Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БАХМАН, Август [22. III (3. IV). 1897 - 19. VI. 1923] - эстонский
режиссер и актер. В 1921- 1923 руководил экспериментальным т-ром
"Утренний театр", в к-ром пост. спектакли "Вечный человек" Бруста
(1921), "Люди" Газенклевера (1923). Крупнейшая пост. Б. -
"Человек-масса" Толлера (1922), в к-рой он сам играл роль революционера
(Безымянный). Б. был режисс„ром-экспериментатором, мастером массовых
сцен, в его пост. центральное место занимали эпизоды, определяющие
взаимоотношения героя и массы. Ставя пьесы драматургов-экспрессионистов
(Э. Толлера, В. Газенклевера и др.), Б. стремился придать им совр.
звучание. Н. А.
БАХРУШИН, Алексей Александрович (31. I. 1865, Москва, - 7. VI. 1929,
с. Горки Моск. обл.)- русский театральный деятель. Основатель театр.
музея в Москве. Принадлежал к купеческой среде. С 90-х гг. начал
собирать материалы по истории рус. т-ра. В 1894 на основе своих
коллекций создал частный литературно-театральный му зей (впоследствии
только театральный). В 1913 Б. передал его Академии наук. С 1918 Б. -
председатель музейно-архивной секции при Театральном отделе
Нарком-проса. По распоряжению В.И. Ленина в 1918 театр. музею в Москве
было присвоено имя его основателя, а сам Б. был назначен его пожизненным
директором (см. Бахрушина музей). Б. был глубоким знатоком т-ра (в
особенности русского), создателем многочисленных театр. эспо-зиций и
выставок. Д. К л.
БАХРУШИНА МУЗЕЙ (Центральный театральный музей имени А. А.
Бахрушина). Основан в Москве в 1894 А. А. Бахрушиным передавшим его в
1913 в ведение Академии наук. После Октябрьской революции в 1918 был
включ„н в сеть гос. учреждений РСФСР. По распоряжению В. И. Ленина музею
было присвоено имя его основателя. За 1918-59 фонды Б. м. увеличились
почти в 8' раз. Музей насчитывает около полумиллиона экспонатов и
является крупнейшим в мире собранием материалов по истории русского и
многонац. сов. т-ра - драматического и музыкального. В Б. м. имеются
архивы и рукописи П. С. Мо-чалова, М. С. Щепкина, А. С. Грибоедова, А.
Н. Островского, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской, А. П. Ленского,
семьи Садовских, Н. Н. Синельникова, К. С. Станиславского, В. И.
Немировича-Дан-ченко, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова и мн. др. В фонде
декорац. живописи хранятся эскизы декораций П. Гонзаго, А. Я. Головина,
К. А. Коровина, В. Д. Поленова, М. А. Врубеля, В. М. и А. М. Васнецовых,
В. А. Серова, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, В. А. Симова, Ф.
Ф. Федоровского, К. Ф. Юона, П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева и др.; в
иконографическом фонде - портреты акт„ров, выполненные К. П. Брюлловым,
О. А. Кипренским, И. Е. Репиным, Н. А. Андреевым, дружеские шаржи на
театр. деятелей работы Кукрыниксов и др. Музей располагает большим
количеством фотографий постановок спектаклей от 50-х гг. 19 в. до наших
дней, афишами и программами, а также мемориальными вещами театр.
деятелей, собранием грамофонных и магнитофонных записей крупных оперных
и др. артистов.
При Б. м. имеется библиотека, насчитывающая ок. 50 тыс. томов.
Важнейшей задачей музея, помимо хранения и научной обработки экспонатов,
является широкая популяризация истории рус. и сов. т-ра. В наст. время
(1960) Б. м. располагает двумя постоянными экспозициями - по истории
рус. дореволюционного и по истории сов. т-ра и постоянной выставкой,
посв. Ф. И. Шаляпину. Музеем устраиваются (как в стенах музея, так и вне
его, в т. ч. и за рубежом - в Праге, Братиславе, Бухаресте, Будапеште)
временные выставки, отражающие значит, явления в истории т-ра в СССР и
за рубежом. Б. м. подготовил разделы сов. т-ра в ряде сов. выставок за
рубежом (Париж, Брюссель, Нью-Йорк, Гаванна, Прага), на международной
театр. выставке в Вене. В Б. м. вед„тся большая лекционная работа по
истории рус. дореволюционного и сов. т-ра, проводятся выездные лекции в
домах культуры, клубах, университетах культуры Москвы и ряда областей.
Материалами и консультациями музея пользуются акт„ры, режисс„ры,
художники моек. и периферийных т-ров, театр. учебные заведения. На базе
своих фондов Б. м. издал ряд научных трудов (А. И. Южин-Сумбатов.
Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, и др.).
Лит.: Филиппов В., Медведев Б., Театральный музей им. Бахрушина, М.,
1955; Ю ж и н-С умбатовА. И., О государственном театральном музее имени
А. А. Бахрушина, в кн.: С у м б а т о в-Ю ж и н А. И., Записи. Статьи.
Письма, 2 изд., М., 1951. С. Я., Л. Пол.
БАХУТАШВЙЛИ-ШУЛЬГИНА, Ольга Александровна [1(13).III.1876- 29. V.
1930]- груз. советская артистка оперы (сопрано) и педагог. Нар. арт.
Груз. ССР (1942). Пению обучалась в муз. уч-ще Тбилисского отд. Русского
муз. об-ва, на Высших вокальных курсах в Петербурге (1901) и Высших
вокальных курсах в Милане (1907). Впервые выступила на оперной сцене в
Тбилиси в 1903. Б.-Ш.-первая исполнительница женских партий в операх
Палиашвили и др. груз. композиторов. Партии: Этери ("Абесалом и Этери"
Палиашвили), Гульчина ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили), Лиза
("Пиковая дама"), Чио-Чяо-сан и др. Гастролировала в Москве, Киеве,
Одессе, Харькове и др. городах. С 1918 занимается педагогич.
деятельностью (с 1921 - профессор Тбилисской консерватории). Одна из
создательниц груз; вокальной педагогики. Автор "Опыта вокальной
педагогики" (1936, на груз. яз.) и методич. пособий по пению. В 1921
работала руководителем и редактором Гос. нар. оперы Глав-политпросвета
Наркомпроса.
Соч.: Очерки по истории вокального образования в Грузии, Тб., 1959 (совм. с Рядновым и Вронским). Н. Э
"БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН" - балет Б. В. Асафьева, либретто Н. Д.
Волкова (по поэме Пушкина). Пост. 22 сент. 1934 в Ленингр. т-ре оперы и
балета им. Кирова (Мария - Уланова, Зарема - Иордан, Вечеслова, Гирей -
Дудко, Вацлав - Сергеев; балетм. Захаров, дириж„р Мра-винский, худ.
Ходасевич). Возобновлена там же, 1946. Первая пост. в Москве - 11 июня
1936, Большой т-р (Мария - Васильева, Зарема - Банк, Гирей - Гусев;
балетм. Захаров, дириж„р Файер, худ. Ходасевич). Возобновлена в 1944 и в
1954. Пост. в т-рах оперы и балета др. городов:
Алма-Аты (1958), Ашхабада (1946 и 1950), Баку (1935 и 1950), Вильнюса
(1954), Еревана (1939 и 1955), Казани (1946 и 1958), Киева (1937 и
1956), Одессы (1937), Риги (1947), Сталинабада (1946), Тбилиси (1939,
1955, 1958), Якутска (1958) и др.
За рубежом впервые пост. 19 янв. 1938 в Т-ре оперы и балета, Вильнюс;
в т-ре Нар. оперы, София (1945), в Бухарестском оперном т-ре (1947),
балетн. Ансамбле албанской филармонии (1951), в Нар. т-ре Тираны (1954);
Силезском оперном т-ре, Бытом (1951); в Нар. т-ре, Росток -ГДР (1951); в
Т-ре оперы и балета Будапешта (1952); Нац. опере в Праге (1955); Нац.
финской опере (1956, 1958); в Японии - в балетной труппе "Микуко
Мацуяма" (1958); Муз. т-ре Улан-Батора (1959).
Издания.- "Бахчисарайский фонтан", М., Музгиз, 1939. Д. П.
БАЦ‚ВИЧ (Bacewicz), Гражина (р. 5. II. 1913) - польский композитор и
скрипачка. Композиции обучалась в Варшавской консерватории у проф. К.
Сикор-ского, игре на скрипке - у проф. И. Яжембского. Совершенствовалась
в Париже у Н. Буланже (композиция) и К. Флеша (скрипка). Творч.
деятельность как скрипачка и композитор начала в 1934. Автор оперы
"Приключения короля Артура" (впервые исполнена по радио в Варшаве,
1960), балета "Король-крестьянин" (Варшава, 1953) и др. соч. Вед„т
педагогич. работу; профессор консерватории в Варшаве. Гос. премии (1950,
1952). Л. Г.
БАЦЗЫ - 1) Название различных предметов реквизита в кит. т-ре (пики,
мечи и т. п.), употребляемых в сценах боя. 2) Название батальных сцен в
нар. кит. т-ре.
БАЧВАНСКИЙ (Б а ч в а н с к и), Александр (1832- 26. III.
1881)сербский акт„р и режисс„р. В 1848 организовал любительский т-р в
Сегедине. Проф. сце-нич. деятельность начал в бродячей театр. труппе
после 1850. Под псевдонимом Вархиди играл в Будапеште. В 1869-74 был
режисс„ром Народного т-ра в Белграде, где до конца жизни, несмотря на
слепоту, наступившую в 1874, работал как акт„р. Среди пост. Б.:
"Венецианский купец" (1869), "Кир Яня" Стерии-Поповича, "Лекарь
поневоле" (обе в 1870). Игра Б.- яркого характерного акт„ра - отличалась
правдивостью и выразительностью. Роли: Шейлок, Гарпагон; Людовик XI
("Людовик XI" Делавиня), Фарий ("Граф Монте-Кристо" по Дюма-отцу) и др.
Занимался педагогической работой в акт„рской школе в Белграде. А г. М.
БАЧО, Киро (наст. фам. - Петров) (1835-76) - болгарский поэт,
педагог, революционер. По инициативе Б. в с. Горни-Турчета в 1869 была
создана нар. читальня, в к-рой с нач. 70-х гг. учщаяся молод„жь ставила
любительские спектакли. Б. принимал участие в этих постановках. Одна из
пьес Б. "Бедняк Танчо" (1874, по повести Л. Каравелова), написанная для
пост. в нар. читальне, является образцом "хайдуцкой драмы", отражавшей
революц. настроения болг. общественности.
В ней реалистически воссоздана жизнь болг. крестьян йод тур. игом,
вооруж„нное выступление народа Против поработителей. Б.- один из героев
Апрельского восстания 1876, был схвачен турецкой полицией повешен. Аг.
М.
БАШ (наст. фам.- Б а ш м а к), Яков Васильевич (р. 8. VIII. 1908) -
украинский советский писатель, драматург. Член КПСС с 1938. Род. в
крестьянской семье. В 1927 написал первую пьесу "Смерть в петле", к-рую
пост. районный драмкружок. Работал на строительстве Днепрогэса. В 1931
начал литературную деятельность. Учился в Харьковском (1933- 1935),
затем Киевском (1935-37) ун-тах на филологич. ф-те, в 1940 закончил
аспирантуру. Написал пьесы:
"Профессор Буйко" (1949, Т-р им. Франко) - о борьбе советских
партизан с немецкими оккупантами в годы Великой Отечеств, войны;
"Днепровские зв„зды" (1951, Запорожский т-р им. Щорса) - о
восстановлении Днепрогэса в послевоенные годы; бытовую комедию "У
каждого своя цель" (1956, Харьковский т-р им. Шевченко).
Соч.: П'еси, Кив, 1958. Р. Б.
БАШЕННЫЙ ТЕАТР - название декадентского театрального кружка,
созданного писателем Вяч. Ивановым в Петербурге. Существовал в 1909-10.
Спектакли устраивались на квартире Вяч. Иванова, расположенной в верхней
части здания - башне (отсюда название). В Б. т. играли писатели и поэты
М. А. Кузмин, В. А. Пяст, В. Н. Княжнин; активным участником кружка был
В. Э. Мейерхольд. Известность получил спектакль Б. т. "Поклонение
кресту" Кальдерона (в пер. Бальмонта; реж. Мейерхольд, художник С. Ю.
Судейкин).
Лит.: Пяст В., Встречи, М., 1929, с. 166-180; Зноско-Боровский Е.,
Башенный театр. "Аполлон", 1910, ј 8, с. 31-36.
БАШКИРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Так же, как и башк. т-р, с развитием к-рого
она тесно связана, Б. д. возникла после Великой Октябрьской соц.
революции. До революции башкиры письменности на родном языке не имели.
Истоком Б. д. явилось богатое наследие устного нар. творчества. Сюжеты
первых пьес - "Ашкадар" (1920), "Башкирская свадьба" (1927) М.
Бурангулова, "Карагол" Д. Юлтыя (1925) заимствованы из нац. фольклора. В
них воспроизводились образы нар. героев, нар. быт, обряды. Первый период
развития Б. д. отмечен стремлением к этногра-фич. точности в
воспроизведении быта народа и некоторой его идеализацией. На развитие Б.
д. заметное влияние оказала тат. драматургия, в частности пьесы Г.
Камала, М. Файзи и др. В традициях этой драматургии написана бытовая
комедия X. Ибрагимова "Башмачки" (1921) из жизни дореволюц. тат.
купечества. Эта пьеса заложила основы популярного в башк. т-ре жанра
муз. комедии. В конце 20-х годов появляются пьесы на совр. темы. Большое
значение для утверждения совр. нац. драматургии имела пьеса М. Гафури
"Красная звезда" (1926), показывающая молод„жь, строителей новой жизни в
башкирской деревне 20-х гг. Теме современности, строительству социализма
в Башкирии посв. пьесы А. Тагирова: "17- ЗО" (1929), "Урняк" (1929),
"Завод" (1932). Значительным этапом в развитии Б. д. явилось творчество
С. Мифтахова, обращ„нное к острым проблемам современности. В пьесах
"Хакмар" (1932), "Дружба и любовь" (1939), "Дочь степей" (1940)
драматург показывает новых людей башк. деревни, их отношение к семье, к
труду. В пьесе "На Балкане" (1935) - тяж„лую жизнь башк. сезонных
рабочих на золотых приисках в дореволюц. годы.
В 30-х-нач. 40-х гг. в драматургию приходят Б. Бикбай ["Карлугас"
("Ласточка"), 1938)], К. Даян ("Тансулпан", 1941), Р. Нигмати ("На
берегу Белой", 1941, "Лес шумит", 1944).
Новый этап в развитии Б. д. начинается в конце 40-х - нач. 50-х гг. К
драматургии обращаются писатели и поэты - И. Абдуллин, Г. Ахметшин, М.
Карим, К. Мэрген, Н. Наджми, М. Хайдаров. Несколько позже - А.
Мирзагитов, Н. Асанбаев. В послевоенном творчестве башк. драматургов
большое место занимает совр. тема. О новой колхозной деревне
рассказывают пьесы "Тальян-гармонь" Г. Ахметшина (1949), "На берегу
Ирендэка" М. Хайдарова (1950), "Прекрасные долины Ак-Идели" И. Абдуллина
(1950). В пьесе "Одинокая бер„за" М. Карима (1951, 2-й вар. 1954)
показан острый конфликт между зазнавшимся, противопоставившим себя
народу председателем колхоза и колхозниками, резко критикующими его, но
борющимися за преодоление председателем своих ошибок. Жизнь послевоенной
Башкирии отражена в пьесе К. Мэргена "Утро города" (1949) - о
строительстве новых городов в республике. Пьесы И. Абдуллина "Глубокое
дыхание" (1947) и "Свояки" (1952) посвящены жизни башкирских нефтяников.
В пьесе "Глубокое дыхание" отражены борьба за открытие девонской нефти,
столкновение новых, прогрессивных и косных, отсталых взглядов в науке.
Об интеллигенции, студенчестве и молод„жи рассказывают пьесы "Мы не
расстанемся" Абдуллина (1950), "Весенняя песнь" Н. Наджми (1951) и др.
Творчество башкирских драматургов 50-х гг. характеризуется
разнообразием жанров. На историческую и историко-революционную тему
написаны пьесы "Салават" (2-й вар. 1953) Б. Бикбая, "Огненный вихрь" А.
Мирзагитова (1959). Героике Отечественной войны посв. пьеса "Генерал
Шаймуратов" И. Абдуллина и Ш. Насырова (1958). К жанру пси-хологич.
драмы относятся "Утерянные письма" Г. Ахметшина (1957), "Раиса" Н.
Асанбаева (1958; "Он вернулся" А. Атнабаева (1956). В популярном жанре
муз. комедии написана пьеса М. Карима "Похищение девушки" (1958), в
жанре комедии - пьеса Н. Наджми "Парень удаль свою показывает" (1960).
Лит.: Пименов Вл. и ХарисовА., О башкирской драматургии, в кн.:
Башкирская советская драматургия, М., 1954; Гайнуллин М., Драматургия
Мифтахова. Из истории развития башкирской литературы, Уфа, 1959; Карим
М., Некоторые вопросы развития башкирской драматургии, газ. "Советская
Башкирия", 1954, 31 января, ј 26;
Байтерякова Д., Молодость не требует скидок, "Театральная жизнь",
1959, .ј 5. Д. Б.
БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ. Создан в 1919 в Стерлитамаке на
базе кружков красноармейской самодеятельности. Вначале коллектив ставил
пьесы татарских драматургов, переводы рус. классич. драматургии. В
репертуаре первых лет пьесы башк. авторов на фольклорном материале
("Ашкадар" Бурангулова, 1920, "Карагол" Юлтыя, 1925). Среди первых
акт„ров т-р а:
Г. Карамышев, Б. Юсупова, Г. Мингажев, X. Бухарский, А. Зубаиров, Т.
Рашитова, Ф. Самитова, Г. Саттаров, Е. Сыртланова, Г. Ушанов, Д.
Даутова, композитор и драматург X. Ибрагимов. Первыми режисс„рами были:
В. Муртазин, М. Магадеев, художник С. Никандров. В 1922 т-р был
перевед„н в Уфу, в 1924 переформирован в "Гос. передвижной т-р" для
обслуживания р-нов республики. В 1929 труппа переходит на стационарную
работу в Уфе, получает гос. дотацию (в летний период обслуживает р-ны
республики). В последующие годы в состав труппы вливается группа
молод„жи, окончившая театр. отделение Техникума иск-в ( созд. в Уфе в
1926), - 3. Бик-булатова, А. Баширова, Т. Бикташева, В. Галимов, Б.
Имашев, Г. Мансурова, А. Мубаряков, А. Сады-кова, Р. Саубанова, Р.
Сыртланов, Г. Тукаев, А. Ша-муков, М. Хабибуллин, муз. руководителем
т-рас 1932 был композитор М. Валеев.
В конце 20-х-нач. 30-х гг. т-р обращается к пост. пьес на совр. тему:
"Красная звезда" Гафури (1926),
"17-30" (1929), "Завод" (1932), "Ала-Тау" (1932) Тагирова и др. Т-р
ставит рус., сов. и классич. драматургию. Большое значение для развития
башк. театр. иск-ва имели спектакли: "Мятеж" (1929), "Ревизор" (1929),
"Разбойники" (1929), "Овечий источник" (1930), "Без вины виноватые"
(1933) и др. В 30-е гг. значительным этапом в истории т-ра явились пост.
пьес С. Мифтахова "Хакмар" (1932), "Дружба и любовь" (1939), "Дочь
степей" (1940), посв. совр. темам, пьесы "На Балкане" (1935) - о жизни
башк. сезонных рабочих на золотых приисках. Утверждению иск-ва
социалистич. реализма в эти годы способствовала пост. лучших пьес рус.
советской драматургии: "Поднятая целина" по одноим. роману Шолохова
(1936), "Любовь Яровая" (1937), "Бронепоезд 14-69" (1939). В 1935 т-р
получил звание академического.
К концу 30-х гг. труппа вновь пополняется выпускниками Техникума
иск-в, в т-р приходят артисты:
3. Арсланова, Г. Арсланов, Л. Ахтямова, С. Батыр-шина, Ф. Галимов, К.
Исханова, 3. Игдавлетов, 3. Каримов, Ф. Камалетдинова, Б. Канзафаров, X.
Ку-дашев, М. Лукманов, С. Саитов, Г. Сулейманов, X. Ягудина, Р.
Янбулатова. Т-р ставит в эти годы пьесы "Карлугас" ("Ласточка") Бикбая
(1938), "Черноликие" Амири и Галимова по одноим. повести Гафури (1938),
"Тансулпан" Даяна (1941), "Егор Булычев и другие" (1934), "Доходное
место" (1938), "На дне" (1939). О творческой зрелости коллектива
свидетельствовал спектакль "Человек с ружь„м" (1941), в к-ром роль В. И.
Ленина исполняли артисты А. Йамуков и А. Мубаряков.
К 40-м гг. т-р достиг творч. зрелости. Наряду с акт„рами старшего
поколения выдвинулась группа талантливой молод„жи, выросла режиссура (К.
Ба-киров, Б. Имашев, Р. Файзи; режиссурой занимались также акт„ры X.
Бухарский, В. Галимов и А. Мубаряков), художники (М. Арсланов, Г.
Имашев, С. Каллимулин). В годы Великой Отечеств, войны были пост.
спектакли: "Нашествие" (1943); "На берегу Белой" Нигмати (1941). Но в
эти годы в репертуар проникли и слабые пьесы (напр., "Идукай и Мурадым"
Бурангулова), искажающие историч. прошлое башк. народа. Во 2-й пол.
40-50-х гг. т-р вед„т большую работу по созданию спектаклей на совр.
темы: "Под каштанами Праги" Симонова (1946), "Герои" по роману А.
Фадеева "Молодая гвардия" (1947). Были созданы спектакли, отражающие
совр. жизнь республики: "Глубокое дыхание" (1947), "Прекрасные долины
Ак-Идели" (1950), "Свояки" (1952) Абдуллина, "Утро города" Мэргена
(1949), "Тальян-гармонь" Ахметшина (1949), "На берегу Ирендэка"
Хайдарова (1950), "Одинокая бер„за" Карима (1951, 1954), "Мы не
расстанемся" Абдуллина (1950) и "Весенняя песнь" Наджми (1951);
историческая драма "Салават" Бикбая (1953). Театр продолжал работу над
переводной советской и классич. драматургией. Пост. "Семья" Попова
(1950), "Последняя жертва" (1950), "Бесприданница" (1953), "Мещане"
(1952), "Разлом" (1956), "Дядя Ваня" (1954), "Отелло" (1935, 1954). В
репертуаре т-ра - драматургия братских республик: "Семья Аллана"
Мухтарова (1951), "Женихи" Токаева (1952). Во 2-й пол. 50-х гг.
осуществлены спектакли: "Муса Джалиль" Исанбета (1956), "Живой труп"
(1958); "Похищение девушки" Карима (1958), "Раиса" Асанбаева (1958),
"Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова (1958), "Третья патетическая"
(1959). В т-ре работают: режисс„р Ш. Мурта-зина, композитор Т. Каримов.
В 1959 труппа т-ра пополнилась выпускниками башк. студии ГИТИС.
Лит.: Башкирский государственный академический театр драмы (Декада
башкирской литературы и искусства), М., 1955 [Вступ. статья к
программе]; Успехи молодого искусства (К итогам декады башкирской
литературы и искусства),
Правда", 1955, 11 июня, ј 162; Х а ф и з о в Н., Башъ-орт театр
тарихе биттэренэн, "Эзэби Башкортостан", бфе, 1957, ј \\- Д. Б.
БАШКИРСКИЙ ТЕАТР. .История башк. профессионального театр. иск-ва
начинается после Октябрьской революции. В 1919 при Башнаркомпросе
(Стер-литамак) на базе кружков красноармейской самодеятельности был
сформирован первый нац. т-р (ныне Академии, т-р драмы в Уфе). С историей
развития этого т-ра тесно связаны имена первых башк. режисс„ров - М.
Магадеева и В. Муртазина, плеяды акт„ров старшего поколения - Г.
Мингажева, X. Бухарского, А. Зубаирова, Г. Карамышева, Д. Даутовой, Т.
Рашитовой, Г. Саттарова, Ф. Са-митовой, Г. Ушанова, Б. Юсуповой, Е.
Сыртлановой, художника С. Никандрова. В 20-е гг. коллектив выезжал со
спектаклями и концертами в рабочие клубы и сельские районы. В 1924 т-р
переформировывается в Государственный передвижной. Одновременно с
показом спектаклей т-р проводит большую полит.-воспитатедьную работу на
селе. С 1929 становится стационарным (и работает в Уфе).
Первые башк. акт„ры не имели проф. подготовки. В 1926 при Башк. муз.
техникуме (впоследствии Техникум иск-в) открывается театр. отделение,
его выпуски подготовили группу талантливых мастеров башк. т-ра: А.
Мубаряков, 3. Бикбулатова, Б. Имашев, А. Шамуков, Р. Сыртланов, В.
Галимов, Т. Бик-ташева, Г. Мансурова, А. Баширова, А. Садыкова, Г.
Тукаев, Л. Ахтямова, Р. Янбулатова, Р. Сауба-нова, 3. Игдавлетов. С
созданием Б. т. тесно связано формирование башк. драматургии. К первому
периоду истории Б. т. относится творчество башк. драматургов: X.
Ибрагимова, А. Тагирова, Д. Юлтыя; в 30-е гг. на сцене т-ра с успехом
шли пьесы С. Мифтахова, Б. Бикбая и др. В 1926 была пост. первая
башкирская пьеса на совр. тему - "Красная звезда" Гафури.
Уже в первые годы ставилась рус. и западная классич. драматургия. В
последующие годы репертуар пополняется произведениями Гоголя,
Островского, Горького, Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега. В 30-е гг. т-р
ставит лучшие пьесы рус. сов. драматургии - "Бронепоезд 14-69", "Любовь
Яровая". В годы Великой Отечественной войны созданы спектакли "На берегу
Белой" Нигмати, "Нашествие". В конце 40-х и в 50-х гг. т-р активно
работает над созданием репертуара на совр. темы, привлекая к работе
молодых башк. драматургов - И. Абдуллина, Г. Ахметшина, К. Мэргена, М.
Карима, Н. Наджми, М. Хайдарова. Позднее-А. Мирзагитова, Н. Асанбаева.
Среди значительных пост. 50-х гг.- "Муса Джалиль" Исанбета, "Живой
труп"; "Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова, "Похищение девушки"
Карима, "Третья патетическая" и др.
Башк. Академич. т-р драмы сыграл большую роль в развитии
колхозно-совхозных т-ров на территории республики, созданных в 30-е гг.
Наиболее крупными из них являются Сибайский и Салаватский театры.
Сибайский колхозно-совхозный т-р создан в 1931 в Бай-маке, некоторое
время назывался "Вторым Башк. Гос. т-ром". В создании этого т-ра
активное участие приняли акт„ры и режисс„ры: Б. Имашев, А. Мубаряков,
художник Г. Има-шева. Гл. реж. т-ра долгое время был К. Байиров. Много
лет работают в коллективе Г. Абзгильдина, артисты Г. Сербаев, 3. Ханов и
др.
Салаватский колхозно-совхозный театр создан в 1933 из участников
кружка художеств. самодеятельности в районном центре Толбазы. Первыми
акт„рами этого т-ра были Г. Якубов, С. Кунакбаев, Б. Сафин, А. Акбашев,
Б. Ягафаров, 3. Насырова. Позднее коллектив т-ра пополнялся выпускниками
Уфимского театр. уч-ща (Н. Бакиева, Ф. Бахптов, Г. Ишбулатова и др.).
Много сил вложила в создание этого т-ра старейшая башк. актриса Е.
Сыртланова. В 1956 т-р был перебазирован в новый город республики
Салават. Работает рус. т-р в Стерлитамаке.
В 1930 в Уфе был создан постоянный русский т-р, способствовавший
росту театральной культуры республики.
В 1938 на базе башк. отделения при Моск. гос. консерватории был
создан Башкирский т-р оперы и балета в Уфе. В состав труппы вошли
оперные акт„ры Б. Ва-леева, Ш. Валиахметова, X. Галимов, 3. Ильбаева, М.
Максутова, Г. Хабибуллин, М. Габдрахманов, В. Галкин, О. Калинина и др.
Первым художеств. руководителем и гл. дириж„ром т-ра был П. Славинский.
Выпускники башк. отделения Ленингр. хо-реографич. уч-ща вошли в 1941 в
балетную труппу в составе к-рой: 3. Насретдинова, X. Сафиуллин, Г.
Сулейманова, Ф. Саттаров, М. Тагирова, Н Вали-това, Я. Лифшиц, Т.
Худайбердина и др. В т-ре работают: М. Ахметзянова, Б. Валеева, М.
Салигас-карова, Г. Хабибуллин, М. Хисматуллин, А. Су-тягин, X. Галимов,
3. Ильбаева, П. Кукотов и др. Создание т-ра оперы и балета
способствовало развитию муз. культуры республики. На сцене этого т-ра
были пост. первые нац. оперы: "Хакмар" Валеева, "Карлу-гас" ("Ласточка")
Чемберджи, "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа, "Салават Юлаев" и "Кума"
Исмагило-ва и др.; балеты: "Журавлиная песня" Степанова, "Горная быль"
Ключер„ва, "Горный ор„л" Ахметова и Сабитова; произведения Чайковского,
Римского-Корса-кова, Верди, "Тихий Дон" Дзержинского, "В бурю"
Хренникова. В т-ре работают художники М. Арсла-нов, В. Плекунов, выросли
кадры нац. дириж„ров - Н. Сабитов, Г. Муталов.
В 1932 создан рус. кукольный т-р (худ. рук. М. Н. Елгаштина, художник
О. М. Штейнкопф), в 1933 - передвижной Башк. кукольный т-р (первый худ.
рук. Г. Мансурова). Здесь поставлена "Волшебная палочка" А. Шамукова по
мотивам башкирского фольклора, "Шурале" и "Русалка" по произв. Т. Тукая.
В Башкирии широкое развитие получило самодеятельное иск-во, в конце
50-х гг. на базе самодеятельности созданы народные т-ры Янаульский,
Кигин-ский, т-ры при дворцах культуры им. Орджоникидзе и им. Калинина.
В 1955 (май-июнь) состоялась декада башк. лит-ры и иск-ва в Москве, в
к-рой приняли участие Башк. академич. т-р драмы со спектаклями "Одинокая
бер„за" М. Карима, "Черноликие" (по Гафури), "Дядя Ваня", "Отелло" и
Башк. т-р оперы и балета со спектаклями "Салават Юлаев" Исмагилова,
"Царская невеста"; "Журавлиная песня" Степанова, "Лаурен-сия" Крейна. Д.
В.
БАШКИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - музыкальный театр Башкирской АССР.
Основан в 1938 в Уфе на базе башк.-отделения Моск. консерватории. В
состав труппы и оркестра, сформированного из выпускников Башк. муз.
уч-ща, вошли также рус. артисты и музыканты. Среди первых солистов
оперы: Б. Валеева, 3. Ильбаева, X. Галимов, Г. Ха-бибуллин, Ш.
Валиахметова, М. Максутова, О. Калинина, В. Галкин, М. Габдрахманов и
др. Наряду с этими артистами в дальнейшем выдвинулись певица М.
Салигаскарова, певцы-М. Хисматуллин, А. Су-тягин, П. Кукотов, П.
Аникиенко, М. Ахметзянова, С. Хуснияров. Первым художеств. руководителем
и гл. дириж„ром был П. М. Славинский. Т-ром осуществлены постановки
национальных башк. опер - "Хакмар" Валеева (1940), "Карлугас"
("Ласточка") Чемберджи (1941), "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа (1942),
"Азат" Муртазина (1953), "Салават Юлаев" (1955) и "Кума" (1959)
Исмагилова, балетов- "Журавлиная песня" Степанова (1953), "Горный ор„л"
Сабитова и Ахметова и др. В репертуар т-ра входят также рус. и
зап.-европ. классич. оперы и балеты:
"Евгений Онегин", "Пиковая дама"; "Мельничиха" Паизиелло, "Русалка",
"Царская невеста", "Князь Игорь", "Иван Сусанин", "Фауст", "Кармен",
"Аида" и др.
В 1941 труппа пополнилась выпускниками башк. отделения Ленингр.
хореографич. уч-ща. Были пост. балеты: "Лебединое озеро",
"Бахчисарайский фонтан", "Красный цветок", "Коппелия"; "Шехерезада"
Рим-ского-Корсакова, "Доктор Айболит" Морозова, "Лау-ренсия" Крейна,
"Эсмеральда" Василенко и др. Солисты балета: 3. Насретдинова, Г.
Сулейманова, Н. Валитова, М. Тагирова, Т. Худайбердина, Я. Лиф-шиц, X.
Сафиуллин, ф. Саттаров, Ф. Ахметшин, Ф. Юсупов. Дириж„ры - Н. Сабитов,
Г. Муталов; художники - М. Арсланов, В. Плекунов. Д. В.
БАШЛЕ, Б а ш е л е (Bachelet), Альфред Жорж 26. II. 1864 - 10. II.
1944) - французский композитор. Член Академии изящных искусств (с 1939).
Музыке обучался у Э. Гиро. В 1890 получил Рим. пр. за кантату
"Клеопатра". С 1907 работал руководителем по вокалу и пом. дириж„ра т-ра
"Опера комик"
(Париж); одновременно выступал с концертами. В 1914-18 Б.- гл.
дириж„р оперы; с 1919 - директор консерватории в Нанси. Композиторскую
деятельность начал в конце 80-х гг. Первая опера Б. "Фиона" (1890)
написана под влиянием Вагнера. Известность Б. принесла опера "Семо"
(1914) на сюжет лирич. драмы Ш. Мере. В последующие годы с успехом были
пост. оперы Б. "Когда зазвонит колокол" (1922) и "Сад на Оронте" (1931)
- лирич. драма по роману Барре. Б. написан также балет "Ночная фантазия"
(1944) на материале музыки 18 в. и др. соч. Оперы Б. ставились гл. обр.
в Париже (в "Опера комик"). Для сценич. произв. Б. характерны драматизм,
психо-логич. углубл„нность и лирич. выразительность. Музыка Б.
отличается богатой оркестровкой, тонким гармонич. колоритом; форма и
выразит, средства его муз. соч. близки традициям классич. французской
музыки. , И. Ш.
"БАШМАК" - специальное приспособление, к-рым пользуются рабочие сцены
при сборке павильона для поддержки верхних частей павильона, карнизов,
потолочных балок, потолка и т. п. Б. представляет собой шест дл. 3-9 м,
диаметром 2-2,5 см и имеет на верхнем конце перекладину 15-20 см длиной.
Б. Я.
БАШНП ПОРТАЛЬНЫЕ - часть игровой портальной арки сцены ( см. Арка
портальная). Представляет собой ж„сткую металлич. или деревянную
конструкцию, к-рая может двигаться параллельно архитектурному порталу,
если необходимо сократить ширину игрового портала. Па совр. Б. п.
монтируется большое количество осветительной аппаратуры и пульты
управления пом. режисс„ра, осветителя, машиниста сцены. Б. п. со стороны
зрительного зала закрываются нейтральными или спец. драпировками,
деталями оформления. В л. Б.
БАШТИ (Basti), Лайош (р. 7. XI. 1911) - венгерский акт„р. Засл. арт.
Венгерской Нар. Республики (1950). С 1935 по окончании театр. Академии
работал в т-рах "Бельвароши" и "Комедия" (Будапешт); выступал гл. обр. в
пьесах совр. авторов. После освобождения Венгрии (1945) - в труппе Нац.
т-ра, где проявилось реалистич. дарование Б. Роли: Банк ("Банк-бан"
Катоны), Адам ("Трагедия человека" Мадача), Гамлет; Орландо ("Как вам
это понравится"), Фердинанд; Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Тихон ("Гроза",
пр. им. Кошута, 1955), Кидд ("Голос Америки" Лаврен„ва), Игнатов ("Таня"
Арбузова) и др. С 1935 снимается в кино; работает как режисс„р на радио.
С 1950 вед„т педагогич. работу в Ин-те т-ра и кино.
"БАЯДЕРА","0 ie Bajadere, -оперетта И.Кальмана,зшбр. Ю.Браммера и
А.Грюнвальда.Пос'г.23 дек. 1921, Вена. Впервые на сов. сцене пост. 27
марта 1923 в Москве, в Дмитровском т-ре оперетты. Рус. текст К. Грекова
и Г. Ярова (принц Раджами -Бравин, Одетта Даримонд - Светланова,
Наполеон Сент-Клош - Греков, Луи Филипп Ла-Туретт - Ярон, Мариэтта -
Бах, граф Арман - Быстренин, Поркер - Кобрин; пост. К. Грекова, дириж„р
Энкерт, художник Соколов, балетмейстер Кузнецов). Пост. также в
Петрограде (т-р "Буфф", 1923) (текст Геркена, пост. Феона) и в др.
т-рах. i
И з д а н и я.- "Б."-рус. пер. Е. Геркена, Л.,1926. Н. Гр.
"БАЯДЕРКА" - балет Л. Ф. Минкуса, либретто С. H.JYy-декова (о любви
воина Солора и баядерки Никии). Пост. 23 янв. 1877 в Мариинском т-ре
(Никия - Вазем, Гамзатти - Горшенкова, Солор-Гердт; балетм. Петипа,
дириж„р Пап-ков, худ. Бочаров, Вагнер, Шишков, Андреев, Роллер,
Лам-бин). Возобновлена там же в 1900. Первая пост. в Москве - 25 янв.
1904, Большой т-р (Никия - Рословлева, Гамзатти - Ф„дорова 2-я, Солор -
Мордкин; балетм. Горский, дириж„р Аренде, худ. Квапп, Иванов, Ламбин,
Аллегри). Возобновлена в 1911, 1916.
В сов. время пост. 31 янв. 1923, Большой т-р (Никия- Гельцер,
Гамзатти - Банк, Солор - Тихомиров; постановщики Тихомиров и Горский,
балетм. Смольцов и Кудрявцев, дириж„р Файер, худ. Коровин).
Возобновление в 1940, 1943, там же. Ленингр. т-р оперы и балета им.
Кирова, 1941 (Никия - Дудинская, Гамзатти - Иордан, Балабина, Солор -
Чабукиани, балетм. Пономар„в, Чабукиани, дириж„р Шерман, худ. Квапп,
костюмы Вирсаладзе). Возобновлена в 1948. Пост. в Театре оперы и балета
им. Шевченко, Киев (1926).Пост. в театрах оперы и балета др. городов:
Львова (1956), Сталине (1957), Новосибирска (1958), Харькова (1958),
Саратова (1958), Перми (1958), Свердловска (1960), Улан-Удэ (1960).
И з д а н и я.-Либретто. Худеков С., "Баядерка", изд. Э. Гоппе, СПБ.
1877.
БЕБЕ (Bebe; наст. имя и фам.- Чезаре Г и л л а у-ме; Guillaume) (28.
X. 1861-1942) - итальянский цирковой артист. Выступал как цирковой
наездник, затем как Рыжий (клоун). Работал в цирках Ренца (Германия),
Чинизелли, Саламонского (Россия). Выступал со своим братом Антонет. В
1892-99 выступал в 'Зимнем и Летнем цирках В. Франкони. Был партн„ром
клоуна Хосе Руссел (Тото). Затем выступал в Лисабоне, в Юж. Америке, в
цирке Кассули (номер с собакой). Имя Б. носили и др. клоуны (Ламбер и Ш.
Мустье).
БЕБУТОВ, Валерий Михайлович [р. 6 (18). XII. 1885] - русский
советский режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1934), засл. деят. иск-в Тат. АССР
(1945). Окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1910). В 1912-17
работал в МХТ. В 1918-в Т-ре ХПСРО (Художеств.-просветит, союз рабочих
организаций); был сорежисс„ром спектаклей "Буря" Шекспира, "Похищение из
Сераля" Моцарта, "Сказки Гофмана" Оффенбаха. В 1919 Б. принял участие,
совм. с В.Э.Мейерхольдом, в организации Т-ра РСФСР 1-й, участвовал в
пост. спектаклей "Зори" Верхарна, "Мистерия-Буфф" Маяковского.
Параллельно в„л педагогич. работу в руководимых Мейерхольдом Гос. Высших
режисс„рских мастерских. В 1923-24 Б. - режисс„р Т-ра им. МГСПС, где им
были пост. спектакли: "Театр Клары Гасуль" Мериме, "Ревизор"; "Смерть
Тарелкина" Сухово-Кобылина. В этот же период Б. руководил т-ром
"Романеск", пост. здесь "Нельскую башню" (1922) и "Графа Монте-Кристо"
Дюма-отца. С 1924 возглавлял Т-р муз. буффонады, переименованный
впоследствии в Т-р муз. комедии. Работал здесь над осуществлением
реформы оперетты, поставил спектакли: "Корневильские колокола"
План-кетта (1925), "Цыганский барон" Штрауса, "Гейша" Джонса, "Гаспарон"
Милл„кера (1935), а также "Дон Жуан" Моцарта (1926). Б. ставил спектакли
в Моск. т-ре оперетты ("Прекрасная Елена" Оффенбаха, 1927, "Бокаччо"
Зуппе, 1931), в Моск. т-ре Революции ("Спартак" Волькенштейна, 1923),
Большом т-ре, Моск. т-ре им. Ленсовета ("Мария Стюарт" Шиллера, 1940),
Воронежском т-ре ("Гамлет", 1940). В годы Великой Отечественной войны Б.
работал в Казани; ставил спектакли в Т-ре им. Камала, Большом драм. т-ре
им. Качалова ("Маскарад" Лермонтова), Т-ре оперы и балета ("Русалка"
Даргомыжского, "Кармен"; "Ильдар" и "Тюляк-батыр" Жиганова). Лучшая
работа Б. этого периода - "Король Лир" Шекспира (1945, Т-р им. Камала).
В 1949 Б. пост. в Малом т-ре спектакль "Рюи Блаз" Гюго, в 1946 и
1955-"Гамлет" в Белорусском театре им. Яку-ба Коласа. Спектакли, пост.
Б., отмечены режисс„рской культурой, поисками новых выразительных
средств.
БЕБУТОВА, Елена Михайловна (р. 25. I (6. II). 1892] - русская
советская театральная художница. Училась в Петерб. школе Об-ва поощрения
художеств. В 1917 начала работать в т-ре, писала декорации по эскизам М.
В. Добужинского. Б. прошла сложный путь от условных декораций ("Нельская
башня" Дюма-отца, 1922, т-р "Романеск") к реалистическим,
живописно-объ„мным. Осн. работы - декорации к спектаклям: "Корневильские
колокола" Планкетта (1925), "Дон Жуан" Моцарта (1926), "Гаспарон"
Милл„кера (1935) - Т-р муз. буффонады (Москва); "Горячее сердце" (1935),
"Мария Стюарт" (1940) - Моск. т-р Ленсовета; "Гамлет" (1946, 1955) -
Белорус. т-р им. Я. Коласа, и др. АН. Ш.
БЕВИНЬЯНИ (Bevignani), Энрико Модесто (29. IX. 1841 - 29.VIII. 1903)
- итальянский дириж„р. Муз. образование получил в Неаполитанской
консерватории. В 1864-71 работал в различных оперных т-рах Лондона, в
1871-72 - в "Ковент-Гардене". С 1872 дирижировал в России в итал. и рус.
операх, в 1885 работал в Моск. частной опере. В 1879 осуществил на сцене
Большого т-ра первую пост. "Демона", в 1881- "Евгения Онегина"; в 1885
на сцене Моск. частной оперы пост. "Снегурочку" Римского-Корсакова. В
1876 дирижировал первой лондонской пост. оперы "Аида" Верди. В 1894
дебютировал в Нью-йоркском т-ре "Метрополитен-опера". Б. увлекал
слушателей живостью, темпераментом, мастерством оркестрового
аккомпанемента. Занимался педагогической деятельностью. О В
БЕГЙМОВ, Асан (30. VIII. 1907 - 6. V. 1958) - каракалпакский
советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). В 1932
окончил Казахский педагогич. ин-т. Лит. деятельность начал в 1927.
Б.один из основоположников каракалпакской драматургии. Первая пьеса -
"Освобождение от гн„та" (1928). Автор пьес: "Кто это?" (1932) - о борьбе
каракалпакского народа с кулаками и басмачами, "Заяц", муз. драмы "Гариб
ашик"(1949, совм. с Т. Ал-ланазаровым) по нац. эпосу и др. Пьесы Б.
пост. в каракалпакском т-ре (Нукус). Т. Б.
БЕГОВИЧ (Begovic), Милан (19. I. 1876 - 13. V. 1948) - хорватский
писатель, драматург, поэт. Работал в т-рах Гамбурга, Вены, Загреба как
драматург и режисс„р. Б. - автор сценичных, эффектно построенных пьес:
"Госпожа Валевская" (1906), "Стана" (1909), "Свадебный пол„т" (1923),
"Авантюрист у дверей" (1926), "Санин" (1929, по Арцыбашеву), "Два
кольца" (1935). Лучшая пьеса Б.- "Без третьего"; в ней играли крупные
акт„ры-В. Подгор-ска и Д. Дуйшин. Драмы Б. впервые были пост. на сцене
т-ра в Загребе. Шли в т-рах Европы и Америки. Б. известен также как
драматич. переводчик.
Соч.: БеговиЬ М., Три драме, Београд, [19331. Лит.: LozovinaV.,
Dalmacija u hrvatskoj knjizevnosti,. Zagreb, 1936. С. И.
БЕДЗИК, Дмитрий Иванович (р. 1. XI. 1898) - украинский советский
писатель, драматург. Род. в Гали-дии (Зап. Украина). Будучи студентом
Харьковского ун-та, издал свои первые пьесы "Люди! Слышите?" и "Шахт„ры"
(1924). Написал пьесы (указаны даты соч.):
"За кулисами церкви", "Черноз„м ожил" (1925), "Кто кого?" (1927),
"Цвиркуны" (1927), "В бабусиных объятиях" (1928), "Крик земли" (1929),
"Пророк" (1930),"Сян-Чен" (1932), "Андреас Орбе", "Гудит барабан"
(1934). Автор ряда пьес для детей - "Кат-тян" (1935), "Арсенальцы"
(1938), "Невольник" (1937), "На волю" (1939) и др. В пьесах Б. отражена
революц. борьба рабочих и крестьян, классовые столкновения на селе,
борьба за коллективизацию. В 20-30-е гг. пьесы Б. составляли основной
репертуар рабоче-крестьянских (рабсельтеатры) и самодеятельных т-ров. В
1957 на республиканском конкурсе отмечена поощрительной премией пьеса Б.
"Последний вальс".
С о ч.: Вибран? п'си (Вступ, ст. М. К. Йосипенко], Кив 1957. Р. Б.
БЕДНАЖЕВСКАЯ ( Bednarzewska), Констанция (10.IV. 1866-11.1.
1940)-польская актриса. Сценич. деятельность начала в 1892. В 1893 была
приглашена режисс„ром Т. Павликовским в Краков, играла здесь в 1893-94,
1898-99, 1913-28. Псд рук. Павликовского работала также во Львове
(1895-98, 1900-06). Роли: Ирка, Бронка, Сонка ("Золотое руно", "Снег",
"Вечная сказка" Пшибышевского), Диана ("Фанта-зио" Словацкого), Татьяна
("Мещане"), Графиня ("Же-витьба Фигаро"), Регина ("Привидения"),
Раутен-делейн ("Потонувший колокол" Гауптмана) и др. Игра Б. отличалась
лиричностью, тонкостью нюансов. С. И.
"БЕДНАЯ НЕВЕСТА"- комедия А. Н. Островского в 3 д. Соч. 1851, пост.
20 авг. 1853 моек. Малкм т-ром; в подготовке спектакля деятельное
участие принимал Островский (Незабудкина - Сабурова, Марья Андреевна -
Е. Васильева, Милашин - С. Васильев, Мерич - Черкасов, Добротворский -
Шумский, Беневоленский - П. Садовский, Хорькова - Акимова, Хорьков -
Полтавцев). 12 окт. 1853 в бенефис А. М. Читау "Б. н." показана в
петерб. Александрийском т-ре (Незабудкина - Громова, Марья Андреевна -
Читау, Милашин - Бурдин, Мерич - Смирнов 1-й, Добротворский - Прусаков,
Беневоленский - Мартынов, Хорькова - Линская, Хорьков - П. Степанов). В
числе последующих исполнителей "Б. н.": Марья Андреевна -Федотова,
Стрепетова, Незабудкина- О. Садовская, Хорькова- Стрельская, Милашин -
П. Васильев, Беневоленский - В. Самойлов, Добротворский - Варламов,
Мерич - Далматов и др.
На сов. сцене "Б. н." пост. Моск. т-р им. Ермоловой (1938, реж.
Телешова и Герасимов, под рук. Хмел„ва). "Б. н." шла также в
периферийных т-рах, в т. ч. в ТЮЗах.
И з д а н и я.-Первая публикация "Б. н." - журн. "Москвитянин", М.,
1852, ј 4; Островский А. Н., Собрание сочинений, т. 1, М., 1959. д Шн
"БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК" - комедия А. Н. Островского в 3 д. Соч. 1853 (с
первоначальным названием "Гордым бог противится"). Пост. 25 янв. 1854 в
Малом т-ре при деятельном участии Островского (Гордей Торцов - Степанов,
Пелагея Егоровна - Орлова-Синепкая, Любовь Гордеевна - Воронова. Любим
Торцов - П. Садовский, Коршунов - Щепкин, Митя - Самарин, Гуслин -
Калиновский, Разлюляев - С. Васильев, Анна Ивановна - Никулина-Косицкая,
Арина - Акимова). 9 сент. 1854 в бенефис реж. Яблочкина состоялась
премьера "Б. н. п." в Александрийском т-ре (Гордей Торцов - Григорьев
2-й, Пелагея Егоровна - Линская, Любовь Гордеевна - Читау, Любим Торцов
- В. Самойлов, Коршунов - Мартынов, Митя - Бурдин, Гуслин - Калиновский,
Разлюляев - Марковецкий, Анна Ивановна - Оплова, Арина - Громова). 19
авг. 1884 там же (Любовь Гордеевна - Савине); 25 янв. 1894 там же
(Любовь Гордеевна - Пасхалова, Любим Торцов - Давыдов, Коршунов -
Варламов, Анна Ивановна - Савина, Митя - АПОЛЛОЕСКИЙ, Пелагея Егоровна -
Стрельская, Разлюляев - Сазонов). Среди позднейших постановок "Б. н.
п.": Малый т-р (17 сент. 1908, Гордей Торцов - М. Садовский, Пелагея
Егоровна - Садовская, Любим Торцов - К. Рыбаков, Разлюляев - Яковлев);
Т-р Корша (26 сент. 1914; реж. Санин;
Пелагея Егоровна - Блюменталь-Тамарина, Любим Торцов - Борисов). "Б.
н. п." часто ставилась (возобновлялась) на сцене провинциальных рус.
т-ров.
На сов. сцене: Петрогр. Академич. т-р драмы (3 дек. 1921;
Пелагея Егоровна - Корчагина-Александровская, Любовь Гордеевна -
Домашова, Любим Торцов - К. Яковлев, Коршунов - Корвин-Круковский, Митя
- Пешков, Разлюляев - Воронов, Анна Ивановна - Потоцкая); Моск. т-р им.
Ленинского комсомола (1935; реж. Судаков, худ. Матрунин;
Любовь Гордеевна - Половикова, Любим Торцов - Соловь„в); мсск.
Театр-студия под рук. Дикого (1936; геж. Топорков, худ. Мепыцутин);
Моск. т-р им.Ермоловой (1936; реж. Те-решкович); филиал Малого т-ра
(1946; реж. Никольский, худ. Кардовский; Пелагея Егоровна - Рыжова,
Любим Торцов - Н. Яковлев); Театр киноактера (1952; реж. Дикий).
"Б. н. п." ставилась во мн. т-рах РСФСР и др. республик:
Киргизский т-р драмы (Фрунзе, 1941), Туркменский т-р драмы (Ашхабад,
1952), Мордовский т-р (Саранск, 1935), "уваптский т-р (Чебоксары, 1949),
Литовский т-р (Шауляй,
1949), Молдавский т-р (Кишинев, 1954), Удмуртский т-р (Ижевск, 1958)
и др. "Б. н. п." широко ставили ТК'Зы: Ленинградский (1923, 1945 - ргж.
Бгянгев, худ. Бейер); Горь-НОРСКИЙ (1929), Якутский (1937), Куйбышевский
(1945, 1958), Латышский (Рига, 1953), Центр, детский т-р (Москва, 1945)
и др. Ставилась на самодеятельной сцене.
За рубежом "Б. н. п." шла: в Чехословакии (пражский Нац. т-р, 1867;
перевод 3. Вавгы), в Болгарии (Нагодный т-р в Тырново, 1955,
Асеновградсккй т-р, 1956) и др.
И з д а н и я.- Первая публикация Б. н. п." (с посвящением П. М.
Садовскому), М., 184-отдельным изданием;
Среди последующих изданий: Островский А. Н., Собрание сочинений, т.
1, М., 1959.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.