Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БАЛЕТОМАН (от балет и греч. ????? - безумие, неистовство) - любитель
и постоянный посетитель балета. Наибольшее распространение в России
балетомания получила во 2-й пол. 19 в. Б. чаще всего оценивали спектакль
в зависимости от мастерства того или иного исполнителя, не интересуясь
идейно-ху-дожеств. значимостью постановки. Б. были обычно
представителями придворных и высших чиновничьих кругов, к-рые, влияя на
прессу, лишали критику беспристрастного отношения к исполнителям. М. Е.
Салтыков-Щедрин называл таких балетоманов "ба-летно-консервативным
союзом".
Однако среди Б. были и представители прогрессивной рус.
интеллигенции. Постоянно посещая балетные спектакли, изучая творчество
лучших танцовщиков и балетмейстеров, они постепенно
профессионализировались как теоретики и историки балетного иск-ва (К. А.
Скальковский, А. А. Плещеев, С. Н. Худеков, В. Я. Светлов и др.).
В Зап. Европе термин "Б." получил распространение значительно
позднее, чем в России, хотя чрезмерное увлечение балетом наблюдалось во
многих странах и ранее (напр., во Франции при дворах королей Генриха IV
и Людовика XIV). Среди Б. был французский поэт Т. Готье, один из авторов
либретто балета "Жизель", написанного для К. Гризи. Наибольшее
распространение за рубежом это явление получило после гастролей рус.
танцовщиков, особенно после Русских сезонов за границей" (1908-14).
Лит.: ЩедринН. (Салтыков М. Е.), Проект современного балета (По
поводу "Золотой рыбки"), Полное собр. соч., т. 7, Л., 1935, с. 132-47;
Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд., СПБ, 1899; его же, Что
вспомнилось. Актеры и писатели, т. 3, СПБ, 1914; Haskell A. L.,
Ballettomania, 17 ed., L., 1946. Ю. Б.
БАЛЙЕВ, Никита Ф„дорович [1877 (1886?) - 3.IX. 1936] - русский
театральный деятель, эстрадный артист (конферансье) и режисс„р. В 1906 -
11 - акт„р МХТ (роли: Хлеб - "Синяя птица" Метерлинка, Гость - "Жизнь
человека" Андреева, и др.). Был одним из инициаторов и участников
"капустников" МХТ, на основе к-рых возник театр-кабаре "Летучая мышь". С
1908 Б.- руководитель и артист этого т-ра. Б.- один из первых
представителей складывавшегося в те годы на эстраде жанра конферанса. К.
С. Станиславский писал о н„м: "Его неистощимое веселье, находчивость,
остроумие - и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток,
смелость, часто доходившая до дерзости, умение держать аудиторию в своих
руках, чувство меры, умение балансировать на границе дерзкого и
веселого, оскорбительного и шутливого, умение во-время остановиться и
дать шутке совсем иное, добродушное направление,- все это делало из него
интересную артистическую фигуру нового у нас жанра" (Собр. соч., т. 1,
1954, с. 364). Однако со временем в иск-ве Б. и руководимом им т-ре вс„
сильнее стали проявляться эстетство, претензия на утонч„нную
изысканность. В 1920 Б. вместе с группой акт„ров т-ра "Летучая мышь"
эмигрировал за границу. Выступал с этим т-ром в Париже, Нью-Йорке. Умер
в США.
Лит.: Эфрос Н., Театр "Летучая мышь" Н. Ф. Балие-ва, П., 1918;
Кузнецов Б., Из прошлого русской эстрады, М., 19?8.
БАЛКАНСКА, Мими (р. 23. VII. 1902) - болгарская артистка оперетты.
Нар. арт. Республики (1950). Одна из основоположников опереточного
иск-ва в Болгарии. В 1919 - основательница и солистка т-ра "Ренессанс".;
в 1922- Кооперативного т-ра оперетты (впоследствии - Художественный т-р
оперетты). С 1947 Б.-солистка т-ра Народной оперетты (впоследствии муз.
Т-р им. Ст. Македонского). Успешно выступает как в классич., так и в
совр. репертуаре. Роли: Ангелина ("Бунтарская песня" Златева-Черкина),
Сильва (о. п. Кальмана), Кето ("Золотая долина" Дунаевского), Евдокия
Петровна ("Самое заветное" Соловь„ва-Седого) и др. Обладает ярким
комедийным дарованием, пластичностью, красивым голосом большого
диапазона. Гастролировала во мн. странах (в т. ч. вместе с Т-ром им. Ст.
Македонского в СССР, 1959). Димитр. пр. (1950).
Лит.: 40 години оперетта в България. 10 години Държавен музыкален
театър, София, 1957. Л М
БАЛКАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До ре' волюции проф. т-ра у
балкарского народа не существовало, но обряды издавна включали сатирич.
пантомимы "квлчм", а элементы акт„рского иск-ва проникали в выступления
нар. поэтов-импровизаторов и певцов. После установления Сов. власти и
введения балк. письменности стали создаваться самодеятельные драм.
кружки. В 30-х гг. во мн. кружках была пост. первая балк. пьеса "Святой
и пионер" М. Этезова, разоблачающая мусульманское духовенство. В 1935 в
ГИТИСе открылась балкарская студия, а в 1938-театр. студия в Нальчике
(Каб.-Балк. АССР). На основе студии в 1939 создан Балк. колх.-совх. т-р,
к-рый в 1940 реорганизован в Балк. гос. драм. т-р, в него вошли
выпускники балк. студии ГИТИСа. Коллектив показал спектакли: "Бронепоезд
14-69", "Овечий источник";
"Жорж Данден" Мольера, подготовленные студийцами вин-тепод рук. И. Я.
Судакова. Отечеств, война прервала развитие балк. нац. т-ра. Второе его
рождение относится к 1958, т-р открылся в Нальчике спектаклем "Рассвет в
горах" И. Боташева, посв. освобождению Сев. Кавказа от белогвардейцев. В
Ю59 т-р осуществил пост. пьесы балк. писателя М. Этезова "Кровавая
свадьба" о прошлом балк. народа. В репертуаре балк. труппы (1960)-пьесы
балк. писателей на совр. темы: "После свадьбы" И. Маммеева, "Когда
падает снег" К. Кулиева, пьеса кабардинского драматурга М. Шхагапсоева
"Сын медведя- Батыр", пьеса, осетинского автора Токаева "Женихи";
"Трактирщица" и др. В труппе т-ра (I960): засл. арт. Каб.-Балк. АССР Ш.
Кучмезова, И. Маммеев, акт„ры Н. Гиляева, Т. Залиханова, М. Кучуков и
др. В 1958 в Моск. театр. уч-ще им. М. С. Щепкина создана балк. студия.
Е. Ж.
БАЛЬОН (итал. balcone) в театре - места для публики, расположенные
амфитеатром в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала (Б.
1-го яруса, 2-го яруса, 3-го яруса) против сцены. В некоторых т-рах Б.
расположены и по боковым сторонам зала.
БАЛЛАДА (франц. ballade, от лат. ballo - танцую) в музыке -
первоначально (в средние века) в странах романского языка народная
танцевальная песня; позднее у зап.-европ. народов также песня
повествоват. характера, часто с драматич. и лирич. содержанием.
Исполнителями Б. были жонгл„ры менестрели, барды. Б. в рус. музыке -
"Светлана" А. Плещеева (1814), "Ч„рная шаль" Всрстовского (1823),
"Ночной смотр" Глинки (1836) и др.; в сов. музыке - "Баллада о капитане
Гастелло" Белого (для голоса с фп., 1941), "Героическая баллада"
Бабаджаняна (для фп. с оркестром, 1950) и др. Б. встречаются в операх
("Моряк-скиталец" Вагнера, "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева и
др.).
БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА (Ballad-Opera) - муз.-дра-матич. жанр, пользовавшийся
большой популярностью 1 в Англии в 18 в.; комедия сатирич.характера,
включающая песни и др. муз. номера. Тексты песен создавались специально
для Б. о. Композиторы использовали в музыке к Б. о., помимо собственных
соч., популярные англ., ирл. или шотл. баллады и произв. англ. (гл. обр.
Перселла, Эклса), итал., франц. и др. композиторов. Злободневный и
занимательный сюжет, простота формы, яркая музыка определили выдающийся
успех Б. о. у широкой аудитории. Первая Б. о.- "Добрый пастух" А. Рамзея
(1725)-представляла собой пасторальную пьесу на шотл. нар. мотивы.
Всеобщее признание жанру Б. о. принесла Юпера нищих (1728) - остроумная
пародия на нравы англ. аристократии. Драматург Дж. Гэй и композитор Дж.
Пепуш добавили к нар. балладам увертюру и неск. арий своего сочинения.
Среди др. авторов Б. о.: X. Филдинг, Т. Уолкер, Ч. Коффи - автор
популярной Б. о. "Быть беде!", 1731, оказавшей большое влияние на
развитие нем. зингшпиля. Со временем, однако, нар. элементы вытесняются
из Б. о., и этот жанр приходит в упадок; попытка возродить его в 60-х
гг. 18 в. не принесла результатов, и вскоре Б. о. сошла со сцены. "Опера
нищих", эпизодически возобновлявшаяся в т-рах Англии, привлекла внимание
ряда крупных музыкантов 20 в.; в 1920 Ф. Остин, в 1948 Б. Бриттен
создали свои редакции этого произв., сохраняющиеся в репертуаре совр.
театров.
Лит.: G a g е у Е., Ballad Opera, N. Y., 1937. Be. T.
БАЛЛАЕВ, Владимир Давидович (р. 14.III. 1911) - осетинский советский
акт„р. Нар. арт. Сев.-Осет. АССР (1955), член КПСС с 1950. В 1935
окончил ГИТИС (сев.-осетинская студия). С этого же года работает в
Сев.-Осет. драм. т-ре (г. Орджоникидзе). Роли: Батраз ("Нарт Батраз"
Корзунаи Казбекова), Садула ("Чер-мен" Плиева), Ахшарбек ("Желание Паша"
Туаева), Борис ("Гроза"), Кассио ("Отелло"), герцог Альбанский ("Король
Лир"), Ходжич ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Дзержинский
("Кремл„вские куранты").
"БАЛЛЕ РАМБ‚Р" ("Ballet Rambert") - английская балетная труппа. В
1930 англ. театр. деятель М. Рамбер организовала в Лондоне балетную
труппу (на базе своей студии "Клуб балета"), явившуюся первой постоянной
англ. балетной труппой. Впоследствии эта труппа выступала в балетном
"Обществе Камарго", т-рах "Меркурий", "Сэдлерс-Уэллс" и др. В 1940-41
объединилась с "Лондонским балетом", с 1943 возобновила самостоят,
выступления. Воспитанниками труппы "Б. Р." были многие известные деятели
англ. балета, осуществившие здесь свои первые пост.: Ф. Аштон ("Трагедия
моды" на муз. Гуссенса, 1926; "Сюита Каприоль" Уорлока, 1930;
"Флорентийская картинка" на муз. Корелли, 1930; "Пери" Дюка, 1931, и
др.), А. Тюдор ["Двенадцатая ночь" (по Шекспиру) на муз. Фрескобальди,
1931, "Сиреневый сад" Шассона, 1936]; А. Хоуард ("Жонгл„р Богоматери"
Респиги, 1933); Н. де Валуа ("Бар в Фоли бержер" на муз. Шабрие, 1934) и
др. "Б. Р.", помимо частых гастролей по Великобритании, гастролировал в
Австралии, Новой Зеландии (1947), КНР (1957) и др. странах.
Лит.: В г a d 1 е у L., Sixteen years of Ballet Rambert, L., 1946. .
Ham. P.
"БАЛЛЕ ТЙЭТР" ("Ballet Theatre") - американская балетная труппа.
Сформирована в 1939 на основе балетной труппы "Балет Мордкина" (в
прошлом артиста моек. Большого т-ра). Первый сезон открылся 11 янв. 1940
в помещении "Сентер тиэтр" (Нью-Йорк). Возглавила эту труппу танцовщица
Л. Чейз. Целью "Б. т." было воспитание амер. балетмейстеров и артистов
балета, определение нац. колорита балетных спектаклей. Здесь
осуществляли свои первые постановки А. де Милль, Дж. Роббинс, Ю. Лоринг,
М. Кидд. В 1940-42 в труппе работал М. М. Фокин, возобновивший
"Шопениану" (1940), "Карнавал" на музыку Шумана (1940), "Призрак Розы"
на музыку Вебера (1941), "Петрушку" Стравинского (1942); поставивший
спектакли "Русский солдат" на музыку Прокофьева (1942), "Синяя борода"
на музыку Оффен-баха (1942). Л. Мясин поставил в "Б. т." "Алеко" на
музыку Чайковского (1942). А. Долин и Б. Ни-жинская - "Тщетную
предосторожность" Гертеля (1940), "Жизель" (1940), "Лебединое озеро"
(2-й акт, 1940). С момента организации в "Б. т." работал балетм. А.
Тюдор, к-рый стам1Л "психопатологические" балеты: "Подводное течение"
Шумена (1945), "Огненный столп" Ш„нберга (1942) и др. В "Б. т." выросло
поколение танцовщиков: Н. Кей, Л. Сер-рано, Д. Криза, X. Лэнг. "Б. т."
не имеет своего постоянного помещения, гастролирует. Состав труппы часто
меняется (особенно солисты), кордебалет набирается на один сезон из
танцовщиков различных т-ров. Это приводит к отсутствию единого ансамбля
в спектаклях. С 1957 труппа "Б. т." носит название "Американ балле
тиэтр". В 1960 "Б. т." гастролировал по городам СССР.
Лит.: A m b e r g G., Ballet in America, N. Y., 1949; American ballet
theatre. 1940-1960, N. Y., [I960]. Ham. P.
Б.4ЛЛО (итал. ballo-танец, пляска)-1) Общее наименование старинных
итал. нар. танцев (или части какого-либо танца), носящих
танцевально-игровой пантомимич. характер. 2) В Италии 15-17 вв.
наименование бальных и сценич. танцев, содержащих элементы хореографич.
пантомимы. Эти танцы сочинялись учителями танцев (итал.- professor di
baiare). Образный характер Б. подч„ркивался добавлением к ним с сер. 16
в. итал. определения "фигурато"- изобразительный. В конце 17-19 вв. в
Италии Б.- обобщающее наименование театр. танца и балета.
БАЛЛЯБЙЛЬ (правильнее -бал лябиле) (итал. ballabile- танец, балет)1)
Общий танец, завершающий балет или один из его актов (напр., в балетах
"Волшебная флейта" Дриго, "Испытания Дамиса" Глазунова). 2) Танц.
номера, балетный дивертисмент в опере (напр., Б. в операх
"Роберт-Дьявол", "Гугеноты" Мейербера). сБАЛ-МАСКАРАД" ("Un Ballo in
oiaschera")-onepa Д. Верди (о трагич. судьбе швед. короля Густава III,
убитого во время костюмированного бала в 1792). Либретто А. Соммы по
франц. либретто "Густав III, или Бал-маскарад" Э. Скриба для оперы Д.
Обера (1857). Пост. 17 февр. 1859, Рим. В России впервые пост.в
Петербурге итал. труппой в 1861; рус.труппой- 13 окт. 1882 в Петербурге
в Мариинском т-ре. Впервые на сов. сцене - 25 марта 1927 в Ленингр.
Академич. т-ре оперы и балета (Ричард - Печковский, Ренато - Сливинский,
Амелия - Кобзарева, Ульрика - Мшанская, паж Оскар - Горская, Епископ -
Шаронор; дириж„р Коутс, реж. Раппапорт и Леонтьев, худ. Щуко, хормейстер
Маратов). В мае 1941 опера пост. в Моск. оперном т-ре им.
Станиславского. Рус. либретто Галицкого (Ричард - Тархов, Ренато -
Проко-шев, Амелия - Капинос, Ульрика - Васильева, паж Оскар- Юдина;
дириж„р Алевладов, режисс„р Туманов, худ. Кисель, хормейстер Степанов).
Новая пост. оперы состоялась 5 февр. 1957 в Ленингр. т-ре оперы и балета
им. С. М. Кировз. Новый перевод текста-Галицкого (Ренато - Лаптев,
Ричард - Бугаев, Амелия - Серваль, Ульрика - Баринова, паж Оскар -
Любавина; дириж„р Грикуров, режисс„р Соковнин, худ. Таубер, хормейстер
Михайлов, балетмейстер Аниси-мова). Поставлена в оперных т-рах:
Ворошиловграда, 1939;
Саратова, 1941; Харькова, 1945; Горького, 1950; Куйбышева, 1952;
Львова, 1955; Сталине (Донбасс), 1957; Риги, 1959, и др.
Издания-"Б.-м", партитура, Mil., Ricordi Со, {1914J; рус. изд.
клавира - пер. И. Калашникова, М., Юрген-сон, [18901. Я. Гр.
БАЛОГ (Balog), Иштван (8.XII.1790-21.VI.1873)- венгерский акт„р и
режисс„р. Сценич. деятельность начал в 1811 в пештской труппе. Исполнял
гл. обр. комич. и характерные роли: ЛудашМатьи (инсц. Б. нар. эпопеи М.
Фазекаша), Дамиан ("Черни Дьердь"-пьеса Б.). Возглавлял бродячую труппу;
ставил произв. Шекспира, Шиллйра, Чоконаи-Витеза, фарсы и отдельные
сценки ("табло"). Выступал как переводчик.
БАЛТУШИС, Юозас (наст. имя и фам.- Альбертас Карлович Юозенас) (р.
14.IV.1909) - литовский советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в
Лит. ССР (1954). Член КПСС с 1943. Депутат Верх. Совета Лит. ССР 2-5-го
созывов. Зам. Пред. Президиума Верх. Совета Лит. ССР, кандидат в члены
ЦК КП Литвы. Лит. деятельность начал в 1932. Крупнейший прозаик Литвы.
Создал соц.-бытовую драму "Поют петухи" (1947, т-р Мариямполе и
Каунасский драм. т-р), посвящ„нную жизни крестьян в бурж. Литве,
пробу-зедедию классового самосознания бедноты. Пьеса
"Ранним утром" (1953, Вильнюсский т-р) изображает колхозное
строительство в Литве, новых советских людей, их борьбу с пережитками
старого. Творчество Б. сыграло значит, роль в развитии литовского театр
иск-ва. Пьеса "Поют петухи" пост. в т-рах Польши, Чехословакии. Вместе с
Е. Габриловичем написал киносценарий "Рассвет над Неманом" (1952). А.
Руз.
БАЛУХАТЫЙ, Сергей Дмитриевич (12.III. 1893-2. IV. 1945) - русский
советский литературовед. Окончил Петрогр. ун-т (историко-филологич.
ф-т). Б.-автор работ о драматургии Горького и Чехова, в к-рых большое
внимание уделяется истории создания и сценич. истории пьес. Написал
предисловия, комментарии, примечания к сочинениям Горького и Чехова. Был
профессором Ленинградского ун-та (с 1922), чл.-корр. Академии наук СССР
(с 1943).
Соч.: Проблемы драматургического анализа. Чехов, Л., 1927; От "Тр„х
сест„р" к "Вишн„вому саду", в сб.: Литература [.ј ] 1, Л." 1931;
Чехов-драматург, Л., 1936; Горьковский семинарий, Л., 1946; "Критика о
М. Горьком". Библиографии статей и книг. 1893-1932 г., М.-Л., 1934; Из
истории текста пьес Горького ("Мещане", "На дне", "Дачники", "Чудаки",
"Зыковы"), в кн.: Поэтика. Сб. статей, M.-JI." 1929 (Временник отдела
словесных искусств [Гос. ин-та истории искусств]); Вопросы изучения
драматургии Горького, в сб.:
Горький и театр. М.-Л., 1938, с. 151-198. Д, Щн
БАЛУЦКИЙ(ВаН1сИ), Михал (29.IX. 1837-17. X. 1901) - польский писатель
и драматург-комедиограф. Род. в Кракове, с к-рым была связана вся его
жизнь и творчество. В своих лучших пьесах - "Советники пана советника"
(1869), "Соседи" (1880), "Крупные рыбы" (1881), "Открытый дом" (1883),
"Тяж„лые времена" (1889), Б. критически, а порой сатирически изображает
нравы галицийской буржуазно-мещанской и шляхетской среды. Комедии
Б.образцы критич. реализма в польской драматургии. Сохранились в
репертуаре до наших дней. С. И. Соч.: Wydanie zbiorowe dziel, Krakow,
1956.
БАЛФ (Balfe), Майкл Уильям (15.V.1808-20.X. 1870) - ирландский
композитор и артист оперы (баритон). Учился пению в Милане у Ф. Галли;
совершенствовался у Д. Бордони. До 1835 пел в итал. оперных т-рах. В
1845-52 работал дириж„ром лондонского Королевского т-ра. Как композитор
дебютировал в Италии в 1825 балетом "Ла Перуз" (пост. в Милане). В 1830
в Палермо состоялось исполнение первой оперы Б. "Соперники сами себе"; в
1843 в Лондоне- комич. оперы "Богемская девушка" (в Италии шла под назв.
"Цыганка"), не утратившей популярности до наших дней (в 1951 опера была
возобновлена в Лондоне). С 1835 Б. писал почти исключительно для
лондонской сцены. В 1846-56 совершал поездки по городам Европы (в 1852 и
1859 посетил Петербург) в связи с постановками своих опер. Б.- автор мн.
опер, в т. ч.: "Девушка из Артуа" (1836, Лондон, т-р "Друри-Лейн"),
"Жанна дАрк" (1837, там же), "Звезда Севильи" (1845, Париж,
"Гранд-Опера"), "Роза Кастильи" (1857, Лондон, "Лицеум"), "Сатанелла"
(1858, Лондон, "Ковент-Гарден"), "Бианка" (1860, там же), "Дочь пуритан"
(1861, там же) и др., а также ряда соч. в различных жанрах. Сценич.
произв. Б. отличаются высоким мастерством, ярким мелодизмом и нац.
характерностью. С 1864 Б. жил постоянно в Ирландии.
Лит.: К e n n e у Ch. L., A memoir of M. W. Balfe, L., 1875; Graves
P., The King of melody. Balte and the Bohemian girl, Kingham, 1951. Be.
T.
БАЛЬБА ТЕАТР (лат. Balbi theatrum) - каменный театр в Др. Риме.
Выстроен в 13 г. до н. э. поли-тич. деятелем и драматургом Луцием
Корнелием Баль-бом Младшим. Был одним из самых больших и красивых театр.
зданий в Др. Риме; украшен многочисленными статуями. С. М.
БАЛЬЗАК (Balzac), Оноре де (20.V.I799, Тур,- 18. VIII.1850,
Париж)-французский писатель. Величайший представитель литературы критич.
реализма во Франции 19 в. Род. в семье чиновника. Получил юридич.
образование. В созданном Б. цикле повествовательных произведений (97
романов, повестей, рассказов), названном им "Человеческой комедией", Б.
дал "...самую замечательную реалистическую историю французского
общества, описывая в виде хроники, год за годом, нравы с 1816 по 1848
г." (Э н г е л ь с Ф., см. M арке К. и Энгельс Ф., Соч., т. 28, 1940, с.
28). Б. требовал от писателя высокой общественной ответственности, видел
задачу литературы в том, чтобы создавать историю нравов, изучать жизнь,
не копируя факты, а находя их основу, их социальный двигатель. Метод
типизации "путем соединения отдель-яых черт многочисленных однородных
характеров" (предисловие к "Человеческой комедии", Собрание сочинений,
1951, т. 1), показ человека в развитии, обусловленном социальной средой,
позволили Б. с мощной реалистич. силой воссоздать типич. характеры и
обстоятельства совр. ему действительности.
Через всю жизнь Б. прон„с живой интерес к театру. В юности он писал
трагедии ("Кромвель", 1820), мелодрамы ("Негр", "Корсиканец", 1822 и т.
д. Мысли о т-ре и картины из жизни совр. т-ра проходят через мн. статьи
и романы Б. С негодованием говорит Б. о цензуре, запретившей т-ру
критич. отражение совр. действительности. Буржуазия,-пишет Б.,- менее
либеральная, чем Людовик XIV, дрожит в ожидании своей "Женитьбы Фигаро",
запрещает играть "Тартюфа- и, конечно, не разрешила бы теперь ставить
"TюpKape", ибо Тюркаре стал властелином ("Блеск и нищета куртизанок",
ОГИЗ, 1948, стр. 196). Б. подвергает резкой критике коммерч. основу
совр. т-ра, его охранительно-бурж. идеологию, отдал„нность от реальных
жизненных проблем. Борясь за реалястич. драматургию, Б. отвергает и
романтич. драму Гюго, к-рую он обвиняет в нарушении историч. правды, в
том, что е„ "характеры фальшивы", а "поведение персонажей противоречит
здравому смыслу" (рецензия на "Эрнани", 1830). В годы творч. зрелости он
пишет ряд пьес: "Школа супружества" (1837, 1-я пост. 1910, т-р "Одеон",
реж. А. Антуан), "Вотрен" (1840, т-р "Порт-Сен-Мартен", в роли Вотрена -
Фредерик-Леметр, спектакль был запрещ„н после 1-го представления; 2-я
пост. 1850), "Надежды Кинолы" (1842, т-р "Одеон"), "Памела Жиро" (1843,
т-р "Гетэ"), "Делец" (1844, т-р "Жимназ", 1851, в переделке Деннери под
назв. "Меркаде"; во 2-й пол. 19 в. в роли Мер-каде выступал Э. Го),
"Мачеха" (1848, Исторический т-р). В этих пьесах Б. создал галерею
типич. образов банкиров, биржевиков, фабрикантов, политиков, раскрыл
хищничество, аморальность, антигуманизм бурж. мира. Стремясь
противопоставить хищнич. стихии нравств. совершенство носителей положит.
идеала, Б. вносит в свои пьесы черты мелодраматизма. Для драматургии Б.
характерна острая конфликтность, осн. на типич. социальных
столкновениях, насыщенный драматизм, историч. конкретность. За частными
судьбами в драмах Б. всегда раскрывается широкий жизненный фон.
Протестуя против условности и абстрактности классицистич, в романтич.
т-ра,
Б. стремится насытить драму жизненной достоверностью, вносит в не„
характерные черты быта, давая точную речевую характеристику персонажам.
Драмы Б. не поднимаются до всестороннего анализа социальной
действительности, данного в его романах, но они являются важным этапом в
характерном для 19 в. процессе поисков драматургии нового тина -
драматургии, широко охватывающей обществ, жизнь, способной раскрыть
сложность отношений в бурж. обществе 19 века.
Пьесы Б., а также инсценировки его романов ставятся на сов. сцене
("Мачеха", 1936-Моск. т-р им. Ермоловой, 1940 - Рус. т-р им. Грибоедова
в Тбилиси; "Надежды Кинолы" под назв. "Гавань бурь", 1933 - Моск. т-р
Ленсовета, под назв. "Мечты Кинолы", 1954 - ЦТСА; "Евгения Гранде",
1939- Малый т-р, 1940 - Харьковский т-р им. Шевченко;
"Человеческая комедия", 1933 - т-р Вахтангова; "Провинциальная
история" по роману "Жизнь холостяка", 1948 - Рус. т-р им. Грибоедова в
Тбилиси, и др.).
С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-24, ed. Calmann-Levy, P., 1869-76
(v.XVIII- Theatre); в рус. пер.: Собр. соч. в 15 тт., М., 1951-55 (т. 14
-Драматические произведения, М., 1955).
Лит.: lylatchich, Le theatre de H. de Balzac, P., 193o; ГербстманА..
Театр Бальзака, Л.-M., 1938. Е.Ф
БАЛЬЗЕР (Balser), Эвальд (р. 5.X.1898) - австрийский акт„р. Сценич.
деятельность начал в 1918 в Эльберфельде. Играл в т-рах Дюссельдорфа,
Дарм-штадта, Гейдельберга. С 1928 работает (с перерывами) в венском
"Бургтеатре", одновременно гастролируя в различных т-рах Берлина. Б. -
акт„р мощного темперамента, яркой, сочной манеры игры. Осн. место в
творчестве Б. занимают образы героев, ищущих истину: Фауст и Гец фон
Берлихинген (в одноим„нных драмах Г„те), Гамлет, Отелло, Пер Гюнт;
Отто-кар ("Счастье и гибель короля Оттокара" Грильпар-цера) и др. Б.
впервые на австр. сцене создал образ Егора Булычева. Среди лучших ролей
Б. также:
Кориолан (о. п. Шекспира), Улисс ("Калипсо" Чокора). Образы,
созданные Б., отличаются жизнеутверждающей силой, непримиримостью к
общественному злу. С 1935 снимается в кино. Л. Я.
БАЛЬТАСАРА (Baltasara), Франсиска-испанская актриса начала 17 в.
Вместе со своим мужем-комиком Мигелем Руисом, долгое время работала в
мадридской труппе Эредиа. Неожиданно покинула сцену и поселилась в
монастыре около Картахены. В елее де Гевара, А. Коэльо и Ф. Рохас
посвятили Б. комедию "Бальтасара". Я. Г.
БАЛЮНА, Вера Михайловна (р. 5.IX.1904)- советский режисс„р, актриса,
педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1954). Член КПСС с 1953. В 1924 окончила
3-ю Студию M XT. В 1925-38 работала актрисой и режисс„ром в
Театре-студии под рук. Ю. А. Завадского (Москва), в 1938-44 - режисс„р
Ростовского-на-Дону т-ра, с 1956 - Рижского рус. т-ра. Среди
режисс„рских работ Б.: "Глина и фарфор" Григулиса, "Кремл„вские
куранты", "Таланты и поклонники", "Бесприданница", "На дне", "Варвары".
Вед„т педагогич. работу (с 1954 - доцент кафедры мастерства акт„ра
Латвийской консерватории). Автор ряда театроведческих работ. Б. Руд.
БАМБУК - название циркового гимнастического снаряда и номера,
исполняемого воздушными гимнастами на этом снаряде. Б. состоит из
подвешенного шеста с укрепл„нными на н„м приспособлениями-петлями,
перекладинами. Изобрет„н в Китае и Японии, где шесты делались из бамбука
(в наст. время - из л„гкого металла). Количество участников номера -
один, чаще 2 чел. (м. б. и больше). Исполнители проделывают на Б. обще
гимнастич. трюки и упражнения, выполнить к-рые можно только с помощью
этого снаряда (т. н. "флажки" и др.). Ал. Ш.
БАН, Матия (16. XII. 1818-14. III. 1903) - сербский писатель,
политический и общественный деятель. Автор историко-патриотич. драм и
трагедий, проникнутых морализатор-скими тенденциями: "Мейрима" (1849),
"Миленко и Добрила" (1850), "Царь Урош" (1857), "Царь Лазарь" (1858),
"Марфа Посадница, или Падение Великого Новгорода" (1871) и др. Пьесы Б.
ставились гл. обр. в Народном т-ре в Белграде.
БАНГ (Bang), Герман (20. IV. 1857-29. I. 1912)-датский писатель,
критик и театральный деятель. С конца 70 - нач. 80-х гг. занимался лит.
и театр. критикой. В сб. статей "Реализм и реалисты" (1879),
"Критические исследования и наброски" (1880) Б. выступал в защиту
реалистического искусства, однако отрицал необходимость создания
произведений, отражающих прогрессивные общественные тенденции. В
критических статьях Б., вошедших в сб. "Театр" (1892) и др., проявилось
влияние субъективизма. Б. написал одноактные пьесы "Ты и я" (1878),
"Пасмурный день" (1881, копенгагенский Королевский т-р), драму "Эллен
Урне" (1885) и др., не пользовавшиеся популярностью. В 1892 организовал
"Литературный т-р варьете" в Христианин. Работал как режисс„р: в 1893-94
- в парижском т-ре "Творчество", в 1898-99 - в Народном т-ре, в 1908-10в
т-ре "Казино" в Копенгагене. Пост. "Кукольный дом" ("Нора") и
"Росмерсхольм" Ибсена (т-р "Творчество"), ".Свыше наших сил" Бь„рнсона
(1898, Народный т-р).
Соч.: Vaerker i mindeiidgave, bd 1-6, 2 oplag, Kbh.- Kristiania,
1920-21; в рус. пер. - Собрание соч., т. 1-10, М., 1910-1911.
Лит.: Jacobsen H., Herman Bang, resignationens ligter, Kbh., 1957;
Левинсон А., Поэт безнадежных поколений, М., 1912. Д. А.
БАНГА, Тия (19.V. 1882-1.1. 1957) - латышская актриса. Засл. арт.
Латв. ССР (1947). В юности выступала на любительской сцене. В 1902-04 -
актриса Нового Латышского т-ра (Рига), в 1906-07 - т-ра
"Аполло", в 1908-15 - Нового Рижского т-ра. Была одной из ведущих
актрис этого прогрессивного т-ра. Затем работала в латышских т-рах
Петрограда и Москвы (1915-17). В 1919 - в Рабочем т-ре Советской Латвии,
затем в др. т-рах Латвии. В 1934 ушла на пенсию; с 1945 возобновила
сценич. деятельность в Художественном т-ре (Рига). Создала обфаз Спидолы
в 1-й постановке "Огня и ночи" Райниса (1911, Новый Рижский т-р). Среди
ролей Б.: Ария, Зане ("Индулис и Ария", "Вей, ветерок!" Райниса),
Раутенделейн ("Потонувший колокол" Гауптмана). Б.- автор нескольких пьес
("Отец" и др.). После смерти Б. опубликованы е„ мемуары "Моя жизнь".
Соч.: В anga T i j a, Mana dz"ve, Riga, 1957. К. К.
БАНДА (итал. banda, букв.- отряд) - 1) Группа исполнителей на
оркестровых, гл. обр. духовых, инструментах. 2) Духовой оркестр медных
инструментов, использующийся по ходу действия для выступления на сцене
(или за сценой). Различается неск. типов: Б., состоящие из медных или
деревянных духовых инструментов, а также военные Б., джаз-банды,
балалаечные, домровые Б. и др.
БАНДИШАЕВА, Савсан (р. 1921)- таджикская советская актриса. Нар, арт.
Тадж. ССР (1946). Выступала в кружках художеств. самодеятельности
Рушанского р-на (Памир). С 1941 - актриса Хорогского таджикского т-р".
Обладая звонким, красивым голосом (сопрано), музыкальностью и лирич.
дарованием, Б. с успехом исполняет роли в муз.-драм. спектаклях: Розия
(о. п. Акубджа-нова и Зелеранского), Ойхон ("Проделки Майсары" Хамзы),
Гульнор ("Золотой кишлак" Миршакара). Играла также Кручинину; Гиацинту
("Пдюделки Скапена") и др. Н. Н. БАНДРОВСКА-ТУРСКА (Bandrowska-Turska),
Эва (р. 20. V. 1899) - польская артистка оперы (лири-ко-колоратурное
сопрано). Одна из выдающихся представительниц польского оперного иск-ва.
Основы вокальной школы получила под рук. проф. Мишу га;
совершенствовалась самостоятельно. Впервые выступила на оперной сцене в
Варшаве в 1918. Пела во мн. оперных т-рах Польши, гастролировала как
оперная и концертная певица в различных европ. странах, в т. ч. в СССР.
Красивый, несколько инструментальный по тембру голос Б.-Т. гибок в
кантилене, точен в пассажах и трелях, отличается богатством динамич.
градаций и разнообразием красок. Лучшие партии: Маргарита ("Фауст"),
Чио-Чио-сан; Мими ("Богема"), Ро-зина ("Севильский цирюльник"), Манон
(о. п. Массне) и др. Как камерная певица особенно успешно исполняет
произв. Шимановского, Дебюсси и др. польских и франц. композиторов 20
в., а также произв. Чайковского и др. рус. композиторов. Вед„т
педагогич. деятельность (профессор пения Высшей муз. школы в Кракове).
БАНДРОВСКИЙ (Bandrowski), Александр [22. IV.
1860,Любатцов(Галиция),-28. V. 1913, Краков]-польский артист оперы
(драматич. тенор). Пению обучался в Милане у Санджованни и в
ВенеуСальви. Сце-нич. деятельность начал в 1881 в Кракове как драматич.
акт„р; с 1887 пел в оперных т-рах Варшавы и др. польских городов, а
также в Вене, Берлине, Дрездене, Мюнхене, Лондоне, Роттердаме и в
городах США. Б. пользовался известностью как один из лучших исполнителей
партий в операх Вагнера и Мейербера и в польских операх (в т. ч. "Манру"
Падеревского). Партии:
Радамес, Отелло, Фауст, Хозе и др. Перев„л на польский яз. либретто
опер Вагнера, Бизе ("Джамиле") и др. композиторов. Автор либретто опер
"Старое предание" Желенского (изд. 1907) и "Болеслав Смелый" Ружицкого
(изд. 1910). С 1910 Б. занимался педаго-гич. деятельностью. И. Г р.
БАНК, Любовь Михайловна [p.l9.VI(2.VII).1903j- русская советская
артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1913 поступила в Моск.
балетное уч-ще (класс А. А. Горского). В труппу Большого т-ра зачислена
в 1920. Дебютировала в партии подруги Лизы в балете "Тщетная
предосторожность" Гертеля. В 1922 успешно выступила в партии Раймонды.
Незаурядная техника, выразит, пластичность танца сочетались в творчестве
Б. с ярким акт„рским мастерством. Особенно удавались Б. стремительные
танц. темпы, характеры, насыщенные внутр. драматизмом. Е„ исполнение
отличалось мягкостью, пластичностью, скульптурностью поз. Партии: Китри
("Дон Кихот"), / Царь-девица ("Кон„к-горбунок" Пуни), царица Тайах
("Иосиф Прекрасный" Василенко), Аврора; Никия ("Баядерка" Минкуса),
Зарема, Черкешенка ("Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник"
Асафьева). Успедйю выступала JB концертных программах, по-ставлейных
балетм. К. Я. Голейзовским. Гастролировала за рубежом (США и др.). В
1947 оставила сцену.
Лит.: И в инг В., Молодая гвардия, "Новая рампа", М., 1924, ј 15, с.
8-9; Ч e p еп н и н А., Любовь Банк в "Раймонде", "Программа Гос.
академических театров", М., 1926, .ј 59, с. 12. Л. П.
"БАНК-БАН" ("Bank ban")-1) Драма И. Натопы из истории Венгрии [гл.
герой-наместник (бан) Банк, возглавлявший заговор против королевы
Гертруды в 1213] в 5 д. на венг. яз. Соч. 1815 (1-я редакция), 1819
(2-я), 1821 (3-я). До 1833 пьеса была запрещена к представлению. Пост.
впервые, со множеством цензурных купюр и поправок, 15 февр. 1833 венг.
труппой в г. Кашша (Кошице), в бенефис акт„ра М. Удвархеи. 15 марта 1848
в первый день венг. революции была поставлена по требованию восставшего
народа в Нац. т-ре Пешта. С этого времени драма Катоны становится одной
из классических нац. пьес венг. т-ров. В 1?55 Нац. т-р отмечал 500-е
представление пьесы. В "Б.-б." играли лучшие акт„ры Венгрии:
Г. Эгрешши (исполнял почти все мужские роли пьесы), М. Лендваи
(Банк), Р. Дерине (Мелинда), М. Ясаи (Гертруда) и др. В 1911 "Б.-б."
ставил М. Рейнхардт (Берлин); пьеса шла в Вене, а также в Италии.
2) Опера венг. композитора Ф. Эркеля, либретто Б. Эгрешши по драме И.
Катоны. Соч. 1852, пост. 9 марта 1861 - Будапешт, Национальный т-р.
Впервые на сов. сцене: 8 июня 1954, Новосибирский т-р оперы и балета,
рус. текст Галиц-кого (Банк-бан - Сорочинский, Гертруда - Мясникова,
Биберах - Арканов, Тиборц- Росляков, Отто-Сычев, Мелинда - Карпинчик,
Петур - Гудылев, Король - Кирсанов, Шимон - Зонис; дириж„р Бухбиндер,
режисс„р Тихомиров, художник Севастьянов). Новая пост. - 22 апреля 1959,
филиал Большого т-ра, рус. текст Кончаловской (Банк-5ан - Ивановский,
Гертруда - Авдеева, Мелинда - Л. Масленникова, Биберах-Селиванов, Тиборц
- Щегольков, Петур - Шапенко, Отто-Нечипайло; дириж„р Мелик-Паша-ев,
реж.-постановщики Покровский и Петров, художник Рындин, главный
хормейстер Рыбнов, балетмейстер Камалет-динов).
И з да ни я.-Первое изд. "Б.-б." (с цензурными "поправками") - 1821;
полное изд.: К a t о n e J., Bank ban. Bp., 1958; в рус. пер. М.
Павловой, в сб.: Классическая драматургия стран народной демократии, т.
2, М., 1955.
Лит.: Гершкович А., Катона, Л.-М., 1960.
А. Шн., Н. Гр.
БАНКИ (Banky), Жужа (р. 1921) - венгерская актриса. В 1939 окончила
Театр. академию в Будапеште. В годы 2-й мировой войны участвовала в
Движении Сопротивления. С 1945 работала в Национальном т-ре, с 1951-в
т-ре им. Мадача в Будапеште; с 1953 - актриса т-ра им. Пет„фи. Обладая
мастерством сценич. перевоплощения, Б. пользуется разнообразными
выразит, средствами - от тонкого раскрытия психологии до смелой сатиры.
Роли: Олимпия (о. п. Мольнара), Альфонсина ("Сыновья человека с
каменным сердцем" Йокаи; пр. им, Ясаи в 1954), принц Рейхштадт-ский
("Орл„нок" Ростана), Глафира ("Волки и овцы"), Шура ("Егор Еулычов и
другие"), Панова ("Любовь Яровая"), Мюриель ("Голос Америки" Лавренева)
и др. Б. создала жизненно правдивые и поэтически возвышенные образы
сельской учительницы Флоры Тот ("Учительница" Броди) и Комиссара
("Оптимистическая трагедия"). Снимается в кино. Л. И.


Обратно в раздел культурология
Список тегов:
опера балет 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.