Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
БРАНН (Вгаnn), Пауль (р. 5.1. 1873) - деятель немецкого театра кукол.
В 1905 вместе с группой художников-экспрессионистов (Брадль, Ваккерле,
Гуль-брансон и др.) основал "Т-р марионеток мюнхенских художников",
получивший вскоре известность в Европе. С 1910 т-р работал в спец.
помещении (в Выставочном парке) с новой для того времени вертящейся
сценой. Репертуар т-ра предназначался гл. обр. для взрослых зрителей. В
него входили "Фауст", "Дон Жуан", произв. Шницлера, Метерлинка, оперы
Глюка, Моцарта, Доницетти, оперетты Оффенбаха и др. Значит. событием в
жизни т-ра был спектакль "Гете на экзамене" Фриделя и Польгара,
сатирически изображавший псевдоученых педантов. В 1935 Б. эмигрировал в
Англию. Я. Б.
БРАННЕР(Вгаnnег), Пер Аксель (р. 25. I. 1899) - шведский актер и
режиссер. В 1921 по окончании школы при Королевском драм. т-ре
(Стокгольм) был принят в труппу этого т-ра. В 1924- 1931 играла
стокгольмском театре "Бланш". Роли: Вениамин ("Пасха" Стриндберга), Ранк
["Кукольный дом" (Нора)] и др. Для творчества Б. характерно стремление
актера к психологической разработке характеров. В 30-е гг. работал
режиссером в кино. С 1947 возглавляет стокгольмский "Оскар-театр". Среди
наиболее значительных пост.: "Привидения" (1951), "Дядя Ваня" (1955);
"Судья" Муберга (1957) и др. Вл. М.
БРАННЕР (Вгаппег), Ханс Кристиан (р. 23.VI. 1903) - датский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1932. Осн. проблематика его
психо-логич. драм "Братья и сестра" (1952), "Всадник" (1952),
"Фермопилы" (1958), поставленных Королевским т-ром в Копенгагене,- крах
мелкобуржуазного гуманизма. Критика Б. мелкобуржуазной идеологии
непоследовательна, в своем творчестве он пытается примирить
антагонистич. социальные силы и мировоззрения. Б. принадлежит также
большое количество радиопьес.
Лит.: Erichsen S., Det frie teater, Kbh., 1953. ss. 104-108. Вл.М.
БРАНСЕЛЛЬ, Бранцелл (Branzell), Карин Мария (р.24. IX. 1891)-шведская
артистка оперы(меццо-со-прано). Член Швед. муз. академии (с 1937).В
1909- 1913 работала органисткой в Стокгольме;училась пению у Т. Хофер,
пластики и драм. иск-ву - у Э. Йортберг. Впервые выступила на сцене
оперного т-рн в Стокгольме в 1912. В 1913-18 Б.- солистка Королевской
оперы в Стокгольме, в 1920-34 - Берлинской гос. оперы, в 1935-38 -
лондонского т-ра "Ковент-Гарден",1939-44-т-ра "Метрополитен-опера" в
Нью-Йорке. Гастролировала в Мюнхене, Буэнос-Айресе, Флоренции, Цюрихе и
др. городах; в 1930 и 1931 участвовала в Байрейтских фестивалях. Была
известна как исполнительница опер Вагнера; партии:
Ортруда, Брангена, Фрика ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Кольцо
Нибелунга"), а также партий Амнерис, Азучены ("Аида", "Трубадур" Верди),
Иродиады, Клитемнестры ("Саломея", "Электра" Р. Штрауса), Вдовы сторожа
("Енуфа" Яначека), Лауры ("Джоконда" Понкьелли), Кончаковны("Князь
Игорь") и др. Выступала в концертах; занималась педагогической
деятельностью. Н. Г.
БРАСЛАУ (В га si au), Софи (16.VIII. 1892-22. XII. 1935) -
американская артистка оперы (контральто). Происходила из рус. семьи.
Пению обучалась у Г. Уайт-спун, М. Зембрих и др. Впервые выступила на
оперной сцене в 1914 в Нью-Йорке; с этого же года пела в т-ре
"Метрополитен-опера". В 20-х гг. считалась одной из лучших амер. певиц.
С особым успехом выступала в операх рус. и совр. амер. композиторов.
Партии: Марина Мнишек и Федор ("Борис Годунов"), Амелфа ("Золотой
петушок"), Хуа ("Оракул" Леони), Шаневис ("III а-невис" Кэдмена) и др. В
30-х гг. выступала главным образом как концертная певица. Л. М,
BPACCEP(Brasseur), Пьер [наст. имя и фам.- Альбер Э с п и н а с
(Espinasse)]
(р. 22. XII. 1905) - французский актер и драматург. Учился в
Консерватории (курс драм. искусства). С 1925 играл в Театрах Бульваров
Парижа. Затем выступал в театрах "Мариньи", "Ели-сейских полей", "Сары
Бернар" и др. Среди лучших ролей Б.: Легардер ("Горбун" Феваля и
Буржуа), Кин ("Кин" Дюма-отца в переработке Сартра) и др. В настоящее
время (1960) - актер т-ра "Атеней", где сыграл Петруччио ("Укрощение
строптивой", сезон
1957-58), Дон Жуана (в о. п. Монтерлана, сезон
1958-59). Б. широко известен также как киноактер (снимается с 1925).
Роли: Жюжю ("Пор де Лила", в сов. прокате- "На окраинах Парижа"), Люсьен
Моблан ("Великие семьи", в сов. прокате - "Сильные мира сего") и мн. др.
Творчество Б., владеющего иск-вом внешнего и внутреннего перевоплощения,
отмечено яркостью, сочностью красок, тщательной разработкой деталей,
острой характерностью. Б. является автором ряда пьес - "Черное сердце"
(1927), "Человек света" (1928), "Газ" (1936), "Святая Сесиль" (1944),
"Волнение на реке" (1947), "Ангел пролетает" (1959, театр "Атеней", в
главных ролях Б. и его сын - К. Брассер) и др., ставившихся как во
Франции, так и в других странах. И. Гин.
БРАТБУСТ (Bratbost), Карл Микаэль (3.III. 1860- l.VI 11. 1904) -
норвежский артист оперы (драматич. тенор). Пению обучался в Стокгольме,
Париже и Милане. Впервые выступил на оперной сцене в 1886 в Стокгольме.
В 1891-93 пел в Гетеборге в оперном об-ве А. Линдберга, в 1893-1902 - в
Королевской опере в Стокгольме. Партии: Давид,Тангейзер ("Нюрнбергские
мейстерзингеры", "Тангейзер" Вагнера), Фауст; Оберон (о. п. Вебера),
Рудольф ("Вильгельм Телль" Россини), Канио, Хозе и др. Б. пользовался
большой популярностью.. в Скандинавии.
Лит.: Fosvold A., Osterdoler og andre, Oslo, 1926. В. Д.
БРАТИСЛАВА (Bratislava) -город в Чехословакии, гл. город Словакии
(252 тыс. жит. на 1958). Б., возникшая в 9 в. как крупная словацкая
крепость и населенная гл. обр. словаками, еще в 11 в. подверглась
венгерской, а с 12 в. и нем. колонизации. Это привело к тому, что в
течение неск. столетий т-р в Б. развивался только как венгерский и
немецкий. Первый нем. т-р был открыт в Б. в 1609. Первое представление
нем. оперы состоялось в 1738. В 1741 в связи с коронацией Марии Терезии
был выстроен большой деревянный 3-ярусный т-р для выступлений венских
артистов. В дальнейшем представления австр. и венгерских трупп
происходили и в др. театр. зданиях Б., во дворцах нем.и венг.
аристократов. В 1886 в Б. было выстроено здание "Городского т-ра"
("Штадттеатр"), где работали австр. и венг. труппы, ставившие
развлекательный, а с нач. 20 в.- почти исключительно опереточный
репертуар. Освобождение Словакии из-под австро-венгерского гнета и
объединение ее в 1918 с братской Чехией содействовали развитию словацкой
театр. культуры.В 1920 здание "Городского т-ра" было сдано в аренду
театр. коллективу - "Словенске народне дивадло" ("Словацкий национальный
т-р"). 1 марта 1920 был показан первый спектакль Словацкого т-ра - опера
Сметаны "Поцелуй". В репертуар т-ра входили драмы, оперы и оперетты.
Труппа делилась на оперную и драматическую. Т-р ставил пьесы нац.
авторов (П. Гвездослава, И. Г. Тайовского и др.). Оперная труппа
поставила ряд чешских опер и первую словацкую оперу "Ковач Виланд"
Белла. В 1930 в Б. открылся 2-й драм. т-р - "Людове дивадло" ("Народный
т-р"). После оккупации Словакии фашистской Германией театр. жизнь Б.
почти полностью заглохла. Подлинный расцвет т-ров Б. наступил после
освобождения Чехословакии. В 1946-47 "Словенске народне дивадло", помимо
двух своих основных театр. трупп (работают в разных зданиях), открыл
филиал: "Нова сцена народнего дивадла", где ставятся словацкие, чешские
и советские пьесы, прогрессивные пьесы зарубежных писателей. Ведущими
деятелями "Словенске народне дивадло" со времени его основания являются
Я. Бородач и А. Багар. После войны в Б. открыта Высшая театр. школа, при
к-рой работает театр. студия.
Лит.: В a g а г A., Z historie Narodneho divadla v Bratl-slave, в
кн.: "Divadelny Festival Bratislava", Bratislava, 1950.
"БРАТСТВА" - средневековые театральные полулюбительские организации.
"Б." представляли собой первичные формы театр. трупп. Наибольшее
распространение имели во Франции, Англии, Голландии, Германии.
Формировались в процессе секуляризации театр. иск-ва и совершенствования
любительских выступлений цехов. "Б." обладали постоянным составом
труппы, подчинялись своим уставам; обретая самостоятельность, уходили из
подчинения церкви. Во главе "Б." стояли выборные "короли". По своему
характеру "Б." делились на религиозные или комические в зависимости от
репертуара. Религиозные "Б." были связаны своими истоками с церковными
организациями, комические создавались в результате объединения
гистрионов. Древнейшие "Б." - итал. "Братство Гонфалоне" (1264),
участники к-рого показывали мистерии на арене римского Колизея, и франц.
"Братство жонглеров" в Аррасе (9 в.). "Б." иногда создавались специально
для пост. одного ми-стериального представления (напр., в Валансьепне в
1547). Комич. "Б." существовали как сообщества "Дураков", а позже, с 14
в., превратились в разнообразные комич. союзы: "Базогии" "Беззаботные
ребятам и Др.
Своеобразным видом "Б." были объединения нем. мейстерзингеров (15-16
вв.), занимавшиеся не только поэтич. и муз. творчеством, но и сценич.
игрой, и голландские "камеры риторов" (15 в.), известные своими пост.
аллегорич. пьес морализующей и политич. направленности. В конце 14 в. во
Франции было создано "Братство страстей господних, с деятельностью
к-рого связано начало перехода от любительства к профессионализации
сценич. иск-ва. В 1402 это "Б." получило монопольное право играть в
Париже. Представления его были перенесены с площади в закрытое
помещение. Монопольное положение "Братства страстей господних"
способствовало повышению сщенич. культуры (большая композиционная
целостность оформления и т. д.), но препятствовало свободному развитию
театр. иск-ва. Ставя гл. обр. мистерии, "Братство страстей господних"
вносило в представления бытовую и даже комич. окраску, что вызывало
нарекания со стороны гор. и церковных властей. В 1548 указом парижского
парламента "Братству страстей господних" было запрещено играть мистерии,
но его театр. монополия сохранялась. "Б." приспособило для спектаклей
помещение "Бургундского отеля" и сдавало его различным труппам, став т.
о. административной организацией. В 1676 "Братство страстей господних"
прекратило свое существование.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. l, M., 1956; Гвоздев А. и Пиотровский А., История
европейского театра, М.- Л., 1931; P e t i t de J'u l l e v i l l e. Les
comediens en France au moyen age, P., 1885. p p g.
"БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" - l) Отрывки из одноименного романа Ф. М.
Достоевского, инсценировка В. И. Неми-ровича-Данченко. Пост. 12 OKT.
1910 в Моск. Художественном т-ре (реж. Немирович-Данченко и Лужский,
худ. Симов;
Федор Карамазов - Лужский, Митя - Леонидов, Иван - Качалов, Алеша -
Готовцев, Смердяков - Воронов, Григорий - Уралов, Катерина Ивановна -
Гзовская, Грушенька- Германова, Снигирев - Москвин, Арина Петровна
-Бутова, Перхотин -Подгорный, судебный следователь - Сушкевич).
2) Инсценировка Б. Н. Ливанова. Поставлена в 1960 в МХАТе [реж.
Ливанов (он же-исполнитель роли Мити), П. Марков и В. Марков, худ.
Гончаров, комп. Попов; Федор Карамазов - Прудкин, Иван - Смирнов, Алеша
- Алексеев, Смердяков - Грибков, Катерина Ивановна -Кошу-кова, Грушенька
- Л. Попова]. О других инсц. и пост. "Б. К." в России и за рубежом см. в
ст. Достоевский Ф. М.
Лит.: Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко, М., 1941, с.
164-176; Д и к и и А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с.
56-109. А. Шн.
БРАУ (Вгаи), Сальвадор (1837-1913) - пуэрториканский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1858. Среди наиболее известных
драматич. произведений Б.: "Возвращение домой", "Герой и мученик", пьеса
"Ужасы победы" (1887), посвященная нац.-освободительной борьбе против
исп. господства. Пьесы Б. ставились в Муниципальном т-ре (г. Сан-Хуан).
Творчество Б. способствовало развитию пуэрториканской драматургии и
т-ра.
Лит.: Estrella (iutierrez F., Suarez Cali m a n o E., Historia de la
literatura americana y argentina, В., Aires, [1940 ]. Ал Р.
БРАУВЕНСТЕЙН (Brouwenstijn), Гре (р. 26. VIII. 1915) - голландская
артистка оперы (драматич. сопрано). Пению обучалась в Амстердаме, где
после окончания консерватории (в 1946) была солисткой оперы. Одна из
ведущих певиц Нидерланд ов. Гастролировала в Лондоне, Риме, Париже,
Гамбурге, Барселоне, участвовала в Байрейтских фестивалях. Среди лучших
партий Б.: Елизавета, Зиглинда, Гутруна ("Тангейзер", "Валькирия",
"Гибель богов" Вагнера). Л. М.
БРАУДО, Евгений Максимович [8(20). II. 1882- 17. X. 1939] - русский
советский музыковед и критик. Засл. деят. иск-в РСФСР (1932). Учился в
Муз. уч-ще в Риге. В 1911 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та.
Муз.-критич. работу начал в 1903, педагогич.- в 1914 (с 1921 - профессор
Ин-та истории иск-в в Петрограде). Автор мн. книг, статей и исследований
об оперном иск-ве.
Соч.: Всеобщая история музыки, т. 1-3, M., 1922-27;
Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь и творчество, П., 1922;
Рихард Вагнер и Россия (новые материалы к его биографии), М., 1923;
Свадьба Фигаро. Опыт разбора текста и музыки, Л., 192G; "Борис Годунов"
Мусоргского, М.-Л., 1927 (совм. с А. Н. Римским-Корсаковым).
Лит-: Е. М. Браудо (некролог), "Советская музыка"), 193 9, ј -10. Б.
Ш.
БРАУН (Braun), Карл (2.VI. 1885-1960) - немецкий артист оперы
(бас-баритон). Впервые выступил на оперной сцене в Берлине в 1905. В
1905-06 пел в Берлинской королевской опере, в 1907-11 - в Висбадене, в
1911-13 гастролировал в городах Германии, Австро-Венгрии, Нидерлан-дов.
В 1913-17 пел в т-ре "Метрополитен-опера", в 1918-31 - в Берлинской
государственной опере. С 1906 принимал участие в Байрейтских фестивалях.
В репертуаре Б. осн. место занимали партии в операх нем. композиторов, в
т. ч. в операх Вагнера,- король Марк ("Тристан и Изольда"), Погнер
("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Фазольт, Хундинг, Фаф-нер, Вотан, Хаген
(тетралогия "Кольцо Нибелупга"), Гурнеманц ("Парсифаль"), Рокко
("Фиделио" Бетховена); среди др. партий Б.-Тоас ("Ифигения в Тавриде"
Глюка), Марсель ("Гугеноты"). Б. обладал голосом красивого тембра;
сценич. образы певца отличались филигранной разработкой деталей. Л. М.
БРАУНИНГ (Browning), Роберт (7.V. 1812, Лондон,-12.XII. 1889,
Венеция) - английский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1833.
Первая опубликованная пьеса Б.-"Парацельзий" (соч. 1835, пост. в Лондоне
в 80-х гг. 19 в.). Последующие исто-рич.драмы Б.-"Страффорд"
(1837),"Возвращение дру-зов" (1839), "Король Виктор и король Чарльз"
(1842) - были написаны для лондонского т-ра "Ковент-Гар-ден" и для
актера У. Макреди. Из этих пьес Мак-реди пост. лишь "Страффорда" (1837)
и сам исполнил в спектакле заглавную роль. На сцене т-ра "Ковент-Гарден"
впоследствии были пост. пьесы Б. "Пятно на гербе" (1843) и "День
рождения Колумба" (соч. 1844, пост. 1853). Историч. и романтич. пьесы Б.
продолжали традиции поэтич. драмы Байрона и Шелли. Борясь против
поверхностной и вульгарной мелодрамы, господствовавшей на сцене англ.
т-ра, Б. стремился возродить серьезную этич. проблематику, следовать в
своих драмах психологич. правде ("Страффорд" и "Пятно на гербе"). Однако
это стремление к углубленному психологизму не было принято деятелями
англ. т-ра, и Б. все больше отходил от сценич. драматургии к жанру
"драмы для чтения", к к-рому принадлежит пьеса "Пиппа проходит"(1841).
Б. разработал особый жанр "драматич. монолога" - лирико-эпич. поэмы,
написанной от первого лица, насыщенной событиями, драматизмом,
трагическим напряжением. В этих пьесах раскрываются глубокие духовные
драмы героев - искателей истины, ставится вопрос о назначении человека в
жизни ("Действующие лица", 1864, и др.).
Соч.: Complete works, v. 1-12, N. Y.-Boston, 1898; тоже, N. Y.,
[1912].
Лит.: История английской литературы, т. 2, вып. 2, М.,1955 (АН
СССР.Ин-т мировой литературы имени А. М. Горько). А. А.
БРЕВАЛЬ (Breval), Люсьенн (наст. имя и фам. - Берт Агнес Лизет
Шиллинг (Schilling)] (4. XI. 1869-15.VIII. 1935) - швейцарская артистка
оперы (сопрано). Сначала обучалась игре на фп. в Женевской
консерватории, затем пению - в Парижской консерватории (окончила в
1890). Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1892. В
1892-1920солистка т-ра "Гранд-Опера" в Париже. Завоевала известность
исполнением ведущих партий в операх Вагнера: Венера ("Тангейзер"),
Брунгильда ("Валькирия". и "Зигфрид"), К ундри
("Парсифаль"),Ева("Нюрн-бергские мейстерзингеры"). Успешно выступала в
операх франц. композиторов - Селика ("Африканка" Мейербера), Микаэла
("Кармен"), Ариадна ("Сид" Массне), Пенелопа ("Пенелопа" Форе), пела
также в операх д'Энди, Рамо, Глюка и др. композиторов. Гастролировала в
Англии (1899) и США (1900). Обладала сильным голосом, разнообразным по
тембру и краскам, ярким драматич. дарованием. Л. М.
БРЕГВАДЗЕ, Борис Яковлевич (р. 19. III. 1926)- советский артист
балета. Нар. арт. РСФСР (1957). По национальности грузин. В 1939-44
учился в балетной студии при Саратовском т-ре оперы и балета. В 1947
окончил класс усовершенствования при Ленингр. хореографич. уч-ще
(педагог Б. В. Шавров) и в том же году дебютировал на сцене ленингр.
Т-ра оперы и балета им. Кирова в партии Андрея ("Татьяна" Крейна).
Обладая эмоциональной выразительностью, развитой прыжковой техникой,
динамичной пластикой, Б. создает преим. героико-романтич. образы. Среди
партий Б.: Солор ("Баядерка" Минкуса), Фрон-досо ("Лауренсия" Крейна),
Батыр ("Шурале"), Спартак (о. п. Хачатуряна), Ленни ("Тропою грома"
Караева), Отелло (о. п. Мачавариани) и др. В. ?.
БРЕДЕРО (Bredero), Гербранд (16.III. 1585-23. VIII. 1618) -
голландский поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1611. Среди
наиболее известных произв. Б.: "Фарс о корове" (1612) и комедия
"Испанский брабантец" (1617), созданная по мотивам плутовского романа
"Ласарильо с Тормеса", приписываемого исп. писателю Менд осе. Комедия
изображает нар. быт Амстердама. Пьесы Б. характеризуются
реалистич.обрисовкой характеров, написаны нар. языком. "Испанский
брабантец" до наст. времени входит в репертуар голландских т-ров.
С о ч.: G. A. B r e d e r o's volledige werken, dl l-3, Amst.,
1918-29.
Лит.: Knuttel J.A. N.,Bredero,Lochem,1949. A. B.
БРЕДОВ, Альберт (1828-23.IV. 1899) - рус. театральный художник. По
национальности немец. С 1856 работал в России. Был декоратором моек.
(1856-62) и петерб. (1860-71) императорских т-ров. Осн. работы: "Иван
Сусанин" (1860) и "Руслан и Людмила" (1861). Декорации Б. отличались
парадностью, эффектностью, идиллич. изображением "пейзанских"
ландшафтов.
Лит.: С ы р к и н а Ф., Русское театрально-декорационное искусство
второй половины XIX века, М., 1956. Ц[
БРЕЗОВАЧКИ (Brezovacki), Тито (4.1. 1757-29. X. 1805) - хорватский
драматург и поэт (писал на кайкавском диалекте). Изучал теософию и
философию в Будапеште. Был священником. Написал религиозную драму
"Святой Алексей" (1786). Наиболее значительные произв. Б.- светские
комедии "Матиаш Грабанциаш - диак" (1804; с 1929 до наст. времени идет в
переработке Т. Строцци; в рус. пер. "Матвей-чародей") и "Диоген, или
Слуга двух потерянных братьев" (соч. 1805; пост. 1925), сатирически
изображающие мещанскую жизнь. С. И.
БРЕЯНУ (Brezeanu), Ион (1. XII. 1868-17.III. 1940)-румынский актер. В
1889 окончил Консерваторию драм.иск-ва в Бухаресте.В1888 был приглашен в
труппу бухарестского Нац. т-ра, директором к-рого в то время был И. Л.
Караджале. Актер выдающегося комедийного дарования, Б. был
единомышленником Караджале и продолжателем его традиций. Боролся за
утверждение рум. драматургии, за развитие нац. сценич. школы. Играл в
первых пост. многих пьес Караджале, осуществленных при помощи самого
автора. Роли: Ипинджеску ("Бурная ночь"), Подвыпивший гражданин
("Потерянное письмо"), Ион ("Напасть") и др. В числе лучших ролей Б.
также: Сбилц ("Красная страсть" Сорбула), Городничий, Шейлок, Гарпагон;
Сганарель ("Дон Жуан" Мольера). Б. как актора определяла четкость
замысла, умение выделить гл. черту характера изображаемого персонажа,
яркая сценич. форма. В 20-30-е гг., когда Нац. т-р испытывал влияние
декадентских течений и находился в упадке, Б. выступал гл.обр. в
классическом репертуаре, продолжая упорно отстаивать принципы
реалистического искусства.
Лит.: Alterescu S.si Т о г n e a P., Teatrul National J. L.
Caragiale, Buc., 1955;"Almanahul teatruli rornin", 1943;
Vasiliu M., Jon Brezeanu, Buc., 1960. H Р
БРЕЙЕР (Вгеиег),Ханс(27.1У.1868-11.Х. 1929) - немецкий артист оперы
(тенор). Пению обучался в Кельнской консерватории у А. Ифферта и Б.
Штоль-пенберга; совершенствовался у Ю. Книзе в Байрейте, где дебютировал
в 1896. Гастролировал в оперных т-рах США, Австрии, Англии, Нидерландов,
Германии, Швейцарии и др. стран. Пользовался известностью как выдающийся
интерпретатор опер Моцарта и Вагнера. Партии: Октавио, Бельмонт,
Феррандо, Тамино ("Дон Жуан", "Похищение из сераля", "Так поступают
все", "Волшебная флейта" Моцарта), Риен-ци, Эрик, Тангейзер, Лоэнгрин,
Фро ("Риенци", "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Кольцо
Нибелунга" Вагнера) и др. Л. M.
БРЕЙТИНГ (Breiting), Герман (24.X. 1804-4.XII. 1860) - немецкий
артист оперы (драматич. тенор). В 1826 впервые выступил на оперной сцене
в Ман-гейме, после чего пел в Мюнхене и Берлине, с 1832- в Вене. В
30-40-х гг. гастролировал в Германии, Англии, России (впервые- в сезоне
1837-38). Был одним из крупнейших певцов своего времени, обладал голосом
исключит. силы и обширного диапазона, приближавшимся по характеру
звучания к лирич. баритону. Особенно удавались певцу драматич. эпизоды,
к-рые он исполнял с экспрессией и патетикой. Партии: Альфонсо ("Цампа"
Герольда), Джордж Браун ("Белая дама" Буальдье), Поллион ("Норма"
Беллини), Мазаньело, Фра-Дьяволо ("Немая из Портичи", "Фра-Дьяволо"
Обера) и др. Лучшая партия Б.- Роберт ("Роберт-дьявол" Мейербера). Вс.
Т.
БРЕКЕНРИДЖ (Brackenridge), Хью Хенри (1748- 25 .VI. 1816) -
американский писатель, поэт и драматург. Один из первых амер.
драматургов. Окончил колледж в Нью-Джерси. Лит. деятельность начал в
1772. Автор пьес, посв. борьбе за независимость, проникнутых патриотич.
пафосом. В стихотворных драмах Б. "Сражение при Банкер-Хилле" (1776),
"Смерть генерала Монтгомери" (1777) воспроизводятся подлинные историч.
события.
Лит.: Goad O.S.andMimsE., The American stage, New Haven, 1929;
История американской литературы, т. 1, М.-Л., 1947. Я. Б.
БРЕМА (Brema), Мария [наст. имя и фам.-Минни Ф е р м а н (Fehrmann)l
(28.II. 1856-22.III. 1925)- английская артистка оперы (меццо-сопрано).
Пению обучалась у Дж.Хеншеля в Лондоне, где дебютировала в 1891,
сначала- в концертном исполнении оперы "Ганимед" Шуберта, затем - в
партии Лолы на премьере "Сельской чести" Масканьи в Оксфорде.
Гастролировала в Байрейте (1894, 1896, 1897), где с успехом исполняла
гл. партии меццо-сопрано в операх Вагнера: Ортруда, Кундри, Брангена,
Фри-ка ("Лоэнгрин", "Парсифаль", "Тристан и Изольда", "Кольцо
Нибелунга"). Выступала в Нью-Йорке (в т-ре "Метрополитен-опера", 1894),
Брюсселе, Берлине, Париже (в 1898); исполняла партии в операх Вагнера
под рук. дирижера Г. Рихтера. В нач. 20 в. жила в Англии, выступала в
т-ре "Ковент-Гарден" и др. Партии: Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса),
Ам-нерис ("Аида"), Беатриче ("Много шума из ничего" Станфорда), Орфей
("Орфей и Эвридика" Глюка) и др. В 1910 оставила сцену. Руководила
оперной школой Роролевского музыкального колледжа в Манчестере. Л. М.
БРЕНКО, Анна Алексеевна [1848 (1849?)-1934]- русская советская
актриса и театр.деятель. Засл.арт. Республики (1924). Окончила Высшие
педагогич. курсы. Брала уроки драм. иск-ва в Петербурге (у
П. Д. Боборыкина, К. А. Тарновского, Е. Н. Васильевой), а также за
границей. В 1878 была принята в труппу Малого т-ра. В 1879, сумев обойти
монополию императорских т-ров, организовала в Москве труппу, спектакли
к-рой шли под названием "Вольные выступления артистов". В 1880 открыла
первый в Москве частный т-р, известный как Пушкинский театр. но
официально именовавшийся "Драматич. т-р А. А. Брен-ко в доме Малкиеля".
Это было товарищество актеров, имевшее лишь форму антрепризы. Т-ром
руководили М. И. Писарев и В. Н. Андреев-Бурлак. В состав труппы входили
П. А. Стрепетова, А. Я. Глама-Мещерская, М. Т. Иванов-Козельский, А. И.
Южин, В. П. Далматов. Спектакли имели большой успех, что, однако, не
спасло т-р от финансовых трудностей, к-рые привели его в 1882 к
закрытию. После 1882 Б. занималась педагогич. деятельностью в Киеве,
затем в Петербурге. В 1885- 1887 играла в Александрийском т-ре
(Петербург). Б. активно способствовала развитию рабочей театр.
самодеятельности. В 1900 организовала рабочий самодеятельный т-р в
Москве, в 1914 из учеников моек. Пречистенских курсов создала Рабочий
т-р, обслуживавший во время гражданской войны части Красноп Армии. В
20-х гг. руководила рабочей студией при Моск. отделе нар. образования.
Актриса с тонким вкусом, превосходно знавшая т-р, Б. воспитывала
молодежь ". ..в горячей любви к идеалу и честному отношению к
искусству..." ("М. Н. Ермолова", [сб.], 1955, с. 262). Б. является
автором двух пьес-"Современный люд" (1883, Малый т-р) и "Дотаевцы".
Лит.: В и р е н В., Подвиг Анны Алексеевны, "Театральная жизнь",
1959, ј18, с. 26; Е р м о л о в а М. Н., Письма. Из литературного
наследия. Воспоминания современников, М, 1955; Юрьев Ю., Записки,М.- Л.,
1948; Г л а м а-М е-щерская А. Я., Воспоминания, М.-Л., 1937. А. Кл.
БРЕННИГЕН (Brannigan), Оуэн (р. 10.III. 1908) - английский артист
оперы (бас). В 1934-42 обучался пению в Лондоне. Дебютировал на сцене
т-ра "Сэдлерс-Уэллс" в 1940; в 1940-47 - солист этого т-ра. В 1947-49
выступал в спектаклях Глайндборн-ской оперной компании.С 1948 Б.-в т-ре
"Ковент-Гарден". Гастролировал в Амстердаме, Париже, Брюсселе, Гааге и
др. городах. Завоевал известность как один из лучших интерпретаторов
совр. англ. опер; партии:
Осте ("Сэр Джон влюблен" Воан-Уильямса), Суоллоу, Коллатинус ("Питер
Граймс", "Поругание Лукреции" Бриттена) и др. Исполняет также партии
классич. репертуара: Бартоло; Джеронимо ("Тайный брак" Чп-марозы), Дон
Паскуале (о. п. Доницетти), Спарафу-чиле, Банко, Фра-Мелитоне
("Риголетто", "Макбет", "Сила судьбы" Верди), Миха и Кецал ("Проданная
невеста" Сметаны) и др. Л. М.
БРЕНТАНО (Brentano), Клеменс (8 или 9.IX. 1778,
Эренбрейтштейн,-28.УП. 1842, Ашаффенбург)- немецкий поэт, новеллист,
собиратель фольклора и драматург. С 1804 - один из руководителей
Гейдель-бергского кружка "младших" романтиков, выступавших с
апологетикой средневекового иск-ва, против эстетич. программы
просветительства. Пьесы Б. отличает абстрактность, риторика,
бездейственность, композиционная рыхлость. Б. принадлежат комедии "Понс
де Леон" (1801), "Веселые музыканты" (1803, в том же году положена на
музыку Э. Т. А. Гофманом), а также проникнутые мистич. тенденциями нем.
романтизма драмы "Алоиз и Имельда" (1811), "Основание
Праги" (1812). Рассчитанные гл. обр. на чтение, эти пьесы не имели
успеха на сцене. Нек-рый обществ. резонанс получили сатирич. фарс
"Густав Ваза" (1803), направленный против одноименной пьесы А. Коцебу, и
патриотич. аллегорич. зингшпили, посв. победе немцев над Наполеоном: "На
Рейне, на Рейне!" (1813, Вена) и "Виктория и ее сородичи" (1817, Вена).
Однако и здесь реакционная сущность творчества Б. проявилась в нападках
на идеи франц. просветителей, в защите феодальных порядков. В 1813-17 Б.
выступал в качестве театр. критика, издавал совместно с
поэтом-романтиком И. Арнимом "Письма о новом театре", написал работу "о
засилии на современной европейской сцене второстепенных атрибутов театра
- костюмов и декораций и о несоответствии их требованиям подлинного
сценического искусства" (1814). Эти статьи и книги принадлежат к лучшим
образцам немецкой театр. критики, в них Б. пропагандировал драматургию и
сценич. принципы Шекспира и Кальдерона. В последние 20 лет жизни Б. не
занимался художеств. творчеством.
Соч.: Brentanos ausgewahlte Werke in vier Banden, hrsg. von W.
Worris, Lpz., 1904; Brentanos Werke, hrsg. von Dohmke, Lpz.-W., [s.a.];
Dramen,L., 1938 (совм. с Arnim).
Лит.: Немецкая романтическая повесть..., т. 2, M.- Л., "Academia",
1935; Heininger F., Brentano als Dramatiker, Breslau, 1916; К о s с h
W., C. Brentano. Seine Leben und Schaffen, Wurzb., 1943; P f e i f f e
r-B e l l i W., C. Brentano. Ein romantisches Dichterleben, Freib.,
1947. Г. Гур.
БРЕТОН ДЕ ЛОС ЭРРЕРОС (Breton delos Herreros), Мануэль (19.XII.
1796-8.XI. 1873, Мадрид)- испанский поэт и драматург. Лит. деятельность
начал в 1817. Б.-автор св. 150 оригинальных пьес и переработок франц.
комедий в стихах. В своем творчестве следовал традициям нравоучительной
драматургии 18 в. В 30-40-е гг. сблизился с представителями
бытописательского (костумбристского) направления. В лучших комедиях Б.
"Я возвращаюсь в Мадрид" (1828; "Т-р драмы", Мадрид), "Марсела, или
Которая из трех?" (1831, "Придворный т-р", Мадрид), "Школа брака" (1852,
там же) меткое изображение нравов сочетается с элементами критики
бурж.-дворянского общества.
Соч.: Breton de los Herreros M., Obras, v. 1-5, Madrid, 1883-84.
Лит.: М о 1 i n s M. de, Breton de los Herreros. Recuerdos de su vida
у de sus obras, Madrid, 1883; A s e n s i o J. M., El teatro de Breton
de los Herreros, в кн.: Espana moderna, [?. l.], 1897; L e Oentil Gr.,
Le poete Manuel Breton de los Herreros et la societe espagnole de 1830 a
1860, P., 1909. В. Ч.
БРЕТТИ (Bretty) [наст. имя и фам.-Анна Мария Б олыпези (Bolchesi)],
Беатриса (р. 1893) - французская актриса. В 1914 окончила класс комедии
Парижской консерватории (ученица Сильвена). В 1915 дебютировала в Париже
в т-ре "Комеди Франсез" в роли Дорины ("Тартюф"). Эта роль надолго вошла
в репертуар Б.; вместо традиционного образа субретки Б. создает образ
женщины из народа, раскрывая нац. характер. Лучшие роли Б.- в произв.
Мольера: Николь ("Мещанин во дворянстве"), Не-рина ("Господин де
Пурсоньяк"), Като ("Смешные жеманницы"), Эльмира ("Тартюф"). Выступала
также в пьесах Ж. Ф. Реньяра, А. Дюма-сына, А. Батая и др. Б. присущи
интонационная точность и выразительность речи,пластика движений.В годы
фашистской оккупации участвовала в Движении Сопротивления (награждена
орденом Почетного легиона). В составе труппы "Комеди Франсез" в 1954
выступала в СССР. Автор мемуаров.
С о ч.: La Comedie Francaise a l'envers, P., [1957]. H. Б.
БРЕХЕР (Brecher), Густав (5.II.1879-1940) - нем. дирижер, композитор
и муз. писатель. Дирижированию и композиции обучался в Лейпциге у Р.
Гофмана, Г. Шлемюллера и др., а также у Г. Малера. Работал дирижером в
оперных т-рах Лейпцига (1898-1901), Вены (1901), Оломоуца (1902),
Гамбурга (1903-10), Кельна (1911-16), Франкфурта-на-Майне (19161924) и
др. городов Австрии и Германии. Был директором оперы в Лейпциге
(1924-33). Пользовался известностью как своеобразный и тонкий
интерпретатор опер "Фауст", "Кармен", "Пиковая дама", "Тоска"; "Немая из
Портичи" Обера, "Оберон" Вебера, "Самсон и Далила" Сен-Санса и др. Б.
принадлежит ряд симф. произв., труды по истории оперы и др.
Соч.: Uber die veristische Oper, Analysen zu Werken von Berlioz und
Strau?, R. Strau?., Lpz., 1900; Mascanis Cavalle-ria rusticana und die
italienische realistische Oper, Lpz., f 1900];
Opern-Ubersetzungen, [B., 191l]. д M.
БРЕХМАНЕ-ШТЕНГЕЛЕ, Мильда Яновна (р. 20.Х. 1893)-латышская советская
артистка оперы (сначала меццо-сопрано, затем-драматич. сопрано). В
возрасте 11 лет выступала на сценах рижских драм. т-ров. Пению училась
сначала у М. Зандера, затем - в Рижском муз. уч-ще. Впервые выступила на
оперной сцене в Риге в 1913. Совершенствовалась как певица во Франции,
Италии и Германии. В 1919-53 Б.-III.- артистка оперного т-ра в Риге.
Партии: Банюта и Майга ("Банюта" Калныня), Спидола ("Огонь и ночь"
Я.Медыня),Кармен;Маргарита ("Фауст"), Аида; Дездемона
("Отелло"Верди),Елизавета, Эльза ("Тангейзер", "Лоэнгрин"), Лиза
("Пиковая дама"), Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии" Римского-Корсакова) и др. Выступала в концертах. Обладает
высоким вок. мастерством и ярким драм. талантом. С 1944 занимается
педагогич. деятельностью (с 1955 - педагог оперного класса Латв.
консервато рии). Я. В.
БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.11. 1898, Аугс-бург,- 14. VIII. 1956,
Берлин) - немецкий драматург, поэт, публицист и театральный деятель.
Родился в бурж. семье. Участвовал в Ноябрьской революции 1918, работал в
Аугсбургском совете рабочих и солдатских депутатов. Первые пьесы Б.:
"Ваал" (1918, Лейпциг- 1923), "Барабаны в ночи" (1919, Мюнхен-1922), "В
джунглях городов" (1923) и обработка трагедии К. Марло "Жизнь Эдуарда
II" (в соавторстве с Л. Фейхтвангером, 1924, Мюнхен) направлены против
милитаризма, основ бурж. общества, но не содержат четкой положительной
программы. Сближение с Коммунистич. партией Германии, изучение
марксизма-ленинизма приводит Б. с середины 20-х гг. к стремлению создать
драматургию и т-р, обнажающие пороки капиталистич. строя. Этой задаче
посв. пьесы Б.: "Человек есть человек" (1926, Дармштадт и Берлин) и,
созданная Б. с композитором К. Вейлем на сюжет "Оперы нищих" Гея
"Трехгрошовая опера" (1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин). Оформлению
эстетич. теории Б. способствует сближение его с Э. Пискатором, в т-ре
к-poro он сотрудничал в 1927 (лит. обработка ряда пьес, участие в инсц.
романа Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка"), а также творч.
связи Б. с пролетарскими театр. коллективами Германии, у к-рых он
заимствует нек-рые художеств. формы (агитобозрение, декламационные хоры,
скетчи и т. п.). Стремясь повысить воспитательную роль т-ра,к-рый,по его
мнению,должен воплощать революц.-политич. идеи, драматург усиливает
публи-цистич. элементы своего творчества. Этой задаче отвечает его цикл
"дидактических" пьес (пост. любительскими коллективами Германии):
"Баденская назидательная пьеса", или "Полет Линдберга" (1929),
"Счастливый конец" (1929),школьная опера "Говорящий "да" и говорящий
"нет"" (1930), "Исключения и правило" (1930). В пьесе "Высшая мера"
(1930) Б., рассказывая о героической деятельности
коммунистов-подпольщиков, не создал полнокровные художеств. образы, в
пьесе сказалось незнание Б. подлинной революционной практики
коммунистов, которую он показал недостаточно верно.
Пьеса "Святая Иоанна скотобоен" (1930, Гамбург, 1959) Б. раскрывает
преступления, связанные с созданием капиталистич. треста. Последний опыт
"назидательной" драматургии - пьеса "Мать" (по мотивам Горького, 1932,
Берлин), определившая новый этап в творчестве Б.
После захвата власти фашистами (1933) Б. эмигрировал. Жил во многих
странах, в т. ч. в Дании (1933-39), Финляндии, США. Период эмиграции
отмечен созданием выдающихся антифашистских произведений: "Круглоголовые
и остроголовые" (1936, т-р "P ид де реален", Копенгаген), "Винтовки
Тересы Каррар" (1935, Париж), "Страх и отчаяние в Третьей империи",
документальный монтаж из 24 сцен (1944, Нью-Йорк), "Сны Симоны Ма-шар"
(совм. с Л. Фейхтвангером, 1942, Мюнхен - 1958), "Швейк во второй
мировой войне" (1943, Нью-Йорк). Ряд др. пьес Б., хотя и не рисует
непосредственно фашизм, несет в себе мысль - человек обязан выступать
против отжившего миропорядка. К их числу относятся: "Мамаша Кураж и ее
дети" по Грим-мельсгаузену (1939, Цюрих - 1941), "Допрос Лукулла" (1939,
использована П. Дессау в качестве либретто оперы "Осуждение Лукулла",
Берлинская гос. опера, 1951), "Жизнь Галилея" (первая ред. 1939, Цюрих -
1943; вторая ред. 1945, Берлин - 1956), "Добрый человек из Сезуана"
(1940, Цюрих - 1943), "Господин Пунтила и его слуга Матти" по X.
Вуо-лийоки (1940, Цюрих - 1948), "Восхождению Артуро У и можно было
помешать" (1941, Гамбург - 1959). Уже в пьесе "Круглоголовые и
остроголовые" художник побеждает в Б. рационалиста-дидактика. В
последующих произведениях Б., написанных после 1939, этот процесс
выявляется еще отчетливее, разработка характеров здесь особенно глубока.
С 1948 Б. жил в Берлине, здесь были им завершены: "Кавказский меловой
круг" (1948, "Берлинер ансамбль" - 1954) и "Дни Коммуны" (1949, т-р в
Карл-Маркс-Штадте - 1956). Здесь же Б. занимался переработкой в плане
своей идейной и эстетич. программы пьес: "Антигона" Софокла (1948),
"Гувернер" Ленца (1950), "Бобровая шуба" и "Красный петух" Гауптмана
(1951), "Кориолан" Шекспира (1952),"Трубы и литавры" Фаркера (1956) и
др. В 1924 Б. впервые выступил как режиссер, пост. в мюнхенском Камерном
т-ре "Жизнь Эдуарда II". В 40-50-е гг. Б. основное внимание уделял
созданному им в 1948 т-ру ((Берлине? ансамбль, в к-ром стремился
воплотить на практике свои воззрения на драму. Б. пост. здесь совм. с Э.
Энгелем пьесы:
"Мамаша Кураж и ее дети" (1949), "Господин Пунтила и его слуга Матти"
(1949), последнюю редакцию "Жизни Галилея" (1956); совм. с К. Неером -
"Гувернер" (1940), затем-"Мать" (1951), "Кацграбен" Штрит-тматтера
(1953) и "Кавказский меловой круг" (1954).
Теоретич. взгляды Б. изложены в статьях: "Широта и многообразие
реалистической манеры письма" (1938), "Народность и реализм" (1938),
"Новая техника актерского искусства" (1940), "О народной пьесе" (1948),
"Малый органон для театра" (1949), "Диалектика на театре" (1957),
"Несколько заблуждений по поводу манеры игры "Берлинского ансамбля""
(1957) и др., а также в примечаниях к ряду пьес ("Мать", 1935,
"Круглоголовые и остроголовые", 1936, и др.).
Б. называл свою теорию "эпическим т-ром", взяв этот термин у Шиллера
и Гете, но вложив в него новое содержание. Для Б. большое значение имело
замечание Энгельса о том, что драма будущего будет представлять собой
"полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического
смысла,...с шекспировской живостью и действенностью..." ("К. Маркс и Ф.
Энгельс об искусстве", т. 1, 1957, с. 29). Б. стремился вернуть т-ру, на
новой ступени его развития и для новых задач, синтез развлекательности и
поучительности, присущий драматургии Просвещения. Осн. задача театра, по
Б.,-художественными средствами донести до широкого зрителя законы
развития человеческого общества, заставить его задуматься над своей
социальной позицией и прийти к выводу о необходимости переустройства
мира. Б. утверждал существенное отличие пропагандируемой им драмы от
предшествующей (названной им "аристотелевской"), вызывавшей, по его
мнению, чувства жалости, сострадания к людям. Взамен этих эмоций Б.
призывал деятелей т-ра пробуждать своими спектаклями такие чувства как
гнев против поработителей народа, восхищение героизмом новых людей.
Вместо драматургии, предполагающей сопереживания зрителя чувствам
персонажа, Б. выдвигал драматургию, вызывающую удивление и любопытство
перед авторской мыслью, приводящую зрителя к осознанию необходимости
перестройки отживших общественных отношений. С этой целью Б.вводит
прием, названный им "эффектом отчуждения" ("Verfremdungseffekt"),
состоящий в том, что хорошо знакомое явление предстает в спектакле с
неожиданной стороны, требует от зрителя новизны его осознания. Средством
для осуществления этого является постоянное нарушение натуралистической
иллюзии, "подлинности" происходящего на сцене. Б. добивается фиксации
внимания зрителя на важнейших мыслях автора, и с этой целью вводит песни
(songs), хоры и т. п., концентрированно выражающие авторскую
мысль(напр., "Песня о великой капитуляции" в пьесе"Мама-ша Кураж и ее
дети").
Теория драмы Б. потребовала и создания новой теории актерского и
режиссерского искусства. Б. считал, что главная задача актера- активно
отстаивать новый строй. В процессе подготовки спектакля Б. рекомендует
актеру подойти к образу, созданному драматургом, с позиций свидетеля на
суде, страстно заинтересованного в выяснении истины (метод "от
свидетеля""), т. с. глубоко и всесторонне проанализировать поступки
действующего лица и их побудительные мотивы. Б. допускает актерское
перевоплощение, но лишь в репетиционный период, т. к. окончательным
творческим актом на сцене, по мнению Б., является "показ'. Мизансцены
должны быть не просто выразительными, но и предельно точно раскрывать
смысл изображаемого явления "пользуясь различными средствами художеств.
выразительности вплоть до метафоры, даже символа. Б. строил мизансцены
по принципу кинокадра. С этой целью он использовал т. н. "метод модели",
т. е. фиксации на фотопленке наиболее ярких мизансцен и отдельных поз
актера с целью их закрепления. Б. был противником иллюзорного
воссоздания среды, а также сценич. оформления и световых эффектов,
излишне "пропитанных настроением"; функции декораций он ограничивал
обозначением места действия с помощью точно найденных реалистич. деталей
и созданием наиболее удобных условий для игры актера.
Б. был членом Всемирного Совета Мира. За свою деятельность драматурга
и режиссера награжден Нац. пр. (1949), а как активный борец за
мирМеждунар. Ленинской премией "За укрепление мира между народами"
(1954).
Соч.: Stucke, Bd 1-12, В., 1955-59; Uber experimentelles Theater,
"Theater der Zeit", В., 1959, J\o 3; в рус. пер.- Диалектика на театре,
"Театра, М-, 1957, .N" 5; Эпические драмы, M.-Л., 1934; Пьесы, M., 1956;
О театре. Сб. статей, М.,1960.
Лит.: P а и х Б., Бертольт Брехт, М., 1960; Фрадкин И., Лтература
новой Германии, М., 1959; Эткинд Е-, Театр Бертольта Брехта, "Нева", Л.,
1957, J\o 8; Л а ц и с А., Революционный театр Германии, пер. с нем.,
М., 1935;
Schumacher E.. Die dramatischen Versuche Bertolt Brechts 1918-1933,
В., [1955]; Hecht W., Die Entwicklung von Brechts Theorie des epischen
Theaters 1918-1933, TI 1-3, "Theater der Zeit". Studien, 1958, ј 9,zu
Heft 12; 1959, ј 10, zu Heft 3; R i 11 а Р., Essays, В., 1955; Сборник:
Theaterarbeit. 6. Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., ll952j;
"Sinn und Form", Beitrage zur Literatur. Erstes und zweites
Sonderheft, Bertolt Brecht, [Potsd., 1957; Wekwerth M., Theater in
Veranderung, B., 1960. B. K.
БРЕШАНИ (Bresciani), Катерина (ок. 1728-80)- итальянская актриса.
Дарование Б. проявилось в т ре "Сан-Лука" в Венеции, где К. Гольдони
писал для нее в 50-е гг. 18 в. комедии и трагикомедии. Б. исполняла роли
"второй любовницы", отличавшиеся динамичностью, характерностью,
комизмом. Играла в серьезных и комедийных пьесах в стихах и в прозе,
написанных на лат. яз. и на венецианском диалекте. Лучшая роль Б.,
принесшая ей широкую известность,- черкешенка Гиркана в персидской
трилогии Гольдони ("Персидская невеста", "Гиркана в Джуль-фе", Гиркана в
Исфахане"). Гольдони высоко ценил дарование Б., много занимался с ней,
под его влиянием Б. стала крупной реалистич. актрисой. Гольдони написал
для Б. гл. роли в пьесах "Своенравная", "Единственная женщина",
"Далматинка", "Кьоджин-ские перепалки" и др. После отъезда Гольдони во
Францию Б. до конца жизни выступала в труппе Дж. Лапи, перейдя в
старости на роли "матерей" и "кормилиц".
Лит.: Гольдони К., Мемуары. Пер., введение и прим. С. С. Мокульского,
т. 2, Л., 1933. С. Мок.
БРЖЕСКИЙ, Сергей Игнатьевич [р. 25.IX \S.X). 1900] - русский
советский актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1941. В 1927
окончил Центр. техникум театр. иск-ва в Москве (ныне ГИТИС). Сценич.
деятельность начал в 1928 в моек. ТРАМе, первая роль-Ваня Шелаев ("Шлак"
Державина). Работал в Краснопресненском рабочем т-ре (до 1931), Историк
о-революционном т-ре (до 1936). С 1937 - актор Саратовского т-ра им. К.
Маркса. Среди ролей Б.:
Чичиков ("Мертвые души" по Гоголю), Мурзавецкий ("Волки и овцы"),
Лука ("На дне"), Свеколкин ("Обыкновенный человек" Леонова), Максимов
("За тех, кто в море" Лавренева), Зайцев ("Московский характер"
Софронова) и др. Играл рэль Ленина в спектаклях "Человек с ружьем" и
"Кремлевские куранты"; "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой,
"Незабываемый 1919" Вишневского Б. выступает также как чтец; в его
репертуаре лит. композиции произведений М. А. Шолохова ("Тихий Дон",
"Поднятая целина", Судьба человека") и др. Лауреат Всероссийского
конкурса артистов-чтецов (1958). Б. преподавал сценич. мастерство в
Саратовской консерватории им. Собинова, (1940-47). . Э. К.
БРИАН (наст. фам.- Ш м а р г о н e р), Мария Исааковна [р.23.Vili
(4.IX).1886]-русская советская певица (лирич. сопрано) и педагог. Засл.
арт. РСФСР (1938). В 1903-09 обучалась пению в Париже у Ла- борд.В1912
окончила Петерб.консерваторию по классу А.Жеребцовой-Андреевой. В этом
же году впервые выступила на оперной сцене (Т-р муз.драмы в Петербурге).
Партии: Татьяна ("Евгений Онегин"), Маргарита ("Фауст"), Микаэла; Мими
("Богема"),Антония ("Сказки Гофмана"0ффенбаха), Мелисанда ("Пеллеас и
Meлисанда" Дебюсси) и др. В 1913-14 участвовала в "Русских сезонах"в
Париже и Лондоне (антреприза С. Дягилева),где пела партии Ксении ("Борис
Годунов"), Панночки ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ку-харочки
("Соловей" Стравинского) и др. Последняя партия-Марфа ("Царская
невеста") в спектакле, пост. при открытии в 1920 Большого оперного т-ра
в Петрограде (в здании б. Народного дома). Голос Б. отличался большой
силой и, одновременно, мягкостью звучания. Для исполнительской манеры
певицы характерны мечтательность и задушевность. Выступала также в
концертах. В 1920 Б.- профессор Ленингр. консерватории.
БРИАНЦА (Brianza), Карлотта (1867-1930)-итальянская артистка балета.
Ученица К. Влазиса. По окончании школы т-ра "Л а Скала" была ведущей
танцовщицей этого т-ра. В 1887 впервые выступала в Петербурге в т-ре
"Аркадия". В 1889 была приглашена в Мариинский т-р, где в 1890 была
первой исполнительницей партии Авроры. Исполнительское иск-во Б.
отличалось высокой техникой классич. танца. Большое влияние на
творчество Б. оказала рус. балетная школа, придавшая ее танцу особую
мягкость и выразительность. В 1891 уехала из России. Последнее
выступление Б. состоялось в 1921 в партии феи Карабосс ("Спящая
красавица") в Лондоне, в антрепризе С. П. Дягилева. После ухода со сцены
вела педагогич. работу (в Ницце).
Лит.: Beaumont С. W., Complete book of baHets..., L., 1949; Скаль к
овс к и и К., В театральном мире, СПБ, 1899; Худеков С., История танцев,
т. 3-4, П., 1915-1917; Плещеев А., Наш балет. 1673-1899, СПБ, 1899. Ham.
P.
БРИГАДЕРЕ,АннаКришяновна[19.1Х(1.Х). 1861- 24.VI.1933]-латышская
писательница, драматург. Работала портнихой, продавщицей, учительницей.
Лит. деятельность начала в 1896. Лучшие произв. Б. написаны по
фольклорным мотивам. Среди них сказочные пьесы - "Спридитис" (1903),
"Принцесса Гундега и король Брусубарда" (1911), "Майя и Пайя" (1922),
"Чудесная птица Лолиты" (1927), а также несколько сатирич. комедий.
Большинство пьес Б. были впервые пост. в рижском Латышском т-ре.
Соч.: Raksti I-XX, Riga, 1912-1939.
Лит.: Latviesu literaturas vesture, IV, Riga, 1957. А. В.
БРИГЕЛЛА (итал. Brighella, от briga - ссора,
неприятность)-традиционный персонаж итал. комедии дель арте. Б. занимал
в труппе амплуа одного из двух Дзанни - умелого, хитрого,
изобретательного, злого, говорливого парня, не останавливающегося ни
перед чем для того, чтобы устроить свои дела, извлечь пользу. Во всех
сценариях, где действует Б., он является гл. пружиной интриги. Б., как и
Арлекин, деревенский парень, родом из Бергамо (Сев. Италия), но не такой
простой и наивный. Костюм Б. состоял из длинной белой блузы, низко
перехваченной кушаком, длинных белых панталон, простых туфель и шапочки.
На блузе Б. были желтые или зеленые нашивки типа галунов, что сближало
ее с лакейской ливреей. Известные исполнители этой роли - акторы Н.
Барбьери и К. Канту, выступавшие во Франции.
Наиболее полное собрание шуток Б.было опубликовано А. Дзаннони в
Венеции в 1787.
Лит.: Nicoli A., Masks, mimes and miracles. Studies in the popular
theatre, L., 1931. См. также лит. при ст. Комедия дель арте.
БРИГЕНТИ (Brighenti), Мария (р. 1792-г. смерти неизв.)-итальянская
артистка оперы (сопрано). Впервые выступила на оперной сцене в Болонье
в1814, после чего пела в др.оперных т-рах Италии.Считалась одной из
лучших певиц своего времени. Исполняла гл. партии на премьерах в Риме
опер Россини "Севиль-ский цирюльник" (1816) и "Золушка" (1817). В 1836
оставила сцену.
Лит. соч.: "Cenni... sopra il Maestro Rossini", Bologna, 1823. Л. M.
БРИЗАР (Brizard) [наст. фам.- Б p и т а р (Britard)], Жан Батист (7.1
V. 1721-30.1.1791) - французский актер. Сценич. деятельность начал в
провинции. В 1757- 1786 выступал в театре "Комеди Франсез" (Париж).
Благородство, величественность облика и актерской манеры, вдумчивость
декламации сделали Б. одним из лучших исполнителей ролей "благородных
отцов" и "королей"-дон Диего, старый Гораций ("Сид" и "Гораций"
Корнеля), Лузиньян, Аржир ("Заира" и "Танкред" Вольтера) и др.
Творчество Б. было близко новаторским устремлениям просветителей. Б.
стал одним из основных исполнителей в пьесах жанра мещанской драмы.
Роли:
Отец семейства (о. п. Дидро), Вандерк старший ("Философ, сам того не
зная" Седена) и др. Был горячим сторонником реформы костюма в
классицистической трагедии.
Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son
theatre, P., 1900; Arnault A., Les souvenirs et les regrets du vieil
amateur dramatique, P., 1829; L y о n n e t H., Dictionnaire des
comediens francais, P., 1912-1913; История западноевропейского театра,
под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, M., 1957. ‚. Ф.
Обратно в раздел культурология
|
|