Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

"В ДОБРЫЙ ЧАС!" - комедия В. Розова (о сов. юношах и девушках, о
выборе жизненного пути, о творческом отношении к жизни) в 3 д. Соч.
1954. Пост. ЗО дек. 1954, Центр. Детский т-р в Москве (реж. Эфрос, худ.
В. Иванов; Андрей - Заливин, Алексей - Ефремов, Аверин - Нейман, Аверина
- Чернышева, Вадим - Анофриев, Афанасий - Дуров, Галя - Новожилова,
Катя- Куприянова). Пьеса Розова была пост. почти во всех ТЮЗах и многих
драм. т-рах СССР, в т. ч. в Т-ре им. Ермоловой (Москва, 1955), Ленингр.
т-ре им. Ленинского комсомола (1955), Ленингр. т-ре им. Пушкина (1956),
Т-ре им. Я. Коласа (Витебск, 1955), Т-ре им. Я. Купалы (Минск, 1955),
Харьковском т-ре им. Шевченко (1955), Т-ре им. Руставели (Тбилиси, 1955,
в переводе С. Клдиашвили под назв. "Жизнерадостные друзья"), Т-ре им.
Леси Украинки (Киев, 1956) В 1955 пьесу пост. Чкаловский т-р. Русский
т-р в Орджоникидзе, Тбилисский, Воронежский, Горьковский, Куйбышевский
ТЮЗы и др. т-ры (все в 1955). В качестве учебной работы была показана в
школе-студии им. Немировича-Данченко (Москва), в кабардинской студии
ГИТИСа и др. Пьеса переведена на латыш., укр., груз., белорус. и др. яз.
За рубежом пьеса пост. в ГДР, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии,
Чехословакии и др.
И з д а н и я.- Первое изд. "В д. ч." - М., Вуоап, 1954; из последних
изд.: Розов В., Пьесы,М., 1959; Сб. "Пионерский театр", т.5, М., 1956
(сокращенный вариант для детской самодеятельности). А. Шн.
"В МИРЕ ИСКУССТВ" - русский иллюстрированный журнал, издававшийся в
Киеве в 1907-10. Первоначально выходил 2 раза в месяц (редактор - Б.
Яновский, издатель - А. Филиппов). С 1909-ежемесячно (редактор-А.
Филиппов, издатель-И. Миклашевский). В журнале помещались теоретич.
статьи и историч. обзоры по вопросам лит-ры, музыки, живописи и т-ра,
хроника. Печатался материал по украинскому т-ру.
"В ПУЩАХ ПОЛЕСЬЯ" - ?) Драма Я. Колоса в 4 д. по мотивам его же
повести "Дрыгва" ("Трясина") (о борьбе белорус. партизан против
интервентов в годы гражд. войны). Соч. (на белорус. яз.) в 1937. Пост. 6
нояб. 1937 во 2-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа) (реж. Дарвишев,
худ. Бо-сулаев; дед Талаш - Ильинский, Дарвидошка - Молчанов, Савка
Мильгун - Сергийчик, Авгинья - Кашельникова). В 1939 пост. в Челябинском
т-ре. Д, Шн.
2) Опера А. Богатырева, либр. Е. Романовича по повести Я. Коласа
"Дрыгва". Пост. 28 авг. 1939 Белорус. т-ром оперы и балета (Минск) (дед
Тарас - Муромцев, Андрей - Лапин, Василий Бусыга - Авдеенко, Авгинья -
Друкер, Савка Мильгун - Засецкий, Кузьмич - Денисов, пан
ДлугошицКалиновский, поручик Витольд - Арсенко. Дирижер Грубин, реж.
Шлепянов, худ. Николаев, хормейстер Кононенко ба-летм. Курилов). Опера
была показана также на декаде Белорус. иск-ва ь Москве (1940). ff Гр
"В СТЕПЯХ УКРАИНЫ" - комедия в 3 д 4 к А Кор-нейчука(из жизни
колхозной деревни;о борьбе передовых людей с проявлениями благодушия,
самоуспокоенности и др. пережитками прошлого). Соч. 1940. Пост. 9 окт.
1940 в Т-ре им. Франко, Киев (реж. Юра, худ. Драк; Галушка - Шумский,
Чеснок - Милютенко, Долгоносик - Дуклер). 26 апр. 1941 в Малом т-ре
(реж. Судаков и Цыганков, худ. Штоффер; Галушка - Зражевский, Чеснок -
Ильинский, Долгоносик- Светловидов, Свирид Пуп - Оленев, Алексей -
Анненков, Катерина - Фадеева, Палашка - Рыжова). Пьесу ставили мн. т-ры
страны, в т. ч.: Харьковский т-р им. Шевченко (1940; реж. и исполнитель
роли Галушки - Крушельницкий, худ. Меллер; Чеснок - Сердюк, Долгоносик -
Радчук, Петренко - Антонович); укр. т-р им. Заньковецкой (1940; реж. и
исполнитель роли Галушки - Романицкий, худ. Стефанчук;
Чеснок - Дударев, Катерина - Доценко); Ленингр. т-р им. Пушкина
(1941; реж. Вивьен и Петровых, худ. Руди; Галушка - Малютин, Чеснок -
Жуковский, Грицько - Борисов, Долгоносик - Воронов, Катерина -
Карякина); Т-р им. Я. Купалы, Минск (19U; реж. Рахленко;
Галушка-Григонис, Чеснок - Владомирский); Одесский т-р им. Октябрьской
революции (1941; реж. Василько); Ростовский-на-Дону т-р (1941; реж.
Брилль и Балюна; Галушка-Швейцер, Чеснок - Леондер); Воронежский т-р
(1941); Владивостокский т-р (1941); Бакинский рус. т-р (1941);
Закарпатский т-р( Ужгород, 1947) и др. За рубежом пьесу ставили
Софийский нац. т-р (Болгария), Бухарестский т-р железнодорожников
(Румыния) и др.
И з д а н и я.-Первое изд. на русском яз. (в переводе автора)-М.,
Вуоап, 1941. Из последующих изд.: на укр. яз.- Корнейчук О." П'си, Кив,
1949; на рус. яз.- Корнейчук А., Сочинения в трех томах, т. 1, М., 1956.
Лит.: Горбунова Е., Драматургия Корнейчука, М., 1952, с. 189-245. А.
Шн.
"В СУКНАХ" (в театре) - один из приемов оформления сценической
площадки. См. Сукна.
ВАВИЧ, Михаил Иванович (1881- 1931) - русский артист оперетты.
Впервые выступил на сцене в 1905 (в Петерб. частной оперетте П. В.
Тумпакова). Выдвинулся после исполнения роли виконта Каскада в оперетте
"Веселая вдова" Легара. В 1905-18 В. пел в Петерб. т-рах "Буфф",
"Палас", а также в Москве в т-рах А. Э. Блюменталь-Тамари-на, Я. В.
Щукина, И. С. Зона. Роли:
Октав Флобер ("Ева" Легара), барон Гросс ("Герцогиня Герольштейнская"
Оффенбаха), Реджинальд Ферфакс ("Гейша" Джонса), Король ("Король
веселится" Нельсона), Том Мигли ("Ярмарка невест" Яко-би), Сергей ("Ночь
любви" Валентинова) и др. В. имел красивый, от природы поставленный
голос и обладал ярким спенич. дарованием. В 1918 эмигрировал; за
границей периодически выступал в оперетте, снимался в кино. Н. Каз.
BABPA (Vavra), Антонин (1847-1932) - чехословацкий артист оперы
(тенор). Один из лучших исполнителей теноровых партий в операх чешских
композиторов, в т. ч. Тоник, Ирка, Принц ("Упрямцы", "Черт и Ка-ча",
"Русалка" Дворжака), Витек ("Далибор" Сметаны), Лапа Клемень
("Ее падчерица" Яначека) и др. Творч. деятельность В. начал в 1868. В
день открытия Национального театра в Праге (1875) В. исполнил партию
Еника в опере Сметаны "Проданная невеста". Л. Т.
ВАГА-в кукольном т-ре приспособление для управления
куклой-марионеткой. Простейшая В. имеет следующее устройство (см. рис.):
к основному вертикальному бруску я, который кукловод держит в руках,
крестообразно прикрепляется брусок б. На этом бруске укреплены нити,
идущие к голове (вискам) куклы и поддерживающие ее в вертикальном
положении, а также нити, управляющие движениями рук куклы. Выше
неподвижного бруска б на бруске а расположено качающееся "коромысло" -
в, нити от которого идут к ногам (коленям) куклы. Покачивая это
"коромысло", кукловод изображает походку куклы. Подобные В. применяются
в основном для управления куклами, изображающими людей. Для управления
движениями кукол-животных применяются В. с основным бруском,
расположенным горизонтально. В зависимости от сложности движений куклы
увеличивается и количество нитей для ее управления, а следовательно
видоизменяется и В.
Лит. см. при ст. Марионетка. у4, ф.
ВАГАНОВА, Агриппина Яковлевна (24. VI. 1879 - 5. XI. 1951) - русская
артистка балета и педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1934). В 1897
окончила Пе-терб. театр. уч-ще (педагоги А. А- Облаков, Л. И. Иванов, Е.
О. Вазем, X. П. Ио-гансон, П. А. Гердт) и в том же году дебютировала в
Мариинском т-ре ("Млада" Минкуса). Получила известность как виртуозная
классич. танцовщица. Партии: Одетта-Одиллия; Царь-девица
("Конек-Горбунок" Пуни), гл. партия ("Шопениана") и др. Оставила сцену в
1916 и занялась (с 1917) педаго-гич. деятельностью. С 1921 и до конца
жизни В.- педагог Ленингр. хореографич. уч-ща (с 1946 -профессор). В
1931-37-худ. рук. балета ленингр. Т-ра оперы и балета им. Кирова. Пост.
в этом т-ре:
"Лебединое озеро" (1933), "Эсмеральду" (1935). Последние годы
посвятила исключительно педагогич. деятельности. В 1946-52 В.
возглавляла кафедру хореографии при Ленингр. консерватории им.
Рим-ского-Корсакова. Методику преподавания В. изложила в книге "Основы
классического танца" (1934). Сущность методики составляет требование
осмысленности и художеств. выразительности танцевального движения,
свободное владение техникой, основанное на правильной постановке корпуса
и рук. Педагогич. система В., широко распространенная в сов.
хореографич. педагогике, оказывает значит, влияние на передовой
зарубежный балет. Среди учениц В. - Г. С. Уланова, М. Т. Семенова, О. Г.
Иордан, Н. А. Анисимова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Ф. И.
Балабина, А. Я. Шелест и др. Многие из них, творчески усвоив метод В.,
занимаются преподаванием.
Лит.: Богданов-Березовский В. М., А. Я. Ваганова, М.-Л., 1950; А. Я.
Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сборник, М.-Л., 1958. В. Ч.
ВАГАНТЫ (от лат. clerici vagantes - странствующие клирики) -
средневековые бродячие певцы-сказители. Выходцы из среды недоучившихся
семинаристов или разжалованных священников. По характеру исполнения были
близки к гистрионам. В. пользовались большой популярностью во всех
странах Европы. В своих вольнодумных сатирических песнях, к-рые они
распевали на лат. яз., В. высмеивали церковников, пародировали молитвы и
литургию, восхваляли земные радости, любовь, вино, веселье. В их песнях
слышались отзвуки античной поэзии и нар. мелодий. Из застольных песен В.
сложились много-числ. студенческие песни, в т. ч. "Гаудеамус". Жестоко
преследуемые церковью, в 13 в. прекратили свою деятельность и частично
слились с проф. гистрнонами. Изд. важнейших текстов: Carmina Burana,
Stuttg., 1847. Лит.: Hubatsch, Die lateinischen Vagantenlieder des
Mittelalters, [s. l.], 1870; L ehra a n n P., Die Parodie im
Mittelalter, Munch., 1922; Хрестоматия по зарубежной литературе средних
веков, Учпедгиз, М., 1953, с. 32-44; История западноевропейского театра,
под общей ред. С. С. Мокульского, т. l, M., 1956, с. 23-24. Гр. Б.
ВАГАРШЯН, Вагарш Богданович [2(14).II.1894, Шуша,- 6.V.1959, Москва]
- армянский советский актер, режиссер, драматург. Нар. арт. СССР (1954).
Деп. Верх.Совета СССР 1-го созыва и Арм.ССР 2,3,4-го созывов. Член КПСС
с 1944. Род. в семье пекаря. Окончил Тифлисское коммерческое уч-ще. В
1915 вступил в разъездную арм. труппу. Работал в городах Сев. Кавказа
как актор и руководитель трупп (в Краснодаре, Ростове). С 1923 - актер
1-го Гос. Т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна). В 1941-
1944-худ. рук. т-ра. Ищущий, интеллектуальный актер, В. обладал большой
культурой и широчайшим диапазоном, играл самые разнообразные роли,
добиваясь полного перевоплощения, многогранного раскрытия душевного мира
персонажа, сочетал психологич. характеристику, социальную типичность с
яркой пластич. выразительностью. Образы, созданные В., были отмечены
глубиной мысли, широтой обобщения, остротой и яркостью, своеобразием
внутреннего и внешнего рисунка. Среди лучших ролей В. в классич.
репертуаре: Хлестаков (1923); Белогубов, Тихон ("Доходное место", 1929,
"Гроза", 1935), Фигаро (1933); Сурен ("Из-за чести" Ширванзаде, 1939),
Гамлет (1942), Арбенин (1949); Фирс ("Вишневый сад", 1951); в сов.
драматургии: Аслан-ами ("В кольце" Вагаршяна, 1930), Полежаев
("Беспокойная старость" Рахманова, 1938), Сурен Спандарян ("Великая
дружба" Гулакяна, 1939), Гагик ("Страна родная" Демир-чяна, 1940), Мирон
("фронт", 1942), Смит ("Русский вопрос", 1947), Лавров ("Великая сила"
Ромашова, 1948). Крупнейшее творч. достижение В.исполнение роли Егора
Булычева (1933). В. первым создал на арм. сцене образ В. И. Ленина в
пьесе "Человек с ружьем" (1938). Здесь наиболее полно проявились
особенности дарования В. - актера-трибуна и глубокого реалиста.
В. работал и в области режиссуры. Он пост. в Т-ре им. Сундукяна
спектакли: "Достигаев и другие" (1934), "Васса Железнова" (1937),
"Коварство и любовь" (1938); "Огненный мост" Ромашова (1929), "Дерзание"
Овчинникова (1950). Автор пьес: "В кольце" (1930) - о гражданской войне
в Армении, "Нефть" (1932)- о соц. индустриализации и борьбе с
вредителями в Баку,"Министр финансов" (1935)-сатира на
дашнаков-эмигрантов, "Давид Сасунский" (изд. 1Р40) - на материале эпоса,
"Монастырское ущелье" (1945) - о колхозном строительстве, "День в
Салонике" и др. Вел педагогич. работу в Ереванском театр. ин-те (с
1946-профессор). В 1941 удостоен Ст. пр. за выдающиеся достижения в
области театр. иск-ва, в 1952 - за пост. спектакля "Дерзание". Театру в
г. Горисе присвоено имя В.
ВАГЕНАР (Wagenaar), Йохан (1.XI.1862, Утрехт,-16.VI.1941, Гаага) -
голландский композитор. Один из основателей совр. нидерландской
композиторской школы. Музыке обучался в Берлине у X. фон Херцогенберга.
С 1889 В.- органист собора в Утрехте (завоевал известность как один из
видных исполнителей соч. И. С. Баха); одновременно занимался
композицией.В своих сцепич. произв. В. использовал нац. муз. фольклор.
Автор опер "Дож Венеции" (1904, Утрехт), "Сид" (1916, Утрехт),
оперы-бурлески "Юпитер влюбленный" (1925, Схевенинген), водевиля "Рог
Фортуны" (1916), увертюр к пьесам "Укрощение строптивой" и "Двенадцатая
ночь" Шэкспира, "Амфитрион" Клейста и др., а также симф.,
камерно-инстру-мент. и др. соч. С 1904 В. - директор Муз. школы и
хорового об-ва в Утрехте; в 1919-38 - директор консерватории в Гааге.
Лит.: "De muziek", Amst., 1932, Wagenaar nummer. Л.М. "ВАГИФ"
-iдраматическая хроника 18 столетия в 3 д. 11 картинах Самеда Вургуна (о
поэте и гос. деятеле 18 в. Молле Панахе Вагифе). Соч. и пост. в 1938
Т-ром им. АзизСе-кова, Баку (реж. Искендеров, худ. Фатуллаев, композитор
Рустамов; Вагиф - Алекперов, Кязим-Зия, Хураман - Кадри, Гюльнар -
Гаджиева, Эльдар - Афганлы, Санатш, Видади - Курбанов, Каджар - Рухулла,
шут - Садыхов). 8 февр. 1953 состоялось 500-е представление "В." в Т-ре
им. Азизбекова (в числе постоянных исполнителей Курбанов - Видади,
Рухулла - Каджар, Алекперов - Вагиф, Афганлы, Санани- Эльдар).
"В." был пост. в 1940 в Бакинском т-ре рус. драмы (реж. Идаят-заде,
худ. Гусак, композитор Карницкдя; Вагиф- Шульгин, Эльдар - Байков,
Хураман - Бабичева, Видади- Жариков); в Арм. Бакинском т-ре (1940; реж.
Овсепян, худ. Ованесян); в Кироваканском т-ре Арм. ССР (1948); Арм. т-ре
драмы, Тбилиси (1Я52) и др.
И з д а н и я.- Первое изд. "В.", пер. с азербайджанского В. Гурвича,
M.-Л., 1941; из последующих изд.: "Вагиф". Драматическая хроника XVIII
столетия в 3 д., 11 карт., пер. с азербайджанского А. Адалис, М., 1959.
Лит.: Джафаров Дж., Азербайджанский гос. драм. театр им. Мешеди
Азизбекова, М., 1951, с. 185-191. А. Шн.
ВАГНЕР (Wagner), Рихард (22.V.1813, Лейпциг,- 13. II. 1883,
Венеция)-немецкий композитор, дирижер, муз. писатель. Муз. занятия В.
начались с 15 лет. В 1828-30 им были созданы различные муз.
произведения. С 1831 В. - студент Лейпциг-ского ун-та; одновременно
занимается теорией композиции с Т. Вейнлигом. В 1833 работает театр.
хормейстером в Вюрцбурге, затем капельмейстером ГМагдебург, 1834;
Кенигсберг, 1837; Рига, 1837-39). Деятельность В. как композитора в
основном связана с т-ром. В 30-х гг. он написал оперы (ставились в
придворных т-рах различных нем. городов): "феи" (по Гоцци, 1888,
Мюнхен), "Запрет любви" (по Шекспиру, 1836, Магдебург), музыку к
"Фаусту" Гете и к трагедии "Король Энцио" Раупаха (1832). В 1842 в
Дрездене была пост. опера "Риенци" (по роману Бул-вера-Литтона). В 1839
В. переехал в Париж, где добывал средства к жизни муз. аранжировками и
газетными корреспонденциями. В эти годы были написаны первые зрелые
произведения В.-опера "Летучий голландец (по нар. легендам и новелле
Гейне, 1843, Дрезден) и увертюра "Фауст" (по Гете, 1841). В 1842 В.
вернулся в Германию. В 1843- 1849 работал капельмейстером Придворного
т-рав Дрездене. Здесь создал оперу "Тангейзер" (1845), в Веймаре-
"Лоэнгрин" (1848), обе на основе свободно обработанных В. рыцарских
легенд 13 в. Участник революции 1848-49, В. после неудачи Дрезденского
восстания бежал в Швейцарию; в 1849-59 жил в Цюрихе. Начало муз.-критич.
деятельности В. относится к сер. 30-х гг., но осн. работы были
опубликованы в 40-50-х гг. Теоретич. работы В.: "Искусство и революция"
(1849), "Художественное произведение будущего" (1850), "Опера и драма"
(1851), "Обращение к моим друзьям" (1851) выражают
социально-политические и эстетич. взгляды композитора и намечают его
дальнейшие творческие пути. В 1852 В. подготовил текст оперной
тетралогии "Кольцо Нибелунга" на основе сканд. эпоса "Эдды" 8-9 вв. и
средне-верхне-нем. эпоса "Песнь о Нибе-лунгах" (первоначальный замысел -
в 1848) и начал работу над первыми частями тетралогии: "Золото Рейна"
(1853-54, пост. 1869, Мюнхен), "Валькирии" (1854-56, пост. 1870,
Мюнхен). В 1859 создал оперу "Тристан и Изолъда" (по сказанию Готфрида
Страс-бургского, 1865, Мюнхен). В 1863 В. выступал как дирижер в России.
В 1867 В. завершил оперу "Нюрнбергские мейстерзингеръ" по нюрнбергской
хронике 17 века (1868, Мюнхен), в 1868-74- последние части "Кольца
Нибелунга": "Зигфрид" (1868-71), ".Гибель погов" (1869-74). Пост. всей
тетралогии была осуществлена в 1876 в Байрейте, в т-ре, специально
построенном В. для этой цели. В
1882 В. завершил оперу-мистерию "Парсифалъ" по ср. век. христианской
легенде (пост. в Байрейте).
Большой твсрч. путь В. сложен и противоречив. В юности композитор
находился под влиянием различных прогрессивных и реакц. течений нем.
романтизма; он приветствовал революц. события 1830 во Франции и Польше.
Первая опера - "феи" - принадлежит к типу нем. романтич. оперы.
Сближение с деятелями буржуазно-либерального движения "Молодая Германия"
в середине 3(c)-х годов привело В. к отрицанию нем. романтизма и критике
нем. оперы. В статьях этого периода В. досхваляет итал. оперу за ее
мелодичность и непосредственность выражения чувств. Влияние итал. и
франц. опер сказалось в опере "Запрет любви" с ее реально-бытовой
тематикой, осмеянием ханжеской морали. В 1838 В. увлекается жанром
франц. "большой оперы", под воздействием к-рой создана опера "Риенци",
отразившая освободительно-бунтарские настроения В. В этой опере выявился
яркий талант В. как драматурга и симфониста. В период жизни в Париже
отношение В. к модному бурж. иск-ву становится резко отрицательным.
Усиливается интерес композитора к сюжетам из нем. жизни, получивший
развитие в последующих произв. Опера "Летучий голландец" знаменует
возвращение В. к проблематике нем. романтич. оперы, к фантастике.
Композитор значительно обновляет традиц. муз. средства романтич. иск-ва,
его опера отличается муз.-драматургич. цельностью, большое внимание
уделяется раскрытию психологии героев, в муз. драматургии повышается
роль лейтмотивов.
"Тангейзер" и "Лоэнгрин" во многом связаны с нем. романтич. операми
на рыцарский сюжет (типа "Эв-рианты" Вебера). Муз. язык в этих сценич.
произв. становится более индивидуальным; в недрах нем. романтич. оперы
постепенно созревают элементы будущей вагнеров-ской муз. драмы.
"Тангейзер", раскрывающий тему столкновения чувственности и аскетизма,
отражает протест В. против лицемерной бурж. морали, утверждение
свободного человеч. чувства. Однако тема протеста в этом произв.
сочетается с мистич. идеей "искупления"; в музыке господствует
повышенная эмоциональная напряженность. Идейные противоречия еще ярче
выражаются в "Лоэнгрине". В этой опере В. утверждает высшую миссию
художника и показывает в аллегория. форме его одиночество в совр. об-ве,
но протест носит здесь пассивный характер. Музыка отличается
психологической выразительностью; в муз. развитии преобладают
сдержанность и эпич. широта, возрастает роль хоров и ансамблей.
В период революции 1848 В. испытывает воздействие материалистич.
философии Л. Фейербаха и анархич. бунтарства М. А. Бакунина. В своих
теоретич. работах 1849-51 В. резко критикует капитализм и христианскую
церковь, выдвигает тезис об иск-ве как "продукте социальной жизни",
подвергает критике бурж. т-р, призывает к демократизации иск-ва.
Подлинное иск-во, по В., возможно лишь после революции. Но свои политич.
идеалы В. выражает в этих работах туманно и абстрактно.
Антик апиталистич. направленность отличает концепцию "Кольца
Нибелунга". Олицетворением "мирового зла" здесь является власть золота,
к-рой противопоставляется "сила любви". Борьбу со злом призван вести
идеальный нар. герой Зигфрид. В период длит. работы над тетралогией в
мировоззрении В. усилились реакц. тенденции вследствие увлечения
философией А. Шопенгауэра и ф. Ницше, тетралогия приобрела черты
пессимизма, в ней в образе бога Вотаиа отразились слабость и рефлексия,
неверие в революцию, характерные для нем. интеллигенции послереволюп.
периода.
В то же время в тетралогии ярко проявилась реформаторская
направленность творчества В., наметившаяся отчасти еще в операх 40-х гг.
В теоретич. работах 1849-51 и особенно в работе "Опера и драма" В.
подвергает резкой критике старую оперу, ее условность, разрыв между
драм. содержанием и музыкой. Он выдвигает идею создания муз. драмы,
синтезирующей музыку, текст, действие произведения, в к-рой музыка
становится одним из важнейших средств воплощения содержания. Для
успешного осуществления такого синтеза В. считает необходимым
объединение композитора и либреттиста в одном лице (В.- ав-юр либретто
своих опер). Стремясь к непрерывности муз.-драматич. развития, В.
преодолевает расчлененность оперы на отд. номера" (арии, ансамбли),
заменяя их свободно построенными монологами и диалогами. Большое
внимание он уделяет выразительности вокальной декламации. К актерам
предъявляется требование раскрывать вокальными и драм. средствами
авторский замысел. Огромное значение приобретает оркестр, усиливающий
эмоциональное воздействие, раскрывающий внутр. смысл происходящего.
Важнейшим элементом оркестровой партии становятся сквозные
характеристики - лейтмотивы (иногда появляются и в вокальных партиях).
Они характеризуют отдельных героев, предметы, явления, устанавливают
причинно-следственную связь между ними, обеспечивают муз. единство
произведения.
В музыке "Кольца Нибелунга" психологически насыщенный лиризм и
глубокий драматизм сочетаются с яркой картинностью, оркестр поражает
богатством и силой выражения, блеском, изобилием оттенков. В то же время
здесь отразились противоречия и односторонность творч. метода В. Почти
полное отсутствие арий, ансамблей, хоров приводит к однообразию
речитативной декламации. Порой нарушается равновесие между вокальной и
оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено на оркестре, он
пренебрегает выразительностью человеческого голоса. Усложненная система
лейтмотивов, чрезмерное изобилие гармонич. и оркестровых красок,
многословие текста, обилие отвлеченных рассуждений, замена действия
повествованием снижают драматич. напряженность "Кольца Нибелунга",
придают опере статичный характер.
Симфонизация оперы находит высшее проявление в "Тристане и Изольде",
где внешнее действие сведено до минимума и все внимание композитора
обращено на переживания героев. Предельной напряженности достигает
гармонич. язык оркестрового сопровождения.
От крайностей позднего стиля В. отступает в опере "Нюрнбергские
мейстерзингеры". Лишенный мифоло-гич. возвышенности, историко-бытовой
сюжет излагается более простыми и традиционными муз. средствами. В опере
имеются песни, ансамбли, хоры с их ясной мелодикой в духе нар.
песенности. Прогрессивна основная идея произведения: борьба за передовое
нар. искусство, против тупого педантизма.
Обращение В. к религии в конце жизни нашло отражение в
христианско-мистич. концепции "Пар-сифаля", приближающейся к типу
церковно-театр. действа. Музыка достигает здесь особой ясности,
уравновешенности, но ей свойственны черты абстрактной символики.
Отчетливо проявляется статичность действия.
В. принадлежит выдающаяся историч. роль в реформе оперного иск-ва.
Превращая оперу в муз. драму, композитор добивался идейной насыщенности
спектакля, гармоничного взаимодействия всех его элементов. Его оперы
явились выдающимися достижениями в области новых средств муз.
выразительности и драматургии. Велико значение В. в симфонизации оперы.
Сыграв большую роль в борьбе за высокую содержательность оперного
иск-ва, вагнеровская реформа (создание т. н. музыкальной драмы) привела
к решению новых сложных художеств. задач. Крупнейшие представители нац.
оперных школ, творчески осваивали достижения В., выступая в то же время
против крайностей вагнеровской реформы (Бизе, Верди, Чайковский и др.).
Реформаторское творчество В. оказало значит, воз' действие на оперное
исполнительство. Уже в первых дрезденских постановках композитора такие
выдающиеся певцы, как В. Шредер-Девриент и И. Те-хачек не во всем
удовлетворяли В. Композитор требовал от исполнителей глубокого
проникновения в сущность образов; особая декламационная выразительность
вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили
перед певцами новые задачи. Большие трудности возникали перед
исполнителями героич. партий в "Кольце Нибелунга"; музыка В. требовала
большой силы звука и огромной физич. выносливости. Неоднократные попытки
В. создать спец. школу для подготовки певцов-исполнителей его опер не
увенчались успехом. Однако с распространением вагнеровского репертуара
появляются певцы, удовлетворяющие требованиям новой вокальной школы.
Одним из первых был Л. Шнорр фон Карольсфельд, дебютировавший в партии
Тристана ("Тристан и Изольда", 1865, Мюнхен). В спектаклях "Кольца
Нибелунга" (1876, Байрейт) особенно выделялась А. Матерна в роли
Брунгильды. В нач. 20 в. значит, вклад был сделан рус. оперной школой,
выдвинувшей одного из лучших мировых исполнителей вагнеровских ролей -
И. В. Ершова. Выдающимся событием была также исполнение А. В. Неждановой
и Л. В. Собиновым основных партий в "Лоэнгрине". Среди сов. исполнителей
вагнеровских партий: К. Г. Держинская, И. С. Козловский, М. О. Рейзен.
Выделяются такжв совр. зарубежные исполнители - М. Каллас, Л. Мель-киф,
К. Флагстад, М. Медль, Л. Зютхауз и др.
Первые пост. опер В. в России относятся к 1868-("Лоэнгрин" в Петерб.
Мариинском т-ре). В 1889 нем. труппа впервые показала в Петербурге оперу
"Кольцо Нибелунга". Среди рус. музыкантов знатоком и пропагандистом
музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества В. давали
Римский-Корса-ков, Чайковский и др. В сов. время оперы В. ставились на
сценах крупнейших оперных т-ров, в т. ч. Москвы, Ленинграда, Риги и др.
В. был одним из видных представителей дирижерского иск-ва. В 50-60-х
гг. он неоднократно выступал в различных европ. городах, в т. ч. в
Петербурге и Москве (1863), с исполнением своих произв. и симфоний
Бетховена.
Соч.: Собрание муз. произведений - Wagner R., Werke, Lpz., Breitkopf
Hartel; Клавиры основных опер вышли также в русских изданиях с
переводом текстов на русский язык.
Л и т. с о ч.: Gresammelte Schriften und Dichtungen, Bd l-10, Lpz.,
1871-83; в рус. пер.- Избранные статьи. Ред., прим., вступ. и пояснит,
ст. Р. И. Грубера, М., 1935; Опера и драма, М., 1906; Художественное
произведение будущего, "Русская музыкальная газета", 1897, јј 1-3, 5-12,
1898, ;ј.ј l, 3-10; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1-4, М.,
1911-12 (т. 4 - Письма, дневники. Обращение к друзьям).
Лит.: Монографии - Друскин М-, Рихард Вагнер, М., 1958; Грубер Р.,
Рихард Вагнер (1883-1933), М., 1934; Kann Ю., Рихард Вагнер, пер. с
нем., М., 1913.
Очерки и и с с л е д о в а н и я - Л у н а ч а р-с к и и А. В.,
Рихард Вагнер, в его кн.: Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей
(1931-1933), [М.], 1934; Стасов В. В., Искусство XIX века, в его кн.:
Избр. соч., т. 3, М., 1952; С е-р о в А. Н., Рихард Вагнер и его реформа
в области оперы, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же,
"Нибелунгов перстень". Музыкально-драматическая поэма Рихарда Вагнера, в
его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Р и м-ский-Корсаков Н. А.,
Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или
музыкальная драма, в его кн.: Музыкальные статьи и заметки (1869-1907),
СПБ, 1911; Чайковский П. И., Байрейтское музыкальное торжество, в его
кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Pfordten H. von der,
Handlung und Dichtung der
Buhnenwerke R. Wagner, B., 1903; Хвостенко Вл. (сост.), "Вагнериана".
Материалы к библиографическому указателю литературы на русском
языкеоРих. Вагнере, "Советская музыка", 1934, ј 11. ' Г Кр.
ВАГНЕРОВСКИЕ СОЮЗЫ ( Richard-Wagner-Verei ne) - организации,
ставившие себе целью пропаганду и изучение творчества композитора Р.
Вагнера. Возникнув в начале 70-х гг. 19 в., В. с. организовывались во
мн. городах и областях Германии (Берлине, Бай-рейте, Дрездене, Лейпциге,
Мюнхене, Гамбурге и др.) и за рубежом (в Вене, Брюсселе, Нью-Йорке,
Петербурге и др.). В 1883 был организован Всеобщий вагнеровский союз.
ВАГНЕРОВСКИЙ ТЕАТР В БАЙР‚ЙТЕ - см. Баирейтский театр.
ВАГНЕР-РЕГЕНИ (Wagner-Regeny), Рудольф (р. 28.VIII.1903) - немецкий
композитор. Член Нем. академии иск-в (с 1950). Композицию изучал в
Лейп-цигской и Берлинской консерваториях. С 1924 был ассистентом
дирижера Народной оперы в Берлине; работал дирижером балетной труппы под
рук. Р. Ла-бана, с к-рой объездил мн. страны Европы. Автор музыки к
спектаклям и одноактным операм, к-рые ставились на оперной сцене в
городе Гера, в т. ч. опер "Мошопулос" (1928), "Новое платье короля"
(1928), а также оперы "Сганарель" по Мольеру (1929, Эссен), драм. сцен
"Святая куртизанка" по Уайльду (1932), "Исайя и Яков" (1939) по
библейскому сказанию, и др. Широкую известность принесла В.-Р. опера
"Фаворит" по драме В. Гюго "Мария Тюдор" (1935, Дрезден). В этой
реалистич. муз. драме композитор пользуется, наряду с вокальными
формами, разговорной речью. В.-Р. принадлежат также оперы на либретто К.
Неера, "Граждане Кале" по историч. хронике (1939, Берлин), "Иоганна
Балк" по мотивам трансильванского нар. эпоса (1941, Вена), "Персидский
эпизод" (не пост.); балеты "Моритат" (1929, Эссен), "Разбитый кувшин"
(1937, Берлин) и др. соч. в различных жанрах. В 1947-50 В.-Р. - директор
консерватории в Ростоке, с 1950 - профессор Берлинской высшей муз. школы
(ГДР). Нац. пр. (1955). Лит.: Burgartz A., Rudolf Wagner-Regeny, В.,
1935-Л. M.
ВАГРАМОВ, Федор Аркадьевич (р. 1899) - русский советский драматург.
Член КПСС с 1918. Был рабочим (токарь по металлу). Участвовал в гражд.
войне. Лит. деятельность начал в 1926. Первая пьеса В. - "Последняя
ставка" (совм. с Н. А. Петрашке-вичем; 1928, 4-я Студия МХАТа),
посвящена гражд. войне. В 1930 в МХАТе пост. пьеса В. "Взлет",
рассказывающая о сов. летчиках. Автор пьес "Родимое пятно" (1933),
"Яблоко раздора" (1955, Ростовский-яа-Дону т-р) и др.
Соч.: Пьесы, М-, 1936. С. Под.
ВАДЕ (Vade), Жан (1720-1759) - французский либреттист. Создал жанр
пуассар в комич. опере. Был сторонником создания новой музыки к текстам,
вместо обычного в его время исполнения новых текстов на стары? мелодии.
В. принадлежит либретто водевиля "Обломки" (1753) с музыкой Доверия,
сыгравшего важную роль в создании франц. комич. оперы. И, ZZT.
ВАЖА ПШАВЕЛА (наст. имя и фамилия - Лука Разикашвили) (14.VII. 1861
-27.VII. 1915) - грузинский поэт. Лит. деятельность начала 1880-х гг. В
1894 написал романтико-психологич. драму "Изгнанник", построенную на
конфликте между обществ. и личными интересами. Эта пьеса ставилась в
т-рах Тбилиси, Кутаиси, Батуми (в 1956-в Т-ре Марджанишвили, Тбилиси).
В. П. является также автором небольших пьес, обличавших взяточничество
чиновников, отображавших проникновение ростов-щич. капитала в груз.
горную деревню, обреченность патриархального уклада ("Сцена в горах",
"Сцены из жизни пшавов","Сцена в Хевсуретии", 1889) и детской пьесы
"Комедия леса" (1911). Поэма В. П. "Бах-триони" инсц. и пост. в Т-ре им.
Руставели в 1960. Э. Г.
BAЗEM, Екатерина Оттовна [13(25).1.1848-1937]- русская балерина,
педагог. Окончила Петерб. балетное уч-ще (1857-67). Ученица А. Н.
Богданова и Л. И. Иванова. По окончании уч-ща была принята в Петерб.
балетную труппу имп. т-ров, где проявила себя как виртуозная танцовщица.
В 1884 впервые на рус. сцене исполнила партию Никии ("Баядерка"
Мин-куса). Партии: Медора ("Корсар" Адана), Жизель;
Пахита (о. п. Минкуса) и др. В. была выдающимся педагогом. В 1886-96
преподавала в Петерб. балетном уч-ще, в числе ее учениц были А. П.
Павлова, А. Я. Ваганова и др. Написала воспоминания "Записки балерины
Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884" (изд. 1937).
Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), СПБ, 1899; Борисоглебский
M.B. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л.,
1938-1939.
BAЗОB, Иван Минчов [27.VI(9.VII). 1850, Сопот, ныне
Вазовград,-22.IX.1921, София) - болгарский писатель, драматург, политич.
деятель. Род. в семье зажиточного торговца. Принимал участие в
подпольной революц. работе,после поражения Апрельского восстания 1876
эмигрировал в Румынию, позже-в Россию(1887- 1889). Лит. деятельность
начал в 70-е гг. В. принадлежит 15 пьес. Его драматургич. произведения
явились значительным этапом в развитии болг. драматургии и т-ра. Первую
группу составляют драмы "Руска" (1883), "Изгнанники" (1894), "Под игом"
(1910), посвященные народно-освободительной борьбе, проникнутые
романтич. пафосом.
В этих драмах правдиво изображена совр. В. действительность, созданы
образы свободолюбивых людей, показана изменническая политика сельских
богачей (чорбаджи), сочувственно обрисована жизнь болг. эмигрантов,
участвовавших в борьбе с поработителями. Ко второй группе относятся
сатирич. комедии "Кандидаты славы" (1900), "Искатели теплых местечек"
(1903) и др., в к-рых В. обличал карьеризм, жажду наживы, эгоистич.
интересы бурж., чиновничьих и писательских кругов. Этими пьесами В.
утвердил в болг. драматургии жанр реалистич. общественно-сатирич.
комедии. В третью группу входят историч. драмы "Над пропастью" (1908),
"Борислав" (1909), "Ивайло" (1911), "Престрл" (1921). Эти произв., осн.
тема к-рых - идея гос. независимости Болгарии, развивали традиции
историко-патриотич. драматургии Д. Войникова и В. Друмева. Однако в них
сказалась идейная противоречивость творчества В., влияние консервативных
буржуазно-националистич. концепций. Среди пьес В.-"Михалаки чорбаджи"
(1878), "Казаларская царица" (1911).
Комедии и драмы В. были пост. впервые "Руме-лийской театральной
труппой" (Пловдив), т-ром "Слеза и смех", реорганизованным в 1904 в Нар.
т-р (София). В программу торжественного открытия Нар. т-ра входил
написанный В. пролог-феерия "Слава искусства", проникнутый поэзией болг.
нар. легенд и сказок. В пьесах В. выступали крупнейшие актеры Болгарии -
Г. Киров, А. Кирчев, X. Ганчев, А. Будевская, К. Сарафов, Г. Донев и др.
Многие пьесы В. сохраняются в репертуаре болг. т-ров.
Соч.: Изгнанники, в кн.: В аз о в И., Соч., т. 6, пер. с болг., М.,
1957.
Лит.: Державин Н. С., Иван Вазов, М.-Л., 1848. Аг. М.
"ВАЙ" - амплуа в китайском театре. Обычно "В."- второстепенные роли
мужчин. В Сунской и Юаньской южной драме к "В." относили только роли
старых и молодых (позднее только старых) людей. В Кунь-шаньском т-ре
роли этого амплуа назывались "лао-вай", в Пекинской опере - "лицзы
лаошэн" (Го Цзы-и в пьесе "Наказание принцессы Цзинь Чжи", Дун Гао-гун -
"Застава Вэньчжаогуань"). В совр. кит. т-ре в амплуа "В." входят
основные роли в Куныпаньском, Хубэйском и Хунаньскомт-рах. В Ху-бэйском
т-ре к этому амплуа относятся все роли без пения (Сяо Энь в пьесе "Рыбак
убивает семью помещика", Сун Цзян - "Убийство Янь По-си").
ВАЙНО, Арнольд Хансович [13(26).VII.1900- 15.III.19601 - эстонский
актер. В 1917-19 выступал в хоре. В 1919-32 был актером и режиссером
т-ра "Ванемуйне" (Тарту), в 1932-41 -т-ра "Эстония" (Таллин). Крупный
комедийный актер, В. с успехом выступал в эст. бытовых пьесах, в драмах
и опереттах. Сочные народные образы, созданные В., были отмечены мягким
юмором, жизненной правдивостью. Роли: жрец Арон, Яак Йорам, Кустас ("На
вехах Синая", 1928, "Микумярди", 1936, "Лежебока", 1937, Рауд-сеппа),
Земляника ("Ревизор", 1936), Основа ("Сон в летнюю ночь", 1937). Пост.
спектакли: "Цыганский барон" Штрауса (1930), "Прекрасная Елена"
Оффен-баха (1932) и др. В 1941 оставил сцену. Л. Кр.
ВАЙНОНЕН, Василий Иванович [р. 8(20).II. 1898] - русский советский
балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1939).В 1919 окончил Петрогр.
хореографич. уч-ще (класс В. И. Пономарева). В 1919-38 работал в
Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова. С 1939 ставил спектакли в т-рах
Москвы, Минска, Новосибирска и др. городов. В первые годы творч.
деятельности исполнял небольшие характерные партии. В 20-е гг. начал
работать как балетмейстер (пост. ряд концертных номеров). В 1930
осуществил постановку балета "Золотой век" Шостаковича в
Ленингр. т-ре оперы и балета (ныне им. Кирова). Пост. спектакли:
"Пламя Парижа" Асафьева (1932, Ленингр. т-р оперы и балета; новая
сценич. редакция - 1933, Большой т-р, Ст. пр. 1947), воссоздающий образ
народа как героя спектакля; "Щелкунчик" (1934, Т-р им. Киро-ва;1938,
Большой т-р), в к-ром В. нашел сценич. решение, более близкое к муз.
Чайковского, "Партизанские дни" Асафьева (1937, Т-р им. Кирова);
"Арлекинада" Дриго (1946, Белорус. т-р оперы и балета, Минск); танцы в
опере "Проданная невеста" Сметаны (1949, Большой т-р, Ст. пр.); "Берег
счастья" Спадавеккиа (1952, Новосибирский т-р оперы и балета).
Лит.: СлонимскийЮ., Вайнонен, Захаров, Лавровский, "Рабочий и театр",
1936, ј 21; Государственный ордена Ленина академический Большой театр
Союза ССР, М.. 1947. с. 278.
ВАЙНЮНАИТЕ, Антанина Юозасовна [р.2(14).!. 1896] - литовская
советская актриса. Нар. арт. Лит. ССР (1956). В 1915-18 занималась в
театр. школе им. Мочалова в Одессе. С 1918 работала в т-ре Ю. Вайч-куса
в Вильнюсе, в 1919 - в Каунасе, с 1920 - в Драм. т-ре об-ва "Творцов
искусства" (в 1922 преобразован в Гос. т-р). Образы, созданные В.,
отличаются тщат. отделкой деталей, задушевностью, искренностью"
теплотой, жизненной достоверностью. Роли: Мар-целе ("Голодные люди"
Ясюкайтиса, 1919), Раудона' ускене ("Денежки" Чюрлионене, 1921), Луиза,
леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Дездемона (1924);
Графиня, Марцелина (1924, 1952, "Свадьба Фигаро"), Найнене ("Поют
петухи" Балтушиса, 1948), Климан' скене ("Горячее лето" Грицюса, 1955),
Горностаева ("Любовь Яровая", 1956), мисс Европа ("Генеральная
репетиция" Бинкиса, 1959) и др. В. М.
ВАЙЧКУС, Юозас Ионасович (16.IV. 1885-7.IV. 1935) - литовский
театральный деятель. В 1905 создал передвижную любительскую театр.
труппу, с которой гастролировал в Литве до 1914. В 1916 окончил юридич.
ф-т Петерб. ун-та и студию Александрийского т-ра. В том же году создал
литов. драм. студию, к-рая давала в 1917-18 спектакли в Петрограде. Эта
студия стала первым лит. проф. т-ром. С 1918 т-р работал в Вильнюсе, с
1919 - в Каунасе. В 1920 на основе этого коллектива был создан Драм. т-р
об-ва "Творцов искусства" (в 1922 преобразован в Гос. т-р), в к-ром В.
работал режиссером. В 1923-32 В. жил в США. В 1932 вернулся на родину.
Работал в кино. Творчество В. отмечено реалистич. тенденциями. Среди его
пост.: "Люди" Варгшаса (1918), "Голодные люди" Ясюкайтиса (1919), "Две
дороги" Хейермансч
(1919), "Строитель Сольнес" (1919) и "Привидения"/
(1920) Ибсена, "Блинда" Жямкальниса (1920), "Огни Ивановой ночи"
Зудермана (1920) и др. В. вел педаго-гич. работу; среди его учеников -
П.Кубертавичюс, И. Станулис, О. Курмите, А. Вайнюнайте, В. Ди' нейка и
др. В. М.
ВАЙЧЮНАС, Пятрас Винцович (29.VI.1890 - 7. VI. 1959) - литовский
советский драматург и поэт. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1954). В своих
пьесах В. показал трагич. судьбу хуДож-ника, бесправное положение
женщины в бурж. обществе. В. написал 21 пьесу, вт. ч.: "Патриоты"
(1926), "Грешный ангел" (1927), "Идолы и люди" (1928), "Воскресенье"
(1936, Каунасский т-р), "Их превосходительство" (1954, Вильнюсский т-р).
Пьесы В. были пост. т-рами Каунаса, Шяуляя, Клайпеды, Паневежи-са.
Перевел на лит. язык пьесы Шиллера, Словацкого, Ибсена, Арбузова. А.
Руз.
BAKA (Vaca),Хусепа [1589-1653(?))- испанская актриса. Прославилась
как исполнительница центральных женских ролей в комедиях Лопе де Вега и
в ауто. Уже в 1607 В. пользовалась в Мадриде известностью, ей посвящали
свои пьесы драматурги Лопе де Вега, Велес де Гевара.
Лит.: Diaz de Escovar у Larso el e la Vega, Historia del teatro
espanol, Barcelona, 1924. Я. Т
BAKAPECA (Vacarezza), Альберто (р. 1896) - аргентинский драматург.
Один из наиболее популярных авторов жанра своеобразных муз. комедий
сайнете. Произведения В. (на исп. яз.) имели большой успех и часто
ставились в т-рах Аргентины. Первая его пьеса "Экскурсанты" отражала
жизнь простого народа (1911, пр. на "Конкурсе Аргентинского т-ра",
музыка композитора Э. Чели). В. принадлежат "сайнете": "Ефрейтор Риверо"
(1928-29, труппа Муиньо - Алипии, т-ры "Аполо" и "Насьональ",
Буэнос-Айрес), "Ты родился в ночлежке" (1920, труппа
Арата-Ситари-Франко, т-р "Насьональ", Буэнос-Айрес), "Ночлежка",
"Голубка" (1929, т-р "Насьональ", труппа Арата-Ситари-Франко), "Когда
развлекается беднота" (1929, там же). В. развивал в "сайнете" традиции
Немесио Трехо и Пачено, придал этому жанру особую нац. окраску,
освободив его от исп. влияний. Писал и в др. жанрах - драма "Семья
Батальян" и др. Пьесы В. рассказывают о жизни простого народа, об
эмигрантах, приезжающих в Буэнос-Айрес в надежде найти работу, и т. д.
Лит.: Siete sainetes portenos. Ed. Losange, В. Aires, 1958. Ал. Р.
ВАКАСЮГАТА - актерское амплуа в японском традиционном театре Кабуки;
актер, играющий молодых мужчин. Появилось в нач. 17 в. В театре
ва-касю-кабуки В. занимал наряду с вакасюоннагата центральное положение
в труппе. Л. Гр.
ВАКАСЮ-КАБУКИ - вид японского традиционного театра Кабуки. Ведущими
актерами В.-к. были обычно красивые юноши. В.-к. получили широкое
распространение после 1629, когда были запрещены выступления трупп
онна-кабуки, состоявших из женщин. Представления В.-к. носили
преимущественно танцевально-песенный характер. В 1652 спектакли В.-к.
были также запрещены. Л. Г р.
ВАКАСЮОННАГАТА - актерское амплуа в японском традиционном театре
Кабуки; роли молодых девушек. Появилось в нач. 17 в. В т-ре
вакасю-кабуки партнером В. был вакасюгата. Актер, исполнявший роли В.,
занимал одно из центральных положений в труппе.Амплуа В. сохранилось и в
совр. т-ре. Л. Гр.
ВАКЕЛИ (наст. фам.- Мегрелидзе), Иона Лукич (р. 28.XI.1900)
-грузинский советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1920.
Первая пьеса "Насакирали" (1925) посв. событиям революции 1905. В
комедии "Апракуне Чимчимели" (1934), пьесах "Зависть" (1937) и "Сталь"
(1951) В. разоблачает пережитки старого, рисует образы волевых,
целеустремленных сов. людей, их борьбу за построение новой жизни. Автор
историч. пьес "Шамиль" (1935), "Георгий Саакадзе" (1939) и "Царица
Тамара" (1948). Пьесы В. ставились в т-рах им. Марджанишвили, им.
Руставели, им. Грибоедова (Тбилиси).
Соч.: з u J 0 С -' "o000 buuJudo" (1939); "отиЭи Эозо" (1948).
Лит.: Барамидзе А., Р а д и а н и Ш., Ж г e н т и Б. История
грузинской литературы. Тб., 1958.
2uu8odo u., ( о со о u E) o '3., л с п б (*) о ijucn'cwo сопиДпоЬ
obcoou. Д. Д.
ВАКИ - второй актер в классическом японском театре масок Но. Первый
актер (сигэ) и сопровождающие его актеры выступают обычно в масках. В. и
сопровождающие его актеры - без масок. Л. Гр.
ВАКХАНАЛИЯ (франц. bacchanale, от лат. Baccha-nalia - празднества в
честь Вакха, бога вина и веселья)- в опере, балете вводная хореографич.
сцена, эпизод или танец, обычно изображающий опьянение, шумное веселье,
античную вакхич. сцену. Исполняется темпераментно, в живом, быстром
темпе. Возникновение В. как музыкально-хореографич. жанра относится к
концу 18 в., когда пианист и композитор Д. Штей-бельт издал свои "12
вакханалий" для фп. с аккомпанементом тамбурина, ставшие популярными в
качестве муз. основы танц. импровизаций в парижских салонах эпохи
Директории. Любительское исполнение В. затем перешло на профессиональную
сцену. Композитор Керубини первым ввел В. в балет ("Ахилл на Скиросе",
1804). Яркие образцы В.-в операх "Тан-гейзер" (сцена "Грот Венеры"),
"Фауст" ("Вальпургиева ночь"), "Самсон и Да-лила" Сен-Санса, в балете
"Раймонда" и др.
ВАЛАМАТ-ЗАДЕ, Гафар (р. 1916) - таджикский советский балетмейстер.
Нар. арт. Тадж. ССР (1945). Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 2-4-го созывов.
Член КПСС с 1942. Был исполнителем народных танцев. В 1930-32 учился в
муз.-театр. техникуме в Ленинабаде. В 1932 вступил в труппу У зб. муз.
т-ра в Ташкенте. С 1934-артист балета и балетмейстер тадж. муз. т-ра в
Сталинабаде. Творчество В.-З. характеризуется большим темпераментом,
технич. мастерством, способностью выразительно передавать содержание
танца. В пост. им танцах В.-З. опирался на опыт мастеров нар.
творчества. В 1944-46 учился в Москве в хореографическом училище при
Большом театре, в 1947 - 51 - на балетмейстерском отделении ГИТИСа. С
1951-гл. балетмейстер Театра оперы и балета- имени Айни (Сталинабад).
Пост. спектакли: "Лейли и Меджнун" Баласаня-на (1947), "Эсмераль-да"
Пуни (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1954),"Дильбар" Ленского (1954) и
др. В постановках В.-З. органически сочетаются элементы классического и
народного таджикского танца. Н. Н.
ВАЛЕЕВ, Масалим Мушарапович [26.III (7.IV). 1888 - 2.1.1956] -
башкирский советский композитор, скрипач и дирижер. Засл. деят. иск-в
Башк. АССР (1940). В 1914-17 учился в Муз. школе в Оренбурге. С 1910
работал как скрипач в различных симф. и оперных оркестрах и одновременно
занимался композиторской деятельностью. С 1932 был дирижером и зав. муз.
частью Башк. т-ра драмы (Уфа). Автор первой нац. башк. оперы "Хакмар" о
борьбе за колхозный строй и новый быт в башк. деревне (1940, Башк. т-р
оперы и балета, Уфа; новая ред. под назв. "Айхылу" совм. с Н, И. Пейко,
пост. там же, 1943), музыки к спектаклям "Кара юзляр" ("Черноликие")
Гафури, "Тальян-гармонь" Ахметшина, "Тансулпан" Даяна (пост. в Башк.
т-ре драмы), симф., хоровых и др. соч. Д. Б.
ВАЛЕЕВА, Бану Нургалеевна [р. 14(27). XII. 1914]-башкирская советская
артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1955). Член КПСС
с 1953. Деп. Верх. Совета Башк. АССР 2-5-го созывов. Творческую
деятельность начала в самодеятельности. В 1938 окончила Башк. студию при
Моск. консерватории; в этом же году начала работать в Башк. т-ре оперы и
балета в Уфе. Партии: Танхылу
("Акбузат" Заимова и Спадавеккиа), Алтынчеч (о. п. Жиганова), Аминат,
Наза ("Салават Юлаев", "Кода-са" Исмагилова), Антонида ("Иван Сусанин"),
Марфа ("Царская невеста"), Виолетта, Джилъда ("Травиата", "Риголетто"),
Лакме (о. п. Делиба) и др. В. является также выдающейся исполнительницей
башк. нар. песен. В иск-ве В. претворяются характерные черты нар.
орнаментированного мелодич. стиля. Д. В.
ВАЛЕЕВ-СУЛЬВА, Су-лейман Яруллович [9(21). I. 1899-23. IV.
1956]-татарский советский актер и режиссер. Член КПСС с 1920. В 1919 -
актер театр. фронтовых бригад. В 1920-23- режиссер тат.
рабоче-крестьянского т-ра в Оренбурге, в 1925-26 - тат. Крымского т-ра.
В. содействовал утверждению советского репертуара на нац. сцене. Пост.
первые тат. пьесы о Красной Армии: "Шлем" Минского, "Борьба за Казань"
Алымова (1928). В 1931-32 учился в ГИТИСе на режиссерском ф-те. В
1928-45 работал как режиссер в Т-ре им. Камала (Казань). Пост.:
"Банкрот" Г. Камала (1933), "В вороньем гнезде" Ш. Камала (1929),
"Отелло" (1936). В 1949-56 возглавлял Тат. республиканский передвижной
т-р. Пост. "Увядшие цветы" Джабарлы (1953), "Седая девушка" Хэ Дзинь-Чжи
и Дин Ни (1955). X, К.
"ВАЛЕНСИАНСКАЯ ВДОВА" ("La viuda valen-ciana") - комедия в 3 д. Лопе
де Вега (Вега Яарпьо) (сюжет заимствован из итал. новелл Маттео
Банделло). Соч. 1604, окончательный вариант - 1619. В рус. пер. (М. Л.
Лозинского) пост. впервые 26 марта 1940 Ленингр. т-ром Комедии (реж. и
худ. Акимов, комп. Животов; Леонарда - Юнгер, Камило - Савостьянов,
Лусенсьо - Бонди, Отон - Ханзель, Валерьо - Вениаминов, Лисандро -
Лец-кий, Урбан - Суханов и Сухаревская, Марта - Скопина, Флоро -
Филиппов, Селия - Барабанова, Росано - Волков). С этим спектаклем т-р
выступал в Москве в дни показа иск-ва Ленинграда (1940). 15 ноября того
же года премьера "В. в." состоялась в Моск. т-ре им. Ленинского
комсомола (реж. Берсенев и Гиацинтова, она же - исполнительница роли
Леонарды, худ. Козлинский, комп. Хачатурян, танцы - Бур-мейстер; Камило
- Фрелих и Палин, Лусенсьо - Марута, Отон - Плятт, Валерьо - Вовси,
Лисандро - Плотников, Урбан - Соколова, Марта - Паркалаб и Сергеева,
Селия - Кошкина). "В. в." поставили: Художественный т-р Латвийской ССР
(1952), Костромской т-р (1945), Сталинградский т-р (1940), Куйбышевский
т-р (1941), Ивановский т-р (1948), Липецкий т-р (1953), Омский т-р
(1955), Тюменский т-р (1959) и др.
И з д а н и я.- Первое изд. "В. в."-1620; Соч. Лопе д e Вега, т. XIV,
рус. пер. М. Л. Лозинского, М., 1939.
Лит.: Ленинградский театр комедии. "В аленсианская вдова". Комедия в
3 д. (к пост.), Л., 1939; "Искусство и жизнь", Л., 1939, .ј 4; "Театр",
М., 1941, .ј 4, с. 58-67. А. Шн.
ВАЛЕНТИНОВ, Валентин Петрович (1871-1929)- русский либреттист,
композитор, режиссер, антрепренер. Начал выступать на эстраде, затем
работал в оперетте как артист (на разных амплуа) и режиссер. В. - автор
т. н. "опереточных мозаик" (оперетт, построенных на музыке из различных
совр. опер, оперетт, песен) и др. Популярностью пользовались оперетты
В.: "Ночь любви", "Тайны гарема", "Жрицы огня", "Монна Ванна" и др. О.
В.
ВАЛЕРИАНИ (Valeriani), Джузеппе (1708-17.IV. 1762) - итальянский
театральный художник и архитектор. Род. в Риме. Учился в Венеции, где
начал театр. деятельность. С 1742 работал в России. Совм. со своим
помощником А. Перезинотти В. писал декорации для спектаклей петерб.
Оперного дома и моек. Оперного т-ра (ок. Головинского дворца): "Селевк"
(1744) и "Александр в Индии" (1756) Арайи, "Мило. сердие Тита" Хассе
(1746) и мн. др. (см. рис. на стр. 807). Указом от 1747 В. был назначен
придворным театр художником. С 1748 до конца 50-х гг. 18 в. преподавал в
рисовальных классах Академии наук. Работал также как дворцовый
декоратор.
Лит.: Коноплева М., Театральный живописец Джу" зеппе Валериани.
Материалы к биографии и истории творчества, Л., 1948. р. X.
ВАЛИТОВА, Набиля Гательхамитовна (р. 24. XII. 1928) - башкирская
советская балерина. Засл. арт. РСФСР (1955). Окончила Ленингр. хореограф
ич. уч-ще в 1949. С этого же года -солистка Башк. т-ра оперы и балета
(Уфа). Партии: Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Лиза ("Тщетная
предосторожность" Гертеля), Лауренсия и Паскуала ("Лауренсия" Крейна),
Одетта-Одиллия, Раймонда. Д. Б.
"ВАЛЛЕ" (Valle) - итальянский театр. Основан в Риме в 1726 К. ди
Джулиано Капраника и в том же году сдан им в аренду Д. Валле.
Первоначально "В." был гл. обр. драм. т-ром; в нем ставились комедии
дель арте, с 1755 также пьесы К. Гольдони и П. Кьяри. С 1765 здесь шли
преим. оперы Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы и др. В 1789 т-р был
закрыт и открылся вновь в 1796. В нач. 19 в. на сцене "В." впервые
ставятся оперы Дж. Россини и Г. Доницетти. Во 2-й пол. 19 в. в т-ре "В."
наряду с операми ставились также драм. спектакли, в к-рых принимали
участие артисты Ч. Росси, Э. Дузе, Ф. Андо, Э. Новелл и. В 20 в. "В."
становится второстепенным т-ром. В наст. время в нем выступают различные
драм. труппы. В 1959 на сцене "В." пост. пьеса Л. Скварцины "Девушка из
Романьи". Здание т-ра перестраивалось в 1765, 1823 и 1898. Р. X.
ВАЛЛЕНТИН (Vallentin), Рихард (3.11.1874- 14.1.1908) - немецкий
режиссер. В 1894 сценич. деятельность начал как актер в берлинском
"Остенде-театре". В 1896 вступил в труппу Немецкого т-ра. Принимал
участие (вместе с М.Рейнхардтом) в постановках лит.-театр. кабаре "Шалль
унд раух" (1901), затем был режиссером берлинского Малого т-ра, где
пост. спектакль "Ночлежка" ("На дне" Горького, 1903), в трактовке к-рого
проявились натуралистич. тен- денции. В этом же т-ре пост. "Виндзорских
проказниц" (1904). Для режиссерского иск-ва В. характерно сочетание
натурализма с яркой театральностью. Сложные взаимоотношения с
Рейнхардтом заставили В. перейти в венский Городской т-р. Позднее В.
участвовал в создании "Хеббель-театра" в Берлине, открытого в 1908,
вскоре после смерти В..
Максим (р. 9. X.I 904) - немецкий режиссер, театральный деятель. Сын
Рихарда В. По окончании школы актерского иск-ва при Гос. т-ре в Берлине
(ученик Л. Йеснера) дебютировал на сцене "Шлос-парктеатра", затем играл
в различных театрах Берлина и Цюриха. В 1925 был организатором и
режиссером рабочего самодеятельного агитпропколлектива "Красный рупор".
В 1933 эмигрировал в СССР; изучал систему Станиславского, работал
режиссером на радио. По возвращении в Германию в 1945 создал (совм. с О.
Гайяром) первый в Германии театр. ин-т в Веймаре, в к-ром занятия велись
по системе Станиславского. Из первого выпуска этого ин-та в 1950 В.
организовал студию "Молодой ансамбль", получившую в 1952 название Т-ра
им. Максима Горького (Берлин). Среди лучших режиссерских работ В. в этом
т-ре: "За тех, кто в море" Лавренева (1952), "Дости-гаев и другие"
(1954), "Разбойники" (1955). Автор работы "От импровизации к игре" ("Vom
Stegreif zum Stuck", В., 1949), посв. системе Станиславского и
рассказывающей о творческом методе В. Удостоен Нац. пр. ГДР (1955). J В.
К.
ВАЛЛЕРИА (Valleria) (урожденная - Ш е н и н г;
Schoening), Альвина (12.Х.1848-17.П.1925)-амер. артистка оперы
(драматич. сопрано). В 1867 окончила Королевскую муз. академию в
Лондоне. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в 1871, затем
пела в Милане (в т-ре "Ла Скала"), крупнейших муз. центрах Германии и в
Лондоне (т-ры: "Друри-Лейн" - 1873, Итальянская опера - 1877-78,
"Ковент-Гар-ден" - 1879-82); выступала на сцене "Метрополитен-опера"
(Нью-Йорк). Голос В. отличался широтой диапазона (от ноты си-бемоль до
ре; в ранние годы брала фа третьей октавы), силой, полнотой, красотой
тембра. В. выделялась также ярким драматич. талантом. Выступала во мн.
партиях классич. репертуара, в т. ч.: Линда ("Линда ди Шамуни"
Доницетти), Леонора ("Трубадур"), Аида; Маргарита ("Фауст"), Микаэла
("Кармен"), Елизавета, Сента ("Тайнгейзер", "Летучий голландец."
Вагнера), а также в ряде опер амер. композиторов, в т. ч. в операх
Макензи ("Трубадур" и "Коломба") и Томаса
("Надежда"). В 1886 В. оставила оперную сцену и выступала как
концертная певица. Л. М
ВАЛМИЕРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЛЕОНА ПАЭГЛЕ - латышский
драматический театр. Был создан в Вал-миере в нач. 1919 в период Сов.
власти. В годы бурж. режима (1920-40) в Валмиере существовал т-р, в
к-ром работало несколько проф. актеров. В конце 1944, после освобождения
города от гитлеровских захватчиков, в Валмиере был создан постоянный
проф. т-р. В 1953 в коллектив влилась часть труппы б. Елгав-ского т-ра.
В том же году т-ру было присвоено имя латышского революционного поэта Л.
Паэгле. Среди спектаклей т-ра: "Победа Ешки Зиньгиса" Упита (1954),
"Шесть маленьких барабанщиков" Алунана (1955), "Привидения" (1956);
"Каменное гнездо" Вуолийоки (1958) и др. Театр ведет преим. выездную
работу. В 1949-57 гл. реж. т-ра была А. Лацис, с 1957 - П. Луцис. В
труппе т-ра (I960): засл. арт. Латв. ССР Э. Барун, В. Лие-пинь, Б.
Приедитис. К. К.
ВАЛУA (de Valois), Нинет де [наст. имя и фам.- Идрис С т а н-н у с
(Sfcannus)] (p. 6. VI. 1898, Балтибойс, Ирландия) - английская артистка
балета и балетмейстер. Училась классич. танцу у педагогов Э. Эспиносы,
позднее у Э. Чеккетти. В 1914 дебютировала в пантомиме в т-ре "Лицеум".
В 1923 была приглашена в труппу С. П. Дягилева; исполняла партии феи
Виолант d па-де-труа в "Спящей красавице", Фелиситы ("Бабы" Скар-латти
по Гольд они) и др. В 1926 организовала балетную школу "Академию
хореографич. иск-ва", в к-рой большое внимание уделялось классич. танцу
в противовес модному в то время т. н. "танцу модерн". В 1930 вместе с
учениками выступала в спектаклях "Общества Ка-марго", где в 1931
осуществила пост. балета "Иов" Уильямса. В. поставила ряд хореографич.
номеров в т-ре "Олд Вик", интермедию в "Мнимом больном" Мольера (1927),
балет "Безделушки" Моцарта (1928) и др. В 1931 на базе "Академии
хореографич. иск-ва" организовала вместе с Л. Вейлис балетную школу при
т-ре "Олд Вик", из к-рой позднее была сформирована балетная труппа
"Седлерс-Уэллс балле". С 1931 - худ. рук. этой труппы (с 1957 труппа
носит название Королевского балета}. Среди пост. В.: "Карьера мота"
Гордона (по серии картин художника У. Хопарта, 1935), "Шах и мат" Блисса
(1937), "Наше зрелище" на муз. Бойса (по серии карикатур Т. Роулендсона
1940), "Лебединое озеро" (возобновлено в 1952), "Коп-пелия" (1954) и др.
Все балеты, поставленные В. по мотивам англ. художников, решены в
экспрессионистской манере, наиболее характерной для творчества В.; но,
ставя классич. балеты, В. всегда следовала принципам школы классич.
танца. В. - автор ряда книг по балету, почетный доктор лит-ры
Оксфордского ун-та (1950), почетный доктор музыки Лондонского ун-та
(1947). В 1950 и 1959 посетила СССР.
С о ч.: Invitation to the ballet, L., 1937 и 1957; Come dance with
me; a memoir. 1898-1956, L., 1957; Some problems of ballet today, в кн.:
Gala Performance, ed. by A. Haskell (a.o.j, L., 1955.
Лит.: N e a t b у K., Ninette de Valois and the Vic-Wells Ballet, L.,
1934; "British Continental Press", 1934; С lark e M., The Sadler Wells
Ballet, L., 1955. Ham. P.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.