Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

УСИГЛИ (Usigli), Родольфо (р. 17.XI.1905)-' мексиканский драматург,
театр. деятель. Учился в школе музыки и декламации. В 1924 выступил как
театр. критик, в 1.929 - как драматург (пьеса "Четыре дороги"). В
драматургии У. получили отражение разные стороны жизни совр. Мексики: в
пьесе "Хамелеон" (1937; Мехико - 1947) показан авантюризм политич.
деятелей, в пьесах "Средний тон" (1937, труппа М. Т. Монтоя, Мехико) и
"Еще одна весна" (1945, Т-р В. Фабрегас, Мехико)-экономич. упадок и
нравственный кризис представителей средних классов, в пьесе "Семья
ужинает дома" (1942, т-р "Идеал") -быт "нуворишей". Большой успех в
Мексике имела пьеса "Ребенок и туман" (1936), разрабатывающая проблемы
психопатологии, и "Джако-девочка" (1952, т-р "Колон"), показывающая
пороки совр. бурж. общества.
Лучшие произв. У. отличаются глубиной анализа психологии героев,
тонкой ироничностью, живостью диалога. В нек-рых из них проявляется
склонность У. к эстетству, увлечению парадоксами. У. занимался
режиссурой, переводами пьес. Преподает историю т-ра и историю драмы в
ун-те Мехико и др. учебных заведениях. Автор "Путеводителя драматурга"
(1940).
Соч.: Mexico en el teatro, Mexico, 1932.
Лит.: Magana Esquivel A. yLamb R. S., Breve historia de teatro
mexicano, Mexico, 1958. ff, C.
УСКОВ, Владимир Викторович [р. 21.VI(4.VII). 1907] - рус. сов. актер.
Нар. арт. РСФСР (1950). Учился в студии под рук. А. Н. Морозова.
Выступал в эстрадных и драматич. коллективах, в оперетте.
В 1930 окончил Ленингр. техникум сценпч. нск-ва (мастерская Л. С.
Вивьена и В. В. Сладкопевцева). В 1930-35 - актер Ленингр. Большого
драматич. т-ра им. Горького. Роли: Граммофонов ("Мой друг" Погодина),
Мокроусов ("Егор Булычев и другие");
Фнлька-анархист ("Интервенция" Славина). В 1937- 1941 работал в Новом
ТЮЗ,е, где особенно широко раскрылось характерно-комедийное дарование
актера. Роли: Арзамасов ("Третья верста" Дэля), Горявин ("Первая вахта"
Вальде), Варлаам ("Борис Годунов"). В годы Отечеств, войны служил в
Ленингр. т-ре па-родного ополчения, где сыграл роли Глебы ("Русские
люди") и Ивана Горлова ("Фронт"). В 1943-48 - актер Ленингр. драматич.
т-ра, с 1948 - Ленингр. т-ра Комедии. Роли: академик Левкоев ("Софья
Ковалевская" бр. Тур), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера), Васильков
("Бешеные деньги" Островского), Министр-администратор ("Обыкновенное
чудо" Шварца), Петухов ("Воскресенье в понедельник" Дыховичного и
Слободского), граф Зефиров ("Лев Гурыч Синичкин" А. Бонди по водевилю
Ленского).
Творчеству У. присущ злой, порой резкий комизм, он беспощадно
разоблачает внутр. сущность отрицат. персонажей, показывает их пустоту и
духовное убожество. С. Ц.
УСМАНОВ, Абулхак (1910-42) - тадж. сов. актер и драматург. В 1929
вступил в труппу Т-ра им. Лахути. Работал в передвижном колх. т-ре,
тадж. филармонии и др. учреждениях иск-ва. В 1933 написал драму
"Борьба", к-рая считается первой значит, много-актной пьесой в тадж.
драматургии. В ней рассказывается о борьбе трудового народа и Красной
Армии против басмачества (пост. в Т-ре им. Лахути). У. принадлежит ряд
одноактных пьес, в т. ч. "Кто была Бе-гим?" (1936). Я.//.
УСМАНОВ, Шамиль (26.XII.1898-3.XII.1937) - тат. сов. драматург. Один
из основоположников тат, сов. драматургии. Чл. Коммунистич. партии с
1917. Фронтовые тат. труппы и др. тат. т-ры пост. пьесу У. "В кровавые
дни" (1919) о гражд. войне. В пьесе "Первый шаг" (1919) показано
пробуждение классового самосознания рабочего класса и сплочение его
вокруг партии большевиков, в драме "Байская дочь" (1922, Тат. драм. т-р)
изображены события гражд. войны и восстановит, периода. Последняя пьеса
У. "Запоздалый приказ" (1934) о переходе нац. частей, обманутые
буржуазией и интервентами, на сторону Красной Армии на Оренбургском
фронте.
Соч.: Сайланма эсэрлэр. Казан, 1958, 1965. Лит.: Я х и н А., Шамил
Усманов драматуриясе. Казан, 1959; его же, Шамил Усманов, Казан, 1963;
История татарской совете кой литер атуры, М., 1965. ф. Г.
УСПЕНСКИЙ, Андрей Васильевич (р. 22.VI. (5. VII). 1902] - рус. сов.
драматург. Лит. деятельность начал в 1921 в газ. "Харьковский
пролетарий". Выступает как драматург с 1927. Автор пьес "Константин
Терехин" (совм. с В. М. Киршоном, 1927, Т-р им. МГСПС, Ленингр. Большой
драматич. т-р), "Поединок" (1930, Ленингр. т-р Комедии), "Молодой
человек" (1936, Моск. т-р транспорта), "Жили три друга" (1948, Моск.
драматич. т-р), "Навстречу жизни" (1949, Моск. т-р им. Станиславского).
Комедия У. "Девушка с веснушками" (1961, Т-р им. Ермоловой) прошла в 120
т-рах страны, ставилась в Румынии и Болгарии. У.- автор инсценировки
(совм. с И. В. Штоком) романа Тургенева "Дворянское гнездо" (1958,
МХАТ).
Соч.: Поединок, М., 1934; Молодой человек, М., 1935;
Навстречу жизни, М., 1950; Девушка с веснушками, М., 1963; Пьесы, М.,
1964. ц Мор.
УСПЕНСКИЙ, Виктор Александрович [19(31).VIII. 1879-9.X.1949] - рус.
сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб.
ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). Окончил Пе-терб.
консерваторию (1913), с 1918 жил в Ташкенте. Автор муз. драмы "Фархад и
Ширин" (1936, Узбекский муз.-драматич. т-р, позднее - Т-р оперы и балета
им. Навои, Ташкент; 2-я ред. 1937, совм. с Г. А. Мушелем, там же),
музыки к пьесе "Муканна" Алим-жана (1943, Янги-юль) и др. Музыка У.
основана на нар. узб. мелодике и муз.-поэтич. жанрах. Вел
муз.-этнографич. (Ин-т искусствознания, Ташкент, 1932- 1949) и
педагогич. работу (Народная консерватория, Ташкент, 1918-22; муз. уч-ще,
там же, 1928-34;
Консерватория, там же, 1936-49). Т. В.
УСТИНОВ (Ustinov), Питер Александер (р. 16. IV. 1921) - англ. актер,
режиссер, драматург. Внучатый племянник худ. А. Н. Бенуа. Театр.
образование получил в "Лондон тиэтр студио" под рук. М. Сен-Дени. Первая
актерская работа - Дядин в пьесе Чехова "Леший" (т-р "Барн", г. Шир,
1938), первая режиссерская работа - "Квадратура круга" Катаева (1941,
т-р "Водевиль", Лондон). В 1939 дебютировал в Лондоне как актер "Плейере
тиэтр клаб", выступает в разл. т-рах Лондона. У.- автор пьес: "Дом
сожалений" (1942, "Артс тиэтр"), "Дуй в собственную дуду" (1943, т-р
"Плейхаус", Оксфорд), "Нос Бэнбери" (1944, т-р "Уиндхемс"),
"Безразличный пастух" (1948, т-р "Крайтерион"), "Человек в плаще" (1950,
Эдинбургский фестиваль; режиссер этого спектакля), "Миг правды" (1951,
т-р "Адельфи"), "Любовь четырех полковников" (1951, т-р "Уиндхемс"; исп.
роль Карабос-са), "Без голубя" (1953, т-р "Савой"; режиссер этого
спектакля), "Пустой стул" (1956, т-р "Ройял", Бристоль), "Романов п
Джульетта" (1956, т-р "Пиккадил-ли"; исп. роль Генерала; снял фильм на
сюжет этой пьесы), "Париж не так весел" (1958, "Плейхаус", Оксфорд),
"Финальный этап" (1962, т-р "Сэвилл"; исп. гл. роли). С 1964 -
руководитель (совм. с Ф. Данлопом и Дж. Невиллом) Ноттпнгемского
репертуарного т-ра. Драматургия У. характеризуется усложненностью,
элементами фантастики, переплетенными с реальностью. Внешне причудливые
пьесы У. поднимают проблемы совр. жизни, но трактуют их подчас
абстрактно. Драматург уводит зрителя в область общих рассуждений о добре
и зле. Отказ от конкретизации и точных реалистич. решений характерен и
для актерских работ У.: Илья Петрович ("Преступление и наказание" по
Достоевскому), сержант Доуд ("Любовь в Албании" Линклейтера) и др.
Лит.: Williams G., P. Ustinov, L., 1957. ф.К.
УСТИНОВА, Татьяна Алексеевна [р. 19.XII.1908 (1.1.1909)] - рус. сов.
балетмейстер. Нар. арт. СССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1928. В
1931 окончила Моск. хореографич. техникум. В 1933-43 - актриса и
балетмейстер Центр, т-ра юного зрителя (Москва). С 1938 - гл.
балетмейстер Гос. рус. нар. хора им. Пятницкого.
Пост.: "Калининская кадриль" (1939), "Девичий воронежский хоровод"
(1944), "Журавель", "Белый плат" (1950), "Русские хороводы", "На
колхозной свадьбе", "Ряженые" (1952), "Сибирская цепочка" (1957),
"Скоморошьи забавы", "На свадьбе" (1960), "Хохломские ложкари",
"Расцветай, земля весенняя" (1963), "Камаринская", "Орловская пляска",
"Сказ о русской земле" (1966) и др.
У. является постановщиком-балетмейстером мн. заключит, концертов
Всесоюзных смотров художеств. самодеятельности. Автор теоретич. работ:
"Русские народные танцы" (1950), "Русские танцы" (1955), "Беречь красоту
русского танца" (1959), "Звездный хоровод" (1965). Ставила танцы в
кинофильмах. Лауреат Гос. пр. СССР (1949 и 1952).
Лит.: Мартынов И., Государственный Русский народный хор им.
Пятницкого, М., 1953; Хор им. Пятницкого (1911-1961), [Сб.], М., 1961.
УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ. Устройство совр. сцены явилось результатом
длительной эволюции, связанной с общим развитием театр. иск-ва и
принципов декорационного оформления спектакля. Эстетика и драматургия
античного т-ра, т-ра эпохи Шекспира или Мольера и др. обусловили
соответствующее устройство сценич. площадки (см. Древнегреческий театр.
Древне римский театра Сцена).
Современная сцена представляет собой сложное
ар-хитектурно-техническое сооружение. В одних случаях это портальная
сцена, снабженная разнообразной сценической техникой (см. Оборудование
сцены}, в других - трансформирующаяся сцена, которая может превращаться
в одну из обычных театр. сцен. Глубинная сцена, возникшая в 18 в.,
является осн. типом совр. сцены. Она отделяется от зрительного зала
портальной стеной и сообщается с ним через портальный проем - зеркало
сцены. Для глубинной сцены обязательно четкое ограничение ее пределами
портальной арки. Размеры портала определяются характером представления
(опера, драма), вместимостью зрительного зала и особенностями его
структуры. В свою очередь портал определяет размеры осн. частей
глубинной сцены. Глубинная сцена состоит из 3 частей - колосников,
собственно (или основной) сцены и трюма. Колосники - верхняя часть сцены
(высота не менее 2 м}, служащая для установки блоков сценич.
механизмов и для работ, связанных с подвеской элементов оформления
спектакля. Над колосниками помещаются дымовые люки (см. Люки дымовые).
Основная сцена (по высоте в 3 раза больше зеркала сцены) занимает
пространство между колосниковой решеткой и планшетом сцены. Она состоит
из т. н. игровой (пли средней) сцены, доходящей до уровня высоты зеркала
сцены, и верхней сцены, находящейся выше зеркала сцены и служащей для
размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, разл.
сценпч. механизмов. Верхняя сцена оборудована рабочими (пли машинными)
галереями и переходными мостиками. Рабочие галереи' (их ширина зависит
от ширины сцены) имеют несколько ярусов, расположенных вдоль правой и
левой стены, а также и по задней стене сцены. Первая галерея находится
на 1-1,5 м выше зеркала сцены. Расстояние между галереями 2-4 м. Рабочие
галереи сообщаются между собой и со сценич. площадкой лестницами и
лифтами (по вертикали), переходными мостиками (по горизонтали), к-рые
служат и для выполнения ряда сценич. эффектов. Непосредственно под
самыми мостиками в целях максимального использования сценич.
пространства подвешиваются софиты, освещающие живописные декорации.
Трюм, или нижняя сцена, занимает пространство, расположенное ниже
сценич. площадки. Иногда состоит из неск. этажей, верхний из к-рых паз.
первым трюмом (далее идут 2, 3, 4-й ит.д. трюмы). В трюме размещены
установки разл. сценич. механизмов, подъемно-опускных устройств и
приспособлений для сценических эффектов. Наиболее важный-первый трюм,
высота которого должна быть не менее 2-2,25 м; сюда сходят или
"проваливаются" по ходу действия некоторые персонажи, отсюда они могут
появиться на сцене, здесь же располагается суфлерская будка и
светорегулятор-ная будка.
По горизонтали сцена делится на авансцену, просцениум, игровую часть,
закулисные пространства, или боковые карманы, и арьерсцену. Авансцена -
передняя часть сцены. Просцениум представляет собой чгть сцены,
выступающую в сторону зрительного зала и расположенную перед занавесом.
И г р о в а я часть сцены делится на планы, т. е. на отдельные участки
сцены, параллельные портальной стене. Каждый план оборудован комплектом
штанкетных и индивидуальных подъемов, а также софитом. Настил игровой
площадки сцены при неподвижном планшете одинаков на каждом плане. Он
состоит из ряда съемных* прямоугольных деревянных щитов (размер 1 м X 1
м, толщина 50-60 мм}. Принцип съемных щитов дает возможность поднимать и
опускать персонажей в любом месте сценической площадки, не нарушая ее
конструкции. При оборудовании сцены поворотным кругом или
подъемно-спускным планшетом принцип настила несколько меняется. В
закулисных пространствах устанавливаются декорации для следующей картины
спектакля (сюда же транспортируются декорации прошедшей картины),
находятся пульты управления разл. сценич. механизмами, помещается
светоаппаратура спектакля, в муз. т-ре - пульт режиссера, ведущего
спектакль, площадка хормейстера, место машиниста сцены и др. В пределах
закулисных пространств находятся и рабочие галереи. Боковые карманы (см.
Карманы сцены) устраиваются для динамичной смены декораций с помощью
накатных площадок - фурок. Благодаря электроприводу площадки могут
перемещаться к портальному отверстию и обратно. Высота кармана должна
быть больше высоты зеркала сцены, а глубина - больше ширины зеркала
сцены. Арьерсцена - глубинная часть сцены. По размеру она меньше осн.
сцены. Имеет колосники и трюм, в к-ром обычно помещается сейф для
хранения в скатанном виде мягких живописных декораций. Она оборудована
декорац. подъемами и др. механизмами. Осн. назначение арьерсцены -
увеличение глубины осн. сцены. На арьерсцене обычно устанавливаются
декорации последующих картин спектакля, приборы свето- и кинопроекций (в
оперном т-ре здесь же смонтирована система колоколов). Ген. Ш.
УТЕПБЕРГЕЦОВ, Сабирбай (р. 23.V.1916) - каракалпакский сов. актер.
Нар. арт. Каракалп. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В
1934-39 учился в Каракалп. студии ГИТНСа. С 1940 - артист
Каракалпакского т-ра (Нукус). У. играет гл. обр.характерные роли.
Созданные им сценич. образы отличаются остротой социальной
характеристики, нар. юмором.
Роли: Садираддии молла ("Коклен батыр" Дарибаева), Мулла Дуст
("Проделки Майсары" Хамзы),Утеген ("Тазагуль" Мажитова), Куден ("Бахыт
Ходжанинзова), Бекмурза пшан ("Гарип ашик" Бегимова и Алланазарова),
Максим ("Лево-ниха на орбите") Макаенка) и др. /\ /
УТЕСОВ, Леонид Осипович [р. 9(21). III. ISO:), Одесса] - рус. сов.
артист эстрады. Нар. арт. СССР (1965). В детстве учился играть на
скрипке. С КШ работал в т-рах миниатюр Кременчуга, Одессы, Херсона,
Запорожья. Одновременно начал выступать на эстраде. В 1921-28 У.- актер
моек. Т-ра революционной сатиры, оперетты "Славянский базар",
петроградского т-ра Сатиры, оперетты "Палас т-р", где У. исполнил роли:
Бонн ("Сильва" Кальмана), Князя ("Граф Люксембург" Легара), Андрея
Дудки ("Республика на колесах" Мамонтова), Телкина ("Шулер" Шкваркина) и
др. У. был первым исполнителем на эстраде произв. Бабеля, Багрицкого,
Уткина, Зощенко. У. подготовил "сгшт-тп-ческий спектакль"-"От трагедии
до трапеции), и к-ром исполнил драматич. (Раскольников - "Преступление и
наказание" по Достоевскому) и буффон-но-комич. (Менелай - "Прекрасная
Елена" Оффен-баха) роли, гпмна-стич. номера на трапеции, играл на
скрипке и гитаре, дирижировал хором и оркестром.
В 1928 У. организовал первый в Советском Союзе театрализованный джаз
(Теа-джаз, позже - Государственный эстрадный оркестр РСФСР) и стал его
дирижером, исполнителем песен, конферансье. В содружестве с' И. О.
Дунаевским, В. И. Лебедевым-Кумачом, В. 3. Массом и Н. Р. Эрдманом У.
создал экс-центрич. муз. комедийные обозрения - "Джаз на повороте"
(1930), "Музыкальный магазин" (1932) и др. В 1932-34 снимался вместе с
джазом в фильме "Веселые ребята". У. является пропагандистом сов. песни.
Он исполнял произв. Дунаевского ("Марш веселых ребят", "Сердце", "Песня
верной любви", "Дорогие мои москвичи" и др.), Соловьева-Седого ("Казачья
кавалерийская" и др.), Листова ("Гренада", "Тачанка"), Книппера
("Полюшко-поле"), Блантера ("Партизан Железняк"),
Табачникова (У Черного моря"), Хренникова ("Московские окна") и др.
У. возродил на эстраде старинные рус., солдатские, матросские песни
("Раскинулось море широко", "Нелюдимо наше море", "На сопках Манчжурии"
и др.).
Голос У. небольшой, мягкого тембра. Исполнение отличается простотой,
задушевностью, теплотой. У. не только поет, но и играет песню, создавая
"песенную новеллу".
В 1955 выступил в роли Шельменко ("Шельменко-денщик"
Квитки-Основьяненко, Т-р им. Гоголя, Москва).
Соч.: Записки актера, M.-Л., 1939; С песней по жизни, М., р61; Моя
Одесса, "Москва", 1964, ;ј 9.
Лит.: ДмитриевЮ., Искусство советской эстрады, [М.], 1962; Д а л ь ц
e в 3. Г., Москва, 1917-1923, в кн.:
У истоков. Сб. статей, М., 1960; Долински'й М., Ч e p -т о к С.,
Леонид Утесов, "Муз. жизнь", 1960, ј 10; .Тиме E., Дороги искусства,
М.-Л., 1962. М.Лифш.
УТРЕННИК - название спектакля (представления,. концерта), даваемого в
первой половине дня. У. устраиваются обычно в воскресные и праздничные
дни по удешевленным ценам - специально для детей (детские У.), а также
для взрослых. В дореволюц. России, где не было т-ров для детей, У.
предназначались для детей и подростков. Однако к устройству утренних
спектаклей антрепренеры подходили с коммерч. целями, У. отличались
невысоким художеств. уровнем, слабым актерским составом. Исключение
представляли лишь У. в моек. Т-ре Корша и др. столичных т-рах (Малый
т-р), в т-рах, возглавляемых прогрессивными театр. деятелями (Н. Н.
Синельников, Н. PI. Соболыциков-Самарин, П. П. Гайдебуров и др.).
Значит, событием был поставленный K.C. Станиславским в Моск. Художеств,
т-ре утренний спектакль для детей "Синяя птица" Метерлинка (1908).
В СССР У.- неотъемлемая часть работы т-ра. Спек-такли-У. регулярно
показывают все ТЮЗы страны. по воскресеньям и в дни каникул-многие
драматические и музыкальные т-ры. А. Шн.
УУЛИ, Хейно (Эйно) Аугустович (р. 14.XII. 1906) - эст. сов. режиссер
и артист оперы (тенор). Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). Окончил
Таллинскую консерваторию по классу пения А. Тамм (1932). В 1929-31
У.хорист т-ра "Эстония" (Таллин); в 1932-33 - артист оперетты и драмы
т-ра "Угала" (Вильянди); в 1934-36 - солист оперы и оперетты, реж. т-ра
"Ванемуйне" (Тарту); в 1936-51 (с небольшим перерывом) - реж. (нек-рое
время худ. рук. и гл. реж.) т-ра оперы и балета "Эстония" (Таллин), где
пост. св. 40 опер, среди них - "Тихий Дон" Дзержинского (1939), "Пиковая
дама" (1940), "Севильский цирюльник" (1943); "Огни мщения" Э. Каппа
(1945, 1948), "Пюхаярв" (1946) и "Берег бурь" (1949, Гос. пр. СССР)
Эрнесакса. У. присуще стремление к детализации худ. образов и хора; он
уделяет большое внимание выразительности слова. Ар. Т.
УЧЕБНЫЙ ТЕАТР - рус. сов. театр. Создан в Москве в 1958 при ГИТИСе.
Предназначен для производственной практики студентов театр. учебных
заведений. На сцене У. т. ставятся курсовые, дипломные, выпускные
спектакли учащихся ГИТИСа, театр. уч-щ им. Щепкина и им. Щукина,
Школы-студии им. Не-мировича-Данченко, а также отдельные спектакли В ГИК
а и др. театр. учебных заведений страны. Среди спектаклей, показанных
т-ром: "Таня" Арбузова, "Горячее сердце" (Театр. уч-ще им. Щукина),
"Светит, да не греет" Островского, "Оптимистическая трагедия" (Театр.
уч-ще им. Щепкина), "Борис Годунов", "Последние"; "Метель" Леонова
(Школа-студия им. Немировича-Данченко), "Дачники"; "Король-Олень" Гоцци
(актерский ф-т ГИТИСа), "Вид с моста" Миллера (режиссерский ф-т ГИТИСа),
"Три сестры" (ВГИК), "Бедность не порок" (таджикская студия
ГИТИСа), "Тартюф"; "Наша молодость" Карташева по роману В. Кина "По
ту сторону" (ГИТИС), "Фиалка Монмартра" Кальмана, "Порги и Бесс"
Гершвина, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Сын клоуна" Дунаевского
(отделение муз. комедии ГИТИСа) и мн. др. Спектакли ставят художеств.
руководители и преподаватели курсов и студий.
У. т. находится в системе ГИТИСа, возглавляется Художеств, педагогич.
советом (председатель В. О. Топорков), имеется также Студенческий совет.
Кроме показа спектаклей, в У. т. проводятся встречи студентов с
мастерами иск-в, отчеты студенческих бригад, выезжающих в летние
каникулы на целину, новостройки и др.
Лит.: "Театральная жизнь", М., 1961, .ј 12, с. 26.
А. Шн.
"УЧЕНАЯ КОМЕДИЯ" (Commedia erudita) - жанр итал. драматургии и т-ра
эпохи Возрождения. Истоки "У. к."- в др.-рим. комедии. "У. к."
сформировалась как самостоят, жанр к нач. 16 в. Предпосылками развития
"У. к." явилось изучение и переводы комедий Плавта и Теренция, а также
пост. латинских комедий школярами и студентами под рук.
ученых-гуманистов (напр., пост. пьес Плавта, осуществленных П. Лето в
Риме в 70-х гг. 15 в., спектакли во время придворных празднеств в
80-90-х гг. 15 в.). Родоначальник оригинальной "У. к." - поэт и
драматург Л. Ариосто; его произв. определили два направления в развитии
"У. к." - чисто развлекательное ("Каланд-рия" Биббиены) и сатирическое
("Мандрагора" Макиавелли, комедии П. Аретино, Дж. Бруно). Авторы "У. к."
первоначально придерживались канонов римской комедии, но в дальнейшем их
произв. обогащались реалистич. мотивами, заимствованными гл. обр. из
новеллистики. Богатый жизненный материал, вводимый этими авторами в "У.
к.", часто приводил к разрушению традиционной сюжетной схемы, но не имел
стройной композиционной структуры. Будучи обособленной от демократич.
аудитории, "У. к." оставалась чуждой современному ей народному т-ру и
поэтому была лишена сценич. достоинств. Усиление реакции в Италии во 2-й
пол. 16 в. вызвало идейную деградацию жанра, ограничение тематики
адюльтерными сюжетами, сведение действия к фабульным хитросплетениям.
Герои "У. к." лишались индивидуальных черт, превращались в условные
театр. типы.
Сюжеты "У. к." часто использовались в сценариях комедии дель арте, а
также в комедиях исп. драматургов (Б. Торрес Наарро, Лопе де Руэда),
Шекспира (второй сюжетный мотив "Укрощения строптивой"), Мольера
("Любовная досада", написанная по сюжетам комедии "Выгода" Се-кки).
Лит,.: Блох Я. Н., Итальянская ученая комедия эпохи Возрождения..
Предисловие, в кн.: Макиавелли Н., Мандрагора, Берлин, 1924; История
западноевропейского театра, вод общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М.,
1956;
Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962;
Б о я д ж и e в Г., Комедии итальянского Возрождения (вступ. ст.), в
сб.: Комедии итальянского Возрождения, пер. с итал., М., 1965. Г р. Б.
УЧИЛИЩЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИМЕНИ Б. В. ЩУКИНА (Театральное училище имени Б.
В. Щукина при Государственном театре имени Ев г. Вахтангова) - высшее
театральное учебное заведение в Москве. Ведет начало от моек.
Студенческой драм. студии, руководимой Е. Б. Вахтанговым с 1913 (см.
Вахтангова студия; студия помещалась в Мансуровском пер., отсюда се др.
назв.Мансуровская студия). С 23 окт. 1914 в студии начались систематич.
занятия. Здесь получили театр. образование Ю. А. Завадский, Б. Е.
Заха-ва, А. А. Орочко, В. К. Львова, И. М. Толчанов и др. В 1920 студия
была преобразована в Третью студию МХАТ. В 1921 на ее основе был создан
т-р (с 1926 - Т-р им. Вахтангова), при к-ром сохранилось уч-ще.
В 1932 уч-ще преобразовано в театр. техникум, к-рый начал выпускать
актеров и для др. т-ров. В 1945 уч-ще приравнено к высшему учебному
заведению.
В результате творческой деятельности Т-ра им. Вахтангова и
полувекового опыта уч-ща сложилось то направление в театр. иск-ве, к-рое
известно под назв. "вахтанговского". Основываясь на системе
Станиславского, воспитывая у учащихся чувство правды, преподаватели
уч-ща в то же время пытаются пробудить у будущих актеров стремление к
остроте формы, яркой зрелищности, праздничной театральности. Большое
внимание в уч-ще уделяется преподаванию спенпч. движения, танца,
пластики, гимнастики и др. Среди воспитанников студии Вахтангова и уч-ща
- Б. В. Щукин (с 1939 уч-ще носит его имя), Р. Н. Симонов, Ц. Л.
Мансурова, Е. Г. Алексеева, В. Д. Бендина, Н. М. Горчаков, Н. П.
Русинова, М. Д. Синельникова, В. Н. Яхонтов, А. И. Горюнов, М. С.
Державин, В. Г. Кольцов, А. О. Степанова, А. Н. Грибов, В. П. Марецкая,
В. А. Орлов, Н. О- Гриценко, Ю. П. Любимов, Л. В. Целиковская, Г. А. и
Л. А. Пашковы, Ю. К. Борисова, М. А. Ульянов, Ю. В. Яковлев, Л. М.
Фетисова и др. Почти весь актерский коллектив Т-ра им. Вахтангова
состоит из воспитанников этого уч-ща. В наст. время в уч-ще преподают Б.
В. Захава (он же ректор), Львова, Толча-нов, Мансурова, Алексеева, А. И.
Ремизова и др.
В 1959 в уч-ще открылось заочное отд. для подготовки режиссеров нар.
т-ров - руководителей театр. самодеятельности. Имеется кафедра
режиссуры, также нац. студии (состоялись выпуски актеров для
сев.-осетинского, молдавского, кумыкского, лакского т-ров) , А.Д.
УЧИЛИЩЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИМЕНИ М. С. ЩЕПКИНА при Государственном
академическом Малом театре - одно из старейших театр. высших учебных
заведений СССР. История его создания восходит к Московскому театральному
училищу, офиц. учрежденному 28 дек. 1809. В уч-ще обучали танцам, музыке
и драм. иск-ву. Моск. театр. уч-ще неразрывно связано с Малым т-ром,
являлось частью этого т-ра, осн. источником пополнения его труппы. В
уч-ще преподавали крупнейшие актеры Малого т-ра, развивавшие демократич.
традиции рус. сценич. иск-ва. С 1830-х гг. и до конца жизни здесь
преподавал М. С. Щепкин. Среди его учеников - В. И. Живокинн, С. В.
Шумский, И. В. Самарин (впоследствии выдающийся театр. педагог), П. В. и
С. В. Васильевы, Н. М. Медведева, Г. Н. Федотова. Выпускницей уч-ща была
М. Н. Ермолова. В 1863 уч-ще получило постоянное помещение на Неглинной
ул. В 1871 драм. класс уч-ща закрыли. В 1888 открыты Драм. курсы,
просуществовавшие до 1909. Здесь преподавали актеры - О. А. Правдин, Г.
Н. Федотова, А. П. Ленский. Воспитанниками курсов были А. А. Остужев, П.
М. Садовский, М. Ф. Ленин, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, В. Н.
Пашенная. Деятельность курсов возобновилась лишь в 1918. Уч-ще стало
первым сов. театральным учебным заведением. В 1938 ему присвоено имя М.
С. Щепкина, в 1943 оно получило права высшего учебного заведения.
Студенты уч-ща участвовали в спектаклях Малого т-ра, проходили практику
в производственных цехах. В 1959 открыто вечернее отделение. Верность
демократич. и реалистич. традициям рус. т-ра, высокая культура сценич.
речи стали основой воспитания актера школы Малого т-ра. В сов. время
преподавателями уч-ща были В. Н. Пашенная, Н. Ф. Костромской, К. А.
Зубов; в наст. время работают М. И. Царев, Н. А. Анненков, Л. А. Волков,
В. И. Цыганков, М. Н. Гладков, О. М. Головина и др. Наряду с воспитанием
актеров для рус. т-ров уч-ще подготовило кадры и для нац. т-ров
(Таджикистана, Якутии, Татарии, Кабардино-Балкарии). Среди окончивших
уч-ще- актеры Малого т-ра Н. А. Анненков, К. А. Ликсо, Н. В. Подгорный,
К. Ф. Роек, О. М. Хорькова и др. В 1963 уч-ще вошло в состав Гос. ин-та
театр. иск-ва им. Луначарского (ГИТИС). С 1966 снова является
самостоятельным театр. учебным заведением при Гос. академич. Малом т-ре.
Лит.: Погожев В. П., Проект законоположений об императорских театрах,
т. 1-3, СП Б, 1900; Московское театральное училище..., "ЕИТ", СП Б,
1910, ј 1; Московский Малый театр. 1824-1924, [М., 1924]. Д. Лоб.
УЧИЛИЩЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ - среднее специальное
учебное заведение в Москве, подготавливающее работников для
художественно-постановочных и технич. цехов т-ров, киностудий,
телевизионных студий. Организовано в 1931. В уч-ще имеются отделения:
художественно-бутафорское, художественно-гримерное,
художественно-костюмерное, по театральной светотехнике, оборудованию
сцены, радиозвукотехнике. Здесь готовят художников-бутафоров,
художников-гримеров, художников-модельеров совр. и историч. театр.
костюма, театр. светоэлектротехников, техников-механиков по механич.,
электротехнич. оборудованию и технологии сцены, радиозвукотехников,
художников по театр. куклам, светоэлектротехников киностудии и
телевидения. Подготовка специалистов проводится на дневных и вечерних
(открыты в 1960) отделениях. В 1952 аналогичное учебное заведение было
создано в Одессе (имеются отделения художественно-бутафорское,
художественно-гримерное, художественно-костюмерное, светотехническое).
Художественно-бутафорское, художественно-гримерное и
художественно-костюмерное отделения существуют также при Ташкентском
республиканском художественном уч-ще. И. Б р.
УЧИЛИЩЕ ЦИРКОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА (ГУЦЭИ) - среднее спец.
учебное заведение, готовящее артистов цирка и эстрады. Осн. в Москве в
1927. Имеет физкультурно-акробатич. отделение с 4-летним сроком обучения
и при нем детскую группу (с пятого класса) с 7-летним сроком обучения.
Это отделение готовит акробатов, эквилибристов, гимнастов, жонглеров. В
1955 открыто отделение клоунады (дневное) с 4-летним сроком обучения и
вечернее - с 5-летним сроком обучения. Оно готовит соло-клоунов,
буффонных клоунов, клоунов у ковра, муз. клоунов-эксцентриков, артистов
речевых и оригинальных жанров. Общеобразовательные предметы в уч-ще
преподаются в объеме, принятом для ср. спец. учебных заведений.
Воспитанниками училища являются: нар. арт. РСФСР Карандаш (М. Н
Румянцев), О. К. Попов, засл. арт. РФСР И. Хромов, Н. А. Логачева, засл.
арт. Арм. ССР Л. Енгибаров, лауреат Всесоюзн. конкурса артистов эстрады
Б. Амарантов и мн. др. М. 3.
У ЧИН У (гг. рожд. и смерти неизв.)-бирм. драматург, режиссер и поэт,
живший в 1-й пол. 19 в. Создатель драматургич. жанра пьяза. Был
образованным человеком. Долгое время жил в г. Ава, где руководил
придворной труппой, для к-рой писал пьесы. Сюжеты мн. своих пьес У Ч. У
заимствовал из буддийских джатак (легенды о жизни Будды). Сохранились
четыре многоактные пьесы и нек-рые отрывки из пьес У Ч. У:
"Махо" - о хитроумных деяниях министра-мудреца, "Ветандайя" - о
злоключениях беспечного принца, "Дейвагоунбан" ("Бог-демон") -
фантастич. повествование о любви заколдованного принца и
красавицы-принцессы и драма "Парпахейш-о борьбе за власть и
справедливость. В пьесах У Ч. У впервые в бирм. драматургии герои
обретают реальные человеческие характеры. Реформируя дворцовую драму, У
Ч. У усиливает напряженность драматургич. действия, вводит речевую
характеристику героев, преодолевает статичность нац. драматургии. Но,
стремясь создать декламац. драму, У Ч. У исключал из своих пьес пение и
танцы, сокращал муз. сопровождение, комедийные элементы.
Лит.: MaungHtin A u n g, Burmese drama, Oxf., 1937, 1946, 1956
(переизд.). К). О.
"УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ" ("El maestro de danzar") - комедия в 3 д. в стихах
Лопе де Вега. Соч. 1594.
В СССР пост. 31 дек. 1946 Центр, т-ром Сов. Армии (реж. Канцель, худ.
Федотов, хореограф Бурмейстер; Альдема-ро - Зельдин, Белардо -
Перцовский, Рикардо - Сорокин, Альбериго - Коновалов, Фелисьяна -
Добржанская, Флорела - Т. Алексеева, Тевано - Благообразов, Ванда-лино -
М. Майоров, Тельо - Халецкий). Пьесу ставили:
Ростовский-на-Дону т-р (1949), Т-р им. Леси Украинки, Т-р им.
Октябрьской революции в Одессе, Фрунзенский рус. т-р (все в 1950),
Владивостокский т-р. Кировоградский т-р (оба в 1951), Барнаульский,
Калужский т-ры, Т-р им. Марджанишвили (все в 1952), Т-р муз. комедии в
Ереване, Дра-матич. т-р в Кургане, Потийский т-р (все в 1953), Рус.
дра-матнч. т-р в Мукачеве (1959), Т-р им. Эристави в Гори, Т-р им.
Пушкина в Орске (оба в 1960), Кустанайский т-р (1962), Белгородский и
Рыбинский т-ры (оба в 1965).
Издания: Первая публикация, Мадрид, 1653; Рус. пер.-Т. Л.
Щепкина-Куперник, М., ВУОАП, 1946; отд. изд., М. -Л., 1948; в кн.:
Щепкина-Купер-н п к Т. Л., Избр. переводы, М., 1957, и в кн.: Лопе д e В
е-г а. Собр. соч., т. 2, М., 1962. А. Шн.
УШАКОВ, Иван Михайлович [6(19).1.1910 - 26.VIII.i966]-белорус. сов.
художник. Засл. деят. иск-в БССР (1949). Окончил Витебское художеств.
уч-ще. В 1933 начал работать как художник-декоратор в 1-м Белорус. гос.
т-ре (ныне Т-р им. Я. Ку-палы). В 1939-52 - гл. художник этого т-ра.
Внес большой вклад в развитие белорус. театр.-декорационного иск-ва.
Лучшие работы У.- "Катерина Жерносек" Климковича (1938), "Гибель волка"
Са-муйленка (1939), "Константин Заслонов" Мовзона (1947), "Извините,
пожалуйста!" Макаенка (1954)-отмечены знанием жизни, быта белорус.
народа. Воссоздавая белорус. пейзаж, художник делает его активным
участником спектакля. Творчество У. реалистично, характеризуется широким
использованием выразит. средств живописи.
Оформил спектакли: "Фландрия" Сарду (1941), "Парень из нашего города"
(1941), "Фронт" (1942); "Полещуки" Романовича (1944), Заложники (1944),
"Это было в Минске" Кучара (1949), "Цитадель славы" Губаревича (1950),
"Вишневый сад" (1951); "Макар Дубрава" Корнейчука (1952) и др.
Лит.: Барышау Р. I. (сост.), ?ван М?хайлав?ч Ушако [Альбом], М?нск,
1959; Театральна-дэкарацыйнае мастацтва Савецкай Беларус? [Альбом. Сост.
и автор текста Г. I. Барышау], М?нск, 1958. Люд. Ш.
УШАНОВ, Гиният Абдуллович [5(17).V.1894- 11.VIII.1947] - башк.
советский актер. Нар. арт. Башк. АССР (1944). Сценич. деятельность начал
в 1919 как актер н один из основателей первого нац. проф. т-ра в
Стерлитамаке (впоследствии Башк. т-р драмы). Выступал также как
музыкант, танцовщик и режиссер.
Роли: Юмагул, Буранбай ("Ашказар", "Башкирская свадьба" Бурангулова),
Карагол (о. п. Юлтыя), Вафа ("Башмачки" Ибрагимова), Гайса ("Зимагоры"
Мифтахова), Мулла ("Черноликие" Гафури), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"),
Вышневский ("Доходное место"), Карандышев; Бубнов ("На дне"), Обаб
("Бронепоезд 14-69") и др.
Лит.: Б e р д и н Г., Башкорит сэхнэЬенен боркете, "Акидел", 1964, ј
5, с. 87-91. А. Ив.
"УШАРАР" ("Суфлер")-арм. театр. и лит. иллюстрированный журнал. В
1907 вышло 12 номеров, в 1908-5, в 1909-4, в 1912-2, в 1913-2.
Редакторы-издатели-М. Меграбян, затем Г. Ипе-кян и А. Вруйр. Журнал
способствовал становлению реализма и демократич. направления в арм.
т-ре. Здесь были напечатаны рецензии, статьи, воспоминания об арм. т-ре.
Б. А.
УШИНСКАС, Стасис Юозо (р. 20.VII.1905) - ли-тов. художник. Засл.
деят. иск-в Лит. ССР (1947). Учился в Каунасской художеств. школе
(1925-28) и в Высшей гос. школе Прикладного иск-ва в Париже (1929-33).
Декорац. иск-вом занимался под рук. Ф.
Леже. В 1930-х гг. принимал активное участие в развитии литовского
театр. декорац. иск-ва. Работал с реж. А. Олекой-Жилпнскасом. Спектакли
У.- "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу (1933), "Любовью не шутят" Мюссе
(1933), "Макбет" (1939) - утверждали на литовской сцене принцип
конструктивного оформления. Оформил также спектакли: "Двенадцатая ночь"
(1933); "В тени богатыря" Сруоги (1936), "Тихий Дон" Дзержинского
(1940), "Летучая мышь" Штрауса (1963) и т. д. В 1935 организовал первый
в Литве т-р кукол, просуществовавший до 1936. С 1933 ведет педагогич.
работу. Профессор (с 1946). В.Кул.
УШЭН - см. Шэн,
УЭБСТЕР, Вебстер (Webster), Джон [1570(1580?)- 1625 (1634?)]-англ.
драматург. Ок. 1602 -имя У. упоминается в записях антрепренера Ф.Хенсло
в числе авторов, поставлявших пьесы его труппе. У. писал ире-им. в
соавторстве с др. драматургами. В сотрудничестве с драматургом Т.
Деккером написал пьесы "Леди Джейн" (2 части, 1602, труппа "Слуги
лорда-адмирала"; изд. под назв. "Сэр Томас Уайет", 1607), "Эй, на
Запад!" (1604, труппа мальчиков-актеров школы св. Павла; изд. 1607),
"Эй, на Север!" (изд. 1607). К числу шедевров трагич. жанра принадлежат
пьесы "Белый дьявол" (ок. 1611, труппа королевы Анны) и "Герцогиня
Мальфп" (1613, труппа "Слуги короля"; в 1613 роль Фредерика исполнял Р.
Бер-бедж). У.-один из крупнейших после Шекспира авторов поэтпч. трагедии
эпохи англ. Возрождения. Заимствуя сюжеты из хроники совр. жизни Италии,
драматург показал мрачные картины придворной жизни, где царят
хищничество, коварство, месть и злоба. У. приближается к Шекспиру и о
глубине психологич. характеристик, напряженности трагич. конфликта. Он
создал значит, женские образы: куртизанка Вит-ториа Коромбона ("Белый
дьявол"), сочетающая очарование и силу страсти с порочностью; герцогиня
Мальфи - женщина большой душевной силы и красоты, героич. страдалица,
преодолевающая во имя любви сословные предрассудки. Жанр "трагедии
мести" обретает у драматурга реалистич. направленность. Он с горечью
констатирует крах гуманистич. идеалов, утверждение бесчеловечности в
окружающем мире.
С о ч.: Complete works, v. 1-4, L., 1927; в рус. пер.- Белый дьявол,
в кн.: Аксенов И. А., Елисаветинцы, вып. 1, М., 1916; Герцогиня Амальфи,
пер. П. Мелковой, в кн.: Современники Шекспира, под ред. А. Смирнова, т.
2,М., 1959.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945, с.
124-26; S t о 1 1 E. E., Webster, Boston, 1905; В r o o k e R., John
Webster and the Elizabethan drama, L., 1916; L e e с h С., John Webster,
L., 1951; S с о t t-K i 1 v e г t I., John Webster, L., 1964. A.A.
УЭБСТЕР (Webster), Клара (24.XII.1821-17.XII-1844) -'англ. артистка
балета. Танцу училась у своего отца Бенджамина У. В 1830 дебютировала в
т-ре "Ройял" (Бат). Впервые выступила в Лондоне в 1838 в т-ре
"Хеймаркет" в комедии "Романтическая вдова". Играла в т-рах Дублина,
Ливерпула, Манчестера. В 1841, возвратившись в Лондон, выступала в
балетной труппе т-ра "Ройял". Иск-во У. отличалось высокой техникой
(элевацией), выразительностью, позволявшими сравнивать его с иск-вом Ф.
Эльслер и Ф. Черрито. Помимо балета, выступала в драматич. репертуаре,
исполняла роли травести (Эдвард - "Ричард III" и др.).
Партии: Агнес ("Гентская красавица" Адана), Нэнси ("Леди Генриетта"
Флотова и Бургмюллера), Медора ("Корсар" Адана), Луиза ("Дезертир" на
муз. Монсиньи), Зелика ("Восстание в гареме" Лабарра; выступая в этой
партии, получила смертельные ожоги).
Лит.: Guest J., Victorian ballet-girl. The tragic story of Clara
Webster, L., 1957. Нащ. Р.
УЭБСТЕР (Webster), Маргарет (р. 15.III.1905) - амер. актриса и
режиссер. Дочь известных англ. актеров Бенджамина У. и М. Уитти.
Дебютировала в
1924 в т-ре "Нью" (Лондон). В течение нескольких лет выступала в
разл. репертуарных т-рах в классич. пьесах. В 1929-30 играла в т-ре "Олд
Вик" (Лондон), где в 1932 исполнила роль леди Макбет. С 1936 работает в
США.
Среди ролей У.: Маша ("Чайка"), Раневская ("Вишневый сад"), Ольга
("Три сестры") и др. Лучшие пост. У.- пьесы Шекспира. Большим успехом
пользовалась пост. "Отелло" с П. Робсоном в загл. роли (1943, т-р
"Гилд"), трактованнаякак трагедия чернокожего в расистском обществе.
Этот спектакль имел в годы войны антифашистскую направленность. Среди
др. пост. У.: "Гамлет" (1938, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк), "Буря"
Шекспира (1945, т-р "Алвин", там же).
-В 1946 совм. с Е. Ле Галъенн организовала "Американский репертуарный
т-р", где пост. "Генрих VIII" Шекспира (1946), "Андрокл и лев" Б. Шоу
(1947), "Йун Габриэль Боркман" Ибсена (1947). В 1948-50 руководила
Гастрольной шекспировской труппой, показывавшей в ун-тах и колледжах США
спектакли:
"Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь", "Укрощение строптивой". Ставила
спектакли в разл. т-рах США и др. стран: "Ричард III" (1953, т-р "Сити
сентр", Нью-Йорк), "Венецианский купец" (1956, Шекспировский
Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), "Мера за меру" (1957, "Олд Впк",
Лондон). Пост. в "Метрополитен-опера" оперы "Дон Карлос" Верди (1950),
"Аида" (1951); в т-ре "Нью-Йорк сити опера" - "Троил и Крессида" Уолтона
(1955), "Макбет" Верди (1957), "Укрощение строптивой" Геца (1958) и др.
Свои взгляды на режиссуру У. изложила в книге "Шекспир без слез"
("Shakespear without tears"). У. трактует пьесы Шекспира как вечную и
изначальную борьбу добра и зла, в к-рой победу одерживает человечность.
Соч.: Shakespeare without tears, N. Y., 1957. К. Г. УЭЛЛЕС (Welles),
Орсон (р. 6.V.1915) - амер. актер и режиссер. Дебютировал в 1931 в т-ре
"Гейт" в Дублине (Ирландия) в роли герцога Вюртембергского ("Еврей Зюсс"
по Фейхтвангеру). Вернувшись в США, играл в гастрольной труппе К.
Корнелл (1933-34), где исполнял роли Меркуцио ("Ромео и Джульетта"
Шекспира), Мэрчбенкса ("Кандида" Б. Шоу) п др. С 1934 работал в
Нью-Йорке, с 1936 - в федеральных театрах. Пост. в Народном негритянском
т-ре "Макбета", после успеха этого спектакля стал руководителем
федеральных т-ров (Нью-Йорк), где пост. свои лучшие спектакли и сыграл
лучшие роли:
"Доктор Фауст" Марло (1937, исполнил загл. роль), "Юлий Цезарь"
Шекспира (1937, роль Брута). Пьеса Шекспира была пост. в совр. костюмах,
без декораций, тираноборческий пафос трагедии направлен против фашизма.
Своей художеств. и политич смелостью спектакль вызвал недовольство
руководства федеральных т-ров. У. пришлось уйти из этого театр.
объединения. Он организовал свой т-р "Меркурий", где пост.: "Праздник
башмачника" Дек-кера, "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (играл роль
капитана Шатовера), "Смерть Дантона" Бюхпера (играл роль Сен-Жюста) -
все пост. в 1938. После закрытия федеральных т-ров в 1939 У. исполнил
роль Фальстафа в собственной композиции "Пять королеп (1939, Бостон) по
хроникам Шекспира, в 1947 пост. "Макбет" (т-р "Солт Лейк Сити").
Среди др. пост. и ролей: "Отелло" (исп. загл. роль, 1951, т-р
"Сент-Джеймс", Лондон), "Моби Дик" (собств. инсц. по роману Г.Мелвилла;
роль Ахава, 1955, "Дьюк оф Йорке т-р". Лондон), "Король Лир" (йен. загл.
роль, 1956, т-р "Сити Сентр", Нью-Йорк), "Носороги" Ионеско (1960, т-р
"Ройял Корт", Лондон).
Работает в кино как актер н режиссер (реж. фильма "Гражданин Кейн",
1941, и др.).
Лит.: Noble P., The fabulous Orson Welles, L , 1956.
УЭСКЕР (Wesker), Арнолд (р. 24. V. 1932) - англ. драматург. В
1957 поступил в Лондонскую школу кинематографии ("Лондон скул оф филм
текник"). В 1958 написал пьесу "Ячменный суп с курицей" (пост. в том же
году, т-р "Белгрейд", Ковентри), к-рая вместе с пьесой "Корни" (1959,
там же) и "Я говорю о Иерусалиме" (1960, там же) составили трилогию
(целиком пост. в 1959-60 в "Инглиш стейдж компани". Лондон). Трилогия
представляет собой социально-политич. хронику, охватывающую период
1936-60- время, насыщенное большими псторич. событиями. Герои У.простые
рабочие люди. В пьесе "Кухня" (1959, "Инглпш стейдж комиани", 1961 - там
же, в новой редакции) У. воссоздает картину разобщения людей, живущих в
бурж. обществе. В пьесе "Жареная картошка к любому блюду" (1962, там же)
показаны будни одной из баз англ. военно-воздушного флота, где обучаются
летчики-новобранцы. В 1963 драматург написал телевизионную пьесу
"Угроза" о совр. молодежи. По инициативе У. в 1962 был создан "Центр
42", задачей к-рого является сближение профсоюзов с представителями
иск-ва. За активные политич. выступления против ядерного вооружения У. в
1962 был на нек-рое время заключен в тюрьму.
Лит.: "Иностранная литература", 1962, ј 1, с. 201-08;
Современный английский театр. М., 1963; Глумова-Глухарева Э.,
Западный театр сегодня, М., 1966, с. 101-05; Т а у 1 о г J. R., Anger
and after, L., 1963.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.