Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
БААЗОВ, Герцель Давыдович [10(23).X.1904- 5. VI. 1945] - грузинский
советский писатель, драматург. Окончил Тбилисский ун-т в 1928. Автор
повестей и рассказов из жизни груз. евреев (30-е гг.). Написал пьесы
"Немые заговорили" (1932), "Не взирая на лица" (1935), "Ицка
Рижинашвили" (1937), пост. в Т-ре им. Марджанишвили.
БАБ (Ваb), Юлиус (11.XII.1880 - 12.XI.1955) - немецкий театровед,
критик и драматург. Был тесно связан с т-ром "Фольксбюне" (Берлин),
издавал "Драматургические листки" этого т-ра. В 1938 Б. эмигрировал в
США, где сотрудничал в газете "Штатсцей-тунг". Труды Б, освещают вопросы
театр. иск-ва различных эпох и стран с позиций бурж. социологии. Работы
Б. представляют интерес преимущественно описанием игры акт„ров.
Соч.: Wege zum Drama, В., 1906; Deutsche Schauspieler, В., 1908;
Bernard Shaw, В., 1910; Der Mensch auf der Buhne, B., 1910; Kainz und
Matkowsky, B., 1912; Die Chronik des deutschen Dramas, Bd 1-5, В.,
1921-26; Neue Kritik der Buhne, B., 1920; Friedrich Kayssler,B., 1920;
Schauspieler und Schauspielkunst, B., 1926; Agnes Sorma, B., 1927; Vom
deutschen Theater, B., 1927; Das Theater der Gegenwart, Lpz., 1928;
Albert Bassermann, Lpz., 1929. B. K.
БАБАДЖАНОВ, Ятим (наст. имя - Ф ы з ы л) (1904-26.XII.1956) -
узбекский советский режисс„р и акт„р. Нар. арт. Узб. ССР (1943). Один из
основоположников советского узб. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1920
в Т-ре им. К. Маркса. В первые годы играл различные роли - от героич. до
женских комедийных. В 1924-27 учился в Москве в узб. студии, по
окончании к-рой становится акт„ром и режисс„ром Т-ра им. Хамзы
(Ташкент). Играл комедийные и характерные роли: Тарталья ("Принцесса
Турандот" Гоцци), Бригелла ("Слуга двух господ"), Караваев ("Мятеж" по
Фурманову). Режисс„рскую деятельность начал в Бухарском узб. т-ре
(1931-32), где пост. спектакли: "Маска сорвана", "Предатели" Футхуллина
и др. В 1943-46 - худ. рук. Янги-Юльского узб. т-ра. В 1946-48 - гл.
реж. т-ра им. Ташсовета (Ташкент). С 1948 - снова в Т-ре им. Хамзы. На
сцене этого т-ра Б. пост. спектакли: "Разгром" Яшена (1934), "Коварство
и любовь" (1936); "Бай и батрак" Хамзы (1939), "Человек с ружь„м"
(1940); "Заря Востока" Сафарова (1951). Б.- один из первых узб.
режисс„ров, он красочно воспроизводил в своих спектаклях жизнь узб.
народа, стремился показывать картины нар. борьбы, революц. эпизоды,
следовал реали-стич. традициям рус. т-ра. В„л педагогич. работу в театр.
ин-те Ташкента и др. учебных заведениях.
Лит.: Государственный ордена Ленина академпч. узбекский театр драмы
им. Хамзы, Ташкент, 1957; У в а р о-ва Г. А., Узбекский драматический
театр. Очерк истории, М., 1959.
БАБАЕВ, Холик (р. 1876) - акт„р таджикского народного театра
масхарабоз. Исполнитель репер' туара нар. комиков и сказителей. С
юношеских лет выступал на нар. праздниках. Творчество Б. синкретично; он
является одновременно певцом, поэтом-импровизатором, танцором,
музыкантом, острословом рассказчиком, исполнителем комич.
импровизированных сценок. Среди популярных образов, созданных Б.:
охотник в нар. пьесе "Охота на медведя", ткач ("Ткачество"), Гузихан ("О
соловьях"), раис в одноим„нной нар. пьесе. Иск-ву Б. присущи
жизнеутверждение острая сатиричность, яркая внешняя характерности
Лит.: H урджанов Н., Таджикский народный театр..., М., 1956. Я. Я.
БАБАНОВА, Мария Ивановна [р. 29.Х(И.Х1).1900, Москва] - русская
советская актриса. Нар. арт. СССР (1954). В 1920 окончила студию при
Театре ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций)
под рук. Ф. Ф. Комиссар-жевского в Москве. Сценич. деятельность начала в
1920 в Т-ре РСФСР 1-м, к-рый позднее был переименован в Т-р им.
Мейерхольда; работала в этом т-ре до 1927. 1-я крупная роль Б.- Стелла
("Великодушный рогоносец" Кромме-линка, 1922). Среди наиболее значит,
работ этого периода- китайчонок-бой ("Рычи, Китай!" Третьякова, 1926),
Марья Антоновна ("Ревизор", 1926). Одновременно (с 1922) Б. участвовала
в спектаклях Моск. т-ра Революции. Исполнила здесь одну из своих лучших
ранних ролей - Полину ("Доходное место", 1923}, создав образ, отмеченный
простодушием, искренностью, детской непосредственностью. С 1927-в труппе
моек. Т-ра Революции (ныне-моек. Т-р им. Вл. Маяковского). В 1928 на
сцене этого т-ра Б. сыграла Гогу ("Человек с портфелем" Файко), глубоко
раскрыв сложные переживания своего маленького героя. Тема утверждения
человеческого достоинства, любви к человеку, веры в него становится
основной в творчестве актрисы. Острым чувством современности было
проникнуто исполнение Б. ролей молодой работницы-ударницы Анки,
колхозницы Маши ("Поэма о топоре", 1931, "После бала", 1934, Погодина).
В 1935 Б. сыграла Джульетту; в е„ исполнении шекспировская героиня
казалась девочкой, наивной, чистой и восторженной. В роли Дианы ("Собака
на сене" Лопе де Вега, 1937) проявились присущие Б. комедийная л„гкость,
ритмичность жеста и движений, музыкальность речи. В 1939 Б. создала
лирич. образ молодой советской женщины - Тани (о. П.Арбузова), правдиво
показав процесс .формирования характера нового человека. Эта работа
актрисы наиболее ярко выражает особенности е„ творч. индивидуальности -
глубокую и тонкую передачу чувств, лиризм, эмоциональность, ч„ткую
выразительность формы, точность и строгость стиля игры. В ролях классич.
рус. драматургии - Лариса ("Бесприданница", 1940), Софья ("Зыковы",
1951), Раневская ("Вишн„вый сад", 1956) - Б. смело ищет новую трактовку,
приближающую эти образы к современности, открывающую в них новые черты и
мысли. Б.- замечательный мастер сценич. миниатюры: Колоколь-чикова ("Мой
друг" Погодина, 1932), Мари ("Сыновья тр„х рек" Гусева, 1944), бой
("Рычи, Китай!"). К числу значительных работ Б. принадлежат также:
Офелия; актриса Бережкова (водевиль "Кресло ј 16" Угрюмова), Кей
("Украденная жизнь" Каору Мори-мото, 1959). Б.-лауреат Ст. пр. (1941).
Лит.: Грачевский Ю., Мария Ивановна Бабанова, М., 1952; Новицкий П.,
Образы акт„ров, [М.], 1941, с. 261-302; Головашенко Ю., Е„ видеть
радость, "Театральная жизнь", 1959, .No 19, с. 14-15.
БАБЕЛЬ, Исаак Эммануилович (1(13).VII.1894- 17.III.1941]-русский
советский писатель. Лит. деятельность начал в 1916. Б. принадлежат пьесы
"Закат" (1928, МХАТ 2-й; Беня Крик - Берсенев, Мендель Крик - Чебан,
Двойра - Бирман), раскрывающая кризис мелкобурж. одесской семьи в
предреволюц. годы, и "Мария" (1935). Пьесы Б. отличаются сочностью
языка, пристальным вниманием к быту, нередко граничащим с натурализмом.
Соч.: Избранное, М., 1957 (с предисл. И. Эренбурга). Я. Р. БАБЕНКО,
Георгий Гаврилович (р. 19.11.1909)- украинский советский акт„р. Нар.
арт. УССР (1954). Член КПСС с 1946. Род. в Одессе в семье рабочего. До
1928 работал на различных предприятиях, выступал в спектаклях художеств.
самодеятельности. В 1928 был принят акт„ром-стаж„ром в одесский
"Робсельте-атр" (филиал Укргосдрамы), там же занимался в студии. С 1929
- акт„р т-ра Укргос-драма (ныне - Одесский т-р им. Октябрьской
революции); с 1954 - Т-ра им. И. Франко (Киев). Б.- акт„р широкого
творч. диапазона. Созданные им образы отличаются сочностью,
разнообразием красок, мастерством сценич. детали.
Роли: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Лизогуб, Чеснок ("Богдан
Хмельницкий", "В степях Украины" Корнейчука), Савва ("Земля"
Кобылянской), Самозванец ("Борис Годунов"), Земляника ("Ревизор"),
Сафонов ("Русские люди"), Соловейчик ("200 ООО" Шолом Алейхема) и др.
Снимается в кино. Р. Б. БАБИЛЕ (Babilee), Жан (наст. фам.- Гутман;
Guttmann) (р. 2. II. 1923) - французский артист балета и балетмейстер. В
1941 окончил школу при т-ре "Гранд-Опера", по окончании к-рой был принят
в кордебалет этого т-ра. В 1944-50 работал в труппе "Балет Елисейских
полей" (Париж), где выдвинулся в число ведущих танцовщиков.
В 1951-52 работал в амер. труппе "Балле тиэтр". В 1953 вернулся в
"Гранд-Опера". Б. выступает как в классич. репертуаре (Голубая птица -
"Спящая красавица"), так и в полухарактерных партиях (Джокер - "Игра в
карты" Стравинского). Среди постановок Б.: "Любовь и е„ любовь" на муз.
Франка (1948, "Балле тиэтр"), "Тиль Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса
(1949, там же) и др. Гастролирует в разных балетных труппах, снимается в
кино.
Лит.: Brahms С., Jean Babilee, в кн.: S w i n s о n С., Dancers and
critics, L., 1950, с. 22-26. Наш. Р.
БАБИЧ (ВаЫс), Любо (р. 14.VI.1890) - югослав*-ский (хорватский)
театральный художник, искусствовед. В 1908-10 учился в Загребе," в
1910-13-в Мюнхенской академии. Действительный член Югославской Академии
наук и иск-ва. С 1918 работает как художник в Загребском т-ре и в т-рах
мн. зарубежных стран. Участвовал в создании спектаклей: "Ричард III",
"Двенадцатая ночь", "Гамлет", "Скупой", "Тартюф"; "Британию) Расина;
"Рабыня" Луцича, "Тирена" Држича, "Дубравка" Гундулича, "Авантюрист у
дверей" Беговича; "Голгофа", "Господа Глем-баевы", "Леда" Крлежи. Б.
принадлежит оформление опер "Волшебная флейта" Моцарта, "Фиделио"
Бетховена; "Летучий голландец", "Кольцо Нибелун-га" Вагнера; "Пеллеас и
Мелисанда" Дебюсси, балета "Имбрек с носом" Барановича и др. Работает
также в области станковой живописи.
БАБИЧЕВА, Ксения Львовна [р. 6(19).XI.1907] - русская советская
актриса драмы. Нар. арт. Азерб. ССР (1947). Депутат Верховного Совета
Азерб. GCP 2-го созыва. В 1921 окончила драм. студию приЮтде-ле нар.
образования в Новозыбкове. В том же году начала сценич. деятельность в
Новозыбковском т-ре, затем работала в т-рах Брянска, Уфы, Тулы,
Смоленска. С 1938-в Бакинском рус. т-ре. Актриса яркого драматич.
дарования, Б. создала образы женщин, надел„нных волей,
самоотверженностью, решительностью:
Любовь Яровая; Надежда Дурова (о. п. Кочеткова и Липскерова), Ганна
Лихта ("Заговор обреч„нных" Вир-ты). С трагич. силой сыграла Б. роль
Хураман ("Вагиф" Вургуна). Исполняла ряд ролей в пьесах Горького,
Чехова: Наташа ("На дне"), Надежда ("Последние"), Елена ("Дети солнца"),
Маша ("Три сестры"), Елена Андреевна
("Дядя Ваня"), Софья ("Зыковы"); Островского - Ту-гина ("Последняя
жертва"). Играет характерные, бытовые роли: Варвара Огарнова ("Счастье"
Павленко), Наталья Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), г-жа Стессель
("Порт-Артур" Попова и Степанова). Г. К.-К. БАБОЧКИН, Борис Андреевич
[р. 5(18).1.1904] - русский советский акт„р. Нар. арт. РСФСР (1935).
Член КПСС с 1948. В 1921 окончил Гос. студию "Молодые мастера" в Москве
(ученик И. Н. Певцова). В том же году начал сценич. деятельность. Играл
в периферийных т-рах (Иваново-Вознесенск, Могил„в, Кострома, Воронеж,
Самарканд) и в Москве (Т-р им. МГСПС и Моск. драматич. Т-р). Первая
роль: Тилли ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева). Затем-Молчалин
("Горе от ума"), Братишка ("Шторм") и др. С 1927 работал в Ленинграде
(Т-р сатиры, Нар. дом). В 1931-35-артист Ленингр. гос. академич. т-ра
драмы; роли: Чацкий ("Горе от ума"), Хлестаков ("Ревизор"), Самозванец
("Борис Годунов"), Белогубов ("Доходное место"), Алексей ("П„тр I" А. Н.
Толстого); осуществил в этом т-ре свою первую режисс„рскую работу
("Нора" Ибсена, 1935). В 1935-40 Б.- акт„р, режисс„р и худ. руководитель
Ленингр. Большого драм. т-ра; пост. спектакли: "Кубанцы" Ротко (1938),
"Царь Потап" Копкова (1940). В 1939 на сцене этого т-ра Б. поставил
спектакль "Дачники", явившийся этапом в жизни т-ра и крупным событием в
сценич. истории пьесы. В этом спектакле Б. создал тонкий и сложный образ
Власа, глубоко раскрыв страстную непримиримость своего героя ко лжи и
лицемерию. С 1940 Б. работал в Т-ре им. Вахтангова. Роли: Степан
("Учитель" Герасимова), Огнев ("Фронт" Корнейчука). С 1947 был
режисс„ром и акт„ром Театра-студии киноакт„ра; пост. спектакль
"Бранденбургские ворота" Светлова (1947). В 1952-53 - гл. реж. Моск.
т-ра им. Пушкина; сыграл роль Клаверова ("Тени" Салтыкова-Щедрина),
интересно передав сложный характер умного, холодного карьериста и
поз„ра.
В 1951 Б. работал в Болгарии, пост. спектакли:
"Разлом" Лаврен„ва, "Дачники"; "Лейпциг, 33" Компанейца и Кронфельда.
В 1948-51 и с 1955 Б.- акт„р и режисс„р моек. Малого т-ра; пост.
"Деньги" Софронова (1956), "Вечный источник" Зорина (1957), "Иванов"
(1960, исп. гл. роль) и др. Творческую манеру Б.-акт„ра отличает
глубокое психологич. вскрытие текста, яркость интонационной окраски,
острый и точный внешний рисунок роли, тщательность отбора выразительных
средств, правда сценического поведения, чувство меры. Б.-режисс„ру
присуще иск-во создания ансамбля, публицистич. страстность, яркое
определение характерности персонажа, контраст ге-роич. и бытовых сторон,
лиричность, тонкий юмор. С 1927 Б. снимается в кино. Созданный Б. образ
Чапаева в одноим„нном фильме (1934, Ст. пр. 1941)- крупнейшая победа
советского киноискусства. Ст. пр. (1951).
Соч.: Как трактовать "Грозу", "Театр", 1950. ј 5; Год в Болгарии, там
же, 1952, ј о; Заметки об искусстве актера. "Октябрь", 1960, ј4.
Лит.: Рысс Е., Зрелость художника, "Искусство", 1939, ј 2; Столетие
Болгарского театра. Сб., София, 1958; 3 а л е с-с к и и В., Искусство
актера, М., 1959, с. 282-332.
"БАБСИНПАД" (венг.- "Babszinpad" - "Кукольная сцена") - венгерский
периодический театральный сборник, выпускавшийся Институтом народного
творчества. Выходил в 1952-56. Всего вышло 30 номеров.
В сборнике печатались пьесы для кукольных т-ров и освещались вопросы
методики кукольного т-ра. Издавался в Будапеште. Д. Ф.
БАГАДУРОВ, Всеволод Алавердиевич [20.11(4.111). 1878-11. X.I 954] -
советский историк вокального искусства, педагог и композитор, артист
оперы (тенор). Доктор искусствоведч. наук (1939). Учился в Моск. и
Петерб. ун-тах (последний окончил в 1901). Муз.-теоретическое
образование получил у Г. Ко-нюса и Б. Яворского. Пению обучался в Москве
у Н. Сперанского и Н. Миллера. В 1904-05 пел в опере в Тифлисе, в
1906-14-в Н. Новгороде, с 1914 - эпизодически в Москве (в опере Зимина).
В Н. Новгороде работал в Об-ве любителей рус. музыки и Об-ве изящных
иск-в, преподавал и концертировал, читал лекции, дирижировал оркестром,
писал муз. рецензии в "Нижегородском листке". В 1922-50 Б. работал в
Моск. консерватории (с 1940-профессор), с 1946 - также в Ин-те
художеств. воспитания АПН РСФСР. Б.- автор опер "Эрос и Психея" (клавир
изд. в 1916), "Дворянское гнездо" (по Тургеневу), музыки к нар. драме
"Царь Максимилиан" (совместно с М. Ивановым-Борецким) и др.
Соч.: Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1, 2, 3, М., 1929,
1932, 1937; О мерах поднятия вокального искусства и педагогики, в кн.:
Сборник докладов, прочитанных членами вокально-методической секции
ГИМН'а на Первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов,
М., 1926; Учение о регистрах человеческого голоса, "Музыкальное
образование", 1929, Жј 1, 3-4, 1930, ј 2; Охрана и воспитание детского
голоса, в кн.:
Художественное воспитание советского школьника. Сб. статей и
материалов, вып. 1, М., 1947; Музыкальная акустика. Общая ред. Н.А.
Гар-бузова, [2 изд.],'М., 1954;
Очерки по истории вокальной педагогики, М., 1956.
БАГАР (Bagar), Андрей (р. 20. XII. 1900)- чехословацкий актер и
режисс„р. Нар. арт. Чехословацкой Республики (1955). Коммунист.
Акт„рскую Деятельность начал в любительских кружках. В 1921 вступил в
труппу передвижного Словацкого Нац. т-ра. Затем обучался в
консерватории. В 1923, 1928-39 играл в Нац. т-ре в Братиславе, в
1924-26-в передвижных т-рах Вост. Словакии. В 1939 за подпольную
антифашистскую деятельность был арестован гестапо и отправлен в Германию
в тюрьму. По выходе из тюрьмы вступил в партизанский отряд и сражался с
фашистами. После освобождения Чехословакии (1945) Б. снова работает в
Словацком Нац. т-ре (Братислава) (в 1949-58 не состоял в труппе, но
выступал), в 1945-48 был художеств. руководителем т-ра. Творчество Б.
отмечено острой мыслью и ярким темпераментом. Роли: Злобог ("Песнь нашей
весны" Будского), Ирод ("Ирод и Иродиада" Гвездослава), Гамлет, Макбет;
Борис, Беркутов ("Гроза", "Волки и овцы"), Грозный ["Иван Грозный"
("Смерть Иоанна Грозного") А. К. Толстого; Гос. пр. 1947 ], Войницкий
("Дядя Ваня"), Сатин, Васька Пепел ("На дне");
Дурново ("Семья" Попова, Гос. пр. 1951), Вожак ("Оптимистическая
трагедия" Вишневского). Б. был первым исполнителем роли В. И. Ленина на
словацкой сцене ("Кремл„вские куранты"). По инициативе Б. были созданы
т-р в Мартине (1943), Фронтовой т-р (1944), т-р в Кошице (1945). С 1949
- директор и профессор Высшей театр. школы в Братиславе. Л. Сол.
БАГ‚НА (Baguena), Энрике (1886-8. VII.1930)- чилийский акт„р. По
национальности испанец. Сце-нич. деятельность начал в Детском т-ре X.
Харкеса. Исполнял гл. роли в сарсуэлах (комедии с пением и танцами),
к-рые ставились псп. труппами (под руководством П. Вила, X. Монтеро и
др.), выступавшими в Чили. Б. выдвинулся и приобр„л популярность как
характерный акт„р в труппе Р. Пельисера. В 1918 вместе с А. Б„рлем Серда
организовал труппу "Багена-Б„рль", с к-рой выступал до конца своей
театр. деятельности (1924). Роли: старый крестьянин ("Пустой стул"
Родригеса), вес„лый старик ("Паяцы уходят" Доносе), креольский акт„р
("Кратчайшим пут„м" Эрнандеса) и др. Б. владел мастерством сценич.
перевоплощения, стремился передать нац. своеобразие создаваемых образов.
Деятельность Б. как одного из руководителей созданной при его участии
труппы сыграла заметную роль в развитии нац. т-ра. Л. X.
БАГЙРОВ, Мамед Таги Аббас оглы (р. 5.VII.1890)- азербайджанский
советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Пению
обучался в Бакинской консерватории. Впервые выступил на сцене в Баку в
1909, участвовал в азерб. труппах; с 1920 - артист Т-ра оперы (ныне Т-р
им. Ахундова). Партии:
Нофель, Керем ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем" У. Гаджибекова),
Араб-Зенш ("Шах Исмаил" Магомае-ва), Шах Вел ад ("Ашик Гариб" 3.
Гаджибекова), Аб-дулалибек ("Севиль" Амирова); Онегин и др. К. Кае.
БАГЛАНОВА, Роза Тажибаевна (р. 1.1.1922) - казахская советская певица
(сопрано). Нар. арт. Каз. ССР (1955). Исполнительница нар. песен.
Училась в педагогич. ин-те в Кзыл-Орде; пению обучалась самостоятельно.
Творч. деятельность начала в 1940 в Гос. ансамбле песни и танца Узб.
ССР. С 1947 Б.-солистка Казах, гос. филармонии. В репертуаре Б.- казах.,
рус., словацкие, польские, японские нар. песни, произв. сов.,
зап.-европ. и др. композиторов. Исполнительскому стилю певицы
свойственны искренность, простота и проникновенность. Выступала в
Австрии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Китае, Индии и др. странах. А.
К.
БАГРИНОВСКИЙ, Михаил Михайлович [р. 29. IX (11.Х).1885] - русский
советский дириж„р и композитор. В 1908 окончил Моск. филармонич. уч-ще.
В 1910-17 дирижировал в оперном т-ре Зимина (Москва), в 1913-21 - также
в Киеве и Харькове, затем в т-рах Ростова-на-Дону, Саратова, Москвы и
др. городов. Под управлением Б. была исполнена впервые в Москве опера Н.
А. Римского-Корсакова "Млада" (1913).
Одновременно с дириж„рской деятельностью Б. выступал как муз. критик;
занимался педагогич. деятельностью (с 1934 - профессор Моск.
консерватории). Б.- автор оперы "1812"год" (соч. 1918), муз. комедии
"Игра с Джокером" (1927, Моск. т-р оперетты), симф., камерных и др.
произв.
С о ч.: Дирижерская техника рук, М., 1947. О. В. БАГРОВ (наст.
фам.Топор), Михаил Ф„дорович (р. 1864 - год смерти неизв.) - русский
акт„р и театральный деятель (антрепрен„р). Сценич. деятельность начал в
1881 в т-ре Бренко в Москве. В 1883-98 играл в Малом т-ре, после чего
переш„л на работу в провинцию. Служил акт„ром в частных антрепризах (Н.
Н. Соловцова в Киеве и др.) и сам держал антрепризу. Роли: Карл VII
("Орлеанская дева" Шиллера), Тадеуш ("Снег" Пшибышевского), Ромео;
Вершинин ("Три сестры") и др. Б. создавал сильные труппы (в Одессе,
Киеве и др. городах),тратил значительные средства на постановки.
Лит.: Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сце- не, Харьков, 1935. А.
Кл.
БАДАЛБЕЙЛЙ, Афрасияб Бадал оглы [р. 6(19).IV. 1907] - азербайджанский
советский композитор и дириж„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Член КПСС с
1945. Окончил Азерб. ун-т (1930) и Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории
(1938). С 1930-дириж„р Т-ра оперы и балета в Баку. Автор опер "Гнев
народный" (соавтор Б. И. Зейдман, 1941), "Низами" (1948), балета
"Девичья башня" (1940) (поставлены в Т-ре оперы и балета им. Ахундова),
симф. произв., музыки к спектаклям и др. соч. К. Кае.
БАДАЛБЕЙЛЙ, Ахмед Башир оглы - см. Аг-дамский.
БАДАЛБЕЙЛЙ, Шамси Бадал оглы (р.23.II.1911) - азербайджанский
советский режисс„р. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Член КПСС с
1944. Учился в Бакинской консерватории. В 1932 начал сценич.
деятельность в Т-ре им. Азизбекова (Баку) ассистентом режисс„ра. С 1938
в„л там же самостоятельную режисс„рскую работу. Пост. спектакли "Мусье
Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" Ахундова
(1938), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1940), "Счастливцы" Рахмана (1941),
"Два брата" Лермонтова (1941) и др. В 1943-48 и с 1956 руководил Азерб.
т-ром муз. комедии (Баку). Пост. в этом т-ре спектакли "Аршин мал алан"
У. Гаджибекова (1953), "Ул-дуз" Алескерова (1948), "Радостная весть"
Амирова (1946). В 1949-56 - директор Азерб. филармонии. В Т-ре оперы и
балета им. Ахундова (Баку) пост.:
"Кето и Котэ" Долидзе (1947), "К„р-оглы" У. Гаджибекова (1950),
"Даиси" Палиашвили (1956). С 1959-директор Т-ра оперы и балета им.
Ахундова. Г.К-К.
БАДЕР (Bader), Карл Адам (10.1. 1789-14.IV. 1870) - немецкий артист
оперы (тенор). Сценич. деятельность начал в 1811 по совету Э. Т. А.
Гофмана. Выступал солистом в т-рах Мюнхена, Бремена, Гамбурга,
Брауншвейга. В течение 20 лет (начиная с 1820) был первым тенором
Берлинской королевской оперы. Особенно успешно выступал в операх
Спонтини (в т. ч. в "Весталке", "Фернандо Кортесе", "Олимпии"), Россини
("Отелло"), Вебера ("Оберон"), Мейер-бера ("Роберт-дьявол") и др. В 1845
Б. оставил сцену и занимался педагогич. деятельностью. Л. М.
БАДИАЛИ (Badiali), Чезаре (1810-17.XI. 1865)- итальянский артист
оперы (бас). Член Муз. академии Санта-Чечилия в Риме. Впервые выступил
на оперной сцене в Триесте в 1827, после чего пел в оперных т-рах
Италии, в т. ч. в Милане (1830-32), а также в Мадриде, Лисабоне, Вене,
Лондоне и др. городах. Последние годы жизни пел на сцене "Гранд-Опера" в
Париже. Исполнял гл. обр. партии в операх итал. композиторов, в т. ч.
Граф ("Тайный брак" Чимарозы), Гесслер, Ассур, Отелло ("Вильгельм
Телль", "Семирамида", "Отелло" Россини), Дон Паскуале, Эштон ("Дон
Паскуале", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Банко ("Макбет" Верди) и др.
Обладал голосом красивого тембра и большой силы; был выдающимся
певцом-виртуозом. М.
Обратно в раздел культурология
|
|