Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

 

БАКИНСКИЙ СВОБОДНЫЙ САТИР-АГИТ-ТЕАТР - 1) Азербайджанский театр
миниатюр. Организован в 1921 (открыт 13 ноября ) в Баку по примеру
русского сатир-агиттеатра. В 1921-24 т-ром руководил комедийный актер Г.
А. Аббасов. В составе группы были: Г. А, Аббасов, М. А. Алиев, А.
Камар-линский, А. Анатоллу, М. М. Кязимовский, А. Мамедова, С. Гаджиеваи
др. Репертуар состоял из са-тирич. одноактных пьес, написанных азерб.
драматургами. В программу первых спектаклей (циклов) входили
пьесы:"Счастье в труде", "Колесо фортуны", "Дьявол" Ахундова, "За
ширмой", "Восток", "Саботажники" Ордубады, "Написанного не сотр„шь"
Шайка, "Мешали женится", "Горе от телефона", "Глаза ве-зиря" Алиева,
"Уста Гамбар", "Обжора", "Женитьба" Камарлинского и т. д. Муз.
оформление спектаклей принадлежало: 3. Гаджибекову, А. Маилян, А.
Зейнал-лы. В т-ре работали художники: А. Азимзаде, П. Чичиканов;
режисс„ры: А. Сухейли, С. Рухулла (Ахундов), С. А. Майоров, В. А.
Угрюмов, Д. Г. Гутман. В 1925-26 т-р реорганизован в "Бакинский
рабоче-крестьянский т-р", затем получил наименование "Тюркский
рабоче-крестьянский т-р", в его состав были привлечены акт„ры: Кязим
Зия, А.Джавадов, С. Герайбейли, Салахлы, Махфура-ханум, Ф. Кадри и др.
Репертуар состоял преимущественно из переводных пьес: "100%" по
Синклеру, "Овод" по Войнич, "Шторм" Биль-Белоцер-ковского. В сезон
1927-28 т-р переш„л в ведение
Азерб. совета профсоюзов и получил наименование Бакинский тюркский
рабочий театр.
2) Русский театр миниатюр. Возник в Баку вскоре после установления
Советской власти в Азербайджане (открыт 20 дек. 1920). В состав труппы
вошли нек-рые акт„ры моек. т-ра "Летучая мышь". Наряду с отдельными
миниатюрами репертуара дореволюц. т-ров миниатюр т-р ставил
общественно-политич. злободневные обозрения. Программы т-ра носили
агитационный характер, отличались острой сатирич. направленностью. Т-р
выезжал в рабочие р-ны, организовывал инсценировки показательных
"судов", устраивал диспуты. К созданию программ привлекались литераторы
и журналисты. В 1920-23 т-р пост. "Семеро зять„в Антанты" Д'Актиля,
"Свадьба" по Чехову, "Гимн труду" Городецкого, "Танцовщица в красном"
Пессимиста и др. Впоследствии коллектив ставил многоактные пьесы. Т-ром
руководил В. 3. Швейцер (Пессимист). В 1923 был реорганизован в
"Бакинский рабочий театр" (ныне Азерб. русский драм. т-р им. Самеда
Вургуна). Г. Я.-Я.
БАКИНСКИЙ ТЮРКСКИЙ РАБОЧИЙ ТЕАТР - азербайджанский драматический
театр. Был создан в 1927 в результате реорганизации "Тюркского
рабоче-крестьянского т-ра" (возникшего в 1925-26 на базе Бакинского
сатир-агиттеатра). В репертуар Б. т. р. т. входили пьесы на различ.
общественные, антирелигиозные, бытовые темы. Обслуживая широкие рабочие
массы нефтяников Баку, т-р уделял большое внимание социальной остроте,
актуальности и доходчивости своих пост. Среди лучших спектаклей: "Ган
байрамы" по роману "Овод" Войнич (1925), "Юз фаиз" по роману "100%"
Синклера (1925), "Декабристы" Лернера (1926), "Мертвецы" (1926), "Книга
матери" (1929) Мамедкулизаде, "Дочь Индии" А. X. Халида (1927), "Севиль"
Джабарлы (1929), "Кум Моргана" Ширванзаде (1928). При Тюркском
рабоче-крестьянском т-ре с 1926 существовал "Малый т-р Сатиры", пост.
к-рого отличались злободневностью и юмором ("Рай" Назарли, "Районный
коммунхоз" Нуриева и др.). В Б. т. р. т. выросла плеяда акт„ров, ставших
мастерами нац. сцены: С. Герайбели, А. Джавадов, Кязим Зия, И. Талыблы,
А. Алекперов, А. Султанов, А. Мамедова, Ф. Кадри, А. Сейфи, Ульви Раджаб
и др. В т-ре работали режисс„ры И. Ридаль, Д. Гутман, Р. Дараблы, Т.
Исмаилов, художники А. Азимзаде, Р.. Мустафаев, М. Сагиян, В. Иванов,
композитор А. Зейналлы. В 1932 т-р был перевед„н в Кировабад (см.
Кировабадский театр им. Д. Джабарлы). К. К.
БАКЙРОВ, Аббас (р. 16.V.1910) - узбекский советский акт„р и режисс„р.
Нар. арт. Узб. ССР (1939). Сценич. деятельность начал в 1931 в
Андижанском узб. т-ре. Роли: Арслан, Узак-курбаши ("Разгром" Яшена),
Гафур ("Бай и батрак" Хамзы), Рустам (о. п. Исмаилова), Хлестаков,
Городничий, Фердинанд, Ромео и др. С 1940 занимается режиссурой. Пост.
спектакли - "Нурхон" (1944), "Разгром" (1951), "Оф-тобхон" (1945),
"Равшан и Зулхумор" Яшена, "Алишер Навои" У игу на и Султанов а (1950),
"Алпомыш" (1950), "Мукими" (1954) Абдуллы, "Больные зубы" Кахха-ра
(1955), "Бай и батрак" (1951), "Холисхон" (1956) Хамзы, отмеченные
образным изображением узб. быта, а также "Ревизор" (1953), "Ромео и
Джульетта" (1945); "Крылья" Корнейчука (1958). Снимается в кино.
БАККАЛОНИ (Baccaloni), Сальваторе (р. 14. IV. 1900) - итальянский
артист оперы (бас). Пению обучался в школе хористов Сикстинской капеллы;
в 1921 брал уроки у итал. баритона Д. Кашмана (Рим). Впервые выступил на
оперной сцене в Риме в 1922. По приглашению А. Тосканини Б. поступил в
миланский т-р "Ла Скала"; был солистом этого т-ра в 1925- 1938.
Гастролировал в Лондоне, Чикаго и др. городах. С 1940 Б.- солист т-ра
"Метрополитен-опера" в НыоЙорке. Партии: Дон Паскуале, Дулькамара ("Дон
Пас-куале" и "Любовный напиток" Доницетти); Бартоло ("Севильский
цирюльник"); Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта); Варлаам ("Борис Годунов") и
др. Наряду с итал. певцом Ф. Корена Б. является одним из крупнейших
совр. итал. басов-буффо. Обладает красивым по тембру, сочным, сильным и
подвижным голосом, высокой техникой. Вс. Т. БАКЛАНОВ (наст. фам.- Б а к
к и с), Георгий Андреевич [23.XII.1880 (4.1.1881)-6.XII.1938]-русский
артист оперы (баритон). Пению обучался в Киевской консерватории у М.
Пеца и в Петербурге у И. Прянишникова. Впервые выступил на оперной сцене
в Киеве в 1903; затем пел в моек. оперном т-ре С. И. Зимина. В 1905-09
Б. - солист Большого т-ра. С 1909 выступления Б. на рус. оперных сценах
чередовались с гастрольными поездками в Западную Европу и США. Партии:
Демон, Риголетто, Эскамильо, Амонасро, Мефистофель и др. С. В.
Рахманинов поручал Б. исполнение главных партий в своих операх "Скупой
рыцарь" (Барон) и "Франческа да Римини" (Ланчотто) на сцене Большого
т-ра (Б.-первый исполнитель этих партий). Обладая ярким дра-матич.
талантом и голосом исключительной гибкости и силы, Б. с особенным
успехом исполнял партии, требующие большого темперамента и экспрессии. С
191-5 Б. жил за границей; эпизодически выступал в оперных спектаклях.
БАКЛАНОВА, Ольга Владимировна (р. 1893) - русская актриса. Засл. арт.
Республики (1925). В 1912-25-актриса МХТ. Б. обладала блестящей
внешностью, пластичностью, вокальными данными (меццо-сопрано). С 1920
была актрисой Муз. студии МХТ. Роли: Саша ("Иванов"), Лиза ("Потоп"
Бергера), Ланж ("Дочь Анго" Лекока), Перикола (о. п. Оффен-баха),
Лизистрата (о. п. Аристофана с муз. Оффен-баха), Кармен и др. После 1926
жив„т за границей; Б. играла в театрах США, снималась в кино (фильмы
"Человек, который сме„тся", "В доках Нью-Йорка" и др.). 77. М.
БАКМАН (Backman), Миа (наст. имя - Аманда Мария) (17. XI. 1877-1958)
- финская актриса. Сценич. деятельность начала в 1894 в Шведском театре
в Турку, где работала в 1894-97. В 1898-99 выступала в Шведском т-ре в
Хельсинки, в 1909-11 - в финском т-ре в Выборге. В 1914-18и 1921- 1934
была директором т-ра "Народная сцена" в Хельсинки, в
1918-21-Таммерфорсского т-ра. Роли: Катри ("Даниэль Хьюрт" Векселля),
Лилли и Кирсти ("ЗаКуопио" и "Смерть Элины" Нюмерса), Регина
("Привидения"),
Майорша ("Геста Берлинг" Лагерл„ф). С 1934 Б. была режисс„ром
Шведского т-ра, где ставила пьесы финских драматургов (Лейно, Сойни,
Харлы, Рислака и др.) и классиков мировой драматургии. Занималась
педагогич. деятельностью. Написала мемуары.
Соч.: Mia Backman muistelmiensa valossa, [s. ].], 1944. А.С., С. Л.
БАКС (Вах), Арнолд (8. XI. 1883-3. X. 1953) - английский композитор.
"Мастер музыки" английской королевы. Музыке обучался в Королевской муз.
академии в Лондоне. Автор балетов "От сумерек до рассвета" (1917, не
пост.) и "Правда о русских танцовщиках" (1920). В последнем соч.,
созданном для лондонских гастролей труппы С. Дягилева (заглавную роль в
балете исполняла Т. Карсавина), композитор использовал нек-рые
характерные интонац. обороты рус. песни. В творчестве Б. сказалось
влияние рус. композиторов (особенно Римского-Корсакова и Глазунова). Б.
оркестровал ряд фп. пьес Лядова для балета "Русские сказки", к-рый
ставился в Лондоне труппой Дягилева. Б. принадлежит "Ода Советской
России" (в ознаменование победы над фашистской Германией, 1945), музыка
к фильмам, симф., вок. и др. соч.
Лит. соч.: Farewell my youth: an autobiography, L., 1943. Be. T.
БАКСТ (наст. фам.- Розенберг), Лев Са-мойлович (10.V.1866 -
28.XII.1924) - живописец, график, театральный художник. Род, в Гродно.
Учился в Академии художеств в Петербурге, затем (с 1893)в Париже.
Работал в Александрийском т-ре в Петербурге (декорации и костюмы к
трагедии "Ипполит" Еврипида, сезон 1902-03, и др.). В 1909 был выслан из
Петербурга как еврей, не имеющий права жительства. Примкнув к балетной
труппе С. П. Дягилева, Б. переехал в Париж. С большой силой дарование Б.
художника-декоратора развернулось в спектаклях "Русского балета"
Дягилева. Здесь он оформил спектакли "Клеопатра" ("Египетские ночи")
Аренского
(1909), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова
(1910), "Жар-птица" Стравинского (1910), "Нарцисс" Черепнина (1910),
"Дафнис и Хлоя" Равеля (1912) и др. В творчестве Б.- одного из активных
деятелей об-ва "Мир искусствам - проявилось стремление к изысканности,
стилизации. Однако для лучших работ художника характерны смелая
композиция, яркая красочность, чувство ритма. Мастер сценич. костюма, Б.
в своих эскизах располагал ряды ритмич. повторяющихся цветовых узоров
так, что они не только характеризовали сценич. образ, но и подч„ркивали
динамику танца, движений акт„ра. Б. оформлял также спектакли в парижских
т-рах: трагедия "Елена Спартанская" Верхарна (1912, т-р "Шатле"),
мистерия "Мучения св. Себастиана" Д'Аннунцио (1913, т-р "Одеон"),
Творчество Б. оказало значит, влияние на декорационное иск-во Франции.
Позднее Б. работал в т-рах Лондона ("Спящая красавица", 1922, т-р
"Альгамбра"), Брюсселя, Рима, Нью-Йорка, Парижа. АН. Ш.
БАКУ-столица Азербайджанской ССР с 1920 (971 тыс. жит. на 1959). В
нач. 20 в. в Б. функционировали рус. драм. т-р (антреприза), азерб.
труппы, оперный т-р, где выступали приезжие труппы (оперные и
опереточные). За годы Советской власти Б. стал крупным культурным
центром республики.
Здесь работают (I960): Т-р оперы и балета им. М. ф. Ахундова (два
сектора - азерб. и русский). Т-р осуществил пост. опер: "Лейли и
Меджнун", "Асли и Керем", "К„р-оглы" У. Гад-жибекова, "Шах Исмаил"
Магомаева, "Севиль" Амирова, "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова. На сцене т-ра
поставлены балеты азерб. композиторов: "Семь красавиц" Караева, "Девичья
башня" Бадалбейли, "Гюлынен"С. Гаджибекова, а также произведения рус.и
мировой классики,композиторов братских республик ("Ануш" Тиграняна,
"Даиси" Палиашвили). В репертуаре сохраняются балеты Чайковского
("Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик"), "Бахчисарайский
фонтан" Асафьева и др. Т-р да„т спектакли в рабочих районах Баку и
Республики, выезжает на гастроли в другие города СССР.
Азерб. драм. т-р им. М. Ааизбекова, ставящий пьесы азерб. авторов (М.
Ахундова, Мамедкулизаде, Дж. Джабарлы, С. Вургуна и др.), классич.
(Шекспир, Островский, Гоголь) и совр. переводную драматургию.
Азерб. русский драм. т-р им. Самеда Вургуна. Азерб. т-р муз. комедии
(два сектора - азерб. и русский). В репертуаре т-ра в основном муз.
комедии советских композиторов:
У. Гаджибекова, Ф. Амирова, С. Рустамова, С. Алескерова, И.
Дунаевского и др. Т-р Юного зрителя им. А. М. Горького (два сектора -
азерб. и рус.).
В Б. работают также: Азерб. Гос. Филармония им. М. Магомаева, в
составе к-рой симфонич. оркестр им. У. Гаджибекова, Азерб. ансамбль
песни и танца, оркестр нар. инструментов и группа вокалистов -
исполнителей народных азерб. песен. Республиканский дом нар. творчества
(отделы: театр., муз., хореографич.. изобразительного иск-ва,
фольклора).
В Баку, его нефтяных и сельских районах созданы дворцы культуры (9),
дома культуры (30), клубы городские (18), сельские (10), дома Советской
Армии, офицеров Морского Флота, мед. работников (на 1959).
Лит.: Касимов К., Зарождение и развитие азербайджанского музыкального
театра, в кн.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950; Бадалбейли А.,
К а с и -м о в К., Азербайджанский государственный ордена Ленина театр
оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, М., 1959; М а м е -дова Шевкет Ханум,
Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931; Карагичева
Л., Азербайджанская ССР, М., 1957 (Муз. культура союзных республик). Г.
К.-К.
БАЛАБИНА, Фея Ивановна [р. 11.VI(29.V).1910]- русская советская
артистка балета. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1931 окончила
Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. Я. Вагановой). В том же году
принята в Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова. Дебютировала в партии
Тао Хоа. Творчество Б. характеризуемся виртуозной техникой, высоким
проф. мастерством, жизнерадостностью, задором, непосредственностью
исполнения. Исполняла партии: Китри ("Дон Кихот"),Жанна ("Пламя
Парижа"), Маша ("Щелкунчик"), Эсмеральда (о. п. Пуни), Паскуала
("Лау-ренсия"), Золушка и др. Б.. принимала участие как ассистент
балетмейстера в пост. балета "Золушка" (Ст. пр. 1946). В 1956 оставила
сцену. С 1947 препода„т в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1953 работает
педагогом-репетитором в балетной труппе Т-ра оперы и балета им. Кирова
Лит.: Богданов-Березовский В. М., Ваганова, М.-Л., 1950, с. 76-78;
Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории сов. балетного
театра, М.- Л., 1950. Г. Д.
БАЛАГАН (от перс. балахане - верхняя комната, балкон) - временное
здание для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Б.
известны в России с сер. 18 в. Первоначально для представлений
приспосабливались торговые помещения, выстраиваемые в дни
ярмарок,балаганы (отсюда и название). Позднее стали сооружаться
специальные здания. Б. строились из досок, крыша делалась из брезента
или мешковины (шапито). Внутри Б. имел сцену и зрительный зал,
раздел„нный на первые, вторые места, и т. н. "загон", где публика
стояла. Перед Б. сооружался балкон (раус, нем. Raus, от heraus-наружу),
с к-рого артисты зазывали публику на представление.
В конце 18 в. в Б. ставились пьесы из репертуара нар. т-ра ("Комедия
о царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе" и др.), а также
инсценировки рыцарских романов. В нач. 19 в. здесь шли гл. обр.
арлекинады насыщенные различными сценич. эффектами (пол„ты, провалы,
чудесные превращения и т. п.). Особенно славились представления
арлекинад в балаганах бр. Легат, бр. Леман и Берга. В Б. выступали
иностранцыи русские. Среди них фокусники, силачи (К. Раппо), акробаты,
гимнасты, жонгл„ры (Т. Барков, Г. Иванов и др.), нар. хоры, танцоры,
кукольники с Петрушкой у/ марионетками. В Б. выступали часто
полупрофессионалы, занимавшиеся большую часть года к.-н. ремеслом.
Большое место в представлениях Б. занимал дед-ра„шник - зазывала. Его
выступления нередко содержали сатирич. выпады против господствующих
классов. В сер. 19 в. особенным успехом пользовались Б. отставного егеря
Бомбова, позднее - Лейферта и Малофеева.
В 1880 в Петербурге на Марсовом поле был организован Б. нового типа -
"Развлечение и польза"; художеств. часть в н„м возглавлял А. Я.
Алексеев-Яковлева деятельность к-рого связана с нар. просвещением и нар.
т-ром. Здесь ставились произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова,
Островского. Этот репертуар проникал и в другие Б. Однако осн. место в
репертуаре Б. занимали псевдо-патриотич. батальные пьесы, арлекинады,
пошлые фарсы.
В Б. начали свой творч. путь многие впоследствии известные артисты -
А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и др.
Б. существовали вплоть до 30-х гг. 20 в. (в этот период в них шли
эстрадные дивертисменты). Попытки возродить Б. в 40-х гг. успеха не
имели.
Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, П., 1922; Д м и т-р и е в Ю., На
старом Московском гуляний, в кн.: Театральный альманах ВТО, кн. VI, М.,
1947; Алексеев-Яковлев А., Русские народные гуляния, Л.-М., 198;
Кузьмина В., Русский демократический театр XVlIi века, М., 1958. Ю.
Д.
БАЛАКИРЕВ, Милий Алексеевич [21.XII. 1836 (2.1.1837), Нижний
Новгород,- 16(29).V.1910, Петербург] - русский композитор, пианист,
дириж„р, музыкально-общественный деятель. Брал уроки у пианиста А.
Дюбюка и дириж„ра К. Эйзриха. В 1856 впервые выступил в Петербурге как
пианист и композитор. В 1862 совм. с хоровым дириж„ром Г. Я. Ломакиным
организовал Бесплатную муз. школу. В 18831894 был управляющим Придворной
певческой капеллы. Основатель и глава "Новой русской музыкальной школы"
("Могучая кучка"), сыгравшей огромную роль в становлении и развитии рус.
муз. иск-ва. Автор музыки к трагедии Шекспира "Король Лир" (1861),
симф., камерно-иструмент. и др. соч. Музыка Б. к "Королю Лиру",
принадлежащая, по словам В. Стасова, "к числу высших и капитальнейших
созданий новой музыки", отличается глубоким проникновением в характер
шекспировской драмы, рельефностью муз. образов и органич. связью со
сценич. драматургией. Б. принимал непосредственное участие в создании
Мусоргским, Римским-Корсаковым, Бородиным, Кюи оперных произв., помогая
им в выборе сюжетов и работе над музыкой, пропагандировал рус. оперы как
дириж„р и публицист. Особенно значительна была деятельность Б. в области
популяризации опер Глинки в России и за границей. В 1866 Б. дирижировал
в Праге пост. оперы "Иван Сусанин"; в 1867 чешская общественность
отмечала десятилетие со дня смерти Глинки спектаклем "Руслан и Людмила",
поставленным при участии и под управлением Б.
Лит.: Кисел„в Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938.
БАЛАКИРЕВСКИЙ КРУЖОК - творческое содружество передовых русских
музыкантов, возглавлявшееся композитором М. А. Балакиревым, известное
также под назв. "Могучая кучка", или "Новая русская музыкальная школа".
БАЛАНОВСКАЯ, Леонида Николаевна [р. 26. Х (7.XI). 1883-28.VIII.1960]
- русская советская артистка оперы (сопрано) и педагог. Пению обучалась
в Пе-терб. консерватории у С. Цехановской. Впервые выступила на оперной
сцене в Петербурге в 1906. В 1907-08 пела в оперных т-рах Киева. В
1908-19 Б.солистка Большого т-ра.Одновременно гастролировала в разных
оперных т-рах страны. В 1919-22 работала в опере в Севастополе, в
1925-26 пела в Большом т-ре, в 1926-33 - в Харьковской опере. Обширный
диапазон голоса позволял Б. исполнять такие различные по характеру и
тесситуре партии, как Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Ганна ("Майская
ночь"), Оксана, Мария ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Франческа
("Франческа да Римини" Рахманинова), Кармен; Мюзетта ("Богема"), Аида,
Ам-нерис ("Аида") и др. С 1933 Б. занимается педагогич. деятельностью; с
1941- профессор Моск. консерваторий.
БАЛАНС, равновесие (франц. balance, букв.- весы),- цирковой и
эстрадный жанр. В отличие от эквилибристики, основан на умении
исполнителя сохранять в равновесии различные предметы в номерах
жонглирования.
БАЛАНЧИВАДЗЕ, Андрей Мелитонович [р. 19. V (1. VI). 1905] -
грузинский советский композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1957). Деп. Верх.
Совета Груз. ССР 1-5-го созывов. Сын М. А. Валанчи-вадзе. Окончил
Тбилисскую (1927) и Ленинградскую (1931) консерватории. В 1931-34
работал как композитор и музыкальный руководитель груз. т-ров. Б.-автор
первого груз. балета "Сердце гор" (1-я ред. 1936, Т-р оперы и балета им.
Палиашвили, Тбилиси; 2-я ред. 1938, Театр оперы и балета им. Кирова),
балета "Рубиновые зв„зды" (1950), опер "Арсен" (не окончена), комич.
оперы "Счастье" (нов. редакция - "Мзия", 1950) (пост. в Т-ре оперы и
балета им. Палиашвили), музыки к спектаклям в Т-ре им. Руставели (в т.
ч. "Король Лир";
"Герой Крпаниси" Шаншиашвили, "Три толстяка" Олеши и др.), 2-й
симфонии (Ст. пр. 1946), 3 фп. концертов (за 2-й-Ст. пр. 1947) и др.
соч. Жизнеутверждающая, лирически-напевная и в то же время драматически
взволнованная музыка Б. отмечена суровым пафосом. С 1935 занимается
педагогической деятельностью (с 1947 - профессор Тбилис. консерватории).
Н. Э.
БАЛАНЧИВАДЗЕ, Василий Антонович [12(24).IV. 1867-18.
V.1951]грузинский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Брат композитора М.
А. Баланчивадзе. Сценич. деятельность начал в 1887 в Тифлисе. В 1890
окончил Петерб. академию художеств. В 1891 вступил в труппу Кутаисского
драм. т-ра, где работал до 1924. Затем работал в ряде т-ров Тбилиси и
снимался в кино. Играл преимущественно комедийные роли. Выступал на
эстраде с исполнением юмористич. сценок. Автор комедий, водевилей.
БАЛАНЧИВАДЗЕ, Мелитон Антонович [24.XII. 1862 (5.1.1863), д. Баноджа,
близ Кутаиси,-21.XI. 1937, Кутаиси] - грузинский советский композитор.
Нар. арт. Груз. ССР (1933). В 1889-95 обучался в Петерб. консерватории.В
1895- 1917 выступал с организованными им хорами во мн. городах Центр.
России, Украины, Польши, Прибалтики и в Грузии. Автор оперы "Тамара
Коварная" по одноим. поэме А. Церетели (отрывки исполнялись в Петербурге
в 1897, 1912, пост. 1926 Т-ром оперы и балета в Тбилиси, 2-я
ред."Дареджан Коварная", 1937), послужившей основой груз. нац. оперного
иск-ва, а также кантат, хоров и др. соч. Творчество Б. опирается на
груз. муз. фольклор; его опера, ярко национальная по колориту, изобилует
мелодичными ариями, песнями, хоровыми и танцев, сценами.
Лит.: Хучуа П., Мелитон Баланчивадзе, ТО , 1952.
Л. СУ.
БАЛАНЧЙН (Balanchine), Джордж (наст. имя и фам.- Георгий Мелитонович
Баланчивадзе) (р. 22.1.1904)- американский балетмейстер. По нац. грузин;
сын композитора М. А. Баланчивадзе. С 1914 учился в Театральном училище
при Мариинском театре (Петербург), которое окончил в 1921. В 1923
впервые выступил как балетмейстер, приняв участие в вечерах "Молодого
балета" в Петрограде. В 1925-29 - гл. балетмейстер в труппе С. П.
Дягилева в Париже. В 1932 - балетмейстер труппы "Балле рюсс де
Монте-Карло", в 1933- труппы "Балеты 1933". В том же году был приглаш„н
в США для организации школы амер. балета и тру ппы" Американский балет"
(с 1948- "Нью-Йорк сити балле"). Является гл. балетмейстером этого т-ра
(ставил также в т-рах Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Копенгагена, Лондона,
Милана и др.). В начале своей творч. деятельности Б. осуществлял
постановки сюжетных балетов ("Блудный сын" Прокофьева, 1928, "Аполлон,
повелитель муз" Стравинского, 1929, и др.), достигая в них большой
эмоциональной выразительности. Позднее ставил бессюжетные балеты, в
к-рых пытался хо-реографич. при„мами отобразить ритмо-метрические
особенности произведения ["Кончерто барокко" на муз. Баха (1941), "Балле
импириал" на муз. Чайковского (1941), "Хрустальный дворец" на муз. Визе
(1947) и др.]. Эти балеты были отмечены присущей Б. остротой и в то же
время носили формалистич. характер.
Осн. место в творчестве Б. в 50-е гг. занимают "абстрактные балеты",
к-рые носят изощр„нно-эстетский или эротич. характер. Стремясь к внешне
эффектным хореографич. построениям, Б. порой преднамеренно искажает
линии и движения классич. танца ("Агон" на муз. Стравинского, 1958,
"Эпизоды" на муз. Вебера, 1959, и др.). Б. пост. для труппы "Нью-Йорк
сити балле" отрывок из балета "Лебединое озеро" (2-й акт, 1951) и балет
"Щелкунчик" (1954). Б. сочинил новую хореографию, исказив сущность
произведений Чайковского.
Лит.: Am berg (т.. Ballet in America, N. Y., 1949;
Beaumont C.W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 966-79. Ham. P.
БАЛАСАНЯН, Сергей Артемьевич [р. 13(26).VIII. 1902] - советский
композитор. По нац. армянин Нар. арт. Тадж. ССР (1957). Член КПСС с
1944. Музыке обучался в Тбилисской консерватории (1922- 1923), Ленингр.
муз.техникуме (1923-25) и Моск. консерватории (окончил в 1936). С 1936
работал в Таджикистане; вн„с значительный вклад в развитие муз.
искусства республики. Автор балета "Лейли и Медж-нун" (1947, Сталинабад,
Ст. пр. 1949), первых тадж. опер "Восстание Восэ" (1939), "Кузнец Кова"
(совм. с Ш. Бобокалоновым, 1941), "Бахтиор и Ниссо" (1954), муз.
представления "Лола" (совм. с С. Ур(5ахом;
1939), муз. драмы "Песня гнева" (1942), комич. оперы "Розия" (совм. с
3. Шахиди, 1942) (поставлены в Ста-линабаде), музыки к спектаклям "Пэпо"
Сундукя-на; "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1928, 1929, Ереван); "Дочь
пастуха" Валидова; "Коварство и любовь" Шиллера (1936, 1937,
Сталинабад), симф., вок. и др. соч. В красочной, темпераментной музыке
Б. отразились характерные черты тадж. и арм. муз. фольклора. С 1955 Б.
препода„т в Моск. консерватории (с 1960-доцент).
БАЛАСАРАСВАТХУ (р. 1918) - индийская танцовщица. Дебютировала в 1934
в Варанаси (Бенарес). Выступала с танцами школы "бхарат натъям""
Большого мастерства достигла в танцах "абхиная" (один из видов "бхарат
натьям"). Танцевальный костюм Б. строго каноничен (минимум украшений,
отсутствие косметики и т. д.). Танец Б. сопровождался исполнением песен
(чаще всего проф. певцами), классич. индийской музыкой. В 1955 удостоена
премии на Всеин-дийском фестивале танца. H'. В.
БАЛАШОВ, Василий Михайлович (1762-1835)- русский артист балета,
балетмейстер и педагог. В 1780, окончив балетную школу при Моск.
воспитательном доме, дебютировал на сцене "Вольного российского т-ра"
(Петербург). В 1783 перевед„н в петерб. придворную балетную труппу. Б.
был ярким характерным танцовщиком, обладавшим большим акт„рским
дарованием, прославился мастерским исполнением и созданием сценич.
вариантов русских плясок. С 1804, вернувшись в Москву, ставил в
Петровском т-ре дивертисменты на русские темы, в к-рых часто выступал
сам. Б. в сво„м творчестве утверждал и пропагандировал на балетной сцене
рус. нац. иск-во. В 1804-29 занимался педагогич. деятельностью в моек. и
петерб. балетных школах.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до
середины XIX века, Л.-М., 1958;
Слонимский Ю., Рождение московского балета, в кн.: Глушковский А.,
Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940. В. Ч.
БАЛАШОВ, Сергей Михайлович [р. 1(14). III. 190a]- русский советский
артист эстрады. Мастер художественного слова. Нар. арт. РСФСР (1956).
Член КПСС с 1954. Участвовал в художественной самодеятельности. Учился в
Пермской драм. студии. Проф. творческую деятельность начал в 1923 как
драматич. акт„р. Играл в т-рах Перми, Вятки, Уфы, Тюмени, в Ленингр.
Большом драм. т-ре. С 1931 работает на эстраде. Первые крупные работы
Б.- лит. композиции "Турксиб" (1931) и "ЧТЗ" (1933). С 1954 выступает с
вечерами "Театр одного акт„ра", сочетая в них художеств. чтение с
элементами театр. представления, с аксессуарами театр. костюма,
реквизита, музыкой. В программах Б.-лит. композиции: "Слово о полку
Игореве"; "Шинель" Гоголя, "Времена года" по Есенину, "Владимир
Маяковский о времени и о себе"; "Гамлет" Шекспира.
Лит.: Верховский Н. Ю-, Книга о чтецах, М.-Л., 1950. E. Г.
БАЛДАКОВ, Бадма Милентьевич (р. 1918) - бурятский советский артист
оперы (бас). Нар. арт. Бурят. АССР (1956). Окончил муз. уч-ще в Улан-Удэ
в 1939. В этом же году впервые выступил на сцене Бурят, муз.-драм. т-ра
(цыне Т-р оперы и балета) в Улан-Удэ. Партии: Бумал-хан ("Энхе-Булат
батор" Фролова), Хан ("Баир" Берлинского и Ямпилова), Мельник
("Русалка"), Галицкий ("Князь Игорь"), Мефистофель ("Фауст"), Валько
("Молодая гвардия" Мейтуса) и др. Л. Ход.
БАЛДАНО, Намжил Гармаевич (р. 20.Х.1907) - бурятский советский
писатель, драматург, акт„р, режисс„р. Народный артист Бурятской АССР
(1938), заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Член КПСС с 1940.
Председатель Верховного Совета Бурят. АССР. В 1932 окончил техникум
искусств (Улан-Удэ), в 1940-41 учился заочно в Лит. ин-те им. Горького
(Москва). В 1932-46-акт„р и режисс„р Бурят, муз.-драм. театра (в
1944-46-директор и худ. рук.). Роли: Яго; Президент ("Коварство и
любовь"), Берест ("Платон Кречет") и др. В 1950-52 - директор и главный
режисс„р Бурятского драм. т-ра. Драматургическую деятельность начал в
1930 (первая пьеса "Кулак и подкулачник"). Пьесы Б. пост. в муз.-драм. и
Драм. т-рах Бурят. АССР.
Борьбе бурят, народа за Сов. власть посв. пьесы:
"Один из многих" (1937), "Пламя" (1953), "Забайкальская быль" (совм.
с Метелицей, 1957); пьесы "Прорыв" (1932), "Эржен" (1940, совм. с
Эделем), "Ьаянгол" (1946), "У истоков родника" (1950) показывают
укрепление колхозного строя и построение социализма. Знаток бурят,
героич. эпоса, Б. создал ряд драматич. произведений на основе устного
творчества бурят: "Энхэ-Булат батор" (1940),. "Бабжа-Барас батор"
(1943). Им написаны также либ ретто: оперы "Побратимы" (1958), балетов
"Свет на долиной" (1956), "Красавица Ангара" (1958), поставленных в
Бурятском т-ре оперы и балета (Улан-Удэ). С 1954 - председатель
Правления ССП Бурят. АССР.
Лит.: Ходорковская Л., Намжил Балдано, послесловие к пьесе, в кн.:
Балдано Н, У истока родника, М., 1950; Ходорковская Л.,
Бурято-Монголь-ский театр. М., 1954; Найдаков В., Бурятская драматургия,
Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.
БАЛДОВА (Baldova), Зденка (20.11.1885 - 26.IX. 1958) - чехословацкая
актриса. Нар. арт.Чехословацкой Республики (1955). С 1907 выступала в
Городском т-ре (на Виноградах) в Праге. С 1922 до конца жизни была
актрисой Нац. т-ра в Праге. Создала ярко характерные, исполненные нар.
юмора, глубоко человечные сценич. образы: Анечка ("Дитя" Шальды),
Глубинова ("Месяц над рекой" Шрамека), Анча ("М. Д. Реттигова" Ирасека),
Фанка ("Разбойник" Чапека}, Кольмистрова ("Встанут новые бойцы" по
Запотоц-кому). Кукушкина ("Доходное место", Гос. пр. 1951), Бардина
("Враги"), Бригитта ("Разбитый кувшин" Клейста), Дульская ("Мораль пани
Дульской" За-польской). С 1921 снималась в кино (фильмы "Пятое колесо в
телеге", "Мораль пани Дульской" и др.). Л.Сол.
БАЛЕРИНА (итал. ballerina, от итал. и лат. ballo - танцую) -
танцовщица в балетной труппе. Термин вош„л в употребление во 2-й пол. 19
в., после триумфальных выступлений итал. танцовщиц-виртуозок на всех
сценах мира. В дореволюционной России звание Б. присуждалось ведущим
танцовщицам имп. балетной труппы. Это звание было связано с получением
определ„нного оклада и характером партий, исполняемых танцовщицей.
Однако звание Б. не освобождало танцовщицу от участия в небольших
сольных номерах. Помимо звания Б., существовало звание "прима-балерина
ассолюта" (в Италии), к-рое давало право на исполнение только первых
партий. Во Франции существует звание ведущей Б.- etoile ("звезда"), в
Англии - "главная танцовщица", в Америке - star ("звезда"). В наст.
время Б. также принято называть всех артисток балета (см. Балет).
Лит.: Худеков С. Н., История танцев, т. 3, СПБ, 1915; Скальковскии К., В театральном мире, СПБ, 1899. Ю. Б.


Обратно в раздел культурология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.