Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БАНКРОФТ (Bancroft), супруги Сквайр (14. V. 1841-9.IV.1926) и Мэри
Эффи (урожденная У и л т о н) (12.1.1839-22.V.1921) - английские актеры
и антрепренеры. Сквайр Б. начал сценич. деятельность в 1861 в
Бирмингемском т-ре, затем играл в различных провинциальных т-рах. Мэри
до встречи со Сквайром с 1845 выступала с другими крупными актерами (в
т. ч. с У. Ч. Макреди) и пользовалась большой популярностью. В 1865 Мэри
возглавила Т-р принца Уэльского (Лондон) и пригласила в труппу т-ра
Сквайра Б. Супруги Б. до 1880 руководили Т-ром принца Уэльского. Этот
период их совместной работы явился важным этапом в истории англ. т-ра.
Б. стремились приблизить театр. иск-во к жизни, освободить его от
риторики и фальши. Они добивались создания ансамбля в спектакле,
производили тщательный отбор акт„ров. Б. утвердили в декорационном
оформлении интерьер с тремя стенами, окнами, дверью и потолком. Их
заслугой является также введение в репертуар бытовых драм Т. Робертсона
("Общество", 1865, "Каста", 1867, и др.), постепенно вытеснивших со
сцены легковесные фарсы. На сцене Т-ра принца Уэльского Сквайр Б. сыграл
свои лучшие роли: капитан Хаутри ("Каста"), Орлов ("Дипломатия" Сарду),
Триплет ("Маски и лица" Уэбстера). Лучшие сценич. работы Мэри Б.: леди
Тизл ("Школа злословия" Шеридана), Дженни Нордкотт ("Возлюбленный"
Гилберта). В 1880-85 Б. руководили т-ром "Хеймаркет". Среди наиболее
значительных пост. Б. в этом т-ре - "Лорды и третье сословие" Пинеро
(1883), "Дипломатия" Стивенсона и К. Скотта (1884). Б. написали мемуары.
С о ч.: On and off the stage...,L., 1889; The Bancrofts recollections
of sixty years..., N. Y., 1909; Empty chairs, L., 1925. ф. К.
БАНОЛЛО - цирковой трюк. Исполняется гимнастами на турниках. Наз. по
фамилии итал. артиста Ба-нолло, впервые исполнившего этот трюк. Состоит
из перел„та после "большого оборота" (оборот гимнаста на прямых руках
вокруг турника - "солнце" на турнике) с полупируэтом (поворотом на 180)
с одного турника на другой, после к-рого исполнитель выходит в стойку на
прямых руках. Иногда исполняется серия таких движений, быстро следующих
друг за другом ("Б. в темпе"). Ал. Ш,
БАНСЕС-И-ЛОПЕС КАНДАМО (Bances y Lopez Candame), Франсиско Антонио
(26.IV.1662 - сент. 1709)-испанский драматург. Сохранилось ок. 30
комедий Б. Особенно привлекали его философские темы ("Философский
камень" и др.). Писал также светские комедии ("Дуэль со своей
возлюбленной"), комедии на рыцарскв-фантастич. сюжеты ("Неистовый
Роланд".) и ауто. В 1690 написал трактат "Театр театров..." (Teatro de
los teatros de los passados y presentes siglos, Madrid, 1901-02), в
к-ром содержатся ценные сведения об исп. т-ре 17 в. Н. Т.
БАНТИ-ДЖОРДЖИ (Banti-Giorgi), Бриджида (ок. 1757 -18. II. 1806) -
итальянская артистка оперы (сопрано). Была уличной певицей в Венеции,
пела в парижских кафе и кабачках. В 1776 впервые выступила в т-ре "Опера
комик" (Париж) и быстро завоевала популярность. С большим успехом
выступала в т-рах Германии, Австрии, Италии, Испании и др. стран. В
1799-1802 была примадонной Королевской оперы в Лондоне. Пела гл. обр. в
популярных в то время операх итал. композиторов: "Александр в Индии"
Бьянки, "Амдионна" Оттаяи, "Эней и Лавиния", "Де-бора и Сисара"
Гульельми, "Зенобия на Пальмире", "Покинутая Дидона" Анфосси, "Федра"
Паизиелло, и др. Исполнение Б. отличалось яркой эмоциональностью,
музыкальностью и темпераментом.
Лит.: В a n t i Ст., Vita di Briitta Banti-Giorgi, Bologna,
1869;Lozzl C., Brigitta Banti,"R.M.b, fs.!.], 1909, XI. Л. M.
БАНТОК (Bantock), Гренвилл (7. Vili.1868-16. X.I 946) - английский
композитор, дириж„р. В 1892 окончил Королев, академию музыки (Лондон). С
1893 работал дириж„ром провинц. т-ров; концертировал в различных европ.
странах. Автор опер на вост. сюжеты -"Кэдмар" (1893, Лондон), "Эуген
Арам" (неоконч.), "Жемчужина Ирана" (не пост.), кельтской нар. оперы
"Зачарованная женщина" (1924, Бирмингем), балетов "Египет" (соч. 1892),
"Лалла Рук" (по мотивам Т. Мура, 1917, Лондон), "Балет заговорщиков" (по
мотивам собств. хорового произв. "Омар Хайям", 1917, Лондон), "Великий
бог Пан" (балет с хором, 1919, Глазго), "Пьерро на минуту" (1920,
Лондон, т-р "Друри-Лейн"), музыки к спектаклям - "Рам-зес II" (не
пост.), "Ипполит" Еврипида (на собств. либретто, 1908, Лондон, т-р
"Гейети"), "Электра" Софокла (1909, Лондон, Бедфорд-колледж), "Кортеж"
Барбера (1918, Лондон, "Придворный театр"), "Саломея" Уайльда (1918,
Лондон, "Придворный театр"), "Юдифь" Беннета (1919, Истборн, а также
Лондон, Королевский т-р), "Макбет" (1926, Лондон, т-р Прин-сесс) и др.
соч. Музыка Б. отличается простотой, широким использованием нац. муз.
фольклора (особенно Шотландии и Уэльса). В„л педагогич. работу; в
1900-34 - директор муз. школы в Бирмингеме, с 1908-одновременно проф.
музыки в ун-те.
Лит.: Anderton A. O., Granville Bantock, L., 1915. Be. T.
БАНТЫШЕВ, Александр Олимпиевич (1804- 23. XI (5.XII). 1860]-русский
артист оперы (тенор). Изучал оперные партии в Москве под рук. А. Н.
Верстовского; консультировался у П. А. Бу-лахова и А. Е. Варламова.
Впервые выступил на оперной сцене в Москве в Большом т-ре в 1827, где
работал до 1853. Партии: Торопка, Никанор, Гикша ("Аскольдова могила",
"Тоска по родине", "Пан Твардовский" Верстовского), Собинин ("Иван
Сусанин"; первый исполнитель этой партии в Москве), Антонио ("Водовоз"
Керубини) и др. Выступал также в водевилях, пел в дивертисментах и
концертах. Особой популярностью пользовался образ Торопки; в этой партии
Б. передавал молодечество, удаль и вместе с тем задушевность героя. В
30-х гг. Б. гастролировал в Петербурге. Обладал глубоко индивидуальной
манерой исполнения и пользовался огромной популярностью. Современники
называли его "московский соловей".
Лит.: Неведомский М., Ленский и Бантышев. "Русский инвалид", 1860, ј
280; Яковлев В., Московская оперная сцена в сороковых годах, в кн.:
Временник Русского театрального общества, кн. 1, M., 1924.
БАНЦЗЫ - одна из форм традиционного музы-кально-драматич. т-ра в
Китае. Получила назв. от банцзы - рода кастаньет, являющихся одним из
осн. инструментов оркестра, сопровождающего эти представления. Другое
наименование Б., бытующее гл. обр. в Сев. Китае,- ц и н ь ц я н (от
древнего названия Сев .-Зап. Китая - Ц и н ь). Б. делится на ряд местных
разновидностей (по названиям провинций): шэньсийские, шаньсийские,
хэбэйские, хэнаньские, шаньдунские и др. Наибольшее распространение Б.
имел во 2-й пол. 18 в. В этот период т-р Б., выступавший в Пекине,
оказал влияние на столичную драму. Для т-ров жанра Б., как и для др.
жанров кит. муз. драмы, характерны использование нар. напевов, пост.
пьес, построенных на фольклоре, динамичность действия, простота,
разнообразие ритмов в музыке. В КНР большой популярностью пользуются
шэньсийские и хэбэйские т-ры Б., получившие широкое распространение в
сельских местно-стях. В провинции Хэбэй в наст. время насчитывается св.
30 трупп Б. Здесь ставятся нар. драмы "Цинь-Сян-лянь", "Нефритовый
браслет", "Наказание принцессы Цзинь-чжи", "Месть рыбака" и др. В
последние годы в т-рах Б. ставятся пьесы на совр. темы, в т. ч.
1 драма M а Цзянь-лина "За кровь и слезы" (о революц. борьбе крестьян
в Сев.-Зап. Китае). Из акт„ров т-ра Б. известны: Хоу Цзюнь-шань, Хуан
Юэ-шань, Гай Тянь-хун, Юань Юань-дань, Го Цзинь-ин, Ли Ши-жун, Ци
Хуа-дань,ЧжанГуй-жун,Цзя Гуй-лань. Я.Г., Б.Р.
"БАНЮТА"-опера А. Колнымя, либретто А. Круминя. Пост. 29 мая 1920,
Рига (Банюта - Розенберг-Турс, Дау-мант-Кактынь, Вижут - Берзинь,
Валгудис - Ниедра; дириж„р А.Калнынь, реж. Лауберт, художник Куга,
балетм. Комиссар). Новые ред. были созданы в 1937 и 1941. Новая
пост.ноябрь 1953, Рига, Латвийский т-р оперы и балета (Банюта- Малыня,
Даумант-Гравелис, Вижут-Скара, Валгудис- Дашков; дириж„р Тоне, режисс„р
Лиепа, художник Миезет, хормейстер Ванаг, балетм. Приеде). Н. Г р.
"БАНЯ"-драма в 6 д. с цирком и фейерверком В. Маяковского. Соч. 1929.
Первая пост. 30 янв. 1930, Драм. т-р Гос. нар. дома в Ленинграде (реж.
Люце, худ. Снопков, композитор Богданов-Березовский;
Победоносиков-Бабочкин, Поля- Кибардина, Фосфорическая женщина -
Магарилл). 16 марта 1930 состоялась премьера "Б." в Т-ре им. Мейерхольда
в Москве (постановщик Мейерхольд, худ. Вахтангов и Дейнека, композитор
Шебалин; Победоносиков- Штраух, Оптимистенко- Зайчиков, Чудаков - Чикул,
Фосфорическая женщина - Райх, Мезальянсова - Серебренникова,
Моментальников - Плучек, Понт-Кич-Костомолоцкий, Поля- Суханова;
режисс„р - Мартинсон). 17 марта 1930 "Б." показал филиал Ле-нингр.
Большого драм. т-ра (реж. Вейсбрем, худ. Криммер, композитор Волошинов;
Победоносиков-Балашов).
После многолетнего перерыва "Б." вновь обрела сценич. жизнь. В апреле
1953 пост. в Псковском т-ре драмы (реж. Лурье, худ. Скляр; Победоносиков
- Куклин, Оптимистенко- Борисов, Чудаков-Пресняков). 5 декабря того же
года премьера "Б." состоялась в Моск. т-ре Сатиры (постановщики Петров,
Плучек и Юткевич, он же - художник спектакля, композитор-Мурадели;
Победоносиков- Ячницкий, Оптимистенко-Лепко, Понт-Кич-Кара-Дмитриев,
Мезальянсова - Сло-нова, Фосфорическая женщина - Архипова,
ВелосипедкинРунге). В дальнейшем "Б." ставили многие периферийные т-ры:
Краснодарский краевой драм. т-р (1955; реж. Ляшен-ко, худ. Ардатов);
Одесский ТЮЗ (1955; реж. Орлов и Мошам-ский), Тульский т-р (1955; реж.
Соколов, худ. Брустин); Горь-ковский т-р (1956; реж. Аноева, худ.
Герасименко); Сталинский т-р (1957; реж. Вейцер); Иркутский т-р (1957;
реж. Кази-мировский),Т-р им. Кингисеппа,Таллин (1957); Бакинский рус.
т-р (1958); Сухумский т-р (1958; на груз. яз., перевод М. Татаридзе) и
др. "Б." ставится и коллективами театр. самодеятельности: драмкружок
Ленингр. дома культуры им. Капранова (1952, реж. Гуров), драм. студия
Ленингр. дворца культуры им. Кирова (1954, реж. Ремез) и др. 19 июля
1951 в Москве в 58-ю годовщину со дня рождения Маяковского "Б." впервые
транслировалась по радио (пост. Р. Симонова, реж. Турчинович, комп.
Шебалин; Победоносиков - Ильинский, Чудаков-Грибов,
Мезальянсова-Марецкая, Велосипедкин- Толмазов, Фосфорическая
женщина-Скопина). "Б." переведена на нем., франц., англ., итал., чеш.,
кит., япон. и др. яз.
За рубежом одним из первых пост. "Б." коллектив пражской театр.
студии "Диск" (1948). В 1954 в Праге "Б." (под назв. "Горячий душ")
показал Т-р комедии. Среди др. зарубежных т-ров "Б." пост.: Новый т-р в
Лодзи (1955; реж. Деймек, худ. Рахвальский, композитор Пацаркевич);
Софийский т-р сатиры (1957; реж. Сырчаджиев, худ. Санча, композитор
Ступель), Студенческий т-р при Женевском ун-те (1958; реж. Гийом
Ше-невьер); Рабочий железнодорожный т-р в Бухаресте (1956) и
Национальный т-р в Клуже (Румыния) (1959); Т-р "Фолькс-бюне", Берлин
(1956; реж. Н. Петров, худ. Вейль, комп. Эйслер), и др.
И з д а н и я.-Отрывок из "Б." (3-й акт) был впервые напечатан в
журн. "Советский театр", М., 1930, ј 2. В том же году пьеса вышла
отдельным изданием: Баня. Драма в 6 д. с цирком и фейерверком, М.-Л.,
1930; Маяковский В., Полное собрание сочинений, т. 11, М., 1958. В 1954
в переводе на укр. яз. 6. Дроб'язка "Б." вышла отдельным изданием в
Киеве; Владимир Маяковский. Сб. 1, М.-Л., 1940, с. 240-271 (ст. А.
Февральского).
Лит.: Ростоцкий Б., Маяковский и театр. М., 1952, с. 212-230. А. Шн.
БАОЦЗЮАНЬ (букв. - драгоценные свитки), с ю-аньцзюань,- жанр
китайских народных театр. представлений. Являлся эпич. сказом (проза в
форме диалога) с ариями (семисложные или десятисложные стихи с нар.
системой рифм), сопровождался муз. аккомпанементом. Термин "Б." известен
с 12 в. Как жанр получил распространение в 14- нач. 20 вв. в ряде
районов Юж. Китая. Был тесно связан с религией (с буддизмом, а позднее -
с тайными религиозными сектами). Вначале для представлений Б.
использовались преим. буддийские сюжеты (жизнеописание божества Гуань-ин
и др.), позднее - популярные фольклорные мотивы (сказание о Белой
змейке, о Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай и др.), сказания и мифы буддийской
религ. секты даосов (о Хэ Сянь-гу, Ту-ди и др.). Исполнителями .Б.
являлись монахи, в дальнейшем- певцы-профессионалы. Нек-рые Б, были
реакционными по содержанию, что определялось их связью с религией.
Однако нередко произв. жанра Б. были проникнуты антиправительств,
идеями. В конце 19 в. Б. часто исполнялись в быту (при молении о
продлении жизни и т. п.). В наст. время тексты Б. являются предметом
изучения кит. литературоведов.
Лит.: Чжэн Чжэн ь-д о, Чжунго сувэньсюэ ши, т. 1-2, Пекин, 1953; Ли
Ши-юй, Вэньсюэичань цзэнкань" сб. 4, Пекин, 1958. В. P
БАР (Bahr), Герман (19.VII.1863-15.I.1934) - австрийский писатель,
драматург, театральный критик. Род. в Линце. С нач. 1880-х гг. был
связан с нем. натуралистич. т-ром, являлся одним из издателей
берлинского журн. "Свободная сцена", пропагандировавшего пьесы Э. Золя и
Г. Гауптмана. С 1892 переехал в Вену, возглавил группу
драматургов-модернистов (А. Шницлер, Г. Гофмансталь и др.). Статьи Б.,
вошедшие в сб. "Венский театр" (1899), "Рецензии" (1903), "Этюды" (1912)
и др., являются образцами театр. критики, не содержащей серь„зного
анализа явлений, а выражающей только личные впечатления и эмоции автора.
В период 1-й мировой войны и после-воен. период Б. переходит на позиции
экспрессионизма, крайнего субъективизма. Драматургич. деятельность Б.
начал с либеральных драм, писал также поверхностные, неглубокие по
содержанию, но сценичные комедии и фарсы. Пьесы Б. (ок. 40) "Новые люди"
(1887), "Жозефинам (1898), "Венские женщины" (1900), "Мастер" (1901),
"Концерт" (1909), "Фантом" (1912), "Мгновение" (1917), "Бабье лето"
(1924) и др. входили в репертуар т-ров Берлина, Вены, Штутгарта и др.
городов; в венских т-рах ставятся и в настд время. На рус. сцене в
1900-20 гг. в Малом т-ре, т-ре Корша, Александрийском т-ре, т-ре
Соловцова имн. др. шли пьесы "Концерт", "Мастер", "Апостол", "Звезда",
"Дети", "Жозефина" и др. В 1906 был режисс„ром в Немецком театре М.
Рейнхардта, в 1918 - директором "Бургтеатра" (Вена).
Лит.: М е у е г К., Die deutsche Literatur des XIX mit XX Jahrh., B.,
1920; Arnold A., Das deutsche Drama, I, B., 1925; Fuchs A., Hermann
Bahr, в кн.: Moderne osterreichische Dichter, W., 1946; Kindermann H.,
Hermann Bahr, Graz. 1954. A. H, Л. Лоб.
БАРАБАНОВ, Николай Сергеевич [р. 9(21).IV.1890]- русский советский
акт„р. Нар. арт. Латв. ССР (1955). В 1913 окончил драм. отделение Моск.
филармонич. уч-ща (учился у артистов Малого т-ра Н. К. Яковлева, И. С.
Платона и др.). Сценич. деятельность начал в 1911. В 1913-14 работал в
Моск. Свободном т-ре у К. А. Марджанова (Марджанишвили). В 1916-18акт„р
Александрийского т-ра. Играл роль Неизвестного в "Маскараде" в пост. В.
Э. Мейерхольда (1917). С 1921 - в Т-ре рус. драмы в Риге. Роли 20- 30-х
гг.: Рогожин ("Идиот" по Достоевскому), Борис ("Борис Годунов"),
Несчастливцев, Арбенин. Роли 40-50-х гг.: Полежаев ("Беспокойная
старость" Рахманова), Захар Бардин ("Враги"), Добротворский ("Закон
чести" Штейна), Глостер ("Король Лир"). С 1922 вед„т педагогич. работу.
Выступает как мастер художеств. слова.
БАРАБАШ (Barabas), Миклош (1810-1888) - венгерский художник. Учился в
Италии. С 1835 жил в Пеште. Создал ок. 3 000 портретов, среди к-рых
значит. место (ок. 100) занимают портреты крупнейших венг. акт„ров - М.
Лендваи, Лендваине, Р. Лабор-фальви, Г. Эгрешши (в роли Кориолана), М.
Фюреди (в роли Фигаро) и др., являющиеся ценными памятниками истории
венг. т-ра. А. Я.
БАРАЛЬТ (Baralt), Луис Алехандро (р. 1892) - кубинский драматург,
режисс„р, театральный деятель. В 1936 организовал и возглавил труппу
."Куэва" (Гавана)-театр. коллектив, противостоявший коммерч. т-рам. В
этом же году написал комедию "Луна на болоте" (пост. в т-ре "Куэва"),
затрагивающую проблемы морали кубинского общества. Б. принадлежат драмы:
"На берегу реки" (1938) о последних годах диктатуры X. Мачадо, "Белая
бабочка" (1948) о жизни индейцев. В числе др. пьес Б.:
"Трагедия индейцев", "Мгновенное раздумье". Был одним из основателей
Академии драм. иск-ва в Гаване (1941). С 1946 работал в Университетском
т-ре (Гавана), где пост. спектакли: "Педро де Урдемалас" Сервантеса,
"Агамемнон" Эсхила, "Лиса и виноград" Фигейреду, и др. Автор работ по
истории и теории драм. иск-ва- "Марти и театр" ("Marti у el teatro",
1941) и др. Л. X.
БАРАНГА (Baranga), Аурел (р. 20.VI.1913) - румынский писатель и
драматург. Род. в Бухаресте. Лит. деятельность начал как поэт в 40-е гг.
Первые пьесы Б.-"Бал в Фэгэдэу" (1946)-сатира на бурж. мораль, и
"Путешествие в Новую Каледонию" (1947). Пьеса "Сорная трава" (1948) - об
участии интеллигенции в построении социализма. Пьеса "Ч„рные годы" ("За
счастье народа", Гос. пр. в 1951), написанная Б. в соавторстве с Н.
Морару, воссозда„т картину борьбы рум. коммунистов в подполье против
фашистского режима в Румынии. В пьесе "Золотой урожай" (1958,
Муниципальный т-р в Бухаресте) Б. обратился к теме юциалистнч.
преобразования рум. деревни. В "Триумфальной арке" (1954) изобразил
антифашистское движение в Румынии накануне освобождения страны Сов.
Армией (1944). Наибольшей известностью пользуются комедии Б.
"Взбесившийся ягн„нок" (1950), направленная против бюрократизма, и
"Рецепт счастья" (1956), утверждающая новую мораль человека
социа-листич. об-ва.
С о ч. в рус. пер.: Морару Н. и Баранга А., За счастье народа, М.,
1953уБаранга А., Рецепт счастья, в кн.: Современные румынские пьесы, М.,
1959. А. Гер.
БАРАН‚НКО, Алексей Михайлович (1901-14.III. 1945) - советский
цирковой артист; воздушный гимнаст. С 1928, после окончания теастудии
Пролеткульта, начал выступать в цирке, сначала в качестве ловитора в
номере воздушный пол„т с батудом. В 1937 создал летающий аппарат для
воздушных гимнастов (вначале декорировался под аэроплан, а с 1939-под
ков„р-самол„т). На этом аппарате, прикрепленном к куполу при помощи
троса, артисты выполняли сложные гимнастические упражнения. Принципы
аппарата Б. были использованы др. цирковыми артистами (В. Н. Лисин и Е.
Л. Синьковская, П. С. Чернега и С. А. Разумов и др.). М. 3. БАРАНОВИЧ
(Baranovic), Крешимир (р. 25.VII. 1894)-югославский композитор, дириж„р
и педагог. Музыке обучался в Загребе, Вене, Берлине и Мюнхене. В
1915-27- дириж„р оперы в Загребе, в 1927-29-в Белграде. В 1928 принимал
участие в артистич. турне по Европе с балетнымансамблем А. Павловой в
качестве дириж„ра оркестра. В 1929-43 работал директором оперы в
Загребе, в 1943-46 - дириж„ром оркестра и директором оперного т-ра в
Братиславе; с 1946-дириж„р Белградской оперы и профессор Муз. академии в
Белграде. Б.- автор опеп "Стрижено-брито" (1932), "Невеста из
Цетингра-да" (1930), балетов "Изменчивое сердце" (1924), "Цветы
маленькой Иды" (1925), "Имбрек с носом" (1935), музыки к
спектаклям-"Тирена","Дундо Марое" К. Држича (1940, 1947), "Генрих IV"
Шекспира (1953), музыки к фильмам и др. соч. в различных жанрах. В сво„м
творчестве Б. широко использует хорватский муз. фольклор. Аг. М. и Ю. Ч.
БАРАНОВСКИЙ, Евгений Николаевич [р. 2(15). III. 1907] - советский
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1955). Сценич. деятельность
начал в цирке в качестве акробата, исполнителя характерных танцев. В
1929-36-артист Т-ра оперы и балета в Ташкенте. Исполнял характерные
партии: Шут ("Лебединое озеро"), Кочегар ("Красный цветок") и др. В эти
же годы начал балетмейстерскую деятельность - ставил танцы для
концертного исполнения. С 1939 - балетмейстер Т-ра оперы и балета им.
Навои (Ташкент). Б. вн„с значит, вклад в развитие узб. хореографии.
Пост. балеты: "Сердце гор" Балан-чивадзе (1940), "Акбиляк" Василенко
(1946), "Гу-ляндом" Брусиловского (1950), "Балерина" Муше-ля (на
либретто Б., 1952). С 1949 Б. - гл. балетмейстер Узб. гос. филармонии, а
с 1956 - Т-ра им. Мукими (Ташкент). Пост. эстрадные танцы-"Рыбак",
"Белое золото", "Мирзачуль", "Хлопковод", исполнявшиеся на молод„жных
международных фестивалях. Е. Н.
БАРАТАШВИЛИ, Марика Гервасиевна [р. 8(21). VI. 1908] - грузинская
советская писательница, драматург. Лит. деятельность начала в i936. В
1950 написала комедию "Марине" ("Стрекоза"), пост. в Т-ре им.
Марджанишвили (Тбилиси), ЦТСА (Москва) и в др. театрах. Автор пьесы "Мо„
Квавилети" (1959, Т-р им. Марджанишвили). Пьесы Б. показывают
колхозников Грузии и сов. интеллигенцию, проникнуты оптимизмом, поэзией,
юмором. А. Я.
БАРАТОВ, Леонид Васильевич [р. 20.111(1.IV). 1895] - русский
советский режисс„р. Нар арт. РСФСР (1958). Учился на юридич. ф-те Моск.
ун-та. В 1918-19 Б. - акт„р студии Вахтангова, в 1919- 1922-2-й студии
МХТ. С 1923 - акт„р и режисс„р Муз. студии, позднее Т-ра им.
Не-мировича-Данченко. Принимал участие в постановке В. И.
Немировича-Данченко "Лизистрата" Аристофана в муз. студии МХТ (1923). В
1931-36 Б.-режисс„р-постановщик Большого т-ра (Москва) и руководитель
филиала т-ра. В 1936-38 Б.-режисс„р Свердловского т-ра оперы и балета, в
1938-43-гл. режисс„р Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова, с
1943Большого т-ра, с 1950- Муз. т-ра им. Станиславского и
Немировича-Данченко. Постановки: "Емельян Пугач„в" Коваля (Т-р оперы и
балета им. Кирова, Ст. пр. 1943), "Борис Годунов", "Хованщина" (Большой
т-р, Ст. пр. 1949, 1951), "Мазепа" (там же, Ст. пр. 1950), "Семья
Тараса" Кабалевского (Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Ст.
пр. 1952), "Война и мир" Прокофьева (там же, 1958), "Евгений Онегин"
(Большой т-р, 1933), "Псковитянка" Римского-Корсакова (там же, 1932) и
др. Лучшие режисс„рские работы Б. отмечены реалистич. выразительностью;
в них достигнут высокий муз.-сценический ансамбль. С 1926 Б. вед„т
педагогическую работу (с 1947 - профессор ГИТИСа).
БАРБА (исп.ЬагЬа, букв.- борода) - одно из амплуа испанского театра
16-17 вв.-исполнитель ролей стариков. Н. Т.
БАРБЕР (Barber), Самюэл (р. 9. III.1910) - американский композитор.
Поч„тный доктор музыки (1945).
Член Нац. ин-та иск-в и литературы. В 1932 окончил Муз. ин-т К„ртиса
в Филадельфии по классам композиции, пения и дирижирования.
Композиторскую деятельность начал в 1929. Автор балета "Медея" (1946,
Нью-Йорк), балетной сюиты "Сувениры" (1952), оперы "Ванесса" на либретто
Д. ь1енотти (1958) и ряда симф. и камерных произв. Музыка Б. мело-'
дична и эмоциональна, но лишена характерных национальных черт. Б.
удостоен ряда поч„тных наград, в т.ч. Рим. пр. (1935), дважды-премии
Пулитцера (1935, 1936), и др.
Лит.: В г ode г N., Samuel Barber, N. Y., 1954. Д, М.
БАРБИРОЛЛИ(Вагbirоlli), Джон (р. 2.XII.1899)- английский дириж„р.
Музыке обучался в Королевской академии музыки (Лондон). В 1925 начал
дириж„рскую деятельность. Был дириж„ром Британской нац. оперной
компании, т-ра "Ковент-Гарден" (1927- 1936); руководителем Нью-йоркской
филармонии (1937-43). С 1943 - гл. дириж„р "Халле-оркестра" в
Манчестере. Приобр„л известность интерпретацией опер "Аида",
"Чио-Чио-сан"; "Ромео и Джульетта" Гуно, "Орфей и Эвридика" Глюка, и др.
Лит.: R i g b у Ch., John Barbirolli..., Altrincham. 1948. Be. T.
БАРБО (ВагЬоЦ.Жозеф Теодор Дезире (12.IV.1824- 1.1.1897) -
французский артист оперы (тенор). Пению обучался в Парижской
консерватории (окончил в 1844). Впервые выступил на сцене в 1848 в т-ре
"Опера комик" (Париж). В 1850-56 Б.- солист королевского т-ра "Де л а
Монне" (Брюссель); с 1856-"Опера комик". Партии: Роберт ("Роберт-дьявол"
Мейербера), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Фредерик ("Миньон" Тома), Джорж
Браун ("Белая дама" Буальдь„) и др. На премьере оперы "Фауст" в Париже
(1859) исполнил заглавную роль. В 1875 Б. оставил сцену; преподавал
пение в Парижской консерватории. Л. М.
БАРБУ (Barbu), Филарет (р. 1903) - румынский композитор. Автор ряда
оперетт и произв. др. жанров. Наибольшую известность завоевали оперетты
Б. (рост. в Бухаресте): "Анна Лугожана", рассказывающая о жизни крестьян
(эта оперетта представляет собой театрализацию популярной рум. песни), и
оперетта на совр. тему "Плотовщик с Быстрицы" (написана в форме традиц.
рум. нар. мелодраматич. представления). Последняя оперетта была пост.
также в 1958 т-ром "Метрополь" в Берлине. Музыка Б. отличается близостью
к рум. муз. фольклору, мелодич. богатством. Б.-профессор Бухарестской
консерватории. Гос. пр. РНР. Л. М.
БАРБЬ‚ (Barbier), Поль Жюль (8.III.1825-16.1. 1901) - французский
драматург и либреттист. В 1847 в т-ре "Комеди Франсез" были пост. первые
пьесы Б. "Поэт" и "Тень Мольера", в 1849 в т-ре "Порт-Сен-Мартен" -
"Андре Шенье",'в 1850- "Работница Дженни" (совм. с Декурселем). Автор
многочисл. комедий и водевилей, пост. во франц. т-pax. Б. получил
популярность как либреттист (совм. с М. Карре) опер Ш. Гуно - "Фауст"
(1859, "Театр лирик", Париж), "Мирейль" (1864, там же), "Ромео и
Джульетта" (1867, там же) и др.; А. Тома - "Миньон" (1866, "Опера
комик", Париж), "Франческа да Римини" (1882, "Гранд-Опера", Париж); В.
Массе - "Галатея" (1854, "Опера комик"), "Павел и Виргиния" (1876,
"Лирик") и др. Написал (совм. с Карре) пьесу "Сказки Гофмана" (1851,
"Одеон", Париж), по к-рой создал затем либретто одноим„нной оперетты Ж.
Оффэн-баха (1881, "Гранд-Опера"). Ал. П., Л. Лев.
БАРБЬ‚РЙ (Barbieri), Никколо (1576-1641) - итальянский акт„р и
драматург. Род. в Верчелли. В 20 лет начал выступать в бродячей труппе
комедии дель арте. Под руководством акт„ра Монферрино обучался иск-ву
шуток, острот и лацци, необходимому в ролях Дзанни. В 1600-18 играл в
труппе "Дже-лози", выступавшей в Париже, затем в труппах "Федели"
(Милан, Турин, Болонья и др.), "Конфиден-ти" (Лукка, Венеция). В 20-30-е
гг. 17 в. выступал в Париже, Риме, Неаполе. Б. был создателем маски
Белътрамма развившейся в его исполнении в колоритный и смешной образ.
В 1628 Б. написал работу "Дружеское рассуждение о современных
комедиях" ("Discorso famigliare intorno alle moderne cominedie",
Ferrara), где защищал права акт„ров, выступал против разл. обвинений (в
т. ч. в колдовстве), жертвами к-рых они часто являлись. Стремясь придать
импровизации большую осмысленность и логичность, Б. написал комедии,
являвшиеся одной из форм лит. обработки акт„рской импровизации. Лучшая
среди его комедий-"Неразумный, или Муки Меццетино и помехи Скапино"
(1629). Эту комедию, ставившуюся мн. итал. труппами, использовал Мольер
при работе над своей пьесой "Сумасброд". Р. X.
БАРБЬ‚РИ (Barbieri), Федора (р. 4.VI. 1920)- итальянская артистка
оперы (меццо-сопрано). Пению обучалась в оперной школе при флорентийском
т-ре "Коммунален, где и дебютировала в 1940. С 1941 гастролирует во
многих странах Европы и США; в настоящее время - солистка "Римской
оперы" и т-ра "Ла Скала" (Милан). Голос Б. отличается красотой, силой,
большой подвижностью. Особенно удаются Б. партии, исполненные
драматизма. Партии: Орфей ("Орфей и Эвриди-ка" Глюка), Амне-рис, Эболи
("Аида", "Дон Карлос" Верди), Адальжиза ("Норма" Беллини) и др. В с. Т.
БАРБЬЕРИ (Barbieri), Франсиско (3.Vili.1823- 19.11.1894) - испанский
композитор, дириж„р, музыкально-общественный деятель. С 1878 - член
Королевской академии изящных иск-в "Сан-Фердинандо", с 1873 - Испанской
королевской академии. В юности выступал как хорист, пианист и певец в
странствующих театр. труппах. В 1845 окончил консерваторию в Мадриде по
кл. П. Альбениса (фп.) и Карнисера (композиция), Автор, мн. сарсуэл,
завоевавших широкую популярность. Среди сценич. произв. Б.: "Слава и
парик", Хитрость" (1850), "Игра с огн„м" (1851), "Бриллианты короны"
(1854, Мадрид). Известностью пользуются комич. оперы Б. "Хлеб и быки"
(1864) и "Цирюльник из Лаваписа" (1874, Мадрид). Эти оперы отличаются
мелодичностью, нац. своеобразием, сочностью красок и простотой. С 1868
Б. - профессор Мадридской консерватории. Б. принадлежит ряд работ по
истории т-ра, в т. ч. "Исторический обзор сарсуэлы" (1877) и др. Как
дириж„р выступал в Королевском т-ре и Т-ре Россини в Мадриде и в симф.
концертах.
Лит.: Martinez 01medillaA.,El maestro Barbieri y su tiempo (El
madrileno que dignifico la tonadilla), 2 ed., Madrid, 1950; Salcedo
Angel S., Francisco Asenjo Barbieri: su vida y sus obras, Madrid, 1950.
Be. T., Иг. Ф.
БАРВЙНСКАЯ, Феодосия Андреевна [30. V(l 1. VI) '. 1899] - украинская
советская актриса. Нар. арт. УССР (1943). Род. в г. Сумы в семье
акт„ров. С раннего детства участвовала в спектаклях труппы А.
Су-ходольского (в к-рой служили е„ родители), где исполняла роли детей.
В конце 1913 дебютировала в "Вечерницах" Нищинского и была принята в
труппу. Работала в различных укр. антрепризах, товариществе "Сурма". С
1921 - актриса Т-ра им. И. Франко (Киев). Для творчества Б. характерны
острота сценич. рисунка, художеств. достоверность. Среди лучших ролей
Б.: Лауренсия; Мавка ("Лесная песня" Леси Украинки), Мирандолина; Йола
(о. п. Жулавского), Эболи ("Дон Карлос"), Ирина Лавровна и Коринкина
("Последняя жертва" и "Без вины виноватые"), Надежда и Варвара
("Последние" и "Егор Булычев и другие"), Ванина ("Житейское море"
Карпенко-Карого), Зося, Лида, Тайга, Ковшик ("Богдан Хмельницкий",
"Платон Кречет", "Банкир", "Калиновая роща" Корнейчука) и др.
Лит.: Поляков А., Феодос?я Андр?вна Барв?нська, [XapKIBJ, 1940. ?. ?.
БАРД (франц. barde, от кельт, bard) - странствующий поэт и певец у
кельтов, живших гл. обр. на территории нынешних Ирландии, Уэльса и
Шотландии. Первые упоминания о Б.- у греч. и рим. историков 3-1 вв. до
н. э. (bardus). До 15 в. Б. существовали в Уэльсе, в 15-18 вв.- в
Ирландии и Шотландии. Периодически происходили сборы Б., на которых
выдавались награды за лучшие песни, муз. произв. и игру на инструментах.
Б. пели и декламировали стихи и баллады о нар. героях, свободе, любви в
сопровождении арфы или кроуда-старинного кельтского струнного
инструмента.
БАРДЙТЫ (чем. ед. ч. Bardiefc или Bardit, от лат. barditus или barri
tus - род боевой песни древних германцев) - немецкие
национально-патриотические драмы. Созданы Ф. Клопштоком во 2-й пол. 18
в. (всего 3). Б. "Битва Германа" (1769), "Герман и князья" (1784) и
"Смерть Германа" (1787) написаны прозой, чередующейся со стихами, в них
прославляется древнегерм. полководец Арминий (Герман), боровшийся против
рим. самодержавия. Б. отличались тираноборческой направленностью и были
восторженно приняты писателями "Бури и натиска" и деятелями революц.
Франции. Но отсутствие сценичности помешало их продвижению на сцену.
Темы Б. в дальнейшем разрабатывали Г. Клейст, X. Граб-бе и Р. Вагнер. Э.
Г.
БАРДХАН, Шанти (1916- 54) - индийский хореограф и театр. деятель.
Двенадцати лет начал учиться танцам "манипури", "катхак" и "типпера". В
1940-44 работал в хореографич. школ'е танцовщика и балетмейстера У.
Шанкара в Алморе. Вместе с ним осуществил пост. танц. сцен "Дух Индии"
(1945) и "Индия бессмертна" (1946), пользовавшихся большой популярностью
в годы борьбы индусов за независимость. В 1947 организовал собств.
труппу, с к-рой пост. хореографич. спектакль "Открытие Индии" (по
мотивам книги Дж. Неру). В 1952 создал "Малый балет" - танц. труппу в
Бомбее, выступавшую не только в Индии, но и за рубежом (СССР, КНР, Непал
и др. страны). В этом коллективе Б. пост.: "Сцены из Рамаяны" (1952; на
сюжет инд. эпоса) и "Панчатантра" (1954; по мотивам инд. нар. сказок) -
синтетич. спектакли с танцами, музыкой, пением, стихотворными диалогами,
сочетающие традиц. при„мы инд. классического танца и выразительные
средства народного танца. Св. П.
БАРИОНИ (Barioni), Даниеле (р. 1928) - итальянский артист оперы
(сначала баритон, затем тенор). Пению обучался в Милане у А. Бордонали.
Дебютировал в 1954 в милан. т-ре "Нуово". В 1955 пел в Каирской опере. С
1956 - один из ведущих певцов "Метрополитен-опера". Партии: Каварадосси,
Рудольф, Пинкертон ("Тоска", "Богема", "Чио-Чио-сан"), Альфред;
Туриду ("Сельская честь" Масканьи) и др. Л. М.
БАРИТОН (итал. baritono, от греч. ????? - тяж„лый, низкий и ????? -
тон) - 1) Мужской голос, средний между басом и тенором. Различают Б.
лирический (близок к драматическому тенору) и Б. драматический - более
мужественный, сильный голос (в нижнем регистре приближается к басу).
Диапазон Б. от А до al (asi). Наибольшее распространение в операх партии
Б. получили в начале 19 в. Выдающимися певцами-баритонами были певцы:
русские - П. А. Хохлов, Л. Г. Яковлев, И. В. Тартаков, Б. Б. Корсов, И.
А. Мельников; итальянские - А. Тамбурини, M. Баттистини, А. Скотти,
Титта Руффо; французские - Ж. Фор, В. Морель, M. Рено; американские- Д.
Бисфем, К. Уайтхилл и др. Среди сов. певцов Б.- П. Г. Лисициан, А. А.
Иванов, А. П. Иванов, С. И. Мигай, В. Р. Сливинский, П. М. Норцов, М. С.
Гриш-ко, Е. Серкебаев, П. В. Амиранашвили, Т. Куузик и др. Партии Б.:
Мазепа, Онегин, Игорь; Грязной ("Царская невеста"). Демон, Риголетто;
Дон Жуан (о. п. Моцарта), Тельрамунд ("Лоэнгрин" Вагнера), Богдан
Хмельницкий (о. п. Данькевича), Рылеев ("Декабристы" Шапорина), Фрол
Скобеев (о. п. Хренникова) и др. 2) Басовый струнный смычковый
музыкальный инструмент (типа виолы-бастрады). Был распростран„н в 18 в.
3) Духовой медный музыкальный инструмент.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.