Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
ЦОВКРА - сов. артисты цирка, канатоходцы. Рук. Р. Абакаров. Номер
создан в 1937. Назван по имени дагестанского села - родины участников
номера, издавна славящегося искусными канатоходцами. Среди участников
номера: Р. Абакаров, Я. Гад-жикурбанов, С. Курбанов, М. Загабеков.
Артисты исполняют на канате своеобразные акробатич. трюки, сложные
прыжки и горские танцы. М'. 3.
ЦОЙСЫН ХИ,Чхве Сын Хи (р. 24.XII.1912) - корейская танцовщица,
балетмейстер, педагог, обществ, деятель. Нар. арт. КНДР (1955).
Осново-положница совр. школы корейского нар. танца. В 1926-29 училась в
балетной студии япон. танцовщика Исии Баку (Токио). В 1929 открыла в
Сеуле школу-студию танцев. Среди пост. (30-е гг.) "Э-хей-я, ноара!",
"Танец монахини", "Танец с мечами", "Крестьянский танец", "Танец с
барабаном" и др. Ц. С. X. работала в обстановке жестокого колониального
режима, в условиях подавления нац. культуры, в 1932 была вынуждена
закрыть школу, выступала за границей. В 1941 вернулась на родину.
После освобождения Кореи (1945) Ц. С. X. в конце 1946 организовала и
возглавила балетную студию в Пхеньяне (с 1952 - Гос. балетная студия им.
Цой Сын Хи). Здесь Ц. С. X. выступала как балетмейстер, либреттист,
исполнительница осн. партий. Впервые в истории корейского театр. иск-ва
осуществила пост. балетного спектакля "Песнь о крепости Пиняволь" Чхве
Ок Сама (1949), затем пост. балет "Мать Кореи" Чхве Ок Сама (1951);
созданный Ц. С. X. образ Омо-ни стал символом корейской женщины,
борющейся с иностр. захватчиками. Значит, этапом в развитии корейской
хореографии явился также монумент. спектакль "Сказание о крепости
Садосон" Чхве Ок Сама (1953), посв. героич. обороне крепости Садосон. Не
менее значит, была пост. балета "Под ясным небом" Чхве Ок Сама (1956). В
1956 студия Ц. С. X. объединилась с ф-том хореографич. иск-ва Художеств.
ин-та, образовав самостоятельную балетную школу (директор Ц. С. X.).
Среди учеников Ц. С. X. - АН Сон Хи (ее дочь), Хон Чжон Хва, Кан Ок Чхэ,
Чо Хан Гу и др.
Ц. С. X. ведет исследовательскую работу в области национальной
хореографии. Гастролировала в Советском Союзе.
Лит.: на корейском яз. -- К и м Г е Х ы н и Ю Е н Г ы н. Основы
хореографического искусства, Пхеньян, [б. г.]; "Чосон есуль" ("Корейское
искусство"), 1957, ј 10, с. 64- 75; ј 11, с. 114-121; ј 12, с. 80-95;
1957, 1. с. 88-93;
"N" 2, с. 73-79; ј 3, с. 80-89. "Театр", М., 1957, ј 4, с. 166-73.
Г.Ли.
ЦОМАЯ, Надежда Афанасьевна [р. 18(31).1.1904] - груз. сов. артистка
оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Окончила Тбилисскую
консерваторию (класс О. А. Бахуташвили-Шульгиной). В 1935-37 - солистка
Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград); в 1937-51 - солистка Т-ра
оперы и балета им. Палиашвили.
Партии: Нано ("Даиси" Палиашвили), Нано ("Депутаты" Тактакишвили),
Нино ("Разбойник Како" Андриашвили), Асмат ("Сказание о Тариэле"
Мшвелидзе), Дареджан ("Коварная Дареджан" Баланчивадзе), Елена
("Маленький кахегинец" Гокисли), Няня ("Невеста севера" Торадзе),
Кармен;
Амнсрис ("Аида"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Любаша ("Царская
невеста") и др.
Выступала как концертная певица. С 1960 ведет педагогич. работу в
Тбилисской консерватории. А. Ив.
ЦОПАНОВ, Хаджумар Газиевич (р.29.111. 1904)-осет. сов. драматург.
Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1927.
Деп. Верх. Совета С.-О. АССР 2-го и 3-го созывов. В 1938-45 - директор
Сев.-Осет. т-ра, в 1945-53 - начальник Управления по делам иск-в при
Совете Министров С.-О. АССР; в 1961-64 - директор Рус. т-ра в г.
Орджоникидзе. Автор пьес "Разлад в семье" (1953), "Абрек" (1959),
"Братья" (1960), "В полночный час" (1964), "Песня гор" (1966), пост. в
Сев.-Осет. т-ре. Л. Ним.
ЦРНОБОРИ (Crnobori), Мария (р. 1.Х.1918) - югосл*. актриса. В 1939-41
училась в драм. школе в Загребе. В 1941-46 - актриса Хорватского
Национального т-ра, с 1947 - Югославского драматич. т-ра (Белград). В
1956 была одним из организаторов экспериментального т-ра "Ателье 212" в
Белграде, в работе к-рого продолжает принимать участие. В 1949 получила
правительственную награду за исполнение роли Сони ("Дядя Ваня").
Роли: Федра (о. п. Расина), Ифигения ("Ифигения в Тавриде" Гете,
Октябрьская пр., 1960), Антигона (о. п. Софокла), Лаура ("В агонии"
Крлежи), Гертруда и Офелия ("Гамлет"), леди Чилтерн ("Идеальный муж"
Уайльда), Гонерилья ("Король Лир") и др. С 1948 снимается в кино.
Лит.: Kolakovic V., Marija Crnobori, Beograd, 1961. Г. Шум.
ЦУБОУТИ, Сее (1859-1935) - япон. писатель, драматург, театр. деятель.
В 1883 окончил лит. отделение Токийского ун-та. Ц.- один из реформаторов
совр. япон. т-ра - сингэки. Занимался исследованием творчества Шекспира
и Тикамацу Мондза-эмона. Выступал с критич. статьями о состоянии совр.
ему япон. т-ра. В 1893 опубликовал статью "Историческая драма в нашей
стране", направленную против бессодержательности япон. историч. пьес. В
1894-97 написал неск. историч. драм, в т. ч. "Лист павлонии" (соч. 1894,
1904, Т-р Кабуки, Токио). Принимал участие в деятельности прогрессивной
лит.-театр. ассоциации "Бунгэй кекай", где ставились пьесы Шекспира и Ц.
С 1909 ассоциация "Бунгэй кекай" занималась подготовкой проф. актеров
для нового т-ра. Ц. открыл здесь театр. школу (театр. исследовательский
центр) с двухгодичным сроком обучения. В 1911 в театр. школе были пост.
"Гамлет", "Нора" и др. (в 1913 закрылась). В 1916 написал пьесу
"Пилигрим" (пост. в 1926 в т-ре "Цукидзи сегэкидзе"), к-рая является
первой оригинальной япон. пьесой сингэки. Ц. занимался переводческой
работой. В 1928 завершил перевод полного собр. соч. Шекспира. В том же
году под рук. Ц. создан единственный в Японии театр. музей (при ун-те
Васэда).
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1 960; на япон.
яз.- Каватакэ Сигэтоси, Яна-гида Идзуми, Цубоути Сее, Токио, 1939. Л. Г.
"ЦУКИДЗИ" ("Ц укидзи сегэкидзе")- япон. т-р направления сингэки. Один
из ведущих т-ров этого жанра. Осн. в 1924 в Токио. Построен
прогрессивным театр. деятелем Хидзиката Еси совм. с его учителем Осанаи
Каору. "Ц." была экспериментальной театр. труппой, к-рая ставила новые
пьесы, используя совр. средства художеств. выразительности. Спектакли
устраивались в специальном театр. помещении, оснащенном новейшим сценич.
оборудованием по образцу европ. т-ров. Первые спектакли состоялись 13
июня 1924. Были пост. три одноактные пьесы: "Морской бой" Геринга,
"Лебединая песня" по Чехову и "Каникулы" Мазо. Первые два года ставились
только переводные пьесы. В 1926 пост. первая нац. пьеса "Пилигрим"
Цубоути Сее. С этого времени новые пьесы япон. драматургов входят в
репертуар т-ра. Здесь ставились и произведения мировой драматургии.
Большое влияние на деятельность т-ра оказала система Станиславского. В
1929 наиболее прогрессивная часть труппы во главе с Хидзиката ушла из
т-ра, образовав новую труппу "Синцу-кидзи гэкидан". Оставшаяся часть
труппы, возглавляемая Осанаи Каору, стала' называться "Гэкидан Цукидзи
сегэкидзе" (в 1930 была ликвидирована). Труппа Хидзиката продолжала
прогрессивную деятельность до 1940, когда усилились репрессии властей. В
т-ре были воспитаны мн. совр. япон. театр. деятели направления сингэки.
Т-р сгорел во время воздушного налета (1945).
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на япон.
яз.- Мидзусина Харуки, Осанаи Каору то, "Цукидзи сегэкидзе", Токио,
1954. Л. Г.
ЦУККИ (Zucchi), Вирджиния (1847, Парма,-12.Х. 1930, Монте-Карло) -
итал. артистка балета. Хорео-графич. образование получила у А. Рамачини
и К. Блазиса в Милане. Дебютировала в 1873 в Париже, в 1874 выступала в
Падуе в балете "Стэл-ла". В том же году была приглашена в т-р "Ла
Скала", где успешно исполнила ведущие партии в балетах балетм. Л.
Манцотти ("Ролле" и др.). В 1883 выступала в парижском т-ре "Эден"
(исполнила свою лучшую партию валькирии Сиэба в о. п. Маренко). В
1885-92 гастролировала в России. Дебютировала в Петербурге в
частнойантрепризе М. В. Лен-товского. После выступления в балете "Брама"
на муз. Джиля Аржини была приглашена в пе-терб. балетную труппу. В
18851888 выступала в Мариинском т-ре в партиях: Аспиччия ("Дочь Фараона"
Пуни), Эсмеральда; Лиза ("Тщетная предосторожность") и др.; позднее
танцевала в частных т-рах Петербурга, Москвы и др. Ц. была одной из
выдающихся артисток балета. К. С. Станиславский внимательно изучал ее
мастерство и считал ее величайшей мимич. актрисой. Ц., обладая редким
мимич. талантом и даром перевоплощения, резко выделялась среди итал.
гастролеров 80-х гг. Танц. технику она подчиняла задачам раскрытия
образа. Предпочитала выступать в драматич. партиях. Лучшие качества
исполнит, иск-ва Ц. были восприняты и творчески осмыслены рус.
танцовщицами, но и Ц. многое заимствовала у рус. балерин. В 90-х гг.
перешла на преподавательскую работу.
Лит.: Скальковский К., В театральном мире СПБ. 1899, с. 120-79;
Плещеев А., Наш балет, СПБ. 1896, с. 253-327; то же, СПБ, 1899, с.
17-22; Станиславский К., Моя жизнь в искусстве, M.-Л., 1954, с. 146-48;
В e л и з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938, с.
54-55; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века,
М.-Л., 1963, с. 450-57. Нат. Р.
ЦУКМАЙЕР (Zuckmayer), Карл (р. 27.XII.1896) - нем. писатель,
драматург. В 1938 эмигрировал в Швейцарию, с 1939 жил в США, в 1946
вернулся на родину. С 1951 живет в Швейцарии. Первое драматургии,
произв. Ц.- экспрессионистич. пьеса "Крестный путь" (1921), написанная
под влиянием Ф. Ведекинда. Но вскоре Ц. порвал с экспрессионизмом и
создал исполненные юмора, жизнеутверждающие реалистич. комедии
характеров из нар. жизни, передающие местный колорит, особенности нар.
языка, связанные с традицией областнич. лит-ры: "Радостный виноградник"
(1925),
"Шиндерханнес" (1926), "Катарина Кни" (1928), "Плут из Бергена"
(1934) и др. В антимилитаристич. комедии "Капитан из Кепеника" (1931) Ц.
высмеивал культ военщины в прусской Германии. Антифашистская драма
"Чертов генерал" (1946) направлена против фашизма и войны, однако в ней
автор подчеркивает благородство участников антигитлеровского заговора.
Затем Ц. написал антифашистскую драму "Песнь в огненной печи" (1950),
закончил антивоенный дра-матич. фрагмент Г. Гауптмана о судьбе
послевоенной молодежи "Герберт Энгельман" (1952), написал драму
"Холодный свет" (1955) об атомном шпионаже. В антифашистской,
антимилитаристской драме "Часы бьют час" (1961) Ц. показывает
последствия преступлений нацизма в ФРГ. Лучшие пьесы Ц. проникнуты
гуманизмом, содержат острую социальную критику, однако его политические
идеалы смутны и неопределенны. Драм. произведения Ц. сценичны,
отличаются ясностью, простотой, высокой драматургич. техникой.
Ц.- лауреат пр. Г. Клейста (1925), Г. Бюхнера (1928), Гете (1952) и
др. Нек-рые его пьесы экранизированы.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-3, Fr./M., 1960. Лит.: Fulle der Zeit.
С. Zuckmayer und sein Werk, Fr./M., 1956; Фрадкин И., Борьба
продолжается, "Новый мир", 1948, ј 8; его же, Под маской
респектабельности, "Театр", 1963, ј 7, с. 152-53; Новодворская И.,
Борьба за демократический театр в Германии, "Театр", 1949, ј 4, с.
91-98. Harn. B.
ЦУЛУКИДЗЕ, Тамара Григорьевна (р. 1903) --груз. сов. актриса. Засл.
арт. Груз. ССР (1934). В 1926-36 - актриса Т-ра им. Руставели. Исполняла
лирико-драматич., комедийные роли. И(ра Ц. отличалась изяществом формы,
эмоциональностью. В 1936 была незаконно репрессирована, в 1956
реабилитирована, вернулась в Т-р им. Руставели. В 1959 оставила сцену.
Роли: Ильтани ("Загмук" Глебова), Амалия ("Разбойники"), Ксения
("Разлом"); Лия ("Деловой человек" Газенкле-вера), Ламара (по о. п. Важа
Пшавела). После 1956 исполнила роль Марии Александровны Ульяновой в
пьесе Попова "Семья". Д, /Т/,
ЦУРУЯ, Намбоку (1755-1829) - япон. драматург. Драматургич.
деятельность начал в 1804. Ц. принадлежит ок. 120 пьес. Большая часть
его произведений - бытовые драмы сэвамоно. Отличительная особенность
драматургии Ц.- сочетание реальности с фантастикой, юмора с жестокостью.
Наиболее популярны пьесы-рассказы о привидениях (кайдан). Лучшая из них
"Токайдо ецуя кайдан" сохраняется в репертуаре т-ра Кабуки.
Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на
япон. яз.). Д. Г.
ЦУЦУНАВА, Александр Ражденович (28.1.1881 - 25. X. 1955) - груз. сов.
режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1934). Учился в Тифлисском учительском
ун-те; будучи студентом, участвовал в массовых сценах и в эпизодич.
ролях в спектаклях проф. груз. т-ра и в рабочем драмкружке при
Авчальской аудитории. В 1900 поступил в Кутаисский т-р, где работал под
рук. В. С. Алекси-Месхишвили. В 1901-05 работал в Тифлисском т-ре, затем
занимался в студии МХТ. В 10-х гг. начал режиссерскую деятельность,
сначала в Чиатурском т-ре, затем в Тифлисском Нар. доме, в груз. и рус.
т-рах. С 1918 работал в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, сначала
комиссаром т-ра, затем режиссером, с 1947 - гл. режиссером.
Ц.-первый пост. груз. оперы: "Абесалом и Этери" Палиашвили, "Сказание
о Шота Руставели" Араки-швили, "Коварная Дареджан" Баланчивадзе, "Кето и
Котэ" Долидзе, "Сказание о Тариэле" Мшвелидзе (Гос. пр. СССР, 1947) и
др. Ставил спектакли в драм. т-рах. Был одним из основоположников нац.
кинематографии (в 1918 снял первый груз. полнометражный художеств. фильм
"Христине"). Лали К.
ЦУЦУНАВА, Цецилия Ражденовна (25. V. 1892 - 1956) - груз. сов.
актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Работала учительницей в Сухуми и в
Озурге-ти (1913-20). Участвовала в любительских спектаклях. В 1912 в
Батуми впервые выступила на проф. сцене. В 1920 была приглашена в т-р
Тифлисского нар. дома, в к-ром проработала до 1926. В 1926-28 - актриса
тбилисского Красного т-ра, с 1928 - Т-ра им. К. Марджанишвили.
Ц. была остро характерной актрисой, создала выразительные сценич.
образы.
Роли: Салихе ("Кто виноват?" Накашидзе), Дарико ("Мачеха Саманишвили"
Д. Клдиашвили), Лирсу ("Кваркваре Тутабери" Какабадзе), Дареджан
("Человек ли он?" по И. Чавчавадзе), Рипсиме ("Затмение солнца в Грузии"
Антонова), фрау Миллер ("Коварство и любовь"), фрау Кильман ("Гоп-ля, мы
живем!" Толлера), мадам Журден ("Мещанин во дворянстве") и др. Снималась
в кино. Лали К.
ЦХВИРАШВИЛИ, Иосиф Давидович [р. 5(18). IV. 1910) - груз. сов. актер.
Нар. арт. Груз. ССР (1957). В 1933-41 и с 1946 - актер Хашурского т-ра.
С 1951 -- Цхинвальского т-ра (груз. труппа). Ц.- исполнитель остро
характерных ролей, игра его окрашена юмором, бытовым колоритом.
Роли: Бекина ("Мачеха Саманишвили" Д. Клдиашвили), Шмага; Мазутиани
("Каторжник" Цагарели), Зимзимов ("Пэ-по" Сундукяна), Торнике ("Очаг
Харатели" Мревлишвили), Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука), царь
Ираклий ("Майя из Цхнети Канделаки), Сганарель ("Лекарь поневоле"
Мольера) и др. Эпг. Г.
ЦЫГАНКОВ, Вениамин Иванович [р. 25.1Х(8.Х). 1900] - рус. сов. актер,
режиссер и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Окончил драматич.
студию при Моск. драматич. т-ре. Как актер работал в т-рах Кременчуга,
Нахичевани, в 1923-33 - в Моск. т-ре "Комедия". С 1933- в труппе Малого
т-ра. Играл в этом т-ре роли: Мотылькова ("Слава" Гусева), Алексея
("Дети Ванюшина" Найденова) и др. С 1937 выступает гл. обр. как
режиссер.
Пост. спектакли:' "Партизаны в степях Украины" Корнейчука 1942),
"Слава" Гусева (1946), "За тех, кто в море!" (1947, Гос пр. СССР, 1947,
совм. с К. А. Зубовым), "Коварство и любовь" (1948), "Доходное место"
(1948, совм. с Зубовым), "Ревизор" (1949), "Без вины виноватые" (1951);
"Эмилия Галотти" Лессинга (1953), "Крылья" Корнейчука (1955, совм. с
Зубовым), "Одна ночь" Горбатова (1957), "Ярмарка тщеславия" по Теккерею
(1958, совм. с И. В. Ильинским), "Луна зашла" Стейнбека (1964), "Герой
фатерланда" Круч-ковского (1965).
С 1932 занимается педагогич. работой. С 1937 преподает в Театр. уч-ще
им. М. Щепкина (профессор с 1961). ,Гос. пр. СССР (1951). Я. Мор.
"ЦЫГАНСКИЙ БАРОН" ("Der Zigeunerbaron") - оперетта И. Штрауса (сына),
либр. И. Шнитцера по повести М. Йокаи "Саффи". Пост. 24 окт. 1885, Вена
(дирижер И. Штраус; граф Омонай - Йозеффи, Карнеро - Фризе, Сан-дор
Баринкай - Штрейтман, Кальман Зупан - Жирарди, Арсена - Рейсер,
Мирабелла"- Шефер, Оттокар - Гольбах, Ципра - Гартман, Саффи - Коллен).
Пост. в др. странах: Будапешт (1885, на нем. я,з., 1886), Берлин (1886),
Нью-Йорк (1886), Париж (1895), Лондон (1935) и мн. др.
В России шла впервые в Петербурге на нем. яз. в 1886. На рус. яз. в
том же году в Петербурге и Москве. В 1 913 пост. моек. Оперным т-ром
Зимина (реж. Оленин; Сандор Баринкай - Пикок, Кальман Зупан - Оленин,
Саффи - Друзя-кина, Ципра - Петрова-Званцева, Мирабелла - Евгенье-ва).
На сов. сцене пост. в 19,22, Петроград, Малый оперный т-р (дирижер
Самосуд, пост. Феона, худ. Бобышев; Саффи - Кернер, Арсена -
Попова-Журавленко, Ципра - Николаева, Мирабелла - Сабинина, Баринкай -
Рождественский, граф Омонай - Киселев, Оттокар - Максимов, Карнеро -
Курзнер); в 1941, там же; в 1932, Ленингр. т-р муз. комедии; в 1942,
Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (Москва, новый текст
В. В. Шкваркина; дирижер Акулов, пост. Туманов, балетм. Томский; Омонай
- Ценин, Коло-ман Зупан - Степанов, Баринкай - Юницкий, Стефан - Бушуев,
Мирабелла - Гольдина, Саффи - Кемарская, Мельтцер, Чипра - Пучкова,
Янко, Арсена - Федосеева, Юдина). Пост. в др. городах Сов. Союза:
Тбилиси (1935), Рига (1940), Саратов (1941), Ереван (1952), Минск
(1960), Львов (1960), Новосибирск (1962).
Издания: "Ц. б." - клавир, рус. текст, пер. с нем. М. Г. Ярона, М.,
Гутхейль, [1892]. Н.Гр.
ЦЫГАНСКИЙ ТЕАТР - см. "Ромэн".
ЦЫДЫНЖАПОВ, Гомбожап Цыдынжапович (р. 3. V.I 905) - бурят, сов.
актер, режиссер, драматург. Нар. арт.СССР (1940).Чл. Коммунистич. партии
с 1939. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го, 3-го, 4-го созывов и Верх. Совета
Бурят. АССР 3-го и 4-го созывов. Ц.-один из основоположников бурятского
проф. театра. Еще в юности, будучи учащимся педтехникума в г. Улан-Удэ
(1926), посещал муз. курсы и с группой молодых музыкантов ездил по
бурятским улусам; одновременно с концертами записывал нац. обычаи,
обряды, песни и танцы. В 1930-34 учился на режиссерском ф-те ГИТИСа в
Москве, по окончании к-рого стал Д- РУ* Бурятского драм. т-ра (с 1938 -
муз.-драм. т-р); позднее - гл. режиссер Бурят, т-ра оперы и балета и
Бурят, т-ра драмы им. X. Намсараева.
Пост.: "Один из многих" Балдано (1937), "Баир" муз. Берлинского
(1938), "Снайпер" Цыдынжапова (1943), "Кремлевские куранты" (1947); "На
Байкале" Книппера (1948), "Тихий Дон" (1953); "Ровесники" Пурбуе-ва
(1959). Значит, событием в театр. жизни Бурятии стало исполнение Ц. роли
Отелло (1938). Он создал образ Отелло, подкупающий чистотой и силой
чувств. Среди др. ролей: обаятельный старик Шарлай в муз. комедии
Балдано и Эделя "Эржен" (1940), полный творческого горения молодой
ищущий врач Платон Кречет (1938). В 1947 исполнил роль Ленина в
спектакле "Кремлевские куранты".
Ц.-один из авторов либр. муз. драмы "Баир" и либр. оперы "На
Байкале". Написал пьесы: "Снайпер", "Сын народа" (1943). Лауреат Гос.
пр. СССР (1949). Снимался в кино.
Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Найдаков
В., Бурятская драматургия, Улан-Удэ, 1959; Найдакова В., Современный
бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), [Улан-Удэ i]. Вал. Н.
ЦЭГМЭД (Нямин) (р. 1910) - монг. актер и режиссер. Нар. арт. МНР
(1951). Чл. Монг. нар.-рево-люц. партии с 1932. С 1932 - актер
Муз.-драм. т-ра (Улан-Батор). Играет остро характерные роли.
Роли: Менго ("Фуэнте овехуна"); Дандар, Дугар, Цотон ("Новый путь",
"Волчья стая", "Три шарайгольских хана" Намдага), Даравгар ("Искатель
счастья Мунхэ" Ойдува), Глостер ("Король Лир") и др.
Среди пост.: "Моя радость" (1942) и "Семьдесят небылиц" (1964)
Ойдува, "Жил такой хан" Цэдэнжав и Баста (1946), "Молодое поколение"
Намдага и Нацагдоржа (1949), "Не в свои сани не садивь" Островского
(1949), "Три шарайгольских хана" Намдага (1961), "Можно поверить"
Лодойдамбы (1962) и др. р. У.
ЦЭГМЭД (Ц а г а н ы) (1905-1963)- монг. актер. Нар. арт. МНР. Член
Монг. нар. -революц. партии с 1933. В 1932-63 - актер Муз.-драм. т-ра
(Улан Батор).
Роли: Юндэн ("Среди печальных гор" Нацагдоржа, 1934). Городничий
(1935); Лекарь ("Цена жизни" Намдага, 1937), Скален (1939); Цас-Чихир
("Три шарайгольских хана" Намдага, 1941), Сангэ ("Семьдесят небылиц"
Ойдува, 1948), Чу-луунбатор ("Новый путь" Намдага, 1961), Актер ("На
дне", 1962) и др. Снимался в кино. /\ у
ЦЭДЭНЖАВ (Тудэвийн) (р. 1916) - монг.' актриса. Засл. арт. МНР
(1956). Чл. Монг. нар.-революц. партии. В 1944 окончила Муз.-драм. уч-ще
в Улан-Баторе и была принята в труппу Муз.-драм. т-ра. Ц.- одна из
выдающихся актрис монг. т-ра.
Роли: Мать ("Жил такой хан" Цэдэнжав и Баста), Пагма ("Семьдесят
небылиц" Ойдува), учительница Оюун ("Молодое поколение" Намдага и
Нацагдоржа), Христина Архиповна ("Платон Кречет"), Пиглай ("Будамшу"
Шагжина) и др. Снимается в кино. р у
"ЦЭНДЭРИКЭ, Центральный бухарестский государственный театр кукол и
марионеток, "Ц ы н д ы р и к е" (рум. Tandarica; букв.- деревяшечка), -
ведущий рум. т-р кукол. Назван именем популярного сказочного героя,
озорного лукавого Цэндэрикэ - мальчонки, ставшего героем мн. пост. т-ра
("Юмор на нитках", "Путешествие Цэндэрикэ по южным морям" и др.). Т-р
"Ц." возник на основе труппы, созданной в 1945 группой молодых
художников во главе с Л. Каломери. В 1948 он получил назв. Гор. т-ра
кукол, а в 1949 был преобразован в первый гос. рум. т-р кукол (гл. реж.
М. Никулеску, гл. худ. Ш. Хаб-линьский). Творчески освоив опыт сов. т-ра
кукол, коллектив "Ц." нашел свой путь развития, широко используя
плакатно-сатирич. форму, поэтич. метафору, овеществленную гиперболу,
гротеск, пантомиму, синтетич. средства выразительности. В репертуаре для
детей - сказки классика рум. лит-ры И. Крянгэ ("Белый арап", "Кошелек с
двумя грошами", "Сказка о поросенке", инсц. В. Порумбаку и В. Филиппе
ю), пь*есы-сказки рум. авторов ("Мариука и золотые яблоки" К. Поповича,
"Братья Лю" А. Поповича, "Мэлина и три медвежонка" Кремене, "Хранитель
морей" М. Стояна, "Белоснежка" Майколеску и др.), "Конек-Горбунок"
Ершова, сов. пьесы-сказки ("Кошкин дом" Маршака, "Волшебная калоша"
Матвеева, "Сказка о потерянном времени" Шварца, "Доктор Айболит" по
Чуковскому и др.). Особенным успехом пользуется у зрителей эстрадное
пародийное обозрение "Юмор на нитках" (1953, реж. Никулеску); в 1958
спектакль отмечен Гран при на Междунар. фестивале т-ров кукол.
Изобретательный сатирич. спектакль-пантомима, пародия на гангстерские
фильмы - "Рука с пятью пальцами" Кришана и Анди (реж. Никулеску, худ.
Хаблиньский, куклы И. Кон-стантинеску). В 1960 "Ц." пост.
поэтическо-философ-ский спектакль-инсц. книги А. Сент-Экзюпери
"Маленький принц" (реж. Р. Печулеску, худ. Хаблиньский, муз. Р.
Кэплеску, светопись Г. Василе). Озорной буффонадой исполнена пост. фарса
Гарсиа Лорки "Салаганчик дон Кристоваля" (реж. Никулеску, худ.
Хаблиньский, 1965). Т-р имеет две труппы - марионеточную и верховых
кукол. Каждая выступает в разных зданиях. Актеры не произносят текста,
он записывается на магнитофонную пленку. В этих записях (особенно в
марионеточных спектаклях) участвуют и актеры др. т-ров, вокальные номера
исполняют лучшие рум. певцы. В т-ре выросли актеры, виртуозно владеющие
марионеткой и верховыми куклами,- Д. Тэнеску (ведет куклу Цэндэрикэ), Р.
Стоян, С. Валериу, А. Папазикопол, К. Попович, Р. Колла, С. Кац и др. В
сатирич. обозрениях "Ц." выступает популярный рум. комик М. Кришан. Т-р
был дважды в Сов. Союзе (1957 и 1961), гастролировал в Польше,
Чехословакии, ГДР, ФРГ, Египте и др. Лит.: Кукольный театр "Цэндэрикэ",
Бухарест, 1957;
"Театр", 1961, .V" 7, с. 176-82; 1962, ј 3, с. 143; "Иностранная
литература", 1959, Хе 3, с. 246-55; Д р е и д е н С., Куклы мира, в сб.:
Театр кукол зарубежных стран, М.-Л., 1959, с. 5-70; По румб а к у В.,
Филиппою В., "Сказка о поросенке", там же, с. 438-59. С. Др.
ЦЭНДЭХУУ (Цэндху) (3 ундуйн) (р. 19б5)-' монг. актер и режиссер. Нар.
арт. МНР (1955). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1932. Творч.
деятельность начал в 1932. Исполняет остро характерные роли.
Лучшие роли: Лама-лекарь ("Пятнадцатилетняя Адьн" Аюша), Главарь
контрреволюционеров ("Борьба" Намдага), Знобов ("Бронепоеед 14-69"),
Данзандаш, Бургэд Батор ("Цена жизни" и "Три шарайгольских хана"
Намдага), Фло-риндо ("Слуга двух господ") и др.
Ц. был организатором и руководителем т-ров Вост. и Баинульгинского
аймаков. Пост. спектакли: "На горе" Хурманхана (1954), "Рожденные бурей"
Даш-дорова (1964) и др. Г. У.
ЦЭРЭНДОРЖ (Ц а г а н ы) (р. 1922) - монг. цирковой артист, прыгун и
акробат. Засл. арт. МНР. Чл. Монгольской нар.-революц. партии. В 1940
поступил в уланбаторское цирковое уч-ще. С 1941 - артист Госцирка МНР. С
1949 стал дрессировщиком (яки, олени и др., впоследствии перешел на
дрессировку крупных хищников - бурых медведей н львов). Г. У.
ЦЭРЭНДУЛАМ (Доржиин) (р. 1910) - монг. актриса. Нар. арт. МНР
(1960). Чл. Монг. нар.-революц. партии с 1936. В 1930 окончила
Муз.-драм. уч-ще в Улан-Баторе и в том же году была принята в Муз,-драм.
т-р.
Роли: Смеральдина ("Слуга двух господ"); Цогтоя ("Три шарайгольских
хана" Намдага), Чагна ("Молодая мать Зам-бага" Ичинхорло), Ирэнтэй
("Искатель счастья Мунхэ" Ойдува), Варвара ("Гроза"), Эмилия ("Отелло"),
Пагма ("Семьдесят небылиц" Ойдува) и др.
Обратно в раздел культурология
|
|