Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Театральная Энциклопедия
Энциклопедия
включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и
кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства,
вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати,
образования, научно-исследовательской работы в области театра.
АСПАЗИЯ (наст. имя и фам. - Эльза П л и е к-шан, урожд.-Розенберг)
[4(16).III.1868-5.XI. 1943] - латышская поэтесса и драматург. Жена поэта
Я. Райниса. Первая пьеса А. - "Мститель-вица" (соч. 1888) - романтич.
протест против крепостного права. Пьесы "Вайделоте" ("Жрица") и
"Утраченные права", пост. в 1894 в Рижском латышском т-ре, показывают
борьбу женщины за свои права, против лицемерной бурж. морали. Пьеса
"Серебряное покрывало" (1905) отмечена демократич. направленностью,
воинствующим протестом против угнетения человеческой личности (долго
была запрещена цензурой). А. написала пьесы: "Недостигнутая цель"
(1895), "Зелтите" (1901), "Аспазия" (1923) и др. Пьесы А. исполнены
романтич. пафоса, поэтичности, насыщены идеями протеста и борьбы, это
определило их значение для сов. театр. иск-ва. После поражения революции
1905-07 в творчество А. проникают индивиду а-листич. мотивы, она отходит
от социальной тематики.
С о ч.: A s p a z i j а, Mana dzive un darbi, sej. 1-2, Risa,
1931-40.
Лит.: Latviesu literaturas vesture, sej. 3, Riga, 1956, с. 291-323. А
В.
АСПЕСТРАНН (Aspestrand), Сигварт (13. XI.
1856-31.XII.1941)-норвежский композитор. Музыке обучался в Лейпцигской
консерватории и в Высшей муз. школе в Берлине. Автор ряда опер, из к-рых
7 на собственные либретто, в т. ч. "Невеста моряка" (Гота, 1894,
Христиания, 1904), "В комнате Г„те", ((Алтарь Фрейи", "Пари", "Робин
Гуд", "Первонт" и др., а также вок., камерно-инструмент. и др. соч.
Музыка А. отличается ярким нац. своеобразием. В. Ц.
АСРЯН, Арус Арутюновна (р. 1904) - армянская советская актриса. Нар.
арт. Армянской ССР (1945). Сценическую деятельность начала в т-ре арм.
драмы в Тбилиси в 1920. С 1930-актриса Ленина-канского т-ра им. А.
Мравяна. С 1940- Т-раим. Сун-дукяна (Ереван).
Роли: Сусан ("Намус"Ширванзаде), Тереза ("Ут„с" Папазяна), Шогакат
("Высокочтимые попрошайки" Пароняна), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна),
Луиза ("Коварство и любовь"), Офелия; Мирандо-лина ("Хозяйка
гостиницы"), Диана ("Собака на сене" Лопе де Вега), Сюзанна ("Женитьба
Фигаро"), Таня (о. п. Арбузова), Люба Шевцова ("Молодая гвардия"), Валя
("Русские люди"), Джесси ("Русский вопрос"). Играет также сатирич.
характерные роли. Творчество А. отмечено остротой и ч„ткостью
характеристик, л„гкостью, смелостью, изяществом.
АССАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Издавна в Ассаме (Индия) существовали
народные представления "бхаона" и "оджапали", представлявшие собой
драматизацию инд. эпоса и мифологич. сюжетов. Исполнители ("бхаория" и
"оджа") под аккомпанемент хора ("пали") декламировали стихи и пели песни
собственного сочинения, вступая в диалог с главой хора ("дайнапали").
В средние века при дворах правителей получила распространение
классич. санскритская драма. В 15-16 вв. религиозные
реформаторы-вишнуиты Шанкардев и Мадхавдев писали одноактные
мистери-альные пьесы ("анкья ната"), посвящ„нные индуистским богам Раме
и Кришне,- "Победа Рамы", "Рождение Кришны" и др. Эти же темы
использовали Г. Ата ("Джанма-Ятра") к Д. Тхакур ("Нрсимха-Ярра" и
"Сиатанта Харана"), пьесы к-рых ставились уже в декорациях, с занавесом.
В 17-18 вв. ассамская драма находилась в длительном упадке. В конце
18 в. на ассамский яз. с санскрита была переведена "Шакунтала" Калидасы.
Лишь в 19 в. с развитием нац. лит-ры начался подъ„м ас-самской
драматургии. Впервые появляются пьесы на социальные темы, героями
драматич. произведений становятся реальные люди" Гунабхирам Баруа в
пьесе "Рам Навами" выступил с требованием разрешать замужество вдовам,
X. Баруа в пьесе "Ка-ниар киртан" (1861) выразил' протест против курения
опиума. В нач. 20 в. создавались историч. и романтич. драмы, посвящ„нные
прошлому Индии. Их появление было связано с ростом нац.-освободит,
движения, с развитием нац. самосознания. Ведущими драматургами в этот
период были Л. Безбаруа и П. Баруа. Безбаруа - основоположник романтич.
направления. Его пьеса "Принцесса Джаямати" (1915) имела успех не только
в Ассаме, но и среди плем„н нага (пьеса была переведена на яз. племени
ао), т. к. в ней говорилось о древних историч. и культурных связях двух
народов. Романтич. драму "Джеренгар Сати" пат-риотич. содержания создал
Г. Гагай. В 30-40-х гг. 20 в. в творчестве драматургов Д. Прасада, Г.
Гагая, П. Пхукана, Н. Дхуяна, А. Хазарика, А. Баруа, С. Раджхова и др.
ассамская драматургия достигла своего расцвета. Пьеса Прасада "Лабхита"
отображала напряж„нное политич. положение в стране, рост нац.-освободит.
движения в Индии в 1942.
В 30-40-х гг. активизируется деятельность любительских театр.
коллективов, работающих в Ассаме с конца 19 в. (пост. "Комедии ошибок"
Шекспира, Калькутта). Появились отд. талантливые исполнители (П. Шарма,
Г. и К. Чаудхури, Ч. Пхукан и др.). В Ассаме нет проф. театр. трупп,
спектакли ставятся эпизодически, гл. обр. во время нац. празднеств
"Дурга-Пуджья" и "Биху". Академия драмы и музыки, Ассоциация народных
т-ров Индии и ряд деятелей театра предпринимают попытки создания
стационарного т-ра.
В 40-50-х гг. большого развития достиг жанр одноактной пьесы. В этом
жанре пишут молодые драматурги Д. Бартхакур ("Шоф„р такси"), Шарма
("Цветная полиция"), Б. Сайкья ("Вор") и др. Св. 77.
АССОЦИАЦИЯ ИНДИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА (Indian National Theatre
Association, INTA) - индийская театральная организация в Бомбее.
Организована в нач. 40-х гг. 20 в. Руководство Ассоциацией осуществляют
члены партии Индийский национальный конгресс. А. и. н. т. ставит
спектакли силами любителей (гл. обр. служащих), собственного здания не
имеет (для репетиций и спектаклей арендуются различные помещения).
Ассоциация да„т спектакли в сельских местностях, бесплатно или за
невысокую плату. Президент ассоциации - проф. Адвани. Св. 77.
АССОЦИАЦИЯ НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ ИНДИИ (Indian People's Theatre
Association, IPTA) - творческое объединение индийских деятелей
искусства, работающих в области драмы, музыки, балета и кино. А. н. т.
И. оформилась как всеиндийская организация в 1943. В не„ вошли
кинорежисс„р Б. Рой, балетмейстер Ш. Бардхан, писатель X. А. Аббас,
акт„р Ш. К. Бхадури, режисс„р X. Кесаркоди, композитор Р. Шанкар и др.,
выдвинувшие требование искусство-для народа". Ассоциация осуществила
постановки пьес на актуальные для совр. Индии темы борьбы за мир, борьбы
инд. рабочих и крестьян против империализма и феодальных пережитков.
Среди спектаклей Ассоциации: "Атомная бомба", "Дада", "Вы сделали меня
коммунистом", "Дети земли", "Ревизор", "На дне" и инсценировка романа
"Мать" Горького и др. Балетная группа А. н. т. И. пост. спектакли "Дух
Индии" (1945) и "Индия бессмертна" (1946), отражавшие борьбу инд. народа
за независимость, новый путь развития страны. Ассоциация уделяет большое
внимание возрождению и развитию различных форм нар. театра и танца. С
этой целью во всех штатах и в Дели организуются ежегодные
фестивалипросмотры выступлений лучших драматич. и танцевальных
коллективов. В 1958 Ассоциация вошла в состав Академии драмы, музыки и
танца (Дели). Президент ассоциации - Б. Рой, вице-президенты- X. А.
Аббас, Б. Сахни. Св. П.
АССУЙРОВ, Серафим Павлович (р. 1906) - русский советский акт„р. Нар.
арт. Каз. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1924. С 1934- в
труппе рус. драм. т-ра в Алма-Ате. Роли: Черкун ("Варвары"), Расплюев;
Ведущий ("Оптимистическая трагедия"). Создал образ В. И. Ленина в
"Третьей патетической" и др. спектаклях.
АСТАНГОВ (наст. фам.- Р у ж н и к о в), Михаил Ф„дорович [р.
21.X(3.XI).1900] - русский советский акт„р. Нар. арт. СССР (1955). Род.
в Варшаве в семье железнодорожного служащего. Будучи студентом юридич.
ф-та Моск. ун-та, играл в любительской театр. студии ун-та, занимался в
театр. школе актрисы Малого т-ра А. А. Матвеевой. В 1920 поступил в
студию им. Шаляпина, ставшую для А. акт„рской школой и первой проф.
сценой. Из педагогов студии наибольшее влияние на молодого акт„ра оказал
Л. М. Леонидов. Первая большая роль А.- Маркиз ("Зел„ный попугай"
Шницлера, 1920). В 1923 А. переш„л в Т-р им. Комиссаржевской. В 1925-27
и 1930-41 работал в моек. Т-ре Революции, в 1927-30 - в т-рах Одессы,
Казани, в 1943-45 - в моек. Т-ре им. Моссовета. С 1945 - в труппе Т-ра
им. Вахтангова. Осн. направление творчества А. - стремление к созданию
образа героя, страстного искателя истины, борца и философа - наметилось
уже в ранней работе артиста в роли Бетховена (о. п. Жижмора, 1925).
Жизнерадостностью и поэтичностью отмечен созданный А. образ коммуниста,
строителя пятилетки Григория Гая ("Мой друг" Погодина, 1932). В роли
Ф„дора Таланова ("Нашествие", 1943) А. показал борьбу своего героя с
самим собой, его стремление преодолеть одиночество; образ в исполнении
А. приобретал героич. звучание. Глубокая интеллектуальность и гуманизм
иск-ва А. наиболее ярко проявились в роли Матти-аса Клаузена ("Перед
заходом солнца" Гауптмана, 1955), сыгранной артистом с философской
глубиной, трагич. пафосом, страстностью. В 1957 А. создал образ Гамлета.
К числу значит, работ. А. принадлежат также: Спавента ("Улица радости"
Зархи, 1932), Ромео (1935), Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча,
1939), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1945) и др. Акт„р
разностороннего дарования, А. является замечат. исполнителем характерных
ролей (ранние работы: Чичиков - "М„ртвые души" по Гоголю, 1925, Лодыжкин
- "Конец Криворыльска" Ромашова). Блестяще владея иск-вом психологич.
гротеска, А. создал проникнутые саркастич. иронией образы Керенского
("Правда" Корнейчука, 1937, и "Большой Кирилл" Сельвинского, 1957),
Мак-Хилла ("Заговор обреч„нных" Вирты, Ст. пр. 1950) и др. С 1933 А.
снимается в кино. Исполнил роли Кости-капитана ("Заключ„нные"), пана
Коморовского ("Мечта"), Макферсона ("Русский вопрос". Ст. пр. 1948),
Скотта ("У них есть родина", Ст. пр. 1951) и др.
Лит.: Юзовский Ю., Образ и эпоха, М., 1947, с. 14-19, 53-54;
фрейдкина Л., Героика и актер психологической школы, в сб.: Актеры и
роли, М.-Л., 19i7, с. 5-35; БояджиевГ., Трагическая роль М.
Астангова..., "Театр", М., 1955, .ј 4. Е. Т.
АСТЛЕЙ, А с тли (Astley), Филип (1742-1814) - английский цирковой
артист и предприниматель. С именем А. связывают организацию первого
стационарного цирка в Европе. Вернувшись с военной службы в кавалерии,
А. основал в 1770 в Лондоне Школу верховой езды, где давались также
конные представления. В 1780 для этих спортивно-акроба-тич. зрелищ было
построено спец. здание, где конные представления сочетались с др.
жанрами цирка, пантомимой (получило название Астлея амфитеатр). А.
построил здания и организовал аналогичные предприятия (19) в др.
городах.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931. АСТЛЕЯ АМФИТЕАТР (Astley's
Amphitheatre) - английский цирк; существовал в Лондоне в 1780- 1895.
Перестроен из школы верховой езды Ф. Астлея. Здание имело архитектурные
признаки совр. цирка (куполообразная крыша, круглая форма зрительного
зала, расположение манежа, оркестра и сцены); дважды горело (в 1794 и
1803)и вновь отстраивалось. С нач.19 в. А. А. становится первым
стационарным цирком в Европе. Удачное сочетание сцены с цирковой ареной
и возможность обращать часть арены в партер позволяли давать в А. А.,
помимо чисто цирковых и эстрадных программ, также театр. представления.
Переходя от одного антрепрен„ра к другому, меняя сво„ название, А. А.
просуществовал до 1895. Описание спектакля в А. А. в середине 19 в. дал
в "Очерках
Боза" Диккенс, отметивший огромный успех цирковой программы у
зрителя.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931.
ACTOH (Aston), Антони - английский акт„р 1-й половины 18 в. Ирландец
по происхождению. Исполнял роли в балладных операх. Первый среди англ.
акт„ров, весмотря на строгости пуритан, выступал в англ. колониях в Сев.
Америке, где театр. представления находились под запретом. Играл в
Нью-Йорке, Мэриленде, Вост. и Зап. Джерси, Сев. и Юж. Каролине, Юж.
Флориде, на Ямайке. Написал "Оперу дурака" (ок. 1730). А. А.
АСТХЙК (наст. имя и фам.- Ампер Кантарджян) [1852- 18(30). V. 1884] -
армянская актриса и певица (контральто). Сестра актрисы Сирануйш.
Выступала на сцене муз. т-ра в Константинополе. Партии: Ланж, Аврора
("Дочь мадам Анго", "Жирофле-Жирофля" Ле-кока), Парис ("Прекрасная
Елена" Оффенбаха) и др. Вместе с П. Адамяном и Сирануйш переехала в 1879
в Закавказье. Выступала в спектаклях Тифлисской арм. драм. труппы. Роли:
Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма),Тисба ("Лукреция Борджиа"
Гюго), Нерина ("Господин де Пурсоньяк" Мольера). В. Т.
АС УРА (буквально - демон) - название традиционного персонажа -
представителя злой силы - в малабарских (Индия) народных представлениях
катакхали. В. Э.
АСУЭЛА (Azuela), Мариано (1.1.1873-1.Ш. 1952)- мексиканский писатель.
Основоположник т. н. "мексиканского революционного романа". Совместно с
В. О. Мойя инсценировал свой роман "Те, кто внизу" (1950, т-р Нац. ин-та
изящных искусств) о мексиканской бурж. революции 1910-17. Пьеса
пользовалась успехом и получила 1-ю премию на весеннем конкурсе театр.
произведений 1950.
Лит.: Castro Leal A., La novela de la Revolucion mexicana, Mexico,
1960. JO. П.
АСФАЛЕЙЯ СИСТЕМА (от греч. ???????? - безопасность) - система
устройства подвижного планшета сцены: разделение планшета сцены на
подъ„мно-опускные планы, делающие его подвижным. Каждый план, в свою
очередь, может разделяться на несколько подвижных частей. Планы,
укрепл„нные на особых подвижных стержнях, могут не только подниматься
над уровнем планшета сцены и опускаться в трюм, но и поворачиваться,
наклоняться. Для приведения в действие подвиж-вого планшета в трюме
уста-вавливается гидравлическая силовая установка. А. с. изобретена
австрийским инженером Гви-аером (1883); наибольшее распространение
получила в Германии. В СССР по А. с. построена сцена в Одесском т-ре
оперы и балета. Б. Я.
АТАНАС (Athanas), Джони (р. 1925) - албанский артист оперы (тенор). В
1957 окончил Моск. консерваторию. В 1943-44 пел в любит, хоре Корчи; с
1945- артист хора Нар. Армии Албании. С 1957-солист Т-ра оперы и балета
в Тиране. Партии: Альмерик, Трике ("Иоланта", "Евгений Онегин"), Гастон
("Травиата") и др. Выступает в концертах (в т. ч. в СССР). Д. Аг.
АТАНАСЙУ (Afcanasiu), Ники (p.20.V. 1907)-румынский акт„р. Засл. арт.
РНР (1956). В 1928 окончил Бухарестскую консерваторию (класс Л.
Стурдзы-Бу-ландры). С 1924 выступает на сцене Нац. т-ра в Бухаресте.
Играет гл. обр. комедийные роли. Среди лучших ролей А. в пьесах И. Л.
Караджале - Типэ-теску, Кацавенку ("Потерянное письмо"), Кириак
("Бурная ночь"), Гиримя ("Во время карнавала");
М. Себастьяна - директор газеты ("Последняя сенсация"); М.
Бенюка-Фугэтэ ("В селе Валя Кукулуй") и др. Играл в комедиях Мольера и
Шекспира и в пьесах советских драматургов.
За участие в спектакле "Потерянное письмо" А. удостоен Гос. пр. РНР
(1952).
Лит.: Alterescu S. si Tornea F., Teatrul National "J. L. Caragiale",
Buc., 1955. ff. P.
АТАНАСОВ, Георги (6. V. 1881, Пловдив,-18. XI. 1931,
Италия)-болгарский композитор, дириж„р и музыкально-общественный
деятель. Основоположник болг. композиторской школы. Прозван в народе
"маэстро". Обучался в муз. училище в Бухаресте (1897- 1899) и
одновременно работал артистом оркестра в оперном т-ре. К этому же
времени относятся первые композиторские опыты А. В 1901-03 А.
совершенствовался как музыкант в Италии; занимался в Муз. академии в
Пезаро у П. Масканьи. С 1903 в„л широкую и разностороннюю муз.-обществ,
и дириж„рскую деятельность (в 1907-13 в Пловдиве, в 1913-31 в Софии),
способствовавшую развитию болг. муз. культуры; пропагандировал лучшие
произв. мировой классики, принимал участие в работе Софийской народной
оперы как дириж„р. Опера А. "Борислав" по драме И. Вазова (1910, София)
посвящена одному из эпизодов истории освободит, борьбы болг. народа. А.
принадлежат также оперы "Гергана" по балладе П. Славейкова (1917,
София), "Цвета" по драме В. Чернодринского (1925, София), "Македонская
кровавая свадьба", "Опустевшая мельница" (1922, София). В этих операх
впервые в истории болг. музыки широко используются нац. фольклорные
элементы, созданы яркие картины жизни народа. Оперы А. идут на сценах
мн. т-ров Болгарии. Последние соч. А.- оперы "Ко-сара" (1929, София),
"Алцек" (1930, София) отмечены модернистскими тенденциями. А. явился
также родоначальником болгарской оперетты. Им написаны: детские оперетты
"Больной учитель" (1911), "За птичками" (1912), оперетта "Моралисты"
(1916). Оперетты А. отличаются простотой и доступностью муз. языка,
занимательностью сюжета. А. написал также ряд детских опер: "Родник фей"
(1911), "Золотая девушка" (1915) и др. произведения в различных жанрах.
Лит.: С а г а е в Л., Българското оперно творчество, София, 1958; его
же. Маестро 1еорги Атанасов, София, 1960. Л\ f\
АТАНАСОВ, Петко (20.1.1889-7.III.1956)-болгар ский акт„р. Нар. арт.
Болгарской Республики (1951). Сце-нич. деятельность начал в 1906 в
передвижном "Совре-менномт-ре" М. Икономова. В сезон 1909-10 работал как
"сотрудник" в Моск. художеств. т-ре. Иск-во МХТ оказало решающее влияние
на творчество А. С 1911 возглавлял ряд болг. провинц. т-ров, работал как
акт„р и режисс„р. В 1944-56- акт„р софийского Народного т-ра им.
Караджале. Исполнял гл. обр. характерные и комедийные роли. Для
творчества А. характерны мастерское владение диалогом, тонкий юмор,
оптимизм. Роли: Борсанов ("Борсановы" Кюлявкова), Хаджи Симион ("Под
игом" Вазова), Подколесин и Бобчин-ский ("Женитьба" и "Ревизор"),
Репетилов ("Горе от ума"), Чебутыкин ("Три сестры"), Болухатов
("Огненный мост" Ромашова) и др. Аг. М.
АТВУД (Attwood), Томас (23.XI.1765-24.III. 1838) - английский
композитор и органист. Музыке обучался у Ф. Чинкве, Г. Латилла в Неаполе
и в Вене у В. А. Моцарта, к-рый считал А. одним из своих лучших
воспитанников. Сво„ первое произведение для сцены - "Узник" (Королевский
т-р, Лондон) написал в 1792. Был одним из основателей лондонского
Филармонич. об-ва (113). С 1823 А.- профессор Королевской муз. академии.
Написал мн. опер, большинство из к-рых было пост. в Лондоне, в т. ч.
"День в Риме" (1798, "Ковент-Гарден"), "Матросы" (1793, Королевский
т-р), "Усыновл„нное дитя" (1795, "Друри-Лейн"), "Соррентийский замок"
(1799, "Хеймаркет"), "Вечерний звон" (1807, "Друри-Лейн") и др. А.- один
из крупнейших англ. композиторов 18 - нач. 19 вв. Его сценич. произв.
отличаются выразительностью и колоритностью муз. языка, мелодичностью,
экспрессией.
Лит.: О 1 d m a ? С. В., Thomas AttvoocTs studies witH Mozart,
"Oedenboek...", Haage, 1925. Be. T.
АТЕЛЛАНА (лат. atellana) - вид народных импровизированных сценок в
Др. Риме. Название - от города. Ателла (Atella) в древней Кампании. Гл.
действующими лицами А. были постоянные типы-маски - Буккон, Доссен,
Макк, Папп и др. Наличие традиционных персонажей предопределяло
однотипность сюжетных ситуаций А., в основе к-рых находились глупость
Макка, плутовство Буккона, скупость и честолюбие Паппа, напыщенное
шарлатанство Дос-сена. А. родственна итал. комедии дель арте, рус.
представлениям Петрушки, нем. Кашперля и т. п. В 1 в. до н. э. Новием и
Помпонием была сделана попытка превращения А. в лит. жанр с заранее
написанным текстом; сохранились небольшие отрывки из их произведений. А.
как демократич. жанр, в к-ром допускались нам„ки на политику правящих
кругов римского об-ва, подвергалась в период империи преследованиям;
пользовалась популярностью в широких массах италийских земледельцев и
ремесленников. , В. Я.
"АТЕЛЬЕ" (франц. atelier, 'букв.- мастерская)- французский театр в
Париже. Открылся 23 ноября 1822 под назв. "Т-р Монмартра" (находится на
Монмартре), здесь начинали свою деятельность молодые акт„ры. До 1849
т-ром руководили представители семьи Севест (первый директор - П. Ж.
Севест). В дальнейшем на сцене "А." играли различные труппы. В
репертуаре т-ра были представлены: драма, мелодрама, комедия, водевиль,
оперетта. С 1914 здание использовалось как кинотеатр. В 1922 с приходом
Ш. Дюллена театр получил название "А.". Дюллен поставил здесь ок. 70
спектаклей и сыграл св. 30 ролей, впервые познакомив Францию \ произв.
Л. Пиранделло, А. Салакру. С 1940 т-р возглавляет А. Барсак. В
репертуаре "А."- произв. совр. франи. и зарубежных авторов, в т. ч. рус.
и сов. ("Ревизор", ' "Чайка"; инсценировка "Братьев Карамазовых"
Достоевского, "Клопа" Маяковского).
Лит.: Т ? и о л е Э., Парижские театры, "Театр", 1955, JSo 9, с.
122-29; Дюллен Ш., Воспоминания и заметки актера, пер. с франц., М.,
1958. Н. Б.
"АТЕНЕЙ" ("Athenee", от греч. ???????? - храм богини Афины) -
французский театр. Открылся в Париже в 1866 как концертный зал. До 1883
в "А." ставились спектакли, оперетты. В 20-40-х гг. 20 в. в т-ре играл
со своей труппой известный франц. акт„р и режисс„р Л. Жуве. В эти годы
на сцене т-ра ставились пьесы Мольера ("Дон Жуан", "Тартюф", "Школа ж„н"
и др.), П. Клоделя ("Благовещение"), М. Агсара ("Корсар"), Ж. Жироду
("Ундина", "Электра", "Безумная из Шайо") и др. С 1953 после смерти Жуве
т-ром руководит известная водевильная актриса Э. Попеско. В репертуаре
т-ра - современная франц. и зарубежная драматургия.
Лит.: "Театр", 1955, ј 9 (ст. Э. Триоле). Н. Б. АТЕНЕУЛ РУМЫНСКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (Ateneul RPR) - концертный зал в Бухаресте. Был
построен по инициативе группы передовых деятелей рум. культуры (К.
Есарку, В. Ирекиа, А. Одобеску и др.) с целью организации публичных
лекций, концертов и др. Сооруж„н в 1886-88 ?? проекту арх. А. Галлерона
на месте недостроенного циркового манежа, что определило архитектурные
формы здания: круглый вестибюль и центральный зал (архитектурное
оформление было закончено в 1896). Внутр. часть здания богато оформлена,
вестибюль и идущие от него четыре монумент, лестницы отделаны розовым
мрамором. Центральный концертный зал имеет 600 кресел в партере и 60
лож, расположенных двумя ярусами В А. Р. Н. Р. проводятся междунар.
конгрессы, съезды, фестивали, диспуты, лекции и т. д. В концертном зале
выступают выдающиеся музыканты мира и лучшие румынские муз. коллективы.
В А. Р. Н. Р. помещается Гос. филармония им. Дж. Энеску. Н, Р.
"АТЕН‚УМ" ИМ. С. ЯРАЧА - польский драматич. театр. Осн. в 1929 в
Варшаве. В 1930-33, 1935-39 руководителем "Ас" был С, Ярач, придавший
т-ру прогрессивную, демократич. направленность. Т-р ставил произведения
польской ("Месть", "Пан Гельдхаб" Фредро, "Судьи" Выспянского) и
зарубежной классики ("Женитьба", "Тартюф"). На сцене "А." шли произв.,
затрагивавшие острые социальные темы ("Туронь" Жеромского, "Майор
Барбара" Шоу, "Школа лицемерия" Ромена и др.). В 1931 в "А." был
поставлен спектакль "Человек с портфелем" Файко. Т-р возобновил свою
деятельность после освобождения Польши (1945). Пост.: "Беглецы"
Аудер-ской (1952), "Модные спазмы" Богуславского (1954), "Процесс" Кафки
(1958), "Ричард III" (1960) и др. В труппе т-ра: Я. Вощерович, 3.
Цыбульский, Б. Ко-бела идр. Б. Рос.
АТЛЕТ (???????) - 1) В Древней Греции - участник спортивных
состязаний. 2) Артист цирка, выступающий с номерами атлетики,
АТЛЕТИКА - вид спорта и циркового искусства. А. включает упражнения,
требующие силы и ловкости. В спорте различают: А. л„гкую (бег, метания,
прыжки и спортивная ходьба) и А. тяж„лую (поднятие тяжестей, борьба и
бокс). Как цирковой жанр А. состоит в демонстрации силовых трюков с
тяжестями (штанги, гири). Нек-рые трюки исполняются с т. н. "живым"
весом - людьми, крупными живочными. К А. близок жанр силового
жонглирования.
В 17 в. в России на нар. гуляньях выступали силачи, подымавшие
различные тяжести. В 18 и 19 вв. демонстрация силовых номеров на
ярмарочных и площадных гуляньях и на подмостках балаганов получила
большое распространение. Одним из первых атлетов, выступавших на нар.
гуляньях в нач. 19 в., был Карл Раппо, разыгрывавший пантомимы, в к-рые
включалась демонстрация "геркулесовой силы". Интерес зрителей к этим
номерам побудил антрепрен„ров включить их в программы цирковых
представлений. Среди русских атлетов 19 в.: Ступин, Михайлов, Ручкин и
др. В конце 19 - нач. 20 вв. цирковыми атлетами стали известные
спортсмены: С. Елисеев, Г. Моор-Знаменский, П. Крылов и др.
В СССР жанр А. на арене цирка возродился с 30-? гг. Атлетические
номера строятся на лучших достижениях сов. спорта. Среди крупнейших сов.
атлетов: Н. Жеребцов, б. проф. борец, создавший (1945) атлетич.
аттракцион, в к-ром воссозда„тся образ былинного богатыря, б. мировой
рекордсмен Г. Новак, сочетающий в сво„м номере (с 1953) атлетич. и
акробатич. трюки, В. Херца (выступает с 1947) и бр. Нелипович,
объединяющие атлетич. упражнения с силовым жонглированием.
АТТА (Atta) (наст. имя - Тит Квинций А т т а; ум. 78 г. до н. э.) -
древнеримский комедиограф. Видный представитель жанра т. н. тсгаты,
Произведения А. посвящены преимущественно изображению нравов простого
народа. Древние писатели отмечали высокое мастерство А. в создании
характеров, особенно в обрисовке женских образов (Фронтон, 2 в. н. э.).
В комедиях А. выступали знаменитые акт„ры Эзоп и Росций. До нас дошли
лишь незначит. отрывки произведений А. (ок. 20 стихов).
И з д а н и я.- Scaenicae Romanorum poesis fragmenta, rec. 0.
Ribbeck, t. 2, Lpz., 1898.
Лит.: Модестов В., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888 и
доп., 1905; История римской литературы, под ред. Н. Ф. Дератани, М.,
1954. С. А.
АТТАКАТХА - см. Катакхали.
АТТЕРБ‚РГ (Atterberg), Курт (р. 12.XII.1887) - шведский композитор и
музыкально-общественный деятель. Музыке обучался в Стокгольмской
консерватории у А. Халлена. Творч. деятельность как композитор и дириж„р
Г„теборг-ского оперного т-ра начал в 1912. В 1916-22 был дириж„ром
оркестра Драм. т-ра в Стокгольме. А. принадлежат оперы "Хервард арфист"
(1919, Стокгольм), "Морской конь" по сказке Эстерлинга (1925, там же),
"Фаналь" на сюжет баллады Гейне (1934, Мюнхен), "Алладдин" на сюжет
Эленшлегера (1941, там же), "Буря" на сюжет Шекспира (1948, там же);
балеты "Глупые барышни" (1920, Париж, 1923, Стокгольм), "ПерСвинопас"
(1921, Стокгольм), музыка к пьесам "Персей и чудовище" Хедберга (1918),
"Турандот" Гоцци (1920), "Зимняя сказка" Шекспира (1923), "Антоний и
Клеопатра" (1926, поставлены в Стокгольме). Автор симф., камерных и др.
соч. Отличит, чертой творчества
А. является широкое использование нар. мелодий (особенно в балете
"Глупые барышни"). С 1919 А. сотрудничает в газете
"Стокгольмс-тиднинген" в качестве муз. критика. В 1924-47 был
председателем (с 1947 - поч„тный председатель) Шведского союза
композиторов.
Лит.: Stuart E. M., Kurt Atterberg, Stockh., 1925. Я. Г.
АТТИТЮД (от франц. attitude - поза, положение) - поза классич. танца,
при к-рой тело опирается на выпрямленную ногу, а другая нога поднята и
отведена назад в согнутом положении.
АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ - жанр древ' негреческой драматургии, получивший
развитие с нач. 5 в. до н. э. в Аттике (область на Ю.-В. Средней Греции
с гл. городом Афинами). Понятие "А. к. "включает в себя Древнюю
аттическую комедию, Среднюю аттическую комедию и Новую аттическую
коАТТРАКЦИОН(франц.
attraction, буквально- притяжение) - зрелищный номер, вызывающий
особый интерес. Понятие "А." было введено впервые в цирке для номеров,
основанных на механич. и технич. эффектах, трюках. Впоследствии вошло в
обиход цирков и эстрадных т-ров; А. стали называть особо эффектные
номера, привлекающие публику.
"Монтаж аттракционов" - представление, построенное по принципу
тематич. или сюжетного объединения входящих в программу номеров.
АУРЕЛИ(АигеП),Аурелио(сер.17в.-1-япол. 18 в.)- итальянский оперный
либреттист. С 1652 по 1729 написал ок. 50 либретто для композиторов
оперного т-ра в Венеции - Ф. Кавалли ("Герисмена", 1655), К. Паллавичино
("Массимо Пуппьяно", 1684), К. Поллароло ("Цирцея, покинутая Улиссом",
1697), Г. Легренци ("Лисимах, прощ„нный Александром", 1682), П. Циани
("Счастье Родопа и Дамиры", 1657) и др. Написал также либретто для Б.
Сабадини ("Герон, тиран Сиракузский", 1688, Пья-ченца), А. Сарторио
("Орфей", 1673, Венеция), А. Скар-латти ("Отомщ„нная Олимпия", 1685,
Неаполь), Генделя ("Адмет", 1727. Лондон) и др. Либретто А. написаны на
характерные для венецианской оперы мифологич. и аллегорич. сюжеты; А.
создавал также комич. либретто.
Лит.: В e 1 1 о n i A., 11 seicento, в кн.: Storia letteraria
d'Italia..., Milano, 1929, с. 428-30. Л. M.
"АУСЕКЛИС" ("Auseklis") - латышский театр. существовавший в Риге в
1901-06 при Народном доме общества трезвости "Аусеклис" ("Утренняя
звезда"). Являлся полупроф. коллективом. Находился в промышленном р-не и
обслуживал преимущественно рабочих зрителей. Театром руководили
режисс„ры Э. Зелтматис (1901-04), Т. Леяс-Круминь (1904-05), Р.
Таутмилис-Берзинь (1905). В труппе были Т. Банга, А. Кактынь, Т.
Подниек, Р. Вейц, ставшие впоследствии известными акт„рами. В репертуаре
преобладали латышские пьесы А. Алунана, Аспазии, Р. Блаумана и др. "А."
прекратил сво„ существование после пожара.
Лит.: E. Zeltmata darbiba "Ausekla teatri", "Tea tris un dzi-ve".
Almanhs III, Riga, 1959, с. 301-310. Я. J{,
АУСТЕР, Лидия Мартыновна (р. 30.V.1912) - эстонский советский
композитор. Засл. деятель иск-в Эст. ССР (1957). Член КПСС с 1955. В
1938 окончила Моск. консерваторию по кл. проф. В. Я. Шебалина (в 1945 -
аспирантуру). С 1949 А. работает художеств. руководителем радио Эстонии.
Автор балета "Тийна" (1955, Таллин, Т-р "Эстония") по драме А. Китцберга
"Оборотень". А. принадлежат также камерные и симфонич. произв., музыка к
радиопостановкам, драматич. спектаклям (в Эст. Тюзе, Кукольном и др.
т-рах) и др. соч. X. Кыр.
АУТО (исп. и португ. auto) - род драматич. представлений (в одном
действии) на библейские и евангельские сюжеты. А. возникли ок. 14 в.,
получили большое распространение в Испании и Португалии. Вначале А.
носили примитивный характер и исполнялись несколькими любителями (3-4
чел.), в 16-17 вв. они превратились в пышное зрелище. А. ставились под
открытым небом на специально сооружавшихся подмостках, сопровождались,
как правило, массовыми процессиями-шествиями. При помощи А. церковь
пропагандировала идеи католицизма. Но исполнители бытовых ролей вносили
в религиозную дидактику А. элементы народного фарса. В А. появились
элементы сатиры на нравы и обычаи дворян и духовенства. Тексты А.
создавали многие драматурги исп. Возрождения. Л. де Вега написал ок. 400
А., П. Кальдерон разрабатывал гл. обр. жанр религиозно-аллегорич. драмы
- ауто сакра" менталь. Среди первых А. в Португалии - "Пасторальное
кастильское ауто" Ж. Висенте (пост. в 1502 при королевском дворе в
Лисабоне). В 1517 в Лисабоне издано "Аутб о лодке ада", а в 1523 пост.
"Пасторальное португальское ауто" Висенте. Постановки А. прекратились в
18 в.
Лит.: Хрестоматия по истории западно-европейского театра, под ред. С.
С. Мокульского, т. l. M., 1953, с. 359- 360; Пуришев Б. И. (сост.),
Хрестоматия по западио-ев-ропейской литературе. Эпоха Возрождения, М.,
1947, с. 646- 648. В. Ч.
АУЭЗОВ, Мухтар Омарханович (р.28.IX.1897) -казахский советский
писатель, драматург, уч„ный. Академик АН Каз. ССР (с 1946). Засл. деят.
науки Каз. ССР (1957). Деп. Верх. Совета Каз. ССР. Род. в Чингиз-ской
волости. В 1928 окончил историко-филологич. ф-т Ле-нингр. ун-та, в
1928-30 прош„л аспирантуру по вост. литературам при Среднеазиатском
ун-те в Ташкенте. Первую пьесу Енлик и Ке-бек" (по фольклорным мотивам)
написал в 1917. Эта пьеса была пост. в первый год организации Казахского
т-ра в Кзыл-Орде (1926), впоследствии - в Алма-Ате (1933) и сохранялась
в репертуаре т-ра в течение всех лет его существования. Казахский т-p
развивался при деятельном участии А. как теоретика и драматурга. Его
пьесы входили в репертуар Казах, т-ра в Алма-Ате и др. т-ров республики.
Расцвет драматургич. деятельности А. относится к 30-40-м гг. В это время
в Казахском т-ре пост.: "Ночные раскаты" ("Тунги сарын", 1935) - о
народном восстании 1916 года в Казахстане, "Белая бер„зка" (совм. с А.
Тажибаевым, 1939) - о гражданской войне. Совр. жизнь республики отражена
в пьесах: "Каменное оперение" (1935), "В яблоневом саду" (1937) - о
советской молод„жи, росте нац. интеллигенции, "На границе" (1938)- о
борьбе с диверсантами. В годы Великой Отечеств. войны А. написал пьесы
"В час испытания" (1941) ж "Гвардия честив совм. с А. Абишевым, 1942),
посв. борьбе советского народа с фашистами, и пьесу "Коб-ланды" (1946)
на материале казах, героич. эпоса. Значит, вклад вн„с А. и в развитие
нац. муз. т-ра. Им созданы: муз. комедия на материале эпоса "Айман и
Шолпан" (1933), впоследствии переделана в оперу (муз. Е. Брусиловского,
1938), либретто балета "Калкаман и Мамыр" (муз. В. Великанова, 1938),
либретто историч. оперы "Бекет" (муз. А. Зильбера, 1940) и оперы
"Тулеген Тохтаров" о героях Отечественной войны (муз. А. Жубанова и Л.
Хамиди, 1947).
В конце 30-х гг. А. начинает работу над темой о Абае, казахском
поэте-демократе и просветителе (эпопея "Абай" и "Путь Абая", Ст. пр.
1949, Лен. пр. 1959). В 1940 на сцене казах, т-ра была пост. пьеса
Ыбай", написанная А. совм. с Л. Соболевым. В 1944 на основе пьесы
создано либретто оперы "Абай" (муз. Жубанова и Хамиди). В 1949 в казах,
т-ре (Алма-Ата) пост. инсценировка романа "Абай", сделанная Ш.
Ай-мановым и Я. Штейном.
А. создал ряд художественных переводов рус., сов. и классич.
драматургии на казах, яз. Среди них: "Ревизор", "Отелло", "Укрощение
строптивой";
"Аристократы" Погодина, "Любовь Яровая". На драматургии А.
благотворно сказалось освоение лучших традиций нац. нар. творчества,
мировой лит-ры, рус. классики. Его пьесы отличаются реалистич. глубиной
образов, яркостью и типичностью нац. характеров, правдивой передачей
особенностей казахской жизни, образностью, художеств. выразительностью
языка. Написал ряд статей по вопросам т-ра и драматургии.
Соч.: Ауэзов М., Соболев Л., Абай. Трагедия. С послесл. Ник. Львова,
М.-Л., 1945; Ауэзов М., Ен-лик-Кебек ("Батыр и девушка", пер.), в сб.:
Пьесы драматургов Казахстана, Алма-Ата, 1958.
Лит.: Кедрина 3., Мухтар Ауэзов, М., 1951; Л и з у-нова Е.и Дюсенбаев
И., Мухтар Ауэзов, Алма-Ата, 1957. Я. Л.
АФАНАСЬЕВ, Виктор Андреевич (р. 1.1.1917) - советский режисс„р. Засл.
деят. иск-в УССР (1956). Член КПСС с 1944. Сценич. деятельность начал в
1934 в т-ре кукол при Харьковском дворце пионеров. Работал как режисс„р
т-ра кукол в Барнауле и в Караганде. С 1952 - гл. режисс„р Харьковского
т-ра кукол. Пост.: "Кон„к-Горбунок" по Ершову, "РВС" по Гайдару,
"Король-Олень" Гоцци, "12 стульев" по Ильфу и Петрову, "Запорожец за
Дунаем" Гулак-Артемовского, "Ч„ртова мельница" Дрды и Штока и др. Р. Б.
АФГАНЛЫ (наст. фам. -Джафарзаде), Рза Рустам оглы (р. 15. V. 1899) -
азербайджанский советский акт„р- Нар. артист Азерб. ССР(1943). Сценич.
деятельность начал в 1920 в Баку в передвижном рабочем т-ре. С 1923 -
акт„р Т-ра им. Азизбекова (Баку). В 1923-26 одновременно с работой в
т-ре учился в бакинском театр. техникуме. Творчество А. тесно связано с
драматургией Дж. Джабарлы; играл почти во всех его пьесах: Раби, Акшин,
Эльхан ("Невеста огня"), Балаш ("Севиль"), Довлетбек ("Айдын"), Октай
("Октай эль оглы"). А.- один из первых азерб. акт„ров, создавших образы
советских людей на азерб. сцене: Искандерзаде ("Баба Юрдунда"
Ахвер-дова, 1928), Яшар (о. п. Джабарлы, 1932). Создатель
героико-романтич. образов, А. стремится к острой характерности,
выразительному рисунку роли. Эта романтич. устремл„нность творчества А.
ярко проявилась в ролях: Гайдара ("Гибель эскадры" Корнейчука, 1934),
Эльдара ("Вагиф" Вургуна, 1938), Наби ("Гачах Наби" Рустама, 1940),
Фархада ("Утро Востока" Мамедханлы, 1947, Ст. пр. 1948), Муравь„ва
("Победители" Чирскова), а также в шекспировских спектаклях, где А.
создал яркие образы: Меркуцио, Эдмунда, Яго ("Ромео и Джульетта", 1937,
"Король Лир", 1941, "Отелло", 1932, 1949). Остро обличительные, сатирич.
характеристики были даны А. в ролях:
Губернатора ("В 1905 году" Джабарлы, 1931), Сохраба ("Джаваншир"
Гусейна, 1957), Ярового ("Любовь Яровая", 1929, 1931), Соттархайа
("Тавриз туманный" Ордубады, 1945), Паратова ("Бесприданница", 1939).
Снимался в кино ("Бакинцы", "Кендлиляр", "Новый горизонт"), К. Кае.
АФГАНЛЫ-ДЖАФАРОВА, Бедура Мелик кызы (р. 15.1.1912) - азербайджанский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1949).
После окончания бакинского Художеств. уч-ща с 1933 работала художником в
т-рах Баку и Ашхабада. С 1939 - художник Т-ра им. Азизбекова (Баку).
Оформляла в этом т-ре спектакли .'"Утро Востока" Мамедханлы (1947),
"Разор„нное гнездо" Ахвердова (1949), "Голос Америки" Лаврен„ва (1951),
"Васса Железнова" (1954), "Отелло" (1949 и 1959). В русском т-ре им. С.
Вургуна (Баку) - "Вагиф" Вургуна ("1956) и др. К. Кае.
Обратно в раздел культурология
|
|