Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БАРЫКА (Baryka), Петр (ок. 1-й пол. 17 в.) - польский драматург.
Автор популярной в Польше в 17- 18 вв. комедии "Из мужика в короли"
(1637). В этой пьесе, близкой к т. н. комедиям рыбалтов, Б. сочувственно
изображает крестьянина, попавшего в военный лагерь, выступает против
притеснения крестьян солдатами.
Лит.: Морозов П. О., История русского театра до половины XVIII
столетия, СПБ, 1889, с. 60-65. С. И.
БАРЫШЕВ, Николай Андреевич (1907-1944) - русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Член ВКП(б) с
1937. В 1929 окончил Казанскую художеств. школу. В том же году начал
работать в Крымском т-ре им. Горького (Симферополь). Позднее был гл.
художником этого т-ра. Оформил спектакли: "Как закалялась сталь" (1938),
"Человек с ружь„м" (1939), "Кремл„вские куранты" (1940) и др. Во время
Великой Отечеств. войны Б. по заданию Крымского подпольного комитета
партии организовал и возглавил в оккупированном Симферополе патриотич.
группу, к-рая составляла карты расположения фашистских военных частей,
распространяла листовки Совинформбюро, доставляла партизанам
медикаменты. В 1944 Б. и его группа были арестованы гестапо и после
пыток расстреляны. Н. П.
БАРЯНОВ, Анатолий Андреевич [р. 20. XII. 1907 (2. I. 1908)]-русский
советский драматург. Член КПСС с 1927. Пьеса Б. "На той стороне" (1949,
ЦТСА), поcв. сов. разведчикам, пост. во мн. т-рах СССР.
Соч.: На той стороне. Пьеса, М., 1949; М., 1950.
БАРЯТИНСКИЙ,Владимир Владимирович (р.1874- г. смерти неизв.) -
русский драматург. Князь. Род. в Петербурге. По окончании Морского уч-ща
служил офицером. В 1896 вышел в отставку. Первую пьесу написал в 1899
("Во дни Петра"). В 1901 вместе с женой, актрисой Л. Б. Яворской,
организовал в Петербурге "Новый театр", на сцене к-рого прошли премьеры
большинства его пьес: "Перекаты" (1901), "Карьера Наблоцкого" (1902),
"Последний Иванов" (1903), "Пляска жизни" (1903), "Светлый царь" (1904),
"Кучур-гин в деревне" (1905) и др. Пьесы Б. не поднимаются выше
добродушного осмеяния дворянско-чиновничьей России. М. И.
БАС (итал. basso, букв.-низкий)-1) Самый низкий по звучанию мужской
голос. Различают Б.-про-фундо, или глубокий (наиболее низкий Б.), и
Б.-кан-танте, или певучий (более высокий Б.). Б. глубокий (диапазон
примерно от mi до mi1) особенно ценен своими низкими звуками, но на
оперной сцене встречается редко. Более распростран„н Б. певучий с
развитым верхним регистром, его нижние ноты звучат не очень сильно; его
диапазон - от F до Р, fis1. В опере-сериа 18 века Б. использовались
мало, признание получили в основном с развитием оперы-буфф, где басовым
партиям отводилось значительное место (так называемые характерные басы,
басы-буфф). Широкую известность завоевали знаменитые оперные певцы-басы:
русские- О. А. Петров, Ф. И. Шаляпин, ф. И. Стравинский, В.Р. Петров, В.
И. Касторский; итальянские -Ф. Галли, Л. Лаблаш, Э. Пинца; французские -
П. Плансон, Л. Ротье, Ж. Дельмас; польские - Э. Решке, А. Дидур;
болгарские - Б. Христов, М. Попов и др. Среди выдающихся советских
певцов-басов: А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, М. Д. Михайлов, И. И. Петров,
И. С. Паторжинский, Б. Р. Гмыря и др. Партии: Сусанин;
Мельник ("Русалка"), Борис Годунов; Кончак ("Князь Игорь"), Гремин
("Евгений Онегин"), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта), Мефистофель
("Фауст"), король Марк ("Тристан и Изольда"), Емельян Пугач„в (о. п.
Коваля), Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского), Вакулинчук ("Броненосец
"Пот„мкин"" Чишко) и др. 2) Самая низкая партия многоголосного муз.
сочинения. 3) Муз. инструменты низкого регистра.
БАСИЛЬ‚-МАГЕЛЬСЕН (Basilier-Magelssen), Ида (10.IX.1846-23.V.1928)
-финская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Хельсинки у Э.
Мехе-лин, а также в Париже и Петербурге. Впервые выступила на оперной
сцене в Хельсинки в 1870. Участием в первых оперных спектаклях на фин.
яз. (Леонора в "Трубадуре", 1870, Розина в "Севиль-ском цирюльнике",
1872) Б.-М. во многом способствовала становлению нац. оперы в Финляндии.
В 1871-73 пела в стокгольмской Королевской опере. С 1873-солистка "Фин
ской оперы" (Хельсинки). Выступала в драматических партиях (Маргарита -
"Фауст"), но особого успеха достигла в комическом репертуаре: Розина
("Севильский цирюльник"), Мари, Нори-на ("Дочь полка" и "Дон Паскуале"
Доницетти) и др. Яркая, темпераментная игра сочеталась у Б.-М. с
виртуозным вокальным исполнением. С 1878 Б.-М. выступала в концертах. С.
Л.
БАСОВ, Виктор Сем„нович (3. X. 1901- 19. XII. 1946) - русский
советский театральный художник. Окончил Театр.-декорационную мастерскую
Ленингр. художественно-пром. техникума (1926). Театр. деятельность начал
как художник и акт„р в 1921 (Усть-каменогорский нар. дом). Работал гл.
обр. в т-рах Ленинграда; оформил спектакли: "Ромео и Джульетта" (1933),
"Отелло" (1934); "Дал„кое" Афиногенова (1936)-в Театре-студии под рук.
С. Э. Радлова, "Проданная невеста" Сметаны (1937, Малый оперный т-р),
"Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1938, Т-р муз. комедии),
"Человек с ружь„м" (1938, Большой драм. т-р) и др. Создав декорации к
спектаклям: "Отелло" (1935, моек. Малый т-р), "Мера за меру" Шекспира
(1936, Харьковский т-р рус. драмы) и др. Для Б. было характерно
использование декоративно-объ„мной обобщ„нной'установки, разнообразных
фактур материалов, введение вещей и предметов в действие. Декорации Б.
помогали создавать историч, атмосферу спектакля. Наиболее полно эти
черты проявились в оформлении шекспировских спектаклей. Ряд декораций Б.
создал совм. с художницей В. М. Х-одасе-вич: "Фауст" (1941, Ленингр. т-р
оперы и балета им. Кирова), "Горе от ума" (1946, Ленингр. т-р драмы им.
Пушкина) и др. М. П.
БАСОВ, Осип Николаевич [2 (14). II. 1892 - 10. X. 1934] - русский
советский акт„р. Засл. арт. РСФСР(1933). В 1918 поступил в Мамоновскую
студию. В 1919 переш„л в Студию Вахтангова, на основе к-рой в 1926 был
создан Т-р им. Вахтангова. Первые роли Б. - капитан Ревунов-Караулов
("Свадьба" Чехова, 1920), Гюстав ("Чудо святого Антония" Метерлинка,
1921), Альтоум ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922)-были подготовлены под
рук. Е. Б. Вахтангова. В дальнейшем Б. сыграл ряд характерных ролей,
преим. комедийного плана: Подколесин ("Женитьба", 1924), князь
Ветринский ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1924), Федот ("Виринея"
Сейфуллиной и Правдухина, 1925), Людовик XIII ("Марион Делорм", Гюго,
1926) и др., а также роль Миллера ("Коварство и любовь", 1930).
Крупнейшая работа Б.- Достига-ев ("Егор Булычев и другие", 1932, и
"Достигаев и другде", 1933). В иск-ве Б. - одного из наиболее ярких
представителей вахтанговской школы - точность и выразительность внешнего
рисунка роли определялись- глубокой правдой чувств, оргаиич.
правдивостью, отч„тливой социальной характеристикой образа Обладая
меткой наблюдательностью, мягким юмором, непосредственностью, Б. находил
разнообразные при„мы и краски для обрисовки своих героев. Был также
режисс„ром, педагогом. Участвовал в пост. спектаклей Т-ра им.
Вахтангова: "Коварство и любовь" (1930), "Темп" Погодина (1930), "Дорога
цветов" Катаева (1934) и др.; ставил спектакли в Моск. т-ре для детей и
в 3-м Колхозном т-ре Горьков-ского края. В 1934 руководил моек.
Современным т-ром. Л. В.
?ACCEPMAH (Bassermann), Альберт (7. IX. 1867, Мангейм,- 15. V. 1952,
Цюрих) - немецкий акт„р. В 1889 дебютировал в гор. т-ре в Базеле как
характерный акт„р. В 1890-95 играл крупнейшие роли мирового классич.
репертуара в т-рах Мангейма, Гейдель-берга, Наухейма, Люнебурга, Берна и
Мейнингена. Однако в эти годы большое дарование Б. полностью еще не
развернулось. В 1895 поступил в Берлинский т-р. Исполнение роли Генриха
IV (о.п. Вильденбру-ха) принесло артисту выдающийся успех и обратило на
него внимание О. Брама, к-рый пригласил Б. в свою труппу. Б. работал с
Брамом в 1899-1909 (в Немецком, а с 1904 в "Лессинг-театре"). В лице Б.
Брам наш„л выразителя творческих принципов натуралистического т-ра,
выдающегося воплотителя трагедийных и комедийных образов в пьесах Ибсена
- Штокман ("Враг народа"), Экдаль(" Дикая утка"), Соль-нес ("Строитель
Сольнес"), Хельмер ["Кукольный дом" ("Нора")]; Гауптмана-Крамптон
("Коллега Крамптон"), Верган ("Бобровая шуба"), Штрекман ("Роза Бернд").
В 1909 Б. переш„л в Немецкий т-р М. Рейнхардта, где выступал преим. в
классич. репертуаре. Многогранность таланта Б. раскрылась в ролях: Лира,
Отел-ло, Шейлока; Бенедикта ("Много шума из ничего"), Петруччо
("Укрощение строптивой"), Мальволио" Двенадцатая ночь") Эгмонта,
Мефистофеля ("Эгмонт", "Фауст" Г„те), Филиппа ("Дон Карлос"), Натана
("Натан Мудрый" Лессинга), Тартюфа. Б. играл также во мн. пьесах
второстепенных драматургов, создавая в них значит, образы. С особенным
успехом исполнял роль директора балагана Штризе в комедии Шентана
"Похищение сабинянок". В творчестве Б. этого периода точность и тонкость
психологич. нюансов, филигранная проработка деталей, отсутствие ложного
пафоса и выспренней декламации сочетались с манерой игры, присущей
акт„рам т-ра Рейнхардта (стремление к перевоплощению, широта и яркость
жеста, динамичность, пластичность и музыкальность). Б. являлся одним из
крупнейших реалистич. акт„ров Германии 20 в. После ухода из Немецкого
т-ра (1915) до конца жизни он был акт„ром-гастрол„ром. В 1934 переехал в
США. Возобновил гастроли по европ. странам в 1945. Снимался в нем.,
австр. и амер. фильмах.
Лит.: В a b J., Albert Bassermann, Lpz., 1929;J h e r i n g H.,
Albert Bassermann, B., 1920. В. К. Т. П
БАСТИАНЙНИ (Bastianini), Этторе (p. 24,'IX 1923) - итальянский артист
оперы (баритон). Пению учился в Сиене и во Флоренции. Дебютировал в
Равенне в 1945 в опере "Богема" Пуччини. Завоевал славу одного из лучших
исполнителей в операх Верди: Амонасро ("Аида"), Риголетто; граф Луна
("Трубадур"), Жермон; Родриго ("Дон Карлос"), Дон Карлос ("Сила
судьбы"), Яго ("Отелло"), Ренато ("Бал-маскарад") и др. Выступает в
крупнейших т-рах Италии. Успешно исполняет партии рус. оперного
репертуара, особенно в операх Чайковского: Томский ("Пиковая дама"),
Онегин ("Евгений Онегин"), Мазепа ("Мазепа"). Пел осн. партии в операх
Пуччини, Бизе, Массне и др. композиторов. Гастролировал во мн. странах
Европы и США. Л. М.
"БАСТИЕН И БАСТИЕННА" ("Bastien und Bastienne")-опера ("немецкая
оперетта") В. Моцарта, либр. Ф. Вей-скерна (по мотивам оперы Ж. Ж. Руссо
"Деревенский колдун"). Пост. в октябре 1768, Вена. Последующие
постановки там же - 3 авг. 1775, 29 мая 1779, 25 дек. 1891 (с новым
текстом М. Каль-бека). В др. городах Австрии: Грац, 1892; Зальцбург,
1928 Пост. в др. городах: Берлин, 1890; Гамбург, 1892; Лондон 1894,
1907; Манчестер, 1912; Брно, 1892; Прага, 1905 Базель, 1892; Женева,
1933; Будапешт, 1892; Стокгольм 1893; Париж, 1900, 1932; Нант, 1928;
Венеция, 1914; Триест 1923; Рим, 1927; Мадрид, 1915; Барселона, 1928;
Нью-Йорк t916, 1939; Гаага, 1938; Иерусалим, 1939. В СССР пост. в
оперной студии Ленингр. консерватории в апр. 1925 (Бас-тиен - Каплан,
Бастиенна - Жук, Колла - Райков. Постановка Каплана, дириж„р Ельцин,
режисс„р Флигельман).
Издания.-"Б. и Б.", партитура, W. A. Mozart's Werke. Ser. 5, Lpz.,
Breitkopf Hartel, 1879; клавир, Vienne, Ed. Universelle, [s. a.]. ]-I. Г
p.
БАСУРТО (Basurto), Луис (p. 11. III. 1920) - мексиканский драматург,
режисс„р и театр. критик. Лит. деятельность начал в 1939 в Мехико.
Первая пьеса Б.- "Диалоги Сузетты", была пост. в т-ре "Рекс" (1940).
Автор пьес: "Лабиринт" (1941, т-р В. Фабрегас), "Антихрист" (1942), "Та,
что ушла" (1946, там же), "Со смертью с глазу на глаз" (1959, т-р
"Колон"), "У каждого своя дорога" (1955, т-р "Лирико"), "Восстание
ангелов" (1956, т-р "Хуарес") и др. Во многих из этих пьес Б. обличает
гор. буржуа и наделяет положит. героев чувством гуманности. Б. вносит в
свои произв. элементы мелодраматизма, прибегает к неожиданным развязкам.
Лит.: Magana Esquivel A., Teatro mexicano del siglo XX, Mexico, 1956.
Ю. Я.
БАТАЙ, Б а т а и л ь (Bataille), Анри (4. IV. 1872-2. III. 1922) -
французский драматург. Лит. деятельность начал в 1890-х гг. Автор пьес
из жизни бурж. общества, обычная тема к-рых - столкновение героини или
героя с препятствиями, стоящими на пути их любви. Эти препятствия
(чувство долга, законность и пр.) трактованы Б. в
мещанско-сентиментальном духе. Наиболее известные пьесы Б.:
"Прокаж„нная" (1896, т-р "Комеди Паризьенн", Париж), "Мама колибри"
(1904, т-р "Водевиль", Париж), "Обнаж„нная" (1908, т-р "Ренессанс",
Париж), "Дева неразумная" (1910, т-р "Жимназ", Париж), "Ночная бабочка"
(1913, "Водевиль"). Драмы Б. построены на внешних эффектах, ловком
развитии интриги. Герои его пьес лишены характеров, это трафаретные
схемы - "любящая женщина", "благородный отец" и т. д. А. В. Луначарский
писал, что Б. "сентиментальный, манерный, эфемерный писатель, нездоровое
порождение декаданса" ("О театре и драматургии", 1958, т. 2, см.
"Парижские письма", с. 90).
Б.-автор инсценировки "Воскресения" Л. Толстого (1902, т-р "Одеон",
Париж). В нач. 20 в. в России ставились: "Дева неразумная", "Дитя
любви", "Мама колибри" ( в гл. роли М. Г. Савина), "Светочи", "Ночная
бабочка", позднее - "Нежность", "Обнаж„нная", "Обладание" и др. Ар. Г.
БАТАЛОВ, Николай Петрович [24. XI (6. XII). 1899 - 10. XI. 1937] -
русский советский акт„р. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1916 начал работать
в MX Т. В 1916-24 был одновременно акт„ром 2-й студии МХТ. Первая роль
Б.- Петя ("Зел„ное кольцо" Гиппиус, 1916); сыграл во 2-й студии роль
Франца Моора. В 1927 Б. исполнил в МХТ свою первую большую роль -
Фигаро. Сыгранный живо, темпераментно, с подлинным комедийным блеском и
л„гкостью, Фигаро в исполнении Баталова был человеком из народа,
отстаивавшим сво„ право на счастье. Огромное сценич. обаяние Б.,
присущие ему оптимизм, острое чувство современности, искренность,
природный юмор, темперамент особенно ярко проявились в роли простого
русского парня Васьки Окорока ("Бронепоезд 14-69", 1927),-"Горячий,
буйный, веселый образ создает Баталов",-писал А. В. Луначарский
("Вечерняя Москва", 26 февр. 1927). Большой мастер внутр.
перевоплощения, Б. в 1929 создал глубоко сатирический образ
анархиста-марод„ра матроса Рубцова ("Блокада" Вс. Иванова). Среди ролей
Б.: Луп Клешнин ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Медведев ("На
дне"), Лопахин ("Вишн„вый сад"). Последняя работа Б. в театре - роль
Собакевича ("М„ртвые души" по Гоголю, 1933). Б. много снимался в кино (с
1923); в созданных им образах Павла Власова ("Мать", 1926), начальника
трудовой коммуны Сергеева ("Пут„вка в жизнь", 1931), вошедших в историю
сов. киноискусства, с большой силой звучала тема человека, строящего
новый мир, новое общество.
Лит.: Горчаков Н., Николай Петрович Баталов, в кн.: Ежегодник
Московского Художественного театра 1949- 1950 гг., M., 1952, с. 559-589.
БАТАШЕВ, Борис Александрович [р. 4 (17). IV. 1906] - народный артист
Якутской АССР (1958). Сценич. деятельность начал в 1930 в Моск. т-ре
Революции. В 1934 окончил театр. техникум при т-ре Революции. В
1941-44-акт„р Фронтового т-ра ВТО, в 1944-48 и 1951-59 - Рус. т-ра
Якутской АССР. Роли в моек. т-рах: П„тр ("Последние"), Лаунс ("Два
веронца" Шекспира), граф Нурин ("Давным-давно" Гладкова). В Русском т-ре
Якутской АССР:
Незнамов ("Без вины виноватые"), Олег Кошевой ("Молодая гвардия"),
Старик ("Старик" Горького), Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг
алтын"), Ока„мов ("Машенька"), Эйкерс ("Соперники" Шеридана), Засыпкин
("На золотом дне" Мамина-Сибиряка) идр. С 1960 работает в кино.
БАТАШОВ, Константин Николаевич (р. 31. I. 1918) - советский артист
балета. Нар. арт. Азерб. ССР(1958). После окончания Бакинского
хореографич. уч-ща, с 1935 работает в Т-ре оперы и балета им. Ахундова
(Баку). Исполняет ведущие партии: Полад, Джангир-хан ("Девичья башня"
Бадалбейли), Мензер, Бахрам ("Семь красавиц" Караева), Азиз ("Гюлыпен"
У. Гаджибекова, Ст. пр. 1952), Вацлав, Гирей ( "Бахчисарайский фонтан"),
Ma Ли-чэн ("Красный цветок"). Б. созда„т разнохарактерные образы,
насыщает танец драматич. содержанием. Работает также как балетмейстер.
Пост. танцы в операх: "Шах Исмаил" Магомае-ва, "Лакмэ" Делиба, балетную
сюиту на тему "Ше-херезады" Римского-Корсакова и др. Вед„т
педагогическую работу в Бакинском хореографическом училище. К. Кае.
БАТИ (Baty), Гастон (26. V. 1885 - 13.X. 1952) - французский
режисс„р, акт„р, театральный художник, театровед. Род. в Пелюссене.
Окончил лит. ф-т Лионского ун-та. Занимался лит. деятельностью (драма Б.
"Страсть" пост. в Лионе в 1905). С 1919 работал в труппе Ф. Жемье
(Париж). В 1922-28 возглавлял организованную им труппу "Химера", где
поставил спектакли: "Под сенью зла" Ленормана и "Наездница Эльза" Демази
(1924-25), "Запасные головы" Пеллерена (1925-26), "Гадибук" Ан-ского
(1927-28) и др. В 1926 Б. вместе с Ш. Дюлленом, Л. Ж/ее, Ж. Пи-тоевым
создал театр. объединение "Картель", ставившее целью борьбу за новый
т-р. В 1928-29 ставил спектакли в т-рах "Авеню", "Пигаль", "Вь„
коломбье" (Париж), Камерном т-ре (Берлин) и др. В 1930-47 руководил
т-ром "Монпарнас-Бати". Среди наиболее значит, работ в этом т-ре:
"Тр„хгрошовая опера" Брехта (1930-31), "Преступление и наказание" по
Достоевскому (1933), "Капризы Марианны" Мюссе (1935-36), "Мадам Бовари"
по Флоберу (1936- 1937), "Федра" Расина (1939-40), "Макбет" (1942-1943),
"Неизвестный из Арраса" Салакру (1948) и др. В 1936 вместе с Ж. Копо, Ш.
Дюлленом и Л. Жуве возглавлял "Комеди Франсез", где пост. "Подсвечник"
Мюссе (1936), "Соломенную шляпку" Лабиша (1938) и др. Во многих своих
пост. выступал как художник. Одновременно с работой в драм. т-рах Б.
ставил экспериментальные кукольные спектакли (первое публичное
представление -в 1944). С 1949 работал гл. обр. в области кукольного
т-ра и в про-винц. труппе "Комеди де Прованс", где возобновил спектакли
"Капризы Марианны", "Федра" и др. Ученик и последователь Жемье, Б.
стремился к пост. ро-мантич. спектаклей-празднеств, к гармонич.
сочетанию в них музыки, света с яркими красочными декорациями,
эффектными мизансценами. Автор ряда теоретич. работ о т-ре.
С о ч.: Vie de l'art theatral des origines a nos jours (in collab.
con R. Chavance). P., 1932; Le Theatre Joly, P., [1937J; Rideau baisse,
P., 1949. Я. Б.
БАТЛЕЙКА, или бетлейка (от Betleem - польск. назв. г.
Вифлеема),народный кукольный театр. Получил распространение в Белоруссии
с 16 в. Приш„л в Белоруссию с Украины (см. Вертеп) и из Польши. Кроме
названия "Б.", в Белоруссии существовали след. назв. этого т-ра: "Жлоб",
"Вифлеем", "Яселка", "Вяртэп". Возникновение т-ра Б. было связано с
рождественскими праздниками (отсюда название, Вифлеем-место рождения
Христа). Распространению Б. способствовали странствующие семинаристы,
вносившие в репертуар Б. сюжеты школьного т-ра. Постепенно т-р из рук
церковников переходит к мещанам, крестьянам, становится чисто народным.
В репертуар Б., наряду с религиозной пьесой "Царь Ирод", народной драмой
"Царь Максимилиан", входили также жанровые сцены "Матей и доктор",
"Антон с козой и Антониха", "Вольский - купец польский",
"Бэрка-корчмарь", "Цыган и цыганка", "Ванька малой", "Панич" и др.
Насыщенные социальной сатирой, построенные на фольклорном материале, эти
сценки осмеивали представителей эксплуататорских классов (пана, корчмаря
и т. д.), противопоставляя им положит. героев из народа. Сценой для
представлений Б. служил двухъярусный ящик, напоминающий церковь или
домик, представления устраивались в верхнем и нижнем ярусах. Батлейщики
водили деревянные куклы на стержнях по прорезям в полу ярусов. В
представлениях действовало до 40 персонажей. Известно 6 типов Б. Особое
место занимали Б., устроенные по принципу теневого театра (Витебск,
Велиж), и Б. с меняющимися прозрачными декорациями (Докшицы).
Представления Б. существовали до нач. 20 в.
Лит.: Вертеп в Могилеве, "Могилевские губернские ведомости", часть
неофициальная, 1866, ј 4; Романов E. Р., Белорусские тексты вертепного
действа, Могилев, 1898 (отд. оттиск из "Могилев, губ. ведомостей", 1898,
,1\?.ј 45-46, 49-52); Э p e м и ч И., Очерки белорусского Полесья,
"Вестник Западной России", Вильно, 1867, кн. 10, т. 4, отд. 4; Бессонов
П., Белорусские песни fi], M., 1871; Ш e и н П. В., Вертеп, или бетлейки
(батлейки), в его кн.: Материалы для изучения быта и языка русского
населения Северо-Западного края, т. 3, СПБ, 1902; Карский Р. Ф.,
Рождественская вертепная драма, в его кн.: Белорусы, т. 3, [вып.] 3, П.,
1922; Красьнянск? В., Батлейка в?-цебскага аддзяленьня беларускага
Дзяржаунага музэю, в кн.: ?нстытут беларускае культуры. Зап?ск? аддзелу
гу-ман?тарных навук, кн. 6 - Працы кам?с?? г?сторы? мастацтва, т. 1, сш.
1, Менск, 1928; П e p e т ц В. Н., Кукольный театр на Руси. СПБ, 1895
(отд. отт. из "ЕИТ". Сезон 1894-1895 гг.);
Б я д у л я 3., Бэтлейка и Беларуск? тэатр, "Вестник Нар.
Комиссариата просвещения ССРБ", Минск, 1922, .јј 3-4, 11-12; Зб?райце,
матэр'ялы аб бэтлейцы!, "Наша Н?ва", В?ль-ня, 1910, ј 44-45, с. 683-84;
Б a р.ыш ев Г. И., Художественное оформление белорусского кукольного
театра батлейки, в кн.: Белорусское искусство. Сб. статей и материалов,
Минск, 1957; Дзешавой А., Докшыцк? лялечн?к, "Маладосць", 1958, ј 9. Г.
Бар.
БАТОЖБАЙ, Даширабдан Одбоевич (р. 1921) - бурятский писатель и
драматург. Еще будучи студентом Лит. ин-та им. Горького в Москве, Б.
написал свою первую пьесу "Огни на реке" (1953; о жизни бурятского
колхоза. В сатирич. комедии "Ход кон„м" (1954) высмеиваются бюрократы из
среды научных работников. Историч. драма "Барометр показывает бурю"
(1957) посвящена борьбе большевистской партии в период подготовки
революции. Пьесы Б. пост. на сцене Бурятского драм. т-ра (Улан-Удэ).
Б.автор сценария фильма "Песня табунщика" (1955) и др. лит.
произведений. Л. Ход.
БАТОККИО (итал. batacchio - палка) - один из атрибутов слуги Дзанни в
итал. комедии делъ арте, деревянная палка, обструганная в форме меча.
Обычно Дзанни носил Б. за поясом.
БАТОН (франц. baton-палка, палочка)-!) В цирке - небольшая гибкая
палка с плоской замшевой подушечкой ( набитой ватой). Является традиц.
принадлежностью белого клоуна. 2) Род палочек различной толщины,
употребляющихся при гримировании для наведения основного тона.
БАТОЧЙР (р. 1906) - монгольский акт„р. Засл. арт. МНР. Член МНРП.
Участвовал в художеств. самодеятельности. В 1929-31 учился в театр.
студии в Улан-Баторе. С 1931 работает в Гос. муз.-драм. т-ре в
Улан-Баторе. Роли: Шадав ("Волчья стая" Намдака), старик Чахар ("Братья"
Оюун), Панталоне ("Слуга двух господ"), Кулигин ("Гроза"), Вершинин
("Бронепоезд 14-69"), Горский ("Семья" Попова) и др. Г. У.
"БАТРАЧКА" - см. "Наймичка".
БАТТИ (Batty), Томас (гг. рожд. и смерти неизв.)- английский цирковой
артист. Один из первых укротителей львов. Работал как наездник. Выступал
в этом жанре в 1842 в Лондоне в цирке "Олимпия". В 1863 в цирке Ренца в
Берлине и в императорском цирке в Париже выступал как укротитель с
шестью львами. Б. показывал зверей в вагоне-клетке, стоявшем в центре
манежа. Запугивая зверей (употреблял бич, раскал„нное железо, холостые
выстрелы), Б. добивался лишь прыжков животных через препятствия. Однако
выступления Б. имели успех, и впоследствии многие укротители брали себе
его имя (Батти-Купер, Батти-Зет и др.). ' Зон.
БАТТИСТЙНИ (Battistini), Маттиа (8.11. 1857, он-тильяно, близ
Риети,-8.Х1.1928, Колле-Буккаро, близ Риети) - итальянский артист оперы
(драматич. баритон). После окончания мед. ф-та Римского ун-та посвятил
себя вокальному иск-ву. Брал уроки пения у Орсини и Пер-сикини.
Дебютировал в Риме в 1878, после чего пел в Турине. В 1881 был приглаш„н
на гастроли в Юж. Америку (Аргентина и Бразилия). Наибольшую известность
Б.приобр„л после выступлений в "Римской опере" (1885),
неа-политанскомт-ре"Сан-Карло" (1886) и миланском т-ре "Л а
Скала" (1887-88). Гастролировал в Англии, Испании, Франции, Германии,
Австрии, Румынии, Чехословакии и др. странах. В 1893 Б. впервые пел в
России (Петербург и Москва). Б. был замечат. мастером бель канто:
обладал л„гким, подвижным, мягким и проникновенным голосом красивого
тембра с сильно развитым верхним регистром. Творчество Б. - одна из
вершин вокального иск-ва 2-й пол. 19 в. Партии: Дон Карлос, Макбет,
Риголетто, Ренато, Яго ("Эрнани", "Макбет", "Риголетто", "Бал-маскарад",
"Отелло" Верди), Альфонс, Жервез ("Фаворитка", "Мария ди Роган"
Доницетти), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Фигаро ("Се-вильский цирюльник"),
Валентин ("Фауст"), Атанаэль ("Таис" Массне), Гамлет (о. п. Тома) и др.
С большим успехом пел также в рус. репертуаре: Онегин, Руслан, Демон и
др. Б. сохранил голос до конца жизни (последние выступления в 1927).
Лит.: M o n a l d i (т.. Cantanti celebri, Roma, 1929;
L a u г i-V o l p i G., L'equivoco, Milano, 1938; P a 1 m e-g i a n i
F., Mattia Battistini, Milano, 1948. Be. T.
БАТУД (франц. batoude, от итал. battuta, букв. - удар) - цирковой
снаряд. Представляет собой частую толстую сетку или брезент, укрепл„нный
на ме-таллич. раме (разных размеров и формы) при помощи толстых
резиновых жгутов (амортизаторов). В ак-робатич. номерах применялся также
Б. в виде спец. дощатого ската. Отталкиваясь при исполнении номера от
пружинящей поверхности, акробат-прыгун тем самым сообщает своим прыжкам
добавочную силу, позволяющую ему делать более высокие и сложные прыжки.
Применяется как самостоятельно, так и с др. аппаратами (турником и др.).
М. 3.
БАТУРИН, Александр Иосифович [р. 4 (17). VI. 1904] - русский
советский певец (бас-баритон). Нар. арт. РСФСР (1947). Член КПСС с 1945.
В 1925 окончил Ленингр. консерваторию по кл. проф. K.C. Исаченко.
Совершенствовался как певец в Италии; обучался в Рим. муз. академии
Санта-Чечилия (окончил в 1927). Выступал в Риме, Турине и др. городах
Европы. С 1927 Б. пел на сцене Большого т-ра. Б. обладает сильным и
большим по диапазону голосом мягкого тембра. Партии: Вильгельм Телль (о.
п. Россини, Ст. пр. 1943), князь Игорь, Томский; Досифей ("Хованщина"),
Демон; Мефистофель ("Фауст"), Эска-мильо и др. Выступал в концертах. С
1948 занимается псдагогич. деятельностью (с 1951 - доцент Моск.
консерватории).
БАТУШИЧ (Batusic), Славко (р. 2. VI. 1902) - хорватский писаюль,
драматург, театровед, педагог, поэт. В 1921-50 был режисс„ром и
драматургом т-ра в Загребе. С 1950 препода„т в Академии театр. иск-ва в
Загребе. Написал драму "Камерное трио" (1935, Загреб-ский т-р, 1939, т-р
в Брно), инсценировал роман Стейнбека "Луна зашла" (1945). Автор работ
по истории югославского, в частности загребского, т-ра.
Соч. (на югосл. яз.): Горький на за-гребской сцене, Загреб, 1946;
Славянские традиции и связи загребского театра, Загреб, 1947; Л. Н.
Толстой на загребской сцене, Загреб, 1947; Советские писатели и актеры
на загребской сцене. Загреб, 1947;
Русский репертуар на загребской сцене, Загреб, 1948; Пушкин и
Загребский театр. Загреб, 1949; Без маски и костюма. Загреб, 1950; Vita
teatrale nella Jugoslavia d'oggi (II ponte), Firenze, 1955;
Станиславский в Загребе, Загреб, 1948; Театр в Югославии, Загреб, 1955,
и др. С. И.
БАТЫРМУРЗАЕВ, Зайналабидин
Нухаевич (1897-1919) - кумыкский писатель, революционер. Род. в семье
просветителя-революционера писателя Н. Батырмурзаева. Был учителем.
Руководил лит.-драм. кружком "Танг чолпан" ("Утренняя звезда") в
Хасавъ-юрте. Редактор большевистской газеты "Ишчи халк" ("Рабочий
народ"). Первый кумыкский драматург. Написал в 1916-17 пьесы:
"Даниялбек", "Наперекор муллам", "В медресе приш„л мулла", ставившиеся в
любите 1ьском кружке, организованном Б. вместе с революционером С.
Казбековым в 1916-17. Пьесы Б. выражают протест против социального
неравенства, кровной мести, законов адата, высмеивают мулл, обманывающих
бедноту. В 1919 Б. руководил партизанской борьбой в Хасавъюртовском
округе. Вместе с отцом расстрелян деникинцами. М. Я.
БАТЮШКОВ, Ф„дор Дмитриевич [26. VIII (7. IX). 1857-19. III. 1920] -
русский филолог и литературовед. Окончил Петерб. ун-т в 1880. Там же
читал лекции по германо-романским лит-рам. В числе работ Б.: "Корнелев
Сид" (1895), "Женские типы Расина" (1897), "О Расине" (1900), "Пушкин и
Расин" (1900, сравниваются трагедии Борис Годунов" и "Ата-лия"). Б.
принадлежат также статьи о рус. драматургах (Л. Н. Толстом, А. М.
Горьком, А. П. Чехове), акт„рах (В. Ф. Комиссаржевской и др.), рецензии
на спектакли.
В предреволюц. годы Б. был председателем Театрально-лит. комитета
Александринского т-ра. Весной 1917 Временное пр-во назначило Б. гл.
уполномоченным по петерб. гос. т-рам. Свои либерально-бурж. взгляды на
т-р Б. изложил в статье "Ближайшие задачи государственных театров"
("Речь", май, 1917). После установления Сов. власти Б. стремился
сохранить свою должность, опираясь на консервативно настроенную часть
акт„ров, но в дек. 1917 был смещ„н по приказу А. В. Луначарского.
Соч.: Критические очерки и заметки, ч. 1-2, СПБ, 1900- 1902. Т. Р.
БАУБЕР (Bouber), Герман (р. 1885) - голландский драматург, режисс„р,
акт„р, театральный деятель. В 1911 организовал (вместе с Я. Слейтерсом)
"Ансамбль Слейтерса и Баубера". Первая работа Ансамбля - спектакль
"Земля" Золя. В 1919 Б. пост. написанную им пьесу "Де Янтьес" -
нацио-налистич. по характеру и мелодраматич. по сюжету. Вскоре Ансамбль
распался на 3 отдельные труппы, работавшие в разных городах. С одной из
них Б. в 1927-28 пост. (вместе с Б. Грюнефельдом) собств. пьесу "Ж„ны
моряков", в 1932 - спектакль "Человек-масса" Толлера. В 30-х гг. 20 в.
Б. написал пьесы: "Чужая утка в проруби" - о жизни крестьян. и
"Йорздан"-о жизни рабочих, и пост. их на сцене своего т-ра. Эти
спектакли не были приняты бурж. зрителем. После 1945 коллектив Б. дважды
гастролировал в Индонезии, показывая спектакли рабочей аудитории. В 1954
труппа Б. прекратила сво„ существование. С 1955 работает акт„ром в т-ре
"Пюк" (Амстердам), где играет небольшие роли. А. Вис.
БАУМАН, Рудольф (Руте) Карлович [р. 28. I (9. II). 1892] - эстонский
акт„р. Сценич. деят. начал в 1917 в Таллинском драм. т-ре (первая роль -
барон, "На дне"). В 1917-18 играл в 1-м эстонском рабочем т-ре (Таллин).
В 1918-31 выступал как акт„р и режисс„р в провинц. любительских труппах.
С 1931 - акт„р "Рабочего т-ра" (Таллин). Творчество Б. характеризуется
демократич. тенденциями. Яркий комедийный акт„р, Б. с большой
трагедийной силой играл и роли обездоленных людей, эстонских крестьян,
бродяг. Гл. тема творчества Б. - образ одинокого маленького человека из
народа, переживающего тяж„лую душевную драму. Роли: Ряябизе Рейн
("Ягненок бедного мужичка" Мялка), Толари ("Сплавщики" Паккала),
сапожник Тобиас ("Сапожники пустоши" Киви), садовник Сойн ("На
задворках" Лутса), Йеппе ("Йеппе с горы" Л. Хольберга) и др. В 1941
оставил сцену, руководит кружками сельской с амодеятельности.
Лит.: Ed. L. Teeneline naitleja Ruts Bauman, [Tallinn], 1938- Ruts
Baumani 25 aastat, "Teater", 1934, ј l, c. 26. Л. Kp.
БАУМЕСТЕР (Bouwmeester) - семья голландских акт„ров.
Луи (наст. имя Луи Фредерик Иоганнес) (2. VIII. 1842 - 28. IV. 1925).
Род. в семье акт„ров Ф. Розен-фельда и Л. Бауместер. С детства выступал
в разл. т-рах. В 1861 начал проф. сценич. деятельность в Амстердаме.
Работал в "Салоне де варьете" и в др. небольших т-рах. В 1873-78
возглавлял труппу, созданную им вместе с театр. деятелями Боасом и
Юдель-сом. В это время особенно успешно выступал в мелодрамах; среди
лучших ролей - Рафаэль ("Мраморные девы" Барьера и Тибу). В 1879-1902,
1914-20 работал в "Нидерландском т-ре", где создал образы Шейлока
(выступал в этой роли на гастролях в Брюсселе, Лондоне, Париже), Ричарда
III, Тартюфа; Эдипа ("Царь Эдип" Софокла). С 1902 играл в "Т-ре лирик",
в 1903 - в Гарлемском т-ре, затем в разл. театр. коллективах Амстердама,
в т. ч. с 1913 в труппе, руководимой драматургом Г. Хейер-мансом. Среди
наиболее значит, работ в 1900-е гг. - Мефистофель ("Фауст"), Геншель
("Возчик Геншель" Гауптмана), Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду). Б. был
одним из крупнейших голландских акт„ров, получил популярность и за
рубежом. С 1912 наряду с работой в т-ре снимался в кино.
Лит.: Dommelshuizen C., Louis Bouwmeester. 1842-1942, Amst., 1942. В.
Дан.
Теодора, Ман н-Б ауместер (Mann-Bouw-meester) (1850-1939). Сестра Л.
Бауместера. Одна из крупнейших актрис Нидерландов. С 6 лет принимала
участие в спектаклях роттердамских трупп, исполняя детские роли. С 1863
выступала в "Большом т-ре" ван Лира, затем работала в опереточной труппе
Прота: исполняла роль Жермен ("Корневильские колокола" Планкета). С нач.
80-х гг. 19 в. играла в "Королевском обществе нидерландского театра" в
Амстердаме. Роли: леди Макбет ("Макбет"), Мария Стюарт; Медея (о. п.
Легуве), Мадам Сан-Жен, Федора (о. п. Сарду), Маргарита Готье ("Дама с
камелиями" Дюма-сына), Ханна ("Возчик Геншель" Гауптмана), Магда
("Родина" Зудермана). В 1926 оставила сцену. Занималась режисс„рской
деятельностью.
Соч.: M a n п-В о u w m e e s t e r. Mijn Leven, Amst., 1930. А. Вис.
Фредерик (Фритс) Адрианус Луп (1846-1906). Брат Л. Бауместера. С 10
лет выступал на сцене Роттердамского т-ра, исполняя детские роли. В
1883- 1895 работал во "Фламандском т-ре" в Антверпене. С 1896 - ведущий
акт„р в труппе "Тиволи" (Роттердам). Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь"),
Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Людовик XI ("Грен-гуар" Банвиля),
Крелис Лауэн (о. п. Лангендейка), Хейн Мерсинг ("Забастовка" ван Дорне).
В 1905 гастролировал в Индонезии, где и умер. А. Вис.
Лили (р. 1901). Внучка Луи Бауместера. С 17 лет выступала на сцене
"Королевского общества нидерландского т-ра" (Амстердам). С 1923 играла в
Роттердамском т-ре, в 1936-44 снималась в кино. В1945-49 работала в
труппе Д. Вербека, с 1949 - одна из ведущих актрис Роттердамского
театра. Роли:
Джессика ("Венецианский купец"), Агнесса ("Школа ж„н" Мольера), Мадам
Сан-Жен ( о. п. Сарду) и др. В. Дан.
ВАУЧЕР (Bourchier), Артур (22. VI. 1863-14. IX. 1927) - английский
актор и антрепренер. Образование получил в Итоне, затем Оксфорде. Один
из основателей "Драм. об-ва Оксфордского ун-та" (1884), где исполнил в
пьесах Шекспира роли Хотспура ("Генрих 1У"),Феста ("Двенадцатая ночь"),
Фальстафа ("Виндзорские проказницы"), Брута ("Юлий Цезарь"). В 1889
дебютировал в Вулвергемптоне на проф. сцене в роли Жака ("Как вам это
понравится" Шекспира). В 1889- 1894 выступал в различных т-рах Англии и
США. В 1895-96 руководил "Ройялти т-ром", где его жена, актриса В.
Ванбру, играла ведущие роли в комедиях и фарсах, переделанных им преим.
с франц. После гастролей с женой по Америке успешно выступил в роли
доктора Джонсона (о. п. Тревора, "Стрэнд т-р"). В 1900-06 Б. руководил
"Гаррик т-ром". ? этот наиболее плодотворный период творчества Б. он
исполнил роли Шейлока, Макбета, играл в пьесах А. Пинеро, Дж. Гилберта,
Г. А. Джонса и др. В 1910 Б. вступил в труппу Бирбома Три ("Хиз
мад-жестис т-р"), где лучшими его ролями были Генрих VIII и Основа
("Король Генрих VIII" и "Сон в летнюю ночь" Шекспира). После 1912 Б.
вновь, выступил в качестве акт„ра и руководителя разл. т-р(1В
("Гаррик"-1912-14, "Хиз маджестис" - 1916, "Стрэнд"- 1919-23, и др.). Б.
был эмоциональным актором, но его трактовка героических ролей отличалась
некоторой прямолинейностью. Ему особенно удавались яркие, характерные
роли (Основа; Джон Сильвер в инсценировке "Острова сокровищ" по
Стивенсону - пост. Б.). Ф. К.
БАУЭР, Мария Вениаминовна [р. 16 (29). V. 1909] - грузинская
советская артистка балета. Нар. арт. Груз. ССР (1955). По национальности
русская. В 1925 окончила хореографич. студию в Тбилиси. С этого же года
начала сценич. деятельность в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили
(Тбилиси). В 1928- 1930 занималась в Ленингр. балетном техникуме. С 1930
- снова в Т-ре оперы и балета в Тбилиси. Партии: Гюльнара ("Корсар"
Пуни), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Кукла ("Коппелия"), Одетта, Tao
Xoa. C успехом исполняет характерные танцы в операх. В балете "Горда"
Торадзе исполняла индийский танец (Ст. пр. 1951), в "Синатле" Киладзе -
танец ширазской девушки и др. В 1935-42 вела педа-гогич. работу.
Работает репетитором балета в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили. Н. Э.
БАУЭРНФЕЛЬД (Bauernfeld), Эдуард (3. I. 1802- 9. VIII. 1890) -
австрийский драматург. Род. в Вене. Драматургич. деятельность начал в
20-е гг. 19 в. В начале творчества выступал последователем нем..
романтиков, писал романтич. пьесы на историч. темы. Рост революц.
настроений в Европе определил обращение Б. к созданию пьес из жизни
совр. об-ва.
Среди них: "Легкомыслие от любви" (1826), "Буржуазное и
романтическое" (1835), "Современная молод„жь" (1868) и др., в к-рых
изображается быт и нравы австр. буржуазии. Их герои - влюбл„нные
девушки, простодушные юнцы, блестящие офицеры. Искусно построенная
интрига, остроумный диалог способствовали успеху комедий Б. в австр.
театрах в 19 в.
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-12, W., 1871-73 Лит.: H o r n e r
E., Eduard Bauernfelds Ausgewahlte Werke, Lpz., 1906. Д. Лоб.
БАФАТИ (Шри В а ф а т и) (р. 1923) - индийский композитор. Музыке
обучался у видного инд. музыканта-фольклориста К. Хуссейна. В начале
своей творч. деятельности Б. выступал как исполнитель на нац. муз.
инструменте мриданге, сопровождая классич. ипд. танцы (бхарат-натъям и
др.). Позднее получил известность как исполнитель-виртуоз на дхо-лаке
(инд. барабан), сопровождающем исполнение танцев. Б. выступает с
крупнейшими танцовщицами Индии. За исполнение на дхолаке удостоен звания
устад (профессор). Как композитор работает на радио. Н. В.
БАФЙЛЛ (??????? ???????????) (2-я пол. 1 в. до н. э.) -
древнегреческий акт„р. Род. в Александрии. Вместе с акт„ром Пиладом
способствовал превращению пантомимы в самостоят, жанр. В отличие от
пантомим Пилада, приближавшихся к трагедии, пантомимы Б. были близки по
сюжетам комедии или сатировской драме. Пользовался большой
популярностью, впоследствии имя Б. употреблялось почти как нарицательное
для обозначения талантливого акт„ра пантомимы. С. А.
БАХ (Bach), Иоганн Христиан (5. IX. 1735 - l. I. 1782) - немецкий
композитор и пианист. Сын Н. С. Баха. После смерти отца с 15 лет жил в
Лондоне, где получил муз. образование у своего брата К. Баха, завоевав
известность как один из лучших исполнителей на чембало. К 50-м годам
относится начало композиторской деятельности Б. С 1754 Б. жил в Милане,
где работал дириж„ром; совершенствовался у Падре Мартини.С 1760
Б.-органист Миланского кафедрального собора. В Италии создал и поставил
первые оперы, написанные в стиле ново-неаполитанской школы: "Артаксеркс"
(1761), "Катон в Утике" (1761), "Александр в Индии" (1762).
В 1762 переехал в Лондон, где провел последние два десятилетия жизни
и где его соч. (особенно оперы) пользовались большой популярностью. В
операх, написанных в Лондоне, Б. отступает от канонов итал. оперы,
отказываясь от ложной патетики и внешней виртуозности. Лучшие оперы Б.:
"Орион" (1763), "За-наида" (1763), "Адриан в Сирии" (1765), "Орфей и
Эвридика" (1770), "Фемистокл" (1772), "Люций Сула" (1776), "Милосердие
Сципиона" (1778) написаны в осн. па сюжеты древней истории, отличаются
богатой и красивой мелодикой, яркой гармонией, изобретательной
инструментовкой. Сценич. соч. Б. с огромным успехом ставились в Лондоне
и Маннгейме, где композитор часто бывал в 1772-77, а также в Париже. Б.
был также автором ораторий и кантат, арий и песен, мн. симф. и камерных
произв. Музыка Б. (особенно его оперы и симфонии) оказала значит,
влияние на формирование муз. стиля молодого Моцарта.
Лит.: Schwarz M., Johann Christian Bach. Sein Leben und seine Werke,
L., [1901] (Sammelbanden der Internationalen Musikgesellschaft): В г e n
e t M., Unfils du grand Bach
a Paris en 1778-1779, "Guide musicab, 1902: AbertII., J. Ch. Bach's
italierisch Opern und ihr Einlluss auf Mozait, "Zeitschrift fur
MusikwnsenschafU, Lpz., 1919,1; W e n k A. L., Beitrage zur Kenntnis des
Opernschaffens von .loh. Chr. Bach (Diss.), Frankfurt, 132. Л.М
БАХ, Татьяна Яковлевна [р. 17(29). ?. 1895] - русская советская
артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1913 выступала в Москве в
т-ре М. И. Ртищевой, в 1914 - в т-ре А. И. Арцыбушсвои, В1915-20-В
Никитском т-ре E. В. Потоп-чиной (в 1917-в т-ре И. С. Зон), в 1920- 1922
- в различных опереточных театрах, с 1922-в Дмитр. театре оперетты в
Москве. С 1927 Б. - артистка Моск. театра оперетты.Исполняла
разнохарактерные лирические, лирико-каскадные роли: Мариэтта, Сильва
("Баядера", "Сильва"), Илона, Жюльетта ("Цыганская любовь", "Граф
Люксембург" Лега-ра), Ванда ("Роз-Мари" Фримля и Стодгард-та), Марич,
Кондукторша ("Вольный ветер", "Миллион терзаний" Дунаевского), Мать
("Свадьба в Малинонке" Александрова) и др. Исполнение Б. отличалось
большим сценич. темпераментом и яркостью красок.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.