Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БЛЕХ (Blech), Лео (21.IV.1871-24.VIII.1958) - немецкий дирижер и
композитор. Музыке обучался в 1890-99 у В. Баргиля и Э. Рудорфа в Высшей
школе музыки (Берлин). Занимался также у Э. Гумпер-динка. В 1893-99
Б.дириж„р Городского т-равАхе-не, в 1899-1906 - Нем. т-ра в Праге. С
1906 дирижировал в Королевской (позже- Государственной) опере в Берлине
(в 1913-23 - "генералмузикдиректор"); одновременно руководил Берлинской
нар. оперой (в 1924 и с 1926) и Венской нар. оперой (1925). С 1925 Б.
выступал как дириж„р во мн. странах Европы (в т. ч. в СССР), а также в
США. В 1937-41 дирижировал в Оперном т-ре в Риге, в 1941-49 - в
Королевской опере в Стокгольме. В 1949-54 Б.- дириж„р Гор. оперного т-ра
в Зап. Берлине. Автор опер: "Аглая" (1893, Ахен), "Керубина" (1894,
Ахен), "Это был я" (1902, Дрезден), "Альпийский царь и мизантроп" на
сюжет романа Ф. Раймунда (1903, Дрезден), "Опечатанный" (1908, Гамбург),
оперетты "Соломенная вдова" (1920, Гамбург) и др.
Лит.: Walter J., Leo Blech: ein Bravier, Hamb.-Lpz., 131. Л. M.
БЛИЗЙНЬСКИЙ (Blizinski), Юзеф (10.III.1827-29. I V. 1893)- польский
драматург. В своих комедиях Б, критически изображает нравы
буржуазии.упадок польского дворянства: "Панна с приданым" (1867),
"Предусмотрительная мама" (1871), "Старый холостяк" (1870). Наиболее
значит, комедии Б.- "Пан Дамазий" (1877) и "Обломки" (1881) - до сих пор
сохраняются в репертуаре польского т-ра.
Лит.: К г e je i К., Dejiny polske literatury, Praha, 1953:
Z a b i c k i Zb., Wstep к изд. В 1 i z i u s k i J., Pan Da-rriazy,
Wroclaw, 1955. С. И.
БЛИННИКОВ, Сергей Капитонович (р. 30. VI I. 1901) - русский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1922-в труппе МХАТа. Яркий акт„р преим.
бытового плана, Б. рисует образ крупными и сочными мазками, стремясь к
типизации и обобщению. Присущее Б. мастерство речи особенно ярко
сказывается в рус. классич. репертуаре: Алошка и Бубнов ("На дне"), Яша
и Лопахин ("Вишн„вый сад"), Гаврила и Курослепов ("Горячее сердце"),
Восмибра-тов ("Лес"). Большой эмоциональной силы Б. достиг в ролях
Прокофия Пазухина ("Смерть Пазухина"
Салтыкова-Щедрина), Луп-Клешнина ("Царь Федор Иоаннович" А. К.
Толстого), Бессеменова ("Мещане"), Б. создал яркий типич. образ
Собакевича ("М„ртвые души" по Гоголю). Ироническим спокойным юмором было
проникнуто исполнение роли Нова Тро-тера ("Пиквикский клуб" по
Диккенсу). В сов. репертуаре играл Ваську Окорока ("Бронепоезд 14-69"),
Кондратьева ("Зел„ная улица" Сурова, Ст. пр. 1949) и др. Вед„т
преподавательскую работу в Школе-студии им. Немировича-Данченко.
Выступает как режисс„р ("Сердце не прощает" Софронова, "Вторая любовь"
Мальцева и Венкстерн, Ст. пр. 1951). Снимался в кино. Я. М.
БЛИНОВ, Борис Павлович (р. 19.IV.1909) - советский артист балета.
Засл. арт. Эст. ССР (1957). По национальности русский. Один из
основоположников балета в Эстонии. С 1926 работает в т-ре "Эстония"
(Таллин) как солист балета и балетмейстер-ассистент. Исполняет
преимущественно характерные партии:
Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Фальстаф ("Виндзорские кумушки"
Оранского), Сорте ("Калевипоэг" Каппа), Квазимодо ("Эсмеральда"),
Командор ("Лау-ренсия"). Леа Т.
БЛИСС (Bliss), Артур (р. 2.VIII.1891) - английский композитор и
дириж„р. Мастер музыки е„ величества английской королевы. Музыке
обучался у Ч. Станфорда и Р. Воан-Уильямса. Автор оперы "Олпм-пийцы"
(1949, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), балета "Шахматы" (1937, Париж),
опер "Чудо в Горбалсе" (1944), "Адам Зеро" (1946) (обе оперы пост. в
Лондоне), симф., камерных и др. соч., музыки к драм. спектаклям "Буря"
(1921) и "Как вам это понравится" (1920) по Шекспиру, пост. в Лондоне, и
др. В своих сценич. произв. Б. опирается на традиции классич. музыки,
стремясь к доступности, простоте мелодич. рисунка, ясности и ч„ткости
муз. характеристик. В 1956 Б. выступал в качестве дириж„ра в СССР.
Лит.: Frank A., Modern British composers, L., 1953. Be. Г.
"БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР" ("Illustre-Theatre")- театр. существовавший в
Париже в 1643-45 (организован в нач. 1643). Первый спектакль состоялся 1
янв. 1644. Во главе "Б.т." стояли Мольер и актриса М. Бежар. Репертуар
т-ра, ставившего драматургически слабые пьесы Н. Дефонтена, Т. Л.
Эрмита, П. Дюрийе, не пользовался успехом у зрителя, и "Б. т." не мог
конкурировать с привилегированными т-рами (т-ром "Бургундского отеля" и
т-ром "Mape"). Просуществовав до осени 1645 (сменив несколько
помещений), "Б. т." должен был прекратить сво„ существование из-за
материальных трудностей. Мольер, отвечавший за финансовое положение
театра, по требованию кредитора был посажен в долговую тюрьму (август
1645), После закрытия "Б. т." Мольер и М. Бежа, возглавив труппу, уехали
из Парижа. Труппа Мольера играла в провинции, где приобрела широкую
известность.
Лит.: Мокульский С. С., Мольер (1622-1673), М., 1936; М а н ц и у с
К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени, пер. с франц., М.,
1922; Бояджиев Г., Молодой Мольер, в кн.: Сообщения Института истории
искусств, ј 10-11, M,-Л., 1957; M i с h a u t Gr., La jeunesse de
Moliere, P., 1922. Гр. Б.
БЛИЦШТЕЙН (Blifczstein), Марк (р. 2.III.1905) - американский
композитор и пианист. Композиции обучался на муз. отделении
Пенсильванского ун-та, затем- в Муз. ин-те К„ртиса в Филадельфии
(19241926) и в Берлинской академии иск-в (у А. Ш„нберга,
1927). Композиторскую деятельность начал в 1926. С сер. 30-х гг.
работал в основном над соч. для сцены. Автор ряда произв., в к-рых
выражен протест против эксплуатации рабочего класса. Первая большая
опера Б.-"Колыбель будет качаться" (соч. в 1936 на собств. либретто). В
этой и последующей опере
"Нет - вместо ответа" (1941, на собств. либретто) выражены мысли и
чувства амер. бевработных, участников забастовочного движения,
сатирически изображается совр. амер. действительность. Обе оперы были
исполнены первоначально любительскими рабочими коллективами в Нью-Йорке
(в сопровождении рояля), т. к. пост. их была запрещена; опера "Колыбель
будет качаться" была пост. в проф. т-ре только в 1947. К числу наиболее
известных соч. Б. принадлежит также опера "Регина" по пьесе Л. Хелман
"Лисички" (1949). Б. написал хоровую оперу-ораторию "Осужд„нные" (1933),
радио-оперу "Я достал мелодию" (1937), опе-pv-фильм "Ночная смена"
(1942), ряд одноактных опер, балеты "Каин" (1930), "Представление"
(1946), музыку к спектаклям "Юлий Цезарь" Шекспира (1937) и
"Дантон"Бюхнера(1938,"Меркьюри-тиэтр",Нью-Йорк), "Другая сторона леса"
Хелман (1946, т-р "Кермит Блумгарден", Нью-Йорк), "Андрокл и Лев" Шоу
(1947, Нью-Йорк), музыку к фильмам, антифашистские и рабочие песни и др.
соч. в различных жанрах. Б.- один из первых амер. композиторов,
сделавших попытку создания нац. оперы. Б. стремился развить лучшие
традиции амер. муз. т-ра (тесная связь с нар. творчеством, сочетание
элементов драмы и оперы). Оперно-драматнч. соч. Б. содержат как
музыкальные, так и речевые эпизоды. Композитор широко использует
интонации популярных песен. Творчество Б. характеризуется яркостью
муз.-сценич. образов, сатирич. остротой. В 1932 был удостоен премии
Филадельфийского оркестра, в 1940 - премии фонда Гугген-гейма.
Лит.: Brant С. Н., Marc Blit/stein, "Modern Music", 1946, July. Л. М.
БЛОДЕК (Blodek), Вилем (3.X.1834-1.V. 1874) - чешский композитор и
педагог. Муз. образование получил в Пражской консерватории. Автор опер
"Кла-рисса" на либретто Б. Сметаны (1934, Прага), "В колодце" (1867,
Прага), "Зитек" (1934, Прага), а также музыки к драм. спектаклям, симф.
и др. соч. Комич. опера из сельской жизни "В колодце", вошедшая в
репертуар мн. чеш. оперных т-ров и любительских кружков, близка по
характеру музыки к операм Б. Сметаны. С 1860 Б.- профессор Пражской
консерватории. Л. Т., Е. П.
БЛОК, Александр Александрович [16(28). XI. 1880,
Петербург,-7.VIII.1921, Петроград] - русский поэт. Род. в дворянской
семье. Отец - профессор Варшавского ун-та, мать (А. А.
Бекетова)писательница. В 1898-1901 учился на юридич. ф-те Пе-терб.
ун-та, затем перешел на славяно-рус, отделение исто-рико-филологич.
ф-та, к-рое окончил в 1906. Лит. деятельность начал в 1903 ("Стихи о
Прекрасной даме") как поэт-символист.
Театр играл чрезвычайно большую роль в жизни Б. Театр. впечатления
широко претворялись в его поэзии, драматургии. Б. принадлежит большое
количество работ по вопросам т-ра (статей, рецензий, докладов и т. д.).
Он был крупным театр. деятелем, активным участником строительства нового
т-ра в первые годы Советской власти, одним из создателей и руководителей
петрогр. Большого драм. т-ра.
Интерес к т-ру появляется у Б. еще в детские годы. В юности он
участвовал в любительских спектаклях; с успехом играл роли Гамлета,
Чацкого. Мечтал о сценич. деятельности. Тогда же определяется любовь Б.
к Моск. художеств. т-ру и Станиславскому. Реализм чеховских спектаклей
МХТ навсегда оста„тся для Б. высоким проявлением художественной правды в
т-ре. Театр. темы входят в лирику Б. (ряд стихотворений, связанных с
образом Гамлета,- стихотворение "Бала-ганчик" и др.). Из стихотворения
зарождается замысел его первой пьесы "Балаганчик" (1906), направленной
против "мистиков", воспринимающих простые реальные вещи как нечто
роковое, потустороннее, и в то же время раскрывающей двойственность,
неустойчивость совр. человека. "Балаганчик", как и последовавшие за ней
пьесы "Король на площади" и "Незнакомка", составившие трилогию
(1906),-драмы лирические. Б. писал в предисловии к этим драмам, что в
них "переживания отдельной души, сомнения, страсти, неудачи, падения, -
только представлены в драматической форме" (Соч., 1946, с. 584).
Б. широко применяет в трилогии при„м романтич. иронии, направляя его
против раздвоенности символистского сознания, его искусственной
усложн„нности. Ирония для Б.- средство восстановления внутренней
цельности лирического миросозерцания. Его герои ищут, хотя и не находят
еще, жизни реальной, "жизни прекрасной, свободной и светлой". В
творчество Б. все сильнее входит тема революции. Она претворяется и в
содержании драмы "Король на площади", но Б. еще не может выйти за
пределы ал-легорич. символики и терпит творческую неудачу. "Незнакомка"
- произведение, наиболее богатое элементами реалистич. изображения
действительности, резко осмеивающее буржуазно-обывательскую пошлость; в
образах пьесы выступают черты социальной типизации, острой жизненной
характерности.
В 1906 "Балаганчик" был пост. В. Э. Мейерхольдом на сцене Т-ра В. Ф.
Комиссаржевской. Режисс„р, он же исполнитель роли Пьеро, Мейерхольд
создал спектакль ярко передавший своеобразие стиля Б. В 1913 в "Студии
молодых акт„ров" С. Халютиной при Моск. лит.- художеств. кружке была
осуществлена пост. "Незнакомки". В 1914 обе пьесы шли в постановке
Мейерхольда в зале Тенишевского уч-ща (Петербург). Тесно примыкает к
трилогии по своему содержанию написанный в том же 1906 диалог "О любви,
поэзии и государственной службе", в к-ром Б. иронизирует над
растерянностью художника, жаждущего "пожертвовать своей фантазией
общественному благу", но не имеющего еще для этого достаточно сил.
В 1907 Б. переводит французский миракль "Действо о Теофиле" (пост. в
петербургском "Старинном т-ре"), а в 1908 - трагедию австрийского
романтика Ф. Гр иль-парцера "Праматерь", к-рая представляется ему
"предостерегающим" отражением эпохи реакции, подобной той, к-рую
переживало русское общество.
Обращение т-ру Б. считал "выходом из лирического уединения". Мысли о
роли т-ра в период, ознаменованный, по мнению самого Б., кризисом
старой, гибнущей дворянской культуры и рождением культуры новой,
народной, связанной с революционным движением жизни, полнее всего
развиты поэтом в статье "О театре" (1908). Здесь Б. пишет, что причина
кризиса т-ра в его оторванности от народа, зависимости от развлекающейся
привилегированной публики. Ставя вопрос - нужен или не нужен т-р, Б.
солидаризируется с А. В. Луначарским в его высказываниях о т-ре
со-циалистич. общества. Он предрекает русскому т-ру путь "...к пышному
расцвету высокой драмы с большими страстями, с чрезвычайным действием, с
глубоким потоком идей". "Рабочие и крестьяне действительно нуждаются в
театре,-пишет Б.,- ... они требуют от театра не только развлечения, а
чего-то более высокого, я полагаю - высокого искусства.. " ("О театре",
Собр. соч., т. 12, 1936, с. 46, 50). Только приход нового зрителя
возродит, по мнению Б., совр. т-р, победит равнодушие автора, "...даст
актерам почувствовать реальность и жизненность их дела, даст им
настоящие крылья..." (там же, с. 51).
Размышления о т-ре связаны с более широким кругом проблем,
волновавших Б. в период между двумя революциями. Центральная из этих
проблем - Россия и судьбы рус. интеллигенции, е„ участие и отношение к
нар. революции. Эта тема получила отражение в следующей пьесе Б.- "Песня
судьбы" (1908), рисующей сложные пути интеллигента, заблудившегося в
своих исканиях. Пьеса свидетельствует об усилении социальных мотивов в
творчестве Б., хотя они выражены здесь в аллегорической форме. Она
исполнена веры в будущее России, в красоту и силу народа.
Приветствуя грядущую революцию, Б. в годы реакции поднимает вопрос о
"пользе" искусства и долге художника перед народом, о единстве
прекрасного и должного, вступая в открытый бой с декадентами,
защитниками бурж. теории "искусства для искусства". Он требует от
художника правды, простоты, искренности, народности. Важнейшей творч.
декларацией Б. является пролог поэмы "Возмездие" (1911), в к-ром он
призывает художника помогать своим иск-вом рождению нового общества,
пристально всматриваться в жизнь, быть точным в е„ изображении.
Стремление Б. к реализму пронизывает его поэзию и сказывается в его
драматургии. В драме "Роза и Крест" (1913), основанной на тщательно
изученном историч. материале (Франция. Бретащ" 13 в.), Б. созда„т живые,
реальные характеры, верные своей эпохе, стремясь при этом выразить через
них близкую ему проблему трагического разлада между высокой мечтой и
действительностью. Пьеса была принята к постановке МХТ; Б. увлеч„нно
работал над подготовкой спектакля, но интересы драматурга и т-ра до
конца не совпали и начатая пост. осталась неосуществл„нной. В 1913-14 у
Б. формируется замысел реалистич. драмы на совр. тему - "Нелепый
человек", в к-рой он собирается показать вытеснение дворянской России
Россией промышленной, буржуазной. Этот замысел, хотя и неосуществл„нный,
намечает сближение Б. с традицией чеховской драмы, свидетельствует о
дальнейшем усилении реалистич. тенденций в его творчестве.
Б. глубоко и безоговорочно принял Октябрьскую революцию (поэмы
"Двенадцать" и "Скифы", статьи "Интеллигенция и Революция", 1918,
"Крушение гуманизма", 1919, и др.). Активно участвовал в строительстве
социалистич. культуры. Он работал в правительственной комиссии по
изданию рус. классиков, был председателем репертуарной секции петерб.
Театр. отдела (ТЕ О) Наркомпроса, руководя обновлением репертуара, и т.
д. По поручению Горького Б. разрабатывал план серии "Исторических
картин" - небольших произведений на темы мировой истории для т-ра и
кинематографа. В 1919 он сам написал для этой серии одноактную пьесу
"Рамзес" из жизни Др. Египта, наметил и частично разработал ещ„
несколько сюжетов.
В 1919 по инициативе Горького и Б. в Петрограде был организован
Большой драм. т-р. Будучи председателем режисс„рского управления этого
т-ра, Б. утверждает направление его как т-ра высокой героич. трагедии и
романтич. драмы, показывающего нар. зрителю лучшие произведения нац. и
мирового репертуара. Б. выступал с речами перед труппой и зрителями,
пропагандируя и разъясняя важные задачи т-ра, его творч. принципы.
Особенный интерес представляют высказывания Б. о драме Шекспира, Шиллера
и его речь "О романтизме" (1919).
С о ч.: Собрание соч., т. 1-12, изд. "Советский писатель", Л.,
1932-36.
Лит.: О р л о в В., А. Блок, М.,1956; Тимофеев Л. И., А. Блок, М.,
1957; Волков Н., А. Блок и театр. М., 1926;
Ростоцкий Б. (статья), в кн.: Маяковский и театр. М., 1952; Волков
Н., А. Блок и проблема Гос. театров, "Но* вая рампа", М., 1924, .No 10;
Р ы б н и к о в а М. А., А. Блок-Гамлет, М., 1923; Бекетова М. А., А.
Блок, 2 изд.. Л." 1930; Головин А.Я., Встречи и впечатления, Л.-М.,
1940;
Медведев П., Драмы и поэмы Ал. Блока, [Л.], 1928; Р[о с-к и н ] А.,
А. Блок обращается к Чехову, "Литературный кри тик", 1939, .ј 3; Вирен
В., Театральные увлечения молодого Блока, "Театральная неделя", 1940, *ј
20; О р л о в В., Неосуществленный замысел А. Блока - драма "Нелепый
человек", в кн.: Ученые записки Ленинградского гос. педагогического
института им. А. И. Герцена, т. 67, Л., 1948. Т. Р.
БЛОК (Bloch), Жан Ришар (25.V.1884, Париж,-15.III.1947, там же) -
французский писатель, публицист, драматург, театральный и общественный
деятель. Коммунист. Драматургия, деятельность начал в 1910 пьесой
"Мятущаяся" (т-р "Одеон"- 1911). Б. сыграл значит, роль в истории франц.
т-ра, выступив продолжателем Р. Роллана и Ф. Жемъе, боровшихся за
создание нар. реалистич. т-ра. В 1919-20 написал историч. драму
"Последний император" (1926, т-р "Одеон"),пост. по инициативе Жемье и
вошедшую в репертуар Народного Нац. т-ра в Трокадеро, а затем т-ров
Женевы и Берлина (пост. К. X. Мартин и Э. Пи-скатор). В 20-30-е гг. Б.
написал также либретто балета и муз. драм. В кн. "Судьба театра" (1930)
и др. Б. обличал реакц. бурж. иск-во, призывал к созданию т-ра "больших
мыслей и страстей", выступал за нар. т-р. Б. принял активное участие в
орг-ции и работе Нар. т-ра в Париже (осн. в 1935). Соз дал сценарий
массового нар. спектакля "Рождение города" (пост. в помещении Зимнего
велодрома, 1937). В 30-е гг. вместе с А. Барбюсом, Р. Ролланом, П.
Вай-яном-Кутюрье боролся с фашизмом. Во время 2-й мировой войны работал
в антифашистском подполье. В 1941-45 жил в СССР, где продолжал лит.
работу. Написал патриотич. драмы "Обыск в Париже" (1941), "Тулон" (соч.
1943, пост. в Алжире и ряде городов Сев. Африки - 1944, "Одеон" - 1945;
в СССР - Читинский т-р, 1945). Творчество Б. имело большое значение для
формирования совр. франц. прогрессивной драматургии. В 1950 Б. посмертно
присуждена Золотая Медаль Мира.
Соч.: Destin du theatre, P., 1930; Les plus belles paes de
Jean-Richard Bloch, P., 1948 (См. также вступ. ст. Л. Арагона); на рус.
яз.- Обыск в Париже, "Интернациональная литература", 1941, ј 11-12;
Тулон. Франц. хроника (1942-1943), М.-Л., 1944.
Лит.: А г a s о n L., Adieu a Jean-Richard Bloch, в кн.:
La culture et les hommes, P., 1947. Л\ Лев.
БЛОКС (Blockx), Ян (25.1.1851, Антверпен,- 26. V. 1912, там же) -
бельгийский композитор. Один из основоположников нац. фламандской оперы.
Музыке обучался в Антверпене во Фламандской муз. школе у П. Бенуа и в
Лейпцигской консерватории у К. Рей-неке. Композиторскую деятельность
начал в 70-х годах. Автор сценич. произв., написанных в основном на
сюжеты из фламандской истории, в т. ч. опер "Принцесса таверн" (1896,
Антверпен, т-р "Фламандская опера"), "Тиль Уленшпигель" (1900, там же),
"Морская невеста" (1901, там же), балета "Миленка" (1886, Брюссель, т-р
"Де ля Монне"), а также симф., вок. и др. соч. В 1886-1901 Б.- профессор
Фламандской муз. школы, с 1901 - директор Фламандской консерватории
(Антверпен). В последние годы жизни возглавлял муз. общество
"Фламандское музыкальное движение", пропагандировавшее нац. фламандскую
музыку.
Лит.: S о 1 v a y L., Notice sur Jan Blockx, Brussels, 1920;
Blockx F., Jan Blockx, Brussels, 1943. В Дан
БЛОНДЕН (Blondin) [наст. имя и фам.- Жан Франсуа Эмиль Граале
(Gravelet) (1821-93)- французский цирковой артист, канатоходец. В 1859 в
присутствии 25 000 зрителей прошел по канату, протянутому над Ниагарским
водопадом, над серединой водопада Б. исполнил неск. упражнений. Этот
смелый переход прославил Б. на весь мир. Позднее в Австралии он прош„л
над пропастью глубиной в 100 м. Выступал во всех больших городах Европы
и Америки, в т. ч. в Петербурге и Москве (в нач. 80-х гг. в саду
"Эрмитаж" М. В. Лентовского).
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931. М. 3.
БЛОХ (Bloch), Педро (р. 1914) - бразильский драматург. Род. в
Житомире. Драматургич. деятельность начал пьесой "Рука Эвридики" (т-р
Пен-клуба Бразилии, Рио-де-Жанейро). В этой пьесе Б. обличает
антигуманистич. сущность капиталистич. об-ва, уродующего душу человека.
В 1951 пьеса была удостоена премии А. Азеведу, а Б.- как "лучший автор
года" получил золотую медаль. В последующие годы Б. написал пьесы "Враги
не присылают цветов", "Этой ночью шел денежный дождь", "Каменная
улыбка", "Ирене" и др. Наиболее значительны - антивоенная пьеса "Дона
Шепа" (1952, труппа А. Гарриду, Рио-де-Жанейро) и комедия "Бразильцы в
Нью-Йорке" (1958). Для творчества Б. характерны психоаналитич. подход к
раскрытию темы, небольшое количество действующих лиц; во мн. его пьесах
использован при„м общения героев со зрителями. Пьесы Б. ставятся в
Португалии, Испании, странах Лат. Америки, Италии, США, Франции и др. Б.
работает также для радио и кино. В. Ж.
БЛОХ (Bloch), Эрнест (24.VII.1880-15.VII.1959)- швейцарский
композитор,дириж„р и педагог. Поч„тный член муз. академии "Санта
Чечилия" (Италия). Муз. образование получил в Брюссельской и
франкфуртской консерваториях. Композиторскую деятельность начал в 1895.
Одно из наиболее значит, соч. Б.-опера "Макбет" по Шекспиру (1910,
Париж); опера "Изабелла" осталась неоконч. В 1911-17 Б.-профессор
Женевской консерватории. С 1917 жил (с перерывами) в США. Директор
Кливлендского муз. ин-та (1920-25), профессор консерватории в
Сан-Франциско (1925- 1930).
Лит.: С о h e n AL, Ernest Bloch's Macbeth, "Music and Letters",
1938. v. XIX, p. 143; Т i Ь a 1 d i-C h i e s a М., Ernest Bloch,
Torino, 1933. JJ М.
"БЛУДНЫЙ СЫН"- трагедия в 5 д. Р. Блаумана (о разложении семьи в
среде зажиточного латыш. крестьянства). Соч. 1893 (на латыш. яз.). Пост.
1893 рижским Латышским т-ром (реж. Озолинь). Среди последующих пост.:
Латв. т-р драмы, Рига (1945, реж. Амтман-Бриедит), Художественный т-р,
Рига (1951, реж. Смильгис, худ. Муйжниек), Рус. т-р в Да-угавпилсе
(1955), Каунасский ТЮЗ (1957).
Издания- Первое изд. "Б.с." на рус. яз.. в пер. В. Яковлева,
"Библиотека театра и искусства", кн. X, 1915. Из последующих изд.:
Блауман Р., Избранное, пер. Л. Блюм-фельда, "М., 1959.
"БЛУДНЫЙ СЫН" - пьеса в 3 д. Э. Раннета (о людях, изменивших Родине,
работавших во время Великой Отечественной войны в иностранной разведке и
прошедших впоследствии тяжкий путь глубокого, но запоздалого прозрения и
раскаяния). Соч. 1957 (на эст. яз.). Пост. 8 февр. 1958 в Т-ре им.
Кингисеппа в Таллине (реж. Таммур, худ. Уно Мартин; Март Туйск - Карм,
Лээна Туйск - Вяльбе, Лембит Педаяс-О. Эскола, и др.). На 3-й
Прибалтийской театр. весне (195 8) спектакль удостоен диплома 1-й
степени. В 1958-59 "Б.с." пост. 174 т-ра СССР, в т. ч. Моск. драм. т-р
им. Станиславского (реж. Гиацинтова, она же - исполнительница роли
Лээны, худ. Шифрин; Март - Урбанский);
Ярославский т-р им. Волкова (Лээна - Чудинова, Март - Кузьмин,
Райесмик - Белов); Свердловский т-р (Лээна - Токарева, Март - Молчанов);
Харьковский т-р рус. драмы (Лээна - Воронович, Райесмик - Аристов);
Горьковский т-р; Костромской т-р; Сталинградский т-р; Русский т-р БССР
(Минск); Тульский т-р; Пермский т-р; Башкирский Академич. т-р драмы, Уфа
(реж. Файзи, худ. Калимуллин; Март - Ку-цашев, Лээна - Бикбулатова,
Анника - Камалетдинова);
Узб. т-р им. Хамзы, Ташкент (реж. Т. Ходжаев; Лээна - Са-дриева. Март
- А. Ходжаев, Анника - Алиева); Сталинский укр. т-р им. Арт„ма;
Грузинский ТЮЗ (Тбилиси); Бухарский т-р; Туркменский т-р им. Сталина
(Ашхабад) и мн. др.
"Б. с." пост. в ГДР (т-р Г. Гауптмана в Г„рлице, т-р в Бор-на),
Югославии (т-р "Сербске людове дивадло"), Чехословакии (т-р Народной
армии), Болгарии (филиал Народного т-ра).
Издания - Первое изд. "Б. с.", рус. пер. Я. Апушкина, М., 1959. А.
Шн.
БЛУМ (Bloom), Клэр (р. 15.II.1931) - английская актриса. Училась в
"Гилдхолл-скул" - школе музыки и драмы (ученица Э. Торндайк). и в
Центральной школе сценич. речи. В 1946 дебютировала на сцене
Оксфордского репертуарного т-ра в роли Джесси Кил-лигру ("Зависит от
того, как понимать" Брайди), затем работала в лондонских т-рах ("Дачесс"
и "Хиз маджестис"). В 1948 выступала в шекспировских спектаклях
Мемориального т-ра (Стратфорд-он-Эйвон), где играла роли Бланш ("Король
Джон"), Офелии;
Пердиты ("Зимняя сказка"). С 1949 работает в различных театрах
Лондона, в 1952-54 - в "Олд Вик", где исполнила роли Элизон Элиот ("Леди
не для сожжения" Фрая), Изабеллы ["Сияние вокруг луны" ("Приглашение в
замок") Ануя] и др. Среди ролей шекспировского репертуара, сыгранных в
этом т-ре,- Джульетта. Сценич. образы Б. отличаются чистотой, полнотой
чувств. С 1949 снимается в кино ("Огни рампы", "РичаОд III" и др.). Ф.
Я.
БЛУМЕНФ‚ ЛЬД, Феликс Михайлович [7(19).IV. 1863-21.1.1931] - русский
советский дириж„р, пианист и педагог. По национальности поляк. Окончил
Петерб. консерваторию в 1885 (был учеником H. А. Римского-Корсакова). С
этого же года-преподаватель, с 1897 - профессор Петерб. консерватории, в
1918-22 - профессор и директор Киевской консерватории, в
1922-31-профессор Моск. консерватории. В 1898-1918 Б. работал дириж„ром
Мариинского т-ра. Под управлением Б. был впервые исполнен ряд рус. опер,
в т. ч. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
Римского-Корсакова (1907). Б. осуществил также в 1908 пост. оперы "Борис
Годунов" в Париже. Выступал как пианист-виртуоз, ансамблист и
аккомпаниатор. Автор фп. и др. соч.
Лит.: Баренбойм Л., Ф. М. Блуменфельд, в кн.:
Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Сб. 2, М., 1958.
БЛЫСКОВ, Илия (1839-1913) - болгарский писатель и театр. деятель.
Воспитанник Д. Войникова, Б. принимал участие в его школьных спектаклях.
По повести Б. "Похищенная Станка" была написана популярная в 70-х гг. в
Болгарии одноим„нная пьеса, прославлявшая болг. хайдуков и их героич.
подвиги. Эта пьеса в Болгарии была запрещена. Написал ряд статей по
истории болг. т-ра.
Соч.: Блъсков Ил., Първо българско театро в Шумен, "Паметник", 1895,
кн. Ill; Материал по историята на нашето възраждание, Шумен, 1907. у4г.
М.
"БЛЭКФРАЙЕРС" (Blackfriars) - первое закрытое театральное здание в
Лондоне в конце 16 -нач. 17 вв. Ранее в этом здании находился монастырь
монахов доминиканского ордена, носивших черную рясу и именовавшихся
"черными братьями" - blackfriars. В сер. 16 в. здесь находился склад
театр. костюмов и реквизита для придворных спектаклей. В 1556 трапезная
монастыря была переоборудована в театр. зал, где с этого времени до 1584
выступали детские труппы. Здесь ставились комедии Дж. Лили ("Галатея",
"Эндимион" и др.). В нач. 1600-х гг. труппа участвовала в "войне
театров", в 1605 здесь впервые была пост. комедия "Эй, к востоку" Б.
Джонсона, написанная им совм. с Д ж. Марстоном и Дж. Чапменом. В 1596
здание "Б." приобр„л Дк. В„рбедж а после его смерти "Б." был сдан
детской труппе, игравшей здесь до 1607. С 1609 в "Б." давала спектакли
труппа Р. Б„р-беджа, выступавшая также в т-ре "Глобус" и ставившая пьесы
Шекспира, Бомонта, Флетчера. В 1642 с закрытием всех т-ров пуританами
"Б." прекратил работу.
БЛЭР (Blair), Дейвид (р. 27.VII.1932)- английский артист балета. С
1946 учился в школе при труппе "Седлерс-Уэллс". Ученик Э. Эспиносы. В
1947 выезжал на гастроли с труппой "Седлерс-Уэллс". В 1948 был принят в
младшую труппу т-ра, вскоре исполнял все ведущие партии репертуара.
Танец Б. мужествен и выразителен. Исполняет характерные партии
(Арлекин - "Арлекин в апреле", Ариелла, капитан Бэлэй - "Пайнаппл
Полл" Салливена) и партии классического репертуара (Зигфрид - "Лебединое
озеро", Альберт - "Жизель" и др.).
Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959. Ham. P.
БЛЮМ (псевденим - С а д к о), Владимир Иванович (1877-1941) - русский
советский театральный и музыкальный критик. Член ВКП(б) с 1917. Автор
злободневных полемич. статей по вопросам т-ра и монографии "Любовь
Яровая на сцене Малого театра" (1940). Был редактором журналов "Вестник
театра"(1919-21), "Новый зритель" (1924-26), работал в журн. "Жизнь
искусства", руководил музыкально-театр. секцией Главреперткома. Б.
активно боролся за новый сов. т-р, за сов. репертуар, но статьи его
содержали и ошибочные положения (недооценка роли классич. наследия,
значения МХАТа). Л. Шн.
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИН, Александр Эдуардович [1859-1(14).XII.1911 ] -
русский режисс„р и акт„р. В 1876 окончил Петерб. театр. уч-ще. В том же
году дебютировал на сцене Александрийского т-ра (Петербург) в роли
Клеонта ("Мнимый больной"). В 1883 переехал в Москву, работал в Малом
т-ре, оперетте М. В. Лентовского; затем - в провинции (Киев, Харьков,
Вильно, Минск). В 1908-11 возглавлял т-р "Буфф" в Москве. Исполнял гл.
обр. роли простаков в собств. постановках: Швальбе ("Наши дон-жуаны"
Рота), Менелай ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Игра Б.-Т.
отличалась хорошим вкусом, изяществом, тонким юмором. Б.-Т. был одним из
первых русских опереточных режисс„ров. Пост. им спектакли
характеризуются эффектностью, зрелищной яркостью, тонкой разработкой
деталей, слаженностью ансамбля: "Гейша" Джонса (1897), "Птички певчие"
Оффенбаха (1896), "Ночь в Венеции" Штрауса (1896), "Приключения в
Египте" Зуппе (1896), "Продавщица универсального магазина" Карилля
(1898) - в т-ре Шелапутина (Москва);
"Орфей в аду" Оффенбаха (1902), "Игрушечка" Одра-на (1905) - в
Панаевском т-ре (Петербург); "Морские купанья"Бульяра (1911)-в т-ре
"Буфф" (Москва) и др.
Лит.: К а р н е е в М. В., А. Э. Блюменталь-Тамарин, СПБ, 1896; Ярон
С. Г., Воспоминания о театре [1867 г.-1897г.], Киев, 1898, с. 297-99. Е.
X.
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА (урожд„нная- Климова), Мария Михайловна
(16.VII.1859, Петербург,- 16. X.I 938, Москва) - русская советская
актриса. Нар. арт. СССР (1937). Отец Б.-Т., бывший крепостной, управлял
домами помещика Кашина в Петербурге. В 1875 окончила Мариинскую женскую
гимназию с дипломом домашней учительницы. В 1878 вышла замуж за А. Э.
Блюменталъ-Тамарина.С 1885 начала выступать на любительской сцене. В
1887 дебютировала в проф. летнем т-ре в Петровском парке в Москве (Китти
- "Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца), в 1889-у М. В. Лентовского в
"Т-ре мелодрам и разных представлений" (б. т-р "Скоморох"). В 1890-1901
работала в провинции (Тифлис, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Харьков). В
1901-14 и в 1921-33-актриса моек. Т-ра Корша [в сов. время наз. Драм.
т-ром и т-ром "Комедия" (б. Корш)]. В 1914-15 играла в т-ре
Суходольского, в 1918-20- в Показательном гос. т-ре. В 1933-38- в труппе
Малого т-ра. Большую роль в творч. жизни Б.-Т. сыграл выдающийся
режисс„р Н. Н. Синельникова с к-рым она работала в течение ряда лет
(1894-1910) сначала в провинции, затем в моек. Т-ре Корша. Б.-Т.
выступала гл. обр. в ролях старух. Свои лучшие сценич. образы (преим. в
рус. классич. драматургии) Б.-Т. создала уже в ранний период своего
творчества в провинции и в т-ре Корша:
Галчиха ("Без вины виноватые", 1891), Домна Панте-левна ("Таланты и
поклонники", 1894), Анфуса ("Волки и овцы", 1896), Матр„на ("Власть
тьмы"), няня Марина ("Дядя Ваня", 1896); играла также Феклушу и
Каба-ниху ("Гроза", 1894, 1896), Елизавету Антоновну ("Дни нашей жизни"
Андреева, 1909). Созданные ею образы отличались искренностью,
задушевностью, мягкостью. Б.-Т. обладала филигранной акт„рской техникой,
высоким мастерством, иск-вом внутр. перевоплощения. Она играла как
комедийные роли, проникнутые мягким юмором (Пошл„пкина - "Ревизор"), так
и драматич. роли (Ванюшина-"Дети Ванюшина" Найд„нова, 1901). Особое
значение придавала Б.-Т. слову, речевой выразительности, чистоте рус.
языка, что сближало ее иск-во с творчеством выдающихся мастеров Малого
т-ра. Среди лучших ролей Б.-Т. в сов. репертуаре - Мотылькова ("Слава"
Гусева, 1936), Князева ("На берегу Невы" Трен„ва, 1937). С 1915 Б.-Т.
снималась в кино (Бабчиха - "Встречный", Двойра - "Искатели счастья", и
др.). Лит.: Марков П., Блюменталь-Тамарина, в кн.:
Народные артисты Союза СОР, вып. 1, М.-Л., 1937, с. 31-32;
Ходунова Е., Народная артистка, "Театр", 1959, ј 8, с. 136-139. Е. X.
БОБОРЫКИН, Петр Дмитриевич [15(27). VIIL 1836-12.VIII.1921) - русский
писатель-романист, драматург, теоретик театра. Род. в Нижнем Новгороде в
богатой дворянской семье. Учился в Казанском и Дерптском ун-тах, слушал
лекции во Французском коллеже, Сорбонне, посещал курсы Парижской и
Венской консерваторий. Лит. деятельность начал в 1858 комедией "Шила в
мешке не утаишь" (в переработке- "Фраз„ры"). Б. был сторонником теории
натурализма Э. Золя. Для его драматургич. творчества характерны
злободневность, скрупул„зное воспроизведение деталей. Пьесы Б., ярко
отражающие быт, но лиш„нные больших обществ, идей, конфликтов и
характеров, имели шумный, хотя и кратковременный, успех. Ставились на
сцене Александрийского т-ра (Петербург):
"Однодворец" (1861), "Реб„нок" (1862), "Иван да Марья" (1867),
"Старые сч„ты" (1883), "Накипь" (1899). В Малом т-ре в Москве были
пост.: "Реб„нок (1862), "Клеймо" (1886), "Божья коровка" (1889) и др. В
пьесах Б. играли М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В. Н. Давыдов, М. Г.
Савина, В. Ф. Комиссаржевская, Г. Н. Федото"а и др. Б.- автор ряда
статей по театр. иск-ву. Болыпой интерес представляют его "Лекции о
сценическом искусстве". Выступал также как критик и ре-'цензент. В своих
теоретич. работах Б. утверждал, хто русский т-р подражает
западноевропейскому и прежде всего французскому и итальянскому т-рам.
Отсюда его постоянные поиски аналогии между русскими драматургами,
акт„рами и деятелями иностранной сцены. Б. в„л театрально-педагогическую
работу.
Соч.: Сочинения, т. 1-12, СПБ, 1885-87; Театральное искусство, СПБ,
1872; Лекции о сценическом искусстве (лекции 1-6), "Артист", 1891-92, ј
17-21; то же, [7-я лекция], "Дневник артиста", ј 1. Прилож. к журн.
"Артист", 1892, апрель; Алексей Потехин, СПБ, 1902; Столицы мира.
Мемуары, М., 1911 (в частности, о театральной жизни Парижа и Лондона
1865-95 гг.); Театральные очерки, СПБ, 1914; За полвека (Мои
воспоминания), М.-Л., 1929.
БОБЫШОВ, Михаил Павлович [р. 7(19).XI.1885] - русский советский
театральный художник и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). В 1907
окончил уч-ще технич. рисования Штиглица в Петербурге. Как театр.
художник работал с 1911. Оформлял спектакли в т-рах миниатюр (Троицкий
театр. "Кривое зеркало", "Пиковая дама" и др.). Вначале Б. испытывал
влияние декораторов группы "Мир искусства". Первые театр. работы
характеризуются стремлением к декоративности, стилизации (балет "Эрос"
на музыку Чайковского, Мариинский т-р, 1915, и др.). Позднее в работах
Б. в Ленингр. Малом оперном театре проявляется также влияние
конструктивизма ("Иоланта" Чайковского и "Золотой петушок"
Римского-Корсакова, 1923, "Похищение из сераля" Моцарта, 1925, "Ж„лтая
кофта" Легара, 1926, и др.). Но в зрелый период своего творчества Б.
созда„т оформление спектаклей, отличающееся глубоким пониманием
изображаемой эпохи, чувством стиля, цветовой насыщенностью. Романтич.
звучание его декораций созда„тся контрастными сопоставлениями света и
тени, укрупн„нными масштабами архитектурных форм, переданными средствами
живописи, но сохраняющими гра-фич. очерченность контуров. Среди работ Б.
спектакли:
"Риголетто" (1939, Оперный т-р им. Станиславского), "Женитьба
Белугина" Островского и Соловь„ва (1945, моек. Малый т-р), "Раймонда"
(1946, Киевский т-р оперы и балета им. Шевченко), "Медный всадник"
(Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова и Большой т-р в Москве, 1949),
"Пиковая дама" (1955, Т-р народной оперы в Софии), "Красный цветок"
(Ленингр. т-р им. Кирова, 1958) и др. С 1924 преподавал в
Художественно-промышленном техникуме, с 1926 - во ВХУТЕИНе. Профессор (с
1939) Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде.
Соч.: Живопись в театре, "Искусство и жизнь", 1941, ј 4 (О работе с
К. С. Станиславским над "Риголетто"); "Искусство", 1938, ј 63, с. 57-59.
Лит.: Бартошевич А., Янковский М., Михаил Павлович Бобышов. Живопись
и театр. Л., 1947; Михаил Павлович Бобышов (Авт. текста В. И.
Кручина-Богданов), М., 1957. М. П. БОВАЛЬ (Beauval) (наст.
фам.-Бургиньон;
Bourguignon),Жанн Оливье (1647-1720)-франц. актриса. Вступила в
труппу Мольера в 1670. Яркая исполнительница ролей служанок, мн. из
к-рых были написаны Мольером специально для не„. Первая роль, порученная
Боваль Мольером,- Николь ("Мещанин во дворянстве", 1670). Среди др.
ролей Б.: Зербинетта, Туанетта ("Проделки Скапена", "Мнимый больной") и
др. Игра Б. отличалась простотой, динамизмом и заразительной вес„лостью.
Она создавала образы, отмеченные чертами народности, близкие героиням
фарсов. Демокра-тич. иск-во Б. было чуждо придворным кругам. Людовик XIV
недолюбливал Б., и Мольеру приходилось защищать е„ перед корол„м. Г р.
Б.
БОВЕ, Осип Иванович [24. Х(4.XI). 1784-21.VII (2.VIII).1834] -
русский архитектор. Один из выдающихся мастеров рус. классицизма 1-й
пол. 19 в. Принадлежал к известной семье художников и архитекторов конца
18-1-й пол. 19 вв. Ученик Компорези и М. Казакова. Пров„л большую работу
по реконструкции Москвы после пожара 1812 (возглавлял "Комиссию для
строений в Москве"). В 1824 по проекту Б. (в основу был положен проект
А. Михайлова) был построен Большой (Петровский) т-р, ставший главным
зданием Театральной площади. После пожара 50-х гг. здание т-ра было
перестроено А. Кавосом. Б.- создатель проекта здания Малого театра
(внутренние помещения перестроены в 1840; фасад сохранился без
изменений).
Лит.: Люди русской науки, т. 2, M.-Л., 1948, с. 1185-92;
Снегирев В. Л., Московское зодчество. Очерки по истории русского
зодчества XIV-XIX веков, М., 1948, с. 263-68. АН. Ш.
БОВИ (Bovy), Берт Маргерит Жанн (р. 6.1.1887)- французская актриса.
Род. в Льеже. По национальности бельгийка. С 13 лет обучалась акт„рскому
иск-ву у старейшей актрисы т-ра "Комеди Франсез" Тордеюс. В 1906
окончила класс комедии Парижской консерватории. В 1907 дебютировала в
"Комеди Франсез" в роли Адрианы ("Господин Альфонс" Дюма-сына). Играла
здесь до 1942. В 1942-50 работала в "Парижском т-ре", в т-ре "Атеней" и
"Студии Елисейских полей". С 1950-снова в труппе "Комеди Франсез".
Актриса тонкого комедийного дарования, Б. лучшие сценич. образы создала
в комедиях Мольера: Люсинда, Марианна, Анжелика, Генриетта, Агнеса
("Лекарь поневоле", "Скупой", "Мнимый больной", "Уч„ные женщины", "Школа
ж„н"). Среди ролей Б.: Изабелла ("Сутяги" Расина), Керубино и Розина
("Женитьба Фигаро" и "Севильский цирюльник"), Инфанта ("Сид" Корнеля).
Играла также в пьесах А. Бека, Ж. Ренара, А. Бернстейна, М. Метерлинка,
Л. Пиранделло и др. С 1908 снимается в кино. В 1954 в составе труппы
"Комеди Франсез" выступала в СССР. Н. Б.
БОВИ (Bovy), Вина (р. 22.V.1900) - бельгийская артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась в консерватории в Генте. Впервые выступила на
оперной сцене там же в 1917. В 1920-23 Б. - солистка т-ра "Де ла Монне"
в Брюсселе. Пела в т-рах Брешии и Кремоны (Италия), в т-ре "Колон" в
Буэнос-Айресе (совм. с Т. Даль Монте и Б. Джильи), в т-ре Мадрида (совм.
с Ф. Шаляпиным, 1928) и др. В 1929-36 Б. работала в т-ре "Опера комик"
(Париж), в 1936-47 - в "Метропблитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: Гре-тель
("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Луиза (о. п. Шарпантье), Манон Леско
("Манон" Массне), Царица ночи ("Волшебная флейта"), Парася ("Сорочинская
ярмарка" Мусоргского), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Розина,
Виолетта и др. С1С43 Б.- директор оперного театра в Генте. Л. М. БОВТ,
Виолетта Трофимовна (р. 9. V. 1927) - русская советская артистка балета.
Засл. арт. РСФСР (1954). В 1935-44 училась в Моск. хорео-графич. уч-ще
при Большом т-ре (класс М. А. Кожуховой), по окончании к-рого была
принята в балетную труппу Муз. т-ра им. Станиславского и
Немнровича-Данчен-ко. Дебютировала в партии Анны Пейдж ("Виндзорские
проказницы" Оранского, 1944). Технически сильная танцовщица,
Б. с одинаковым успехом исполняет драм. и лирические партии.
Хореографич. образы, созданные Б., отличаются большой психологической
глубиной. В героико-романтич. образах - Лола (о. п.Василенко),
Жанна ("Жанна д'Арк" Пейко) и др.-Б. утверждает торжество подвига во
имя народа. Выдающаяся работа Б.- партия Одетты-Одиллии (1953). Среда
партий: Наташа ("Берег счастья" Спадавеккиа), Эсмеральда (о. п, Пуни,
Глиэра, Симона), Медора ("Корсар" Адана) и др.
Лит.: С у р и ц Е., По Чайковскому (О новой постановке "Лебединого
озера"), "Театр", 1953, .ј 8, с. 49-62. Л. Я.
БОГАТЫРЕВ, Анатолий Васильевич [р. 31.VII (13.VIII).1913] -
белорусский советский композитор. Заел деят. иск-в БССР (1944). Член
КПСС с 1952. Деп. Верх. Совета БССР 1-4-го созывов. В 1937 окончил
Минскую консерваторию по классу проф. В. А. Золотар„ва. Б.- один из
первых нац. оперных белорус. композиторов. Автор опер "В пущах Полесья"
(1939, Белорус. т-р оперы и балета, Минск, Ст. пр. 1941) - о борьбе
белорус. народа против белопо-ляков в 1920, "Надежда Дурова" (1957, там
же), музыки к фильмам, симф. и др. произв. С 1949 занимается педагогич.
деятельностью, с 1960 - профессор Минской консерватории. Б р. С.
"БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ" -?) пьеса А. Корней. чу-ка в 5 д. (об укр. гос.
деятеле и полководце Богдане Хмельницком, возглавившем освободит, борьбу
укр. народа против панской Польши в 1648-54. о воссоединении Украины с
Россией). Соч. 1938 (на укр. яз.). Пост. 4 марта 1939 в Т-ре им. Франко
(Киев) (реж. Г. Юра, худ. Петрицкий, комп. Реву цкий; Богдан - Шумский,
Богун - И. Кононенко, Кривонос - Ватуля, Тур - Г. Юра, Лизогуб -
Сергиенко, Варвара - Борисоглебская). В марте того же года премьера "Б.
X." состоялась в Харьковском т-ре им. Шевченко (реж. и исполнитель роли
Гаврила - Крушельницкий, худ. Меллер, композитор Крыжановский; Богдан -
Марьяненко, Кривонос - Антонович, Богун - Сердюк, Тур - М. Кононень-о,
Лизогуб - Радчук, Варвара - Горленко). 10 авг. 1938 пост. в моек. Малом
т-ре (руководитель постановки Судаков, реж. Волков, худ. Петрицкий;
Богдан - Ленин, Богун - Анненков, Кривонос - С. Головин, Тур -
Зражевский, Лизогуб - Истомин, Гаврило - Ильинский, Варвара -
Яблочкина). 5 марта 1940-Т-р им. Руставели (Тбилиси) (перевод Дади. ани,
пост. Васадзе, худ. Гамрекели, композитор Габи' чвадзе; Богдан -
Давиташвили, Богун - Сагарадзе, Кривонос - Чихладзе, Лизогуб - Мжавия,
Соломия - Лапа-чи); Ростовский-на-Дону т-р (1939); Свердловский т-р
(1939);
Одесский т-р им. Октябрьской революции (1939; реж. Василько);
Днепропетровский т-р (1940); Кировский т-р (1941);
Укр. т-р им. Щорса (1940; реж. Магар, Богдан - Кле-паченко);
Кемеровский т-р (1954); Украинский т-р им. Арт„ма (Сталине) и др.
И з д а н и я.- Первое изд. "Б. X.", Кив, 1939 [на укр. яз.]; на рус.
яз. [пер. Н. Ушакова], М., 1939; из последующих изд.: "К о р н ? й ч у к
А., П'си", Кив, 1949; К о р н е й-ч у к. А., Сочинения, пер. Я. Бодухна,
т. 1, М., 1956.
Лит.: "Театр", М., 1939, ј 7, с. 111-123 и 1940. ј 10, с. 13-41 и
80-86. А. Шн.
2) Опера К. Данскрвича, либр. А. Корнейчука п В. Василевской, рус.
пер. Т. Волгиной и Г. Литвака. Соч. 1949-51. Пост. 29 янв. 1951 в Т-ре
оперы и балета им. Шевченко (Бог-дан -Гришко, Кривонос - Гмыря, Богун -
Борищенко, Варвара - Литвиненко-Вольгемут, Гаврило - Паторжинский,
Гелена - Гайдай, Соломия - Руденко, Лизогуб - Коган. Дириж„р Пирадов,
реж. Стефанович, худ. Хвостов, балетм. Сергеев). 2-я ред. оперы пост. 21
июня 1953, там же (Богдан- Гришко, Кривонос - Гмыря, Богун - Борищенко,
Гаврило - Роменский, Варвара - Гончаренко, Соломия - Руденко, Гелена -
Лобанова-Рогачева, Лизогуб - Коган. Дирижер Пирадов, реж. Крушельницкий,
худ. Петрицкий, хормейстер Колесник, балетм. Сергеев). Пост. в т-рах др.
городов Советского Союза: Одесса (1951, нов. ред.-янв. 1954), Тбилиси
(1954), Львов (1954), Харьков (1954).
II з д а н и я.- Кив, "Мистецтво", 1954 (текст на укр. и РУС- яз.).
Н. Гр.
БОГДАНОВ (Bogdanov),(p.l2.III.1913)- югославский артист
оперы (тенор) и композитор. Один из основателей Гос. оперы при
Македонском нар. т-ре в Скопье. Музыке обучался в Белграде: композиции -
у М. Милоевича и И. Славенского, пению-у И. Статовича, Р. Ертла, П.
Холодкова, С. Назора, Н. Кудели. В 1947-53 Б.солист и исполнитель гл.
теноровых партий в оперном т-ре в Скопье. Партии:
Альфред; Туриду ("Сельская честь" Масканьи), Кааио; Каварадосси,
Рудольф ("Тоска", "Богема"), Еник ("Проданная невеста") и др. С 1954 Б.
работает на радио в Скопье. Л. М.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.