Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
БЕРОН, Лили (p. 29. XII. 1921) - болгарская артистка балета. Ученица
педагога А. Петрова. В 1939 впервые выступила в т-ре Софийской народной
оперы в партии Авроры. С 1949 совершенствовала сво„ мастерство в СССР (в
Ленингр. хореографич. уч-ще, класс А. Я. Вагановой). В 1953 вернулась в
Софийскую народную оперу, выступила в партии Тао Хоа. Среди лучших
партий Б.: Жизель (Димитровская премия, 1950), Эсмеральда; Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Босилка ("Нестинирка" Големинова), Девушка
("Прометей" Бетховена) и др. Б.- педагог Гос. хореографич. уч-ща в
Софии. Гастролировала в СССР, КНР, Франции, Бельгии, Италии и др.
странах.
БЕРОЯН, Арт„м Коноевич [р. 10(22). VI. 1878]- армянский советский
акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Один из ветеранов арм. сцены. Сценич.
деятельность начал в 1899 в Тифлисе. С 1922 - акт„р арм. т-ра драмы в
Тбилиси. Играл драм. и характерные роли: Фердинанд; Замбахов, Зимзимов,
Парсиг ("Хатабала", "Пэпо", "Разор„нный очаг" Сундукяна), Элизбаров
("Из-за чести" Ширванзаде) и др. В. А.
БЕРОЯН, Мари Георгиевна [27 I (8.II). 1892- 22. V II. 1960]-армянская
советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1946). Сценич. деятельность
начала в 1913 в Тифлисе. С 1922-в арм. т-ре драмы (Тбилиси). Б. была
характерной драм. и комедийной актрисой. С особым успехом играла в
пьесах Г. Сундукяна (Саломе - "Разор„нный очаг", Хампери- "Хатабала"),
А. Ширванзаде (Шпаник -"Намус", Зарнишан - "Злой дух) и др. Депутат
Верховного Совета Груз. ССР 2, 3, 4-го созывов. Б. А.
БЕРРУТИ (Berruti), Алехандро (р. 6.VII. 1888)- аргентинский драматург
и театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1911. Написал драмы
"Высший закон" (1918), "Мать-земля" (1920). В пьесе "Новая сила" (т-р
"Астраль", Буэнос-Айрес) пропагандировал реакц. идею сотрудничества
рабочих с буржуазией и помещиками. В 1945-49 был президентом "Дома
театра" (Буэнос-Айрес) - общественной организации, объединяющей театр.
деятелей. Ал. Р.
БЕРСА (Bersa), Благое (21.XII.1873-1.1.1934)- югославский композитор.
Музыке обучался в Загреб-ской и Венской консерваториях. В 1908 основал
национальную оперу в Осиеке (Хорватия). Профессор Муз. академии в
Загребе. Автор опер "‚лка" (1901), "Огонь" (1911), "Башмачник из Делфта"
(1914), мелодрам "Красная Анна" (1903), "Саломея" (1904), "Фру-Фру"
(1904, Загреб), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Принадлежал к
романтич. направлению в музыке. Сценич. произв. Б.- ярко театральны,
эффектны; в них используются элементы нар. фантастики.
БЕРСА (Bersa), Владимир (4. X.I 864-7. VI 1.1927)- югославский
композитор. Музыке обучался в Граце у А. Доплера. Автор опер: "Цвета"
(1898), "Андрия Чубранович" (1900), "Комедиант" (1916), "Смерть Моцарта"
(не была пост.), симф. и др. соч. В своих муз. сценич. произв. Б.
опирался на хорватский нац. муз. фольклор. Ю. Ч.
БЕРСЕНЕВ (наст. фам.- Павлищев), Иван Николаевич [11(23). IV.1889,
Москва,-25.XII.1951, там же] - русский советский акт„р и режисс„р. Нар.
арт. СССР (1948). Член ВКП(б) с 1947. Род. в семье управляющего торговой
фирмой. Учился в Киевском ун-те (юридич. ф-т). Участвовал в любительских
спектаклях. Занимался в драм. школе Е. А. Лепковского. В 1907, еще
будучи студентом, начал проф. сценич. деятельность в Киевском т-ре
Соловцова (первая роль - Родэ - "Три сестры"). Работал здесь под рук. К.
А. Марджанова (Марджанишвили). Через 2 года оставил ун-т и всецело
посвятил себя работе в т-ре. Играл в Киеве, Одессе, Виннице,
Екатеринодаре. Обладал блестящими внешними данными, красивым голосом,
темпераментом. Роли: Жа-дов - "Доходное место", Митя - "Бедность не
порок", Иоганнес-"Одинокие" Гауптмана, Малькольм-"Макбет", и др. В 1911
был принят в труппу МХТ. Огромное значение в формировании акт„рской
индивидуальности Б. имел В. И. Немирович-Данченко, открывший в н„м
талант характерного акт„ра. Созданные Б. на сцене МХТ образы Судебного
следователя ("Живой труп", 1911), Петра Верховенского ("Николай
Ставрогин" по Достоевскому, 1913), Загорецкого ("Горе от ума", 1914)
отличались остротой характеристик, ч„тким и выразит. рисунком,
разнообразием сценич. красок В 1924-36 Б. был акт„ром, а с
1928-одновременно и художеств. руководителем МХАТа 2-го. Сыграл здесь
роли Бориса Годунова ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, 1927),
Минутки ("Расточитель" Лескова, 1924), Иудушки Головл„ва ("Тень
освободителя" по Салтыкову-Щедрину, 1931), Пьера Массу бра ("Мольба о
жизни" Деваля, 1935), Лаэрта ("Гамлет"). С 1925 Б. одновременно с
акт„рской работой начал заниматься режиссурой ("В 1825 году" Венкстерм;
совм. с Б. М. Сушкевичем). Первая крупная режисс„рская работа - "Чудак"
Афиногенова (1929; совм. с А. И. Чебаном; Б. исполнял роль Горского). В
1936-38 Б. работал в Т-ре им. МОСПС; пост. "Салют, Испания!" Афиногенова
(1936), сыграл роли Дон Хуана ("Каменный гость" Пушкина, 1937), л„тчика
Хосе ("Салют, Испания!").
С 1938 Б. был художеств. руководителем и ведущим акт„ром Моск. т-ра
им. Ленинского комсомола. Режисс„р и акт„р высокой культуры и вкуса, Б.
воспитал в этом т-ре талантливый коллектив акт„ров, создал в содружестве
с драматургами ряд спектаклей, воссоздающих образ положит. героя сов.
эпохи: "Парень из нашего города" (1941) и "Так и будет" (1944) Симонова,
"Юность отцов" Горбатова (1943) и др. Характерные черты режисс„рского
иск-ва Б.- точность и ч„ткость идейного замысла, острая
публицистичность, глубокая интеллектуальность, живое чувство
современности, умение выявить осн. идею пьесы прежде всего через иск-во
акт„ра - проявились также в пост. им спектаклях "Мой сын" Гергея и
Литовского (1939), "Фронт" (1942, 1-я пост. этой пьесы) и др. На сцене
Т-ра им. Ленинского комсомола Б. создал выдающиеся актерские образы:
Гельмер ("Нора", пост. Б. и С. В. Гиацинтовой; 1939), Протасов ("Живой
труп", 1942), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1943), полковник
Савельев ("Так и будет" Симонова, 1944) и др. Б. в„л педагогич. работу
(профессор ГИТИСа). Снимался в кино (Карташов - "Великий гражданин").
Лит.: В e н д р о в с к а я Л., И. Н. Берсенев, М., 1950
БЕРСЕЦИО (Bersezio), Витторио (1828-30.1.1900)- итальянский драматург
и публицист. Участвовал в борьбе за независимость Италии в 1848-49.
Написал трагедии "Пьетро Микка" (1852, т-р "Кариньяно", Турин), "Ромоло"
(1853, т-р "Джербино"), комедии "Мыльный пузырь" (1863), "Искушение Евы"
(1877) и др. Наибольшую популярность получили пьесы Б., написанные на
пьемонтском диалекте (вначале Б. писал под псевд. Карло Ну/гжелли),
лучшая из к-рых - "Несчастья господина Травет" (1876) -ставилась не
только в Италии, но и за рубежом. Имя Травет стало нарицательным для
обозначения "маленького человека", обладающего высокоразвитым чувством
Долга и собственного достоинства. Ал. С.
БЕРСМАНС (Beersmans), Катарина (30.IV.1845- 19.XI.1899) - голландская
актриса. Род. в Тюрн-хауте. Сценич. деятельность начала в 1861 во
"Фламандском театре", затем работала в т-ре "Варьете" (Антверпен). В
1877 входила в состав роттердамской труппы И. С. Гра, В. ван Зейлена и
И. Хаспелса; выступала в "Нидерландском" и "Большом" т-рах. Роли: Бланш
("Горбун" Анисе-Буржуа и Феваля), королева Луиза ("Школа князей"
Мультатули), Ч„рная Грит и ван Фейген ("Ч„рная Грит", "Ганнес" Фассена),
Медея ("Медея" Легуве), Федора (о. п. Сарду), Элла Рентгейм ("Джон
Габриэль Боркман" Ибсена), Сафо (о. п. Грильпарцера) и др. А. Вис.
БЕРТЕ-АМПАРАН (Berte-Amparan), Белен (р.9.XI. 1929) - мексиканская
артистка оперы (меццо-сопрано). Пению сбучалась в консерватории в
Мехико. В 1951 завоевала 1-е место на конкурсе им. И. С. Баха н Мехико;
получила стипендию для совершенствования в Италии. Дебютировала в Милане
в 1952. В 1953 Б.-А. вернулась в Мехико, где стала ведущей солисткой
оперного театра. Гастролировала в Италии и Испании. С 1956 по„т в театре
"Мет-рополитен-опера" (Нью-Йорк). Партии: Джульетта ("Сказки Гофмана"
Оффенбаха), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Ольга ("Евгений Онегин"),
Лючия ("Сельская честь" Масканьи), Кармен; Азучена ("Трубадур"), Фрика
("Валькирия" Вагнера) и др. Л. М.
БЕРТИНАЦЦИ; Бертинасси (Bertinazzi;
Bertinassi), Карло (Карлино) Антонио (2.XII.171U- 6. IX.
1783)итальянский акт„р. Один из крупных представителей комедии делъ арте
в 18 веке. Приобр„л огромную популярность как исполнитель роли Арлекина.
В 1741 был приглаш„н в "Ко-меди Итальенн" в Париже. Наибольшим успехом
пользовался здесь в пьесах "Волшебница Кораллина" Ве-ронезе, "Сын
Арлекина, потерянный и вновь найденный" по сценарию Гольдони, "Вечер
бульваров" Фавара, "Отцовская любовь" Гольдони, "Новые превращения
Арлекина" (соч. Б.) и др. Игра Б. отличалась естественностью, грацией и
точностью движений, живостью декламации. Ал. С.
БЕРТОН (Berton), Анри Монтан (17.IX.1767- 29.IV.1844) - французский
композитор и скрипач. Член Института Франции (с 1815). Сын П.M. Бертона.
Музыке обучался у Рея и Саккини. Работал скрипачом в оркестре т-ра
"Гранд-Опера" (Париж). Композиторскую деятельность начал в 1787. Автор
48 опер,.в т. ч. "Посулы брака" (1787, "Комеди Итальенн", Париж), "Ужасы
монастыря" (1790, там же) - одна из самых популярных опер Б., "Агрикол
Виола" (1794, т-р "Опера комик", Париж), "Понсе де Леон" на собств.
либр. (1797, там же), "Монтано и Стефания" (1799, там же), "Горячка"
(1799, там же), "Франсуаза де Фуа" (1809, там же), "Виргиния" (1823, там
же) и др. Мн. оперы Б., созданные в годы французской революции конца 18
в., были написаны на острые современные сюжеты. Б. принадлежит также 4
балета, в т. ч. "Похищение сабинянок" (1811, т-р "Гранд-Опера"),
"Блудный сын" (1812, там же), ряд симф., камерно-инструмент. и др. соч.
С 1795 Б.- профессор Парижской консерватории, с 1807 - дириж„р т-ра
"Опера комик" и одновременно, с 1809,- хормейстер т-ра "Гранд-Опера". Б.
написал ряд памфлетов, направленных против растущего влияния итал. оперы
на франц. сцене.
Лит. со ч.: Souvenirs de famille, P., 1911.
Лит.: Ruchette D.R., Notice historique sur la vie ot les ouvrages de
M. Berton, P., 1846; В 1 a п с h a r d ff., Henri Montan Berton, P.,
1839. ?}л Q
БЕРТОН (Bertoii), Пьер Монтан (7. I. 1727-14. V. 1780)-французский
артист оперы (бас), композитор и дириж„р. Дебютировал как певец в Париже
в 1744; в 1746-48 выступал в Марселе. С 1749 дирижировал в концертах и в
Большом оперном т-ре в Бордо. В 1755-78 Б,-дириж„р т-ра "Гранд-Опера"
(Париж); в 1767-78 (нек-рое время совм. с Ф. Ре-белем) возглавлял этот
же т-р. Автор опер "Эрозина" (1765, т-р "Гранд-Опера", Париж),
"Сильвия", "Теон" (1765, 1767, совм. с Ж. Триалем, там же), "Тиртей"
(177'2, совм. с Ж. Лабордом, там же) и др. Дополнил, частично
арранжировал и руководил постановкой опер Люлли ("Беллерофонт"), Рамо
("Кастор и Пол-луке"), Кампра ("Камилла") и др. композиторов;
прославился как интерпретатор опер Глюка. Б. также принадлежат балетные
сцены в опере Глюка "Осажд„нная Кифера". Вл. О.
БЕРТОН (Burton), Уильям Эванс (24. IX. 1804- 10.11. 1'860) -
американский акт„р, антрепрен„р, драматург. Получил образование в
Англии. Артистич. деятельность начал в 1831 в Лондоне. В 1834 переехал в
США, в 1837 состоялось его первое выступление в Нью-Йорке. В 1848 Б.
организовал "Т-р Б„ртона", ставший одним из ведущих в Нью-Йорке.
Талантливая труппа, умелое руководство и превосходная игра Б. обеспечили
т-ру успех, но конкуренция с др.т-рами привела "Т-р Б„ртона" в 1858 к
закрытию. Б. писал также пьесы-фарсы, не имевшие значит, успеха ("Эл-лен
Уэрхем", "Семья Тудл" и др.). Б. обладал ярким комедийным дарованием,
раскрывшимся в ролях: капитана Кэттла ("Домби и сын" по Диккенсу),
Фальстафа, Основы, Калибана ("Виндзорские проказницы", "Сон в летнюю
ночь", "Буря" Шекспира) и др. К. Б.
БЕРТРАМ (Bertram), Теодор (12. II. 1869-24. XI. 1907)-немецкий артист
оперы (бас-баритон). Был солистом т-ров Ульма, Гамбурга, Берлина,
Мюнхена; гастролировал в ряде стран Европы и в США. В 1900- 1907
Б.-солист т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк-). Выступал в Вагнеровском
т-ре в Байр„йте. Исполнял ведущие партии в операх Вагнера - Вотан,
Вольфрам ("Кольцо Нибелунга", "Тангейзер"). Среди др. партий Б.-Папагено
("Волшебная флейта"), Пизарро ("Фиделио"), Фигаро и др. Л. М.
БЕРУТТИ (Berutti), Артуро (27. III. 1862-3. I. 1938) - аргентинский
композитор. Один из основоположников аргент. профессиональной музыки.
Муз. образование получил в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке и С.
Ядассон; совершенствовался в Париже и Милане. С 1896 Б. жил в
Буэнос-Айресе. Написал первую ар-гент. оперу "Пампа" (1897,
Буэнос-Айрес), в к-рой ярко отразилось своеобразие аргент. нар. музыки.
Б. принадлежат также оперы: "Вендетта" (1892, Верчелли), "Еванхелина"
(1893, Милан), "Тарас Бульба" по Гоголю (1895, Турин), "Вупанки" (на
сюжет легенды племени инков, 1899), "Кризе" (1902), "Ужасная ночь"
(1905), "Герои" (1919, Буэнос-Айрес) и ряд соч. в др. жанрах. Л. М.
Б‚РЬЕССОН (Borjesson), Юхан (22. III. 1790-6. V. 1866)-шведский
драматург. Автор историко-роман-тич. драм и трагедий: "Эрик XIV" (1846),
"Сын Эрика XIV" (1847), "Солнце заходит" (1856), "Юность Карла XII"
(1858), "Вина брата" (1861; продолжение "Эрика XIV"), "Заговор в Риме".
Драмы Б. отличаются поэтичностью, но лишены подлинного драматизма. Б.
был членом Шведской академии (с 1857).
Лит.: Klemming G. E., Sveriges dramatiska litteratur till och med
1875, в кн.: Samlingar utg. av Svensk For-nskr. Sallskap, [s. 1.1,
1863-79. /[. M.
БЕСЕКОВ (Besekow), Сам (р. 26. I. 1911)-датский режисс„р и акт„р.
Изучал театр. иск-во у М. Рейнхардта и Э. Пискатора, в 1931-33 учился в
театр. школе при Королевском т-ре в Копенгагене. В 1933 вступил в труппу
этого т-ра, в 1934 начал режисс„рскую деятельность (пост. "Иеремпя"
Цвейга). В 1936-38 был режисс„ром и акт„ром Гор. т-ра в Одсн-се, в
1938-40 возглавлял т-р "Риддерсален" в Копенгагене. Среди пост. в этих
т-pax: "Император Джонс" О'Нила, "О мышах и людях" Стейнбека и др. В
период оккупации Дании гитлеровцами работал в Шведской драм. студии в
Стокгольме. По возвращении в Данию ставит спектакли гл. обр. в
Королевском т-ре. В 1946-59 пост.: "Люсьенна и мясник" Эмс, "Эври-дика"
Ануя, "Кошка на горячей крыше" Упльямса, "Одураченные любовью" Фишера и
др. В работе с акт„рами Б. стремится к реалистич. раскрытию образов
пьесы, использует систему Станиславского. В 1960 пост. "Чайку" в Новом
т-ре (Копенгаген). Спектакли Б. отличаются яркой театр. формой,
красочным декорац. оформлением. Б. пользуется большой популярностью как
чтец. //. К р.
БЕСКИН, Эммануил Мартынович (псевдонимы - К. Ф а м а р и н, Эм. Б.,
Э. Б.) (1877-20. I. 1940- русский советский театр. критик и историк
театра. По образованию юрист. Лит. деятельностью занимался с нач. 1900-х
гг. Сотрудничал в журналах "Рампа" (1908-09), "Рампа и акт„р" (1909),
"Театральная газета" (1913-18). Из работ Б. дореволюционного периода
выделяются его "Московские письма" (1909-13), регулярно печатавшиеся в
журн. "Театр и искусство". После Октябрьской революции Б. принял
акти-в-ное участие в строительстве сов. т-ра, быстро откликаясь на все
значительные театр. события. Был редактором журнала "Рабис" (1927-34),
газ. "Театральная Москва" (1921-22). Б. принадлежит ок. 2 тыс. статей и
рецензий, освещающих многообразную жизнь сов. т-ра. Работы Б. не
свободны от существенных ошибок (элементы вульгарного социологизма,
недооценка значения академич. т-ров и т. д.). Перев„л несколько пьес.
Соч.: История русского театра, ч. 1, М.- Л., 1928; А. И.
Южин-Сумбатов, М.- Л., 1936; М. И. Ермолова (1 808-1928), М.- Л., 1936.
А. Шч.
БЕСКОВ (Beskow), Бернхард фон (22. IV. 1796-* 17. X. 1869)-шведский
писатель, драматург. Начал лит. деятельность в 1818. Автор драм и
трагедий на историч. сюжеты: "Эрик XIV" (1827), "Двор Хильды" (1836),
"Биргер и его род" (1837), "Густав Адольф в Германии" (1838), а также
либретто оперы "Рино, или Странствующий рыцарь" Э. Брендлера и Г.
Оскара. В драме "Торкель Кнутссон" (1836) Б. подражает "Эрнани" Гюго.
Пьесы Б., написанные по законам франц. классицистич. трагедии, сценичны,
но в н-их отсутствуют значит, общественно-пол итич. конфликты. В 1831-32
был директором Королевского т-ра в Копенгагене. С 1828-член Шведской
академии. А. А1.
БЕСКОНЕЧНАЯ МЕЛОДИЯ - длительное непрерывное-мелодическое развитие,
не замыкающееся в законченное, отграниченное построение. Понятие
получило распространение в связи с муз. драмами Вагнера.
"БЕСПОКОЙНАЯ СТАРОСТЬ" - пьеса Л. Рахманова (о лучших представителях
старой русской интеллигенции, принявших Октябрьскую революцию и активно
включившихся в строительство новой жизни; прообраз оси. персонажа пьесы
- великий рус. уч„ный К. А. Тимир.язев). Пост. в 1937 к 20-летию
Октябрьской революции ленингр. Новым т-ром (реж. Сушкевич, Полежаев -
Жуков) и моек. т-ром Ленсовета (реж. Зубов ц Страдомская, Полежаев
-Чистяков), под назв "Профессор Полежаев". В апр. 1941 "Б. с." пост.
Ленингр. т-ром им. Ленсовета (реж. Бенкендорф), в авг. 1943- Ленингр.
Большим драм. т-ром (реж. и исполнитель заглавной роли-Жуков, Марья
Львовна -Грановская). 5 февр. 1938 под тем же названием пьеса показана
Т-ром им. Моссовета в г. Хабаровске во время гастролей т-ра (реж.
Марголин, худ. Волков, Полежаев - Любимов-Ланской, Марья
ЛьвовнаАрсенцева). 28 ноября 1956 премьера "Б. с." состоялась в МХАТе
(реж. Горчаков, худ. Силич, Полежаев-Колыкж, Марья Львовна-Андровская);
показана на гастролях в AHI-лии, Франции, Японии. В Москве "Б. с."
ставилась в Моск. т-ре драмы, 3-м моек. т-ре для детей и др.
"Б. с." ставили большинство т-ров РСФСР и др. республик СССР, в т. ч.
Харьковский т-р рус. драмы (1937; Полежаев - Крамов), Ростовский-на-Дону
т-р (1937; Полежаев -
Гетманов), Казанский Большой драм. т-р (1938, Полежаев - Григорьев),
Саратовский т-р (1938; Полежаев - Муратов), Ка-пининский т-р (1938;
Полежаев - Лаврецкий), Т-р им. Сун-дукяна, Ереван (1938;
Полежаев-Вагаршяя, Марья Львовна-Асмик), Т-р им. Янки Купалы в Минске
(1938, Полежаев - Бирилло), театр драмы Латв. ССР в Риге (1946, Полежаев
- Клетниек, Марья Львовна - Шпильберг), Смоленский театр (1947; Полежаев
- Волгин), Владивостокский т-р (1949). ТЮЗы - Саратовский (1947),
Куйбышевский (1949) й др.
За рубежом "Б. с." ставили: Веймарский, Дрезденский и Шверинский т-ры
(1946); Немецкий т-р им. Рейнхардта (1947;
Берлин, реж. Вангенгейм; Полежаев - Вегенер), Национальный т-р в
Праге (1951; Полежаев - Смолик, Марья Львовна - Врхлицкая), филиал
будапештского Нац. т-ра (1953; реж. и исполнитель роли Полежаева -
Майор), т-р им. Максима Горького Берлин, 1957; реж. Шульц-Виттен;
Полежаев - Вейс, Марья Львовна - Легаль), Народный т-р в Софии (1958;
Полежаев - Кисимов, Марья Львовна - Кирчева) и др. "Б. с." шла также в
Польше, Румынии.
И з д а н и я.- Первое издание "Б. с.", М., 1937; Рахманов Л., Пьесы,
М., 1947. А. Шн.
"БЕСПРИДАННИЦА" - драма А. Н. Островского. Соч. 1878. Пост. 10 ноября
1878 в моек. Малом т-ре, в бенефис Музиля (Лариса - Федотова, Карандышев
- М. Садовский, Паратов - Ленский, Огудалова - Медведева, Кнуров -
Самарин, Робинзон - Музиль, Вожеватов - Решимов, Цыган Илья -
Лентовский, Евфросинья Потаповна - Акимова). 22 ноября 1878, в бенефис
Бурдина состоялась премьера "Б." в Александрийском т-ре (Лариса -
Савина, Карандышев - Полонский, Паратов - Нильский, Огудалова - Чи-тау,
Кнуров - Бурдин, Робинзон*- Арди, Вожеватов - Сазонов). 17сент. 1896 в
Александрийском т-ре состоялось дебютное выступление в роли Ларисы В. Ф.
Комиссаржевской. "Б." ставилась на сценах провинциальных рус. т-ров.
Среди пост. "Б." на сов. сцене - Драматич. т-р (б. т-р Корша) (1932;
реж. Сахновский и Телешева, Лариса - Попова, Карандышев - Кторов,
Паратов - Соснин, Огудалова - Борская, Кнуров - Межинский, Робинзон -
Петкер, Вожеватов - Болдуман, Евфросинья Потаповна -
Блюменталь-Тама-рина), Т-р Революции (1940; реж. Завадский, худ.
Дмитриев, Лариса - Бабанова, Карандышев - Мартинсон, Паратов - Астангов,
Кнуров - Абдулов, Огудалова - Богданова), Малый т-р (1948; реж. Зубов,
Прозоровский и Никольский, худ. Козлинский, Лариса - Роек, Карандышев -
Афанасьев, Паратов - Телегин, Огудалова - Фадеева, Кнуров -
Владиславский, Робинзон - Светловидов, Евфросинья Потаповна - Рыжова),
Ленингр. Большой драм. т-р (1948; реж. Шлепянов, худ. Дмитриев, Лариса -
Ольхина, Карандышев - Полицеймако, Паратов - Фрейндлих, Огудалова -
Никритина, Кнуров-Ларионов, Робинзон - Софро-нов), Т-р им.
Станиславского (1953; реж. Яншин, худ. Волков, Лариса - Гриценко,
Карандышев - Маркушев, Паратов - Белоусов, Робинзон - Лифанов).
"Б." ставили: Ярославский т-р (1936; реж. Надеждов, худ. Медовщиков,
Лариса-Чудинова), Саратовский т-р (1944; реж. Ефремов, худ. Кисимов,
Лариса - Соболева, Карандышев - Слонов, Паратов - Муратов, Кнуров -
Карганов, Робинзон - Петров), Т-р им. Азизбекова (Баку, 1939; реж.
Шарифов, худ. Ефименко, Лариса - Кадри, Паратов - Аф-ганлы, Кнуров -
Алиев), Т-р им. Марджанишвили (Тбилиси, 1944; реж. Таблиашвили, худ.
Сумбаташвили, Лариса - Анджапаридзе, Карандышев - Гоцирели, Паратов -
Кабахидзе, Огудалова - Такаишвили, Кнуров - Гамбашидзе), Т-р им. Хамзы
(Ташкент, 1944; Лариса-Ишантураева, Паратов - А. Ходжаев), Т-р им.
Сундукяна (Ереван, 1946; реж. Джани-бекян, худ. Локшин, Лариса -
Вартанян, Паратов - Малян, Огудалова - Гулазян, Робинзон - Аветисян),
Киргизский т-р драмы (Фрунзе, 1951; Лариса - Кыдыкеева, Карандышев -
Саргалдаев, Кнуров-Рыскулов), Башкирский т-р драмы (Уфа, 1953; реж.
Брилль, худ. Калимуллин, Лариса - Бикбулатова), Латв. т-р драмы (Рига,
1948; реж. Балюна; Лариса - Велта Лине, Кнуров - Амтман-Бриедит),
Литовский т-р драмы (Вильнюс, 1950), Т-р им. Лахути (Сталинабад, 1948) и
др.
"Б." переведена на украинский (И. Сенченко), чувашский (М. Ухсай),
азербайджанский (Э. Мамедханлы), грузинский (К. Андроникашвили),
армянский (М. Геворкян и А. Тер-Ова-нян), узбекский (А. Турдыев и И.
Миртемир), киргизский (К. Джантошев) и др. языки.
"Б." широко ставится в самодеятельности.
"Б." ставилась за рубежом-в Нар. т-ре, София (1937; реж.
Массалитинов, худ. Миленков и Георгиев, Лариса - П. Герганова,
Карандышев - Кисимов, Паратов - Транда-филов), в Пловдивском народном
т-ре (1954), в Варшавском т-ре "Повшехны" (1953) и др.
Издания.- Первая публикация "Б."- "Отечественные записки", 1879, .N?
l; из последующих изд.: Островский А. Н., Собрание сочинений, т. 8, М.,
1951.
Лит.: "Бесприданница". Материалы и исследования, М., 17. А. Шн.
БЕССАЛЬКО, Павел Карпович (1887-1920) - русский советский писатель,
поэт и драматург. Был одним из организаторов петрогр. Пролеткульта и
руководителей т-ра "Арена Пролеткульта" в Петрограде. В 1918 написал
пьесу "Каменщик" - о рабочем-каменщике, стремящемся к овладению знаниями
и культурой, а после свершения революции строящем башню-коммуну. Пьеса
отличалась схематизмом, мелодраматич. эффектами. Была пост. "Ареной
Пролеткульта" в том же году (реж. А. А. Мгебров) в форме массового
аллегорич. зрелища.
Соч.: Каменщик, в сб.: Кузьма Даров, М.-Л., 1929; Проблемы
пролетарской культуры. Сб. статей, П., 1919 (COB"L с Ф. Калининым).
"БЕСТАЛАННАЯ" ("Б е с т а л а н н а") - драма в 5 д. И. К.
КарпенкоКарого (Тобилевича) (о жизни дореволюц. укр. деревни). Соч. 1886
(на укр. яз.). Входила в репертуар дореволюц. укр. трупп (труппа
Карпенко-Карого, Саксаган-ского, Садовского, Кропивницкого и др.). На
советской сцене "В." ставили: Гос. укр. драм. т-р им. Заньковецкой в
Киеве (1923), Т-р им. И. Франко, Киев (1937, реж. Г. Юра),
Днепропетровский укр. т-р им. Шевченко (1938), Запорожский укр. т-р им.
Щорса (1955), Одесский т-р им. Октябрьской революции (1944),
Кировоградский укр. т-р (1950) и др. т-ры УССР, Марийский т-р
(Йошкар-Ола, 1958; перевод Смирнова).
В "Б." играли крупнейшие украинские акт„ры: София - Биберовичева
(Галиция, 80-90-е гг.), Заньковецкая, Ужвий;
Ганна - Затыркевич, Борисоглебская; Варка - Линицкая, Ужвий; Иван -
Карпенко-Карый, Кропивницкий, Саксаган-ский и др.
И з д а н и я.-"Б.", Кив, [19101, 1941 и 1956 (на укр. яз.); рус.
изд.-в пер. Б. Турганова, М.-Л., 1940. А Шн
БЕТ‚ТТО (Betetto), Юлий (р. 27.VIII.1885)-югославский артист оперы
(бас). В 1909 окончил консерваторию в Вене. В 1908- 1922 - солист оперы
в Вене, в 1922-30- оперы в Любляне, в 1930-32- Баварской оперы в
Мюнхене. Партии: Су-лейман ("Никола Шубич" Зайца), Генрих Птицелов
("Лоэн-грин"), Мефистофель ("Фауст"), Кецал ("Проданная невеста") и др.
В 1933-39 Б. работал директором Люблян-ской консерватории. Одновременно
с артистической деятельностью в„л педагогич. работу; с 1939 - профессор
Муз. академии в Любляне (в 1943-45, 1947-49 и 1957 - ректор). Ю. Ч.
Б‚ТТЕЛЬГЕЙМ, Беттельхейм (Гомперц-Беттельгейм) (Gomperz-BetteIheim),
Каролина (1.VI.1845-24.1.1926) - австрийская артистка оперы
(меццо-сопр'ано) и пианистка. Одна из выдающихся оперных певиц.
Занималась по фп. у К. Гольдмарка, выступала как пианистка в концертах.
В 1861 дебютировала в Венской придворной опере. В 1867 оставила оперную
сцену; вела концертную деятельность. Гастролировала в Лондоне, Лейпциге
и др. городах. Партии: Азучена ("Трубадур"), Се-лика ("Африканка"
Мейербера) и др. АН. В.
Б‚ТТЕРТОН (В etterton), Томас (1635-28. IV. 1710)- английский акт„р.
Обучался акт„рскому мастерству во Франции. Начал выступать в Лондоне с
1660 под рук. У. Давенанта. С 1671 был ведущим акт„ром и одним из
руководителей лондонского т-ра "Дорсет-Грден". Выступал в гл. ролях
героич. пьес Дж. Драйдена. Первоначально Б. подражал пафосно-декламац.
манере франц. акт„ров. Значит. этапом в творчестве Б. явилось исполнение
шекспировских ролей, определившее его талант трагич. акт„ра. Хотя Б.
играл Шекспира в классицистич. переделках, он вс„ же вносил отдельные
элементы реализма в образы Гамлета, Отелло, Макбета, короля Лира,
Генриха VIII, передавал при исполнении этих ролей большие человеческие
чувства. Творчество Б. знаменовало переход от уходящего классицистич.
стиля акт„рского исполнения к нарождающемуся просветительскому реализму
в англ. т-ре 17 в.
Лит.: D о w n e s J., Roscius Anglicanus or an historical review of
the stage from 1660-1706, L., 1708; Nicoli A., History of Restoration
drama. 1660-1700, N. Y., 1940. Э. Г.
БЕТТИ (Betti), Уго (4.11. 1892-9. VI. 1953) - итальянский поэт и
драматург. В 1927 начал драматургическую деятельность пьесой "Хозяйка".
Б. писал драмы, в которых разрабатывал морально-психологич. проблемы,
связанные гл. обр. с темами убийства или самоубийства, отмеченные
религиозно- символической направленностью. Известность приобрели пьесы
Б.:
"Обвал на пристани Север" (1936), "Потоп" (1943),"Коррупция во дворце
юстиции" (1949), "Преступление на острове коз" (1950), "Игрок" (1951),
"Беглянка" (1953) и др. Написал также ряд комедий из жизни мелкой
буржуазии: "Прекрасное сентябрьское воскресенье" (1937), "Страна
каникул" (1942) и др. Пьесы Б. ставились в Италии, а также в т-рах
Монтевидео, Буэнос-Айреса, Парижа и др. городов. Ал. С.
БЕТХОВЕН (Beethoven), Людвиг ван [16(?) (крещ„н 17). XII. 1770, Бонн,
- 26. III. 1827, Вена] - немецкий композитор. Род. в семье певца, по
происхождению фламандца. В раннем детстве проявил выдающиеся муз.
способности, быстро выучился играть на клавесине, органе, скрипке,
альте, флейте. В 1778 выступил как пианист, с 1779 начал система-тич.
занятия музыкой под рук. Х.Г. Нефе.С 1784 Б.капельмейстер придворной
капеллы. В 1787 посетил Вену, где встретился с Моцартом. С 1792
поселяется в Вене, бер„т несколько уроков у Гайдна, Шенка, Сальери. В
Вене, где Б. почти безвыездно прожил до конца жизни, развивается его
многогранная композиторская деятельность. Творчество Б., проникнутое
революц. идеями, идеалами свободы, обращено к широким массам слушателей,
открывает новую эру в развитии ев-роп. муз. иск-ва 19 в.
Крупнейшие произв. Б. созданы в области инструментальной и камерной
музыки. Однако велико значение и его немногих сценич. произв. Идеи
Франц. революции нашли воплощение в единственной опере Б.- "Фиделио" (по
либретто французского писателя эпохи буржуазной революции Ж. Н. Буйи)
(1805, т-р "АН дер Вин", Вена). При первых представлениях опера была
встречена холодно и лишь в 1814 прошла в Вене с триумфальным успехом.
Впоследствии опера вошла в репертуар многих т-ров мира. В этом произв.
композитор воспевает силу и чистоту любви, верности, готовность на любые
жертвы ради счастья и свободы. Борьба против угнетения, героич. порыв,
вера в победу народа, выраженные в опере, сделали е„ подлинно революц.
произведением своего времени. Новаторство Б. проявилось не только в
выборе сюжета, ной в муз.-выразит, средствах оперы. Опираясь на
достижения Глюка и Керубини, композитор поднимает жанр оперы на новую
высоту, создавая действенную нар. муз. драму. Отказываясь от вокального
стиля итал. оперы, Б. широко пользуется декламац. элементами, смело
расширяет роль симф. эпизодов, использует богатые возможности, к-рые
открывает обновл„нный им состав симф. оркестра. В "Фиделио" сцены,
типичные для бытовой комич. оперы, перемежаются с героико-траге-дийными
эпизодами, словесные диалоги развивают традиции нем. зингшпиля. Из тр„х
увертюр ("Лео-нора" ј 1, ј 2, ј 3) к "Фиделио", написанных к различным
постановкам оперы, наиболее популярна "Леонора" ј 3. Опера "Фиделио"
оказала сильное влияние на развитие нем. романтич. оперы 19 в. Мн.
принципы оркестровки, мастерское использование человеческого голоса и
др. получили развитие в творчестве Р. Вагнера и др. композиторов.
Музыка балета Б. "Творения Прометея" (1801, Вена) послужила
прообразом мн. замечательных сочинений композитора, в т. ч. его
Героической симфонии (1804). Одно из наиболее революц. соч. Б.- музыка к
трагедии Гете "Эгмонт" (1810), выражает тему народа, восставшего против
тирании. Это произв. Б. насыщено героич. пафосом; широкую популярность
приобрела увертюра, заканчивающаяся величественным гимном победе народа.
Много замечательных эпизодов содержит также музыка Б. к пьесам Коцебу
"Афинские развалины" (1812) и "Король Стефан" (1812). К числу лучших
созданий композитора относится и увертюра "Кориолан" к одноим„нной драме
Колина (1807). Сце-нич. произв. Б., так же как и вс„ его творчество, -
величайший вклад в историю мировой муз. культуры.
Лит.: Т h а у e r A. W., Ludwig van Beethovens Leben..., 3 Aufl., Bd
1-3, B.-Lpz., 1917-23; R u t z H., Ludwig van Beethoven. Dokumente
seines Lebens und Schaffens, Munch., 1950; S с h o n e w o l f K.,
Beethoven in der Zeitwende, Halle, 1953; H e s s W., Beethoven, Zurich,
1956; e г о ж e, Beethovens Oper Fidelio und ihre drei Fassungen,
Zurich, 1953; P о л л а н Р., Собрание соч., [пер. с франц.], т. 2, M.,
1954; т. 12, M., 1957; Русская книга о Бетховене. К столетию со дня
смерти композитора [сб. статей], М., 1927; Альшванг А., Бетховен,
М.,1952. JJ. М.
БЕХБУДЙ, Махмуд-Ходжа (1874-1919) - узбекский драматург, театр.
деятель. Автор первой узб. пьесы "Отцеубийца" (1911), призывающей к
укреплению узб. буржуазии как правящего класса. Рассматривая т-р как
орудие политич. борьбы, Б. способствовал созданию бурж. узб.
любительских театр. трупп. Писал статьи в журн. "Зеркало"
("Ойна")агитирующие за развитие театр. иск-ва и выражающие бурж.
националистич. идеологию. Был казн„н эмиром Бухарским как лидер
джадидов, преследуемых феод. властью и духовенством. Т. Т.
БЕХЕР (Becher), Иоганнес Роберт (22. V. 1891, Мюнхен,- 11. X. 1958,
Берлин) - немецкий поэт, драматург. Член Социалистич. единой партии
Германия. Изучал философию и медицину в Мюнхенском, РТен-ском и
Берлинском ун-тах. Лит. деятельность начал в 1911. Под влиянием рабочего
движения в Германии и Октябрьской революции в России сформировалось
мировоззрение Б. как революц. поэта. В 1933, с приходом к власти
фашистов, Б. эмигрировал из Германии. С 1935 жил и работал в СССР. В
1945 вернулся на родину. Был депутатом Народной палаты ГДР, министром
культуры ГДР (1954-58). Б. принадлежат стихотворные драмы "Дорога в
Фюссен" (1953) и "Зимняя битва", которая была впервые пост. в 1952 реж.
Э. Ф. Бурианом в Праге; в 1954 е„ поставил "Шау-шппльхауз" (Лейпциг), в
1955- "Берлине? ансамбль".
Б. дважды удостоен Нац. премии (1949, 1950). В 1952 удостоен
Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами". С 1950 -
член Всемирного Совета Мира. Э. Г.
БЕЦ (Betz), Франц (19. III. 1835-11. VIII. 1900) -немецкий артист
оперы (баритон). Впервые выступил на оперной сцене в Ганновере в 1856. В
1856-59- солист оперных т-ров в Ганновере, Альтенбурге, Ро-стоке и др.
городах Германии, с 1859 - Берлинской королевской оперы. Завоевал
мировую известность как один из наиболее ярких исполнителей
вагнеровского оперного репертуара. В 1868 пел партию Ганса Сакса
("Нюрнбергские мейстерзингеры") в Мюнхене; в 1876-Вотана ("Кольцо
Нпбелунга"), Дон Карлоса ("Эрнанп" Верди), Пизарро ("Фиделио"
Бетховена), Дон Жуана (о. п. Моцарта)-в Байр„йте. В 1897 Б. оставил
сцену. Л. М.
БЕЦКИЙ (наст. фам.-- К о б е ц к п и), Михаил Александрович
(2.X.1883-18. IV. 1937) - русск.ий советский акт„р. Засл. арт. РСФСР
(1933). В 1905 окончил Драм. курсы в Петербурге (класс В. Н. Давыдова).
В том же году начал сценич. деятелкность. Работал в Т-ре В. Ф.
Комиссаржевской, в "Вес„лом театре" П.Н.Евреинова в Петербурге и др. С
1910 (Смоленск - антреприза Д. И. Басманова) играл в провинции:
Астрахань (1917-25), Краснодар, Казань, Новосибирск (1925-28),
Челябинск, Пермь, Нижний Тагил (1926-30). В 1930-37-акт„р Свердловского
т-ра. Б. играл препм. роли "героев". Его пск-во отличалось глубиной,
мастерством сценич. речи. Роли: Чац-ки-й; князь Мышкин, Раскольников
("Идиот" н "Преступление и наказание" по Достоевскому), Освальд;
Яровой ("Любовь Яровая"), Незеласов ("Бронепоезд 14-69"), Годун
("Разлом" Лаврен„ва), Геннадий ("Огненный мост" Ромашова). В„л
режисс„рскую и пе-дагогич. рабету.
Лит.: С к а з и п Е., Михаил Бе-цкий, Сьердлоюк, 1934. А. Шн.
БЕЧЕЛЛИ (Becelli), Джулно Чезаре (1686-9. III. 1750)- итальянский
поэт, драматург и литературовед. Автор трагедии "Орест-мститель" (1728),
комедий:
"Лжеуч„ные" (1740), "Больной" (1741), "Комические поэты" (174о) и
др., насыщенных нравоучительными тенденциями. В своих теоретич. трудах
выступал против классицистской эстетики, защищал принципы ромаптич.
т-ра. Ал. С.
"БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ"- комедия А. Н. Островского. Соч. 1870 (первоначально
наз.- "Коса на камень"), "Не вс„ то золото, что блестит"). Пост. 16 апр.
1870 в Александрин-ском т-ре (Васильков - П. Васильев, Телятев - Бурдин,
Кучумов - Зубров, Глумов - Нильский, Чебоксарова - Лин-скан, Лидия -
Струйская). 9 окт. 1870 пост. в моек. Малом т-ре (Васильков - Вильде,
Телятев - Самарин, Кучумов - С. Шумскнй, Глумов - Решимов, Чебоксарова -
Е. Васильева, Лидия -Федотова, Василий - Муэиль). Из последующих
дореволюц. постанонок: моек. Малый т-р, в бенефис Лешков-ской 12 ноября
1893 (Васильков-К. Рыбаков, Телятев- Южин, Кучумов-Правдин, Глумов-А.
Ильинскии, Че-боксарова - Федотова, Лидия - Лешкоьскан, Василии -
Макшеев); там же в 1904; Александрийский т-р 6 сент. 1876 (Лидия-Саыша);
там же 9 апр. 1882 (Васильков - Ди-выдов, Телятев-Киселевск-ий,
Лидия-Глебова); там же 19 сент. 1891 (Васильков-Сазонов, Телятев -
Далматов, Кучумов - П. Свободин, Глумов-Аполлонский, Чебок сарова -
Жулева, Лидия - Савина); в Моск.т-ре Корта (1890, 1901 и 1905)
[Васильков- Яковлев-Востоков (1905), Глумов - Леонидов (1901) и Климов
(1905-дебют), Лидия - Глама-Мещерская (1890), Дарьял (1901),
Карелина-Раич (1905)]; в Харькоьском т-ре (1912, реж. Синельников).
На сов. сцене: моек. Малый т-р 20 дек. 1917 (реж.
Лепков-ский;Васильков - М.Садоьский.Телятев - Южин, Кучумов - Прардни,
Глумов - Максимов, Чебоксарова - Яблочкцна, Лидия-Гзовская); там же в
1933 (реж. Платон, худ. Юои, Васильков - Н. Яковлев, Телятев - Климов,
Кучумсж - Костромской, Чебоксарова - Яблочкина, Лидия -Гоголева; в этой
же пост. роли Телятева, Чебоксаровой и Лидии играли также
Ленин,Турчанииова и Шатрова); Т-р им. Ермоловой (1945; реж. Лобанов,
худ. Дмитриев, Васильков - Фи-вейский, Телятев - Корчагин, Кучумов -
Якут, Глумов - Галлис, Чебоксарова -Левит, Лидия - Орданская). "Б. д."
ставили: ленингр. Новый т-р (1933; реж. Кролль), Ярославский т-р (1934;
реж. Ростовцев), Горьковский т-р (1937; реж. Соболыипков-Самарйн),
Иркутский т-р (1939; реж. Боганов), Ростог;ский-на-Дону т-р им. Горького
(1940; реж. Леондор и Балюна), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1942; pew.
Товстоногов), Ашхабадский рус. т-р (1945; реж. Громов), Воронежский т р
(1947; реж. В. Иванов), Казанский Большой драм. т-р (1948; реж. Н.
Медведев). Сталинградский т-р (1949; реж. Н. Соколов), Ленингр. т-р
комедии (1950; реж. Гершт и Бур. лаченко). Новосибирский т-р "Красный
факел" (1950; реж. Бе-йбутов). Краснодарский т-р (1953; реж. Лященко) и
мн. др.
Издан н я.- Перрое изд. "Б. д."-"Отечественные записки", 1870, ј 2;
из последующих изд.: Островский А. Н., Собрание соч., т. 5, М., 1960. Д
Щн
БЕШШЕНЬЕИ (Bessenyei), Дь„рдь (1747-19.11. 1811)-венгерский писатель,
драматург, общественный деятель. Вольтерианец по своим взглядам, Б. был
первым проф. венг. драматургом эпохи Просвещения. Написал пьесы:
"Трагедия Агиса" и "Трагедия Ласло Хуньяди" (обе в 1772),"Трагедия
Атиллы и Буды" (1787), в к-рых, используя античные п историч. сюжеты,
создал образы идеальных граждан, приносящих в жертву родине свою жизнь и
чувства. Б. первый сделал попытку перенести каноны классицизма в венг.
драматургию. Большое значение для развития нац. театра имели пьеса
"Лапе, или Нравственное упрямство" (1775), проникнутая нравоучительными
тенденциями, и комедия Б. "Философ" (1777), высмеивавшая косность венг.
дворянства. Пьеса "Философ" входила в репертуар труппы Л. Келемена.
Творчество Б. имело большое значение для развития нац. театр. иск-ва в
конце 18-нач. 19 вв. А. Гер.
БЕШШГНЬЕИ (Bessenyei)-, Ференц (р. 1919)- венгерский акт„р. Сценич.
деятельность гачал в 1941. С 1950 работает в Нац. т-ре в Будаппт те.
Акт„р большого трагедийного дарования, бурного темперамента и реалистич.
силы. Создал значит, образы: Отелло;
Адам ("Трагедия человека" Мадача), Кошут ("Пламя факела" Ийеша),
Андраш Йоо ("Дымное небо" Дар-ваша) и др. В 1959 успешно сыграл
комедийную роль Фальстафа ("Виндзорские проказницы"). Снимается в кин(c)
(фильмы "Особая примета", "Буря" и др.).
Лит.: J s t v а п (г., А legnagyobb konflicktns, "NepAzabad-sa",
1959, marcins 22, с. 81. А. Гер.
БЕЮЛ (Г а л ь п е р и н а - Б е ю л), Ольга Павловна (р. 16. III.
1901)-русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1940). Член КПСС с
1953. Окончила школу Русской драмы в Петрограде (1922). Сценич.
деятельность начала в 1920 (6-я труппа Политпросвета при Петрогр.
военном округе). В 1922-32-актриса Ленингр. Большого драм. т-ра. В
1932-35 работала в Ленингр. ТЮЗе, в 1935-45 - в Ленингр. Новом ТЮЗе.
Роли: Вильгельмина Куффке, Сивка ("Продолжение следует" и "Голубое и
розовое" Бруштейн), Атаманша ("Снежная королева" Шварца) и др. С 1929
выступает как мастер художеств. слова. В е„ репертуаре произв. Куприна
("Гранатовый браслет", 1946, "Полубог", 1956), Горького (лит. композиция
"Мать", 1949), Фадеева ("Разгром", 1953), программа "Боевая молодость"
("Вечер советской поэзии первых лет революции", 1957) и др.
БЖИКЯН, Беник Павлович [р. 17(29). IV. 1893] - армянский советский
режисс„р. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Сценич. деятельность начал в 1920 в
Ростове-на-Дону. Работал акт„ром и режисс„ром в арм. т-рах Харькова,
Степанакерта, Эчмиадзина, Степа-навана, Кировакана, Нор-Баязета, Артика,
Гориса. Пост. спектакли:
"Любовь Яровая" (1938); "Злой дух", "Из-за чести", "Намус" Ширванзаде
(1955) и др. Б. А.
БЖИКЯН, Фердинанд Павлович [р. 1(14). I. 1905] - армянский советский
режисс„р. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1946). Член КПСС с 1945. Сценич.
деятельность начал в 1924 в Харькове. Работал акт„ром и режисс„ром в
арм. т-рах Ростова-на-Дону, Краснодара и др. В 1936 вступил в труппу
арм. т-ра драмы в Тбилиси. С 1945-гл. режисс„р этого т-ра. Среди пост.
Б.:
"Хатабала" Сундукяна (1958-с Умикяном), "Из-за чести" (1939), "Кум
Моргана" (1957) Ширванзаде, "Отелло" (1948), "Молодая гвардия" (1947) и
др. Б. А.
БИАНКИ (Б ь я н к и), Валентина [1839-28. II (11. III). 1884] -
русская артистка оперы (сопрано). По нац. итальянка. Муз. образование
получила в Парижской консерватории. С 1855 пела в различных городах
Германии. В 1862 дебютировала в Петербурге в Мари-инском т-ре. В 1866-67
пела в Москве в Большом т-ре. Первая исполнительница партии Юдифи (о. п.
Серова). Среди др. партий Б.: Валентина ("Гугеноты"), Леонора
("Трубадур"). Обладала сильным голосом большого диапазона и красивого
тембра, хорошей вокальной школой и ярким сценич. талантом. М. И. Глинка
в 1856 сделал для Б. переложение романса А. Алябьева "Соловей" (для
голоса с оркестром). В 1867 Б. покинула сцену и продолжала выступать как
концертная певица. Гастролировала во мн. рус. провинц. городах. О. В.
БИББИЕНА (Bibbiena) [наст. имя и фам.-Бернардо Довиц и (Dovizi)] (4.
Vili. 1470- 9. XI. 1520) - итальянский драматург. Кардинал. Один из
первых представителей жанра "уч„ной комедии". Обладая неиссякаемым
запасом веселья и юмора, любовью к шуткам и забавам, Б. устраивал
празднества при дворе Льва X, обучал для папы шутов и т. д. Прославился
своей комедией "Каландрия" ("Комедия о Каландро"), впервые пост. в
придворном т-ре в Ур-бино (1513) в роскошных декорациях и с пышными
зрелищными интермедиями. Сюжет "Каландрии" навеян комедией "Менехмы"
др.-рнм. драматурга Плавта. Пьеса имела успех не только в Италии, но и
за е„ пределами. Постановка комедии в Лионе (Франция) в присутствии
короля Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (в 1548) положила
начало влиянию итал. иск-ва на франц. т-р, к-рое продолжалось до сер. 17
в.
Лит.: Гаспари А., История итальянской литературы, пер. К. Бальмонта,
т. 2, M., 1897; G r a f A., Studii drammatici, Torino, 1878.
Обратно в раздел культурология
|
|