Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
ЩАВИНСКИИ, Мечислав Мечиславович [р. 8(21). VI II. 1915] - рус. сов.
артист оперы (тенор). Засл. арт. РСФСР (1957). В 1945 окончил Винницкий
мед. ин-т. Как вокалист начал выступать в самодеятельных коллективах. В
1940 и 1946-47 - солист Винницкого оперного т-ра, в 1947-49 - Моск.
оперно-драматич. т-ра им. Станиславского (одновременно брал уроки пения
у Л. Я. Шор-Плотниковой, в 1955-59 - у А. С. Стрельниковой). С 1949 -
солист моек. Муз. т-ра им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко.
Партии: Петр, Левко, Андрей ("Наталка-Полтавка", "Майская ночь",
"Катерина" Лысенко), Альфред, Ленский, Фауст, Альмавива; Данила-мастер,
Карлино ("Каменный цветок", "Улица дель Корно" Молчанова), Андрей
("Семья Тараса" Кабалевского), Ленька и Антонов ("В бурю" Хренникова),
Пьер Безухов ("Война и мир" Прокофьева) и Др. В. Бр.
ЩЕГЛОВ, Дмитрий Алексеевич [30.V(11.VI). 1898-16.XI.1963] - рус. сов.
драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1941. В 1922 окончил Петрогр.
ун-т. В 1918 работал в Передвижном т-ре под рук. П. П. Гайдебурова.
Ставил массовые "действа". В 1920 руководил т-рами, входившими в систему
Петрогр. отдела нар. образования, одновременно заведовал ТЕО
Наркомпроса. Как драматург выступил в 1926. Внимание мн. т-ров привлекла
драма Щ. "Пурга" (1927), к-рая была пост. в б. Т-ре Корша, Театре-студии
Малого т-ра, в Ленингр. Большом драм. т-ре и др. т-рах, шла также за
рубежом.
Щ.- автор пьес: "Елена Толпина" (1927, Передвижной т-р под рук.
Гайдебурова), "Клятва" и "Побег" (обе пост. в 1937 в ЛенТЮЗе), "День
рождения" (1954, Усть-Каменогорский т-р), "В дни первой бури" (1955,
Калининский т-р). Написал две пьесы, посв. прошлому карельского народа,
- "Девичье озеро" (1939, Петрозаводский т-р), "Сокровище Сампо" (1941,
Моск. т-р им. Ленсовета). Создал три произв., посв. К. Марксу: в 1956
опубликована пьеса "Набат" ("Гражданин мира"), в 1958 вышел
хроникально-био-графич. фильм "Страницы великой жизни", в 1962 пост.
телеспектакль "Страницы жизни" по сценарию Щ.
Соч.: Драмы, М., 1958; Природа конфликта и мастерство драматурга,
"Театр", 1954, ј 3. H.Mop.
ЩЕГОЛЕВ, Василий Матвеевич (р. 1.IV.1904) - укр. сов. драматург,
переводчик, театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1933
окончил Днепропетровский муз.-театр. техникум, в 1953 - театро-ведч. ф-т
Киевского ин-та театр. иск-ва. В 1921-33 работал актером в
Красноградском т-ре, т-рах им. М. Заньковецкой и Т. Шевченко. В 1933-41
был директором ряда укр. т-ров. С 1961 работает в Украинском театральном
обществе. В 1927 начал драматургическую деятельность, пишет преим.
одноактные пьесы, посв. сов. действительности.
Среди пьес Щ., идущих на сценах проф. и нар. т-ров.- "Березка" (1951,
Дрогобыч, Черновцы), "Единственный сын" (1957, Киев, Львов, ПНР),
"Мы-советские люди" (1957, Севастополь), "Не убий" (1962, Винница,
Одесса, БНР), "Селезень" (1964, Воронеж, Киев) и др., комедия "Смерть
Тихохода" (1961, Н.-Волын-ский т-р), водевиль "Двойник" (1964) и др.
Перевел на укр. яз. ряд пьес рус. сов. драматургов.
Соч.: Одноактш комедп, Зб1рка, К., 1963; OciHMi KBiru, К., 1967. Л.
Б.
ЩЕГОЛЕВ, Николай Павлович (р. 6.V.1928) - рус. сов. артист балета.
Засл. арт. РСФСР (1956). Учился у педагогов Л. П. Большаковой, М. Г.
Тер-Степановой (Ленинград) п Н. В. Даниловой (Куйбышев). С 1946 -
ведущий танцовщик Куйбышевского т-ра оперы и балета.
Партии: Принц ("Щелкунчик"), Дезире ("Спящая красавица"), Зигфрид
("Лебединое озеро"), Фрондосо ("Лау-ренсия"), Базиль ("Дон Кихот"),
Ферхад "Легенда о любви" Меликова), Ма Ли-чен и Капитан ("Красный
цветок"), Альберт ("Жизель"), Отелло (о. п. Мачавариани), Гирей
("Бахчисарайский фонтан") и др. М. К л.
ЩЕГОЛЬКОВ, Николай Федорович [р. 16(29). V. 1905] - рус. сов. артист
оперы (бас). Засл. арт. РСФСР (1944). В 1933 окончил Ташкентский
музыкальный техникум. Солист т-ров оперы и балета в Ташкенте (1933-36),
Горьком (1936-38), Свердловске (1938- 1944); в 1944-60 - Большого т-ра
(Москва).
Партии: Кочубей ("Мазепа"), Борис и Пимен ("Борис Годунов"), Руслан;
Мельник ("Русалка"), Галицкий; Ерем-ка ("Вражья сила" Серова), Сусанин;
Вакулинчук ("Броненосец Потемкин" Чишко), Тихон ("Гроза" Трамбицко-го),
Емельян Пугачев (о. п. Коваля), Сват ("Проданная невеста"), Мефистофель
("Фауст"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Рокко (*Фиделио" Бетховена), Тиборц
("Банк-бан" Эркеля) и ДР- В. Бр.
ЩЕДРИН, Родион Константинович (р. 16.XII. 1932)-рус. сов. композитор
и пианист. Деп. Верх. Совета РСФСР 6-го созыва. Окончил
Моск.консерваторию в 1955 (класс, композиции Ю. А. Шапорина и фп.- Я. В.
Флнера). Муз. язык театр. произв. Щ. национален. Композитор претворяет в
своем творчестве элементы частушечных и плясовых напевов, ритмы и тембры
нар. инстр. музыки. Написал балет "Конек-Горбу'нок (1960, Большой т-р,
по сказке П. П. Ершова), музыка к-рого отличается острой характерностью,
лукавым лиризмом и красочностью. Авор лирич. оперы "Не только любовь"
(1961, Большой т-р) на либр. В. А. Катаняна по мотивам рассказов С. Л.
Антонова. Переработал музыку оперы Кармен" Визе в балет "Кармен-сюита"
(1967, там же). Автор музыки к драм. спектаклям и фильмам и др. прои в.
Член Сов. комитета защиты мира (с 1962).
Лит.: Г е н и н а Л., Ново, талантливо, "Сов. музыка", 1961, ј 7;
Добрынина Е., Не только любовь..., там же, 1962, ј 9; Я p у с т о в с к
и и Б., Не только любовь, "Муз. жизнь", 1962, J\ 8; M е д в е д е в А.,
Снова "Конек-Горбунок", "Сов. музыка", 1964, Д% 6. В.Дель.
"ЩЕЛКУНЧИК" -балет П. И. Чайковского, либр. М. И. Петипа (по сказке
Э. Т. Гофмана; в переделке А. Дюма-сына). Пост. 6 дек. 1892, Мариинский
т-р (Клара - Белинская, Фриц - В. Стуколкин, Щелкунчик - С. Легат, фея
Драже - Дель-Эра, принц Коклюш - П. Гердт, Дроссельмейер - Т. Стуколкин;
балетм. Иванов, дирижер Дриго, худ. Бочаров и К. Иванов, костюмы -
Всеволожский и Пономарев). Возобн., 1923, Ленингр. т-р оперы и 5алета
(балетм. Лопухов и Ширяев, по Л. И. Иванову; фея Драже-Е. Гердт, принц
Коклюш - Дудко, Дроссельмейер - Солянников; дирижер Гаук, декорации те
же). Новая редакция 1929, там же (Маша - Мунгалова, Щелкунчик - Гусев,
Дроссельмейер - Леонтьев; балетм. Лопухов, дирижер Гаук, худ. Дмитриев).
1934, там же (Маша-Уланова, Щелкунчик-принц - Сергеев; балетм. Вайнонен,
дирижер Мравинский. худ. Селезнев). 1919, Большой т-р, Москва (Клара -
Кудрявцева, Фриц - Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц - Ефимов, Дроссельмейер
- Булгаков; балетм. Горский, дирижер Федоров, худ. Коровин). 1932, там
же (балетм. Иванов, возобн. Чекрыгина и Монахова;
Клара - Е. Фарманянц, Щелкунчик - Попко, Фриц - Ю. Гербер,
Дроссельмейер - Чекрыгин, фея Драже - Ле-пешинская; дирижер Файер, худ.
Панфилов. Спектакль балетного техникума при ГАБТе). 1939, там же (Маша -
Семенова, Щелкунчик - Ермолаев, Дроссельмейер - Ряб-цев; балетм.
Вайнонен, дирижер Файер, худ. Дмитриев). 12 марта 1966, там же, нов.
пост. (Маша - Максимова, Щелкунчик-прднц - Васильев, Мастер кукол -
Левашев, Король мышей - Ситников; балетм. Григорович, дирижер
Рождественский, худ. Вирсаладзе).
Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Тбилиси (1936), Куйбышев
(1947), Баку (1949), Новосибирск (1950), Одесса 1950), Горький (1952),
Пермь (1955), Киев (1956), Свердловск (1957), Саратов, Рига (1959),
Вильнюс (1963) и др. За рубежом: Загреб (1932), Лондон (1934),
Монте-Карло (1936), Милан (1938), Париж (1947), Будапешт (1950),
Нью-Йорк (1954), Бухарест (1961) и др.
Лит.: Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени.
М-, 1956, с. 239-78; Чайковский и театр. Статьи и материалы, М.- Л.,
1940, с. .80-139. Г. Ш.
ЩЕПКИН, Михаил Семенович (6(17).XI.1788, с. Красное Обоянского у.
Курской губ.,-11(23).VIII. 1863, Ялта] - рус. актер. Основоположник
реализма в рус. сценич. иск-ве. Великий реформатор рус. сцены. Род. в
семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В
детстве бывал на спектаклях крепостного т-ра. 15 фев. 1800 впервые
выступил в любительском спектакле, пост. учениками Суд-женского уездного
уч-ща (в к-ром Щ. обучался), в роли крепостного слуги Розмарина в
комедии "Вздорщица" Сумарокова. В летние месяцы неоднократно играл в
т-ре Волькенштейна. В 1801 Щ. переходит в Курское губернское уч-ще. В
Курске он посещает т-р братьев М.Е.,П. Е.пА. Е. Барсовых. В 1805,
заменяя одного из актеров, Щ. с успехом исполнил в этом т-ре роль Андрея
Почтаря в пьесе "Зоа" Мерсье. С этого времени он становится проф.
актером т-ра Барсовых. В 1816 перешел в харьковскую труппу И. Ф. Штейна
п О. И. Калиновского. В 1818 с группой ведущих актеров этого т-ра Щ.
основывает "вольный т-р" в Полтаве, к-рый возглавляет И. П.
Котляревский. После закрытия Полтавского т-ра (1822) Щ. вновь вернулся к
Штейну, державшему антрепризу в Туле. В том же году вместе со своей
семьей Щ. получил вольную (борьба за освобождение Щ. от крепостной
зависимости велась с 1818; в ней принимали активное участие будущий
декабрист С. Г. Волконский, П. П. Котляревский, партнеры Щ., мп.
зрители, внесшие свои пожертвования). "
На провинц. сцене Щ. исполнил большое количество ролей самых
разнообразных жанров, включая партии в операх и балетах. Его исполнение
отличалось искрометным темпераментом, юмором. Уже в этот период, много
размышляя над проблемами иск-ва, наблюдая игру талантливого
актера-любителя кн. П. В. Мещерского, актеров т-ра Штейна-И. Ф. Угарова,
Павлова, крепостной актрисы орловского т-ра Кузьминой (ее трагич. судьба
со слов Щ. описана А. И. Герценом в рассказе "Сорока-воровка"), Щ.
приходит к выводу, что "искусство настолько высоко, насколько близко к
природе". Он начинает сознательно утверждать в сценич. иск-ве реализм.
Лучшие роли Щ. в провинц. период:
Чупрун и Макагоненко ("Москаль-чаровник" и "Наталка Полтавка"
Котляревского, обе в 1819), Подслухин ("Подложный клад" Ильина),
трактирщик Панкрат (комич. опера "Мнимый невидимка" Кавоса), Богатонов
("Господин Богатонов, или Провинциал в столице" Загоскина).
20 сент. 1822 Щ. дебютировал в Москве в роли Бога-тонова и 6 марта
1823 был зачислен в труппу Моск. т-ра (с 1824 - Малый т-р). В Москве
реализм Щ. приобрел характер законченной системы. Формированию взглядов
Щ. способствовали его тесные идейные и дружеские связи с передовыми
обществ, и художеств. деятелями России (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, С.
Т. Аксаков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Н. А.
Некрасов, Т. Н. Грановский, Т. Г. Шевченко и др.). Щ. был не только
участником первых пост. пьес Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева,
Сухово-Кобылина, но и активно способствовал написанию мн. из этих пьес,
горячо их пропагандировал, добивался снятия цензурных запретов. Сценич.
деятельность Щ. отвечала новым эстетич. требованиям, выдвигавшимся
революц. демократией. Высокая сознательность и идейная
целеустремленность художеств. творчества, отличавшие критич. реализм Щ.,
определили его значение как реформатора актерского иск-ва.
Свои лучшие сценич. образы Щ. создал в произв. рус.
сатирпко-обличительной драматургии. Играя Фамусова (1830), Щ. изображал
представите;! я чиновной бюрократии, показывал конкретные тиипч. черты
этого персонажа; чванство и барская заносчивость крепостника сочетались
в его Фамусове с раболепством и угодничеством по отношению к придворной
знати. Такой же глубокой жизненной достоверностью и обличительной силой
отличался образ Городничего
(1836). Исполняя эту роль, Щ. достигал широкого сатирич. обобщения,
поднимался до обличения николаевского режима. Сатирич. типы дворян были
созданы Щ. в пьесах Гоголя - "Женитьба" (Подко-лесин и Кочкарев,
1843), "Игроки" (Утешительный, 1843), "Тяжба" (Бурдюков,
1844).
Др. сторона творчества Щ. связана с созданием им образов в укр.
драматургии; в Петербурге (на гастролях) и Москве он сыграл роли
выборного Макагоненко и крестьянина Чуп-руна ("Наталка Полтавка", 1837,
"Москаль-чаровник", 1840, Котляревского), передав нац. своеобразие этих
персонажей. Играл роли людей из народа: с глубоким драматизмом раскрывал
в водевиле "Матрос" Соважа и Де-лурье трагич. судьбу старого человека,
жертвующего личным счастьем ради благополучия близких ему людей.
Подчеркивая значение этой работы Щ., проникнутой де-мократич.
гуманизмом, Белинский писал: "Торжество его искусства состоит не в том
только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но
и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека
и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса..."
("Александрийский театр ", см. Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533).
Др. замечательный образ простого человека был создан Щ. в пьесе "Жакар,
или Жакардов станок" Фур-нье (1858), герой к-рой
ремесленник-изобретатель отдает все свои сбережения, труд и талант
облегчению тяжелой участи рабочих-ткачей. Гимном труду, патетически и
проникновенно звучали у Щ. слова куплетов, воспевающих подвиг тружеников
(когда пьеса сошла с репертуара, Щ. продолжал исполнять эти куплеты в
концертах). В конце жизни его репертуар был пополнен ролями в пьесах И.
С. Тургенева, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Развивая тему
"униженных и оскорбленных", Щ. * с исключительной психоло]ич. глубиной
показал душевный мир маленького чиновника Мошкина ("Холостяк" Тургенева,
1850) и обездоленного старика Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева, 1862).
Та же тема отчетливо раскрывалась в одной из лучших актерских работ Щ.
последнего периода - в роли Муромского ("Свадьба Кречинскогоу-, 1855).
Во всех этих ролях Щ. показывал не только приниженность своих героев, но
и их чувство собственного достоинства. Щ. во многом был чужд бытовой
колорит пьес Островского. Тем не менее он исполнил роли Коршунова и
Любима Торцова (1854 и 1855, "Бедность не порок"), Болыпова ("Свои люди
- сочтемся", 1861). В образах, созданных им в произв. Мольера, Шекспира,
Пушкина, Щ. обличал страсть к стяжательству: Гарпагон (1827), Шейлок
(1835);
Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина, 1853). При исполнении ролей в пьесах
Шекспира, Пушкина ярко проявилось дарование Щ. как трагедийного актера.
Работая на казенной сцене, Щ. был вынужден играть роли в пустых п
бессодержательных пьесах, однако и в этих ролях он стремился утверждать
правду жизни. Законченную систему взглядов на актерское иск-во Щ.
выразил в многочисл. высказываниях, письмах, воспоминаниях, в беседах с
учениками. Он указывал на необходимость подчинения всего творч. процесса
"общей идее", требовал от актера пристального внимания к окружающей
действительности. Он говорил, что актер должен не копировать жизнь, а
вникать "в душу роли", влезать, "...так сказать, в кожу действующего
лица..." (Щепкин М. С., Записки. Письма. Современники о М. С., 1952, с.
250, см. также с. 243-45, 251), т. е. добиваться перевоплощения в
сценич. образ. В то же время Щ. настаивал на всестороннем осмыслении
исполнителем творч. задач, возникающих в процессе работы над ролью, на
тщательной отделке всех ее деталей. Только тогда, по мнению Щ., на сцене
появится человек живой "не только одним телом", но и "головою и
сердцем". Защищая иск-во переживания, Щ. вместе с тем требовал от актера
упорного п постоянного труда. Деятельность Щ. утвердила кри-тич. реализм
как ведущий творч. метод в рус. т-ре. Герцен писал, что Щ. "...создал
правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре..." ("М.
С. Щепкин", см. Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268).
Художеств, принципы Щ. нашли претворение в творчестве его учеников,
выдающихся рус. актеров- И. В. Самарина, С. В. Шумского, Г. Н. Федотовой
и др. Традиции сценич. реализма, заложенные Щ., имели большое значение
для развития иск-ва Малого т-ра, за к-рым упрочилось наименование "Дома
Щепкина". Сценич. заветы Щ. и проповедуемые им этич. принципы послужили
основой реалистнч. системы актерского творчества, созданной
К.С.Станиславским (см. Станиславского система).
Щ. часто выступал в Петербурге (Александрийский т-р), много
гастролировал в провинции. Эти гастроли носили характер пропаганды
лучших произв. рус. драматургии, реалистич. актерского иск-ва. Среди
последователей Щ.-крупнейшие актеры петерб. сцены и провинции: А. Е.
Мартынов, П. В. Васильев, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, Е. Б.
Пиунова-Шмитгоф и др.
Богатейшие жизненные наблюдения Щ. нашли отражение в рус. лит-ре. Его
устные рассказы были использованы Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, А. В.
Сухово-Кобылиным, Н. А. Некрасовым и др. Щ. оставил воспоминания,
начатые им по настоянию Пушкина (заглавие и первая фраза этих
воспоминаний написаны рукой великого рус. поэта).
Роли Щепкина, исполненные после поступления па Московскую сцену
(приводятся роли, в к-рых он выступил не менее 10 раз): 1823 - Альварес
("Король и Пастух" Шаховского), Альмавива ("Два Фигаро" Мартелли),
Бога-тонов ("Г-н Богатонов, или Провинциал в столице" Загоскина), Бот
("Бот, или Английский купец" Эрнеста и Сер-вье), Браччио ("Посещение
принца" Шаховского), Вьюнков ("Игнаша-дурачок" Шаховского), граф Знатов
("Мизантроп" Мольера), Грицко ("Казак-стихотворец" Шаховского),
До-сажаев (мистер Тизл) ("Лукавин" Писарева по пьесе Шеридана "Школа
злословия"), Израиль ("Удача от неудачи" Семенова), Клешнин ("Поездка в
Кронштадт" Писарева), Кривосудов ("Ябеда" Капниста), Ладов ("Добрый
малый" Загоскина), Сумбуров ("Модная лавка" Крылова), Транжирим
("Полубарские затеи" Шаховского), Транжирин ("Чванство Транжирина"
Шаховского), Турусин ("Урок холостяка" Загоскина); 1824 - Ведеркин
("Воспитание, или Вот приданое!" Кокошкина), Подслухин ("Подложный клад"
Ильина), Репейкин ("Хлопотун, или Дело мастера боится" Писарева), Суфле
("Секретарь и повар" Скриба и Мельвиля), Шеллинг ("Учитель и ученик"
Писарева); 1825 - Арнольф ("Школа женщин" Мольера), Будунтай("Финн" по
Пушкину), Данвиль ("Урок старикам" Делавиня), Дурман (Журден) ("Мещанин
во дворянстве"), Жеронт ("Скапиновы обманы" Мольера); 1826 - Фигаро
("Два Фигаро" Мартелли), Езоп ("Притчи, или Езоп у Ксанфа" Шаховского),
Созий ("Аристофан, или Представление комедии " Всадники"" Шаховского),
Чупкевич ("Два учителя" Шаховского); (1827 - Бонни-шон ("Дядя напрокат"
Писарева), Бон ар ("Урок старикам" Делавиня), Гарпагон; Гонзальв ("Буря
и кораблекрушение" по Шекспиру), Любский ("Благородный театр"
Загоскина), Репейкин ("Лучший день в жизни" Скриба и Варнера), Хаим
("Керим Гирей Крымский хан" по Пушкину); 1828 - Пудинг ("Пять лет в два
часа" Писарева); 1829 - Барди ("От добра добра не ищут" Баркова),
Бартоло ("Севильский цирюльник" Бомарше), Бартоло, Антонио ("Свадьба
Фигаро" Бомарше), Мишно ("Новый Парис" Хмельницкого), Рам-поно
("Невинный в вине" Ленского); 1830 - Доминго ("Дон Карлос"), Фамусов;
1831 - Филипп ("Филипп, или Фамильная гордость" Скриба); 1832 -
Горлопанов ("Женихи, или Век живи и век учись" Иванова), Давид Теньер
("Давид Теньер, живописец" Сушкова и Корсакова); 1833 - Чуб ("Вечера на
хуторе близ Диканьки" по Гоголю), Яузов ("Хороша и дурна, и глупа, и
умна" Ленского); 1834 - Вальдорф ("Мирандолина" Блума по Гольдони),
Незацепин ("В тихом омуте черти водятся" Кони); 1835 - Второй убийца
("Жизнь и смерть Ричарда III" Шекспира), Симон ("Матрос" Соважа и
Делурье), Шейлок; 1836 - Городничий;
Дон-Карлос ("Клавиго" Гете); 1837 - Бонар ("Два купца и два отца"
Ленского), Макогоненко ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Полоний
("Гамлет"), Соломон ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма); 1838-Руджиеро
("Уголино" Полевого), Форд ("Виндзорские кумушки"); 1839-Брандт
("Дедушка русского флота" Полевого), Горский ("Пятидесятилетний дядюшка,
или Странная болезнь" Белинского), Гранде ("Дочь скупого" по"Евгении
Гранде" Бальзака); 1840-Бур-гашард ("Девица-отшельница" Скриба), Чупрун
("Москаль-чаровник" Котляревского); 1841 - Капулет ("Ромео и Юлия"
Шекспира), Размазня ("В людях ангел, не жена, дома с мужем - сатана!"
Ленского); 1842 - Микстурадос ("Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо!"
Ленского), Почтмейстер ("Мертвые души" по Гоголю); 1843 - Оргонт
("Тартюф"), Подколесин, Кочкарев ("Женитьба"), Утешительный ("Игроки"
Гоголя); 1844 - Бурдюков ("Тяжба" Гоголя), Пузырьков ("Война с тещей"
Ленского); 1845 - Вурм ("Коварство и любовь"); 1846 - Дробежкин
("Мертвые души"), Чекалинский ("Хризомания, или Страсть к деньгам" по
Пушкину); 1847 - Санхо Пансо ("Дон Кихот ла Манхский, рыцарь печального
образа и Санхо Пансо" П. Каратыгина по Сервантесу); 1848-Анемантус
("Тимон Афинянин" Шекспира); 1849 - Балагалаев ("Завтрак у предводителя"
Тургенева), Сганарель ("Лекарь поневоле" Мольера) 1850- Мошкин
("Холостяк" Тургенева); 1851-Жорж Данден (о. п. Мольера), Прокоп Шкурат
("Сватанье на Гончаровке" Квитки-Основьяненко), Ступендьев
("Провинциалка" Тургенева); 1852 - Таранц ("Искренняя любовь, или Милый
дороже счастья" Квитки-Основьяненко, переделка Островского), Чуханов
("Где тонко, там и рвется" Тургенева), Эгеон ("Комедия ошибок"
Шекспира); 1853 - Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина), Дженкинс ("Любовь и
предрассудок" Мельвиля), Дядька Грегорио ("Дядька в затруднительном
положении" Жиро, перевод Гоголя), Тарас Бульба (по Гоголю); 1854 -
Мишель ("Как аукнется, так и отклик-нется"Тарновского), Коршунов
("Бедность не порок" Островского), Сальери ("Моцарт и Сальери" Пушкина);
1855-Джед-лэр ("Битва жизни" Диккенса), Клушин ("Женихи, или Седина в
бороду, а бес в ребро" Вильде), Любим Торцов ("Бедность не порок"),
Мений Агриппа ("Кориолан" Шекспира), Муромский ("Свадьба Кречинского");
1857 - Желваков ("Провинциальные оригиналы" по Салтыкову-Щедрину);
1858 - Серторий ("Далила" Фелье); 1859 - Бернар ("Розовый павильон"
Тарновского), Советник ("Бригадир" Фонвизина), Сен-Фар ("Актриса"
Анисе-Буржуа и Берьера), Шут ("Король Лир" Шекспира); 1860 - Брабанцио
("Отел-ло" Шекспира); 1861 - Болыпов ("Свои люди - сочтемся"
Островского), Шевалье ("Партия в пикет" Утина); 1862 - Зайчиков
("Мишура" Потехина), Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева).
Лит.: Михаил Семенович Щепкин. Записки его, письма, рассказы,
материалы для биографии и родословная. Сост. М. А. Щепкин, СПБ. 1914:
Михаил Семенович Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине.
Сост. А. П. Клинчин, М., 1952; Эфрос Н. Е., М С. Щепкин, П., 1920; С о б
о л е в Ю. В., М. С. Щепкин, М., 1933; Д а н и-л о в С. С., М. С.
Щепкин. М..- Л., 1938; Ф и л п п п о в В. А., М. С. Щепкин и его роль в
развитии русского театра, М.- Л., 1938; Тальников Д. Л., Система
Щепкина, М.-Л., 1939; А л пер с Б. В., Михаил Семенович Щепкин, М.-Л.,
1943; Д е р м а н А. Б.. Московского Малого театра актер Щепкин, М.,
1951; Дан и лов С. С.,Русский драматический театр XIX в., т. 1, Л.-М.,
1957; К л и и ч и и А. П., Михаил Семенович Щепкин, М., 1964; "Театр" М.
1938, ј 8, с. 3-85; 1963, ј 8, с. 137-92; Гри ц Т. С.. М. С. Щепкин.
Летопись жизни и творчества, [М., 1966]. А. Кл.
ЩЕПЮША-КУПЕРНИК, Татьяна Львовна [12 (24).1.1874-27.VII.1952] - рус.
сов. писательница, драматург, переводчица. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1940). Правнучка М. С. Щепкина. Близкий друг А. П. Чехова, М. Н.
Ермоловой, Щ.-К. была с ранней юности тесно связана с т-ром. Участвовала
в любительских спектаклях, в сезон 1892-93 играла в Т-ре Корша. Писать
начала с 12 лет. Как драматург дебютировала в 1892 одноактной пьесой
"Летняя картинка" (Малый т-р).
Написала ряд одноактных пьес: "Вечность в мгновении", "Ирэн" (1893),
"В детской" (1894). "Месть Амура" (1895) - все пост. в Малом т-ре;
"Белые крылья" (1902, Т-р Корша), "Репетиция" (1914, Литейный т-р).
Автор многоактных пьес:
"Одна из них" (1908, Т-р Корша), "Счастливая женщина" (1911, там же),
"Барышня с фиалками" ("Кулисы", 1913, Александрийский т-р), "Флавия
Тессини" (1916, Александрийский т-р) и др.
По пьесе Щ.-К. "Месть Амура" А. С. Танеев написал оперу (1905).
Щ.-К. принадлежат многочисл. переводы классич. драматургии. Она
перевела на рус. яз. пьесы: Э. Ро-стана (Полное собр. соч. в 2 тт., СПБ,
1914), Лоне де Вега ("Девушка с кувшином", 1945" "Учитель танцев", 1948,
"Звезда Севильи", 1954), Шекспира ("Веселые виндзорские кумушки", 1927,
"Сон в летнюю ночь", 1938, "Король Лир", 1937. "Мера за меру", 1939,
"Буря", 1940, "Зимняя сказка", 1941), Мольера ("Мизантроп", 1930,
"Лекарь поневоле", 1938), Гольдони ("Благоразумная дама", 1936,
"Самодуры", 1937), Тирсо де Молины (сб. "Театр", совм. с В. А. Пяст,
1935), Кальдерона ("Дама-невидимка", 1946), Морето-и-Каваньи ("За
презрение - презрение", 1946), Шеридана ("Соперники", 1954). Лучшие
переводы Щ.-К. высокохудожественны, их отличает изящная простота,
верность подлиннику.
Соч.: Драматические переводы, т. 1-3, М., 1910-1914;
Дни моей жизни, [М., 1928]; О М. Н. Ермоловой, М., 1940;
Качалов, М., 1945; Театр в моей жизни, М.- Л., 1948; Из воспоминаний
о русском т-ре, М., 1956; Избранные переводы, т. 1-2, М., 1957-58; Из
воспоминаний, М., 1959.
Лит.: Эвентов И., Щепкина-Кулерник и ее воспоминания, в кн.:
Щепкина-Куперник Т., Из воспоминаний, М., 1959. С. Г.
ЩЕПКИНЫ - рус. актеры и театр. деятели, связанные родственными и
семейными узами с М. С. Щепкиным. Дочери Щ. - Фекла (Фаина) Михайловна
(в замужестве Барсова, по сцене Щепкина 1-я; 1814-52) и Александра
Михайловна (по сцене Щепкина 2-я;
1816-41) играли в Малом т-ре, выступали вместе с отцом в
Александрийском т-ре (1838), гастролировали в провинции (в Одессе,
Вознесенске, Казани). Фекла Михайловна Щ. исполняла роли в водевилях и
комедиях - Мариша ("Украинские невесты" Шаховского), Мадалина ("Матрос"
Соважа и Делурье), Наталья Дмитриевна ("Горе от ума"). Александра
Михайловна Щ. выступала в комедийных и лирико-драматич. ролях - Варенька
("Украинские невесты" Шаховского), Жанетта ("Матрос" Соважа и Делурье),
Тетяна ("Москаль-чаровник" Котляревского), Кеттли (одноим. водевиль Д.
Ленского), Мирандолина (о. п. Блума по пьесе "Хозяйка гостиницы"
Гольдони) и др. В 1839 она исполнила в пьесе В. Г. Белинского
"Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь"' роль Катеньки,
прообразом к-рой послужила она сама. В 1897-1917 в Александрийском т-ре
играл внук М. С. Щепкина -Михаил Александрович Щ. (1853-1917), был
составителем первого сборника документов о Щепкине (изд. Суворина, СПБ,
1914; в этом сб. помещена статья Михаила Александровича о М. С.
Щепкине). Артистками моек. Малого т-ра были внучки Щепкина - Евгения
Николаевна (в Малом т-ре с 1872), Александра Петровна (в замужестве
Черневская, по сцене Щепкина 1-я; г. рожд. неизв.- ум. 1930; в Малом
т-ре в 1877-1903) и Евгения Петровна (в замужестве Дружинина, по сцене Щ
е п к и-н а 2-я; 1863-1945, в Малом т-ре в 1893-1911). Правнучка Щ.-
писательница, драматург, переводчик Татьйна Львовна Щепкина-Куперник. В
Малом т-ре выступали сестра Щепкиной-Куперник - Александра Львовна Щ.
(р. 1880 - умерла в Польше после 2-й мировой войны, в Малом т-ре в
1909-18) и др. правнучка Щ.-Е лена Николаевна Щ. (р. 1889; в Малом т-ре
в 1930-63). С 1939 здесь работает ее дочь Александра Алекса ндровнаЩ.
(р. 1917). А. Кл.
ЩЕРБАКОВ, Георгий (Юрий) Борисович (р. 22. VIII. 1917) - рус. сов.
актер и режиссер. Нар. арт. БССР (1963), засл. деят. иск-в БССР (1959).
В 1939 окончил реж. ф-т ГИТИСа (педагоги Ф. Н. Каверин и В. Г.
Сахновский). В 1939-42 руководил т-ром Дальневосточного военного округа.
Пост. спектакли:
"Человек с ружьем" и "Кремлевские куранты" (исполнял роль В. И.
Ленина), "Парень из нашего города", "Мещанин во дворянстве". В 1943
работал в Моск. фронтовом драматич. т-ре ГИТИСа, автор композиции
"Ленин" (по пьесе "Человек с ружьем"), в к-рой исполнил роль В. И.
Ленина. В 1943-47 работал в МХАТе. В 1947-49 - гл. реж. Вильнюсского
рус. драм. т-ра. В 1958-62 -гл. реж. Т-ра им. Я. Коласа, в 1962-64 -
Т-ра им. Я. Купалы.
Пост. спектакли: "Такая любовь" Когоута (1958), "Битва в пути"
Николаевой (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Лявониха"
Данилова (1962), "Криницы" Шамякина и Щербакова (1961), "Первая
страница" Ивантер, "Друзья и годы" Л. Зорина, "Русские люди"; "Все
хорошо, что хорошо кончается" Шекспира (все в 1962-64), "Конец - делу
венец" Шекспира (1966, Моск. т-р им. Гоголя).
В 1944 начал педагогич. работу. В 1953-58 работал в кино.
Лит.: Драматический театр Дальневосточного военного округа,
1937-1962, Хабаровск, 1962.
ЩЕРБАЧЕВ, Владимир Владимирович [12(24).!. 1889-5.III.1952] - рус.
сов. композитор, педагог. В 1914 окончил Петерб. консерваторию (класс
композиции А. К. Лядова и М. О. Штейнберга). Был концертмейстером
"Русского балета Сергея Дягилева", с к-рым гастролировал в Париже, Риме,
Лондоне, Монте-Карло. В 1918-23 - зав. муз. частью Пет-рогр.
передвижного т-ра. Автор муз. комедии "Табачный капитан" (1942, Моск.
т-р оперетты).
Автор музыки к фильмам и драм. спектаклям: "Суворов" Бахтерева и
Разумовского (1939), "Князь Мстислав Удалой" Прута (1942), "Великий
государь" Соловьева (1945) - в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина.
С 1912 вел педагогич. работу. В 1923-31 и 1944-48 - профессор класса
композиции Ленингр., в 1931-32 - Тифлисской консерваторий. Среди
учеников - Е. А. Мравинскпй, М. И. Чудаки и др.
Лит.: Богданов-Березовс ки и В., Путь В. Щербачева, "Сов. музыка",
1953, .N" 7; Орлов Г., В." В. Щербачев. Очерк жизни и творчества, Л.,
1959. А. Ив.
ЩУКИН, Анатолий Васильевич (р. 6. V. 1923) - рус. сов. актер. Засл.
арт. РСФСР (1960). С 1940- актер Хакасского обл. драм. т-ра им.
Лермонтова в Абакане (выступает в рус. и хакасских спектаклях). Роли:
Олька ("Акун" Кокова), Павел ("Птица счастья" Кичакова), Кудряш, Дульчин
("Гроза", "Последняя жертва"), Яго, Фердинанд; Ильяс ("Тополек мой в
красной косынке" Айтматова), Мартьянов ("Совесть" по Павловой) и ДР- А.
Ив.
ЩУКИН, Борис Васильевич [5(17).IV.1894-7.X. 1939] - рус. сов. актер.
Нар. арт. СССР (1936). Учился в Высшем техннч. уч-ще (с 1913). В годы
гражд. войны служил в Красной Армии. В 1920 поступил в драм. студию,
руководимую Е. Б. Вахтанговым. Впоследствии - актер Театра им. Евг.
Вахтангова.
Щ.- один из крупнейших представителей сов. реалистич. стиля в
актерском иск-ве. Первые роли Щ. сделаны под рук. Вахтангова. Влияние
эстетики Вахтангова в большой степени сказалось на творчестве актера.
Народность и театральность, близость иск-ва Щ. к импровизационной
комедии, к нар. буффонаде, использование приемов гротеска определились
уже в исполнении ролей Кюре ("Чудо святого Антония" Метерлинка, 1921),
Тартальи ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922), Льва Гурыча ("Лев Гурыч
Синичкин" Ленского, 1924). Ирония, гротеск придавали своеобразие
исполнению ролей Шапиро ("Заговор чувств" Олеши, 1929), Лаптева ("Темп"
Погодина, 1930), Полония ("Гамлет", 1932). Одна из крупнейших работ
Щ.роль солдата, коммуниста Павла Суслова' ("Виринея" Сейфуллиной и
Правдухина, 1925) - простого деревенского парня, становящегося
представителем Сов. власти. Актер передавал живые черты нар. характера,
показывал процесс духовного развития самобытного человека. Роль Антона
("Барсуки" Леонова, 1927) открыла галерею драматических образов Щ.,
характеризующихся строгой реалистической манерой исполнения. Роли
капитана Берсенева ("Разлом", 1927), Малько ("Далекое" Афиногенова,
1930) и Кожина ("Большой день" Кпр-шона, 1937) отличаются строгостью и
отточенностью рисунка, глубоким драматизмом. Образ капитана Берсенева,
наделенный сложными психологически тонкими чертами, нес в себе большие
этические и духовные ценности старой культуры. В эти же годы Щ. играл
комедийные роли, в к-рых раскрылись присущие ему театральность, острота,
вахтанговское начало. В 1932 Щ. создал образ Егора Булычева, ставший
этапом советского театр. искусства. В гггом образе обе стороны
актерского иск-ва щ. слились в одно. Исполнение роли Булычева было
отмечено глубокой мыслью, социальной заостренностью, близкими
драматургии Горького, яркостью нар. юмора, зрелым мастерством и
импровизационной свободой исполнения. Щ. был разносторонним художником.
В его иск-ве сливались комедийное и драматич. начала. Внешняя простота
облика и поведения сценического персонажа сочеталась в творчестве Щ. с
тонкой внутренней интеллектуальностью.
В 1937 Щ. создал образ В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружьем".
Он был одним из первых актеров, воплотивших на сцене образ В. И. Ленина.
Щ. передал простоту и душевную тонкость Ленина, его доброту, юмор.
Мудрость, озаренная борьбой за дело революции, любовь к народу, органич.
связь с ним, самоотверженность в осуществлении грандиозных задач,
стоящих перед партией, определили значение сценич. образа Ленина,
созданного Щ., являющегося высоким образцом социалистич. реализма в сов.
т-ре. Образ В. И. Ленина был создан Щ. и в кино ("Ленин в Октябре",
"Ленин в 1918 году"). Традиции исполнения этой роли вошли в совр.
иск-во, эта работа Щ. была высоким образцом артистизма и жизненной
правды.
Щ. выступал и как режиссер, принимал участие в пост. спектаклей:
"Темп" Погодина (1930, совм. с др. режиссерами), "Человеческая комедия"
по Бальзаку (1934, совм. с Козловским) и др.
Гос. пр. СССР, 1941 (посмертно) за исполнение роли В. И. Ленина в
фильмах "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году".
Лит.: Марков П., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1936;
Лебедев Н., Щукин - актер кино, М., 1944; Новицкий П., Борис Щукин,
М.Л., 1948;
Херсонский X., Борис Щукин. Путь актера, М., 1951;
БачелисТ., Щукин и Станиславский, в кн.: Ежегодник Ин-та истории
искусств, 1955. Театр. М., 1955; Б. Щукин, М., 1965. Н. Вел.
ЩУКО, Владимир Алексеевич (1878-18.1.1939)- рус. сов. архитектор,
театр. художник. Окончил петерб. Академию художеств (1904). Первые
театр. работы Щ. - оформление спектаклей в Старинном т-ре (Петербург):
моралите "Нынешние братья" (1907), "Чистилище св. Патрика" Кальдерона
(1911). Наиболее значительные декорации созданы Щ. для спектаклей
ленингр. т-ров: "Дон Карлос" Шиллера (1919), "Отелло" (1920); "Земля"
Брюсова (1922), "Мятеж" по Фурманову (1925) - в Большом драм. т-ре;
"Антоний и Клеопатра" Шекспира (1923), "Сарданапал" Байрона (1924) - в
Петрогр. гос. академич. т-ре драмы. Применяя принцип многоплановой
кулисной декорации, обрамленной порталом и замыкаемой задником, Щ.
средствами живописи воспроизводил на сцене формы величавой архитектуры,
добивался парадного зрелища. Во 2-й пол. 20-30-х гг. Щ. создавал
конструктивистские декорации, отмеченные сдержанностью и лаконизмом.
Др. спектакли: "Маккавеи" Рубинштейна (1921, Оперный т-р Нар. дома,
Петроград), "Риенци" Вагнера (1923, Гос. академич. т-р оперы и балета,
там же), "Борис Годунов" Пушкина (1937, моек. Малый т-р).
Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Старинный театр. П., 1922;
Большой драматический театр. Сб. ст.. Л., 1935;
Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-1927. Выставка в залах
Академии Художеств. Каталог, Л., 1927.
Обратно в раздел культурология
|
|