волнующий, глубоко патриотичный образ Марии
Николаевны ("Русские люди" Симонова, 1942), выступала как мастер
художественного слова на предприятиях, в госпиталях.
Лит.: Арутюнян С., Арус Восканян, Ерев., 1953;
За p я н Р., Арус Восканян, Ерев., 1957. ЛИТ.; IA p n L u
flulfUliifiubf (Uipnd ЬрЬ-шЪ, шуu/iiufpww, 1941 (bjfiLpbp nuibb Ъ,
Iwpjwbp L l" ft'bptp ршшЬр)) 18 * U ш /" ц. p u U'ti[pf)ubfffuib)
fi*mwb-pwlfwii wlfbwptfbbp bfiU-uibt ufjUfhmpwui, 1945 f f
133-180 ti" шрршишЪ) bd lApfiLup. bpLwb, wj-ufiiuipwuif 1955, 216 kff
-nift Upni. u fi if Unbbpfi
uipnd Ипшшри/Ьр ipnfuwphIf' l/wpt/.pu ITbpfiuhpfUibp,
f/pltUfbf ШшЬшЬ рштЬрШ Iftub nil Ifb ntlLffiUlit рШ1ЛШПШ//* f
1958, 71 k? P. 3.
ВОСКОВЕЦ (Voskovec), Йиржи (наст. фам.- В а х с-м а н; Wachsmann) (p.
19.VI.1905) - чехословацкий актер и драматург. Лит. и театр.
деятельность начал в 1922 в студенческих кружках. В 1922-27 был членом
культурной ассоциации молодых литераторов и художников "Деветсил". В
1927 вместе с Я. Верихом поступил в т-р полит ич. сатиры-"Освобожденный
т-р", и стал его активным членом. Репертуар т-ра составляли сатирич.
комедии В. и Вериха (ок. 30 пьес), музыку к к-рым сочинял композитор Я.
Ежек. Наиболее популярные пьесы В. и Вериха: "Остров динамита", "Север
против Юга", "Цезарь", "Разбойник Робин", "Осел и тень", "Паноптикум",
"Небо на земле","Баллада из тряпья", "Тяжелая Барбара". Разнообразные по
темам, эти пьесы были проникнуты злободневными политич. намеками, в них
сатирически изображалась совр. бурж. действительность. Наиболее
популярные роли: Суинио Калабар, Сторож в храме Юпитера ("Небо на
земле"), Первый наемный солдат ("Тяжелая Барбара"), Георгес ("Баллада из
тряпья"). В 1938 после оккупации Чехословакии В. вместе с Верихом и
композитором Ежеком эмигрировал в США. В 1945 после освобождения
Чехословакии В. и Вер их вернулись на родину и продолжали сценич.
деятельность. В 1948 В., женившись на американке, уехал в США, где в
разных т-рах работает режиссером и актером.
Соч.: VW Hry osvobozeneho divadla, dl 1-4. Praha, 1954-57. Л. Сол
"ВОСКРЕСЕНИЕ" - инсценировка одноименного романа Л. Н. Толстого.
Пост. МХАТом под назв. ""Воскресение" - отрывки из романа", 30 янв. 1930
(руководитель пост.Немиро-вич-Данченко, режиссеры Судаков и Раевский,
худ. Дмитриев; от автора-Качалов, Катюша Маслова--Еланская, Нехлюдов-
Ершов, Председатель суда -Грибунин, прокурор Бреве - Прудкин, Защитник -
Лифанов, Баклашов - Жильцов, Священник - Грибков, Матрена - Зуева,
графиня Чарская - Книппер-Чехова, Мариэтт - Степанова). Среди др.
исполнителей "В." на сцене МХАТа (со дня премьеры по июль 1960 спектакль
пгрошел 713 раз): от автора - Судаков, Боголюбов, Массальский; Катюша
Маслова - Пушкарева; Нехлюдов - Леонидов; Председатель суда -
Вишневский, Лужский, Кириллов, Вербицкий, Гейрот, Петкер; 1-й член суда
- Хмелев, Вербицкий, Соснин; 2-й член суда - Мордвинов, Лужский, Петкер
и др.; прокурор Бреве-Массальский, Комиссаров; Секретарь суда -
Вербицкий, Кедров; Судебный пристав - Кедров; Старшина-Тарханов, Гедике;
графиня Чарская - Телешова, Дурасова; Мариэтт - Пилявская, Ханаева. В
разных инсценировках "В." ставили мн. сов. т-ры, в т. ч. в 50-е
гг.-Владивостокский т-р (1953), новосибирский т-р "Красный факел"
(1950), Одесский рус. т-р (1953), Т-р им. Я. Купалы,(1960) и др.
"ВОСПИТАННИЦА" (первоначальное название - "Кошке - игрушки, мышке -
слезки") - сцены из деревенской жизни в 4 д. А. Н. Островского. Соч.
1858. "В." была запрещена к представлению; в виде исключения, по особому
разрешению, пост. в 1862 в Петерб. купеческом клубе (в пользу семьи
актера А. Е. Мартынова) и в Петерб. т-ре Общества любителей сценич.
иск-ва (в пользу литературного фонда). После снятия запрета (1863) "В."
пост. 21 окт. 1863 Малый т-р (в бенефис Карской; Уланбекова- Рыкалова,
Надя - Колосова, Леонид - Погонин, Василиса Перегриновна - Таланова,
Потапыч - П. Садовский, Гав-рилова - Акимова, Гриша - Рассказов,
Неглигентов - В. Ленский, Лиза - М. Васильева, девушка - Стрекало-ва).
23 нояб. 1863-Александрийский т-р (в бенефис Жулевой;
Уланбекова - Сабурова, Надя - Владимирова, Леонид - Нильский,
Василиса Перегриновна - Линская, Потапыч - П. Васильев, Гаврилова -
Громова, Гриша - Горбунов, Неглигентов - Бурдин, Лиза - Александрова
1-я). 12 апр. 1874 в Александрийском т-ре (в роли Нади -дебютировала
Савина; в 1887 там же Надю играла Пасхалова). В 1914 пост. в т-ре
Незлобина, Москва (Уланбекова - Васильева, Надя - Лилина, Леонид -
Лихачев, Василиса Перегриновна - Нарбекова).
На сов. сцене: мастерская Яенингр. ин-та сценич. иск-ва (1925, реж.
Вивьен и Мовшензон, худ. Рыков), Архангельский Трам (1935), ленингр.
"Современный т-р" (1939), Шахтин-ский т-р (1939), Моск. т-р для детей
(1939, реж. Лобанов, худ. Федотов), Ростовский т-р им. Ленинского
комсомола (1940), Чувашский т-р драмы, Чебоксары (1940), Иркутский ТЮЗ
(1941), Саратовский ТЮЗ (1953), Малый т-р (1955) и др. "В." ставилась
как учебный и выпускной спектакль (Ленингр. ин-т театр. иск-ва, 1946, и
др.) и коллективами театр. самодеятельности.
Издания. - Первое изд. "В." - "Библиотека для чтения", 1859, ј 1; из
последующих изд.: Островскигй А. Н., Собрание соч., т. 2, M., 1959. А.
Шн
"ВОССТАНИЕ ВОСЭ" - опера С. Баласаняна, либр. А. Дехоти и М.
Турсун-заде (сюжетом оперы послужили историч. события 1884 - восстание
крестьян во главе с бедняком Восэ против Эмира Бухарского). Пост. 16
окт. 1939 в Таджикском т-ре оперы и балета, Сталинабад (Восэ- Тураев,
Аноргуль - Таджибаева, Гулизор - Фазылова, Назир - Муллокандов, Шарир -
Джураев. Дирижер Кауфман, реж. Корох, художник Фуфыгин, хормейстер
Мирошниченко, балета мейстер Проценко). Опера показана на Декаде
таджикскогс искусства в Москве. (1941). ff рр
ВОСТРЖАК (Vosfcrak), Збинек (р. 10.VI.1920)- чехословацкий
композитор. Музыке обучался в Пражской консерватории (окончил в 1943
дирижерское отделение по классу проф. П. Дедечка); занимался по
композиции у проф. Р. Карела. Автор опер "Роговин чтверрош" ("Рогач с
четырьмя рогами") (1948), "Кутногорские шахтеры" (1953), балетов "Ключ
святого Петра" (1945), "Философская история" (1949), "Викторна" (1950),
"Снегурочка" (1950) (поставлены в Праге), музыки к фильмам, симф.,
хоровых, камерно-инструмент. соч. и др. В 1943-49 В.- профессор Муз.
академии в Праге. С. С.
ВОХБЕРГГУТЮН (воплепение)- термин древ-неармянского т-ра. Обозначает
понятие "трагедия". Драматурга, пишущего трагедии, и актера-трагика
называли вохбергаком. Древнеарм. трагедийный театр вохбергаков,
вохбергу-гусанов и дзайнарку-гусанон возник из культа предков и
церемониала языческого погребального обряда, сопровождавшегося оплакива'
нием и песнями. Поэтому иск-во участников представлений связывали с
воплями и пением. Г. Г.
"ВОЦЦЕК" ("Wozzeck") - опера А. Берга, его же либ ретто по драме Г.
Бюхнера. Пост. 14 дек 1925, Берлин (дир. Э. Клейбер). На сов. сцене-- 13
июня 1927, Ленинградский т-р оперы и балета. Рус. перевод либретто
Кузмина (Вой" пек- Бочаров, Мария - Павловская, Тамбурмажор - Кук-лин,
Капитан - Нежданов, Доктор - Боссе, 1-й подмастерье - Белянин, 2-й
подмастерье - Торгуд, Андрее - Засецкий, Юродивый - Тихий, Маргрет -
Радзиловская" Солдат - Алексеев; дирижер Дранишников, реж. Радлов, худ.
Левин, балетм. Вайнонен). Пост. также в Праге (1926), Вене (1930),
Филадельфии (1931), Брюсселе (1932) и др. Издания. - "В.", W.-L.,
Universal-edition, [1931J. Я. Гр.
ВОЩАК, Ярослав Антонович (р. 19.П.1921) - украинский советский
дирижер. Нар. арт. УССР (1952). Член КПСС с 1953. Учился в Высшем муз.
ин-те им. Лысенко (Львов). С 1940 В.- дирижер (позднее - гл. дирижер)
Львовского оперного т-ра. Руководил постановкой опер: "В степях Украины"
Сандлера (1954), "Навстречу солнцу" Кос-Анатоль-ского (1957), "Лесная
песня" Кирейко (1958), балетов "Платок Довбуша" (1951), "Сойкино крыло"
Кос-Анатольского (1956), "Украденное счастье" Мейтуса (1960).
Дирижировал также другими оперными и балетными произведениями укр., рус.
и иностр. композиторов. М. За.
ВОЩВРОВИЧ (Woszczprowic.z), Яяек (р. 11.IX. 1904)-польский актер.
Начал артистич. деятельность в т-ре "Редута" (в 1924) под рук. Ю.
Остэрвы, в дальнейшем работал с реж. Л. Шиллером. Особенно плодотворно
развивается творчество В. в народно-демо-кратич. Польше. В.-актер
большой интеллектуальной силы, что особенно ярко проявилось в воплощении
им образа В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружьем" (1954, "Т-р
Народовы", Варшава). В числе образов, созданных В.: Панкин ("Месть"
Фредро), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера), Ньютон ("Золотые времена
доброго короля Карла" Шоу). За исполнение роли Тарелкина ("Смерть
Тарелкина" Сухово-Кобылина) в т-ре "Розмаитости" (Варшава) В. был
удостоен первой премии на фестивале сов. и рус. классич. пьес (1949). В
1959 за исполнение роли Иосифа в спектакле "Процесс" Кафки (т-р
"Атенеум", Варшава) В. присуждена премия Клуба театр. критики.
Лит.: Natanson W., Woszczerowicz, "Teatr", 1959, ј 7, с. 19-20. Б.
Рос.
ВОЯН (Vojan), Эдуард (6. V. 1853, Прага,- 31. V. 1920, там же)чешский
актер. Род. в семье чиновника. Студентом реального уч-ща принимал
участие в любительских спектаклях. Дебют В. на проф. сцене состоялся в
1869 в труппе И. Крамера в г. Кунгошть. Несколько лет играл в разл.
передвижных труппах. В 1881-84 был ведущим актером театр. коллектива,
возглавляемого Ф. Покорным, в г. Пльзене. Суровое, мужественное,
реалистич. иск-во В. было проникнуто героич. патетикой. В отличие от
своих предшественников, чешских трагич. актеров, В. отказывался от
внешних эффектов, старался раскрыть смысловое значение слова. Сценич.
герои В. отличались глубокой человечностью, он стремился к многогранной
психологич. разработке характеров. Новаторская, реалистич.
направленность иск-ва В. долго препятствовала его поступлению в пражский
Национальный т-р, руководимый консервативными деятелями. Лишь в 1888 В.
вступил в труппу этого т-ра и первые значительные роли начал исполнять
здесь с 1900, когда в Национальный т-р пришли единомышленники В. (во
главе с режиссером Я. Квапилом). В созданных в этот период образах В.
воплощал героич. дух чешского народа, его гневный протест против нац. и
соц. гнета: Яношек (о. п. И. Магена), Ян Гус и Ян Жижка (о. п. Ирасека,
1903). В. активно пропагандировал нац. драматургию, способствуя своим
исполнением ее успеху. Среди наиболее значительных ролей В.: рекрут
Францек ("Мариша" бр. Мрштик), Вацлав, Геро, мельник Либор ("Отец",
"Геро", "Фонарь" Ирасека), Никита ("Власть тьмы"), Тетерев ("Мещане",
1902), Астров, Вершинин ("Дядя Ваня", 1901, "Три сестры", 1907). В.
способствовал утверждению в чешском т-ре шекспировской драматургии. Он
сыграл роли Гамлета, Отелло, Шейлока; Бенедикта ("Много шума из
ничего"), Петруччио ("Укрощение строптивой") и др. В. утвердил также в
чешском репертуаре пьесы Г. Ибсена, в к-рых играл роли: доктора Ранка
("Нора"), Джона Габриеля Боркмана (о. п.), Штокмана ("Столпы общества"),
Сольнеса ("Строитель Сольнес"). К числу лучших создаш.й В. относятся
также Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1904), Мефистофель ("Фауст"
Гете, 1906).
Лит.: M li l l er V., Т r a g e r J., Eduard Vojan, Praha, 1953; Bor
J., Eduard Vojan, Praha, 1908; Vodak J., Eduard Vojan, Praha, 1945
(Kriticke dilo J. Vodaka, sv. 2). JJ Сол.
"ВРАГИ" - сцены M. Горького (3 акта). Соч. 1906; пересмотренная
автором редакция - 1933. В дореволюц. России пьеса была запрещена. Пост.
впервые в Малом т-ре в Берлине (1906). Среди первых пост. на сов. сцене:
Горьковский и Ярославский т-ры (1917); Рабочий т-р Василеостровского
р-на, Петроград (1918); труппа под руководством Любимова-Ланского в
Астрахани (1918, реж. и исполнитель роли Печенегова - Любимов-Ланской;
Захар Бардин - Карганов, Яков Бардин- Бецкий); Рабочий т-р Советской
Латвии, Рига (1919, реж. и исполнитель роли Печенегова - Миерлаук; Захар
Бардин- Лауберт, Яков Бардин - Подниек, Николай Скроботов -
Амтман-Бриедит, Полина - Румниеце); Замоскворецкий районный т-р, Москва
(1923) и др. В 1933 "В." ставят почти одновременно Ленингр. т-р драмы
им. Пушкина (реж. Сушкевич, худ. Ходасевич; Захар Бардин - Нелидов, Яков
Бардин- Вивьен, Михаил Скроботов - Жуковский, Николай Скробо-тов -
Азанчевский, Печенегов - Усачев, Синцов - Кабат-ченко, Греков - Дудин,
Левшин - Осипенко, Бобоедов - А. Борисов, Полина - Мичурина-Самойлова,
Клеопатра - Тиме) и Т-р им. МОСПС, Москва (реж. Рубин, худ. Босулаев;
Захар Бардин - Розен-Санин, Михаил Скроботов - Комиссаров, Николай
Скроботов - Давидовский, Синцов - Раки-тин, Бобоедов - Пясецкий, Полина
- Карелина-Раич); в 1937 "В." были возобновлены (пост. Давидовского, он
же-исполнитель роли Якова Бардина, и Пясецкого, худ. Волков;
ЛевшинВанин); 30 окт. моек. Малый т-р (реж. К. Хохлов, худ. Левин;
Захар Бардин-Радин, Яков Бардин-Нароков, Михаил Скроботов -
Ольховский, Николай Скроботов - Рыбников, Печенегов - Климов, Синцов -
Анненский, Левшин - Костромской, Пологий - Межинский, Бобоедов - Горич,
Конь - Лебедев, Полина- К. Алексеева, Клеопатра -Полякова, Татьяна
-Бе-левцева). 10 окт. 1935 премьера "В." состоялась в МХАТе (реж.
Немирович-Данченко и Кедров, худ. Дмитриев; Захар Бардин-Качалов, Яков
Бардин - В. Орлов, Михаил Скроботов - Прудкин, Николай Скроботов -
Хмелев, Печенегов - Тарханов, Синцов - Болдуман, Левшин - Грибов,
Пологий - Ларгин, Бобоедов - Ершов, Полина - Книппер-Чехова, Клеопатра -
Соколова, Татьяна - Тарасова, Надя -- Бенди-на); спектакль МХАТа был
показан на Парижской международной выставке (1937). В дальнейшем "Вд
прочно входят в репертуар многих сов. т-ров, пьесу ставят Горьковский
т-р (1934, реж. Ведерников; 1944, реж. Лермин, худ. К. Иванов;
1955-56, реж. H. Покровский);
Т-р им. Камала, Казань (1936;
Яков Бардин-Абжалилов, Полина - Болгарская, Татьяна - Ильская);
Ростовский-на-Дону т-р (1937, реж. Завадский, худ. Варпех; Захар Бардин
- Гетманов, Печенегов - Леондор, Синцов - А.. Максимов, Левшин -
Павленко, Полина - Вульф); Ярославский т-р (1938, реж. Полонский; Захар
Бардин - Белогородский, Полина-Викторова, Татьяна-Ч уди-нова.
Синцов-Ромоданов); Челябинский т-р t(1940); Туркменский т-р, Ашхабад
(1940, реж. Аврусин; Захар Бардин -Куль-мамедов, Яков Бардин - Ама-нов,
Николай Скроботов - Ан-надурдыев, Печенегов -А. Дур-дыев, СинцовБердыев,
Полина - Сона Мурадова, Татьяна - Сурай Мурадова, КлеопатраДурдыева);
Театр драмы Литовской ССР, Вильнюс (1946, Ст. пр. 1947. режиссер
Даугуветис, худ. В. Палайма, Захар Бардин - Рудзинскас, Синцов -
Карначис, Николай Скроботов - Радзевичус, Татьяна - Яцкевичюте,
Клеопатра - Кимантайте, Михаил Скроботов - Прейкштас); Ленингр. Большой
драм. т-р (1948, реж. Рашевская, худ. Рыков; Захар Бардин-Соф-ронов,
Яков Бардин - Корн, Михаил Скроботов - Понома-ренко, Николай Скроботов -
А. Соколов, Печенегов - Богдановский, Левшин - Лариков, Полина -
Грановская, Татьяна - Казико, Клеопатра - Нпкритина, Надя - Ольхи-на); в
1951 спектакль был экранизирован студией Ленфильм;
Т-р им Руставели, Тбилиси (1951, реж. Васадзе, худ. Ла-пиашвили;
Захар Бардин - Давиташвили, Яков Бардин - Чхеидзе, Михаил Скроботов -
Мжавия, Николай Скроботов- Долидзе, Печенегов - Апхаидзе, Синцов -
Кикнадзе, Лев-шин - Хуцишвили, Полина - Бакрадзе, Татьяна - Палиашвили,
Надя - Чахава, Клеопатра - Лапачи); Казанский Большой драм т-р (1952,
реж. Литвинов; Захар Бардин - Ардаров, Левшин - Якушенко, Полина -
Жилина);
Т-р им. Я куба Коласа, Витебск (1952, реж. Раевский, худ. Рын-дин;
Захар Бардин - Трус, Яков Бардин - Сергейчик, Левшин - Звездочетов..
Печенегов - Ильинский, Полина - Глебовская), Воронежский т-р (1935, реж.
Г. Васильев); Свердловский т-р (1936, реж. Трсплев, 19-49, реж. Бриль и
Битюцкий);
Куйбышевский т-р (1938, реж. Волгин, 1955-56, реж. Простов);
Калининский ТЮЗ (1939, реж. Киселев); Т-р "Эстония", Таллин 196,
реж.Лаутер); Новгородский т-р (1955-56, реж. Карми-лов); Владивостокский
т-р (1955-56, реж. Добротин) и мн. др.
"В." ставились также в колхозно-совхозных т-рах и в коллективах
театр. самодеятельности; передавались по радио.
За рубежом "В." ставили: т-р Местазио, Рим (1909); труппа Новелли,
Падуя (1908; т-р Эрвина Пискатора, Берлин (1920); пражский Нац. т-р
(1934, реж. Дудин, худ. Свобода; Захар Бардин - Штепанек, Левшин -
Пруха, Полина - Бал-дова); Белградский т-р (1947); Чехословацкий т-р
Моравска-Остравы (1948); Нац. т-р в Будапеште (1949); Пражский
реа-листич. т-р (1949); "Т-р Польски", Варшава (1949); т-р в Галле,
Германия (1951); т-р во Вроцлаве (1956) и др.
См. илл. на отдельном листе к стр. 975-976.
"В." переведены на языки: укр. (Д. Бобырь), белорус. Е. Романович),
груз. (Ф. Гокиели), арм. (А. Тер-Ованян), туркм. (X. Исмаилов), тат. (3.
Султанов), чешский (С. Махо-нин и Ф. Верба), лит., эст., нем. и др.
И з д а н и я.-Первое изд. "В." в кн.: "Сборник товарищества
"Знание'* за 1906 год" кн. 14, СПБ, 1906; из последующих изд.- Горький
М., Собрание сочинений, т. 6, M., 1950.
Лит.: "Враги". Материалы и исследования, М., 1946;
.Юзовский Ю., Горький на сцене МХАТ, М.-Л., 1939;
Горький и театр. Сборник к постановке пьесы "Враги" в Гос. театре
драмы, Л., 1933. А. Шн
"ВРАЖЬЯ СИЛА" - опера А. Серова (по пьесе А. Островского "Не так
живи, как хочется", либретто 1-3-го действий композитора и А.
Островского; либретто 4-го и 5-го действий П. Калашникова и А. Жохова);
над завершением оперы работали В. Серова и Н. Соловьев. Пост. 19 апр.
1871, Мариин-ский т-р (Илья - Васильев 1-й, Петр - Кондратьев, Даша -
Платонова, Агафон - Булахов, Степанида - Горбунова, Афимья - Шредер,
Спиридоновна - Леонова, Груня - Лав-ровская, Вася - Васильев 2-й, Еремка
- Сариотти; дирижер Направник, декорации по рис. Шишкова написаны
Андреевым, Егоровым и Бочаровым). Возобновл. 15 сент. 1893, там же (Илья
- Корякин, Петр - Яковлев, Даша - Михайлова, Спиридоновна - Каменская,
Груня - Долина, Вася - Уг-ринович, Еремка - Стравинский). В Москве
первая пост. 15 нояб. 1881, Большой т-р (Петр - Корсов, Илья - Абрамов,
Еремка - Лавров, Агафон - Григорьев, Вася - Додо-нов, Даша - Махина,
Спиридоновна - Юневич, Груня - Крутикова, Степанида - Анненская).
Возобновлена 24 сент" 1902, там же (Еремка - Шаляпин; дирижер Авранек).
Впервые на сов. сцене: 23 окт. 1920, Петрогр. Академич. т-р оперы и
балета (дирижер Похитонов, режиссер Шаляпин, худ. Кустодиев). 20 мая
1947, Большой театр. новая муз. ред. и музыка 5-го действия Асафьева,
либретто Стре-мина (Петр - Ал. Иванов, Даша - Л. Масленникова, Вася -
Хоссон, Спиридоновна - Антонова, Груня - Борисен-ко, Еремка - Щегольков;
дирижер Кондрашин, режиссер Покровский, худ. Дмитриев, хормейстеры
Рыбнов и Савва).
И з д а н и я.-"В. с.", М., Гут-хейль, [1885J. Я. Гр.
BPAKA (Vraca), Джордже (р. 25. XI. 1896) - румынский актер. Нар.
арт.РНР. Учился в Бухарестской консерватории. В 1919 дебютировал на
сцене Национального т-ра в Бухаресте. Образы, созданные В., отличаются
четким внешним рисунком,большой внутр. силой. Лучшие роли: Эдип ("Царь
Эдип" Софокла), Гамлет, Отелло, Ромео; Дон Жуан (о. п. Мольера), Карл
Моор, Освальд. В. создал ряд значительных образов в пьесах рум.
драматургов: В. Александри, А. Давилы, В. Ефтимиу и др. Среди ролей в
русской классической драматургии:
Борис Годунов; Протасов ("Живой труп"), Васька Пепел ("На дне"), Иван
Карамазов и Раскольников ("Братья Карамазовы" и "Преступление и
наказание" по Достоевскому), Нехлюдов и Вронский ("Воскресение" и "Анна
Каренина" по Л. Толстому) и др. После освобождения Румынии (1945) В.
стал ведущим актером во вновь созданном (в 1948) Т-ре Армии, на сцене
к-рого создал образы Влайку Воде (о. п. Давилы), Берсенева ("Разлом"),
Пеклеванова ("Бронепоезд 14-69"), Эстерага ("Мой сын" Гергея). В 1957 В.
сыграл роль Овидия (о. п. Александри). Я. Р.
ВРАНИЦКИЙ (Vranicky), Павел (1756-1808) - чешский композитор,
дирижер, скрипач. Композиции обучался у Моцарта и Гайдна. Автор опер:
"Плотник" (1799), "Сочувствие" (1804), комич. опер "Обе-рон" (1789) по
сказке Виланда и "Добрая мать" (1795), балетов "Сбор винограда",
"Похищение сабинянок" и др. соч. Оперы В. ставились во мн. оперных т-рах
Европы. Основа музыки В. - чеш. нац. муз. фольклор. Л. Т.
ВРАЩАЮЩАЯСЯ СЦЕНА - см. Сцена.
ВР‚ЛЬС (Vreuls), Виктор (4.11.1876-27.VII. 1944) - бельгийский
композитор. Член Белы. Королевской академии (с 1925). Музыке обучался в
Льежской консерватории и в "Схола канторум" (Париж) по классу композиции
В. д'Энди. Композиторскую деятельность начал в конце 19 в. Автор лирич.
оперы "Оливье-простак" (1922, Брюссель), феерич. муз. комедии "Сон в
летнюю ночь" по Шекспиру, (1925, Брюссель), балета "Оборотень" (1937,
Гент) и др. соч. Выступал как дирижер. В 1906-26- директор
Люксембургской консерватории. Л. М.
"ВРЕМЕНА ГОДА" - одноактный балет А. К. Глазунова, либретто М, И.
Петипа. В аллегорической форме изображается смена времен года. Пост. 7
февр. 1900 в Эрмитажном т-ре Зимнего дворца, Петербург (Колос -
Кше-синская, Иней - Павлова, Роза - Преображенская, Зефир- Легат, Зима -
Булгаков, Вакх - Гердт, Вакханка - Пе-тина. Фавн - Горский, Ласточка -
Рыхлякова; балетм. Петипа, дирижер Дриго, худ. Ламбин). Возобновлен 28
янв. 1907, Мариинский т-р (Колос - Преображенская, Иней - Ваганова, Роза
- Трефилова, Зефир - Обухов, Зима - Со-лянников. Лед - Вилль, Град -
Кякшт, Ласточка - Рыхлякова; балетм. Легат, дирижер Дриго, худ. Ламбин).
В сов. т-ре пост. 26 марта 1924, новая редакция там же (Колос - Люком,
Трояновская, Иней - Гейденрейх, Лед - Облакова, Град - Иванова, Снег -
Данилова, Зефир - Шавров, Сатиры - Гусев, Вайнонен, Вакханка - Федорова,
Фавн - Петров; балетм. Леонтьев и Фокин (сцены "Вакханалии"), дирижер
Гаук, худ. Бенуа]. Первая пост. в Москве 6 февр. 1959, Большой т-р,
либретто А. А. Варламова (Девушка-Федорова, Юноша-Андрианов,
Иней-Никитина" Позднякова, Попко, Тучнина; балетм. Варламов, дирижер
Жемчужин, худ. Клементьев).
Издания. - "Времена года" ("Les salsons"), Изд-во М. П. Беляева,
Лейпциг, 1901. Д, П.
ВРОНСКИЙ, Вахтанг Иванович (наст. фам.- Н а-д и р а д з е) (р. 28. II
1.1905) - советский балетмейстер. Нар. арт. УССР (1948). Член КПСС с
1940. В 1923 окончил Тбилисскую балетную школу. В 1923-32 был солистом в
различных т-рах Ср. Азии, Кавказа, Сибири и др. В 1932 начал
балетмейстерскую деятельность в Т-ре оперы и балета им. Ахундова в Баку,
в 1933-37 работал в Саратовском т-ре оперы и балета, в 1937-40 -снова в
Баку. В 1940-54 - гл. балетмейстер Одесского т-ра оперы и балета. В
1941-44 работал в объединенном Днепропетровском и Одесском т-ре оперы и
балета (во время эвакуации в Красноярске). С 1954- гл. балетмейстер Т-ра
оперы и балета им. Шевченко (Киев). Среди пост. В.- "Олеся" Русинова
(1947), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1955), "Шурале" Ярулина (1955),
"Щелкунчик" (1956), "Ростислава" Жуковского (1955), "Лилея" Данкевича
(1956), "Лесная песня" Скоруль-ского (1958). Спектакли В. отмечены
стремлением к творч. развитию классич. наследия, яркой фантазией,
поисками новых путей в воплощении совр. тем в балетном иск-ве. Л. Ар.
ВРУБЕЛЬ, Михаил Александрович [5(17). III. 1856, Омск,- 1(14). IV.
1910, Петербург] - русский художник-живописец, график, театральный
художник. Род. в семье военного. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та и
в Академии художеств (1880-84; не окончил). Первая работа В. для т-ра -
занавес "Италия" для Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1891).
В.- автор эскизов декораций и костюмов к ряду спектаклей т-ра Мамонтова:
"Гензель и Гретель" Гум-пердинка (1896), "Рогнеда" Серова (1896) и др.
Работа художника в области театрально-декорационной живописи стала
особенно интенсивной с появлением на сцене т-ра Мамонтова опер Н. А.
Римского-Корса-кова, в к-рых выступала жена художника, известная певица
Н. И. Забела-Врубель, исполнявшая гл. партии в этих спектаклях. В.
принадлежат декорации к операм Римского-Корсакова "Садко" (1897),
"Царская невеста" (1899), "Моцарт и Сальери" (1898), "Сказка о царе
Салтане" (1900). Увлеченный образами опер Римского-Корсакова, В. создал
ряд скульптурных майолик - Лель, Купава, Садко, Мизгирь и др. Театр.
работы В. отмечены большим художеств. вкусом, красотой колорита,
замечат. поэтич. фантазией, глубокой эмоц. выразительностью.
Лит.: Я р е м и ч С., Михаил Александрович Врубель. Жизнь и
творчество, М., 1911; Гомберг-Вержбин-ская Э. П., Врубель, М., 1959. АН.
Ш.
ВРУИР, Арам Минасович (наст. фам.- М и а н-с а р я н)
(1.III.1863-5.III.1924) - армянский актер. Сценич. деятельность начал в
1883. Работал в труппах, гастролировавших по Закавказью. Создал ряд
ярких комедийных и сатир ич. образов: Багдасар ("Дядя Багдасар"
Пароняна), Гарпагон, Оргон ("Скупой", сТартюф"). Написал для арм. сцены
и перевел несколько пьес (инсценировка "Высокочтимые попрошайки" по
Пароняну, "Астролог Карабаха" и др.)-Основал и редактировал (1907-12)
театр. журнал "Ушарар" ("Суфлер"). С. Мел.
ВРХЛИЦКА (Vrchlicka), Ева (р. 6. III. 1888) -чешская актриса,
поэтесса и писательница. Дочь Я. Врхлицкого. С 1905 выступала на
провинциальных сценах, а с 1913 - в Национальном т-ре в Праге. Играла
роли молодых героинь. В репертуаре В.- пьесы Шекспира (Офелия,
Дездемона), Я. Врхлицкого, Ю. Зейера. Среди ролей В.: Грушенька и
Настасья Филипповна ("Братья Карамазовы" и "Идиот" по Достоевскому),
Нора. Актриса большого обаяния, В. пришла от стихийной эмоциональности
ранних ролей к тонко разработанной обрисовке женских характеров.
Соч.: U divadla. Povidky, Praha, 1947.
Лит.: Fischer O., Eva Vrchlicka. Nove ceske divadlo, 1928-1929,
Praha, 1929. Л. Сол,
ВРХЛИЦКИЙ (Vrchlicky), Ярослав [наст. фам. и имя-Ф р ид a (Frida),
Эмиль] (17. II. 1853, Лоун,- 9. IX. 1912, Домажлице) - чешский поэт,
переводчик и драматург. Лит. деятельность начал в 1870 и вскоре получил
известность как поэт. Был избран членом чешской Академии наук и почетным
членом академий ряда стран. К драматургии В. обратился в начале 80-х гг.
Его трагедии, комедии, либретто опер разнообразны по темам и сюжетам.
Всего им написано 30 пьес, посвященных различным эпохам в истории
человечества. Это историч. трагедии, объединенные в цикл "Чешская
трилогия",- "Драгомира" (1882), "Братья" (1888), "Князьки" (1903);
трагедии на античные темы-"Смерть Одиссея" (1882), "Юлиан Апо-стата"
(1885), "Эппонина" (1896); пьесы на сюжеты зап.-европ. истории - "Пьетро
Аретино" (1892), "Мария Кальдеронова" (1897) и др., а также
многочисленные комедии - "В суде Диогена" (1883), "Ночь в Карлштейне"
(1884), "Суд любви" (1887), "В ухе Диониса" (1900) и др. Пьесы В.
отмечены поэтичностью и художеств. мастерством. Трагедии В. не заняли
прочного места в репертуаре т-ров. Чаще других ставилась трилогия
"Гипподамия" (1890-91), написанная по древне греч. образцам. Большим
успехом пользовались комедии В., среди них: "Ночь в Карлштейне" (1884,
Нац. т-р, Прага) и "Суд любви", отличающиеся изяществом и
жизнерадостностью. В. вошел в историю чешского т-ра и как переводчик
произв. Лопе де Bera, Мольера, Шиллера, Гюго.
Лит.: Palenicek L., Jaroslav Vrchlicky divadelnim kritikem, Praha,
1949; Т i с h v V., Jaroslav Vrchlicky. Zivota Praha. [19471. ' Д. Сол.
ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС, Всеволод Николаевич [р.13(25).IX.1882] -
русский советский историк театра. Доктор искусствоведения (1933).
Окончил Горный ин-т (1909) и Высшие драм. курсы (1908) в Петербурге. В
1909-19 был актером Александринского и др. т-ров. В 1923 основал
Экспериментальный т-р, в 1930-Этнография, т-р при Гос. русском музее в
Ленинграде. С 1907 занимается научно-исследовательской работой в области
истории рус. т-ра и нар. творчества. В.-Г. принадлежат труды по истории
рус. т-ра, театр. образования, фольклора и др. В 1910-49 В.-Г. вел
педагогич. работу (Ин-т сценич. иск-в в Ленинграде, ГИТИС им.
Луначарского в Москве). Профессор (с 1921).
Соч.: Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII столетии, "Старые
годы", СПБ, 1910, февраль-март; Театр в России в эпоху Отечественной
войны, СПБ, 1912; История театрального образования в России, т. 1,
fCIIBj, 1913; Библиографический и хронологический указатель материалов
по истории театра в России в XVII и XVIII вв., в кн.: Сборник
исто-рико-театральной секции, т. 1, П., 1918, с. 1-71; И. А.
Дми-триевской, М.-Л., 1945; Теория русской речевой интонации, Пб., 1922;
Искусство декламации. Л., 1925; История русского театра, т. 1-2, Л.-М.,
1929; Игры народов СССР. Сб. материалов, М.-Л., 1933; Краткий курс
истории русского театра, под ред. П. Новицкого и В. Радомысленского, М.,
1936;
Хрестоматия по истории русского театра, М., 1936; Политические идеи
русской классицистической трагедии, в сб.:
О театре. Сб. статей, I, Л.-М., 1940; Крылов и театр. в сб.:
И. А. Крылов. Исследования и материалы, под ред. Д. Д. Благого и Н.
Л. Бродского, М., 1947, с. 224-239;
Ф. Г. Волков и русский театр его времени, в сб.: Ф. Г. Волков и
русский театр его времени, М., 1953, с. 7-50; Русский театр. От истоков
до середины XVIII в., М., 1957; Творческая история комедий Фонвизина,
"Театр". 1958, ј 11, с. 115-122;
Русская устная народная драма, М., 1959; Русский театр второй
половины XVIII в., М., 1960; Фонвизин-драматург, М., 1960.
ВСЕВОЛОЖСКИЙ, Иван Александрович (1835- 1909) - русский театральный
деятель. Окончил Петерб. ун-т. Состоял на дипломатич. службе. С 1881 -
директор императорских т-ров (до 1886 - петерб. и моек., в 1886-99
-петербургских).
Ориентируясь на вкусы придворно-аристократич. кругов, В. обращал осн.
внимание на создание пышных "постановочных" спектаклей. Занимаясь гл.
обр. оперно-балетным иск-вом, поручал писать партитуры для балетов
крупным композиторам, увеличил число хористов, расширил оркестр. В то же
время В. неприязненно относился к творчеству композиторов "Могучей
кучки, препятствовал постановке их произведений, почти не уделял
внимания рус. драма-тич. т-ру и тормозил продвижение на сцену пьес А. Н.
Островского. О деятельности В. отрицательно отзывались В. Н. Давыдов, П.
А. Стрепетова, Ю. М. Юрьев и др. В. принадлежат пьесы "Марианна Ведель"
(1898, Александрийский т-р), "Сестры Са-моруковы" (1890, Александрийский
т-р, Малый т-р). АН. А.
ВСЕКИТАЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ - добровольное
объединение китайских театральных деятелей, драматургов и театроведов.
Основана в 1949 в Пекине. Входит в состав Всекитайской ассоциации
работников лит-ры и иск-ва. В. а. т. р. ставит своей задачей
осуществление политики Коммунистической партии Китая в области театр.
иск-ва. Через отделения на местах ассоциация организует профессиональное
и политич. обучение своих членов, проводит творч. совещания и семинары,
содействует проведению театр. смотров и фестивалей, поддерживает связь с
прогрессивной театр. общественностью зарубежных стран, занимается
собиранием и систематизацией материалов по истории китайского т-ра. Во
главе В. а. т. р.- видный кит. драматург Тянъ Хань. Вл. С.
ВСЕКИТАЙСКИЕ СЪЕЗДЫ РАБОТНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА. 1-й съезд
деятелей литературы и искусства Китая состоялся в 1949 в Пекине. Съезд
подвел итоги развития лит-ры, т-ра, изобразит, иск-ва, музыки и кино за
годы антияпонской и 3-й гражданской войны (1937-49) и определил новые
задачи развития культуры в освобожденной стране. На съезде были созданы
Всекитайская ассоциация работников лит-ры и иск-ва, Всекитайская
ассоциация театр. работников и др. творч. объединения. 2-й съезд,
состоявшийся в 1953 в Пекине, отметил успехи и недостатки в области
лит-ры и иск-ва за годы нар. власти и наметил пути дальнейшего повышения
творч. активности писателей и художников. На съезде была проведена
реорганизация творч. объединений и приняты их уставы. В 1960 в Пекине
был созван 3-й съезд, подытоживший 10-летний опыт развития иск-ва и
лит-ры в нар. Китае и поставивший задачу всемерного повышения
социа-листич. и комму нистич. сознания народа.
Лит.: Чжупхуа цюаньго вэньсюэ ишу гунпзочжэ дайбяода-хуэй цзинянь
вэньцзи, Пекин, 1950; ЧЖУНГО вэньсюэ ишу гун-цзочжэ диэрцы дайбяодахуой
цаылпо, Пекин, 1953.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.