Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

"БЕРЕГ БУРЬ" - опера Гериесакса, либретто Шмуула (о восстании
эст. крестьян на острове Хийумаа против нем. феодала в нач. 19 в.).
Пост. 29 сент. 1949 в Т-ре оперы и балета "Эстония", Таллин (граф У
нгерн-Штернберг- Куузик, Лезмет - Тарас, Малл - Лунд, русский офицер
Петров - Отс, Курт - Ээсма, бакенщик - Валлимяэ; дирижeр Раудсепп,
режиссeр Уули, художник Хаас). Н. Гр.
"БЕРЕГ СЧАСТЬЯ" - балет А. Э. Спадавеккиа, либретто П. Ф. Аболимова
(о верности, дружбе и любви советских людей). Пост. 6 ноября 1948 в Муз.
т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва (Наташа - Бовт,
Константин - Курилов, Анатолий - Тольский, П„тр - Соболь; балетм.
Бурмейстер и Курилов, дирижер Эдельман, худ. Волков). Возобновл„н там же
(1952, 1956, 1959); поставлен в т-рах оперы и балета др. городов: Львова
(1950), Перми (1951), Новосибирска (1952), Свердловска (1953), Ташкента
(1953), Алма-Аты (1953), Одессы (1958) и др. Л. 77.
"БЕРЕЗМЬ" - гм. Харьковский театр им. Шевченко.
БЕРЕЗИН, Е. И. - советский артист эстрады. См. Тимошенко и Березин.
"БЕРЕЗКА" (Государственный хореографический ансамбль "Березка") -
хореографический ансамбль русского женского танца. Организован в Москве
в 1948, после смотра сельской художеств. самодеятельности. Назв.
ансамбля произошло от первой пост. (15 мая 1948)- рус. девичьего
хоровода "Березка", исполняемого с ветвями березы в руках. В ансамбль
вошли лучшие участницы художеств. самодеятельности и выпускницы Моск.
хореоГрафич. уч-ща. В 1959 ансамбль пополнился группой танцовщиков.
Организатор, рук. и пост. танцев ансамбля - нар. арт. РСФСР Н. С.
На-деждина. Постановки ансамбля воспроизводят рус. женские образы
прошлого и сов. времени, создаются на основе интонаций, движений и
композиций старинных и совр. рус. хороводов и танцев. Среди лучших
номеров программы ансамбля: "Леб„душка", "Северный старинный хоровод",
"Цепочка", "Воротца", "Девичий перепляс", "Карусель" и др. Музыка танцев
строится на старинных и совр. рус. мелодиях Танцы сопровождаются
оркестром нар. инструментов, нек-рые - пением ("Девичья лирическая",
вальс "Березка". Ансамбль выступал в городах Советского Союза, в
Чехословакии (1949, 1960), Румынии (1949), Австрии (1949, 1953), Венгрии
(1949, 1958), Польше (1950,1957), Финляндии (1950, 1951), Швеции,
Норвегии (1951), ГДР (1952), Голландии, Швейцарии, Англии (1954),
Бельгии (1954, 1957), Болгарии, Югославии, КНР (1955), Египте, Греции,
Ливане (1956), Франции (1957), Албании (1958), США (1958-59), Канаде
(1959).
Ансамбль-лауреат 2-го Всемирного фестиваля в Будапеште. Получил
золотую медаль Всемирного Совета Мира "За мир".
В составе ансамбля (I960): засл. арт. РСФСР Д. Ага-фоноъа, Т.
Лукьянова, Н. Рябова, Л. Трынова, засл. деят. иск-в репетитор М.
Клементьева, художник Л. Силич.
БЕРЕЗОВА, Галина Алексеевна (р. 15. VI. 1909) - советский
балетмейстер, педагог. Засл. арт. УССР (1940). Род. в Ленинграде. В 1925
окончила Ленингр. хореографич.уч-ще по классу А.Я.Вагановой, в
1937оперно-режисс„рский ф-т Ленингр. консерватории. В 1937-41-гл.
балетмейстер Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Пост. балеты:
"Лебединое озеро" (1937), "Спящая красавица" (1939); "Бахчисарайский
фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939) Асафьева. Пост. первый укр.
балет "Лился" Данькевича (1940) по мотивам Т. Шевченко, в к-ром классич.
танец сочетается с элементами нар. хореографии. В 1942-44 Б. возглавляла
балетную труппу Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата). С 1944 -
художеств. рук. Киевского хореографич. уч-ща. Педагогич. деятельность Б.
совмещает с работой балетмейстера-постановщика (новая пост. "Лилеи",
1946, "Щелкунчика", 1949). Занимается исследованием укр. нар.
хореографии. Ю. С.
БЕРЗИНЬ, Лилита (Приеде-Берзиня Лилия Давыдовна) [р. 17 (30). VII.
1903]-латышская советская актриса. Нар. арт. СССР (1956). Член КПСС с
1949. Депутат Верх. Совета Латв.ССР 2,4-го созывов. Род. в Риге в
рабочей семье. В 1919-20 снималась в первых латыш. художеств. фильмах. С
1922 работает в Художест-венномт-реим.Райниса(Рига). Б.-актриса широкого
творч. диапазона. Она с большим успехом играет как ге-роико-лирические,
так и комедийно-сатирические роли. Среди значит, ролей, сыгранных Б. в
20-40-е гг.,-Аснате ("Иосиф и его братья" Райниса), Елизавета Дон
("Иеста Берлинг" Лагерлеф), Жанна д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Гретхен ("Фауст" Г„те). В сов. т-ре Б. создала сценич. образы, насыщенные
глубоким гу-манистич. содержанием: Спидола, Мать ("Огонь и ночь", Ст.
пр. 1947, "Вей, ветерок!" Райниса), Кручи-штна; Шурка ("Егор Булычев и
другие"), Любовь Яровая, Анна Каренина; Маша ("Три сестры"), Софья
Александровна ("Тени" Салтыкова-Щедрина), Мария Стюарт; Беатриче ("Много
шума из ничего"),' Филумена Мартурано (о. п. Э. де Филиппе). Творчество Б. характеризуется цельностью и глубиной замысла, точностью психологич. рисунка роли, скупостью выразит. средств, благородством сценич. формы. С особой ясностью и точностью раскрывает актриса внутр. мир своих героинь. Е„
игре присущи тщательная разработка интонаций, движений, высокая сценич.
выразительность. Б. Руд. Лит.: Маркулан Я., Лилита Берзинь, М., 1955.
Б‚РЗИНЬ, Рудольф Янович (21. IX. 1881-26. I. 1949)-латышский
советский певец (драматич. тенор) и музыкальный деятель. Нар. арт. Латв.
ССР (1944). Член КПСС с 1940. Вокальное образование получил в Риге,
Копенгагене и Берлине. С 1899 Б.-хорист и драматич. акт„р рижских т-ров;
исполнял роли Эдварта, Эдгара ("Индраны", "В огне" Блаума-ниса), Генриха
("Потонувший колокол" Гауптмана), Нила ("Мещане" Горького) и др.
Принимал участие в революционном движении 1905 года-Был основателем и
руководителем (в 1906-08) драм. т ра "Аполло" в Риге. Как оперный певец
впервые выступил в 1903 в Риге. С 1908 гастролировал за границей
(гл.обр. в Германии). С 1919 Б.солист Латв. оперы. Создал ряд
значительных образов. Партии: Вижут ("Баню-га" Калныня), Петер ("Рута"
Грюнфельда), Радамес, Отелло ("Аида", "Отелло" Верди), Гришка Кутерьма
("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронип"
Римского-Корсакова). Особенным успехом пользовался Б.в операх Вагнера
("Тангей-зер", "Лоэнгрин" и др.). С 1940 в„л педаР. Берзинь в роли Рауля
("Гугеноты" Мей-ербера). гогич. работу в Латв. консерватории. С
1944-директор и художеств. руководитель Латв. т-ра оперы и балета
(Рига).
Лит.: G г i n t' е 1 d s N. un Zalite M., Rudolfs Berzins..., Riga,
1958. Я. В.
БЕРЙДЗЕ, Александр Лонгннозович (1858-1917)- грузинский художник.
Представитель реалистич. де-мократич. направления в грузинском
изобразит. иск-ве. Учился в петерб. Академии художеств. В 1879-85
занимался в худож. ин-те в Неаполе. В 1885 начал работать как театр.
художник в Тифлисском драм. т-ре, оформлял почти все спектакли. В
1886-87 создал занавес для т-ра-одно из лучших произведений груз. театр.
живописи. Писал портреты груз. театр. деятелей Г. Эристави, В. Абашидзе,
М. Сапа-ровой-Абашидзе (в роли Офелии) и др. Н. Э.
Б‚РИКА - название акт„ра грузинского народного театра масок
берикаоба. Б. были выходцами из крепостных крестьян пли ремесленников.
Наиболее одар„нные Б. участвовали в дворцовом т-ре са-хиоба. Во 2-й пол.
18 в. пользовались известностью Б.-Отар Нориели, Бениа (Ониана-Буйана) и
др., в 40-50-е гг. 19 в.-А. Ревазишвили. В иск-ве Б. получил отражение
протест народа против социальной несправедливости. Б. подвергались
гонениям со стороны правящих классов.
Лит.: QQodo o., joo'5'Q'o ооо00 ЬоЬо ЬоУуоЬзо, y.J, отооЬо, 1948. Д.
Д.
БЕРИКАОБА (от берика и -оба - суффикс, означающий действие) -
грузинский импровизационный народный театр масок. Вед„т сво„ начало с
древнейших врем„н (известно изображение хоровода в масках на серебряной
чаше из Триалети, относится к сер. 2-го тысячелетия до н. э.).
Происхождение Б. связано с земледельческим культом оплодотворения и
размножения, культом языческих божеств Квириа и Телефа. В основе
творчества акт„ров Б.-бериков лежали сценарии, выработанные мн.
поколениями (записано более 100 сценариев). Представления Б.,
сохранявшие мифологич. элементы, носили антицерковный, анти-крепостнич.
характер, выражали свободолюбивый дух народа, его борьбу против феод.
гн„та. Традиц. маски Б.: жених, невеста, сваха, татарин, судья, доктор,
поп, кабан, коз„л, медведь, В лит. памятниках 17 в. дано подробное
описание Б. Обыкновенно представления Б. устраивались на масленицу или
перед др. религ. праздниками (перед пасхой), на свадьбах и т. д. Для
представления выбиралось место, представляющее собой естеств. амфитеатр.
Все роли исполняли мужчины. В нек-рых Б. участвовали женщины и
подростки. Руководил представлением один из участников. Начиналось оно
изображением сбора дани, нападения врага на деревню. В представления
включались инструментальная муз. и пение; неси и и мелодии,
исполнявшиеся во время представления, наз. "берикули".
Лит.: б о г) о d о р., jcxcn'Qo спдооЬ ЬоЬг'-") byoUo, У. I, cn?oobo,
1948. Д. Д.
БЕРЙЛОВА (наст. фам. - Г л а д ы ш е в а), Анастасия Парфентьевна
[29. Х(9. XI). 1776-12(24). t. 18041-русская артистка балета. Училась в
Петерб. театр. школе, к-рую окончила в 1794, и в том же году была
принята в балетную труппу имп. петерб, театров. Ученица Д. Канциани.
Яркие сценич. данные, выразительность мимики, развитая техника танца
позволили Б. выступать в ведущих женских (иногда в мужских) партиях. Б.
танцевала в анакре-онтич. балетах, пост. балетм. Ш. Ле Пиком, П. Шевалье
и Ш. Дидло на сценах Большого т-ра в Петербурге, Гатчинского и
Эрмитажного т-ров. Партии: Лусинда ("Оракул" Мартин-и-Солера), Венера
("Свадьба Фе-тиды и Пелея" Париса), Стратоник (мужская партия -
травести; "Возвращение П\)лиорцета" Мартена), Федра и Вакханка
("Ариадна, покг.тграя Тезеем на острове Наксосе" Мартена) и др. В 1803
Б. оставила сцену из-за болезни.
Лит.: К а р а т ы г и н II. А., Заи-иснп..., т. 2, Л., 1930;
Г л у ш к о в с к и и А., Воспоминания балетменстра..., Л.- М , 1940;
Арапов П. (сост.), Летопись русского театра, СПБ, 1861. Л Я.
БЕРЛИН (Berlin) - политический, экономический и культурный центр
Германии, столица Германской Демократической Республики.
Первыми зафиксированными театр. представлениями в Б. были религиозные
представления монахов-францисканцев в "Сером монастыре" 14 в. В нач. 16
в. при королевском дворе начали регулярно выступать "английские
комедианты" и итал. певцы. В 1690 состоялось первое представление
нем.зингшпиля "Акт„р" Бессера. В 1700 открываются два постоянных т-ра на
Брайтер-штрасе и Постштрасе, в к-рых играли иностранные акт„ры,
преимущественно французские. Прусский король Фридрих I вводит при дворе
оперу. Фридрих II при восхождении на престол заявил, что "Берлин должен
стать театральной столицей". 7 дек. 1742 пост. оперы "Клеопатра и
Цезарь" (либр. Ботарелли, муз. Грауна) был открыт выстроенный по его
приказу на Унтер-ден-Линден т-р "Оперы" (директор И. Ш„не-ман). Закрытый
в период Семилетней войны, он вновь начал функционировать с 1764 в
здании на Береншт-расе. Опериая труппа ставила произ! еюния нем. и итал.
.композиторов. После скончания Сем.илетней войны в 1764 открываются два
т-ра на Монбижуплац и на Беренштрасе. Владельцем последнего стал актер
из труппы Ш„немана Ф. Д/г/ж-младший, передавший в 1771 управление т-ром
Г. Коху. Владельцем т-ра на Монбижуплац с 1769 становится К. Д„ббельн
к-рый в 1775 приобретает т-р и на Беренштрасе. В 1776 на Жандарменмаркте
открылся придгорный т-р франц. комедии. С 1787 т-р получает название
Королевского национального т-ра. С 1785 директором т-ра был Д„ббелин. В
1794-96 т-ром руководит И. Флекк, с 1796 на пост генерал-директора
назначается А. В. Иффланд. Он пополняет труппу талантливыми акт„рами,
среди к-рых был Л. Девриент. В т-ре ставились произведения Лессинга,
Г„те, Шиллера и мещанские драмы А. Коцебу и Иффланда. В 1811 Королевский
национальный т-р переименовывается в Королевский драматический т-р
(носит это название до 1918) и вместе с Королевской оперой на
Унтер-ден-Линден управляется единым директором. После смерти Иффланда
директором становится К. Брюль. Здесь утверждался национальный нем.
репертуар, чему способствовали также поостановки "Вольного стрелка"
Вебера (1821) и опер Моцарта.
Развитие театр. жизни Б. тормозилось придворной монополией на оперные
и драматич. спектакли. После 1848 появляются частные т-ры, среди них
"фридрих-Вильгельмштадтский т-р" на Шуманштрасе (1848) и опера в здании
ресторана А. Кролля в Тиргартене (1850). Но в течение долгого времени Б.
не мог стать подлинно театр. центром страны. Лишь превращение Германии в
единое государство и провозглашение Б. е„ столицей (1865) определило
значение этого города как театр. центра. "Положение о свободе рем„сел"
(1869) ликвидировало королевскую монополию. В начале 80-х гг. появился
ряд крупных т-ров. В 1883 группа известных акт„ров (Л. Барнай, Ф. Гаазе,
А. Ф„рстер, 3. Фридман и др.) под рук. А. Л'Аррон-жа создала в помещении
быв. "Фридрих-Вильгельм-штадтского т-ра" Немецкий т-р. Через год
товарищество распалось, и директором т-ра стал Л'Арронж. На сцене
Немецкого т-ра впервые раскрылось дарование таких акт„ров, как И. К а йн
ц и А. Зорма. В 1888 Барнай открыл "Берлинский т-р". О. Блюменталь
организовал "Лессинг-театр". Опера, начавшая сво„ существование в
ресторане Кролля, превратилась в один из ведущих т-ров и успешно
конкурировала с придворной "Оперой" (ныне "Городская опера" в Зап. Б.).
На рубеже 19-20 вв. Б. превращается в подлинный театр. центр
Германии. Активизация соц.-демократич. движения обусловила появление
организации (союза) "Свободная народная сцена" ("Фрейе фольксбюне"),
основанной в 1890 группой театр. и обществ, деятелей по инициативе Б.
Вилле, Ф. Меринга и др. "Свободная народная сцена" ставила своей целью
вовлечь в т-р широкие массы трудящихся. В 1889 О. Брам созда„т
"Свободный т-р" ("Фрейе бюне"). Этот т-р утверждал в нац. сценич. иск-ве
принципы натурализма. Здесь были пост. пьесы Гауптмана, Золя, бр.
Гонкур. Брам обращался к Гоголю, Толстому, Хеббелю, Ибсену. Успехи
"Свободного т-ра" побудили Л'Ар-ронжа сдать Браму в аренду Немецкий т-р
на 10 лет (1894-1903). Здесь выступали Кайнц и Зорма, Р. Рит-нер, Э.
Рейхер, Э. Леман, О. Зауэр, Р. Бертенс, М. Рейнхардт, А. Бассерман, Ф.
Кайслер и др. На позициях, близких к деятельности "Свободного т-ра",
стоял "Шиллер-театр" (организатор и руководитель Р.Л„венфельд).
Следующий этап театральной жизни Б. связан с именем М. Рейнхардта,
творчество к-рого во многом расширяло принципы, выдвинутые Бра-мом. В
1902 он создал "Новый т-р", а затем приобр„л "Малый т-р", где были пост.
"На дне", "Сон в летнюю ночь" и др. спектакли. Л'Арронж порвал контракт
с Брамом и вскоре продал Нем. т-р Рейнхардту (Брам переходит в
"Лессинг-театр", где работает до 1912). В 1905-14 Рейнхардт ставит в
Немецком т-ре ряд выдающихся спектаклей (Шекспира и нем. классиков),
осуществляет в т-ре "Камерная сцена" "Каммершпиле", осн. в 1906)
экспериментальные и камерные спектакли. У Рейнхардта работают крупнейшие
драматич. акт„ры Германии (А. Бассерман, Р. Шильдкраут, Р. Бертенс, Ф.
Кайслер, Э. Винтер-штейн, А. Зорма и др.). Он привл„к молодых в то время
акторов А. Моисеи, П. Вегенера, Т.Дюрь„, X. Васмана В. Крауса, Т.
Эйзолъдт, X. Вангелъ и др. В нач. 20 в. в Б. появляются ещ„ два
значительных т-ра. В 1908 режисс„р Р. Валлентин организовал т-р на
К„ниг-грецерштрасе, переименованный в 1911 в "Хеббелъ-театр"
(руководители Р. Бернауэр и К. Мейнхардт). В 1914 театр. союз "Свободная
народная сцена" завершил постройку большого театр. здания (арх. О.
Кауфман), в к-ром начал работать Народный т-р ("Фольксбюне"). После
первой мировой войны господствующим направлением т-ров Б. становится
экспрессионизм. Центр, место в театр. жизни занимает Гос. (быв.
Королевский) т-р под руководством Л. Йеснера и т-р "Трибуна"
(руководитель К. X. Мартин}.
В период Веймарской республики (1919-33) развивается и ширится
движение революционного рабочего т-ра, к-рое представлял "Политический
т-р Э. Пискатора и сТ-р ам Шиффбауэрдамм" Б. Брехта. Большинство
профессиональных и самодеятельных коллективов революционного рабочего
т-ра работали под непосредственным руководством коммунистической партии.
Многие из них не имели постоянного помещения (напр., "Т-р молодых
акт„ров", гастролировавший в конце 20-х гг. в СССР) и вынуждены были
выступать в различных т-рах и залах, даже на улице и во дворах.
Приход к власти фашистов в 1933 приводит т-р к упадку. Многие крупные
драматурги и режисс„ры эмигрировали за границу. Война привела к
уничтожению ряда театр. зданий. В первые же дни после разгрома фашизма
театр. жизнь Б. начала восстанавливаться. Первым 7 сент. 1945 открылся
Немецкий т-р, возглавлявшийся Г. Вангенхеймом; с участием П. Вегенера и
Э. Винтерштейна была показана премьера запрещ„нной фашистами пьесы
"Натан Мудрый" Лессинга. 8 сент. 1945 в помещении Адмиралпаласта
возобновила свою деятельность Немецкая гос. опера (руководитель Э.
Легаль).
С 1949 Б.-столица ГДР (1 100 тыс. жит. на 1958). Западная часть Б.
(2223,8 тыс. жит. на 1958) имеет особый статус.
В столице ГДР работают т-ры: Немецкая гос. опера (руководитель
Букхардт) (в 1956 здание этого т-ра было восстановлено); "Каммершпиле"
(в 1946 здание было восстановлено) и Немецкий т-р (руководитель т-ров В.
Лангхофф) Народный т-р ("Фольксбюне") с 1953 работает в восстановленном
здании Народного т-ра на Люксембургплац (в 1947 был создан "Нем. союз
т-ров народной сцены", к-рый руководит берлинским Народным т-ром);
"Комигие опер"; с 1949 работает "Берлине? ансамбль" (создатели Б. Брехт
и Е. Вейгелъ), выступавший сначала на сцене Немецкого т-ра, а затем
получивший помещение "Т-ра ам Шиффбауэрдамм"; с 1950 в Б. работает
первый в Германии т-р юного зрителя под назв. "Театр дружбы"
(руководитель И. Роденберг); с 1952 - Т-р им. Максима Горького
(руководитель М. Валлентин, см. Берлинский театр им. Максима Горького);
оперетта - "Метрополь-театр".
В Зап. Б. работают т-ры: "Хеббель-театр" (руководил до 1947 К. X.
Мартин, после смерти к-рого т-р утратил сво„ ведущее положение);
"Шлоспарк-театр" и "Шиллер-театр" (руководитель т-ров Б. Барлог);
"Комедия", "Т-рам Курфюрстендамм", "Трибуна", Городская опера.
Лит.: PlumickeC.M., Entwurf einer Theatergeschichte von Berlin,
B.-Stettin, 1781; H а г d e n M., Berlin als Theater Hauptstadt, B.,
1888; Linsemann Р., Die Theaterstadt Berlin, B.,1897; Weddingen 0.,
Geschichte der Berliner Theater, B., 1899; Jacobsohn S.. Das Theater der
Reichshauptstadt B., 1904; S t u m с k e H., Die Berliner Theater, B.,
1907; J h e r i n g H., Theaterstadt Berlin, B., 1948; W a h-m a n Gr.,
Berlin. Stadt der Theater, B., 1957. Cm. P., B. 1С.
"БЕРЛЙНЕР АНСАМБЛЬ" (Berliner Ensemble)- один из ведущих театров ГДР.
Осн. писателем Б. Брехтом и актрисой Е. Вейгелъ в Берлине в 1949. В
состав т-ра вошли акт„ры берлинского Немецкого т-ра, а также Цюрихского
драм. т-ра, бывшие вместе с Брехтом в эмиграции. Брехт стремился создать
т-р, к-рый своей деятельностью будет способствовать формированию нового
человека социалистич. общества, борьбе за мир (эмблемой "Б. а." является
"Голубь мира" Пикассо). И янв. 1949 состоялась премьера пьесы Брехта
"Мамаша Кураж и е„ дети" (пост еж. Э. Энгель под рук. автора). Спектакль
имел большой успех, постановщики и исполнители гл. ролей (Кураж -
Вейгель, Катрин - Хурвиц) были удостоены Нац. премий. В 1954 этот
спектакль получил 1-ю премию на Всемирном театральном фестивале в
Париже.
В репертуар т-ра вошли пьесы Брехта, произв. мировой классики, лучшие
пьесы сов., нем. и др. прогрессивных сов р. драматургов. "Б. а." пост.
большинство пьес Брехта: "Мамаша Кураж и е„ дети" (1949), "Господин
Пунтила и его слуга Матти" (1949), "Мать" (1951, по мотивам о. п.
Горького), "Винтовки Тересы Каррар" (1952), "Кавказский меловой круг"
(1954), "Жизнь Галилея" (1956), "Добрый человек из Сезуана" (1957),
"Страх и отчаяние в Третьей империи" (1957), "Восхождению Артуро Уи
можно было помешать" (1959), "Тр„хгрошовая опера" (1960). Среди
спектаклей т-ра: "Васса Железнова" (1949); "Бобровая шуба и Красный
петух" по Гаупт-ману (1951), "Гуверн„р" Ленца (1950), "Разбитый кувшин"
Клейста (1952), "Кремл„вские куранты" (1952);
"Пра-Фауст" Г„те (1952), "Кацграбен" Штритматтера (1953), "Дон Жуан"
Мольера (1953), "Воспитанница" Островского (1955), "Трубы и литавры"
Фаркера (1955), "Герой западного мира" Синга (1956), "Оптимистическая
трагедия" (1958) и др.
В художеств. практике "Б. а." получила творч. претворение теория
"эпич. т-ра" Брехта, к-рой коллектив "Б. а." стремится следовать и после
смерти е„ создателя. В основе искусства "Б. а." - активное обращение к
мысли, интеллекту зрителя. Спектакли "Б. а." отличаются ярко выраженной
социальной направленностью, остротой и выразительностью режисс„рского
решения, образным лаконизмом дек о-рац. оформления (художники - К.
Аппен, Т. Отто, Г. Кильгер и др.). В спектаклях "Б. а." используются
сценич. при„мы театр. иск-ва др. народов (напр., маски).
До 1954 "Б. а." не имел своего помещения и работал гл. обр. в здании
Немецкого т-ра, а также гастролировал в ГДР и др. странах. С 1954
работает в здании "Т-ра ам Шиффбауэрдамм". "Б. а." гастролировал в СССР
(1957), Франции, Англии, ФРГ, Венгрии, Чехословакии. В труппе театра
(I960): Е. Вейгель, возглавляющая "Б. а." и после смерти Б. Брех' та, Э.
Буш, Э. Гешоннек, А. Хурвиц, Р. Люц, Э. Шалль и др.
Лит.: Brecht В., Aufbau einei Rolle, В., 1956-58;
Theaterarbeit, Dresden, 1952;БражкоЗ., Последний спектакль Бертольда
Брехта, "Сообщения Ин-та истории искусств АН СССР", 1957, .ј 10-11;
"Театр", 1957, ј 8 (статьи о гастролях "Б. а." в СССР); Э т к и н д Е.,
Театр Бертольда Брехта, "Нева", 1957, ј 8; Захава Е., Сила и слабость
театра Брехта, "Знамя", 1957, ј 8. ? f{
БЕРЛИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА - см. Немецкий театр оперы и балета
в Берлине. "БЕРЛИНСКАЯ КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА - см.
Комише опер".
БЕРЛИНСКИЙ, Павел Михайлович [р. 22.VI(5. VII). 1900] - советский
композитор, дириж„р. Нар. арт. Бурят. АССР (1943). Окончил Ленингр.
консерваторию по классу фп. И. Миклашевской (1925) и композиции А.
Житомирского (1926), а также Моск. консерваторию по классу дирижирования
(1939). В 1935-36 Б.- дириж„р оркестра Т-ра им. Мейерхольда, в 1936-38 -
3-го т-ра для детей в Москве, в 1932 и 1939- 1946 - гл. дириж„р
Бурятского муз .-драм. т-ра (Улан-Удэ). Автор (совм. с Б. Ям-пиловым)
музыкальной драмы "Баир" (1-я ред. 1938, 2-я ред. 1940), музыки к
спектаклям Бурятского драм. т-ра, симф. и др. соч. С 1928 Б. занимается
педагогич. деятелностыо.
БЕРЛИНСКИЙ ТЕАТР ИМ. МАКСИМА ГОРЬКОГО (Maxim-Gorki-Theater). Открылся
в 1952 спектаклем "За тех, кто в море!" Лаврен„ва. Сформирован из
участников "Молодого ансамбля", состоявшего из выпускников Веймарского
театр. ин-та и акт„ров "Нового т-ра" при Доме культуры Советского Союза
в Берлине. Руководитель т-ра со дня его основания - М. Валлентин. В
программу т-ра входит утверждение на сцене гуманистич. идей Горького,
применение в творч. практике системы Станиславского, овладение методом
сопиалистич. реализма. Среди спектаклей т-ра: "Дорога в жизнь" и "Флаги
на башнях" (1952) Стеглика (по Макаренко), "Д ости га ев и другие"
(1954), "На дне" (1957); "Смья" Попова (1953), "На бойком месте"
Островского (1959), "Потерянное письмо" Кара-джале (1953), "Разбойники"
(1955); "Матросы из Катарро" Вольфа (1957), "Враги" (1959);
"Васантасена" (1960) Фейхтвангера (по Шудраке) и др. Т-р ставит пьесы
совр. драматургов ГДР: "Дорога в Фюссен" Бехера (1956), "Поправка" И. и
X. Мюллер (1959) и др. В. К.
БЕРЛИОЗ (Berlioz), Гектор [11. XII. 1803, Кот-Сент-Андре (Изер),- 8.
III. 1869, Париж]-французский композитор и дириж„р. Музыке обучался у А.
Рейха и Ж. Лесюэра в Парижской консерватории, к-рую окончил в 1830,
полу- чив Рим. пр. В 1830-32 Б. совершенствовался в Италии, после 1832
жил в Париже, работал как композитор, дириж„р и критик. Гастролировал
(как дириж„р) с исполнением своих соч. в Бельгии, Германии, Австрии,
Венгрии, России (1847, 1867-68), Чехии и др. странах. Один из ярких
представителей муз. романтизма. Первая опера Б. "Бенвенуто Челлини"
(1838, "Гранд-Опера", Париж) получила признание после того, как была
исполнена по инициативе Ф. Листа в Веймаре (1852). Музыка этой оперы,
утверждающая победоносную силу любви, полна блеска и изящества, отмечена
красотой мелодии и неистощимой фантазией. Другое сценич. произв.
Б.-оперная дулогия "Троянцы" на сюжет "Энеиды" Вергилия (соч. в конце
50-х гг.), приближается к операм Глюка, но характеризуется присущими Б.
при„мами монументального оркестрового письма. Дулогия состоит из опер:
"Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене" (частично пост. в 1863, т-р
"Лирик" в Париже; полностью-в 1890 в Карлс-руэ), отличается большим
количеством разв„рнутых симф. эпизодов. Последнее сценич. произв.
Б.-ко-мич. опера "Беатриче и Бенедикт" на сюжет комедии Шекспира "Много
шума из ничего" (1862, Баден-Баден), написано в стиле франц. комич.
оперы с диалогами.
Творчество Б. характеризуется стремлением к театрализации симф.
музыки, созданию жанра синтетич. муз. драмы. Эти идеи получили выражение
в ряде спмф. соч. Б., по своему характеру приближающихся к
оперно-ораториальной форме (программная драма-тич. симфония "Ромео и
Джульетта", 1839, драматич. легенда "Осуждение Фауста", 1846). В них
имеются разв„рнутые арии и ансамбли, массовые сцены с использованием
хора и широким применением речитатива. Попытки постановки этих произв.
Б. на оперной сцене окончились неудачей. В ряде менее значит, произв.
Б.-в музыке к лирич. драме "Лелио, или Возвращение к жизни" (1832) для
солистов, хора и оркестра, нашла воплощение увл„кшая Б. идея
"ме-лолога", в к-ром сценич. словесная декламация перемежается и
соединяется с муз. номерами.
Б. создал новый тип программного романтич. симфонизма, связав музыку
с сюжетами и образами Шекспира, Байрона, Г„те и др. Творчество Б. во мн.
родственно В. Гюго в литературе и Э. Делакруа - в живописи. Для него
характерно стремление к ярким муз. краскам, страстным, мятежным образам,
грандиозным масштабам сочинений и огромным исполнит. составам.
Лит. соч.: Memoires, Р., 1870; Literarische Werke, Bd 1-10, Lpz.,
1903-1912; в рус. пер.: Мемуары, ч. 1-2, СПБ. 1896, Дириж„р оркестра,
М., 1912; Избранные статьи, Л., 1956.
Лит.: Т 1 е г s о t J., Hector Berlioz et la societe de son t'rnps,
P., 1903; В о с h о t A., L'histoire d'un romantique Hector Berlioz, v.
1-3, P., 1946-50; P о л л а н Р., Музыканты наших дней. по. с франц.,
М., 1938; Петухов М-, Гектор Берлиоз о России, СПБ, 1891; С т а с о в В.
В., Лист, Шуман и Берлиоз н России, М., 1954; С о .ч л г р т и и с к и
ii 11 , Гектор Берлиоз, М., 1935; Х о х л о н i; и на А., Берлиоз, М.,
1960. J] д/
Б‚РЛЬ СЕРДА (Bulirle Ccrda), Артуро (14. XIi. 1886-3. IV.
1927)-чилийский актер. В 102 начал выступать на сцене Детского т-ра X.
Харкеса (Сантьяго). В 1908, после гастролей в Перу, работал в различных
исп. труппах (X. Монтеро, Р. Пельпсера, Т. и М. Муньоса) в Сантьяго. В
1915 вместе с женой- известной актрисой Э. Пуэльма, п др. чилийскими
акт„рами создал собств. т-р, к-рый ставил пьесы нац. авторов и выступал
во многих городах и деревнях Чили. В 1918 Б. С. с акт„ром Э. Багена
организовал труппу Вагона - Б„рль, положившую начало созданию нац.
чилийского т-ра, пропагандировавшую нац. драматургию. В репертуар т-ра
входили пьесы чилийских авторов: "Деревушка" Эрнандеса, "Пустой стул"
Род-ригеса, "Паяцы уходят" Доносо, "Незаконченная вышивка" де ла Вега,
"Дело" и "Собаки" Мука и др. Т-р объездил со своими спектаклями почти
всю страну. В 1924 в связи с болезнью Б. С. труппа распалась. В 1927 Б.
С. сформировал новую труппу, деятельность к-рои была вскоре прервана
из-за его смерти. Л. А.
БЕРМАН, Константин Александрович (р. 1. XII. 1914) - советский
цирковой артист; ков„рный клоун. Засл. арт. РСФСР (1956). Сын дириж„ра
циркового оркестра. С детских лет увлекаясь цирком, Б. овладел
различными жанрами циркового искусства. С 1935 работает как ков„рный
клоун. Комедийное дарование Б. неотделимо от мастерского исполнения
разнообразных трюков, сложнейших прыжков и каскадов. В свои остроумные
пародии Б. включает элементы гимнастики, акробатики, жонглирования и
эквилибристики, его клоунский репертуар строится на сочетании слова и
жеста со специфически цирковыми средствами выразительности. Репризы и
интермедии, пародийные сценки, созданные Б. как самостоятельно, так и
совместно с авторами текста и режисс„рами, часто бывают остро
злободневными. Б. изображает случайно попавшего в цирк вес„лого молодого
человека, к-рого вс„ там восхищает. С юношеской непосредственностью он
начинает воспроизводить то, что видит, и счастлив, когда ему это
уда„тся. Однако герой Б. не может достичь искусства артистов и действия
его приобретают комическую окраску. Образ, созданный Б., обладает
чертами современности, окрашен мягким юмором. М. 3.
БЕРМАН (Behrman), Самюэл (р. 9. VI. 1893)- американский драматург.
Окончил Колумбийский ун-т. Лит. деятельность начал как журналист, затем
писал водевили и скетчи для "бродвейских т-ров" и выступал как акт„р.
После 1918 Б. работал театр. критиком и лит. обозревателем в газете
"Нью-Йорк тйймс" и журн. "Нью рипаблнк". С 1923 начал выступать как
проф. драматург, первоначально в соавторстве с Дж.
Николсоном и О. Дейвисом, а с 1927-самостоятельно. Вскоре Б. стал
одним из ведущих драматургов "брод-вейскнх т-ров". Наибольший успех
имели его комедии:
"Биография" (1932), "Конец лета" (1936), "Вино удачи" (1938), "Не
время для комедии" (1939). Пьесы Б., занимательные и изящные по форме,
лишены социальной остроты, носят развлекател-ъный характер, большое
внимание в них уделяется центр, женским ролям, рассчитанным на амер.
"зв„зд". Пишет сценарии для Голливуда.
Лит.: К u nit z S. and Haycraft H., Twentieth century authors, N. Y.,
1944; Literary history of the United States. N. Y., 1953; N a t h a n G.
J., The theatre in the fifties, N. V., 1953. fJ Д\
БЕРМУДЕС (Bermndez), Хоронимо (ок. 1530- ок. 1599)-испанский поэт и
драматург. Был профессором теологии в ун-те в Саламанке. Б.-один из
первых исп. драматургов, писавших трагедии на нац. темы. Среди них
наиболее известны трагедии "Нисе жалостливая" и "Нисе вознагражд„нная" -
на сюжет легенды об Инее де Кастро; вошли в сборник, изданный Б. в 1577
в Мадриде, под назв. "Первые испанские трагедии" ("Primeras tragedias
espanolas"). Б. Т.
БЕРН (Burn), Эдмунд Дейвид (ок. 1800-75)- австралийский драматург. В
1829 написал первую нар. австрал. мелодраму "Беглые каторжане",
отличающуюся демократич. направленностью, сочным нар. языком. Прототипом
одного из действующих лиц пьесы послужил нар. герой Австралии - М.
Брейди. Мелодрама была пост. "Каледониан т-ром" в Эдинбурге в 1829. В
этом т-ре в 1830 шла и вторая пьеса Б.-фарс о моряках "Мании и маньяки".
Б.-автор историч. стихотворных драм "Регул" (соч. 1837) п "Любовь
королевы" (соч. 1837, "Ройял Виктория" в Сиднее, сезон 1846-47).
С о ч.: Plays and fugitive pieces, in verse and prose, v. 1-2 in 1
vol., Hobart Town, 1842.
Лит.: М i 1 1 e r E. М., Australian litera ture.A bibliography to
1938, extended to 1950, Sydney-L., 1956; Re es L. C., Towards an
Australian drama, L., 1953; М с Gr u i r e, The Australian theatre,
L.-Melb., 1948. JJ, Ц.
БЕРН (Bern) -столица Швейцарии (159 тыс. жит. на 1956). Народные
театр. представления в Б. возникли в эпоху средневековья и продолжали
существовать еще в 19 в. На улицах и площадях ставились мистерии и
моралите, впоследствии замен„нные фастнахшпилями и характерными для
Швейцарии маскарадными шествиями, карнавальными играми, проводившимися в
пасхальную ночь. Эти представления, участниками к-рых были монахи,
горожане, крестьяне и студенты, включали представления аллегорий,
пантомим, а также инсценировки эпизодов из жизни нац. героя - Вильгельма
Телля (см. Швейцарский театр). В 16 в. в период Реформации католики и
протестанты стремились использовать народное иск-во для своей борьбы. К
концу 17 в. народные театр. представления начали подвергаться
преследованию со стороны протестантской и католич. церкви. В 1792
любительские спектакли были запрещены. С конца 16 в. в Б. выступали
иностранные труппы, гл. обр. немецкие. Приток иностр. трупп усиливается
в 18 в. после преобразования одного из танцевальных залов в зал для
театр. представлений. В числе гастролировавших в Б. т-ров: саксонская
труппа знаменитого Гансвурста - И. Ф. Бека 1729-31), оперные труппы Л.
Деннера из Байр„йта (Германия) (1732-33), М. Карулли из Италии (1755),
Эбрара из Лиона (Франция) (1765), Страсбург-спая труппа С. Кобервейна
ставила в Б. оперы, драмы и балеты. Первые швейцарские труппы, игравшие
на нем. и фр. языках, появились после 1848, когда Б. стал столицей
Швейцарии. В сер. 19 в. здесь было открыто несколько стационарных т-ров
("Зоммертеатр"- 1852, Театр. общество - 1862, и др.), просуществовавших
недолго из-за отсутствия материальной базы. Из т-ров Б., возникших в 19
в., сохранился только крупнейший -Городской т-р. В 1903 Городской т-р
получил новое помещение. В репертуаре т-ра, имеющего оперную и драм.
труппы, гл. обр. произведения нем. драматургов и композиторов, ставятся
и пьесы швейцарских драматургов: П. В. Видмана, Р. Моракса, О. Грейер-ца
и др. В труппе т-ра работали швейцарские акт„ры: Л. Би-берти, Э. Аберер,
Э. Бехлер.Э. Видман. В 1951 в Б. открылся "Ателье-театр", ставящий
классич. и совр. пьесы. Кроме того, в Б. работают несколько мюзик-холлов
и варьете.
БЕРНАДЕЛЛИ (Berna delli), Фортунато (г. рожд. неизв.-ум. 5. XII.
1830) - итальянский артист балета, балетмейстер. Ученик С. Вигано. В
1818-22 и 1826-30 работал в России; дебютировал в Москве в партии Колина
("Жанета и Колин, или Деревенская свадьба" Маковец, 1818). Пост. в
Большом т-ре (Москва) ок. 30 балетов: "Механические фигуры" (1818),
"Волшебная флейта" (1818, продержавшийся в репертуаре т-ров Москвы и
Петербурга ок. столетия), "Отел-ло" (1828), "Ричард Львиное Сердце в
Палестине" Кубишты (1829) и др. Музыку к большинству постановок Б.
подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц из произв. Вебера, Россини и др. Как
танцовщик Б. был ярким представителем неаполитанской школы итал. балета
нач. 19 в. Особенно успешно исполнял Б. мимич. партии. Среди других
партий: Рауль ("Рауль Синяя Борода" Гретри), Сулейман ("Разбойник
Средиземного моря" Шольца), Отелло ("Отелло") и др. Высокое пантомимич.
мастерство Б. способствовало развитию мимич. иск-ва артистов моек.
балета.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до
середины XIX века, Л.-М., 1958; Большой театр Союза ССР. [Сб. статей.
Отв. ред. Ф. П. Бондаренко], М.. 1947. Юр. Б.
БЕРНАР (Bernhardt), Capa (22. X. 1844, Париж,- 26. III. 1923, там же)
- французская актриса. Род. в семье инженера. По окончании драм. классов
Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862 дебютировала
в т-ре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авли-де" Расина. Затем работала в
т-рах "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Одеон", где с большим успехом
сыграла роли Занетто ("Прохожий" Коппе, 1869), Королевы ("Рюи-Блаз"
Гюго, 1872) и др. В 1872-80 Б. снова в т-ре "Комеди Франсез", где она в
1877 становится сосьетеркой (см. Сосъетер). Б. играла роли молодых
героинь в классич. и совр. репертуаре: Федра, Андромаха (о. п. Расина),
Заира (о. п.
Вольтера), Дездемона; донья Соль ("Эрнани" Гюго), Берта ("Дочь
Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побежд„нный Рим" Пароди, 1876) и
др. С 1880-х гг. Б. играла преим. в пьесах совр. бурж. драматургов. Для
не„ пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска", 1887, "Колдунья", 1903),
Э. Ростан ("Принцесса Греза", 1895, "Самаритянка", 1897, "Орл„нок",
1900). Особенным успехом пользовалась Б. в пьесах А. Дюма-сына; одной из
лучших ролей актрисы была Маргарита Готье ("Дама с камелиями", 1881). В
этот период Б. сыграла также Гамлета (1899) и Лорензаччо (1896) в о. п.
Шекспира и Мюссе. Станиславский считал иск-во Б. примером технического
совершенства. Б. обладала красивым голосом, отточенной дикцией,
пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощр„нная техника,
наблюдательность, художественный вкус, умение порой дать социальную
характеристику (роль Маргариты Готье) сочетались у Б. с
искусственностью, нарочитой эффектностью игры. "Каждый вздох Сары
Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов,
- есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В период
политич. реакции конца 19 в. в иск-ве Б. появляются черты декадентства,
мистицизма. Творчество Б.- пример воздействия кризиса бурж. культуры
конца 19-нач. 20 вв. на акт„рское иск-во, теряющее пафос и героику. Б.
гастролировала за границей, выступала во мн. т-рах Европы и Америки; 3
раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 Б. приобрела т-р
"Ренессанс", а в 1898-т-р на пл. Шатле, к-рый получил назв. Т-ра Сары
Бернар.
Соч.: Ma double vie. Memoires de Sarah Bernhard, P., 1907; L'art au
theatre, P., 1923; в рус. пер.-Мемуары Сары Бернар, СПБ, 1908.
Лит.: Seil e r Gr., Sarah Bernhardt, Р., Grallimard, [s. a.];
Huret J., Sarah Bernhardt, preface de Edmond Rostand, P., [1899 J; К
у гель А., Театральные портреты, M., 1929. JE. Ф.
БЕРНАР (Bernard), Тристан (7. IX. 1866-7. XII. 1947)-французский
писатель, драматург. Род. в Бе-зансоне. Лит. деятельность начал в 90-е
гг. Автор многочисл. комедий, ставившихся гл. обр. в парижских "т-рах
бульваров". Произв. Б. отличаются легковесностью содержания, обилием
комедийных ситуаций, иногда близки к водевилю. Среди пьес Б.: "Его
сестра" (1901, т-р "Атеней"), "Господин Кодомас" (1907, Т-р Антуана),
"Маленькое кафе" (1911, т-р "Пале-Рояль"). В пьесе Б. "Жанна Доре"
выступала Сара Бернар (1918). А. В. Луначарский писал, что цель произв.
Б.- "способствовать пищеварению сытой и ожидающей массажа смеха
публики". Ал. 77.
Лит.: С a r a t J., Le theatre de Tristan Bernard, P., 1948.
БЕРНАРДИЧ (Bernardic), Драгутин (р. 27. VIII. 1912) - югославский
артист оперы (бас). В 1938 после окончания Муз. академии в Загребе
дебютировал там же на оперной сцене. В 1941-43 Б.-солист т-ров оперы в
Сплите и Осиеке, с 1943-Загребской оперы. Партии: Газдо Марко ("Эро с
того света" Готоваца), Пимен ("Борис Годунов"), Лепорелло ("Дон Жуан"),
Рокко ("Фиделио" Бетховена), Дон Базилио ("Се-вильский цирюльник") и др.
За исполнение партии Ивана Сусанина Б. в 1949 была присуждена Гос. пр.
Ю. Ч.
БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг (6. V. 1786, Франкфурт-на-Майне,-12. U.
1837, Париж) - немецкий писатель-публицист. В 1808 окончил Гисенский
ун-т. Обществ, и эстетич. взгляды Б. формировались под влиянием идей
франц. бурж. революции и творчества Ф. Шиллера. Публицистич.
деятельность начал в 1813. В 1818-21 издавал журн. "Весы", а также ряд
др. газет и журналов, закрывавшихся цензурой. Б. в„л борьбу с
феодализмом, стремился пробудить в нем. народе сознание своих прав,
активный протест против социальной несправедливости. Той же тенденцией
были проникнуты и те-атр.-критич. статьи Б., объедин„нные после его
смерти в 2-томное издание под назв. "Страницы драматургии". Ф. Энгельс
писал об этом издании: "Берне, титанический борец за свободу и право,
выступает здесь на эстетическом поприще. И здесь также он чувствует себя
уверенно; все, что он говорит, так четко и ясно, так проникнуто верным
чувством красоты и доказано так убедительно, что не может быть и речи о
возражениях. Все это облито потоками ослепительнейшего остроумия, и,
точно скалы, то здесь, то там поднимаются мощные и острые идеи свободы"
("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 2, 1957, с. 469- 470). Энгельс
более всего ценил очерки Б. о "Вильгельме Телле" Шиллера, о "Гамлете"
Шекспира (почитателем к-рого был Б.) и о нек-рых пьесах совр. нем.
драматургов. В 1819 и 1822-24 Б. совершил несколько поездок в Париж, где
написал серию пуб-лицистич. статей ("Парижские письма"), приветствующих
революцию. Б. да„т в них блестящую по глубине анализа и остроумию
картину политич. и культурной жизни Франции, уделяя при этом большое
внимание драматургии и т-ру. В "Парижских письмах" и др. соч. этого
периода Б. клеймит политический индифферентизм мн. писателей (в т. ч. и
Г„те), призывает т-р стать трибуной, дающей гражданам возможность
высказывать свои прогрессивные убеждения. Обществ, значение того или
иного т-ра Б. определял тем, в какой мере он выражает передовые
революционные, политич. идеи; единственно верным методом театр. иск-ва
считал реализм. Б. оказал большое влияние на писателей-драматургов
Молодой Германии. В последние годы жизни Б. в значит, мере отош„л от
революц. воззрений и переш„л к популяризации идей "христианского
социализма".
Соч.: Werke, Bd 1-12, historisch-kritische Ausgabe. В., 1912-13; в
рус. пер.-Полное собр. сочинений, т. 1-3, СГГБ, 1900; "Из дневника" и
"Гамлет" Шекспира, СПБ, 1886; Парижские письма. Менцель-французоед, M.,
183.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M-, 1957; Гейне Г.,
Людвиг Берне, Полное собр. соч., т. 8, M.-Л., 1949; (rutzkow К., Bornes
Leben, Hamb., 1840;
Брандес Г., Людвиг Берне и Генрих Гейне, СПБ, 1899;
Юрьев Г., Гейне и Берне, М.-Л., 1936. J1. /7.
БЕРНСТАЙН (Bernstein), Леонард (р. 25. VIII.* 1918)-американский
композитор и дириж„р. В 1939 окончил муз. факультет Гарвардского ун-та.
Композиторскую деятельность начал в 1942; как дириж„р выступает с 1943.
Автор оперы "Волнения на Таити" (на собств. либретто, 1952), муз. драмы
"Вестсайд-ская история" (1957), балетов "Свободная фантазия" (1944),
"Факсимиле" (1946), оперетт "Весело в городе" (1944), "Удивительный
город" (1953; все поставлены в т-рах Нью-Йорка и по телевидению), музыки
к пьесам "Кандид" (по Вольтеру, 1955), "Жаворонок" Ж. Ануя, симф.
камерно-инструментальных произв. и др. Во мн. сценич. произв.
композитором использованы негритянские, мексиканские, пуэрториканские,
амер. и др. нар. мелодии. Л. М.
БЕРНСТЕЙН (Bernstein), Анри (20. VII. 1876- 27. XI. 1953) -
французский драматург. Один из представителей драматургии,
предназначенной для коммерч. бурж. т-ров. Лит. деятельность начал пьесой
"Рынок" (1900, Т-р Антуана), затем написал пьесы:
"Возвращение" (1902), "Отчий дом" (1904), "Шквал" (1905), "Вор"
(1906), "Самсон" (1907), "Израиль" (1908), "Секрет" (1913) и др., пост.
в "т-рах бульваров"-"Жимназ", "Ренессанс" и др. В ранних пьесах (на темы
биржевой игры и т. д.) Б. изображал развращ„нность бурж. нравов, погоню
за наживой, биржевой ажиотаж и т. д. На первый план в них выдвигалась
острая мелодраматич. интрига с неожиданными поворотами действия,
эффектными психологич. столкновениями и т. д., в центре действия была
любовно-адюльтерная проблематика. В поздних пьесах
Б.-- "Юдифь" (1922), "Зеркальная галерея" (1924), "Ненависть" (1927,
"Надежда" (1934), "Эльвира" (1939), "Виктор" (1952) и др., ставившихся
также в "т-pax бульваров", наметился переход Б. к психо-логич. сюжетам.
С 1940 до конца войны Б. жил в США. По возвращении продолжал писать
занимательные, но неглубокие по своему содержанию пьесы ("Жажда", 1950,
и Др.). Е. Ф.
БЕРНТСЕН (Berntsen), Енс Элиас (22.Vlfl.l867- 1945) - норвежский
певец (бас). Пению обучался у В. Клуда и Т. Ламмерса в Осло, Ф.
Арльберга в Стокгольме, Ю. Хея и Г. Армина в Берлине. Впервые выступил
на-оперной сцене в Осло в 1892. В 1893-99 пел в т-ре "Христиания", в
1899-1905 - в Национальном т-ре (Осло): Партии: Лепорелло ("Дон Жуан"),
Мефистофель ("Фауст"), Лотарио ("Миньон" Тома), Каспар ("Вольный
стрелок" Вебера), Даланд ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Занимался
педагогич. деятельностью [в 1890-1905-преподаватель пения в
консерватории в Христианин (Осло)]. Автор ряда теоретич. исследований по
вок. иск-ву, в т. ч. "Голос" (Осло, 1914), "Мастер постановки голоса"
(Осло, 1939) и др.
Лит.: Вiehle H., J. Berntsen..., s. l., 1936. В. Ц.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.