Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ВАРЛАМОВ, Константин Александрович [11(23). V.1848,
Петербург,-2(15).VIII.1915, - русский актер. Сын композитора А.
Е. Варламова. Воспитывался и рос в тяжелых материальных условиях,
образование получил незначительное. В юности принимал участие в
любительских спектаклях. В 1867 поступил в т-р А. М. Чи-тау-Огаревой в
Кронштадте. Большую помощь молодому, неопытному актеру оказали
Читау-Огаро-ва, обладавшая культурой, вкусом, имевшая режиссерское
дарование, и А. А. Шуберт, ученица М.С.Щепкина, талантливый педагог. В
течение 8 лет В. работал на сценах провинциальных т-ров (Вильно,
Гельсингфорс, Саратов, Казань, Нижний Новгород и др.). Огромное сценич.
обаяние, необычайная простота и искренность исполнения сделали В. вскоре
известным комедийным актером. В 1874 в т-ре Ф. К. Смолькова в Нижнем
Новгороде, одном из лучших провинциальных т-ров того времени, В. занял
положение премьера. Обладая хорошим голосом, он выступал не только в
драмах, комедиях, водевилях, но и в опереттах.
В 1875 В. вступил в труппу петерб. Александрийского т-ра; играл здесь
до конца жизни. Выступал в спектаклях разных жанров (вплоть до
дивертисментов). Большим успехом пользовался в роли царя Менелая в
оперетте "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1877). Всеобщее признание получил
как актер водевиля. Неиссякаемым оптимизмом, жизнерадостностью было
проникнуто исполнение В. ролей маленьких чиновников, ремесленников и др.
Своим искусством В. вселял веру в человека, в его нравственные силы, в
конечную победу над злом. Игре В. было присуще соединение яркой и смелой
буффонады с психологически глубокой разработкой характеров, тонким
лиризмом. Продолжая и развивая традиции Я. Д. Шумского, А. Г. Ожогина,
В. И. Живокини и др., В. охотно прибегал к импровизации, злободневным
шуткам. Играя в водевилях и комедиях, он, с одной стороны, с полной
серьезностью и верой относился к происходящему на сцене, а с другой
стороны, как бы находясь в заговоре с публикой, иронически относился к
водевильным происшествиям. Эту ироничность В. раскрывал в
непосредственных беседах со зрительным залом в различных шутках
("отсебятинах"), в исполняемых им куплетах. Замечательное комедийное
дарование артиста (В. называли "царем русского смеха") нещадно
эксплуатировалось дирекцией императорских т-ров, стремившейся к тому,
чтобы т-р не поднимал общественно важных вопросов, показывал чисто
развлекательные спектакли.
Однако сам В. тяготел к ролям классич. репертуара. Большим успехом
пользовался он в рус. сатирич. комедиях. Острой гротесковостью и вместе
с тем бытовой правдивостью, психологич. глубиной отличались образы,
созданные им в пьесах Гоголя,- Ляпкин-Тяпкин, Осип (1875), Земляника
(1881), Городничий 1887) в "Ревизоре"; Чичиков (1877), Собакевич (1893),
генерал Бетрищев (1892) в "Мертвых душах";
Городничий в инсценировке повести "Как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем";
Кочкарев (1884) и особенно Яичница (1886) в "Женитьбе". Яичница в
исполнении В. был насупленным, тяжелым, неповоротливым человеком с
густыми черными бровями и такой же шевелюрой; рука его напоминала
медвежью лапу. Актер сгущал до гиперболы черты характера этого
персонажа, определяя сущность чиновника режима Николая I.
К числу лучших работ В. принадлежит роль Вар-равина ("Дело"
Сухово-Кобылина, 1882). Отказавшись от комедийного тона, В. показывал
Варравина закоренелым взяточником и изворовавшимся сутягой. Варравин-В.
был большим, широким, толстым человеком, в черепаховых очках, с коротко
остри' женными и причесанными ежиком волосами. В каждом его слове
чувствовались начальническая назидательность и убежденность в своем
праве творить беззаконие под сенью законов.. Он казался каменным
изваянием, лишенным человеческих чувств, жалости, стыда, совести,
воплощением стяжательства. Играя Муромского (1902, "Свадьба Кречинского"
Сухово-Ко-былина), артист сумел раскрыть патриархальную простоту,
наивность и вместе с тем социальную никчемность оскудевшего дворянства.
29 ролей исполнил В. в пьесах Островского. Играя Русакова ("Не в свои
сани не садись", 1904), Ахова ("Не все коту масленица"), Куросл епова
("Горячее сердце", 1904), Грознова ("Правда-хорошо, а счастье лучше",
1876), он глубоко раскрывал сущность самодурства, его тупую и жестскую
силу, равнодушие к людям. В то же время В. подчеркивал в персонажах
Островского человеческие черты. Так, Большова ("Свои люди - сочтемся")
он играл как человека, павшего жертвой собственного обмана ("купеческого
короля Лира", по определению критика А. Р. Ку-геля). В Болыпове-В.
соединялись мошенник, деспот и любящий отец, глубоко несчастный человек,
жестоко отомщенный за ложь, лицемерие и жестокость. В пьесах Островского
В. играл также Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты",
1901), царя Берендея ("Снегурочка"), Юсова ("Доходное место", 1892),
Чугунова ("Волки и овцы", 1875).
С большим успехом сыграл В. роль Столбцева ("Новое дело"
Немировича-Данченко, 1891). Исполняя роль Сганареля ("Дон-Жуан" Мольера,
пост. В. Э. Мейерхольда, 1910), В. придал этому образу театр.
условность, присущую всему спектаклю.
В 80-х гг. В. тяжело заболел (слоновая болезнь). Не имея возможности
свободно передвигаться по сцене, он играл преимущественно сидя. Однако
изумительный голос, необычайное интонационное богатство, мимич.
выразительность, точный и характерный жест позволяли ему создавать
сценич. характеры, отличающиеся большим разнообразием. До конца жизни В.
продолжал оставаться любимцем публики, замечательным актером русской
сцены.
Лит.: С т а р к Э., Царь русского смеха, П., 1916; К р ы-ж и ц к и и
Г., Константин Александрович Варламов,М.-Л., 1946. Ю. Д.
ВАРЛАМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).V.1902]- русский советский
режиссер оперы и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1945). Систематич. проф.
образования не получил. В 1918-26 работал артистом мимич. ансамбля и
помощником режиссера Казанского оперного т-ра; в 1926-37 - режиссером
периферийных оперных т-ров. В 1937-48 В.- худ. рук. русского оперного
т-ра в Ташкенте. С 1948 В. - руководитель оперного класса Саратовской
консерватории. Постановки: "Хованщина" (1928, Казань), "Князь Игорь",
"Снегурочка", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Аида";
"Сказки Гофмана" Оффенба-ха, "Буран" Ашрафи и Василенко, "Тихий Дон"
Дзержинского, "Суворов" Василенко (Т-р оперы и балета им. Ахундова,
Ташкент) и др. А. Ш.
ВАРМА, Вриндаванлал (р. 9.1.1889)-индийский писатель и драматург
(пишет на языке хинди). В своем творчестве В. неоднократно обращался к
теме нац. восстания 1857 и героич. образу Лакшми-бай - правительницы
княжества Джханси; в 1948 В. написал историч. драму "Правительница
Джханси". В историч. драмах "Военачальник Удал" (1910), "Язык цветов"
(1947), "Лезвие Кашмира" (1948), "Бирбал" (1950) и др. В. часто отходит
от историч. правды ради занимательности сюжета. В. написал также пьесы
"Мало-помалу" (1938), "Честь Ракхи" (1947) и др. на тему о несчастной
любви. Св. П.
ВАРМА, Рамкумар (р. 15.IX. 1905)- индийский драматург. Пишет на языке
хинди. Лит. деятельность начал в 30-е гг. В. - автор многочисленных
одноактных пьес, посвященных различным обществ. проблемам: "Смерть
облака" (1931), "Глаза Притх-вираджа" (1935), "Шиваджи" (1945), "Рани
Джханси"
(1945), "Шелковый галстук" (1949) и др. Действующие лица историч.
драм В. - нац. герои, боровшиеся за независимость Инии (Притхвирадж,
Лакш-ми-Бай). В пьесах на совр.' темы изображает жизнь городской
интеллигенции. Св. П.
ВАРНАЙ (Varnay), Астрид Мария (р. 25.IV. 1918)- американская артистка
оперы (драматич. сопрано). По происхождению шведка. Пению обучалась у
своей матери - певицы М. Варнай, совершенствовалась под рук. дирижера Г.
Вейгерта. Впервые выступила на оперной сцене в Нью-Йорке в 1941; с этого
же года - солистка т-ра "Метрополитен-опера". С 1947 В. гастролирует в
Европе и Америке; с 1951 периодически выступает на Байрейтских
фестивалях. Партии: Зиглинда, Эльза, Елизавета ("Валькирия", "Лоэнгрин",
"Тангейзер" Вагнера), Тоска (о. п. Пуч-чини), Леонора ("Фиделио"
Бетховена), Амелия, Аида, леди Макбет ("Симон Бокканегра", "Аида",
"МакЗет" Верди), Электра (о. п. Штрауса) и др. Темперамент и
естественность исполнения, своеобразный тембр сильного, сочного голоса
определили популярность и широкую известность В. Вс. Т.
ВАРН‚ (Varney), Луи (1844-20. VIII. 1908) - французский композитор.
Музыке обучался у своего отца П. Варне. Автор мн. оперетт,
пользовавшихся особенной популярностью в Париже, в т. ч. "Мушкетеры в
монастыре" (1880), "Папа Франсины" (1896), "Фанфан-Тюльпан" (1882),
"Мадемуазель из Сент-Сира" (1898), "Трещетка" (1903) и др. Оперетта В.
"Фокусники" (1894) ставилась на сценах мн. стран мира. В. принадлежит
также балет-пантомима "Принцесса-идеал" (1895, Париж) и ряд др. соч. И.
Ш.
ВАРН‚ (Varney), Пьер Жозеф Альфонс (1. XII. 1811-7. II.
1879)французский композитор, скрипач и дирижер. Отец Л. Варне. Игре на
скрипке обучался в Парижской консерватории; композиции-у Рейха.
Пользовался широкой известностью как театр. дирижер. Руководил
оркестрами в т-рах Парижа ("Театр лирик", "Театр историк"), Бордо
("Буфф-Па-ризьен"), Гента, Руана и др. городов. Автор одноактных опер и
оперетт, в т. ч. оперетты "Песня жирондистов". В. принадлежит песня
"Смерть за родину" (1846) на слова Руже де Лиля, ставшая народной и
пользовавшаяся огромной популярностью во время франц. революции 1848
года. Я. Ш.
ВАРНЕКЕ, Борис Васильевич (1878-1944) - русский историк театра.
Окончил Петерб. историко-фило-логич. ин-т. Был профессором Казанского и
Одесского ун-тов. Занимался историей античного и русского т-ров,
народной драмы, вопросами театр. историографии, драматургии и др.
Соч.: История античного театра, М.- Л., 140; Очерки из историй
древнеримского театра (дисс.), СП Б, 1903; Наблюдения над древнеримской
комедией. К истории типов, Казань, 1905: История русского театра, М.,
1914. (Важнейшие труды В. перечислены в брошюре "Библиографический
список науч-ных трудов профессора Б. В. Варнеке. 1889 - 1924", Одес-са,
1925). . Е. X.
"ВАРНЕНСКА НАРОДНА ОПЕРА" - оперный театр Болгарской Народной
Республики. Первый оперный т-р, основанный после освобождения страны.
Открыт 19 сент. 1947 в т. Варне. Деятельную помощь в организации и
работе т-ра оказали артисты Софийской народной оперы, вошедшие в
основной состав труппы. Первым художественным руководителем т-ра был П.
Райчев, затем - С. Сыбчев; дирижер т-ра- Р. Райчев, директор - певец И.
X. Попов. Т-р осуществил ряд значит, пост. опер и балетов, в т.ч. опер
"Русалка", "Богема", "Евгений Онегин", "Фауст", балета "Красный цветок",
оперетты "Цыганский барон" Штрауса. Важными этапами развития т-ра
явились пост. оперы "Гер-гана" Атанасова (1957) и оперетты "Когда-то
давно" Хаджиева (1958). В составе "В. н. о." (I960): реж.
Н. Николов, певцы С. Рамаданов, Т. Костов, Н. Нико-лов певицы Л.
Анастасова, Р. Гаева, Л. Василева и др. ВАРПЕХ, Михаил Станиславович (р.
11.1.1909)- русский советский театральный художник. Окончил Киевский
художеств. ин-т (1930). Театр. деятельность начал в 1927. Работал в
т-рах Москвы, Киева и др. городов. С 1943 - гл. художник Центр, т-ра
транспорта (ныне Т-р им. Гоголя) в Москве, где им оформлены спектакли:
"Заговор обреченных" Вир-ты (1949), "Буря" Лациса (1950), "Бронепоезд
14-69" (1951) и др. Создал декорации к спектаклям: "Ску-таревский"
Леонова и "Свадьба Кречинского" Сухо-во-Кобылина (1934, 1940, Малый
театр), "Офицер флота" Крона (1945, Киевский театр им. Леси Украинки),
"Орлиные перья" Фаркаша (1952, Моск. т-р оперетты) и др. Декорации В.
отличаются оригинальностью композиции, подчеркнуто графической манерой.
ВАРТАНЯН, Анушеван Айрапетович (21. III. 1879 -4.VII. 1954) -
армянский драматург. Член КПСС с 1907. Один из основоположников арм.
пролетарской литературы. Был рабочим кожевенного завода в Тифлисе. В
1906 написал первую пьесу "Забастовка" (1912) о борьбе рабочих против
капиталистов. В сов. время создал пьесы: "Обручение", "Красные
партизаны", "Бандиты", "Накануне", "На берегу Аракса" о гражданской
войне, строительстве колхозов, борьбе с диверсантами. Пьесы В. шли в
20-30-х гг. в районных т-рах Армении. Б. Д. ВАРТАНЯН, Вавик Тигранович
(наст. имя-Анушеван) [р.28.XII.1900 (10.1.1901)]-армянский советский
режиссер, актер, театр. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Член КПСС с
1945. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 2-4-го созывов. Сценическую
деятельность начал в 1919 как актер. Был организатором и руководителем
арм. драм. трупп в Астрахани (1919), Ставрополе. В 1925 закончил
армянскую драм. студию в Москве и начал работать в тбилисском арм. т-ре
актером и режиссером. С 1928 - актер, а с 1936 и режиссер 1-го гос. т-ра
Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сун-дукяна). Роли: Сейран ("На-мус"
Ширванзаде), Павлин, Актер ("Егор Булычев и другие", "На дне"), Борис,
Тихон ("Гроза"), граф Альмавива ("Женитьба Фигаро") и др. Пост.
спектакли:
"Далекое" Афиногенова (1936), "Беспокойная старость" Рахманова
(1938), "Человек с ружьем" (1938), "Ленин в 1918 году" Каплера и
Златогоровой (1940), "Русские люди" (1942), "Русский вопрос" (1947) и
др. С 1927 ведет педагогич. деятельность в студии при Т-ре им. Сунду
кяна, с 1944-в Ереванском театр. ин-те (с 1946-профессор). В 1954-58
работал гл. режиссером Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван),
пост. оперы "Ромео и Джульетта" (1955), "Аршак Второй" Чухад-жяна
(1956), "Сое и Вардитер" Тиграняна, "Арцва-берд" ("Орлиное гнездо")
Бабаева (1957). Написал ряд работ по истории арм. и зарубежного т-ра.
С О Ч.: wfitJ-iubjUfb I* 5", pni.jg pbiftulfwb шрЬиUl/l tftUU/lb,
bflliU/b, 1939 U,plttfuijwb blpnUfUfjfl fftUinpnb/l UfUlinlfni.PjnLb
UfpU/lf 1 U,bui/llf pufWpflbf Ь fl liwil f 1946.
9-ff/ipnjlitJ.nip L wj рштрпЪр, ЬрНшЪ, 1955 Птч.ишшЪ
ШПШШПр рш1лЬрш1/шЬ IfnLWflLptUj/l tf.b? [I Wj ffu/Ulflflbfl
quffttf-wgifufb tflif, bfiLwbf 1958 Sb/untp It uif pwutfinbpf
ЬрЬшЬ, 1960.
Соч.: Чов и армянский театр. Ереван, 1960. Б. А. ВАРТАНЯН, Рузана
Тиграновна [15(27).V.1896- 9. XII. 1957)-советская армянская актриса.
Нар. арт. Арм. ССР (1945). Работала учительницей средней школы. В 1927
начала театр. деятельность; участвовала в организации рус. и арм.
любительских спектаклей в городах Сев.Кавказа. В 1927 вступила в труппу
1-го гос. т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). Актриса
высокой сценич. культуры, В. обладала сдержанной, мягкой манерой
исполнения, созданные ею образы отличались четкостью сценич. рисунка.
Роли: Полина ("Доходное место", 1929), Розина ("Женитьба Фигаро", 1933),
Шурка ("Егор Булычев и другие", 1933), Лида ("Платон Кречет", 1935),
Сусан, Маргарит ("Намус", 1936, "Из-яа чести", 1939, Ширванзаде),
Эрикназ ("Из-за хлеба" по Прошяну, 1937), Арег ("На заре" Гулакяна,
1937), донна Анна ("Каменный гость" Пушкина, 1937), Луиза ("Коварство и
любовь", 1938), Дездемона (1940), Офелия (1942), Лариса
("Бесприданница", 1946), Ганна Лихта ("Заговор обреченных" Вирты, 1949),
Раневская ("Вишневый сад", 1951), Арусяк ("Под одной крышей" Боряна,
1957). С 1944 вела педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те. 5. Л.
ВАРШАВА (Warszawa) - столица Польской Народной Республики (1088 тыс.
жит. на 1958). В.-центр театр. жизни Польши. В 17-18 вв. в В.
существовал придворный т-р, в к-ром выступали преим. иностранные
гастролеры.Первое театр. помещение в В. было оборудовано в 1637 (при
Владиславе IV) в королевском замке. В 1725 открыт "Опернхауз". В этот
придворный оперно-балетный т-р впервые стали допускать и население
столицы. При короле Станиславе Августе Понятовском (2-я пол. 18 в.) в
королевской резиденции в Лазенках были выстроены выдающиеся памятники
архитектуры - т-р "В пома-ранчарне" ("В апельсинной оранжерее") и
открытый т-р "На выспе" ("На острове") (обе постройки сохранились до
наст. времени). Наряду с придворным театром в 17-18 вв. в В.
существовали т-ры "школьные", принадлежавшие монашеским орденам
иезуитов, пиаристов, театинцев. В 1765 в В. был открыт первый публичный
проф. польский т-р (с 1807 за этим т-ром закрепилось название "Т-р
Народовы", см. Польский "Театр Народовы"), в конце 18 - нач. 19 вв.
занявший ведущее положение среди т-ров страны. Во главе его в течение
многих лет (1783-84, 1790-94, 1799-1814) стоял В. Богуславский. "Т-р
Народовы" перешел в новое здание (арх. А. Корацци)" именовавшееся "Театр
Вельки" ("Большой т-р"). В большом зале этого т-ра ставились оперы, в
малом - драмы. В 1836 драм. труппа "Т-ра Народовы" влилась в т-р
"Роемаитости" ("Разнообразия"), открытый в В. в 1829. На сцене т-ра
"Роз-маитости" выступали крупнейшие польские актеры: Б. Кудлич Я.
Круликовский, А.Жулкоеский, Е. Моджеевская, Л. Гальперт Ю. Рыхтер, Б.
Лещинский, М. Френкель, К. Намипький. В 1924 т-р "Розмаитости" перешел в
здание "Т-ра Вельки"-(восстановленное после пожара 1919) и вновь получил
имя "Т-ра Народовы". Деятельность "Т-ра Народовы" была прервана 2-й
мировой войной и возобновилась только в 1949.
В 60-х гг. 19 в. возникают летние т-ры в садах В. - т. н. "т-ры
огрудкове" ("Альгамбра", "Тиволи", "Водевиль", т-р в Саксонском саду и
др.). На сценах этих т-ров, носивших чисто коммерческий характер, иногда
выступали крупные польские актеры (Л. Сольский и др.),ставились впервые
нек-рые значительные пьесы (Г. Запольской и др.). В 1913 в новом
специально выстроенном здании открылся "Театр Польски" (рук. А. Шифман,
реж. Л. Шиллер, реж. и актеры А. Зельверович, А. Венгерко, актеры М.
Пшибылко-Потоцкая. С. Высоцкая, Ю. Венгжин, М. Цвиклиньская и др.). "Т-р
Польски" противопоставил театр. рутине передовой классич. и совр.
репертуар. В 1907-39 в здании филармонии существовал т-р "Малы" (с 1918
он был второй сценой "Т-ра Польски").
В условиях бурж.-реакционного режима передовые театр. деятели В.
предпринимали попытки противостоять реакционным тенденциям,
насаждавшимся властями. В В. протекала деятельность основанного Ю.
Остэрвой т-ра "Редута" (1919- 1925 и 1929-30), в творч. программе
к-рого использовались нек-рые принципы МХТ.
В 1924-26 в В. работал ориентировавшийся на массового зрителя т-р им.
Богуславского ( рук. - Л. Шиллер, В. Хожи-ца и А. Зельверович). Этот
прогрессивный т-р был закрыт городскими властями. Передовым т-ром стал
т-р "Атенеум"" руководимый с 1930 С. Ярачем.
Во время гитлеровской оккупации т-ры В. прекратили свою деятельность
(отд. спектакли с участием крупнейших польских артистов ставились
конспиративно). В 1946 "Т-р Польски" возобновил свою деятельность в
восстановленном здании.
К 1960 в В. насчитывалось свыше 20 т-ров. Ведущим т-ром В. является
"Т-р Польски" (директор С. В. Балицкий, почетный директор А. Шифман,
режиссеры: М. Верчинская, Р. Завистовский). "Т-р Польски" ставит высокую
романтич. драму как польскую, так и иностранную (в репертуаре - пьесы А.
Мицкевича, Ю. Словацкого, С. Выспянского, Ф. Шиллера, М. Ю. Лермонтова и
др.), современную драматургию. Филиал "Т-ра Польски", т. н.
"Камеральны", ставит гл. обр. совр. польские и иностр. пьесы. "Т-р
Народовы", располагающий значительными артистич. силами, также уделяет
большое внимание пост. польской классики (В. Богуславский, А. Фредро, Ю.
Словацкий, Ю. Коженевский, С. Выспянский). Реж. т-ра - Ю. Вышомирский,
В. Красно вецкий, Я. Страхоцкий. Т-р "Вспулчесны" ("Современный") ставит
гл. обр. современные пьесы (Л.Круч-ковского, Б. Брехта, Дж. Осборна).
Руководитель т-ра - реж. Э. Аксер. В высотном здании Дворца науки и
культуры работают т-ры:
"Драматычны", "Клясычны" и кукольный "Лялька" ("Кукла").
"Драматычны т-р" вырос из т-ра Дома Войска Польского (худ. рук. М.
Меллер, Я. Ко-синьский, Л. Рене и Я. Свидерский). Один из передовых,
ищущих коллективов, т-р уделяет основное внимание совр. драматургии, в
том числе советской ("Оптимистическая трагедия"). Спектакли театра
отмечены высокой культурой декорационного оформления (художник Я.
Косиньский, А. Садовский). Т-р "Клясычны" (руководитель - один из
старейших реж. Польши Э. Хаберский ставит по преимуществу классические
произведения. Этот т-р ведет большую работу по созданию спектаклей,
предназнач. для детской аудитории, систематически сотрудничает с
писателями, создающими пьесы для юного зрителя.Кроме у казанных т-ров, в
В. действуют: т-р "Атенеум" им. С. Ярача, "Комедия" (ставит гл. обр.
легкие комедии и фарсы), "Сирена" (в репертуаре - эстрадные программы,
сатирич. комедии, а также муз. комедии, приближающиеся к обозрению), т-р
"Розмаитостй" (не имеющий прямой связи со старым т-ром того же назв., но
также отличающийся разнообразием репертуара), "Еврейский" (рук. И.
Каминьская, дочь известной артистки Э. Р. Каминьской). В рабочих районах
В. находятся т-ры "Повшехны" ("Общедоступный", реж. И. Бабель) и
"Людовы" ("Народный"). В их репертуаре - классич. произв. (инсц. "Войны
и мира" Л. Н. Толстого в т-ре "Повшехны"), а также произв. совр.
польских, советских и др. драматургов. В В. работают также кукольные
т-ры "Гуливер", "Бай" и два студенческих сатирич. т-ра.
В В. имеются музыкальные т-ры. Мировой известностью пользуется
Государственный оперный театр. ведущий свое начало от оперной труппы
т-ра "Народовы". С 1833 оперные и балетные ансамбли выступали в здании
"Т-ра Вельки". В наст. время это здание восстанавливается и
перестраивается после пожара 1939, Работает в В. также Т-р оперетты.
Лит.: Ростоцкий Б., Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959,
;ј 2; А р о н о в А., На польских спектаклях. Заметки режиссера,
"Театр", 1957, ј 2; С z e m-p i n s k i J., Teatry polskie w Warszawie,
Warsz , 1929;
Mrozinska S., Teatr wsrod ruin Warszawy, Warsz., 1958; Teatr
Dramatyczny m. st. Warszawy, dawniej Teatr Domu Wojska Polskiego.
1955-1958, Warsz., 1959. В. РОС.
ВАРШАНЬИ (Varsanyi), Ирен (16. VIII. 1878, Дьер,- 17.X.1932,
Будапешт) - венгерская актриса. В 1894- 1896 училась в Академии театр.
иск-ва (Будапешт). В 1893-1930 работала в т-ре "Вигсинхаз" (Будапешт).
Вначале играла роли инженю и травести в комедиях, водевилях и драмах
франц., нем., венг. авторов. Подлинным событием в истории венг. т-ра
было исполнение В. ролей в пьесах Ш. Броди (Эржебет - "Кормилица", 1902,
Флора- "Учительница", 1908), в которых она раскрыла трагедию венг.
женщины-труженицы. В. была выдающейся венг. актрисой реалистич.
направления. Ее искусство характеризовалось глубиной психологич. и
социальных характеристик, мастерством перевоплощения. В. были присущи
скупость выразительных средств, четкость внешнего рисунка, тщательная
разработка жеста, интонаций, внимание к сценич. детали. Впервые
исполнила гл. роли в пьесах совр. ей венг. авторов, способствуя
утверждению этих пьес в репертуаре т-ров:
Юлика и Йолан ("Лилиом", "Чорт"Мольнара), Сесиль ("Голубой песец"
Херцега), Жужа Редей ("Господский пир" Морица), Илона Кернер ("Тайфун"
Лендьеля). Среди др. ролей: Анна ("Ткачи" Гауптмана), Элиза, Кандида и
леди Сесили ("Пигмалион", "Кандида" и
"Обращение капитана Брассбаунда" Шоу), миссис Джонс ("Серебряная
коробка" Голсуорси), Ирена, Элла ("Когда мы, мертвые, пробуждаемся",
"Джон Габриель Боркман" Ибсена). В.-первая исполнительница на венг.
сцене ролей в пьесах А. П. Чехова - Соня ("Дядя Ваня", 1920), Ольга
("Три сестры", 1922), Анна Петровна ("Иванов", 1923), Раневская
("Вишневый сад", 1924).
Лит.: Bardi Odo n, A regi vigszinbaz. Bp., 1957;
M a t г a i-B e t e g h B., Varsanyi Iren, в сб.: Nagy magyar
szi-neszek. Bp., 1957; Job D , Harom nover elsomagyarnyetvu eloadasa,
"Szinhaz es Filmmuveszet", Bp.. 1954, ј 6. A. H.
ВАРЬЕТЕ (франд. variete, от лат. varietas - разнообразие, смесь) -
вид театров, в представлениях к-рых сочетаются различные жанры
театрального, музыкального, эстрадного и циркового искусства. Название
произошло от т-ра "Варьете", основанного в Париже в 1720. Термин "В."
употребляется на Западе и в более широком смысле, соответствующем
понятию "эстрада", и охватывает представления кабаре и т-ров бурлеск.
Спектакли т-ров В. носят преим. легкий, развлекательный характер. Они
рассчитаны на бурж. обывательского зрителя. Для них характерны
комедийные элементы, ирония, пародия, эротика. В программы В. входят
одноактные пьесы, отдельные сценки, выступления певцов, чтецов,
танцоров, музыкантов, акробатов, жонглеров, фокусников. На сценах В.
возник и утвердился жанр обозрений (ревю), в к-рых отдельные номера
объединены условным сюжетом. Как тип зрелищного предприятия В. получило
распространение в крупнейших (в основном столичных) городах
капиталистич. стран в конце 19 - нач. 20 вв. Во Франции
предшественниками В. были парижские кафешантаны'и кабаре, где артистич.
богема устраивала импровизированные дивертисменты, камерные, интимные
представления, включающие песенки-шансонетки и выступления артистов
цирка. С 80-х гг. появляются кабаре-В. ("Ша нуар", "Фоли бержер"),
представления которых отличались пышностью постановки, слащавой
сентиментальностью, фривольными, непристойными шутками. Этот же характер
носили представления нью-йоркских театров бурлеск, ставивших обозрения и
эксцентрические водевили. Расцвет театров В. относится к 20-30-м гг. В
парижских В. ("Мулен руж", "Аполло") выступали одаренные артисты М.
Шевалье, Ж. Беккер, развивавшие эстрадную манеру непринужденного,
выразительного пения, построенного на речитативе и мелодекламации,
сочетавшие вокальное исполнение с актерской игрой.
В России дивертисментные программы, состоящие из куплетов, каскадных
танцев и эротич. песенок, демонстрировались с середины 19 в. в
ресторанах и кафе. Характер В. носил петерб. "Театр-буфф". В ресторанах
"Салон-варьете", "Омон", "Вилла-Родэ", "Аквариум", "Эрмитаж" и др.
давались эстрадные представления, рассчитанные, как и в других странах,
на богатую, праздную публику. К театрам В. примыкали близкие им по
программам театры миниатюр ("Кривое зеркало", "Летучая мышь"), ставившие
пародийные, эстетские спектакли.
В нач. 20-х гг. грань между В. и кабаре стирается. Исчезает основной
признак В. - столики перед сценой, сближающий В. с рестораном. Наиболее
крупными совр. театрами В. на Западе являются "Фоли бержер" и "Лид о" в
Париже, "Палладиум" в Лондоне. До 2-й мировой войны в Берлине -
"Винтер-гартен" и "Скала".
'Театры В., связанные с укладом крупных капи-талистич. городов Зап.
Европы, не получили распространения в СССР.
Лит.: Moeller van den Bruck A., Das Variete, В., 1902; С о 1 m a n F.
A., Trier W.,Artisten, Dresd.-B., [1928]; S ob e 1 В., A pictorial
history of burlesque, N. Y.,1956;
Jaque s-C h a r 1 e s, Cent ans de music-hall, Gen.- P.,[1956];
С h a d о u r n e A., Les cafes-concerts, P., 1889; W i s-s a n t G.
de, Le Paris d'aufrefois. Cafes et cabarets, P., [1928j;
W a r n о d A., Bals, cafes et cabarets. P., [1913]; Кузнецов E., Из
прошлого русской эстрады, М., 1958. М.З.
"ВАРЬЕТЕ" (Theatre des varietes) - французский театр. Один из
старейших т-ров Парижа. Основан в 1720 в здании т-ра "Пале-Рояль"
актрисой и антрепренером Монтансье. В эпоху Империи труппа т-ра была
выселена (по ходатайству т-ра "Комеди Франсез") из своего помещения. В
1807 возобновила работу в новом здании (архитектор Се-лерье) на бульваре
Монмартр. С т-ром "В." связан расцвет франц. водевиля. В 1-й пол. 19 в.
"В." был одним из самых популярных т-ров Парижа. Здесь играли В. Дежазе,
Э. Арналь, М. Буффе, Ш. Потье, Ш. Берне, Ж. Ш. Одри, Фредерик-Леметр и
др. В 60-е гг. 19 в. в "В." ставились оперетты Ж. Оффен-баха. В наст.
время в помещении т-ра "В." играют различные драм. труппы.
Лит.: А 1 b e r t M., Les theatres des Boulevards, P., 1902;
Cain G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. fJ J\
"ВАРЬЕТЕ И ЦИРК" - русский иллюстрированный журнал. Издавался в
Москве в 1912-17. Ежегодно выходило 7-12 номеров. Редактор-издатель - Я.
Бадиков. В журнале печатались хроника театра, варьете, цирка, кино, а
также судебная хроника, спортивные обозрения, фельетоны, шаржи и др.
Большое место занимали объявления и театр. реклама.
ВАСАДЗЕ, Акакий Алексеевич [р. 25.VII(6.VIII). 1899 - грузинский
советский актер и режиссер. Член КПСС с 1939. Депутат Верховного Совета
Груз. ССР 1- 4-го созывов. Нар. арт. СССР (1936). Род. в Кутаиси. В 1917
работал в Кутаисском т-ре художником-декоратором и там же впервые
выступил на сцене. Учился в Тбилисской драм. студии А. Джа-бадари
(1918-20). В 1920 вступил в труппу Т-ра им. Руставели (Тбилиси). В
19351955 - худ. рук. т-ра. С 1958 В. является также худ. рук.
Кутаисского т-ра им. Л. Мес-хишвили. Актер широкого творческого
диапазона, В. создает как трагедийные, так и комедийные образы. Иск-во
В. характеризуется мастерством социальной типизации, четкостью,
отточенностью выразительных средств, разнообразием и богатством сценич.
красок. Он находит яркую, острую характерность, обогащая созданные им
образы в процессе исполнения новыми деталями. Роли:
Менго ("Овечий источник" Лоне де В era, 1922), Клавдий ("Гамлет",
1925), Ахма ("Анзор" Шаншиашвили, 1928), Швач ("Разлом", 1928), Франц
Моор (1933), Берест ("Платон Кречет", 1935), Дариспан ("Осенние дворяне"
Клдиашвили, 1936), Яго (1937); Киквидзе ("Комбриг Киквидзе" Дарасели,
Ст. пр. 1942), Шмага, Крутицкий ("Без вины виноватые", 1938, "На всякого
мудреца довольно простоты", 1944), Шуйский ("Великий государь"
Соловьева, Ст. пр. 1946), Анания ("Измена" Сумбатова, 1940), Чадунели
("Начальник станции" Мосашвили, 1947), Абдул-Садык ("Потопленные камни"
Мосашвили, Ст. пр. 1951), Пепия ("Рассказ нищего" по Чавчавадзе, 1955).
С 1926 - режиссер-постановщик. Пост. в Т-ре им. Руставели спектакли:
"Арсен" Шаншиашвили, "Из искры" Дадиани (1937), "Комбриг Киквидзе"
Дарасели, "Потопленные камни" Мосашвили, "Без вины виноватые","Человек с
ружьем" (1939); "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Великий
государь", "Враги" (1951). В Т-ре им. Месхишвили пост. спектакли:
"Изгнанник""Важа Пшавела, "Измена" Сумбатова (1958), "Заря Колхиды"
Лордкипанидзе (1959). С 1923 снимался в кино ("Георгий Саакадзе",
"Лурджа Магданы" и др.). С 1924 ведет педагогич. работу. С 1949 -
профессор Тбилисского театр. ин-та им. Руставели.
"Л и т.: ?осг0 с0-1 00 е0000 Ь-о, o'b. "соUOU'O0 С?0 ЬсзО" ј 1947;
JoooodQ J., Ьо(пог"о спдоСоЬ оЭсобоо пЬоо, о'Ь. яодой Сро ЬпзО" ј "
1951. Г. Б.
ВАСЕНИН (наст. фам.- Васильев), Александр Викторович (1874-16.1.1944)
- русский советский актер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). В 1898
окончил драм. курсы б. Моск. театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). В том
же году был принят в труппу Малого т-ра, на сцене к-рого играл до конца
жизни. Яркий комедийный актер, В. исполнял роли Загорец-кого ("Горе от
ума"), Добчинского ("Ревизор"), Еле-си ("Не было ни гроша, да вдруг
алтын" Островского), Счастливцева ("Лес"), Кучумова ("Бешеные деньги").
С большим мастерством играл также драматические роли: Учитель
("Растеряева улица" по Успенскому), доктор Ямпольский ("Огненный мост"
Ромашова) и др. В. Мае.
ВАСИЛАКЕ (Vasilache)- главный комический герой румынских народных
кукольных представлений. А.Ф.
ВАСИЛЕВ, Добрин (14. IV. 1893-12. II. 1957)- болгарский театральный
деятель. Изучал историю иск-ва в Лейпциге и Мюнхене. Был заведующим лит.
частью в провинциальных театрах. Переводил пьесы, писал статьи по
вопросам театра. В 1942 была издана книга В. "История болгарского
театра...", охватывающая материал от истоков болг. театра до 40-х гг. 20
века.
Сеч.: История на българския театър от древностьта ло напих дни,
Варна, 1942. Аг. М.
ВАСИЛЕВ, Орлин (р.4.XII. 1904)-болгарский писатель и драматург. Член
Болгарской компартии. Активный участник революционного движения в
Болгарии. Был учителем. В сезон 1940-41 поставлены первые драмы
В.-"Остров прокаженных" (г. Руса) и "Хайдуц-кая любовь" (г. Варна). В
40-50-е гг. В. создал пьесы на совр. тематику. Пьеса "Тревога" ("Земной
рай", 1948, софийский Народный т-р) рисует распад бурж. семьи,
нац.-освободит, борьбу болг. народа в 1942-44. Проблемы морали,
отношения иск-ва к действительности, преодоления мелкобурж. пережитков в
сознании людей отражены в драме "Любовь" (1952, Народный т-р). В пьесе
"Счастье" ("Искатели счастья", 1954, софийский Народный т-р молодежи)
автор, раскрывая судьбы своих героев, показывает, что истинное
назначение человека - борьба за счастье народа. Для драм В. характерны
напряженное развитие действия, острые конфликты. В.- автор мн.
киносценариев. Аг. М.
ВАСИЛЕВА, Мара (р. 21.II.1896) - болгарская артистка оперы
(лирико-колоратурное сопрано). Одна из основоположников болг. нац.
вокальной школы. Музыке обучалась в Муз. уч-ще в Софии (по классам пения
и виолончели), затем - в Миланской консерватории. Принимала участие в
организации в Софии товарищества "Оперна дружба". В 1912- 1928 В.- одна
из ведущих солисток Софийской народной оперы. Партии: Гергана (о. п.
Атанасова), Пена ("Камен и Пена" Иванова и Кауцкого), Виолетта, Микаэла;
Филина ("Миньон" Тома), Маргарита ("Фауст"), Розина ("Севильский
цирюльник"), Джильда, Чио-Чио-сан и др. Для творчества В. характерно
следование традициям итал. оперной школы, реалистич. трактовка образов,
высокая вок. культура. Аг. М
ВАСИЛЕВСКИЙ, Ромуальд Викторович (1853- 1919) - русский артист оперы
(бас) и режиссер. Муз. образование получил в Варшавском муз. ин-те.
Пению обучался у проф. Чаффей. В 1873-80 пел в Варшавском оперном
театре; в 1880-82 - в Киевском оперном т-ре. В Большом т-ре работал
певцом (1882-92), помощником режиссера (1892-98) и вторым режиссером
(1898-1906). Одновременно занимался с певцами Большого т-ра (1898-1902).
Пар-тин: Мефистофель ("Фауст"), Бертрам, Марсель
("Роберт-дьявол", "Гугеноты" Мейербера),донАльфон-со ("Лукреция
Борджиа" Доницетти) и др. Как режиссер В. уделял большое внимание работе
с хором, добиваясь его живого участия в действии. Выл режиссером
возобновленного для Ф. И. Шаляпина спектакля "Русалка" (1900). Поставил
оперы: "Дубровский" Направника (1896), "Псковитянка" Римекого-Корсакова
(1901), "Ледяной дом" Корещенко (1900) и др. , О. Я.
ВАСИЛЕНКО, Сергей Никифорович [18(30). III. 1872, Москва, -
11.III.1956, там же] - русский советский композитор, дирижер и педагог.
Нар. арт. РСФСР (1940) и Узб. ССР (1939). Доктор искусствоведения
(1943). Окончил юри-днч. факультет Моск. ун-та (1895) и Моск.
консерваторию (1901), где учился у С. И. Танеева, В. И. Сафонова, М. М.
Ипполитова-Иванова. Автор опер "Сын солнца" (1929, филиал Большого т-ра,
Москва), "Христофор Колумб" (соч., 1933), балетов: "В солнечных лучах"
(1926, Одесский оперный т-р), "Лола" (Т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко, Москва, 1925, 2-я ред.- там же, 1943), "Треуголка"
на основе музыки
М. де Фальи, И. Альбениса и исп. нар. песен (1935, Ленинград),
"Мирандолина" по комедии "Хозяйка гостиницы" Гольдони (1949, Большой
т-р, Москва). В. принадлежит также музыкальная комедия "Поп и поручик"
(соч. 1933), оперетта "Девушка из кофейни" (1938, Свердловский т-р
музкомедии), музыка к спектаклям, фильмам, симф., камерно-инструмент. и
др. соч. Начало творчества В. отмечено увлечением
легендарно-архаическими сюжетами: дипломная работа В. - опера-кантата
"Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" (1903, Частная
опера, Москва), музыка к пьесе Симеона Полоцкого "Пещное действо" и др.
В годы реакции после революции 1905 в творчестве В. усиливаются
модернистские черты.
Как музыкальный деятель, общественник, В. вел широкую
просветительскую деятельность (руководил общедоступными воскресными
утренниками симфонической музыки - "Исторические концерты", 1907-17),
много выступал как дирижер в России и за границей.
С первых лет Сов. власти В. активно участвует в развитии новой муз.
культуры в качестве организатора концертов, дирижера, лектора и т. д.
Общение с новой массовой аудиторией определяет перелом в творчестве
В.-он обращается к реалистич. темам, образам из сов. действительности.
Однако В. не сразу удается освободиться от модернистских влияний;
импрессионистская манера письма, стремление к экзотике, преим.
восточной, сохранились у В. и в 20-е гг.- балеты "Нойя" (соч. 1923) и
"Иосиф Прекрасный" на библейский сюжет (1925, Экспериментальный т-р,
Москва).
В конце 20-х гг. В. обращается к рус. муз. фольклору. В дальнейшем
композитора привлекает тема героич. прошлого рус. народа - опера
"Суворов" (1942, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, Москва),
сюжеты рус. классич. поэзии - балет "Цыганы" по Пушкину (1937,
Ленинград) и др. Тема Востока продолжает занимать большое место в
творчестве В., но она наполняется новым содержанием; в 1929 В. создал
оперу "Сын солнца" на сюжет из истории боксерского восстания в Китае в
1900. Позднее ?. пишет оперы (совм. с М. Ашрафи) "Буран" на тему о нар.
восстании в Средней Азии в 1916 и "Великий канал" о строительстве
Ферганского канала в Сов. Узбекистане, балет "Акбиляк" по нар. узб.
сказке (1939, 1941, 1942, Т-р оперы и.балета им. А. Навои, Ташкент). В
этих произведениях В. были использованы подлинные нац. узб. мелодии.
Плодовитый и разносторонний композитор, В. обладал высоким проф.
мастерством, большой стилистической гибкостью. Выразительной силой
отличается искусство оркестровки В., что ярко сказалось в партитурах его
опер и балетов. Ст. пр. (1947) за "Балетную сюиту" ("Мирандолина").
С 1907 В.-профессор Моск. консерватории. Его учениками являются: А.
В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, В. В. Нечаев, Л. А.
По-ловинкин, Д. Р. Рогаль-Левицкий и др.
Лит. соч.: Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948.
Лит.; ? о л ян о вс к и и Г., С. Н. Василенко, М.-Л., 1947.
ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ ТЕАТР (Василеостров-с к и.й народный театр для
рабочих) -1) Театр на Васильевском острове в Петербурге, существовавший
в 1887-1906 (с перерывами). Первоначально являлся частной антрепризой
актеров П. Денисенко, затем- Ф. А. Макарова-Юнева, П. И. Мерянского. С
1892 находился в ведении Общества дешевых столовых, чайных и домов
трудолюбия. В репертуаре В. т. преобладали мелодрамы, уголовные пьесы,
фарсы. Наиболее значительный период деятельности В. т.- 1902-06, когда
здесь работали режиссеры Н. А. Попов, В. Р. Гардин, К. Т. Бережной,
резко изменившие репертуарную линию т-ра, ставившие пьесы Золя, Чехова,
Горького и др. 2) Государственный Василеостровский т-р (см. Ленинград).
Лит.: "Артист", 1894, ј 35, с. 267-68; там же, ј 36, с. 276; там же,
.ј 37, с. 235; там же, ј39, с.70-71, 199; Ще г-л о в Ив., О народном
театре, М., 1895, с. 48-55 и 66-68.
ВАСИЛИАДИС (???????????), Спиридон (1845- 1874)-греческий драматург.
Представитель романтизма в греч. драматургии 2-й пол. 19 в. Драмы В.
"Гала-тея"(1872), "Скилла" (1873), "Семела" и др., написанные на
мифологич. сюжеты, проникнуты настроением обреченности, сюжеты их
построены на мотивах измены, вражды, ревности и т. п. Лучшая из пьес В.
- "Галатея", поставленная труппой Супаса-Тавулариса, входила в репертуар
греч. т-ров до сер. 20-х гг. 20 в.; переведена на франц., итал., венг.
языки. В.- автор историч. драм "Каллерге" и "Лукас Нотарас" (обе изд.
1869).
Соч.: ?????? ??????, ???-??, 1915. Д. С.
"ВАСИЛИСА МЕЛЕНТЬЕВА" -
драма в 5 д. А. Н. Островского и Г. ** (С. А. Гедеонов). Соч. 1867.
Пост. 3 янв. 1868 в моек. Малом театре (в бенефис П. Садовского,
игравшего Воротынского; Василиса - Федотова, Грозный - Самарин, Анна -
Никулина, Сиц-кий - Жйвокини 2-й, Вас. Шуйский - Владыкин, Годунов -
Лавров 2-й, Малюта Скуратов - Дмитревский, Морозов - Жйвокини, Колычев -
Вильде, Шут - Константинов, Мамка - Е. Васильева). 10 янв. 1868 пост. в
Александрийском т-ре, Петербург (в бенефис П. И. Григорьева 1-го,
игравшего Морозова; Василиса - Владимирова 1-я, Грозный - В. Самойлов,
Анна - Струйская, Воротынский - Бурдин, Сипкий - Васильев 1-й, Вас.
Шуйский - Моржецкий, Годунов - Пронский, Малюта Скуратов - Л. Леонидов,
Колычев - П. Степанов, Шут - Иванов, Мамка - Громова). В 1894
возобновлена в Малом т-ре (в бенефис Федотовой, исполнявшей роль
Василисы; Грозный-Горев, Шут - Музиль). "В. М." входила в репертуар
гастрольных поездок Федотовой (с 1894 по 1898 она сыграла эту роль 68
раз в 65 городах). Пьеса неоднократно возобновлялась и в Александрийском
т-ре (Василиса - Стрепетова, Савина, Дюжикова, Грозный - Писарев, П.
Свободин, Анна - Н. Васильева, Анненкова-Бернар, Пасхалова, Колычев -
Далматов, Аполлонский). Ставилась в провинции-Харьков (1881,
Василиса-Кад-мина) и др. города. В пост. Гайдебурова "В. М." шла в
Общедоступном т-ре в Петербурге (1913). В том же году пост. в Но-иом
драм. т-ре, там же (Вчсилиса - Ильнарская).
На сов. сцене "В. М." ставилась с 20-х гг.- Ростов-на-Дону
(1922),Самара (1924), Уфа (1926) и др. В последующие годы - Курский т-р
(1937, реж. Канин), Воронежский театр (1940, реж. Энгель-Крон, худ.
Данилин; Василиса - Данилевская, Грозный - Г. Васильев, Анна - Мариуц),
Кировский т-р
1940), Русский т-р в Улан-Удэ (1957, реж. и исполнитель роли
Грозного-Коршун), Коми т-р, Сыктывкар (1958) и др. И з д а н и я.-Первое
изд. "В. М."- "Вестник Европы", 1868, кн. 2; из последующих изд.:
Островский А. Н., Полное собрание соч., т. 10, М., 1951. А. Шн.
ВАСИЛИУ-БИРЛИК, Григоре - см. Бирлик, Григоре.
ВАСИЛЬЕВ, Александр Павлович р. 11.1.1911)- русский советский
театральный художник. В 1930 окончил Моск. художеств. техникум "Памяти
1905 года". Работу в т-ре начал в 1930 (Читинский драм. т-р). С 1947 был
гл. художником Моск. т-ра им. М. Н. Ермоловой; оформил спектакли: "До
новых встреч" Гладкова (1947), "Пушкин" Глебы (1949), "Европейская
хроника" Арбузова (1953). С 1954-гл. художник Т-ра им. Моссовета; создал
декорации к спектаклям:
"Кража" Джека Лондона (1954), "Дали неоглядные" Вирты (1957) и др.
Среди работ В. в др. т-рах:
"Плоды просвещения"; "Юпитер смеется" Кронина 1951, 1958, МХАТ),
"Живой труп"; "Свои люди- сочтемся" (1951, 1959, Малый т-р). Лучшие
спектакли, оформленные В., отмечены поэтичностью. В. утверждает
живописно-объемную систему декораций.
Лит.: Выставка произведений художника А. П. Васильева. Каталог, М.,
1955. АН. Ш.
ВАСИЛЬЕВ (Васильев 1-й; наст. фам. -Кириллов), Владимир Иванович
[1828 - 24. VIII 6. IX). 1900] - русский артист оперы (бас). По
окончании духовного училища пел в церковном хоре. Обучался пению у Г.
Казеллы и в Петербургском театральном училище у Ф. Риччи;
совершенствовался у Л. Риччи. С 1856 пел на сцене Петерб. оперного т-ра.
Первый исполнитель партии Пимена(" Борис Годунов"). Среди др. партий:
Иван Сусанин; Илья, Добрыня, Эли-аким ("Вражья сила", "Рогнеда", "Юдифь"
Серова), Жемчужный ("Опричник" Чайковского), Лепорелло "Дон Жуан"
Моцарта), Бертрам ("Фра-Дьяволо" Обе-ра) и др. Обладал голосом большой
звучности и широкого диапазона. В 1881 В. оставил сцену. Я. Каз.
ВАСИЛЬЕВ, Владимир Яковлевич [р. 15(28).VI. 1907] - советский
режиссер оперы. Нар. арт. Кирг. ССР (1958).Член КПСС с 1941.В 1935
окончил ГИТИС. С этого же года - режиссер Кирг. муз.-драм. т-ра во
Фрунзе (ныне Кирг. т-р оперы и балета). Изучив быт и муз. иск-во кирг.
народа, В. принимал активное участие в создании нац. репертуара на кирг.
оперной сцене. Под его руководством были пост.:
"Кыз-Жибек" Брусиловского (1943), "Манас" (1946), "На берегах
Иссык-куля" (1951) Власова, Малды-баева и Фере, "Белый сокол" Ряузова
(1957), "Пиковая дама" (1950), "Демон" (1955), "Травиата" (1948),
"Кармен" (1949) и др. Н. Л.
ВАСИЛЬЕВ, Георгий Михайлович (2.XII.1892- 25.11.1949) - русский
советский актер. Нар. арт. РСФСР (1946). Сценич. деятельность начал в
1909 в Одессе. Работал в т-рах Баку, Саратова, Горького, Воронежа и др.
городов. Ярко, сочно, с большим темпераментом играл Городничего. Создал
глубоко народный образ Ивана Шадрина ("Человек с ружьем"). Большое место
в творчестве В. занимает драматургия Горького: Коломийцев ("Последние"),
Черкун ("Варвары"), Тетерев ("Мещане") и др. С 1941 В.- актер Центр,
т-ра Сов. Армии; играл в этом т-ре героя гражд. войны Пархоменко (о. п.
Вс. Иванова), командира Сталинградской дивизии Климова ("Сталинградцы"
Чепурина), маршала Василевского ("Южный узел" Первекцева) и др. В.
выступает также как режиссер; пост. "Враги" (1936), "Мещане" (1938),
"Ревизор" (1940) в Воронежском т-ре и др.
Лит.: ДурылинС.,Г.М. Васильев, "Театральная неделя", 1941, ј 3, с. 8
(раздел - Актеры и роли).
ВАСИЛЬЕВ, Матвей Тимофеевич [р. 26.VII(7.VIII). 1863] - украинский
советский композитор, дирижер. Засл.деят. иск-в УССР (1947). В 1881-1910
работал в укр. т-ре М. Л. Кропивницкого, писал музыку к спектаклям; в
1910-17 - в "Театр. товариществе" Л. Сабинина, в 1923-48 - зав. муз.
частью в различных укр. т-рах (в т. ч. в Харьковском и Черниговском).
Автор музыки к спектаклям "Наталка-Полтавка" Котляревского, "Маруся
Богуславка", "Ой, не ходи, Грыцю" Старицкого, "Вий", "Песни в лицах" М.
Кропивницкого, "Батрачка" Карпенко-К аро-го, "Сватанье на Гончаровке"
Квитки-Основья-ненко, "Правда", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука и др. А.
Я.
ВАСИЛЬЕВ, Николай Иванович (р. 15. IX. 1891) - советский артист оперы
(драматич. тенор) и режиссер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956). В 1923
окончил Ленингр. консерваторию по классу проф. П. 3. Андреева. Впервые
выступил как оперный певец в Народном доме в Ленинграде в 1922. В
1923-24 работал в оперном т-ре Свердловска, в 1924-41 - солист и
режиссер (с 1934) Т-ра оперы в Риге. В 1941-44 работал в Лиепайском
т-ре, с 1945 - режиссер Латв. т-ра оперы и балета (Рига). Партии:
Герман, Хозе, Канио и др. Пост. оперы: "Иван Сусанин" (1951), "Пиковая
дама" (1946), "Мазепа" Чайковского, "Князь Игорь" (194Э); "Адриенна
Лекуврер" Чилеа (1936), "Тангейзер" (1956), "Лоэнгрин" (1958), "Тихий
Дон" Дзержинского и др. С 1945 В. возглавлял кафедру оперной подготовки
Латв. консерватории (с 1950 - доцент). Я. В.
ВАСИЛЬЕВ, Петр Павлович [р. 11(24). I. 1908] - русский советский
режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950). Сценическую деятельность начал
в 1927 в Гос. профклубной мастерской в Москве. В 1932 окончил
Центральный техникум театр. иск-ва (ныне ГИТИС). В том же году был
приглашен во вновь организованный Уральский т-р Красной Армии в
Свердловске, был руководителем этого т-ра. В 1935- 1943- режиссер
Куйбышевского т-ра, в 1943-48 - Саратовского т-ра, в 1948-53 - гл.
режиссер Ярославского т-ра; с 1953 работал в Моск. т-ре Сатиры, Т-ре им.
Ермоловой. С 1958 - гл. режиссер моек. Т-ра им. Гоголя. Среди постановок
В.: "Глубокая разведка" Крона (1940, Куйбышевский т-р), "Заговор
обреченных" Вирты (1949, Ст. пр. 1950, Ярославский т-р), "Пролог" Штейна
(1955, Моск. т-р им. Ермоловой). Большое место в творчестве В. занимает
работа над драматургией Горького. В 1953 в Ярославском т-ре В.
осуществил первую пост. пьесы Горького "Сомов и другие", пост. спектакли
"Последние" (1940, Куйбышевский т-р), "Мещане" (1943, Саратовский т-р),
"Достигаев и другие" (1957, Челябинский т-р) и др. С 1933 занимается
педагогич. деятельностью. Э. К.
ВАСИЛЬЕВ, Федор Семенович (р. 4. X. 1920) - чувашский советский
композитор. Засл. деят. иск-в Чув. АССР (1960). Член КПСС с 1943. В 1954
окончил Казанскую консерваторию. В 1946-49 работал зав. муз. частью Чув.
ТЮЗа (Чебоксары). С 1957 - зав. муз. частью и дирижер Чув. муз.-драм.
т-ра им. Иванова (Чебоксары). В. - автор первой чув. оперы "Шывармань"
по либр. А. Алги (1960, Чув. муз.-драм. т-р, Чебоксары), музыки к
спектаклям "Сын полка" В. Катаева (1947), "Воробьевы горы" А. Симу-кова
(1948), "Снежная королева" Е. Шварца (1948), поставленным в Чуваш. ТЮЗе
(Чебоксары), "Бессмертная песня" ("Муса Джалиль") Р. Ишмуратова (1959),
"Нарспи" (по К. В. Иванову) Я. Ухсая (1960), по-ставленым в Чувашском
муз.-драм. театре (Чебоксары), симф., камерно-инструмент., вокальных и
др. произведений.
Лит.: Илюхин Ю. А., Музыкальная культура Чувашии, в сб.: Творческая
конференция композиторов и музыковедов автономных республик Поволжья и
Сибири, М., 1958. Ю. Ил.
ВАСИЛЬЕВА, Антонина Ивановна [р. 14(27).XII. 1910] - советская
артистка балета. Нар. арт. УССР (1946). В 1930 окончила Ленингр.
хореография, уч-ще по классу А. Я. Вагановой. В 1930-35 - солистка
балета Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова; исполняла партию
Тао Хоа в балете "Красный цветок" Глиэра (1934) и др. С 1936 работает на
Украине, сначала в Одесском т-ре оперы и балета, в 1937-56-в Т-ре оперы
и балета им. Шевченко (Киев). В. - первая создательница образов Дилеи
(о. п. Данькевича, 1940), Олеси ("Чортова ночь" Йори-ша, 1944), Мавки
("Лесная песня" Скорульского, 1946). Партии: Одетта, Раймонда; Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Тоня ("Юность" Чулаки), Золушка, Джульетта
("Золушка", "Рсмэо и Джульетта" Прокофьева). С 1956 ведет педа-гогич.
работу в Киевском хореографич. уч-ще.
Лит.: Подчекаев А., Сол?стка балету, "Украна", 1949, ј 2, с. 35. А.
К.
ВАСИЛЬЕВА, Зинаида Анатольевна (р. 1913)- советская артистка балета.
Нар. арт. БССР (1940). В 1933 окончила хореографич. уч-ще при
Ленинградском т-ре оперы и балета им. Кирова. Работала в т-ре им. Кирова
и Большом т-ре (1933-37). С 1937- в Белорус. т-ре оперы и балета
(Минск). Первая исполнительница роли Ванды("Соловей"Крош-нера). Балерина
большого лирического обаяния, В. создала яркие, художественно
законченные образы: Одетта; Мария ("Бахчисарайский фонтан");
Коломбина ("Арлекинада" Дриго). Ведет педагогич. работу; в 1938-49 -
художеств. руководитель Минского хореографич. уч-ща, с 1950 - в
Новосибирском хореографич. уч-ще.
Лит.: М о д э л ь М., 3. А. Васильева, в сб.: Нар од -ныя артысты
БССР..., М?нск, 1948, с. 43-49. Вр. С.
ВАСИЛЬЕВА (наст. фам.- Рождественская
Маргарита Васильевна), [р. 10.VII (27.VI). 1889] - русская советская
артистка балета, педагог. В 1898-1906 училась в Моск. балетной школе
(класс М. П. Станиславской и А. А. Горского). В 1906 была зачислена в
балетную труппу Большого т-ра. В. принимала участие в "Русских сезонах"
в Париже и Лондоне (1909 и 1911). Партии: Мирта и Батильде ("Жизель"),
фея Сирени ("Спящая красавица"), Грация ("Эсмеральда") и др. В 1941
оставила сцену. В 1930-57 работала балетмейстером-репетитором в Большом
т-ре и педагогом Моск. хореографич. уч-ща, с 1946 преподает в ГИТИСе.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.