Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
BECTPИ (Vesfcri), Луиджи (23. IV. 1781-19. VIII. 1841) - итальянский
актер. Сценич. деятельность начал в любительском т-ре, играл вместе с
драматургом В. Альфьерив его трагедии "Филипп". В 1805 стал проф.
актером. В 1805-07 работал в труппах Консоли и Цуккато, Дж. А. Кановы,
А. Бьянки. В 1807 с большим успехом выступал в Венеции, исполняя осн.
роли в комедиях Гольдони "Кафе", "Ворчун-благодетель", "Поэт-фанатик". В
1809-18 был компаньоном антрепренеров Дж. Дорати, затем П. Белли-Бланес,
А. Веньера, К. Интернари. В 1818-21 работал в римском т-ре "Балле". В
1822 пытался выступать как импрессарио. В конце 20-х гг. был приглашен в
"Труппу короля Сардинии" (Турин). В. был тонким, умным актером,
обладавшим большой культурой. Считался лучшим исполнителем характерных
ролей, его игра отличалась простотой и выразительностью. Иск-во В.
высоко ценили Дж. Г. Байрон, писатель Н.' Томмазео, поэт А. Платен. Р.
X.
ВЕСТРИС (Vestris), Гаэтано Аполлонио Бальтаза-ре (18. IV. 1729.
Флоренция,- 23. IX. 1808. Париж)итальянский танцовщик, педагог и
балетмейстер. В 1740 переехал в Париж, где учился у танцовщика Л. Дюпре.
В 1748 с большим успехом дебютировал в "Парижской опере" в партии
Матроса ("Карнавал и безумие"), с 1751 стал солистом. В 1754 был уволен
из т-ра (до 1756 работал с Турине), в 1756 вернулся в "Парижскую оперу".
Исполнение В. отличалось величественностью и благородством,
скульптурностью поз. Он внес много нового в совр. ему иск-во танца,
придав движениям большую свободу. Современники называли его "богом
танца". В 1772 в балете "Медея" Рудольфа В. (один из первых среди франц.
танцовщиков) появился в партии Аполлона без традиционной маски, поразив
зрителей выразительностью своей мимики. Среди партий В.: Эндимион ("Сила
любви" Бернара), Борей ("Галантная Индия" Рамо), Ринальдо ("Ринальдо и
Армида" Кино и Люлли) и др. В 1770 получил звание балетмейстера и
поставил в "Парижской опере" два балета -"Эндимион" (1773) и "Птичье
гнездо", в к-рых пытался драматизировать балетные сцены, придавая танцу
характер мимич. действия. В 1770-76 В.- главный педагог "Парижской
оперы". Оставил сцену в 1782.
Лит.: Н о в е р р Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с.
74, 291; Вальберх И., Из архива балетмейстера..., Ред. и вступ. статья
Ю. И. Слонимского, М.-Л., 1948, с. 9; С лонимский Ю.. Дидло.... Л.-М.,
1958. с. 8, 14-20. 30; С ар on 0., Les Vestris. P., 1908; L i fa г S.,
Auguste Vestris. Le dieu de la danse. P., 1950. Ham. P.
ВЕСТРИС (Vestris), Огюст (наст. имя-Мари Жан Огюстен) (27. III. 1760,
Париж,-6. XII. 1840, там же) - французский танцовщик и педагог. По
происхождению итальянец. Сын и ученик Г. Вест-риса. В 1772, будучи
учеником, выступал на сцене "Парижской оперы" в пасторали
"Пятидесятилетие" Лабор-да, в 1773 дебютировал в партии Амура
("Эндимион"). В 1776-1816-солист "Парижской оперы". В. первый ввел в
мужской танец прыжки и пируэты. Не обладая яркими сценич. данными
(небольшой рост, некрасивое лицо), В. с одинаковым успехом выступал как
в характерных, так и в классич. партиях, нарушив традиционное деление
танцовщиков на исполнителей
"серьезного" и "полухарактерного" жанров. Иск-во В. отличалось особой
выразительностью. Франц. балетм. Ж. Ж. Новер считал В. выдающимся
танцовщиком своего времени. Среди партий В.: Кола ("Ни-нетта при
дворе"), Дафнис ("Суд Париса" Мегюля), а также партии в балетах "Блудный
сын" Берто-на и "Первый мореплаватель" и др. В. был выдающимся
педагогом. Среди его учеников: Ж. Перро, А. Бурнонвилъ, Ф. Элъслер и др.
Лит.: H о в e p p Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927;
Классики хореографии, Л.- М-, 1937; Вальберх И., Из архива
балетмейстера..., М.-Л., 1948.
Ham. P.
ВЕСТРИС, Элиза- см. Мэтъюс, Лусия Элизабет.
"ВЕСЫ" - русский литературный и кри-тико - библиографический журнал.
Орган русских символистов. Выходил в Москве ежемесячно с янв. 1904 по
дек. 1909 при ближайшем участии В. Я. Брюсова Редактор и издатель С. А.
Поляков. В журнале печатались статьи по вопросам драматургии и т-ра - о
Чехове, Гофманстале, Метерлинке, Вагнере ("Вагнер и дионисово действо"),
новогреч. т-ре (письма из Афин), о польской драматургии, об испанском
т-ре и др. В разделе "23 жизни" журнал помещал хро-никально-информац. и
библиографич. заметки о т-ре в России и за границей. Изредка
публиковались и драм. произведения (напр., "Ваятель масок" Кромме-линка
и др.). А. Шн.
ВЕТРАНОВИЧ-ЧАВЧИЧ, Ветранич (Vetra-novic-Cavcic, Vetranic), Никола (в
монашестве - Мавро) (1482-1576) - хорватский писатель. Родом из
Дубровника. Автор религиозных пьес - "Воскресение Иисуса Христа",
"Сусанна непорочная" и "Жертвоприношение Авраама" (1546). Наиболее
значит, произв. В.-Ч. - "Орфей" (драматизация греч. мифа), полностью не
сохранилось. С. И.
ВЕТРОВ, Петр Исидорович (р. 29. VI. 1911) - русский советский актер и
режиссер. Нар. арт. УССР (1954). Член КПСС с 1944. В 1935 по окончании
Ле-нингр. театр. ин-та поступил в Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола.
С 1937 работает на Украине как актер и режиссер: в Ворошиловградском
ТЮЗе (1937- 1944), Кировоградском рус. т-ре (1944-50), Одесском т-ре
Сов. Армии (ныне Львовский т-р Прикво, 1950-51), с 1952- гл. режиссер
Луганского рус. т-ра. Драм. силой отмечены образы Корчагина ("Как
закалялась сталь"), Макара Дубравы (о. п. Корнейчука), Жадова ("Доходное
место") и др. С обличительной остротой играл Фаюнина ("Нашествие").
Режиссерской деятельностью начал заниматься в 1939 в Ворошиловградском
ТЮЗе. Пост. спектакли: "Разлом" (1947);
"Макар Дубрава" Корнейчука (1948), "Бесприданница" (1951); "Ученик
дьявола" Шоу (1949) и др. С. 3.
ВЕТТЕРГРЕН (Wettergren), наст. фам.- Поль-сон (Palson), Гертруд (р.
7. II. 1897) - шведская артистка оперы (меццо-сопрано). Дочь известного
певца Н. Польсона. Пению обучалась первоначально у своего отца, затем-в
Стокгольмской консерватории, к-рую окончила в 1920; ученица О.
Лейдстрема, Г. Братта и X. Ингебьярта. Впервые выступила на оперной
сцене в Стокгольме в 1922. В последующие годы выступала также в т-рах
Копенгагена (1928), Хельсинки (1933), Риги (1935). Исполнение певицы
отличалось тонким чувством стиля, эмоциональностью. В 1935-38 В.солистка
т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировала в Канаде, Англии,
Скандинавии, Австрии, Чехословакии и др. странах. Партии: Орфей ("Орфей
и Эвридика" Глюка), Керу-бино ("Свадьба Фигаро"), Далила ("Самсон и
Далила" Сен-Санса),Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов"),
Фрика, Брангена, Венера ("Золото Рей-на", "Тристан и Изольда",
"Тангейзер"), Амнерис ("Ап-да"), Иродиада, Октавиан ("Саломея", "Кавалер
роз" Р. Штрауса) и др. В. способствовала развитию нац. оперного иск-ва
Швеции, исполняя ряд партий в операх шведских композиторов: Оклонна
("Адиль из Эльсива" Петерсон-Бергера), Леди ("Реза в Америке"
Розенбер-га), Сингоала (о. п. Фрумери) и др. Л. М.
ВЕТТЕРГРЕН (Wettergreen), Рагна (р. 19. IX. 1866) - норвежская
актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 (Христиания). В 1899-1940
играла в Национальном т-ре в Осло (в 1905-09 - в т-ре Фаль-стрема).
Творчество В. характеризовалось противоречивостью. Являясь одной из
ведущих актрис реалистического по направленности т-ра, В. тяготела к
сце-нич. воплощению душевно-изломанных характеров. Исполняла роли: Гедда
Габлер, фру Боркман, Ребекка, Гина Экдаль ("Гедда Габлер", "Джон
Габриель Боркман", "Росмерсхольм", "Дикая утка" Ибсена), Алиса ("Пляска
смерти" Стриндберга) и др. Исполнение В. отличалось утонченным
изяществом, пластич. выразительностью.
Лит.: Konneberg A., Nationaltheatret gjennom fem-tf ar, Oslo, 1949.
Cm. P.
ВЕФИК-ПАША (Vefik Pa-a), Ахмет (3.VIII.1823- 2.IV.1891) - турецкий
государственный деятель, писатель, историк. В 1834-37 учился в Париже.По
возвращении на родину занимал (с 1839) крупные гос. должности. Член
Академии (с 1856), профессор истории ун-та (с 1863) в Константинополе
(Стамбуле). В 1863 начал лит. деятельность; среди работ В.-п. - первые в
Турции переводы и переработки пьес Мольера. С 1879 был губернатором
Бурсы, где основал т-р, в к-рый привлек актеров Фасульяджияна, Ахмеда
Фехима и др. В.-п. принимал участие в пост. переведенных им комедий
Мольера, присутствовал на репетициях и давал советы актерам, касавшиеся
интерпретации образов, и др. Деятельность В.-п. оказала значительное
влияние на формирование турецкого т-ра. Л. Д., Л. Ай.
ВЕЧЕРА РАССКАЗА - литературно-эстрадный жанр; лит. вечера одного
чтеца-исполнителя. Жанр "В. р." создан в 1924 артистом-чтецом А. Я.
Закуги-няком. Программы В. р. состоят из лит. произведений, исполняемых
чтецом в форме живой, непринужденной .беседы со слушателями. В эти
программы обычно входят как небольшие произведения (рассказы, новеллы),
так и лит. композиции по романам, повестям. Форма В. р. получила широкое
распространение на сов. эстраде.
Лит.: Закушняк А., Вечера рассказа. Воспоминания; тексты..., М.-Л.,
1940. Ев. Г.
ВЕЧЕСЛОВ, Сергей Михайлович [р. 4(17) X. 1900]- русский советский
актер. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1924 окончил Высшие театр. мастерские
Малого т-ра. С того же года - актер Студии Малого т-ра (впоследствии
Новый т-р, Драм. т-р под рук. режиссера Ф. И. Каверина). Роли: Гурон
("Дикарь" по Вольтеру), Ури-эль Акоста (о. п. Гуцкова), Эрик
("Кино-роман" Кайзера), Незнамов ("Без вины виноватые"), Тони ("Ночь
ошибок" Гольдсмита), Василий ("Тот, кого искали" Раскина и Слободского;
пост. В.). В 1944-59 В. -в труппе Т-ра им. Маяковского. Актер скупой и
сдержанной манеры игры, В. находит для каждой роли точные и строгие
краски. Психологически тонко раскрывал В. сущность фашиста Иоганнеса
("Два лагеря" Якобсона, 1949), расиста Холмса ("Дорога свободы" Фаста),
с большой эмоциональной силой играл роли Горация Гидденса ("Лисички"
Хелман, 1945), Юлиуса Фучика ("Прага остается
моей"Буряковского,1950).(7./\
ВЕЧЕСЛОВА, Татьяна Михайловна [р. 12 (25). II. 1910] - русская
советская артистка балета. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). В 1928 по
окончании Ленингр.хореографич. уч-ща (класс А. Я. Вагановой) была
принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета (ныне им.
Кирова). Дебютировала в партии Гюль-нары ("Корсар" Адана, Пуни). В
искусстве В. драматич. дарование сочетается с изяществом и отточенностью
танц. формы. В. создала лирич. образы - Аврора, Одетта-Одил-лия, Жизель,
Золушка; комедийные-Лиза ("Тщетная предосторожность"), Нунэ ("Гаянэ"),
Паскуала ("Лау-ренсия") ; драматические-Эсмеральда, Тао Хоа, Зарема и
др. В 1933-34 выезжала на гастроли в США. Окончила сценическую
деятельность в 1953. В. была художественным руководителем Ленингр.
хореографического училища (1952-54). С 1955 - педагог-репетитор балетной
труппы Т-ра оперы и балета им. Кирова.
Лит.: Кремшевская Г. Д., ...Татьяна Михайловна Вечеслова, Л., ВТО,
1951; Слонимский Ю-, Советский балет. Материалы к истории сов. балетного
театра, М.-Л., 1950. В. Ч.
ВЕШАМ - традиционный персонаж в малабар-ских (Индия) народных
театральных представлениях (на малаяльском яз.) катакхали. Насчитывается
12 В., разделяющихся на 5 категорий соответственно характеру ролей и
традиционному гриму: "зеленый В."- роли богов и героев; "В. ножа" -
противники богов;
"бородатый В." - лесные дикари; "гладкий В." - мудрецы, святые,
богини и царицы; "черный В."- женщины-демоны. В. Э.
ВЕШЕР (Wascher), Ариберт (р. 1. XII. 1895)- немецкий актер и
режиссер. В 1919 дебютировал как актер в Малом т-ре в Берлине. В
дальнейшем вся его творческая деятельность была связана с т-рами
Берлина; В. работал в Немецком т-ре (1920-23, 1946- 1950),
Государственном т-ре (1926-45). С 1951- актер "Шиллер-театра". Первая
крупная роль В.- Жак ("Как вам это понравится" Шекспира). В 1946 с
большим успехом играл Вольпоне (о. п. Джонсона, обработка С. Цвейга). В
1946-50 создал ряд интересных образов в мольеровском репертуаре:
Ар-нольф ("Школа жен"), Тартюф ("Тартюф"), Гарпагон ("Скупой"). В 1950
сыграл Городничего ( "Шлосс-парк-театр"). В.- яркий комедийный актер,
мастер гротеска, в созданных им сценич. образах стремится выявить
трагикомич. начало. Пост. спектакли "На всякого мудреца довольно
простоты" Островского в берлинском Народном т-ре (1948), "Ундина" Жироду
в "Хеббель-театре" (1949) и др. С 1946 снимается также в кино. В. К.
ВЕЩЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ спектакля - термин периода 1920-30-х гг.
Связан с объемно-конструктивистским оформлением, противостоявшим театру
живописной традиции. См. Декорация, Декорационное искусство.
"ВЗВОЛНОВАННЫЙ ДОКЛАДЧИК" - термин, употреблявшийся идеологами
движения театров рабочей молодежи (см. ТРАМ). Теория "В. д." явилась
следствием порочных трамовских "теорий" с их отрицанием художественного
образа, перевоплощения как основы искусства актера.
ВИАРДО-ГАРСИА (Viardot-Garcia),Мишель Пол и-на (18. VII. 1821-17/18.
V. 1910) - певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Дочь
и ученица исп. певца и педагогам. Гарсиа (старшего). На фп. занималась у
Ф. Листа, по теории композиции-у А. Рейха. Младшая сестра певицы М.
Малибран. Впервые выступила на оперной сцене в Брюсселе в 1837. С
1839-солистка Итальянской оперы в Париже. Выступала в различных т-рах
Европы, в т. ч. в Петербурге, с 1837 много концертировала. Партии:
Фи-дес ("Пророк" Мейербера), Са-фо (о.п. Гуно), Орфей ("Орфей и
Эвридика" Глюка), Золушка, Розина, Дездемона ("Золушка", "Севильский
цирюльник", "Отелло" Россини), Норма (о. п. Беллини), Лючия, Леонора
("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка" Доницетти), Донна Анна ("Дон Жуан") и
др. Творчество В.-Г. отличалось высокой муз. культурой и драматич.
экспрессией; она обладала голосом широкого диапазона, выступала в
разнообразном репертуаре. В 1863 оставила сцену, посвятив себя
педаго-гич. деятельности. В.-Г. - автор многих романсов, нескольких
комических опер, в т. ч. "Последний колдун" (ставилась в т-рах Веймара в
1869, а также Карлсруэ и Риги), "Бирюк" и "Слишком много женщин" (пост.
в домашнем т-ре В.-Г. в Баден-Бадене). Либретто для этих опер написал И.
С. Тургенев, близкий друг В.-Г. В 1871-75 В.-Г. преподавала пение в
Парижской консерватории. Среди ее учеников - Д. Арто, М. Брандт, А.
Стерлинг и др.
Лит.: La Мага, Pauline Viardot-Garcia, Lpz., 1882; Torrigi-Heiroth
L., M-me Pauline Viardot-Grarcia. Sa biographie, ses compositions, son
enseignement, Geneve, 1901; Heritte-Viardot L., Une famille de grands
musiciens, P., 1922. Л. М.
ВИВАЛЬДИ (Vivaldi), Антонио (ок. 1678, Венеция,- 1741, Вена) -
итальянский композитор, скрипач, педагог и дирижер. Музыке обучался у
своего отца - известного скрипача Дж. Вивальди и композитора Дж.
Легренци. С 1714 был преподавателем (скрипичной игры и пения),
композитором и руководителем хора и оркестра "Оспедале делла пиета" -
женской консерватории в Венеции. Выдающийся скрипач-виртуоз, один из
создателей классич. симфонии и сольного инструментального концерта, В.
был также известным оперным композитором. Оперы В. были пост. в
различных городах Италии, Голландии, Чехии и др. стран. В. сам подбирал
исполнителей (часто из своих бывших учеников, напр. певица А. Гиро),
репетировал с труппами и дирижировал спектаклями. В. принадлежит ок. 40
опер на историч., легендарные и др. сюжеты, написанные на либр. П.
Метастазио, Ф. Силь-вани,Д. Лалли и др. известных итал. писателей, в т.
ч. "Роланд мнимо безумный" (1714), "Коронация Дария" (1716), "Арсильда,
царица Понта" (1716), "Филипп, царь Македонии" (1721), "Олимпиада"
(1734), "Мессин-ский оракул", "Розмира" (1738) - поставлены в Венеции,
т-р "Сант-Анджело"; "Скандербег" (1718, т-р "Делла Пергола", Флоренция),
"Тамерлан" (1735), "Катон Утический" (1737, т-р "Филармонико", Верона),
"Торжествующая добродетель" ("Тигран") (1729, т-р
"Капраника", Рим) и др. Музыка В., народная по духу, исполнена силы и
глубины чувств. Оперы В. не были по достоинству оценены современниками,
но они сыграли значительную роль в развитии оперного жанра и оказали
влияние на творчество Генделя, Мегюля, Обера и др. композиторов.
Увертюры к операм В. являются самостоят, симф. произв., исполнялись в
концертах.
Лит. соч.: Lettere e dediche, ed. O. Rudge, Milano, 1943. Лит.:
Lugiani S. A., Antonio Vivaldi: note e documenti sulla vita e sulla
opere, Roma, 1939; Gr u e г r i n i Ст., Antonio Vivaldi la vita e
l'opera, Firenze, 1951; К o 1 n e-d e r W., Auffiihrungspraxis bei
Vivaldi, Lpz., 1955; P i n c-h e r 1 e M., Vivaldi, P., 1955.
ВИВИАН (Vyvyan), Дженифер (р. 1925) - английская артистка оперы
(сопрано). Муз. образование получила в Королевской музыкальной академии
в Лондоне; совершенствовалась в Брюсселе, Женеве и Милане. Лучшие партии
В.- в операх Моцарта и Б. Бриттена: Констанца, Донна Анна, Электра
("Похищение из сераля", "Дон Жуан", "Идоменей" Моцарта), Нэнси,
Гувернантка ("Альберт Херринг", "Поворот винта" Бриттена) и др. В.
гастролировала во мн. европ. странах (в 1956 - в СССР). В 1951 была
удостоена 1-й премии на междунар. конкурсе вокалистов в Женеве. Вс. Т.
ВИВИАНИ (Viviani), Раффаэле (1888-1950) - итальянский драматург,
актер и режиссер. Написал св. 30 пьес, гл. обр. на неаполитанском
диалекте. Сын рабочего сцены, В. уже в четырехлетнем возрасте выступал в
кукольном т-ре с песенками -"маккьеттами", затем работал в различных
балаганах на окраинах Неаполя. В 1917 выступал в кафешантанах "Петрелла"
и "Эден" с сольными номерами, к-рые для него писал известный
неаполитанский поэт Дж. Капурро. В 1918 В. организовал труппу и поставил
свою первую пьесу "Переулок" в т-ре "Умберто", расположенном в одном из
рабочих р-нов Неаполя. Вначале В. писал одноактные и двухактные пьесы -
"Виа Толледо ночью", "Порта Капуана", "Деревенский трактир", "Кафе ночью
и днем" и др. После 1922 писал трехактные комедии, построенные на острых
социальных конфликтах,- "Факт из газетной хроники", "Рыбаки", "Дон
Джа-чинто", "Музыка слепых", "Цыгане". В.- один из создателей совр.
итал. реалистич. народного т-ра. Его пьесы и постановки т-ра были близки
массовому демо-кратич. зрителю. Герои пьес В.- люди из народа: портовые
рабочие, грузчики, каменщики. Большое место В. уделяет изображению
неаполитанского "дна" и его обитателей. С 1934, когда фашистские власти
начали преследовать диалектальный т-р, в творчестве
В. наметился нек-рый спад, социальная проблематика в его пьесах была
вытеснена проблематикой этической. В 1944 В. оставил сцену.
Соч.: Trentacruattro commedie scelte da tutto il teatro [a cura di
Lucio Ridenti], v. 1-2, (Torino], 197.
Лит.: Pandolfi V., Tutto il teatro di R. Viviani, "II Dramma", 1956,
ј 233, febbraio, p,
ВИВЬЕН, Леонид Сергеевич (р. 29. IV. 1887) -рус-ский советский
режиссер, актер, педагог. Нар. арт. СССР (1954). Член КПСС с 1954. В
1910 окончил Поли-технич. ин-т в Петербурге (инженер по железобетонным
сооружениям). В том же году поступил в Петерб. театр. уч-ще (класс В. Н.
Давыдова). CI 911 выступал насцене Александрийского т-ра. По окончании
уч-ща (1913) был зачислен в труппу этого т-ра (ныне Ленингр. академич.
т-р драмы им. Пушкина). Создал точные по сценич. рисунку, четкие по
мысли образы Хлестакова, Не-знамова; Глумова ("На всякого мудреца
довольно простоты"), Хиггинса ("Пигмалион" Шоу), Карандышева
("Бесприданница") и др. В 1917-18 вошел во Временный комитет и Совет
Александрийского т-ра, содействуя идейно-творч. перестройке этого
старейшего т-ра страны. Актерские работы В. отличаются идейной ясностью,
логич. четкостью построения образа, мастерской лепкой характеров: Петр
("Мещане"), Протасов ("Дети солнца"), Яков Бардин ("Враги"), Эуген
("Эуген несчастный" Толлера), Яго и др.
С момента появления первых произв. сов. драматургии В. стал ее
активным пропагандистом. Играл роли Боброва ("Страх" Афиногенова),
Платона Кречета; позднее профессора Забелина ("Кремлевские куранты") и
др. В 1924 В. впервые выступил как режиссер, поставив спектакли
"Виринея" Сейфуллиной и Правду-хина и "Пугачевщина" Тренева. С 1937 В.-
гл. режиссер т-ра им. Пушкина. Спектакли, пост. В., отличаются глубиной
раскрытия авторского замысла, четкой психологич. разработкой характеров.
Среди его лучших режиссерских работ: "Русские люди" (1943), "Нашествие"
(1944); "Великий государь" Соловьева (1945); "Дядя Ваня" (1946); "Жизнь
в цвету" Довженко (1947), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1949, Ст.
пр. 1951),"Чайка" (1954); "Игрок" по Достоевскому (1956, совм. с А.
Даусоном), "На дне" (1957, совм. с В. Эренбергом) и др.
В. явился организатором и руководителем ряда театр. коллективов. В
1919 им были созданы 2 передвижные труппы для обслуживания фронтов
гражданской войны. В 1928 В. организовал из своих учеников "Т-р
актерского мастерства" (с 1931 - филиал Госдрамы, в 1934-36 - Ленингр.
т-р Красной Армии, в 1936-38- Реалистич. т-р под рук. В.); пост. в этом
т-ре спектакли "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского, "Шторм",
"Чапаев"; "Слава" Гусева, "Борис Годунов" и др.
В. ведет педагогич. работу (начал в 1913 как ассистент В. Н.
Давыдова). В 1918 организовал и возглавил в Петрограде Школу театр.
мастерства, преобразованную впоследствии в Ленингр. театр. ин-т. С 1940
- профессор этого ин-та, с 1957 возглавляет кафедру режиссуры. Среди
учеников В.- нар. арт. СССР Ю. В. Толубеев, Н. К. Симонов, В. В.
Мер-курьев, нар. артисты РСФСР - Е. П. Карякина, О. Г. Казикоидр. С. Др.
ВИГАНО (Vigano), Сальваторе (25. III. 1769, Неаполь,-18. Vili. 1821,
Милан)-итальянский артист балета, балетмейстер и педагог. Сын танцовщика
и балетмейстера О. Вигано. В 1783 дебютировал в Риме, в женской партии.
В 1791 был приглашен в венецианский т-р "Сан-Самуэле", где пост. балет
"Рауль". В 1793-94 и 1799-1804 работал в Вене; в 1795-98 - в Праге,
Дрездене, Берлине, Гамбурге. Ставил спектакли в т-рах Венеции, Лондона и
др. В 1812- 1821 - балетмейстер миланского т-ра "Ла Скала". В. был
выдающимся балетмейстером. Его балеты были близки к драм. пантомимам и
оказывали сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В. стремился к
осмысленности, выразительности танца, основывал танц. композицию на
драм. развитии действия, отказался от вставных дивертисментов, не
связанных с действием танцевальных номеров. В массовых пантомимных
сценах, поставленных В., каждый танцовщик имел свою актерскую задачу и
индивидуальный танец. В. был широко образованным человеком, талантливым
музыкантом; для своих балетов он использовал музыку совр. ему
композиторов (Гайдна, Моцарта, Россини, Спонтини и др.), аранжируя ее,
часто сам писал музыкальное сопровождение. В 1801 Бетховен сочинил для
В. музыку балета "Творения Прометея", к-рый был пост. в том же году в
Вене (В. исполнял роль Оживленной статуи) и возобновлен в 1913 в Милане.
Наиболее известные балеты В.: "Стрельцы" (1809), "Дедал" (1813),
"Отелло" (1818), "Весталка" (1818), "Титаны" (1819) и др. (на сборную
музыку, аранжированную В.). Творчество В. высоко ценил Стендаль, считая
его балетмейстером с "воображением шекспировского размаха".
Лит.: Л e вине он А., Мастера балета, П., 1914; Х у-д e к о в С. Н.,
История танцев, ч. 3, П., 1915; Стендаль [Анри Бейль], Рим, Неаполь и
Флоренция. Путевые записки, Собр. соч., т. XI, пер." вступ. ст. и прим.
Б.М. Энгель-гардта. Л., 1936; Beaumont Gr.W., Complete book of
ballets..., L., 1956, p. 28; Ritorni C., Commentarii della vita e delle
opere coreodrammatiche di Salvatore Vigano, Mil., 1838. Ham. P.
ВИГМАН (Wigman), Мари (р. 13. XI. 1886) - немецкая танцовщица.
Ученица Э. Жак-Далькроза и Р. Лабана. В 1918 поставила свою первую
хореограф ич. композицию "Семь танцев жизни", после к-рой вскоре
определилась ее собственная манера ритмо-пластич. танца, выражавшаяся в
отказе от музыкального сопровождения (исключение составляли ударные
инструменты) и крайнем акробатизме движений. В. считает, что сильное и
развитое тело танцовщика само является достаточным средством
выразительности и не нуждается в помощи музыки. В. - одна из
основоположниц современного "танца модерн". С 1920 занимается педагогич.
деятельностью, открыла в Дрездене танцевальную школу ("Центральный
институт"). Среди учеников В.: X. Крейчберг, И. Георги, X. Хольм и др.
Наш. Р.
ВИГНЕР, Леонид Эрнестович (р.9.XI.1906)-латышский советский дирижер.
Нар. арт. Латв. ССР (1955). В 1930 окончил Рижскую консерваторию; в этом
же году начал выступать в качестве дирижера симфонич. концертов. В
1935-49 В. работал в Рижской опере. В 1944-49 В.-гл. дирижер Латв. т-ра
оперы и балета. Руководил основными постановками т-ра, в т. ч. "Банюта"
Калныня (1945), "Пиковая дама" (1946), "Огни мщения" Э. Каппа (1947),
"Фауст" (1948), "Кашей бессмертный" Римского-Корсакова (1949) и др. С
1949 В.-гл. дирижер симф. оркестра латв. радио и хоровых коллективов в
Риге. Занимаегся педагогич. деятельностью (с 1954 - доцент латв.
консерватории). Гос. премия Латв. ССР (1957). Я. В.
ВИГНЕРЕ-ГРИНБЕРГА, Малвина (12. X.I 873 - 6. VI. 1949) - латышская
советская артистка оперы и концертная певица (меццо-сопрано). Одна из
первых латыш. оперных певиц. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Пению
обучалась в Риге, Москве, Петербурге и Берлине. После первых концертных
выступлений (1891) завоевала широкую известность как исполнительница
латыш. нар. песен. Выступала на сценах нем. оперы в Лиепае и Риге, с
1913 - в Рижской опере. В нач. 20-х гг. занимала видное место на латыш.
оперной сцене. Партии: Графиня ("Пиковая дама"), Ангел ("Демон"),
Кармен; Марта ("Фауст") и др. Занималась педагогич. деятельностью. Была
организатором и руководителем ансамбля латышской народной песни
(1944-49). Я. В.
"ВИГСИНХАЗ" (Vigszinhaz, от vig - веселый и szinhaz - театр) -
венгерский театр. Открыт 1 мая 1896 в Будапеште. В первый период своей
деятельности т-р обращался преим. к легкой франц. комедии. Спектакли
отличались ансамблевостью исполнения, но в них проявлялись натуралистич.
тенденции. Первым художеств. рук. и директором был М. Дитрои, ведущими
актерами - И. Варшаньи, Д. Хегедюш, X. Харасти, 3. Сереми, Э. Феньвеши,
ф. Танаи, Л. Ни-ко. После первой мировой войны т-р возглавили амер.
предприниматели, в репертуар включались пьесы, далекие от общественной
проблематики. Богатые и пышные постановки т-ра отвечали вкусам
бурж.-консервативной публики. Исключением явились пост. пьес
Чехова-"Дядя Ваня" (1920), "Три сестры"
(1922), "Иванов" (1923), "Вишневый сад" (1924), в к-рых с огромным
успехом выступала И. Варшаньи.В период между 1-й и 2-й мировыми войнами
репертуар т-ра отличался эклектизмом. Среди лучших пост. т-ра: "Ткачи"
(1900), "Перед заходом солнца" (1932) Гауптмана, "Кормилица" (1902),
"Учительница" (1908) Броди, "Ученик дьявола" Шоу (1906), "Ч орт" (1907),
"Лилиом" (1909) Мольнара, "Голубой песец" Херцега (1917), "Барский пир"
Морица (1928), "Странная интерлюдия" О'Нила (1929), "Трохгрошовая опера"
Брехта (1930), "Наш город" Уайлдера (1944).
Во время 2-й мировой войны здание "В." пострадало от разрушений.
После освобождения страны (1945) т-р продолжал свою деятельность до 1949
во временном помещении. С 1951 в заново восстановленном здании "В."
работал Венгерский т-р Нар. Армии, с 1960 получивший название "В.".
ВИД (Wied), Густав Йоханнес (6.III. 1858- 24. X. 1914) - датский
драматург. Литературную деятельность начал в 1889. Первые пьесы -
"Возвращение домой" (1889), "Брачная ночь" (1892, Студенческое общество
"Свободный т-р"). Среди пьес, написанных В. после 90-х гг., выделяются
т. н. сатанинские комедии - своеобразный жанр комедии, созданный В.
преимущественно для чтения. В этих пьесах реплики действующих лиц
чередуются с развернутыми авторскими ремарками, являющимися своего рода
режиссерскими комментариями. Лучшие произв. этого жанра - цикл
одноактных комедий "Дворянство, духовенство, буржуа, крестьянство"
(1897), комедия "Белка в колесе" (1905). В них В. разоблачает
продажность и лицемерие бурж. об-ва. Эти пьесы отличаются мастерством
диалога и характеристики героев. Однако, как и во всем творчестве В.,
критика действительности носит в них вследствие биологич. подхода к
объяснению социальных явлений пессимистич. характер. Недостатки
композиции и крайний натурализм делали их непригодными для постановки на
сцене. Успехом пользовались комедии В. "Старый павильон" (1901),
"Волевые люди" (пост. под назв. "2х25", 1906) и др., являющиеся
инсценировками прозы В. и уступающие "сатанинским комедиям" по глубине
идейного содержания и сатирической остроте.
Соч.: Vaerker i Udvalg, bd 1-5, Kbh., 1938; в рус. пер.:
"2х2 5". Комепия-сатира, М-, [1908]; История наших ближних. Драма,
М., 1911.
Лит.: Christiansen Р., Gustav Wied., Kbh., 1920.
Д. А
ВИДАЛЬ (Vidai), Поль Антонин (16. VI. 1863-9.V. 1931) - французский
дирижер, композитор и педагог. Музыке обучался в консерваториях Тулузы и
Парижа. Работал в Париже: в 1889-92-в т-ре "Гранд-Опера" хормейстером, в
1892-1906 - дирижером оркестра, в 1914-19- директором муз. части г-ра
"Опера комик". С 1884 В.- профессор Парижской консерватории. Автор
балета "Маладетта" (1893, "Гранд-Опера", Париж), комич. оперы "Герника"
(1895, "Опера комик", Париж), опер "Бургундка" (1898), "Императрица"
(1901), "Рамсес" (1908), оперетты "Эрос" (1892, "Буфф-Паризьен", Париж),
дивертисментов (в т. ч. "Русский праздник"; пост. 1893, "Гранд-Опера"),
сценич. музыки (в т. ч. к пьесе "Королева Фьяметта" К. Мендеса; пост.
1898, т-р "Одеон", Париж) и др. Рим. пр. (1883). Я. Ш.
ВИДМАН (Widmann), Йозеф Виктор [20. II. 1842, Ненновпц
(Моравия),6.II.1911, Берн]- швейцарский писатель, драматург. Учился в
Германии в ун-тах Гейдельберга и Иены (на теологич. ф-те). По завершении
образования переехал в Швейцарию, где в 1862 начал лит. деятельность. В
кач-ве публициста В. выступал против войны, в поддержку рус. революции
1905-07, защищал M. Горького. Драматургия В. близка к прогрессивному
романтизму, в ней преобладают республиканские демократич. мотивы.
Написал пьесу-сказку "Похищенное покрывало" (1864), драму на античный
сюжет "Ифигения в Дельфах" (1865), историч. драмы "Эразм Роттердамский"
(1865), "Орго-терикс" (1867), "Королева Востока" (1878), драму "По ту
сторону добра и зла" (1893), направленную против философии Ф. Ницше.
Лит.: Widmann M. und E., J. V. Widmann. Ein Lebensbild, Bd 1-2,
Frauenfeld, 1922-24; Strasser Gh., J. V. Widmann, der Dichter und
Kulturerzieher des Volkes, Zurich, [1942j. M. B.
ВИДОР (Widor), Шарль Мари (24. II. 1845 - i2. III. 1937) -
французский композитор, органист, дирижер и педагог. Отец В. родом из
Эльзаса; происходил из венг. семьи. Музыке обучался в консерватории в
Брюсселе у Н. Ж. Лемменса (орган) и Ф. Ж. Фетиса (композиция). Автор
опер "Рыбаки св. Жанна" (1905, т-р "Опера комик", Париж) и"Нерто" (1924,
т-р "Гранд-Опера", Париж), комич. оперы "Мэтр Ам-брос" (1886, "Опера
комик"), балета "Корригана" (1880, "Гранд-Опера"), пантомимы "Жанна
д'Арк" (1890), музыки к пьесам "Двенадцатая ночь" Шекспира (на франц.
сцене под назв. "Апрельская сказка", 1885, Париж, т-р "Одеон"),
"Якобиты" Konne (1885), церковной .музыки, симф., камерно-инструмент. и
др. соч. В 1890-1905 В.- проф. Парижской консерватории. В 1914 основал
органную школу в Париже. Был секретарем Академии изящных иск-в.
Лит.: Reynaud H., L'oeuvre de Ch. Marie Widor, Lyon, 1900; R u p p
E., Gh. Marie Widor, P., 1912.
ВИДУПАКА - традиционный образ шута в индийской классической драме.
В.- Друг и наперсник героя пьесы; говорит на пракрите (лит.
стилизованная форма нар. языка). Своими забавными выходками В. оттеняет
драм. моменты пьесы. Образ В. заимствован из народного т-ра. В. Э.
ВИЕСТУР, Эмилия Яновна (21. V. 1891-6. IX. 1947) - латышская актриса.
Засл. арт. Латв. ССР (1947). В 1913 окончила драм. курсы Е. Дубура и
вступила в труппу Нового Рижского т-ра. После непродолжительной работы в
Нац. т-ре перешла в 1921 в Художеств. т-р (Рига), где работала с
небольшими перерывами до конца жизни. В первый период деятельности этого
т-ра была его ведущей актрисой, играла ответственные трагедийные и
комедийные роли. Пользовалась большой популярностью у зрителей. Роли:
Ария ("Индулис и Ария" Райниса, 1930), Мирандолина ("Трактирщица"
Гольдони, 1924), Елизавета ("Дон Карлос" Шиллера, 1928), Эсмеральда
("Собор Парижской богоматери" по Гюго, 1929). Среди лучших ролей
последнего периода творчества - Мелания ("Егор Бу-лычов и другие"
Горького, 1946). К. К.
ВИЗЕНТИНИ (Visentini), Томмазо Антонио (1682- 1739) - итальянский
актер комедии дель арте. Создал маску Томассина (один их вариантов
Арлекина). С 1716 выступал в Париже в труппе Л. Риккобони. В исполнении
ролей Арлекина В. сочетал традиционный комизм лацци с патетич.
чувствительностью, своей игрой стремился не только рассмешить, по и
растрогать зрителей. В. был первым актером т-ра "Комеди Итальенн"
(Париж), к-рый использовал смешанный итало-франц. жаргон, вошедший с
1718 в практику итал. актеров во Франции. Р. X.
ВИЙРА, Аугуст Пеэтерович (28. III. 1853 - 30. III. 1919) - эстонский
театральный деятель, режиссер, дирижер. В 1878-1903 руководил
театральной труппой "Ванемуйне". Начав свою деятельность в 70-е гг., В.
непосредственно участвовал в борьбе за нац. культуру, формирование эст.
т-ра, продолжая демократич. традиции Л. Койдулы. Спектакли,
осуществленные В. (как дирижером и постановщиком) в 80-е гг., отличались
гуманистич. направленностью, романтич. тенденциями, способствовали
популяризации сценич. иск-ва среди широких масс зрителей.
В. был основоположником эст. муз. т-ра; пост. спектакли: "Прециоза"
Вебера (1883), "Корневильские колокола" Планкета (1885), "Фатиница"
Зуппе (1887), "Цыганский барон" Штрауса (1889), "Иосиф в Египте" Мегюля
(1899). Среди пост. эст. драматургии:
"Помешательство Муру Мику" Кундера (1880), "Артур и Анна" Якобсона
(1883), "Этакий Мульк" Койдулы (1884), "Отставной солдат" Кундера
(1886). В. первый ввел в репертуар эст. т-ра произв. классики: "Магомет"
Вольтера (1885), "Скупой" (1886); "Венецианский купец" (1888),
"Укрощение строптивой" (1889) Шекспира. Позднее (в 90-е годы) В.
начинает ориентироваться на вкусы мелкобурж. зрителя. Репертуар
руководимого им т-ра все более заполняют псевдороман-тич., претендующие
на сенсационность постановки-феерии ("Король туманной горы" по Якобсону,
1894, "Царский гонец" по Жюль Верну, 1898). В. отходит от реалистич.
направления эст. иск-ва илит-ры, и деятельность его теряет свое
прогрессивное значение в истории эст. т-ра. В 1903 В. вместе с группой
актеров уходит из т-ра "Ванемуйне", вместо него приходит новый режиссер
К. Меннинг, сторонник реалистич. кск-ва. В 1903-13 В. ставил
любительские спектакли в помещении "Бюргермуссе" в Тарту и др. (гл. обр.
муз. постановки).
Лит.: Poldroos P:, Tahtsamaid etappe eesti teatri arenguloost, в кн.:
Eesti Noukogude Teateni, Tallinn, 1956;
Троицкий З.Э., Формирование эстонского театра в борьбе с немецкими
колонизаторами, в сб.: Театральный альманах ВТО, кн. 7, M., 1948. с.
249- 283. JJ ?{p.
ВЙЙТОЛЬ, Карл (1888-1944) - эстонский совет ский артист оперы
(баритон). Пению обучался в Риге и в Италии. Впервые выступил на оперной
сцене в Риге в 1918. В 1918-44 В.- солист т-ра "Эстония". Партии:
Кочубей ("Мазепа" Чайковского), Риголетто;
Скарпиа ("Тоска" Пуччини) и др. Вел концертную деятельность. X. Кыр.
ВИКЛАНДТ, Ольга Артуровна [р. 24.Х1(7.ХП). 1911 ] - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1949). В 1932-35 занималась в театр. техникуме
при Т-ре им. МОСПС (ученица В. В. Ванина), принимала участие в
спектаклях т-ра. По окончании техникума была принята в труппу этого
т-ра. Работала здесь до 1949 (с 1938- Т-р им. Моссовета). С 1950 -
актриса Моск. драм. т-ра им. Пушкина. Яркая исполнительница бытовых,
остро комедийных ролей: Евгения, Ирина, Сваха ("На бойком месте",
"Последняя жертва" и "Женитьба Бальзаминова" Островского), Атуева
("Свадьба Кречинского"), Мирандолина, Коломбина ("Трактирщица", "Лгун"
Гольдони) и др. Среди лучших ролей В. также: Людмила ("Васса
Железнова"), Анна ("Украденное счастье" Франко), Эмилия ("Отелло"),
Мария Тюдор (о. п. Гюго), Маша ("Жена" Бор-щаговского), Гринева
("Московский характер" Соф-ронова), Степанида ("Обида" .Сурова, Ст. пр.
1949) и др. В. снимается в кино. M. Т
ВИКС, Мария Густавовна [р. 14(27).III.1910]- русская советская
артистка оперетты. Заел арт. РСФСР (1942). Пению обучалась у О. Н.
Балабиной (Иркутск), Е. В. Девос-Соболевой (Ленинград) и M. M. Уместнова
(Свердловск). В 1928 работала в Иркутском драм. т-ре, затем в
передвижных опереточных труппах. С 1933 В.- ведущая артистка
Свердловского т-ра муз. комедии. Роли: Маркиза де-Курси ("Табачный
капитан" Щербачева, Ст. пр. 1946), Софья ("Свадьба в Малиновке" Б.
Александрова), Марина ("Соловьиный сад" Заславского), Катя ("Жених из
посольства" Шебалина), Елена, Перикола ("Прекрасная Елена", "Перикола"
Оффенбаха), Сильва (о. п. Кальмана), Саф-фи ("Цыганский барон" И.
Штрауса) и др. Обладает ярким лирич. и комедийным дарованием. Исполнение
В. характеризуется высокой сценич. культурой, легкостью и темпераментом.
ВИЛА ЛОБОС (Villa-Lobos), Эйтор (5.III.1887- 10.III.1959) -
бразильский композитор, дирижер и педагог. Основоположник совр.
бразильской музыки. Представитель прогрессивного направления в нац. муз.
культуре. С 6 лет учился музыке у отца, затем брал уроки по теории
композиции у различных педагогов. В 1912 изучал музыку индейских племен
Бразилии. Первый концерт из произв. В. Л. состоялся в 1915. С 1931 В. Л.
руководил муз. образованием в школах Бразилии. В своем творчестве
опирался на достижения музыкантов-классиков, творчески претворяя мелодии
и ритмы нац. фольклора. Автор опер "Изахт" (1940, Рио-де-Жанейро, в
концертном исполнении), "Малазарт" (1948),балетов"Уйра-ИУРУ" (1935,
Буэнос-Айрес), "Земной танец" (1943, Рио-де-Жанейро), "Фуниль" (1929,
Рио-де-Жанейро), "Вейкуло" (1929) и ряда детских балетов, в которых
использованы индейские нар. сюжеты и напевы. В. Л. принадлежат также
симф. соч., обработки нар. песен и др.
Лит.: M a ri z V., Heitor Villa-Lobos, Rio de Janei-rol949 Paula
Barros C. M. de, O romance de Villa-Lobos, Rio de Janeiro, [1951]. д JU?
ВИЛАР (Vilar), Жан (p. 25.III. 1912)-французский актер, режиссер и
театральный деятель. Родился в г. Сет на юге Франции в семье мелкого
коммерсанта. В 1932 приехал в Париж, где занимался в драм. школе под
рук. Ш.Дюллена, выступал в небольших ролях на сцене т-ра "Ателье", здесь
же начал работать как режиссер. В 1937-40 В. был на военной службе. В
1941 вступил в передвижную труппу "Ла Рулот". В 1943 вернулся в Париж и
пост. в "Карманном т-ре" "Грозу" Стриндберга. Спектакль привлек к себе
внимание театрального Парижа. В 1943 В. создал "Т-р семи", в к-ром за
два сезона (1943-45) пост. "Дон Жуана" Мольера, "Путешествие в ночь"
Кристиансена, "Пляску смерти" Стриндберга и "Убийство в соборе" Элиот
(два последних спектакля удостоены Театр. пр. 1945). В 1945-51 В.
играл и ставил спектакли в различных т-рах ("Ателье", "Антуана",
"Мариньи", "Гранд-Опера" и др.), снимался в кино. В 1947 В. осуществил в
Авиньоне пост. "Убийство в соборе", положившую начало Авиньонским
фестивалям драматического искусства, бессменным руководителем к-рых он
является. С 1951 В.- директор, режиссер и актер Национального народного
театра (TNP) (осн. в Париже в 1920).
В. оказал большое влияние на послевоенное сценич. иск-во не только
Франции, но и др. стран. В своем творчестве он стремится осуществить
идеи Народного т-ра, выдвинутые Р. Ролланом и его последователями. В.
считает, что Народный т-р должен быть т-ром класснч. репертуара,
обращенным к демократич. зрителю. Для режиссуры В. характерно соединение
ярких и условных форм старинного площадного т-ра с достижениями новейшей
театр. культуры, высокий интеллектуализм. Пост. В. отличаются ясностью,
гар-монпч. формой, экономной и изысканной зрелищно-стью. Сосредоточивая
внимание на актере, В. добивается полного слияния исполнителя с образом.
Спектакли TNP идут почти без декораций; важными компонентами являются
костюмы, освещение и музыка, определяющие эпоху и создающие атмосферу
спектакля. Наиболее значит, режиссерские работы В. на Авиньонских
фестивалях и в TNP: "Ричард II" Шекспира (1947), "Смерть Дантона"
Бюхнера (1948), "Сид" Корнеля (1949), "Мамаша, Кураж и ее дети" Брехта
(1951), "Дон Жуан" Мольера (Мольеровская премия за лучший спектакль,
1954), "Макбет"; "Цинна" Корнеля, "Мария Тюдор", "Рюи Блаз" Гюго (1954),
"Торжество любви" Мариво (1955), "Этот безумец Платонов" Чехова (1956),
"Федра" Расина (1957), "Женитьба Фигаро" (1957); "Делец" Бальзака
(1957), "Капризы Марианны" Мюссе (1958).
Как в режиссуре, так и в актерских работах В. придает классич.
образам остро современное идейное звучание, не впадая при этом в
нарочитую модернизацию. В созданных им образах, особенно в Дон Жуане (о.
п. Мольера) - лучшей из ролей, В. раскрывает тему бесстрашного и
горького познания противоречий буржуазного общества. Среди др. ролей В.:
Ричард II, Макбет; Робеспьер ("Смерть Дантона"), Август ("Цинна"),
Гермократ ("Торжество любви"), Меркаде ("Делец"), Генрих IV (о. п.
Пиран-делло), Платонов и др. Снимался в кино: "Врата ночи" (1946),
"Братья Букенкан" (1947), "Мутные воды" (1949), "Касабланка" (1950).
Соч. в рус. пер.: О театральной традиции, М., 1956. Лит.: Т р и о л е
Э., Жан Вилар, "Театр", 1956, ј 9;
Балашова Н., По театрам -мира. Париж. Сезон 1954 55 года, "Театр",
1955, ј 9. Н Б
ВИЛЕНКИН, Виталий Яковлевич (р. 9.1.1911)- русский советский
театровед. Автор работ, посв. истории МХАТа. Ведет педагогич. работу в
Школе-студии MX AT а.
Соч.: Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества, [Л.], 1941; И. М.
Москвин. На сцене Московского Художественного театра, М., 1946; К. С.
Станиславский. А. П. Чехов в Московском Художественном театре, М., 1947
(Составление, редакция и автор вступ. статьи); Вл. И.
Немирович-Данченко. Театральное наследие, 1, Статьи. Речи. Беседы.
Письма. М., 1952 (Составление, редакция, автор примечаний); Письма Вл.
И. Немировича-Данченко к А. М. Горькому, в сб.: Театральное наследство.
Сообщения. Публикации, М., 1956. с. Г.
ВИЛ‚НСКИЙ, Илья Аркадьевич [р. 18.11 (1. III).' 1896} - украинский
советский композитор и музы-кально-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в
УССР (1947). Член КПСС с 1944. В 1914-19 учился в Пе-терб. консерватории
по классу фп. и композиции и одновременно в Петерб. ун-те. В 1920 был
одним из инициаторов создания Т-ра Красной Армии в Харькове, с 1921
работал в Киеве. Автор опер для детей:
"Конек-Горбунок" (1935), "Ивасик-Телесик" (1949), муз. комедий:
"Сорочинская ярмарка" (1936), "Годы молодые" (1959), музыки к
спектаклям, фильмам, а также симф., вок. соч. Л. Ар.
"ВИЛКОЛАКИС" ("Оборотень") - литовский сатирический импровизационный
театр. Существовал в 1919-25. Создан как клуб художников, где ставились
сатирич. эстрадные номера, импровизационные злободневные сценки.
Завоевав популярность, коллектив с 1920 стал проф. сатирич. т-ром.
Руководителями "В." был Б. Сруогя, а позднее А. Суткус, включивший в
состав исполнителей "В." руководимую им студию "Народного т-ра".
Представление строилось на основе лит. сценария (писатели Б. Сруо-га, В.
Бичюнас и др.) к-рый обсуждался на репетициях и дополнялся
исполнителями. Для сюжета сценария использовались обычно злободневные
события. В исполнительском иск-ве т-ра применялась имитация.
Воспроизводя известных общественно-политич. деятелей, актеры прибегали к
портретному гриму, а также шаржу, буффонаде. Впоследствии в связи с
усиливавшимися политич. репрессиями т-р перешел к спектаклям на
отвлеченные темы. Среди спектаклей "В.": "Князь долларов" (1921),
"Диктатор, Кунктатор и Триумфатор" (1921), "Литовская школа" (1922),
"Альма Матер" (1923), "Хлестаков в Литве" (1924), "Народная нагайка"
(1925) и др. Деятельность
"В." имела влияние на др. литовские т-ры. Из этого коллектива вышли
мн. крупные литов. актеры: И. Си-парис, Э. Качинскас И. Ошкинайте, П.
Пинкаус-кайте, К. Юршис и др. В 1925 т-р был закрыт. А. Суткус с
некоторыми актерами перешел в Гос. т-р, остальные актеры вошли в состав
др. литовских театров. В. М.
ВИЛКС, Гирт Андреевич (р. 1.1.1909) - латышский советский театральный
художник. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. В 1936-40
занимался в художественной студии г. Лиепаи, затем на архитектурном ф-те
Латв. ун-та. С 1933 работал в т-рах Риги как театр. художник. С 1940-в
Художественном т-ре (Рига), с 1947-гл. художник этого т-ра.
Своеобразный талант художника раскрылся в его декорациях к пост.
латышской классики: "Вей, ветерок!", "Индулис и Ария", "Играл я, плясал"
Райниса, "Вайделоте" Аспазии, "Цветущая пустыня" У пита, и др. Эти
работы, монументальные по стилю, лаконичные, несколько суровые по
цветовой гамме, во многом определяют нац. своеобразие спектаклей латв.
т-ра. Среди работ В.- оформление спектаклей:
"Ромео и Джульетта", "Ревизор", "Анна Каренина", "Егор Булычев и
другие", "Любовь Яровая" и др. В. работает и в области монументальной
живописи, книжной иллюстрации. М. Ив.
ВИЛЛАБЕЛЛА (Villabella), Мигель (р. 1903)- французский артист оперы
(тенор). Родился в Испании в семье известного певца, к-рый дал В.
первоначальное муз. образование. Совершенствовался в Париже у Дюмонтье и
Инардона. Впервые выступил на оперной сцене в 1918 в Париже. Пел во мн.
франц. провинц. т-рах, с 1920 - солист "Опера комик", с 1928 -
"Гранд-Опера" (Париж). Исполнял ведущие партии в итал. и франц. операх:
Каварадосси; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст, Герцог, Альфред и
др., а также партии в операх Ибера, Мийо, Брюно и др. франц.
композиторов. Гастролировал во мн. т-рах Франции и Бельгии. В.- один из
популярных представителей французского оперного иск-ва; его
исполнительская манера отличается свободой, изяществом, виртуозностью,
теплотой и проникновенностью. Л. М.
ВИЛЛЕ (Wille), Бруно (1860-1928) - немецкий писатель. Получил
известность как один из организаторов общества "Фрейе фольксбюне"
("Свободная народная сцена", 1890) в Берлине, провозгласившего своим
лозунгом "искусство для народа" и устраивавшего (по сниженным ценам)
спектакли, муз. и лит. вечера силами актеров берлинских т-ров для
членов-пайщиков общества-рабочих, ремесленников и мелкой буржуазии. В
1892, протестуя против влияния на деятельность т-ра
социал-демократической партии, В. вышел из правления и основал "Нейе
фрейе фольксбюне" ("Новая свободная народная сцена"). Впоследствии,
когда "Фрейе фольксбюне" утратило политич. значение, В. настаивал на
объединении этих двух т-ров, призывая их к осуществлению мелкобурж.
культуртрегерской программы. До 1915 был членом правления "Нейе фрейе
фольксбюне" и издателем его печатного органа "Искусство- народу". В. К.
ВЙЛЦИНЬ, Велта (Аусма) Эйновна (р. 3.XII.1928)- латышская советская
артистка балета. Нар. арт. Латв. ССР (1959). Окончила в 1948 балетную
студию Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). С 1949 - солистка этого
т-ра. Дебютировала в роли Тао Хоа. Среди партий В.: Скайдрите
("Стабураг" Калныня), Жизель, Одетта - Одиллия, Эсмеральда, Раймонда,
Джульетта, Золушка; Баронесса ("Сакта свободы" Скулте), Зарема и др. В
1956 выступала на сцене Большого т-ра в партиях Заремы и Джульетты. Была
в составе труппы Большого т-ра во время гастролей в Лондоне и Брюсселе
(1956, 1958). Я. В.
Лит.: S i I i n a E., Velta Vilcina, "Teatris im dzive", Riga" 1956,
I; B r i d a k a L., Velta Vilcina - LPSR Tautas maksli-niece, "Maksia",
Ria, 1959, 2.
"ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ" ("Wilhelm Tell") - l) Драма в 5 актах Ф. Шиллера.
Соч. 1804. Пост. 17 марта того же года в Веймарском т-ре
(Геслер-Грюнер,фон Аттингаузен-Графф, фон Руденц - Вельс, Штауффахер -
Беккер, Вальтер Фюрст - Малькольми. Телль - Гайде, Рессельман - Генаст,
Гертруда - Теллер, Мельхталь - Кордеман, Гед-вига - Беккер, Армгарда -
Лили). 4 июля того же года" в бенефис актрисы Шик, состоялась премьера в
Королевском нац. т-ре, Берлин (режиссер Иффланд, композитор Вебер;
Геслер - Бессель, фон Аттингаузен - Гердт, фон Руденц - Бетман,
Штауффахер - Рейнхардт, Вальтер Фюрст - Казе-лиц, Рессельман - Лабес,
Петерман - Бенда, Мельхталь - Маттауш, Баумгартен - Лемке, Гедвига -
Унцельман, Берта - Флекк, Армгарда - Рейнхардт). Позднее, в том же году,
"В. Т." пост. т-ры Бреславля и Гамбурга. Из последующих пост. "В. Т."
пользовались известностью: Мейнингенский т-р (1876, реж. Кронек; Геслер
- Теллер, фон Аттпнгау-зен - Вейленбек, Штауффахер - Брэм, Телль
-Барнай, Мельхталь - Праш). Во время моек. и петерб. гастролей
мей-нингенцев в 1885: фон Аттингаузен - Рихард, Штауффахер- Вейзер,
Телль - Барнай и Кнорр, Мельхталь - Феликс, фон Руденц - Бартель,
Армгарда - фон Диркер; альтдорф-ские постановки - серия ежегодных пост.
"В. Т." в швейцарском селении Альтдорф (силами любителей, в специально
построенном на добровольные пожертвования т-ре); в 1812 в Интерлакене
(Швейцария) под открытым небом; 1881 т-р Друри-Лейн, Лондон и др.
Первая пост. "В. Т." в России (перевод А. Г. Ротчера) 10 янв. 1830 в
Александрийском т-ре (Петербург); пьеса была разрешена только на одно
представление, в бенефис В. А. Каратыгина (Телль - Каратыгин, Гедвига -
Каратыгина). Новая пост "В. Т." состоялась 4 ноября 1893 в
Александрийском т-ре (перевод Ф. Б. Миллера, в сценич. обработке В. А.
Крылова; худ. Янов, композитор Кротков; Геслер - Нильский, фон
Аттингаузен - Писарев, фон Руденц - Юрьев, Штауффахер - Падарин, Вальтер
Фюрст - Никольский, Телль - Далматов, Мельхталь - Дальский, Рессельман -
Осокин, Петерман - Шаповаленко, Гертруда - Абарпнова, Гедвига -
Красовская, Берта-Мичурина и др.). Из последующих дореволюционных пост.
"В. Т." в России: т-р "Солов-цов" (Киев, 1905; режиссер и исполнитель
роли Телля - Лепковский, худ. Садовников; Мельхталь - Орлов-Чужбпнин,
Штауффахер - Булатов, Вальтер Фюрст-Б. Борисов, Гедвига - Рутковская,
Гертруда - Инсарова, Армгарда - Иль-нарская); Нижегородский т-р
(1905-06); Петербургский "Новый театр" Яворской (1909); Петербургский
общедоступный т-р Лиговского Народного дома (1909) и др. Первая пост.
"В. Т." на сов. сцене - 7 ноября 1918 в Т-ре драмы (б. Александрийском),
Петроград (реж. Долинов; Геслер - Корвин-Круковский, фон Аттингаузен -
Дарский, фон Руденц - Студенцов, Телль - Ге, Штауффахер - Малютин,
Вальтер Фюрст - Новинский, Мельхталь - Вивьен, Рессельман - Чубинский,
Гертруда - Лачинова, Гедвига - Шувалова, Берта - Железнова; 22 янв. 1919
этот спектакль был дан на утреннике "Памяти жертв 9 января"). Пост. в
др. т-рах СССР: Драм. т-р подотдела Моск. отдела Нар. образования (1920,
реж. Бебутов, худ Федотов); Т-р им. Руставели, Тбилиси (1927, перевод
Шаншиашвили, реж. Антадзе, худ. Гамреке-ли, муз. Россини; Геслер -
Васадзе, Телль - Гамбашидзе, Штауффахер - Хорава, Мельхталь -
Давиташвили); Ярославский т-р (1942, реж. Каганов, худ. Стернин; Телль -
Ромоданов, Гедвига - Чудинова, Штауффахер - Г. Свобо-дин); Грузинский
ТЮЗ, Тбилиси (1949), Ростовский-на-Дону (1935), Новосибирский (1955) и
др. ТЮЗы .
Издания- Первое (на нем. яз.) - 1804. Рус. пер. "В. Т." Ф. Миллера,
М., 1843; из совр. пер. "В. Т."-Н. А. Сла-вятинского, в кн.: Шиллер Ф.,
Избранные произведения, т. 2, М., 1959.
Лит.: Schmieden A., Die buhnengerechten Einrichtungen der
Schillerschen Dramen..., erster Teil - Wilhelm Teil, B., 1906; "БИТ".
Сезон 1893-1894 гг., СПБ, 1895, с. 146-155. А. Шн.
2) ("Gruillaume Tell")- опера ДУК. Россини, либр.В.Ж.Этьенна (де Жуй)
и И. Би по драме Ф. Шиллера. Пост. 3 авг. 1829, Париж. В России первая
пост. в 1838, Петербург, под назв. "Карл Смелый" (перевод либр. Зотова).
На сов. сцене первая пост.- 22 янв. 1932, Ленингр. т-р оперы и балета.
Перевод прозы - Левика, стихотворный перевод Кузьмина (дирижер Дворищин,
пост. Радлова, худ. Ходасевич, балетм. Глан). Постановка Большого театра
(спектакль в Куйбышеве) - 8 ноября 1942 (Вильгельм Телль - Прокошев,
Арнольд - Большаков, Матильда - Шпиллер, Джемми - Шумилова" Геслер -
Бугайский, Мельхталь - Лубенцов. Дирижер Ме-лик-Пашаев).
И з д а н и я.- Партитура, Milano, Ricordi, [s. d.j; клавир, рус.
изд., М., П. Юргенсон, [1891]. Н. Г р.
ВИЛЬДГАНС (Wildgans), Антон (1881-1932) - австрийский писатель, поэт,
драматург, театральный деятель. По образованию юрист. В сезоны 1921-22,
1930-31 - директор венского "Бургтеатра". Дра-матич. произв. В. не
лишены элементов социальной критики. В своей первой пьесе "Во веки
веков, аминь" (1913) В. разоблачает недостатки совр. ему суда, но
выраженный в его пьесах протест носит порой мистич. характер; в пьесах
В. сказывается влияние экспрессионизма. Автор драм. трилогии "Бедность"
(1914), "Любовь" (1916), "День гнева" (1918).
Лит.: Wildgans L., Anton Wildgans und das Burgtheater, W.,1955. А. Я.
ВИЛЬДЕ, Николай Евстафьевич (Карл Густавович) (1832-96) - русский
актер и драматург. Окончил Петерб. ун-т. В 1863-88 играл в моек. Малом
т-ре. Роли:Чацкий, Борис Годунов, Несчастливцев, Гамлет. Выступал во мн.
пьесах совр. репертуара, исполняя роли "первых любовников". Игра В.
отличалась продуманностью, но нек-рой сухостью, риторичностью. Наиболее
ему удавались роли резонеров и характерные.
Принимал активное участие в работе руководимого А. Н. Островским
"Артистического кружка". Будучи старшиной труппы этого кружка, В. вложил
в это дело, по свидетельству Островского, много сил и личных средств.
Руководил драм. классом муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Автор
ряда пьес ("Арахнея", "Преступница", "Старички и молодежь" и др.),
шедших на столичной и провинц. сцене, драм. переделок и переводов.
Соч.: Сборник театральных пьес, т. l. M.. 1879. T. P. ВЙЛЬДЕ, Эдуард
Юрьевич [21.11 (5.III). 1865, Ви-рума,-26.XII.1933, Таллин]-эстонский
писатель и драматург. В юности выступал на сцене (у А. Вийра). Лит.
деятельность начал в 1883. Автор ряда романов и повестей, поборник
критич. реализма в лит-ре и т-ре. Участник рус. революции 1905, после
к-рой до 1917 находился в эмиграции в Германии и Дании. Драма В.
"Неуловимое чудо" (1913, т-р "Эстония") утвердила в эстонском т-ре
реалистич. принципы. В этой пьесе, изображающей кризис иск-ва в бурж.
обществе, выведены яркие, типические характеры. Комедия "Домовой"
(1914), отличающаяся яркими образами, мастерским диалогом, остро
высмеивает карьеристов, показывает зависимость бурж. лит-ры от капитала.
Эта комедия сохраняется в репертуаре т-ров Эстонии, Чехословакии,
Финляндии и др. Драма "Связи" (1917, т-р "Эстония") посв. проблемам
морали (столкновение между отцом и сыном в бурж. обществе). Пьесы В.
отличаются острой злободневностью, яркостью характеристик, живостью
диалога, четкостью композиции.
В статьях об иск-ве (речь на открытии сезона в т-ре "Эстония" в 1918
и др.) В. утверждал, что великим является лишь художник, выступающий в
защиту угнетенных против угнетателей, что этич. содержание и эстетич.
форма должны сливаться в художеств. произведении в одно целое.
Лит.: К я о с a a p Ю., Драматургия Э. Вильде (ст.), в кн.: Вильде
Э., Собрание сочинений, т. 5, M." 1958;
Kaosaar J." Eduard Vilde naitekirjanikuna, в кн. : Wilde, Ed.,
Naidendid, [т. XI], Tallinn, 1956; N a g e l m a a A., Ed. Vilde
"Pisuhand" (Paar sammukest eesti kirjanduse ja rahvaluule uurimise teed.
Uurimusi ja materjale I, 1958); Andresen N., Aaremarkusi Eduard Vilde
"Pisuhanna" kohta "Keel ja Kirjan-dus", 1958, 12; N a gel m a a A.. Ed.
Vilde uhiskondlik-politilisest ja teatrialasest tegevusest 1917-1920. a
"Keel ja Korjandus", 1959,2; Friedebert Tugla's, Eduard Vilde, в кн.:
Vilde Ed., Teosed, t. VII, Tallinn, 1959.
Я. Л., Э. Г.
ВЙЛЬДЕНБРУХ (Wildenbruch), Эрнст фон (3. II. 1845-15.1.1909) -
немецкий писатель, драматург. Автор историч. драм и хроник,
прославлявших реакц. прусское юнкерство, династию Гогенцоллернов,
проповедовавших герм. шовинизм. Наиболее известная драма В.- "Квитцовы"
(1888). Написал пьесы: "Спартак" (1873), "Каролинги" (1882), "Отец и
сыновья" (1882), "Кристофер Марло" (1885), "Хохлатый жаворонок" (1890),
"Новый господин" (1891), "Генрих и род Генриха" (1896), "Дочь Эразма"
(1900). В. К.
ВИЛЬДРАК (Vildrac), наст. фам.- M e с с а ж e (Messager), Шарль (p.
22.XI.1882)-французский поэт, прозаик и драматург. Лит. деятельностью
занимается с нач. 1900-х гг. В 1919 написал одну из своих лучших пьес -
"Пароход Тинэсити" (1920, i-p "Вье коломбье", Париж), в к-рой
возвращение солдата с фронта становится поводом для изображения
социального конфликта между пролетариями и буржуа. Эту тему В. развивает
и в пьесе "Мишель Оклер" (1922, "Вье коломбье"). В драмах "Мадам Бельяр"
(1925, "Т-р Елисейских полей"), "Ссора" (1930, т-р "Комеди Франсез"),
"Дух времени" (1938) В. изображает положение интеллигенции в совр. бурж.
обществе. Творчество В. развивает традиции лит-ры критич. реализма,
пьесы его отличаются социальной направленностью, правдивостью,
естественностью развития действия, простотой диалога. В 1929 посетил
СССР. В годы 2-й мировой войны В. участвовал в Движении Сопротивления.
В.-член Франц. национального совета мира.
Соч.: Theatre, v. 1-2, P., 1942-48; в рус. пер.- Пароход "Тинэсити",
М., 1936. Т Бач
ВИЛЬЕ ДЕ ЛИЛЬ-АДАН (Villiers de FIsle-Adam), Филипп Огюст Матиас
(7.XI.1838-19.VIII.1889)- французский писатель, поэт, драматург.
Происходил из старинного разорившегося рода. В 1859 были опубликованы
сборники его стихотворений. В 1862 В. написал первую пьесу - "Элен"
(1895, "Свободный т-р"). В романтич. драме "Моргана" (изд. 1866) впервые
прозвучали бунтарские мотивы, тема мятежа, характерные для мн. драм.
произв. В. Постановка одноактной пьесы "Бунт" (1870, т-р "Водевиль"),
предвосхищавшей тему "Кукольного дома" ("Нора"), вызвала резко
отрицательный прием со стороны реакционной критики и была изъята из
репертуара т-ра. Во время Парижской Коммуны В. остался в Париже и
сотрудничал в газете "Трибюн де пепль". В 1-й пол. 70-х гг. в обстановке
реакции В. писал произведения, проникнутые революц. пафосом; среди них -
философская драма "Аксель" (2 ч., 1872-86), не предназначавшаяся автором
для т-ра, и революционно-романтич. драма "Новый свет" (1875, "Т-р Наций"
- 1883), рисующая события войны за независимость в США.
В. создал романтически-приподнятые образы героев, язык его пьес
эмоционален, но они лишены динамики. Бунтарский характер драм В.,
гуманистич. тенденции снижаются элементами упадничества, попыткой
драматурга противопоставить социальному злу и жестокой буржуазной
действительности мир одиноких мечтателей.
Соч.: L'evasion, P., 1891; Morgane, P., 1894; Elen, P., 1896.
Лит.: P a l g e n R., Villiers de risle-Adam - auteur dramatique, P.,
1925; История французской литературы, т. 3, M." 1959. Ал, Б.
ВИЛЬЕГАС (Villegas), псевд.- Ла Перричоли (La Perricholi), Микаэла
(28. IX. 1748-16.V. 1819) - перуанская актриса и певица (сопрано).
Выступала в г. Лиме и др. городах Юж. Америки (играла на исп. яз.).
Исполнительница гл. ролей в пьесах Кальдерона и Лопе де Вега, где
проявила и свое вокальное дарование. Обладала ярким комедийным
мастерством, пользовалась широкой популярностью.
Лит.: Antonio Cariand. Miquita, La Perricholi" Ed. ENAE, Lima. 1955.
Ал, Р.
ВИЛЬМЕР, Эрна Иохановна (р. l.III. 1889) - эстонская актриса. В
1907-10 училась в Петербурге у Е. П. Карпова и в Москве на театр. курсах
А. И. Адашева. В 1910 вступила в труппу т-ра "Эстония" (Таллин), была
первой эстонской актрисой, получившей проф. образование. В. внесла
большой вклад в развитие реалистич. сценич. иск-ва Эстонии. Роли:
Клер-хен ("Эгмонт" Гете, 1912), Ева Марланд ("Неуловимое чудо" Вильде,
1914), Офелия, Дездемона (1913, 1924); Ка-валлини ("Роман" Шелдона,
1920), Юдифь (о. п. Таамсаре, 1924), Сольвейг ("Пер Гюнт" Ибсена, 1927)
и др. Творчество В. характеризуется глубокой эмоциональностью и
лиризмом. Выступала и как режиссер. Последняя работа В.-роль
Фании("Цезарь" Паньоля). В 1937 оставила сцену. Я. Каск.
ВИЛЬНЮС - столица Литовской ССР (235 тыс. жит. на 1959).В нач.18 в, в
Литве возник школьный т-р, представления к-рого давались в иезуитскол
академии на латинском или польском языках; в прологах и интермедиях,
имевших сатирич. направленность, выступали бытовые персонажи, говорившие
на литов. яз. Позже в В. выступали итал., франц., польские труппы.
С 1790 в В, работал постоянный проф. польский т-р. В 90-х гг. 19 в.
начали ставиться любительские спектакли на литов. яз. Особенно широкое
распространение любительские т-ры получили в начале 20 в. В любительских
кружках В. начал сценич. деятельность В. И. Качалов. Вильнюсский рус.
т-р (антреприза Незлобива) считался одним из лучших в дорево-люц.
России. На вильнюсской сцене в разное время выступали Г. Н. ФедотоваМ.
Г. Савина, А. Я. Глама-Мещерская, П. Н. Орленев, Н. П Россов, А. А.
Яблочкина, бр. Адельгейм и др. выдающиеся мастера рус. сцены. В Вильнюсе
часто гастролировала В. Ф. Коми"саржевская, познакомившая вильнюсского
зрителя с пьесами Чехова. В сезон 1902-03 здесь были пост. "Мещане"
Горького; спектакль вызвал восторженный прием передовой части зрителей.
После провозглашения Сов. власти в Литве Сов. правительство учредило
в нач. 1919 первый проф. литовский т-р. После захвата БЛЕСТИ буржуазией
(1919) т-р превратился в средство пропаганды бурж. национализма; в
репертуар включались пустые, бессодержательные, порой реакционные пьесы.
В 1940 с восстановлением Сов. власти в Литве началось интенсивное
развитие театр. иск-ва. В 1940 был открыт Гос. Академич. т-р драмы Лит.
ССР (худ. рук. Р. Юкиявичус).
Нападение гитлеровской Германии на Сов. Союз и оккупация Литвы
(1941-45) задержали дальнейшее развитие театр. жизни города. Театр.
здания были разрушены, но передовые деятели литов. т-ра продолжали
работу в условиях эвакуации, принимали активное участие в работе
художеств. ансамблей, выступали на фронте, в воинских частях.
После освобождения Литвы войсками Сов. Армии театр. жизнь В. была
восстановлена. Начал свою деятельность Т-р драмы Лит. ССР (см. Литовский
театр драмы), на сцене к-рого в конце 40-х гг. были пост. первые литов.
сов. пьесы:
"Поют петухи" Балтушиса, "У предела" Грицюса," Правда кузнеца
Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса (пост. реж. Даугуветиса) и др., и Т-р
оперы и балета Литов. ССР (см. Литовский театр оперы и балета). В 1946
открыт Русский драм. т-р.
В В. имеются филармония, консерватория (организована в 1952), где
существует актерский ф-т, готовящий кадры для т-ров республики.
ВИЛЬНЮССКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР
(Государственный русский драматический театр Литовской ССР) - создан
в 1946 в Вильнюсе. До 1960 назывался Вильнюсский русский драм. т-р, с
1960 - Рус. драм. т-р Литовской ССР. Коллектив т-ра был сформирован из
актеров моек., ленингр. т-ров и выпускников театр. уч-щ. В репертуар
первых лет вошли спектакли:
"Старые друзья" Малюгина, "За тех, кто в море" Лавренева, "Русский
вопрос"; "Без вины виноватые", "Не все коту масленица" Островского,
"Хозяйка гостиницы"; "Мещане" и др. Большое значение в жизни т-ра
получили спектакли: "Любовь Яровая", "Разлом";
"Порт-Артур" Попова и Степанова, "Ревизор"; "Вей, ветерок" Райниса,
"Крылья" Корнейчука, "В добрый час" Розова, "Настоящий человек" по
Полевому, "Таня" Арбузова. В т-ре были пост. пьесы совр. литов.
драматургов: "Поют петухи" Балтушиса (реж. К. Кимонтайте) и "Разбитая
ваза" Грицюса (реж. Р. Юкнявичус), "Умом и сердцем" Кановича и Ха-неева
(о начале революц. движения в Литве, молодом Дзержинском), "Эляна"
Корсакене и Славина.
Наиболее значит, спектакли 50-х гг.: "Варвары", "Отелло", "Вишневый
сад", "Чайка"; "Василиса Мелентьева" Островского, "Дворянское гнездо"
по Тургеневу, "Крепость над Бугом" Смирнова, "Золотая карета" Леонова.
Гос. премией Лит. ССР за 1960 отмечен спектакль "Битва в пути"
Николаевой и Рад-занского. В коллективе т-ра (I960): нар. арт. Лит. ССР
Л. В. Иванов, М. П. Миронайте, О.М.Хо-лина, засл. арт. Лит. ССР В. М.
Белицкий, Е. И. Вишневская, И. Б. Дубравин, Б. А. Красильников, О. П.
Кузьмина, Н. И. Трусов, Б. П. Смельцов, Ш. Н. Яковлева, засл. арт. РСФСР
Л. П. Перфильева, С. Г. Хлытчиев, засл. арт. Каз. ССР И. А. Аркадьева.
Гл. режиссер т-ра- нар. арт. БССР и Лит. ССР В. Я. Головчинер. Я. С.
Обратно в раздел культурология
|
|