Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
БОГДАНОВА, Надежда Константиновна (1836- 1897) - русская артистка
балета. Дочь известного танцовщика К. Ф. Богданова и балерины Т. С.
Кар-паковой. Училась у отца в его балетной школе в Москве. В 1848-50 Б.
гастролировала с семь„й по русским провинц. городам. В 1851 занималась в
Париже у балетмейстеров Ж. Мазилье и А. Сен-Леона. Успешный дебют в
конце того же года на сцене "Гранд-Опера" в заглавной партии балета
"Маркитантка" Пуни и последующие выступления принесли Б. широкую
известность. Во время Крымской войны (1853-56) Б. порвала с
"Гранд-Опера",отказавшись участвовать в спектакле по случаю падения
Севастополя. В 1855 вернулась в Россию, где выступала на петерб. и моек.
сценах до 1864. Лирич. одухотвор„нность танца, незаурядный акт„рский
талант и виртуозная техника позволили Б. стать выдающейся
исполнительницей гл. партий в романтич. балетах - "Сильфида"
Шнейцгоффера, "Жизель", "Эс-меральда" и др. Покинув рус. сцену после
конфликта с придворной конторой, Б. гастролировала до 1867 в Париже,
Вене, Варшаве. Была одной из первых рус. танцовщиц 19 в., утвердивших
мировую славу рус. балета.
Лит.: Артистическое семейство Богдановых, СПБ, 1856;
Красовская В. М., Танцовщица Надежда Богданова, в кн.:
Научно-исследовательский институт театра и музыки. Ученые записки, т. 1,
Л., 19*8. В. Ч.
БОГДАНОВА-ЧЕСНОКОВА, Гликерия Васильевна [р. 13(26). V. 1904]-русская
советская артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1924 окончила
Школу рус. драмы в Петербурге и поступила на сцену Александрийского
т-ра, где дебютировала в роли Люсиль ("Мещанин во дворянстве"). В
1934-45 Б.-Ч. работала в ленингр. т-рах "Мюзик-холл" и Эстрады и
миниатюр, ансамбле оперетты под рук. Б. Бронскойидр. С 1946 Б.-Ч. -
артистка Ленингр. т-ра музкомедии. Роли:
Гапуся ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Клементина Марич
("Вольный ветер" Дунаевского), Хивря ("Сорочинская ярмарка" Рябова),
Серафима Степановна ("Белая акация" Дунаевского), Розалия ("Поцелуй
Чаниты" Милютина), мамаша Рыымуокс ("Только мечта" Кырвера), мадам Арно
("Фиалка Монмартра" Кальмана), княгиня Веглерсхейм ("Сильва" Кальмана) и
др. Снималась в фильмах ("Мистер Икс" - Каролина, и др.). О. В.
БОГДАНОВ-БЕРЕЗЭВСКИЙ, Валериан Михайлович [р. 4(17). VI. 1903] -
русский советский музыковед, композитор и педагог. E 1927 окончил
Ленингр. консерваторию. С 1924 выступает как музыковед и критик. Автор
оперы "Дочь Бармака, или Граница" (соч. 1939), балетов "Девушка с
крыльями" (соч. 1949),
"Сын полка" (соч. 1955), музыки к спектаклям, фильмам, а также симф.
и др. произв. С 1951 Б.-Б. -зав. репертуарной частью Ленингр. Малого
оперного т-ра.
С о ч.: Б. В. Асафьев, [Л.], 1937; Оперное и балетное творчество
Чайковского, Л.-М., 1940; Советская опера, Л.-М., 1940; Чайковский, Л.,
1942; Советская оперная культура, в кн.: Театральный альманах, кн. 2,
М., 1946; А. Я. Ваганова, М.-Л., 1950; О. А. Кашеварова, Л., 1950; Федор
Стравинский, М.-Л., 1951; Иван Ершов, М.-Л., 1951; К. М. Сергеев, Л.
,1951; Г. С. Уланова, М., 1949, и др.
"БОГЕМА" ("La Boheme") - опера Дж. Пуччипи, либр. Дж. Джакозы и Л.
Иллики (на сюжет "Сцен из жизни богемы" А. Мюрже, 1895). Пост. 1 февр.
1896, Турин (Мими-Феррари, Рудольф - Горджа. Дириж„р Тосканпни). В
России впервые пост. 11 февр. 1900, Мариинский т-р (Петербург) (Мими -
М. Фигнер, Мюзетта - Мравина, Рудольф - Н. Фигнер, Марсель-Яковлев,
Шонар - Бухтояров, Колен- Серебряков. Реж. Кондратьев, худ. Иванов,
Каменский и Яковлев). Пост. впервые на сов. сцене 20 нояб. 1919,
Ленингр. т-р оперы и балета, 16 дек. 1921-Ленингр. Малый оперный т-р
(Мими - Коваленко, Мюзетта - Бронская, Рудольф - Балашов, Марсель -
Легков). Пост. также 12 апр. 1927 в оперной студии т-ра им.
Станиславского (Москва). 8 дек. 1956 пост. в филиале Большого т-ра
(Москва) (Рудольф - Масленников, Мими -И. Масленникова, Мюзетта -
Звездина, Марсель - Кибкало, Шонар - Дементьев, Колен - Панков. Дириж„р
Семков, реж. Ансимов, хормейстеры Рыбнов и Савва). Пост. в т-рах др.
городов: Тбилиси (1945), Алма-Ата (1948), Вильнюс (1951), Киев (1958),
Львов (1958), Ташкент (1959).
И з д а н и я.- партитура, MiL, Gr. Ricordi Со, [1920]; клавир. Mi].,
G. Ricordi Со, [1896]; рус. изд.-М., Юрген-сон, 1896 (текст на рус. и
итал. яз. Пер. с поел. итал. изд. с прибавлением автора М. Ярона и А.
Паули). Н, Г р.
БОГОЛЮБОВ, Николай Иванович (р. 22.X.1899)- русский советский акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1945). Член КПСС с 1950. Учился в студии при Рязанском
т-ре. Одновременно (с 1919) выступал на сцене этого т-ра. В 1920 был
призван в армию; выступал в самодеятельном красноармейском коллективе.
После демобилизации снова работал в Рязани. Роли: Бессеменов ("Мещане"),
Клещ и Сатин ("На дне"), Дорн ("Чайка") и др. В 1922 Б. приехал в
Москву. В 1926 окончил Гектемас - студию при Т-ре РСФСР 1-м. Был акт„ром
этого т-ра с 1923 (впоследствии Т-р им. Вс. Мейерхольда). В 1929
исполнил героич. роль вожака партизанских отрядов Чуба ("Командарм 2"
Сельвинского). Характерная особенность пск-ва Б.-сочетание высокой
патетики с простотой, обаянием, естественностью - ярко проявилась в роли
старшины Бу-шуева ("Последний решительный" Вишневского). В 1938-58 Б.-в
труппе МХАТ. Продолжая работу над созданием образа положит. советского
героя, Б. сыграл роли Рыбакова ("Кремл„вские куранты"), Кремн„ва
("Зел„ная улица" Сурова, Ст. пр. 1949), Макеева ("Чужая тень" Симонова,
Ст. пр. 1950). В 1946 в спектакле "Победители" Чирскова (Ст. пр. 1947)
Б. создал образ 'командующего фронтом-генерала Муравь„ва, показав
талант, одар„нность, волю, мужество, глубокую человечность своего героя.
К числу лучших ролей Б. принадлежит также Кондратьев ("Офицер флота"
Крона, Ст. пр. 1946). С 1931 Б. снимается в кино. Выдающаяся работа
артиста - образ большевика Шахова в фильме "Великий гражданин" (1-я и
2-я серии, 1938-39, Ст. пр. 1941). Играл также в фильмах "Семеро смелых"
(Илья Летников), "Крестьяне" (Николай Миронович), "Оборона Царицына" (К.
Е. Ворошилов, Ст. пр. 1942) и др.
Лит.: Кузнецова И., Николай Иванович Боголюбов, М., 1956.
БОГОЛЮБОВ, Николай Николаевич [13(25).!. 1370-4.III.1951] - русский
советский режисс„р, педагог. Засл. арт. РСФСР (1927). В 1894 окончил
Муз. уч-ще в Казани. Режисс„рскую деятельность начал в рус. провинц.
оперных труппах. В 1911-17 работал режисс„ром-постановщиком в Мариинском
т-ре (Петербург). После 1917- гл. режисс„р оперных т-ров в Одессе, Баку,
Тбилиси, Свердловске, Горьком и др. Б. осуществил постановку св. 150
опер, в т.ч.: "Сорочин-ская ярмарка" Мусоргского, "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера, "Тарас Бульба" Лысенко, "Чио-Чио-сан"; "Тихий
Дон", "Поднятая целина" Дзержинского, "Орлиный бунт" Пащенко, "Степан
Разин" Касьянова и др. С 1923 Б. занимался педагогич. деятельностью (в
1923-28 -профессор консерватории в Баку, с 1928 - в Тбилиси, с 1944 - в
Одессе). С 1949 Б. жил в Перми.
С о ч.: Полвека на оперной сцене, М., 1957. Д\ Каз.
БОГОМОЛЕЦ (Bohomolec),Францишек (1720-84)- польский драматург. Один
из ранних представителей польского Просвещения. Принимал активное
участие в создании польского Нац. т-ра в Варшаве (открыт 1765), для
к-рого написал 20 комедий, оперу и одноактную комедию-кантату. Комедии
Б. написаны под воздействием творчества Мольера, Гольдони и Плавта. В
своих пьесах Б. отразил совр. ему действительность ("Брак по календарю",
1766, "Чары", 1775), высмеивал шляхетское расточительство, пьянство,
суеверие, невежество, показал жизнь крестьян ("Добрый пан", 1767,
комедия-кантата "Осчастливленная нищета"). Центр, место в творчестве Б.
занимает пьеса "Автор комедии" (1779), в к-рой драматург выступает как
сторонник дидактического т-ра. В 1765-84 издавал журнал "Монитор";
утверждал высокое назначение театр. иск-ва, призывал драматургов учиться
у Шекспира.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 749-752; К r z y-z a n о w s k i J'.,
Historia literatury polskiej, Warsz., [1953]; KreJci K., Dejiny polske
literatury, Praha, 1953.
БОГОСЛОВСКИЙ, Никита Владимирович [р. 9(22). V. 1913] - русский
советский композитор. В 1927-28 брал уроки композиции у А. К. Глазунова;
в 1934 окончил Ленингр. консерваторию. Автор муз. комедий "Ночь перед
Рождеством" по Гоголю (1929, Ленинград), "Остров 5-К" (1933, Т-р
музкомедии, Ленинград), "Раскинулось море широко" (1943), "Одиннадцать
неизвестных" (1946, Моск. т-р оперетты), "Когда поют соловьи" (1948,
Ростов), бата-сказки "Королевство кривых зеркал" (соч. 1953), музыки к
водевилям, драм. спектаклям, фильмам, песен и др. соч.
БОГРИС, Димитрис (р. 1890) - греческий драматург. Лит.
деятельность начал в 1921 пьесой "Врач Мавридис". В драме "Обручение"
(1925- "Труппа молод„жи", 1959 - Т-р Н. Хадзискоса) создал яркие
реалистич. характеры. В пьесе "Змея" (1928, труппа под рук. М. Розан)
показал распад бурж. семьи, собственнич. отношения, уродующие жизнь
людей. В последующих драматургич. произв. Б.- "Шквал" (1934), "Новая
жизнь" (1936), "Беспокойное море" (1937) и др.- наметился постепенный
отход от социальной проблематики. Д. С.
БОГУСЛАВСКИЙ (Boguswski), Владислав (9.VII. 1838-14.VIII.1909) -
польский театральный, музыкальный и литературный критик, режиссер. Внук
актера и реж. Войцеха Богуславского. Учился в ун-тах Москвы, Петербурга,
Парижа, Гейдельберга. С 1870 выступал со статьями о т-ре и музыке в
варшавских журналах ("Курьер варшавски", "Музыкальное и театральное
эхо", "Атенеум", "Тыгодник повшехны"). В 1876 был режисс„ром варшавских
т. н. правительственных т-ров. Кроме отч„тов и рецензий, писал статьи по
истории т-ра. Автор книг "Войцех Богуславский" ("Wojciech Boguslawski",
W., 1887) и "...Силы и средства нашей сцены" ("Siiy i srodki naszej
sceny", W., 1879) (Teatr i literatura).
БОГУСЛАВСКИЙ (Boguslawski), Войцех (9.1 V.1757, Глинно,- 23.VII.1829,
Варшава) -польский режиссер, драматург, либреттист, педагог, артист
драмы и оперы (бас), театральный деятель. Создатель польского
профессионального драм. и муз. т-ра. Родился в шляхетской семье.
Обучался в начальной школе в Варшаве, где участвовал в школьных
спектаклях. По окончании школы был одним из участников домашних
спектаклей при дворе краковского епископа К. Солтыка (у к-рого Б. был
пажем). В 1775-77 Б.-на военной службе. В 1778 он поступил в
драматическую труппу Ф. Монбрена в Варшаве. Одновременно с успешными
выступлениями на сцене активно участвовал в первых опытах по созданию
польской национальной оперы, написал (на основе комедии Ф. Богомольца)
либретто для оперы М. Каменского "Осчастливленная нищета" (пост. в 1778
в Варшаве силами польской драм. труппы с участием самого Б.). В 1780-82
Б. работал во Львове. В 1783- 1784 был директором труппы "Национальные
акт„ры" (впоследствии-Польский "театр Народовы") в Варшаве. В 1785
организовал т-р в Вильне и совершил с ним гастрольные поездки по стране
(Гродно, Калиш, Познань, Львов, Люблин, Краков). Эти поездки имели
большое значение для укрепления польского нац. т-ра. С 1789 Б. снова в
Варшаве, где в 1790 вновь возглавил "Т-р Народовы". Б. успешно
осуществил на его сцене постановки произведений лучших зарубежных
писателей, нескольких пьес польских авторов (в т. ч. "Возвращение
депутата" Немцевича, 1791), а также пьес собств. сочинения (комедия
"Генрих VI на охоте", 1792).
Б. внес важнейший вклад в развитие польской оперы и оперного т-ра,
переведя либретто и поставив на сцене ряд опер западноевропейских
композиторов. В 1794 Б. сочинил либретто и пост. на сцене "Т-ра
Народовы" комич. оперу "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (композитор
Стефани), народную по сюжету и муз. языку. Эта пост. в условиях
нац.-освободительного восстания 1794 была воспринята зрителями как
призыв к оружию. В наши дни опера сохраняется в репертуаре польских
т-ров. Б. был активным участником восстания Костюшко. После подавления
восстания Б. переехал во Львов, где в трудных условиях возродил
деятельность местного т-ра. Здесь он ставил собств. комедии ("Модные
спазмы", 1797, и др.), переводы на польский яз. классич. произведений
("Гамлет", 1797), оперы польских композиторов, для мн. из к-рых сам
сочинял либретто ("Искахар, король Гуаксары" и "Амазонки" Эльснера и
др.). Он же выступил инициатором постановок массовых оперных спектаклей
под открытым небом: "Амазонки" Эльснера (1796), "Агатка" Радзивилла
(1797). В 1799 Б. возвратился в Варшаву и вновь возглавил "Т-р
Народовы", директором к-рого оставался до 1814. Б. начал свою акт„рскую
и режисс„рскую деятельность в русле франц. классицистской школы. В
дальнейшем вс„ более полно и последовательно утверждал в сво„м
творчестве принципы сценич. реализма, заслужив имя "отца польского
театра". Он выступал с равным успехом на драм. и оперной сценах. В его
репертуаре - роли короля Лира, Гамлета; Саула (о. п. Альфьери), оперные
партии - Аксур (о. н. Сальери), Фабрицио ("Фраскитянка" Паизиелло),
Бардос ("Мнимое чудо..." Стефани) и др. Особое значение имеет борьба Б.
за передовой репертуар: он не только переводил и ставил лучшие пьесы
иностранных авторов (Шекспир, Мольер, Вольтер, Бомарше, Гольдони,
Лессинг), но и неизменно уделял внимание национальной польской
драматургии. Не менее значительна и роль Б. в создании и пропаганде нац.
оперного искусства; под его рук. в Варшаве и др. городах были пост.
оперы польских композиторов Ю. Эльснера, Я. Стефани, Ю. Липинского и др.
С 1811 Б. наибольшее внимание уделяет театрально-педагогич.
деятельности в созданной им варшавской "Драматической школе" (в 1817
преобразована в "Школу музыки и драматич. иск-ва"). Из учеников этой
"Школы" выросли кадры проф. польских акт„ров и певцов, создавших
передвижной драм. т-р (успешно гастролировал в Калише, Кракове, Вильно и
др. городах). В 1814 Б. оставил руководство Нац. т-ром, но продолжал до
1827 с неизменным успехом выступать на его сцене.
Б. был автором первого в истории Польши учебника акт„рского
мастерства - "Драматургия, или Наука о сценическом искусстве" (1812).
Соч.: Dziela dramatyczne, t. 1-12, Warsz., 1820-23;
Cud mniemany czyli Krakowiacy i Gorale, "Ossolineum"" Wroclaw, 1957.
Лит.: II г н а т о в С. С., Деятельность В. Богуславского, в кн.:
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
2, M., 1957, с. 722-88; Galle L., Wojciech Boguslawski i repertuar
teatru polskiego w pierwszym okresie jego dzialalnosci, Warsz., 1925; B
r u m e r W., Sluzba narodowa Wojciecha Boguslawskiego, Warsz., 1929; S
w i e г с-z e w s k i E., Wojciech Boguslawski i jego scena, Warsz.,
1929; его же, Teatr Wojciecha Boguslawskiego w latach 1799- 1814,
Wroclaw, 1954; Сборники: Wojciech Boguslawski, PIW, Warsz., 1954;
"Pamietnik Teatralny", Warsz.. 1954, ј 3-4 (W 126 rocznice smierci
Wojciecha Boguslawskiego); H u b n e r Z., Boguslawski-czlowiek teatru,
"Wiedza powszechna", Warsz., 1958; Бэлза И., История польской
музыкальной культуры, т. l. M.-Л., 1954, с. 231-56. Б. Рос.
БОДЕЛЬ (Bodel), Жан (г. рожд. неизв.- ум. 1210) - французский поэт,
драматург. Род. в Лррасе. Б.- автор первого известного франц. миракля
"Игра о святом Николае" (1200), написанного под влиянием событий
крестовых походов 12-13 вв. Несмотря на религ. сюжет и церковную
назидательность, миракль Б. да„т яркие картины гор. жизни, отличается
динамичным действием и сочным бытовым колоритом. Миракль о святом
Николае указывает на проникновение в религ. жанр реалистич. тенденций.
Лит.: "Игра о святом Николае", в кн.: Хрестоматия по истории
западноевропейского театра. Сост. и редакция С. Мокульского, т. 1, 2
изд.. M., 1953; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. l. M., 1956, с. 43-45; Бояджиев Г. Н., У истоков
французской реалистической драматургии (XIII век), в кн.: Ежегодник
Института истории искусств Академии наук СССР, М., 1955, с. 43-45;
F о u 1 о n С h.,La representation et les sources du"Jeu de
Saint-Nicolas", в сб.: Melanges d'histoire du theatre du moyen age et de
la renaissance,offerts a Gustave Cohen, par ses collegues, ses eleves et
ses amis, P., 1950. Г р. Б.
БОДУРОВ, Любомир (р. 14. X. 1925) - болгарский артист оперы и
оперетты (драматич. тенор). Пению обучался в Софийской консерватории. В
1955-56 - стаж„р Большого т-ра СССР. С 1950- артист Муз. т-ра им.
Македонского; с 1957 - Софийской нар. оперы. Партии: Андроник ("Ивайло"
Гол еминова), Хозе, Герман; ПьерБезухов ("Война и мир" Прокофьева) и др.
Выступает также в оперетте - Атанасов ("Молодость маэстро" Райчева),
Парис ("Прекрасная Елена" Оффен-баха) и др. Б. обладает разносторонним
сценич. дарованием, голосом мягкого красивого тембра. Гастролировал во
мн. странах, в т. ч. в СССР (1958). Выступает в концертах. Димитр. пр.
(1959).
БОЖИЧ (Bozic), Мирко (р. 2.IX. 1919)- югославский (хорватский)
писатель, драматург. Изучал право в Загребском ун-те. Лит. деятельностью
начал заниматься, находясь в народ но-освободит. армии. Пьесы "Мост"
(1947), "Девять стран" (1948), "Отступление" (1949), "Перекр„сток"
(1951), "Качели на плакучей иве" написаны на темы народно-освободит.
войны (три последних пьесы пост. в Загребе и в др. городах страны).
Автор психологич. драмы "Ш„лковые туфельки" (1959). Драмы Б. отличаются
сочным, живым и ярким диалогом. Аг. М.
БОЗДЕХ (Bozdech), Эмануэль (21.VI.1841-10.II. 1889) - чешский
драматург. Автор комедий из жизни "высшего" об-ва' "Ошибающееся сердце"
(1865), "Из врем„н котильонов" (1867), "Авантюристы" (1872), "Господин
Мира в халате" (1876), "Генерал без армии" (1889). Пьесы Б. сценичны,
занимательны, но весьма легковесны (Б. называли "чешским Сарду"). Лучшая
пьеса Б.- драма "Барон Гертц" (1868, Временный т-p). Л. Сол.
БОЗИО (Bosio), Анджолина (22.VIII.1830-12.IV. 1859) - итальянская
артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у В. Каттанео в Милане, где
дебютировала на сцене Королев, оперного т-ра в 1846. Гастролировала в
Париже (1848), Копенгагене, Мадриде, Лондоне (1852 и 1856), Нью-Йорке и
др. городах, в Петербурге и Москве (1853-56; 1858-59). Б. обладала ярким
темпераментом, большим драматич. талантом, красивым голосом. Партии:
Эльвира ("Пуритане" Беллини), Адина ("Любовный напиток" Доницетти),
Иессонда (о. п. Шпора), Розина ("Се-вильский цирюльник"), Церлина
("Фра-Дьяволо" Обера), Луиза, Эльвира, Джильда, Леонора, Виолетта
("Луиза Миллер", "Эрнани", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата" Верди) и
др.
Лит.: M o n a l d i Ст., Cantanti celebri, Roma, 1929. JJ.M.
БОЙКИНЯ, Никифор Михайлович [р. 2(15).VI. 1901] - русский советский
артист оперы (баритон). Нар.арт.РСФСР(1957).ЧленКПССс 1941. В 1935
окончил Муз .-театр. технику м в Днепропетровске по классу Ц. 3.
Альтман. Творч. деятельность начал в 30-е гг.; работал в различных
оперных коллективах Украины. С 1947 Б. - солист Пермского т-ра оперы и
балета. Обладает красивым, сильным голосом. Выступает как в драматич.,
так и в комедийных ролях. Партии:
Иван Болотников (о. п. Степанова, Ст. пр. 1951), полковник Ярцев
("Заря" Молчанова), комиссар Чугай, Монтанелли ("Хождение по мукам",
"Овод" Спадавеккиа), Арбенин ("Маскарад" Д. Толстого), князь Игорь,
Алеко, Демон; Грязной ("Царская невеста"), Карась ("Запорожец за
Дунаем"), Яго ("Отел-ло" Верди), Марбуэль ("Ч„рт и Кача" Дворжака) и др.
, О. В.
БОЙКО (наст. фам.- Могильниченк о), Андрей Иванович [р. 12(25). IX.
1905]- русский советский артист оперы (тенор). Нар. арт. Узб. ССР
(1950).В 1932 окончил Муз. уч-ще им. Хамзы в Ташкенте. В 1932- 35-солист
ансамбля песни и пляски Среднеазиатского военного округа. Впервые
выступил на оперной сцене в Ташкенте в 1935. С этого же года Б.-солист
Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). Партии: Ленский; Владимир
Игоревич ("Князь Игорь"), Дубровский (о. п. Направника), Князь
("Русалка"), Фауст, Канио, Альфред, Рудольф, Герцог, Каварадосси и др.
Б. обладает голосом большого диапазона. Создал ряд эмоционально
насыщенных образов с подч„ркнуто драматич. окраской. А. Ш.
БОЙС (Воусе), Брюс (р. 2.1.1910) - канадский артист оперы (баритон).
В 1934-36 брал уроки в Лондоне у Р. фон Вальриха. Впервые выступил как
певец на концертной эстраде в 1936 в Лондоне; на оперной сцене- в 1947 в
Кембридже. С 1948 работал в т-ре "Ковент-Гарден", в Англ. оперной труппе
и Лондонском оперном клубе. Обладает подвижным, разнообразным по
градации силы звука и тембру голосом. Партия: Дон Жуан (о. п. Моцарта),
Марсель ("Богема"), Граф ("Свадьба Фигаро"), Монтероне ("Риголетто"),
Аполлон ("Аполлон и Дафнис" Генделя) и др. Успешно выступает также в
камерном репертуаре. Л. А/.
БОЙТО (Boito), Арриго (24.11.1842-10.VI.1918) - итальянский
композитор и поэт. Музыке обучался в Миланской консерватории. В 60-х гг.
жил в Германии, Париже и Польше. Б .пытался перенести нек-рые принципы
музыкальных драм Р. Вагнера в итал. оперу. Это проявилось в его опере
"Мефистофель" (либретто композитора на сюжет обеих частей "Фауста"
Г„те). Опера, проникнутая скептицизмом, разочарованием, была созвучна
настроениям значит, части итал. интеллигенции той эпохи, пережившей
крушение романтико-либеральных иллюзий. На первом представлении (1868,
Милан) опера успеха не имела; популярность приобрела со времени
постановки е„ в новой редакции в. 1875 (Болонья). Славу оперы упрочило
гениальное исполнение Ф. И. Шаляпиным роли Мефистофеля в Милане (1901) и
в России. Б. принадлежит также опера "Нерон" (неоконч., пост. в род.
Тосканини в 1924) и др. соч., он известен также как поэт (псевд.- Тобиа
Горрио; Tobia Gorrio) и автор либретто к операм "Джоконда" Понкьелли,
"Симон Бокканегра", "Отелло", "Фальстаф" Верди и др. Перев„л на итал.
яз. тексты нескольких опер Вагнера и др.
Лит.: Nardi Р., Vita di Arrigo Boito, 2 ed., Mil., 1944. БОЙЦОВ,
Николай Петрович (1885-1944) -русский советский театральный
художник-осветитель. В 1900 поступил в осветит, цех т-ра Суворина в
Петербурге. В 1919-44 был зав. электроцехом Ленингр. Большого драм.
т-ра. Один из авторов книги "В помощь театральному осветителю" (1941).
Б. Я.
"БОЙЦЫ" - пьеса Б. С. Ромашова (о командирах Красной Армии 30-х гг.,
о советской военной интеллигенции), в 4 д. Соч. 1933. Пьеса премирована
на Всесоюзном драматургич. конкурсе (1934). Пост. 23 февр. 1934
одновременно в Ленингр. т-ре им. Пушкина (реж. Дервишев, худ. Шкляев;
Гулин -Любош, Ленчицкий-сын - Малютин, Ленчицкий-отец -
Горин-Горяинов, Берг- Азанчевский, Ленчицкая - Мичурина-Самойлова) и в
Ленингр. т-ре Красной Армии (б. филиал т-ра им. Пушкина) (Гулин -
Меркурьев, Ленчицкий-сын - Толубеев). i марта 1934 премьера "Б."
состоялась в Центр, т-ре Красной Армии в Москве (реж. Толчанов, худ.
Гончаров и Попов, муз. А. В. Александрова; Гулин - Петров, Ленчицкий-сын
- Хохлов, Ленчицкий-отец - Хованский, Берг - Барташевич, Командующий
округом - Бель-ский). 28 марта 1934 "Б." показал Малый т-р (реж.
Прозоровский и Хохлов, худ. Либаков и Матрунин; ГуЛин - Светловидов,
Ленчицкий-сын - Радин и Ленин, Ленчицкий-отец - Владиславский, Краузе -
Ольховский, Берг-Ме-жинский, Командующий округом - Соловь„в, мать
Гули-на - Блюменталь-Тамарина и Турчанинова, Башилова - Гоголева).
"Б." ставили многие т-ры СССР: Воронежский т-р (1934), Саратовский
т-р (1934), Смоленский т-р (1935), Бакинский рабочий т-р (1935),
Горьковский т-р (1934, реж. Соболыци-ков-Самарин), Свердловский т-р
(1934), Ташкентский рус. т-р (1935), Ростовский-на-Дону т-р (1935),
Новосибирский т-р "Красный факел" (1935), Омский т-р (1936) и др.
И з д а н и я.-Первое издание "Б."- М., 1934; из последующих изд.:
Пьесы советских писателей, т. 3, M., 1953; вариант для клубной сцены,
М., 1935. 4. Шн.
БОКАЖ (Bocage), Пьер (11.XI.1799, Руан,- 30.VIII.1862, Париж) -
французский акт„р. Один из крупнейших романтич. акт„ров Франции. В
юности был лионским ткачом. Сценич. деятельность начал в 1821. Играл в
т-рах "Одеон" (с 1845 - директор), "Порт-Сен-Мартен" и др. После
революции 1830, в к-рой Б. принял непосредств. участие, выдвинулся в
ряды прогрессивных акт„ров. Творчество Б. неразрывно связано с
драматургией Гюго (Дидье - "Ма-рнон Делорм", 1831), А. Дюма-отца (Антони
- "Анто-ни", 1831, Буридан - "Нельская башня", 1832), Ф. Пиа (Оскар -
"Разбойники и философ", 1834, Анго - "Анго", 1834) и др. Акт„р бурной
эмоциональности, склонный к передаче глубоких и сильных страстей, к
резким пси-хологич. контрастам, Б. играл романтич. героев-бунтарей,
носителей протеста против насилия и несправедливости, ханжества и
лживости бурж.-ари-стократич. общества. Однако утопизм индивидуального
бунтарства и неизбежная обреч„нность сценич.героев Б. вносили в его
творчество ноты скорби, отчаяния. Оппозиц. настроения Б., его горячий
демократизм особенно ярко проявились после разгрома революции 1848. В
1850 он был снят с поста директора т-ра "Одеон" за антиправительств.
направление т-ра. Последние годы жизни играл в провинции
Лит.: Сг i n i s t y P., Bocage, P., 1932; L у о n n e t Н.,
Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-13. Е.Ф.
БОКЕР (Boker), Джордж Генри (6.X.1823-2.1. 1890) - американский поэт
и драматург. Представитель романтич. направления в амер. драматургии,
глава т. н. филадельфийской школы драматургов-романтиков. Лит.
деятельность начал в 1848. Автор пьес: "Анна Болейн" (1849), "Леонор де
Гусман" (1853, в т-ре "Уолнат-стрит", Филадельфия), "Помолвка 1850) и
др. Наибольшую известность приобрела трагедия Б. на сюжет поэмы Данте
"Франческа да Римини" (1855, бродвейский т-р Э. Давенпорта, Нью-Йорк).
Пост. этой трагедии (в дальнейшем значительно переработанной автором)
неоднократно возобновлялась на амер. сцене (в т. ч. в 1882 при участии
акт„ра Л. Барретта) и пользовалась большим успехом у зрителей. К. Б.
"БОККАЧЧО" ("Boccaccio") - оперетта Ф. Зуппе, либр. Ф. Целля и Р.
Жене (по мотивам "Декамерона" Боккаччо). Пост. 1 февр. 1879, Вена
(Джованни Боккаччо-Линк, Пьетро - Тевеле, Скальца - Хильдебрант,
Беатриче - Виска, Лотеринги - Эппих, Изабелла - Клейн,
ЛамбертуччоБлазель, Петронелла - Шефер, Фиаметта - Штрейтман). Первая
пост. в России-12 ноября 1882, Петербург. На сов. сцене пост. 3 мая 1957
в Т-ре им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко (либр. Е. Геркена)
(Джованни Боккаччо - Морозов; пост. Баратов, реж. Мельцер, Мордвинов,
дир. Байн, худ. Волков).
И з д а н и я.-СПБ, Бессель, [1882]. Я. Гр.
"БОКОВЫЕ КАРМАНЫ" сцены- специальные помещения, расположенные с двух
сторон сцены на уровне планшета. Используются для подготовки смены
декораций. К "Б. кл обычно примыкают деко-рац. склады. Б. Я.
БОКОНБАЕВ, Джоомарт (16. V. 1910- l.VII. 1944)- киргизский советский
поэт и драматург. В 1933-35 учился в Ин-те журналистики в Москве.
Литературную деятельность начал в 1927. На основе своей поэмы
"Алтын-кыз" ("Золотая девушка"), воссоздающей образ киргизской женщины,
боровшейся против басмачества, за коллективизацию сельского хозяйства,
написал пьесу "Алтын-кыз" (1937, Кирг. драм. т-р, Фрунзе) - первую нац.
муз. драму на совр. тему. Автор (совм. с Дж. Турусбековым и К.
Маликовым) либретто первой кирг. оперы "Ай-Чурек" (1939, Кирг. муз.
драм. т-р, Фрунзе). Пьеса Б. "Токтогул (1939), посв. известному кирг.
акыну, была впоследствии переделана в либретто одноим„нной оперы (музыка
В. Власова, А. Малды-баева и В. Фере - 1958, Т-р оперы и балета,
Фрунзе).
Лит.: Керимжанова Б., Значение русской литературы для творческого
роста Джоомарта Боконбаева, в кн.:
Труды Института языка, литературы и истории [Кирфана], вып. 3,
Фрунзе, 1952; Писатели советского Киргизстана. Краткий бногр.
справочник, Фрунзе, 1958, с. 57-59. Н. Л.
"БОЛГАРИЯ"- крупнейший болг. концертно-теат-ральный зал. Открыт в
Софии в 1937. В "Б." регулярно проводятся концерты и спектакли с
участием лучших болг. и зарубежных артистов. Л. М'.
БОЛГАРСКАЯ (Азимова), Гульсум Мусеевна [р.3(15).X.1891]- та1арская
советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1923). Засл. арт. РСФСР (1925).
Член КПСС с 1946. Одна из первых тат. актрис. В 1910 вступила в труппу
"Сайяр". С 1922 - актриса Тат. т-ра им. Красного Октября (ныне Т-р им.
Камала). Создала яркие женские образы в пьесах Г. Камала (Гайни -
"Несчастный юноша", Гульжихан - "Банкрот", Гафифэ - "Первое
представление"). Играя в переводной драматургии, сообщала созданным ею
характерам особый нац. колорит. Среди ролей Б.:
Зулейха ("Молодая жизнь" Кулахметова), Ханзафа ("Тревожные дни"
Гиззата), Зухрабика ("Первые цветы" Тинчурина), Гадиля ("Шамсикамар"
Аблиева), Бадига ("Галиябану" М. Файзи), Катерина и Кабаниха ("Гроза"),
Полина ("Враги"), Гертруда ("Гамлет") и др. , , X. К.
БОЛГАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Начало Б. д. положили драм. диалоги,
разыгрывавшиеся в 1-й пол. 19 в. в школах. Переводы и переработки
иностр. пьес также способствовали развитию Б. д. Основоположником Б. д.
является Д. П. Войников, писавший пьесы для собств. любительской труппы.
Создал св. 10 ис-торико-патриотич. драм ("Раина княгиня", 1866,
"Крещение Преславского двора", 1868, и др.) и сати-рико-бытовых комедий
(в т. ч. "Ложно понятая цивилизация", 1871). Пьесы Войникова
способствовали пробуждению нац. самосознания народа.
В период, предшествовавший освобождению страны от тур. господства,
лучшей болг. пьесой была ис-торич. драма В. Друмева "Иванко" (1872),
отличающаяся глубокой разработкой конфликта и характеров, патриотич.
направленностью. Появляются пьесы на совр. тематику ("Хаджи Димитр
Ясенов" Л. Кара-велова, 1872). Одноактные комедии и драм. диалоги болг.
революционера и поэта X. Ботева способствовали формированию сатирич.
драматургии.
Народ но-демократич. традиции, сложившиеся в эпоху т. н. нац.
возрождения, развивали крупнейшие болг. драматурги И. Вазов, А.
Страшимиров, П. Говоров - родоначальники реалистич. драмы,
формировавшейся в период, последовавший за освобождением Болгарии от
тур. владычества (1878). Правдивое отражение жизни народа, идеи
патриотизма составляли гл. содержание их произведений. Писатель-реалист
И. Вазов написал 15 пьес, из к-рых 5 являются инсценировками его прозы
("Руска", 1883, "Изгнанники, 1894, "Под игом", 1910, и Др.). Историч.
драмы Вазова "Над пропастью" (1907) и "Борислав" (1909) проникнуты
народно-героич. пафосом, нац.-освободит. идеями. В произв. на совр. темы
- "Искатели т„плых местечек" (1903), "Кандидаты славы" (1900) -
высмеиваются пороки бурж. общества: цинизм, жажда наживы, эгоизм.
Творчество Вазова оказало большое влияние на дальнейшее развитие Б. д.
Драматург А. Страшимиров, обращаясь к совр. темам, показывает рост
социально-экономич. противоречий в Болгарии. Подъ„м нац.-освободит,
движения в нач. 1900-х гг. в Македонии отраж„н в его пьесах "Святые из
Прилепа" (1900), "По ту сторону" (1906) и др. В историю болг. т-ра
Страшимиров вош„л как создатель бытовых психологич. драм - "Вампир"
(1901) и др., комедий -"Мрак" (1901), "Свекровь" (1907), "Дом" (1909),
отражающих процесс классового расслоения города и деревни. Большим
успехом пользовались пьесы П. Тодорова. Большинство его драм создано на
основе фольклора, легенд, прич„м сказочные герои действуют в реальной
бытовой обстановке. По мотивам нар. преданий и песен написаны драмы
Тодорова "Самодива" (1904), "Змеиная свадьба" (1910) и др. Лучшей из его
пьес является социально-бытовая драма "Первые" (1907) - о борьбе между
реакц. чорбад-жийством (кулачеством) и представителями торговой и
ростовщич. буржуазии. Образец психологич. реалистич. драмы создал П. К.
Яворов - автор пьес "В долинах Витоши" (1911), "Когда гром грянет"
(1912).
Процесс утверждения реалистич., народно-демокра-тич. направления в Б.
д. проходил в острой борьбе против декадентских,
эстетско-индивидуалистич. течений, распространившихся после 1-й мировой
войны и особенно в годы монархо-фашистской диктатуры 1923-44. В годы
усиления полицейской цензуры и давления фашистских властей на иск-во Б.
д. переживала кризис. В этот период народно-демократич. реалистич. линия
Б. д. нашла выражение в пьесах: "Золотая копь" (1926) и "Големанов"
(1927) С. Л. Костова, "Мастера" (1927) Р. Стоянова, "Албена",
"Миллионер" (обе 1930), "Боряна" (1932) И. Йовкова, и др. В 1930-е гг.
началось формирование антифашистской прогрессивной драматургии (пьесы
Л." Стоянова, И. В слева, Д. Хаджилиева, Н. Вапцарова и др.).
После освобождения Болгарии от фашистской оккупации в сент. 1944
перед Б. д. открылись широкие возможности для развития
народно-демократич., реалистич. нац. традиций. В первые же месяцы
появились одноактные, а затем и многоактные пьесы на совр. темы. Наряду
с изображением событий военного времени драматурги показывали
строительство новой жизни в республике. Одним из первых драматургов,
отразивших героич. Движение Сопротивления, был К. Кюлявков - автор пьесы
"Борьба продолжается" (1945) и др. Ему принадлежит и первая сатирич.
комедия "Борсановы" (1947), разоблачавшая приспособленчество буржуазии,
продолжавшиеся в стране саботаж и спекуляцию. Пьесы "Партизаны" К.
Калче-ва, "Огни Перника" А. Гиргинова, "Болото" А. Гуляш-ки изображали
недавнее прошлое и совр. жизнь страны.
Однако мн. произв., написанные в первые годы установления
народно-демократич. власти, отличались индивидуалистич. концепциями,
субъективно-ограниченным восприятием действительности, они разрабатывали
преим. историч. темы. Постепенно драматурги обратились к изображению
совр. жизни, начали улавливать в будничных фактах повседневности ростки
нового, передового. Драма О. Василева "Тревога" (1948), показавшая
раскол в бурж. семье в дни нар.-освободит, борьбы 1941-44, была первой
пьесой, глубоко отразившей современность. Его пьеса "Счастье", гакже
посв. борьбе народа за свободу в 1941-44, отличается напряж„нным
драматизмом, верным воспроизведением историч. обстановки
народно-освободительной борьбы. Большой интерес представляет пьеса К.
Зидарова "Царская милость" (1948), воссоздающая картину жизни Болгарии в
канун и во время 1-й мировой войны. Историч. теме посв. и пьеса Зидарова
"За честь погон". О бдительности контрразведки рассказывает пьеса
"Разведка" Л. Стрелкова (1949).
Успехи социалистич. строительства в Болгарии, новое отношение к
труду, энтузиазм строителей социализма показаны в пьесе А. Гуляшки
"Обещание". В пьесе "Сноха" (по ромаду Г. Караславова) раскрывается
острая классовая борьба в болг. селе в 30-х гг., разоблачается хищнич.
природа сельских богачей. В 40-50-х гг. появляются пьесы о перестройке
мелко-бурж. интеллигенции-"Любовь" О. Василева и др. Острый
социально-политич. конфликт положен в основу драмы "Первый удар" К.
Кюлявкова. Пьеса воссозда„т картину лейпцигского суда, инсценированного
фашистами над революционером, вожд„м болг. народа Г. Димитровым. В 50-е
гг. написаны пьесы: "Каждый осенний вечер" Пейчева, "Совесть" Ма-нова,
"Незабываемые дни" Стрелкова, "Блокада" Зидарова, "Женщины с прошлым"
Димова, "Будни имеют много им„н" Русева, "Двери закрываются" Джагарова,
"Тревожная весна" Пеева, "Камень в болото" Караславова, "От большой
любви" Цачева, "Мир мал" Радоева и др. В большинстве этих пьес правдиво
отражены современность, социалистич. строительство в Болгарии.
Лит.: Минков Ц., Очерки по българска литератури, София, 1946;
Българска драматургия. Сборник, ч. 1-2, под ред. К. Зидарова [и др.],
София, 1957. Дг. А/.
"БОЛГАРСКАЯ ОПЕРНАЯ ДРУЖБА" - см. "Болгарское оперное товарищество".
БОЛГАРСКИЙ ВЙСШИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА им. Крыстю
Сарафова- театральное учебное заведение. Создан в Софии в 1948. Возник
на основе школы-студии под рук. Н. О. Массалитинова, открытой в 1925 при
софийском Народ ном т-ре. Положил начало систематич. театр. образованию
в Болгарии. В 1948 школа была реорганизована в Гос. высшее театр. уч-ще.
В 1954 уч-ще переименовано в Высший ин-т театр. иск-ва. Имеет 3 ф-та:
акт„рский, режисс„рский и театроведческий. Срок обучения 4 года. Для
ин-та выстроено спец. здание с помещением для учебного т-ра. В 1952
ин-ту присвоено имя Крыстю Сарафова. Аг. М.
БОЛГАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ИМ. КРЫСТЮ САРАФОВА - крупнейший
драматический театр в Болгарии. Создан в 1904 в Софии на базе драм.
труппы "Основа" (1888), оперно-драм. коллектива (1890), драм. труппы
"Слеза и смех" (1892). З янв. 1907 состоялось торжественное открытие
нового здания т-ра, являющегося одним из лучших памятников архитектуры в
Болгарии.
Деятельность т-ра в 1904-12 связана с расцветом болг. нац.
драматургии и акт„рского иск-ва. Здесь были пост. драм. произв. И.
Вазова, А. Страшими-рова, П. Тодорова, П. К. Яворова и др. В это время
приобрели популярность акт„ры: В. Кирков, А. Бу-девская, К. Сарафов, С.
Огнянов, С. Бычваров, 3. Недева, И. Попов, Х. Ганчев, А. Кирчев, Г.
Киров, П. К. Стойчев, Е. Снежина, В. Игнатиева и др. Наряду с произв.
болг. авторов в репертуаре т-ра появились переводные пьесы. На сцене
т-ра с большим успехом были пост.: "Ревизор", "Доходное место", "Свадьба
Кречинского", "Живой труп", "Власть тьмы", "Три сеетры", "Дядя Ваня",
"Вишн„вый сад", "На дне", "Мещане". Осуществлены пост. произв.
зап.-европ. драматургии: "Король Лир", "Венецианский купец",
"Мизантроп", "Тартюф", "Коварство и любовь", "Разбойники", "Ткачи" и др.
В 1912-25 т-р находился в состоянии творческого кризиса, испытывал
воздействие формалистич. направления. Однако творчество большей части
болг. акт„ров, к-рые получили театр. образование в России и усвоили
реалистич. традиции рус. сценич. иск-ва, противостояло модернистским
влияниям. Крупным достижением в этот период явился спектакль "Гамлет",
пост. реж. Г. Стаматовым (в гл. роли - В. Кирков). Большую роль в
утверждении реализма, в освоении творческих принципов Моск. художеств.
т-ра сыграл бывший акт„р МХТ Н. О. Массалитинов, занимавший в 1925-44
пост гл. реж. Народного т-ра. Вопреки политике монархо-фашистского
правительства, ограничивавшей развитие болг. нац. театр. культуры, т-р в
этот период постоянно ставил пьесы И. Вазова, А.Страшимирова, П.
Тодорова, П. К. Яворова,а также новые произв. драматургии, написанные С.
Л. Ко-стовым, Р. Стояновым, И. Исаковым, Г. Райчевым, С. Савовым, Н.
Икономовым и др. В репертуар театра включались пьесы русских (Грибоедов,
Островский, Горький) и зап.-европ. драматургов (Шекспир, Мольер, Шиллер,
Ибсен, Гауптман и др.). В это время велась борьба за постановку
советских драм. произв., были пост. пьесы А. Афиногенова, А. Корнейчука.
Подлинный творческий расцвет Народного т-ра наступил после
установления в Болгарии народно-демократич. строя. На сцене т-ра
ставятся пьесы болг. авторов Вазова, Яворова, Р. Стоянова, А.
Раз-цветникова, М. Петкановой, О. Василева, К. Зидарова, Г. Караславова,
Л. Стрелкова, А. Гуляшки, К. Кюлявкова, К. Велкова и др. Значительное
место в репертуаре т-ра занимают произв. мировой драматургии - пьесы
Шекспира, Лопе де Вега, Б. Джонсона, Мольера, Шиллера, пьесы рус.
классиков - Островского, Гоголя, Чехова, Горького, а также советских
драматургов - Вишневского, Лаврен„ва, Афиногенова, Трен„ва, Арбузова.
В 1951 т-ру присвоено имя Крыстю Сарафова, а его филиалу - имя Басила
Киркова. В труппе т-ра (1960) нар. и засл. артисты Болгарской
Республики: В. Тран-дафилов, К. Кисимов, И. Димов, Г. Стаматов, З.
Йорданова, М. Попова, П. Димитров, Н. Буюклиева, П. Герганова, О.
Кирчева, Р. Делчева, И. Тасева, Н. Попов, Н. Балабанов и др.; режисс„ры:
С. Сырчад-жиев, К. Мирски, ф. Филипов (гл. реж.) и др.
Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950;
Василев Д., История на българския театър. От древности до наши дни.
Приноси и материали, Варна, 1942.
Обратно в раздел культурология
|
|