Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БИББИЕНА, Б и б и e н a (Bibbiena; Bibiena)*, собственно - Га л л и
Биббиена,- семья итальянских театральных декораторов и архитекторов,
родоначальником к-рой является Дж. М. Галл и (Galli) (1619,
Биббиена,-1665, Болонья).
Фердинанд о Б. (18. Vili. 1657, Болонья,- 1743, там же) - крупнейший
представитель семьи Б. Обучался у Чиньяни, затем у М. Альдровандини и
Дж. А. Маннини. Ок. 28 лет был театр. декоратором при дворе в Парме,
участвовал в пост. спектаклей при дворах Барселоны и Вены, работал во
мн. т-рах Италии. Среднего работ - декорации к спектаклям: "Милосердная
Теодора" неизв. автора (1690, Пьяченца), "Притворное сумасшествие
Одиссея" Дзиани (1696, Венеция), "Аякс" Маньи (1697, Рим), "Гераклея"
Скарлат-ти (1700, Неаполь). В 1735 построил Королевский т-р в Мантуе*
Фердинандо Б. нарушил традиц. принципы построения симметрич. декораций,
характерных для эпохи Возрождения. В исполненных по его эскизам
декорациях применялись самые различные смещен гя точек зрения,
создавалась глубинная боковая перспектива, достигалась иллюзорная
высота, придававшая сценич. картине более жизненный характер. Это
подч„ркнуто пространственное решение театр. декорации, осуществляемое
чисто живописными средствами, получило широкое распространение в 17-18
вв. Фердинандо Б.- автор теоретич. работ, в к-рых изложил разработанные
им принципы тсатрально-декорац. иск-ва.
Соч.: Galli Bibiena V., L'architettura civile preparata sulla
geometria e ridotta alla prospettiva. Considerazioni practiche, Parma,
1711; Direzioni a'giovani studenti nel disegno dell'architettura civile,
Bologna, 1731 e 1745: Direzioni delle prospettive teoriche
corrispondenti a quelle dell'architettura, 2 ed., Bologna, 1753.
Франческо Б. (l2.XII.1659, Болонья,- 20.1. 1739, там же). Брат
Фердинандо Б. Учился у Пази-енлли, затем в мастерской Чиньяни. Творч.
деятельность начал в Риме, затем работал театр. художником в Мантуе,
Генуе, Неаполе и др. Построил т-р в Вене, затем - в Нанси, где выполнил
также декорации к нек-рым спектаклям. Возвратившись в Италию в 1712,
Франческо Б. построил (в 1729) "Театро филар-монико" в Вероне (сгорел в
1749, затем был восстановлен и разрушен вновь во время 2-й мировой
войны); принимал участие в строительстве т-ра "Алиберти" в Риме (1720).
Среди работ Франческо Б. декорации к спектаклям: "Селевк" неизв. автора
(1693, т-р "Тор-динона", Рим), "Тиберий, император Востока" Гаспа-рини
(1702, т-р "Сан Бартоломее", Неаполь), "Кай Гракх" Бонончини (1710,
Придворный т-р, Вена), "Верная нимфа" Вивальди (1730, "Новый т-р
академии", Верона).
Алессандро Б. (1687-1769). Сын Фердинандо Б. В 1742 построил здание
оперного т-ра в Мангей-ме, разрушенное в 1795. Работал и как декоратор.
Джузеппе Б. (5.1.1696, Парма,-1757, Берлин). Сын Фердинандо Б. В
1710-х гг. работал как дркоратор в придворном оперном т-ре Вены, затем в
т-рах Праги, Дрездена, Мюнхена, Бреславляи др. В 1732 создал декорации к
спектаклю "Убежище любви" Кальдара в т-ре в Линце. Разработал план
строительства придворного оперного т-ра в Байр„йте (открыт в 1748).
Автор теоретич. труда, принципы к-рого широко использовали в практич.
деятельности декораторы 18 в.
С о ч.: G а 1 1 i Biblena G., Architetture e prospettive.... Augusta,
17 40.
Антонио Б. (1700, Парма,- 1774, Милан). Сын Фердинандо Б. Обучался
живописи в Болонье. В 1720 принимал участие в строительстве здания т-ра
"Алиберти" в Риме. Работал как театр. декоратор и архитектор во мн.
городах Италии и за рубежом (Вена, Петербург, Буда и Пешт, Белград).
Наиболее значит. работа Антонио Б.- постройка "Коммунального т-ра" в
Болонье (1756-63). В этом т-ре Антонио Б. создал в 60-х - нач. 70-х гг.
декорации к спектаклям:
"Александр в Индии" Сироли, "Эцио" Йоммелли, "Армида" Манфредини,
"Великий Сид" Франки.
Карло Б. (1725, Вена,- 1787, Флоренция). Сын Джузеппе Б. Учился и был
помощником у своего отца. В 1746 наблюдал за строительством оперного
т-ра в Байр„йте. В 60-е гг. работал в оперном т-ре в Берлине, в к-ром
оформил спектакли: "Левкипп" Хассе и "Ахилл на Скиросе" Агриколы. В 1778
как декоратор принимал участие в спектаклях Эрмитажного т-ра в
Петербурге.
Лит.: Ricci C., I Galli Bibi. ena, Roma, 1920; Haytt Мауог A., The
Bibiena family, N. Y.,1945.
БИБИКОВ, Борис Владимирович tp. 9(22). VII. 1900] -русский советский
режисс„р и педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1959). Занимался в
студии М. А. Чехова. Творч. деятель ность начал в 1922 как акт„р в 1-й
Студии МХТ. Затем работал режисс„ром-ассистентом в Моск. т-ре Революции
(принимал участие в пост. спектакля "Человек с портфелем" Файко, 1928,
реж. А. Д. Дикий) и др. т-рах. С 1935 Б. ставит спектакли совм. с О. И.
Цыжовой в различных т-рах: "Сказка" Светлова (1938, Моск. г-р для
детей), "Укрощение строптивой" Шекспира (1943, Казахский т-р драмы,
Алма-Ата), "Я хочу домой" Михалкова (1948, Центр, детский т-р, Ст. пр.
1950), "Двадцать лет спустя" Светлова (1956, Центр. детский т-р) и др.
Б. вед„т большую педагогич. работу (с 1951-профессор). С 1934 препода„т
в ГИТИСе. Вн„с значит, вклад в воспитание творческой молод„жи для т-ров
союзных и автономных республик: выпустил туркм., башк., аварскую, тадж.
студии.
"БИБЛИОТЕКА ТЕАТРА И ИСКУССТВА" - еже месячное приложение к журн.
"Театр и искусством. Выходило в Петербурге в 1898-1918 (в 1903-05- 2
раза в месяц). В 1918 вышло 3 номера. Издатель-ница - 3. В. Тимофеева
(Холмская). Редактор - А. Р. Кугель. В "Б. т. и и." печатались гл.обр.
пьесы (рус. и переводные), а также статьи о творчестве акт„ров,
воспоминания акт„ров, драматургов, композиторов.
БИБЛИОТЕКИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ в С С С Р-1) Г о-су дарственная центральная
театральная библиотека. Открыта в Москве 24 мая 1922 при Высших
театральных мастерских (школа Малого т-ра). В 1936 была передана в
ведение Комитета по делам искусств и получила назв. Гос. центральной
театр. библиотеки. Обслуживает (литературными, библиография.,
иконографии, материалами) преим. работников иск-в, учащихся спец.
учебных заведений, театры Москвы, периферии, союзных и автономных
республик. Фонд б-ки составляет ок. 200 тыс. томов (из них св. 15 тыс.
журналов) спец. и вспомогат. лит-ры на рус. и иностр. яз. В состав б-ки
вошло много ценных собраний, в т. ч. б-ка Об-ва рус. драм. писателей,
книги театр. отдела Гос. Академии художеств. наук, б-ка А. П. Ленского и
др. В б-ке функционируют читальный зал, абонемент, научно-библиографич.
отдел (кабинеты: справочно-библиографический, иллюстративных фондов,
газетной театр. периодики). Б-кой регулярно устраиваются выставки -
новинок и тематические. 2) Центральная научная библио-текаВсероссийского
театрального общества. Основание б-ки заложено в 1896, когда было
открыто Театральное справочно-статистич. бюро при Российском театральном
об-ве (РТО) в Москве. С 1916 - публичная б-ка. В фонде б-ки (1960) - 130
тыс. томов книг и журналов по вопросам театра, драматургии, а также
вспомогательной лит-ры; имеется лит-ра по т-ру на иностр. языках и
языках народов СССР. Б-ка располагает суфл„рскими, режисс„рскими и
рукописными экземплярами пьес. При б-ке работает библиографич. кабинет,
проводящий большую работу по систематизации и уч„ту лит-ры по т-ру
(газетная и журнальная пресса, книги). Филиалы б-ки ВТО имеются во
многих городах РСФСР (всего 71 филиал). 3) Библиотек а Центрального
театрального музея имени А. А. Бахрушина в Москве. Существует при музее
со дня его основания (1894). Первоначально состояла только из произв.
драматургии (мн. экземпляры пьес были подарены Бахрушину авторами). Б-ка
пополнялась за сч„т частных собраний (ценный вклад сделал реж. Н. А.
Попов). В наст. время в фонде -
42 тыс. книг спец. лит-ры; имеются уникальные экземпляры. 4)
Государственная театральная библиотека имени А. В. Луначарского в
Ленинграде. Возникла одновременно с основанием первого рус. постоянного
проф. т-ра (1756) как библиотека придворного т-ра. В 1889 была
реорганизована в Центр, б-ку имп. т-ров. С 1917 - Центр, б-ка рус.
драмы, с 1934 носит сво„ нынешнее наименование. Имеет ок. 350 тыс.
экземпляров рукописей, книг, брошюр, гравюр, эскизов, эстампов и Др.,
уникальное собрание рукописей, пьес с авторскими и режисс„рскими
пометками. Б-ка имеет ок. 7 тыс. пьес сов. драматургов, изданных за
период 1918-60. Большой интэрес представляют фонды б. царской цензуры
(ок. 50 тыс. единиц хранения). Имеется собрание франц. драматургии (ок.
30 тыс. томов). В библиотеке функционируют отделы
справочно-библиографический и художественно-постановочный, имеются
читальный зал, абонемент, кабинет научной работы.
Кроме спец. Б. т., в СССР имеются театр. фонды в общих б-ках-б-ке им.
В. И Ленина, Историч. б-ке в Москве, Публичной б-ке им. M. E.
Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, б-ке Ленингр. АН и др. M. Э.
За рубежом библиотечные театр. фонды существуют в виде
специализированных отделов при больших общих б-ках, а также при крупных
т-рах. В 1959 насчитывалось св. 200 собраний. Среди наиболее крупных -
б-ка т-ра "Комеди Франсез", б-ка Арсенала, являющаяся театр. секцией
Нац. б-ки в Париже, б-ки Оперы, Консерватории, составляющие муз. секцию
той же б-ки; Театр. коллекция Публичной б-ки в Нью-Йорке, театр. фонды
б-ки Конгресса в Вашингтоне, Театр. отдел Венской нац. б-ки, Театр.
коллекция Музея Виктории и Альберта в Лондоне; фонды при т-рах: "Ла
Скала" в Милане, "Дрот-нингхольм" в Стокгольме и др. Имеются также фонды
профсоюзов и проф. ассоциаций-Об-ва акт„ров и композиторов Рима, Лиги
британской драмы в Лондоне, Парижской ассоциации истории т-ра и др.
ВИЗЕ (Bizet), Жорж (25.X.1838, Париж,- 3.VI. 1875, Буживаль, близ
Парижа) - французский композитор. Родился в семье музыканта. Благодаря
исключит. муз. способностям в возрасте 9 лет был принят в Парижскую
консерваторию, где его учителями были А. Мармонтель, Ф, Бенуа, П.
Циммерман, позднее - Ш. Гуно. С 1853 Б. занимался в классе композиции у
Ф. Галеви. В 1857 окончил консерваторию, получил Рим. пр. Незадолго до
окончания (в том же году) вместе с Ш. Лекоком стал победителем конкурса
на лучшую оперетту, написав оперетту "Доктор Миракль" (1857, т-р
"Буфф-Паризьен"). В 1858-60 Б. совершенствовался в Риме, затем
возвратился в Париж, где протекала вся его дальнейшая композиторская
деятельность. Произв. Б., ставившиеся на сценах парижских т-ров, не
имели успеха у широкой публики. В своих ранних операх - "Искатели
жемчуга" и "Пертская красавица" (1863, 1867, "Т-р лирик",
Париж)-композитор следует романтич. традициям франц. комич. оперы. В
этих произв. уже проявляются лучшие качества музыки Б.: богатство
мелодий, красочность оркестровки, простота изложения. В опере "Джамиле"
(1872, т-р "Опера комик") на сюжет поэмы А. Мюссе "Намуна" Б.
использовал муз. фольклор арабских народов. Широкую известность
завоевала музыка Б. к драме А. Доде "Арлезиан-ка", способствующая
наиболее полному раскрытию характеров действующих лиц. Высшее достижение
Б.- опера Кармен" (3 марта 1875, т-р "Опера комик", Париж) , к-рая не
имела успеха и была снята с репертуара. Однако в последующие годы эта
опера с триумфом обошла все крупнейшие оперные сцены мира (речитативы в
"Кармен", заменившие первоначальные диалоги, были дописаны после смерти
композитора для пост. в Вене Э. Гиро). В "Кармен" Б. выступил
продолжателем лучших традиций франц. музыки. Опера отличается богатством
мелодий, драматургич. выразительностью, демократич. характером. Сохраняя
тр"" диц. оперные формы, Б. достигает большой д и намич. заостр„нности,
стремительности действия. Оркестровка оперы отличается блеском и
своеобразием колорита. Образы характеризуются жизненной силой,
психологич. глубиной. Б. написал также комич. оперу "Жилище доктора"
(раннее произв.), оперу-буфф "Дон Прокопио" (1906, Монте-Карло), оперы
"Иван Грозный" (1946, Вюртемберг), "Кларисса Харлоу", "Гризелидис" (соч.
1870-71), "Дон Родриге" (неоконч.), оперетту "Мальбрук в поход собрался"
(совм. с И. Легуи, Э. Жонасом, Л.Делибом, 1867), симф., ка-мерные и др.
соч.
Лит.: Р i g о t С h., Georges Bizet et son oeuvre. P., 1925 P a r k e
г D. С., Georges Bizet, his life and works, L., 1951 S t e f a n P.,
Georges Bizet, Freiburg, 1951;Malherbe H. Carmen, P., 1951; Брук М.,
Жорж Визе, М., 1938; Х о х л о в к и н а А., Жорж Визе, М., 1954. Л\ М.
БИКБАЙ, Баязит (наст. имя и фам.- Баязит Гаязович Б и к б а е в) (р.
9. J.I 909) - башкирский советский писатель, драматург. Лит.
деятельность начал в 1932. В 1938 написал историч. пьесу "Карлугас"
("Ласточка"). В годы Отечеств, войны написал пьесы "Дети одной семьи",
"Проделки Хисмата". В течение ряда лет работал над темой жизни и борьбы
Сала' вата Юлаева. Автор пьесы "Салават" (1953, Башк. т-р драмы, Уфа),
либретто оперы "Салават Юлаев" (1955, Башк. т-р оперы, Уфа). Написал
также либретто опер "Карлугас", "Азат", "Кума". Засл. деят. иск-в Башк.
АССР (1957). Д. Б.
БИКБУЛАТОВА, Зайтуна Исламовна(р.10.У1.1908)-башкирская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1955). Член КПСС с 1944. Окончила театр.
отделение Техникума иск-в (Уфа). Сценич. деятельность начала в 1927 в
Башкирском т-ре драмы (Уфа). Создала ряд проникновенных, эмоциональных,
правдивых образов: в классич. драматургии - Лауренсия ("Овечий
источник"), Дездемона; Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Лариса, Тугина
("Бесприданница", "Последняя жертва"), Анна Каренина. В рус. сов.
драматургии-Панова ("Любовь Яровая"), Таня (о. п. Арбузова), Мария
Александровна Ульянова ("Семья" Попова); в совр. зап. драматургии -
Филумена Мартурано (о. п. Э. де Филиппе). В пьесах нац. драматургии Б.
показывает черты нового в характере башк. женщины, радость творч. труда,
горячий патриотизм: врач Мухтарима ("Мы не расстанемся" Абдуллина),
трактористка Айхылу ("Хакмар" Мифтахова), инженер Наиля ("Глубокое
дыхание" Абдуллина), агроном Зу-лейха ("Одинокая бер„за" Карима), Фатима
("Песня жизни" Амира). Б. сыграла также ряд остро характерных ролей:
Катук Зайнап ("Зять профессора" Хусейнова) и др. Д. Б.
БИКТАШЕВА, Талига Миннивалеевна (р. 28. VII. 1911)-башкирская
советская актриса. Нар.арт.Башк. АССР (1955). Член КПСС с 1942. Окончила
театр. отделение Техникума иск-в (Уфа). Сценич. деятельность начала в
1930 в Башк. т-ре драмы (Уфа). Роли: Полина, Вышневская ("Доходное
место"), Тансулпан (о. п. Дая-на), Галима ("Черноликие" по одноим„нной
повести Га-фури), Айхылу ("Хакмар" Мифтахова), Глафира ("Егор Булычев и
другие"), Ульяна Громова ("Герои" по роману А. Фадеева "Молодая
гвардия"), Фатима ("Кудрявая бер„за" Минского). Играла остро характерные
роли, выступала в муз. спектаклях-Галия Бану (о. п. Файзи). Д. Б.
БИЛЙБИН, Иван Яковлевич [4(16).VIII.1876-7.11. 1942]-русский
советский график и театр. художник. Окончив в 1898 школу Об-ва поощрения
художеств в Петербурге, Б. три года был вольнослушателем Академии
художеств в мастерской И. Е. Репина. Входил в объединение "Мир
искусства". Работу в т-ре начал в 1907 ("Действо о Теофиле" Рютбефа,
Старинный т-р,
Петербург). Знаток древнерус. иск-ва, Б. создал эскизы декораций и
костюмов к спектаклям: "Борис Годунов" (1909, антреприза С. П. Дягилева,
Париж), "Золотой петушок" (1909, Оперный т-р С. И. Зимина, Москва),
"Руслан и Людмила", "Садко" (1913, 1914, Нар. дом, Петербург) и др.
Работы Б., выполненные в стилизованной, графичной,
декоративно-плоскостной манере, отличаются красочностью. После 1918 Б.
жил за границей. В 1936 вернулся на родину. В 1937 оформил спектакль
"Сказка о царе Салтане" (Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова). Был
профессором Академии художеств. Погиб во время блокады Ленинграда. АН.
Ш.
БЙЛЛИНГТОН (Billington) [урожд„нная В е и х-с е л ь (Weichsel)],
Элизабет (ок. 1767-25.VIII.1818)- английская артистка оперы (сопрано). С
6 лет концертировала как пианистка. Училась у И. X. Баха (композиция),
Б. Биллингтона (пение). В 1783 впервые выступила на оперной сцене в
Дублине. В 1786-94 пела в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1794-95 - в
т-ре "Сан-Карло" (Неаполь). В 1796-1801 выступала также в т-рах Рима,
Флоренции, Ливорно, Венеции, Триеста, Милана. С 1801 - вновь в т-ре
"Ковент-Гарден" (в итал. оперной труппе). Оставила сцену в 1811. Голос
Б. отличался исключит. широтой диапазона (брала ноты фа и соль третьей
октавы), яркостью, "инструментальным" характером тембра. Певица
выступала гл. обр. в операх итал. композиторов: Цингарелли, Назолини,
Паизиелло и др. Партии: Сервилия ("Милосердие Тита" Моцарта), Эвридика
("Орфей иЭвриди-ка" Глюка), Полли ("Опера нищих" Дж. Гея), Розетта
("Деревенская любовь" Арна), Инее ("Инее де Кастро" Бьянки) и др.
Лит.: R i d w а у J., (ed.). Memoirs of Mrs. Billington from her
birth, L., 1792; Hogarth G., Memoirs of the musical drama, v. 1-2, L.,
1838. Л. М.
БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКбВСКИЙ, Владимир Наумович [р.
28.XII.1884(9.1.1885)]рус. советский драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1935). Член КПСС с 1917. Род. на Украине в семье рабочего. С 16 лет был
матросом торгового флота, с 1911 работал в США кочегаром, землекопом,
батраком на ферме. В 1917 вернулся на родину. Принимал участие в
октябрьских боях в Москве. До 1921 сражался на фронтах гражд. войны, был
на парт. работе. Первые одноактные пьесы Б.-Б. ("Бифштекс с кровью" и
"Этапы", 1920), отличающиеся плакатной броскостью, аллегоризмом образов,
представляют собой типичные "агитки" самодеятельного т-ра периода
гражд.войны. Пьеса Б.-Б. "Эхо" (1924, Моск. т-р Революции), посвящ„нная
идее международной солидарности рабочих, близка к жанру по-литич.
обозрения; герои пьесы почти лишены конкретных индивидуальных
характеристик и выражают политич. идеи при„мами плакатного агитац. т-ра.
В такой же форме была написана драма "Лево руля" (1925, Малый т-р).
Очевидец и участник Октябрьской революции и гражд. войны, Б.-Б.
стремился выразить драматизм революц. эпохи в новых формах драмы,
полемически отрицая всякое значение театр. традиций и классич. наследия.
Пьеса Б.-Б. "Шторм" знаменовала собой возникновение драмы нового типа -
остро тенденциозной, народно-героической, вобравшей в себя вс„ лучшее,
что создал агитац. т-р гражд. войны, отобразившей суровую эпоху
становления и защиты молодой Республики Советов. Постановка пьесы
"Шторм" в Т-ре им.МГСПС (1925), осуществл„нная Е. О. Любимовым-Ланским,
явилась крупным событием в истории сов. т-ра. Характерная особенность
этой пьесы - сочетание скупого, почти протокольного стиля письма с
предельной напряж„нностью конфликта и сочным, грубоватым юмором.
Столкновения между героями революции и е„ врагами показаны в пьесе с
документальной достоверностью и огромным темпераментом. Б.-Б.
пренебрегает полутонами, нюансами, оттенками, для него характерны
прямота и резкость развития конфликта, постановки проблемы. В "Шторме"
возникает единый, монолитный образ революц. народа. Гл. персонажи пьесы
(председатель Укома и Братишка, роль к-рого исполнял В. В. Ванин) -
большевики, пламенные и упорные борцы революции, не жалеющие ни себя, ни
других в ожесточ„нной борьбе, взяты из самой жизни. В годы нэпа Б.-Б.
пережил идейный кризис, сказавшийся в пьесе "Штиль" (1927, Т-р им.
МГСПС). В этой пьесе отразилась растерянность автора перед трудностями
переходного периода от военного коммунизма к мирному созиданию. Пьесы
"Луна слева" (1928, Т-р им. МГСПС),Голос недр" (1929,там же),"Запад
нервничает" (1931, Т-р им. МОСПС) показали, что средства
выразительности, к-рыми Б.-Б. с таким успехом воспользовался в "Шторме"
(прямолинейность трактовки характеров, тезисность построения и т. п.),
не могут быть применены для раскрытия драматич. конфликтов эпохи мирного
созидательного труда. Новым этапом творчества Б.-Б. явилась драма "Жизнь
зов„т" (1934, Т-р им. МОСПС), в к-рой ему удалось с реалистич.
конкретностью раскрыть в образе уч„ного Ч адова романтику социалистич.
созидания, пафос творчества. Борьбе сов. воинов против диверсантов посв.
пьеса "Пограничники" (1937). Пьеса "Цвет кожи" (1948; пост. под назв.
"Вокруг ринга", 1949, Моск. драм. т-р) разоблачает амер. образ жизни,
бурж. лжедемократию. Произведения Б.-Б. ставятся за рубежом (Германия,
Румыния, Чехословакия и др.).
Соч.: Избранное, М., 1954; Пьесы, М., 1955. Лит.: Альтман И.,В.Н.
Билль-Белоцерковский, в его цн.: Избранные статьи, М., 1957, с. 371-87;
Л а п к и м а Г."
В. Н. Билль-Белоцерковский, в сб.: Театр и драматургия, Л., 1959;
Образцова А., Театр имени Моссовета. Очерк творческого пути, fM.j, 1959;
Рудницкий К., Билль-Белоцерковский, "Театр", 1957, ј 11, с. 13G-147.
K.P.
БИЛЬДТ (Bildt), Пауль (10.V.1885-1957) - немецкий акт„р. В 1903 начал
сценич. деятельность в Лейпциге. В 1905-12 работал в "Шиллер-театре" в
Берлине, в 1922-25 - в Немецком т-ре М. Рейн-хардта, затем -в различных
т-рах Берлина под рук. Л. Йеснера и Г. Грюндгенса. В 1945 успешно сыграл
роль капитана К„пеника (о. п. Цукмайера). В 1948 выступил в т-ре
"Берлине? ансамбль" в роли повара в спектакле "Мамаша Кураж и е„ дети"
Брехта, за исполнение к-рой удостоен Нац. пр. (1949). С 1954 был в
труппе Камерного т-ра в Мюнхене. Б. играл роли Карла Моора и
Шпигельберга ("Разбойники"), короля Филиппа ("Дон Карлос"), Полония
("Гамлет"), Энг-странда ("Привидения") и др. Снимался в кино. Э. Г.
сБИМ-БОМ"-русские музыкальные клоуны-эксцентрики. "Б.-Б." создали дуэт,
существовавший (с перерывами) с 1891 до 1946. Создатель дуэта-И. С.
Радунский (Бим). Вторым партн„ром (Бом) в разное время были Ф. Кортези
(1891-98), М. А. Станевский (1901-20), Н. И. Вильтзак (1925-36), А. П.
Камский (1936-46). Отказываясь от примитивных, грубых, порой унижающих
человеческое достоинство при„мов старой клоунады, стремясь к
злободневности, "Б.-Б." достигали в своих выступлениях сатирич.
направленности. Они сочетали острые словесные реплики с игрой на
эксцен-трич. муз. инструментах, с исполнением вес„лых, иногда
политически острых куплетов. В течение тр„х лет (1901-04) "Б.-Б." с
успехом гастролировали в Париже, Берлине, Праге, Будапеште и др. городах
Зап. Европы, выступая на языке той страны, где они находились. Номер
"Б.-Б." вызвал множество подражаний ("Биб-Боб", "Рим-Ром" и др.). После
Октябрьской революции репертуар "Б.-Б." приобр„л черты острой боевой
публицистичности, в значительной степени освободился от имевшегося в н„м
порой нал„та обывательской пошлости. Участие в номере одар„нного
музыканта Н. И. Вильтзака повысило культуру муз. исполнения. Дуэт
"Б.-Б." распался в 1946 после ухода из него А. Камского (Бом). До 1948
Радунский (Бим) выступал один, как соло-клоун.
Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; ? а д у н-с к и и И. С.,
Записки старого клоуна, М., 1954. f 3.
БИНДОКАЙТЕ, Елена Ионовна (р. 1899)- литовская советская актриса.
Нар. арт. Лит. ССР (1956). Окончила драм. студию у Б. Даугуветиса в
Каунасе. С 1931 (со дня основания) - актриса лит. т-ра в Шяуляе. Талант
Б. раскрылся в сов. годы. Роли: Агота
("Белые ивы" Авижюса), Елена ("Мещане"), Дорина ("Тартюф"), Глафира
Фирсовна ("Последняя жертва"), Варвара ("Счастье" Павленко), Наталия
Ковшик и Оксана ("Калиновая роща", "Макар Дубрава" Корнейчука) и др.
Автор пьесы "Янтарная палочка", пост. на сцене т-ра в Шяуляе. Н. С.
БЙНИЧКИ (Binicki), Александр (р. 16.V.1885) -югославский артист оперы
(тенор) и режисс„р. В 1908 окончил Муз. академию в Мюнхене. В 1910
выступал в Белграде, с 1911 - в Загребе. Пел комич. партии в операх;
участвовал в спектаклях оперетты. Исполнял также комедийные роли в
пьесах Б. Нушича. Партии: Горо ("Чио-Чио-сан"), дон Базилио ("Свадьба
Фигаро"), Вашек ("Проданная невеста"), Флоридор ("Мадемуазель Нитуш"
Эрве) и др. Поставил в Т-ре оперы в Загребе спект-акли: "Моряна"
Готоваца, "Дорица танцует" Одана, "Аде и Мара" Татца и др. Ю. Ч.
БЙНИЧКИ (Binicki), Станислав (27.VI.1872- 15.II.1942) - югославский
композитор и музыкально-общественный деятель. В 1891 основал "Академич.
муз. об-во". В 1895-99 учился по классу композиции в Муз. академии в
Мюнхене. Организовал в Белграде первый национальный оркестр
("Белградский военный оркестр") и вместе с М. Мокраняцем-"Сербскую муз,
школу" (1899). Был первым директором Т-ра оперы в Белграде (с 1926).
Автор музыки к спектаклям "Путь вокруг света" (1908), "Находка" (1929)
Нушича, пер' вой сербской нац. оперы "На заре" (1903), хоров, романсов и
др. В своих произв. широко использовал сербский муз. фольклор. А. М., Ю.
Ч.
БЙНКИС, Казимирас (Казис) Антонович (4. XI. 1893-27.IV.1942)
-литовский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1911. Наиболее
известна его пьеса "Поросль" (1938, Каунасский т-р, 1940, Т-р драмы Лит.
ССР, Вильнюс), изображающая жизнь учащейся молод„жи бурж. Литвы. В пьесе
"Генеральная репетиция" (1939, пост. 1959, Каунасский т-р) Б.
оазоблачает поджигателей войны. А. Руз.
БИНТГР (Binter), Хильмар (10.XI.1884-1951) - деятель немецкого театра
кукол. Обучался у акт„ра Э. Поссарта и др. Выступал в оперных т-рах
Берлина и др. городов. Одновременно, с 1918, руководил Т-ром марионеток,
созданным в 1903 (вначале как домашний т-р) его отцом. С 1921 т-р
получил официальное при' знание и стал называться "Мюнхенским т-ром
марионеток". В репертуар т-ра входили произв. Ганса Сакса, Гоцци,
Мольера, Г„те, Клейста, Гофмана и др., ставились оперы Глюка, Гайдна,
Моцарта, Россини, Доницетти, оперетты Оффенбаха и др., эстрадные
представления. Т-р пользовался большой популярностью в Германии,
выступал за рубежом. После 2-й миро' вой войны возобновил свою
деятельность. И. Б.
БИОМЕХАНИКА (греч. ????-жизнь и ????????- искусство построения машин)
в театре - введ„нная В. Э. Мейерхольдом система тренажа акт„ра:
совокупность при„мов и навыков (гимнастических, пластических,
акробатических), с помощью к-рых акт„р получает возможность сознательно,
точно, целесообразно и естественно управлять механизмом дви жений своего
тела. В практике Т-ра Мейерхольда Б. имела сво„ значение как педагогич.
метод, воспитывающий при помощи различных технич. при„мов и пластич.
этюдов физич. культуру акт„ра, умение регулировать сво„ поведение на
сцене, подчинять движения определ„нному ритмическому рисунку, мгновенно
и точно выполнять задания режисс„ра. Однако система Б., выдвигавшая на
первый план виртуозное владение акт„ра своим телом, придававшая
преимущественное значение внешней технике, противопоставлялась "школе
переживания" и приводила к недооценке внутренней акт„рской техники.
Лит.: "Печать и революция", 1922, кн. 1, с. 305-309 (рецензия В. Э.
Мейерхольда на книгу "Записки режисс„ра" А. Я. Таирова); "Эрмитаж",
1922, ј 6, с. 10-11 (о докладе Мейерхольда 12 июня 1922 г.); В. Э.
Мейерхольд об искусстве театра, "Театр", 1957, ј 3, с. 120-121;
Ильинский И., Сам о себе, "Театр", 1958, ј 9, с. 131-134; Гладков А, Из
воспоминаний о Мейерхольде, в кн.: Москва театральная. [Сб.], М., 1960;
Гвоздев А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; А л п е р с
В.,Театр социальной маски, М.-Л., 1931 ;ФевральскийА., Десять лет театра
Мейерхольда, М., 1931; Ростоцкий Б., О режисс„рском творчестве В. Э.
Мейерхольда, М., 1960. J5. Рос.
БИРЖАН (Кожагулов) (1825-87)-казахский народный певец, композитор и
поэт. В знак особого уважения народ наделил Б. поч„тным прозвищем
"Биржан-сал" ("избранник"). Странствуя по степям с группой
певцов-импровизаторов, Б. смело обличал в своих песнях пороки правящих
классов. Участвовал в айтысах (песенных состязаниях). Получившее широкую
известность в казах, народе состязание Бир-жана с девушкой-акыном Сарой
послужило сюжетом для оперы М. Тулебаева "Биржан и Сара" (1946, Т-р
оперы и балета им. Абая, Ст. пр. 1949). В опере использованы подлинные
мелодии Б. Н. Л.
БИРЙЛЛО, Степан Степанович[р.1(14).УП1.1903]- белорусский советский
акт„р. Нар. арт. БССР (1955). Член КПСС с 1943. Сценич. деятельность
начал в 1918. В 1926-28 работал в 3-м Белорус. т-ре, с 1928- в 1-м
Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) в Минске. Роли: Яков
("Последние"), Беркутов ("Волки и овцы"), Васин ("Русские люди"). Гаев
("Вишн„вый сад"), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Гуде-ев
("Чтобы люди не журились" Мака„нка). В. Н,
БЙРЛИК (Birlic) [наст. фам.- Василиу (Vasiliu)], Григоре (р. 24. I.
1905) - румынский акт„р. В 1926 начал сценич. деятельность. Засл. арт.
Румынской Народной Республики. В 1931 вступил в труппу "Т-ра комедии" в
Бухаресте. Перед освобождением Румынии от фашизма играл в этом т-ре и
др. частных т-рах Бухареста гл. обр. комедийные и остро характерные роли
зап.-европ. и рум. репертуара. В 1948 Б. становится одним из ведущих
акт„ров Нац. т-ра им. Караджале в Бухаресте. Обладая выразит, внешними
данными, ярким юмором, Б. создал на сцене этого т-ра яркие комедийные
образы в произв. рум. классики: Данданаке, Брынзовенеску ("Потерянное
письмо" Караджале); в совр. рум. комедиях и драмах - Бисерике
("Взбесившийся ягн„нок" Баранги), Забалон ("Ч„рные годы" Баранги и
Мо-рару), Тома Кэбуля ("Долина Кукушки" Бенюка), а также в мировом
классич. репертуаре - Сганарель и Журден ("Дон Жуан" и "Мещанин во
дворянстве" Мольера), Робинзон ("Бесприданница"), Расплюев ("Свадьба
Кречинского"), Трубач ("Егор Булычев и другие"). Играя комедийные роли,
Б. прида„т сценич. образам "маленьких людей" глубокую человечность,
показывает индивидуальные особенности, привычки и причуды своих героев,
созда„т трагико-медийные образы, в к-рых сочетается смешное и грустное:
Канчано ("Самодуры" Гольдони), Яким ("Безымянная звезда" Себастьяна),
Бобчинский ("Ревизор"). Снимается в кино. Л. Гер.
БИРМАН, Серафима Германовна [р. 29.VII(10. VIII).18901 - русская
советская актриса и режисс„р. Нар. арт. РСФСР (1946). Род. в Кишин„ве.
По окончании драм. школы А. И. Адашева (Москва) в 1911 была принята в
труппу МХТ, в 1913 перешла в 1-ю Студию МХТ, продолжая участвовать в
спектаклях МХТ. Первая роль в студии - г-жа Босс ("Гибель "Надежды""
Хейерманса, 1913), в МХТ-Гортензия ("Хозяйка гостиницы" Гольдони, 1914).
В 1924-36 Б. - актриса МХАТа 2-го, созданного на основе 1-й Студии МХТ;
роли - Халдейка ("Блоха" по Лескову), королева Анна ("Человек, который
сме„тся" по Гюго), Вдовствующая королева ("Эрик XIV" Стринд-берга), Анна
Трощина ("Чудак" Афиногенова), Улита
("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину), Домаха. Чуб ("Начало
жизни" Первомайского) и др. В 1936-38 Б. работала в Т-ре им. МОСПС.
Пост. здесь "Вассу Железно-ву" (1936), сыграв в этом спектакле гл. роль,
исполнила роль матери в пьесе Афиногенова "Салют, Испания!". В 1938-58
Б.- актриса и режисс„р Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. В этом т-ре
наиболее полно раскрылись осн. особенности иск-ва Б.- публицистич.
темперамент, ч„ткость психологич. решения образа, острота сценич. формы.
Большое значение для творч. формирования актрисы имела е„ работа над
образом Вассы Железновой. Сыграв эту роль вторично на сцене Т-ра им.
Ленинского комсомола (1942), Б., не отказываясь от обличит. трактовки
образа, подч„ркивая обреч„нность своей героини, вместе с тем глубоко и
тонко раскрывала противоречивый и сложный характер, показав одиночество,
душевную силу, ум, материнскую любовь Вассы. Высокого трагич. подъ„ма
достигла Б. в роли матери коммуниста Пали-Марии Эстераг ("Мой сын"
Гергеля и Литовского, 1939). Исполнение Б. этой роли отличалось внутр.
драматизмом и вместе с тем предельной внешней сдержанностью. Значит,
акт„рской работой Б. в этот период была также роль Фанни Ферелли ("Семья
Ферелли теряет покой" Хелман). Лирич. сторона дарования Б. проявилась в
созданном ею образе майора Анны Греч ("Так и будет" Симонова),
воплощающем лучшие качества характера сов. человека. Лаконизм, ч„ткость,
смелая театральность иск-ва Б. отличают также и е„ режисс„рские работы
(занимается режиссурой с 1923 - "Любовь - книга золотая" А. Толстого,
МХАТ 2-й). В Т-ре им. Ленинского комсомола Б. пост. спектакли: "Зыковы"
(1940), "Живой труп" (1942); "Сирано де Бержерак" Ростана (1943), "Семья
Ферелли теряет покой" Хелман (1945), "Под каштанами Праги" (1945) и
"Русский вопрос" (1947) Симонова и др. Б. ставит спектакли и в др.
т-рах: "Нашествие" (1942, Ташкент), "Мать" Же-лобинского (1938,
Ленинградский Малый оперный театр), "Сем„н Котко" Прокофьева (1939, Муз.
т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), "Факел" Ал„шина
(1959, Рижский т-р русской драмы). С 1925 Б. снимается в кино
(Ефроси-ния Старицкая - "Иван Грозный", Ст. пр. 1946, и др.). Является
автором книг и статей по сценич. иск-ву. Вед„т педагогич. работу.
С о ч.: Актер и образ, М., 1934; Труд актера, М., 1939;
Путь актрисы, М., 1959.
Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М.-Л., 1939; Фельдман 3.,
Серафима Германовна Бирман, М.-Л., 1948.
БИРМАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. До 18 в. в Бирме все сценич. произв.
(мистерии, нар. интермедии и др.) не имели постоянного текста, не
записывались. Имена авторов этих произв. не сохранились. В 18 в.
получили распространение пьесы о боге Раме на сюжеты из инд. эпоса
"Рамаяна", известного в Бирме через Сиам (Таиланд); популярный при имп.
дворе сиамский роман "Айндарвунтха" (соч. коллективное, имена авторов
неизвестны) был перевед„н на бирм. язык, а затем переделан в пьесу
"История Инаунга" поэтом и драматургом Мъявади. В пьесе были
использованы мотивы "Рамаяны" и бирм. нар. легенда об Инаунге. В 1799
пьеса пост. при дворе. Вследствие большого объ„ма (600 страниц текста)
не ставилась полностью, представление этой пьесы в сокращ„нном виде
занимало обычно 2-3 вечера, значит, место отводилось музыке и пению.
"История Инаунга", отличающаяся лиризмом, поэтич. простотой, нац.
колоритом, популярна в Бирме и в наст. время. Пьеса заложила основы
жанра "дворцовой драмы" ("нандвин-за"); в этом жанре были написаны и
другие драматич. сочинения Мьявади, а в нач. 19 в.- пьесы поэтессы Кхин
Соунг и др.
К 19 в. относится расцвет бирм. классич. драмы. В 1-й пол. 19 в.
выдающийся драматург и режисс„р У Чин У создал на основе нар. интермедий
и дворцовых спектаклей новый жанр "пьяза" - драм. повествование, с
занимательным и стремительно развивающимся сюжетом, без пения и танцев,
с минимальным использованием музыки. Первые пьесы У Чин У представляли
собой единое нерасчлен„нное действие, позже он вв„л деление на акты и
картины. Лучшие произв. У Чин У - "Парпахейн", "Дэйвагоунбан" -
отличались выразительностью языка,г были понятны широкому кругу
зрителей, большое место в них занимали элементы фантастики, буддийские
мотивы. Эти пьесы ставились не только при дворе, но и в нар. т-рах.
Принципы драматургии У Чин У получили развитие в творчестве У ПоунНъя в
пьесах "Падума" (1855), "Водонос" (1856), "Визайя", "Кодала" и др. У
Поун Нья ещ„ дальше, чем его предшественники, отходит от придворной
драмы; сюжеты его пьес проще, герои человечнее, в пьесах ослаблены
буддийские элементы, в центре внимания - простые человеческие чувства и
поступки. Персонажи произв. У Поун Нья- чистый и мудрый Водонос, смелый
принц Кодала и др., пользуются популярностью среди массового зрителя до
наших дней. В конце 19 в. появляются мно-гочисл. переделки и подражания
пьесам У Чин У и У Поун Нья. Пьесы "История Тхатона" Схайя Йо (1877),
"Дети обезьяны" (1877), "Буида" (1880), "Каркавуннья" (1881), "История
Оккалаба" (1881), "Миннандар" (1883) драматурга и акт„ра У Ку отличаются
обилием волшебных превращений, запутанным сюжетом, самодовлеющей
развлекательностью. Нарушая традиции жанра "пьяза", созданные У Чин У и
У Поун Нья, авторы вводят в драму пение, пантомиму, балет, иногда -
заклинания и ритуальные "танцы духов". В жанре, близком муз. комедии,
написана пьеса "Со Пэй и Со Мэй" Схайя Шу Тха, рассказывающая о любви и
приключениях двух молодых людей. Эта первая в истории Б. д. комедия
пользовалась большим успехом, вызвала ряд подражаний, популярна и в
совр. Бирме. С конца 19 в., в период англ. владычества, нац. драматургия
находилась в полном упадке. Влияние зап.-европ. иск-ва проявилось в
создании произв. подражательного характера (драматург Дж. Хла Чжо и
др.).
Во время япон. оккупации была поставлена пьеса "Что делать?" (1944)
крупного писателя и критика Маун Тина. Писатель Теин Пхе Мьин написал
пьесу "Под японским владычеством". С национально-освободительной борьбой
бирманского народа связано имя выдающегося современного бирм. писателя,
поэта, историка, философа и драматурга Такин Кодо Хмаинга - лауреата
Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами". В
своих произведениях Такин Кодо Хмаинг разоблачал и высмеивал
преступления империализма.
После провозглашения независимости (1948) в Бирме начался процесс
возрождения лучших традиций классич. драмы и формирования новой
драматургии.
Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama,Oxford, 1937, 1947, reprin.,
1956; Поэт - министр Мьявади. по имени Уса, Рангун, 1954 (на бирм. яз.).
Ю. О.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.