Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ИМ. ЯКУБА КOЛАСА
(Белорусский государственный драматический театр имени Якуба
Коласа) - один из ведущих театров БССР. Создан в 1926 в Витебске из
выпускников Белорус. студии (Москва, 1921-26). Открылся 21 ноября 1926,
пост. пьесы "В былые времена" ("У мiнулы час") И. Бэна. Затем показал
драму "Царь Максимилиан" в обработке А. Ремизова. В первые годы т-р
испытывал влияние эстетско-формалистич. течений. Со спектакля "Разлом"
(1928; реж. Розанов) начинается борьба за утверждение реализма. В это
время в т-ре активно работали А. К. Ильинский, П. С. Молчанов, К. Н.
Санников, Н. А. Мицкевич, С. М. Станюта, Т. Н. Сергейчик, Е. П.
Радзяловская, М. С. Белинская, Р. Н. Кошельникова, Л. И. Мозолевская, Я.
К. Глебовская, Е. И. Лаговская, М. И. Сенько и др. Этапными спектаклями
были: "Первая конная" Вишневского (1930), "Бойцы" Ромашова (1934),
"Гибель эскадры" (1935, реж. К. А. Зубов). Большой вклад в утверждение
реалистич. тенденций в творчество коллектива вн„с поэт Я. Колас,
написавший для этого т-ра пьесы: "Война - войне" (1936) - о превращении
империалистич. войны в войну против помещиков и капиталистов, "В пущах
Полесья" (1937; Дед Та-лаш - Ильинский) - о партизанском движении в
Белоруссии (оба спектакля пост. В. А. Дарвишев). В 1938 в спектакле
"Человек с ружь„м" впервые на белорус. сцене был воссоздан образ В. И.
Ленина (исполнитель - П. С. Молчанов). В 1940 пост. "Кремл„вские
куранты". Борьбу Красной Армии против белопольских интервентов отразила
постановка дра-матич. поэмы П. Глебки "Над Бер„зой-рекой" (1940;
Орджоникидзе - Звездоч„тов). В спектаклях "Пав-линка" Купалы (1936),
"Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича (1936), "Нестерка" Вольского (1941,
реж. Лойтер; Нестерка - Ильинский, Школяр - Сергейчик) ярко проявилось
нац. своеобразие белорус. театр. иск-ва, связанного с нар. творчеством.
Т-р обращался и к драматургии Островского, осуществив впервые на
белорус. сцене спектакли - "Бесприданница" (1936), "Лес" (1940). Из
других классич. спектаклей наиболее значительны "Мещане" (1938), "Лекарь
поневоле" (1940), "Привидения" (1941; Освальд - Молчанов).
В годы Великой Отечеств, войны т-р работал в Уральске (1941-43) и в
Орехово-Зуеве (1943-44), где пост. пьесы "Фронт" (1942), "Русские люди"
(1942), "Нашествие" (1943, реж. Мицкевич; Ф„дор -Молчанов), "Егор
Булычев и другие" (1942, реж. Лойтер;
Булычев - Звездоч„тов); "Испытание огн„м" Крапивы (1943). Вернувшись
осенью 1944 в Витебск, т-р создал новый репертуар, гл. место в к-ром
занимают пьесы на совр. темы: "Великая сила" Ромашова (1948),
"Алазанская долина" Губаревича и Дорского (1949), "Чужая тень" Симонова
(1949), "Близкое" Чепурина (1950), "Когда зацветают сады" Полесского
(1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1950), "Поют жаворонки" Крапивы
(1950), "В добрый час!" Розова (1955), "Персональное дело" Штейна
(1955), "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (1959). Пост. также
пьесы на историко-революц. темы: "Свет с Востока" Глебки (1957), "Гроза
будет" по трилогии "На ростанях" Коласа (1958, реж. Щербаков). В 1951
т-р поставил пьесу классика белорус. лит-ры Я. Купалы "Разор„нное
гнездо" (реж. Скибневский), осуществил много пост. рус. классич.
драматургии: "Ревизор" (1945), "Свадьба Кречинского" (1949), "Три
сестры" (1951), "На дне" (1951), "Враги" (1952, реж. Раевский). Среди
многочисл. пост. пьес мировой классики - "Гамлет" (1946, реж. Бебутов;
Гамлет-Молчанов).
В 1945 т-ру присвоено имя Я. Коласа. Творч. своеобразие этого
коллектива характеризуется остротой сценич. формы, яркой театральностью
спектаклей. Т-р способствовал развитию белорус. драматургии. На его
сцене впервые были пост. пьесы И. Гур-ского, П. Глебки, К. Губаревича,
В. Полесского и др.
В труппе т-ра (1960)-нар. арт. СССР А. К. Ильинский, нар. арт. БССР
Т. Н. Сергейчик, Н. П. Звездоч„тов, Е. П. Радзяловская, М. С. Белинская,
А. Г. Ше-лег, А. М. Трус, Ф. И. Шмаков, засл. арт. БССР Я. К.
Глебовская, Е. И. Лаговская, И. А. Матусе-вич, С. В. Скальский, 3. И.
Конопелько, Е. П. Матисова, М. Л. Федоровский; гл. художник т-ра-засл.
деят. иск. БССР Е. Д. Николаев, зав. муз. частью- засл. арт. БССР Л. А.
Маркович.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1926. "Вакханки" Еврипида (пост. Смышляев, реж. Санников), "Остап"
Глобы (Громов и Невский), "У м?нулы час" ("В былые времена") Бэна (пост.
Афонин, реж. Мицкевич).
1927. "Возле террасы" Громыки (Марголин).
1928. "Разлом" (Розанов), "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича и
"Модный шляхтюк" Каганца (Сергейчик), "Когда поют петухи" Юрьина
(Мицкевич), "Рельсы гудят" Киршона (пост. Розанов, реж. Санников).
1929. "Ма„масць" ("Имущество", по повести Караваевой "Двор")
(Санников), "Простые сердца" Заяицкого, Розанова и Мицкевича (Розанов),
"Город ветров" Киршона (Розанов и Мицкевич).
1930. "Авангард" Катаева (Розанов и Санников), "Первая конная"
Вишневского (Тезавровский).
1931. "Кочегары" Гурского (Мицкевич), "Напор" Александровича
(Мицкевич).
1933. "На западе бой" Вишневского (Мицкевич), "Женитьба Фигаро"
(Антокольский и Мицкевич).
1934. "Бойцы" Ромашова (Дарвишев), "Чудесный сплав" Киршона
(Розанов), "Человек решает" Курдина (Дарвишев).
1935. "Игра интересов" Бенавенте (Ферман), "Гибель эскадры" (Зубов),
"Отважный трус" Штока и Смеляна (Сергейчик).
1936. "Бесприданница" (Дарвишев), вечер белорусских водевилей:
"Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича, "Пав-линка" и "Примаки" Купалы
(Молчанов), "Любовь Яровая" (Дарвишев), "Война - войне" Коласа
(Дарвишев).
1937. "Дубровский" по Пушкину (Молчанов), "Хижина дяди Тома" по
Бичер-Стоу (Великий), "Банкир" Корнейчука (Дарвишев), "В пущах Полесья"
Коласа (Дарвишев), "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина (Молчанов), "Дети
Ванюшина" Найд„нова (Сергейчик).
1938. "Мещане" (Виньяр и Тамарин), "Человек с ружь„м" (Виньяр и
Тамарин).
1939. "Генеральный консул" бр. Тур и Шейнина (Иванов), "Гибель волка"
Самуйл„нка (Молчанов), "Павел Греков" Войтехова и Ленча (Крицберг), "Не
вс„ коту масленица" Островского (Великий).
1940. "Над Бер„зой-рекой" Глебки (Акс„нов), "Лес" (Горбунов),
"Кремл„вские куранты" (Акс„нов); "Лекарь поневоле" Мольера
(Казимировский).
1941. "Привидения" Ибсена (Горбунов), "Иринка" Черного (Сергейчик),
"Нестерка" Вольского (Лойтер), "Парень из нашего города" (Молчанов),
"Семья Михайловых" Соловь„ва (Лойтер), "Осада мельницы" Муромцева (по
Золя) (Лойтер и Сергейчик), "Крылатое племя" Первенцева (Лойтер).
1942. "Егор Булычев и другие" (Лойтер); "Забавный случай" Гольдони
(Аноева), "Русские люди" (Лойтер), "Фронт" (Лойтер).
1943. "Нашествие" (Мицкевич); "Испытание огн„м" Крапивы (Лойтер).
1944. "Площадь цветов" Ильенкоза (Мицкевич), "Поздняя любовь"
Островского (Лойтер), "Театр Клары Газуль" Ме-риме (Мицкевич).
1945. "Так и будет" Симонова (Лойтер), "Ревизор" (Лойтер).
1946. "Гамлет" (Бебутов).
1947. "На белом све"'е" Нилина (Лойтер), "Русский вопрос" (Молчанов);
"Глубокие корни" Гоу и д'Юссо, "Овод" по Войнич (Осипов), "Закон
Ликурга" по Драйзеру (Мозолев-ская), "Вицмундир" Каратыгина (Ильинский),
"Беда от нежного сердца" Соллогуба (Ильинский).
1948. "Остров мира" Петрова (Осипов), "Центральный ход" Губаревича и
Дорского (Мицкевич), "Великая сила" Ромашова (Мицкевич).
1949. "Песня наших сердец" Полесского (Мицкевич), "Я хочу домой"
Михалкова (Мозолевская), "Свадьба Кре-чинского" (Скибневский);
"Алазанская долина" Губаревича и Дорского (Мицкевич), "Чужая тень"
Симонова (Скибневский), "Рождение мира" по А. Толстому (Мицкевич).
1950. "Накануне" по Тургеневу (Мозалевская), "Семья" Попова
(Скибневский), "Когда зацветают сады" Полесского (Мицкевич), "Близкое"
Чепурина (Мозолевская), "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского
(Мицкевич), "Калиновая роща" Корнейчука (Мицкевич), "Девушка с кувшином"
Лопе де Вега (Скибневский), "Поют жаворонки" Крапивы (Мицкевич),
"Бешеные деньги" Островского (Донатти), "Е„ друзья" Розова
(Мозолевская).
1951. "Живой Труп" (Скибневский), "Три сестры (Скиб-иевский), "На
дне" (Скибневский), "Разлом" (Мицкевич);
"Разор„нное гнездо" Купалы (Скибневский).
1952. "Учитель танцев Лопе де Вега (Скибневский), "Пролитая чаша" Ван
Ши-фу (Скибневский), "Враги" (Раевский).
1953. "Шторм" Билль-Белоцерковского, "Жестокий свет Бруштейн по
Диккенсу (Скибневский), "Васса Железновах (Мицкевич); "Любовь на
рассвете" Галана (Скибневский), "Не называя фамилий" Минко (Лойтер),
"Извините, пожалуйста!" Мака„нка (Скибневский), "Опасный спутник"
Салынского (Лойтер).
1954. "Гаити" Дюбуа (Мицкевич), "Ночь ошибок" Голд-смита
(Скибневский), "Сердце не прощает" Софронова (Лойтер). "Машека"
Вольского (Скибневский), "Анна Лучинина" Трен„ва (Лойтер).
1955. "Домик на окраине" Арбузова (Ильинский и Скибневский), "В
добрый час" Розова (Бровкин), "Горячее сердце" (Лойтер), "Гамлет"
(Бебутов); "Персональное дело" Штейна (Скибневский), "Андрей Лобанов"
Гутковича и Козовской по Гранину (Лойтер).
1956. "Крепость над Бугом" Смирнова (Лойтер), "Мораль пани Дульской"
Запольской (Скибневский), "Счастье" Дорского (Лойтер), "Дама-невидимка"
Кальдерона (Бровкин). "Родная мать" Алтухова (Скибневский), "Чудесный
сплав. Киршона (Бровкин), "Платон Кречет" (Лойтер).
1957. "Три соловья, дом 17" Добрычанина (Бровкин), "Униженные и
оскорбл„нные" по Достоевскому (Лойтер), "Вечный источник" Зорина
(Скибневский), "Когда цветет акация" Винникова (Бровкин), "Свет с
востока" Глебки (Скибневский), "Последняя остановка" Ремарка (Бровкин),
"Юные мстители." Гутковича и Хазанского (Лойтер и Скибневский).
1958. "В поисках радости" Розова (Бровкин), "Люди и дьяволы" Крапивы
(Скибневский), "Такая любовь" Когоута (Щербаков), "Начало жизни" Финна
(Щербаков), "Гроза будет" по Коласу (Щербаков).
1959. "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (Щербаков), "Тайфун"
Цао Юя (Бровкин), "Юстина" Вуолийоки (Богданов).
1960. "Иркутская история" Арбузова (Щербаков), "Наследники Рабурдена"
Золя (Бендерский), "Именем революции" Шатрова (Браганцев).
Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск,
1959;Мастацтва Савецкай Беларус?. Зборн?к артыкула, М?нск, 1955; Декада
белорусского искусства и литературы в Москве. 1955. Сборник материалов,
[Минск], 1955; Няф„д Ул., Тэатр у вогненныя гады, М?нск, 1959;Ск?бнеск?
А., Народны артыст СССР А. К. ?лынск?, М?нск, 1954. В. Н.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ИМ. ЯНКИ КУПАЛЫ
(Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени
академич. театр им. Янки Купалы) - старейший драматич. театр БССР. Соэ
дан в Минске в 1920 под названием 1-й Белорус. Гос. драм. т-р. В его
состав вошли акт„ры, работавшие в "Первом товариществе белорус. драмы и
комедии", в полупрофессиональных и любительских коллективах. Открыт 14
сент. 1920 инсценировкой повести "В зимний вечер" ("Рысь") Ожешко, 17
сент. показал "Павлинку" Купалы.
В 1921-31 т-ром руководил Е. А. Мирович, воспитавший поколение
мастеров нац. сцены. Среди первых спектаклей, определивших реалистич.
направление коллектива, были "Разор„нное гнездо" Купалы (1921); "Красные
цветы Белоруссии" Горбацевича (1923) - первая белорус. пьеса на совр.
тему, рассказывающая о борьбе белорус. партизан с белополь-скими
интервентами. В первые годы т-р обращался преим. к пьесам на темы из
истории и фольклора белорус. народа: "На купалле" Чарота (1921),
"Машека", "Кастусь Калиновский" (обе 1923), "Коваль-воевода" (1925)
Мировича (Машека, Калиновский - Крыло-вич, Коваль - Григонис) и др. Эти
постановки (реж. Мирович) отличались народностью образов, ярким
отображением нар. быта, были насыщены музыкой, песнями, танцами. Из
русской классики пост. "На дне" (1920), инсц. повести В. Короленко "Лес
шумит" (1922). В эт1й годы в т-ре работали В. Н. Крылович, Ф. П.
Ждацович и П. Ф. Жданович, Б. В. Платонов, В. И. Владимирский Л. И.
Ржецкая, О. В. Галина, позднее в состав коллектива вош„л Г. П. Глебов.
Во 2-й половине 20-х гг. осн. внимание уделялось пьесам на совр. темы.
Восстановлению нар. хозяйства, индустриализации страны были посв.
спектакли: "Победа" (1926), "Запоют веретена" (1928)
Мировича; переходу старой интеллигенции на сторону Советской власти -
"Мост" Романовича (1929). В эти годы пост. "Мятеж" (1927), "Бронепоезд
14-69" (1928; Вершинин - Крылович). В первой пол. 30-х гг. в
деятельности т-ра имели место формалистич. ошибки (спектакли
"Недоросль", "Жакерия"), к-рые вскоре преодолеваются. Т-р укрепляется на
реали-стич. позициях и созда„т значительные в идейном и художеств.
отношении спектакли: "Гута" Кобеца (1930; стеклодув Мороз - Крылович) об
индустриализации, "Отечество" Черного (1932; Леопольд
Гушка-Владомирский) о революц. борьбе за нар. власть. Коллективизации,
борьбе против скрытых врагов посвящены спектакли "Конец дружбы" Крапивы
(1934) и "Гибель волка" Самуйл„нка (1939; реж. Санников;
Харкевич - Глебов, Абабурка- Владомирский). В спектакле "Партизаны"
Крапивы (1938) т-р воскресил страницы героич. борьбы белорус. народа в
дни гражд. войны. Спектакль "Кто смеется последним" Крапивы (1939;
Туляга - Глебов, Горлохватский - Рах-ленко) - яркий образец жанра
сатирич. комедии. Спектакль "Иринка" Черного (1941) посвящ„н жизни
трудящихся зап. Белоруссии под гн„том панской Польши и воссоединению
белорус. народа. Т-р продолжал разработку материала белорус. фольклора:
"Соловей" Бядули (1937), "Катерина Жерносек" Клим-ковича (1938);
ставил переводные пьесы: "Платон Кречет" (1936); "Беспокойная старость"
Рахманова (1938) и др. Рус. и зарубежная классика была представлена
спектаклями: "Волки и овцы" (1936), "Без вины виноватые" (1938),
"Скупой" (1937). Яркой обличит. силой, исполнительским ансамблем
отличался спектакль "Последние" (1937; реж. Раевский, Зорев; Иван
Коломийцев - Владомирский, Вера - Жданович). В 1940 т-р был награжд„н
орденом Трудового Красного Знамени.
В годы Великой Отечественной войны т-р работал в Томске (1941-44).
Здесь пост. пьесы: "Фронт" (1942), "Русские люди" (1943); "Павлинка"
Купалы (1944), "Поздняя любовь" Островского (1944) и др. В 1945 т-ру
было присвоено имя поэта Я. Купалы, в 1955 - звание Академического.
Среди постановок 40-50-х гг.- спектакли об Отечественной войне:
"Константин Заслонов" Мовзона (1947; реж. Санников; Заслонов - Платонов,
Кроп-ля - Глебов, Крушина - Дедюшко), "С народом" (1948), "Люди и
дьяволы" (1958) Крапивы, "Это было в Минске" Кучара (1949), спектакли,
рисующие борьбу за мир,-"Голос Америки" Лаврен„ва (1950) и др.;
спектакли, отражающие социалистич. строительство, - "Московский
характер" Софронова (1948), "Поют жаворонки" Крапивы (1950; реж.
Санников;
Пытлеванов - Дедюшко), "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Извините,
пожалуйста!" (1954; реж. Санников), "Чтобы люди не журились" (1959)
Мака„н-ка, "На крутом повороте" Губаревича (1956) и др. Истории
революции посвящены спектакли: "Семья" Попова (1950), "Кремл„вские
куранты" Погодина (1956), "Вечный источник" Зорина (1957), "Грозовой
год" Каплера и Златогоровой (1957) (роль В. И. Ленина в этих спектаклях,
кроме спектакля "Семья", исполнил Молчанов), "Третья патетическая"
(1959; В. И. Ленин - Платонов). Серь„зных успехов т-р достиг в работе
над рус. и зарубежным классич. репертуаром:
"Доходное место" (1953; реж. Мозолевская), "Ромео и Джульетта" (1946;
реж. Литвинов; Ромео - Платонов, Джульетта - Жданович), "Нора" (1954,
реж. Маркова; Нора - Жданович); "Смерть воеводы" Ю. Словацкого (1959).
Лучшие спектакли т-ра отличаются глубоким проникновением в социальную
сущность изображаемых явлений, большой жизненной, психологич. правдой,
реалистич. направленностью, гармоничным акт„рским ансамблем. Т-р
способствует развитию нац. сценич. иск-ва, подготовке кадров режисс„ров,
актеров, театр. художников, развитию белорус. драматургии. Большое
значение в жизни т-ра имело творчество акт„ров и режисс„ров Е. А.
Мировича, В. Н. Крыловича, Е. Э. Мироновой, М. А. Зорева, Г. Ю.
Григониса. В труппе театра (1960): нар. арт. СССР В. И. Владомирский, Г.
П. Глебов, П. С. Молчанов, Б. В. Платонов, Л. И. Ржецкая, нар. арт. БССР
С. С. Бирилло, О. В. Галина, В. И. Дедюшко, И. Ф. Жданович, Р. Н.
Кошельникова, В. Н. Полло, Л. Г. Рахленко, К. Н. Санников, С. М.
Станюта, И. Б. Ша-тилло, засл. арт. БССР Т. Н. Алексеева, А. Б.
Барановский, 3. И. Броварская, Н. Н. Еременко, П. И. Иванов, В. А.
Кравцов, Б. К. Кудрявцев, П. А. Пекур, 3. Т. Стомма, Л. П. Шинко, Э. П.
Шапко, Б. 3. Ян-польский.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1920. "В зимний вечер" ("Рысь") по повести Ожешко (Жданович),
"Павлинка" Купалы (Жданович), "На дне" (Елисеев).
1921. "Разоренное гнездо" Купалы (Жданович), "На дне" (Мирович);
"Хам" Ожешко (Жданович), "На купалле" Ча-рота (Мирович), "Красная
правда" Вермишева (Жданович), "Изба за деревней" ("Цыганка Аза")
Старицкого (Жданович), "Дамы и гусары" Фредро (Мирович), "Последняя
встреча" Голубка (Голубок), "Ганка" Голубка (Голубок).
1922. "Лес шумит" по Короленко (Жданович), "Ученик дьявола" Шоу
(Мирович), "Их четверо" Запольской (Мирович), "Свадьба" Горбацевича
(Мирович), "Жрец Тарквиний" Поливанова (Мирович).
1923. "Волки" Роллана (Мирович), "Кастусь Калиновский" Мировича
(Мирович), "Машека" Мировича (Мирович), "Социалистка" Гартного
(Мирович), "Ведьма" - инсц. рассказа Чехова (Мирович), "Гимн труду"
Андреенко (Мирович), "Красные цветы Белоруссии" Горбацевича (Мирович).
1924. "Мещанин во дворянстве" Мольера (Мирович), "Советский ч„рт"
Юрьина (Мирович), "Панский гайдук" Быва-евского (Мирович).
1925. "Красная маска" ("Поджигатели") Луначарского (Мирович),
"Деревенский судья" Кальдерона (Попов), "Пинская шляхта"
Дунина-Марцинкевича (Мирович), "Коваль-воевода" Мировича (Мирович),
"Карьера товарища Брызга-лина" Мировича (Мирович).
1926. "Смешные жеманницы" Мольера (Попов), "Жорж Данден" Мольера
(Попов), "Победа" Мировича (Мирович), "Вир" Романовича (Мирович), "Брак
поневоле" Мольера (Попов).
1927. "Мятеж" по Фурманову, инсц. Поливанова (Мирович), "Над Неманом"
Громыки (Мирович).
1928. "Запоют веретена" Мировича (Мирович), "Бронепоезд 14-69"
Иванова (Винер и Смеянов).
1929. "Мост" Романовича (Мирович), "Инга" Глебова (Смеянов),
"Междубурье" Курдина (Мирович), "Луна слева" Билль-Белоцерковского
(Мирович).
1930. "Гута" Кобеца (Мирович), "Ярость" Яновского (Смеянов).
1932. "Отечество" Черного (Литвинов).
1934. "Недоросль" Фонвизина (Литвинов и Данилов), "Жакерия" по П.
Мериме (Литвинов), "Конец дружбы" Крапивы (Литвинов и Рахленко).
1935. "Жизнь зовет" Билль-Белоцерковского (Рахленко).
1936. "Платон Кречет" (Зорев); "Волки и овцы" (Рахленко).
1937. "Капитанская дочка" по А. Пушкину (Литвинов), "Последние"
Горького (Раевский, Зорев), "Скупой" (Рахленко); "Соловей" Бядули
(Рахленко и Литвинов), "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина (Зорев).
1938. "Без вины виноватые" (Рахленко); "Беспокойная старость"
Рахманова (Литвинов), "Партизаны" Крапивы (Рахленко и Санников),
"Катерина Жерносек" Климковича (Зорев).
1939. "Гибель волка" Самуйл„нка (Санников), "Кто сме„тся последним"
Крапивы (пост. Раевского, реж. Рахленко).
1940. "Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега (Головчинер).
1941. "Фландрия" Сарду (Рахленко), "Машенька" Афиногенова (Санников),
"В степях Украины" Корнейчука (Рахленко), "Иринка" Черного (Рахленко),
"Парень из нашего города" (Санников).
1942. "Крылатое племя" Первенцева (Рахленко), "Душа Москвы" Никулина
(Санников), "Фронт" Корнейчука (Рахленко).
1943. "П„тр Крымов" Финна (Мирович), "Русские люди" (Рахленко);
"Собака на сене" Лопе де Вега (Литвинов).
1944. "Поздняя любовь" Островского (Литвинов), "Поле-щуки" Романовича
(Мирович), "Павлинка" и "Примаки" Купалы (Литвинов).
1945. "Милый человек" Крапивы (Раевский).
1946. "Ромео и Джульетта" Шекспира (Литвинов)
1947. "За тех, кто в море" Лаврен„ва (Литвинов), "Кон-; стантин
Заслонов" Мовзона (Санников), "Молодая гвардия" (Литвинов); "Глубокие
корни" Гоу и д'Юссо (Рахленко).
1948. "Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина (Санников), "С
народом" Крапивы (Санников), "День чудесных обманов" Шеридана
(Литвинов), "Московский характер" Софронова (Санников).
1949. "Это было в Минске" Кучара (Литвинов), "Борис Годунов" (сцены
из трагедии - "Келья", "Корчма", "У фонтана") Пушкина (Кравцов), "Скупой
рыцарь" Пушкина (Би-рилло), "Особняк в переулке" бр. Тур (Санников и
Платонов).
1950. "Голос Америки" Лаврен„ва (Литвинов), "Таланты и поклонники"
(Литвинов); "Семья" Попова (Санников), "Калиновая роща" Корнейчука
(Сушко), "Цитадель славы" ("Брестская крепость") Губаревича (Санников),
"Поют жаворонки" Крапивы (Санников), "Семья Лутониных" бр. Тур и Шейнина
(Санников).
1951. "Вишн„вый сад" (Мицкевич); "Анна Каренина" по Толстому,
драматич. композиция Волкова (Санников).
1952. "На рассвете" Мака„нка (Санников), "Макар Дубрава" Корнейчука
(Мозолевская), "Прага оста„тся моей" Буряковского (Кухта), "Счастье
поэта" Витки (Сушко).
1953. "Заинтересованное лицо" Крапивы (Санников), "Доходное место"
(Мозолевская),"Коварство и любовь" (Рахленко).
1954. "Нора" (Маркова); "Извините, пожалуйста!" Мака„нка (Санников),
"Огненный мост" Ромашова (Рахленко), "Чайка" (Мозолевская); "Пинская
шляхта" Дунина-Марцин-кевича (Санников).
1955. "Крылья" Корнейчука (Рахленко), "В добрый час!" Розова
(Мозолевская), "Зыковы" Горького (Санников).
1956. "Кремл„вские куранты" (Рахленко); "На крутом повороте"
Губаревича (Санников), "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского
(Архангельский), "Таня" Арбузова (Жда-нович), "Госпожа министерша"
Нушича (Рахленко).
1957. "Дамы и гусары" Фредро (Архангельский), "Пока вы молоды" Мележ
(Мозолевская), "Вечный источник" Зорина (Санников), "Лиса и виноград"
Фигейреду (Эрин), "Грозовой год" Каплера и Златогоровой (Рахленко), "20
лет спустя" Светлова (Жданович).
1958. "Забытый всеми" Хикмета (Эрин), "Люди и дьяволы" Крапивы
(Санников), "Дни нашего рождения" Мележа (Про-стов).
1959. "Третья патетическая" Погодина (Эрин), "Чтобы люди не журились"
Мака„нка (Простов), "Смерть воеводы Словацкого (Санников), "Добряки"
Зорина (Эрин), "Побег из ночи" бр. Тур (Рахленко).
1960. "Воскресение" по Толстому, драматич. композиция Ефремова
(Ефремов), "Сердиться не надо" Зуба (Санников).
Лит.: Раманов?ч А., Першы тэатр, М?нск, 1946;
Н я ф „д Ул., Беларусы? тэатр. Нарыс гйсторы?, М?нск, 1959;
Мастацтва Совецкай Беларус?. Зборн?к артыкула, М?нск, 1955; Н я ф „ д
Ул., Тэатр у вогненныя гады (1941-45), М?нск, 1959; Декада белорусского
искусства и литературы в Москве. 1955. Сборник материалов, [Минск],
1955; Б у т а к о в А., Искусство жизненной правды (Театр им. Я. Купалы
в 20-30-х годах), Минск, 1957; Стэльмах Ул., Народны артыст СССР Г. П.
Глеба, М?нск, 1954; Рамановiч Я., Народны артыст СССР Б. В. Платона,
М?нск, 1954; Няфeд Ул., Народны артыст БССР Ул. I. Владамiрск?, Мiнск,
1954;
Е с а к о у А., Уладзiмiр Крыловiч, Мiнск, 1956: Няфeд Ул., Народны
артыст СССР Павел Сцяпанав?ч Малчанау, М?нск, 1958. В. Н.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Белорусский государственный ордена
Ленина Большой театр оперы и балет а)- музыкальный театр Белорусской
ССР. Был открыт в Минске 25 мая 1933. Осн. на базе Гос. студии оперы и
балета в Минске (1930-33). Первыми спектаклями т-ра были "Кармен",
"Князь Игорь", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Лебединое озеро",
"Красный мак". Важное значение в истории т-ра имела пост. оперы "Тихий
Дон" Дзержинского (1938).
В 1939-40 были пост. нац. оперы: "Михась Подгорный" Е. К. Тикоцкого,
"В пущах Полесья" А.В. Богатыр„ва, "Цветок счастья" А.Е. Туренкова и
нац. балет "Соловей" М. Е. Крошнера. В 1940 т-р принял участие в декаде
белорус. иск-ва и лит-ры в Москве. В конце 40- 50-х гг. были
осуществлены пост. балета "Князь-озеро" В. А. Золотар„ва (1949; Ст. пр.
1950), опер "Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса (1947), "Девушка из
Полесья" Тикоцкого (1953) и др., а также опер классич. репертуара
("Борис Годунов", "Садко", "Проданная невеста" и др.). Спектакли в
театре идут на белорус. и рус. языках. Среди мастеров театра-нар. арт.
СССР Л. П. Александровская, нар. арт. БССР Р. В. Млодек, С. Ю. Друкер,
К. К. Кудряшова, Т. Н. Нижни-кова, Л. М. Ряженова, А. В. Николаева, И.
М. Болотин, М. И. Денисов, С. В. Дречин; дириж„ры- Л. В. Любимов, засл.
деят. иск-в БССР Т. М. Коло-мийцева; художники - нар. художник БССР С.
Ф. Николаев, засл. деят. иск-в БССР П. В. Масленников; балетмейстер К.
А. Муллер и др. В т-ре работали в различное время: дириж„ры- О. А. Брон,
И. А. Гит-гарц, В. И. Пирадов, режисс„ры - И. Ю. Шлепянов, П. С.
Златогоров, Б. А. Покровский, Б. А. Мордвинов, балетмейстеры-К. Я.
Голейзовский, А. Н. Ермолаев В. В. Лопухов, художник М. П. Бобышев и др.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1933. "Кармен" (Дысковский); "Царская невеста"; "Евгений Онегин";
"Красный мак" (Крамаревский).
1934. "Князь Игорь" (Чернявский); "Пиковая дама" (Мордвинов).
1935. "Коппелия" (Лопухов); "Риголетто" (Златогоров и Мордвинов).
1936. "Евгений Онегин" (Дысковский); "Севильский цирюльник"
(Борисевич); "Конeк-Горбунок" Пуни (Крамаревский); "Кармен"
(Дысковский).
1937. "Тоска" (Златогоров); "Чио-Чио-сан" (Златогоров);
"Эсмеральда" (Крамаревский).
1938. "Тихий Дон"(Хайлов); "Царская невеста" (Раппопорт);
"Лебединое озеро" (Муллер); "Русалка" (Раппопорт); "Тщетная
предосторожность" (Муллер).
1939. "Михась Подгорный" Тикоцкого (Литвинов и Мордвинов); "В пущах
Полесья" ("Дрыгва") Богатыр„ва (Шлепянов);
"Соловей" Крошнера (Ермолаев и Лопухов); "Бахчисарайский фонтан"
(Голейзовский).
1940. "Цветок счастья" Туренкова (Шлепянов); "Лебединое озеро"
(Муллер); "Чио-Чио-сан" (Златогоров); "Пиковая дама" (Шахрай и
Шлепянов).
1941. "Травиата" (Шахрай и Шлепянов); "Дон Кихот" (Муллер); "Сказки
Гофмана" Оффенбаха (Борисевич).
1942. "Купальская ночь", муз. нар. представление, монтаж из оперных
пост. (Шахрай, Ермолаев и Хираско).
1944. "Тщетная предосторожность" (Васильева и Ковту-нов); "Алеся"
Тикоцкого (Покровский).
1945. "Чио-Чио-сан" (Борисевич); "Севильский цирюльник" (Шахрай);
"Арлекинада" Дриго (Вайнонен).
1946. "Травиата" (Шахрай); "Русалка" (Борисевич).
1947. "Кастусь Калиновский" Лукаса (Мордвинов и Шахрай); "Алеся"
Тикоцкого (Мордвинов).
1948. "Лебединое озеро" (Муллер); "Риголетто" (Мордвинов); "Евгений
Онегин" (Шахрай); "Дубровский" Направника (Шахрай); "Дон Кихот"
(Муллер); "Пиковая дама" (Мордвинов).
1949. "Князь-озеро" Золотар„ва (Муллер и Мордвинов);
"Князь Игорь" (Мордвинов); "Кон„к-Горбунок" Пуни (Муллер);
"Царская невеста" (Шахрай); "Бахчисарайский фонтан" (Муллер);
"Проданная невеста" (Мордвинов); "Черевички" Чайковского (Шахрай);
"Алеко" Рахманинова; хореографическая картина "Испанское каприччио" на
музыку Римского-Корeсакова.
1950. "Красный цветок" Глиэра (Дречин и Мордвинов);
"Иван Сусанин" (Мордвинов); "Соловей" Крошнера (Муллер);
"Тоска".
1951. "Доктор Айболит" Морозова; "Запорожец за Дунаем"
(Александровская); "Демон" (Шахрай); "Тихий Дон" (Мордвинов и
Александровская); "Морозко" Красева; "Эсмеральда" (Дречин).
1952."Страшный двор" Монюшко (Александровская) ;"Князь-озеро"
Золотарeва (Муллер); "Мазепа" Чайковского (Александровская); "Лакме"
Делиба (Моралeв); "Иоланта" Чайковского (Моралeв); балетная сюита
"Шопениана" (Дречин).
1953. "Девушка из Полесья" Тикоцкого (Александровская, Домбровский,
Морал„в); "Жизель"; "Аида" (Александровская).
1954. "Молодая гвардия" Мейтуса (Моралeв); "Спящая красавица"
(Муллер); "Борис Годунов" (Александровская и Мордвинов); "Князь Игорь"
(Любимова и Мордвинов).
1955. "Пламенные сердца" Золотарeва (Ермолаев); "Маринка" Пукста
(Морал„в); "Евгений Онегин" (Моралeв); "ФраДьяволо" Обера (Морален);
"Русалка" (Александровская); "Лауренсия" (Дречин); "Трубадур".
1956. "Искатели жемчуга" Визе (Уженцев); "Надежда Дурова" Богатырeва
(Александровская).
1957. "Корсар" Адана (Дречин); "Садко" (Моралeв); "Михась Подгорный"
Тикоцкого (Александровская).
1958. "Манон" Массне (Уженцев); "Голубой Дунай" композиция на муз.
Штрауса (Дречин); "Чародейка" Чайковского (Моралeв); "Ясный рассвет"
Туренкова (Александровская); "Подставная невеста" Вагнера (Муллер).
1959. "Вертер" (Уженцев); "Дитя радости" ("Си-Эр, или Седая девушка")
Корчмарeва (Моралeв); "Тщетная предосторожность"; "Корневильские
колокола" Планкета (Уженцев);
"Баядерка" Минкуса (Дружинин).
1960. "Пиковая дама" (Александровская); "Тропою грома" Караева
(Конюс); "Цыганский барон" Штрауса (Уженцев);
"Колючая роза" Семеняки (Уженцев и Бровкин).
Лит.: Смольскi Б., Беларускi дзяржаны ордена Ленiна Вялiкi тэатр
оперы i балета, в кн.: Мастацтва Совецкай Беларусi. Сборник артыкула,
М?нск, 1955. Бр. С.
Обратно в раздел культурология
|
|