Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БЕДНЫЙ, Демьян-см. Демьян Бедный.
БЕДОЙО - вид яванского придворного
театра; танец-пантомима. Исполняется девушками в сопровождении нац.
оркестра (гамелан) и хорового пения.
(Если на представлении присутствует султан, в Б. принимают участие 9
танцовщиц, в его отсутствие- не более семи). Б. построен на фольклорных
сюжетах (приключения спутниц' богини Южного моря Рату Лоро Кидуль).
Исполняются при дворах князей и султанов. В Б. принимают участие и
мальчики из княжеской семьи, переодетые в женское платье. В наст. вр. Б.
исполняют также на нар. празднествах.
Лит.: М е р в а рт Л. А., Малайский театр. в кн.: Восточный театр.
Сб. статей под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929;
Grroneman J., Javaansche Tooneeldansen, "Tijdschrift van't Indisch
Aardrijkundig Grenootschap", 1882, III.
Л. A. M.
БЕЖАР (Bejart) - французская акт„рская семья, родоначальник к-рой - Ж
о з е ф Б., будучи королевским чиновником, устраивал в сво„м доме
любительские спектакли; в них принимали участие члены семьи и
находившийся с ними в дружбе Мольер. В 1643 по инициативе семьи Б. и
Мольера был создан {Блшта?пельный театр", в труппу которого входили
старшие дети Жозефа Б. - дочь и сын - Мадлен и Жозеф; позже в него
вступили младшие дети Б.- Луи и Арманд.
МадленБ.(8.1. 1618- 17. II. 1672). Играла в провинциальных т-рах
Франции. Вернувшись в Париж, она совместно с Мольером участвовала в
организации "Блистательного театра", к-рый просуществовал с 1643 по
1645. Затем работала в труппе Мольера. Обладая ярким и разносторонним
дарованием, с успехом играла как комедийные, так и трагедийные роли:
Лизетта, Корина, Дорина, Мадлон ("Школа мужей", "Скупой", "Тартюф",
"Смешные жеманницы" Мольере), Искаста ("Фиваиды" Расина) и др. Мадлен
Б.- автор пьесы "Дон Кихот, или Волшебство Мар-лина", шедшей на сцене
т-ра Мольера (1659).
Жозеф Б. (ок. 1622-25. V. 1659) - один из создателей "Блистательного
театра". Выступал в ге-роич. ролях. В комедиях Мольера исполнял роли
Лелия' ("Шалый, или Вс„ невпопад") и Эраста ("Любовная досада").
Выступал также в комич. партиях
Луи Б. (1630-13. X. 1678)-с 1645 работал в труппе Мольера. Исполнял
роли комич. стариков, иногда старух (г-жа Пернель - "Тартюф"),
простодушных слуг. Для него была написана Мольером роль Л а Флеша в
"Скупом"; играл также Валера ("Любовная досада"), Дюбуа ("Мизантроп") и
др. В 1670 пскинул сцену.
Арманд Б. (1645 - 30.XI. 1700) - жена Мольера. Одна из наиболее ярких
актрис мольеровской тгуппы. Дебютировала в роли Элизы ("Критика "Школы
ж„н"", 1663). Обладая красивым голосом и богатой мимикой, Арманд была
исполнительницей большинства лирич. и лирико-комедийных ролей
мсльеровских комедий: Эльмира, Анжелика, Люсиль, Гиацинта ("Тартюф",
"Мнимый больной", "Мещанин во дворянстве", "Проделки Скапена") и др.
После смерти Мольера Арманд Б. вышла замуж за акт„ра И.-Ф. Герена и
приняла его фамилию.
Лит.: M О К у л ь с к и и С., Мсльер, М., 1936; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 1, M.,
1956; L ас ou г L., Moliere acteur. P., 1928;
Lyonnet H., Mademoiselle Moliere, P., 1925; La Fameuse comedienne, ou
Histoire de la Gruerin, P., 1870. Гр. Б.
"БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ" - комедия А. Н. Ост-ронского в 4 д. Соч. 1883.
Пост. 15 янв. 1884 в Малом т-ре, в бенефис Никулиной (Кручинина -
Федотова, Незнамов - К. Рыбаков, Корннкина - Никулина, Шелавина -
Уманец-Рай-ская, Шмага - Музиль, Муров - Южин, Галчиха - Са-довская,
Дудукин - Макшеев, Миловзоров - Александров, Аннушка -
Музиль-Бороздина). 20 янв. 1884 в Александрийском т-ре (Кручинина -
Стрепетова, Незнамов - М. Пе-типа, Коринкина -Дюжикова, Шелавина
-Хлебникова, Шмага - Давыдов, Муров - Ленский, Галчиха - Ленская,
Дудукин - Зубов, Миловзоров - Каширин, Аннушка - Гусева). Среди
последующих пост. "Б. в. в.": Малый т-р (4 марта 1908; реж. и
исполнитель роли Дудукина - Ленский, Кручинина - Ермолова, Незнамов -
Остужев, Коринкина - Яблочкина, Шелавина - Рыжова, Шмага - Сашин,
Галчиха -Садовская, Муров - Рыжов, Миловзоров - Худо-леев, Аннушка -
Пашенная); Александрийский т-р (7 окт. 1910; Кручинина - Савина,
Незнамов - Федотов, Шмага - Петровский, Коринкина - Потоцкая, Галчиха -
Шаровь-ева). "Б. в. в." часто ставилась (возобновлялась) на сценах
провинциальных т-ров России. Среди исполнителей ролей:
Незнамова - П. Самойлов, Дальский, Алекси-Месхишвили (груз. сцена);
Кручининой - Сирануш (арм. сцена), Жихарева, Шмагц - E. Абашидзе (груз.
сцена) и др.
На сов. сцене ид„те 1919. Среди пост.: Студия Малого т-ра, Москва
(1930; реж. Каверин; Кручинина-Половикова, Незнамов - Вечеслов, Шмага -
Оленев); филиал Малого т-ра (1940; реж. Пашенная и Алексеев, худ. Юон;
Кручинина - Пашенная, Незнамов - Цар„в, Коринкина - Гоголева, Шмага -
Ильинский, Дудукин - Климов, Галчиха - Рыжова); Т-р им. Вахтангова
(1937; реж. Раппопорт, худ. Гончаров, комп. Хренников; Кручинина-Орочко,
Незнамов - Москвин, позднее - А. Абрикосов, Коринкина - Алексеева, Шмага
-Горюнов, Дудукин - Захава); Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола
(1938; реж. Чужой, худ. Константиновский и Тов-бин; Кручинина -
Медведева, Незнамов - Честноков, Шмага-Толубеев); Ленингр. т-р им.
Ленсовета (1939); моек. Камерный т-р (1944; реж. Таиров, худ. Рындин;
Кручинина - Коонен, Шмага - Гайдебуров); Т-р им. Моссовета (1948; реж.
Завадский, худ. Виноградов; Кручинина-Марецкая, Незнамов - Консовский,
Шмага - Абдулов).
Пост. "Б. в. в." были осуществлены почти во всех крупнейших т-рах
РСФСР. В др. республиках СССР пост.: Т-р им. Франко (Киев, 1948; реж.
Норд; Кручинина - Ужвий, Незнамов - Пономаренко, Шмага - Милютенко,
Дудукин - Ватуля); Т-р Янки Купалы (Минск, 1938; реж. Рахленко;
Кручинина - Ржецкая, Незнамов - Платонов, Шмага - Владомирский); Т-р им.
Руставели (Тбилиси, 1938; реж. и исполнитель роли Шмаги - Васадзе, худ.
Тевзадзе;
Кручинина - Чхеидзе, Бакрадзе, Незнамов - Давиташвили, Дудукин -
Апхаидзе); Т-р им. Сундукяна (Ереван, 1939; реж. Сарян, худ. Арутчян;
Кручинина - Восканян, Незнамов - Хожакян, Шмага - Аветисян, Коринкина -
Гарагаш);
Т-р им. Азизбекова (Баку, 1948; реж. Шарифов, худ. Ахундов; Кручинина
- Давудова, Незнамов - Дагестанлы, Шмага - Марданов); Туркменский т-р
драмы (Ашхабад, 1951; реж. Каратов, худ. Кордыы; Кручинина - Гафурова,
Незнамов- Карлиев, К. Дурдыев); Т-р им. Камала (Казань, 1948; реж.
Сарымсаков; Кручинина - Булатова, Незнамов - Халилов, Шмага - Абжалилов)
и др.
"Б. в. в." ставится коллективами худож. самодеятельности. "Б. в. в."
переведены на азерб. (Р. Тахмасиб), груз. (Е. Ан-дроникашвили), узб. (А.
Рахими), арм. (Т. Ахумян), туркм. (Анануров), тадж. (Улуг-заде), укр.
(О. Новицкий), белорус. и др. языки.
За рубежом "Б. в. в." ставились в Англии - Корнуолл-ская театр. школа
(1929), в Чехословакии - Т-р им. Неймана (Прага, 1955), т-р в
Готвальдове (1956), Сливенский народный т-р (1953), в Польше-Лодзинский
Рабочий т-р (1951), Калишский т-р им. Богуславского (1952) и др.
И з д а н и я.- Первая публикация "Б. в. в." - ж. "Отечественные
записки", 1884, ј 1; из последующих изданий:
Островский А. Н., Собр. соч., т. 9, М., 1951.
Лит.: "Без вины виноватые". Материалы и исследования, М., 1947 (серия
Б-ка т-ра Островского). Д Шн.
БЕЗА, Без (Beza ; Beze), Теодор (24. VI. 1519, Возле, Бургундия, -
13. X. 1605, Женева) - швейцарский драматург, поэт и
общественно-политический деятель эпохи Реформации. Ближайший ученик и
сподвижник Ж. Кальвина. С 1548 жл в Швейцарии. В 1550 Б. написал драму
9' стихах "Жертвоприношение Авраама" (пост. в 1552 в Лязанне),
проникнутую антикатолич. направленностью. Б. придал традиционным
библейским персонажам черты своих современников; в речах Сатаны нападки
на католицизм граничат с насмешками над христианством. Стремление к
созданию образной характеристики, мастерство диалога, богатство языка
определили значение драмы Б. в истории швейц. драматургии.
Лит.: М о n n i e r M., Oeneve et'ses poetes du XVI siecle a nos
jours, P.-Gen., 1874; Gr о d e t Ph., Histoire litteraire de la Suisse
Francaise, 2 ed., Neuchatel, 1895. M. B.
БЕЗБАРУА, Лакшминатх (1868-1938) - индийский поэт, прозаик,
драматург. Писал на ассамском языке. Создал историч. драмы: "Чакрадхвадж
Синха" (1914), "Белимар" (1915) и "Джаямати" (1916), а также 4 фарса.
Драмы Б., написанные под влиянием историч. хроник Шекспира, посвящены
борьбе ассам-цев с могольскими и бнрм. завоевателями. Эти пьесы,
созданные в годы колониальной зависимости Индии, выражали протест против
англ. колонизаторов. В фарсах Б. высмеивались недостатки совр.
драматургу общества. Пьесы Б. ставились любительскими коллективами в
городах и деревнях Индии о Св. II.
"БЕЗЗАБОТНЫЕ РЕБЯТА" ("Les enfants sans souci") - французская
полулюбительская комедийная театральная организация. Создана в Париже в
конце 14 в. Продолжала ср.-век. традицию корпораций "дураков" ("Б. р."
избирали из своей среды "Принца дураков" и "Дурацкую мать"). Шутовской
ж„лто-зел„ный наряд "Б.р." состоял из трико, накидки с бубенцами и
остроконечного колпака, часто с ослиными ушами. "Б. р." создали
своеобразный сатирич. литературный жанр - сотй ("Мир и злоупотребления",
1513, "Как Бедность, Дворянство и Церковь стирали бель„" и др.).
Выступая в шутовском обличий, они высмеивали пороки своего времени,
выводили в образах "дураков" надменных воинов ("Тщеславный дурак"),
клерков-взяточников ("Дурак-обманщик"), простодушных крестьян
("Дурак-невежда"). Особой силы достигала сатира "Б. р." в антицерковных
сотй. Одним из членов общества "Б. р." был поэт П. Грен гуар, автор
острого политич. сотй "Игра о Принце дураков и Дурацкой матери" (1512),
направленного против папы Юлия II. В корпорации "Б. р.п прославился
акт„р Ж. де л'Эспина (псевдоним Понтале), обладавший большим
импровизационным даром. Он был лучшим исполнителем фарсов и моралите,
автором сотй, мистерий, показанных в Париже. Деятельность "Б. р." была
запрещена королевской властью в 1612.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульсного, т. 1, М., 1956, с. 107-109; Petit de Julleville L., Les
comediens en France au moyen age, P., 1885; С о h e n G., Le theatre en
France en moyen asre, V. 1. u., 1928. Гр.Р.
"БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГА PO"- см. "Женитьба Фигаро".
БЕЗЫМЕНСКИЙ, Александр Ильич [р. 7(19). I. 1898) -, русский советский
поэт. Член КПСС с 1916. У частник Октябрьского вооруж„нного восстания в
Петрограде. Лит. деятельность начал в 1918. В 1929 написал публицистич.
комедию-памфлет в стихах "Выстрела, направленную против бюрократов,
исполненную оптимизма, веры в победу советских людей над
классово-враждебными элементами. В 1929-30-е гг. "Выстрел" был пост.
Т-ром им. Вс. Мейерхольда и др. т-рами.
Соч.: Выстрел, в сб.: Пьесы советских писателей, т. 2, М., 1953.
БЕЙБУТОВ, Рашид Мад-жид оглы (р. 14. XII. 1915) - азербайджанский
советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1959). Известен как один
из лучших исполнителей азерб. нар. песен. Исполнительское мастерство
перенял у своего отца, известного нар. певца. В 1933- 1934 пел в Тбилиси
(в концер-I тах), в 1934-44 - в Ереване
(Филармония и Т-р им. Ахундова). В 1946-56- солист Азерб. филармонии
и Т-ра им. Ахундова. Исполнял гл. партии в опере "Севиль" Амирова и муз.
комедии "Аршин мал алан" У. Гаджибекова. В 1957- 1959 Б.- худ. рук.
Азерб. концертного ансамбля. Снимался в кино ("Аршин мал алан", Ст. пр.
1946, и др. фильмы). Б.- один из ведущих мастеров сов. эстрады. В его
репертуаре - нар. песни, произв. сов. и зап.-европ. композиторов,
исполняемые им на азерб., рус. и др. языках. Исполнение Б. привлекает
задушевностью, экспрессией, своеобразной нац. манерой пения.
Гастролировал в Китае, Индии, Сирии, Бельгии, Финляндии и др. странах.
Я. Кае.
Лит. : Карагичева Л.,ИсмаиловаГ., "Севилы, "Советская музыка", 1954,
ј 4; Шахназарова H., Заметки об азербайджанской декаде, там же, 1959, ј
8; Рашид Бейбутов. Народный артист Азерб. ССР, Баку, 1959 (Буклет).
БЕЙЕР (Bejer), Агне (р. 24. XII. 1888) - шведский театровед. Поч„тный
доктор философии Упсаль-ского университета (1942). В 1921 окончил
Упсальский университет. С 1946-профессор истории т-ра в Высшей театр.
школе в Стокгольме. В 1921-22 руководил восстановлением
Дротнингхольмского дворцового театра, организовал в н„м музей (с
1925-директор). Б.-автор книги "Дворцовые театры Дротнингхольма и
Грипс-хольма", очерков, статей по истории швед. театр. иск-ва.
Соч.: Recueii de plusieurs fragments de premieres comedies
italiennps, Stockh., 1928' Slottsteatrama pa Drottningholm och
Gripsholm, Stockh., 1937. H. Г.
БЕЙЕР, Владимир Иванович (1868-29. VI. 1945)- русский советский
театральный художник. Засл. арт. РСФСР (1932). Окончил Академию
художеств в Петербурге (1892). В первые годы после Октябрьской революции
Б. увл„кся идеей создания т-ра для детей, стал одним из основателей
Ленингр. т-ра юных зрителей (Лентюз). С 1921 был гл. художником этого
т-ра. Своеобразие сценич. площадки Лентюза (состоящей из орхестры,
открытого просцениума и собственно сцены, почти лиш„нной глубины)
требовало от художника особой изобретательности и мастерства при
создании оформления (мгновенные перемены места действия на глазах у
зрителя, умение разв„ртывать сценич. композиции не только по
горизонтали, но и по вертикали на разных высотах). В ряде спектаклей
Лентюза (большей частью в сотрудничестве с режисс„ром А. А. Брянцевым)
Б. с успехом разрешил эти задачи с помощью ч„ткой декоративной обработки
портала сцены, введения объ„мных станков и конструкций. Так, в
"Коньке-Горбунке" по Ершову (1922) конструктивное убранство портала было
разработано Б. в формах сев. зодчества; сцена имела вид старинного
терема, украшенного древнерусским орнаментом, бутафория была .выполнена
в духе русской кустарной игрушки. В "Похитителе огня" Горлова (1924)
пещера первобытного человека в скалистой местности изображалась с
помощью тр„хмерных станков на просцениуме и драпировок задней сцены.
Лит.: Брянцев А., Художник в театре для детей (В. И. Бейер), Л.,
1927; Театр юных зрителей. 1922-1927. [Сб. статей], Л., 1927. M. П.
Б‚ЯЕРЛЕ (Bauerle), Адольф (9. IV. 1786-19/20. IX. 1859) - австрийский
драматург, театральный деятель. Лит. деятельность начал в 1806. В
18061859 был издателем Венской театр. газеты. Написал ок. 70 комедий,
к-рые с успехом шли в "Леопольдштадт-театре" (Вена). Среди них: "Буржуа
в Вене" (1813), "Свадьба Штабердя" (1814), "Очарованный принц" (1818),
"Вена, Париж, Лондон и Константинополь" (1823) и др. Пьесы В.- "комедии
положений", построенные на волшебных превращениях, несколько наивные,
были связаны-с совр. автору жизнью Австрии.
Представления их сопровождались музыкой, что сближало комедии Б. с
зикгшпилями.
Лит.: Holl К." Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923;
Rommel 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie, W., 1952; F u r s t R., Raimunds
Vorganger Bauerle, Gleich, Meisl, W., 1954. ' Л. Лоб.
БЕЙЕРЛЕЙН (Beyerlein), Франц Адам (22. III. 1871-27. II. 1949) -
немецкий писатель, драматург. Наибольшую известность приобрела его пьеса
"Вечерняя зоря" (1903), критически рисующая жизнь немецкой военщины. Эта
пьеса пост. в 1906-08 в моек. Малом, петерб. Александрийском т-рах, в
киевском- Т-ре Соловцова, в Т-ре Корша, в 1926- Бакинским т-ром, и др.
Б. написал также пьесы "Демон Отел-ло" (1895), "Батрак" (1905), посв.
жизни нем. деревни;
"Женщина" (1913), "Тироль летом" (1933) и др. Э. Г.
БЕЙКЕР (Baker), Джордж Пирс (4. IV. 1866- 6. I. 1935) - американский
театральный критик, театровед. В 1913 основал "47-ю мастерскую" при
Гарвардском ун-те, где преподавал основы драматургии. Мастерская была
экспериментальной сценич. площадкой, на к-рой студенты выступали как
авторы, режисс„ры, акт„ры, грим„ры, критики. Здесь Б. осуществлял на
практике теоретич. положения, излагавшиеся в его лекциях о т-ре и
драматургии. Б. был одним из зачинателей и энтузиастов университетского
театр. движения, вдохновителем театр. постановок в учебных заведениях.
Среди учеников Б.- Ю. О'Нил, С. Говард, Э. Шелдон, Ф. Барри, С. Берман и
др.
С о ч.: The principles of argumentation, Boston- L., 1895, new ed.,
Boston-N. Y., [1925]; The development of Shakespeare as a dramatist, N.
Y.,-L., 1920; Dramatic technique, Boston-N. Y., [1919].
Лит.: Goad 0. S. and Mims E., The American stage, New Haven, 1929; K
i n n e W. P., George' Pierce Baker and the American theatre, Cambr.,
1954.
Б1ЙЛ, Б e и л ь (Bale), Джон (21.XI. 1495-1563)- английский
драматург. Будучи епископом, поддерживал политику реформы церкви,
проводимую Генрихом VIII. Пьесы Б., написанные преим. в форме мистерий -
"Божьи обещания", "Иоанн Баптист", "Искушение Христа" (все в 1538), и
моралите - "Три закона" (1538), направлены против католицизма и папы.
Гл. произв. Б.- "Король Джон" (1538; пост. 1539, церковь Св. Стефенса,
Кентербери; 1561, т-р в Ипсвиче) - первый опыт историч. драмы в англ.
т-ре эпохи Возрождения. В пьесе наряду с историч. персонажами действуют
и абстрактные фигуры (напр., Мятеж и др.), что свидетельствует о
сохранении автором при„мов моралите. А. А.
БЕЙЛИС (Baylis), Лилиан Мэри (9. V. 1874-25. XI. 1937) - английский
театральный деятель, антрепрен„р. Имела звание магистра иск-в
Оксфордского ун-та (1924) за пропаганду драматургии Шекспира. С 1898 Б.
принадлежал т-р "Олд Вик1, в это время здесь ставились пьесы Шекспира и
оперные спектакли, были установлены низкие цены на билеты, к-рые делали
спектакли этого т-ра доступными широкому зрителю. В 30-х гг. при
содействии Б. в репертуаре "Олд Вик" появились спектакли с хореографич.
номерами (балетная интермедия в спектакле "Мнимый больной", балетм. Н.
де Валуа). В 1931 на сцене "Олд Вик" дан первый самостоятельный вечер
балета. В этом же году Б. совместно с де Валуа организовала в здании
т-ра "Сэдлерс-Уэллс" балетную школу, на основе к-рой создана балетная
труппа, выступавшая на сцене "Олд Вик" и в "Сэдлерс-Уэллс". Лит.:
HarcourtWilliams E. (editor), Vic-Wells:
the work of Lilian Baylis, L., 1938. Ham P.
БЕЙРОН (Beyron), Эйнар (р. 24. II. 1901) - шведский артист оперы
(лирико-драматич. тенор). Член Швед. муз. академии (с 1947). Пению
обучался в оперной школе в Копенгагене у В. Линке и в Германии у Л.
Бахнера. Впервые выступил на оперной сцене в 1923 в Гстеборге. С 1924
Б.- артист (с 1926 - солист) Королевской оперы в Стокгольме. Получил
известность как исполнитель теноровых партий в операх Верди и Пуччини. С
успехом выступал в операх Вагнера - партии Фро, Парсифаля, Тристана
("Золото Рейна", "Парсифаль", "Тристан и Изольда") и др.; исполнял также
партии: Мате ("Невеста" Рангстр„ма), Астольф ("Остров блаженных"
Росенберга), Еста Бьорлинг ("Кавалеры из Экебю" Цандонаи по "Саге о Есте
Бьорлинге" С. Лагерл„ф) и др. Выступает в опереттах. Роли: Альфред
("Летучая мышь" Штрауса), Граф ("Граф Люксембург" Легара), Парис
("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Я. Г.
БЕЙСЕКОВА, Шабал (р. 1. X. 1919) - казахская советская артистка оперы
(сопрано). Нар. арт. Каз. ССР (1959). Пению обучалась в муз. уч-ще в
Алма-Ате и в Моск. консерватории. С 1943 Б.- солистка Т-ра оперы и
балета им. Абая (Алма-Ата). Партии: Сара ("Биржан и Сара" Тулебаева, Ст.
пр. 1949), Кыз-Жибек ("Кыз-Жибек" Брусиловского), Маро ("Даи-си"
Палиашвили), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Микаэла и др. АН. Я.
Б‚ЙСЕРО (Buysero), Дирк (1644-1707) - голландский поэт, драматург,
переводчик. В 1670 перев„л на голл. яз. пьесу "Астрате" Кино, в 1679 -
"Амфитриона" Мольера, и др. Автор либретто к "Торжествующей любви"
Хакверта (1680) - одной из первых опер на голландской сцене. А. Вис.
БЕЙТС (Bates), Джэкоб (сер. 18 в., гг. рожд. и смерти неизв.) -
английский цирковой деятель, наездник. В 1764 приехал в Москву, выстроил
(неподал„ку от теперешней Комсомольской пл.) амфитеатр и давал в н„м
представления, имевшие большой успех. В 1765 организовал конные
представления в Петербурге; демонстрировал умение стоять на скачущей
галопом лошади, упражнения вольтижировки и др. номера. Считается, что
амфитеатр Б. был первым полустационарным цирком в России. До приезда в
Россию и после отъезда выступал в различных городах Англии, Франции,
Германии; строил там спец. манежи. М. Зон.
БЕЙШЕНАЛИЕВА, Бюбюсара (р. 15. IX. 1926)- киргизская советская
артистка балета. Нар. арт. СССР (1958). Окончила Ленингр. хореографич.
уч-ще. С 1941 - солистка Т-ра оперы и балета (Фрунзе). Создала яркие
образы в нац. репертуаре: киргизская девушка Чолпон (1944) и злая
волшебница Ай-дай (1953) в балете "Чолпон" Раухвергера, Анар (о. п.
Власова и Фере, 1950) (в ролях Анар и Айдай Б. выступала на декаде кирг.
иск-ва в Москве в 1958). Партии в классич. и сов. балетах: Раймонда
(1947), Одетта и Одилия (1950);
Мария и Зарема ("Бахчисарайский фонтан", 1950), Тао Хоа (1953),
Эсмеральда(1955). Искусство Б. характеризуется нац. своеобразием,
высокой танцевальной техникой, артистич. обаянием и драматич.
выразительностью. Образы, создаваемые Б., глубоко эмоциональны, ч„тки и
ясны по форме. Естественность мимики и движений, слитность с музыкой,
логич. развитие мысли отличают творчество Б. - первой кирг. балерины. Н.
Л.
Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Бюбюсара Бейшеналиева,
Фрунзе, 1958 (К декаде киргизского искусства в Москве); Л у ц к а я Е;,
Бюбюсара Бейшеналиева, "Театр", 1959, ј 2.
БЕК (Becque), Анри Франсуа [9 или 28(?). IV. 1837- 12. V. 1899] -
французский драматург. В 1867 написал либретто оперы "Сарданапал" (муз.
В. Жонсьера; по Байрону). Автор пьес "Блудный сын" (1868), "Мишель
Попер" (1870, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Порядочные женщины" (1880, т-р
"Жимназ"), "Парижанка" (1885, т-р "Ренессанс") и др. Наиболее
значительная пьеса Б. - "Воронь„" ("Вороны"; 1875, т-р "Ко-меди
Франсез"-1882), раскрывающая с большой обличительной силой тему
жестокости, эгоизма бурж. общества. Пьесу ставили Свободный т-р О. Брама
(1889-90, Берлин), А. Антуан в т-ре "Одеон" (1910, Париж) и др. В
"Парижанке" гл. роль в течение мн. лет играла актриса Г. Режан.
Представитель критич. реализма в драматургии, противник сценически
эффектных, но дал„ких от жизненной правды пьес Э. Скриба и его эпигонов,
Б. стремился воспроизводить события жизни, показывал в своих пьесах
судьбу семьи, разоблачал бурж. лицемерие. Пьеса "Воронь„" оказала
значит, влияние на развитие франц. т-ра. Б. оказывал активную поддержку
А. Антуану в его работе в Свободном т-ре. В 90-е гг. творчество Б. стало
определяющим для драматургов, группировавшихся вокруг Антуана. Автор
ценных для изучения истории т-ра критич. статей и мемуаров.
На рус. сцене "Парижанку" ставил моек. т-р Корша (1890), "Воронь„" -
франц. труппа петерб. Михайловского т-ра (1893) и др.
С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-7, P., 1924-26; в рус. пер.- Вороны.
Пьеса, Л.-М., 1958.
Лит.: (т о t A., Henry Becque. Sa vie et son oeuvre, P., 1920;
Arnaoutovitch A., H. Becque, v. 1-3, P., 1927. Ал. П.
БЕК (Bek), Виктор (р. 26. VII. 1888) - югославский (хорватский) акт„р
и режисс„р. В 1909 начал сценич. деятельность в Загребе, затем работал в
передвижных труппах Осиека, Сплита, Сараево. С 1952 - в Загребском драм.
т-ре. Созданные Б. сценич. образы отличаются реалистич. разработкой
характера. Роли: Перу ("Госпожа министерша" Нушича), Гамлет, Яго, Франц
Моор, Хлестаков; Раскольников ("Преступление и наказание" по
Достоевскому), Аким ("Власть тьмы"), Машкович ("Ярмарка мечтаний"
Берича; премия Т-ра им. Сте-рии, 1958) и др. Среди пост. Б. в т-рах
провинции:
"Дубравка" Гундулича, "В агонии" Крлежи, "Отел-ло", "Сон в летнюю
ночь", "Хозяйка гостиницы" и др. Б.- переводчик пьес, автор статей о
театральном искусстве. , Аг. М.'
БЕК (Beck), Генрих (19. II. 1760 - 6. V. 1803) -немецкий акт„р.
Сценич. деятельность начал в 1777 под руководством К. Экгофа в
придворном театре г. Гота. С 1778 работал в Национальном т-ре в
Мангей-ме, где играл роли: Фердинанда; маркиза Позы, Ко-синского ("Дон
Карлос", "Разбойники") и др. С 1799 был акт„ром и директором мюнхенского
придворного т-ра. С 1803 снова работал в Мангейме. Написал несколько
л„гких комедий - "Шахматная машина" (1797), "Хамелеон" (1803) и др. Б.
был акт„ром-реалистом, выдвигавшим принцип верности жизненной .правде.
С О ч.: Meine Bemerkungen uber die Kunst, die Welt und mich.
Mannheim, 1782, 2 Aufl., Mannheim, 1930.
Б‚К (Boeck). Огюст де (9. V. 1865-9. V. 1937)- бельгийский
композитор. Музыке обучался в Брюссельской консерватории по классу
органа и композиции; позднее совершенствовался под рук. П. Жиль-сона.
Композиторскую деятельность начал в 90-х гг. Произведения Б. отличаются
красочностью оркестровки, лирич. выразительностью. Осн. часть наследия
Б. составляют оперы, написанные гл. обр. на нац. сюжеты и использующие
элементы бельг. фольклора; наиб. известна "Изумрудная дорога" (1921,
Гент). Б. написал также оперы-"Теруань де Мерикур" (1901, Антверпен),
"Сон в зимнюю ночь" (1903, Аятверпен), "Рейнские гномы" (1906),
балеты-"Ночная бабочка" (1914, Брюссель), "Золушка", "Чувство поэта",
мелодраму "Иисус из Назарета", а также ряд симф. и др. произв. С 1920 Б.
- профессор и директор консерватории в Антверпене.
Лит.: С о г b e t A., In memoriam August de Boeck (De Vlaamse Grids),
Ghent, 1937, Novembre; Gr i l s o n Р., Notes de musique, Brux., 1942;
Rasse Fr., A. de Boeck, Brux., 1943. Л. M.
БЕК (Beck), Ханс (31. III. 1861 - 10. VI. 1952)- датский артист
балета, балетмейстер. Учился в школе при балетной труппе т-ра "Датский
Королевский балет". Дебютировал в труппе Королевского т-ра в 1879
(Копенгаген). В последующие годы занимал положение ведущего танцовщика
датского балета. В 1894-1915 - гл. балетмейстер датского балета. Б.
возобновил и способствовал сохранению в репертуаре т-ра балетов Августа
Бу/?"о"вмля (св. 15), а также традиций датской школы классич. танца.
Среди самостоятельных постановок Б. наиболее известен балет "Русалочка"
Энрикеса (1909). Воспитал многих ведущих артистов датского балета: Г.
Улендорфа, Р. Енсена, Э. Прайс и др. Автор книги, в к-рой изложил основы
датской школы классич. танца. Соч.: Fra Livet og dansen, Kjobh., 1944.
Лит.: Krag h-J a c o b s e n S., The Royal Danish ballet. L.. 1955.
Ham.P.
БЕКЕР, правильнее Б e и к e p (Baker), Жозефина (p. 3. VTI.
1906)американская артистка эстрады, певица и танцовщица. Род. в бедной
негритянской семье в г. Сент-Луисе (США). Девочкой выступала в ночном
негр. клубе. После блестящего дебюта в 1926 в негр. ревю в Париже стала
"звездой" варьете. Много гастролировала по Европе и Юж. Америке.
Талантливая певица и танцовщица, Б. является замечательной
исполнительницей негритянских песен и танцев. В период 2-й мировой войны
жила во Франции, выступала с песенками, призывавшими к мужеству и
смелости. За свою патриотич. деятельность была впоследствии награждена
орденом Сопротивления и Крестом поч„тного легиона. Активный борец с
расизмом, Б. не раз подвергалась преследованиям.
Лит.: "Театр", М., 1956, ј 10, с. 166-67; Leo n-M a r-t i n L., Le
music-hall et ses figures, P., 1928; Jacques-Charles, Cent ans de
music-hall, Gen.-P., 1956, с. 219-223.
БЕКЕФИ, Альфред Ф„дорович (1843-1925) - русский артист балета. По
национальности венгр. В 1876 приехал из Венгрии в Россию. Дебютировал на
сцене Большого т-ра (Москва), в 1883 перевед„н на сцену Мариинского
т-ра. Был ярким характерным танцовщиком, вн„с большой вклад в развитие
характерного танца в рус. балете. С большой ч„ткостью и выразительностью
исполнял он чардаши, мазурки и др. танцы. Обладая мимич. дарованием, с
успехом выступал в партиях Квазимодо ("Эсмераль-да"), Сеид-паши
("Корсар" Адана), гусарского ротмистра ("Привал кавалерии" Армсгеймера)
и др. После ухода из Мариинского т-ра (1905) гастролировал по Европе.
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 118.
БЕКИ (Bechi), Джино (р. 16. X. 1913) - итальянский артист оперы
(баритон). С 1930 пел в концертах. В 1936 впервые выступил на оперной
сцене в Эмпо-ли. Гастролировал в Испании, Германии, Англии, Египте, Юж.
Америке, США. Пользуется известностью как один из лучших исполнителей
партий Фигаро, Риголетто; Жермона ("Травиата"), Амо-насро ("Аида"),
Жерара ("Андре Шенье" Джордано) и др. Высокое вокальное мастерство
сочетается в творчестве Б. с выразительным акт„рским исполнением.
Обладает сочным, сильным, красивым по тембру голосом. Пение Б.
отличается экспрессией и одухотвор„нностью. Снимался во мн. фильмах. Вс.
Т.
БЕКИНГЕМ (Buckingham), Джордж Вилье, граф Б. (30.1. 1628,
Вестминстер,- 16.IV. 167, Йоркшир),- английский полит, деятель и
писатель. Играл значительную роль в лит. и театр. жизни Англии эпохи
Реставрации. Будучи сторонником классицизма, возглавил группу авторов,
создавших комедию "Репетиция" (1671, Королевский т-р) - остроумную
пародию на полные эффектов и экзотики "героич. пьесы" Дж. Драйдена.
"Репетиция" положила начало одноим„нному пародийному жанру в англ.
драматургии. В этом жанре писали Г. Филдинг, Р. Шеридан и др. Б.
принадлежит также комедия "Возможности" (1666).
Соч. см. в Хрестоматии по истории западноевропейского театра, сост. и
ред. С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953 (отрывок из "Репетиции").
Лит.: N 1 с о 1 1 A., A history of English drama, v. l, Cambr., 1952;
История английской литературы, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1945; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
1956.
БЕККЕТ (Beckett), Самуэль (р. 13. IV. 1906)-французский писатель,
драматург. Автор пьес "В ожидании Годо" (1953, т-р "Вавилон", Париж),
"Конец игры" (1957, "Студия Елисейских полей"), пантомимы "Действие без
слов" (1957, там же), состоящих из отдельных эпизодов, лиш„нных
последовательно развивающегося сюжета и действия. Гротесковые пьесы Б.
проникнуты настроениями пессимизма, отчаяния, опустош„нности, в них
проявилось стремление драматурга раскрыть автоматизм существования
человека в совр. бурж. об-ве. Б. написал также пьесу "Последняя лента"
(1960, т-р "Рекамье"), в к-рой намечается тенденция к большей
определ„нности сюжета, к созданию психологич. характеристики персонажа.
Творчество Б. выражает духовный кризис бурж. интеллигенции Запада. Т.
Бач.
Лит.: Леклерк Г., Судьбы авангардистского театра во Франции, "Театр",
1959, .ј 9.
БЕКСАН - вид индонезийского театрального представления;
танцы-пантомимы. Распростран„н на Яве, Суматре п Бали. Возникший около
17-18 вв. Б. является дальнейшим развитием индонез. т-ра масок -
"топенг". Исполняется во время дворцовых празднеств молодыми сыновьями
раджей, султанов, вельмож в сопровождении нац. оркестра (гамелан). Перед
началом танца рассказчик - даланг - кратко излагает содержание танца;
сюжет Б. заимствуется из индонез. эпоса (истории Сери Рамы, Панджи и
др.). Танцоры условными движениями и мимикой изображают этот сюжет. Б.
исполняется ч„тным количеством пар (чаще всего 2 пары); один танцует, а
другой повторяет его движения. В Б., имеющих сложный сюжет, каждый
исполнитель танцует самостоятельно.
Лит.: M e p в а р т Л. А., Малайский театр. в кн.: Во" сточный театр.
Сб. статей под ред. А. М. Мерварта, Л., 1929;
Groneman J., Een avond bij den rijksbestuurder van Jogjakarta,
"Internat. Archiv fur Ethnographie", Lei den, 1890, Bd 111, s. 175; Gr o
n e m a n J., Javaansche Tooneeldansen, "Tij-dschrift van't Indisch
Aardrijkskundig Grenootschap", 1882, III. ' Л. А. М.
БЕЛАЗАРАС, Антанас Казио (р. 22. XII. 1913) - литовский советский
композитор. В 1934-42 обучался в Каунасской консерватории. С 1939
занимается пе-дагогич. работой (в Паневежеском муз. уч-ще). Автор первой
сов. литовской муз. комедии "Золотые моря" (1955, Каунасский т-р),
написанной на основе нац. муз. фольклора и рисующей жизнь колхозников
Литвы. Б. принадлежат также музыка к спектаклям, хоры и др. соч. Ю. Г.
БЕЛАКН‚ЛИ, Николай Николаевич [р. 24. XI (6. XII). 1897] - грузинский
советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1950). В
1930 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. E. А. Вронского; с
этого же года работает в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси).
Партии:
Нико ("Дареджан Коварная" М.Баланчивадзе), Абе-салом, Гурам
("Абесалом и Этери", "Латавра" Палиашвили), Ваши Ачуки ("Ваши Ачуки"
Кереселидзе), Радамес ("Аида"), Каварадосси, Хозе; Самсон ("Самсон и
Далила" Сен-Санса) и др. Периодически выступал в различных оперных т-рах
страны. Н. Э.
БЕЛАСКО (Belasco), Дэвид (25. VII. 1853 - 15. V. 1931) - американский
драматург, театральный деятель, режисс„р, акт„р. В 1864 дебютировал в
роли герцога Йоркского в пьесе Шекспира "Ричард III". В 1872 выступил
как драматург. Ранние пьесы Б. носили романтич. характер. Значительное
место в творчестве Б. занимали переработки совр. европейских пьес, к-рым
он придавал "американский колорит" ("Дубовое сердце", 1879, "Заза",
1898, и др.). В 1880 Б. - антрепрен„р и режисс„р в "Мэдисон сквер т-р"
(Нью-Йорк). По приглашению антрепрен„ра Д. Фромана Б. работал в 1885-90
режисс„ром в нью-йоркском т-ре "Лицеум", осуществляя постановки пьес,
написанных (или перераб.) им совместно с Г. де Миллем ("Жена", 1887,
"Благотворительный бал", 1889). С 1890 стал заниматься исключительно
драматургич. деятельностью, создавая преим. псевдонациональные, т. н.
"западные", экзотич. и ме-лодраматич. пьесы ("Сердце Мэриленда", 1895,
"Девушка с Золотого Запада", совм. с Л. Лонг, 1905, и др.). Эти пьесы
получили иронич. оценку Б. Шоу. В 1907 Б. стал владельцем и режисс„ром
нью-йоркского "Стайвесант тиэтра", известного также как
"Бе-ласко-тиэтр". В своих пост. Б. уделял много внимания технич.
усовершенствованиям сцены, освещению, шумовым эффектам. Стремился к
возможно точному, иногда натуралистическому воспроизведению сценич.
деталей. Последние годы жизни занимался только режисс„рской
деятельностью; его последняя пост.- "Сегодня вечером или никогда"
Хатвани (1930).
Соч.: The heart of Maryland and other plays, Prince-ton-N. Y.. 1941.
Лит.: Quinn Hobson A., A history of the American drama, L., 1937, с.
3, 49, 130-136, 163-199. И. К.
БЕЛГРАД - столица Югославии, главный город Сербии (свыше 522 тыс.
жит. на 1957). Начало театральной жизни Б. относится к 1841, когда
труппой любителей во главе с драматургами А. Николичем и И.
Стерия-Поповичем была пост. пьеса последнего "Смерть Стевана Дечанского"
(спект. этот ш„л в переоборудованном торговом помещении, к-рое получило
назв. "Театерна Джумруке"). В 1857 молод„жь местного Лицея организовала
театр. труппу, дававшую спект. на нем.яз. ("Театер у пивари"). Труппа
эта вскоре была реорганизована в сербское "Друштво српског позоришта"
("Сербское театр. Общество"). В 1864 этот т-р был распущен. Наиболее
значительным т-ром Б. до нач. 2-й мировой войны был "Народно позо-риште"
(Югославский Национальный театр), открытый 30 окт.
1869 пьесой Дж. Малетича "Посмертная слава князя Михаила М.
Обреновича". Первым руководителем т-ра был Й.Джордже-вич. Т-р "Народно
позориште" скоро привл„к к себе лучшие артистич. силы Сербии; из него в
свою очередь вышло большинство известных югосл. артистов. Ведущим театр.
деятелем этого т-ра долгое время был М. Исайлович. На сцене "Народно
позориште" прошли пьесы мн. крупных югосл. писателей, в том числе М.
Држича, И. Стерия-Поповича, М. Бэна, И. СуСогича, И. Гундулича, Т.
Брезовачки, М. Боговичэ, И. Войновича, М. Беговича, И. Косора, Л.
Костича, Т. Триф-кович?, М. Глишича, Д. Илича, Б. Нушича, И. Цгнкара, М.
Крлежи и др. Шли здесь также произв. Шекспира, Мольера, Гольдони и др.
европ. классиков. В 1894 в помещении "Народно позориште" делаются первые
попытки ставить оперные спектакли, но до нач. 2u-x гг. 20 в. его
репертуар был крайне скуден. Творческий подъ„м т-ра наметился в 1924-35,
когда его директором и муз. руководителем становится изв. сербский комп.
и дириж„р С. Христич. С этого времени в Оперном т-ре ставятся не только
итал. и нем. оперы, но и оперы славянских композиторов (Чайковского,
Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Дворжака, Монюшко) и в том
числе композиторов Югославии (Христича, К. Барановича, П.Кокьо-вича) и
др. Формалистич. и эстетским влияниям на т-ры Югославии в 20-е гг. 20 в.
противостояло творч. воздействие реалистич. принципов МХАТа, впервые
гастролировавшего в Б. в 1920 и 1922.
В период фашистской оккупации Югославии творческая жизнь т-ров Б.
была почти полностью парализована. Оживление наступило с освобождением
Югославии. В 1947 в Б. был создан новый т-р"Югославенско драмско
позориште" (Югославский Драматический театр). Для т-ра было выстроено
новое театр. здание. Его труппа сформировалась из лучших артистов
Югославии. Основу fe составили ведущие артисты "Народно позориште". В
репертуар т-ра наряду с нац. классич. и совр. пьесами и зап.-европ.
драматургией входили рус. и сов. пьесы ("На дне", "Егор Булычов и
другие", "Любовь Яровая"). В 1956 этот т-р гастролировал в СССР (в то же
время в Б. проходили гастроли МХАТа). В Б. продолжает работать также и
т-р "Народно позориште" (занимает сво„ старое помещение), включающий,
помимо драматической, также оперные и балетные труппы (последняя была
создана в 1921, получила значительное творч. развитие в 30-х гг.,
прекратила существование во время войны и вновь возобновила свою
деятельность в 1946). Кроме перечисленных т-ров, в Б. работают:
"Сов-ремено позориште" ("Современный театр") на двух сценах, "Дечье
позориште Бошко Буха" (Детский театр им. Бошко Буха), "Ателье 212"
(экспериментальный т-р), "Марионетско позориште" (кукольный театр;. В Б.
работает Театральная академия (Академия за позоришну уметност),
готовящая кадры артистов для югославских т-ров.
БЮА‚ВЦЕВА, Наталия Алексеевна [р. 8(20). I. 1895] - русская советская
актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1916 окончила драм. курсы E. Музиль в
Москве. В том же году дебютировала в Моск. драм. т-ре (Консуэл-ла -
"Тот, кто получает пощ„чины" Андреева); играла здесь до 1919. С 1922 -
ект-риса Малого т-ра. Роли: Снегурочка, Вышневская ("Снегурочка",
"Доходное место"), Софья,. Наталия Дмитриевна и Графиня-внучка ("Горе от
ума"), Лидия ("Варвары"), Лена ("Слава" Гусева), Зинаида ("Почему
улыбались зв„зды" Корнейчука), Евгения
("Евгения Гранде" по Бальзаку), Королева ("Стакан воды" Скриба) и др.
Игра Б. отличается тонкостью, изяществом, искренностью, глубиной.
"БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ"-пьеса В. Катаева (на сюжет одноим„нной
повести) в 4 д. Соч. 1937, пост. 7 ноября 1937 в Центр, детском т-ре
(Москва; реж. Корол„в, худ. Рын-дин; Гаврик - Коренева, Петя -
Трибесова). 23 марта 1938 "Б. п. о." пост. в Ленингр. ТЮЗе (реж.
Рашевская, худ. Бейер и Алексеева; Гаврик - Казаринова, Петя -
Михайлова). К 21-й годовщине Октябрьской революции в 1938 "Б. п. о."
ставили Ленингр. обл. ТЮЗ, Днепропетровский, Сталинградский, Бакинский
ТЮЗы, Воронежский "Молодой т-р", Тбилисский русский ТЮЗ (реж.
Товстоногов, худ. Штенберг);
Горьковский ТЮЗ (реж. Дашевский и Некрасова, Гаврик- Ярошенко). В
последующие годы "Б. п. о." ставили: Иркутский ТЮЗ (1948), Каунасский
ТЮЗ (1951), Моск. ТЮЗ (1906) и др. "Б. п. о."-одна из основных пьес
репертуара ТЮЗов. За рубежом "Б. п. о." ставили: народный т-р в
Толбухине (Болгария, 1953) и др.
Издания. - Первое изд. пьесы "Б. п. о. В/Катаева - М., 1937. В
сокращ„нном варианте (для детского самодеятельного т-ра), М.. 1939. Л.
Шн.
БЕЛИГАН (Beligan), Раду (р. 14. XII. 1918) - румынский акт„р. Засл.
арт. РНР. Учился в Бухарестской консерватории (класс Л.
Стурдзы-Буландры). Выступал в любительских спектаклях в провинции.В 1938
был принят в "Рабочий т-р", затем в Национальный т-р в Бухаресте. Первая
роль - Абрам в "Квадратуре круга" Катаева. В 1944 сыграл одну из своих
лучших ролей - учителя Миройю ("Безымянная звезда" Себастьяна), в к-рой
лиризм сочетается с глубоким раскрытием психологии героя. В конце 40-х и
в 50-х гг. создал сценич. образы в комедиях И. Л. Ка-раджале: Вентуриано
("Бурная ночь"), Кандидат ("В дни карнавала"), Данданаке ("Потерянное
письмо"), Среди ролей Б.: Тузенбах ("Три сестры", Гос. пр. в 1950),
Хлестаков; Черкез ("Журналисты" Миро-дана), Кавафу ("Взбесившийся
ягн„нок" Баранги), Полудин ("Персональное дело" Штейна) и др. Выступает
как режисс„р, пост. спектакли - "Дикари" Михалкова, "Иркутская история"
Арбузова. Б. пропагандирует систему Станиславского в рум. т-ре. В работе
над образом уделяет большое внимание раскрытию внутр. мира героя,
тщательной разработке внешнего рисунка роли, поискам особого ритма
сценич. поведения. Снимается в кино. Препода„т в Ин-те театра и кино в
Бухаресте. А. Гер.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.