Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
БОЛДУМАН, Михаил Пантелеймонович (р. 12.VII. 1898) - русский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1947).Сценич. деятельность начала 1923
(г.Жмеринка Винницкой обл.). В 1924-31 работал в Киевском т-ре рус.
драмы. Роли: Сатин, Яго; Король ("Гамлет"), Кошкин ("Любовь Яровая") и
др. В 1931-33-в Моск. т-ре б. Корша. В 1933 вступил в труппу МХАТа.
Б.акт„р героич. склада, его творчеству присущи большая внутр.
собранность, ч„ткость, мужественность, простота, предельная
сдержанность, глубокий драматизм. Роли: Синцов ("Враги"), Борис Годунов
("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Вершинин ("Три сестры"), Леонт
("Зимняя сказка" Шекспира). Большое место в творчестве Б. занимает
работа над образом положит. героя сов. эпохи. Обаянием, внутр.
цельностью и силой проникнуты созданные им образы Платона Кречета;
Майорова ("Глубокая разведка" Крона, Ст. пр. 1946); за суровостью,
резкостью его Горбунова ("Офицер флота" Крона, Ст. пр. 1946)
чувствовались внутр. теплота, большое сердце, огромная душевная сила. С
конца 40-х гг. Б. исполняет также и острохарактерные роли (Окунев -
"Чужая тень" Симонова). Снимается в кино.
Лит.: Горчаков Н. М., Р а е в с к и й И. М., Работа над спектаклем
"Офицер флота" А. Крона на сцене Московского Художественного театра, в
кн.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1945, т. 1, М., 1948,
с. 700-728.
БОЛЕНДЕР (Bolender), Тодд (р. 17.II.1914) - американский артист
балета, балетмейстер. Ученик рус. танцовщика и педагога А. И. Вильтзака.
Занимался в Школе американского балета (Нью-Йорк). В 1937- 1941 - солист
труппы "Балле Караван". Позднее работал в различных балетных труппах
США: "Американ балле" .(1941), "Американ консерт балле" (1943, труппа
основана Б.), "Балле тиэтр" (1944), "Балле рюсс де Монте-Карло"
(1945-46), "Балле сосайе-ти" (1946-47), "Нью-Йорк сити балле" (с 1950).
Пост. балеты: "Матушка гусыня" на муз. Равеля (1943), "Комедия балетика"
на муз. Стравинского и Перголези (1945), "Зодиак" на муз. Р. Ревиля
(1947), "Чудесный мандарин" Бартока (1951) и др. В 1946 осуществил для
телевидения пост. "Петя и волк" Прокофьева и "Американцы в Париже"
Гершвина. Занимается педагогич. деятельностью. Наш. Р.
БОЛЕСЛАВСКИЙ (наст. фам.- Стржезниц-к и и), Ричард Валентинович
(4.II.1887-17.1.1937) - русский акт„р и режисс„р. В 1908-18 играл в МХТ;
один из участников и организаторов 1-й Студии МХТ. Юношеским
темпераментом было проникнуто его исполнение ролей Беляева ("Месяц в
деревне" Тургенева), Левки ("Miserere" Юшкевича), Фабрицио ("Хозяйка
гостиницы" Гольдони). Б. играл также и характерные роли (Сэр Тоби -
"Двенадцатая ночь", и др.). Пост. спектакль "Гибель Надежды" Хейерман-са
(1913, 1-я Студия МХТ) и др. Снимался в кино. С 1920 жил за границей.
Работал акт„ром и режисс„ром в Польском т-ре в Варшаве, в т-рах Бродвея
в Нью-Йорке и др. Пропагандировал идеи Станиславского.Написал книгу
"Искусство акт„ра, первые шесть уроков" ("Acting, the first six
lessons", Нью-Йорк, 1935). Выступал как кинорежисс„р. Я. М.
БОЛЛИАК, Б о л и а к (Bolliac), Чезар (1813-81)- румынский поэт,
драматург, журналист. В 1835 начал лит. деятельность. В 1836 написал
одну из первых нац. драм - "Матильда" (пьеса не сохранилась), вошедшую в
репертуар ряда драм. т-ров. Б. был активным участником революции 1848 и
движения за объединение рум. княжеств. После поражения революции Б. в
течение 9 лет находился в изгнании (сначала в Константинополе, затем в
Париже). Возвратившись на родину (1857), занимался публицистич.
деятельностью, сотрудничал в газ. "Курьерул ромынеск", позднее в "Бучу
мул" и "Тромпета карнацилор", выступая со статьями по иск-ву и театр.
рецензиями. Б. утверждал нац. драматургию и т-р, боролся против
космополитизма на рум. сцене, считал, что т-р является средством
воспитания народа. Н. Р.
БОЛОТИН (наст. фам.- Болотный), Исидор Михайлович [р. 26.VIII (8.IX).
1907] - белорусский советский артист оперы (лирико-драматический тенор).
Нар. арт. БССР (1944). Член КПСС с 1943. Деп. Верх. Сов. БССР 2-го
созыва. В 1927-30 учился в Белорус. муз. техникуме, в 1930-32 - в
Оперной студии (Минск). С 1933 - солист Белорус. т-ра оперы и балета
(Минск). Партии: Михась, С„мка ("Михась Подгорный", "Девушка из Полесья"
Тикоцкого), Савка ("В пущах Полесья" Богатыр„ва); Ленский; Водемон
("Иоланта" Чайковского), Фауст и др. Выступает и как камерный певец.
Лит.: С м о л ь с к i Б., I. М. Балоц?н, в сб.: Мастацтва совецкай
Беларус?. Зборн?к артыкула, М?нск, 1955. Бр. С.
БОЛТАЕВА, Икрома (р. 25. VII. 1916) - узбекская советская актриса.
Нар. арт. Узб. ССР (1956). Член КПСС с 1944. Училась в Ташкентском
театр. техникуме, работала в т-рах Карши и Самарканда. С 1945 Б.актриса
Т-ра им. Хамзы (Ташкент). Играла роли героинь - Джамиля ("Бай и батрак"
Хамзы), Дездемона; передовых советских женщин - Салтанат ("Ш„лковое
сюзанэ" Каххара) и др. Яркими красками отмечены сатирич. образы,
созданные Б.: Гульнор ("Заря Востока" Сафарова), Сурь-махон ("Сердечные
тайны" Рахманова), Коринкина ("Без вины виноватые"), Марья Антоновна
("Ревизор") и др. Л. А.
БОЛЬМ, Адольф (Эмилий) Рудольфович (1884- 16.IV.1951) - русский
артист балета, балетмейстер. Окончил балетное отделение Театрального
уч-ща в Петербурге (1894-1904). Ученик П. К. Карсавина. По окончании
уч-ща был принят в кордебалет Мари-инского т-ра, где в 1905 стал
солистом. В 1908 гастролировал вместе с А. П. Павловой в Риге,
Стокгольме, Копенгагене; в 1909- в Праге, Берлине. Ввиду конфликта с
дирекцией Мариинского т-ра, в 1911 уш„л из т-ра. В 1908-16 работал в
труппе С. П. Дягилева, где с большим успехом исполнял ведущую партию в
"Половецких плясках" ("Князь Игорь"), пост. танцы в операх "Хованщина"
(1913) и "Садко" (1916). В 1916 поселился в США, где в том же году
основал небольшую балетную труппу "Балле интим". Б. был одним из первых
активных пропагандистов классич. балета в США. Работал в оперных т-рах
Нью-Йорка, Чикаго, Сан-Франциско, в балетной труппе "Балле тиэтр" и др.
Среди пост. Б.: "Петрушка" Стравинского (1919, "Метрополитен-опера"),
"Сумасшедшая кошка" Кар-пентера (1920, Чикагская опера), "Петя и Волк"
Прокофьева (1940, "Балле тиэтр"), "Жар-Птица" Стравинского (1955, там
же) и др. Последние годы жизни преподавал классич. танец в Голливуде и
ставил танцы в кинофильмах. Б.- автор мемуаров "Дни танцовщика" (1926).
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939; A m b е г g Gr., Ballet in America, N. Y., 1949.
Ham. P.
БОЛЬСКА (наст. фам.- Скомпск а я), Аделаида Юлиановна
(1864-29.IX.1930)-русская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано).
По национальности полька. Окончила Моск. консерваторию в 1888 по классу
Ф. П. Комиссаржевского. В ученич. концерте исполнила ариозо Кумы из
"Чародейки" и романс Чайковского под управлением автора. В 1888-89 пела
в т-ре "Ла Скала"( Милан), в 1889-93- в Большом т-ре в Москве (под
фамилией Скомпская). В 1893-97 гастролировала за границей (гл. обр. в
Париже). В 1897- 1918 Б. выступила в Мариинском т-ре (Петербург) под
псевд. Больска. Была первой исполнительницей партий Волховы и Марфы
("Садко", "Царская невеста") в Мариинском т-ре. Среди др. партий
Б.Людмила ("Руслан и Людмила"), Татьяна; Эльза, Елизавета ("Лоэнгрин",
"Тангейзер"), Виолетта. Б. обладала нежным красивым голосом обширного
диапазона, музыкальностью и сценич. обаянием. Исполняла свои партии с
большой поэтичностью, теплотой и искренностью. После 1918 выступала
эпизодически.
Лит.: С т а р к Э. [Зигфрид], Петербургская опера п ее мастера.
1890-1910, Л.-М., 1940.
БОЛЬШАКОВ, Григорий Филиппович [р. 23.1 (о. II). 1904] - русский
советский артист оперы (тенор). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению обучался в
Ленингр. муз. техникуме у проф. И. Супруненко; брал уроки у Р.
Нувельнорди. В 1927-28 работал в хоре Ленингр. Малого оперного т-ра, в
1928-30 - солист Т-ра комич. оперы. В 1930-36 пел в Ленингр. т-ре оперы
и балета им. Кирова, в 1936-38 - в Саратовском рперном т-ре. С 1938 Б. -
солист Большого т-ра (Москва). Партии: Вакула ("Черевички" Чайковского,
Ст. пр. 1942), Андрей ("Мазепа" Чайковского, Ст. пр. 1950), Герман;
Левко ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Собинин ("Иван Сусанин"),
Князь ("Русалка"), Дубровский (о. п. Направника), Абесалом ("Абесалом и
Этери" Палиашвили; Радамес ("Аида"), Хозе; Альмавива ("Севильский
цирюльник") и др. Значит, место в репертуаре Б. занимают партии в операх
сов. композиторов: Принц ("Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева),
Давыдов ("Поднятая целина"), Мишук ("Тихий Дон"), Печорин ("Бэла"
Александрова), Щепин-Ростовцев ("Декабристы" Шапорина) и др. Б. обладает
голосом, ровным во всех регистрах, исполняет разнообразные лирич. и
драматич. теноровые партии. Создал яркий образ Вакулы в фильме
"Черевички" по опере Чайковского. Лит.: Г. Ф. Большаков, М., 1953. О. В.
БОЛЬШАКОВ, Николай Аркадьевич [р. 11(23).XI. 1874] - русский
советский артист оперы (тенор) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1938). Родился в семье провинц. акт„ров. Брал уроки пения у И. П.
Прянишникова. Обучался также в Петерб. ун-те. Впервые выступил на
оперной сцене в Петербурге в 1899. В 1905-29 пел в Мариинском т-ре
(Ленинградском т-ре оперы и балета им. Кирова). Гастролировал в Париже,
Берлине, Барселоне и др. городах Европы. Партии: Финн ("Руслан и
Людмила"), Юродивый ("Борис Годунов"), Ленский, Герман; Гришка Кутерьма
("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии"
Римского-Корсакова), Хлопуша ("Орлиный бунт" Пащенко), Фауст; Риенци (о.
п. Вагнера), Пинкертон ("Чио-Чио-сан") и др. Б. обладал большой
музыкальностью и незаурядным драматич. талантом, мягким и вместе с тем
сильным, звонким голосом. С 1923 Б.- преподаватель, с 1935 - профессор
Ленингр. консерватории. М. И.
БОЛЬШАЯ ОПЕРА - 1) Многоактная опера (из 3-5 актов), обычно
серь„зного (не комедийного) характера (опера-драма, опера-трагедия,
опера-легенда и т. п.). 2) Жанр муз. т-ра - монументальная, романтически
красочная опера на историч. сюжет, сочетающая героич. пафос,
приподнятость чувств, драматизм с внешней декоративностью,
нагромождением сценич. эффектов. В Б. о. широко используются крупные
исполнит, составы, включая хор, балет, мощный оркестр. Этот жанр
сложился во Франции в конце 20-х гг. 19 в. и получил затем наиболее
типичное выражение в творчестве композитора Дж. Мейербера.
БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (БДТ;
Ленинградский государственный Большой драматический театр имени М.
Горького) - один из первых т-ров, созданных после Октябрьской революции.
Был организован в Петрограде при непосредственном участии А. М.
Горького, А. А. Блока, М. Ф. Андреевой. Открылся 15 февр. 1919 в
помещении Большого зала консерватории (с 1920 занимает здание б. т-ра
Суворина на Фонтанке) спектаклем "Дон Карлос". По замыслу его
инициаторов БДТ должен был стать цитаделью героич. репертуара, т-ром
больших социальных страстей, взволнованной революц. патетики, т-ром
"великих слез и великого смеха" (Б л о к). В БДТ были привлечены крупные
акт„ры - Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, А. Н. Лаврентьев;
режисс„ры и художники - М. В. Добужинский, Н. В. Петров, В. М. Сушкевич,
А. Н. Бенуа, В. А. Щуко. Спектакли т-ра в первые годы существования
полностью соответствовали революц. программе его основателей. В то
время, когда еще не сложилась совр. сов. драматургия, на сцене т-ра шли
лучшие произв. мировой классики: пьесы Шекспира ("Макбет", 1919,
"Отелло", 1920, "Король Лир", 1920, "Юлий Цезарь", 1922, "Много шуму из
ничего", 1919, "Двенадцатая ночь", 1921), Шиллера ("Дон Карлос", 1919,
"Разбойники", 1919), Гюго ("Рюи Блаз", 1921), Гольдони ("Слуга двух
господ", 1921), Мольера ("Смехотворные прелестницы" и "Лекарь поневоле",
1921). С конца 1922 в деятельности т-ра проявились нек-рые противоречия
- увлечение творчеством нем. экспрессионистов, различными формалистич.
течениями. В этот период пост. ряд пьес, эстетизирующих трагич. облик и
природу капиталистич. города, отразивших растерянность мелкобурж.
интеллигенции перед лицом великих социальных потрясений ("Газ" Кайзера,
1922, "Девственный лес" Толлера, 1924, и др.). В 1925 т-р осуществил
пост. пьесы-хроники А. Н. Толстого и Щ„го-лева "Заговор императрицы", в
к-рой историко-революц. тема растворялась в серии
сенсационно-разоблачительных и авантюрно-альковных анекдотов.
Реалистич. традиции акт„рского коллектива и обращение к сов. пьесе
помогли т-ру выйти из творч. тупика. Начиная с 1925, когда был поставлен
"Мятеж" Лавренева, БДТ стал активным пропагандистом молодой советской
драматургии. Крупным творч. достижением т-ра явилась пост. пьесы
Лаврен„ва "Разлом" (1927, реж. Тверской; Годун -
Монахов, капитан Берсенев - Лаврентьев, боцман Швач - Лариков, Ксения
- Казико). В последующие сезоны на сцене БДТ были пост. "Луна слева"
Билль-Белоцерковского (1928), "Человек с портфелем" Файко (1928),
"Пурга" Щеглова (1927), "Инга" Глебова
(1929), "Город ветров" Киршона (1929), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930)
Маяковского, "Авангард" Катаева
(1930), "Линия огня" Никитина (1931), "Джой Стрит" Зархи (1932). В
работе над новым сов. репертуаром сформировалась яркая артистич.
индивидуальность О. Г. Казико, А. И. Ларикова, В. Я. Софронова, В. П. По
лицеймако. В то же время нек-рая часть режиссуры увлекалась в этот
период задачей "индустриализации т-ра", пытаясь строить спектакли на
"технических аттракционах". В ряде случаев т-р оказывался недостаточно
требовательным и принципиальным в выборе репертуара: на его сцене
ставились примитивные клубные "монтажи" ("10 октябрей", 1927),
поверхностные, насыщенные деш„вой экзотикой мелодрамы ("Джума Машид",
1928), пьесы-однодневки ("Утопия", 1930, "Пипы Суринамские", 1930).
Большим событием в творч. жизни БДТ явились постановки на его сцене
пьес Горького - "Егор Булычев и другие" и "Достигаев и другие" (1932,
1933, реж. Тверской и Люце; Егор Булычев и Бородатый солдат - Монахов,
Василий Достигаев - Скоро-богатое, Павлин и Губин - Лариков, Рябиннн -
Софронов, Шура - Казико, Варвара - Никритнна). В эти же годы БДТ с
успехом ставит пьесы Погодина "Мой друг" (1932, реж. Тверской), "После
бала" (1934, реж. Морщихин; Маша - Казико, Дед Лагута - Лариков),
"Аристократы" (1935, реж. Люце; Костя-капитан - Полицеймако). В
постановках пьес сов. драматургов выдвинулась большая группа артистич.
молод„жи.
В 1939 в т-ре была пост. пьеса Горького "Дачники" (реж. Бабочкин},
получившая широкое признание как пример глубокого и смелого сценич.
воплощения одного из самых сложных произв. великого писателя. Значит,
спектаклями т-ра в этот период были также:
"Человек с ружьем" (1938, реж. Бондаренко), "Царь Потап" Копкова
(1940, реж. Бабочкин), "Вишневый сад" (1940, реж. Гайдебуров), "Король
Лир" (1941, реж. Козинцев).
Первые годы Великой Отечеств, войны БДТ находился в г.Кирове. В 1943
т-р вернулся в осажденный Ленинград и продолжал работу в условиях
блокады. Одновременно коллектив т-ра обслуживал части Ленингр. фронта,
госпитали.
В послевоенные годы художеств. руководство т-ра возглавляли Л. С.
Рудник, Н. С. Рашевская, И. С. Ефремов, К..П. Хохлов. Среди поставленных
в этот период спектаклей: "Бесприданница" (1948, реж. Шлепя-нов),
"Враги" (1948, реж. Рашевская), "Егор Булычев и другие", "Достигаев и
другие" (1949, 1952, реж. Рашевская; Егор, Достигаев - Полицеймако). В
1950 в БДТ был заново пост. "Разлом" (реж. Соколов и Зонне; спектакль
экранизирован), в 1951 осуществлена новая пост. пьесы "Любовь Яровая"
(реж. Ефремов). В этот же период т-р ставит пьесы "Под каштанами Праги",
"Русский вопрос", "Чужая тень" Симонова.
В 1956 гл. режиссером т-ра стал Г. А. Товстоногов. Им поставлен ряд
значит, спектаклей, в к-рых яркая театральность сочетается с глубоким
проникновением в авторский замысел, лаконизм и точность выразит. средств
с богатством и силой внутреннего действия: "Идиот" по Достоевскому
(1957; Мышкин - Смоктуновский), "Варвары" (1959); "Иркутская история"
Арбузова (1960), "Гибель эскадры" Корнейчука (1960), "Лиса и виноград"
Фигейреду (1957, оформление Товстоногова), "Пять вечеров" Володина
(1959), "Трасса" Дворецкого (1959), "Синьор Марио пишет комедию" Николаи
(1958). Среди других спектаклей, пост. в этот период,- "Обрыв" по
Гончарову (1956, реж. Рашевская), "Метелица" Пановой (1957, реж.
Сулимов), "В поисках радости" Розова (1957, реж. Владимиров), "Ученик
дьявола" Шоу (реж. Сулимов, 1956), "Дали неоглядные" Вирты (1958, реж.
Владимиров и Сирота).
В труппе театра (1960): нар. арт. СССР В. П. Полицей-мако, нар.
артистки РСФСР Е. М. Грановская,О. Г. Ка-зико, В. Т. Кибардина, засл.
артисты РСФСР Л. А. Волынская, М. В. Иванов, И. М.'Кондратьева, Е. 3.
Копе-лян, Н.П. Корн, Е.А. Лебедев, Л. И. Макарова, А. Б. Никритина, Н.
А. Ольхина, М. А. Призван-Соколова Б.С. Рыжухин, В.И. Стржельчик, З.М.
Шарко. Е. Ц\
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1919. "Дон Карлос" (Лаврентьев), "Макбет" (Юрьев), "Много шуму из
ничего" (Арбатов), "Разрушитель Иерусалима" Иернефельда (Лаврентьев),
"Дантон" Левберга (Тверской), "Разбойники" (Сушкевич), "Рваный плащ" С.
Бенелли (Болеславский).
1920. "Отелло" (Лаврентьев), "Царевич Алексей" Мережковского (А.
Бенуа), "Король Лир" (Лаврентьев), "Венецианский купец" (А. Бенуа).
1921. "Синяя птица" Метерлинка (Петров), "Слуга двух господ" (Бенуа),
"Двенадцатая ночь" (Петров), "Рюи Блаз" Гюго (Петров), "Смехотворные
прелестницы" и "Лекарь поневоле" Мольера (Бенуа).
1922. "Земля" Брюсова (Петров), "Юлий Цезарь" (Хохлов), "Газ" Кайзера
(Хохлов), "Мюзетта" по Мопассану (Со-фронов).
1923. "Грелка" Мельяка и Галеви (Хохлов), "Ужин шуток" С. Бенелли
(Хохлов), "Близнецы" Плавта (Хохлов), "Северные богатыри" Ибсена
(Лаврентьев), "Обращение капитана Брасбаунда" Шоу (Хохлов и Соловь„в).
1924. "Корона и плащ" Никитина (Кроль и Вейсбрем), "Девственный лес"
Толлера (Хохлов), "Бунт машин" А. Н.Толстого (Хохлов), "Анна Кристи"
0'Нила (Лаврентьев).
1925. "Учитель Бубус" Файко (Хохлов), "Заговор императрицы" А. Н.
Толстого и П. Щ„голева (Лаврентьев), "Мятеж" (Лаврентьев и Кроль),
"Гибель пяти" Пиотровского (Вейсбрем), "Продавцы славы" Паньоля и Нивуа
(Гейрот и Дмохов-ский).
1926. "Мировой фильм" Зака (Кроль), "Азеф" А. Н. Толстого и Щ„голева
(Лаврентьев), "Женитьба Фигаро" (Бенуа), "Настанет время" Роллана
(Вейсбрем), "Блоха" по Лескову (Монахов).
1927. "Пурга" Щеглова (Дмоховский), "Сэр Джон Фальстаф" Шекспира
(Вейсбрем и Кроль), "Любовь Яровая" (Дмо-ховский), "Разлом" (Тверской),
"10 октябрей" Башинского (постановочный штаб).
1928. "Рост" Глебова (Тверской), "Джума Машид" Венецианова (Грипич),
"Луна слева" Билль-Белоцерковского (Гри-пич), "Человек с портфелем"
Файко (Тверской).
1929. "Жена" Трен„ва (Хохлов), "Ржавчина" (на сцене филиала) Киршона
(Вейсбрем), "Враги" Лаврен„ва (Лаврентьев и Акимов), "Город ветров"
Киршона (Тверской), "Инга" Глебова (Дмоховский), "Клоп" (на сцене
филиала) (Люце), "Заговор чувств" Олеши (Тверской).
1930. "Пипы Суринамские" Брейтигама, Кожевникова, Конопл„ва, Лебедева
(Морщихин), "Баня" (на сцене филиала) (Вейсбрем), "Святой" Никитина
(Вейсбрем), "Авангард" Катаева (Лаврентьев и Левин), "Три толстяка"
Олеши (Тверской), "На западе без перемен" по Ремарку (Люце), "Утопия"
Горева, Л. Тур, П. Тур, А. Штейна (Морщихин), "Хлеб" Киршона (Люпе).
1931. "Линия огня" Никитина (Тверской), "Дело чести" Микитенко
(Морщихин), "Патетическая соната" Кулиша (Тверской).
1932. "Завтра" Равича (Люце), "Джой Стрит" Зархи (Морщихин), "Егор
Булычев и другие" (Тверской и Люце), "Мой друг" Погодина (Тверской).
1933. "Доходное место" (Люце), "Укрощение мистера Робинзона" Каверина
(Тверской и Морщихин), "Достигаев и другие" (Люце).
1934. "Интервенция" Славина (Люце), "После бала" Погодина (Морщихин),
"Личная жизнь" Соловь„ва (Люце).
1935. "Жизнь и смерть короля Ричарда III" Шекспира (Тверской),
"Аристократы" Погодина (Люце), "Не сдадимся" Сем„нова (Ф„доров),
"Бесприданница" (Морщихин).
1936. "Скупой рыцарь" и "Каменный гость" Пушкина (Люце), "Слава"
Гусева (Морщихин), "Матросы из Каттаро" Вольфа (Дикий).
1937. "Большой день" Киршона (Дикий), "Моцарт и Сальери", "Русалка",
"Сцены из рыцарских врем„н" Пушкина (Дикий), "Мещане" (Дикий), "Дума о
Британке" Яновского (Вильнер).
1938. "Кубанцы" Ротко (Бабочкин), "Дружба" Гусева (Люце),
"Благочестивая Марта" Тирсо де Молина (Петров), "Честь" Мдивани (Ш.
Аксабадзе), "Человек с ружь„м" (Бон-даренко).
1939. "Дачники" Горького (Бабочкин), "Бикин впадает в Уссури"
Чумандрина (Мелузов), "Волк" Леонова (Бабочкин), "Подарок Нептуна"
Спешнева (Галафре).
1940. "Царь Потап" Копкова (Бабочкин), "Кремл„вские куранты"
(Альтус), "Стакан воды" Скриба (Арди), "Корнелиус" Пристли (Суслович),
"Вишн„вый сад" (Гайдебуров), "Наши дни" Герасимова (Герасимов).
1941. "Волки и овцы" (Рудник), "Доктор Штокман" Ибсена (Альтус),
"Король Лир" (Козинцев), "Парень из нашего города" (Рудник); в г. Кирове
- "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (Вейсбрем), "Дворянское гнездо" по Тур
геневу (Рудник), "Крылатое племя" Первенцева (Альтус), "Дон Карлос"
(Мичурин), "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (Вейсбрем),
"Расплата" Литовского (Вейсбрем).
1942. (г. Киров): "Хозяйка гостиницы" (Вейсбрем), "Свадьба
Кречинского" (Мичурин), "Дом на холме" Каверина (Вейсбрем), "Дорога в
Нью-Йорк" Малюгина (Рудник), "Русские люди" (Альтус), "Фронт" (Рудник).
1943. (г. Киров): "Давным-давно" Гладкова (Вейсбрем), "Кремл„вские
куранты" (Рудник), "Беспокойная старость" Рахманова (Жуков).
1944. "На дне" (Рудник), "Офицер флота" Крона (Рудник), "Пирог" (к
юбилею И. А. Крылова) (Жуков).
1945. "Так и будет" Симонова (Зонне), "Жестокий романс" Гладкова
(Рудник), "Сердце не камень" Островского (Рашев-ская), "Сотворение мира"
Погодина (Зонне), "Любовь земная и небесная" Бела Балаж (Рудник и
Лепковская).
1946. "Под каштанами Праги" Симонова (Рудник), "Много шуму из ничего"
(Шлепянов), "Дорога победы" Соловь„ва (Рашевская).
1947. "Верность" Жежеленко, Троева (Альтус), "Русский вопрос"
(Аграненко), "Закон зимовки" Горбатова (Кожич). "Мужество" Бер„зко
(Суслович), "У нас на земле" Бергольц и Макагоненко (Рашевская).
1948. "В одном городе" Софронова (Лепковская), "Бесприданница"
(Шлепянов), "Джо Келлер и сыновья" Миллера (Рапопорт), "Свадьба
Кречинского" (Бойцова), "Враги" (Рашевская), "Успех" Мина и А.
Минчиковского (Корол„в).
1949. "Дачники" Горького (Бабочкин), "Тихий океан" Прута (Альтус),
"Чужая тень" Симонова (Аграненко), "В окнах горит свет" Аграновича
(Рашевская), "Снежок" Любимовой (Городецкий), "Девушка с кувшином" Лопе
де Вега (Си-колов), "Егор Булычев и другие" (Рашевская).
1950. "Тайная война" Михайлова и Самойлова (Суслович), "Флаг
адмирала" Штейна (Соколов), "Т„мной осенней ночью" Германа (Селектор),
"Разлом" (Соколов и Зонне), "Сады" Люфанова (Соколов).
1951. "Снегурочка" (Ефремов), "Младший партнер" Первенцева (Казико),
"Любовь Яровая" (Ефремов), "У нас уже утро" Чаковского и Рубинштейна
(Ефремов).
1952. "Яблоневая ветка" Добровольского и Смоляка (Соколов, Копелян),
"Под золотым орлом" Галана (Дмоховский), "Рюи Блаз" Гюго (Ефремов,
Казико, Зонне), "Достигаев и другие" (Рашевская), "Пролог" Штейна
(Соколов).
1953. "Кандидат партии" Крона (Кожич), "Строгая девушка" Ал„шина
(Казико), "Когда ломаются копья" Погодина (Дмоховский), "Большие
хлопоты" Ленча (Соколов, Копелян), "Слуга двух господ" (Соколов).
1954. "Вихри враждебные" Погодина (Соколов). "Половчан-ские сады"
Леонова (Хохлов), "Домик на окраине" Арбузова (Горбач„в и Бойцова).
1955. "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (Никулин), "Перед заходом
солнца" Гауптмана (Хохлов), "Сердце не прощает" Софронова (Казико),
"Разоблач„нный чудотворен" Филдинга (постановочная бригада), "Периваньес
и командор Оканьи" Допе де Вега (Соколов).
1956. "Ученик дьявола" Шоу (Сулимов), "Преступление Энтони Грэхема"
по роману Д. Гордона "Да сгинет день" (Никулин, худ. рук. постановки
Товстоногов), "Обрыв" по Гончарову (Рашевская), "Шестой этаж" Жери
(Товстоногов), "Безымянная звезда" Себастьяна (Товстоногов), "Когда
цвет„т акация" Винникова (Товстоногов).
1957. "Лиса и виноград" Фигейреду (Товстоногов), "Метелица" Пановой
(Сулимов), "Когда горит сердце" по В. Кину (Владимиров), "Кремл„вские
куранты" (Софронов, Владимиров), "В поисках радости" Розова
(Владимиров), "Идиот" по Достоевскому (Товстоногов).
1958. "Синьор Марио пишет комедию" Николаи (Товстоногов), "Такая
любовь" Когоута (Агамирзян), "Дали неоглядные" Вирты (Владимиров и
Сирота).
1959. "Трасса" Дворецкого (Товстоногов), "Пять вечеров" Володина
(Товстоногов), "Варвары" (Товстоногов). "Машенька" Афиногенова
(Владимиров).
1960. "Иркутская история" Арбузова (Товстоногов), "Гибель эскадры"
Корнейчука (Товстоногов), "Неравный бой" Розова (Корогодский),
"Воспоминание о двух понедельниках" Миллера (Товстоногов).
Лит.: Дела и дни Большого Драматического театра [Сбор' ник статей],
јј 1, 2, [Л.], 1919-26 (ј 2 посвящен 30-летию деятельности Н. Ф.
Монахова); Ленинградский Государственный Большой Драматический театр им.
Горького. XV Октябрь. Сборник материалов. Л., 1932; Большой
Драматический театр. [Сборник статей], Л., 1935; Государственный Большой
Драматический театр им. М. Горького. 1919-1939, Л., 1939 (сборник
выпущен к двадцатилетию театра); Ленинградский Государственный Большой
Драматический театр имени М. Горького, Л., 1949; Ленинградский
Государственный Большой Драматический театр имени М. Горького.
1919-1954, Л., [1954].
БОЛЬШОЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ - концертный зал Московской
государственной ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского.
Сооружен по проекту академика архитектуры В. Н. Загорского. Открыт 7(20)
апр. 1901. Состоит из партера и 2 амфитеатров. Вмещает 1781 чел. Б. з.
М. к.- один из главных центров муз. жизни Москвы. Особый размах
приобрела концертная деятельность зала после Октябрьской революции.
Здесь систематически выступают лучшие музыканты-исполнители СССР и
зарубежных стран. Ставятся также оперы в концертном исполнении. Силами
артистов Всесоюзного радио и Моск. филармонии в Б.з. М. к. были
осуществлены постановки опер Моцарта ("Похищение из сераля", "Директор
театра"), Вагнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер"), Россини
("Итальянка в Алжире"), Прокофьева ("Сем„н Котко", "Война и мир") и др.
Е. Г.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Анкаре- см. Турецкий Большой театр.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Петербурге- см. Каменный театр.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА БССР - см. Белорусский театр оперы и
балета.
Обратно в раздел культурология
|
|