Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer), Антон (6.VI.1735-23.XL 1787) - нем. композитор.
Учился музыке в Байрепте. Работал придворным капельмейстером в
Хильдбург-хаузене, руководил оперной труппой в Веймаре п Готе. Ш.- автор
зингшпилей, среди к-рых особенно известен "Деревенский кузнец" (1772,
Веймар; 1774, Гота; 1777, Франкфурт-на-Майне - разл. варианты),
опер-"Алкеста" (1773, Веймар), "Розамунда" (1781, Мангейм), монодрамы
"Поликсена" (1793, Веймар), музыки к мелодраме "Пигмалион" Руссо (1772,
Веймар) и др. соч. Ал. M.
ШВЕМБЕРГЕР, Виктор Александрович [р. 10 (22).1.1892] - рус. сов.
драматург и режиссер т-ра кукол. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1947).
Учился в студии Е. Б. Вахтангова. Актерскую деятельность начал в 1919 в
Киеве, в передвижном т-ре "Памяти жертв Революции". Ш.- один из
организаторов "Театра детской книги" (впоследствии 1-й Моск. т-р кукол,
1930-33), худ. рук. Моск. обл. т-ра кукол (1933-41). В 1945-56 - худ.
рук. т-ра кукол во Фрунзе. Деятельность Ш. способствовала росту проф.
мастерства актеров и созданию репертуара для т-ра кукол.
Пьесы и инсценировки: "Горицвет" (1922), "Белый пудель" по А. И.
Куприну (1934), "Бери Баар" по О. Уайльду (1936), "Медведь и девочка"
(1944), "Охотник Таласа" (совм. с К. Эшмамбетовым, 1946), "Голубой
ястреб" (1949), "Похищение Гульбары" (1950).
Пост.: "Еж и Петрушка" Зака (1930, Т-р детской книги, Москва),
"Ревизор" (1935, Моск. обл. т-р кукол), "Охотник Таласа" (Т-р кукол,
Фрунзе, 1946), "Похищение Гульбары" (1950, там же).
Соч.: Театр кукол, М., 1934; Как научиться управлять куклой. Л., 1936
(совм. с В. М. Потемкиной); Спектакль театра кукол, М., 1937; Пьесы,
Фрунзе, 1958. Д. Бр.
ШВЕРУБОВИЧ, Вадим Васильевич [р. 28.VII (10.VIII).1901 ]-рус. сов.
театр. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). С 1920 работал в
постановочной части Моск. Художеств, т-ра. В 1922-24 - зам. заведующего,
а в 1932-59 - зав. постановочной частью этого т-ра (в 1926-30 - зав.
постановочной частью б. Александрийского т-ра, в 1930-32 - Студии Малого
т-ра). С 1946 ведет преподавательскую работу. Руководитель
постановочного ф-та Школы-студии МХАТа.
Соч.: Режиссер и оформление спектакля, М., 1955, 2 изд., 1965;
Режиссерский коммент. и оформление спектакля в книгах: Горький М.,
"Враги", М-, 1937; В и p т а Н., "Земля", М.-Л., 1938; Тренев К.,
"Любовь Яровая" М.-Л., 1940; В с. Иванов, "Бронепоезд 14-69, М.-Л."
1940. С. Г.
ШЕБАЛИН, Виссарион Яковлевич [29.V(11.VI). 1902-28. V. 1963] - рус.
сов. композитор, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. РСФСР (1947). Был
депутатом Верх. Совета РСФСР 2-го созыва. Д-р искусствоведения. Окончил
Моск. консерваторию (1928, класс композиции Н. Я. Мясковского). Ш.автор
5 симфоний, произв. для камерного ансамбля, вок. и хоровых. Музыка Ш.
отличается законченностью и ясностью музыкального языка, нац.
своеобразием. Наиболее крупное соч. Ш. для т-ра-комическая опера
"Укрощение строптивой" (1957, Большой т-р). Опера отличается
динамичностью развития действия, мелодич. яркостью, мастерством вок.
ансамблей, изяществом оркестровки. Написана она в традиц. жанре комич.
оперы; в ней перемежаются ариоз-ные формы и "сухой" речитатив, широко
используется прием лейтмотивности. Др. соч. Ш. для т-ра - опера "Солнце
над степью" (1958, Москва, Ансамбль сов. оперы В ТО) о гражданской войне
на Дону; муз. комедия "Жених из' посольства" (1942, Свердл. т-р муз.
комедии). Ш. сделал новую редакцию и оркестроку оперы Мусоргского
"Сорочинская ярмарка", а также оркестровал его же незаконч. оперу
"Саламбо", дописал 2-й акт в опере "Запорожец за Дунаем", создал новую
ред. этой оперы, дописал нек-рые вок. партии и оркестровое сопровождение
в опере "Воевода" Чайковского, восстановил по авторским эскизам
отдельные фрагменты из "Лебединого озера" и "Ундины" Чайковского. Ш.
писал музыку ко мн. спектаклям, в т. ч.: "Командарм 2" Сельвинского
(1929), "Баня" Маяковского (1930), "Последний решительный" Вишневского
(1931), "Дама с камелиями" Дюма-сына (1934)-все в Т-ре им. Мейерхольда;
"Лестница славы" Скриба (1936), "Мария Стюарт" (1941) - обе в Т-ре
Революции;
"Любовь Яровая" (1936); "Стакан воды" Скриба (1936), "Каменный
гость", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь" Пушкина (1937) - все в
Т-ре-студии под рук. Завадского; "Гамлет" (1958, Т-р им. Вахтангова),
"Мастерица варить кашу" Чернышевского (1952, ЦТСА), "Веер леди
Уиндермиер" Уайльда (1959, Малый т-р, Москва) и др. Автор музыки к
фильмам.
С 1928 вел педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1935 -
профессор, в 1942-48 - директор). Лауреат Гос. пр. СССР (1943, 1947).
Лит.: История русской советской музыки, т. 4, ч. l. M., 1963; Б э л з
а П., В. Шебалин, М.-Л., 1945; Протопопов В л., О музыке В. Шебалина,
"Сов. музыка", 1958, 11. В. Делъ.
ШЕБЕРГ (Sjoberg), Альф (р. 21.VI.1903) - швед. режиссер. В 1925
окончил школу при Королевском драм. т-ре (Стокгольм), на сцене к-рого
дебютировал в качестве актера. С 1930 - режиссер этого т-ра. Ученик и
последователь У. Муландера, Ш. развивал принципы эпич. зрелища, в к-ром
глубокое исследование внутр. мира героев сочетается с напряженным
драматизмом. Центр, проблема творчества Ш.- человек и история, личность
и противоборствующие поли-тич. силы. Спектаклям Ш. присущи яркая
театральность, красочность, ритмич. экспрессия. В 30-е гг. пост.
антифашистские спектакли, проникнутые идеями социализма: "Святое
семейство" Вернлунда (1934), "Наша честь, наше могущество" Грига (1937),
"Человек без души" (1938), "Победа во тьме" (1940) Лагер-квиста, "Анна
Софи Хедвиг" Абелля (1939). Полемич. осмыслением традиц. трактовок
отличается работа Ш. над произв. классич. скандинавской драматургии:
"Юхан Ульфшерна" Хедберга (1932), "Аморпна" (1951), "Драгоценности
королевы" (1957) Альмквиста, "Йун Габриэль Боркман" (1947), "Бранд"
(1950) Ибсена, "Карл XII" (1940), "Фрекен Юлия" (1949), "Эрик XIV"
(1950), "Мастер Улоф", "Отец" (1959) Стриндберга. Ш. стремится к
созданию лаконичного, но емкого образа эпохи, среды, к скульптурно
чеканной пластичности сцен. Среди лучших спектаклей также:
"Преступление и наказание" по Достоевскому (1941), "Кровавая свадьба"
Гарсиа Лорки (1944), "Мухи" Сартра (1945), "Приговоренный к смерти"
Дагермана
(1947), "Философский камень" Лагерквиста (1948), "Тартюф" (1949),
"Ревизор" (1959); "Швейк во второй мировой войне" (1963), "Мамаша Кураж
и ее дети" (1965) Брехта. Ш.- один из крупнейших швед. кинорежиссеров.
Почетный доктор философии Лундского ун-та.
Лит.: В e i } e r A., Teaterrecensioner 1925-1949, Stockh., 1954;
Theatre in Sweden. .Special issue of "World Theatre", v. 4, J\ 2, Brux.,
[1955]; Eriksson G., Alf Sjoberg, Stockh., 1966 (в печати).
ШЕБУЕВ, Георгий Александрович [наст. фам.- Г у б л e p; р.
21.11(5.111). 1891 ] - рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР
(1957). Окончил юрпдич. ф-т Казанского ун-та (1913). С 1910 начал играть
в любительских спектаклях. С сезона 1913/14 - на проф. сцене. Большая
часть творч. жизни Ш. связана с Самарой (ныне - г. Куйбышев; 1913-14,
1920-23, 1935-63); работал также в Пензе, Перми, Киеве, Одессе,
Свердловске, Воронеже, Севастополе и др. городах. Характерный актер
(комедийный и драматический), Ш. выступал и в героико-романтич.
репертуаре. В его исполнении психологически тонкая и точная
индивидуализация образа сочетается с глубоким обобщением, типизацией,
черты мягкого юмора с острой сатиричностью. Свои лучшие работы Ш. создал
в пьесах Островского, Чехова, Горького; нек-рые роли он играл в течение
почти всей своей творч. жизни (Протасов - "Дети Солнца", Карандышев).
Обладая природной музыкальностью, Щ. выступал также в оперетте и на
эстраде. Оставил сцену в 1963. Автор театр. статей и рецензий.
Роли: Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Барон ("На дне"), Цыганов
("Варвары"), Семен Рак ("Воздушный пирог/ Ромашова), Братишка ("Шторм"
Билль-Белоцерковского), Фрезер ("Потоп" Бергера), Болинброк ("Стакан
воды" Скриба), Чацкий, Арбенин; в оперетте - Гаспар ("Корневильские
колокола" Планкета), граф Данило ("Веселая вдова" Легара) и ДР.
Соч.: Актерское счастье. Воспоминания, Куйбышев,
1964.
Лит.: Финк Л., В гриме и без грима, Куйбышев
1965. с. 8-29. А. Шн.
ШЕВАЛДЫШЕВА, Софья Николаевна [наст. фам.- Ефимова; р. 25. VII (6.
VIII). 1897] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1958). В 1926 окончила театр. ф-т ВХУТЕИНа (ученица Ф. Ф. Федоровского
и А. В. Лентулова). В 1927-28- художник МХАТа 2-го, в 1929-33 - "Синей
блузы". Уже в первой значит, работе Ш.- оформлении спектакля "Разлом"
(1931, Т-р им. Я. Купалы)-проявились черты, характерные для всего
последующего творчества художницы: четкость и лаконичность композиции,
использование архитектурных форм и сценич. пространства, поэтичность,
красочность декораций. Ш. была гл. художником Моск. цирка (1935-37),
Моск. драм. т-ра (1946-57).
Оформила спектакли: "Седов" Подольского (1938, Госцен-тюз), "Комедия
ошибок" Шекспира (1939, Моск. т-р им. Баумана), "Испанцы" Лермонтова и
"Чапаев" по Фурманову (1942, Астраханский ТЮЗ), "Депутат Балтики"
Рахманова (1946), "Нищий и принц" Михалкова ("Том Кенти", 1949). "Синий
фарфор" Григулиса (1949), "Канун грозы" Маляревского (1951), "Не называя
фамилий" Минко (1953), "Коварство и любовь" (1955); "Господин покойник"
Нушича (1956), "Все мои сыновья" Миллера (1957) - все в Моск. драм.
т-ре; "Месяц в деревне" Тургенева (19,45, Волгоградский т-р) и др.
Лит.: Выставка эскизов декораций, костюмов и этюдов художницы С. Н.
Шевалдышевой, М., 1958 (Каталог).
ШЕВАЛЬЕ (Chevalier), Морис (р. 12.IX.1888) -
{ранц. эстрадный певец, шансонье актер т-ра и кино. ыл особенно
популярен в конце 20-х и в 30-е гг. в Европе и США. После 2-й мировой
войны с большим успехом возобновил артистич. деятельность,
Соч.: Autobiographie, P., 1956.
Лит.: F а г g u e L., Music-hall, P., 1948; С a r l e s R. Maurice
Chevalier, pret. de Pagnol, P., 1950. Л. Б. П.
ШЕВЕЛЕВ (наст. фам.- Шевелюхин), Николай Артемьевич [1869 или 6(18).
XII. 1874-12. XII.
4929] - рус. артист оперы (баритон). В конце 1880-х гг. поступил в
хор, организованный знатоком рус. нар. песен Т. И. Филипповым, и затем
на его средства обучался пению в Милане у Синьоретти [1889 (?)- 1896 ].
В 1896-1903 - солист Моск. частной рус. оперы, затем оперной антрепризы
Гвиди [1906(?)-08, Петербург], моек. Оперного т-ра Зимина (1908-13 и
1922-24). С 1913 пел на провинц. сценах (в т. ч. в Сибири и на Урале,
гастролировал в Москве); в 1919-22 - солист Тифлисского оперного т-ра (с
1937 - Т-р оперы и балета им. Палиашвили) и профессор консерватории в
Тифлисе. Гастролировал за рубежом (Зап. Европа, Сев. и Юж. Америка,
Китай, Япония).
Ш. обладал выдающимися вок. данными-мощным, свободно льющимся голосом
редкой красоты, отличной дикцией.
Партии: Купец Калашников (о. п. А. Рубинштейна), Демон, Онегин,
Мазепа; Князь ("Чародейка" Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка"), Грязной
("Царская невеста",первый исполнитель), Валентин ("Фауст"), Жермон;
Амонасро ("Аида"), Эскамильо ("Кармен"), Генрих VIII (о. п. Сен-Санса),
Вольфрам, Ганс Сакс ("Тангейзер" и "Мейстерзингеры" Вагнера) и др. В.
Бр.
ШЕВЧЕНКО, Тарас Григорьевич [25. II (9.III). 1814, с. Моринцы
Звенигородского уезда Киевской губ.,- 26. II (10. III). 1861, Петербург]
- укр. поэт, художник. Основоположник новой укр. лит-ры и укр. лит.
языка, революц. демократ. Первое знакомство Ш. с театр. нск-вом
относится к сер. 30-х гг. В 1836 он принимал участие в реконструктивных
работах по внутр. оформлению Большого т-ра в Петербурге. В годы обучения
в Академии художеств (1838-43) посещал драматич. и оперные спектакли в
т-рах Петербурга, вращался в кругу известных актеров и драматургов (Я.
Г. Брянский, В. А. Каратыгин, В. В. Самойлов, А. А. Шаховской и др.).
Близким другом Ш. был певец и композитор С. С. Гулак-Артемовский. Тогда
же завязалась дружба Щ. и Щепкина, к-рому поэт посв. свое стихотворение
"Заворожи меш, волхве" (1844). Первым драматич.. произв. Ш. была
трагедия "Никита Гайдай", написанная на рус. яз. (1841), к-рую он
переделал в драму "Невеста" (сохранился отрывок из "Никиты Гайдая" и
"Песня караульного у тюрьмы" из "Невесты"). Это произведение, написанное
преимущественно стихами, посв. освободительной войне укр. народа под
рук. Богдана Хмельницкого (1648 - 54). Действие "Невесты" (мелодрама в
прозе) происходит в конце 50-х гг. 17 в.
В 1842 Ш. начал и в 1843 закончил историко-быто-вую драму "Назар
Стодоля" (на рус. яз.). В 1844 автор перевел ее на укр. яз. (вариант
этот был напечатан уже после смерти Ш. в журн. "Основа", Петербург,
1862). Действие драмы происходит в 17 веке в казацкой слободе на
Украине. В основе драматич. конфликта - столкновение казацкой верхушки и
рядовых казаков, борющихся против насилия. "Назар Стодоля" - пьеса
большой жизненной правды и художественной простоты, яркой сценичности. В
ней переплетаются сати-рич., юмористич. и героико-романтич. элементы.
Пьеса отличается богатством психологич. нюансов, дина-мпч. характерами.
Эта драма сыграла большую роль в истории укр. драматургии и т-ра как
образец реали-стич. изображения жизни народа. Рядом с "Наталкой
Полтавкой" она была самой популярной пьесой в репертуаре украинских
т-ров 2-й половины 19 - начала 20 вв.
Сохранились сведения о том, что первое представление "Назара Стодоли"
на укр. яз. состоялось в 1844-45 на сцене домашнего т-ра
Медико-хирургич. академии в Петербурге. Спенич. история пьесы началась 5
мая 1864 в Львовском укр. т-ре об-ва "Руська бесща", (реж. Е. Бачинский;
Назар Стодоля - Бачинский, Гнат Карый - Бучацкий, Хома Кичатый -
Юрчакевич, Галя - Бачинская и др.). На рус. яз. пьеса была показана
впервые в 1872 в Рус. т-ре В. Сура в Одессе, в пост. и при участии М.
Кропивницкого. В 1877- в моек. Малом т-ре (в бенефис Г. Н. Федотовой,
исполнявшей роль Гали, Назар Стодоля - Решимов, Гпат Карый - П.
Садовский, Стеха - Н. Никулина и др.) Пьеса постоянно ставилась укр.
труппами в 80-90-е гг. 19 в. и нач. 20 в. В спектаклях участвовали М.
Кропивницкий (Хома Кичатый), М. Заньковецкая (Галя), Н. Садовский (Назар
Стодоля), П. Саксаганский (Гнат Карый), А. Затыркевич-Кар-пинская
(Стеха) и др.
В сов. т-ре пост. пьесы Ш. были осуществлены в харьковском Т-ре им.
Т. Г. Шевченко (1939; Назар Стодоля - Сердюк, Галя - Чистякова и др.),
Т-ре им. И. Франко (1951, пост. А. Бучмы и Л. Дубовика, художник А.
Петрицкий, Назар Стодоля - Сергиенко, Гнат Карый - Добровольский, Галя -
Ужвий и др.). К. Данькевич написал по пьесе Ш. одноим. оперу (1960).
Возвращаясь из ссылки в 1857, Ш. остановился на нек-рое время в Ниж.
Новгороде. Здесь он посещал спектакли местного т-ра и выступил в
"Нижегородских губернских ведомостях" с рецензией "Бенефис г-жи
Пиуновой, января 21, 1858 года", в к-рой советовал актерам брать для
пост. пьесы высокого идеология. и художеств. качества, добиваться
жизненной правды,'достоверности в отражении колорита эпохи, обычаев,
костюмов и т. п. В этом же т-ре Ш. смотрел спектакли с участием Щепкина.
После возвращения в Петербург Ш. снова окунулся в театр. жизнь столицы.
В 1858 он познакомился с негритянским трагиком А. Олдриджем и написал
его портрет. Взгляды Шевченко на театр. иск-во нашли отражение в его
письмах и дневнике. Ш. был приверженцем реформы, осуществленной
Щепкиным, последовательно выступал за утверждение реализма на сцене.
Поэтич. творчеству Ш. присущ глубокий внутр. драматизм. Поэтому его
поэмы были инсценированы еще при жизни поэта. Поэма "Катерина" легла в
основу оперетты Г. и С. Карпенко (1860), мелодрамы П. Свенцицкого
(1862). Большую сценич. историю имеют инсц. Кропивницкого "Невольник"
(1872) и "Тытаривна" (1892), а также "Мать-наймичка" Того-бочного
(1900), "Жертва" Барвинок (1900), "Катерина" Пухальского (1903). В сов.
время большим событием в театр. жизни Украины была инсценировка п пост.
Л. Курбасом спектакля по поэме Ш. "Гайдамаки"вТ-ре им. Т. Шевченко
(1920)'ивт-ре "Березиль" (1924). В Одесском т-ре им. Октябрьской
революции - пост. В. Василько (1961). В 1964 Винницкий т-р им.
Н.Садовского показал премьер у "Марина" За руд ного по мотивам произв.
Ш., а Николаевский т-р - инсценировку "Ведьма" Андриевич. В юбилейные
годы - 1939, 1961 и 1964- был пост. ряд пьес, посв. Ш.: "Тарасова
юность" Сухо дольского (1938, Каменец-Подольский театр), "Судьба поэта"
Голованив-ского (1939, Т-р им. И. Франко), "Тарас Шевченко" Ко-стюка
(1939, Черниговский т-р), "Слово правды" Костю-ка (2-я часть тетралогии
"Думы мои...", 1955,Киевский ТЮЗ). "Петербургская осень" Ильченко (1954,
Т-р имени И. Франко), "Пророк" Кочерги (соч. 1948, пост. 1961, Т-р им.
И.Франко), "Сердце поэта" Левченко (1961, Волынский т-р), "Встреча"
Михася (1964, Сумскип т-р им. М. Щепкина), "Петербургские ночи" Малахова
и Шкневско-го (1964, Одесский т-р им. Октябрьской революции), "Оковы
порвите" Левченко (1966, Терно польский т-р).
Произведения Ш. нашли путь и на оперную сцену. Первыми операми были
"Катерина" Аркаса (1899, Москва, труппа М. Кропивницкого), "Пан сотник"
Козаченко (соч. 1902, пост. 1911, Киевский т-р Н. Садовского, 1912,
Мариинский т-р). В 1940 на сцене Киевского т-ра оперы и балета им.
Шевченко были показаны: опера "Шевченко" Иориша и балет "Лилея"
Данькевича. В 1944 там же состоялась премьера оперы "Наймичка"
Вериковского, в 1960 в Харьковском т-ре оперы и балета им. Н. В. Лысенко
пост. опера "Назар Сто доля" Данькевича, в 1964 в Т-ре оперы и балета
им. Шевченко - опера "Тарас Шевченко" Майбороды.
Соч.: Повне з?брання твор?в у шести томах. К., 1963-64 (т. 3 -
драматические произведения, т. 5 - дневник, т. 6- письма); Собр. соч. в
5 томах, М., 1965 (т. 3-драматические произведения, т. 5 - дневник,
письма).
Лит.: Р у л ? н П.. Шевченко ? К. Б. П?унова, "Украна", 1925, Хэ 1-2,
с. 126-35; Рул?н П., До сцен?чно ?стор? "Назара Стодол?", там же, с.
154-56; Борщагов-ський О., Йосипенко М., Шевченко ? театр. К., 1941;
Йосипенко М., Т. Шевченко и русский театр его времени, в его кн.:
Великая дружба..., К., 1961, с. 42-73;
Шубравський В.Е., Драматург?я Т. Г. Шевченка, 2 вид., К., 1961;
Волошин Т.О., Шевченко ? Щепк?н, К., 1964; К у л ? н и ч I. М., Поет ?
траг?к, К., 1964. р, И,
ШЕВЧЕНКО, Фаина Васильевна [p.5(17).IV.1893]- рус. сов. актриса.Нар.
арТс СССР (1948). В 1909 принята сотрудницей в Моск. Худо-' жеств. т-р,
в 1911 поступила в школу т-ра. С 1914-актриса МХТ. Ш.-яркая, гл. обр.
комедийная, актриса. Блистательное владение рус. речью, глубокий,
богатый по тембру голос, выигрышные внешние данные способствовали успеху
актрисы в характерных ролях. Ее сценич. образам присущи сочность,
колоритная живописность, бытовая достоверность и сатирическая острота,
темперамент. Большое внимание актриса уделяет внешней характерности.
Иногда обращается к гротеску.
Роли: Васка ("Унтиловск" Леонова), Марселина ("Безумный день, или
Женитьба Фигаро" Бомарше), Дунька ("Любовь Яровая"), Дьячиха ("Ведьма"
Чехова), Матрена, Кабаниха ("Горячее сердце", "Гроза"), Василиса ("На
дне"), Гурмыжская; Фурначева ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина);
Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"; Гос. пр. СССР, 1946),
Табун-Турковская ("Золотая карета" Леонова), Меланья ("Егор Булычев и
другие").
Гос. пр. СССР (1943).
ШЕДУЭЛЛ (Shadwell), Томас (1642-19.XI.1692) - англ. драматург. Учился
в Кембридже. С 1689- поэт-лауреат и придворный историограф. Первая
комедия -"Сердитые любовники, или Надоедливые" (1668, т-р "Линкольне Инн
Филдс") - была переделкой "Докучных" Мольера в духе Б. Джонсона. Комедия
имела большой успех. Среди др. произведений: "Ученый" (1676), "Истинная
вдова" (1678), "Шумная ярмарка" (1689). Ш.-представитель комедии эпохи
Реставрации.
Соч.: The dramatic works, v. 1-4, L., 1720; The complete works, v.
1-5, L., 1927.
Лит.: Heinemann С., Shadwell-Studien, Kiel, 1907; Dobree В.,
Restoration comedy. 1660-1720 Oxf., 1924, переизд. [L., 1958J. Ю. К.
ШЕЙБЛЕР, Трувор Карлович [28.11(12.111). 1900-17.III.1960] - рус.
сов. композитор, педагог, дирижер. Засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР
(1951) и РСФСР (1957). В 1919-24 учился в Петроградской консерватории
(класс композиции М. О. Штейнберга), в 1938 окончил режиссерский ф-т
ГИТИСа. В 1917- 1939- концертмейстер и дирижер т-ров-"Передвижного",
"Пролеткульта" (Петроград), Передвижного коллектива оперы и муз. комедии
Посредрабиса в Омске, драматич. т-ров Томска, Тюмени и др. городов. С
1939 жил в Нальчике, способствовал развитию муз. культуры
Кабардино-Балкарии. В 1947-49 - художеств. руководитель и гл. дирижер
Каб.-Балк. филармонии (Нальчик). Автор муз. комедии "Как ее зовут"
(1936, Свердловское радио), детского балета "Муха-Цокотуха" (1945,
Соликамск), музыки к драматич. спектаклям Каб.-Балк. драм. т-ра,
муз.-хо-реографич. поэмы "Нарты" (1957, Каб.-Балк. ансамбль песни и
пляски). Вел педагогическую работу с 1926. Автор работ по музыке
Кабардино-Балкарии. Е. Ж.
ШЕЙНИН, Лев Романович (25.III.1906-11.V. 1967) - рус. сов. писатель,
драматург. Чл. Коммунистической партии с 1927. Окончил Высший
лит.-художеств. ин-т им. В. Брюсова и правовое отд. ф-та обществ, наук
Моск. ун-та. В 1923-50 работал в органах прокуратуры, читал курс
криминалистики в Юридич. ин-те. Лит. деятельность начал в 1928. С 1936
выступает и как драматург. Совм. с бр. Тур написал пьесы: "Очная ставка"
(1936, Камерный т-р), "Генеральный консул" (1939, там же), "Дым
отечества" (1942, Центр, т-р Красной Армии), "Чрезвычайный закон" (1944,
Моск. т-р Сатиры), "Поединок" (1944, Моск. т-р им. Ленинского
комсомола), "Губернатор провинции" (1947, там же).
Ш. принадлежат пьесы: "Роковое наследство" (1949, Т-р им. Моссовета),
"В середине века" (1951, Т-р им. Вахтангова), "Заморские гости" (1954,
Моск. т-р транспорта), "Внук короля" (1961), "Игра без правил" (1963) -
оба в Центр, т-ре Советской Армии, "Волки в городе" (1965), "Тяжкое
обвинение" (1966, MX AT). Пьесы Ш. отличаются острыми сюжетными
поворотами. Они посв. гл. обр. борьбе с преступностью, проблеме
перевоспитания случайно "оступившихся" людей. В центре пьес Ш.- образ
сов. человека. Многие его пьесы посв. разоблачению бурж. идеологии,
бурж. образа жизни. Выступал также как сценарист ("Встреча на Эльбе",
совм. с бр. Тур; Гос. пр. СССР, 1950; и др.). И. В.
ШЕК (Schoeck), Отмар (1.IX.1886-8.III.1957) - швейц. композитор. В
1905-07 учился в Цюрихской консерватории. Ш.- один из крупнейших и самых
известных швейц. композиторов; прославился гл. обр. как мастер
песни-романса.
Оперы: "Дон Ранудо" (1919, Цюрих), "Пснтесилея" (1927, Дрезден; 2-я
ред. 1928, Цюрих), "Венера" (1922, Цюрих), "Массимилла Дони" (1937,
Дрезден), "Замок Дюранд" (1943, Берлин). Ал. М.
ШЕКИНСКАЯ, Барат Габиб кызы [р. 15 (28). VI. 1914] - азерб. сов.
актриса, Нар. арт. Азерб. ССР (1947). Окончила в 1929 Кировабадский
педаго-гич. техникум, где участвовала в драмкружке. В 1929-35 - ведущая
актриса Кировабадского, а с 1936 - Бакинского азерб. т-ра.
Роли: Сона, Ягут, Гюльтекин, Франгиз ("В 1905 году", "Яшар", "Айдын",
"Октай Эль Оглы" Джабарлы), Хумар ("Шейх Санан" Джавида), Хураман,
Ширин, Мейрибан ("Вагиф", "Фархад и Ширин", "Ханлар" Вургуна), Гюляр,
Зарифа ("Счастливцы", "Невеста" Рахмана) и др. В переводной драматургии
- Кручинина ("Без вины виноватые"), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна),
Майя ("Платон Кречет") и др. В шекспировских спектаклях - Джульетта,
Корде-лия, Виола ("Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Двенадцатая
ночь"), Дездемона. Снимается в кино. К. Kac,
ШЕКСПИР (Shakespeare), Уильям (23.IV.1564,'
Стратфорд-он-Эйвон,23.1V.1616, там же) - англ. драматург. Происходил из
семьи торговца и ремесленника. Детство и юность провел в
Стратфорде-он-Эйвон, где учился в грамматич. школе. В 1582 женился на А.
Хэсуэй. Вскоре Ш. покинул родной город. Точных сведений о его жизни нет
до 1592, когда о нем впервые упоминается как об актере и драматурге в
соч. Р. Грина. Считается вероятным, что уже в конце 80-х гг. Ш. стал
проф. актером, а с 1590 выступал и в качестве драматурга. В 1594 вступил
в труппу Слу-ги лорда-камергера", был одним из шести
пайщиков-основателей этой труппы. С 1599 становится совладельцем т-ра
"Глобус". Ш. играл на сцене до 1603 (после этой даты упоминаний о его
участии в спектаклях нет), но драматургич. деятельность продолжал и в
последующие годы. Ок. 1610 Ш. вернулся в Стратфорд, но связи с труппой
не терял и продолжал писать для нее пьесы до 1613, после чего,
по-видимому, из-за плохого состояния здоровья прекратил лит.
деятельность.
Ш. начал драматургич. деятельность в обстановке нац. подъема,
вызванного войной с Испанией и разгромом "Непобедимой армады" Филиппа II
(1588). К концу 16 в. культура гуманизма прочно утвердилась в Англии,
оказывая влияние на всю духовную жизнь, в т. ч. на театр. Поприще для Ш.
было подготовлено деятельностью драматургов-гуманистов, т. н.
"университетских умов",К. Марло, Р. Грина, Т. Кида п др. драматургов,
создавших вольную и широкую форму англ. драмы, вмещавшую историч.,
легендарные, бытовые сюжеты. Предшественники Ш. выработали и ту форму
поэтич. речи, к-рая стала господствующей в англ. драме,- белый
пятистопный ямбпч. стих. Творчество Ш. явилось ярчайшим художеств.
выражением гуманизма на завершающем этапе эпохи Возрождения, когда с
наибольшей ясностью обнаружились глубокие социальные противоречия
переломной эпохи от феодализма к бурж. строю. Ш. был художником,
сочетавшим гуманистич. мировоззрение с подлинно народной оценкой всех
жизненных явлении. Его творчество вобрало книжное образование' и устные
нар. традиции. Сохраняя нек-рые черты театр. иск-ва средневековья, Ш.
обогатил драматургию достижениями античной культуры, воспринятыми
гуманистами. Сложное сочетание греко-римских, средневековых элементов с
совр. мировоззрением и художеств. устремлениями составило основу
творчества Ш. Драматург создавал пьесы для своей труппы, предназначая
роли определенным исполнителям, хорошо зная их артистич.
индивидуальность. Эта тесная связь с повседневной практикой т-ра
обусловила особую сценичность произведений Ш., сохранивших силу
воздействия на зрителя на протяжении столетии. Современник бурной,
насыщенной событиями эпохи, Ш. пережил сложную эволюцию как мыслитель и
как художник-драматург. В начальный период деятельности (1590-94) Ш.
следует своим предшественникам, особенно Марло и Киду. Он создает
историч. драмы на сюжеты из времен войны Алой и Белой розы (1455 - 85 -
"Генрих VI" (3 чч., 1590-92) и "Ричард III" (1593), а также трагедию на
др.-рим. сюжет "Тит Андроник" (1594), близкие жанру "кровавой трагедии"
(см. "Кровавая драма"). Изображение ужасов войны, коBH{ них интриг и
злодейств проникнуто в этих пьесах осуждением феодальной анархии,
индивидуалистич. хищничества. Веренице злодеев макиавеллистского типа Ш.
противопоставляет благородных героев - Глостер ("Генрих VI", 2-я ч.),
рыцарь Толбот ("Генрих VI", 1-я ч.). Однако положит. герои этих пьес
менее выразительны, чем персонажи, воплощающие своеволие, кровавую
жестокость и деспотизм. Одновременно Ш. создает комедийные пьесы -
"Комедию ошибок" (1592), "Укрощение строптивой" (1593), тяготеющие к
традиции нар. фарса, с его грубым комизмом. В те же годы он выступает
как поэт и публикует поэмы "Венера и Адонис" (1593), "Лукреция" (1594),
пишет первые "Сонеты", но не становится книжным поэтом, а остается проф.
драматургом, пишущим для театра.
Вступление в труппу "Слуги лорда-камергера" совпадает с переходом Ш.
к новому периоду творчества {1595-1600), к-рый отмечен достижением
художеств. зрелости. Теперь уже не Ш. учится у своих старших
современников, а др. драматурги следуют его образцам. Мастерское
владение богатством поэтич. языка сочетается в пьесах этих лет с
богатством, многообразием драматургических средств. Создавая пьесы
разных жанров, Ш. продолжает совершенствовать жанр историч.
пьесы-хроники, пишет "Ричарда II" 1595), "Короля Джона" (1596), "Генриха
IV" (1597- 1598, 1-я и 2-я чч.), "Генриха V" (1599). Эти пьесы
проникнуты идеей необходимости государственного единства. Ш. осуждает
властолюбие, ведущее к узурпации короны, к анархии. Вместе с тем он
видит в монархе законного главу государства, если только тот не думает о
личном благе, а заботится об интересах государства. С этой точки зрения
Ш. рассматривает в своих пьесах-хрониках королей, правивших Англией.
Однако содержание его историч. драм неизмеримо богаче этой доктрины,
соответствовавшей политич. теории гуманизма и в какой-то степени
соприкасавшейся с официальной гос. идеологией. В своих хрониках Ш.
впервые в мировой драматургии достиг подлинного историзма и социальной
глубины. Избирая предметом драматургии наиболее критич. моменты в
истории Англии, Ш. показывает драматизм борьбы разл. общественных сил,
воплощенных в живых творцах истории, в людях, стоявших во главе тех или
иных политич. движений. Короли и бароны, действующие на авансцене
истории, представлены им как личности, наделенные индивидуальными
чертами. При этом в характеристике их Ш. следует укоренившемуся нар.
мнению о королях. В образах короля-злодея Ричарда III и идеального
монарха Генриха V он воплощает нар. понятия о дурных и добрых
правителях. На более высокой ступени творчества Ш. показывает нек-рых
королей как живых людей со сложной внутренней жизнью. Таковы Ричард II и
Генрих V. Ш. создает также образы героев-рыцарей, отличающихся истинной
доблестью (Толбот, Фоконбридж в "Короле Джоне", воины Генриха V в
"Генрихе V"). Большое значение имеет введение Ш. в свои пьесы плебейской
массы. Один из первых в мировой лит-ре Ш. показал активную роль народа в
историч. процессе, отношение народа к королевской власти, к дворянству,
он подчеркнул, что у бедноты есть свои интересы, несовместимые с
интересами господствующих сословий. Во 2-й ч. "Генриха VI" Ш. изобразил
нар. восстание. Верно показав настроения крестьянских масс, Ш., однако,
осудил дикость восстания так же, как осуждал и воинственную строптивость
феодалов, к-рые отртаивали свои интересы, враждуя с королевской властью.
Шедевром историч. драматургии Ш. является "Генрих IV", где наряду с
величественными и драматичными картинами борьбы между централизованной
монархией и феодальным сепаратизмом драматург создал, по выражению Ф.
Энгельса, "фальстафовский фон". В сценах с участием опустившегося рыцаря
Фальстафа и его приятелей Ш. осмеивает официаль ную государственность с
ее чинопочитанием, ритуалами власти, чопорной моралью. История предстает
здесь в живом обличий, в сочетании возвышенного и обыденного, героизма и
повседневности. Драматург глубоко вскрывает общественные противоречия,
но, хотя он ясно видит социальное зло, тем не менее верит в возможность
прогрессивного развития абсолютной монархии как силы, способной обуздать
феодальный произвол и установить законность. Пьесы-хроники разнообразны
в жанровом отношении. Если ранняя трилогия "Генрих VI" и пьеса "Ричард
III" принадлежат к "кровавой трагедии", изобилующей ужасами и
убийствами, то в "Короле Джоне" и особенно в "Ричарде II" драматург
переходит к раскрытию внутр. трагизма в судьбах героев. "Генрих IV"
сочетает трагизм (судьба Готспера) с эпич. размахом и несравненным
юмором (образ Фальстафа). "Генрих V" сочетает эпич.-героич.
направленность с истинно шекспировским реализмом, к-рый раскрывается в
персонажах "фальстафовского фона". Второй период творчества ознаменован
также расцветом комедийного дарования Ш. "Два веронца" (1594),
"Бесплодные усилия любви" (1594), "Сон в летнюю ночь" (1595),
"Венецианский купец" (1596), "Много шума из ничего" (1597), "Виндзорские
проказницы" (1598), "Как вам это понравится"
(1599) и "Двенадцатая ночь, или Как вам угодно"
(1600) проникнуты духом светлой романтики. В основе сюжетов этих пьес
- истории юношей и девушек, ищущих счастья в любви. Любовь, ревность,
верность и переменчивость чувств выражены Ш. с подлинной поэтичностью.
Комедии Ш. проникнуты духом праздничности (нек-рые из них написаны для
брачных торжеств). Всем своим строем они связаны со старинными
праздничными обрядами - майскими играми, рождественскими, масленичными и
пасхальными праздниками, с их карнавальными элементами - ряжением и
веселыми обманами. Рядом с благородными молодыми героями в комедиях
действуют комич. персонажи, к-рые у Ш. разделяются на две группы. Одна -
горожане и крестьяне, наделенные комедийными чертами, чудаки,
простофили. Ш. изображает их с добродушным юмором и лишь изредка
обращается к сатире для осуждения ханжества пуритан (Мальволио -
"Двенадцатая ночь") и корыстолюбия ростовщиков (Шейлок - "Венецианский
купец"; образ Шейлока, однако, сложен и многогранен, как показал Пушкин,
отметивший разносторонний характер этого персонажа: Шейлок "скуп,
сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен"). Другая группа - комики по
призванию и профессии - шуты (Лаунс и Спид - "Два веронца", Ланселот -
"Венецианский купец", Оселок - "Как вам это понравится", Фесте -
"Двенадцатая ночь"). Наследники древней профессии придворных шутов и
ярмарочных потешников, эти персонажи сочетают глубокий нар. юмор с
изощренной гуманистич. иронией. Они - веселые комментаторы
происходящего, забавные острословы, выражающие в своих насмешках здравый
смысл. Комедии Ш. сочетают авантюрные мотивы с лирикой и всеми оттенками
юмора. Они глубоко жизнеутверждающи по духу, свободны от
морализаторства, проникнуты высокой гуманностью, оптимистич. верой в
торжество благородных начал жизни. Духом оптимизма проникнута и трагедия
"Ро-мео и Джульетта." (1595), в к-рой любовь юных героев вступает в
конфликт с враждой семей. Несмотря на гибель героев, торжествует идея
мира и дружбы. Но постепенно оптимизм Ш. уступает место мрачному
мироощущению, вызванному тревожной общественно-политич. обстановкой
Англии конца 16 в., разочарованием в надеждах на осуществление идеалов
гуманизма, осознанием противоречий, вызванных утверждением бурж.
отношений. В этой общественной атмосфере Ш. создал произведения,
отвечавшие на запросы времени, обобщившие многовековой трагич. опыт
человечества. В эпоху начавшегося перехода от феодализма к капитализму
остро встали кардинальные вопросы жизни, общественной нравственности,
психологии отдельной личности, и Ш. с большой художественной силой
отразил это в своих величественных трагедиях. Уже в "Юлии Цезаре" (1599)
сказалось новое отношение Ш. к проблеме абсолютистского государства; в
образе Юлия Цезаря он осудил монархический деспотизм, показав вместе с
тем, что народ еще далек от высоких общественных идеалов.
Трагич. мировосприятие доминирует в третий период творчества Ш.
(1600-08). Он создает в это время свои шедевры - трагедии: "Гамлет"
(1601), "Отелло)) (1604), "Король Лир)) (1605), "Макбет)) (1606),
"Антоний и Клеопатрам (1607), "Кориолан" (1607), "Тимон Афинский"
(1608). Их содержание выражено самим Ш. в словах Глостера из "Короля
Лира": "Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь".
В ранних пьесах, написанных до 1600, Ш. изображал трагическое как
проявление внешнего зла, обрушивающегося на людей; источником
трагического являются злодейства честолюбивых и коварных людей. В "Ромео
и Джульетте" трагическое еще коренится во внешних обстоятельствах,
чистые и невинные герои становятся жертвами недоразумения. В зрелых
трагедиях Ш. трагическое имеет объективные основания в среде, окружающей
героев, но вместе с тем источником высокого трагизма оказывается внутр.
противоречивость самих людей. Гамлет долго колеблется; Отелло, напротив,
слишком торопится; Лир поддается гневу; Макбет становится жертвой своего
честолюбия; Антоний и Клеопатра не могут вполне отдаться ни политич.
интересам, ни своему личному чувству; мужественного Кориолана губят его
гордость и презрение к народу;
Тимон становится жертвой собственной щедрости. В трагич. судьбах
героев Ш. отражаются глубочайшие противоречия самой жизни. Раскрытие
объективных причин трагического сочетается у Ш. с проникновением в
тайники человеческого сознания. Правда чувств его героев подтверждается
опытом духовной жизни мн. поколений. Герои Ш.- люди могучих характеров,
они выражают титанизм, свойственный выдающимся личностям эпохи
Возрождения. Но в то же время персонажам Ш. уже не свойственна
цельность; сохраняя героич. величие, они исполнены противоречий.
Активность - основа характера героев трагедий Ш. Они стремятся подчинить
мир своей воле, они гибнут, но уходят из жизни несломленными. Хотя
обстановка действия трагедий Ш. всегда жизненно конкретна, конфликты в
них отличанэтся космич. широтой, ибо герои ощущают связь со всем
мирозданием. В мир жизненных конфликтов вторгаются сверхъестественные
силы (призрак в "Гамлете", ведьмы и призраки в "Макбете", тень Юлия
Цезаря в "Юлии Цезаре"). Трагическое у Ш. окружено ореолом
таинственности. Отсюда - возможность разноречивых толкований трагедий
Ш., многообразие их тем. "Гамлет" включает темы:
государственно-политическую - узурпация власти, нравственное и
наследственное право мести, верность в любви и дружбе, право на
убийство, разлад мысли и действия. Все эти темы раскрываются в поступках
и мыслях персонажей, связанных единой цепью обстоятельств, влекущих к
гибели основных участников трагедии. Над этими темами возвышается
проблема характера героя, то бездеятельного, то активного, страдающего и
мужающего в жизненной борьбе и безвременно гибнущего как раз тогда,
когда он созрел до понимания жизни и своей цели. В "Отелло" злоба и
зависть Яго по отношению к благородному мавру отражает борьбу эгоизма и
корысти против гуманных стремлений. Два человеческих характера, овеянных
авантюрным духом эпохи, выражают ее двойственность, борьбу зла и добра.
Но- сам главный герой трагически противоречив: в нем сталкиваются
первобытные инстинкты и культура, цивилизация; страсть и разум; доверие
к людям и ревность. Стремясь достичь высшей человечности, Отелло
совершает величайшую бесчеловечность. В "Короле Лире" проблема
государственного единства сталкивается с проблемой распада общества на
борющихся между собой индивидов. Индивидуализм подрывает основы семьи,
индивидуальное своеволие превращает жизнь в войну каждого против всех.
Предвосхищая тему, характерную для зрелого бурж. общества, Ш. показывает
губительность эгоизма. В его трагедии патриархальное начало,
унаследованное от прошлого, таит не только благо, но и зло, ибо
своеволие Лира - тоже одно из следствий патриархальности; с другой
стороны, личное начало не всегда зло, ибо оно может проявиться в таком
благородном характере, как Корделия. Все смешалось в этом мире, и люди
мечутся, гонимые своими страстями, неуклонно приближаясь к гибели. Герои
трагедий Ш. виновны и невиновны, они сами куют свою судьбу; жизнь
искушает их на каждом шагу. Таким искушением является для Макбета
королевская корона. Превосходя короля мужеством и бранными подвигами,
Макбет хочет увенчать свои достоинства высшей властью. Ради этого он
идет на убийство, но, достигнув своей цели, убеждается в том, что навеки
лишил себя покоя и благ, доступных людям, не подпавших под власть
честолюбия. Герои трагедий Ш. не могут сойти с избранного ими пути:
Макбет до конца сражается за власть, не дающую ему ни радости, ни
удовлетворения, и погибает, проклинаемый всеми. Страсть Антония и
Клеопатры темна" изменчива; каждый из них, даже любя другого, сохраняет
заботу о своих политич. интересах. В борьбе, к-рая раздирает мир, они
жертвуют своим чувством, чтобы укрепить власть, и только перед лицом
смерти признают, что самым прекрасным в жизни была их любовь. В
"Ко-риолане" проблема личности и народа, героя и толпы имеет два решения
- для Кориолана и для плебеев. Это - трагедия выдающейся личности,
оторвавшейся от народа, и трагедия народа, не нашедшего себе достойных
руководителей. В "Тимоне Афинском" Ш. показывает, что гос-во в целом и
отдельные люди не умеют ценить тех, кто оказывает им услуги. Только
золото и власть имеют значение для людей; порок, облеченный властью,
пользуется всеобщим почетом, а золота заставляет людей преклоняться
перед ничтожествами. Везде царит хищничество, все грабят друг друга, и
человек - жалкая песчинка в несправедливом мире. Но мир не беспросветен,
в нем встречается подлинная человечность. Ценность жизни-в прозрениях
истины, достигаемой мучительным путем, в доброте, если даже за нее
воздается страданием.
Даже комедии, созданные Ш. в этот период, окрашены в мрачные тона.
"Конец - делу венец" (КЮЗ), "Мера за меру" (1602) и "Троил и Кресспда"
(1602) часто определяются как "мрачные комедии". Это - проблемные драмы,
глубокие по социальным идеям. В комедии "Конец - делу венец"
оспаривается неравенство, утверждается гуманистич. идея ценности
человека не по происхождению и положению, а по истинным достоинствам ума
и сердца. В пьесе "Мера за меру" ставится проблема законности и
человечности, обнажается несправедливость и бездушие абстрактных
законов, не считающихся с живыми людьми, осуждается лицемерие
властителей, карающих других за проступки, к-рые они охотно прощают
самим себе. В пьесе "Троил и Крессида" - сложный комплекс тем: причины
войн, основы силы государства, права отдельной личности, значение чести.
Пьеса доказывает, что лучшие ценности жизни гибнут, жестокость и
бессмысленность утверждаются повсеместно. Произведения, созданные Ш. в
этот период, выражают сущность противоречий, основные трагич. ситуации
эпохи; драматург ставил сложнейшие философские проблемы, облекал свои
мысли в дивную поэтич. форму, в драмы, отличающиеся огромной
действенностью, создавал характеры, сочетающие типичное с
индивидуальным. Даже в самых мрачных трагедиях Ш. выражены любовь к
человеку, вера в него, восхищение его силой"изумление перед
неисчерпаемыми возможностями духовного развития людей. Это определило
возможность нового перелома в творчестве драматурга.
Четвертый период деятельности Ш. (1609-13) отмечен возрождением
жизнеутверждающих мотивов. Пьесы этого периода содержат драматич. и даже
трагич. ситуации, но самые острые конфликты получают благополучную
развязку (за исключением пьесы-хроники "Генрих VIII", 1613, к-рая, по
мнению нек-рых исследователей, написана в соавторстве с Дж. Флет-чером).
Изменение в умонастроении Ш. отражается и в трансформации формы его
драматургии. В эти годы Ш. обращается к жанру романтич. драмы или
трагикомедии и создает пьесы: "Перикл" (1608, авторство Ш., возможно,
лишь частичное), "Цимбелин" (1610), "Зимняя сказка" (1611), "Буря"
(1612). Романтич., авантюрные сюжеты этих пьес лишены жизненной
достоверности, действие их во многом имеет сим-волич. характер, что
особенно характерно для "Бури". Герои утрачивают психологич. глубину,
присущую трагедиям Ш., идеи раскрываются через драматич. мотивы,
образную систему поэтич. речи героев. Темы предшествующих произведений
получают в этих пьесах новое осмысление. В "Цимбелине" показан распад
семьи и деспотизм, в "Зимней сказке" - ревность и измена. В "Буре"
дается идейный итог мировоззрения Ш. Просперо - маг и ученый, воплощает
идею торжества науки и добра над хищничеством, стяжательством и
коварством. Подчинение дурных животных инстинктов разуму человека
выражено в укрощении Калибана, в освобождении духа (Ариель). "Буря" -
аллегория грядущего торжества лучших начал жизни, носит характер утопии
и выражает непреклонную веру Ш. в идеалы гуманизма.
Творчество Ш.- вершина всей европ. драмы Позднего Возрождения. Оно
включает элементы ренессан-сного классицизма (влияние Сенеки в "Ричарде
III", подражание Плавту в "Комедии ошибок"), романтич. направленность
(все комедии от "Двух веронцев" до "Двенадцатой ночи"), фантастику ("Сон
в летнюю ночь", "Буря"), элементы пасторали ("Как вам это понравиться",
"Зимняя сказка"). Основу художеств. метода Ш. составляет поэтич.
реализм. Стремлением к жизненной правде проникнуты все его произведения.
В романтике, фантастике сквозь символы и аллегории, через условности и
невероятные происшествия Ш. выражает богатство жизни. Реализм Ш. далек
от натурализма (хотя отдельные натуралистич. элементы подчас встречаются
в его пьесах), произведения его выражают высшую правду жизни и ее самые
прекрасные, возвышенные и наиболее трагич. моменты. Вместе с тем Ш. не
боялся ни прозаичности, ни грубости.
Язык произв. Ш. отличается огромным лексич. богатством (насчитывает
св. 15 тыс. слов). Поэтич. речь персонажей изобилует риторич. фигурами и
поэтич. метафорами. Ш. мастерски строит монологи, к-рые превращаются в
своеобразные арии (диалог в стихах подобен дуэту) и ораторские речи. Ш.
использует в своих пьесах формы лирики, распространенные в лит-ре
16 в.: сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, к-рым в
основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Он
придает, с одной стороны, величественность и поэтич. возвышенность речам
персонажей, а с другой - позволяет сохранять живость интонаций
повседневной речи.
Драматургия Ш., выросшая на подмостках общедоступного нар. т-ра,
вобрала в себя особенности сце- нич. техники того времени. Пьесы Ш.
написаны для открытой сцены без занавеса и декораций, в них используется
ограниченный реквизит, определяющий основные признаки места и времени
действия. Поэтому в речах персонажей содержатся все сведения,
необходимые для того, чтобы зрители представили себе, когда и где
происходит данная сцена. Каждый эпизод пьесы сопровождается приходом и
уходом актеров со сцены. Переход от одного эпизода к другому сочетается
с выходом на подмостки новых действующих лиц. Имена персонажей зрители
узнавали из речей актеров, их положение обозначалось костюмом и
соответствующими аксессуарами. Костюмы в основном были современными,
хотя иногда применялись и условно исторические костюмы. Главное место в
спектаклях принадлежало актеру. Ш. писал свои пьесы для определенных
актеров, учитывая их внешние данные и сценпч. способности (в тексте пьес
встречаются указания на рост" цвет волос и др.). Несмотря на
ограниченное количество ремарок в пьесах Ш., они содержат много
конкретных режиссерских указаний, определяют сценич. поведение актеров.
Непрерывность действия в спектакле эпохи Ш. вызвала разнообразие
эпизодов, необходимость держать внимание зрителей в напряжении. Ш.
перемежает патетич. сцены комедийными, переносит действие из одного
места в другое, вводит новых действ, лиц. Почти каждая пьеса Ш.
содержит,. помимо основного действия, поединки, песни, танцы, музыку. Ш.
использовал комплекс всех средств сценического воздействия, доступных
т-ру его времени. Для исполнения его пьес необходимо высокое мастерство
сценич. речи. Для пост. их требовалось умение произносить поэтич.
монологи, пользуясь средствами внешней выразительности - мимикой,
жестами и др.
Пьесы Ш. постепенно вошли в репертуар мирового т-ра. Их сценич.
судьба тесно связана со всей историей т-ра. Закрытие т-ров пуританами
прервало сценич. традиции т-ра эпохи Ш. До 1642 они ставились, как и при
жизни Ш. Когда после 20-летнего перерыва т-ры в Англии были
восстановлены, пьесы Ш. подвергались переделкам, их приспосабливали к
новым вкусам зрителя. Дж. Драйден и У. Давенант переписывали пьесы Ш.
почти целиком, меняя текст, характеры, условия действия, сохраняя лишь
драматургическую канву, вносили поправки и в фабулу пьес, напр. Н. Тейт
переделал финал "Короля Лира":
Эдгар восстанавливает Лира на троне и женится на Корделии. Эта
переделка, сохранявшаяся на англ. сцене до 1832, основывалась на
стремлении подчинить пьесы Ш. просветительской морали - поражение зла и
победа добродетели. Так переделывались в 18 в. и др. произведения. Д.
Гаррик возродил Ш. на англ. сцене (сер. 18 в.). Переделки пьес Ш. в духе
классицизма появляются во Франции (Ж. Дюси, П. Летурнер). В Германии
благодаря удачным переводам Виланда и критике Г. Э. Лессинга Ш.
приобретает большую популярность; писатели эпохи "бури п натиска"
объявляют творчество Ш. высшим образцом драматич. поэзии. В конце 18 -
нач. 19 вв. на сцене англ. т-ров пост. трагедий Ш. создают Дж. Кембл и
С. Сиддонс, играющие Ш. в возвышенно-героич. манере. Новый этап в
сценич. истории драматургии Ш. начинается в эпоху романтизма. Э. Кин
придает исполнению ролей Ричарда III, Шейлока и Лира огромную
страстность. Начинается восстановление подлинных текстов Ш., актеры У.
Макреди и др. отказываются от переделок. Ч. Кин вносит историзм во
внешнее оформление пост. Ш. Но внимание к постановочной стороне
спектакля опять приводит к изменению текста Ш., к-рый подвергается
переработкам для создания постоянных декораций к пяти актам (на акты
пьесы Ш. делятся еще со 2-й пол. 17 в.). Это вызывает перестановку сцен,
значит, сокращение текста. Эти переделки вносятся даже в спектакли т-ра
"Лицеум" (Лондон), где Г. Ирвинг пост. почти все пьесы Ш. Увлечение
постановочными эффектами достигает кульминации в пост. Г. Бирбома Три. В
19 в. т-ры европ. стран все шире ставят произведения Ш., ив этих
спектаклях раскрывается дарование мн. актеров и реж. В Германии - К.
Иммерман, Л. Дев-риент К*. Зейдельман, Ф. Дингельштедт и Др., во
Франции-Ф. Ж. Тальма Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли основали нац. школы
интерпретации Ш., сохранившие элементы декламац. стиля классицистской
трагедии. В Италии выдающиеся сценические воплощения трагических героев
Ш. создали Т. Сальвини, Э. Рос-си, Э. Дузе. В США выдвинулись А.
Олдридж, Э. Бутс, в Австрии - И. Кайнц. На рубеже 19-20 вв. в Англии в
пьесах Ш. выступали Б. Салливен, Э. Фо-сит, Д. Форбс-Робертсон и др. В
России наиболее прославленными исполнителями ролей в пьесах Ш. был П. С.
Мочалов, В. А. Каратыгин, А. П. Ленский, А. И. Южин, трагики-гастролеры
М. В. Дальский, М. Т. Иванов-Козелъский, П. В. Самойлов, бр. Аделъ-гейм,
Н. П. Россов и др.
Нач. 20 в. отмечено изменением принципов сценич. воплощения пьес Ш.,
связанным прежде всего с режиссурой Мейнингенского театра, где Л. Кронек
впервые отказался от спектаклей, строившихся исключительно на ведущих
актерах, и добился единства всего ансамбля. В Англии реж. У. Поэл
выдвинул требование сохранения полного текста пьес Ш., отказался от
перестановок сцен. В созданном им Елизаветинском сценич. об-ве
осуществил пост. пьес Ш. на сцене, устройство к-рой приближалось к сцене
т-ра эпохи Шекспира X. Гренвилл-Баркер выдвинул принцип освобождения
сцены от излишних декораций и заменил декламационно-ораторский стиль
исполнения Ш. совр. психологически углубленной игрой. Психологич.
правдоподобия и историч. достоверности добивались в шекспировских
спектаклях МХТ К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, напротив
М. Рейн-хардт, Э. Г. Крэг выдвигали принцип условно-симво-лич. пост.
пьес Ш. Многообразные искания в т-ре нач. 20 в. продолжались в
спектаклях, пост. после 1-й мировой войны. В Англии, где сохраняется
система актеров-"звезд", в пост. пьес Ш. гл. внимание сосредоточено на
актерском исполнении. Широкую известность получили создатели образов
Ш.-А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Э. Эванс, С. Торндайк и др. В 50-60-х гг.
наряду с отдельными блестящими исполнителями - Л. Оливье, М. Редгрев, Р.
Ричардсон, В. Ли, М. Эванс, П. Эшкрофт, П. Скофилд и др. - утверждается
и принцип ансамблевого исполнения спектакля, что стало возможным
благодаря организации репертуарных т-ров: "Олд Вик" (с 1963 -
Национальный т-р), Шекспировский мемориальный т-р (с 1961 - Королевский
шекспировский т-р). Англ. режиссеры П. Брук и П. Холл пост. в
Королевском шекспировском т-ре значит, спектакли. Среди лучших
спектаклей 60-х гг.- "Король Лир" (1963, реж. П. Брук; Лир - П.
Скофилд), "Отелло" (1964, Отелло - Л. Оливье). В США выдвинулись Дж.
Барримор, О. Уэллес, К. Корнелл и др. После 2-й мировой войны ряд пост.
Ш. осуществили во Франции Ж. Л. Барро, Ж. Вилар.
Новаторские тенденции в пост. пьес Ш. отчетливо проявились в
спектаклях сов. т-ров, сочетавших монументальность с психологич. правдой
и романтич. страстностью: спектакли "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р
Революции, реж. А. Д. Попов, худ. Шлепянов;
Джульетта - Бабанора), "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. Радлов; Отелло
- Остужев), "Король Лир" (1935, Моск. еврейский т-р, реж. Радлов, худ.
Тышлер;
Лир - Михоэлс, Шут - Зускин) утвердили постановочный стиль
шекспировских трагедий, сохранившийся на сов. сцене и все последующие
годы. Пост. комедий Ш.: "Двенадцатая ночь" (1933, MX AT 2-й, реж.
Гиацинтова, Готовцев), "Много шума из ничего" (1936, Т-р им. Евг.
Вахтангова, реж. Рапопорт; Бенедикт - Симонов, Беатриче - Мансурова),
"Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, реж. А. Д. Попов, худ. Шифрин;
Катарина - Добржанская), "Как вам это понравится" (1940, Т-р им.
Ермоловой, реж. Хмелев и Кне-бель; Жак - Якут), определили
жизнерадостную красочность, тонкую иронию и в то же время глубокое
психологич. раскрытие характеров героев. В 50- 60-х гг. были пост.
спектакли: "Гамлет" (1954, Т-р им. Маяковского, реж. Охлопков, худ.
Рындин; Ленингр. т-р им. Пушкина,реж. Г.Козинцев, худ. А. Тышлер). "Юлий
Цезарь" (1958, Т-р им. Хамзы, реж. Гинзбург), "Гамлет" (1961,
Ташкентский рус. т-р, реж. Михаилов, худ. Вальденберг, Ушаков; Гамлет -
Рецептор), "Ричард III" (1962, Куйбышевский т-р, реж. Монастырский, худ.
Белов; Ричард III - Засухин), "Кори-олан" (1964, т-р "Ванемуйне", Тарту,
реж. Ирд, худ. Сандер; Кориолан - Коппель) и др.
Соч.: The works of Shakespeare. A new variorum ed." by Н. Н. Furness,
[a. o.], v. 1-18, Phil., 1870 - (каждый том-пьеса и комм. к ней), изд.
продолжается под руков. Шекспировской ассоциации США; The works, ed. by
W. A. Wright, v. 1-9, Cambr.- L., 1891-93 (Cambridge ed.);
The New Cambridge Shakespeare, ed. by A. Quiller-Couch and J. Dover
Wilson, 1921-1960 (каждый том - пьеса и KOMM. к ней); The new Arden
Shakespeare, ed. by U. Ellis-Fermore and H. F. Brooks, L., 1951 (каждый
том- пьеса и комм. к ней); The works. The Globe edition, Cambr.- L.,
1864 (текст старого Кембридж, изд., много-числ. перепечатки); The
complete works (The Oxford .Shakespeare, ed. by G. J. Craig, L., 1904
(совр. перепечатки);
The complete works, ed. by G. L. Kittredge, Boston, 1936;
Complete works, [v. 1-4], ed. by P. Alexander, L.- Glasgow, 1954-58;
... ed. by C. J. Sisson, L., 1954; Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1-3,
изд. Н. В. Гербеля, СПБ, 1899; Сочинения, т. 1-5, под ред. С. А.
Венгерова, СПБ, 1902-04; Полное собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и С.
С. Динамова, т. 1-8, М.-Л., 1936-50; Полное собр. соч., под ред. А.
Смирнова и А. Аникста, т. 1-8, М., 1957-60; В. Шекспир, Трагедии, пер.
Б. Пастернака, т, 1-2, М.- Л., 1949.
Лит.: Chambers E. К., William Shakespeare. A study of facts and
problems, v. 1-2, Oxf., 1930; Reese M. M., Shakespeare, his world and
his work, L., 1958; Bent-ley G. E., Shakespeare. A biographical
handbook. New Haven, 1961; АН икс т А., Шекспир, М., 1964; Brad-ley А.
С., Shakespearean tragedy, L., 1904; R a l i e g h W., Shakespeare, L.,
1907; Schucking L. L., Die Charakterprobleme bei Shakespeare, Lpz.,
1919; S t o l l E. E., Art and artifice in Shakespeare, Cambr., 1933;
Knight G. W i l s o n. The wheel of fire, L., 1930; Spurgeon С. Т. E.,
Shakespeare's imagery..., Cambr., 1935; С lern e n W., Shakespeares
Bilder, Bonn, 1936; С h а г l t o n H. B., Shakespearean comedy, L.,
1938; Spencer Т., Shakespeare'and the nature of man, Cambr., 1.943; Se
-well A., Character and society in Shakespeare, Oxf., 1951; Brown J. R.,
Shakespeare and his comedies, L., 1957; Reese М. М., The cease of
majesty, L., 1961;
Ellis-Fermor U., Shakespeare the dramatist and other papers, L.,
1961; Морозов М., Шекспир. 1564-1616, 2 изд., М., 1956; его же, Избр.
статьи и переводы, М., 1954; Смирнов А., Шекспир, Л.-М., 1963; Козинцев
Г., Наш современник В. Шекспир, Л.-М., 1962;
А н и к с т А., Творчество Шекспира, М., 1963; Шекспировский сборник,
т. 1-3, М., 1947, 1958, 1963; Шекспир и русская культура, М.- Л., 1965;
Granville-Bar-ker Н., Prefaces to Shakespeare, v. 1-5, L., 1927-49;
Wilson Knight G., Principles of Shakespearean production, [L.], 1949;
Brown Russel J., Shakespeare's plays in performance, L., 1966; А н и к с
т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965; его же, Сценич. история
драматургии У. Шекспира, в кн.: Шекспир, Полное собр. соч., в 8 тт., т.
8, М., 1960, с. 597-632; Иллюстрации, там же, т. ?, с. 633 и далее;
Мастера театра в образах Шекспира, сост. М. Морозов, М., 1940; Н е л ьс
С. М-, Шекспир на советской сцене, М., 1960; О dell, Shakespeare from
Betterton to living, L., 1920; "T r e w i n J., Shakespeare on the
English Stage. 1900- 1950, 1965; E b i s с h W. and Schucking L.L., A
Shakespeare bibliography, Oxf. ,1931; Ebisch W.,Schucking
L. L., Supplement to the year.1930-1935, Oxf., 1937; Smith G.. R o s
s., A classified Shakespeare bibliography 1936-1958, Pennsilvania, 1963;
Шекспир. Библиография рус. переводов и критич. литературы на рус. языке.
1748-1962. Сост. П. М. Левидова, М., 1964.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.