Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БЕЛИННИК, Петр Сергеевич [р. 1 (14). X. 1906]- украинский советский
артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1954). Творч. путь начал в
самодеятельности. В 1933-36 обучался пению в Харьковской консерватории у
проф. Р. С. Вайна. Впервые выступил на оперной сцене в Харькове в 1935.
В 1936-40 работал в Большом театре, в 1940-42 - в Харьковском т-ре оперы
и балета, с 1942 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев).
Партии: Левко ("Утопленница" Лысенко), Андрей ("Запорожец за Дунаем"),
Ленский; Берендей ("Снегурочка" Римского-Корсакова), Фауст; Альфред
("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Ионтек ("Галька" Мо-нюшко), Сергей
Тюленин ("Молодая гвардия" Мейту-са), Анатоль Курагин ("Война и мир") и
др. Б. обладает светлым, чистым, "л„гким" голосом. Наряду с лирическими
он исполняет также и характерные партии (Юродивый - "Борис Годунов").
Выступает как камерный певец.
Лит.: С т е б у н I., Петро Серг?йович Б?лпн-ник, Кив. 1958.
БЕЛЙНСКАЯ, Мария Сергеевна [р.9(22). VII. 1906]-белорусская советская
актриса. Нар. арт. БССР (1953). С 1926, после окончания Московской
белорус. студии, работает во 2-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа,
Витебск). Исполнительница ролей героинь, позже - характерных. Среди них:
Марина ("Война войне" Коласа), Татьяна
Марич ("Над Бер„зой-рекой" Глебки), Поля ("Мещане"), Мария Антоновна
("Ревизор"), Офелия; Мария Александровна ("Семья" Попова) и др. В. Н.
БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич [1 (13). VI, по новым данным, 30. V
(11. VI). 1811, Свеаборг,- 26. V (7. VI). 1848, Петербург] - русский
литературный и театральный критик, идеолог демократии. направления в
литературе и театре 30-40-х гг. 19 в., один из создателей русской
реалистич. эстетики.
Род. в семье врача. Окончил гимназию в Пензе, 1829-32 учился в Моск.
ун-те. Уже в студенческие годы Б. оказался в центре мыслящей,
прогрессивно настроенной молод„жи.
Страстная ненависть к крепостному праву, демо-кратич. гуманизм и
нравственный максимализм молодого Б. с большой силой сказались в его
юношеском произведении - трагедии "Дмитрий Калинин" (1830). Эта пьеса Б.
во многом близка драмам М. Ю. Лермонтова. Морально-философская патетика
пьесы связывает е„ с романтич. традицией декабристской литературы, с
драмами Шиллера и Байрона, а в картинах, рисующих уродства
помещичье-крепостного быта, чувствуется воздействие социально-обличит.
произведений Фонвизина, Радищева и Грибоедова. Герой драмы Б.- человек,
отверженный обществом, поставленный в романтически-необычайную
нравственную ситуацию. Однако важно, что уже здесь определяется
основополагающий для всей эстетики Б. интерес к действительности, отказ
от романтич. субъективизма. Трагич. катастрофа, к-рая постигает героя
драмы Б., не является результатом его индивидуальной "вины" - она
возникает как следствие непримиримых противоречий самой социальной
среды. Запрещ„нная цензурой пьеса послужила причиной для исключения Б.
из университета.
Свою лит.-критич. деятельность Б. начал в 1831 в моек.журнале
"Листок". В 1833 он становится сотрудником журнала "Телескоп" и
выходящей к нему приложением газеты "Молва", издаваемых Н. И.
Надежди-ным. Б. работал здесь в 1833-36 вплоть до закрытия журнала
правительством; в 1835, с мая по декабрь, в связи с отъездом Надеждина
за границу, был фактич. редактором журнала и газеты. В 1838-39
редактировал журнал "Московский наблюдатель". В 1839 переехал в
Петербург, стал сотрудником и идейным вдохновителем лучшего русского
журнала 40-х гг.- "Отечественные записки". В 1846, надеясь поправить
пошатнувшееся здоровье, Б. сопровождает своего друга - акт„ра М. С.
Щепкина, в его длительных гастролях по югу России. В 1847-48
сотрудничает в "Современнике" Н. А. Некрасова, во многом определяя
идейную программу журнала, развитую впоследствии Н. Г. Чернышевскими Н.
А. Добролюбовым. Б. умер от туберкул„за л„гких на 38-м году жизни,
измученный нуждой и непосильной работой.
Критич. творчество Б. отличалось боевым, непримиримо страстным
характером, смелым новаторством. Б. был признанным вожд„м передового
направления рус. лит-ры. Его суждения оказывали огромное воздействие на
общественное мнение, на творчество писателей, драматургов, акт„ров. Б.
посвятил театр. иск-ву св. 180 статей, рецензий и заметок. Он считал,
что т-р является "источником народного образования", выражает социальные
и духовные потребности общества. В своей первой крупной статье
"Литературные мечтания" (1834) Б. писал: "Театр!.. Любите ли вы театр
так, как я люблю его, т е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом,
со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость,
жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете
ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?"
(Полное собр. соч. в
13 тт., М., 1953, т. 1, стр.78-79). Б. мечтал о появлении подлинно
народного т-ра, в к-ром можно будет ".. .видеть на сцене всю Русь, с ее
добром и злом, с ее высоким и смешным,... видеть биение пульса ее
могучей жизни...". Ярчайшее выражение своих стремлений Б. находит в
комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова: е„ персонажи "не выдуманы, а
сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у
них не написано на лбах их добродетелей и пороков; но они заклеймены
печатию своего ничтожества, заклеймены мстительною рукою
палача-художника" (там же, стр. 80-81). Т. о., уже в начале своей
деятельности Б. требует от иск-ва верности действительности, неразрывно
связывая это с требованием прогрессивной направленности обществ. возз
рений художник а. Борьба за утверждение в иск-ве принципов жизненной
правды побуждает Б. резко выступать против пережитков классицизма в
т-ре, против ложного, ходульного иск-ва, проникнутого реакционной
тенденцией. В 1835 он принимает участие в критич. полемике,
развернувшейся вокруг творчества П. С. Мочал ова и В. А. Каратыгина ("И
мое мнение об игре г. Каратыгина"). Поддерживая анонимного критика П. Щ.
и решительно возражая С. П. Шевыр„ву, представлявшему мнение
консервативно настроенной эстетствующей критики, Б. заявляет, что, с его
точки зрения, Каратыгин не может быть признан великим художником, потому
что его искусству недоста„т больших идей и чувств, внутренней
страстности, личного активного отношения к изображаемому. Б. всецело
отда„т предпочтение Мочалову - акт„ру-"плебею", лиш„нному аристократич.
лоска и рассудочной уравновешенности, отличающих Каратыгина,- акт„ру
огромного вдохновения и пламенного темперамента, в игре к-рого глубокое
переживание становится источником естественности, поэтич. правды,
определяющей потрясающую силу воздействия театр. иск-ва на зрителей.
Эстетич. оценки приобретают у Б. обоснование в обществ, содержании
иск-ва. Новизна театр.-критич. метода Б. с особенным блеском выявилась в
его обширной статье ""Гамлет" Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838),
в к-рой Б., характеризуя гуманистич. освободительное по своей
направленности иск-во Мочалова, выразил принципы прогрессивного рус.
романтизма. Эта и др. статьи Б. о Мочал ове демонстрируют тончайшее
проникновение критика в творч. метод и душевное состояние акт„ра,
впервые показывают, что воплощение акт„ром роли-единый сложный процесс.
Отстаивая принцип жизненной правды, Б. смело становится на защиту
прогрессивного, реалистич. направления в т-ре, яростно преследуемого
официальной прессой. Он выступает прямым союзником Гоголя, обосновывает
критич. направление гоголевского реализма, устанавливает его историч.
истоки, утверждает ведущую роль гоголевской школы в совр. иск-ве. Б.
способствует развитию замечательного таланта М. С. Щепкина как акт„ра
критич. реализма, поддерживает гражданские, просветительские устремления
его творчества, высоко оценивает исключит. роль Щепкина в "сфере
общественного понимания искусства". В Щепкине Б. видит наиболее
совершенный тип акт„ра, в к-ром глубокое знание жизни, беззаветное
служение добру и истине сочетаются с самобытностью, эмоциональной
искренностью и всесторонним мастерством. Б. указывал на способность
Щепкина непрерывно изучать и совершенствовать свои роли от спектакля к
спектаклю, как на достоинство, отличающее настоящего акт„ра-художника.
"Его игра - творческая, гениальная. Он не помощник автора, но соперник
его в создании роли",- писал Б. ("Петровский театра, 1838). Признавая
аю„ра "самостоятельным художником", Б. вместе с тем обусловливал
развитие акт„рского иск-ва состоянием отечественной драматургии. Он
писал: "...Драматические поэты творят актеров. Нам нужно иметь свою
комедию, и тогда у нас будет свой театр" ("Московский театр", 1838). Б.
указывал на отрицат. влияние на театр. искусство мелодрамы и
развлекательного водевиля, прививающих акт„рам ходульность, штампы. Он
подч„ркивал значение реалистич. драмы для развития акт„рского иск-ва и
театр. культуры в целом. Так, по поводу исполнения "Ревизора" Гоголя в
моек. т-ре Б. отмечает такие важные качества спектакля, как "общность
игры", "естественность", объясняя их правдивостью пьесы, е„ близостью к
рус. действительности. В 1838 Б. пишет свою вторую и последнюю пьесу
"Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь" (пост. на моек. сцене в
том же году), к-рая по форме приближается к психологич. драме. Сво„
общее понимание драмы Б. высказывает в то время в связи с анализом
творчества Шекспира; е„ смысл Б. видит "...в игре взаимных отношений и
интересов всех лиц драмы...", а не только в раскрытии образа одного
главного героя.
Прямое отношение к т-ру имеют высказывания Б. о типическом. Типизм
есть один из основных законов творчества,- утверждает Б. Но типическое
лицо должно быть одновременно лицом конкретно индивидуальным. Для Б.
индивидуальное - форма проявления типического. В этом утверждении уже
содержится известная полемика с романтич. культом исключительного героя,
к-рая получает развитие в последующие годы. Б. вводит в свой анализ
акт„рского исполнения понятия субъективной и объективной игры. Первая
манера является выражением частного, личного представления акт„ра о роли
и недостаточна для выполнения всей художеств. задачи. Гораздо выше
объективная игра, к-рая основана на овладении акт„ром общей идеей роли и
пьесы в целом, содержит более широкий охват жизни ("Г. Сосницкий на
московской сцене в роли городничего", 1838).
Уже в 30-е гг. в центре внимания Б. находятся проблемы народности,
единства содержания и формы в иск-ве, проблемы историзма, художеств.
правды и др. Однако связь эстетики Б. с концепциями совр. идеалистич.
философии (Шеллинг, Гегель) мешает ему выработать метод, необходимый для
верного решения этих центральных эстетич. проблем, и приводит к
противоречиям с собственными убеждениями (напр., к отрицанию сатиры).
Тем не менее через все искания Б. ч„тко проходит идея единства иск-ва и
жизни, к-рая в новой обществ, обстановке 40-х гг. приобретает матери
алистич. обоснование. В эти годы Б. переходит к углубл„нной разработке
вопросов реалистич. эстетики. Со всей последовательностью он стремится
направить рус. драматургию по пути гоголевской "натуральной школы",
неустанно борется за демократизацию русского т-ра, за его насыщение
социальной проблематикой эпохи, за укрепление реалистич. основ
акт„рского творчества. Утверждая новое художеств. направление -
"натуральную школу", осн. принципами к-рой являются реализм, интерес к
правдивому изображению жизни простого народа, Б. развивает традиции
Пушкина и Гоголя, требует от т-ра раскрытия драматического и прекрасного
в их обыденных формах. Б. осозна„т необходимость усиления критич. начала
в рус. иск-ве, полностью преодолевая свои прежние колебания по этому
поводу. На этой почве обостряется борьба между Б. и представителями т.
н. "официальной народности", реакционного романтизма и славянофильства.
Б. обличает художеств. фальшь пьес Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника, П.
Г. Ободовского и др. авторов напыщенных мелодрам и псевдоисторич. драм,
борется с реакционными тенденциями в водевиле. Он горячо ратует за
создание нац. рус. комедии, реалистич. психологич. драмы, требует от
художников серь„зного отношения к жизни. Б. считает, что искусство и
литература больше чем когда-нибудь сделались выражением "общественных
вопросов". Причину этого явления Б. видит в пробуждении народного
сознания и в общей демократизации рус. культуры.
Неудовлетвор„нность методом романтич. иск-ва, переживающего в 40-х
гг. кризис, сказывается в выступлениях Б., критикующих Мочалова за его
субъективность, неровность, недостаток мастерства. В эти годы Б.
особенно страстно поддерживает проявление реализма в акт„рском
творчестве. Он разгадывает гениальный талант А. Е. Мартынова (к-рый в
этот период еще выступал в водевильном репертуаре), способствует
распространению принципов щепкин-ской школы, постоянно применяя е„
творч. критерии в своих статьях о т-ре. Непримиримость и вы-сскую
принципиальность Б. в борьбе за реализм характеризует его открытое
"Письмо к Гоголю" (1847).
В театрально-критических статьях Б. содержится множество высказываний
о таких высоко ценимых им драматургах, как Шекспир, Мольер, Шиллер, Гюго
и др. Особенно велика была любовь Б. к Шекспиру, которого он ценил
наряду с Пушкиным как величайшего реалиста, постигшего тайну
художественной конкретности и высокой поэтичности.
Рассматривая искусство в его отношении к действительности, сочетая
теорию с историч. подходом к явлениям лит-ры и т-ра, Б. охватывал весь
творческий процесс в целом, что было недоступно его предшественникам. Б.
основывал свою критику па критериях, выдвигаемых интересами обществ,
развития эго времени. Именно поэтому критика Б. была подлинно передовой,
историчной и научной, исполненной публицистич. страстности, поэзии и
вдохновения. Отражая рост демократич. начал в рус. обществ. жизни
30-40-х гг., Б. не только выступал продолжателем лучших идейных традиций
предшествующих лет (Радищева и декабристов), но и подв„л рус.
общественно-эстетич. мысль к новому этапу е„ развития, ознаменованному
появлением ре-волюционно-демократич. критики 50-60-х гг., утверждением
материалистич. мировоззрения в эстетике. Этим определяется огромное
значение критич. деятельности Б. в развитии рус. культуры и в частности
театрального искусства.
Соч.: Полное собр. соч., т. 1-11, под ред. С. А. Венге-рова, СПБ -
П., 1900-1917; т. 12-13 под ред..В. С. Спиридонова, М.-Л., 1926-48;
Собрание соч. в трех томах, т. 1-3, M., 1948; Полное собр. соч., т.
1-13, M., 1953-59; Белинский о драме и театре. Сборник, M.-Л., 1948.
Лит.: Летопись жизни и деятельности Белинского, М., 1958; История
русской литературы, М.-Л., изд. АН СССР, 195 8, т. VII (глава о
Белинском); Лаврецкий А., Белинский, в кн.: История русской критики, т.
l, M.-Л., 1958; Поляков М., Белинский в Москве. 182-1839, [M.], 1948;
Смирнова 3. В., Вопросы художественного творчества в эстетике русских
революционных демократов, М., 1958;
Кастелин М. А., Белинский - театральный критик, М., 1950; Островская
Б. (Вступ. статья), Белинский-театральный критик, в сб.: Белинский о
драме и театре, М.-Л., 1948. Т. Р.
БЕЛЙЦКИЙ, Илларион Сергеевич [р. 26. VI (9. Vil). 1911] - русский
советский театральный художник. С 1932 работает в т-рах Ленинграда и
Ле-нингр. области. Оформил спектакли: "Любовь Яровая"; "Пролог" Штейна,
"Обрыв" по Гончарову (1951, 1953, 1956, Большой драм. т-р), "Тропою
грома" по Абрахамсу (1954, Областной драм. т-р) и др. М. П.
ЬЕЛКОТ (Belcot), Казимир (14. IV. 1885-19. V. 1917) - румынский
акт„р. Учился на драм. отделении Бухарестской консерватории (класс
К.Ноттара).В 1906 начал выступать на провинциальной сцене, с 1907- 19Э8
- в бухарестском Национальном т-ре. Создал образы: Данданаке
("Потерянное письмо" Караджа-ле), Постум ("Бландузийский фонтан"
Александри), Полоний ("Гамлет"), Сганарель ("Брак поневоле").
Естественная и правдивая игра Б. способствовала утверждению реализма в
рум. акт„рском иск-ве. Был переводчиком комедий и оперетт на румынском
языке, автором куплетов для эстрадных представлений.
Лит.: Almanahul teatrului Rominesc, Buc., 1942; "Teatrul", Buc.,
1957, ј 5, Mai. Я. Р.
БЕЛЛА (Bella), Ян Лево-слав (4. IX. 1843 - 26. V. 1936) -
чехословацкий композитор. Поч„гный доктор Ун-та им. Коменского в
Бра-тиславе. Музыке обучался в Вене у С/ Зехтера. В 1883- 1923 жил в
Трансильвании, с 1923- в Братиславе. Автор опер "Кузнец Виланд"
(Бра-тислава, 1926, Нац. т-р), "Ярослав" (неоконч.), симф. и др. соч. В
1881-1921 был муз. директором оперного т-ра в Германштадте.
Лит.: Orel D., Jan Levoslav Bella, Bratislava, 1924;
Zavarsky Е., Jan Levoslav Bella, Bratislava, 1955.
Л. Т., Я. Я. БЕЛЛАМИ (Bellamy), Джордж Энн (ок. 1727- 16. II. 1788) -
английская актриса. В 1742 дебютировала на сцене т-ра "Ковент-Гарден" в
роли мисс Прю ("Любовь за любовь" Конгрива). В 1744 играла роль Монимии
("Сирота" Отуэя). Вскоре заняла ведущее положение в т-ре "Друри-Лейн",
где постоянно выступала с Д. Гарриком; в 1750 играла Джульетту (роль
Ромео играл Гаррик). В последние годы сценич. деятельности снова
работала в т-ре "Ковент-Гарден", исполняла преим. трагедийные роли.
Оставила сцен% в 1785. Б.- автор мемуаров (1785), представляющих интерес
для изучения театр. жизни е„ времени.
Соч.: An apology for the life of Gr.A. Bellamy, v. 1-5 L., 1786. А.
А., Ф. K.
БЕЛЛИНГ (Belling), Том (Томас) (р.1830-г. смерти неизв.)-цирковой
артист; клоун. Сын циркового артиста и предпринимателя. Род. в США, но
еще в юности переселился в Европу. Начал выступать в цирке как наездник.
Отличаясь комедийным дарованием, принимал участие в комич. конных
сценках. В 1860, работая в Берлине в цирке Ренца как униформист, сочетал
эту работу с различными комич. проделками, клоунскими трюками, имевшими
успех у публики. Б. создал новый тип клоунады, образ т. н. ков„рного.
Вош„л в историю цирка как создатель маски рыжего клоуна - Августа -
простодушного, неуклюжего неудачника, безуспешно стремящегося помогать
окружающим. Выступал как Август в Парижском цирке Франкони. Вскоре
появились многочисл. подражатели Б. В 80-х гг. уш„л из цирка и переш„л в
варьете, где выступал как фокусник.
БЕЛЛИНИ (Bellini), Винченцо [3. XI. 1801, Катания (Сицилия),-23/24.
IX. 1835, Пюто, близ Парижа] - итальянский композитор. Один из виднейших
мастеров итал. оперы 19 в. Отец и дед Б. были музыкантами. Б. окончил
консерваторию в Неаполе. Автор 11 опер, в т. ч. "Пират" (1827, "Ла
Скала", Милан), "Капулетти и Монтекки" (1830, т-р "Фениче", Венеция),
"Сомнамбула" (1831, т-р "Кар-кано", Милан), "Норма" (1831, "Ла Скала",
Милан), "Пуритане" (1835, "Театр Итальен", Париж), а также симф. и др.
соч. Творчество Б. связано с расцветом итал. музыки. В его операх
отразились настроения и чаяния итальянского народа, поднимавшегося на
нац.-освободит, борьбу. В певучих маршеобразных хорах "Нормы" - лучшей
оперы Б. (на сюжет из эпохи восстания галльского племени друидов против
Рима) - звучат скорбный пафос и воинственный подъ„м, вызывавшие во время
спектаклей патриотич. демонстрации публики. Творчество Б.
характеризуется выразительностью мелодии, полнозвучностью вокальной
кантилены; своими истоками оно связано с песенным иск-вом итал. народа.
Лирик по характеру дарования и романтик по мироощущению, Б. вош„л в
историю музыки как один из крупных мастеров-композиторов итал. стиля
бель канто. В 19 в. его оперы ставились на всех европ. сценах.
Лит.: Серов А., Беллини, его деятельность и значение, "Пантеон",
1854, ј 5; Р i z z e t t i J., Vincenzo Bellini, Mil., 1936.
БЕЛЛИНЧОНИ (Bellincioni), Джемма (18. Vili. 1864 - 23. IV. 1950) -
итальянская артистка оперы (сопрано), педагог и муз.-обществ, деятель.
Пению обучалась у своего отца, педагога Г. Кореи. Дебютировала в Неаполе
в 1881. Пела на сценах итал. оперных т-ров, а также в Германии, Австрии,
Португалии, Франции, Юж. Америке, России и др. странах. Партии:
Виолетта, Джильда; Дездемона ("Отелло" Верди), Линда ("Линда ди Шамуни"
Доницетти) и др. Исполняла также партии на премьерах большинства опер
композиторе в-веристов (в т. ч. партию Сантуццы в опере "Сельская честь"
Масканьи, 1890). Оставила сцену в 1911. В этом же году основала школу
пения в Берлине. В 1929-30 была художеств. руководителем муз.-сценич.
курса в Международном экспериментальном т-ре в Риме. В 1930 открыла
школу пения в
Вене. С 1932 работала педагогом Эысшей муз. школы в Сиене, а также в
консерватории в Неаполе.
Соч.: Scuola di canto. Gesangschule..., В., [1912]; lo e il
palcoscenico..., Mil., 1920.
Лит.: M o n a 1 d i Gr., Cantati celebri, Roma, 1929; Stagno В.,
Roberto Stagno e Bellincioni Gemma, Firenze, 194. Л. M.
БЕЛЛОТИ-БОН (Bellotti-Bon), Луиджи (17. IV. 1820 - 31. I. 1883) -
итальянский акт„р, театральный деятель, драматург. Сценич. деятельность
начал 17 лет как исполнитель ролей любовников. В 1845 выступал в труппе
Г. Модены, выявившего дарование Б.-Б. как комедийного акт„ра. С 1854
вместе с А. Ристори, Э. Росси и др. гастролировал в Париже, Берлине,
Дрездене и др. городах. В 1859 создал собственную театр. труппу. Особую
популярность приобр„л спектакль этого т-ра "Подлинный герб" Дель Тесты
(1863), в к-ром Б.-Б. принимал участие как акт„р, а также "Мужья"
Торелли (1867). Б.-Б. был одним из первых акт„ров Италии, стремившихся к
созданию исполнительского ансамбля, уделял боль' шое внимание
репетициям, добиваясь от акт„ров тщательной работы над ролью. Б.-Б.
отказался от принятой в итал. труппах практики выступать длительное
время с одним спектаклем. Он привл„к крупных драматургов (П. Феррари, Р.
Кастельвеккьо и др.), работал с ними над расширением репертуара своего
т-ра. В 1873 организовал ещ„ три труппы, к-рые закрылись из-за
финансовых затруднений. В 50-е гг. написал комедии: "Студент из
Саламанки" (1854, т-р в Турине), "Искусство сделать состояние",
"Улетающая шляпа" и др.
Лит.: "Театрал", М., 1897, .ј 131 -(приложение), с. 13-17. Ал. С.
БЕЛОВ, Виктор Иванович (р. 3. I. 1906) - русский советский акт„р.
Нар. артист Молд. ССР (1958). Член КПСС с 1945. Сценич. деятельность
начал в 1921 в Мелекесском т-ре. С 1949 - акт„р Кишин„вского русского
театра. Роли: Телегин ("Хождение по мукам" Толстого), Петруччио
("Укрощение строптивой"), Антипа, Тетерев ("Зыковы", "Мещане"), Кошкин
("Любовь Яровая"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Вершинин ("Три
сестры"), Кряж ("Вес„лка" Зарудного), Осадчий ("После разлуки" бр. Тур),
Орлов ("Пушкин в Молдавии" Сумарокова и Комаров-ского). Д. П.
БЕЛОВ, Григорий Акинфович [р. 6(18). XII. 1895]- русский советский
акт„р. Нар. арт. СССР (1956). Член КПСС с 1942. Депутат Верх. Совета
РСФСР 4-го созыва. Род. в семье сельского учителя. Сценич. деятельность
начал в 1917 (Губернский показательный т-р, г. Череповец Вологодской
обл.). Первая роль - Нил ("Мещане"). В 1922-23 работал в театрах Твери,
Ярославля, Владикавказа, Махачкалы, Екатерипослава, Казани и других
городов. В 1933-40 - акт„р Архангельского т-ра. С 1945 - в труппе
Ярославского т-ра им. Волкова. Иск-во Б. отличается глубиной мысли,
мастерством перевоплощения, точностью психологич. характеристик, простотой, лаконизмом. Значит, место в гворч. жизни артиста занимают
роли в пьесах Горького: П„тр ("Последние", 1936), Влас ("Дачники",
1937), Черкуп ("Варвары", 1939), Васька Пепел, Сатин и Барон ("На дне"),
Сомов ("Сомов и другие", 1953) и др. В пьесах сов. драматургов создал
образы: Вершинина ("Бронепоезд 14-69"), Чапаева; Шванди ("Любовь
Яровая", 1935), Воропаева {"Счастье" Павленко, 1950), Плакуна
("Вечный источник" Д. Зорина, 1956); в классич. репертуаре - Ж адова
("Доходное место"), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты"),
Бориса Годунова ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, 1956), Ромео,
Гамлета, Яго (1936) и др. Играя роль судебного следователя в спектакле
"Живой труп" (1954), Б. показал себя мастером эпизодич. роли. Широко
известен как киноакт„р (Мичурин, Ст. пр. 1949, Римский-Корсаков - в
одноим. фильмах, и др.).
Лит.: "Огон„к", 1952, J 40, с. 28-29; "Театральная жизнь", 1960, ј
16, с. 29-30.
БЕЛОВ (наст. фам.- Белоцерковский), Евгений Николаевич [р. 19. VIII
(1.IX). 1902]-русский советский режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1957). Член КПСС с 1938. Окончил драм. студию под рук. П. Л. Скуратова
в Киеве (1923). Был активным участником красноармейской художеств.
самодеятельности. В 1924 начал работу как проф. режисс„р и акт„р (т-ры в
Новозыбкове, Речице, Клинцах; до 1929). Был худ. руководителем и
режисс„ром Сызранского ТРАМа (1929-32) и Куйбышевского т-ра имени
20-летия ВЛКСМ (1932-39), обл. драм. т-ров Читы (1940), Пензы (1941-48),
Иванова (1948-53); с 1953 - гл. реж. т-ра в Комсомольске-на-Амуре.
Среди лучших работ Б.: "Аристократы" (1935), "Оптимистическая
трагедия" (1936); "Павел Греков" Вой-техова и Ленча и "Овод" по Войнич
(1939) в Куйбышевском т-ре; "Живой труп" (1945); "Сирано де Бер-жерак"
Ростана (1943), "Нашествие", "Молодая гвардия" (1947) в Пензенском т-ре;
"Три сестры" (1949);
"Семья" Попова (1951) в Ивановском т-ре; "Мракобесы" А. Н. Толстого
(1954), "Ромео и Джульетта" (1959), "Третья патетическая" Погодина
(1958) в т-ре Комсо-мольска-на-Амуре. А. Шн.
БЕЛОГРАДСКАЯ, Елизавета Осиповна (р. 1739 - г. смерти неизв.) -
русская певица (сопрано). Пению обучалась у своего отца, певца О.
Белоградского. Была камерной певицей при дворе императрицы Елизаветы
Петровны. В 1755 выступила в партии Прокрис в онере "Цефал и Прокрис"
Арайи - первой опере, сочин„нной на рус. текст и исполненной рус.
артистами. Пела также в вок. прологе к балету "Прибежище добродетели", в
опере "Альцеста" Рау-паха и в операх др. композиторов. Обладала
подвижным голосом и хорошей техникой, позволяющей исполнять технически
сложные партии в итальянских операх. Участвовала в придворных концертах
и празднествах как певица и исполнительница на клавесине.
Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2,
М.-Л.. 1929.
БЕЛОКУРОВ, Владимир Вячеславович [р. 25. VI (8. VII). 1904] - русский
советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончил театр. отделение
Высшего ин-та нар. образования в Казани. Проф. сценич. деятельность
начал в 1918 в Казани в труппе И. Н. Певцова. Первая роль - поручик
Долгорукий ("Павел I" Мережковского). В 1919-23 играл в Казанском т-ре
[роли: Костыл„в ("На дне"), Яша ("Вишн„вый сад"), Кудряш ("Гроза"),
Шприх ("Маскарад")]. В 1924-36 - акт„р Моск. т-ра Революции. Роли:
Бе-логубов ("Доходное место"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"). С 1936 -
в труппе МХАТа. Акт„р смелой и резкой характерности, уверенной техники,
Б. сыграл в МХАТе ряд разнообразных ролей классич. репертуара, вскрывая
социальное и психология. "зерно" образа: Чичиков ("М„ртвые души" по
Гоголю), Молчалин ("Горе от ума"), Григорий ("Плоды просвещения"), Яша
("Вишн„вый сад"). Большое место в творческой жизни Б. занимают образы в
произв. советских драматургов. Свежестью и наблюдательностью было
отмечено исполнение Б. ролей Ал„ши ("Земля" Вирты), Веретенникова
("Офицер флота" Крона). Сильными крупными мазками рисует Б. образы
Гетманова ("Глубокая разведка" Крона), Гвоздилина ("Третья патетическая"
Погодина). Выступает также как режисс„р.
Б. снимается в кино (Чкалов - "Валерий Чкалов", Чаплыгин-"Жуковский",
Ст. пр. 1951, и др.). Вед„т педагогич. работу (в 1934-48-ГИТИС, с
1946ВГИК), с 1946 - профессор. Л. М.
БЕЛОРУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Профессиональная белорусская драматургия
начала развиваться со 2-й четверти 19 в. До того времени известны
произведения устного нар. творчества: скоморошьи сценки ("Кобылка",
"Ульяна", сценки с медведем и др.), нар. драмы ("Лодка", "Царь
Максимилиан"), сюжеты батлеечных представлений ("Царь Ирод", "Матей",
"Антон с козой и Антониха", "Вольский - купец польский", "Цыган и
цыганка" и др.), школьные драмы Симеона Полоцкого и др. авторов,
интермедии школьного т-ра ("Об униате и схизматике", "Диспут пана
Самохвальского и мужика Гаврилы", "Селянин в кост„ле" и др.).
Первым проф. белорус. драматургом был В. И. Дунин- Марцинкевич автор
водевиля "Рекрутский еврейский набор" (пост. в Минске в 1841 группой,
любителей при участии автора), комической опоры "Селянка" на муз.
Монюшко (1846, пост. 1852), са-тирич. комедий "Пинская шляхта" (соч.
1866) и "Сватовство" ("Зал„ты", соч. 1870). Эти произведения
воспроизводили картины подневольной жизни крепостного крестьянства,
обличали отд. пороки обществ. строя. Все они шли в т-ре, созданном и
руководимом автором. Известны названия не дошедших до нас пьес
современников Дунина-Марцинкевича - "Гордость", "Гнев", "Грех" А. И.
Вериги-Даревского, "Оказия при полковницах" Г. Марцинкевича. Царское
самодержавие пресекало попытки развития нац. культуры, особенно после
крестьянского восстания 1863, и это тормозило рост Б. д. Лишь после
революции 1905-07 началось активное развитие белорус. т-ра и
драматургии. В эти годы выступает Я. .Купала, написавший ряд драматич.
поэм ("Сон на кургане", "На привале", "Извечная песня") и пьесы
"Павлин-ка" (соч. 1912), "Примаки" и "Разор„нное гнездо" (соч. 1913).
Пьесы Купалы показывают обнищание народа под гн„том царизма и назревание
протеста против эксплуататорского строя, старого уклада жизни. На
бытовые темы писал пьесы К. Каганец. Наибольшую известность приобрела
его комедия "Модный шляхтюк" (соч. 1910), в к-рой драматург высмеял
никч„мных, заносчивых мелких дворян-шляхтичей. Под влиянием Я. Купалы
создали свои пьесы М. Грымот и К. А. Буйла. Грымот написал драму
"Блудники" (соч. 1912), показывающую разлагающее влияние представителей
господствующего класса на бедноту (пьеса была запрещена цензурой к пост.
и изданию). Буйла в пьесе "Цветок папоротника" (соч. 1914), построенной
на мотивах нар. легенды, говорит о тщетных в условиях эксплуататорского
строя поисках народом счастья. В предреволюционные годы в драматургии
выступил Я. Колас. В пьесе "Антось Лата" (соч. 1916) он правдиво
изобразил тяж„лую жизнь трудового крестьянства. Накануне Октябрьской
революции появились первые драматич. произведения В. И. Голубка -
"Писаревы именины" и "Последняя встреча" (обе соч. 1917). В первой пьесе
показывалось самоуправство чиновников на селе, во второй отображено
участие представителей народа в революц. движении. Все пьесы,
появившиеся в период между двумя революциями, шли в любительских и проф.
белорусских т-рах.
После Великой Октябрьской социалистической революции началось быстрое
развитие Б. д. В 1917 была впервые пост. драма Я. Купалы "Разор„нное
гнездо", в 1923 - пьеса В. С. Горбацевича "Красные цветы Белоруссии" на
тему партизанского движения в годы иностр. интервенции. В то же время
белорусские т-ры получили ряд произведений на историч. и фольклорные
темы: "Машека" (1923), "Коваль-воевода" (1925) и "Кастусь Калиновский"
(1923) Е. А. Миро-вича, "Свадьба" ("Вяселле") В. Горбацевича (1922), "На
купалле" М. Чарота(М.С. Куделька; 1921) и др. Эти пьесы рассказывали о
нар. героях, о борьбе белорус. крестьян против царского самодержавия. В
них были использованы образцы народного муз., песенного и танцевального
творчества, обряды, поверья и т. п. В то же время в 20-х гг. в Б. д.
проявились тенденции этнографизма, отдельные пьесы выражали
нацио-налистич. тенденции.
Во 2-й пол. 20-х гг. белорус. драматурги начинают отображать совр.
действительность. В 1926 Миро-вич написал пьесу "Победа" (пост. 1926) о
восстановлении разрушенного хозяйства в освобожд„нной Белоруссии. В его
пьесе "Карьера товарища Брыз-галина" (1925) создан сатирич. образ
бывшего жандарма, тайно борющегося против Советской власти; пьеса
"Запоют веретена" (1928) посвящена росту социалистич. сознания
представителей молодого рабочего класса. Проблеме перехода старой
интеллигенции на сторону Советской власти посвятил пьесу "Мост" Е. С.
Романович (пост. 1929). Все эти пьесы пост. на сцене 1-го Белорус. т-ра,
а пьеса
"Мост" и в т-рах РСФСР и Украины. В. Голубок в своих пьесах "Ганка"
(1918),. "Суд" (1920), "Плотогоны" (1923), "Пан Сурынта" (1923),
"Пинская мадонна" (1926) и др. обращался к историч. темам и совр. жизни
белорус. народа. На эти же темы написали пьесы М. А. Громыка, О. Л.
Дыло, Ц. Гарт-ный (Д. Ф. Жылунович). Широкое развитию получила Б. д. в
годы довоенных пятилеток. Осн. темами драматургии стали: строительство
социализма и борьба против его врагов, преодоление бурж. пережитков в
сознании советских людей. Создавались также пьесы на темы Октябрьской
революции и гражданской войны, партизанского движения в Белоруссии, на
историко-фольклорном материале. Значительным этапом в белорус.
драматургии явилась пьеса Г. Кобеца "Гута" (1930), в к-рой поднимались
вопросы индустриализации страны, борьбы против саботажников и
вредителей. Этой же теме посв. пьеса И. Д. Гурского "Кочегары" (1931)-о
рабочих электростанции. Коллективизация с. х-ва получила отображение в
пьесах "Конец дружбы" К. К. Крапивы (1934) и "Гибель волка" Э. Л.
Самуйл„нка (1939). Развитию жанра сатирич. комедии в советской
драматургии способствовало появление сатирич. пьесы Крапивы "Кто смеется
последним" (1939). Вопросы бдительности и подготовки к обороне Родины
поднимались в пьесах "Сержант Дроб" Самуйл„нка (1935) и "Междубурье" Д.
И. Курдина (1929). Важнейшее историч. событие в жизни белорусского
народа - воссоединение его в едином Советском государстве, нашло
отражение в пьесе К. Черного "Иринка" (1941). Значение социалистич.
революции в судьбе белорус. народа было показано в пьесах: "Отечество"
Черного (1932), "Война - войне" (1936) и "В пущах Полесья" Коласа
(1937), "Партизаны" Крапивы (1938), "Над Бер„зой-рекой" П. Ф. Глебки
(1940) и др. Пьеса "Война - войне" показывает революц. подъ„м в
Белоруссии в годы империалистич. войны, "В пущах Полесья" - партизанское
движение в Белоруссии в годы борьбы против интервентов. Значит, вкладом
в белорус. сценич. иск-во явилась пьеса "Партизаны" - о борьбе белорус.
народа против белополя-ков. Борьбе против иноземных захватчиков
посвящена и пьеса "Над Бер„зой-рекой". Среди историч. и фольклорных пьес
этого периода: "Соловей" 3. Бядули (1937), "Катерина Жерносек" М. Н.
Климко-вича (1938) и "Нестерка" В. Ф. Вольского (1941). В годы Великой
Отечеств, войны создана пьеса "Испытание огн„м" Крапивы (1943), в к-рой
показан духовный рост советских людей, их мужество в борьбе с
фашистскими захватчиками.
В послевоен. годы белорус. драматурги продолжают обращаться к теме
Отечеств, войны и партизанского движения: "С народом" Крапивы (1948),
позднее "Люди и дьяволы" (1958), "Брестская крепость" К. Л. Губаревича
(1950), "Константин Заслонов" А. Мовзона (1947). В конце 40-х и в 50-х
гг. осн. внимание белорус. драматургов сосредоточивается на создании
произведений, воссоздающих образы современников- активных участников
коммунистич. строительства. Драматурги стремятся показать трудовую жизнь
рабочего класса - "Заинтересованное лицо" Крапивы (1953), "Песня наших
сердец" В. П. Полесского (1949), людей социалистич. с. х-ва. Широкую
известность в Белоруссии и за е„ пределами получили пьесы "Поют
жаворонки" Крапивы (1950) - о жизни и труде сельскохозяйственной артели,
"Извините, пожалуйста!" А. Е. Макаенка (1953)-сатирич. комедия,
разоблачающая карьеристов, искажающих политику партии в области
колхозного строительства. В пьесах "Алазанская долина" Губаревича и И.Л.
Дор-ского (1949), "На крутом повороте" Губаревича (1956) и др. созданы
образы передовых колхозников, показана их жизнь, борьба за подъ„м с.
х-ва. Но в послевоенные годы в Б. д. появились и пьесы, лиш„нные острого
конфликта, недостаточно глубоко отражающие темы труда советских людей,
жизнь рабочих.
В 50-е гг.созданы пьесы об Октябрьской ревэлюции- "Свет с востока"
Глебки (1957), "Вся власть Советам" М. Климковича (изд. 1956), "Главная
ставка" Губаре вича, "В битве великой" Мовзона (обе соч. 1957), "Дни
нашего рождения" И. П. Мележа (1958) и др. На темы из истории и
фольклора писали М. Климкович - "Отплата" и "Георгий Скарина" (трилогия)
(соч. в 40-е гг.), В. Витка (Т. В. Крысько) -"Счастье поэта" (1952), И.
Козел-"Папоротник-цветок" (1957). Характерная черта Б. д.- е„ тесная
связь с нар. творчеством. Успешному развитию Б. д. в сов. время
способствует органическое освоение лучших традиций рус. классич. и сов.
драматургии. Б. д. оказывает решающее влияние на развитие белорус.
театр. иск-ва.
Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959;
Семянов?ч А. А., Аб вытоках беларускай драматурги, в кн.: Беларуская
л?таратура, т. 1, М?нск, 1958;
Хрэстаматыя па старажытнай беларускай л?таратуры. Скла А. Ф. Коршуна,
М?нск, 1959; У с ? к а у Я., Беларуская батлейка, "Беларусь", 1958, ј 5;
Драматург?я. Зборн?к ар-тыкула, М?нск, 1934; Н е ф „ ц Вл., Белорусская
драматургия, в кн.: Белорусская драматургия, т. 1,Л.-М., 1949;
Майхров?ч Сц., В. ?. Дун?н-Марц?нкев?ч, М?нск, 1955; Семянов?ч А. А.,
Драматург?я В. 1. Дун?на-Марц?нкев?ча, в кн.: Беларуская л?таратура, т.
2, М?нск, 1959;
К а р ?? а у Ул., Драматург?я Янк? Купалы, в кн.: Па шляху сталасц?,
М?нск, 1952; Я р о ш М. Г., Драматург?я Янк? Купалы, М?нск, 1959;
Мозольков Е., Янка Купала. Жизнь и творчество, М., 1950; Янка Купала у
беларуск?м мастацтве. Зборн?к матэрыяла, М?нск, 1958; К а р а б а н С.,
Драматург?я Я. Купалы, в кн.: Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?нстытута,
вып. 1, М?пск, 1950; Карабан С., Драма "Раск?данае гняздо", в кн.:
Вучоныя зап?ск? М?нскага Пед?н-стытута, вып. 3, М?нск, 1954; А г ? е
в ? ч Ул., Першая нацыя-нальная драма, "Беларусь", 1951, "ј 8; Ларчанка
М., Пра драму "Ванна да пабеднага канца" Якуба Коласа, в кн.:
Драматург?я..., М?нск, 1934; У с ? к а у Я., Драматург?я Кандрата
Крап?вы, М?нск, 1953; К а р п а у Ул., Сатыра, проза, драматург?я К.
Крап?вы, в кн.: Па шляху сталасц?, М?нск, 1952; В о л ь с к ? В., Кузьма
Чорны?, в кн.: Нарысы па г?сторы? беларускай л?таратуры, М?нск, 1956;
Есако А., Есц?гней М?ров?ч, в кн.: М?ров?ч Е., П'есы, М?нск, 1957;
Вольск? В., Эдуард Самуйл„нак, М?нск, 1951;
Б е р к о в П., Виталий Вольский и его драматические сказки, в кн.:
Вольский В., Пьесы, М., 1954. В. Н.
БЕЛОРУССКИЙ ТЕАТР. Истоки театр. иск-ва Белоруссии - древние обряды и
игры, творчество скоморохов (впервые скоморохи упоминаются в проповедях
Кирилла Туровского 13 в.). Скоморохи часто выступали под личиной
медведя, козы, журавля, ч„рта и т. п., с муз. сопровождением (наиболее
распростран„нные музыкальные инструменты скоморохов: дуда, жалейка,
бубен, цимбалы, позднее - скрипка). Зрителя привлекали скоморошьи
бытовые ("Кобылка", "Ульяна", сцены с медведем, "Коза" и др.) и сатирич.
сценки, в к-рых едко высмеивались представители власти и церкви.
Скоморохи в Белоруссии имели различные названия: "музыка", "ба-хари",
"волочобники", "блазны", "дудари", "медвежатники" и др.
В 17 в. возникает нар. драма (как и в России, были распространены
драмы "Царь Максимилиан", "Лодка"). С 16 в. по нач. 20 в. существовал
кукольный т-р Батлейка, завоевавший широкую популярность в народе и
оказавший влияние на развитие белорус. т-ра и драматургии. В 16-17 вв.
получил распространение школьный т-р, крупнейшим драматургом к-рого был
Симеон Полоцкий. Комедийные интермедии бытового и сатирич. содержания,
вставлявшиеся в религиозно-нравоучительные представления, выражали
традиции нар. т-ра ("Об униате и схизматике", "Диспут пана
Самохвальского и мужика Гаврилы" и др.). Во 2-й пол. 18 в. в Белоруссии
стали возникать крепостные т-ры (т-р С. Зорича в Шклове, 3. Черныш„ва в
Могил„ве и др.), просуществовавшие до сер.
19 в. и давшие много талантливых акт„ров, певцов, танцоров,
музыкантов.
В 1-й пол. 19 в. в Белоруссии гастролировали рус., польские, укр.
труппы. К сер. 19 в. относится деятельность белорусского драматурга В.
И. Дунина-Марцинкевича, создавшего белорус. полупрофессиональный т-р
(сначала в Минске, затем в усадьбе Люцинке под Минском), где ставились
его пьесы.
После подавления революц. крестьянского восстания под руководством
Кастуся Калиновского (1863) усилились репрессии, приостановившие
развитие белорус. т-ра. Подъ„м белорус. культуры начинается в годы,
предшествующие революции 1905. В 1890 в Минске возникает "Об-во
любителей изящных искусств" с драм. секцией, ставившей пьесы Горького,
Чехова, Островского, Ибсена (закрыто в 1906), делаются попытки создания
нац. т-ра (в Радошкови-чах, 1892, на Петровщине под Минском, 1906, и
др.). С 1905 во мн. городах, местечках, деревнях получают
распространение т. н. "белорусские вечеринки", включавшие выступления
самодеятельности (исполнялись песни, танцы, ставились пьесы). Эти
вечера, проводившиеся по инициативе любителей иск-ва, способствовали
формированию постоянных любительских трупп (в Вильно, Гродно, Минске,
Слуцке, Копыле, Полоцке и др.). В 1907 И. Т. Буйницкий создал на основе
кружка в Поливачах (Дисненский уезд) белорус. проф. т-р, именовавшийся
"Первой белорусской труппой". Этот т-р, существовавший до 1913, ставил
пьесы: "Предложение" Чехова, "Модный шляхтюк" Каганца, "Хам" и "Рысь"
("В зимний вечер") Ожешко, "По ревизии", "Пошилися в дурни"
Кропивницкого и др., спектакли его были насыщены песнями, танцами. Т-р
Буйницкого, заложивший основы совр. белорус. проф. театр. иск-ва, давал
спектакли в местечках и деревнях Белоруссии, га' стролировал в
Петербурге и Варшаве. Прекратил сво„ существование в связи с
материальными трудностями и помехами, чинившимися ему царскими властями.
В нач. 20 в. переживает подъeм белорус. драматургия. В это время
создают свои пьесы Янка Купала, Якуб Колас. С драматургич.
произведениями выступает К. Каганец, К. Буйла, В. Голубок и др. В мае
1917 в Минске возник т-р "Первое товарищество белорусской драмы и
комедии". На его сцене шли пьесы Купалы, Каганца, Дунина-Марцинкевича,
Голубка и др. В состав "Товарищества" входили актeры В. С. Фальский, В.
И. Голубок, Ф. П. Жданович, П. В. Мяд„лка, Г. Ю. Григонис, А. П.
Крыница, А. К. Ильинский, Л. И. Ржецкая, Н. А. Мицкевич и др.
После изгнания интервентов и окончательного установления в Белоруссии
Советской власти встал вопрос о создании нац. гос. т-ра. Осенью 1920 в
Минске был организован 1-й Белорус. гос. драм. т-р (1-й БГДТ) (ныне
Белорусский театр им. Янки Купалы), в к-рый вошли акт„ры из
расформированного "Товарищества" и др. коллективов.
Т-р начал свою деятельность с пост. пьес Я. Купалы "Павлинка",
"Разоренное гнездо" и русской классики ("На дне" и др.). Затем были
пост. пьесы "Машека", "Кастусь Калиновский", ".Коваль-воевода" Мировича,
"Ганка" Голубка, "Свадьба" Горбацевича - на материале истории и
фольклора Белоруссии. Спектакли, пост. художеств. руководителем т-ра Е.
А. Мирови-чем, были насыщены песнями, музыкой, танцами: показывали нар.
быт. В 1923 была пост. первая пьеса на совр. тему "Красные цветы
Белоруссии" Горбацевича о борьбе белорусских партизан против
белопольских интервентов. Во 2-й пол. 20-х гг. в репертуар включаются
пьесы рус. сов. драматургов - "Мятеж", "Бронепоезд 14-69". Жизнь сов.
Белоруссии изображали в своих пьесах Е. Мирович ("Победа"), Е. Романович
("Мост"). К числу основоположников 1-го Белорус. драм. т-ра принадлежат
актeры В. Н. Крылович, Г. Ю. Григонис, И. Ф. Жданович, Б. В. Платонов,
В. И. Владомирский, Л. И. Ржецкая, О. В. Галина. Несколько позднее к
осн. составу присоединился Г. П. Глебов.
В 1920 по инициативе В. И. Голубка был создан белорус. передвижной
т-р, в задачу к-рого входило художеств. обслуживание р-нов республики.
Театр этот ставил пьесы Я. Купалы, В. Дунина-Марпинкевича, К. Каганца.
Значительное место в его репертуаре занимали пьесы Голубка ("Ганка",
"Пан Су-рынта", "Плотогоны" и др.) в постановке самого автора. В составе
театра были В. И. Дедюшко, К. Ф. Былич и др.
В 1926 в Витебске был создан 2-й Белорус. гос. драм. т-р (2-й БГДТ;
ныне Белорусский театр им. Якуба Коласа), в состав к-рого вошли молодые
артисты, окончившие Белорус. студию в Москве. В конце 20-х гг. т-р
осуществил постановки пьес Киршона ("Рельсы гудят", "Город ветров"),
Лаврен„ва ("Разлом"). В составе труппы были А. К. Ильинский, П. С.
Молчанов, К. Н. Санников, Н. А. Мицкевич, С. М. Станюта, Т. Н.
Сергейчик, Р. Н. Кошелъникова, Е. П. Радзялов-ская, М. С. Белинская,
позже Н. П. Звездоч„тов, А. Г. Шелег.
Успехи белорус. сов. т-ра вызвали сопротивление бурж. националистов,
стремившихся приглушить реалистич. направленность белорус. театр.
иск-ва, протащить на сцену т-ров националистич. репертуар, буржуазную
зап.-европ. драматургию. В 1928 в печати началась т. н. "театральная
дискуссия", в ходе к-рой националисты пытались опорочить лучшие совр.
русские и белорусские пьесы. Передовые деятели сов. т-ра, поддержанные
сов. и партийными орг-циями, отстояли реалистич. тенденции, социалистич.
идейность нац. иск-ва.
30-е годы принесли театру БССР новые успехи. Начала расти сеть
театров. Возникли: Белорус. гос. т-р оперы и балета (1933), Гос. рус.
драм. т-р БССР (1932), Белорус. ТЮЗ (1931), областные и
колхозно-совхозные т-ры. Накануне Отечественной войны в БССР
насчитывалось 23 театра. 1-й БГДТ ставил пьесы об индустриализации
("Гута" Кобеца) и коллективизации страны ("Конец дружбы" Крапивы), о
борьбе трудящихся за социалистич. отечество ("Отечество" Черного).
Этапными спектаклями были "Гибель волка" Самуйл„нка (1939) о борьбе с
кулачеством, "Партизаны" Крапивы (1938) о гражданской войне в Белоруссии
и сатирич. комедия "Кто сме„тся последним" Крапивы (1939). Т-р продолжал
ставить пьесы на сюжеты из истории и фольклора Белоруссии ("Соловей"
Бядули). Поставил пьесы рус. и укр. сов. драматургов ("Беспокойная
старость" Рахманова, "В степях Украины" Корнейчука) и классику
(Островского, Мольера). История т-ра этого периода связана с борьбой
против формалистич. ошибок отд. режисс„ров. Значит, этапом в утверждении
реализма в сценическом искусстве Белоруссии стал спектакль "Последние"
(1937).
Путь 2-го БГДТ в 30-е гг. также отмечен борьбой с формализмом,
проявившимся в первых пост. т-ра. Спектакли "Первая конная" Вс.
Вишневского, "Гибель эскадры" Корнейчука утвердили реалистич. тенденции
в творчестве т-ра. Большое значение для развития коллектива т-ра имели
спектакли "Война - войне" и "В пущах Полесья" Я. Коласа, "Человек с
ружь„м". Прошлая жизнь белорус. народа была воссоздана в спектаклях
"Павдинка", "Примаки" Купалы, "Пинская шляхта" Дунина-Марцинкевича. В
30-е гг. на сцене театра шли пьесы Островского, Горького, Мольера,
Ибсена.
В 1932 Белорусский передвижной т-р был реорганизован в Белорусский
3-й Государственный драматический театр (3-й БГДТ). Репертуар т-ра
расширился за сч„т пьес драматургов братских советских республик
(Микитенко, Погодина и др.). Лучшим спектаклем этого периода был
"Сержант Дроб" Самуйл„нка (1935). В 1937 3-й БГДТ был расформирован, а
его акт„ры вошли в 1-й БГДТ и др. белорус. т-ры.
Ярким свидетельством роста нац. театр. иск-ва БССР была провед„нная в
1940 в Москве декада белорусского иск-ва. В декаде приняли участие
Белорус. Гос. т-р оперы и балета, 1-й БГДТ.
Немецко-фашистские оккупанты, вторгшиеся на территорию Белоруссии в
июне 1941, подвергли здания театров разрушению. Благодаря заботе партии
и правительства лучшие театры республики были сохранены и эвакуированы в
вост. районы СССР, где продолжали свою работу. 1-й БГДТ находился в
Томске, 2-й БГДТ - в Уральске, а затем- в Орехово-Зуеве. В эвакуации
т-ры сначала возобновили свои прежние, а затем пост. новые спектакли:
"Фронт" (1942) в 1-м БГДТ, "Нашествие" (1943) во 2-м БГДТ. В эти годы
белорус. драматурги и т-ры обращаются к теме партизанской войны,
советского патриотизма ("Испытание огн„м" Крапивы, "Поле-щуки"
Романовича), к героич. прошлому народа ("Кас-тусь Калиновский" Мировича,
"Отплата" Климковича и др.). На сцене 2-го БГДТ с успехом шла комедия
"Нестерка" Вольского (на материале белорус. нар. сказок), а в 1-м БГДТ -
"Павлинка" Я. Купалы. Напряж„нную работу по созданию новых спектаклей
деятели белорусского т-ра сочетали с посылкой на фронт бригад акт„ров, с
обслуживанием госпиталей, заводов и колхозов. В 1945 1-му БГДТ присвоено
имя Я. Купалы, 2-му БГДТ - имя Я. Коласа.
После освобождения Белоруссии партия и правительство приняли срочные
меры для обеспечения нормальной деятельности т-ров, здания к-рых были
разрушены, а имущество разграблено оккупантами. В 1945 в Минске открылся
Белорусский Гос. театр. ин-т, где стали подготавливаться нац. театр.
кадры.
Важную роль в дальнейшем творч. развитии т-ров сыграли постановления
ЦК ВКП(б) по идеологич. вопросам (1946-48). Осн. место в репертуаре
заняли советские пьесы на совр. темы. Одновременно с этим т-ры
обращались к произведениям на историко-ре-волюц. темы, к рус. и
зарубежной классич. драматургии. На тему Великой Отечеств, войны были
поставлены спектакли: "Молодая гвардия" (1947), "С народом" (1948),
"Люди и дьяволы" (1958) Крапивы, "Константин Заслонов" Мовзона (1947) в
т-ре Я. Купалы. Тема борьбы за мир получила выражение в спектак". лях
"Голос Америки" Лаврен„ва (1950) в т-ре Я. Купалы, "Русский вопрос"
(1947) и "Чужая тень" (1949) Симонова в т-ре Я. Коласа и др. Осн. место
в репертуаре т-ров заняли пьесы о социалистич. строительстве:
"Московский характер" Софронова (1948), "Макар Дубрава" Корнейчука
(1952), "Заинтересованное лицо" Крапивы (1953) -в т-ре Я. Купалы;
"Близ-кое" Чепурина (1950), "Песня наших сердец" Полесского (1949)-в
т-ре Я. Коласа. Жизнь колхозного крестьянства была показана в спектаклях
"Алазанcкая долина" Губаревича и Дорского (1949, т-р Я. Коласа), "Поют
жаворонки" Крапивы (1950, т-р Я. Купалы), "Извините, пожалуйста!"
(1954), "Чтобы люди не журились" (1959) Макаeнка- в т-ре Я. Купалы.
События Великой Октябрьской социалистич. революции и гражд. войны,
борьба Коммунистич. партии, возглавляемой В. И. Лениным, за установ,
ление и укрепление Сов. власти показаны в спектак, лях "Свет с Востока"
Глебки (1957)-в т-ре Я. Коласа, "Кремл„вские куранты" (1956); "Грозовой
год" Кап-лера, "Вечный источник" Зорина (1957)-в т-ре Я. Купалы. Т-ры
ставили также лучшие пьесы рус. сов. драматургов-"Разлом", "Шторм" (т-р
Я. Коласа) и др. Историко-фольклорные темы представлены пьесами из жизни
белорус. народа "Разорeнное гнездо" Я. Купалы в т-ре Я. Коласа и
"Папоротник-цветок" Козела- в Белорус. ТЮЗе.Крупных успехов добились
белорус. т-ры в 40-50-е гг. в воплощении рус. и зарубежной классики.
Впервые на белорус. сцене были пост. "Ревизор" (1945), "Живой труп"
(1951), "Свадьба Кречинского" (1949), "Горячее сердце" (1955), "Три
сестры" (1951), "На дне" (1951), "Враги" (1952)-в т-ре Я. Коласа,
"Доходное место" Островского (1953); "Чайка" (1954), "Вишн„вый сад"
(1951), "Зыковы" (1955)- в т-ре Я. Купалы. Зарубежная классич.
драматургия была представлена пьесами "Гамлет" (1946, т-р Я. Коласа),
"Ромео и Джульетта" (1946), "Нора" (1954)- в т-ре Я. Купалы и др.
В 1955 в Москве состоялась вторая декада белорус. иск-ва. Сценич.
иск-во Белоруссии представляли Белорус. т-р оперы и балета, т-р им. Я.
Купалы, т-р им. Я. Коласа, Русский т-р. За годы Советской власти
белорусский народ вырастил актeров и режиссeров, достигших высокого
уровня мастерства. Среди них - нар. арт. СССР Л. П. Александровская, Г.
П. Глебов, В. И. Владомирский, А. К. Ильинский, П. С. Молчанов, Б. В.
Платонов, Л. И. Ржецкая, нар. арт. БССР В. И. Дедюшко, И. Ф. Жданович,
Н. П. Звездочeтов, Д. А. Орлов, К. Н. Санников, Т. Н. Сергейчик.
В БССР работает 11 т-ров (1960): Белорус. т-р оперы и балета, т-р им.
Я. Купалы, Рус. т-р им. Горького, Белорус. ТЮЗ, Т-р кукол (все в
Минске), Белорус. т-р им. Я. Коласа (Витебск), областные т-ры:
белорусский - в Могил„ве, русские - в Гомеле, Гродно, т-р им. Ленинского
комсомола БССР (Брест), Белорус. передвижной т-р (Бобруйск).
Музыкальный театр. Первичными формами белорус. муз. т-ра были
обрядовые игры, весенние хороводы, игрища, представления скоморохов и
ряженых, широко бытовавшие в народе. В 17 в. возникают школьный т-р,
Батлейка (кукольный т-р), народная драма, содержащие элементы муз. т-ра
(хоровая музыка, песни, танцы, инструментальные наигрыши). Во 2-й пол.
18 в. в крупных поместьях и нек-рых городах Белоруссии открываются
крепостные т-ры (Несвижский, Шкловский, Слонимский, Гродненский). В этих
т-рах работали талантливые исполнители, в т. ч. балерины и музыканты из
крепостных (Р. Буткевич, П. Азаревич и др.), к-рые впоследствии
выступали также на летерб. сцене. В 50-х гг. 19 в. центром развития муз.
т-ра становится Минск. Под руководством драматурга В. И.
Дунина-Марцинкевича в 1853 была пост. на его же либретто первая белорус.
опера "Ся-лянка" (муз. композитора С. Монюшко). Тематика оперы, образы,
муз. язык, широкое использование нар. песен и танцев свидетельствовало о
демократич. тенденциях в развитии нац. муз. т-ра.
Традиции т-ра В. И. Дунина-Марцинкевича и С. Монюшко были продолжены
И. Буйницким, ставившим синтетич. по форме спектакли, включавшие песни,
танцы, отличавшиеся высоким уровнем хореогра-фич. и хоровой культуры.
Продолжая традиции "Сялянки", виленский белорус. кружок любителей музыки
осуществил в 1915 пост. оперетты "Зал„ты" композитора М. Кимонта на
текст одноим. комедии В. И. Дунина-Марцинкевича (режисс„р А. Бурбис).
Вокальные и хоровые номера исполнялись в сопровождении камерного
инструмент, ансамбля.
Наряду с деятельностью любит, и проф. кружков и трупп на территории
Белоруссии с сер. 19 в. гастролировали рус., польские, итал. оперные
труппы и укр. муз.-драматич. т-ры. Однако белорус. муз. т-р до
Октябрьской революции находился лишь в стадии формирования.
После установления в Белоруссии Сов. власти были созданы условия для
подлинного расцвета нац. муз. т-ра. Широко развивается художественная
самодеятельность (хоровые, вокальные, танцевальные, музыкальные
коллективы). В 1918 была открыта Нар. консерватория в Витебске, Гомеле,
в 1919 - Минске. Из молодых талантливых танцоров 1-го Белорус. гос.
драм. т-ра (ныне Белорусский т-р им. Янки Купалы) созда„тся хореографич.
студия под руководством К. А. Алексютовича. В 1922-28 в студии были
пост. балет "Коппелия" Делиба, а также "Вальпургиева ночь" (из оперы
"Фауст") и "Половецкие пляски" (из оперы "Князь Игорь").
Вокально-хоровой коллектив драма-тич. т-ра (под рук. В. Теравского)
пост. оперу "Русалка". Большое значение для развития муз. т-ра имели
спектакли "Машека", "Кастусь Калиновский", "Коваль-воевода" Е. А.
Мировича, "Павлинка" Я. Купалы и др., насыщенные вокальными номерами,
нар. песнями и танцами.
В 1924 был открыт белорус. музыкальный техникум, к-рый сыграл важную
роль в подготовке певческих кадров для оперного т-ра (педагоги В.
Цветков, П. Боначич и др.). В 1928 выпускниками техникума была пост.
опера "Фауст" (Маргарита - Л. П. Александровская). В техникуме были
поставлены также оперы "Русалка" (1929) и "Севильский цирюльник" (1930;
Фигаро - М. И. Денисов). В 1930 была открыта Гос. студия оперы и балета
в Минске. В спектаклях студии "Золотой петушок" Римского-Корсакова и
"Кармен" выдвинулись талантливые исполнители: Л. П. Александровская, М.
И. Денисов, М. Русин, В. Калиновский, И. М. Болотин. На базе студии в
1933 был создан Т-р оперы и балета Белорус. ССР. В 1933-37 т-р поставил
оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Русалка", "Князь Игорь",
"Риголетто", "Севильский цирюльник"; балеты "Красный мак" ("Красный
цветок") Глиэра, "Коппелия" Делиба и др. В этот период, отмеченный
поисками нового, оригинального сценич. воплощения классич. произв. на
белорус. сцене, появился ряд новых исполнителей (А. В. Николаева, Р. В.
Млодек, С. Ю. Друкер, 3. А. Васильева, С. В. Дречин). Первые опыты
создания опер белорус. композиторами относятся к 20-м годам (Н. Н.
Чуркин "Освобождение труда", 1922, Н. И. Аладов "Тарас на Парнасе",
1927). В 1939 состоялись премьеры опер: "Михась Подгорный" Е. К.
Тикоцкого - о борьбе за установление Сов. власти в Белоруссии (Марыся -
Александровская, Михась - Лапин, Змитрок - Денисов); "В пущах Полесья"
А. В. Богатыр„ва - о партизанской борьбе против белополяков (Авгинья -
Друкер, дед Тарас - Муромцев, Савка Мельгун - Засецкий), в 1940-"Цветок
счастья" А. Е. Туренкова - на сюжет нар. легенды о папоротнике,
расцветающем в ночь на Ивана Купалу (Надейка - Млодек, Андрей - Арсенко,
Конрад - Болотин). Написанные в классич. традициях, оперы отличаются
мелодичностью и своеобразием нар. колорита. Они сыграли положительную
роль в развитии нац. драматургии и муз. т-ра. В 1939 был поставлен балет
"Соловей" М. Е. Крошнера (Зося - Николаева, Симон - Дречин), посвящ„нный
борьбе крепостных крестьян против панов. Музыка балета основана на
белорус. танцевальном фольклоре.
В годы Великой Отечественной войны большая группа артистов работала в
Горьком, а также в Свердловске, Алма-Ате и др. городах. Осенью 1944 т-р
возвратился в Минск. В декабре была пост. опера "Алеся" Тикоцкого-о
героич. борьбе белорус. партизан против фашистов (2-я ред. под названием
"Девушка из Полесья" была пост. в 1953). В 1947 т-р осуществил
постановку оперы "Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса, посвящ„нной
народному восстанию в
Белоруссии и Литве против царизма в 1863 (Калинов-дкий-Н. И.
Сердобов). В 1955 была пост. первая белорус. детская опера "Маринка"-о
героич. подвиге пионеров в годы Отечественной войны. Крупное достижение
в белорус. хореографии-балет "Князь-озеро" В. А. Золотарева (1949, Ст.
пр. 1950). Мастерское использование нар. танцев и песен, развитие
классич. традиций музыки обусловили успех балета (балетм. Муллер;
Надейка - Николаева, Василь-Дречин, Князь-Павлов). В 40-50-х годах
были пост. классич. произв. рус. и мирового репертуара, а также соч.
сов. композиторов ("Молодая гвардия" Мейтуса, "Тихий Дон",
"Бахчисарайский фонтан"). В эти годы в т-ре работали дириж„ры О. М.
Брон, В. И. Пирадов, режиссeры Б. А. Мордвинов, В. М. Шахрай. Среди
деятелей белорус. муз. т-ра-дирижeры: Л. В. Любимов, Т. М. Ко-ломийцева;
режиссeры: нар. арт. СССР Л. П. Александровская, реж. О. М. Моралев;
художники: нар. художник БССР С. Ф. Николаев, засл. деят. иск-в БССР П.
В. Масленников; балетмейстер К. А. Муллер; артисты: народные артисты
БССР К. К. Кудряшова, С. Ю. Друкер, Р. В. Млодек, Л. М. Ря-женова, Т. Н.
Нижникова, А. В. Николаева, М. И. Денисов, С. В. Дречин, И. М. Болотин,
Л. Ф. Бражник. Среди нового поколения деятелей муз. т-ра - Т. Шимко, Т.
Пастунина, Р. Осипенко, Н. Никеева, Н. Давиденко, В. Глазов и др.
Осуществл„н ряд новых постановок: "Надежда Дурова" Богатыр„ва (1956),
"Ясный рассвет" Туренкова (1958), балет "Подставная невеста" Вагнера
(1959). Были пост. оперы:
"Садко", "Страшный двор" С. Монюшко, "Проданная невеста"; балет
"Тропою грома" А. Кара-Караева; муз. комедии: "Кок-сагыз" (1940), "Песнь
Березины" (1947) Н. Н. Чуркина, "Заречный барок" (1940) С. В.
Полонского, "Алазанская долина" Ю. Бель-зацкого (пост. 1958) и др.
Лит.: Няфeд Ул., Беларускi тэатр. Нарыс гiсторыi, Мiнск, 1959;
Мастацтва Совецкай Беларусi. Зборнiк артыкула, Мiнск, 1955; Декада
белорусского искусства и литературы в Москве. 1955. Сборник материалов,
[Минск, 1955];
Белорусское искусство. Сборник статей и материалов, Минск, 1957;
Зборнiк навуковых прац, вып. 1, Мiнск, 1958 (Беларускi дзяржаны
тэатральна-мастацки инстытут); Рамановiч Е., Першы тэатр. Кароткi
нарыс, Мiнсн, 1946; Вутаков А., Искусство жизненной правды. Театр
имени Янки Купалы в 20-30-х годах, Минск, 1957; Грамыка М., Ад
аматарскага гуртка да дзяржаунага тэатру, "Полымя", Менск, 1927, ј 7;
Вазьнясенскi А., Другi Беларускi Дзяржаны Тэатр, "Узвышша", Мiнск, 1929,
ј 6; е г о же, Сучасны беларускi тэатр, "Узвышша", 1927, ј 3; Некрашэвч А., Беларуски першы дзяржауны тэатр 1920-1930, Мiнск,
[1930]; Янка Купала у беларускiм мастацтве. Зборнiк матэрыяла, Мiнск,
1958; Беларускi рэспублiканскi тэатр юнага гледача, Мiнск, [1957];Колас
Г., Тэатры Беларускай ССР У ДРУГОЙ Прыбалтыйскай тэатральнай вясне,
Мiнск, 1957 (на белорус. и рус. языках); Колас Г., Спектаклi
юбiлейнага сезона. Тэатры Беларускай ССР у Трэцай Прыбалтыйскай
тэатральнай вясне, Мiнск, 1958 (на белорус. и рус. языках);
Няф„д Ул., Народны артыст СССР Павел Сцяпанавiч Малчана, Мiнск,
1958; Есакоу А., Уладзiмiр Крыловiч, Мiнск, 1956; Скiбнеск? А.,
Народны артыст СССР А. К. iлынскi, Мiнск, 1954; Дунина С., Глеб Павлович
Глебов, М.-Л., 1949; Рамановiч Я., Народны артыст СССР Б. В. Платона,
Мiнск, 1954; Няфeд Ул., Народны артыст БССР У. [. Владамiрскi, Мiнск,
1954; Няфeд Ул., Тэатр у вогненныя гады. Беларускае сцэнiчнае мастацтва
час Вялiкай Айчыннай вайны, Мiнск, 1959; Тэатральпа-дэка-рацыйнае
мастацтва Совецичй Беларусi. Альбом. Складальнiкi адтар тэксту Г.
Барыша, Мiнск, 1958. В. Н.Бр. С.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.