Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР СОВЕТСКОЙ АРМИИ
(ЦТСА) - рус. сов. театр. До 1951 наз. Центр, т-ром Красной Армии
(ЦТКА). Организован в 1929 по инициативе Политуправления РККА для
обслуживания бойцов и командиров Красной Армии. Первоначально состоял из
четырех коллективов: драматич. труппы, т-ра малых форм, Ансамбля
красноармейской песни и Кукольного т-ра. К началу третьего сезона
драматический т-р и т-р малых форм слились, отделились Кукольный театр и
Ансамбль красноармейской песни.
1929-32 были периодом поисков репертуара, установления связи с
авторами. Каждое лето коллектив ЦТКА выезжал в лагеря, спектакли
игрались в красноармейских частях, гарнизонах, актеры и режиссеры вели
здесь работу инструкторов красноармейских драматич. кружков, живых
газет. Первый спектакль
ЦТКА - театр. обозрение "КВЖД" (1929, реж. В. Ф. Федоров). Затем т-р
поставил "Первую Конную" Вишневского (1930, реж. П. И. Ильин). Этот
спектакль явился началом творч. пути т-ра. О перестройке Красной Армии в
мирное время, о формировании сов. командира нового типа рассказывали
спектакли "Меж-дубурье" Кудрина (1930, реж. Л. М. Прозоровский и Б. И.
Никольский), "Военком" Овчины-Овчаренко (1932, реж. В. Б. Вильнер). В
эти годы в т-р пришли талантливые актеры: А. Е. Хохлов, В. С.
Благо-образов, Д. И. Ильченко, Л. С. Полевая и др. Но на протяжении
первых трех сезонов в ЦТКА не было постоянного руководства, спектакли
ставили режиссеры разл. школ и направлений - В. Б. Внльнер, Л. М.
Прозоровский, В. М. Бебутов и др. В спектаклях этих лет жизнь Красной
Армии часто изображалась поверхностно. Поворотный этап в работе т-ра
наступил с приходом Ю. А. Завадского сначала в качестве постановщика
пьесы "Мстислав Удалой" Прута (1932), затем в качестве гл. режиссера
т-ра (1932-35). В 1932-33 в труппу вступили Д. В. Зерка-лова, Ф. Г.
Раневская, П. И. Герага, А. М. Петров, М. Н. Перцовский, А. П.
Хованский. Завадский проводил большую работу с актерами, добивался в
спектаклях художеств. правды и выразительной сценич. формы. Началом
нового периода в истории т-ра стал спектакль "Мстислав Удалой", к-рый
психологически углубленно и поэтически вдохновенно рассказывал о подвиге
защитников бронепоезда. За ним последовал романтически приподнятый,
героич. спектакль "Гибель эскадры" (1934, реж. Завадский и Е. А.
Брилль). Значит, событием в жизни т-ра стал спектакль "Бойцы" Ромашова
(1934, реж. И. М. Тол-чанов).
Наиболее плодотворный период в истории т-ра связан с деятельностью
реж. А. Д. Попова (гл. реж. т-ра в 1935-60). "ЦТКА не только театр для
Красной Армии, но и театр о Красной Армии",- заявлял А. Д. Попов.
Репертуар т-ра включал пьесы на совр. воен. темы, военно-исто рич.
пьесы, посв. защите Родины, пьесы о жизни сов. народа, лучшие произв.
отечеств, и мировой классич. драматургии. Складывалась склонность т-ра к
эпич., народно-героич. спектаклям. Режиссура стремилась выражать мысли
автора, заложенные в драматич. произв., через реалистич. сценич.
характеры, большое внимание уделялось актерскому исполнению. Т-р
укреплял связи со своим основным, армейским зрителем, регулярно выезжал
на гастроли (в 1937-38-на Дальний Восток). В 1939 т-р, игравший в
концертном зале Центр, дома Красной Армии, получил новое, специально
построенное, монументальное здание (арх. К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев,
внутр. оформление художников А. К. Дейнеки, В. А. Фаворского и др.). К
концу 30-х гг. в труппу пришли выпускники Студии при ЦТКА'-Т. П.
Алексеева, А. А. Петров, А.А.Попов, Н. А. Сазонова и др.
Из непосредств. наблюдений над жизнью пограничников родился спектакль
"Падь Серебряная" Погодина (1939). В 1938 был поставлен псторич.
спектакль "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (193, реж. А. Д.
Попов) - эпич. сценич. полотно, запечатлевшее подвиг рус. солдат. В
числе лучших интерпретаций Шекспира в сов. т-ре-спектакль "Укрощение
строптивой" (1937, реж. А. Д. Попов; Катарина - Добржанская, Петруччио -
Пестовский), ярко раскрывший народность и гуманизм комедии.
В годы войны фронтовые группы т-ра систематически выезжали в
действующую армию. Основной состав ЦТКА был эвакуирован в Свердловск. В
ряде спектаклей т-ра военных лет получили отражение подвиги бойцов и
командиров, партизан - "Крылатое племя" Первенцева (1941), "Фронт"
(1942); "Бессмертный"
Арбузова и А. Гладкова (1943) и др. Мужество защитников города-героя
показал спектакль "Сталинградцы" Чепурипа (1944). Реж. А. Д. Попов и
худ. Н. А. Шифрин воссоздали воен. обстановку правдиво, с многообразием
деталей. Главным героем спектакля стал народ, идущий к победе через
тяжелые испытания войны. Музыкально-комедийный спектакль "Давным-давно"
А. К. Гладкова (1942) романтически приподнято, с лирич.волнением
рассказывал о героине Отечественной войны 1812 (Шура Азарова -
Добржанская). Спектакли, осуществленные А. Д. Поповым совм. с худ. Н. А.
Шифриным ("Падь Серебряная", "Сталинградцы", "Укрощение строптивой" и
др.), отличались поэтич. воссозданием картин природы, стремлением к
жизненной достоверности, масштабными и театрально-выразительными
образами.
В 40-е гг. пришли новые актеры - В. Н. Ратомский, В. М. Зельдин, Б.
А. Ситко, Л. И. Касаткина, Д. Л. Сагал, Н. Г. Колофидин, В. Я.
Капустина, В. Б. Сошальскип, Л. М. Фетисова, В. Н. Попова и др. В разные
годы в ЦТСА работали режиссеры А. 3. Окун-чиков и Д. В. Тункель, выросли
молодые режиссеры, ученики А. Д. Попова - Б. А. Львов-Анохин и А. Б.
Шатрин. /
В 50-е гг. т-р продолжил работу над эпич., народно-героич.
спектаклями о мирном труде сов. людей, о героич. прошлом. Труд - это
творчество- основная мысль спектакля "Степь широкая" Винникова (1949,
реж. А. Д. Попов и А. 3. Окунчиков); в духе нар. драмы пост. спектакль
"Поднятая целина" по Шолохову (197, р,е.ж. А. Д. Попов и А. Б. Шатрин).
Большое внимание уделяется в этих спектаклях живописным, жизненно
убедительным и эмоциональным нар. сценам.
Среди современных спектаклей, осуществленных в ЦТСА в 50-х гг.,
"Фабричная девчонка" Володина (1957, реж. Львов-Анохин; Женька -
Фетисова), романтич. драма "Барабанщица" Салынского (1959, реж.
Окунчиков; Нила Снижко - Фетисова), "Крепость над Бугом" Смирнова (1956,
реж. Тункель), "Профессия миссис Уоррен" Шоу (1956, реж. Львов-Анохин),
"Последняя остановка" Ремарка (1957, реж. Окунчиков), "Люди, которых я
видел" Смирнова (1958, реж. Шатрин), "Светлый май", "Добряки" Л. Зорина
(оба в 1958, реж. Тункель). Глубоким сочувствием к судьбам простых людей
Италии проникнут психологически углубленный спектакль "Моя семья" Де
Филиппе (1957, реж. Шатрин).
Значит, место в театр. жизни Москвы занимают пост. классической
драматургии. Более двадцати лет идет на сцене т-ра комедийный спектакль
"Учитель танцев" Лопе де Вега (1946, реж. В. С. Канцель; в гл. роли -
Зельдин). Неоднократно возобновлялся с новым составом спектакль
"Укрощение строптивой" (Катарина-Касаткина, Петруччио- А. А. Попов). К
лучшим работам А. Д. Попова относится спектакль "Ревизор" (1951,
Хлестаков - А. А. Попов). В 60-е гг. пост. спектакль "Яков Богомолов"
Горького (1962, реж. Б. В. Эрин), с поэтич. вдохновением раскрывший тему
труда, облагораживаю-цего и возвышающего человека, (Яков Богомолов- А.
А. Попов). Новую оригинальную интерпретацию получил спектакль "Вишневый
сад" (1965, реж. М. О. Кнебель; Раневская - Добржанская).
В 60-е гг. на сцене т-ра пост.: "Океан" Штейна (1961, реж. А. А.
Дунаев), "Объяснение в ненависти" Штока (1964, реж. Тункель), "Камешки
на ладони" Салынского (1965, реж. А. А. Попов), "Господин Пун-тила и его
слуга Матти" Брехта (1965, реж. X. Хаве-ман), "Смерть Иоанна Грозного"
А. К. Толстого (1966, реж. Л. Е. Хейфец) и др. После смерти А. Д. Попова
гл. реж. т-ра в 1961-63 был А. А. Дунаев, с 1963 - нар. арт. СССР А. А.
Попов.
В труппе т-ра (1967): нар. арт. СССР Л. И. Добржанская, нар. арт.
РСФСР В. С. Благообразов, А. П. Богданова, В. М. Зельдин, Н. Г.
Колофидин, М. М. Майоров, Д. Л. Сагал, А. М. Ходурский; засл. арт.
РСФСР- Т. П. Алексеева, П. И. Вишняков, Н. И. Гарин, В. Я. Капустина, Л.
И. Касаткина, А. А. Петров, М. Ф. Пастухова, В. А. Попова, Р. Г.
Ракитин, Н. А. Сазонова, Б. А. Ситко, И. А. Солдатова и др. Режиссер-Л.
Е. Хейфец, гл. художник-засл. деят. иск-в Груз. ССР И. Г. Сумбаташвили.
Спектакли ЦТСА идут на двух сценич. площадках: в зрит. зале большой
сцены (1841 место) и зрит. зале малой сцены (471 место).
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1929. "КВЖД" Алымова (Федоров).
1930. "Первая Конная" Вишневского (Ильин), "Махновцы" Волькенштейна
(В. М. Бебутов), "Междубурье" Курдина (Прозоровский, Никольский).
1931. "Удар в степь" Алексеева (Волков), "Компромисс Наиб-хана" Вс.
Иванова (Вильнер).
1932. "Военком" Овчина-Овчаренко (Вильнер), "Мирное время" Урина
(Оленин), "Мстислав Удалой" Прута (Завадский).
1933. "Шутники" Островского (Брилль), "Испытание" Давурина (Брилль),
"Чужой ребенок" Шкваркина (Петров).
1934. "Бойцы" Ромашова (Толчанов), "Гибель эскадры" (Завадский,
Брилль).
1935. "Я вас люблю" Прута (Типот), "Восточный батальон" бр. Тур и
Прута (Лобанов), "Последняя жертва" (В. Сахновский), "Мещане"
(Телешова).
1936. "Господа офицеры" по Куприну Голичникова и По-паригопуло
(Телешева, Брилль), "Слава" Гусева (А. П. Гле-ков, В. П. Пильдон),
"Васса Железнова" (Е. С. Телешева), "Год 19-й" Прута (А. Д. Попов,
Типот).
1937. "Большой день" Киршона (Телешова), "Волки и овцы" (А. Лобанов),
"Банкир" Корнейчука (А.Д. Попов, Глеков), "Укрощение строптивой" (А. Д.
Попов).
1938. "Голуби мира" Вс. Иванова (Пильдон, Тункель).
1939. "Падь Серебряная" Погодина (А. Д. Попов), "Артиллеристы" Прута
(В. Пильдон, П. Константинов), "Полководец Суворов" Бахтерева,
Разумовского (А. Д. Попов), "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (Благообразов,
Шапс).
1940. "Дело" Сухово-Кобылина (А. Д. Попов), "Учитель" Герасимова
(Пильдон, Ворошилов под рук. Попова).
1941. "Пархоменко" Вс. Иванова (Пильдон, Шапс), "Сон в летнюю ночь"
Шекспира (А. Д. Попов), "Ночь ошибок" Гольдсмита (Ворошилов), "Крылатое
племя" Первенцева (А. Д. Попов, Пильдон).
1942. "На всякого мудреца довольно простоты" (Тункель), "Дым
отечества" бр. Тур и Шейнина (А. Д. Попов), "Олеко Дундич" Ржешевского,
Каца (А. Д. Попов), "Давным-давно" А. Гладкова (А. Д. Попов), "Фронт"
(А. Д. Попов).
1943. "Бессмертный" Арбузова, А. Гладкова (А. Д. Попов), "Нашествие"
(Тункель).
1944. "Сталинградцы" Чепурина (А. Д. Попов). -1945. "День рождения"
бр. Тур (Ворошилов), "Копилка" Лабиша, А. Делакура (Б. Афонин),
"Полководец" Тренева (А. Д. Попов1 и Тункель).
1946. "Учитель танцев" Лопе де Вега (Канцель), "Сказка о правде"
Алигер (Окунчиков).
1947. "За тех, кто в море!" Лавренева (Тункель), "Доходное место"
(Ворошилов), "Первый гром" Алигер (А. Д.Попов, Кнебель), "Южный узел"
Первенцева (А. Д. Попов, Окунчиков), "Встреча с юностью" Арбузова
(Тункель).
1948. "Призвание" Кузнецова, Штейна (Канцель), "Последние рубежи"
Чепурина (А. Д. Попов), "Остров мира" Петрова (Афонин), "Замужняя
невеста" Грибоедова, Шаховского, Хмельницкого (Ворошилов), "На той
стороне" А. Барянова (Канцель).
1949. "Тихий океан" Прута (Тункель), "Степь широкая" Винникова (А. Д.
Попов, 'Окунчиков), "За вторым фронтом" Собко (Тункель), "Новый год"
Агранснко (Ворошилов), "Голос Америки" Лавренева (Тункель).
1950. "Закон Ликурга" М. Базилевского по Т. Драйзеру (И. Ворошилов),
"Незабываемый .1919-й" Вс. Вишневского (А. Д. Попов, Окунчиков), "Флаг
адмирала" Штейна (А. Д. Попов, Афонин, Ворошилов), "Совесть" Чепурина
(А. Д. Попов, Окунчиков).
1951. "В нашем полку" Кузьмичева (Тункель), "Западная граница" Прута,
Шпанова (Ворошилов), "Под чужим небом" Изакова (Канцель, Харламова),
"Ревизор" (А. Д. Попив, Окунчиков).
1952. "Наследники" Львова-Анохина (Колосов), "Песнь о черноморцах"
Лавренева (Тункель), "Мастерица варить кашу" Чернышевского (Канцель),
"Сергей Лазо" Бондаревой (Ворошилов, Харламова).
1953. "Стрекоза" Бараташвили (Тункель), "Они выросли в боях" Ху Кэ
(Белявский, Львов-Анохин), "Весенний поток" Чепурина (А. Д. Попов,
Окунчиков), "Извините, пожалуйста" Макаенка (Тункель).
1954. "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Ворошилов),
"Летчики" Аграновича, Листова (Ворошилов), "Гибель эскадры" (Окунчиков),
"Мечты Кинолы" Бальзака (Канцель, Харламова).
1955. "Варвары" (Тункель), "Настоящий человек" Т. Лондона по Полевому
(Белявский, Львов-Анохин), "Воевода" Островского (Окунчиков), "До новых
встреч!" Гладкова (Тункель).
1956. "Москва. Кремль" Афиногенова, Штока (А. Д. Попов, Шатрин),
"Профессия миссис Уоррен" Шоу (Львов-Анохин), "Отец и сын" Тыриной
(Харламова), "Крепость над Бугом" Смирнова (Тункель), "Титаник-вальс"
Мушатеску (Шатрин), "Метелица" Пановой (Ворошилов).
1957. "Фабричная девчонка" Володина (Львов-Анохин), "Моя семья" Де
Филиппе (Шатрин), "Мой друг" Погодина (Тункель), "Обрыв" Гончарова
(инсц. Рашевской; Ворошилов, Харламова), "Караван" Штока (Тункель, А. Д.
Петров), "Последняя остановка" Ремарка (Окунчиков), "Поднятая целина"
Шолохова, инсц. Т. Лондона (А. Д. Попов, Шатрин), "Шестеро любимых"
Арбузова (Ольшевская), "Бруклинская идиллия" И. Шоу (ВорошиЛов).
1958. "Средство Макропулоса" Чапека (Львов-Анохин), "Люди, которых я
видел" С. С. Смирнова (Шатрин), "Светлый май" Л. Зорина (Тункель),
"Чертова речка" Аграновича (Окунчиков), "Всеми забытый" Н. Хикмета
(Львов-Анохин), "Камень-птица" Маляревского (Харламова), "Юстина"
Вуо-лийоки (Шатрин), "Добряки" Л. Зорина (Львов-Анохин).
1959. "Барабанщица" Салынского (Окунчиков), "Небесное создание"
Ласкина (Ворошилов), "Внук короля" Л. Шейнина (Тункель, Шатрин),
"Женитьба" (Разинкин), ."Сережка с Малой Бронной" Шевкуненко
(Ольшевская, Черток), "Любка-Любовь" Дановской (Львов-Анохин), "Спать
опасно" Вердяна (Харламова), "Чужое место" Ставицкого (Петров).
1960. "Если покинешь меня..." Плугаржа, инсц. Харламовой (Окунчиков),
"Якорная площадь" Штока (Тункель), "Холостяк" Тургенева (Благообразов),
"Не померкнет никогда" Погодина (Дунаев), "Увидеть вовремя" Л. Зорина
(Львов-Анохин), "Он сказал нет" Хьеланна (А. А. Попов), "Живет на свете
женщина" Аграненко (Эрин).
1961. "Каса маре" Друцэ (Львов-Анохин), "Океан" Штейна (Дунаев),
"Первый бал Вики" Приеде (Окунчиков, Кулагин), "Левониха на орбите"
Макаенка (Львов-Анохин), "Изюминка на солнце" Хэнсберри (Петров), "Игра
без правил" Шейнина (Дунаев).
1962. "Не забуду" Соболева (Лесли, Майоров), "Яков Богомолов"
Горького (Эрин), "Признание в любви" А. Кузнецова (Ольшевская), "Под
одной из крыш" Аграненко (Эрин). '
1963. "Когда Танцуют розы" Петрова (Львов-Анохин), "Физики"
Дюрренматта (Эрин), "Душа солдата" Шатунов-ского (Шойхет), "На дороге -
Пронякин!" по роману "Большая руда" Владимова, инсц. Микаэлян
(Микаэлян), "Шоссе на Большую Медведицу" Семенова (Хейфец).
1964. "Белокурая бестия" Клеманова (Эрин), "Свет далекой звезды"
Чаковского, Павловского (Гаручава), "Объяснение в ненависти" Штока
(Тункель).
1965. "Солдат и Ева" Борисовой (А. А. Попов), "Приглашение к подвигу"
А. Зака, И. Кузнецова (А. А. Петров), "Вишневый сад" (Кнебель), "Мой
бедный Марат" Арбузова (Хейфец), "Дикий капитан" Смуула (Пансо),
"Камешки на ладони" Салынского (А. А. Попов), "Физики" Дюрренматта
(Тункель).
1966. "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (Ха-веман), "Есть у
моря свои законы..." Черткова (Мокин), "Бой с тенью" В. Тура (Тункель),
"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (Хейфец), "Волоколамск - Москва"
Бека (Мокин).
Лит.: Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; его
же. Художественная целостность спектакля, М., 1959; Зоркая Н.,
Творческий путь А. Д. Попова, М. , 1954; Богуславская З.иОбраз-ц о в а
А., Центральный театр Красной Армии, в кн.: Очерки истории русского
советского драматического т-ра, т. 1,М., 1954; Попов А. и Урбан ович П.,
Режиссерский комментарий, в кн.: Шекспир В., "Укрощение строптивой",
М.-Л., 1940; "Укрощение строптивой" в ЦТКА, сб., М.-Л., 1940. А. О.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТРАНСПОРТА - см.
Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ АРМИИ - см. Чехословацкий театр на
Виноградах.
ЦЕРЕТЕЛИ, Акакий Ростомович[9(21).У1.1840, Сач-хере Шорапанского
уезда,-26.1(8.11). 1915, там же]- груз. поэт, революц. демократ. В
1859-62 занимался в Петерб. ун-те на ф-те восточные яз. Совм. с И.
Чавчавадзе участвовал в возобновлении деятельности груз. проф. т-ра. Ц.
следовал взглядам рус. революц. демократов, в своих произв. выступал
против порабощения крестьян, царского режима. Написал ряд драматич.
произв. Пьеса Ц. "Арсен" (1865) о предводителе крестьянского восстания
была запрещена царской цензурой. Постановки пьес "Коварная Тамара"
(1885) и "Патара-кахи" ("Маленький кахетинец", 1889), выражавших идеи
нац.-освободит, движения, превращались в политич. демонстрацию.
Исто-рич. драма "Патара-кахи" стала подлинно нар. пьесой, ее ставили в
школах и клубах городов и деревень. Решающей силой освободит, движения в
пьесах Ц. были крестьяне, трудящиеся. Ц. написал драму "Медея" (1896) по
мотивам древнегреч. трагедии. Для актрисы Н. Габуния написал комедию
"Кинто" (1879). Революц. движение получило отражение в пьесах "Рассвет"
(1903), "Реакция" (1910) и др.
Возглавляя нац. драм. т-р (1880 и 1903), Ц. способствовал развитию
груз. сценич. иск-ва по пути реализма. Ц. придавал большое воспитат.
значение т-ру, выступал против превращения т-ра в увеселительное
учреждение. "Театр тоже школа для народа,- писал Ц.,- увлекательная и
исправляющая". Ц. считал актера учителем народа, помощником писателя,
подчеркивал гражданственность, общественную активность актерского
иск-ва, призывал к созданию нар. т-ра.
Будучи одним из руководителей Груз. драматич. об-ва (80-е гг.), Ц.
способствовал воспитанию поколения актеров и театр. деятелей: В. А.
Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили, М. М. Сапарова-Абашидзе, В. Л. Гуния,
К. А. Марджанишвили, Ш. Н. Дадиани и др.
Соч. (на груз. яз.): Полн. собр. соч. в 7 тт., т. 5. Драматические
произведения, примеч. И. Гришашвили, Тб., 1949; О театре [Письма.
Вступит' статья, составление сборника и примеч. Н. Гвинепадзе, В.
Кикнадзе], Тб., 1955 (Серия: Груз. театр. об-во. Деятели грузинского
театра о сценическом искусстве).
Лит. (на груз. яз.): Асатиани А., Жизнь А. Церетели, Тб., 1940;
Герсамия С., А. Церетели и грузинский театр. Тб., 1949; Гачечиладзе А.,
Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй половины XIX
в., Тб., 1953. Д. Д,
ЦЕРЕТЕЛИ, Окропир Георгиевич (1797-1863) --груз. драматург. Автор
комедии "Женитьба имеретинского князя", представляющей собой первую
попытку лит. переработки сценариев берикаоба. Этой комедией, рисующей
жизнь груз. деревни, Ц. положил начало нац. реалистич. драматургии. Ц.
сам поставил свою комедию в Горисе в 1845.
Лит.: Джанелидзе Д.. Грузинский театр с древнейших времен до второй
половины XIX в., Тб., 1959; Г а-чечиладзе А., Очерки из истории
грузинской драматургии и театра, Тб., 1957 (на груз. яз.). Д. Д.
ЦЕРЕТЕЛИ, Тамара Семеновна [р. 1(14). VIII. 1900] - сов. эстрадная
певица. Исполнительница цыганских романсов и цыганских нар. песен. Засл.
арт. Груз. ССР (1958). Училась в Тбилисской консерватории. В 1920 начала
выступать на эстраде. Сдержанность, благородство и проникновенность
исполнения, большая музыкальность, прекрасные голосовые данные (звучное
контральто мягкого, грудного тембра), мастерское использование стилевых
особенностей цыганской песни (резкая смена темпов, свободный ритм)
определили успех Ц., ставшей вскоре одной из самых популярных певиц
этого жанра. Значит, влияние на творч. развитие Ц. оказали ее постоянные
аккомпаниаторы:
Б. А. Прозоровский - композитор, автор мн. романсов (нек-рые из них
входили в репертуар Ц. - "Караван",
"Вернись" и др.), и 3. Н. Китаев. Наряду со старинными романсами,
цыганскими нар. песнями Ц. исполняла также груз. нар. песни ("Сулико",
"Светлячок" и др.) и лирич. песни сов. композиторов (М. Г. Фрадкина, К.
Я. Листова и др.). Ю. Гл.
ЦЕРЕТЕЛЛИ, Николай Михаилович[ 1(13). X.I 890- 6.11.1942] - рус.
сов. актер и режиссер. Во время занятий на Курсах драмы А. И. Адашева
был приглашен М. Рейнхардтом в труппу Нем. т-ра, гастролировавшего в
Москве. Выступал с этим т-ром в Вене, Мюнхене и Париже. В 1916-28 (кроме
1924) работал в Камерном т-ре. Дебютировал в роли Фа-мира ("Фамира
Кифаред" Анненского). Лучшие роли Ц. в этом т-ре: Арлекин ("Король
Арлекин" Лотара)" Иоканаан ("Саломея" Уайльда), Солдат ("Ящик с
игрушками" Дебюсси), Морис Саксонский ("Адриенна Лекуврер" Скриба и
Легуве), Джилио ("Принцесса Брамбилла" по Гофману), Ромео ("Ромео и
Джульетта" Шекспира), Ипполит ("Федра" Расина), Мараскин
("Жирофле-Жирофля" Лекока), Четверг ("Человек, который был Четвергом" по
Честертону), Ибен ("Любовь под вязами" О'Нила), Казаков ("Сирокко" Зона
и Данцгера). Обладал прекрасными внешними данными, музыкальностью,
тонким чувством ритма и сценич. выразительностью движения. После ухода
из Камерного т-ра Ц. выступал гл. обр. как режиссер. Работал в Моск.
т-ре оперетты, в 1929-34 - в Большом т-ре (пост. "Русалку", "Богему"), в
1934-38- в Калининском т-ре (пост. спектакли: "Хозяйка гостиницы",
"Адриенна Лекуврер" и др.). Затем Ц. работал в Мо-гилевском рус., в
Костромском т-рах, в 1940-41 - в Ленингр. т-ре Комедии (играл Камило в
"Вален-сианской вдове" Лопе де Вега). Выступал в концертах как чтец.
Снимался в кино. А. Шн.
ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЙСТВА - театрализованные обряды рус. православной церкви.
Первое упоминание о Ц. д. относится к 16 в. Известны Ц. д. пасхального
("Шествие на осляти", "Умовения ног") и рождественского {Пещное действо)
циклов. Обряд "Шествие на осляти" иллюстрировал евангельский рассказ о
въезде Иисуса Христа в Иерусалим (торжественное шествие патриарха на
коне и царя, державшего под уздцы его коня, через Красную площадь к
Успенскому собору; в свите шли духовенство, царская охрана, знатные
люди). На четвертый день после "Шествия на осляти", в четверг на
страстной неделе, исполнялось "Умовение ног", воспроизводившее сцену из
"Тайной вечери" (архиерей, исполнявший роль Христа, омывал ноги
священникам, изображавшим учеников Христа). Наиболее театрализованным
было Пещное действо.
Лит.: Всеволодский-Гернгросс В., История русского театра, т. 1,
Л.-М., 1929, гл. III; его же, Русский театр. От истоков до середины
XVIII в., М., 1957, с. 37-42; Асеев Б. Н., Русский драматический театр
XVII-XVIII веков, М., 1958, с. 30-32. Ю, Д.
ЦЕРКОВСКИЙ (Бакалов-Церковский), Цанко Генов (16.X.1869-2.V.1926) -
.болг. поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1891. Ц.-
представитель критич. реализма в болг. лит-ре. Основная тема его
произведений - жизнь болг. деревни. В 1910 написал комедию "Удальцы"
(1946, Нар. т-р, София). В пьесе чередуются комич. и лирич. эпизоды,
введены нар. игры и обряды. Пьеса "Под старым небом" (1921, там же) -
семейно-бытовая драма о тяжелой доле болг. женщины в деревне. Ц. написал
также бытовую комедию "Сорвиголова" ("Сельская честь", соч. 1908; 1937,
т-р под рук. Тотевой).
Соч.: Луди-Млади, С., 1946; Халосник, С., 1908; Под старото небо. С.,
1921.
Лит.: Павлов Т., Цанко Бакалов-Церковски, С., 1946; "Българска
сбирка", 1909, кн. 3, с. 214-15. А.Ив.
ЦЕСЕВИЧ, Платон Иванович [25.XI(7.XII).1879 - 30.Xl.l958] - рус. сов.
артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1947). С 17 лет начал артистич.
деятельность в укр. труппах. С 1904 - солист труппы Харьковской оперы
под художеств. руководством М. О. Штейн-берга, в 1906-07 - оперы Нар.
дома (Петербург), с 1907 выступал в Одессе, Харькове, Киеве. С
1915-солист Большого т-ра, затем -Оперного т-ра Зимина. В 1918-23
выступал в городах Украины и Кавказа, в 1925-26 и 1932 - в оперных т-рах
Франции и Италии, в 1933-48-гл. образом в концертах (в России). Обладал
подвижным могучим голосом красивого тембра и большого диапазона.
Партии: Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Кочубей {"Мазепа"), Царь
Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Борис Годунов, Сусанин, Дон Базилио;
Филипп ("Дон-Карлос" Верди) и др.
Лит.: Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 56-57. М. Р.
ЦЕТ‚ТИС (Центральный техникум театрального искусства) - см. ГИТИС.
ЦЕТНЕРОВИЧ, Павел Владиславович (23.XII. 1894-6. X.I 963) - рус. сов.
актер и режиссер. В 1917 окончил Моск. ун-т (физико-математич. ф-т). В
1917-18 играл в Никольском т-ре. В 1918 переехал в Иркутск, где начал
работать в Сов. гор. т-ре актером. В 1921-22 стал художеств. рук. вновь
организованного Иркутского т-ра (пост. здесь спектакли "Потоп" Бергера,
"Ученик дьявола" Шоу, "Принцесса Турандот" Гоцци). В 1922 переехал в
Москву и поступил в ГИТИС на курс В. Э. Мейерхольда; в 1922-32 работал в
Театре им. Мейерхольда режиссером-лаборантом. В 1932 перешел в
Реалистический театр. где участвовал в пост. спектакля "Мать" по
Горькому (реж. Н. П. Охлопков). В 1934-37 работал в Центр, т-ре Красной
Армии, одновременно ставил спектакли в т-ре им. ЛОСПС и в МТЮЗе
("Адвокат Патлен", "Матрос и школяр" и др.). Затем пост. ряд спектаклей
в Моск. т-ре для детей, в Центр, т-ре Транспорта. В 1941-45 работал в
Новосибирском ТЮЗе, где пост. "Комедию ошибок" Шекспира, "Хозяйку
гостиницы" и др. В 1946 пост. в Моск. т-ре драмы "Ленушку" Леонова. В
1946-57- гл. режиссер МТЮЗа.
Пост. спектакли: "Двенадцать месяцев" Маршака (1947), "Начало пути"
Любимовой (1947), "Гастелло" Штока (1948), "Аттестат зрелости"
Гераскиной (1949), "Суворовцы" Рысса и Моторина (1950), "Павлик Морозов"
Губарева (1952), "Гимназисты" Тренева (1953), "Право на счастье"
Гераскиной (1957). В нач. 60-х гг. ставил спектакли в разл. т-рах:
"Отел-ло" (Липецкий т-р, 1961); "И один в поле воин" по роману
Дольд-Михайлика (Псковский т-р, 1960), "Лиса и виноград" Фигейреду
(Горьковский т-р, 1962). Ц, Вел.
ЦЕЦИЛИЙ (Caecilius), Стаций (р. ок. 220 - ум. ок. 168 до н. э.) -
др.-рим. драматург. Был рабом, затем получил свободу, но продолжал
носить имя своего патрона Цецилия. Сохранилось 40 назв. комедий Ц. и
небольшие отрывки из них .(ок. 300 стихов). Наиболее крупные фрагменты
комедии "Ожерелье" приводятся Авлом Геллием (см. "Аттические ночи", II,
23), к-рый анализирует их, сравнивая с одноим. ко-' медией Менандра, и
показывает отличие произв. Ц. от греч. прототипов (новоаттич. комедии
Менандра, Посидиппа, Филемона) в трактовке образов, построении диалога,
стихотворных размерах. Цицерон отмечал недостатки языка Ц., но называл
его "пожалуй, высшим комическим поэтом" (см. "О лучшем роде ораторов",
1, 2).
Соч.: Roroanorum comicorum fragmcnta, Lipsiae, 1898; в рус. пер.
[отрывки], в кн.: Теренций П., Адельфы, Комедия, М., 1954.
Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского, т. 1,
М., 1959. Лид. Ф.
ЦЗАЦЗЮЙ (букв.- смешанные представления) - один из видов кит. т-ра. В
12-14 вв. термин "Ц." означал любое театр. представление: выступления
комиков, муз.-песенные сценки, т-р марионеток и др. Наибольшего расцвета
Ц. достигает в 14 в. Пьесы, написанные для этого т-ра, также наз.
цзацзюй (см. Юанъский театр}. Позднее т-ром Ц. стали наз. синтетич.
представления, в к-рых сочетались речевые, вокальные партии, танец,
акробатика. Ал. Ж.
"ЦЭИН", ц з и н ь (второе наименование - х у а -л я н ь -
раскрашенные лица),- одно из осн. амплуа кит. традиционного т-ра.
Впервые появилось в т-рв эпохи Сун (10-13 вв.). Высокой степени развития
достигло в пекинской музыкальной драме. "Ц." включает роли положительных
и отрицательных героев. Исполнение этих ролей отличается резкостью
движений, артисты говорят нарочито грубым голосом, накладывают густой
яркий грим. Иногда исполнение ролей "Ц." включает комич. элементы, как в
амплуа чоу. "Ц." разделяются на роли гражданские и военные. Существуют
разновидности "Ц.": фэнь мянь (припудренное лицо) - злодей (белый грим),
хэйтоу (черная голова) - честный, но недалекий чиновник (черный грим) и
др. Наиболее известные исполнители этого амплуа Хоу Си-жуй, Юань Ши-хай
и др. С. С.
ЦЗИНСИ (столичный театр или столичная драма, пекинская музыкальная
драма)- один из ведущих жанров кит. традиционного т-ра сицюй. Возник в
кон. 18-1-й пол. 19 вв. на основе местных т-ров в провинциях Аньхой и
Хубэй. Формировался под влиянием кунь-шаньского т-ра. Отличит, признак
этого т-ра - высокий уровень актерского мастерства (см. Пекинская
музыкальная драма).
ЦИГНАДЗЕ, Вера Варламовна (р. 24.IX.1926) - груз. сов. артистка
балета. Нар. арт. Груз. ССР (1955). В 1943 окончила Бакинское
хореографич. уч-ще и в том же году была принята в труппу Т-ра оперы и
балета им. Ахундова. С 1946 - ведущая солистка Т-ра оперы и балета им.
Палиашвили. Творчество Ц. связано со становлением и развитием груз. сов.
балетного т-ра, с лучшими образцами совр. груз. хореографии. Танец Ц.
отличается высокой техничностью, мягкой женственностью и легкостью
движений.
Партии: Китри ("Дон Кихот), Одетта-Одиллия, Жизель, Тао Хоа, Аврора;
Фея добра ("Синатле Киладзе; Гос. пр. СССР, 1948), Лауренсия; Ирема
("Горда" Торадзе; Гос. пр. СССР, 1951); Дездемона ("Отелло"
Мачавариани), Тамара ("Демон" Цинцадзе) и др.
Гастролировала в США, Лат. Америке, Австрии, Швеции.
Лит.: Х у ч у а П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр
оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1958. Эт. Г.
ЦИKKEP(Cikker), Ян (р. 29.VII.1911) - словацкий композитор и муз.
педагог. Учился в Пражской консерватории у Я. Кржички по классу
композиции, а также по классу органа и дирижирования, затем в Вене у Ф.
Вейнгартнера. Ц. обогатил словацкую муз. культуру совр. выразит,
средствами. Композитор тяготеет к созданию широких историч. картин.
Непосредственность, эмоциональность, темперамент придают музыке Ц.
острый драматизм.
Автор опер: "Юро Яношик" (1954, Нац. т-р, Братислава;
2-я ред.- 1 956, там же), "Бег Баязид" (1957, там же), "Мистер Округ"
(по рождественским рассказам Диккенса, 1958), "Воскресение" (по Л.
Толстому, 1962, Прага).
Ведет педагогич. работу. В 1939-49 - преподавал в Братиславской
консерватории, с 1951 - в Высшей академии муз. иск-в в Братиславе
(профессор).
Лит.: S a m k о J., Jan Cikker. Profil skladatela, Brat., 1955; V o l
e k J., Opera roku Vzkriseni, "Hudebni rozhledy", 1962, ј 13. Ал. М.
ЦИМБАЛ, Сергей Львович [р. 28.IX(11.X).1907] - рус. сов. критик. Чл.
Коммунистич. партии с 1945. В 1929 окончил Высшие курсы искусствоведения
(Ленинград). В 1932-38 был зам. ответств. редактора и членом редколлегии
журналов "Рабочий и театр", "Искусство и жизнь"; в 1946-47 - зав. лит.
частью Ленингр. т-ра Комедии. Автор ряда монографий и статей о сов.
актерах и драматургах. Преподавал в Ленпнгр. театр. ин-те (1946-47), с
1959 - в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии.
Соч.: Актер-мыслитель, в кн.: И. Н. Певцов. 1879-1934, Л., 1935; ...
Н. К. Симонов, Л., 1951 (под псевд. С. Остро-ухов); А. И. Лариков, Л.,
1951; Творческая судьба Певцова, Л.-М., 1957; Актер и драматург, Л.-М.,
1960: Евгений Шварц, [Л., 1961]; Василий Меркурьев, Л.-М., 1963;
Театральная новизна и театральная современность, Л.-М., 1964;
Зрелость актера (О творчестве Ю. В. Толубеева), в сб.: Театральный
альманах, Л., 1947; Оптимистическая трагедия, в кн.: Полк обращается к
потомству, М.-Л., 1960; Мера правды и мера искусства, "Театра, 1948, ј
2;
Мысль и воображение актера, "Нева", 1955, ј 1; Язык театра и
современность, там же, 1962, ј 12; Театральные сказки Евгения Шварца, в
кн.: Ленинградские писатели детям. Л., 1954; Добрая и беспокойная
фантазия сказочника, в кн.: Шварц E., Пьесы, Л., 1960; Об Александре
Копкове, в кн.: К о п к о в А., "Слон" и "Царь Потап", Л., 1964. С. Др.
ЦИННЕР (Zinner), Хедда (р. 20.V.1907) - нем. писательница, драматург.
В 4923-25 посещала Венскую театр. школу и проходила стажировку в
"Рай-мундтеатре". Играла в т-рах Штутгарта, Баден-Ба-дена, Бреслау,
Цвиккау. В 1929 вступила в Коммунистич. партию Германии и начала
работать журналисткой в газ. "Роте фане" (Берлин). Из-за преследований
со стороны нацистов в 1933 эмигрировала за границу. В 1934 открыла в
Праге нем. политико-са-тирич. кабаре "Студио 1934", в к-ром началась ее
драматургич. деятельность. В 1935-45 жила в СССР. С 1945 живет в ГДР.
Используя документальные материалы, Ц. написала драму "Чертов круг"
(1953), посв. Г. Димитрову (Нац. пр. ГДР, 1954, в 1957 по этой пьесе
пост. фильм). Ей принадлежат также: пьеса для радио "Генерал Ландт"
(1951, по мотивам романа М. Додд "Посеешь ветер"), историч. драма
"Лютовцы" (1955), пьеса "В любом случае подозрительно" (1959), комедия
"Что было бы, если бы..." (1959), драма "Баллада о Равенсбруке" (1961),
посв. интернациональной солидарности женщин, борьбе с гитлеровцами в
нацистском концлагере, пьеса для детского т-ра "Место действия -
учительская" (1961). И. Н.
ЦИНЦАДЗЕ, Сулхан Федорович (р. 23.VIII.1925)- груз. сов. композитор.
Нар. арт. Груз. ССР (1961). Окончил Моск. консерваторию в 1950 по классу
виолончели С. М. Козолупова и в 1953 - по классу композиции С. С.
Богатырева. В 1944-46 - участник струнного квартета Груз. филармонии.
Автор оперы "Золотое руно" (соч. 1953), оперетты "Паутина" (1964,
Тбилисский т-р муз. комедии), детского балета "Сокровище голубой горы"
(1956, Т-р оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси), балетов - "Демон"
(либр. В. М. Чабукиани по о. п. Лермонтова, 1961, там же) и кПоэма" на
муз. своей Второй симфонии (1965, Моск. муз. т-р им. К. С.
Станиславского и В. И. Немировича-Данченко); музыки к кинофильмам и др.
Д ff g
ЦИРИХОВ, Петр Казбекович (р. 7.VI.1911) - осетинский сов. актер. Нар.
арт. С.-О. АССР (1945), засл. арт. РСФСР (1949). Чл. Коммунистич. партии
с 1944. В 1935 окончил ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС им. Луначарского). Работает в
Сев.-Осет. муз.-драм. т-ре со дня его основания (1935). Создал галерею
ярких нац. характеров в пьесах осетинских драматургов.
Роли: Пастух ("Две сестры" Бритаева), Мулдар ("Свадьба" Джимиева),
Уари ("Женихи" Токаева), Цела ("Желание Паша" Туаева), Фаюнин
("Нашествие"), Швандя и профессор Горностаев ("Любовь Яровая"), Сиплый
("Оптимистическая трагедия"). Павлин ("Егор Булычев и другие"), Берсенев
("Разлом"), Курослепов (Горячее сердце").
В пьесе "Кремлевские куранты" Ц. .играл роль В. И. Ленина. Л. Ним.
ЦИРК (лат. circus, букв - круг) - здание для цирковых представлений.
В Др. Риме - эллипсовидная арена с трибунами. На арене демонстрировались
бега колесниц. В перерывах между заездами выступали акробаты,
эквилибристы, жонглеры, комики и др. Большой цирк в Риме, по словам
Плиния Старшего, вмещал до 250 000 зрителей.
В Испании, Мексике и нек-рых др. странах - большая арена, окруженная
местами для зрителей, предназначенная для демонстрации боя быков.
Совр. Ц. имеет круглую арену диаметром ок. 13 м, обнесенную жестким
барьером, и сферический купол, необходимый для воздушных гимнастич.
номеров. См. Цирковое искусство.
Лит.: Сергеенко М. E., Жизнь древнего Рима, М.-Л., 1964, гл, "Цирк";
Кузнецов E., Цирк, М.-Л., 1931, гл. l. f0, Д,
"ЦИРК" - рус. сов. двухнедельный иллюстрированный журнал. Орган
Центр, управления гос. цирками (ЦУГЦ). Выходил в Москве с 10 янв. 1925
по 23 апр. 1927 в изд. ЦУГЦа (1926 - в изд. Теакинопечати). Наряду с
обширным хроникально-информационным материалом о деятельности цирков в
СССР и за рубежом здесь публиковались обзорные статьи, статьи-справки
историч. характера, творч. портреты отечественных и зарубежных артистов
цирка, библио-графич. заметки и др. Преемником "Ц." был журнал "Цирк и
эстрада". . А. Шн.
"ЦИРК И ЭСТРАДА" - рус. сов. двухнедельный журнал, посвященный
вопросам циркового и эстрадного иск-ва. Выходил в Москве с 1927 по 1930
в изд. Теакинопечати. С 1963 выходит журн. "Советская эстрада и цирк".
ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО - вид иск-ва, предусматривающий демонстрацию силы,
ловкости и смелости, включающий шутки клоунов, большие тема-тич.
представления, т. н. пантомимы, и др. Первоосновой циркового
представления являются трюк, номера, построенные на эксцентрике.
Происхождение Ц. и. связано с обрядами, играми, бытом. На Востоке, в
частности в Китае, ремесленники, чтобы показать крепость сплетенного ими
каната, ходили и бегали по нему, растянув канат между двумя подставками.
Так рождалось иск-во канатоходцев. Акробатич. номера первоначально
связаны с культовыми действиями. Проф. акробаты, эквилибристы, жонглеры
были известны в Др. Греции, Др. Риме, Китае, Византии и др. странах. В
период средневековья бродячие артисты выступали на городских и сельских
площадях, демонстрируя акроба-тич. номера.
С 16 в. в Европе получили развитие школы верховой езды (конные бои
требовали особой подготовки всадников), в к-рых гл. внимание отводилось
вольтижировке; позже возникли высшая школа верховой езды, дрессировка
лошадей. Выдвинулись наездники:
Ч. Фиаск, Паскваль, Гризо, дОр и др. В Лондоне с нач. 60-х гг. 18 в.
конные представления дают Ш. Прайс и Т. Джонсон, в Вене-Поте, Уийр и
Семсон, в Париже - Гиам и др. Иск-во наездников и дрессировки лошадей
демонстрировалось в специально построенных манежах (амфитеатрах). В 1764
в Москве и в 1765 в Петербурге такие амфитеатры построил англ. наездник
Дж. Бейтс. В 1770 Ф. Астлей организовал в Лондоне школу верховой езды, в
к-рой давались конные представления. В 1780 он выстроил амфитеатр. где
выступали наездники, дрессировщики, акробаты, ставились пантомимы,
включавшие конные номера ("Смерть капитана Кука"). Это был первый
стационарный цирк. В 1782 Астлей организовал такие же представления в
Париже. В 1807 Л. и А. Франкони выстроили в Париже новое здание, назвав
его Олимпийским цирком, т. к. по приказу Наполеона I (1806) количество
т-ров в Париже было строго ограничено. С тех пор все зрелищные
предприятия, включавшие конные номера, именовались цирками. Франкони
внесли в конные представления элементы театрализации (сцены на лошадях).
Из ярмарочных балаганов в цирк переходит ярмарочный акробат Ж. Б.
Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приемами клоунады, и
др. акробаты, гимнасты, эквилибристы, жонглеры. В цирке ставятся
эффектные феерии, в к-рых гл. место занимают конные маневры и сражения;
в них прославляются походы Наполеона, Франция ("Въезд Генриха IV в
Париж", "Орлеанская дева" и др.).
В др. странах также создаются стационарные и полустационарные цирки:
Христофа де Баха - в Вене (1808), Ж. Турниера - в Петербурге (1827) и
др. Развитие получают передвижные цирки-Б. Фуро, Ф. Луассе, Ш. Прайса,
А. Гверра и др. В 40-х гг. 19 в. на первое место выходит предприятие Э.
Ренца, к-рый усилил трюковую и комедийную направленность номеров,
отказался от приспособления к вкусам аристократич. публики (что было
характерно для Франкони и его подражателей). В 1856 Ренц выстроил
каменный цирк в Берлине. Среди крупных цирков сер. 19 в.- цирки Б.
Луассе в Голландии, Дании и Швеции, В. Карре - на Балканах (в 1863
создал стационар в Амстердаме). Постоянные цирки открывают в Берлине Г.
Шуман (1868), в Брюсселе- Э. Вульф (1892). В этих цирках получают
развитие конно-акробатич. номера: жокеи, парфосная езда, сальто-мортале
на лошади. Увеличиваются группы дрессированных лошадей, усложняются
исполняемые дми трюки. В области высшей школы верховой езды выделяется
англичанин Д. Филлис, дебютировавший в Париже в 1873.
Во 2-й пол. 19 в. появляются коверные клоуны. Они исполняют комич.
интермедии в паузах между номерами, выступают в карикатурных бытовых
костюмах. Среди первых коверных клоунов: Том Бел-линг, Гедвик, Гийон,
Коваллини и др. Маска Пьеро, перешедшая на арену из нар. фарсов,
трансформируется в иск-ве т. н. белого клоуна, к-рый вместе с т. н.
рыжим разыгрывает комич. сценки (ант-ре). Среди клоунских дуэтов
известность получили Футит и Шоколад, выступавшие с 80-х гг. в Париже.
Позднее появляются клоуны-дрессировщики: Билли Гайден, Ричард Рибо,
Гиберт Беллинг и др., клоуны-музыканты Д. и В. Прайс, Даниелло, Талони и
др.
В области иск-ва канатоходцев существ, изменение происходит после
замены в сер. 19 в. пенькового каната металлич. тросом, на к-ром
демонстрируются сложные акробатич. пирамиды (Ж. Блонден, труппы Нейс,
Боризони, Ниагара и др.). Развитие получает жанр воздушной гимнастики. В
1859 Ж.Леотар впервые демонстрирует в парижском цирке воздушный полет.
Сестры Гофман вводят сетку, в труппе Гегельман появляется ловитор,
впервые исполняется т. н. перекрестный полет. Разнообразными становятся
жонглерские и акробатич. номера, в них появляются элементы
театрализации. В 1850 англ. акробаты бр. Ко-телли вводят икарийские
игры, в 1904 в Вене венгерские акробаты Волерт демонстрируют подкидную
доску, при помощи к-рой возрастает высота прыжка.
Из зверинцев в цирк переходят дрессировщики и укротители; в 1863 в
цирке Ренца выступал с шестью львами Т. Батти. В 70-х гг. была
сконструирована центр, (опоясывающая манеж) клетка. В 1887 торговец
животными и владелец зоосада в Гамбурге К. Гагенбек организовал
передвижной зооцирк, где демонстрировались дрессированные животные.
В цирковых программах появляются номера трюковой фигурной езды на
велосипедах и роликах; в 90-х гг. Ш. Наузет создает первый механич.
аттракцион - езда на велосипедах по почти отвесным стенам огромной
"корзины". Появление новых цирковых жанров вызывает сокращение конных
номеров, но в них увеличивается количество трюков (акробаты на лошадях
Фредиани, Лекюссон'и др.).
Совершенствуются технич. приемы, применяемые при пост. феерий; в 1886
в Париже был выстроен новый цирк, арена к-рого за неск. минут
покрывалась водой. Этот прием был использован и другими цирками.
Ставятся феерии, пропагандирующие милитаристские устремления буржуазии
("Нибелунги" -в берлинском цирке Ренца, 1880, "Сибирь" - в берлинском
цирке Буша, 1904, и др.). Ренц культивирует развлекательные
представления ("Крысолов из Гамелана", 1881, "Япония, или Лукавые жены
микадо", 1887).
В США в' 1873 предприниматель Ф. Т. Барнум создал огромный
передвижной цирк, в к-ром представления шли одновременно на трех
манежах, в программу включались аттракционы, построенные на демонстрации
разл. уродов. В 1883 антрепренер и актер Буффало Билл организовал цирк
"Дикий запад", в к-ром ковбои и индейцы демонстрировали спортивные игры
на лошадях - родео, ставились конные пантомимы на сюжеты войны белых
переселенцев с индейцами.
Своеобразно развивался цирк в странах Азии. В Китае он сблизился с
представлениями класспч. т-ра. Китайский цирк включал ряд оригинальных
жанров: игра с лентами, зонтами, упражнения на турнике, прыжки через
огонь и ножи, подъем на ремнях и др. Особыми жанрами обогатили Ц. и. и
японские артисты: метание ножей, упражнения на лестнице, на подвешенном
бамбуке, подъем и спуск по наклонному канату и др. Из Индии в цирк
пришла дрессировка змей, иллюзионные трюки, заимствованные у факиров, и
др. В Африке развитие получила прыжковая акробатика, связанная с
религиозным культом. В 19 в. на аренах Европы появляется ряд выдающихся
акробатов-прыгунов арабов.
В нач. 20 в. и после окончания первой мировой войны бурж. цирк
переживает кризис. Резко сокращается число стационаров. Отсутствие ясных
творческих принципов и режиссуры приводит к художественному эклектизму.
В программах появляются антихудожественные номера, рассчитанные на
обывательские вкусы, сокращается число подлинно цирковых номеров,
клоунада теряет злободневное содержание, сводится к комбинациям разл.,
часто грубых, трюков, распространение получают т. н. "смертные" номера,
строящиеся на опасных для жизни артиста трюках.
Крупнейшие цирки сер. 20 в.: во Франции - Зимний (Париж), Ранси,
Кароли; в ФРГ - Кроне-Зембах, в Швеции - Тролле Родин, в Швейцарии -
Кни, в Дании - Шумана, в Англии - Миле. Неск. месяцев в году работает
королевский цирк в Брюсселе. При общем упадке Ц. и. в Европе в 20 в. все
же выдвинулись нек-рые первоклассные цирковые артисты: дрессировщики
лошадей - Г. Адольфи, Г. Шуман, М. Кристенсен, Тролле Родин; укротители
хищных животных - Г. Мерман, Р. Саваде, А. Шнейдер, К. Бауман и др.;
клоуны-Фрателли-ни, Антонет и Бебе, А. Грок, А. Заватта, Порто и др.;
воздушные гимнасты - Кадоно, Амадори, Ализе, М. Богари; жонглеры - Э.
Растелли, М. Труцци и др.
Широкое развитие получает Ц. и. в странах нар. демократии. В ГДР, где
цирк имеет давние традиции, он достиг выдающихся успехов, выдвинулся ряд
первоклассных исполнителей. В Берлине и Лейпциге имеются стационарные
цирки. В стране действует большое число передвижных цирков,' издается
цирковой журнал "Артистик". Стационарные цирки построены в Румынии
(Бухарест), Болгарии (София), Корейской Народно-Демократической
Республике (Пхеньян), в Монгольской Народной Республике (Улан-Батор), в
Польше, Чехословакии, Югославии, Китае, Венгрии; широко распространены
передвижные цирки. Международное признание получили артисты стран нар.
демократии: акробаты Фалуди, дрессировщик лошадей Я. Доннерт,
дрессировщик слонов Криштоф Штерн (Венгрия), дрессировщик хищников К.
Малек, воздушная гимнастка М. Рихтерова, жонглеры Бремловы,
велофигуристы Балла (Чехословакия), клОун Тошке Казаров, эквилибристы
Добрич, турнисты Злато вы (Болгария), эксцентрик Цында-рика,
дрессировщик медведей Ватою (Румыния), дрессировщики В. Монтаг,
Кольдамс, эквилибристы Бальтос, клоуны Хинта, Дзинели и Дзиринс (ГДР),
клоуны Двораковский и Кордиум (Польша). В ГДР, Венгрии, Болгарии созданы
спец. цирковые школы. В странах нар. демократии к работе в цирке
привлечены режиссеры, художники, литераторы, композиторы. Здесь ставятся
цирковые обозрения и пантомимы на совр. и историч. сюжеты.
Русское Ц. и. Истоки рус. Ц. и.- в выступлениях нар.
актеров-скоморохов, известных с 11 в. Эти выступления включали сатирич.
сценки, жонглирование, акробатику, звукоподражание, дрессировку. С 18 в.
развитие получают балаганы на нар. гуляниях, где выступали цирковые
артисты. В 18- 19 вв. устраивались театрализованные конные карусели,
кавалькады и др. конные зрелища. У народов Кавказа и Ср. Азии все более
зрелищный характер приобретает джигитовка. В 18 в. возникает конный
цирк. В нач. 19 в. цирковые представления проводятся в Петербурге в
манеже графа Завадовского.
В 1822 на Крестовском острове строится спец. здание для конных
выступлений. В 1827 в Петербурге построил цирк Ж. Турниер, в 1845 -
итальянец А. Гвер-ра, в 1846 - французы Ж. Лежар и П. Кюзан. В 1849 в
Петербурге был открыт казенный (императорский) цирк. Для подготовки
цирковых артистов при театр. уч-ще было создано спец. отделение. В 1853
В. Н. Новосильцев построил стационарный цирк в Москве на Петровке. В
провинции работали передвижные цирки, в т. ч. крепостные цирки С. С.
Апраксина и др.
Широкое распространение в сер. 19 в. получили цирковые представления
на нар. гуляниях, особенно сатирич. выступления скоморохов. Но правящие
классы стремились помешать развитию нар. иск-ва, опошлить его, в цирках
появляются антиэстетич. номера, ставятся реакционные по содержанию
пантомимы ("Молодцы, казаки", 1851, и др.). В 1873 в Пензе создается
крупнейший рус. цирк, к-рый возглавляют братья А. А. и П. А. Никитины -
выходцы из крепостных крестьян, уличные и балаганные артисты. Они хорошо
знали вкусы демократич. публики и привлекали в свой цирк выдающихся
мастеров, ранее выступавших преимущественно в балаганах. Но, будучи
предпринимателями, заинтересованными прежде всего в доходах, Никитины
включали в свои программы и антихудожеств. номера.
С конца 19 в. большинство крупных городов России имело стационарные
цирки: в Петербурге - С. Чини-зелли и "Модерн", в Москве - А.
Саламонского (с 1880) и Никитиных (с 1911), в Киеве- П. С. Крутикова, в
Одессе-С. А. Малевича, в Ташкенте-Цинцадзе, в Ниж-нем-Новгороде -
Никитиных, в Харькове - Грик-ке, в Риге - Саламонского, в Варшаве - А.
Чини-зелли и др. Кроме того, в России работало ок. 100 передвижных
цирков. Среди известных рус. артистов были: дрессировщики лошадей - П.
С. Крути-ков, Саламонский, Мердер, Е. 3. Панкратов и др.; наездники - Н.
М. Сычев, В. Т. Соболевский, П. Фе-досеевский, Р. С. Гамсахурдия и др.;
укротители - И. Л. Филатов, Веретин, Жеребилов, А. и П. Фарух и др.;
жонглеры - Пащенко, Лизет и В. А. Жанто и др.; воздушные гимнасты -
Руденко, Каврелис (Ковригины) и др.; клоуны-дрессировщики-И. А. Козлов,
Л.Н. Лавров и др.; эквилибрист Н. Л. Степанов: канатоходец Ф. Ф.
Молодцов; акробаты-П. Федосеевсккй, Со-сины, Ивановы; велофигуристы-Б.
П. Краев-Червин-ский, Я. Польди и др.; борцы и атлеты - И. М.
Под-дубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин, П. Ф. Крылов и др. Перенеся на
арену джигитовку, А. Гудцов, Али Бек Кантемиров, Л. М. Хундадзе создали
новый цирковой жанр. Большим успехом пользовались выступления
канатоходцев из Ср. Азии и Кавказа. Рус. клоуны -сатирически высмеивали
представителей господствующих классов. А. Л. и В. Л. Дуровы соединяли
острые злободневные шутки с демонстрацией отлично выдрессированных
животных, муз. клоуны "Бим-Бом" (И. С. Радунский с партнерами Ф.
Кортези, М. А. Станевский, Н. И. Вильтзак и др.) перемежали сатирич.
интермедии и куплеты с игрой на муз. инструментах. К сатире,
злободневным сюжетам обращались клоун-акробат В. Е. Лазаренко,
клоуны-буфф С. С. Альперов и Бернардо (Б. С. Мухницкий). На аренах
провинциальных цирков ставились пантомимы, прославлявшие нар. героев
("Степан Разин", "Тарас Бульба" и др.). В то же время в 20 в. рус. бурж.
цирк переживал идейный и художеств. кризис. На аренах выступали
исполнители скабрезных куплетов, салонных танцев (танго), пошлых
романсов. В клоунады проникают грубые трюки, унижающие че-ловеч.
достоинство исполнителей, получают распространение т. н. "смертные"
номера, пантомимы, пропагандирующие охранительные и империалистич. идеи
буржуазии. Цирк постепенно теряет значение подлинно нар. иск-ва.
Советское Ц. и. Сразу после Окт. революции цирки были подчинены Нар.
комиссариату просвещения. Декрет об объединении театр. дела, подписанный
В. И. Лениным 26 авг. 1919, утверждал демокра-тич. основу Ц. и. В 1919
А. В. Луначарский выступил в журн. "Вестник театра" (.ј 3) со статьей
"Задачи обновленного цирка", утверждая, что сов. цирк должен быть местом
демонстрации физич. красоты человека, в нем должны процветать клоунада,
в первую очередь сатирическая, ставиться пантомимы и карнавалы,
обращающиеся к истории, фантастике. В 1919 в Наркомпросе создается спец.
организация по руководству цирковым делом в стране. К работе в цирке
привлекаются писатели: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, Н. А. Адуев, А.
М. Арго, И. С. Рукавишников и др.; балетмейстеры: А. А. Горский, К. Я.
Голейзовский, Н. М. Фореггер и др.; художники: П. В. Кузнецов, Б. Р.
Эрдман и др. В репертуар включаются пантомимы, балеты, интермедии часто
агитационного характера. Острые злободневные номера показывали клоуны В.
Е. Лазаренко, Л. К. и К. К. Таити, Д. С. и С. С. Альперовы и др. Артисты
выступали перед красноармейцами, во фронтовой обстановке.
Т. к. в годы первой мировой, а потом гражд. войны многие цирковые
труппы распались, Наркомпрос и ЦК Рабис решили пригласить в 1922 для
гастролей в СССР иностр. артистов. Демонстрируя высокие тех-нич.
достижения, эти артисты в то же время утверждали образцы бурж.
искусства. В эти годы определилась необходимость подготовки кадров сов.
цирковых артистов. В 1927 организуется Моск. уч-ще циркового иск-ва, в
1930 при Ленингр. цирке создается Мастерская по подготовке номеров. В
1934 в крупнейших цирках утверждаются художеств. руководители: в
Московском - Э. Б. Краснянский, затем Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский; в
Ленинградском- Е. М. Кузнецов, затем Е. П. Гершуни; в Киевском- Н. М.
Форегер. Создаются деревенские цирки для обслуживания села.
С 30-х гг. цирковые представления ставятся спец. режиссерами и
оформляются художниками, музыку для них пишут композиторы. Обычно они
представляют собой единое художественное целое, подчиненное определенной
теме. В цирках создаются большие пантомимы - феерии на историч. и совр.
темы с ярко выраженной героич. направленностью: "Черный пират" (в Москве
- 1927, в Ленинграде - 1928, реж. Э. М. и В. Ж. Труцци), "Махновщина" В.
М. Масса (в Москве - 1929, в Ленинграде - 1930, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б.
Краснянский, худ. Н. И. Ро-гачев, композитор И. О. Дунаевский). В 1930 в
Москве, а в 1931 в Ленинграде пост. пантомима "Москва горит" ("1905
год") В. В.Маяковского. В Москве ставились детские пантомимы:
"Конек-горбунок" (1935), "Ночь перед Рождеством" (1936).
Сов. клоуны обращаются к злободневным темам, к сатире, публицистике,
отказываются от грубых, примитивных сценок бурж. цирка. Новое развитие
получает иск-во В. Л., В. Г. и Ю. В. Дуровых, В. Е. и В. В. Лазаренко,
бр. Кольпети, бр. Танти, Д. С. Аль-перова, Макса (М. И. Федоров) и
Мишеля (М. П. Каля-дин), Г. Л. Рашковского и Н. А. Скалова, Жака и
Морица (Д. П. Демаш и Г. 3. Мозель), Н. А. Антонова и В. М. Бартенева
(Пат и Паташон) и др. Артисты создают новые образы, близкие к
современной жизни: Карандаш (М. Н. Румянцев), К. А. Бер-ман и др.
В жанре дрессуры продолжают работать укротители хищников: Н. П.
Гладильщиков, Б. А. Эдер; дрессировщики лошадей - Н. А. Никитин, Е. М.
Ефимов, И. П. Манкевич, Б. П. Манжелли и др. В программу включаются
новые по содержанию номера: акробаты с дрессированными верблюдами
"Кадыр-Гулям" (рук. В. К. Янушевский).
Сов. артисты демонстрируют в своих номерах рекордные достижения Ц. и.
Сов. цирк утверждает передовые эстетич. принципы, стремится показать
зрителям образцы силы, ловкости, смелости, красоту человека. Это
наглядно показывают акробаты с подкидными досками-Океанос, Н. К. Бено.
Дарвест, Инго, Беляковы; акробаты-прыгуны Осташенко; эквилибристы с
лестницами и шестами - Мирославские, Вой-ницкие, А. Н. Ширай, А. Симадо,
Французовы, Р. Ману-кян; канатоходцы - Свирины, Тарасовы; исполнители
воздушного полета - Донато, Е. И. Морус. Рябинины, Джиовани, Кольдо;
акробаты на мотоциклетах - Ващенко, Маяцкие; жонглеры - 3. И. Махлин, Н.
П. Барзилович, Т. Т. Брок, А. Н. и В. Н. Кисе; жонглеры на лошади-А.
Фабри, Н. Л. Ольховиков, жокей Александров-Серж; джигиты - Али Бек
Канте-мировы, Тугановы и др.; воздушные гимнасты-Бара-ненко, Волгины,
Платоновы и др.;турнисты-Смета-нины, Круффи (Бирюковы), Банола и др.;
иллюзионисты-Кио, 3. А. Тарасова,?, и А. Сокол, А. Г. Шаг, Клео Доротти,
А. А. Вадимов и др.; исполнители ика-рийских игр-Александровы, Плинер и
др.; велофи-гуристы-Польди, Вартанио, Александровы и др.;
стрелки-снайперы - А. С. Александров, Ринглер и др.; силовые жонглеры -
Нелипович и др.
За выдающиеся достижения в области Ц. и. Московский цирк был в 1939
награжден орденом Ленина, Ленинградский - орденом Трудового Красного
Знамени. Большая группа деятелей цирка удостоена почетных званий,
награждена орденами и медалями.
В годы Великой Отечественной войны цирковые бригады выезжали на
фронт, выступали в госпиталях и на призывных пунктах. В 1942 в Москве
пост. пантомима "Трое наших" Афиногенова и Бурского о героизме сов.
воинов (реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман). В др. цирках шли
пантомимы: "Бандит с большой дороги" (автор и реж. Л. К. Танти,
Архангельск, 1941), "Враг будет разбит" (.реж. М. Л. Писарницкий,
Ашхабад, 1943) и др.
С 1943 в СССР проводятся смотры новых номеров. На них
демонстрировались новаторские образцы Ц. и.: эквилибристки на
семафоре-гиганте сестры Кох, дрессированные слоны А. Н. Корнилова,
"Медвежий цирк" В. И. Филатова, воздушные гимнасты на летающей
торпеде-В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, воздушный номер "Пропеллер в
пике" в исполнении П. С. Чер-неги и С. А. Разумова и др.
После окончания войны начинается новый расцвет сов. Ц. и. .В
Ростове-на-Дону, Минске, Киеве, Горьком, Ярославле, Иркутске, Пензе и
др. городах строятся новые здания. В 1964 Совет Министров СССР принял
решение о строительстве 40 новых цирков. Наряду со стационарными
работают передвижные цирки и бригады.
Все крупные сов. цирки возглавляют гл. режиссеры: в Москве - М. С.
Местечкин, в Ленинграде - Г. С. Венецианов, в Киеве - Б. Заиц, в
Харькове - Е. М. Зискинд, в Туле - А. И. Вольный, в Ростове-на-Дону - Е.
А. Рябчуков, в Иванове - Е. П. Тимошенко и др. В цирках работают
режиссеры:
Н. Н. Зиновьев, А. М. Ольшанский, А. А. Федорович, А. Н. Пономарев и
др.; художники - А. А. Судаке-вич, А. А. Фальковский, Л. А. Окунь и др.
Пост. новые цирковые спектакли: "Карнавал на Кубе" (Москва, 1962,
сценарий Л. А. Кулиджанова, Ю. В. Никулина, Местечкина, реж. Месте-чкин,
худ. Окунь), "Бахчисарайская легенда" (Минск, 1963, реж. Зиновьев, худ.
Фальковский), "Отважные"
(Омск, 1953, автор и реж. Местечкин, худ. Окунь), "Выстрел в пещере"
(Ленинград, 1954, сценарий Остро во го и Венецианова, реж. Венецианов и
Л. К. Танти, худ. И. А. Коротков), "Приключение поводыря с медведем"
(Ленинград, 1953, авторы Н. Р. Эрдман и Зиновьев, реж. Зиновьев, худ. Л.
Н. Си-лич) и др.
Созданы нац. цирковые коллективы: украинский, белорусский,
грузинский, армянский, азербайджанский, литовский, латышский,
развивающие традиции нар. Ц. и. В программы включаются номера, созданные
в республиках: дагестанские канатоходцы Цовк-ра, тувинские жонглеры
Оскал Оол, осетинские наездники Иристон, узбекские наездники Ходжаевы и
другие. Организованы цирковые коллективы: "Мо-лодежный", "Юность", "Цирк
на льду", "Конный цирк", коллектив для постановки тематических
представлений (например, "Пароход идет "Анюта"" Ардова, Триваса и
Шапировского, режиссер Е. А. Ряб-чуков).
Для сов. цирка характерно новое направление в клоунаде- создание
образа-маски, близкого к действительности. Выступления клоунов насыщены
сатирой, они включают в свои номера приемы акробатики и др. цирковых
жанров. Среди исполнителей:
О. К. Попов, Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, Л. Г. Енгибаров, Г. М.
Маковский, Г. Ротман, А. Н. Ни-келаев, А. С., М. С. и Р. С. Ширман и др.
Сов. артисты цирка добиваются успехов во всех жанрах. Подлинно
новаторские номера создали укротители зверей А. Н. и Т. Н. Буслаевы, И.
Н. Бугримова, М. П. Назарова, В. М. Запашный, В. П. Тихонов, В. И.
Филатов и др.; иллюзионисты - 3. А. Тарасова, Р. М. и А. Г. Сокол, А. Г.
Шаг и др.
Сов. цирк утверждает красоту и смелость человека, достигая высокого
мастерства. Он отказывается от грубости, унижения человеческого
достоинства, от номеров, представляющих опасность для исполнителей,
демонстрирующих патологию, физич. уродство. Для каждого выступления
постановщик и исполнители номера находят своеобразную, яркую форму,
создают художеств. оформление. В СССР выступают выдающиеся мастера цирка
из многих стран мира. В свою очередь, сов. артисты показывают свое
иск-во на всех континентах. Ю. Д'
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; его же, Арена и люди советского
цирка, Л.-М., 1947; Д м и т р и е в Ю., Русский цирк, М., 1953; его же,
Советский цирк, М., 1963; его же. Искусство цирка, М., 1964; Радунский
И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Румянцев М. Н., На арене
советского цирка, М., 1954; А л ь п е-р о в Д. С., На арене старого
цирка, М., 1936; Дуров А. Л., В жизни и на арене, ч. 1-3, Воронеж, 1914;
Дуров В., Мои четвероногие и пернатые друзья, М., 1914; Советский цирк,
Л.-М., 1938; Огни манежа, [М.], 1961, Эдер Б., Мои питомцы, М., 1955; К
и о, Фокусы и фокусники, М., 1958;
Филатов В., Аронов А., Медвежий цирк, М., 1961;
Конев Ф., Полвека под куполом цирка, М., 1961; Кох 3., Вся жизнь в
цирке, М., 1963; Ангарский В., Викторов А., Олег Попов, [М., 1964]; Ре
ми Т., Клоуны, [пер. с франц,], М., 1965.
ЦИРКОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ в СССР - постоянно действующие передвижные
труппы, выступающие в цирках. Первые Ц. к. начали создаваться сразу
после Октябрьской революции. Артисты и служащие организовывали трудовые
коллективы, принимая на себя ответственность за материальную и
художеств. стороны дела. К сер. 20-х гг. по стране насчитывалось до 50
таких коллективов. После перевода цирков в ведение государства трудовые
коллективы были ликвидированы.
С 1935 в системе гос. цирков организуются творч. коллективы,
объединяющие разл. по жанрам номера в единую цирковую программу.
В 1942 создан первый нац. узбекский коллектив, объединивший лучших
представителей проф. и нар. иск-ва. Здесь выступали канатоходцы
(дорвозы) и комики (масхарабозы). Коллективом руководил И. Ташкенбаев.
В. 1946 был создан азерб. коллектив. в 1956 - армянский, в 1961 -
белорусский. В 1967 работают также нац. коллективы: грузинский,
украинский, литовский, цыганский и др. В них создаются номера и целые
представления, построенные на нац. материале. Управление -цирками
объединяет артистов в творч. коллективы. Это способствует росту проф.
мастерства, созданию новых номеров, постановке тематич. программ и
пантомим. В системе гос. цирков работают коллективы: "Молодежный" (с
1961), "Юность" (с 1963), "Цирк на льду" (с 1964) и Др,
Обратно в раздел культурология
|
|