Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ШОВИРЕ (Chauvire), Ивет (р. 22. IV. 1917) - франц. артистка балета. В
1927-31 училась в балетной школе при т-ре "Гранд-Опера". С 1941 -
ведущая танцовщица этого т-ра. В 1946 - в труппе "Балет Елисейских
полей"; в 1947-49 - вновь в т-ре
"Гранд-Опера". Выступала в Милане в т-ре "Ла Скала", в Нью-Йорке с
труппой "Русский балет Монте-Карло", в Лондоне - "Фестивал балле" и др.
Ш.- выдающаяся представительница франц. школы классич. танца. Блестящее
мастерство и тонкая артистичность, изящество, строгое чувство стиля и
филигранная отделка деталей - эти общие черты франц. школы получили в
творчестве Ш. глубоко индивидуальное воплощение. Утонченное иск-во Ш.
насыщено острым драматизмом, энергией и волей. Бесстрашие ее хрупких
героинь составляет драматич. контраст малодушию, душевной усталости
сопутствующих ей героев. Лучшая из партий Ш.- Тень в балете-аллегории
"Видения" Core - образ вечной спутницы, заставляющей идти вперед
изнемогающего в борьбе человека. В этой партии, как и в др. партиях
совр. репертуара (балеты "Икар" Шифера, "Наутеос" Леле), Ш.
демонстрирует пластику интенсивную и вместе с тем изысканную. Лучшая
партия классич. репертуара - Жизель.
Лит.: Guillot de Rode F., Ivette Chauvire. P., 1950; L i d o v a I.,
Y'vette Chauvire, в кн.: Dancers and critics, L., 1950. В. Г.
ШОКОЛАД, Ш о к о л a (Chocolat; наст. имя - Рафаэль Падилья,
Padilla;1868-1917) - клоун. С 1884 работал с клоуном Тони и Грэсом,
эпизодически - с Медраном, Пьерантони, Даниэльсом. Прославился как
долголетний партнер клоуна Фути-та. Расставшись с ним (1910), Ш.
выступал со своим сыном (по сцене - Евгений Гримальди Таблет), но
успехом уже не пользовался. Умер в нищете. А. Шн.
ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ [псевд.; наст. имя и фам.- Шолом Нохумович Рабинович;
18.11 (2. III). 1859 - 13. V. 1916]- евр. писатель. Систематич. лит.
работу начал в 1883. Писатель-прозаик, Ш.-А. был также драматургом.
Наиболее примечательны его одноактные пьесы - "Мазлтов" ("Поздравляем",
1889), "Агенты" (1905), "Люди" (1908), "Ойлем-габе" ("Царствие
небесное", 1915) и многоактные пьесы "АН ойцер" ("Клад", или
"Кладоискатели", 1907, опубл. в 1927 под назв. "Золотоискатель") и
"Крупный выигрыш" (1915; на сцене шла в ред. Добрушина под назв. "200
тысяч"). Драматургич. элементы характерны и для прозаич. произв. Ш.-А.,
поэтому многие его произведения были инсценированы. Лучшие из
них"Человек воздуха" Добрушина (по повести в письмах "Менахем-Мендл") и
"Тевье-молочник" Добрушина и Ойслендера (по циклу рассказов
"Тевье-молочник"). Инсценировались также романы и повести Ш.-А.:
"Сендер-Бланк" (1887), "Иоселе-Соловей" (1889), "Мотеле"
("Мальчик-Мотл", 1907), "Блуждающие звезды" (1909-10) и др.
Классик евр. лит-ры, Ш.-А. писал об угнетении евр. нар. масс, живущих
в "черте оседлости", об их обнищании, бесправии. Особенно близка была
ему тема "маленького человека", его трагич. судьба. Создав образ
Менахема-Мендла - чудака и фантазера, смешного и жалкого в своем
стремлении разбогатеть,
Ш.-А. противопоставил ему образ Тевье-молочника- труженика,
воплощающего гуманизм народа, его веру в светлое будущее. Присущие Ш.-А.
юмор, к-рый Горький назвал "печальным и сердечным", и глубокий лиризм
особенно отчетливо проявились в рассказе "Мальчик-Мотл". Творчество
Ш.-А. проникнуто глубоким и страстным осуждением социального строя,
основанного на эксплуатации человека человеком, любовью к трудовому
народу, верой в его творч. силы.
С пост. произв. Ш.-А. связаны лучшие спектакли евр. т-ров в Москве,
Минске, Харькове, Киеве, Одессе. Пьесы и инсц. Ш.-А. ставились за
рубежом (США, Израиль и др.). В произв. Ш.-А. создали сценические образы
выдающиеся мастера советской сцены - С. М. Михоэлс, В. Л. Зускин и др.,
в дореволюц. т-ре - Э. Р. Каминская, Л. Желязо, М. Меерсон, Р.
Заславский и др. Произв. Ш.-А. широко исполняются на эстраде.
С о ч. на рус. яз.: Собр. соч. в 6 тт., т. 1-6, M., 1961-Лит.:
"Советиш" - Литературный альманах, ј 12, М., 1941 (на евр. яз.); Д о б p
у ш и н И., Драматургия классиков, М., 1948 (на евр. яз.); Парус".
Литературно-художественный альманах, Рига, 1959, ј 1,с. 220-28. А. Шн.
ШОЛОХОВ, Михаил Александрович [р. 11(24). V. 1905] - рус. сов.
писатель и общественный деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Член ЦК
КПСС (1961). Деп. Верх. Совета СССР 1-7-го созывов. Академик (с 1939).
Ленинская пр. (1960), Нобелевская пр. (1965).Герой Социалистич. Труда
(1967).
Лит. деятельность начал в 1923 (в 1925 издана первая книга Ш.
"Донские рассказы"). Ш. не выступал как драматург, но почти все его
прозаич. произв. обрели сценич. жизнь, послужили основой для драматич. и
муз. спектаклей. Наиболее широко, в различных вариантах инсценировались
крупнейшие произв. Ш.- роман-эпопея "Тихий Дон" (1928- 1940; Гос. пр.
СССР, 1941) и роман "Поднятая целина" (1932-59). "Тихий Дон"
способствовал рождению одной из первых сов. опер (муз. И. И.
Дзержинского, 1935, Ленингр. Малый оперный т-р; 1936, Большой т-р),
к-рая широко ставилась в СССР и за рубежом (в ГДР, Болгарии, Нью-Йорке и
др.). Со времени выпуска романа "Поднятая целина" (1-я часть) было
создано 5 инсценировок. Одна из первых пост.- спектакль Театра-студии
под рук. Р. Н. Симонова (1934), затем - Ленингр. т-ра ЛГСПС (1935) и др.
Второй этап сценич. жизни произв. Ш. наступил в 50-е гг.; спектакли
Дзержинского т-ра и Центр. т-ра Сов. Армии (оба в 1957). Наиболее
значит, пост. 60-х гг., объединяющие 2 тома романа: Ленингр. Большой
драм. т-р им. Горького (реж. Г. А. Товстоногов; Давыдов - Лавров,
Нагульнов - Луспекаев, Лушка - Доронина, Щукарь - Е. Лебедев), Моск. т-р
им. Пушкина (реж. Б. И. Равенских), Ростовский-на-Дону театр им.
Горького (реж. Э. М. Бебутов). Драматпч. вариант "Поднятой целины" шел и
за рубежом, в Нем. т-ре им. Рейнхардта (ГДР, 1959), в т-ре в Лангей
(Япония, 1965) и др.
В муз. т-ре опера "Поднятая целина" (муз. Дзержинского) впервые пост.
в 1937 в Большом т-ре и Ленингр. Малом оперном т-ре. На сюжет рассказа
Ш. "Судьба человека" написана одноим. опера Дзержинского, пост. в
Большом т-ре, в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (1961) и в
Киевском т-ре оперы и балета (1962). Инсценирован роман Ш. "Они
сражались за Родину", пост. под назв. "Полк идет" в Ташкентском т-ре им.
Горького (1965) и Т-ре им. Моссовета.
Произв. Ш. были экранизированы; романы "Тихий Дон" и "Поднятая
целина" дважды.
Лит.: Л у к и н Ю., Михаил Шолохов, М., 1962; Б и -л инки с Я.,
Верность правде, "Вопросы литературы", 1955, ј 4; "Поднятая целина".
Опера И. Дзержинского, Сб. статей, Л.-М., 1937; Большой театр СССР, М"
1952. ff. Мор.
ШОЛЬТИ, Дьердь (р. 21.X.1912) - венг. дирижер. Окончив
Будапештскую консерваторию (класс проф. Э. Донаньи и 3. Кодая). В
1930-39 был дирижером Венг. оперного т-ра в Будапеште, затем эмигрировал
в Швейцарию. В 1947 - дирижер Мюнхенского, с 1951 -
Франкфуртского-на-Майне оперных т-ров. Выступал дирижером на междунар.
фестивалях в Зальцбурге (1951) и Эдинбурге (1952). А. Ив.
ШОЛЬЦ (Scholtz), Фридрих (Федор Ефимович)
[5.X.1787-15(27).X.1830]рус. композитор и дирижер. По происхождению
немец. Работал капельмейстером в т-рах Силезии, Курляндии. В 1811
приехал в Петербург и стал капельмейстером оркестра Придворной капеллы.
В 1815 переехал в Москву. С 1820 до конца жизни был дирижером Большого
т-ра. Написал мн. балетов, интермедий-дивертисментов и опер-водевилей.
Ряд произв. Ш. написал совм. с А. Н. Всрстовским и А. А. Алябьевым:
увертюра к прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева (1825),
опера-водевиль "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1824, т-р
на Моховой); совм. с Алябьевым, Верстовским и Виельгорским - "Проситель"
(1824, т-р на Моховой и Петерб. т-р); совм. с Алябьевым, Верстовским и
Л. В. Маурером - "Муж и жена" (1830, Большой т-р); совм. с Алябьевым, И.
И. Геништой и Маурером - "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (1845, там
же) и др.
С 1815 занимался педагогич. работой.
Лит.: Погожев В., Столетие организации имп. московских театров (Опыт
исторического обзора), вып. 1, кн. 2, СПБ, 1908; Одоевский В.,
Музыкально-литературное наследие. М., 1956; Гозенпуд А., Музыкальный
театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959. А. Ив.
ШОМЛАИ (Somlay), Артур (28.II.J883-11.XI.1951)--венг. актер. Нар.
арт. ВНР (1951). Окончив театр. студию при т-ре "Вигсинхаз" в 1900,
начал выступать на периферии. В 1905 вернулся в т-р "Вигсинхаз".
Впоследствии играл во мн. т-рах Будапешта. Исполнял роли Гамлета, короля
Лира, характерные роли в отечеств. драматургии - Тиборц и бан Петур
("Банк-бан" Катоны), судья Шари (о. п. Морица) и др. Гражданственность
иск-ва Ш., его высокое реалистич. мастерство с особой силой проявились в
годы после освобождения страны от фашистской оккупации (1945). Ш. создал
свои лучшие сценические образы - Егор Булычев, Президент ("Коварство и
любовь"). С 1945 работал в Нац. т-ре (Будапешт). Ш.- один из
основоположников нового социалистич. т-ра, активный общественный
деятель. Был первым председателем Союза венг. актеров. Пр. Кошута (1948
и 1951).
Лит.: Benedek Andras, Somlay Artur, в кн.:
Nagy magyar seineszek, Bdp., 1957. А. Гер.
"ШОПЕНИАНА" ("Сильфиды")-балет на муз. Ф. Шопена, либретто М. М.
Фокина. Пост. 10 февр. 1907, Мариинский т-р, .Петербург (ноктюрн -
Булгаков и Уракова, вальс - Павлова и Обухов, мазурка - Седова и П.
Гердт, тарантелла - Фокина и Ширяев, балетм. Фокин, декорации сборные,
оркестровка А. К. Глазунова).
На сов. сцене: 4 февр. 1923, Петроград, Т-р оперы и балета
(исполнители - Билль, Большакова, Трояновская, Пономарев; дирижер
Дранишников, декорации сборные). Возобновление, 1932, Большой т-р,
Москва (исполнители - Абрамова, Васильева, С. Мессерер, Ермолаев;
балетм. Чекрыгин, дирижер Файер, худ. Коровин). Пост. в т-рах оперы и
балета др. городов: Самара (1931), Куйбышев (1935), Тбилиси (1942),
Минск (1952), Донецк (1954), Вильнюс (1955), Одесса (1957), Рига (1958),
Львов, Душанбе (1959), Ташкент, Улан-Удэ (I960), Новосибирск (1961),
Алма-Ата (1962) и др. За рубежом: под назв. "Сильфиды", принятом затем
для большинства зарубежных пост.: Париж, т-р Шатле (1909, "Русские
сезоны"), Нью-Йорк (1911, 1916, 1940), Копенгаген (1925), Лондон (1932,
1946), Монте-Карло (1936) и др.
Лит.: Слонимский Ю., Египетские ночи... Шо-пениана... Карнавал...
[Л.], 1935, с. 24-32; Фокин М., Против течения, Л.- М-, 1962, с.
161-220. Г. Ш.
"ШОПКА" (польск. Szopka, букв. - вертеп) - одна из старейших форм
польск. нар. т-ра кукол. Получила распространение в период
средневековья. "Ш." зародилась как часть богослужения зап. католич.
церкви (в 16 в. возник обычай ставить в рождественские праздники в
церквах ясли с деревянными фигурками, изображавшими персонажи
евангельской легенды о рождении Христа). Представления "Ш."
разыгрывались в двухъярусном ящике; действовали стержневые куклы "на
потыках" (на палочках), к-рых кукольники передвигали посредством
прикрепленной снизу проволоки по щелям пола ящика. Рождественские
представления вначале носили религиозно-мистериальный характер. В 16-17
вв. в них были введены бытовые и сатирич. мотивы. Евангельские эпизоды,
разыгрываемые в верхнем ярусе "Ш." ("рай"), перемежались бытовыми
интермедиями, исполнявшимися в нижнем ярусе ("ад"). Среди персонажей
интермедий - польск. собрат Петрушки - Копленяк. Изготовление макетов
"Ш.", отражавших богатство нац. архитектуры, историч. памятников
старинных городов, стало традиционным в польск. нар.-иск-ве ("Ш."
краковского каменщика Эзенэкера 19 в.). Представления "Ш." оказали
влияние на зарождение в 16-17 вв. кукольных спектаклей на Украине
(вертеп) и в Белоруссии (батлейка).
Приемы "Ш." широко используются в польск. сатирич. т-ре кукол в 20 в.
Куклы "на потыках", воспроизводившие младенца Христа и царя Ирода, стали
изображать совр. польских политич. деятелей, артистов, писателей
(сатирич. обозрения краковского т-ра миниатюр "Зеленый балник", осн. в
1911). В репертуаре сатирич. "Ш." т-ров кукол нар. Польши преобладают
пьесы-афоризмы, миниатюры-гротески: "Самый миниатюрный театр в мире
-"Гусь зеленый4'" Галчиньского (1947-52, Краков), "Сатирическая "Шопка""
1956 Марьяновича, Минкевича, Залуцкого (худ. Заруба, 1956, Варшава) и
др.
Лит.: Перетц В. Н.,К истории польского и русского народного театра,
СПБ, 1909; Воробьев Г. А., Шопка, польский вертеп, "Исторический
вестник", 1899, т. 77, июль, с. 248-63; Заруба E., Сатирический театр
кукол, "Польша", 1956, ј 3; Театр кукол зарубежных стран. Сб., М., 1959.
с. 215-21; Юрковский Г.,Кили а н А., Польский театр кукол, Варшава,
1960; M а г i -anowicz A., Minkiewicz J., Zalucki M., Szopka satyryczna
1956, Warsz., 1956. С. Др.
ШОРТАНОВ, Аскерби Тахпрович (р. 1916) - кабардинский советский
драматург и режиссер. Засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР (1939). Чл.
Коммунистич. партии с 1941. Учился на режиссерском ф-те ГИТИСа.
Участник, а с 1932 - руководитель первого самодеятельного коллектива,
ставившего спектакли на кабардинском и рус. яз. Написал для этого т-ра
свои первые пьесы "Рулак Аббасов", "Мурат и фаталист". В 1933 принял
участие в организации театр. студии в Нальчике и до 1935 был ее
режиссером. С 1937 - худ. рук. Кабардинского колх.-совх. т-ра. В 1939
написал и пост. здесь героич. драму "Аул Батыр". Автор пьес -"Когда
загорается свет" (1947) о жизни колхозной деревни после Отечеств, войны,
"Посланец партии" (1954) о событиях гражд. войны на Сев. Кавказе,
"Навечно" (1957) о присоединении Кабарды к России, "В одной семье"
(1958) об утверждении новой морали, Камбот и Ляца" (1956) по поэме А.
Шогенцукова.
Пьесы Ш. ставились в Каб.-Балк. т-ре в Нальчике, переводились на яз.
др. народов Сев. Кавказа, шли в т-рах Сев. Осетии, Адыгеи. Ш.- автор
книги "Театральное искусство Кабардино-Балкарии" (1961). E. Ж.
ШОРШТЕЙН, Константин Осипович (г. рожд. не-изв.- ум. 1922) - рус.
актер и режиссер. Учился на юридич. ф-те Киевского ун-та. Творч.
деятельность начал в 1900 в Киеве. Работал во многих антрепризах. После
революции - в т-рах Туркестана (труппа 3. А. Малиновской - Товарищество
драм. артистов). В 1918 принял участие в создании первого в Ср. Азии
"Советского т-ра" в Ташкенте и был его худ. рук. В 1919 возглавил
Гарнизонный т-р в Ташкенте. В годы гражд. войны руководил фронтовой
труппой, обслуживавшей агитпоезда Закаспийского фронта. Оказал большую
творч. помощь деятелям молодого узб. сов. театра.
Ш.- актер реалистич. школы, играл трагедийные и героич. роли:.
Отелло, Гамлет; царь Эдип (о. п. Софокла), Вильгельм Телль (о. п.
Шиллера), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Освальд и др. Пост. в
"Советском т-ре" (1918-19): "Ткачи" Гауптмана, "Женитьба", "Ревизор";
"Отцы и дети" по Тургеневу, "Вильгельм Телль" Шиллера, "Мещане";
"Королевский брадобрей" Луначарского.
Лит.: Дьяченко В. П., Первый гос. рус. драм. т-р в Ср. Азии,
Общественные науки в Узбекистане", 1965, ј 9, с. 43-46.
ШОССОН (Chausson), Эрнест (21.1.1855-10. VI. 1899) - франц.
композитор. Учился у Ж. M а сено в Парижской консерватории и у С.
Франка. Написал оперы-"Елена", "Король Артус" (1903, т-р "Де ла Мон-не",
Брюссель), лирич. сцены "Жанна д'Арк" (1882); музыку к драмам "Буря"
Шекспира (1888) и "Легенда о св. Цецилии" Бушора (1892, обе в Париже).
Лит.: В a r r i с e l l i J.- P. and W e i n s t e i n L., E.
Chausson, the comnoser's life and works, L., 1950; то же, Horman
(Oklahoma), 1955, 1958. Ал. M.
ШОСТАКОВИЧ, Дмитрий Дмитриевич [р. 12(25). IX. 1906] - рус. сов.
композитор, пианист, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1954).
Чл. Коммунистич. партии с 1960. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-5-го созывов и
Верховного Совета СССР 6-7-го созывов. Окончил Ленинградскую
консерваторию (классы: фп.- Л. В. Николаева, 1923; композиции - М. О.
Штейнберга, 1925). Для творчества Ш., одного из самых выдающихся
композиторов современности, характерно вдохновенное новаторское
воплощение важнейших социально-исторических явлений действительности,
больших трагических коллизий и антагонистических противоречий (война и
мир, человеконенавистничество и гуманизм, реакция и прогресс),
противопоставление мощи света и добра силам мрака и зла. Наиболее
активно композитор работает в области крупных инструмент, жанров,
сим-фонич. и камерных (13 симфоний, 5 концертов, множество
камерно-инструмент. и др. произв.). Наряду с этим Ш. обращался к разл.
формам театр. музыки и проявил себя как мастер муз. драматургии. Ш.
написал 2 оперы, 3 балета, оперетту, музыку ко мн. театр. пост. и
фильмам.
В опере "Нос" (1930, Ленингр. Малый оперный т-р;
1964, Флоренция; 1965, Прага) по о. п. Гоголя Ш. исходил из
тенденций, намеченных Мусоргским в "Женитьбе"! а также из условности
т-ра масок и нек-рых элементов оперного стиля И. Ф. Страгинского
("Мавра"). Ш. стремился создать эксцентричную, веселую, обличительную
оперу, в к-рой слово, музыка и действие были бы слиты воедино. Отсюда
инструментально-речитативный склад вок. партий, едкая колючесть муз.
языка, обилие политональных наложений и ато-нальных разделов,
стремительность сценич. развития. В 1932 Ш. закончил одно из своих
центр, произв.- оперу "Леди Макбет Мценского уездау ("Катерина
Измайлова", 1934, Муз. т-р им. Немировича-Данченко) по Н. С. Лескову,
пост. во мн. оперных т-рах мира. Композитор переосмыслил повесть, придал
сюжету социально-обличительную направленность. Он обострил негативные
стороны обстановки, окружающей Катерину, тем самым подчеркнув, что его
героиня является жертвой эпохи и среды. Ш. поднял личную драму Катерины
до социальной трагедии. Отсюда и жанр оперы - "трагедия-сатира".
Партитуре оперы свойственно сквозное симф. развитие. Вок. партии
характеризуются психодогич. напряженностью. В этом глубоко новаторском,
самобытном произв. Ш. перекрещиваются традиции Мусоргского, Чайковского
(борьба личности за счастье в условиях социального гнета и
несправедливости), ощущается воздействие смелой ломки штампов, присущей
операм Прокофьева. В результате односторонней, субъективистской критики,
к-рой подверглось творчество Ш. в сер. 1930-х гг., опера была снята с
репертуара. С 1963 она вновь пошла на сценах мн. сов. т-ров в новой
авторской редакции (в 1967- фильм-опера).
Балетам Ш. свойственна дивертясментность. Балет "Золотой век" (1930,
Т-р оперы и балета им. Кирова) написан на основе бытового
танц.-песенного материала; "Болт" (1931, там же) - остро сатирич.
произв. на производственную тематику; "Светлый ручей" (1935, там же и
Большой т-р) написан на сюжет из колхозной жизни. На музыку Ш. пост.
одноактные балеты: "Танцевальная сюита" (1958, Большой т-р), "Цветы"
(1961, Ленингр. Малый оперный т-р), "Седьмая симфония" (1961, Т-р оперы
и балета им. Кирова; 1964, Т-р им. Яначека, Брно), "Барышня и хулиган"
(1962, Ленингр. Малый оперный т-р и др.).
Лирич. музыка оперетты Ш. "Москва, Черемушки" (1959, Моск. т-р
оперетты) на сюжет о новоселах построена на мастерски используемых
элементах бытовых жанров и интонаций. Эта тенденция использования
бытовых мотивов имеет большое значение в творчестве Ш. и дает реалистич.
основу его муз. языку.
Ш.- автор музыки к драм. спектаклям: "Клоп" Маяковского (1929, Т-р
им. Мейерхольда), "Выстрел" Безыменского (1929, ТРАМ), "Целина" Горбенко
и Львова (1930, там же), "Правь, Британия" Пиотровского (1931, там же),
"Гамлет" (1932, Т-р им. Вахтангова), "Условно убитый" Воеводина и Рысса
(1931, Ленингр. мюзик-холл), "Человеческая комедия" по Бальзаку (1934,
Т-р им. Вахтангова), "Салют, Испания!" Афиногенова (1936, Ленингр. т-р
драмы им. Пушкина), "Король Лир" (1941, Ленингр. Большой драм. т-р) и
мн. др. Ш. оркестровал оперы - "Борис Годунов" (1959, Т-р оперы и балета
им. Кирова) и "Хованщина" (1960, там же).
С 1937 ведет педагогич. работу (с 1939 - профессор Ленингр., с
1943Моск. консерваторий). Первый секретарь Союза композиторов РСФСР (с
1961). Лауреат Ленинской пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946,
1950, 1952), Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между
народами" (1954) и пр. им. Сибелиуса (1958). Член Славянского комитета
СССР (1942) и Советского комитета защиты мира (1949). Почетный член
зарубежных муз. академий: Шведской (1954), Римской (1956), Берлинской
(ГДР) академии иск-в (1956), Американской академии наук (1959). Почетный
член Американского ин-та иск-в и лит-ры (1943), почетный доктор
Оксфордского университета (1958), почетный профессор Мексиканской
консерватории и др.
Соч.: К премьере "Носа", "Рабочий и театр", 1929, .No 24; О моей
опере, в кн.: Д. Шостакович, "Катерина Измайлова", М., 1934; О подлинной
и мнимой программности, "Сов. музыка", 1951, .ј 5; Думы о пройденном
пути, там же, 1956, .ј 9.
Лит.: Мартынов И., Д. Шостакович, М., 1962;
Данилевич Л., Наш современник. Творчество Д. Шостаковича, М., 1965; С
а к в а К., Новая встреча с Катериной Измайловой, "Сов. музыка", 1963,
.ј 3; Г р и г о р ь-е в а Г., Первая опера Шостаковича "Нос", в сб.:
Музыка и современность, вып. 3, М., 1965; Шумская Н., Традиции и
новаторство в опере Шостаковича "Катерина Измайлова", там же; Садовников
Е.Л.,Д. Шостакович. Нотографический справочник, 2 изд., М., 1965. J9.
Делъ.
ШОТЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
В течение мн. лет театр. жизнь Шотландии сосредоточивалась в Глазго и
Эдинбурге и находилась в зависимости от англ. т-ра (см. Английский театр
и Английская драматургия). В этих городах драматич. т-ры начали
появляться в сер. 18 в. Первый патент на "концертный* зал"'в Эдинбурге
выдан в 1767. Здесь была пост. трагедия Дж. Хоума (1722-1808) "Дуглас".
В 1769 актер и антрепренер Д. Росс открыл в Эдинбурге т-р "Ройял", где
ставились пьесы англ. авторов и играли преим. англ. актеры. В 1859
здание т-ра было снесено. Был вновь построен новый т-р "Ронял" на месте
сгоревшего в 1853 т-ра "Адельфи". В 1883 открылся т-р "Лицеум". В Глазго
к сер. 18 в. построено три театр. здания, сожженные впоследствии религ.
фанатиками. В 1782-1863 в городе работал "Данлоп стрит тиэтр" (в нем
выступала труппа из Эдинбурга), в 1805-29 - т-р "Куин стрит", в 1842-48
- т-р "Адельфи", в 1845 - т-р "Сити". Затем были основаны т-ры "Куинс" и
"Принс". В 1869 открыт т-р "Ройял" в Глазго (отстроен в 1879 после
пожара). В конце 19 в. начали работать т-ры "Лицеум" и "Кинге".
Возникновение шотл. драматургии относится к эпохе Возрождения, когда
поэт-гуманист Д. Линдсей пост. пьесу: "Приятная сатира о трех сословиях"
(1540). Однако деятельность первых драматургов не оказала значит,
влияния на развитие театр. иск-ва. На протяжении 17 в. в Шотландии не
появлялись произведения нац. драматургии. И только в 1756 была
опубликована трагедия "Дуглас" Хоума. Шотл. т-ры 2-й пол. 18 - нач. 19
вв. включали в репертуар преим. пьесы англ. драматургов. В эпоху
романтизма на шотл. сцене появляются инсценировки историч. романов шотл.
писателей - В. Скотта "Гай Манринг" (1817, т-ры Глазго и Эдинбурга) и
др. Становятся популярными мелодрамы и романтические трагедии. Некоторое
развитие получает пантомима. В конце 19 в. пользуется успехом пьеса
"Диккон Броди" Стивенсона и Хенли (1880), а также ранние пьесы Дж.
Барри.
Первая попытка создания нац. т-ра относится к нач. 20 в., когда
работал Репертуарный т-р Глазго (1909-14). Во главе т-ра стояли А.
Уэринг и комитет" в к-рый вошли проф. Дж. Филлимор и М. Диксон. В
репертуаре т-ра было неск. пьес шотл. драматургов в т. ч. "Кэмпбелл из
Килмора" Фергюсона. В нач. 1-й мировой войны т-р закрылся. В 1921
организовалась труппа "Шотландские национальные актеры". В 1921- 1936
шотл. драматургия получает наибольшее развитие. На сцене т-ра ставятся
пьесы Дж. Брэндейна (р. 1869), Р. Миллара (р. 1889), Дж. Корри (р.
1894), Дж. Брай-ди (1888-1951), Дж. Фергюсона, Дж. Барри (1860- 1937). В
1939 состоялся первый шотл. театральный фестиваль. С этого времени Брит.
драматич. лига ежегодно устраивает театр. фестивали, в к-рых принимают
участие проф. и любительские коллективы Шотландии. В 1943 в Глазго
основан существующий и поныде репертуарный Гражданский т-р, одним из
создателей и руководителей к-рого был драматург Дж. Брайди. В 1941
создан рабочий полупроф. т-р "Глазго юнити тиэтр", связанный с
лондонским т-ром "Юнити" (т-р пост. "На дне", 1945; "Оружие и человек"
Шоу, 1951). В 60-е гг. созданы репертуарные т-ры в Перте и Данди. С 1947
в Эдинбурге устраиваются ежегодные Эдинбургские фестивали музыки и драмы
(длятся обычно три недели). Ф. К.
ШОУ (Shaw), Бернард Джордж (26.VII.1856, Дублин,- 2. XI. 1950,
Эйот-Сент-Лоренс)- англ. драматург, критик и публицист. Ирландец по
происхождению. С 1876 занимался журналистикой и писанием романов, к-рые
сначала ни одно издательство не хотело печатать. В 1885 Ш.- рецензент
газ. "Пэлл-Мэлл", в 1886-87 - художеств. критик, в 1890-94- муз. критик
газ. "Уорлд", в 1888-90 - муз. критик газ. "Стар" (писал под псевд.
Корно дне Бассето), в 1895-98 - театр. критик еженедельника "Сатерди
ревью".
Обращение Ш. к драме было вызвано влиянием Г. Ибсена, пропагандистом
к-рого Ш. выступил в книге "Квинтэссенция ибсенизма" (1891, 3-е
расширенное изд. 1913). Первую пьесу Ш. начал писать в 1885 совм. с У.
Арче ром, но несколько лет спустя, отказавшись от начального варианта,
создал оригинальную драму "Дома вдовца" (1892, "Независимый т-р",
Лондон). Эта и следующие пьесы Ш. неизменно вызывали враждебное
отношение бурж. публики и консервативной критики. Его произв. с трудом
пробивали себе путь на сцену. Нек-рые пьесы впервые ставились за рубежом
(в США). Однако в нач. 20 в. пьесы Ш., считавшегося
драматургом-бунтовщиком и ниспровергателем, начинают широко ставиться в
Англии и на континенте Европы.
Социалист по политич. убеждениям, Ш. с самого начала творч.
деятельности выступал с обличением пороков капитализма, заявлял о
необходимости замены бурж. строя коммунистическим. Если в начале творч.
деятельности Ш. придерживался реформистских взглядов, то затем, в
особенности под влиянием Октябрьской революции, признал правомерность
рево-люц. насилия. В многочисл. публичных выступлениях Ш. поддерживал
политику Сов. правительства и опровергал клевету желтой прессы на Сов.
Союз. Он был решительным противником империализма, активно выступал
против фашистов (хотя вначале не понял реакционной сущности политики
Муссолини и Гитлера).
Социально-политич. воззрения Ш. получили выражение и в его
драматургич. творчестве. Ш.- крупнейший создатель "драматургии идей".
Его пьесы откровенно тенденциозны: "Я пишу пьесы с определенным
намерением привить всему народу мои мнения". В отличие от других
драматургов-философов, Ш. облекает свои идеи в шутливую форму. Смех для
Ш.- средство утверждения идей, враждебных бурж. строю жизни. "Марк
Твен и я находимся в одинаковом положении,- писал Ш.,- мы должны
высказывать свои мнения так, чтобы люди, которые иначе повесили бы нас,
думали, будто мы шутим". Излюбленный прием Ш.- парадокс. Парадоксальной
является в его пьесах драматич. ситуация, парадоксами изобилует речь его
персонажей. Круг тем пьес Ш. необыкновенно широк: от нравственно-бытовых
вопросов до проблем космического масштаба. В центре его творчества -
противоречия, возникающие из-за того, что строй жизни, созданный
капитализмом, враждебен человеческой природе и естественным понятиям о
справедливости. Ш. смело обличает пороки бурж. общества: социальное
неравенство, лживую, ханжескую мораль, бессовестное хищничество; он
утверждает подлинную гуманность, к-рая будет достигнута тогда, когда
люди проникнутся социалистич. отношением ко всем явлениям жизни. Пьесы
Ш. построены на конфликтах, выражающих столкновение противоположных
социальных тенденций. Его персонажи всегда являются носителями
определенных идей, хотя иногда они непоследовательны в своих суждениях,
и поступки их противоречивы. При всей ярко выраженной тенденциозности,
пьесы Ш. не завершаются ясно выраженной моралью. "Назначение театра в
том, чтобы возбуждать людей, заставлять их думать,- говорил Шоу,- а не в
том, чтобы давать им готовые решения жизненных проблем". Эти взгляды Ш.
на драму, сформировавшиеся еще в пору его работы театр. критиком,
определили художеств. природу всего его драматургич. творчества.
Деятельность Ш. делится на четыре периода. В первый период происходит
формирование творч. метода Ш., определяются принципы "драматургии идей",
посв. острейшим проблемам общественной жизни и нравственности. К этому
периоду относятся пьесы, написанные в 1892-1900. Ш. объединил пьесы этих
лет в три цикла: "Три неприятные пьесы" (изд. 1898) - "Дома вдовца",
"Сердцеед" (1905, Новое сце-нич. об-во, Лондон), "Профессия миссис
Уоррен" (1905, т-р "Гаррик", Нью-Йорк; 1925, т-р "Риджент", Лондон;
1925, т-р принца Уэльского, Бирмингем);
"Четыре пьесы приятные" (изд. 1898) - "Оружие и человек" (1894, т-р
"Авеню", Лондон), "Кандида" (1897, "Независимый т-р", Абердин; 1904, т-р
"Ройял Корт", Лондон), "Избранник судьбы" (1897, т-р "Гранд", Кройдон;
1907, т-р "Ройял Корт", Лондон), "Поживем- увидим!" (1899, т-р
"Ройялти", Лондон); "Три пьесы для пуритан" (изд. 1901) - "Ученик
дьявола" (1897, труппа Р. Мансфилда, Нью-Йорк; т-р принца Уэльского,
Лондон), "Цезарь и Клеопатра" (1906, "Новый т-р" М. Рейнхардта, Берлин;
1907, т-р "Гранд", Лидс), "Обращение капитана Брассбаунда" (1900,
Сценич. об-во в т-ре Стрэнд, Лондон). В пьесах "Дома вдовца" и
"Профессия миссис Уоррен" гл. внимание драматурга сосредоточено на
экономич. факторах: деление общества на богатых и бедных с неизбежностью
ведет к тому, что первые эксплуатируют вторых, причем даже культурный
буржуа ("Дома вдовца") оказывается соучастником преступной эксплуатации
нищего народа; хищники издеваются над теми, кто возмущается
несправедливостью капиталистич. строя. Ш. показывает, как нищета толкает
женщин на проституцию ("Профессия миссис Уоррен"), он разрушает
мещанские иллюзии о браке, но одновременно осмеивает крайности
эмансипации, т. н. свободную любовь ("Сердцеед", "Кандида", "Поживем -
увидим!"). В этот период, следуя фабианскому принципу постепенности, Ш.
считает, что путь к исправлению пороков общества заключается в
повседневной прак-тич. деятельности, осуществляемой в соответствии с
требованиями истинной справедливости, а не ханжеской морали, со здравым
смыслом. В связи с распространением взглядов Ф. Ницше Ш. обращается к
проблеме роли выдающейся личности в обществе. Он отвергает ницшеанский
аморальный индивидуализм, иронически характеризует Наполеона ("Избранник
судьбы"). Яркий пример героич. личности, свободной от мещанских
предрассудков, у Ш. - бунтарь и безбожник Ричард Даджен ("Ученик
дьявола").
Ко второму периоду относятся пьесы, написанные в 1901-14. Они
продолжают социально-обличительные тенденции и вместе с тем выдвигают
новые темы и идеи. В первой большой философской пьесе "Человек и
сверхчеловек" (изд. 1903, пост. 1905, т-р "Ронял Корт", Лондон) Ш. с
огромной обобщающей силой критикует пороки капиталистич. цивилизации и
ставит проблему биологич. закономерностей жизни, излагает концепцию
"жизненной силы" как неподвластной человеку природной основы,
обеспечивающей прогресс, несмотря на все безумства людей, создающих
неразумные условия своего существования. В пьесе "Другой остров Джона
Булля" (1904, там же) Ш. осмеивает романтич. иллюзии ирл. националистов,
мечтающих о возврате к прошлому, вместо того чтобы повести свою страну
по пути прогресса. Впрочем, и тут Ш. показывает, что прогресс в условиях
бурж. общества таит в себе глубокие противоречия. В пьесе "Майор
Барбара" (1905, там же) осмеяна беспомощность бурж. филантропии,
пытающейся "облегчить" нищету народа, в остро сатирич. тонах показано
капиталистич. хищничество. Здесь Ш. вместо призыва к мирным постепенным
преобразованиям намекает на то, что прогрессивным деятелям следовало, бы
воспользоваться оружием для справедливых целей. В пьесе "Дилемма
доктора" (1906, там же) Ш. показывает, что в условиях бурж. общества
даже медицина теряет свой гуманный характер. Пьеса "Андрокл и Лев"
(1913, т-р "Сент-Джеймс", Лондон) содержит острую критику догматич.
христианства. Вопросы брака и семьи рассматриваются в пьесах "Как он
лгал ее мужу" (1905, т-р "Ронял Корт", Лондон), "Женитьба" (1908, т-р
"Хеймаркет", Лондон), "Мезальянс" (1910, Т-р герцога Йоркского, Лондон),
"Первая пьеса Фанни" (1911, т-р "Литл", Лондон). В пьесе "Разоблачение
Бланко Поснета" (1909, Т-р Аббатства, Дублин) Ш. показывает победу
доброго начала над дурным у конокрада и проститутки (эта пьеса послужила
поводом для переписки Ш. с Л. Н. Толстым). Пьеса "Пигмалион" (1913, т-р
"Хофбург", Вена; 1914, Т-р его величества, Лондон) построена на
конфликте между внешней культурой (язык, манеры) и духовными ценностями
человека. Как первый, так и второй период творчества Ш. характеризуется
оптимизмом, убеждением в возможности прогресса.
Мировая война 1914-18 вынудила Ш. по-новому взглянуть на мн.
проблемы. В статьях "Здравый смысл о войне" (1914) драматург выразил
отрицательное отношение к шовинизму англ. милитаристов, доказывая, что
они ничуть не лучше нем. милитаристов. Обвиненный в отсутствии
патриотизма, Ш. в пьесе "Инка Иерусалемский" (1916, т-р "Репертори",
Бирмингем) сатирически показал Вильгельма II. Эта комедия входит в цикл
"Пьесок о войне", к к-рому относятся также "0'Флаэртп, кавалер креста
Виктории" 1917, любительский спектакль англ. офицеров на бельгийском
фронте; 1920, труппа Ирландских актеров, т-р "Стрит", Нью-Йорк; т-р
"Лирик", Лондон) и "Огестус выполняет свой долг" (1917, т-р "Ройял
Корт", Лондон). Во второй пьесе сатирически изображены бездарность и
преступная халатность чиновников-аристократов в военном ведомстве. На
революцию в России Ш. откликнулся пьесой "Аннаян-ска, большевистская
императрица" (1918, "Коли-зеум", Лондон). Несмотря на
гротескно-комедийный характер, эта пьеса содержит мысль о необходимости
революц. насилия в целях преобразования общества. На протяжении
длительного периода (1913-19) Ш. работал над пьесой, обобщавшей его
суждения о кризисе бурж. общества,- "Дом, где разбиваются сердца" (1920,
т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1921, т-р "Ройял Корт", Лондон). В этой пьесе,
символизирующей тунеядствующую бурж. Англию, показаны люди, утратившие
нравственные устои, лишенные воли и характера. Им противопоставлен
человек, понимающий, что смысл жизни в труде, в' преодолении
препятствий, изображено молодое поколение, к-рое не хочет жить по
традициям старой Англии.
"Дом, где разбиваются сердца" - произв., переходное от второго
периода к третьему периоду, в к-рый входят пьесы, написанные в 1918-28.
В эти годы Ш. создал наиболее драматичные, философски насыщенные пьесы
обобщающего характера. Пента-логия "Назад к Мафусаилу" написана в
1918-20 (1922, т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1923, т-р "Репертори", Бирмингем).
Эта грандиозная, по определению Ш., "ме-табиологическая" драма из пяти
частей, не связанных единством фабулы, объединена идеей: человечество
создало несовершенный строй жизни, в к-ром господствуют эгоизм и вражда,
вызывающи" губительные войны; неразумность людей объясняется тем, что
они живут слишком мало для того, чтобы познать истину и смысл бытия.
Несмотря на кажущуюся несценичность, пьеса эта неоднократно ставилась
(полное представление ее занимало от 3 до 5 спектаклей, шедших день за
днем или с небольшими перерывами). "Святая Иоанна" (1923, т-р "Гилд",
Нью-Йорк; 1924, т-р "Нью", Лондон) - единственная трагедия Ш. (автор
назвал ее хроникой). Героиня пьесы воплощает разум, к-рого равно боятся
и враги, и правители Франции. После этой пьесы наступает длительный
перерыв в драматургич. творчестве Ш. В 1925 драматургу была присуждена
Нобелевская пр. После нескольких лет общественно-политич. и
публицистической деятельности Ш. снова возвращается к драматургии.
К четвертому периоду относятся пьесы, написанные в 1929-50. Они
отмечены остро сатирич. и политич. направленностью: "Тележка с яблоками"
(1929, "Т-р Польски", Варшава; т-р Малвернский фестиваль; т-р "Куинс",
Лондон), "Плохо, но правда" (соч. в 1931; пост. 1932, т-р "Гилд",
Бостон; Малвернский фестиваль; т-р "Нью", Лондон), "На мели" (1933, т-р
"Уинтер Гарден", Лондон), "Простачок с Нежданных островов" (соч. 1934;
пост. 1935, т-р "Гилд", Нью-Йорк; Малвернский фестиваль; т-р "Артс",
Лондон), "Женева" (1938, Малвернский фестиваль; т-р "Сэ-вил", Лондон),
"В золотые дни доброго короля Карла" (1939, Малвернский фестиваль; 1940,
т-р "Стритхем Хилл", Лондон). В этих пьесах Ш. остроумно высмеивает
пороки бурж. демократии, резко осуждает итал. и нем. фашизм ("Женева"),
показывает слабости лейбористского реформизма ("На мели"). По
определению самого Ш., жанр большинства этих пьес- "политическая
экстраваганца" (эксцентриада). К этому же периоду относится комедия
"Миллионерша" (1936, "Бургтеатр", Вена; 1944, т-р "Кью", Лондон), в
к-рой проблема богатства и нищеты сочетается с постановкой вопроса о
том, какие черты характера помогают людям достичь высокого положения,
тогда как др. остаются бедняками. В последние годы жизни Ш. пишет
комедию "Миллиарды Байанта" (1948, "Шау-шпильхауз", Цюрих; 1949,
Малвернский фестиваль; т-р "Принсесс", Лондон), диалоги к-рой повторяют
мн. темы, ранее встречавшиеся в пьесах Ш. Последняя законченная пьеса -
"Вымышленные басни" (1950, Об-во Шоу, т-р "Уотергейт", Лондон) -
фантазия на тему о будущем, развивает мотивы "Назад к
Мафусаилу" (человек будущего должен подавить животные инстинкты и
развивать духовное начало).
Широкое по охвату тем творчество Ш. содержит глубокую и остроумную
критику капиталистич. цивилизации, утверждает идеи будущего общества. Ш.
был тесно связан с т-ром. Драматурга связывала творческая дружба с
выдающимися англ. актрисами Э. Терри, Патрик Кэмпбелл, Л. Маккарти, реж.
X. Гренвилл-Баркером и др. Ш. обновил англ. драму, придав ей
высокоидейный характер, наполнив ее социально-политич. проблематикой.
Блестящий мастер диалога, он создавал пьесы, пользовавшиеся успехом при
их сценич. воплощении и вызывавшие большой общественный резонанс. Лучшие
пьесы Ш. прочно вошли в репертуар т-ров Англии, Сов. Союза, США,
Франции, Германии, Австрии и др. стран. В Сов. Союзе пост.:
"Пигмалион"-1925, Ленингр. т-р драмы; 1938, Моск. т-р Сатиры; 1943,
Малый т-р; 1962, Ленингр. т-р им. Ленсовета; "Профессия миссис
Уоррен"-1956, ЦТСА, Ленингр. т-р Комедии, Моск. т-р Сатиры; "Ученик
дьявола"-1933, Театр-студия под рук. Ю. Завадского, Москва; 1956, БДТ,
Ленинград; 1957, МХАТ, Моск. драматич. т-р им. Станиславского; "Цезарь и
Клеопатра"-1923, Ленингр. т-р драмы; 1964, Т-р им. Моссовета, Моск. т-р
Сатиры; "Дом, где разбиваются сердца"-1962, Моск. т-р Сатиры;
"Миллионерша"- 1964, Т-р им. Вахтангова; 1965, Ленингр. т-р им. Ко-мисса
ржевской.
Соч.: Standard edition of the works, of B. Shaw, v. 1-36, L.,
1931-51; Избр. произв. в 2 тт., пер. с англ., М., 1956 (вступ. ст. П. С.
Балашова); О драме и театре, пер. с англ., М., 1963 (вступ. ст. А. А.
Аникста).
Лит.: Hcnderson A.,G.B. Shaw, Man of the century, N. Y., [1956]; E r
v i n e St. J., B. Shaw, his life, work and friends, L., [1956]; P e а г
s о n H., G. B. S., a full length portrait, L., 1961, N. Y., [1961]; B e
n t 1 e v E., B. Shaw, [Norfolk (Connect!)], 1957; Chesterton G. K., G.
Б. Shaw, L., 1909; Fuller E., B. Shaw, critic of Western morale,
N.Y.-L., 1950; W a r d A. C., B. Shaw, N.Y., 1951; P u r d о m С. В., A
guide to the plays of B. Shaw, L., 1963; Wood-bridge H. E., G. B. Shaw,
creative artist, Carbondale (Jll.), 1963; West A., G. B. Shaw "A good
man fallen among fabians", N. Y., 1950; E 1 1 e h a u g e M.E., The
position of B. Shaw in European drama and philosophy, Cph., 1931; M a n
d e r R. and Mitchenson J., Theatrical companion to Shaw, L.. 1954; Л у
н а ч а р с к и и А., Б. Шоу, в кн.: Л у и а ч а р с к и и А. В., О
театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958; его же. Предисловие
к кн. Б. Шоу, Чернокожая девушка в поисках бога, М., 1933; Д и-н а м о в
С., Б. Шоу. М.- Л., 1931; Кржижановский С. Драматургические приемы Б.
Шоу, "Литературный критика, 1934, ј 4; АН и к с т А., Б. Шоу, М., 1956;
Гражданская 3., Б. Шоу. Очерк жизни и творчества, М., 1965; Ромм А., Дж.
Б. Шоу. 1856-1950, Л.-М., 1965; Ученые записки кафедры литературы
Свердловского гос. педагогич. ин-та, Свердловск, 1964; Проблемы
критического реализма в зарубежной литературе XIX-начала XX вв. Сб.,
Свердловск, 1965; Образцова А., Драматургический метод Б. Шоу, М., 1965;
Х ьюз Э., Бернард Шоу, пер. с англ., М., 1966. А. А.
ШОУ, Б а и е м-Ш о у (Byam Shaw), Глен (р. 13.XII.1904) - англ. актер
и режиссер. В 1923 дебютировал в т-ре "Павильон" (Торки). На лондонской
сцене впервые выступил в 1925 в роли Яши ("Вишневый сад", т-р "Лирик",
Хаммерсмит), затем играл в разл. т-рах Лондона, Нью-Йорка. Первая
режиссерская работа - "Ричард II" Шекспира (1935, Оксфордский
студенческий т-р).
В 1947-52 совм. с М. Сен-Дени и Дж. Д евином руководил театр. школой
т-ра "Олд Вик", в 1953-56 - Шекспировским Мемориальным т-ром (совм. с А.
Куэй-лом, Стратфорд-он-Эйвон). В 1957-59 возглавлял этот т-р, здесь Ш.
пост. пьесы Шекспира: "Ричард III" и "Антоний и Клеопатра" (1953),
"Ромео и Джульетта" и "Троил и Крессида" (1954), "Макбет" и "Виндзорские
проказницы" (1955), "Отелло" (1956), "Как вам это понравится" и "Юлий
Цезарь" (1957), ("Ромео и Джульетта" и "Гамлет" в 1958 были показаны на
гастролях в Сов. Союзе), "Король Лир" (1959). После ухода из
Мемориального т-ра пост.: "Росс" Реттигена (1960, т-р "Хеймаркет"),
"Идоменей - царь
Крита" и "Так поступают все женщины" Моцарта (1902 и 1963, т-р
"Сэдлерс-Уэллс") и др. Ш. ставит обычно традиционно-парадные спектакли,
ф. 1C.
ШОУН (Shawn), Тед [наст. имя и фам.- Эдвин Манере (Myers); р.
21.X.1891] - амер. танцовщик, балетмейстер и педагог. Один из
основоположников амер. танца модерн (прозван "отцом амер. танца"). В
1912 открыл танц. школу в Лос-Анжелосе. В 1914 совм. с Р. Сен-Дени
организовал труппу и "Школу пластики Дени-Шоун" (рук. до 1931). Среди
выпускников этой школы - выдающиеся амер. танцовщики М. Грэхем, Д.
Хэмфри, Ч. Вейдман.
Ш. работал над развитием мужского танца, использовал материал нац.
танцев, в т. ч. индейского танц. фольклора. Пост. хореографич.
композиции: "Нов" Воан-Уильямса, "Скованный Прометей" и др. В 1933- 1940
руководил мужской труппой, где пост. танц. программы: "О свободе",
"Танец в веках" и др. В 1940 организовал в собственной загородной
усадьбе летнюю танц. школу, где ежегодно проводятся танц. фестивали
("Фестиваль в Джэкобс-Пиллоу"). С 1948 - директор этого фестиваля.
Ш.автор работ о танце.
Соч.: Ruth St. Denis, pioneer and prophet, S. Francisco, 1920; The
American ballet, N. Y., 1926; Gods who dance, N. Y., 1929; Fundamentals
of a dance education, Girard, Kansas City, 1937; Thirty-three years of
American dance, Pittsfield, 1959. E. C.
ШПАГАТ (нем. Spagat, букв. - бечевка) (в цирке) - вид акробатич.
упражнения - трюка. Щ. наз. положение артиста, когда ноги его раздвинуты
("раскрыты") и образуют прямой угол к корпусу (вперед-назад или в
стороны). Исполняется на земле и в воздушных номерах. А. Шн.
ШПАЖИНСКИЙ, Ипполит Васильевич [1(13).IV. 1848-2(15).II.1917] - рус.
драматург. Воспитывался в Воронежском кадетском корпусе. Окончил
(вольнослушателем) юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1870 написал драму "Вопрос
жизни" (ставилась на сцене, но успеха не имела). Первая пьеса, принесшая
Ш. широкую известность,- "Майорша" (1878, Алек-сандринский и Малый
т-ры). Драматургия Ш. носит эпигонский характер. Подражая А. Н.
Островскому, Ш. упрощал его приемы, насыщал свои пьесы мело-драматич.
эффектами. В комедиях "Легкие средства" (1879) и "Фофан" (1880, Малый и
Александрийский т-ры) Ш. обращается к теме власти денег, но придает
ситуациям анекдотически-скандальный характер. Пьеса "Кручина" (1882,
Александрийский т-р; 1893, Малый т-р) отмечена влиянием Достоевского,
"Чародейка" (1884, Малый и Александрийский т-ры) - историч. драм А. К.
Толстого. К последней пьесе примыкают стихотворные историч. драмы
Ш.-"Вольная волюшка" (1891), "Самозванка" ("Княжна Тараканова", 1904).
Успехом пользовались пьесы из старорус.' быта - "Княгиня Курагина"
(1887, Малый т-р), "В старые годы" (1888, там же) и др. К лучшим произв.
Ш. относится психологич. драма "Жертва" (1892, Малый т-р). Во 2-й пол.
90-х гг. Ш. пишет социальные драмы, в к-рых раскрывает мрачные стороны
совр. ему жизни, показывает нищету городского дна: "Темная сила" (1895,
Александрийский т-р), "Две судьбы" (1898, Малый т-р). Пьесы Ш. широко
шли в 1880-90-х гг. в столичных и провинциальных т-рах. В них играли
крупные актеры: М. Г. Савина, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, В.
Н. Давыдов, А. П. Ленский, М. П. Садовский и др.
Соч.: Драматические сочинения, т. 1-4, П., 1886 - 1900.
Лит.: Б я л ы и Г. А., Драматургия И. В. .Шпажин-ского, "Уч. зап.
Саратовского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского", 1957, т. 56, вып.
филологический. Люд. Д.
ШПЕТ, Ленора Густавовна [р. 31.XII.1904 (13.1. 1905)]- театр. критик,
педагог. Одна из основоположников сов. т-ра для детей. В 1921-24 училась
в 1-м МГУ на ф-те обществ, наук. В 1929-31 - старший методист, а в
1931-38 - зав. театр. сектором Центр. дома художеств. воспитания детей,
где в 1931 Ш. была одним из инициаторов и организаторов т-ра кукол
(ныне-Центр, т-р кукол под рук. нар. арт. СССР С. В. Образцова). В
1938-64-зав. лит. частью, а с 1965 - зав. научно-методич. частью этого
т-ра. В 1947-60 возглавляла во Всероссийском театр. об-ве кабинет сов.
т-ра для детей. С 1931 ведет театр.-педагогич. работу. С 1933 выступает
в печати по вопросам детского т-ра и т-ра кукол, занимается переводами
театр. лит-ры с англ. и франц. яз. Ш.- ответственный секретарь Сов.
секции УНИМА (с 1958) и член Президиума УНИМА (с 1959).
Соч.: Сказка, как сценический жанр, "Театр", 1951, .ј 3; Театры
особого назначения, в сб.: Театр для детей, М., 1?55; Сказка на театре,
"Театр", 1956, .Ns 4; Задачи и принципы работы советского театра для
детей, в сб.: "Театр и школа". М-, 1957; Воспитательные задачи и
воспитательские предрассудки, 1961, "Театр", .ј 6, и др. Б. П.
ШПИЛЛЕР, Наталья Дмитриевна [р. 7 (20). IX. 1909] - рус. сов.
артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1931 окончила
Киевскую консерваторию (класс А. Н. Шперлинг) и стала солисткой
Куйбышевского театра оперы и балета. В 1935- 1958 - солистка Большого
т-ра. Ш. обладает сильным и красивым голосом большого диапазона. Вок.
мастерство певицы подчинено задачам раскрытия художеств. образа. Широко
известна как исполнительница камерного репертуара. Выступала в Австрии
(1945), Польше (1947), Чехословакии (1948), Болгарии (1959).
Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь, Ольга, Волхова
("Сказка о царе Салтане", "Псковитянка", "Садко" Римского-Корсакова,
Гос. пр. СССР, 1950), Татьяна;
Иоланта (о. п. Чайковского), Этери ("Абесалом и Этери"
Палиашвили), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини, Гос. пр. СССР,
1943), Маргарита ("Фауст"), Зиглинда ("Валькирия" Вагнера), Графиня
("Свадьба Фигаро") и др.
С 1950 ведет педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных
(с 1963- зав. кафедрой оперной подготовки). Гос. пр. СССР (1941) за
выдающиеся достижения в области вок. иск-ва.
Лит.: Наталья Дмитриевна Шпиллер, М-, 1953 [буклет]; Большой театр
СССР. Опера и балет, М., 1958. Гал. Б.
ШПИЛЬБЕРГ, Людмила (8.IX.1886-20. IX. 1947) - латыш. сов. актриса.
Нар. арт. Латв. ССР (1947). В 1913 окончила в Риге драм. курсы под рук.
Е. Дубура и Э. Зелтматиса, училась у И. Н. Певцова. В 1916 вступила в
труппу т-ра "Комедия" (Рига). С 1919 - актриса латвийского Нац. т-ра
(ныне Латв. т-р драмы). Приобрела популярность как блестящая комедийная
актриса. С большим успехом играла роли в совр. драмах, требующие тонкого
психологич. анализа. Ш. обладала ярким, самобытным талантом, сильным
темпераментом. В ее иск-ве острота мысли сочеталась с эмоциональностью.
Роли: Алиса ("Купальщица Сусанна" Упита, 1922), Пайя ("Майя и Пайя"
Бригадере, 1922), Катарина ("Укрощение строптивой", 1925), Доротея
("Доротея Ангерманн" Гауптмана, 1927), Инкен ("Перед заходом солнца"
Гауптма-на, 1932), Роплайниете ("Блудный сын" Блаумана, 1945), Мария
Львовна ("Беспокойная старость" Рахманова, 1946) и др. К. К.
ШПИЛЬМАНЫ (Spielmann, от spielen - играть и Mann - человек) - в
странах нем. языка странствующие средневековые актеры-музыканты. Были
популярны среди крестьянства и городских низов. Выступали на ярмарках,
нар. празднествах, а также на придворных торжествах. Во Франции Ш.
близки жонглеры, в Скандинавии - спельманы, на Руси - скоморохи. Ш. были
одновременно поэтами, актерами, певцами, акробатами, музыкантами,
танцорами. Исполняли произв. героич. нар. эпоса, создавали новеллы и
шванки (сатирич. сказки)? и сами были их исполнителями.
Иск-во Ш. часто носило антиклерикальный и антифеод. характер, за что
они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и властей. С ростом
городов Ш. оседали, основывали цеховые организации. Просуществовали в
Австрии до 1787. Н. Г.
ШПОР (Spohr), Людвиг (Луи) (5.IV.1784-22.X. 1859) - нем. композитор,
скрипач и дирижер. В 1799 был принят в капеллу герцога Брауншвейгского.
В 1805-12 руководил придворной капеллой в Готе; в 1813-14 дирижировал в
"Т-ре ан дер Вин" (Вена); в 1817-19- в т-ре во Франкфурте-на-Майне; с
1822- придворный капельмейстер в Касселе. Здесь осуществил пост. опер Р.
Вагнера "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1853). Ш.- один из
представителей романтизма в нем. опере. В операх "Фауст" (1816, Прага),
"Йессонда" (1823, Кассель) Ш. выступил как предшественник Вагнера,
применяя систему лейтмотивов и стремясь преодолеть внешнее деление оперы
на номера.
Др. оперы Ш.: "Альруна, королева сов" (соч. 1808), "Земира и Азор"
(1819, Франкфурт-на-Майне), "Горный дух" (1825), "Пьетро из Альбано"
(1827), "Алхимик" (1830), "Крестоносцы" (1845; все пост. в Касселе).
Ш.автор музыки к драматич. спектаклям.
Соч.: Selbstbiographie, Bd 1-2, Neudruck, Kassel-Basel, 1954-55.
Лит.: Ф e p м а н В., История новой западноевропейской музыки, т. 1,
М. - Л., 1940; Кречмар Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925;
Wassermann R., L. Spohr als Opernkomponist. Rostock, 1909 (Diss.), R i e
h l W. H., Musikalische Charakterkopfe, Bd 2, 3 Aufl., Stuttg., 1869.
Ал. М.
ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР (нем. Sprechstallmeister, от Stall-конюшня и
Meister-специалист)- работник цирка, объявляющий номера программы и
участвующий в клоунадах и репризах. В сов. цирках наз. инспектор манежа.
А. Шн.
ШРЕДЕР (Schroder), Софи Шарлотта (U.V. 1714- 14.X.1793) - нем.
актриса. Мать актера Ф. Л. Шредера. В 1740 впервые выступила на сцене в
Люнебурге в т-ре И. Шенемана. Дебютировала вместе с К. Экго-фом в
трагедии Расина "Митридат". В 1742 организовала собственную труппу
(распалась в 1744). В 1747 уехала в Россию вместе с актером К.
Аккерманом, за к-рого вышла замуж. Принимала участие в художеств.
руководстве труппой. В 1755-58 играла в т-ре Аккермана в Кенигсберге. В
нач. Семилетней войны, вместе с труппой Аккермана бежала в Юж. Германию,
гастролировала в Швейцарии, в 1764-67 играла в т-ре Аккермана в
Гамбурге, в 1767-68 - в Гамбургском Нац. т-ре, с 1768 - вновь в
антрепризе Аккермана в Гамбургском Нац. т-ре. После смерти Аккермана в
1771 Ш. передала руководство т-ром своему сыну Ф. Л. Шредеру и оставила
сцену.
Ш. была превосходной трагич. актрисой. Эмоционально, но сохраняя
чувство меры, играла героинь в пьесах П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера,
позднее - Г. Э. Лессинга. Обладала сильным голосом, прекрасной дикцией,
выразительностью жеста. Ш. обучала молодых актеров мастерству сценич.
речи, трагедийной декламации. Одним из лучших учеников Ш. был ее сын,
ставший впоследствии выдающимся немецким актером.
Лит.: Litzmann В., Der gro?e Schroder, В.- Lpz., [1904]; Kindermann
H., Akkermanns Wegbereitung, в кн.: Theatergeschichte des Goetherzeit,
W., 1948. Г. Гур.
ШРЕДЕР (Schroder), Софи (1781-25.II.1868) - нем. актриса. Вместе с
родителями-актерами попала в Россию. Играла роли детей в Петерб. нем.
т-ре. Вышла замуж за певца Шредера (однофамилец актера Ф. Л. Шредера)-
директора провинц. т-ра. В 1798 дебютировала в "Бургтеатре",
гастролировала в Бреславле и др. нем. городах. Играла роли субреток. В
1801-13 - в Гамбургском Нац. т-ре, играла роли с пением в зинг-шпилях и
роли инженю. Впоследствии развилось и окрепло трагедийное дарование Ш.В
1813- 1815 Ш. гастролировала в Праге. В 1815-29 и в 1836-39 работала в
"Бургтеатре" и стала его ведущей актрисой. Это была пора расцвета
таланта Ш. Гастролировала в разл. городах Германии, в 1830- 1835 и с
1840 играла в Мюнхене.
Актриса не следовала мещанским вкусам бюргерской публики, ей были
чужды слезные драмы, мелодрамы А. В. Иффланда и А. Коцебу.
Лучшие роли Ш. во франц. классицистских трагедиях: Клеопатра
("Родогюна" Корнеля), Федра (о. п. Расина), Меропа (о. п. Вольтера).
Большой трагедийной силы достигала актриса в исполнении ролей леди
Макбет; Ифигении ("Ифигения в Тавриде" Гете), Изабеллы ("Мессинская
невеста" Шиллера), королевы Елизаветы ("Мария Стюарт"), Сафо (о. п.
Грильпар-цера).
Ш. обладала большим сценич. темпераментом, красивым по тембру,
звучным голосом. Жест актрисы был выразительным и величественным. Мимика
отличалась богатством нюансов. Для сценич. стиля Ш. характерно сочетание
элементов классицистской (рассудочность, мастерство речи) и
романтической (контрастность настроений) игры. В последние годы сценич.
жизни в игре Ш. преобладали черты классицизма; по отзывам современников,
актриса нередко возводила живых людей "на котурны трагического",
злоупотребляла напевностью, декламационностью речи.
Лит.: Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz.,
1904, 2 Aufl., Lpz., 1924; Jacobs M o n t y, Deutsche
Schauspielkunst..., B., 1954. Г. Гур.
ШРЕДЕР (Schroder), Фридрих Людвиг (3.XI.1744- 3. IX. 1816) - нем.
актер, режиссер и театр. деятель. Наряду с Г. Э. Лессингом утверждал
просветительский реализм в нем. т-ре. Род. в артистич. семье: отец -
берлинский органист, мать - актриса С. Ш. Шредер. В возрасте трех лет
выступил впервые на сцене и до 1756 играл в труппе своего отчима К.
Ак-кермана детские роли. Семилетняя война (1756-63) разлучила Ш. с
родными. Затем он вступил в труппу заезжего англ. эквилибриста М.
Стюарта. В 1756-59 работал акробатом, жонглером, танцором и
пантомимистом. В течение следующих десяти лет
(1759-69) выступал в труппах Аккермана и нем. фарсового актера Й.Ф.
Курца (в Гамбурге, Лейпциге и др. нем. городах). В 1762 вМайнцеШ. пост.
балет собств. сочинения, в к-ром исполнил гл. роль. С этого времени он
становится балетмейстером труппы Аккермана (в 1762-78 Ш. сочинил и пост.
ок. 70 балетов). В нач. 60-х гг. выступал в маске Арлекина в
импровизационных комедиях-подражаниях итал. комедии дель-арте. Талант
блестящего импровизатора особенно способствовал успеху Ш. в этих ролях.
Постепенно перешел на роли комич. слуг в пьесах Гольдони и Мольера. Ш.
первый из нем. актеров исполнил роль Труффальдино ("Слуга двух господ"),
играл ее не в буффонном (как итальянцы), а в бытовом, реалистич. стиле.
Как комедийный актер Ш. испытывал влияние Аккермана. Переход Ш. к лиг.
драме и трагедии произошел под воздействием его матери С. Ш. Шредер,
обучившей сына трагедийной декламации, и актера К. Экгофа, раскрывшего
драматич. дарование Ш. В 1769-71 Ш. принимал участие в руководстве
Гамбургским Нац. т-ром, а в 1771, после смерти Аккермана, возглавил этот
т-р. Первая гамбургская антреприза Ш. длилась 9 лет (1771-80). В 1781-85
Ш. играл в "Бургтеатре" и гастролировал по городам Германии. Вторая
гамбургская антреприза Ш. относится к 1785-98, третья - к 1811-12. В эти
годы он стал подлинным реформатором нем. сцены, заложил основы нем. нац.
т-ра. Ш. утвердил в Гамбургском т-ре нац. репертуар, отстаивал
прогрессивную нем. драматургию своего времени - пьесы драматургов "Бури
и натиска" (Я. Ленца, Ф. М. Клингера, Г. Э. Лессинга, И. В. Гете, Ф.
Шиллера и др.), выдвигал реалистич. принципы сценич. иск-ва. Он отделил
драму от оперы и балета; с 1773 отказался от пост. оперных и балетных
спектаклей.
Ш. впервые пост. на гамбургской сцене (в собств. переводе) трагедии
Шекспира и прославился в них как великий трагический актер. Лучшими
ролями Ш. были: Гамлет, Шей-лок, король Лир, Макбет, Отелло; Фальстаф
("Генрих IV"), а также Маринелли, Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга),
король Филипп ("Дон Карлос"), Отец ("Отец семейства" Дидро) и др. Ш.
утвердил в нем. т-ре психологич. правду, естественность, простоту.
Поборник реализма в сценич. иск-ве, он преодолел каноны классицизма,
избегал внешних эффектов и, по отзывам современников, играл с
вдохновением и блеском. В творчестве Ш. гармонически сочеталось чувство
и разум. Он был непревзойденным импровизатором и в то же время тщательно
отделывал каждую деталь роли. Сыграл ок. 600 ролей.
Ш. заложил основы театр. педагогики, был превосходным воспитателем
актерской молодежи (Ф.Брок-ман и др.), старался воспитать в актерах
сознательную творч. дисциплину, развить самостоятельность, утвердить
принципы естественной и правдивой игры. Ш. считается основоположником
нем. реалистич. режиссуры. В своих спектаклях он уделял большое внимание
работе с актерами, добивался ан-самблевости исполнения.
Ш. оказал большое влияние на прогрессивное сценич. иск-во 19 в.
Выступал также как драматург, писал слезные мещанские драмы, сюжеты
к-рых отличает искусное построение интриги, изображение бытовых
подробностей бюргерской жизни. Среди его пьес:
"Завещание" '(1781), "Прапорщик" (1782), "Кольцо" (1783), "Кузен из
Лисабона" (1784), "Портрет матери" (1785).
Лит.: Гвоздев А., От акробатизма к трагическому искусству, в кн.: Из
истории театра и драмы. П., 1923;
Троицкий 3., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в
Германии, M.- Л., 1940; История западноевропейского театра, под общей
ред. С. С. Мокуль-ского т. 2, M., 1957; Litzma an В., Der ?ro?e
Schroder, B.-Lpz., [1904]; Meyer F. L. W., Friedrich Ludwig Schroder, Tl
1-2, Hamb., 1819; H o f f m a n n P. F., Friedrich Ludwig Schroder als
Dramaturg und Regisseur, B., 1939. Г. Гур.
ШРЕДЕР-ДЕВРИЕНТ (Schroder-Devrient; урожд. Шредер), Вильгельмина
(6.XII.1804-26.1.1860) - нем. артистка оперы (сопрано). Пению училась у
Ю. Моцатти (Mozatti) в Вене. Сценич. карьеру начала в 17 лет как
драматич. актриса. В 1821 дебютировала как певица в роли Памины
("Волшебная флейта", Вена). С выдающимся успехом пела в Италии, Париже,
Лондоне, Праге. Исполнила партию Леоноры ("Фиделио" Бетховена, 1822),
к-рая принесла Ш.-Д. славу самой знаменитой певицы в Европе. В 1823-47 -
солистка Придворной оперы в Дрездене. Для Ш.-Д. Р. Вагнер написал партию
Адриано в опере "Риенци". Из-за участия в Дрезденском восстании 1849
была выслана из пределов Саксонии и не выступала до 1856. Гастролировала
в Петербурге. В иск-ве Ш.-Д. сочеталось вокальное мастерство с большой
драматич. одаренностью. Среди лучших партий: Сента ("Летучий голландец"
Вагнера), Агата ("Вольный стрелок" Вебера).
Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, с. 1361-1362,
1375; Wolzogen A. v o n, Wilhelmine Schroder-Devrient, Lpz., 1863;
Hagemann K., Wilhelmine Schroder-Devrient, Wiesbaden, 1947. Ал. M.
ШРЕЙФОГЕЛЬ (Schreyvogel), Йозеф (27.1 ILI 768- 28.VII.1832) - австр.
театр. деятель. В 1796 окончил Иенский ун-т. Был вице-директором "Т-ра
ан дер Вин", секретарем имперской дирекции т-ров. С 1814- секретарь
дирекции "Бургтеатра" и фактически его творч. руководитель. Дирекцию
т-ра возглавляли представители австр. аристократии, с к-рыми Ш. вел
борьбу. Это вызывало недовольство реакц. правительства, и в 1832 Ш. был
уволен из т-ра.
Ш. утверждал воспитат. значение т-ра. Преодолевая цензурные
ограничения, он пост. на сцене "Бургтеатра" запрещенные ранее драмы Ф.
Шиллера: "Вал-ленштейн" (1814), "Мария Стюарт" (1814), "Вильгельм Телль"
(1827). Ставил также пьесы И. В. Гете - "Торк-вато Tacco" (1816), "Гец
фон Берлихинген" (1830), Г. Э. Лессинга - "Натан Мудрый" (1819),
Шекспира. Ш. способствовал развитию таланта австр. драматурга Ф.
Грильпарцера, добивался пост. его пьес на сцене "Бургтеатра". Борьба Ш.
за содержательный репертуар, против мещанских драм А. Коцебу и А. В.
Иффлан-да способствовала формированию ярких актерских индивидуальностей.
В "Бургтеатре" сложился ансамбль крупных мастеров сцены - С. Шредер, Г.
Аншюц, М. Корн, К. Фихтнер и др. Гл. внимание Ш. было направлено на
раскрытие содержания драматич. произв. через иск-во актера. Традиции
"Бургтеатра", заложенные Ш., были продолжены Г. Лаубе после революции
1848. Л. Лоб.
ШРЕКЕР (Schreker), Франц (23.III.1878-21.III. 1934) - австр.
композитор. Учился в Венской консерватории у Р. Фукса (1897-1900). Автор
многих произв. для муз. т-ра. Наибольшее значение имела его опера
"ДалЕний звон" (1912, Франкфурт-на-Майне; 1925, Т-р оперы и балета им.
Кирова), пост. во мн. т-рах мира. Эта опера содержит экспрессионистпч.
тенденции и символические, патологические элементы.
Оперы: "Пламя" (с фп., 1902, Вена), "Игрушка и принцесса" (1913, Вена
и Франкфурт-на-Майне; 2-я ред., 192U Мюнхен), "Отмеченные" (1918,
Франкфурт-на-Майне)" "Кладоискатель" (1920, Франкфурт-на-Майне), "Поющий
черт" (1928, Берлин), "Христофор" (1932, Фрейбург, Баден), "Гентский
кузнец" (1932. Берлин).
Балеты: "День рождения инфанты" (пантомима, 1908, Вена), "Рококо"
(1920, Дармштадт) и др.
С 1912 - преподаватель Муз. академии в Вене; с 1920 - директор
Берлинской высшей муз. школы; в 1932-33- рук. класса композиции в
Прусской академии иск-в. Выступал в Сов. Союзе как дирижер (1925).
Лит.: Гинзбург С. Л. [и др.]. Франц Шренер и его опера "Дальний
звон". Сб. статей, Л-, 1925; В e k-k e г Р., Franz Schreker, В., 1919;
Kapp I., Franz Schreker, Munch., 1921; Neuwirt h G., Franz Schreker W.,
1959. Ал. M\
ШТАЙН, Георгий Георгиевич [р. 20.11(5.111). 1911]-рус. сов.
драматург, театр. критик, переводчик. Лит. деятельность начал в 1932.
Писал пьесы, рецензии на спектакли, статьи по вопросам т-ра и
драматургии. Написал пьесы (совм. с А. Кузнецовым):
"Призвание" (1947, Центр, т-р Сов. Армии), "Друзья остаются друзьями"
(1957, Кишиневский т-р), "Слепое счастье" (1961, Моск. т-р Сатиры),
"Женатый жених" (1965, Ленинград). Переводил пьесы драматургов союзных
республик: "Стрекоза" Бараташвили, "Извините, пожалуйста!" Макаенка,
"Яблоко раздора" Бирюкова и др.
Соч.: "Маскарад" на советской сцене, в сб.: "Маскарад" Лермонтова,
Л., 1941; Конец театральной провинции, в сб.: 25 лет советского театра,
М., 1943; Работы, написанные совм. с А. Кузнецовым- "Призвание", М.- Л.,
1948;
"Друзья остаются друзьями", "Современная драматургия", 1958, кн. 4;
"Слепое счастье", М.,961; "Женатый жених", М., 1965. " С. Г.
ШТАМП в тeатpe (от итал. Stampa-печать) - внешний актерский
прием, лишенный внутреннего духовного содержания, применяющийся для
выражения определенных чувств. Ш. проникают в разл. выразит. средства
т-ра,- сценич. речь (интонации, особенности дикции), пластику, мимику и
т. д. Ш. чужд подлинному иск-ву и всегда является порождением
ремесленничества, "...сценической условностью, ничего не имеющей общего
с настоящей жизнью и потому искажающей человеческую природу артиста"
(Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, 1953, с. 424).
Термин "Ш." применяется также для обозначения в иск-ве режиссера,
художника-декоратора повторяющегося приема, лишенного породившего его
содержания.
Лит.: Стан-иславский К. С., Ремесло, в кн.:
Станиславский К. С., Статьи, речи, беседы, письма, М., 1953, с.
422-43. Б. Рос.
"ШТАТСОПЕР" (нем. Staatsoper, от Staat-государство и Oper-опера)-см.
Венская государственная опера.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.