Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

"ЭБЕРТО" (Theatre Hebertot) - франц. т-р. Открыт в Париже в 1830 под
назв. "Батиньоль-Монсо". В 1870 "Э." был закрыт, т. к. антрепренеры,
возглавлявшие т-р, испытывали материальные трудности, но в следующем
году открылся вновь. В 70-90-е гг. т-ром руководил актер П. Делагард,
здесь выступал видный франц. актер Тайяд. В конце 19 - нач. 20 вв. т-р
приобрел популярность и его нек-рое время называли Народным т-ром. В
1910 в этом помещении работал "Т-р дез Ар под рук. Ж. Руше. В 20-30-е
гг. здесь выступали разл. театр. труппы. В 1940 здание было приобретено
видным театр. деятелем, драматургом Ж. Эберто, по имени к-рого и стал
называться т-р. На сцене ставились пьесы Ж. Жироду, П. Клоде-ля, Ж.
Кокто, А. Камю, Ж. Бернаноса и др. В этом т-ре выступали актеры А. Дюко,
Э. Фейер, Ж. Маре, Ж. Филип, Ж. Марша, М. Казарес, М. Жамуа, спектакли
ставили режиссеры M. Тассенкур, М. Витольд, Р. Руло и др.
ЭВАЛЬД (Ewald), Йоханнес (18.XI.1743-17.III. 1781) - дат. драматург.
Лит. деятельность начал в 1764. В первой трагедии Э. "Адам и Ева (1769)
заметно влияние классицистской поэтики. Большое значение для развития
дат. драматургии и т-ра имели трагедии "Рольф Краге" (1770) и "Смерть
Бальдура" (1773; Королевский т-р-1779), где впервые используется
материал древнескандинавской мифологии и истории. Героико-патриотич.
пафос этих пьес был созвучен настроениям передовой части общества и
оказал влияние на А. Эленшлегера и др. драматургов дат. прогрессивного
романтизма. Лучшая пьеса Э.- "Рыбаки" (1778, там же-1780). В ней впервые
выведены образы простых тружеников, созданы сильные, возвышенные
характеры, хотя и отмеченные элементами сентиментализма. Э. написал
также неск. комедий, в к-рых стремился продолжить сатирич. традиции Л.
Хольберга: "Неистовые клакеры" (1771), "Старые холостяки" (1773, там
же), "Арлекин - патриот" (1772;
Придворный т-р, 1806).
С о ч.: Samlede skrifter, bd 1-6, Kbh., 1914-24; Fiskerne Kbh., 1930.
Лит.: В r i ? ?., Johannes Ewald, Kbh., 1913; Dansk litteratur
historie, af G. Albeck og F. J. Billeskov Jansen, bd l. Fra runerne til
Johannes Ewald, Kbh., 1964.
Вл. М.
ЭВАНС (Evans), Эдит (p. 8.II.1888) - англ. актриса. В 1912
дебютировала в роли Крессиды ("Троил ? Крессида" Шекспира). Работала в
разл. англ. труппах, выступала преим. в пьесах Шекспира: миссис Форд и
миссис Пейдж ("Виндзорские проказницы"), Нерисса ("Венецианский купец),
Елена ("Сон в летнюю ночь"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Катарина
("Укрощение строптивой"). Играла в пьесах: Б. Шоу (леди Аттервуд - "Дом,
где разбиваются сердца"), О. Уайльда (леди Брэкнелл - "Как важно быть
серьезным"), Чехова (Аркадина - "Чайка", Раневская-"Вишневый сад") и
др., а также в пьесах совр. англ. драматургов. В течение ряда лет (с
1925, с перерывами) - актриса т-ра "Олд Вик". Исполнение Э. комедийных
ролей отличается легкостью и блеском, четкостью внешнего рисунка.
Была президентом театр. секции об-ва культурных связей Англия - СССР,
в 1958 приезжала в Сов. Союз.
В 1948-51 снималась в кино. Лит.: Т r e w i n J. C., Evans Edith, L.,
1954.
ЭВЕРАРДИ (Everardi), Камилло [15.XI.1825- 5 (17). 1.1899] - итал. н
белы\ артист оперы (баритон-бас) и педагог. Учился в консерватории в
Льеже, затем брал уроки пения в Париже. Выступал в Италии (преим. в
операх Дж. Россини), в 1855-56-в Париже, в 1857-67 и 1870-74 - в
Петербурге.
Э. обладал виртуозной колоратурной техникой. Особенно удавались Э.
баритональные партии в операх Россини.
Партии: Аксур, Фернандо. Дандини, Фигаро ("Семирамида",
"Сорока-воровка", "Золушка", "Севильский цирюльник" Россини), граф
Робинзон ("Тайный брак" Чима-розы). Дон Жуан (о. п. Моцарта) и др.
Вел педагогич. работу: в 1870-88 - профессор Петерб. консерватории, в
1890-97 преподавал в Киеве, с 1898 - в Москве.
Лит.: Назаренко И. К., Искусство пения, М.-Л., 1948. Ce. Г.
ЭВПОЛИД, (ок. 446-411 до н.э.),-древнегреч. драматург,
выдающийся представитель древней аттической комедии. Впервые выступил на
драм. состязаниях в 429. Написал 14 (по др. сведениям - 17) комедий
(сохранились только фрагменты). Э. подвергал суровой критике обществ,
отношения в Афинах периода Пелопоннесской войны, обличал корыструю
агрессивную политику торгово-ремеслен-ной верхушки .афинской
рабовладельч. демократии, ее вождей (Клеона, Гипербола), упадок
гражданского самосознания (комедии "Льстецы", "Города", "Мари-кант",
"Золотой век"). Наибольший интерес представляют отрывки из комедии
"Демы" (412), в к-рой получили отражение утопич. идеалы драматурга.
3. были присущи изобретательное построение сюжетов комедий,
остроумие, меткость языка.
С о ч,: The fragments of Attic comedy, .... by J. М. Ed-monds, v.l,
Leiden,1957, p. 310-445 (греч. текст с англ. пер.).
Лит.: [G. К a i Ь e I], Eupolis, в кн.: Paulys Realency-clopadie der
Classischen Altertumswissenschaft, Bd VI-T, Stuttg., 1909, Kol. 1230-35;
Сребрный С., ????? Эвпо-лида, "Журн. Мин. нар. проев.". Новая серия,
СПБ, 1913,
4. 48, ј 11, с. 447-73. В. Я.
"ЭВР", "Театр творчества" (Theatre de l'?uvre),- франц. т-р. Осн. в
Париже в 1893 актером и режиссером О. М. Люнъе-По (при участии поэта и
театр. критика К. Моклера). Открылся спектаклем "Пелеас и мелисанда".'
Метерлинка. В этом т-ре Люнье-По продолжал борьбу, начатую П. Фором
против натурализма, он утверждал символистское направление в театр.
иск-ве. Из-за слабости франц. символистской драматургии т-р вынужден был
обращаться к пьесам иностр. авторов. Здесь ставились в символистской
интерпретации поздние драмы Г. Ибсена ("Росмерсхольм", "Строитель
Сольнес - обе в 1893), пьесы А. Стринд-берга ("Кредиторы", "Отец" - обе
в 1894), Г. Гаупт-мана ("Потонувший колокол", 1897), М. Метерлинка
("Там, внутри", 1895, "Монна Ванна", 1902). На сцене "Э." были
осуществлены первые пост. пьес Ф. Кром-мелинка ("Великодушный
рогоносец", 1920), М. Ашара ("Вот и вся обедня", 1923) и др. В труппу
т-ра входили актеры Ф. Жемъе, С. Депре, в качестве художников работали
М. Дени, А. Тулуз-Лотрек, П. Фоглер, Э. Мунк идр. Люнье-По требовал от
актеров монотонного, лишенного индивидуализации чтения стихов,
стилизованных жестов, статуарных поз, от художника - создания условных,
абстрактных декораций. В 1929 Люнье-По отошел от руководства т-ром. С
30-х гг. в здании т-ра "Э." выступают разл. театр. труппы, в т. ч.
коллективы под рук. С. Питоева (спектакль "Три сестры", 1954, и др.), П.
Френе и П. Дюкса ("Гражданская война" Монтерлана, 1965) и др.
"ЭВРИАНТА" ("Euryanthe") - опера к. М. Вебера, либр. X. Шези по
франц. новелле 13 в. "История Жерара де Невер и прекрасной и
добродетельной Эврианты". Пост. 25 окт. 1823, Вена, "Кертнертортеатр"
(дирижер Ве-бер; Эврианта - Зонтаг, Эглантина - Грюнбаум). Опера шла на
мн. сиенах мира, в т. ч. в Праге (1824, на нем. яз.), Дрездене (1824),
Берлине (1825), Будапеште (1826, на нем. яз.), Париже (1831), Лондоне
(1833, на нем. яз. 1900), Нью-Йорке (1887, на нем. яз.), Милане (1902) и
др.
В России шла в 1840 на нем. яз. В апр. 1885 пост. в Петербурге
Музыкально-драматич. кружком (в зале Кононова; дирижер Померанцев, реж.
Палечек, худ. Богданов, хорм. Прилуков; Эврианта -Квадри, Потоцкая,
Адолар - Аваев, Меликенцев, Эглантина - Коссецкая, Вурцель).
И здания: "Э."-клавир, Lpz.,C. F.Peters, [s. d.j. H. Г р.
"ЭВРИМЕН-ОПЕРА" (Everyman Opera) - амер. гастролирующая оперная
труппа. Осн. в 1952 (Даллас, штат Техас) для исполнения оперы Дж.
Гершвина "Порги и Весе" (реж. Р. Брин, дирижер А. Смолленс, худ. В. Рот
и Дж. Мейс). Опера была показана в различных городах мира. В 1955-56
"Э.-0. выступала в СССР (Москва и Ленинград). Л. Б. П.
ЭВРИППД - см. Еврипид.
ЭГАДЗЕ, Отар Николаевич [р. 8(21).XI.1913] - груз. сов. театр.
критик, либреттист. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1963). В 1939 окончил
Леннпгр. ип-т журналистики. В 1944 - председатель Управления по делам
иск-в при Совнаркоме Груз. ССР, в 1952 - министр кинематографии Груз.
ССР. С 1954 - гл. редактор журнала "Сабчота хеловнеба" ("Советское
искусство"). Э.- автор либретто балетов "Сипатле" Киладзе (1947) и
"Горда" Торадзе. С 1946 ведет педагогич. работу в Тбилисском ун-те.
Соч. (на груз. яз.): Ленин и искусство, Тб., 1959; Ленин в борьбе за
партийность искусства на страницах газеты "Правда" (1917-192.3), Тб.,
1961; то тке (1912-1914), То., 1965; Грузинский балет, То., 1961. А.Чл'.
ЭГК (Egk), Вернер (р. 17.V.1901) - нем. композитор и дирижер. Учился
в Аугсбургской консерватории, затем во Франкфурте-на-Майне и Р Мюнхене.
В 1936-40 - дирижер Гос. оперы в Берлине.
Много писал для радио и муз. т-ра. В своем творчестве Э. обращается к
фольклорным интонациям, а также использует колористич. достижения музыки
франц. импрессионистов, И. Стравинского.
Оперы: "Волшебная скрипка" (1935, Франкфурт-на-Майне), "Пер Гюнт"
(1938, Берлин, Гос. опера), "Колу.мб" (1942, Франкфурт-на-Майне),
"Кирка" (1949, Берлин, Гос. опера), "Ирландская легенда" (1955,
Зальцбург), "Ревизор" по о. п. Гоголя (1957, Шветцинген, фестиваль),
"Обручение в Сан-Доминго" (1963, Мюнхен).
Балеты: "Хуан из Зарисса" (1940, Берлин, Гос. опера), "Абраксас"
(1948, Мюнхен, Гос. опера), "Французская сюита" на муз. Рамо(1950,
Мюнхен), "Летний день" (1950, Берлин, Гос. опера, "Китайский соловей"
(1953, Мюнхен, Гос. опера).
С 1950 - профессор Берлинской высшей школы музыки (ФРГ). Чл.
Баварской академии изящных иск-в. Ал. М.
ЭГРЕШШИ (Egressy), Габор (3. XI. 1808-30.V.II. 1866) - венг. актер.
Один из выдающихся представителей революц.-романтич. направления в венг.
т-ре, соратник и друг Ш. Петефи, активный участник веиг. революции и
нац.-освободит, борьбы (1848-49). В 1829 начал творч. деятельность в
т-ре г. Кашау (ныне Кошице), в 1834 переехал в г. Клуж. С 1837, с
момента открытия первого постоянного т-ра в Пеште (с 1840- Нац. т-р),
играл на сцене этого т-ра (с перерывом в 1849-51, когда Э. эмигрировал в
Турцию). Начав с остро характерных и комедийных ролей, затем перешел на
героич. и трагедийные роли. Э. обладал огромным темпераментом, большой
сцеиич. культурой, мастерством. Выступая в трагедиях Шекспира, стремился
раскрыть сложный внутр. мир героев, философски осмыслить сценич. образы
(Гамлет. Корио-лан - о. п. Шекспира, Отелло, Ричард III, Лир). В роли
Ричарда III, по словам Петефи (написал подробную рецензию на исполнение
этой роли), Э. создал многогранный образ трагич. героя, к-рый гибнет,
словно "лоза, отягощенная злодеяния ми , вызывая у зрителя веру в
торжество справедливости. Э. пользовался контрастными приемами сценич.
выразительности, противостоявшими классицистской манере игры его
партнера М. Лендваи. Игра Э., по свидетельству современников, была не
всегда ровной, но в каждом спектакле актер находил кульминац. сцены,
насыщая их эмоциональностью и глубокой мыслью. Э. принадлежит первое,
углубленное прочтение ролей нац. репертуара. В пьесе "Банк-бан" Ка-тоны
он играл сначала роль Отто (1834), затем Петура и позднее Банка (40-е
гг.).
В последние годы жизни много внимания уделял разработке теории актера
в искусстве; в книге "Актерское искусство" (1866)- получили отражение
прогрессивные взгляды Э.
Соч.: А szineszet konyve, Bdp., 1866. Лит.: В a ye r J., А nemzeti
jatekszin tor-tenete, kot. 2, Bdp., 1887; его же, Shakespeare dramai
hazankban, t. 1-2, Bdp., 1909;
Rakodczay P., Egressy Gabor es kora, Bdp.. 1911; Magyar
szinhaztortenet. Szerkesztette Hont
Г., Bdp., J 962; П e т е ф и Ш., Собр. соч. в 4 тт., пер. с венг., т.
4. Национальный театр. М., 1953, с. 131-35;
История западноевропейского театра, т. 4, М-, 1964, с. 360-64. А.
Гер.
ЭДЕН (Eeden), Фредерик, ван (3.IV.1860-16.VI. 1932) - голл. писатель,
драматург. Лит. деятельность начал как один из участников движения 80-х
гг. (т. н. -"восьмидесятники"), направленного против старых норм иск-ва,
за утверждение свободы творчества. В драматургии дебютировал живыми,
остроумными комедиями: "Сонет" (1883), "Студент дома" (1886), "Дон
Торрибио" (1887) и др. Увлечение идеями утопич., затем, христианского
социализма и толстовства определило направленность стихотворных драм Э.,
в к-рых выдвигается идея переустройства человеч. общества на основе
братской любви и равенства. Самая значит, из них - "Братья" (1894),
написанная под влиянием "Освобожденного Прометея" Шелли, исполнена
ненависти к слепой вере, к жестокой власти бога. В пьесе "Лиоба" (1897)
Э. призывает к преодолению вражды между людьми и индивидуализма через
самопожертвование. В центре драм "Луч любви" (1907) и "Идеалисты" (1909)
- конфликт между утопич. стремлениями личности и реальной
действительностью. В драме "Эйсбранд" (1908) Э. отказывается от
стремления бороться за справедливость. Утопия "Земля обетованная" (1909)
полна горькой насмешки над собств. неудачной попыткой организовать
комму-нистич. колонию. От романтического протеста против общественных
условностей и социального гнета Э. пришел в своем творчестве к
разочарованию в идеях социализма.
Лит.: VerwevA., F. Van Eeden, Santpoort, 1939.
Вл. О.
ЭДЕР, Борис Афанасьевич (р. 24.VI.1894) - сов. артист цирка;
укротитель-дрессировщик. Нар. арт. РСФСР (1939). Был акробатом,
гимнастом, создателем и исполнителем гимнастич. аттракциона ("Полет
вокруг Эйфелевой башни"). Как укротитель начал выступать в 1932 с
группой львов. Э. отказался от старого метода дрессировки,
заключающегося в подавлении зверя силой, он создавал обстановку игры,
беседы со зверями, вводил комические, вызывающие смех зрителей сценки.
Э. перенес внимание с групповых действий животных (пирамиды и пр.) на их
сольные выступления (один лев ходит по бутылкам, другой - катается на
шаре, третий - возит на спине укротителя). В 1940 Э. начал дрессировать
белых медведей (номер "Во льдах Арктики"). Выступал также с группой
тигров, леопардов. Позднее создал аттракцион с бурыми медведями
("Канатоходцы под куполом цирка") и аттракцион "Львы и всадники".
Участвовала работе над фильмами ("Опасные тропы", "Цирк" и др.).
Соч.: Мои питомцы, М., 1955.
Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М 3
ЭДИНБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - междунар. фестиваль музыки и драмы.
Проводится в Эдинбурге (Шотландия) ежегодно, начиная с 1947 (в течение
трех недель - с конца августа до середины сентября), силами художеств.
об-ва "Глайндборн сосайети лимитед". В Э. ф. принимали участие
крупнейшие симфонич. оркестры, выдающиеся солисты и театр. труппы мира,
включая СССР, а также разл. фольклорные ансамбли. В дни фестиваля
организуются выставки живописи, скульптуры и т. п. В 1962 муз. часть Э.
ф. была посвящена творчеству Д. Д. Шостаковича. Л. Б. /7.
ЭДМАН (Odmann), Арвид Фредерик (18.X.1850- 15.VII.1914) - швед.
артист оперы (тенор). Чл. Швед. муз. академии (1897). Придворный певец
(1906). Пению учился у Ф. Арльберга, Ю. Гюнтера и И. Хальстрема в
Стокгольме. В 1873 дебютировал на сцене швед. Королевской оперы
(Стокгольм) в "Волшебной флейте" (Тамино); в 1875-87 и 1899-1911ведущий
солист этого т-ра; в 1887-89 пел в Королевском т-ре (Копенгаген).
Чистый, светлый, гибкий, почти колоратурный в верхнем регистре голос Э.,
проникновенность и задушевность исполнения определили успех Э. в лирич.
партиях франц. и итал. опер: Ромео, Фауст ("Ромео и Джульетта", о. п.
Гуно), Джеральд ("Лакме"), Отелло (о. п. Верди), Хозе, Радамес.
Др. партии: Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Лионель ("Марта" Флотова),
Вильгельм Мейстер ("Миньон" Тома), Дон Оттавио ("Дон Жуан"), Альмавива,
Лоэнгрин, Ленский;
Горный король (о. п. Хальстрема) и др.
Лит.: Н а г d - о d in a n n A., A. odmann. Minnesblad, Stockh.,
1915; Lindenbaum A.,. A. Odmann, в сб.: Opera boken, Stockh., 1939-40. .
Вл. О.
ЭДУАРДС (Edwardes), Джордж (14. X. 1855- 4. X'. 1915) - англ. театр.
антрепренер. Возглавлял дублинский т-р "Гейети" (1875), затем лондонские
т-ры "Савой" (1881-85), "Гейети" (1885-1910), "Дейлис" (1893-1913). В
т-рах, руководимых Э., были сильные актерские труппы, они пользовались
популярностью. Деятельность Э. способствовала утверждению муз. комедии
на англ. сцене.
Пост.: "Дороти" Стивенсона, муз.. Селлера (1886). "Продавщица" Дэма,
муз. Кариоса и Монктона (1894), "Гейша" Холла, муз. Джонса (1896),
"Веселая вдова" Легара (1907), "Принцесса доллара" де Фальи и др. ф. /f.
ЭЗЕРИНЯ (наст. фам.-Я к о б с о н), Эмма (р. 17.III.1898) - латыш.
сов. актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1954). В 1922 окончила латыш. драм.
курсы под рук. Зелтматиса. С 1922 работала в периферийных т-рах Латвии.
В 1938 вступила в труппу Нац. т-ра (ныне Латв. т-р драмы). Вначале
играла драматич. роли (Анна Каренина, 1933) и участвовала в опереттах
(Сильва, 1928). В сов. т-ре в основном играла характерные роли. Э.
обладает ярким юмором, достигает сатирич. заострения образа. Драматич.
дарование Э. раскрылось в образах Роплайнихи ("Блудный сын" Блаумана,
1962), Бернарды ("Дом Бернарды Альба" Гарсиа Лорки, 1963).
Др. роли: Кате ("Сын рыбака" по Лацису; Гос. пр. СССР, .1950), Анна
("Земля зеленая") Упита, 1950), Манефа ("На всякого мудреца довольно
простоты" Островского, 1950), Смалко Лавиза ("К новому берегу" по
Лацису, 1954).
Лит.: P а ш s е К., Emma Ezerina, "Teatris un dzive". Almanah 7,
Riga, 1963, Ipp. 121-34. В. X.
ЭЗОП, Клодий (Clodius Aesopus) (l в. до н. э.)- др.-рим.
актер-трагик. Друг Цицерона, к-рого он учил дикции. По отзывам Цицерона
и более поздних авторов (Гораций, Квинтилиан), Э. славился величием
осанки, тщательно разработанной выразит, жестикуляцией, владел иск-вом
сильного эмоционально-пси-хологич. воздействия на зрителей. В описаниях
игры Э. обычно употребляли понятия "серьезный", "важный" (см. Гораций,
Послание II, 82; Квинтнлпан, Об образовании оратора, XI, 1, 111).
Сохранились предания о чрезвычайной увлеченности Э. исполняемыми им
ролями. Особенно успешно играл он в трагедиях Еврипида (Андромаха в о.
п., и др.). Последнее выступление Э. на сцене состоялось в 55 г. до н.
э. при освящении т-ра, построенного Помпеем.
Лит.: R i b b е с k 0., Die romische Tragodie im Zeitalter der
Republik, Lpz., 1886. Лид. Ф.
ЭЙГЕТ (Agate), Джеймс Эвершед (9.XI.1877-6.VI. 1947) - англ. театр.
критик. Лит. деятельность начал как театр. обозреватель газеты
"Манчестер гардиен", затем "Сатерди ревью", в 1923-47 - "Санди тайме".
Составил антологию англ. театр. -критики за 1660- 1932. Издал дневник,
к-рый вел с 1932 (в девяти книгах). В работах Э. дается обширный
ннформац. материал по истории англ. т-ра.
Соч.: Ego, the autobiography of James Agate, v. 1-9, L., 1935-48;
Brief chronicles. A survey of the plays of Shakespeare and the
Elizabethans in actual performance, L., 1943; Red letter nights. A
survey of the post-Elizabethan drama in actual performance on the London
stage. 1921- 1943, L., 1944; rmmonent toys. A survey of light
entertainment on the London stage. 1920-1943, L., 1945; English dramatic
critics. An anthology 1660-1932, L., 1932. Ф.К.
ЭЙЗЕН, Артур Артурович (р. 8.VI.1927) - рус. сов. артист оперы (бас).
По национальности латыш. Засл. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммуннстпч.
партии с 1964. В 1948 окончил Театр. уч-ще им. Б. В. Щукина при Т-ре им.
Вахтангова (актерский ф-т, курс И. М. Толчанова), в 1956 - Моск.
консерваторию (вок. ф-т, класс В. М. Политковского). В 1949-57 - солист
Краснознаменного ансамбля Сов. Армии им. А. В. Александрова. В 1957 в
партии Дона Базплио дебютировал на сцене Большого т-ра. Впервые на сов.
сцене исполнил в опере партию В. П. Ленина ("Октябрь" Мурадели).
Свободно звучащий, мягкий бас Э. отличается светлой прозрачностью
верхов, чистотой интонаций. Обладая драм. талантом, Э. создает выразит,
муз.-сценич. образы.
Партии: Мельник, Галицкий; Варлаам, Иван Хованский ("Борис Годунов",
"Хованщина"), Мефистофель ("Фауст"), комиссар Воробьев ("Повесть о
настоящем человеке" Прокофьева), Пестель ("Декабристы" Шапорина),
Баптиста ("Укрощение строптивой" Шебалина) и др.
Лит.: Абрамов Г., Артур Эйзен, "Сов. музыка", 1956, .ј 7, с. 104;
Говорит Артур Эйзен, там. же, 1964, ј 4, с. 152-53; Г о л у б Г.,
Впервые на оперной сцене, "Театр", 1964, ј 8, с. 4-5. А. Ив.
ЭЙЗЕНШТЕЙН, Сергей Михайлович [10(22).!. 1898-11. II. 1948] - рус.
сов. режиссер, художник, теоретик кино. Засл.-деят. нск-в РСФСР (1935).
Докт искусствоведения. Учился в Петрогр. ин-те гражда ских инженеров.
Крупнейший деятель сов. кино, своим творчеством доказал связь иск-ва
кино с т-ро] В 1920 вступил в 1-й Рабочий т-р Пролеткульта, сбл знлся с
ЛЕФом, работал как художник, оформлю спектакли ("Мексиканец по Лондону,
1921, и др. Затем поступил в Гос. высшие режиссерские маете] ские,
возглавляемые В. Э. Мейерхольдом. Э. пос/ в т-ре Пролеткульта спектакли:
"Мудрец" (по комедп Островского "На всякого мудреца довольно проста
ты"), "Слышишь, Москва?" и "Противогазы (сценари Э. п С. М. Третьякова;
пост. на территории Моск. газе вого завода). Спектакли Э. носили
гротесково-эксцен трич. характер, ставились по принципу "монтажа ат
тракционов". По собств. признанию Э., уроки и репе тиции Мейерхольда
оказали на него большое влияние методы работы Мейерхольда над спектаклем
сказалпс] на принципе построения сценария и др. художеств принципах Э.
Спектакль "Мудрец" был положен в ос нову пост. им короткометражного
фильма "Весеннш улыбки Пролеткульта". В 1940 пост. оперу "Валькирия"
Вагнера в Большом т-ре (Москва).
Наибольшую известность как режиссер получил в кино. Создал ряд
выдающихся сов. фильмов, в т. ч.:
"Стачка", "Броненосец "Потемкин""" "Александр Невский", "Иван
Грозный".
С 1932 возглавлял кафедру режиссуры во ВГИКе (с 1937 - профессор).
Гос. пр. СССР (1941 и 1946). Н. Вел.
ЭЙЗОЛЬДТ (Eisold), Гертруда (30.XI.1870-6.1. 1955) - нем. актриса.
Окончив драматич. класс в Мюнхенской консерватории, вступила в труппу
Мюнхенского придворного т-ра, затем перешла в Мейнпн-генский т-р (в 1890
участвовала в гастролях этого т-ра в России). В 1893-97 работала в
Штутгартском т-ре, с 1897 в Берлине ("Шиллер-театр", "Лессинг-театр").
Большое значение для творч. биографин актрисы имела ее встреча с
режиссером М. Рейнхардтом, к-рый привлек Э. в 1902 в организованный им
Малый т-р (Kleines Theater). Заняв в труппе Рейнхардта ведущее
положение, Э. выступала и на сценах др. руководимых им т-ров (Новый т-р,
Нем. т-р, т-р "Каммер-шпиле"). Э.- одна из самых своеобразных актрис
нем. сцены. В своем творчестве она стремилась передать тревожную
взволнованность, нервозность, душевное смятение своих героинь. Иногда
подчеркивала подсознательные мотивы их поведения, исступленную страсть.
Умная, темпераментная актриса, Э. передавала тонкие оттенки чувств. В ее
исполнении сочетались гротеск и лирика, что придавало игре Э. резкую
контрастность, взволнованный ритм.
Лучшие роли: Лулу ("Дух земли" Ведекинда), Электра (о. п.
Гофмансталя), фрекен Юлия (о. п. Стриндберга), Нора; Настя ("На дне, шла
под назв. "Ночлежка"), Пак ("Сон в летнюю ночь"), Кетхен и Пентесилея
("Кетхен из Хейльбронна" и о. п. Клейста), фру Альвинг.
Лит.: I h е r i n g H., Von Joseph Kainz bis Paula Wessely,
Hdib.-B.-Lpz., 1942. И. Н.
ЭЙНРЕ (Эйнер), Хельми Александровна (р. 1.1. 1888) - эст. артистка
оперы (лирико-драматпч. сопрано). Сыграла выдающуюся роль в создании
эст. муз. т-ра. Пению училась в Петербурге и в Италии. Дебютировала в
т-ре "Эстония" в 1912 (в оперетте "Милый Августин" Фалля). Впервые в
эст. муз. т-ре исполнила партии Татьяны и Виолетты. Обладала красивым,
широкого диапазона голосом п ярким сце-нич. дарованием. Партии: Амнерис
("Аида"), Мюзетта ("Богема"), Тоска; Донна Анна ("Дон Жуан"), Ярославна,
Лиза.
В 1934 оставила сцену. Выступала как концертная певица.
Гастролировала за рубежом. Вела педагогич. работу в Таллинской
консерватории (1932-36) и Эстонском т-ре оперы и балета (1949-.W A - rr
ЭЙС (Eis), Мария (22.II.1896-18.XII.1954) -аистр. актриса. В 1917
окончила театр. ф-т Венской академии музыки. В 1918-25 играла в т-ре
"Нейе ви-нер бюне", где исполняла гл. обр. трагедийные роли:
Клитемнестра ("Электра" Софокла), Гертруда ("Гамлет"), Юдифь ("Уриэль
Акоста" Гуцкова). В 1926- 132 - актриса Гамбургского т-ра. Роли: Мария
Стюарт; баронесса Штраль ("Маскарад"), Полли ("Трехгрошовая опера"
Брехта) н др. В 1933 переехала в Вену, где стала ведущей актрисой
"Бургтеатра". Роли: королева Елизавета ("Мария Стюарт"), Кримхиль-да
("Нибелунги" Хеббеля), Медея (о. л. Грильпарце-ра), Меланья ("Егор
Булычев н другие"), Аркадина ("Чайка") п др.
Творчество Э. сочетало глубокое трагедийное дарование и острую
характерность. Игра актрисы отличалась эмоциональностью, она наделяла
своих спе-нич. героинь волей, мужеством.
Лит.: Schinnere r-K a m l e r L., Maria Eis, Graz 1961; Fontana O.,
Wiener Schauspieler von Mit-terwurzer bis Maria Eis, W., 1948. Л. Лоб.
ЭЙХЕНВАЛЬД, Антон Александрович [1(13). V. 1875-1952] - рус. сов.
композитор, дирижер, режиссер, педагог, фольклорист. Нар. арт. Башк.
АССР (1945). Музыке учился у Н. С. Кленовского, С. И. Танеева и Н. А.
Римского-Корсакова. В 1894-1917 - антрепренер, дирижер, хормейстер,
художник оперных трупп в провинции. В 1924-28 дирижировал оперными и
симф. оркестрами во Франции. С 1928 работал дирижером и педагогом во мн.
городах СССР.
Оперы: "Степь" (1931, Средне-Волжская краевая опера, Самара),
"Мэрген" ("Меткий стрелок", 1940, Башк. т-р оперы и балета, Уфа),
"Ашказар" (1944, там же) и др.
Балеты: "‚лочка" ("Зима")-детский балет (1913, Одесский гор. т-р),
"Жар-птица" ("Иван-царевич", 1925, т-р "Альгамбра", Париж) и др.
Муз. комедия "Табачный капитан" (1942, Куйбышевский т-р оперы и
балета). Писал также музыку к драм. спектаклям.
Пост. оперы: "Нерон" Рубинштейна (1905, Нижний Новгород), "Чародейка"
Чайковского (1910, Баку), "Ася" Ип-политова-Иванова (1912, Харьков) и
мн. др.
Лит.: С. Т., Славный юбилей, "Сов. музыка", 1950, 7. Л. Ив.
ЭЙХЕНВАЛЬД (по мужу -Трезвинекая), Маргарита Александровна
[20.XI(2.XII).1866 - после 1948] - рус. артистка оперы
(лирико-колоратурное сопрано). В 1889 окончила Моск. консерваторию. В
1889-1901 - солистка Большого т-ра (Москва). С 1901 пела в Тифлисе и
разл. частных оперных труппах. Затем уехала за границу. Обладала
небольшим, но мягким голосом серебристого тембра, драматич. дарованием.
Иск-во Э. высоко ценил Н. А. Рпмскпй-Корсйков. Вела педагогич. работу.
Партии: Снегурочка; Горислава ("Руслан и Людмила"), Татьяна; Иоланта
(о. п. Чайковского), Марья Власьевна ("Сон на Волге" Аренского),
Маргарита ("Фауст"), Гретель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Паж
("Гугеноты"), Дездемона ("Отелло" Верди), Микаэла; Памина ("Волшеб-.ная
флейта") и др. А. Ив.
ЭЙХЛЕРУВНА (Eichlerowna), Ирена (р. 19.IV. 1908) - польская актриса.
Окончила Варшавский ин-т театр. иск-ва. Ученица проф. А. Зелъверовича. С
1929 выступала в т-рах Вильно, Львова, Варшавы. Во время 2-й мировой
войны играла в Бухаресте, Париже, Рио-де-Жанейро. В 1948 вернулась в
Польшу, работала в "Т-ре Народовы" и др. Э.- актриса большого
трагедийного темперамента, игра ее отличается экспрессией.
Лучшие роли: Саломея (о. п. Уайльда), Мария Стюарт; миссис Уоррен
("Профессия миссис Уоррен" Б. Шоу), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и ее
дети" Брехта).
Л. Мал.
ЭИЧЕЛЬБАУМ (Eichelbaum). Самуэль (р. 14.XI. 1894) - аргент.
драматург. Был театр. критиком. В 1919 дебютировал одноактной пьесой "В
сельской тиши" (труппа Муиньо - Алпппп, Буэнос-Айрес). Пьеса "Сеньорита"
(1930, труппа Э. Франко, Буэнос-Айрес) удостоена 1-й Муниципальной пр.
Комедией
Э. "Кот п его семья" открылся Нац. т-р комедии в Буэнос-Айресе. В
пьесе "Бравый парень девятисотого..." (1940, Буэнос-Айрес) Э.
противопоставляет изворотливости, беспринципности политиканов душевную
чистоту, цельность людей из народа. Пьеса награждена национальной
Муниципальной пр. В 1955 комедия Э. "Две руки" (труппа "Фарс") была
признана Ассоциацией театр. критиков Буэнос-Айреса лучшей пьесой года.
Пьесы Э. реалистичны, проникнуты глубокой человечностью, верой в
нравств. силу простых людей. И. С.
ЭК (Ek), Андерс (р. 7.IV.1916) - швед. актер. Окончил школу при
Королевском драм. т-ре (Стокгольм) и в 1938 дебютировал на его сцене.
Работал в Новом т-ре (Стокгольм), в т-ре в Мальме, Гетеборг-ском т-ре,
"Интимном т-ре" и Королевском драм. т-ре. С 1960 - актер Гор. т-ра
(Стокгольм). Игра Э. отличается эмоциональной силой, актеру присуще
своеобразное, несколько нервное обаяние. Э. создает характеры сложные,
незаурядные, выражающие драм. противоречия времени. Среди лучших ролей:
Макбет;
Жан ("Фрекен Юлия" Стриндберга), Густав IV Адольф ("Драгоценности
королевы" Альмквиста), Варавва (о. п. Лагерквиста), Войницкий; Иозеф К.
("Процесс" по Кафке), Калигула (о. п. Камю), Хольгер ("Вот твоя роза"
Гревениуса). Снимается в кино. Вл. М.
ЭКАНКИ (букв.- одночастный) - инд. одноактные драмы. Возникли во 2-й
пол. 19 в. Основаны на традиц. классич. одноактных драмах, испытали
влияние европ. драматургии. Возникновение Э. было вызвано обществ
енно-политич. развитием страны, ростом нац. самосознания парода. Э.
отличаются от классич. образцов инд. драматургии тематикой и сюжетами, в
них изменен характер действующих лиц. Они написаны прозой. С течением
времени выработалась определенная структура Э., предусматривающая
единство цели, цельность характера, единство места, времени и действия.
Популярность представлений Э. особенно возросла в годы 2-й мировой войны
и в период максимального подъема нац.-освободит, движения (40-е гг.). В
эти годы Э. получают сценич. воплощение (до этого обычно предназначались
для чтения). С созданием в 1943 Ассоциации народных театров Индии Э.
становятся средством пропаганды идеи индо-мусульманского единства,
солидарности прогрессивных сил в борьбе против империализма и
феодализма. Представления Э. собирали многотысячные аудитории в городах
и деревнях Индии. Особенное значение эти постановки имели в деревнях с
неграмотным населением. В 60-е гг. Э. становятся одним из самых
популярных видов инд. драматургии. Э. пишут драматурги А. Сатхе и Атре
(на маратхи), Умачандран, Гухан,' Кришнамурти (на тамили), М. Идашшери,
Т. Бхаси, Р. Пиллай (на малаялам), X. А. Аббас и К. Чандар (на урду), К.
С. Дуггал и С. С. Секхон (на пенджаби), У. Ашк, С. Г. Эканки Дас, Р.
Варма (на хинди) и др.
Лит.: Литературы Индии, М., 1958; Новейшая история Индии, М., 1959;
Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961; П о т а б енкОС.,
Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962;
Вишневская Н. А., Индийская одноактная драма, М., 1964; на яз. хинди,
Натаккар Ашк, Аллахабад, 1954; Бхаратен-ду кала, Калькутта, 1950. Св. П.
ЭКАРТЕ (от франц. ecarte - удаленный) - поза классич. танца, при
к-рой тело танцовщика опирается на выпрямленную ногу, другая, тоже
прямая, поднята и отведена в сторону. Рука, противоположная опорной
ноге, поднята вверх, другая - отведена в сторону. Корпус наклонен в
противоположную сторону от отведенной ноги. Тело танцовщика по отношению
к зрителю повернуто по диагонали ("отвращено"). При этом тело
поворачивается по диагонали так, что отведенная в сторону нога может
быть направлена на зрителя или от него.
Существуют и другие варианты этой основной схемы позы Э.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., Л.-М-,
ЭКВИЛИБРИСТИКА (от лат. aequilibris - находящийся в
равновесии) - цирковой жанр; иск-во сохранять "баланс" (устойчивое
положение, равновесие) на разл. аппаратах (снарядах) и в разных
положениях (на двух или па одной ноге, на руках, на голове и т. д.).
Номера Э. состоят в исполнении трюков на неустойчивых снарядах
(свободная или туго натянутая проволока или канат; неукрепленная
лестница; шары; поставленные друг на друга стулья; верхний конец шеста,
помещенный на лоб, плечо партнера и т.д.).
Э/известна с древнейших времен, но особое распространение получила со
2-й пол. 19 в. Как компонент др. цирковых жанров Э. входит почти во все
виды акробатики и гимнастики, в индивидуальные и групповые номера
(стойки на голове, на руках, на пальцах, на неподвижных или
раскачивающихся трапециях под куполом цирка, в номерах конной
акробатики, велосипедной езды по кругу манежа), отдельные элементы Э.
используют жонглеры. А. Шн.
ЭКГОФ (Ekhof, Eckhof), Конрад (12????.1720- 16.VI.1778) - нем. актер
и театр. деятель. Служил писцом. В 1740 дебютировал в роли Ксифареса
("Мит-ридат" Расина) в гамбургской труппе И. Шенемана. В 1757 порвал с
Шенеманом вследствие творч. разногласий. С 1758 играл в гамбургской
антрепризе Г. Коха. С 1764 работал в труппе К. Аккермана, в 1767-68 был
актером Гамбургского нац. т-ра, когда здесь работал Г. Э. Лессинг. Э.
был любимым актером и единомышленником Лессинга. Позже выступал в труппе
А. Зейлера, с 1775 руководил придворным т-ром в Готе.
Творчество и многосторонняя театр. деятельность Э. во многом
подготовили реформу нем. т-ра, предпринятую его учеником - нем. актером
Ф. Л. Шредером. Постепенно отходя от классицистской манеры игры, Э. стал
первым интерпретатором просветительской бурж. драмы на нем. сцене.
Лучшие роли: Одо-ардо, Маллефонт, Тельгейм ("Эмилия Галотти", "Мисс Сара
Сампсон", "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Барнвел ("Лондонский купец"
Лилло), Отец семейства (о. п. Дидро). Э. обладал звучным, выразит,
голосом, игра его отличалась чертами жизненного правдоподобия,
естественностью слова и жеста, высокой сценич. техникой.
Э. первым в Германии обратился к разработке теории сценич.
мастерства, обобщению опыта актерского творчества. Он организовал в
Шверине (1753) т. н. Академию шенемановского об-ва, в к-рой актеры
читали и обсуждали новые пьесы, их исполнение. Несмотря на кратковрем.
существование (13 месяцев), академия способствовала укреплению
художеств. и этич. основ просветительского нем. т-ра. Э. выступал как
театр. педагог, уделял большое внимание воспитанию молодых актеров. Был
также критиком, драматургом-переводчиком, историком нем. т-ра.
Лит.: Fettin g H. (Hrsg.), Conrad Ekhof. Ein Schauspieler des
achtzehnten Jahrhunderts, B., 1954; P i en s G., Conrad Ekhof und die
erste deutsche Theater-Akademie, {Dresden, 1956]; Троицкий З., Карл
Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, M.-Л., 1940.
ЭКЕРУТ (Ekeroth), Бенгт (р. 8.II.1920) --швед. актер, режиссер. В
1941 окончил в Стокгольме школу при Королевском драм. т-ре и вступил в
труппу Нового т-ра, где работал до 1947. Выступал в т-рах Мальме и
Гетеборга. В 1953-60 - актер и режиссер Королевского драм. т-ра, с 1960
- Гор. т-ра (Стокгольм). Э. присущи суховатая, неск. рационалистич.
манера исполнения, четкая пластика. В пост. Э. ана-литич. глубина, остро
современное звучание спектакля сочетаются с новаторскими поисками
решения сценич. пространства, выразит, зрелищностыо.
Роли: Гамлет; Платонов (о. п. Чехова), Кутюр ("Асмодей" Мориака),
Архитектор ("Двенадцать разгневанных мужчин" Роуза), Габриэль Фонтан
("Победа во тьме" Лагерквиста) и др.
Пост.: "Донья Росита" Гарсиа Лорки (1951), "Дьявол и бог" Сартра
(1953), "Гамлет" (1954); "Долгий день уходит в ночь" 0'Нила (1957),
"Кавказский меловой круг" (1951 и 1963) и "Галилей" (1955) Брехта,
"Отец" Стриндбсрга (1962), "Филоктет" Софокла (1964) и др. Снимается в
кино.
Лит.: H j e r n К., Teater vid Gotaplatsen. Goteborgs Stadsteater
1934-1959, Goteborg, 1959; Dramaten 175 ar. Studier i svensk scenkonst,
Stockh., 1963. ?. M.
ЭКЗЕРСИС (франц. exercice, от exercer-упражнять, развивать путем
упражнений) - основная часть урока класснч. танца, состоящая из
упражнений, способствующих развитию мышц, связок, выработке
выво-ротности, устойчивости, равновесия, а также воспитанию координации
движений у танцовщика. Э. выполняется как у станка, так и на середине
зала. Ежедневные Э. (с первого года обучения и до окончания сценич.
деятельности танцовщика) состоят из одних и тех же элементов.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического балета, 3 изд., М.- Л.,
194S; Beaumont С. W., J d z i -k o w s k i St., A manual of the theory
and practice of classical theatrical dancing (methode Cecchetti), L.,
1935. А. И.
ЭКИМЯН, Срапнон [2().VIII(7.IX).1832-7(19).III. 1892] - арм.
драматург. Автор историч. пьес роман-тич. направления. Первый сборник
соч. Э. вышел в 1857, сюда вошли пьесы "Арташес и Сатеник" (1848),
"Армак и Ашхен" (1860), "Самвел" (1854-56), "Ваграм" (1856). Написал
также пьесы "Смбат", "Смерть Гнела", "Аршак" и др. Был активным театр.
деятелем, способствовал организации арм. проф. т-ра в Константинополе
(1861). Б. А.
ЭККЕРТ, Фердинанд Фердинандович (1.1 П. 1865 ?.VIII.1941) - рус. сов.
композитор, музыкант (валторнист), дирижер, педагог. Засл. деят. иск-в
РСФСР (1931). В 1895-1912 - солист оркестра Большого т-ра. Был дирижером
моек. т-ров: "Эрмитаж", Интернациональный т-р, т-p "Буфф", Никитский
т-р; с 1921 - дирижер Моск. т-ра оперетты. Руководил пост. собств.
оперетт, а также оперетт "Женихи" Дунаевского и "Игра с джокером"
Багриновского (обе в Моск. т-ре оперетты, 1927) и др.
Оперетты: "Амур и Психея" (1902, Интернациональный т-р, Моеква),
"Возвращение Менелая" (соч. 1903), "Король кормилиц" (1907, Никитский
т-р, Москва), "Веселое путешествие" (1910, т-р "Буфф", Москва),
"Атлантида" (1924, Моск. т-р оперетты, в помещении Дмитровского т-ра),
"Чарито" (1935, Моск. т-р оперетты); Э.- также автор комич. оперы
"Фрина" (1909, моек. т-р "Эрмитаж") и др.
Вел педагогич. работу, был профессором Моск. консерватории.
Лит.: Я н к о в с к и и М., Советский театр оперетты. Очерк истории,
Л. - М., 1962. А. Ив.
ЭККИКЛЕМА (греч. - букв. выкатывание) - подвижная
площадка в др.-греч. т-ре, выкатывавшаяся на орхестру из здания скены в
тех случаях, когда требовалось показать события, происходившие внутри
дома, дворца или храма (напр., ,в "Хоэ-форах" Эсхила, "Ахарнянах"
Аристофана). В трагедиях при помощи Э. разыгрывались обычно сцены
убийства, происходившие внутри здания, в комедиях Э. применялась при
пародировании трагедий. В. Я.
ЭКЛОГА (греч. - отбор, выбор) - один из жанров античной
буколич. поэзии. Э. имеет форму диалога между пастухами, пастушками и
селянами или форму песен, поэм о прелестях сельской жизни. Близок к
пасторали. В 14 - нач. 15 вв. в жанре Э. писал свои ранние пьесы X. дель
Энсина.
ЭКМАН (Ekman), Йеста (28.XII.1890-12,1.1938) - швед. актер. В 1908
дебютировал на сцене "Оскар-т-ра" (Стокгольм). Гастролировал с разл.
труппами по провинции, в 1913-25 - актер Швед. т-ра (Стокгольм).
Хрупкий, изящный, с нервным лицом, проникновенным голосом, Э. вскоре
получил шумную известность, играя героев-любовников. В 20-е гг. основу
его репертуара составили роли: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира),
Петруччио ("Укрощение строптивой"), Лионель ("Орлеанская дева" Шиллера),
Принц, Пер, Эрик ("Белый лебедь", "Путешествие счастливчика Пера",
"Густав Ваза" Стриндберга). В 1926-30 работал в "Оскар-т-ре", с 1930 до
конца жизни - в "Т-ре И. Экмана". Под рук. реж. П. А. Линдберга, в
течение ряда лет возглавлявшего этот т-р, Э. создал свои лучшие сценич.
образы: Джо Менг ("Королевский сброд" Бергмана), Филипп ("Возможно поэт"
Юсепсона), Палач (о. п. Лагерквиста), Пер Гюнт; Яльмар Экдаль ("Дикая
утка" Ибсена), Шейлок. Снимался в швед., дат. и нем. фильмах.
Постоянная тема творчества Э.-трагич. столкновение чистого, гордого,
легко ранимого человека с пошлой, жестокой обыденностью - особенно
сильно прозвучала в его последних ролях: Гамлет; Павел Протасов ("Дети
солнца"). После смерти Э. был осн. "фонд И. Экмана" для поддержания
талантливых молодых актеров.
Лит.: Ekman H., Gosta Ekman, Stockh., 1938;
Lindberg Р., Gosta Ekman, Stockh., 1943; H i l l e s ? ro m G.,
Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953. Вл. М.
ЭКСКУЗОВИЧ, Иван Васильевич (1883-1942) - рус. сов. театр. деятель.
Окончил Петерб. ин-т гражданских инженеров. Работал как архитектор.
После революции (с 1917) -- управляющий петрогр. гос. академич. т-рами,
в 1924-28-управляющий гос. академич. т-рами Москвы и Ленинграда. Э.автор
первой в России книги, посв. технике театр. сцены.
Соч.: Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930. С.
Г.
ЭКСОД (греч. дословно - уход) - в др.-греч. т-ре заключит,
часть представления, в конце к-рого актеры и хор покидали место игры. В
Э. возможен диалог актеров между собой, актера с корифеем (предводителем
хора), а также коммос (в трагедии).
ЭКСОСТРА - см. Эккиклема.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ при МХАТе СССР им.М.
Горького. Осн. в 1942 для помощи т-рам, работавшим в военных условиях.
Лаборатория занималась разработкой и изысканием портативных конструкций
сценич. площадок, декораций, заменителей дорогостоящих материалов,
рационализацией и упрощением монтировочных средств. В последующие годы
деятельность лаборатории расширилась. Она стала заниматься всеми
разделами сценич. технологии: организацией производств, процесса в
мастерских и на сцене, изучением и обобщением новых приемов,
приспособлений и конструкций (постройка декораций, костюмы, световое
оформление, сценич. эффекты), а также исследованием творч. метода
режиссеров и художников в области сценич. оформления спектакля и др.
Работы лаборатории экспонировались на выставках в Москве, Ленинграде и
др. городах Советского Союза. В работе Э. с. л. принимали участие
актеры, художники, работники постановочных частей моек. и периферийных
т-ров. Лаборатория опубликовала св. 60 брошюр и ряд статей (Гремислав-с
к и и И. Я., Композиция сценического пространства в творчестве В. А.
Симонова; его же, Техника театральной живописи; 3 а я в л и н Г. А.,
Постановочная часть в театре; Попов В. А., Звуковое оформление
спектакля; Барков В. С., Световое оформление спектакля; Коссаков-с к и и
А. В., Техника постройки декораций; Серебрякова Т. Б., Мягкие и
аппликационные декорации и др.).
В 1964 на базе Э. с. л. создан Научно-исследовательский отдел
театральной технологии и техники при Гипротеатре. В. Ul.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение, выявление) -
направление в иск-ве и лит-ре, возникшее в Германии в 10-е гг. 20 в.
Непосредств. предпосылки Э.- резко усилившееся в нач. 20 в. недовольство
демократич. интеллигенции общественно-политич. жизнью и культурным
развитием Германии, где торжествовали циничное стяжательство, мещанское
самодовольство, расширялась шовинистич. милитаристская пропаганда,
происходил процесс бюрократизации, обуржуазивания верхушки
социал-демо-кратич. партии; кризис обществ, и научного сознания,
вызванный экономич. и политич. кризисами, развитием естественных наук,
получивший выражение в субъективистских философских учениях Ф. Ницше, 3.
Фрейда, Э. Маха, в идеалистич. феноменологии Э. Гуссерля.
Э. возникал в полемике против натурализма и против эстетского ухода
от действительности, провозглашаемого символистами, неоромантиками,
сторонниками "искусства для искусства". Он не имел целостной
идейно-эстетич. программы, развивался как движение, захватившее самых
разных по философским и политич. взглядам литераторов и художников,
к-рых объединяло открыто враждебное отношение к нем. действительности,
стремление создавать иск-во, выражающее "сокровенный" смысл жизни,
способное активно воздействовать на читателей, зрителей, иск-во
"проповедническое", вызывающее гнев или энтузиазм. В развитии
драматургии нем. Э. в ранний довоенный период заметны два направления: в
драмах "Нищий" Р. Зорге (1912), "Юноша" (1913), "Сын" (1914) В.
Га-зенклевера воплощены гл. обр. отвлеченно философская этич.
проблематика, а также противоречия между "отцами" и "детьми", смятение
одиноких героев, окруженных чуждой, враждебной средой; пьесы же К.
Штернхейма "Панталоны" (1911), "Шкатулка" (1912), "Бюргер Шиппель"
(1912), "Сноб" (1913) отличаются социально-бытовой и психологич.
конкретностью, остро сатирич. гротеском. Новый этап в развитии
экспрессионистской драматургии наступает в годы 1-й мировой войны и
революц. подъема 1918-21. Отвлеченная философичность, наивно
пацифистский гуманизм характерны для пьес Ф. Верфеля "Человек из
зеркала" (1920) и Э. Барлаха "Бедный родич" (1918), "Настоящие
Зедемунды" (1920). Им противостоят ис-торич. или условно аллегорич.
драмы, в к-рых ставятся социальные проблемы: "Спаситель" (1916) и
"Антигона" (1917) Газенклевера, "Граждане Кале" (1914), "Коралл" (1918),
"Газ I" (1918), "Газ II" (1920) Кайзера, "Род" (1916), "Площадь" (1920)
Ф. Унру. Во мн. экспрессионистских пьесах этого времени - "Морской бой"
Р. Геринга (1917), "Не признающие насилия" Л. Рубинера (191S),
"Преобразование" Э. Тол-лера (1919) выражены мечты о решит, изменении
обществ. порядка, о социализме и всеобщем мире, а также пацифистские
идеи. Большинство драматургов, примыкавших к Э., были противниками войны
и нем. милитаризма. Многие из них стали деятельными участниками
революции (Бехер, Толлер, Вольф, Рубинер). Вместе с тем
экспрессионистское мировосприятие характеризовалось наивным гуманизмом,
стремлением к "духовной", не насильственной борьбе.
Последний период развития Э.- годы угасания революц. движения.
Наиболее значит, экспрессионистские пьесы этого периода - "Рабочие,
солдаты, крестьяне" Бехера (1921), "Человек-масса" (1921), "Разрушктели
машин" (1922), "Хинкеманн" (1923), "Гоп-ля", мы живем!" (1927) Толлера,
"Бедный Конрад" Ф. Вольфа (1924) - посвящены политич. и со-циально-этич.
проблемам: неизбежность и трагичность революц. насилия, противоречие
между личностью и коллективом, героем и массой, преодоление пессимизма,
возникающего после поражения революции, и т. п.
Для драматургии Э. характерны общие черты: открытое выражение ведущей
идеи (философской, политич., нравственной, религиозной), к-рая
становится гл. содержанием драмы; обнажены (нередко до схемы) коллизии,
развивающиеся обычно в условной исторической или фантастической,
сказочной обстановке. Авторы не стремятся к индивидуализации персонажей,
к-рые иногда не имеют имен ("отец", "сын", "мать", "девушка" и т. п.) и
становятся обобщенными "рупорами идей", язык приподнят, напряженно
патетичен.
Те же черты свойственны и театр. иск-ву Э. Режиссеры, художники,
актеры отказывались от бытовой и историч. достоверности обстановки, от
создания конкретных характеров. Одним из нововведений т-ра Э. стало
применение луча прожектора, высвечивающего участки темной сцены или
отдельных персонажей. Первый спектакль в стиле Э. был осуществлен О.
Кокоткой, поставившим в 1908 в Вене свою пьесу "Сфинкс и чучело".
Экспрессионистские приемы нек-рое время использовал М. Рейнхардт в пост.
пьес Шекспира, Шиллера, Г. Бюхнера, Р. Роллана. Известный
режиссер-экспрессионист Л. Йеснер ставил (с 1919) в "Штаатстеатре"
экспрессионистские пьесы и классич. драматургию, применяя геометрич.
конструкции, выделяя эпизоды и отдельных персонажей для действенного
выражения гл. идей.
Драматургия и т-р Э. подвергались критике. Б. Брехт и Э. Пискатор, в
молодости испытавшие влияние Э., осуждали его за абстрактность,
идеалистич. утопизм, ходульную высокопарность, игнорирование реальной
действительности. Венг. философ и лит. критик Д. Лукач, нем. критик А.
Курелла характеризовали Э. как декадентское и реакц. течение.
Консервативная и фашистская печать называла Э. "культу
р-болыпевизмом", "враждебным германскому духу". В годы гитлеризма книги,
пьесы, живопись и скульптура Э. запрещались и уничтожались. Большинство
представителей Э. эмигрировало или подвергалось преследованиям. После
1945 в ГДР, ФРГ и др. странах (Австрия, Швейцария, США) возрастает
интерес к теоретич. и творч. наследию нем. Э. Пьесы Кайзера, Штернхейма,
Газенклевера, Толлера ставят в т-рах ГДР и ФРГ, издаются многочисл.
исследования об Э. Влияние драматургии, театр. опыта и эсте-тич.
принципов Э. заметно в творчестве совр. драматургов: П. Хакса (ГДР), В.
Борхерта, М. Вальзера, П. Вейса (ФРГ), М. Фриша, Ф. Дюрренматта, У.
Бехера (Швейцария).
Лит.: Вальцель О., Импрессионизм и экспрессионизм в современной
Германии (1890-1920), пер. с нем., М., 1922; Гвоздев А., Театр
послевоенной Германии, М.-Л., 1933, с. 27-49; его же. Экспрессионизм в
немецкой драме, "Современный запад", М., 1922, кн. 1; Коган П. С., О
социальной драме, "Красная Новь", 1923, кн. 4; М а р к о в П.,
Современная экспрессионистская драма в Германии, "Искусство", М., 1923,
ј 1; е г о же, Театроведение в современной Германии, "Наука и иск-во",
1926, Na l; Пискатор Э., Основание социологической драматургии,
"Советский театр", 1931, ј 5-6; Рейх Б., О современном немецком театре,
"Печать и революция", 1926, кн. 2; е г о же, Революционная драматургия в
Германии, там же, 1927, кн. 5; Экспрессионизм. Сб. статей, П.-М., 1923;
Павлова Н., Экспрессионизм и реализм, "Вопросы литературы", 1961, ј 5; Б
р е х т Б., Театр. М., 1965, т. 5/1, с. 477- т. 5/2, с. 18, 26-27; Bahr
H., Expressionismus, Munch., 1920; Edschmid K., Uber den Expressionismus
in der
Literatur und die neue Dichtung, B., 1919; W a l d e n H., Einblick
in Kunst. Der Expressionismus..., 6 Aufl., B., 1924; Emmel F., Das
ekstatische Theater, Prien, 1924;
Schneider P. J., Der expressive Mensch und die deutsche Lyrik der
Gegenwart, Stuttg., 1927; B a b J., Das Theater der Gegenwart, Lpz.,
1928; D i e b o l d B.. Anarchie im Drama, 4 Aufl., B., 1928; Keller M.,
Der deutsche Expressionismus im Drama..., Weimar, 1936; Ziegler K., Das
Drama des deutschen Expressionismus, "Deutschunterricht", 1953, ј 5;
Fechter Р., Das europaische Drama. Vom Expressionismus zur Gegenwart,
Mannheim, 1958;
0 t t e n K., Schrei und Bekenntnis. Expressionistisches Theater,
Darmstadt, 1959; Musdig W., Von Trankl bis Brecht. Munch., 1961; Portner
P., Literatur-Revolution 1910-1925. Dokumente. Manifeste. Programme,
[Bd] 1-2, Darmstadt, 1960-61; Piscator E., Das politische Theater,
Hamu., 1963. Лев. К.
Э. в опере. Музыкальный Э. сформировался и существовал как единое
идейно-стилистич. явление в Германии и Австрии с нач. 20 в. до конца
20-х гг. и проявился в творчестве неск. композиторов. Предвестниками Э.
в муз. т-ре стали одноактные оперы Р. Штрауса "Саломея" (1905) и
"Электра" (1909), а первыми его образцами - соч. главы
экспрессионистской, т. н. нововенской, школы А. Шенберга: монодрама
"Ожидание" (соч. 1909, пост. 1924) и драма с музыкой "Счастливая рука"
(на собств. текст, соч. 1913, пост. 1924). Содержание "Ожидания" - смена
причудливых, зыбких чувств, ощущений, видений, рождающихся у героини в
таинственной атмосфере ночного леса, в ожидании неминуемой душевной
катастрофы. Помимо сквозного, прерываемого инструментальными
интермедиями монолога меццо-сопрано, насыщенного полуговором,
полупением, огромную роль в монодраме играет оркестр, партитура к-рого
изобилует многократными повторами одних и тех же мело-дич. оборотов и
тонким хроматизмом. В драме "Счастливая рука" развитие событий
происходит также в сфере возбужденных чувств и причудливого воображения.
Большую роль в драме играет хор-комментатор, ведущий диалоги с героем. В
его динамич. репликах - от шепота до крика - сказались самые радикальные
новшества, внесенные Шенбергом в муз.-сценич. драму. Здесь же Шенберг
впервые экспериментирует в сфере цветного света, партитуру к-рого
композитор приложил к муз. тексту. Черты экспрессионистской муз.
драматургии сказались и в поздней (неоконч.) опере Шенберга "Моисей и
Аарон" (соч. 1932-51, пост. 1954).
Вершиной Э. в муз. т-ре стала опера ученика Шенберга - А. Берга
"Воццек" (1925), в основе к-рой лежит социальная драма Г. Бюхнера. Берг
обострил и акцентировал действие подсознательных инстинктов, ведущих
главного героя драмы к преступлению. Вместе с тем в муз. драме Берга
проявилась и соци-ально-критич. направленность - трагич. завершение
судьбы беззащитного маленького человека. Опера Берга (за редким
исключением) а тональна, почти сплошь речитативна. Композитор активно
использует интонации возбужденной человеч. речи. Организующее начало
вносят в оперу специфич. формы инструментальной музыки, в к-рые
композитор как бы "заковывает" каждое действие, и полифонич. фактура,
насыщающая почти всю партитуру оперы. В "Воццеке" проявила себя и еще
одна типичная черта Э.- наличие двух резко контрастных начал
-трагедийно-экспрессивного и сатирически-гротескного. На этом
противопоставлении контрастных начал Берг строит свою оценку явлений
социальной действительности, вынося им жестокий, но справедливый
приговор. "Воццек" - сложное, противоречивое, но впечатляющее произв.,
лучшее из соч. крупной формы композиторов-экспрессионистов.
Э. оказал существ, влияние на развитие совр. муз. т-ра. Широко
использует средства экспрессионистского иск-ва в своих ранних одноактных
операх П. Хиндемит: "Убийца - надежда женщин" (на либретто О. Кокошки,
1921), "Нуш-Нуши" (1921), "Святая Сусанна" (1922). Отдельные выразит,
средства Э. встречаются и в творчестве крупнейших композиторов-реалистов
20 в., особенно при создании острых драматич. ситуаций: оперы "Огненный
ангел" Прокофьева (1928), "Нос" (1930) и "Леди Макбет Мцен-ского уезда"
(1934) Шостаковича, "Из мертвого дома" Л. Яначека (1930), "Питер Граймс"
Б. Бриттена (1945), опера-ораторпя "Жанна д'Арк на костре" А. Онеггера
(1938) и др. Творчество крупных мастеров, связавших себя ранее с Э.,
оказалось позднее значительно шире и многообразнее, чем одно стили-стпч.
направление. Хиндемит лишь короткое время был под влиянием эстетики Э.,
эволюционировали и мн. ученики Шенберга (напр., X. Эйслер).
Немецко-австр. Э. был искусственно ликвидирован с приходом к власти
фашистов. Художники этого направления, выступившие против националистич.
психоза и милитаристских настроений, были поставлены вне закона. Одни из
них эмигрировали (в т. ч. Шенберг), другие пали жертвами репрессий на
родине.
После 2-й мировой войны муз. Э. "растворился" в др. стилистич.
направлениях и потерял свою специфику, но продолжает воздействовать на
характер и приемы выражения совр. музыки.
Лит.: Д p у с к и н М., Пути развития современной музыки, в кн.:
Вопросы современной музыки. Сб., Л., 1963;
Мартынов И., История зарубежной музыки первой половины 20 века. М-,
1963; К е л д ы ш Ю., "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "Сов.
музыка", 1965, Ni 3; Adorno Th., Philosophie der neuen Musik, Tubingen,
1949; С о l l a e r P., La musique moderne, Brussel, 1955. Б. M. Я.
Э. в балете. Возник в Германии в 1910-20-х гг. и первоначально был
связан с лабораторными экспериментами в области сценич. танца. Широкое
распространение получил в Европе и США после 1-й мировой войны и в годы
мирового экономич. кризиса (1929-33). В ряду создателей
экспрессионистского балета - танцовщик, педагог и теоретик танца Р.
Ла-бан, а также его ученики М. Вигман и К. И осе. Экспрессионистский
балет порвал с классич. балетом, с пдеально-романтич. представлениями о
человеке. Широко используя приемы гротеска,
балетмейстеры-экспрессионисты стремились выразить острое,
преимущественно трагич., подчас болезненно-мрачное и смятенное
мировосприятие. Экспрессионистский танец основывался на механпч.
четкости ритма, утрированной выразительности жеста; механич. движение и
взвинченная, судорожная пластика рук - отличительные черты
экспрессионистской хореографии. Ее гл. мотивы связаны с образом
человека-марионетки, человека-автомата, не принадлежащего себе,
подчиненного высшим силам, с образом человека-урода, человека-калеки,
страдающего и гибнущего. На первых порах существования
экспрессионистского балета эти осн. мотивы получали условно-символич.,
далекое от жизни, иррациональное воплощение. Затем
балетмейстеры-экспрессионисты стали обращаться к конкретным проблемам и
событиям современности. В лучших произведениях
балетмейстеров-экспрессионистов были художественно разработаны тема
войны и тема большого капиталистич. города. Наиболее яркий пример
антивоенного балета - "Зеленый стол" Козна, балетм. Йосс (1933).
После 2-й мировой войны экспрессионистский балет как самостоятельное
направление почти исчезает, но лучшие его завоевания усваиваются
балетмейстерами мн. стран Зап. Европы и США. Прогрессивные тенденции
экспрессионистского балета получили развитие в творчестве амер. балетм.
Дж. Роббинса, автора спектакля "Вестсайукая история" (1959, впоследствии
экранизирован), венг. балетм. Д. Харангозо ("Китайский мандарин", 1956),
в постановке т-ра "Новый балет Праги" ("Хиросима", 1965, балетм. Л.
Огоун) и др. В. Г.
ЭКСТЕР, Александра Александровна (урожд.-Г p и-г о p о в и ч;
1884-17. II 1.1949) - рус. живописец, театр.* художник. Окончила
художеств. школу в Киеве, училась в частных студиях в Париже. В 1916-21
оформляла спектакли в моек. Камерном т-ре. Отрицая иллюзорность
трактовки места действия, Э. в своих декорациях стремилась к синтезу
формы, линии, цвета и света, взаимодействию их с изменяющейся в ходе
спектакля пластикой мизансцен. Декорации Э., исполненные внутр. ритма,
эмоционально подчеркивали игру актеров; в то же время они приобретали
характер самодовлеющего зрелища. Э. была реформатором сценического
костюма, добивалась "архитектурно-сти", выразительности форм,
своеобразия силуэта, остроты рисунка, насыщенности цвета. После
революции вела педагогич. работу в своей студии в Киеве; в числе
учеников Э.- ряд художников сов. т-ра, в т. ч. Н. А. Шифрин. С сер. 20-х
гг. жила за рубежом.
Оформила спектакли: "Фамира Кифаред" Анненского (1916, Камерный т-р),
"Саломея" Уайльда (1917, там же), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1921,
там же), "Товарищ Хлестаков" Смолина (1921, Гостекомдрама) и др.
Лит.: Луначарский А. В., Театр и революция, Из московских
впечатлений, в его кн.: О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1, М.,
1958; Т у г е и д х о л ь д Я., Александра Экстер как живописец и
художник сцены, Берлин, 1922; Камерный театр и его художники. Введение
А. Эфроса, М., 1934.
ЭКСТОН, Анна Моисеевна (р. 17.IX. 1908) - эст. сов. балетмейстер,
педагог. Засл. деят. иск. Эст. ССР (1959). В 1920-25 училась в балетной
студии Е. В. Литвиновой-Махотиной, совершенствовалась у О. И.
Преображенской, В. Гзовского (Париж) и др. В 1925-31-ведущая танцовщица
балетной труппы Бельгийской оперы (Антверпен). Затем работала в труппе
Гзовского, в т-рах Либавы, Риги и др. В 1940- 1941 и 1944-51 -
балетмейстер т-ра "Эстония" (Таллин). В 1946-65 - директор и педагог, а
с 1965- педагог Таллинского хореография, уч-ща.
Пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1945), "Виндзорские проказницы"
Оранского (1947), "Лебединое озеро" (1948), "Лауренсия" (1949), "Красный
цветок" (1950) и др. Ст. М.
ЭКСТРЕМ (Ekstrom), Марта (28.1.1899-23.1.1952)- швед. актриса.
Училась в консерватории, затем перешла в школу при Королевском драм.
т-ре (Стокгольм), к-рую окончила в 1923. Работала в разл. провинциальных
труппах, с 1927- в Королевском драм. т-ре. Интеллектуально насыщенное,
тяготеющее к лаконичной завершенности, монументальности дарование Э.
наиболее ярко раскрылось в трагедийных ролях: Андромаха (о. п. Расина),
Маргарита ("Фауст" Гете), Рарин Монсдоттир, Мумия ("Эрик XIV", "Соната
призраков" Стриндберга), Женщина ("Человек без души" Лагерквиста), фру
Маркурелл ("Маркуреллы из Вадчепинга" Бергмана), Хельга ("Жена"
Муберга), Мать ("Кровавая свадьба" Гар-сиа Лорки), Лавиния ("Траур к
лицу Электре" СГНила) и др. Снималась в кино.
Лит.: Dramaten 175 ar. Studier i svensk scenkonst, Stockh., 1963. Вл.
М.
ЭКСЦЕНТРИКА в ц и p к e (от лат. ex - вне и centrum - средоточие) -
одна из разновидностей комич. жанра, показывающая алогизм, нелепость
общепринятых действий. Э. близка клоунской буффонаде, в к-рой часто
используется. Приемы Э. могут применяться во всех жанрах циркового
иск-ва: в акробатике, гимнастике, муз. номерах, дрессуре и т. п. Э.
требует мастерства мимики, пантомимы, акробатики, пластики, умения
виртуозно использовать реквизит. Элементы Э. были заложены в
выступлениях первых проф. комедиантов, шутов и скоморохов, в
представлениях ярмарочных т-ров. Мастерами цирковой Э. были клоун Грок,
рус. клоуны Бим-Бом, П. и Н. Лавровы, Мусин. Э. использовали артисты-
дрессировщик А. Цхомелидзе, гимнаст Д. Донато, А. Геллер и др., акробаты
Арманд и Цереп. Ал. Ш.
ЭКШЯН, Степан (1834-1901) - арм. актер, режиссер, театр. деятель. В
1856 вместе с драматургом М. Пешикташляном организовал театр. труппу в
Константинополе. Был одним из ведущих актеров и режиссеров "Восточного
т-ра" под рук. А. Вар-довяна (1861-67). Актер героико-романтич.
направления. Гл. роли: Аршак II (о. п. Галфаяна), Вартан Мамиконян (о.
п. Кареняна), Санатрук ("Дева Сандухт" Терзяна) и др. Воспитал целое
поколение актеров, среди к-рых был П. Адамян. Б. А.
ЭЛЕВАЦИЯ (от франц. elevation - возвышение, возвышенность) - термин в
классическом танце. По определению А. Я. Вагановой, Э. состоит из двух
элементов: собственно Э. (высокий прыжок по воздуху) и баллона
(способность танцовщика сохранять в воздухе позу и положение, принятые
на. земле,- танцовщик как бы замирает в воздухе).
Лит.: Ваганова А. Я., Основа классического танца, 3 изд., Л.- М.,
1948, с. 83-84. А. И.
ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ-религиозный праздник в Др. Греции в честь богини
Деметры и ее дочери Персефоны (Коры). Тайные магич. обряды,
совершавшиеся издревле в поселении Элевсине (близ Афин) после его
присоединения к союзу аттич. общин (конец 7 в. до н. э.), легли в основу
общегосударственного афинского празднества, включив в себя также
отдельные элементы культа Диониса. В ритуал Э. м. входили торжеств,
шествие из Афин в Элев-син, разл. религиозные церемонии, а также
представление, в к-ром изображались горе Деметры, потерявшей дочь,
поиски ее и радость по поводу возвращения. Детали этого представления,
включавшего, по-видимому, пантомиму и чтение священных текстов,
неизвестны, и связь Э. м. с возникновением греч. трагедии
предположительна.
Лит.: Н о в о с а д с к и и Н. П., Елевсинские мистерии, СПБ. 1887; F
о ucar t Р., Les mysteres d'Eleusis, P., 1914. В. Я.
ЭЛЕНШЛЕГЕР (Oehlenschlager), Адам Готлоб (14. XI. 1779,
Фредериксберг,-20.1.1850, Копенгаген)- дат. поэт и драматург. Род. в
семье музыканта. Еще в детстве увлекался т-ром, писал пьесы. В 1797
дебютировал на сцене Королевского т-ра (Копенгаген), но вскоре отказался
от намерения стать актером и поступил в Копенгагенский ун-т.
Формированию идейно-эстетич. воззрений Э. способствовали увлечения
древнескандинавской мифологией, нар. поэзией. Опубликование в 1802
стихотворения Э. "Золотые рога" ознаменовало рождение дат. романтич.
литературы. Подлинным манифестом нац. прогрессивного романтизма стала
комедия Э. "Игры в ночь на св. Ханса" (1803; Королевский т-р -1819),
исполненная резкой лит. полемики, противопоставляющая
бурж.-потребительскому рационализму стихийно-эмоциональное творч.
начало. Эта комедия заложила основу одного из ведущих жанров дат.
романтич. драматургии, т. н. дюрехавнской комедии. Демок-ратич.
нравственный идеал утверждает драм. поэма "Алладин, или Волшебная лампа"
(1805; Королевский т-р-1814), к-рую Г. Брандес назвал "отправной точкой
всей новейшей духовной жизни, фундаментом, на котором воздвигнуто здание
датской литературы нашего столетия" (Brandes G., Samlede skrifter, bd l,
Kbh., 1899, s. 230). Пьеса, ставящая проблемы человеческого назначения,
познания действительности, сочетает фольклорно-фантастич. и
комедийно-бытовое начала. В 1-й четверти 19 в. Э. создал наиболее зрелые
своп произв., в к-рых новаторски переосмысливал жанровые законы классич.
трагедии. В 1808 он написал пьесу "Корреджо" (1811, Королевский т-р) о
трагедии художника, обреченного на непонимание, ненависть со стороны
аристократич. меценатов и бурж. обывателей. Э. принадлежат
нацио-нально-историч. трагедии на сюжеты древнесканд. хроник и преданий:
"Ярл Хокон" (1808), "Пальнатоке" (1809), "Аксель и Вальборг" (1810),
пост. в Королевском т-ре. Здесь же были пост. "Стеркоддер" (1812),
"Хагбардт и Сигне" (1814), "Урса" (1814), "Эрик и Абель (1820). В них
получили воплощение патрио-тич. чувства, вера Э. в социально-исто рич.
изменения, характерные для передовых слоев дат. общества во время
англо-дат. войны. Конфликты трагедий Э. носят ярко выраженный полнтич.
характер. Герои Э.- цельные, волевые люди, сложные по своему духовному
миру, подчас обуреваемые титанпч. страстями, но свободные от романтич.
экзальтированности. Эти трагедии проникнуты жизнеутвержденпем, глубоким
оптимизмом. В последующие годы, став признанным главой дат. драматургии,
Э. вновь обращается к жанру нац.-историч. трагедии: "Варяги в
Царь-граде" (1827), "Торденскьольд" (1883), "Королева Маргарита" (1833),
"Олаф Святой" (1838), "Кнуд Великий" (1839), "Дина" (1842), "Эрик
Глиппинг" (1844), "Амлет" (1846, версия историч. хроник, полемически
противопоставленная шекспировскому "Гамлету"), "Земля найденная и
исчезнувшая" (1846), "Кьяртан и Гудрун" (1848). Эти произв. не свободны
от риторики, сентиментальности. То же относится и к трагедиям "Карл
Великий" (1829) и "Сократ" (1835).
Драматургия Э. стала неотъемлемой частью репертуара дат. т-ров, на ее
основе возникла и развивалась нац. романтич. школа актерского иск-ва.
Творчество Э. оказало большое влияние на развитие драматургии
прогрессивного романтизма в сканд. странах, в частности на произв. X. К.
Андерсена, И. Л. Хейберга, X. Херца, Т. Оверскоу, И. К. Хострупа, X.
Драх-мана, норв. "национальных романтиков" Г. Ибсена, Б. Бьернсона и др.
С о ч.: Ярл Гокон, пер., М., 1904; Poetiske skrifter, bd 1-32, Kbh.,
1857-62; Poetiske skrifter, bd 1-5, Kbh., 1926-30.
Лит.: Горн Ф., История скандинавской литературы..., М., 1894;
Гозенпуд А., Датский театр. в кн.:
История западноевропейского театра, т. 4, М., 1964;
Andersen V., Adam Oehlenschlager. Et livs poesi, bd 1-2, Kbh.,
1899-1900; его же, Adam Oehlen-schlag'er Kbh., 1964; Henriques A.,
Oehlenschlager og vor tid, Kbh., 1962; Krogh T., Oehlenschlagers
indforelse pa den danske skueplads, Kbh., 1954; Dansk
litteraturhistorie..., bd 2. Fra Oehlenschlager til Kierkegaard, Kbh.,
1965.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.